Художник Василий Перов: биография + известные картины с названиями. Василий Григорьевич Перов (Vasily Grigorevich Perov; родился 21 декабря 1833 г. — умер 29 мая 1882 г.) был великий русский художник XIX века, имя которого навеки вписано в историю мировой живописи. Творчество Василия Перова открыло для русского искусства нов. Русский художник Василий Григорьевич Перов раскрыл в своих картинах подлинный трагизм и дух идейной свободы.
Живописец и педагог Перов Василий Григорьевич
Саратовский художественный музей Близка этой картине по духу «Тройка» 1866. К лучшим произведениям этого типа относятся также «Утопленница» 1867 и «Последний кабак у заставы» 1868. Во второй половине шестидесятых годов Перов продолжает работать и в области сатиры, острие которой по-прежнему направлено главным образом против духовенства. Не щадит художник и купечество. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» 1866 Перов показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу-самодуру. Наряду с глубокими общественными темами, искусство Перова затрагивало и более простые житейские мотивы. Картины «Дилетант» 1862 , «Учитель рисования» 1867 , «Сцена у железной дороги» 1868 , «Спящие дети» 1870 , «Приезд институтки к слепому отцу» 1870 и другие чрезвычайно точно рисуют жизнь и быт простых, ничем не примечательных людей, их горести и радости. Государственная Третьяковская галерея В 1869 году совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, Перов организовал московскую группу передвижников. Перов стал одним из деятельных членов Товарищества и в течение семи лет являлся членом Правления. В семидесятые годы в творчестве Перова преобладают житейские бытовые сюжеты.
Его «Птицелов» 1870 , «Охотники на привале» 1871 , «Рыболов» 1871 , «Ботаник» 1874 , «Голубятник» 1874 и другие картины представляют характерные типы московских обывателей того времени. Именно это приводило в восторг В. Стасова: «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России». Его «Фомушка-сыч» 1868 - одно из самых замечательных, самых проникновенных изображений русского крестьянина пореформенного времени. А его портреты? Этот «купец Камынин», сам Островский, Достоевский 1872 , Погодин, - разве это не целая эпоха? Перов впервые в русской живописи подошел к изображению народных восстаний. Исторические полотна Перова - «Суд Пугачева» два варианта и «Никита Пустосвят» 1881 подготовили появление знаменитых произведений Сурикова. Государственная Третьяковская галерея Большое значение для воспитания молодых художников имела педагогическая деятельность Василия Григорьевича в Московском училище живописи и ваяния.
Под непосредственным наблюдением Перова здесь выросла целая плеяда русских живописцев, проявивших себя в последующее время.
Именно он помог своему воспитаннику найти жильё и оплатил расходу на учёбы. Именно тогда его работы начали приобретать успех. Ему была присуждена серебряная медаль за этюд с портретом мальчика. А спустя год Перов был награждён за картину «Приезд станового на следствие». Уже тогда стало ясно, что Перов нашёл «свой» жанр, а именно — бытовые сцены из повседневной жизни людей. Он, как никто другой, умел виртуозно изобразить тонкости настроений и образов на своих полотнах. Кстати, после этой картины многие стали считать Перова «продолжателем Федотова».
Так, к примеру, критик Владимир Стасов писал: «Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей». Василий Григорьевич Перов «Приезд станового на следствие», 1857 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Скандальная картина В 1861 году Василий Перов окончил своё профессиональное обучение. К тому времени у него имелась наивысшая награда — золотая медаль за произведение «Проповедь в селе». Спустя некоторое время он написал ещё одно полотно, схожее стилем с «Проповедью…» — «Сельский крестный ход на Пасху». На ней Перов изобразил фрагмент из жизни людей, взяв некий «социальный срез», что помогло ярче раскрыть особенности обстановки и настроения народа. Каждое из полотен помогало увидеть невежество и безнравственность, которые царили в «низах». Не секрет, что среди живописцев есть немало тех, кто считает своим долгом «украшение» жизни. Перов принадлежал к совершенно иной категории.
Он старался показать истинную суть окружающей реальности, не приукрашивая и не дополняя её красивыми картинками и художественным вымыслом. Вот только принципы эти нравились далеко не всем. И если за «Проповедь в селе» Перов получил награду, а также возможность просить о поездке за границу, то «Сельский крестный ход на Пасху» вызвал негодование среди профессоров Академии. Но картина пришлась по душе коллекционеру Павлу Третьякову, который приобрёл полотно. В связи с этим В. Худяков написал предостерегающее послание Третьякову: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина «Попы» была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест!
И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Среди критиков это произведение вызвало неоднозначную реакцию. Одни хвалили её за правдивость и верное изображение реальности, другие же заявляли, что именно такие картины «убивают» истинное искусство. Но главное — равнодушным не остался никто. Василий Григорьевич Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Бунтарь Перов Сам же Перов мало беспокоился о пересудах и недовольстве, которые вызывали его произведения. Вскоре он представил публике ещё одно неоднозначное произведение — «Чаепитие в Мытищах». На ней живописец показал ленивого священника-чревоугодника за чаепитием, а рядом с ним — измученных голодных людей, которых слуга отгонял от своего господина. Стоит ли говорить, что такая картина нравилась далеко не всем?
Василий Григорьевич Перов «Чаепитие в Мытищах», близ Москвы, 1862 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Но, несмотря на недовольные отзывы и разногласия, которые вызывали работы Василия Григорьевича среди критиков, в 1862 году Императорская академия художеств выделила ему стипендию и достаточно крупную сумму на содержание. Эти средства позволили Перову отправиться за границу, о чём он давно мечтал. Тоска по родине Во время своей заграничной работы Перов много наблюдал за жизнью простолюдинов. Он часто посещал кварталы, где обитали бедняки, видел самые неприглядные места в европейских городах. Его не интересовали блеск двора или парадные улицы — он хотел увидеть истинную реальность, жизнь большинства людей, а не отдельных избранных, которым посчастливилось достигнуть вершины власти и влияния. Сцены из жизни, подмеченные глазом живописца, нашли отражение в картинах «Слепой музыкант» и «Парижская шарманщица». Несмотря на плодотворную деятельность, Василий Перов оставался истинно русским живописцем. И хотя прежде он мечтал о поездке за границу, теперь, оказавшись вдали от родины, он отчаянно тосковал по России и её неповторимому родному колориту.
Он не получал никого удовлетворения от своей работы и просил разрешения раньше времени прекратить стажировку в европейских странах, чтобы скорее вернуться домой.
Мало того, что супруги Криндер своевременно не позаботились о будущем своего сына, так семья еще и находилась в постоянных разъездах. Сначала из-за службы отца, а потом из-за его несдержанного языка. Криндеры скитались по Петербургу, Самаре, Арзамасу, ютились у родственников, что явно не делало атмосферу в семье более благоприятной. Но однажды барону поступило предложение служить управляющим в большом имении в Арзамасе, на что он охотно согласился.
Здесь отец заметил увлеченность сына рисованием и отдал его в частную школу Ступина, где мальчик занимался два раза в неделю. Но однажды подросток заявился домой совершенно пьяным после празднования именин некой девушки, и обеспокоенная мать не выпускала сына из «ежовых рукавиц» до конца его учебы. К 20 годам Василий Перов поступил в Московскую школу живописи и ваяния, где занимался под руководством педагога Васильева, быстро разглядевшего талант в новоиспеченном студенте. Главной особенностью обучения Перов считал возможность писать картины на придуманные начинающими художниками темы, избегая шаблонных вариантов. Василий нарисовал здесь свою последнюю студенческую работу «Первый чин», которая принесла ему малую золотую медаль.
По окончании училища Перов написал картины «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе» и «Чаепитие в Мытищах», которые вызвали большой интерес в обществе, потому что каждая воспринималась как контрольный «выстрел» в человеческое малодушие и лицемерие. После этих работ юность художника закончилась, а над его головой нависли неприятности.
Деталям и композиции художник уделял много внимания. Он заранее намечал рамками расположение фигур, а затем скрупулезно работал над каждой деталью, добиваясь максимального эффекта в передаче своего замысла.
