Новости с чего начать читать достоевского

«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги классика. готовые способы и советы, как начать больше читать и как выбрать литературу неначитанному человеку. Многие читатели, впервые знакомясь с его творчеством, часто задаются вопросом: «С какой книги начать читать Достоевского?». Серия 1. 20 век начинается. Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с чего начать, этот гайд расскажет вам о его ключевых произведениях, которые помогут вам погрузиться в мир его литературы.

С какого произведения начать читать Достоевского

С чего начать читать Достоевского: путь к пониманию великого писателя. Подступаетесь к одному из главных авторов русской литературы? Так, романтическим натурам, мне представляется, лучше начинать Достоевского с «Дядюшкиного сна» – невероятно комедийного, лёгкого и жизнерадостного произведения.

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы

С какого произведения начать читать Достоевского Важно помнить, что читать Достоевского не только для того, чтобы «прочитать» книгу, но и для того, чтобы понять суть того, что автор хотел нам сообщить.
Коллекции и спецпроекты | НЭБ Предлагаемый рейтинг поможет выбрать самые интересные книги Федора Достоевского: «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и другие, смотрите топ-10 лучших произведений великого русского писателя по версии КП: обложки книг, сюжет, интересные.

Самые важные произведения Достоевского, с которых нужно начать чтение

В этом случае возникают сомнения по поводу важности чтения художественных книг и знания классиков. При этом, по мнению Царегородцевой, литература в некоторых случаях может оказаться полезной и для физиков, и для инженеров, и для представителей любых других профессий. Кем бы он ни работал дальше, что бы он дальше ни изучал, ему необходимо чтение книг. Если кто-то пойдет, допустим, в банковское дело, ему поможет литература, потому что она научит его правильно общаться, — объяснила кандидат филологических наук, — Это многообразная школа. Книга ведь говорит с нами, и мы у нее очень многому учимся. Прежде всего мыслить, думать, правильно общаться. Мы можем даже не осознавать, что прочитали об этом в художественной книге» Светлана Царегородцева, филолог Но не в каждой профессии работнику необходимо взаимодействовать с другими людьми. Человек вполне может целыми днями сидеть перед экраном и работать за компьютером.

По словам Царегородцевой, такому сотруднику литература необходима даже больше, чем всем остальным. Это возможность примерить на себя судьбу героя, поговорить с ним. К тому же такие люди, как правило, интроверты, — сказала она. Современная литература развивается своим ходом и тоже играет важную роль в развитии человека. По мнению Платицына, она отражает исторический этап и помогает разобраться в нем. Но тут опять же всё завязано на образовательной программе. Дело в том, что прежде человеку нужен исходный код нашей культуры, ее ткань.

Даже робкое знакомство с ней впоследствии облегчит понимание наших современников, — уточнил он. Она отражает время.

Это ранний труд «начинающего таланта», как сказал о Достоевском великий литературовед и критик Белинский. Сюжет печален и актуален во все времена и для всех народов: дети бедняков не в силах вырваться из нищеты, как бы усердно они ни трудились. Их гложат тяготы малоимущих: беспросветность, голод, болезни, безуспешные попытки вырваться из нищеты. Главные герои по натуре своей люди благородные, но порой им приходиться совершать недостойные поступки. Читать отрывок 9. И все эти рассуждения не размазаны по тысячам страниц многотомника, нет. Коротенький рассказ насчитывает всего пять страниц. Если вы любите творчество Достоевского, обязательно прочтите это удивительную историю о смешном грустном парне, решившемся на самоубийство, и маленькой девочке, искавшей помощи прохожего, и о сне, навсегда изменившем жизнь человеческую.

Читать отрывок 10. Первые заготовки в виде двух отдельных повестей вышли в свет в 1847 году. Впоследствии автор решил объединить два ранних произведения одно о жене, второе — о муже в единое целое. В центре сюжета лежит история мужчин, столкнувшихся на улице у многоквартирного дома, где один назначил встречу любовнице, а второй выискивает улизнувшую от него молоденькую жену. Пытаясь уличить неблаговерную благоверную в измене, мужчина невольно оказывается в курьезной ситуации. Читать отрывок Вряд ли кто-либо станет оспаривать гениальность Федора Михайловича Достоевского как классика мировой литературы. А если кто-то и захочет поспорить, пусть сначала прочтет его лучшие произведения. Вдумчиво и медленно, и желательно не один раз. Иначе, никак. Ну, такой он, Достоевский.

Роман является глубоким погружением в тёмные уголки человеческой души и гениальным анализом мотивов преступления. Также стоит обратить внимание на роман «Бесы», который описывает духовную и моральную деградацию общества. Главный герой, пытаясь бороться с несправедливостью и коррупцией вокруг себя, сам погружается в мир безумия и сумасшествия. Одним из последних, но не менее значимых произведений, настоящей литературной классики, является роман «Братья Карамазовы». В этой книге Достоевский принимает множество мировоззрений: он обсуждает вопросы религии, морали, смысла жизни. Знакомство с произведениями раннего Достоевского — это не только погружение в ум и душу одного из самых великих писателей, но и осмысление самых важных проблем человечества. Белые ночи: нежная история любви и одиночества Одним из самых известных произведений Фёдора Достоевского является «Белые ночи». В этой романтической повести главный герой ведет свои записки о своей одиночестве и взаимоотношениях с женщиной.

