Новости московское восстание при иване грозном

Настоящим апофеозом свирепости Иоанна Грозного стала грандиозная массовая казнь в Москве 25 июля 1570 года.

Угличская трагедия

  • Основные причины восстания
  • Бориска на царстве
  • Грозный смута
  • 27 мая 1606 года – в Москве началось восстание против польских интервентов

Московское восстание

Новости Москвы. При Иване Грозном Русское царство включило в свой состав Казанское и Астраханское княжество, что видно на карте. Еще одним свидетельством крайне напряженной обстановки в стране после смерти Ивана Грозного стало восстание в Угличе, случившееся сразу после трагической кончины малолетнего царевича Дмитрия 15 (25) мая 1591 года. Когда обезумевшая толпа подняла восстание в Москве 1547 года и пришла к царю в село Воробьево, где царь и митрополит укрывались от пожаров, Иван Грозный впервые увидел восстание и силу обезумевшей толпы. В целом, Иван Грозный сыграл важную роль в формировании и укреплении Российского государства. При Иване Грозном существовал такой кружок Адашева-Сильвестора, а людей которые были им близки, называли Близкой Думой малое количество людей и Боярская Дума большая группа людей.

Хованщина: "своя игра" князя Ивана Хованского

Однако опереться на боярство Лжедмитрию не удалось. Он стал не нужен после того, как династия Годуновых была уничтожена. Все мероприятия нового царя носили ярко выраженный крепостнический характер. Поэтому борьба городских низов и крестьянства, сначала направленная против Бориса Годунова, обратилась против Лжедмитрия. Развязка была ускорена поведением самого Лжедмитрия и прибывших вместе с ним польских авантюристов, которые вели себя в Москве, как в завоеванном городе, позволяли себе всякого рода насилия. Польские паны и солдаты бесчинствовали и грабили жителей. Разнузданное поведение шляхты в русской столице ускорило взрыв народного возмущения.

Ударили в набат. Толпа бросилась в Кремль и к дворам, где стояли польские паны со свитой. Сам Лжедмитрий был убит и сожжен. Началось избиение интервентов. После свержения царя участвовавшие в заговоре бояре немедленно приступили к организации власти и укреплению своего политического положения. Платоновым «Смутным временем».

Династический кризис конца XVI в. По словам В. Ключевского, к осени 1611 г. Россия представляла собой «зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отрад сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из королевичей кандидатом на московский престол; но смену убитому второму Лжедмитрию в Пскове уселся третий, какой-то Сидорка; первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова расстроилось... Государство преображалось в какую-то бесформенную мятущуюся федерацию».

Шведская интервенция на севере, фактическая оккупация Москвы и захват Смоленска поляками после героической 20-месячной обороны города-крепости повлияли на настроения россиян. Иллюзии польско-русского компромисса развеялись. Патриарх Гермоген, келарь Троице-Сергиева монастыря - Авраамий Палицын, ранее поддерживавший связи с Сигизмундом III, а также некоторые другие русские деятели стали направлять по стране письма, призывая русских объединяться для борьбы с иноземцами, которые хозяйничают на Руси. Гермогена поляки взяли под стражу и бросили в тюрьму, где патриарх и умер. Гражданская внутренняя война стала затухать, превращаясь в освободительное движение против иноземных врагов. Рязанский дворянин Прокопий Ляпунов стал собирать войска для борьбы с поляками и освобождения Москвы.

Тем временем в Калуге от рук начальника собственной охраны погиб Лжедмитрий II. Вскоре у вдовы Лжедмитрия родился сын Иван. Ходили слухи, что настоящим отцом «царевича» «воренка» является казачий атаман Иван Заруцкий, и прижит он в лагере сторонников Лжедмитрия II в подмосковном Тушине. В отличие от имени «царевича Дмитрия» имя «царевича Ивана» не обладало мистической способностью сплачивать вокруг себя людей. Также поступили и многие другие тушинцы боярин Дмитрий Трубецкой, например. Так, в феврале-марте 1611 г.

При ополчении создали правительство — Совет всей земли. В него вошли предводитель рязанских дворян Прокопий Ляпунов, тушинский боярин князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман, запорожец Иван Заруцкий. В марте 1611 г. В столице вспыхнуло восстание, но овладеть Москвой ополченцы не сумели. Зная о приближении к Москве ополченцев, поляки пытались заставить москвичей таскать на городские стены пушки. Отказ москвичей от этой работы стихийно перерос в восстание.