Законченность рисунков Перов много работал с рисунками и акварелью. Интересно, что для него характерна законченность многих рисунков, которые служили эскизами будущих картин. Уверенные карандашные линии в сочетании с черно-белым исполнением порой еще больше подчеркивали социальную драму, разворачивающуюся на полотне. Для многих его рисунков характерны отличная прорисовка каждой фигуры, каждой детали и одновременно сохранение живости изображения.
Надо заметить, что художник мастерски владел карандашом, чередуя мощные штрихи с едва заметным касанием. Карандаш, бумага. Фактически рисунки Перова стали центром развития русского рисунка этого периода. В своих рисунках он не просто продумывал композицию, но рассказывал историю, чем способствовал развитию повествовательного рисования.
Цены, уходы картин Перова Сколько стоят картины Перова на современном рынке? Ответить на этот вопрос помогут данные об уходах картин. На полотна известного художника неоднократно покушались грабители. Так, в 1999 году в Санкт-Петербурге из музея Академии художеств украли почти два десятка картин знаменитых художников: Репина, Шишкина, Перова, Крамского и некоторых других.
Полотна по-вандальски вырезали из рам, а уже через несколько дней подкинули обратно, но уже в плачевном состоянии. В этом же городе похитили картины Перова из Государственного Русского музея. Это полотно «Гитарист-бобыль» 1865 года создания и эскиз к картине «Тройка» этого же года создания. Страховые агенты оценили обе работы в 1,2 миллиона долларов.
Хищение совершила преступная группировка, которую удалось задержать. В 2000 году обе картины вернули музею. Картина «Гитарист-бобыль».
Певец русского характера. Жизнь Василия Перова в картинах
Вернувшись домой, живописец продолжил писать в жанре реализма, его интересовал, в основном, социальный контекст. В 1860-х годах Перов начал изображать на своих полотнах детей, крестьян, а также служащих высокопоставленным чиновникам. В 1869 году Василий вступил в кружок «передвижники». Товарищество организовывало передвижные художественные выставки, и первая экспозиция открылась в 1871 году. Там Перов представил не только свои полотна «Охотники на привале» и «Рыболов», но и портреты. Он стал педагогом той же Московской школы живописи, ваяния и зодчества, которую в свое время окончил сам. Помимо этого, живописец заинтересовался литературой, и засел за написание рассказов. Достоевского» Со временем Перов оставил социальную тематику, и начал изображать на своих полотнах жизнь простой русской деревни, а также портреты. Этот шедевр представляет русскую портретную школу в ее лучших традициях.
Он вынашивал идею создания трех полотен, на которых хотел изобразить самые яркие моменты восстания Емельяна Пугачева. Однако он успел закончить работу только над одной картиной, получившей название «Суд Пугачева». Другие сюжеты так и остались нереализованными набросками. В 1881-м Перов написал последнюю в своей творческой карьере картину — «Никита Пустосвят. Спор о вере». Василий Перов краткая биография Василий Григорьевич Перов — выдающийся русский живописец 19 века, один из основателей Товарищества передвижников, талантливый портретист и опытный педагог. Перова не напрасно называют «подлинным певцом скорби»: героями его полотен часто выступают бесправные, обездоленные крестьяне, тяжелая жизнь которых представляет собой сюжет его жанровых творений. Помимо социальных картин, художнику принадлежит целый ряд мастерски выполненных портретов как простых людей из народа, так и выдающихся исторических личностей.
Происхождение и ранние годы Василий Григорьевич Перов появился на свет 23 декабря 1833 года. Местом его рождения был город Тобольск. Отец будущего художника — барон Георгий Григорий Карлович Криденер, состоял в должности прокурора, был образованным человеком, владел иностранными языками и имел глубокие познания в искусстве. Старинный и знатный род Криденеров подарил миру целую плеяду именитых дипломатов, деятельность которых не ограничивалась Российской империей, а распространялась далеко за ее пределы. Портрет матери художника. Автор В. После смерти первого мужа женщина встретила Криденера и стала его гражданской женой. Когда родился Василий, брак родителей все еще оставался неузаконенным, поэтому мальчику дали фамилию его крестного, дьяка Васильева.
Таким образом, согла сно церковной записи, настоящая фамилия художника Перова — Васильев. Перов — это псевдоним, который мальчик получил за отличное владение пером на уроках чистописания, которому обучал его местный дьячок. Несмотря на то, что вскоре после рождения ребенка родители обвенчались, их сын Василий так и не получил ни отцовскую фамилию, ни знатный дворянский титул. Мальчик был причислен к сословию мещан под фамилией Перов. Родители Перова постоянно меняли место жительства. Причинами этого были новые назначения отца, а также его язвительный характер. Несмотря на образованность и хорошие манеры, барон часто в сатирической манере высмеивал губернских служащих, невзирая на их чины и положение. После этого ему, как правило, приходилось оставлять свою должность и искать новое место службы.
За время скитаний семье довелось пожить в Петербурге, Самаре, Арзамасе и других городах. Из-за отсутствия собственного жилья квартировать приходилось у родственников, что не совсем положительно отражалось на общей атмосфере семьи. Образование В начале сороковых годов отец Перова получил назначение на должность управляющего крупным имением Саблуково, которое располагалось в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. В 1843 году десятилетнего Василия отдали в арзамасское уездное училище, где он проучился до 1846 года. Все это время мальчик самостоятельно занимался рисованием, поэтому вопрос о его дальнейшем обучении решился сам собой — сразу после окончания училища он поступил в школу живописи Александра Ступина. За время учебы Василий проявил себя как способный ученик и раньше других начал использовать в своих работах масляные краски. К концу сороковых годов им было написано уже несколько картин, среди которых «Нищий, просящий милостыню» и «Деревенская тройка». В 1853 году Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния и сразу же оказался в атмосфере творчества и вдохновения.
Его однокурсниками были будущие знаменитости, среди которых Иван Шишкин, ставший его близким другом. В начале учебы Василий испытывал немалые трудности: ему не хватало денег на жизнь, также были проблемы с жильем. Он уже подумывал уйти из училища, но на выручку ему пришел преподаватель Егор Васильев, который не только поддержал начинающего художника, но и поселил его в своей квартире. Первый успех пришел к Перову в 1856 году. За мастерски выполненный этюд головы мальчика он был награжден малой серебряной медалью на конкурсе, проводимом Академией художеств. Через год ему вручили уже большую серебряную медаль за работу «Приезд станового на следствие». Очередную малую медаль, но уже золотую, Перов получил за картину «Первый чин». Многочисленные критики, сошлись во мнении, что в полотнах Перова прослеживаются традиции живописца Павла Федотова, приверженца критического реализма в художественном искусстве.
Творчество Проповедь в селе.
Васильева, Н. Ге, И. Крамского, Г.
Для многих его рисунков характерны отличная прорисовка каждой фигуры, каждой детали и одновременно сохранение живости изображения. Надо заметить, что художник мастерски владел карандашом, чередуя мощные штрихи с едва заметным касанием. Карандаш, бумага.
Фактически рисунки Перова стали центром развития русского рисунка этого периода. В своих рисунках он не просто продумывал композицию, но рассказывал историю, чем способствовал развитию повествовательного рисования. Цены, уходы картин Перова Сколько стоят картины Перова на современном рынке? Ответить на этот вопрос помогут данные об уходах картин. На полотна известного художника неоднократно покушались грабители. Так, в 1999 году в Санкт-Петербурге из музея Академии художеств украли почти два десятка картин знаменитых художников: Репина, Шишкина, Перова, Крамского и некоторых других. Полотна по-вандальски вырезали из рам, а уже через несколько дней подкинули обратно, но уже в плачевном состоянии.
В этом же городе похитили картины Перова из Государственного Русского музея. Это полотно «Гитарист-бобыль» 1865 года создания и эскиз к картине «Тройка» этого же года создания. Страховые агенты оценили обе работы в 1,2 миллиона долларов. Хищение совершила преступная группировка, которую удалось задержать. В 2000 году обе картины вернули музею. Картина «Гитарист-бобыль». Что касается аукционных продаж, то в 2009 году была продана картина «Охота на кабана» за 260 тыс.