Само произведение было опубликовано в 1848 году и стало одним из первых, где Достоевский обратился к романтической тематике. Хотя «Белые ночи» не являются самым известным произведением Достоевского, оно сыграло значительную роль в формировании его стиля и тематики. Читайте также: Как правильно пишется - стажИровка или стажЕровка? Другие известные произведения Достоевского включают в себя серии «Братья Карамазовы«, «Идиот», «Из подполья«, «Преступление и наказание» и «Бесы». В своих произведениях Достоевский исследует самые глубокие человеческие страсти и проблемы, и его работы считаются классикой мировой литературы. Идиот: образец доброты в суровом мире Идиот — роман Федора Достоевского, написанный в 1868 году. В этом произведении автор осмысленно исследует тему наказания и подполья, а также преступления и наказания, присутствующие в российском обществе. Роман «Идиот» рассказывает о главном герое по имени Принц Мышкин, который возвращается в Россию после длительного пребывания в швейцарской клинике.

Мышкин, помимо своей простоты и наивности, является образцом доброты в жестоком и суровом мире. Сюжет романа «Идиот» тесно связан с другими произведениями Достоевского, такими как «Бесы», «Записки из подполья», «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». В романе «Идиот» Достоевский поднимает важные вопросы морали, человеческих ценностей и кризиса духовности в обществе. Герой Мышкин сталкивается с множеством преград и трудностей, но несмотря на это, его доброта и сострадание к окружающим остаются неизменными. Роман «Идиот» не просто интересное произведение, но и глубокая философская размышленя о природе человека и его отношении к миру. Достоевский в своем произведении дает нам возможность задуматься об истинных ценностях и смысле жизни. Заглянуть в мир подземного человека Чтение произведений Федора Достоевского является обязательным шагом для всех, кто интересуется русской классической литературой. В его богатом творчестве каждый найдет чтение по душе.

Однако, если вы хотите заглянуть в мир подземного человека, вам стоит обратить внимание на следующие произведения: «Записки из подполья» — это одно из самых известных произведений Достоевского, которое позволяет глубже погрузиться в психологию главного героя и понять его крайне непростой миропонимание. Эти произведения Достоевского являются ключевыми для понимания его философских идей и основных тематик. Чтение этих произведений поможет заглянуть в сложный и глубокий мир подземного человека, который Достоевский создал в своих произведениях. Записки из подполья: остросоциальный и психологический рассказ Записки из подполья — это одно из самых известных произведений Фёдора Достоевского, написанное им в 1864 году. Роман представляет собой особый вид литературы — остросоциальный и психологический рассказ, в котором автор анализирует проблемы человеческого существования и общества. В романе Записки из подполья Достоевский затрагивает несколько основных тем, которые пронизывают все его произведения. Он обращается к проблемам свободы и морали, анализирует культурные и социальные условия, влияющие на человека. Автор также рассматривает психологические аспекты образования человеческой личности и ее взаимодействия с окружающим миром.

В головах людей оседают постоянно повторяющие девизы революционера и дабы скрепить свой «кружок», Верховенский задумывает убить Ивана Шатова Иван Иванов — бывшего революционера, взгляды которого, совершенно не совпадали с идеями «нечаевцев». В центре сюжета, уже, вполне, взрослый мужчина, 19 лет Аркадий Долгорукий. Не смотря на то, что книга называется «Подросток», сам Аркадий в корне не согласен с таким мнением Федора Михайловича.

Все время он задает вопрос окружающим «Какой подросток? Разве после 19-ти еще растут? Аркадий — незаконнорожденный сын помещика.

И когда, с одной стороны, он мечтает о богатстве, статусе и беззаботной жизни, то с другой, на него давит клеймо «недосына». Между борьбой с самим собой, в романе «Подросток» Достоевский поднимает и тему отношений между отцом и сыном. Последняя книга в пятикнижии — «Братья Карамазовы» — роман, сюжет которого акцентирован на семье и внутренних взаимоотношениях.

С чего нужно начать читать Достоевского.

А сам сюжет — сценарий какого-то триллера. Родители говорят, что мне обязательно захочется перечитать Достоевского в 30 лет. Не уверен». Нелли, 17 лет, Москва: «Люблю читать, люблю Достоевского. Мои ровесники в состоянии понять поступки героев Федора Михайловича. Давайте будем в 10-м классе сказки обсуждать. Нужно расти, учиться думать, мыслить.

Это в жизни точно пригодится». А вы думаете, что Достоевский желал, чтобы его произведение анализировали скучные учителя? Он просто так писал, для души.

