Голосование за выбор общественной территории для благоустройства завершается на волне растущего энтузиазма горожан. от Камчатки до Калининграда. Итоги первого дня голосования на парламентских выборах в России.
Член Общественной палаты Москвы назвал причину высокой явки на выборах президента
Специалисты назвали это историческим событием. Явка на выборах превысила показатели 2018 года. Первые результаты ЦИК пообещал опубликовать после 21:00 по московскому времени. О том, как проходили президентские выборы-2024 и почему они стали особенными — в материале ОТР. В каких-то регионах использовали традиционный бумажный бюллетень, чтобы отдать свой голос, а кто-то выбрал новый дистанционный формат. Электронное голосование ДЭГ в этом году применяли впервые. В нем поучаствовали жители 28 регионов страны. Дистанционно исполнил гражданский долг и президент России Владимир Путин. Отдать свой голос в первый день успели спикер ГД Вячеслав Володин, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев, министр иностранных дел Сергей Лавров и другие политики. Активно в первый день голосовали жители Магаданской области. В Херсонской области было всего на один процент меньше.
В Запорожской области свой голос отдали чуть больше половины избирателей, а в ЛНР — около трети всех жителей республики.
Партия « Яблоко » участвует в выборах в 20 субъектах Российской Федерации, на разных уровнях — от дополнительных выборов в Госдуму до муниципальных выборов [35]. Списки партии зарегистрированы на выборах в городские думы Екатеринбурга и Великого Новгорода, в городской совет Красноярска. На довыборах в Московскую областную думу от «Яблока» зарегистрирован кандидат-одномандатник. В муниципальных выборах участвуют кандидаты от «Яблока» в Псковской области, Саратовской области, Новой Москве, Пермском крае, Карелии, Ростовской области город Шахты , Рязанской области и Тульской области [36] [37].
В этот раз организаторы ДЭГ, пытаясь спасти репутацию электронного голосования, проводили более аккуратную линию по манипулированию результатами. Поэтому применение дистанционного электронного голосования далее — ДЭГ по-прежнему остается одним из наиболее спорных методов волеизъявления граждан. Остаются нерешенными проблемы отстраненности членов избирательных комиссий от процесса голосования и подсчета голосов, рисков несанкционированного вмешательства в указанные процессы, невозможности проверки соблюдения порядка голосования, в том числе отсутствия принуждения к голосованию. Стоит особо подчеркнуть, что платформа ДЭГ юридически надлежащим образом до сих пор не проработана и нарушает базовые принципы проведения выборов в РФ, прописанные в федеральном законе 67-ФЗ. Есть серьёзные вопросы к технологическому обеспечению.
При проведении ДЭГ аутентификацию и идентификацию избирателя, изготовление и выдачу избирателям электронных бюллетеней, хранение, подсчёт электронных бюллетеней осуществляет ДИТ, что однозначно представляет прямое вмешательство в выборный процесс не уполномоченной на то организации. Более того, фактически ДЭГ неподконтролен системе избирательных комиссий, но подконтролен департаменту правительства Москвы, То есть электронное голосование организует структура, подчинённая одному из кандидатов на выборах! В нынешней ситуации, когда серьёзного импортозамещения в сфере электроники и программного обеспечения не произошло, ни одна электронная система не застрахована от иностранного вмешательства. Любая ГИС государственная информационная система после изменения её компонентов должна проходить сертификацию и аттестацию заново. Власть не предоставила убедительной информации и касательно соответствия используемых систем требованиям безопасности персональных данных граждан и защиты от взлома и хакерских атак.
Мнения молодежной аудитории в вопросе полезности и эффективности электронного голосования поляризуются, что свидетельствует о желании не просто быть вовлеченным в новый формат, но и быть при этом уверенным в безопасности и корректности используемой технологии.
Такая полярность мнений имеет под собой рациональную основу. В преддверии выборов в Мосгордуму было проведено четыре этапа тестирования системы. И хотя ни на одном из тестовых испытаний система не была взломана, во время непосредственного голосования в Мосгордуму были зафиксированы технические сбои: в инфраструктуре портала госуслуг Москвы электронное голосование прерывалось дважды, платформа была недоступна для избирателей в течение двух часов. В ходе электронного голосования на выборах в Москве использовалась новая программа обеспечения тайны голосования — анонимизатор. Основной смысл ее запуска в том, чтобы создать автономную систему, не контролируемую Правительством Москвы и, в частности, его «профильным» подразделением ДИТ. Анонимизатор обезличивает данные о голосовании и включает несколько систем их шифрования, что теоретически обеспечивает и тайну голосования, и защиту данных от искажения.
Личный кабинет пользователя «привязан» к номеру телефона, что позволяет идентифицировать избирателя и предотвратить повторное голосование, но не обеспечивает полную анонимность. Защита информации и в этом случае односторонняя: будучи независимой от органов исполнительной власти, система администрируется специалистами Мосгоризбиркома, а значит, полностью защищенной от вмешательства не является. Помимо несовершенства законодательной базы нужно учесть, что применение иностранных протоколов шифрования в РФ невозможно, так как они не сертифицированы отечественными спецслужбами, а разработка собственных систем шифрования направлена преимущественно на решение задач государственной безопасности и сохранения государственной тайны, и применение их в процессе обеспечения электронного голосования в обозримом будущем не соответствует приоритетам силовых структур. Будущее электронного голосования в России В целом, хотя результаты приведенных данных демонстрируют отсутствие безусловного доверия россиян к электронному голосованию, запрос на качественное развитие данного формата среди россиян существует и актуализирован в наиболее перспективной социальной группе — молодежи. Важно также учитывать крайне ограниченный опыт электронного голосования в России, что также влияет на формирование общественного мнения относительно данной темы: в перспективе, в зависимости от успехов реализации электронного голосования в других регионах и на выборах различного уровня, мнение населения может измениться. В этом отношении необходимо также соотносить результаты опросов общественного мнения с политическими заявлениями лиц, напрямую отвечающих за организацию избирательного процесса.