За меньшую сумму уходили и другие работы художника. Большая часть работ Перова находится в государственных музеях: в Третьяковской галерее, Русском музее, Ярославском художественном музее, Историческом музее и других. В вопросе о том, сколько стоят картины Перова, равняться только на данные аукционов и страховых агентов не стоит. Последние лишь доказывают, что полотна художника пользуются спросом, но стоимость конкретной работы зависит от многих факторов.
После этого художник взял тему из русской народной песни «Мать плачет, как река льется; сестра плачет, как ручей течет; жена плачет, как роса падает, — взойдет солнышко, росу высушит», и назвал ее «Сценой на могиле». Когда он окончил ее в 1859 г. После этого П. В феврале 1860 г. Академический Совет утвердил эскиз, а в сентябре того же года наградил Перова второй золотой медалью.
На выставке же картина эта имела еще больший успех, чем первая. От 7-го января 1861 г. Один только раз для отправления картины моей в Академию, от которой теперь получил поощрение и приглашение пользоваться предлагаемыми мне средствами для дальнейших занятий моих, я был вынужден обратиться за помощью к кассе Училища, где и занял 40 p. Ежели же Совет не пожелает иметь копии моей работы, то прошу, по крайней мере, отсрочить срок платежа до окончания программы, которую я буду исполнять на первую золотую медаль». В ответ на это Совет постановил: «Числящийся за Перовым долг, 40 руб. Сюжетом для картины на большую золотую медаль Перов выбрал: «Проповедь в селе на текст: Несть бо власть, аще не от Бога» и еще в ноябре 1860 г. Совет утвердил эскиз, потребовав только, чтобы риза священника была заменена рясой. Несмотря на болезнь, которая значительно задержала работу, в августе того же года картина была окончена, и в сентябре Перов получил от Академии первую золотую медаль, дававшую ему право на поездку на три года за границу на казенный счет. Но при всех своих выдающихся достоинствах картина эта обратила на себя гораздо меньше внимания публики, чем предыдущие.
Около этого же времени написаны художником портрет одного генерала, «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г. Наконец, осенью 1862 г. Перов выехал за границу, успев перед этим жениться на Елене Эдмундовне Шейнс, племяниице Ф. Приехав в Париж, наш художник пробует свои силы в нескольких картинах: «Внутренность балагана на парижском гулянье, во время представления» 2 эскиза , «Итальянец, продающий статуи», «Савояр», «Шарманщик», «Шарманщица», «Слепой музыкант», «Девушка в профиль», «Старик с кружкой», «Продавец песенников» неоконченная картина , «Праздник в окрестностях Парижа» эскиз и неоконченная картина , «Нищие на одном из парижских бульваров», «Парижские тряпичники» и «Уличная сцена в Париже». Но все эти работы написаны как будто совсем иной кистью: всем им далеко даже до первых опытов художника, исполненных на разные темы. Это ясно сознал и сам автор их и 4-го июня 1864 г. Причины, побуждающие меня просить об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая бы была удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делают невозможным довести до конца ни одной из моих работ; я уведомлял Совет Академии о начатых мною работах, которыми я занимаюсь и в настоящее время, и буду иметь честь их представить в Академию в октябре месяце этого года, но не как конченные картины, а как труды для разработки технической стороны искусства; посвятить же себя на изучение страны чужой несколько лет — я нахожу менее полезным, чем, по возможности, изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества. Имею в виду несколько сюжетов из русской жизни, которые я бы исполнил с любовью и сочувствием и, надеюсь, более успешно, чем из жизни народа, мне малознакомого; при этом желание сделать что-нибудь положительное и тем оправдать милостивое внимание ко мне Совета дает мне смелость надеяться на снисхождение к моей покорнейшей просьбе. Получивши разрешение и деньги, поеду на два месяца по Италии, откуда возвращусь прямо в Россию, где надеюсь написать зимою картину, а лето 1865 г.
Эти слова характерны не только для Перова, но и для всей плеяды художников, к которой он принадлежал; это их profession de foi. Какая тут противоположность с предшествующим поколением, которое жизнь за границей считало за особенное счастье, и если обращалось в Академию с какими-нибудь просьбами, то, напротив, только о продлении заграничной командировки! Высочайшее соизволение на возврат его на родину последовало 29-го июля того же года, а осенью Перов уже вернулся в Москву и поселился в доме дяди своей жены, Ф. Здесь он сразу проявил свой талант, к этому времени успевший еще более окрепнуть. Еще в Париже он задумал большую сюжетную картину — «Монастырскую трапезу». Теперь, написав сперва «Дворника, отдающего квартиру барыне» которого впоследствии он повторил , он окончил эту «Трапезу», в первоначальном виде, только переделав ее потом, в 1875 г. Со следующими картинами Перов перешел от прежнего сатирического направления к более драматическим сюжетам, полным грусти и сочувствия к «униженным и оскорбленным». Таковыми уже являются: «Проводы покойника», получившие первую премию от С. В том же 1865 г.
В следующем году за картины: «Тройка, ученики-мастеровые» и «Приезд гувернантки в купеческий дом», он получил звание академика. Тогда же им написаны: «Мальчик мастеровой», «Сцена на почтовой станции» и «Чистый понедельник». В 1867 г. Трудясь постоянно и неутомимо, он произведениями своими доказывает постепенное развитие своего таланта при строгом изучении природы. Кроме того, и на прошлогодней выставке в Академии было также несколько картин этого художника, по всей справедливости заслуживающего право на особенное поощрение, чтобы дать ему возможность трудиться еще некоторое время без заботы о насущном содержании, особенно в настоящее тяжелое для художников время, когда нет никакого сбыта их произведениям. Во внимание к такой полезной деятельности отечественного таланта Совет Академии признавал справедливым, по случаю истекающего в сем году срока пенсиона, ходатайствовать о продолжении Перову, в виде особой Монаршей милости, пенсионерского содержания еще на два года. О таком определении Совета Академии, утвержденном и Общим Собранием Академии 10-го сентября прошлого года, считаю долгом представить вашему сиятельству и покорнейше просить, не изволите ли признать возможным ходатайствовать пред Всемилостивейшем Государем Императором о пожаловании академику Перову, во внимание к его отличным трудам и таланту, содержания еще на два года». Перовым были написаны: «Учитель рисования», картина, вызванная воспоминаниями о неудачно сложившейся жизни талантливого художника П. Шмелькова, эскиз и картина «Утопленница», содержание которой послужило также поводом к составленному художником рассказу под заглавием: «На натуре.
В это же время один случай заставил художника обратиться к портретной живописи, которою раньше он занимался очень мало. Одному из учеников Училища живописи и ваяния, Брызгалову, необходимо было получить звание художника. Не надеясь на собственные силы, он обратился к помощи Перова. Тот взял кисти и прошел с начала до конца плохо написанный этюд «Старика-читальщика». Явилась такая прекрасная вещь, что Брызгалов не только получил желанное звание художника, но еще и золотую медаль за экспрессию, которой не имел и сам Перов. Удивленный таким неожиданным успехом, Перов и сам принялся за портретную живопись и, благодаря этому, мы имеем немало таких портретов, которые по справедливости считаются одними из лучших во всей русской школе. В следующем же году он написал превосходный эпизод «Фомушка-сын» и портреты Ф. Резановых, Л. Медведева, Г.
Хлудова, своей жены Е. Перовой и С. Миллера; в последнем участвовал И. Кроме того, картины: «Дворник-самоучка», «Сцена у шлагбаума железной дороги», получившая первую премию от Московского Общества Любителей Художеств, «Последний кабак у заставы», эскиз «Путешествие квартального с семейством на богомолье» и исполнил рисунок «Толкучий рынок», где предполагалось представить более шестидесяти типов. В 1869 году Перовым исполнены два лучших его портрета: В. Безсонова и А. За первый он получил 1-ю премию Московского Общества любителей художеств, а для второго нарочно ездил в Петербург и копировал в Эрмитаже портреты Веласкеза, Кристи и Ван-Дейка, хотя работа его не имеет в себе никаких следов влияния этих мастеров, а отличается полной самостоятельностью. В это же время им написаны: «Осень. Дорога в распутицу», «Шарманщик, ночная сцена», «Подслушивающая у двери», «Девочка с кувшином», «Булочник», этюд старика и портреты А.