Восемь месяцев они просидели в заключении в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, а затем состоялся суд. Чтения запрещённого письма и недонесения об актах чтения другой запрещённой литературы хватило, чтобы Достоевского приговорили к расстрелу. Император заранее заменил казнь на каторгу с конфискацией имущества, но явно решил поиздеваться над осуждёнными и превратить их в наглядный пример для остальных. Достоевскому и другим узникам пришлось пройти все этапы казни почти до самого конца: их вывели перед расстрельным строем, зачитали приговор и лишь затем объявили о помиловании. Напряжение было таким сильным, что один из петрашевцев сошёл с ума. Острог Четыре года каторги Достоевский отбывал в Омском остроге.

Тюрьма сильно повлияла на писателя — он становится куда более набожным и консервативным и обращает внимание на темы, которые найдут отражение в его последующем творчестве. После каторги Достоевского отправляют в Семипалатинск — служить в армии. За несколько лет он успевает сделать небольшую карьеру и дослужиться до прапорщика. Именно в Семипалатинске писателя настигает известие о смерти Николая и восхождении на престол Александра II. В день коронации нового императора петрашевцы получают прощение, а через год Достоевский добивается полной амнистии — ему возвращают дворянство и право заниматься литературой. За время пребывания в Сибири Достоевский написал всего две повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». В 1859 году он выходит в отставку и переезжает в Тверь, а в конце года возвращается в Петербург. Всё заново В конце 1859 года Достоевский возвращается в Санкт-Петербург и, по сути, пытается заново начать карьеру писателя. Вместе с братом Михаилом он начинает издавать популярный литературный журнал «Время», на страницах которого публикует новый роман «Униженные и оскорблённые».

Но главной для современников книгой Достоевского на тот момент стала опубликованная в «Русском мире» повесть «Записки из мёртвого дома». В основу «Записок» лёг опыт, который Достоевский пережил за четыре года каторги в Омском остроге. В «Записках» автор вводит вымышленного главного героя, пренебрегает реальной хронологией событий и чередует увиденные своими глазами эпизоды с художественным вымыслом и попытками проанализировать поведение попавших на каторгу людей, но для современников повесть стала настоящим откровением. Долги, кабала и потеря близких Казалось, что жизнь Достоевского постепенно налаживается, но это было не так.

Особое внимание в своих лекциях автор популярной и по сей день «Лолиты» уделяет именно классикам литературы, чьи художественные приемы во многом влияли на всю последующую литературу. Так что если вы давно хотели разобраться, откуда же берутся все эти истории со злыми двойниками и при чем здесь вообще Стивенсон, то вам точно стоит прочесть Набокова. Дмитрий Быков не только известный автор и журналист. Многие знают и любят его педагогические проекты: лекции по литературе он читает то школьникам, то для широкой аудитории в лектории «Прямой речи». Был у него и проект для телеканала «Дождь» - «Сто лекций» о русской литературе XX века. В своем четырехтомнике в некоторых изданиях встречается версия в двух томах на каждый год прошлого столетия Быков выбрал по одному выходившему в это время значимому произведению, так что есть отличная возможность и вспомнить Булгакова с Есениным со школьной программы, и даже убедиться, что Стругацкие тоже уже стали в один ряд с классиками а ведь не так уж много времени прошло.

Кстати, для особо въедливых читателей, знакомых с классикой, в книге есть и рецензии на произведения менее известных сегодня авторов, например, того же Юрия Домбровского, чье имя советская литература всеми силами пыталась забыть. Как понимать книги от Достоевского до Кинга» Николая Жаринова Существует ряд книг, где литераторы и журналисты просто признаются в любви своим же книжным полкам. Возможно, это не много добавит ценности вашей способности глубоко и полноценно анализировать текст, однако сможет стать неплохой мотивацией для того, чтобы пересмотреть отношение к уже прочитанному. Так, Жаринов, которого можно скорее назвать литературным блогером у него свой канал на YouTube , чем просто литературным критиком, рассказывает про свой персональный опыт «проживания» классической литературы. Во многом он, конечно же, критикует современное образование, которое предлагает детям в 15-16 лет понимать психологизм Достоевского и тонкий юмор Чехова, и на собственном опыте объясняет, как возвращался к прочтению этих произведений спустя много лет, чтобы наконец-то в них разобраться. Уроки чтения» Александра Гениса Александр Генис - журналист, писатель и литературовед, который уже много лет живет в Америке. Однако в своем романе он возвращается ко многим классическим произведениям русской литературы. Если вам нравится следовать за самим витиеватым и забирающим вас в плен слогом автора, то книга Гениса вам точно понравится: его извилистые размышления соседствуют с краткими советами по существу.