На помощь москвичам в город ворвался авангард ополченцев во главе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Польский гарнизон начал сдавать позиции. Тогда А. Гонсевский по совету своего доброхота М. Салтыкова велел поджечь деревянный посад. Люди бросились спасать семьи и имущество.

Поляки укрылись в каменных крепостях Кремля и Китай-города. Ополченцы, спасаясь от огня, ушли, унося тяжело раненного в бою князя Пожарского. Пожар в Москве, вспыхнувший в ходе восстания, полностью уничтожил столичный посад. Тысячи москвичей остались без крова. Они разбрелись по окрестным деревням и подмосковным городам. Многих приютил Троице-Сергиев монастырь.

Неудачно для русских складывалась и осада Москвы. Она длилась с марта по июль 1611 г. Единство ополченцев подрывалось противоречиями между казаками многие из которых были в прошлом беглыми и служилыми людьми вотчинниками и помещиками. Их интересы не совпадали. Для преодоления противоречий 30 июня 1611 г. Совет всей земли принял «Приговор всей земли».

Главную роль при составлении текста «Приговора» играл предводитель дворян Прокопий Ляпунов. Приговор сохранил все привилегии служилых людей по отечеству. Казакам ополчения он в качестве компромисса обещал царскую службу и жалования, бывшим беглым казакам — свободу, но отказывал им в получении поместий. Казаки остались недовольны. Недовольство казаков в своих целях поддерживали их вожди - атаман Иван Заруцкий и боярин Дмитрий Трубецкой. Поляки тоже успешно разжигали противостояние дворян и казаков.

Они распускали слухи о враждебности Ляпунова казакам. Говорилось, будто Ляпунов собирается неожиданно напасть на казаков. В отличие от дворян Первого ополчения казаки-ополченцы не получали из средств ополчения ни денег, ни хлебного жалования. Кормились они, как могли, в основном грабя подмосковные села. Это настраивало местных жителей против ополченцев, и Прокопий Ляпунов обещал сурово карать марадеров. Когда Ляпунову сообщили о безчинствах 28 казаков в одной подмосковной деревни, он приказал дворянам утопить провинившихся.

Казнь возмутила остальных казаков. Круг завершился убийством вождя рязанских дворян.

Остались без крова десятки тысяч людей. В столице начался голод, так как пожар дезорганизовал ее снабжение из окрестных сел и деревень. Царь Иван Васильевич, ему было в это время 17 лет, с женой Анастасией Романовной, братом Юрием и боярами выехал в село Воробьево на Воробьевых горах. Царский двор в Кремле тоже сильно пострадал от пожара — сгорели деревянные хоромы, а некоторые каменные строения распались от зноя. Выгорел и двор митрополита, а сам Макарий едва не погиб в огне. Его переправили в Новинский монастырь. Правительство Глинских, родственников царя по матери, бездействовало перед лицом такого страшного бедствия. Более того, вместо принятия каких-либо мер, принялись искать «зажигалыциков» из среды москвичей.

Глинские говорили, что и апрельские и июньские пожары «зажигали зажигальщики», которых по их приказу хватали, подвергали пыткам. Не вынося пыток, они «признавались в вине». Однако среди москвичей быстро распространились слухи о том, что «великий пожар» 21 июня является делом Глинских. Обвиняли в поджоге престарелую княгиню Анну Глинскую — мать князя Михаила Глинского. Глинских обвиняли также в том, что они «норовили» приходу на Русь «иноплеменных»: на южные окраины государства вторгся крымский хан со «многою силою», т. Москвичи ненавидели Глинских, всесильных «временщиков» при молодом царе, и их приближенных, а также челядь, холопов за бесчинства, вымогательства, поборы, от которых, как видно, немало пострадали московские простые люди. Глинские были виноваты во многих страданиях народа, и это превратило их в «поджигателей». При Иване IV в Воробьеве находились многие бояре — противники Глинских, в первую очередь Шуйские, снова стремившиеся к власти, и Захарьины — родственники царицы. Анастасия Романовна была родом из этой фамилии. Они и попытались свести счеты со своими недругами при царском дворе, воспользовавшись начинавшимся народным «мятежом».