Писемского и князя Щербатова. Первые три картины остались неоконченными.
Василий Перов, или 4 привала охотника
Василий Григорьевич Перов — краткая биография | Биографии известных людей | В Перове увидели «прямого наследника и продолжателя известного в то время художника Федотова. По словам а: «Молодой художник поднял выпавшую из рук Федотова кисть и продолжил начатое дело». |
Реформатор изобразительного искусства | 4 января 2024 года исполняется 190 лет со дня рождения ВАСИЛИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ПЕРОВА (1834–1882), русского художника, одного из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. |
Биография Василия Григорьевича Перова | В биографии художника Перова это были спокойные годы, проведенные в занятиях живописью. |
180 лет назад родился русский художник Василий Перов
Свободомыслящий Криденер не боялся выступать против властей, к тому же, имел острый язык. Он стал автором сатирических стихов, за что его сразу же отстранили от службы. Барону пришлось искать себе новое место, и семья сопровождала его в Петербург, Самару, Арзамас. Останавливались они у родственников. Вскоре барону предложили место управляющего имением в Арзамасе. В 1843 году Василий Перов поступил в Арзамасское уездное училище. Отец видел, что сын обладает творческими наклонностями, и решил, что ему лучше продолжить обучение в художественной школе Александра Ступина. На тот момент подростку было всего 13 лет. Однажды знакомая пригласила Василия на день рождения, и он сильно напился вместе со своими новыми приятелями.
После этого случая отец запретил ему посещать художественную школу. А вскоре барон снова остался без места, и семейство в который раз отправилось вместе с Криденером в поисках работы. Они переезжали еще несколько раз. После того, как окончательно вернулись в Арзамас, Василий получил разрешение заниматься живописью. В это время и началась его творческая биография, он написал свои первые полотна — «Нищий, просящий милостыню», «Народное гулянье в семик», «Деревенская тройка». Перов понимал, что ему не хватает знаний, и он продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступил в 1853 году. Молодой человек познакомился с такими же, как сам, талантливыми художниками — Аполлоном Мокрицким, Иваном Шишкиным, Михаилом Скотти. Однако бытовые трудности не давали ему радоваться жизни и творить в полную силу.
У Перова отсутствовало жилье, имелись серьезные финансовые трудности, денег не хватало даже на самое необходимое. Помощь пришла в лице преподавателя Егора Васильева, который предложил талантливому студенту пожить у него. Еще немного, и Перов бросил бы учебу по причине безденежья. Академия художеств вручила ему серебряную медаль за этюд с изображением головы мальчика. Спустя год Перов получил большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие». Становилось очевидным, что художник предпочитает реализовываться в творчестве с помощью бытового жанра, что его больше всего интересует, как живут люди, как формируется их характер под влиянием окружающей действительности. Живопись Школу живописи Василий Перов окончил в 1861 году. К этому времени он уже успел получить золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе».
После описания бытового сюжета и своеобразного социального среза, живописец написал еще одну картину, очень похожую на эту стилем и тематикой. Перов назвал ее «Сельский крестный ход на Пасху». Критики нещадно расправлялись с работами живописца, осуждали его мастерство и смелость. Вокруг полотен Перова велись жаркие дискуссии, результатом которых стал запрет на их демонстрацию в России. Однако у Павла Третьякова хватило мужества, и он купил эту картину, не боясь того, Синод не одобрит его поступок, а автора холста могут вообще отправить в ссылку. Василий продолжал писать свои картины, по-прежнему, предпочитая бытовые и социальные темы. Он не обращал внимания на споры вокруг его живописи, и вскоре представил еще одну картину — «Чаепитие в Мытищах». Он изобразил ленивого священника за чаепитием, а рядом с ним изможденных голодающих, которых слуга отгоняет от господина.
Он посетил много европейских городов, зарисовывал бедные кварталы, следил за тем, как работают простолюдины, и живут обездоленные. Сценки, подмеченные острым глазом художника, нашли отражение в полотнах «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и еще нескольких работах. Оторванный от родины, Перов сильно тосковал. Он просил академию прервать его стажировку за границей и разрешить вернуться домой. Василий говорил, что не получает никакого вдохновения от своей работы, и созданные на чужбине картины не приносят ему удовлетворения. Вернувшись домой, живописец продолжил писать в жанре реализма, его интересовал, в основном, социальный контекст. В 1860-х годах Перов начал изображать на своих полотнах детей, крестьян, а также служащих высокопоставленным чиновникам. В 1869 году Василий вступил в кружок «передвижники».
Товарищество организовывало передвижные художественные выставки, и первая экспозиция открылась в 1871 году. Там Перов представил не только свои полотна «Охотники на привале» и «Рыболов», но и портреты. Он стал педагогом той же Московской школы живописи, ваяния и зодчества, которую в свое время окончил сам. Помимо этого, живописец заинтересовался литературой, и засел за написание рассказов. Достоевского» Со временем Перов оставил социальную тематику, и начал изображать на своих полотнах жизнь простой русской деревни, а также портреты. Этот шедевр представляет русскую портретную школу в ее лучших традициях. Он вынашивал идею создания трех полотен, на которых хотел изобразить самые яркие моменты восстания Емельяна Пугачева. Однако он успел закончить работу только над одной картиной, получившей название «Суд Пугачева».
Другие сюжеты так и остались нереализованными набросками.
Активная авангардная художественная жизнь Харькова 1910-х годов прошла для Перова, по-видимому, лишь «по касательной». С началом Первой мировой войны он мобилизовался и по окончании школы прапорщиков был направлен в Ачинск для обучения и подготовки маршевых рот. В начале 1917 года в чине подпоручика он попал на фронт. Был награжден орденом св. Владимира за то, что взял на себя командование батальоном при отступлении дивизии. В 1918 году Перов вернулся в Харьков, где участвовал в одной выставке литературно-художественного объединения «Союз искусств». Воевал в рядах Добровольческой армии, с частями которой в 1921 эвакуировался из Крыма в Константинополь.
Константинополь-Стамбул в этот период представлял чрезвычайно пеструю картину жизни. Чебышев, юрист и журналист, живший в Константинополе в 1920—1921 годах, так описывает сложившуюся ситуацию: «Константинополь того времени представлял для беженцев одно преимущество. В Константинополе не было тогда хозяев. Все были гостями, в том числе и сами турки. Хозяевами могло считаться союзное командование стран Антанты — Ю. Но оно числилось на этом положении только по праву силы и захвата, а потому морально тоже не могло признаваться настоящим хозяином. У турок же моральные права на положение хозяина яростно оспаривали греки. А греков усиленно, страстно отвергали турки, ненавидевшие их больше, чем "союзников".
Таким образом, русские, прибыв из Крыма, чувствовали себя дома. Я думаю, можно утверждать без преувеличения, что никогда больше во время эмиграции, даже в гостеприимных славянских странах, русские не чувствовали себя "так у себя", как тогда в 1921 и 1922 годах в Константинополе» [ii]. Русские эмигранты привнесли большое своеобразие в местную жизнь. Благодаря им в Стамбуле появились ночные клубы, рестораны, драматический театр, балет, классическая музыка, были организованы хоры и оркестры, художественные выставки. Правда, уже к 1923 году большая часть русских беженцев переместилась в балканские страны, Францию, Германию. Николай Перов остался в Стамбуле и навсегда. Он активно включился художественную, общественную и церковную жизнь. Участвовал в выставках константинопольского Союза русских художников.