Влюблённый в дочь своего воспитателя Наташу рассказчик Ваня понимает: его избранница любит другого. Он готов на всё, лишь бы Наташе было хорошо. Ваня с готовностью берёт на себя роль «куратора» чужой любви, пытаясь решить проблемы, мешающие счастью любимой женщины с другим. Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых». Идиот Время «пятикнижия» так называют пять главных романов Достоевского пришло. Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот». Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире? Князя Мышкина с его чистыми помыслами и желанием спасти своим именем демоническую Настасью Филипповну так и хочется погладить по голове, пожалеть. Но вот быть таким? После прочтения можно дать честный ответ на этот вопрос — хотя бы только себе. Бесы Хотя «Бесы» были прочитаны современниками как политический роман, да и сам Достоевский не скрывал, что это его призыв к революционерам прекратить насилие, всё-таки это роман о многогранности человека. И взахлёб мы его сейчас читаем из-за главного героя Ставрогина, к которому никак не можем сформировать однозначное отношение. Мы готовы убить его за девочку Матрёшу из главы «У Тихона» и зауважать за женитьбу на хромой Марье Лебядкиной. В те моменты, когда этот злодей несчастен, очень хочется его приласкать и пожалеть. А как относиться к тому, что он оттаскал за нос помещика Гаганова, укусил за ухо губернатора и публично поцеловал чужую жену — с восхищением или с неодобрением? Да что там, он и сам этого не знает, поэтому не живёт, а мучается. Главный вывод, который мы сделаем, — вовсе не про политические уроки, а про то, как трудно жить умной, но мятущейся душе. Братья Карамазовы Да, именно так. Оставляем напоследок «Преступление и наказание» школьная травма и либо окончательно влюбляемся в Достоевского после прочтения «Братьев Карамазовых», либо — если не идёт — оставляем всё как есть. Эту главную для себя книгу Фёдор Михайлович писал, когда впервые в жизни у него было всё «как у людей»: любящая жена, дети, хоть какая-то финансовая свобода и даже дача в Старой Руссе, первый его собственный дом. Кстати, в провинциальном городке Скотопригоньевске, где происходит действие «Братьев Карамазовых», угадываются черты Старой Руссы. Но книга не об этом. А о чём? Да почти обо всём. Можно читать её как детектив: кто всё-таки убил отца Фёдора Павловича?

ЛУЧШИЕ КНИГИ для знакомства с классикой?с чего начать читать классику?

Бесы 1870-1872 гг. Много политики, вплетение завуалированных известных деятелей и мыслителей того времени, предчувствие разложения интеллигентного общества на террористические и радикальные группировки характеризуют роман и самого Достоевского как провидца предстоящих через десятилетия событий. Толчком к написанию политического романа стало убийство студента, организованное революционно-террористической группой под предводительством Сергея Нечаева. Этот студент стал прототипом книжного революционера, поменявшего вектор и задумавшего «сдать» всю компанию. Событие было столь резонансным, абсурдным и жестоким для тех времён, что Достоевский счёл необходимым обратить на это внимание читателей. По словам Фёдора Михайловича из письма, адресованного критику и философу Николаю Страхову, роман «Бесы» - это попытка донести несколько мыслей насчёт зарождающихся революционных течений, и от этого пострадала художественность изложения. И правда, читать его не так просто, в частности из-за усложнения сюжета из-за полемики героев-идеологов. Записки из подполья 1864 г. Превосходя своё положение, проявляя мужество, он обращается к своей Душе и совести, ведь его политическая и социальная деятельность не вторит нормам нравственности даже того времени. Герой постоянно испытывает чувство вины за свою неспособность навести порядок во вверенной ему действительности. Здесь-то и происходит постановка вопросов о предназначении человека параллельно с отрицанием добра, научного прогресса и всего, что происходит позитивное в мире.

Предшествует всему представление ранних лет чиновника, где прослеживаются зародыши будущих страхов и душевных метаний. Фёдор Михайлович романом «Записки из подполья» положил начало экзистенциализму в мировой литературе — в этом направлении работали писатели до середины XX века. Однажды Ницше признался, что Достоевский стал единственным психологом, у которого немецкий мыслитель смог хоть чему-то научиться. Игрок 1866 г. Как известно, сам Достоевский был заядлым игроком. Однажды в Висбадене он проиграл все свои деньги, и, чтобы восполнить недостаток средств, заключил с одним издательством контракт на написание романа в нереально короткие сроки — 26 дней. Чтобы успеть в заданное время, Фёдору Михайловичу пришлось нанять стенографистку, которой он надиктовывал во многом автобиографичный роман. Стенографисткой оказалась Анна Сниткина, впоследствии ставшая женой и вдохновительницей гения. Достоевский посвящает роман азартным играм и их влиянию на сознание и жизнь человека, который проигрывает всё своё состояние. Проблема — деньги становятся самоцелью.

Алексей Иванович в путешествии по Германии с семьёй отставного капитана служит преподавателем детей семейства. У него просыпаются тёплые чувства к неродной генеральской дочери Полине, но та не отвечает Алексею взаимностью, предмет её симпатий — французский маркиз. Семья генерала живёт в ожидании смерти бабушки, которая должна оставить огромное состояние в наследство. Однако старушке становится лучше, жизни более ничто не угрожает, и она приезжает в немецкий городок, где происходит действие, там же и проигрывает в рулетку немалую часть состояния. Узнав об этом, Алексей выигрывает для Полины крупную сумму, но она не принимает деньги из гордости.

С каторги писатель вернулся с твёрдым убеждением, что любое преступление неизбежно влияет на душу совершившего его человека, поэтому «Преступление и наказание» — это не столько роман о том, тварь ли Раскольников дрожащая или право имеет, а сколько о его моральной гибели после совершённого убийства и последующем воскрешении его души, которое было бы немыслимым без Сонечки Мармеладовой.