Выборы 2024 года: как будут проходить, и будет ли участвовать в них Владимир Путин
При этом возможность узнать какие-либо данные о ходе голосования на выборах 2024 года или, например, выразить жалобу в связи с нарушениями в выборном процессе, появится у каждого избирателя по номеру информационного центра ЦИК: 8-800-200-00-20. При этом возможность узнать какие-либо данные о ходе голосования на выборах 2024 года или, например, выразить жалобу в связи с нарушениями в выборном процессе, появится у каждого избирателя по номеру информационного центра ЦИК: 8-800-200-00-20. Электронные системы дистанционного голосования позволят гражданам голосовать там, где они находятся.8 сентября 2019 года впервые в России на выборах депутатов Московской городской думы будут применены цифровые избирательные участки. Тип выборов. Основные Основные повторные Основные отложенные Основные отдельные Дополнительные Дополнительные повторные Довыборы Повторное голосование Основные выборы и повторное голосование. Выберите территорию или группу территорий. Весь процесс голосования на УИКах идет нормально, несмотря на попытки провокаций, заключила глава ЦИК. Во время заседания она рассказала, что явка на выборы в первые часы работы УИКов составила 2,89%. Очевидно, на выборах депутатов Новой Москвы задержка с расшифрованием данных ДЭГ была использована для манипуляции итогами голосования, с учётом уже полученных к этому времени данных подсчёта всех избирательных бюллетеней по этим выборам.
Эксперты рассказали о беспрецедентно высокой явке в первый день голосования
Индия обновляет рекорд по масштабности парламентских выборов 19 апреля в Индии началось голосование на всеобщих выборах депутатов Национального собрания Республики (Lok Sabha – нижняя палата парламента). Избирают по одному представителю от каждого. Кроме прочего, голосование через Госуслуги будет организовано на выборах губернаторов 5 областей и Алтайсского края, в двух регионах на выбрах депутатов Госдумы. В России закончилось трехдневное голосование на выборах в Госдуму. Центризбирком опубликовал список из 24 регионов, где на выборах 2023 года (пройдут 10 сентября) будет работать дистанционное электронное голосование (ДЭГ).
Сергей Удальцов: Имитация выборов совершенствуется — основной итог Единого дня голосования
Второй фактор — военные действия. Шок от того, что наша страна участвует в конфликте, прошел, и мы вживаемся в новую реальность». Также собеседник указал на особенности хода предвыборных кампаний. Первые — это либо волонтеры, либо те, чьи близкие находятся в зоне СВО. А вторая часть избирателей — это люди, которые пытаются жить прежней жизнью, — поясняет парламентарий. Если раньше кандидаты могли вести единую избирательную кампанию, то сейчас им пришлось работать с каждой из этих групп в отдельности. При этом кандидаты в прифронтовых регионах успели адаптироваться к новой реальности». Отдельно депутат коснулся темы расширения электронного голосования. В то же время замруководителя Совбеза России, председатель «Единой России» Дмитрий Медведев призвал актив партии готовиться к президентским выборам, потому что «это главные выборы в нашей стране». Медведев также выразил благодарность «всем, кто пришел на новых территориях и отдал свой голос» вне зависимости от того, за кого именно голосовали избиратели.
По его словам, «в данном случае это еще один факт голосования за то, чтобы находиться внутри одной страны». Он заявил, что нужно «поклониться всем людям, которые сегодня принимали участие в выборах… в очень сложных, небезопасных условиях, когда враг постоянно нагнетал страсти — это и прямые удары, прилеты и психологическая война, которая ведется».
Москва, Бутырский р-н, улица Добролюбова, 14. Участок 589. Электронное голосование это, конечно, хорошо, но и старые добрые подгоны и карусели никто не отменял. Приходите на выборы! А ролик твиттер-аккаунта Омское гражданское объединение с одного из городских участков напоминает скорее видео из переполненного вагона метро на самой загруженной ветке в час пик. По словам администраторов страницы, преимущественно голосующие — это сотрудники полиции и МЧС.
Как сообщает наблюдатель, они продолжают прибывать на микроавтобусах и газелях судя по всему — по отделениям , — написало Омское гражданское объединение. Люди организованно пришли к открытию. По нашей информации, это сотрудники службы судебных приставов. Может, билеты на яркую премьеру осени разбирают? УИК 65 в Петрозаводске Твиттер-аккаунт Гражданское общество поделился роликом, на котором, по подсчётам автора, в очередь на выборы выстроились около 400 человек. Как видно по фото журналиста Сергея Резника, которое он опубликовал в телеграме, голосующих на некоторых участках так много, что очередь в избирательные участки начинается ещё с улицы.