С 1927 по 1963 год служил художником-декоратором Муниципального театра в Стамбуле, с 1950 — в Государственном театре оперы и балета в Анкаре. В 1940-е годы художник оформлял балетные постановки Лидии Арзумановой, русской балерины и педагога, организовавшей в Константинополе балетную школу [iii]. Также Перов работал художником-постановщиком в кино.
Здесь маленький Перов под руководством своей матери выучился читать и писать. Прожив здесь всего лишь один год, семья Криденеров переехала в Самарскую губернию, сперва в деревню Кротовку, к Д. Панову, женатому на дочери барона Г. Криденера от первого брака, а чрез полгода — в деревню Кольцовку, к другому зятю барона П.
Здесь Перов сперва продолжал заниматься с матерью, но вскоре его отдали в ученье сперва к местному священнику, а затем — к заштатному дьячку. Этот последний, неглупый, начитанный человек и большой юморист и анекдотист, учил мальчика Закону Божию, арифметике, славянскому языку и чистописанию, причем в последнем искусстве тот оказывал всего более успехов, отчего учитель и прозвал его Перовым; это прозвище и перешло потом в его фамилию, так как своего родового имени, как мы сказали, он не мог носить. Когда Перову исполнилось девять лет, в 1842 г. Языкова, и вся семья переехала в Арзамасский уезд Нижегородской губ. Вскоре по переезде сюда мальчик едва было не ослеп от жестокой оспы, следы которой остались у него на всю жизнь. Только самоотверженный уход матери и удачное лечение спасли его от смерти. Едва успел он оправиться от болезни, как к ним приехал из Арзамаса живописец, которого вызвал барон Г.
Криденер, чтобы поручить ему переписать на своем портрете собаку. Это дало толчок мальчику испробовать свои силы в рисовании, и при этом сказалась замечательная черта в его характере: в противоположность всем детям, он сразу стал стараться рисовать с натуры и перешел к копированию картин только тогда, когда мать его, видя неудачу его попыток, посоветовала ему лучше рисовать сперва с оригиналов. Когда П. Здесь П. В это же время с семейством Криденер познакомился один из арзамасских купцов, М. Безобразов, выделявшийся из местного купечества своим умом и образованием и обладавший порядочной библиотекой, книгами из которой охотно снабжал Перова, очень его полюбившего. Этот же Безобразов, постоянно поощряя занятия мальчика рисованием, по окончании им курса училища стал уговаривать родителей П.
Мать долго не соглашалась на это, предпочитая, чтобы сын ее поступил в Нижегородскую гимназию, так как А. Ступин, очень строго относясь к художественным занятиям своих учеников, не обращал никакого внимания на их нравственность, и об них в Арзамасе шла молва, как о пьяницах. Но упорные настояния самого мальчика и М. Безобразова победили ее, и в 1846 г. Перов поступил в школу Ступина, но на особых условиях: он должен был только два раза в неделю ездить в школу, жил же в деревне у отца. Так продолжалось дело только три месяца, потому что опасения матери начали оправдываться: товарищи завели однажды Перова на именины к одной портнихе, он вернулся оттуда навеселе, и мать поспешила взять его из школы. Но не надолго: вскоре Криденер лишился места управляющего и со всей семьей переселился в Арзамас, наняв там квартиру как раз напротив школы Ступина.
Тогда мальчика опять отдали в школу, и теперь уже занятия его стали ежедневными. Ступин часто бывал в гостях у Криденер и нередко говаривал матери: "Ты, матушка, не беспокойся, Васенька не пропадет, — у него талант, из него выйдет художник; это я тебе говорю". Между тем, рисунками его Ступин был очень доволен. Поэтому один из учеников, некто Ивановский, стал уговаривать В. Сказано — сделано. Натянули холст на подрамок, и началась работа тайком". Однако как-то Ступин увидел работу Перова и вместо выговора похвалил мальчика, сказав ему: "Хорошо, брат, хорошо!
Ты теперь пиши красками, пора уже". Ему шел тогда пятнадцатый год. Таким образом, — заключает автор, — как прежде в рисованье, так теперь в живописи он доходил до всего сам, почти без посторонней помощи, если не считать помощью указаний других лиц, матери и товарищей, на предметы занятий". Через год в 1849 г. Криденер опять получил место управляющего имением у директора Moсковского Опекунского Совета Михайлова, куда и переехал с семейством, а Перов поселился у Ступина. При отъезде мать взяла с него слово, что он не будет увлекаться дурным примером своих товарищей, что он и сдержал крепко. Но это не могло не отразиться на его отношениях с ними и окончилось полной ссорой, в которой Перов, выведенный из терпения одним из старших учеников, за обедом пустил в него тарелкой с горячей кашей.
Тот пожаловался Ступину, а старик, требовавший, чтобы младшие относились к старшим с уважением, обвинил во всем Перова. Тогда Перов собрал немедленно свои пожитки, оставил школу и к вечеру пришел к своим, сделав пешком 35 верст. Семья вполне одобрила его поступок, и он остался в деревне, продолжая там работать с тех оригиналов, которые ему тайком доставляли некоторые из его бывших товарищей, оставшиеся с ним в хороших отношениях. Но вскоре копии перестали удовлетворять его, и он перешел к самостоятельной работе. Он выбрал себе из деревенских парней одного очень красивого сверстника и сделал его своим натурщиком, помощником и даже другом; при его помощи, под впечатлением наступившего великого поста он задумал написать "Распятие". Они сколотили большой деревянный крест, ввернули кольца для рук и ног, уставили его в темном углу гостиной, и Иван, раздетый, продевал руки и ноги в кольца и, кроме того, привязывался к кресту широкими ремнями. Он нес такие добровольные мучения целых шесть недель, пока Перов написал таким образом все тело Распятого с натуры, изменив только лицо.
Как раз к Страстной неделе картина была готова, и молодой художник решил пожертвовать ее в соседнюю сельскую церковь. Прежде всего он повез ее в ближайшее к ним село Каваксу; но так как там прихожане были преимущественно староверы, то хотя картина понравилась священнику, тем не менее, находя, что как форма креста, так и расположение рук не "истовы", они просили художника переделать ее, согласно их указаниям. Но он, несмотря на свои шестнадцать лет, оказался настолько самостоятельным, что увез обратно картину и отдал ее в другое ближайшее село — Никольское, где ее приняли с радостью, без всяких перемен, и где она остается и до сих пор. После этого, тут же, в деревне, Перов написал свой собственный портрет и портреты отца и других членов семьи. Кроме того, он много занимался чтением, охотой и беседами с крестьянами. В это время к ним в деревню приехал племянник отца П. Мюнцендорф, только что окончивший тогда курс в Дерптском университете.
По его настояниям и ввиду быстрых успехов сына в искусстве, мать Перова решилась в мае 1852 г. Здесь, после некоторых колебаний, они попали к преподавателю Училища Живописи и Ваяния H. Рамазанову, который обласкал юношу, а уже в конце 1853 г. Перов поступил в Училище. Поселился он у смотрительницы одного женского приюта Марьи Любимовны Штрейтер, родственницы доктора Оберлинга, который, как друг барона Криденера, тоже принимал большое участие в устройстве художественной карьеры талантливого юноши. Эта почтенная старушка очень тепло относилась к Перову, постоянно оказывая ему и нравственную, и даже материальную поддержку, когда отец его, обремененный большим семейством и сам крайне нуждавшийся, принужден был прекратить всякую помощь сыну и перестал присылать ей деньги на его содержание. Ho осенью 1855 года она умерла, и Перов очутился в таком отчаянном положении, что уже подумывал бросить свое дальнейшее художественное образование и устроиться где-нибудь в провинции учителем рисования.
Но судьба спасла его. В это время один из преподавателей Училища, Eг. Васильев, узнав случайно о таком положении П. Иохемсин записал его на свое имя, чем избавил его от платы за ученье. Теперь, избавленный от грозившей ему суровой нужды, Перов горячо принялся за работу. Безсонов, "далеко за полночь он просиживал с карандашом в руке, воспроизводя в рисунке всякую мысль, даже случайно запавшую в голову, и таким упражнением выработал в руке своей верную союзницу для головы. Композиция сделалась любимым его занятием, и множество прекрасных эскизов были результатом непрерывного энергического труда...