В 1867—1868 году Достоевский написал роман «Идиот». По его собственным словам, замысел романа заключался в попытке «изобразить положительно прекрасного человека», который оказывается настолько инородным телом в современном обществе, что окружающие принимают этого человека за идиота. Выход книги воспринимался как значимое событие в литературной жизни страны, и о ней говорили даже те, кто обычно не интересовался современной русской литературой. Это история о поисках Бога в себе и окружающих, бессмертии души и распаде семейных связей. После выхода «Братьев» популярность Достоевского взлетела до небес, но сполна насладиться славой писатель не успел. В каком порядке читать романы Достоевского В целом мы рекомендуем начать знакомство с творчеством Достоевского примерно в хронологическом порядке, опуская самые неудачные вещи и оставляя Пятикнижие на закуску: «Бедные люди».

История любви двух «маленьких людей», которые из-за своей нищеты не могут быть вместе и ищут утешения в полных нежности письмах. Именно этот роман открыл Достоевского для литературных кругов, и читатели, и уважаемые критики не могли поверить, что молодой на момент написания книги Фёдору было всего 24 года писатель мог так глубоко разобраться в характерах «маленьких людей». Романтическая история любви с грустным финалом. Главный герой повести, робкий и одинокий мечтатель, одной белой ночью знакомится на улице с девушкой и влюбляется в неё с первого взгляда. Настенька же видит в герое родную душу. Пока пара гуляет по улочкам и каналам Петербурга, девушка рассказывает свою грустную историю.

Роман написан легко и увлекательно, поскольку задуман в первую очередь для увеличения тиражей выпускаемого братьями Достоевскими журнала «Время». По этой же причине каждая публикуемая в журнале часть обрывалась на самом интересном месте. Ваня, главный герой романа, влюблён в Наташу, дочку своего воспитателя. Осознав, что его возлюбленная любит другого, Ваня берётся устроить чужое счастье. Порядок чтения Великого Пятикнижия Достоевского «Подросток». Девятнадцатилетний Аркадий Долгорукий приезжает в Петербург после окончания гимназии.

Это связано с тем, что Фёдор Михайлович задумал его, чтобы увеличить тиражи выпускаемого на пару с братом журнала «Время». Роман печатался частями и в каждом номере заканчивался на самом интересном месте. Всё-таки это хоть и лёгкий, но Достоевский, и его изюминка — в содержательных монологах героев. Влюблённый в дочь своего воспитателя Наташу рассказчик Ваня понимает: его избранница любит другого. Он готов на всё, лишь бы Наташе было хорошо. Ваня с готовностью берёт на себя роль «куратора» чужой любви, пытаясь решить проблемы, мешающие счастью любимой женщины с другим. Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых». Идиот Время «пятикнижия» так называют пять главных романов Достоевского пришло. Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот».

Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире? Князя Мышкина с его чистыми помыслами и желанием спасти своим именем демоническую Настасью Филипповну так и хочется погладить по голове, пожалеть. Но вот быть таким? После прочтения можно дать честный ответ на этот вопрос — хотя бы только себе. Бесы Хотя «Бесы» были прочитаны современниками как политический роман, да и сам Достоевский не скрывал, что это его призыв к революционерам прекратить насилие, всё-таки это роман о многогранности человека. И взахлёб мы его сейчас читаем из-за главного героя Ставрогина, к которому никак не можем сформировать однозначное отношение. Мы готовы убить его за девочку Матрёшу из главы «У Тихона» и зауважать за женитьбу на хромой Марье Лебядкиной. В те моменты, когда этот злодей несчастен, очень хочется его приласкать и пожалеть. А как относиться к тому, что он оттаскал за нос помещика Гаганова, укусил за ухо губернатора и публично поцеловал чужую жену — с восхищением или с неодобрением?

Да что там, он и сам этого не знает, поэтому не живёт, а мучается. Главный вывод, который мы сделаем, — вовсе не про политические уроки, а про то, как трудно жить умной, но мятущейся душе. Братья Карамазовы Да, именно так. Оставляем напоследок «Преступление и наказание» школьная травма и либо окончательно влюбляемся в Достоевского после прочтения «Братьев Карамазовых», либо — если не идёт — оставляем всё как есть. Эту главную для себя книгу Фёдор Михайлович писал, когда впервые в жизни у него было всё «как у людей»: любящая жена, дети, хоть какая-то финансовая свобода и даже дача в Старой Руссе, первый его собственный дом. Кстати, в провинциальном городке Скотопригоньевске, где происходит действие «Братьев Карамазовых», угадываются черты Старой Руссы. Но книга не об этом.