Мы убеждены, что дистанционное электронное голосование представляет из себя угрозу национальной безопасности, поскольку ДЭГ даёт повод для негативных общественных настроений по причине уничтожения института выборов в России. Мы утверждаем: пришло время сплочения всех людей доброй воли против электронной диктатуры и цифрового концлагеря, всем гражданам необходимо возвысить голос против власти капитала и сплотиться вокруг КПРФ для защиты свободных и честных выборов! Мы требуем отказаться от электронного голосования и призываем поддержать эти наши законные требования всех наших сторонников.
Одновременно мы ставим вопрос об острой необходимости создания условий для проведения честных и свободных выборов, и КПРФ уже предложила свой проект Избирательного кодекса, способного осуществить глубокое оздоровление всего выборного процесса в России. Нельзя, чтобы плоды прогресса и цифровизации вместо блага для общества превращались господствующим классом в инструмент тотального контроля за гражданами. Мы уверены, что на смену капиталистической тьме придёт новый мир, и над Россией воссияет яркое солнце свободы, социализма и народовластия. Мы знаем, что сегодня борьба за социализм неотделима от борьбы за демократию, элементарные права и свободы. За власть народа! За социализм! Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке mskkprfBot и нажать кнопку Start.
Элла Памфилова, председатель Центризбиркома РФ: «К выборам президента мы должны вообще выжечь это применение административного ресурса. Вы знаете, как наши люди, тем более сейчас, относятся к элементам принуждения: не просто с раздражением — мы получаем обратно противоположный результат. Чем больше степень давления на людей, тем больше они сопротивляются. Это правильно, это справедливо». Сразу после закрытия участков начнется подсчет голосов, но председатель Центризбрикома призвала своих коллег приступать к подведению итогов не раньше, чем будут расследованы все обращения о возможных нарушениях. Потому что прозрачность, открытость и правда — оружие, которым Элла Памфилова намерена и дальше завоевывать доверие избирателей. Картина дня.
Российские выборы показали пример консолидации и мужества
Организация процесса там потребовала особых усилий. На брифинге показали даже ролик из Авдеевки. Выборы на новых территориях часто идут в сложных условиях. И сопровождаются страшными новостями. На них глава ЦИК реагировала с особыми эмоциями. Вражеские колцентры... Просто извините, Денис Владимирович. Вот коллеги, где эти продажные правозащитные организации? Впрочем, ходить на участки нужно не всем.
Интернет-порталы пока работают без перебоев. А вот на участках гладко далеко не везде, участились случаи.
Фото: Юлия Салыкина Всё, что происходит в период выборов, попадает в поле зрения блогера. Это и открытие участка утром под звуки Гимна, и выдача бюллетеней, и голосование на дому, волонтёры, видеокамеры, наличие огнетушителей и дежурство полиции, запечатывание бюллетеней в сейф-пакет после закрытия избирательного участка в 20:00.
Как дважды мама и педагог, обращает внимание Юлия на соблюдение санитарных норм. Она считает, что чистота очень важна, особенно в период роста заболеваемости гриппом, ОРВИ, другими инфекциями и вирусами. Так и сейчас, выборы — очень важный момент. И что будет происходить на Тамбовщине в ближайшие годы, от нашего выбора во многом зависит, — говорит Юлия.
А летом 2022 года спешно оставил пост сначала ради руководящей должности в Харьковской области , затем — в Херсонской. RU В Омске на новую систему избрания градоначальника перешли после ухода в отставку Вячеслава Двораковского в 2017 году. Он руководил Омском с 2012 года, и его отставку приняли большинством голосов : 19 депутатов проголосовали за, 12 — против. После него, вероятно, претендовать на пост мэра было непросто, но выборы не состоялись: заявки подали только два кандидата, а затем сняли свои кандидатуры. Новый конкурс прошел через полгода, и на него заявилось уже 55 человек , 36 из них дошли до этапа собеседования , 2 — до финального голосования. По его итогам город впервые возглавила женщина — региональный министр экономики Оксана Фадина. Правда, не обошлось без скандала: фракция КПРФ не хотела голосовать открыто, и ее депутаты в знак протеста покинули зал заседаний.
С поста мэра Оксана Фадина проторенной тропой ушла в Госдуму, а на нее место претендовали 33 кандидата. На итоговом заседании, где выбрали Сергея Шелеста, снова отличились коммунисты: на этот раз они отказались голосовать из-за отсутствия альтернативы — оба дошедших до финала кандидата представляли «Единую Россию». RU Ярославль лишился прямых выборов мэра в 2014 году — с тех пор за выбор человека, который должен красить место, также отвечают депутаты. По новой схеме в городе избрали уже трех глав, хотя не без сбоев. Например, в 2018 году перед зданием муниципалитета прошел пикет с требованием вернуть прямые выборы мэра, а внутри муниципалитета — бойкот коммунистов с теми же требованиями. Избрание градоначальника наши коллеги из Ярославля описывали как фарс , а получивший в итоге должность Владимир Волков в 2022 году вместе с ней оставил городу незавершенные проекты.
Эксперты рассказали о беспрецедентно высокой явке в первый день голосования Шаповалов: на избирательных участках наблюдаются очереди из желающих голосовать Москва , 15 марта, 2024, 18:44 — ИА Регнум. Первый день трёхдневного голосования на президентских выборах в России продемонстрировал беспрецедентно высокую явку. Об этом 15 марта корреспонденту ИА Регнум заявил политолог, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов. Рекордное число избирателей приняли участие и в дистанционном электронном голосовании. Эксперт обратил внимание на то, что высокая явка происходит на фоне масштабной информационной кампании, которая была организована Западом против России, на фоне призывов иноагентов бойкотировать выборы, а также на фоне угроз, провокаций и запугивания избирателей, членов избирательных комиссий со стороны киевского режима и недружественных государств. Явка свидетельствует о зрелости российского гражданского общества, понимании подавляющим большинством граждан России значимости выборов президента для настоящего и будущего страны, готовности своим голосом внести вклад в процветание и развитие России, добавил он.