На второй день после пожара, 23 июня, царь и бояре приехали к больному митрополиту Макарию в Новинский монастырь. Здесь во время совещания бояре подхватили версию о поджоге Москвы Глинскими, тем более что об этом говорили все от мала до велика в самом стольном граде, превратившемся в сплошное пепелище. Царь оказался в затруднительном положении. Обвинения — в данном случае бояр, но, по существу, прежде всего московского народа, и царь Иван знал, конечно, об этом, — касались Анны Глинской: она была его бабкой — матерью его матери Елены Глинской, умершей в 1538 г. Они решительно потребовали выдать на расправу Глинских. На народную сходку в Кремль прибыли из Воробьева бояре. Они «вопрошали» «черных» людей: «Кто зажигал Москву? Бояре, по словам летописца, «не унимали» восставших, да это и невозможно было сделать. Услышав «про матерь и про себя такие неподобные речи» восставших, он убежал с площади, спрятался в Успенском соборе. Там шла служба — обедня.

Избранная рада при Иване Грозном 7 класс. Реформы правления Ивана 4 1547. Великий Московский пожар 1547 года. Избранная рада Ивана 4 Грозного. Избранная рада при Иване 4 годы. Избранная рада при Иване Грозном 10 класс.

Деятельность избранной рады. Московское восстание 1547 года миниатюра лицевой летописный свод. Московское Восстания 1547 миниатюры. Восстание против Глинских 1547. Пожар 1547 года в Москве. Сожжение Москвы 1611.

Иван 3 избранная рада Ивана Грозного. Ивана IV Грозного реформы рада. Ива 4 Грозный правление с избранной Радой. Реформы Ивана IV 1547 — начало 1560-х гг. Земский собор 1632. Иван 4 Грозный был избрано царство земским собором.

Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью. Церковь Ивана Грозного. Избранная рада Ивана 4. Избранная рада Ивана IV - это. Воротынский избранная рада. Кружок избранной рады.

Иван 4 в январе 1547 был венчан на царство. История России 7 класс начало правления Ивана 4 реформы избранной рады. Правление Ивана 4 Грозного реформы избранной рады. Царицын на карте Восстания Пугачева. Поход на Царицын 1670. Царицын поход Разина.

Царицын на карте при Иване 4. Иван 4 Грозный реформы избранной рады. Причины реформ Ивана 4 Грозного и избранной рады. Реформы избранной рады при Иване Грозном 4. Ивана Грозного конец избранной рады. Реформы избранной рады при Иване IV.

Судебник 1550 г.. Последствия реформы избранной рады Ивана 4 Грозного. Реформы Ивана Грозного 1547-1550. Судебник избранной рады Иван 4. В 1549 Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства. Реформы избранной рады Ивана Грозного 7 класс.

Избранная рада это в истории 7 класс. Земский собор 1549 г Иван реформа. Избранная рада Ивана Грозного. Избранна радаивана Грозного. Иван IV Грозный и избранная рада. Неофициальное правительство при Иване Грозном.

Начало правления Ивана Грозного избранная рада. История России при Иване 4 реформы избранной рады. Начала правления Ивана 4 и реформы избранной рады. Предводитель Восстания 1606-1607. Казнь Восстания Ивана Болотникова. Иван Болотников Смутное время.

Зимин, А. Хорошкевич «Россия времени Ивана Грозного». Столица Российского государства, Москва привлекала не только удельных князей, бояр, но и ремесленников. В шумной и многолюдной столице легче было затеряться беглому холопу, владевшему каким-нибудь ремеслом. Сюда устремлялись и разоренные долгами и налогами крестьяне. В 1547 г. Москва оказалась ареной драматических событий. На второй день пасхи 12 апреля в столице вспыхнул пожар. К счастью, он охватил небольшую часть города.

Сначала загорелась лавка в торгу в москотинном ряду. Потом вспыхнули лавки и в других рядах. По Никольской улице пожар перекинулся вплоть до стен Китай-города. Черного люда столицы больше коснулся следующий пожар, 20 апреля. За Яузой вдоль Москвы-реки выгорели кварталы гончаров и кожевников. Самым опустошительным был третий пожар, который начался 21 июня на территории Воздвиженского монастыря, «на Арбатской улице на Острове» позднейшая Воздвиженка, ныне ул. Из-за сильного ветра «потече огнь яко молния». Пожар на юге достиг ручья Чертолья ныне Чертольский пер. Загорелся и Кремль, где погибли все деревянные сооружения, в том числе Казенный двор, Оружейная и Постельная палаты.