Известно ли, какие книги вызывали у него особенно сильные эмоции? Достоевский был в целом весьма эмоциональным человеком, но не любил демонстрировать свои переживания. В то же время, именно книги часто служили для него важнейшим источником переживаний и размышлений. Я страшно читаю, и чтение странно действует на меня. О «самой грустной книге человечества» мы уже говорили. О романе Гюго «Отверженные» Достоевский высказывался: «роман, в котором великий поэт и гражданин выказал столько таланта, выразил основную мысль своей поэзии в такой художественной полноте, что весь свет облетело его произведение, все прочли его, и чарующее впечатление романа полное и всеобщее». Нередко оценки Достоевского менялись со временем. К примеру, сразу после выхода в свет романа И. Известно ли, какие книги писатель любил читать в детстве и в юности? О самой первой своей книге Достоевский автобиографически сообщает в романе «Братья Карамазовы: «Была у меня тогда книга, священная история с картинками, под названием: «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета», и по ней я и читать учился». Одной из любимых книг в семье Достоевских было собрание сочинений А. Пушкина, с которым писатель не расставался всю жизнь. Однако в юности он увлекался «готическими романами» Анны Радклиф и Эженом Сю, читал стихи Жуковского и Байрона, а в годы учебы буквально бредил Шиллером. Интересно отметить, что собственно детскую литературу Достоевский не признавал — возможно по той причине, что по-настоящему хорошей детской литературы в то время практически не было. Когда его спрашивали, чтобы он посоветовал для чтения детям и подросткам, то Достоевский называл вполне «взрослые» имена: Вальтер Скотт, Чарльз Диккенс, Мольер, Гоголь, Крылов и конечно, Пушкин.

Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы

Это ранний труд «начинающего таланта», как сказал о Достоевском великий литературовед и критик Белинский. По-моему,эти 3 великих романа подойдут для хорошего начала ознакомления с творчеством Федора Михайловича."Бесы","Подросток" и "Записки из подполья" помогут вам понять в дальнейшем весь внутренний мир Достоевского,всю его философию и все его. Актуальные новости. На собраниях литературного кружка Белинского Достоевский начинает зачитывать отрывки из своего следующего произведения — повести «Двойник».

Что советует читать Достоевский

Он много читает Новый Завет, подаренный декабристами. Характерно, что просит Достоевский прислать ему на каторгу: «экономистов, Отцов Церкви, историков». Экономика и Святые Отцы — такие были интересы у великого писателя и мыслителя. Хорошо бы и нам перенять такой ракурс мысли. В личной библиотеке Достоевского были: — Библия, Евангелие, Псалтирь, Книга Иова, Часослов, каноны, жития; — довольно много книг о спиритизме модная тема эпохи , по богословию, истории, социологии, праву, естествознанию, искусству, истории литературы, филологии, фольклору; — из русской литературы: Гоголь, Грибоедов, Державин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Лесков, Майков, Некрасов, Островский, Пушкин, Рылеев, Салтыков-Щедрин, А. Толстой, Л.

Идеи о «тварях дрожащих» и «право имеющих» он зафиксировал в статье «О преступлении», опубликованной в одной из петербургских газет. По Раскольникову, есть два типа людей: Люди низшего разряда «твари дрожащие» живут в послушании и подчиняются Люди второго разряда «право имеющие» склонны преступать закон и разрушать.

Преступления этих людей «требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте». Наполеон, о котором по ходу романа несколько раз упоминает Раскольников, — пример человека «второго разряда», который вскружил голову молодежи XIX века. Он кажется безжалостным, бескомпромиссным императором, который пошел против любых нравственных принципов и захватил полмира. Чтобы доказать себе, что он Наполеон или «право имеющий», Раскольников и идет на убийство жалкой старухи. Как связаны роман Достоевского и работы философа Фридриха Ницше? Теория Раскольникова подозрительно похожа на идеи Ницше о сверхчеловеке: философ называет сверхчеловеком личность, в которой воля к жизни, к увеличению жизненной и творческой силы достигает наивысшей точки своего развития, — он якобы от рождения наделен свойствами, которые делают его лучше прочих.

Сверхчеловек, представляя собой единство «твари и творца», преодолевает себя и «рождает» творца, победив в себе тварь. Сходство с теорией Раскольникова налицо, только важно уточнить: «Преступление и наказание» Достоевского опубликовано в 1866 году, «Так говорил Заратустра» Ницше — в 1883 году. Так что это Ницше заимствует мысли Достоевского, а не наоборот Более того, немецкий философ писал: «Достоевский принадлежит к самым счастливым открытиям в моей жизни…» Эти двое взаимосвязаны, но не тождественны. Достоевский — рационалист и моралист, Ницше — иррационалист, отрицающий существующую мораль, именно поэтому у Раскольникова после преступления довольно скоро наступает «наказание» и продолжительное страдание. Татьяна Шошина: Бунин без одобрения относился к творчеству Достоевского, потому что был прежде всего стилистом и часто форма была ему интереснее и важнее содержания. В сущности, здесь можно признать правоту Бунина: зрелый Достоевский не пишет романы рукой, а надиктовывает их стенографистке — это интересный творческий опыт: он отпускает свою мысль, дает свободу воображению, потому что рука всегда является цензором сознания. Бунин был убежден, что есть некая важная связь между рукой, которая держит перо, и бумагой — Достоевский в своем методе эту связь разрывает.