Главная страница
На выборах могут присутствовать и иностранные наблюдатели. На выборный процесс они никак не влияют — их права ограничиваются лишь высказыванием своего мнения о голосовании уже после его окончания. Порядок голосования 1. Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Итоги первого дня голосования на парламентских выборах в России. – Сегодня, голосуя, мы делаем выбор в пользу будущего. В частности, на странице 48 подчеркивается, что до окончания голосования на всей территории России международные наблюдатели должны воздерживаться от комментариев, которые касаются наблюдения за ходом выборов. Перед выборами президента России 15–17 марта сотрудники избиркомов совершат поквартирные обходы избирателей для информирования о голосовании.
Российские выборы показали пример консолидации и мужества
Впрочем, ходить на участки нужно не всем. Интернет-порталы пока работают без перебоев. А вот на участках гладко далеко не везде, участились случаи. Мы сейчас обратимся к ним в штаб. Это очень важно, потому что бюллетени портятся до состояния невозможности определить голосование", — сказал заместитель председателя ЦИК Николай Булаев.
К ходу голосования приковано внимание всего мира Провокации на избирательных участках неожиданностью не стали. К ходу голосования приковано внимание всего мира. И иностранных наблюдателей приехало огромное количество — 333 с половиной тысячи человек. Правда, разговаривать с ними в эти дни можно не обо всем.
Там текст на английском, а с другой стороны — на русском языке. В частности, на странице 48 подчеркивается, что до окончания голосования на всей территории России международные наблюдатели должны воздерживаться от комментариев, которые касаются наблюдения за ходом выборов.
Форма периодического распространения: сетевое издание. Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Главный редактор: Шелягин Александр Юрьевич. Все о политике, экономике и обществе в формате статей, инфографики, фото- и видеорепортажей.
Наша сила в единстве и сплоченности!
Зампредседателя комитета по экономической политике Сергей Алтухов проголосовал в Краснодарском крае, на участке в Туапсе. Депутат Госдумы Юрий Станкевич проголосовал в Нижегородской области. Он пришел на избирательный участок с младшей дочкой.
Только через выборы или референдум народ, как единственный источник власти в стране, проявляет свою волю и реализует свое право на управление государевыми делами. Избирательная процедура — неотъемлемый фундамент любого демократического государства», - сказал парламентарий. Депутат Госдумы Александр Спиридонов принял участие в голосовании в Северодвинске.
На избирательный участок он пришел вместе с семьей. Депутат Госдумы Вячеслав Логинов принял участие в голосовании в Амурской области. Депутат Екатерина Стенякина приняла участие в выборах Президента в Ростовской области.
По ее словам, в эти выходные проходит важнейшее политическое событие страны.
А с 6 по 11 марта — также в участковой избирательной комиссии. Прием заявлений закончится в 24:00 по московскому времени 11 марта. Если планы избирателя изменятся, то до 11 марта включительно он сможет отозвать свое заявление.
Дистанционное электронное голосование Речь идет о голосовании без бумажного бюллетеня с использованием программного обеспечения на специальном портале. Чтобы принять участие в дистанционном электронном голосовании, нужно подать заявление на портале госуслуг до 24:00 по московскому времени 11 марта 2024 года. Избирателям Москвы подавать заявление не требуется. ДЭГ стартует в 8:00 15 марта и завершится в 20:00 по местному времени 17 марта.
Как зарегистрироваться для участия в нем? В каких регионах оно предусмотрено? Голосование на дому Таким способом могут воспользоваться только те граждане, которые по уважительным причинам не смогут посетить избирательный участок. Напомним, к уважительным причинам относятся: болезнь; инвалидность; необходимость ухаживать за близким родственником.
Решение о возможности проголосовать на дому принимает участковая избирательная комиссия. Для голосования тоже придется подать заявление — с 5 по 11 марта до 24:00 по московскому времени — через портал госуслуг, с 7 по 17 марта до 14:00 по местному времени — по телефону или лично в участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии в согласованное время придут к избирателю домой с бюллетенем и переносным ящиком для голосования. Голосование без прописки Возможность проголосовать имеется даже у тех лиц, у которых нет постоянной регистрации.
Для избирателей, у которых нет регистрации по месту жительства на территории России, формируют специальные участки. Узнать о них можно в избирательной комиссии региона проживания. Также такие граждане могут подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения, в том числе за границей. Какие документы нужны для голосования?
Любой документ, удостоверяющий личность. Помимо паспорта, это могут быть: военный билет, удостоверение взамен него, удостоверение проходящего военную службу; временное удостоверение личности гражданина РФ, которое выдают на время оформления паспорта; справка, выданная гражданам, находящимся под стражей, подозреваемым и обвиняемым. Этот перечень является исчерпывающим.