Все это не могло не обратить серьезного внимания профессоров на даровитого ученика". В декабре 1856 г. Ободренный этим успехом, он принялся писать картину "Приезд станового на следствие", которую и исполнил в конце 1857 г. Картина была выставлена сперва в Училище, а затем в Академии и имела и там, и тут громадный успех.
Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!
Художник дал ей возможность побыть наедине с изображением сына, и она целый час молилась, стоя на коленях перед картиной. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. На ней художник изобразил самую обычную сцену летнего чаепития. Герой картины — священнослужитель, развалившись, пьет чай в тени раскидистого дерева. Справа на полотне — нищий слепой солдат с мальчиком-поводырем, бедолаги, просящие подаяние.
Прислуга тянет руку в сторону попрошаек с намерением прогнать их от стола, чтобы не нарушать покой хозяина. Поражает равнодушие главного персонажа, который, не отрываясь от блюдца, делает вид, что не замечает происходящего. Охотники на привале. Это полотно лишено острой социальной проблематики, на нем изображена сцена из обычной жизни. Трое мужчин расположились, чтобы перекусить и пообщаться после удачной охоты.
Персонаж слева страстно рассказывает какую-то историю. Сидящий напротив молодой человек с интересом слушает рассказчика, принимая на веру его слова. Полулежащий в центре охотник, скептически улыбается, подозревая, что в рассказе его товарища много вымысла и фантазии. Приезд гувернантки в купеческий дом. На ней изображена молодая, хрупкая девушка, нерешительно остановившаяся перед хозяевами богатого дома.
Глава семейства высокомерно рассматривает юную особу, а во взгляде его сына ощущается некоторая фривольность, возможно, он уже имеет какие-то планы по отношению к этой девушке. За спиной хозяина толпятся его жена и дети, которые, раскрыв рты, рассматривают прибывшую. Девушка робко достает из сумочки рекомендательное письмо, и во всей ее фигуре ощущается неуверенность и обреченность. Последние годы Почти в самом конце своего творческого и жизненного пути В. Перов решил заняться историческими темами.
В его планах было написание трех картин о восстании Е. К сожалению, он не успел осуществить задуманное. Им были написаны этюды лишь к последней части «Суд Пугачева», остальные материалы так и остались в виде набросков. Свою последнюю картину художник создал в 1881 году. Это необыкновенно атмосферное полотно с большим количеством персонажей «Никита Пустосвят».
На этой картине Василий Григорьевич воплотил историческую правду, которая всегда являлась основным достоинством его бессмертных творений. Елена Шейнс. Перов 1868 Великий художник В. Перов ушел из жизни 29 мая 1882 года от туберкулеза и присоединившегося к нему тифа. Ему было всего сорок восемь лет.
Похоронили живописца в Даниловом монастыре, но позже прах его был перезахоронен на кладбище Донского монастыря. Личная жизнь Перед отъездом в Европу Перов сделал предложение Елене Шейнс и получил от нее согласие стать его женой.
ПЕРО́В ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
Учитель в итоге дал ему прозвище, которое потом было официально закреплено. Так и появилась в тогда еще краткой биографии художника Перова фамилия, под которой его узнала вся Россия. Первое знакомство с живописью Когда Васе было девять лет, к его отцу из Арзамаса приехал живописец, обновить большой портрет, на котором тот был изображен с собакой. На картине нужно было заменить старую собаку на новую. Вася с восторгом наблюдал за работой художника: как тот разложил мольберт, смыл старое изображение, смешал краски и начал рисовать. Так в первый раз в биографии художника Перова произошло знакомство с живописью. После отъезда живописца, Василий начал пробовать рисовать отца, брата и товарищей сам, и горько плакал, потому что получалось совсем не похоже.
Он рисовал углем, карандашом, мелом везде, где находил ровную поверхность: на стенах, столах и подоконниках. Отец никогда не сердился на это, он любил искусство и сам играл на скрипке и фортепиано, писал стихи, часто рассказывал сыну о музыкантах, художниках, показывал картины. В десять лет мальчика отдали учиться в Арзамасское уездное училище, поселили его в доме школьного учителя. Все свободное от учебы время Василий рисовал, учиться этому ему было не у кого, учителя рисования в училище не было. Когда отец навещал его и смотрел на рисунки, он все чаще думал, что Васе надо дальше развиваться в этом направлении. В тринадцать лет он закончил первоначальное обучение, и нужно было решать, где продолжить образование.
И в биографии художника Перова появилась Арзамаская художественная школа, куда отец решил отдать Васю для дальнейшего обучения. Обучение ремеслу Основателем художественной школы был художник Александр Ступин, который окончил Академию художеств. Он приехал в родной город начать новое и невиданное в России дело. Такой школы в стране еще не было, в ней учились и свободные, и крепостные. Здесь Вася впервые задумался о неравенстве людей и тяжелой судьбе бедняков, эти размышления потом нашли отражение во многих его картинах. В душе Перова навсегда осталось сострадание к крестьянам и неприязнь чванства богатых.
Продолжая рассказ о биографии художника Перова, стоит отметить, что преподаватели школы много внимания уделяли тому, чтобы учащиеся изучали натуру и много рисовали, приобретали «мастерство в карандаше». Ступин долго не позволял рисовать красками. Василий проучился почти год, когда один из старших учеников предложил ему втайне начать писать копию этюда Брюллова «Старик». Однажды он забыл спрятать свои эскизы, и Ступин, который в обеденный перерыв всегда рассматривал работы учеников, увидел копию этюда. Вместо нагоняя за самоуправство он похвалил Василия и разрешил учиться письму со старшими учениками. Параллельно со специальными занятиями по рисунку и живописи в школе проходили уроки и по общеобразовательным предметам.
Загадка и привлекательность его картин — это искренность и уникальное мастерство кисти, достоверность сюжетов, тонкий юмор, драматизм, доведенный до остроты. В одной личности оживали разные грани, обнажать которые Перов умел мастерски. Родился В. Перов в Тобольске в 1833 году, учился в художественной школе в Арзамасе, окончил в 1861 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На художественный стиль его живописи и точность рисунка во многом повлиял его любимый учитель С. Зарянко — знаменитый портретист. Перов был очень близок к своим национальным корням, с огромным сочувствием относился к своим землякам и людям из простого народа. Звучание его злободневной сатиры усиливалось нотками драматизма и желанием подчеркнуть в своих работах несправедливость.
Вторя А. Островскому, А. Чехову и Н. Гоголю, В. Перов затрагивал в своих работах социальные темы, создавал трогательные детские образы, с иронией относился к чопорности чиновников. Нотки социальной сатиры проявлялись в ученических его работах, всегда по достоинству оцененных преподавателями. За картину «Первый чин» Перов получил малую золотую медаль.