Отсюда небрежность текста и избыточность, в том числе, религиозной символики. Воскрешение Лазаря. Это не просто символ, а целый фрагмент Нового Завета внутри романа Достоевского. Это центральная сцена романа, идейная кульминация, в которой Соня по просьбе Раскольникова читает ему легенду о воскрешении Лазаря, которая действительно выглядит избыточной. Топор — довольно очевидный символ: Раскольников ударяет старуху обухом, соответственно, лезвие в момент удара направлено на него. Когда он замахивается топором, лезвие движется к нему — тем самым символически его убивает.

В красках и лицах Достоевский описывает все стороны "медали" и буквально кричит о том, что за страшная штука - игромания. В книге поднимается еще одна грустная тема - ожидание наследства. Родственники словно стервятники кружат над еще живым человеком. Роман "Униженные и оскорбленные", 1861 В романе речь и идет о судьбе небогатой помещичьей семьи Ихменевых.

Так вышло, что их несправедливо засудил князь Валковский, на которого работал глава семейства. К тому же в сына князя Алешу влюбляется дочь Ихменева Наташа. Так о чем же роман? Во-первых, о несправедливости, когда богатые и наделенные властью персоны могут сделать фактически что угодно с простыми людьми, у которых нет денег и связей. Можно и нужно, конечно, сказать, что Достоевский писал о проблемах России именно того времени, когда жил он, то есть на стыке 19го и 20го веков. Но не будет преувеличением сказать, что данная проблема характерна не только для времени Федора Михайловича, но и для нашего. Во-вторых, в "Униженных и оскорбленных" довольно глубоко и психологично раскрываются разные характеры. И, наконец, Достоевский хотел показать, что люди путают любовь к себе и гордость, привитую воспитанием, зачастую даже причиняющую вред человеку. Повесть "Записки из Мертвого дома", 1860 "Записки из Мертвого дома" - это своего рода сборник, объединяющий повесть и рассказы, посвященные теме каторги в Сибири. Достоевский сам побывал на каторге, поэтому писал не понаслышке.

Учитывая, что сегодня можно читать книги онлайн бесплатно , вы можете познакомиться с ними прямо сейчас. Смысл очень точно отражен в названии. В романе раскрывается «вечная тема» так называемого «маленького человека» — бедного, без состояния и положения. В произведении рассказывается о тех, кто влачит жалкое существование в дешевых квартирах в самых отдаленных районах. Герои мерзнут, недоедают и не вылезают из долгов. Но бедность не притупила их чувств, и они не меньше богатых могут страдать и тяжело переживать унижение своего человеческого достоинства.

Суть произведения легко понять уже из названия.

Зачем сегодня читать Достоевского?

Вы просто не знаете, с чего начать. Достоевский — это магия слова, путешествие по тёмным закоулкам души, приглашение к размышлению о природе человеческих недостатков. Те, кто полюбил и прочитал основные произведения Достоевского, многое поняли про жизнь. Хотя зачем мы вас уговариваем? Вы всё и так прекрасно знаете. Просто боитесь «объёма работ» и того, что опять не получится. И мы на ReadRate прекрасно вас понимаем.

Поэтому предлагаем свой способ чтения книг классика. Это наш авторский подход, где порядок чтения не идентичен порядку написания, а знакомство с великим Достоевским начнётся не с его книг. И вообще не с книг. Старт: мини-сериал «Достоевский» режиссёр Владимир Хотиненко, 2011 год. Да, это против правил хорошего тона, но… к сожалению, великий классик есть, а великой его биографии нет. Самая известная биографическая книга «Достоевский» Людмилы Сараскиной — это увесистый том почти на тысячу страниц, который сложно читать изначально не влюблённому в писателя человеку.

Слишком уж официальная подача. Интересно написаны книги «Три любви Достоевского» Марка Слонима и «Последний год Достоевского» Игоря Волгина, но они рассказывают лишь о части жизни писателя. Поэтому выхода нет — давайте смотреть сериал. Вместе с Достоевским мы проживём сначала смертный приговор за участие в революционном кружке, а потом — прямо на плахе — его отмену. Проведём время в ссылке, выйдем на свободу, поживём в провинции, неудачно влюбимся и женимся, чудом вернёмся в столицу, переживём первый литературный успех и вслед за ним мощное падение. Потом снова неудачная любовь, снова падение, тотальное безденежье, зависимость от издателей и невозможность писать когда хочется, игровая зависимость и припадки эпилепсии… И вот тогда вы посмотрите на Достоевского по-другому — как на живого сложного человека.

И на его книги тоже. Если после сериала захочется чего-нибудь еще, можно закрепить эффект известным советским фильмом «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Бедные люди Порядок чтения книг Достоевского должен открываться именно этой книгой, а вовсе не хрестоматийными «Преступлением и наказанием» или «Бесами». Именно из-за «Бедных людей» Белинский не спал ночь, а потом прилетел к Некрасову ни свет ни заря с криками «Новый Гоголь явился! Это история любви двух «маленьких людей», нищего Макара Девушкина и его не менее нищей избранницы Вареньки. Они не могут быть вместе, и всё, что им остается, — искать утешения в полных дрожащей нежности письмах.

Над ними плачут даже самые отъявленные циники.