Главные итоги двух дней выборов президента в России
На всех участках применяются информационные технологии, организовано видеонаблюдение и видеофиксация. За ходом голосования в Карачаево-Черкесии следят порядка 780 общественных наблюдателей, которые прошли специальное обучение. В Ингушетии голосование на выборах президента РФ проходит на 142 избирательных участках. По данным на 1 января 2024 года, всего в республике зарегистрированы более 500 тысяч избирателей. Численность избирателей на 1 января в республике составляет почти 700 тысяч человек, организованы более 800 избирательных участков.
Досрочно за нового президента в республике проголосовали 6,2 тысячи избирателей. В Приангарье зарегистрировано более 1,8 миллиона избирателей, работают почти 1,9 тысяч участков для голосования. По словам председателя местного избиркома Виктории Черкасовой, уже за первые два дня голосования явка на островах превзошла показатель активности избирателей по сравнению с выборами президента России в 2018 году, тогда окончательный итог составил около 61 процента. На Сахалине и Курилах открыты 290 постоянных и 10 временных участковых избирательных комиссий, в списки для голосования включен 373 591 избиратель.
В регионе действует центр общественного наблюдения, где все желающие смогут отслеживать процесс выборов, работают также почти 300 общественных наблюдателей. Досрочно на островах свое конституционное право реализовали более 10 тысяч человек. По данным избиркома, третий день основного голосования идет в рабочем режиме, нарушений на избирательных участках не зафиксировано. Выборы на территории края выходят на финишную прямую.
У избирателей еще есть немного времени, чтобы прийти на участок и проголосовать! Избирательные участки открыты до 20. На участках нарушений не выявлено. В пятницу свои голоса за будущего президента отдали губернатор региона Михаил Дегтярев и мэр Хабаровска Сергей Кравчук.
Всего в регионе открылись 743 избирательных участка. Изготовлено 950 900 бюллетеней. В списки включены 939 015 избирателей. Досрочно свои голоса за нового президента страны отдали около 20 тысяч человек, сообщил ранее губернатор региона.
Численность населения Хабаровского края, согласно данным Росстата, в 2023 году составила 1 284 090 человек. Ранее в регионе с 25 февраля проходило досрочное голосование. Как сообщали РИА Новости в республиканском избиркоме, 15 и 16 марта помимо основного голосования на избирательных участках продолжится работа выездных комиссий, как это было на досрочном голосовании.
Новые технологии представляют новые возможности для общественного наблюдения на выборах Применение онлайн-трансляций с избирательных участков показало, что возможно новое и эффективное средство общественного контроля — кибер-наблюдение.
Кибер-наблюдатель — кто он? Сейчас это видеонаблюдатель, то есть человек, следящий за выборами удаленно при помощи онлайн-трансляции. По сути, видеонаблюдатель является и обычным наблюдателем-добровольцем, но при этом он не присутствует на избирательном участке лично. Какие права у этого наблюдателя?
Ответ прост — никаких. Видеонаблюдатель, как было сказано, является своеобразной версией наблюдателя. При этом, наблюдатель же имеет права, прямо предусмотренные законодательством. И это только права.
Что же говорить о статусе и полномочиях? Вопрос об определении прав, статуса, полномочий и полной интеграции видеонаблюдателей в электоральный процесс должен быть поднят на должном уровне в виду не просто остроты этого вопроса, но и очевидной пользы избирательному процессу. Ведь широкое общественное наблюдение на всех стадиях электорального процесса, делает выборы более, чем просто «прозрачными». А каким может быть кибер-наблюдение при переходе на цифровые технологии голосования?
Обязательность итоговых докладов для субъектов общественного контроля Институт общественных наблюдателей позитивно зарекомендовал себя в период избирательных кампаний. Полагаем, что мнения общественников, сформулированные в результате реального и непосредственного наблюдения на выборах, могут направляться в государственные органы и избирательные комиссии в виде специальных докладов. Как вы считаете, есть ли в этом необходимость и обязательность? Отраженная в документе позиция может быть заложена в основу оценки уровня легитимности выборов и соответствия всех избирательных процедур требованиям законодательства.
Общественники имеют свое вполне определенное, что важно, не ангажированное мнение, которое может оказать существенное влияние на развитие событий при возникновении спорных и конфликтных ситуаций, в том числе в ходе судебных споров. Центры избирательного права и процесса — центры профессиональной подготовки всех участников избирательного процесса Непрерывный процесс подготовки и обучения участников избирательного процесса является важной составляющей не только в работе избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, но и, в первую очередь, Центров избирательного права и процесса далее — ЦИПП , создаваемых в регионах на базе учебных заведений и общественных организаций. Роль ЦИПП сегодня очень велика, так как развитие современного российского избирательного права невозможно без определенной подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов в данном направлении деятельности. Просветительская деятельность ЦИПП особенно важна для повышения уровня правовой культуры молодых и будущих избирателей.
Актуальность работы с молодежью в области правового просвещения обусловлена тем, что избирательный процесс обладает определенной спецификой, для изучения которой требуется значительное количество времени. Особенно не просто освоить основы избирательного законодательства молодым людям, сталкивающимся с этим впервые. Повышение мотивации к получению знаний в области избирательного права и процесса и повышение уровня доверия к институту выборов являются основными задачами работы данного направления. А Вы готовы активно способствовать развитию этой сети дополнительного правового образования?
Школьное самоуправление и молодежная демократия — основа избирательной системы Важность выбора и ответственность за него должны воспитываться с детства. Молодежные избирательные комиссии регулярно, совместно с организациями-партнерами проводят выборы в органы ученического самоуправления. Важно, чтобы в системе образования школьное самоуправление занималось реальными делами и решало проблемы обучающихся. Ценность выборов и выбора осознается только с пониманием практического результата, как и важность участия в избирательном процессе.
В процессе своих первых выборов молодые люди уже со школьной скамьи учатся применять свои знания на практике, аргументированно высказывать свои взгляды и убеждения, иметь собственное мнение. Сочетание практики и теории способствует повышению мотивации к получению знаний в области избирательного права и процесса, а также изучению прав и обязанностей гражданина России, формированию активной гражданской позиции у молодежи в условиях современного общества. Предлагаем обсудить, может ли активное распространение школьного самоуправления, обучения избирательному праву выступить в качестве аргумента снижения возраста избирателя? Молодежные избирательные комиссии— будущее избирательной системы России Поступательное развитие избирательной системы России невозможно без непрерывного притока молодых, образованных кадров в избирательный процесс.
Сегодня молодые граждане все чаще заявляют о себе на политических просторах, а с недавнего времени — и в работе избирательных комиссий всех уровней, включая систему молодежных избирательных комиссий России, функционирующих практически в каждом регионе нашей страны. Основная миссия молодежных избирательных комиссий заключается не только в общественной защите избирательных прав молодежи, но и в том, чтобы сформировать достойную смену действующим организаторам выборов. Молодежные избирательные комиссии взаимодействуют с избирательными комиссиями различного уровня, органами государственной власти и местного самоуправления, организациями молодежного самоуправления. Яркими примерами взаимодействия являются совместные мероприятия, посвященные Дню молодого избирателя.
Наличие общих целей и задач молодежных избирательных комиссий, молодежных парламентов, молодежных советов и иных организаций молодежного самоуправления позволяет объединять совместные усилия, компетенции с целью вовлечения молодежи в процессы демократического развития страны, обеспечить необходимый уровень правовой культуры молодых граждан. Предлагаем обсудить, какие формы межорганизационного взаимодействия в области правового просвещения, наиболее эффективны? Кодификация избирательного права — новое измерение избирательного законодательства Ввиду активного развития в настоящий период выборного процесса современное избирательное законодательство нуждается в реформировании. Одним из направлений по его совершенствованию является кодификация норм избирательного права.
Ученые и практики не оставляют попытку кодифицировать нормы избирательного права. Так, 4 июля 2018 года между Российским фондом свободных выборов и представителями факультета политологии МГУ им. Ломоносова состоялось подписание Соглашения о начале совместной работы над законопроектом «Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации». Какие принципы необходимо закрепить в данном Кодексе?
Возможно, не только принципы, определяющие основы участия граждан в голосовании на выборах и референдуме как основных участников избирательных правоотношений, но и базовые принципы избирательного процесса: гласность и периодичность выборов, независимость избирательных комиссий. При этом важно максимально унифицировать избирательные процедуры, с учетом федеративного характера государства и самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий. Учитывая безусловный приоритет избирательных прав граждан, необходимо ли включить избирательные комиссии муниципальных образований в единую систему избирательных комиссий? Представляется возможным к представленной структуре Избирательного кодекса добавить нормы, которые бы более подробно регулировали правовое положение представителей средств массовой информации, описывали порядок их участия в избирательной кампании.
Важно уделить особое внимание точному разграничению прав участников избирательного процесса. Практика показала, что представители СМИ зачастую необоснованно стремятся воспользоваться полномочиями наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. На сегодняшний день законодательная регламентация политической рекламы становится все более актуальным вопросом, так как реклама и оказываемое с ее помощью воздействие способны продемонстрировать огромное влияние результат избирательной кампании. Считаете ли Вы необходимым, чтобы в законе было прописано не только понятие «политическая реклама», но и требования к ней, способы, средства, режимы распространения, ответственность за нарушение порядка ее распространения?
Активное развитие и внедрение электронных технологий в нашу жизнь порождает новые вызовы, связанные с возможностями дистанционного электронного голосования. В связи с чем возникают вопросы о необходимости отражения дистанционного электронного голосования в Избирательном кодексе. Предлагаем рассмотреть возможность внедрения института отзыва депутатов представительных органов различных уровней власти, импичмента выборных должностных лиц. Считаем возможным при реализации механизма отзыва депутатов использование технологии «электронного голосования».
Ее применение существенно сэкономит материальные и организационные затраты при реализации механизма. Еще одним из наиболее острых вопросов на повестке дня является вопрос о возвращении графы «Против всех» на всех уровнях выборов. Будет ли это способствовать качеству выборов? Также предлагаем подискутировать на тему необходимости расширения форм поддержки избирателями выдвижения кандидатов.
На наш взгляд, предложенная факультетом политологии МГУ им. Ломоносова структура «Кодекса о выборах и референдумах» имеет хорошую перспективу для реформирования избирательного права и процесса в России, а озвученные молодежью предложения будут учтены разработчиками и помогут сделать содержание Кодекса еще более совершенным. Вопросы для дискуссии Подводя итог вышесказанному, мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что главной целью представленного доклада является не стремление «навязать» свою точку зрения, а дать пищу для дальнейшей дискуссии по актуальным темам избирательного права и процесса. Мы предлагаем для обсуждения следующие темы: - Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации:анализ содержания и круг экспертов.
Кто, где и как должен принять участие в обсуждении Кодекса? Следует ли в России вводить обязательное голосование? Как поддержать активность на выборах? Поможет ли этому обязательное голосование?
Портал «Госуслуги» — окно возможностей? Готовы ли мы к полному гражданству с 16 лет? Какие гарантии демократии предоставляют отзыв и импичмент на всех уровнях?
Иначе выборы превратятся в «ярмарку тщеславия». При этом никакая форма поддержки не должна превращаться в фильтр.
Реальная конкуренция идей, предложений и яркой агитационной работы, за которой будут следовать дела на благо избирателей — лучшая замена любым фильтрам. А что, если предусмотреть широкий спектр возможностей поддержки выдвижения кандидатов — избирателями, партиями, депутатами нижестоящего уровня на равных условиях? Почему в поддержку выдвижения кандидата нужно собрать от 0,5 до трех процентов подписей избирателей, но от пяти до десяти процентов подписей муниципальных депутатов, или быть поддержанным партией, получившей более пяти процентов голосов? Норма поддержки может быть универсальной, при этом многообразной и не дискриминационной. Следует рассмотреть и процедуру избирательного залога.
Для кандидатов, выдвигающихся в порядке самовыдвижения, эта форма поддержки выдвижения может стать справедливой заменой организационному ресурсу партий. Одной из интересных и актуальных тем в сфере избирательного процесса является сбор подписей за кандидатов на выборах посредством сети «Интернет». Несомненным преимуществом может стать то, что данная система сбора подписей будет способствовать увеличению гарантий реализации избирательных прав граждан, а также облегчит процедуру выдвижения кандидатов на выборах. Наряду с упрощением процедуры сбора подписей, важно поставить заслон на пути фальсификаторов, недобросовестных сборщиков подписей. Подделка подписей избирателей, подделка избирательных документов — одно из самых серьезных правонарушений в избирательном процессе.
Одним из вариантов минимизации подделок документов при сборе подписей может стать конкретизация условий заверения подписных листов: сборщик подписей заверяет не подписной лист в целом, а факт собственноручного внесения избирателем подписи и даты ее внесения и соответствие паспортным данным сведений об избирателе, внесенных в подписной лист. Это определит и ответственность сборщика, в чьих листах оказались, например, умершие люди, и предмет рассмотрения при избирательных спорах. Отметим, что одним из главных документов для проверки подписей может быть Единый электронный государственный реестр избирателей, о котором мы говорили ранее. Конкуренция идей на выборах должна проявляться во всем многообразии Многообразие форм и методов предвыборной агитации, на первый взгляд, предоставляет избирателю возможность ознакомиться и с кандидатами, и с их программами. Однако кандидаты не имеют возможности вступать в дискуссии, кроме как на предвыборных дебатах.
Нынешнее законодательство не устанавливает императивной обязанности кандидатов на участие в дебатах друг с другом. Возможно, дебаты — это дополнительный путь к сердцу избирателя или возможность для потенциального избирателя увидеть своего кандидата в сложной ситуации, оценить, так ли он хорош, как образ, созданный его политтехнологами. Предлагаем подискутировать о необходимости законодательного закрепления обязательного участия в дебатах кандидатов на должность Президента Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Очистить от грязи агитацию в интернете Говоря о процедуре организации и проведения выборов следует отметить очень важную стадию — агитацию. В современном обществе, с развитием информационных технологий, процесс агитации за кандидата или политическую партию перешел в иную плоскость.
Основная работа в настоящее время по формированию положительного имиджа кандидата на выборную должность проводится в сети «Интернет», в частности, социальных сетях. Этот вопрос представляется весьма острым, так как правовое регулирование в данной области попросту не успевает за стремительным развитием интернета. Возможно ли обеспечить равные условия для всех кандидатов? Говоря о формировании положительного образа, не стоит забывать и о возможных провокациях и дискриминациях, с целью понижения рейтингов конкурентов. Вопрос, связанный с привлечением к ответственности лиц, которые допускают подобные нарушения, весьма сложен.
Персонифицировать нарушителя зачастую не представляется возможным. Для нас представляется, что пресечение противоправной деятельности важнее персонификации нарушителя. Несмотря на то, что интернет зачастую остается территорией анонимности, в сети давно выработаны методы блокировки контента, например, по требованию правообладателей. Мы призываем вас задуматься о возможных механизмах защиты участников избирательного процесса от лжи и «грязных» политтехнологий в предвыборной «гонке». Результат голосования должен быть безупречен Голосование, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование — заключительные стадии избирательного процесса.
Крайне важно четко определить в законе перечень нарушений избирательных прав, незаконных действий или бездействий избирательных комиссий, по которым граждане могут обращаться в судебные органы. Возможно, стоит обратить внимание на опыт Монголии, где 21 декабря 2012 года в законе о выборах Президента Монголии, закреплено положение о том, что, выявив и доказав факт нарушения кандидатом законодательства о выборах, избиратель вправе рассчитывать на крупное вознаграждение. Возможность до истечения срока полномочий депутата прекратить их и лишить его соответствующего статуса гарантирует избирателям право на реализацию своих избирательных прав. Основания, в соответствии с которыми лицо может быть отозвано должны быть закреплены в Уставе соответствующего муниципального образования. Главным основанием будет являться прямое противоречие и неисполнение обещаний, указанных в предвыборной программе, а равно нарушение прав граждан в своем избирательном округе, который находится в зоне ответственности депутата.