Дым в Кремле был настолько силен, что в Успенском соборе чуть не задохнулся митрополит Макарий, которого вывели по тайнику к Москве-реке. Однако и там «бысть дымный дух тяжек и жар велик». Митрополита обвязали веревками и стали спускать к самой реке. Веревки оборвались, и чуть живого Макария отвезли в Новинский монастырь. Один за другим разрывались со страшным грохотом кремлевские стены, где хранилось «зелие пушечное», далеко разлетались кирпичи, горела деревянная кровля на кремлевских стенах, ветер срывал горящую дранку и разносил ее за пределы Кремля. Испуганные лошади вырывались из царских конюшен, сбивали все на своем пути, давя на бегу падающих в дыму людей. Суетились и кричали люди, устремляясь к единственным оплотам спасения — церквам. Но и их стены трескались от нестерпимого жара.

Почему не вспыхивало народных восстаний в правление Ивана Грозного

Московское восстание при иване 4. Московское восстание 1547 г. Причины Московского Восстания 1547 года. При Иване Грозном существовал такой кружок Адашева-Сильвестора, а людей которые были им близки, называли Близкой Думой малое количество людей и Боярская Дума большая группа людей. Реформы Ивана Грозного. В период правления Ивана IV Грозного и его сына Фёдора Московское царство участвовало сразу в нескольких войнах. Московское восстание (1547) — «Восстание в Москве в 1547 году». 19 марта 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против поляков. Как вскоре выяснилось — преждевременное.

Любимец фортуны

  • Московский пожар и восстание 1547 года: уроки, извлеченные Иваном Грозным
  • Новый Батый
  • Правление Ивана Грозного
  • 1. Смутное время — это что? Чем оно «смутнее» других времен?

Главный позор Ивана Грозного: почему царь бросил Россию на произвол судьбы в 1571

Московское восстание (1547) — Рувики В 1547 году Иван венчался на царство — он первым из русских правителей принял титул «царь»; зимой того же года молодой монарх женился, а летом в Москве вспыхнул грандиозный пожар, обернувшийся бунтом против бояр Глинских.
МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 • Большая российская энциклопедия - электронная версия Московское восстание 1547. Антифеодальное городское восстание в Русском государстве. Царь Иван IV укрылся в с. Воробьёво.
5. Московское восстание в первый год царствования Ивана IV (1547 год) и другие волнения XVI века При Иване Грозном давняя вражда вспыхнула с новой силой.
Мифы об Иоанне IV Грозном Новгородский погром 1570 (Смирнов Александр Алексеевич) / Проза.ру К 70-м годам XVI века противостояние русских князей и крымских ханов длилось уже несколько десятков лет. В 1571 году во время очередного набега на южнорусски.

Какой урок получил Иван 4 во время Московского пожара и восстания 1547 году?

Старшим среди опекунов Ивана стал Василий Васильевич Шуйский. Этот боярин, которому было уже более 50 лет, женился на царевне Анастасии, двоюродной сестре малолетнего великого князя Ивана. Будущий грозный царь, по его собственному выражению, рос в «небреженьи». Бояре мало заботились о мальчике. Иван и его младший брат, глухонемой от рождения Юрий, терпели нужду даже в одежде и пище. Все это ожесточало и возмущало подростка. Иван на всю свою жизнь сохранил недоброе отношение к своим опекунам. Бояре не посвящали Ивана в свои дела, но зорко следили за его привязанностями и спешили удалить из дворца возможных друзей и приближенных Ивана.

Достигнув зрелого возраста , Иван не раз с горечью вспоминал свое сиротское детство. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, сделали его нервным и пугливым. Ребенок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развились подозрительность и недоверие ко всем людям. Иван IV Грозный Иван быстро развивался физически, в 13 лет он был уже настоящим верзилой. Окружающих поражали буйство и неистовый нрав Ивана. В 12 лет он забирался на островерхие терема и спихивал оттуда кошек и собак — «тварь бессловесную».

В 14 лет он начал уже и «человечков уроняти». Эти кровавые забавы очень тешили будущего «великого государя». Безобразничал в молодости Иван всячески и очень много. С ватагой сверстников — детей знатнейших бояр — он разъезжал по улицам и площадям Москвы, топтал конями народ, бил и грабил простонародье — «скачущие и бегающие всюду неблагочинно». Бояре не обращали на будущего царя никакого внимания. Они занимались тем, что в свою пользу распоряжались государственными землями и расхищали государственную казну. Однако Иван стал проявлять свой необузданный и мстительный характер.

В возрасте 13 лет он велел псарям до смерти забить своего воспитателя В. Князей Глинских родственников матери он назначил главнейшими над всеми иными боярскими и княжескими фамилиями. В 15 лет Иван послал свое войско против казанского хана, но тот поход был безуспешным. Венчание на царство В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана — Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в кости». Пожар почти совпал по времени с венчанием Ивана на царство, которое впервые тогда было соединено с таинством Миропомазания. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г.