Тогда Перов представил эскиз другого сюжета — «Проповедь в селе». В пояснительной записке к эскизу художник написал, что священника изобразит не в ризе, а в рясе. Совет, эскиз утвердил и осенью 1861 года картина была закончена. Василию Перову была присуждена Большую золотую медаль, а вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера. Совет Императорской Академии художеств так и не понял, что Перов в картине мастерски показал ироничность восприятия проповеди различными слоями народа. В этом же году Перов представил на суд зрителей ещё одну свою работу «Сельский крестный ход на Пасхе» Эта картина была антицерковной и антикрепостнической по своему содержанию и положила начало новому направлению критического реализма. Будучи выставленной в помещении Общества поощрения художников в Петербурге, она имела большой общественный резонанс. Власти сняли картину с постоянной экспозиции и запретили её воспроизведение в печати. Только спустя сорок четыре года полотно вновь стало доступно широкой публике. Ранние картины Василия Перова вообще очень часто проникнуты сатирическим, своего рода «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе и на духовенство «Проповедь в селе» 1861 года и более поздняя «Чаепитие в Мытищах». Художник сознательно особенно тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохранилась у Перова и в более поздних его работах, однако с годами постепенно ослабевала сменяясь драматической экспрессией либо просто добродушным юмором. В 1862 году Перов создал картину «Чаепитие в Мытищах», в которой продолжил тему обличения духовенства. Работы представили художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике. В 1862 году Василий Перов отправился за границу, воспользовавшись своим правом на пенсионерскую поездку. Он посетил главные художественные центры Германии и около полутора лет прожил в Париже. Перов много времени проводил на натуре, делая этюды и наброски, и написал несколько картин, повествующих о нравах местной жизни. Однако в 1864 году с разрешения Академии, Перов досрочно возвратился в Москву из заграничной командировки, посчитав, что написание идейных работ невозможно без глубокого знания жизни страны, о которой он повествует в своих работах. Перов, как и многие молодые и образованные люди того времени яростно противился окружавшему его пошлому мещанскому быту, важнейшим элементом которого была Церковь Здесь важно отметить, что художник никогда не был против веры, он лишь яростно выступал против того бюрократического института, в котором процветали взяточничество, корыстолюбие и необузданное тщеславие. По возвращении в Россию, Перов создаёт ещё одно полотно «Монастырская трапеза» в котором продолжает раскрывать церковную тематику. Поселившись в Москве, художник продолжил работать в направлении, которое выбрал в начале своей творческой карьеры, и в период с 1865 по 1871 годы создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех русских жанристов, но и в один ряд первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В 1865 году Перов представил на суд зрителей картину «Проводы покойника», которая сразу же определила бесспорное лидерство Перова в популяризации нового движения, формирующегося идейного реализма. В «Проводах покойника» 1865 всего три фигуры, но суровый скорбный драматизм при таком лаконизме только усиливается.
Автор: В. Драматична была судьба Василия Перова, незаконнорожденного сына губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера и юной вдовы мещанина Иванова, Акулины Ивановны. Точная дата рождения его не известна, она колеблется между декабрем 1833 и январем 1834 года. И даже тот факт, что вскоре после рождения Василия его родители обвенчались, не давал ему право ни на фамилию, ни на титул отца. Христос и Богоматерь у житейского моря. Поэтому официально «рожденному во грехе» ребенку изначально дали фамилию трактирщика, который согласился стать его крестным отцом. Нарекли малыша Василием Григорьевичем Васильевым. А псевдоним "Перов" возникнет немногим позже, а именно, с легкой руки местного дьячка, учившего мальчика грамоте. Интерес к живописи и чистописанию возник у Васи, когда он наблюдал за работой приглашенного в их дом художника, реставрирующего портрет. Мальчишка, "очарованный волшебством живописи", начнет также рисовать. И первое, что изобразит будущий художник, будут буквы, которые он не напишет, а именно, нарисует. За красоту письма и виртуозное владение пером дьячок- учитель и прозвал Васю - "Перовым". Под этим прозвищем и прославился художник много лет спустя. А еще Василию в детстве довелось переболеть оспой, вследствие чего слабое зрение останется у него на всю жизнь, что, впрочем, не помешает стать ему знаменитым живописцем. Учитель рисования. Отец Перова, свободомыслящий человек, друживший со ссыльными декабристами и принимавший их у себя в доме, был сослан в Архангельск и лишен материального достатка. А потом в поисках доходного места он с семьей переезжал из города в город, скитаясь по чужим углам.
Василий Перов — поэт скорби
один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художествен. Владимир Стасов Биография художника Василия Григорьевича Перова Автопортрет Художник Василий Григорьевич Перов родился в декабре 1833 года. Отец художник барон Георгий (Григорий). О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Василий Перов. На этой странице размещена биографическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Перов Василий.
Василий Перов – художник – глас народа
В число передвижников входил Василий Перов | Имя Василия Перова известно каждому, кто интересуется живописью. Знаменитый русский художник XIX века в своих картинах невероятно точно и чутко передал быт и историю нашего народа. |
«Скорбный певец Руси» – народная и личная трагедии Василия Перова | Лайфхаки. Музыка. Новости и СМИ. Обучение. Подкасты. |
"В. Перов - Биография и картины." | Образовательная социальная сеть | Полная биография художника Василия Перова. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, картины художника на портале «». |
Перов, Василий Григорьевич
у кого есть глаза и кто смог воспользоваться ими без фильтров идеологии, те вчера увидели, что Перов -- плохой художник (рисовальщик и живописец). -- при этом совершеннейшая правда, что он художник хороший. Перов, Василий Григорьевич — — живописец; родился 21-го декабря 1833 г. в Тобольске, умер 29-го мая 1882 г. в деревне Кузьминках, около Москвы. Отец его, барон Григорий Карлович Криденер, бывший губернским прокурором в Тобольске. Василий Григорьевич Перов Perov, Vasily (1833-1882). Перов, Василий Григорьевич, живописец; родился 21-го декабря 1833 г. в Тобольске, умер 29-го мая 1882 г. в деревне Кузьминках, около Москвы. Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщения Величайший художник, знакомый с детства - Василий Григорьевич Перов (по происхождению барон Криденер) - один из родоначальников жанровой картины.
Василий Перов. Творчество и краткая биография художника.
Старинный и знатный род Криденеров подарил миру целую плеяду именитых дипломатов, деятельность которых не ограничивалась Российской империей, а распространялась далеко за ее пределы. Портрет матери художника. Автор В. После смерти первого мужа женщина встретила Криденера и стала его гражданской женой. Когда родился Василий, брак родителей все еще оставался неузаконенным, поэтому мальчику дали фамилию его крестного, дьяка Васильева. Таким образом, согла сно церковной записи, настоящая фамилия художника Перова — Васильев.
Перов — это псевдоним, который мальчик получил за отличное владение пером на уроках чистописания, которому обучал его местный дьячок. Несмотря на то, что вскоре после рождения ребенка родители обвенчались, их сын Василий так и не получил ни отцовскую фамилию, ни знатный дворянский титул. Мальчик был причислен к сословию мещан под фамилией Перов. Родители Перова постоянно меняли место жительства. Причинами этого были новые назначения отца, а также его язвительный характер.
Несмотря на образованность и хорошие манеры, барон часто в сатирической манере высмеивал губернских служащих, невзирая на их чины и положение. После этого ему, как правило, приходилось оставлять свою должность и искать новое место службы. За время скитаний семье довелось пожить в Петербурге, Самаре, Арзамасе и других городах. Из-за отсутствия собственного жилья квартировать приходилось у родственников, что не совсем положительно отражалось на общей атмосфере семьи. Образование В начале сороковых годов отец Перова получил назначение на должность управляющего крупным имением Саблуково, которое располагалось в Арзамасском уезде Нижегородской губернии.
В 1843 году десятилетнего Василия отдали в арзамасское уездное училище, где он проучился до 1846 года. Все это время мальчик самостоятельно занимался рисованием, поэтому вопрос о его дальнейшем обучении решился сам собой — сразу после окончания училища он поступил в школу живописи Александра Ступина. За время учебы Василий проявил себя как способный ученик и раньше других начал использовать в своих работах масляные краски. К концу сороковых годов им было написано уже несколько картин, среди которых «Нищий, просящий милостыню» и «Деревенская тройка». Его однокурсниками были будущие знаменитости, среди которых Иван Шишкин, ставший его близким другом.
В начале учебы Василий испытывал немалые трудности: ему не хватало денег на жизнь, также были проблемы с жильем. Он уже подумывал уйти из училища, но на выручку ему пришел преподаватель Егор Васильев, который не только поддержал начинающего художника, но и поселил его в своей квартире. Первый успех пришел к Перову в 1856 году. За мастерски выполненный этюд головы мальчика он был награжден малой серебряной медалью на конкурсе, проводимом Академией художеств. Через год ему вручили уже большую серебряную медаль за работу «Приезд станового на следствие».
Очередную малую медаль, но уже золотую, Перов получил за картину «Первый чин». Многочисленные критики, сошлись во мнении, что в полотнах Перова прослеживаются традиции живописца Павла Федотова, приверженца критического реализма в художественном искусстве. Творчество Проповедь в селе. В этом же году он был награжден золотой медалью первого класса за свою работу «Проповедь в селе». На картине изображены священник и невежественная толпа, каждый ее представитель занят своими мыслями, лишь дети внимательно смотрят на священника, словно понимают важность его речи.
Остальным фигурантам не интересна проповедь. Кто-то из них откровенно спит, кто-то флиртует, на лицах некоторых крестьян отражены их каждодневные заботы.
Самые популярные его картины — «Птицеловы» 1870 г. Популярные потому, что в них много добродушного юмора и любви автора к своим героям. Написаны они в поздний и лучший период его творчества. А начинал Василий Григорьевич Перов с пользующегося большим спросом у «прогрессивной» интеллигенции в 1860-е годы «критического реализма» — язвительного, а то и просто карикатурного отображения русской жизни.
Вот только некоторые из его картин того времени: — «Проповедь на селе» 1861 , где прихожане с безразличием слушают проповедь батюшки, а главный из прихожан помещик в кресле вообще спит; — «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 , где почти все участники показаны пьяными: одни шатаясь несут хоругви, другие свалились у крыльца, а священник еле держится на ногах; — «Чаепитие в Мытищах» 1862 , где за столом в саду пьёт чай толстый священник с лоснящимся лицом и в упор не видит подошедшего за милостыней слепого одноногого калеку с мальчиком-поводырём, которого отгоняет то ли служанка, то ли попадья. Его учителя были шокированы обилием негатива в его живописи. Знаменитый скульптор М. Микешин автор памятника «1000-летие России» говорил, что подобное направление, показывая неприглядные стороны жизни, убивает искусство. Архитектор Н. Бенуа вообще считал Перова посредственностью, эксплуатирующей либеральные настроения в обществе, не заботясь о красоте, и делает на этом имя.
Никто до него не смел изображать мир духовенства в таком ключе. В частности, в работе «Проповедь в селе», перед лишенным всякого авторитета и уважения священником, на переднем плане виден дремлющий на стуле помещик, молодая жена которого без смущения флиртует с местным ловеласом. В глазах других участников проповеди читается безразличие и усталость; многие отвлекаются на болтовню и обсуждение последних новостей из газет. Только открытые сердца детей действительно слышат священника — их фигуры художник подсвечивает, создавая эффект воздушности и наделяя их некой божественностью.
И все же, при взгляде на картину и изображенное на ней общество, любой поймет, что в судьбах этих детей мало отрадного. Смогут ли они сохранить чистоту души, несмотря на окружающие их безразличие и разврат? Художник не дает надежды на благоприятный исход. Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 Источник: Государственная Третьяковская Галерея Пьяное духовенство среди пьяных крестьян в работе «Сельский крестный ход на Пасху» — это обличительная сатира, откровенная критика бездуховности служителей церкви и невежества народа.
На картине изображен непривычный для нас Крестный ход, проводящийся в Пасхальную ночь вокруг церкви. Это — так называемое славление на Пасху, обычай, не дошедший до наших дней. Церковнослужители вместе с другими участниками Крестного хода заходили в дома крестьян с благословением и песнопениями. Хозяева домов должны были отблагодарить праздничных гостей, но на дворе стояла весна, а продовольственные запасы к этому времени мало у кого сохранялись, и поэтому в ход шел алкоголь.
Результат такого паломничества, после посещения нескольких селений, и представил Перов. Батюшка, потупив взор, еле стоит на ногах, но все же пытается спуститься с крыльца. Рядом с ним лежит споткнувшийся дьячок с кадилом в руке. Хозяйка приводит в чувства хозяина дома, поливая его голову водой.
В центре картины изображены поющие мужчина и женщина, которые несут крест и икону Казанской божьей матери; оба — с опущенным взглядом. В их образах, как и, скорее всего, в голосах, нет ничего духовного. Рядом с ними идет старик, держащий икону ликом вниз, но не замечающий этого. Перов безжалостен в обличении ханжества, лицемерия и слабости духа главных героев.
В левой части картины, спиной к зрителю, словно символично отрицая происходящее, изображены зажиточные крестьяне в хорошей одежде и сапогах.
Активная авангардная художественная жизнь Харькова 1910-х годов прошла для Перова, по-видимому, лишь «по касательной». С началом Первой мировой войны он мобилизовался и по окончании школы прапорщиков был направлен в Ачинск для обучения и подготовки маршевых рот.
В начале 1917 года в чине подпоручика он попал на фронт. Был награжден орденом св. Владимира за то, что взял на себя командование батальоном при отступлении дивизии.
В 1918 году Перов вернулся в Харьков, где участвовал в одной выставке литературно-художественного объединения «Союз искусств». Воевал в рядах Добровольческой армии, с частями которой в 1921 эвакуировался из Крыма в Константинополь. Константинополь-Стамбул в этот период представлял чрезвычайно пеструю картину жизни.
Чебышев, юрист и журналист, живший в Константинополе в 1920—1921 годах, так описывает сложившуюся ситуацию: «Константинополь того времени представлял для беженцев одно преимущество. В Константинополе не было тогда хозяев. Все были гостями, в том числе и сами турки.
Хозяевами могло считаться союзное командование стран Антанты — Ю. Но оно числилось на этом положении только по праву силы и захвата, а потому морально тоже не могло признаваться настоящим хозяином. У турок же моральные права на положение хозяина яростно оспаривали греки.
А греков усиленно, страстно отвергали турки, ненавидевшие их больше, чем "союзников". Таким образом, русские, прибыв из Крыма, чувствовали себя дома. Я думаю, можно утверждать без преувеличения, что никогда больше во время эмиграции, даже в гостеприимных славянских странах, русские не чувствовали себя "так у себя", как тогда в 1921 и 1922 годах в Константинополе» [ii].
Русские эмигранты привнесли большое своеобразие в местную жизнь. Благодаря им в Стамбуле появились ночные клубы, рестораны, драматический театр, балет, классическая музыка, были организованы хоры и оркестры, художественные выставки. Правда, уже к 1923 году большая часть русских беженцев переместилась в балканские страны, Францию, Германию.
Николай Перов остался в Стамбуле и навсегда. Он активно включился художественную, общественную и церковную жизнь. Участвовал в выставках константинопольского Союза русских художников.
С 1927 по 1963 год служил художником-декоратором Муниципального театра в Стамбуле, с 1950 — в Государственном театре оперы и балета в Анкаре. В 1940-е годы художник оформлял балетные постановки Лидии Арзумановой, русской балерины и педагога, организовавшей в Константинополе балетную школу [iii]. Также Перов работал художником-постановщиком в кино.
Художник Василий Григорьевич Перов (1833 — 1882) Взгляд сквозь века
Полная биография художника Василия Перова. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, картины художника на портале «». Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Василий Перов: картины, биография художника. Среди выдающихся русских художников-реалистов второй половины 19 столетия, получивших всенародную признательность, почетное место занимает имя Василия Григорьевича Перова, названного «подлинным певцом скорби». Русский художник Василий Григорьевич Перов раскрыл в своих картинах подлинный трагизм и дух идейной свободы. у кого есть глаза и кто смог воспользоваться ими без фильтров идеологии, те вчера увидели, что Перов -- плохой художник (рисовальщик и живописец). -- при этом совершеннейшая правда, что он художник хороший. Последней ученической работой Перова стала картина «Первый чин», которая принесла молодому художнику Малую золотую медаль.
Юбилеи знаменитых личностей, 2024 год
Реформатор изобразительного искусства | В биографии художника Перова это были спокойные годы, проведенные в занятиях живописью. |
Перов, Василий Григорьевич – Русский биографический словарь А.А. Половцова. Том 13 | В московском Училище живописи и ваяния, куда Перов Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. |
В число передвижников входил Василий Перов | Василий Григорьевич Перов — знаменитый русский живописец и один из организаторов Товарищества передвижников. |
Перов: картины, биография. Художник Василий Григорьевич Перов | Василий Григорьевич Перов Perov, Vasily (1833-1882). |