Евангелие в финале романа зачастую истолковывается слишком прямолинейно. В эпилоге говорится, что Евангелие, данное Соней Раскольникову, он держит под подушкой — мы не видим слов о том, чтобы он его читал. Таким образом, Евангелие для Раскольникова — потенциальная, но не реализованная возможность раскаяния. Цветовая символика — еще один элемент романа, к которому автор постоянно возвращается в каждой части романа. Сон об Африке выступает контрастом по отношению к остальной цветовой гамме романа именно потому, что там появляются яркие краски. Основная цветовая гамма романа — серая: этим цветом изображается дождливая темная погода в Петербурге. В сцене самоубийства Свидригайлова на этом цвете особый акцент: окружающий серый город душит героя и тем самым будто подталкивает к самоубийству.

Желтый цвет у Достоевского символизирует болезненность, неустроенность, тревогу, создавая в сочетании с серым мрачную и изматывающую цветовую гамму. Здесь же вспоминается, что в те годы сумасшедшие дома красили в желтый цвет. Михаил Сапрыкин: Кроме того, желтый цвет, такой неестественный и болезненный, создает адскую картину Петербурга и вводит важные мотивы Апокалипсиса. Мир времен Достоевского, 1860—70-е годы, — предапокалипсис, в котором автор фиксирует крах прежних ценностей: как рушится вера в Бога, как уничтожается семья у Достоевского ведь, в отличие от Толстого, нет счастливых семей — все ругаются, спорят, визжат, скандалят. Петербург со своими желтыми стенами, духотой и июльской вонью и грязью предстает болезненным, сломленным, апокалиптическим. Раскольников раскаялся или нет? Татьяна Шошина: Здесь давайте поговорим о первом традиционном школьном мифе: когда десятиклассники заканчивают работу над романом с мыслью о том, что Родион Раскольников и Соня Мармеладова — это пара влюбленных, аргументируя словами из эпилога: «Их воскресила любовь». Роман «Преступление и наказание» — текст без очевидной любовной линии, и чувства Раскольникова и Сони друг к другу в меньшей степени романтические — это глубокие человеческие и христианские чувства.

Нигде в романе не говорится о романтическом отношении героев друг к другу, и логика самих героев не предполагает такого прочтения. Раскольников слишком занят самим собой, чтобы увлечься девушкой Соня его изначально интересует как союзница — как человек, совершивший преступление, — когда он не находит в ней союзницы, она становится его оппонентом. А Соня именно из-за своей глубокой религиозности считает себя падшей женщиной, «недостойным существом», и сама мысль о том, что такой «благородный» человек, как Раскольников который помог их семье , по-доброму к ней относится, знакомит ее с матерью и сестрой, обращается к ней по имени и отчеству — ее это глубоко трогает, она считает себя недостойной такого отношения. Даже если он привлекает ее внешне, Соня не считает себя вправе испытывать романтические чувства, и любовная линия в романе не прорисовывается. Раскаяние Раскольникова в финале — второй миф школьного подхода к роману Как и с любовью Сони и Раскольникова, так же десятиклассники пребывают в твердом убеждении, что Раскольников совершил преступление, а потом и его накрыло раскаяние, и он стал хорошим человеком. До последней строчки романа речи о раскаянии не идет: к финалу Раскольников осознает неправильность своей теории, а теория — это некоторое логическое построение, а в нем может оказаться ошибка. Все, с чем герой приходит к финалу, — это понимание ошибочности своей логики, и для него это уже большое достижение.

Произведение писалось Достоевским в тяжелый период его жизни. Поэтому в нем затрагиваются многие серьезные проблемы, остающиеся актуальными сегодня. Речь о выборе, перед которым встает человек из-за нищеты, своих страданий и страданий близких: могу ли я преступить нравственные законы или не имею на это права. Автор видит их как тех, кто способен пойти на что угодно ради денег, переступить через любую мораль. Классик раскрывает тайны человеческой души, затрагивает темы религии, смысла жизни и любви — как между мужчиной и женщиной, так и ко всему человечеству. В романе Достоевский четко показывает, каким он видит положительного героя, который, к несчастью, в обществе «нормальных» людей оказывается идиотом. Писатель изображает человеческую душу, в которой идет нескончаемая борьба между добром и злом.

Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает... Почему он назвал своим именем Федьку Каторжного «Бесы»? А имя Федора Павловича Карамазова?.. Отвечать на подобные вопросы призван каждый читатель, который причастен к Вселенной Достоевского. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Блог издательства Delibri

Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с какой книги начать, вам предлагается несколько вариантов. «Я многое прочитала у Достоевского, и мне показалось, что „Преступление и наказание“ — не та вещь, с которой стоит начинать знакомство с писателем. После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Огромную работу, начатую в этом направлении коллективом сотрудников Пушкинского дома под руководством Георгия Фридлендера, в труднейших условиях, под постоянным идеологическим давлением подготовивших и выпустивших в. «Я многое прочитала у Достоевского, и мне показалось, что „Преступление и наказание“ — не та вещь, с которой стоит начинать знакомство с писателем. Представляем рейтинг, в который вошли 12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского – к их прочтению можно возвращаться сколько угодно раз и открывать для себя заново что-то новое.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий