Дата обратного переименования, 1994 год, указывает, что «пострадал» Петр Петрович Кащенко за свои прижизненные революционные убеждения. 9 января 1859 года родился известный русский врач-психиатр и новатор Петр Петрович Кащенко. Петр Петрович Кащенко, пожалуй, менее известен населению нашей страны, чем Московская психбольница №1, когда-то названная в его честь.
Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов
По итогам этой командировки был издан научный отчет в трех томах. В том же году началось строительство психиатрической больницы-колонии в селе Ляхово, и 10 23 февраля 1901 года она была открыта. Система психиатрической помощи, которую Кащенко организовал в Нижегородской губернии, стала образцом для российских врачей, к нему приезжали перенимать опыт врачи из других городов. Он сам часто приезжал для консультаций по организации психиатрической помощи в другие губернии, выступал с докладами на губернских земских собраниях, земских съездах врачей, Пироговских съездах, Брюссельском международном съезде по призрению душевнобольных. В 1899 году Санкт-Петербургское губернское земство приглашает Петра Кащенко организовать психиатрическую больницу в столичной губернии. Так возникла больница в имении Сиворицы ныне село Никольское Гатчинского района , но строительство ее затянулось из-за войны с Японией. В начале 1904 года Петр Кащенко принял участие в конкурсе на вакантную должность главного врача Московской психиатрической больницы им. Алексеева на Канатчиковой даче, и его кандидатура была признана лучшей. В 1907 году была наконец открыта Сиворицкая больница под Петербургом, и Петр Кащенко отправился туда.
Сиворицкая больница была в 1911 году представлена на Дрезденской международной гигиенической выставке. В 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке Санкт-Петербургское земство получило малую золотую медаль «За устройство и прекрасное оборудование больницы для душевнобольных в Сиворицах».
По легенде, он, к слову, не погнушался прилюдно поклониться в ноги заносчивому купцу Ермакову, чтобы толстосум дал на строительство больницы денег — так велика была в ней нужда. Спину Алексеев не сломал, больницу построили, и именно ее четыре года и возглавлял Петр Кащенко.
Алексеева в народе по-прежнему либо «Кащенко», либо «Канатчикова дача». Петр Петрович был странным господином и, надо признать, в какой-то степени «безбашенным». Когда убили Александра II, студент Московского университета Петя Кащенко произнес пламенную речь, осуждавшую царя, за что получил сполна. Он был арестован, исключен из университета за пару месяцев до окончания учебы и сослан в Ставрополь.
Доучивался Кащенко в Казани, где, к слову, для заработка преподавал пение — поскольку был весьма музыкально одарен, играл на многих инструментах и великолепно дирижировал.
Впервые в России Кащенко создал «поэтапную систему психиатрической помощи» и систему психиатрического патронажа. Многое из его теоретических и практических разработок применяется при оказании психиатрической помощи и в настоящее время. В частности, - это децентрализация и оказание многообразных форм психиатрической помощи, развитие психосоциальной реабилитации, повышение качества жизни психически больных. С мая 1917 года Кащенко заведовал нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, а с 1918 по 1920 год руководил подотделом нервно-психиатрической помощи Народного комиссариата здравоохранения.
Кащенко осторожно относился к диагнозу «сумасшедший», поскольку считал грань между безумием и гениальностью, между бредом и одаренностью очень тонкой.
Дошло до того, что заведующий начал подписывать договоры с местными мужиками. За определенную плату он определял пациентов в деревенские семьи. Тем в домашних условиях было гораздо комфортнее, часто болезнь отступала.
Кащенко же в свою очередь следил, чтобы необычных постояльцев не обижали, нормально кормили-поили, относились бы к ним уважительно. При том «кормильцам», как их величал Петр Петрович, было строго-настрого запрещено называть их сумасшедшими. Сама же эта форма получила вполне научное название — «посемейный патронаж». Обывателям не уставали объяснять, что пациенты — те же люди, ну а если чем-то отличаются, то незначительно.
Сам Кащенко, кстати, свято в это верил.
Кащенко Всеволод Петрович. Биография (1870 - 1943)
Петр Петрович Кащенко (1859-1920) был известным русским психиатром. На формирование мировоззрения В. П. Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко (1858—1920) — известный деятель отечественной психиатрии. Петр Петрович написал, по-жалуй, гораздо больше отчетов, статистических докумен-тов и практических соображений, чем собственно научных трудов по психиатрии.
Доктор Кащенко стал народной легендой.
Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр | Пётр Кащенко родился на Кубани в 1859 году. |
Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко — Нож | К 150-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870-1943) Коррекционная (лечебная) педагогика: история возникновения. |
Кащенко, Пётр Петрович — Википедия | Петр Петрович писал: «Работа отвлекает больного от бреда, внося в его духовный мир новые ощущения и представления, приучает к порядку и дисциплине; без работы больной большей частью валяется на постели, привыкает к лени, опускается». |
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко | Петр Петрович Кащенко. Джондо: литературный дневник. |
Пётр Петрович Кащенко
Все дети в семье Кащенко получили хорошее образование. Александра Павловна, после того как дети выросли, посвятила себя Богу, уйдя в монастырь. Средств на учебу не хватало, но матери удалось выхлопотать для сына специальную стипендию Московского университета. Ссылка за отсутствие скорби Профессура сразу выделила студента Кащенко среди прочих.
Учился он блестяще, и вскоре был переведен в Московский университет. Реформы императора Александра II превратили российские университеты в центры вольнодумства. Почти везде возникали революционные кружки, в которых студенты обсуждали политические реформы.
Создал такой кружок и отличник Петр Кащенко. У него самого хранились десятки наименований нелегальной литературы, и неудивительно, что вскоре его взяли под наблюдение жандармы. В 1881 году Кащенко готовился закончить университет, как вдруг из Петербурга пришло известие об убийстве народовольцами Александра II.
Лояльные режиму студенты организовали сбор средств на венок царю и намеревались выбрать депутатов, которые отвезут его в Петербург. Однако на этих выборах появился студент Кащенко, который выступил с речью, осуждающей подобную инициативу. Как раз в этот момент в Москве жандармы проводили "чистку" неблагонадежных элементов, и не в меру говорливого отличника исключили из университета.
Петра Кащенко, который к тому времени уже успел жениться и которому до диплома оставалось два месяца, отправили в ссылку в Ставрополь. За его деятельностью следили и там. Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии.
Александра Павловна, после того как дети выросли, посвятила себя Богу, уйдя в монастырь. Средств на учебу не хватало, но матери удалось выхлопотать для сына специальную стипендию Московского университета. Ссылка за отсутствие скорби Профессура сразу выделила студента Кащенко среди прочих. Учился он блестяще, и вскоре был переведен в Московский университет. Реформы императора Александра II превратили российские университеты в центры вольнодумства. Почти везде возникали революционные кружки, в которых студенты обсуждали политические реформы. Создал такой кружок и отличник Петр Кащенко.
У него самого хранились десятки наименований нелегальной литературы, и неудивительно, что вскоре его взяли под наблюдение жандармы. В 1881 году Кащенко готовился закончить университет, как вдруг из Петербурга пришло известие об убийстве народовольцами Александра II. Лояльные режиму студенты организовали сбор средств на венок царю и намеревались выбрать депутатов, которые отвезут его в Петербург. Однако на этих выборах появился студент Кащенко, который выступил с речью, осуждающей подобную инициативу. Как раз в этот момент в Москве жандармы проводили "чистку" неблагонадежных элементов, и не в меру говорливого отличника исключили из университета. Петра Кащенко, который к тому времени уже успел жениться и которому до диплома оставалось два месяца, отправили в ссылку в Ставрополь. За его деятельностью следили и там.
Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии. Но Кащенко оказался талантлив во всем — учитель музыки скоро прославился на весь город.
В том же году началось строительство психиатрической больницы-колонии в селе Ляхово, и 10 23 февраля 1901 года она была открыта. Система психиатрической помощи, которую Кащенко организовал в Нижегородской губернии, стала образцом для российских врачей, к нему приезжали перенимать опыт врачи из других городов. Он сам часто приезжал для консультаций по организации психиатрической помощи в другие губернии, выступал с докладами на губернских земских собраниях, земских съездах врачей, Пироговских съездах, Брюссельском международном съезде по призрению душевнобольных.
В 1899 году Санкт-Петербургское губернское земство приглашает Петра Кащенко организовать психиатрическую больницу в столичной губернии. Так возникла больница в имении Сиворицы ныне село Никольское Гатчинского района , но строительство ее затянулось из-за войны с Японией. В начале 1904 года Петр Кащенко принял участие в конкурсе на вакантную должность главного врача Московской психиатрической больницы им. Алексеева на Канатчиковой даче, и его кандидатура была признана лучшей. В 1907 году была наконец открыта Сиворицкая больница под Петербургом, и Петр Кащенко отправился туда.
Сиворицкая больница была в 1911 году представлена на Дрезденской международной гигиенической выставке. В 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке Санкт-Петербургское земство получило малую золотую медаль «За устройство и прекрасное оборудование больницы для душевнобольных в Сиворицах». В 1913 году Петр Кащенко, участвуя в комиссии по пересмотру медицинского законодательства, впервые выдвинул тезис, что при разработке закона в области охраны психического здоровья приоритетными должны быть интересы больного, а не принцип «опасности больного для общества».
Даже на слух его фамилия воспринимается зловеще, неизбежно возникает в памяти Кощей Бессмертный, не самый доброжелательный персонаж русских сказок. Между тем это был один из величайших гуманистов своего времени. Студент трех университетов Петр Кащенко родился в 1859 году. Детство его прошло в городе Ейске. Сейчас это курорт, а тогда был молодой торговый городок, возраст которого насчитывал всего лишь 10 лет. Учился в трех российских университетах. Из первого, Киевского, переведен в Московский — матери будущего психиатра удалось выхлопотать для сына стипендию, притом именно там. Из Московского исключен за неблагонадежность — демонстративно отказался скорбеть по поводу убийства Александра II. Третий — Казанский — окончил. Во всех трех был отличником. Между Московским и Казанским — несколько лет ссылки в Ставрополе, во время которой он преподавал пение в женской гимназии. Именно в Казанском университете наконец определилась будущая медицинская специализация Петра Петровича. Как это часто бывает с романтично настроенными студентами, решающую роль сыграла личность одного из преподавателей. Доктор медицины Лев Рогозин, одновременно исправляющий обязанности директора Казанской психиатрической больницы, был безупречен во всех отношениях. На него очень хотелось быть похожим. В 1889 году, свежеиспеченного, но уже вполне взрослого доктора 30 лет — шутка ли? Перед ним ставится задача — больница действует по старинке, ее требуется реформировать. Собственно, ее толком и не было. Существовало лишь психиатрическое отделение Мартыновской больницы. Оно, по словам старшего врача Д. Венского, было «не только не способно вылечивать больных, но и содержит в себе все данные для окончательного умственного убийства человека». К этому моменту Кащенко успел и получить диплом врача, и поработать врачом-психиатром в первой в стране психиатрической больнице-колонии. Она располагалась под Тверью, в селе Бурашово. Руководил этой колонией М. Литвинов, один из самых передовых людей своего времени.
150-летие Петра Петровича Кащенко
Биография Всеволода Петровича Кащенко, рассказывающая о том как он создал лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей и его понимании особенностей их развития. Дата обратного переименования, 1994 год, указывает, что «пострадал» Петр Петрович Кащенко за свои прижизненные революционные убеждения. Кащенко Петр Петрович (1858 – 1920 гг.) – выдающийся русский врач-психиатр, революционер, общественный деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Родился в г. Ейске в семье военного врача. [19.02.1920] Умер Кащенко Петр Петрович – известный русский врач-психиатр.
Краткий курс истории. Великий психиатр
Благодаря Петру Кащенко появились новые методы лечения в психиатрии. Через год после смерти Петра Петровича было торжественное заседание его памяти (на нём выступал и Семашко), и тогда решили эту больницу — она тогда называлась Канатчикова дача — назвать именем Кащенко. Да тот же самый-в оригинале речи Кащенко, вроде как-"критик Корней Чуковский", коим стал Николай Корнейчуков.
Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко
Для Петра Ивановича это стало делом всей жизни. Только с 2011 по 2014 годы свой вклад в создание монумента внесли более 52 тысяч человек разных возрастов, профессий и национальностей. Всего на памятник Победы, названный «народным», было собрано 2 миллиона 886 тысяч рублей. Памятник открыли 8 мая 2015 года.
Конечно же, в новую психиатрическую больницу требовался руководитель — не только опытный профессионал, но и активный организатор. Кащенко подходил по обоим пунктам. Назначение его на должность заведующего отделением произошло быстро и без предварительного согласования с нижегородским губернатором и жандармским управлением, на что, кстати, департамент полиции вскоре и указал.
В феврале 1889 года Петр Петрович с женой, восьмилетним сыном Борисом и грудной дочерью Евгенией прибыл в Нижний Новгород, где ему предстояло провести целых 15 лет. Перед вступлением в должность Кащенко встретился со своим университетским товарищем Сергеем Елпатьевским, который тогда работал врачом в Обществе вспоможения частному служебному труду. К тому времени он уже был известен в городе как врач-общественник и литератор. Елпатьевский предупредил Кащенко, что работа предстоит нелегкая, потому что психиатрическая служба в городе находится в полном расстройстве. Наш герой убедился в этом уже во время знакомства с заведением, в котором ему предстояло работать. К приезду Кащенко старые флигели уже отремонтировали, два новых здания построили и вроде бы подготовили к размещению больных.
Но после осмотра помещений новый заведующий нашел, что «они не во всех своих частях соответствовали требованиям современной психиатрической науки и практики». Коллега Кащенко П. Трайнин вспоминал, что после образцовой колонии в Бурашеве больничные корпуса в Нижегородской больнице показались Петру Петровичу мрачными. Новые, пока еще пустые корпуса выглядели более современно и были лучше оснащены, но все отделение даже отдаленно не напоминало современное, по мнению Кащенко. Больные всецело были предоставлены служительскому и надзирательному персоналу, совершенно не приспособленному к уходу за душевнобольными. О каком-либо лечении не было и речи.
Алексеева в Москве уникальную коллекцию материалов о нашем герое, опубликовала яркие воспоминания его родственников. Первый визит Петра Петровича в Нижегородскую больницу описан очень подробно: «В сопровождении надзирателя и служителей Кащенко начал обход в мужском отделении. Многие больные находились в коридоре и ходили взад-вперед с отрешенным выражением лица, занятые своими мыслями. Некоторые были в смирительных рубашках с завязанными рукавами. Одна группа больных сразу же окружила его.
От студента-народовольца до психиатра-гуманиста Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани.
Кроме него в семье было шесть детей. Увлекшись делом отца, после гимназии юноша легко поступил на медицинский факультет Киевского университета, а после за блестящую учебу был переведен в Московский университет. Там молодой человек организовал народовольческий кружок, а за два месяца до диплома был исключен из университета и отправлен в ссылку в Ставрополь. Поводом для столь жестких мер стала публичная речь Кащенко перед студентами, которую власти сочли отказом выразить скорбь по поводу убийства императора Александра II. Вместе с "неблагонадежным" студентом уехала его юная жена Вера Горенкина. Впрочем, спустя три года Кащенко смог продолжить обучение в Казанском университете.
Там он где специализировался у талантливых ученых, в частности у доктора медицины Льва Рагозина 1846-1908 и профессора Владимира Бехтерева 1857-1927 , возглавлявшего психиатрическую клинику при Казанском университете. В 1885 году молодой человек получил диплом и был направлен в первую в России психиатрическую больницу. Там, в селе Бурашёво Тверской губернии, новоиспеченный ординатор познакомился с опытным врачевателем Владимиром Яковенко 1857-1923 и земским психиатром Михаилом Литвиновым 1846-1918.
Правда, ему оставили право поступления в другие высшие учебные заведения. Кащенко был отправлен под административный надзор в город Ставрополь, где пробыл до 1884 года. После снятия надзора бывший студент попытался вернуться в московскую alma mater, но ему было отказано.
Тогда он уехал завершать учёбу на медицинском факультете Казанского университета, который окончил в 1885 году. Именно тогда Пётр Петрович увлёкся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, который был директором городской больницы для душевнобольных. С тех пор психиатрия стала основным делом жизни Петра Кащенко. Долгое время он проработал главным врачом земской психиатрической больницы в Нижнем Новгороде. Там он сумел воплотить свои новаторские идеи по лечению больных. Одним из разработанных им принципов при общении с пациентами стал «принцип нестеснения», то есть отказ от постоянного применения смирительной рубашки как главного средства для успокоения больных.
Кащенко часто говорил: «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет её, как на палача». Вместо этого Кащенко ввёл обязательные прогулки на воздухе, трудотерапию тогда это было революционное новшество , устроил музыкальный ансамбль и хор в больнице.