Однако, отсутствует реально работающий механизм отзыва, что накладывает негативный отпечаток на доверие избирателей и позволяет выборным должностным лицам «расслабляться» и не выполнять данных народу обещаний. Давайте обсудим вопрос разработки реально действенного механизма отзыва народных избранников, не оправдавших доверия избирателей. Мы видим в положительном решении этого вопроса целый ряд преимуществ: - повышение доверия избирателей. Это связано с реализацией прямой подотчетности и ответственности депутата перед избирателями; - угроза отзыва будет мотивировать депутата качественно и своевременно выполнять свой долг, предвыборную программу; - избиратели будут глубже вовлечены в процесс реализации предвыборной программы своего избранника. Более того, стоит задуматься над тем, что процедура отзыва выборного лица гражданами должна существовать на всех уровнях власти, включая и уровень Президента Российской Федерации.
Важно законодательно предусмотреть обстоятельства импичмента, процедуру его начала и прохождения. Предлагаем вернуться и к дискуссии о кандидате «Против всех». Имеет ли избиратель право отказать в доверии выдвинувшимися кандидатам, партиям еще до их вступления в должность? Важно искать и использовать все возможные стимулы к развитию политической конкуренции, ведь, чем больше выбор, тем меньше шансов, что найдутся люди, которых не устраивают все партии или кандидаты. Контроль на всех стадиях избирательного процесса Общественный контроль на всех стадиях избирательного процесса — гарантия качества выборов.
Он обеспечивает открытость, прозрачность избирательного процесса, является гарантией легитимности. В последние годы мы видим прогресс в развитии института общественного контроля на выборах. Прорывом стало внесение изменений в избирательное законодательство, в соответствии с которыми право направлять наблюдателей на избирательные участки получили Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации. Особое место в осуществлении наблюдения занимает молодежь. К примеру, добровольцы Российского фонда свободных выборов 18 марта 2018 года наблюдали за президентскими выборами в Севастополе, а уже 9 сентября 2018 года за региональными выборами в Псковской области.
Главным отличием общественного наблюдателя от иных является наблюдение за соблюдением установленных законом процедур в интересах граждан и закона, а не политических партий и кандидатов. Цель общественного наблюдателя — обеспечить соблюдение избирательных прав граждан, а не написать жалобу. Но только ли Общественные палаты достойны права выдвижения общественных наблюдателей? Может быть, следует законодательно расширить число субъектов общественного контроля на выборах за счет профильных общественных организаций, таких, например, как молодежные парламенты, молодежные избирательные комиссии, центры избирательного права и процесса? При этом важно предусмотреть процедуры защиты избирательного процесса от недобросовестных «наблюдателей», злоупотребления своими правами.
Это может быть как формат саморегулирующейся организации, так и аккредитации организаций, исходя из профильной деятельности, срока существования, охвата территории или граждан, исходя из уровня их подготовки. Предлагаем всем участникам общественного контроля обсудить и выработать свои предложения по внесению изменений в законодательство в данном вопросе. Новые технологии представляют новые возможности для общественного наблюдения на выборах Применение онлайн-трансляций с избирательных участков показало, что возможно новое и эффективное средство общественного контроля — кибер-наблюдение. Кибер-наблюдатель — кто он? Сейчас это видеонаблюдатель, то есть человек, следящий за выборами удаленно при помощи онлайн-трансляции.
По сути, видеонаблюдатель является и обычным наблюдателем-добровольцем, но при этом он не присутствует на избирательном участке лично. Какие права у этого наблюдателя? Ответ прост — никаких. Видеонаблюдатель, как было сказано, является своеобразной версией наблюдателя. При этом, наблюдатель же имеет права, прямо предусмотренные законодательством.
И это только права. Что же говорить о статусе и полномочиях? Вопрос об определении прав, статуса, полномочий и полной интеграции видеонаблюдателей в электоральный процесс должен быть поднят на должном уровне в виду не просто остроты этого вопроса, но и очевидной пользы избирательному процессу. Ведь широкое общественное наблюдение на всех стадиях электорального процесса, делает выборы более, чем просто «прозрачными». А каким может быть кибер-наблюдение при переходе на цифровые технологии голосования?
Председатель комитета Госдумы по безопасности, глава комиссии по расследованию фактов вмешательства во внутренние дела России Василий Пискарев «Единая Россия» в четверг анонсировал разработку поправок, предусматривающих административную и уголовную ответственность за призывы к порче чужих избирательных бюллетеней. Напомним, о необходимости введения такой ответственности ранее говорили эксперты НОМ. Специалисты АНО «Диалог Регионы» провели исследование образа наблюдателя, который сформировался в социальных сетях за период президентских выборов в марте. В основном, авторами выступали люди «народных профессий» учителя, врачи, общественные деятели и др. В ЦИК России сообщили, что в Порядке проведения федеральной системы дистанционного электронного голосования ДЭГ на выборах в сентябре, будет предусмотрено три уровня общественного контроля как на выборах Президента , электронная очередь, а также гарантии реализации избирательных прав граждан при возникновении нештатных ситуаций. В последнем речь идёт о том, что, избиратели, зарегистрированные на ДЭГ, но не успевшие или не сумевшие проголосовать, смогут обратиться на обычные участки для получения бумажных бюллетеней — таким образом, их право на участие в голосовании не будет нарушено, объяснил IT-специалист, сопредседатель Корсовета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Олег Артамонов. Уточнен перечень регионов, подавших заявку на применение ДЭГ в Единый день голосования-2024. Приморский край отозвал свою заявку, новым регионом в списке станет Республика Марий Эл. Всего на применение технологии претендуют 23 региона.