Венчание на царство — торжественный обряд, заимствованный Россией из Византии, во время которого будущих императоров облачали в царскую одежду и возлагали на них венец диадему. При венчании на царство царя Бориса Годунова прибавилось вручение и державы как символа власти. Бармы — драгоценное оплечье, украшенное изображениями религиозного содержания, надевалось при венчании на царство русских царей. Держава — один из символов царской власти в Московской Руси, золотой шар с крестом наверху. Скипетр — жезл, один из атрибутов царской власти. Скипетр 1 и держава 2 царя Алексея Михайловича и княжеские бармы 3 Церковное таинство Миропомазания потрясло юного царя. Иван IV вдруг осознал себя «игуменом всея Руси».

И это осознание с того момента во многом руководило его личными поступками и государственными решениями. С венчания Ивана IV на царство в России впервые появился не только великий князь, но и венчанный на царство царь — помазанник Божий, единовластный правитель страны. Покорение Казанского ханства Царский титул позволял великому князю Ивану IV занять совершенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул на западе переводили как «принц» или даже «великий герцог», а титул «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император» — единовластный правитель. Русский самодержец тем самым вставал вровень с императорами Священной Римской империи. Когда Ивану исполнилось 17 лет, влияние на него князей Глинских прекратилось. На царя стал сильно влиять Сильвестр — духовник Ивана, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле.

Он сумел убедить юного царя в возможности спасти страну от всевозможных бедствий с помощью новых советников, которые были подобраны по указаниям Сильвестра и составили особый кружок, по сути выполнявший функции правительства. Этот кружок был назван одним из его членов, князем Андреем Курбским , «Избранной радой».

Умер во время пыток. Василий Грязной годы жизни неизвестны Выходец из мелкой дворянской семьи, служившей князьям Старицким В 1566 году поступил на опричную службу. Участвовал в расправе над Владимиром Старицким, считался протеже Малюты Скуратова. В 1573 году попал в татарский плен, выкуплен спустя 4 года. Стал главой Шелонской пятины на Северо-Западе России.

О дате смерти ничего не известно. Михаил Черкасский? В 1558 году по приказу отца прибыл в Россию и принял крещение, став служилым дворянином. В 1567 году стал опричником и одним из приближённых Ивана Грозного. Участвовал в пытках и казнях. В 1571 году не смог остановить крымского хана во время его похода на Москву. В 1571 году Иван Грозный перестал доверять опричнику.

Вероятнее всего, виной этому стали внутренние интриги. Казнён в 1571 году в Александровской слободе. Генрих Штаден 1542 —? Сын бюргера из немецкого города Ален Служил в Ливонии в качестве разнорабочего и наёмника. Перебрался в Россию в 1564 году, где сначала был зачислен в Посольский приказ, а затем и в опричнину. Принимал участие в походе на Новгород. После разграбления Москвы крымчаками некоторое время занимался промыслами в Поморье.

В 1576 году уехал в Голландию. Оставил записки о своём пребывании в Московии, которые стали важным иностранным источником об эпохе опричнины. Символы опричников Самыми известными символами, связанными с опричниками, стали собачьи головы и мётлы, привязанные к лошадям. Немецкие наёмники и дипломаты, оставившие воспоминания о своём пребывании в России, объясняли значение этих атрибутов довольно приземлённо и рационально. Так, Иоганн Таубе и Элерт Крузе считали, что таким образом опричники показывали, что они «кусают, как собаки, а затем выметают всё лишнее из страны». Такое объяснение символики в целом признаётся современными исследователями. Такое простое объяснение, тем не менее, оставляет довольно широкие возможности для построения других гипотез.

Они связаны как с христианской, так и восточнославянской языческой системой образов. Собака в этих системах — существо противоречивое, связанное с нечистой силой. В этом смысле пёсьи головы делали из опричников людей, имеющих какое-то отношение к потустороннему миру. В европейской мифологии встречаются кинокефалы — люди с собачьими головами. В живописной христианской традиции они были активными участниками Апокалипсиса. Так, отрезанные пёсьи головы могли быть отсылкой к Страшному Суду. Такой же эффект имел и цвет одежд опричников, перемещавшихся на вороных конях.

Чёрные одеяния также отсылали к нечистым силам. Аналогично можно объяснить и символику метлы. Этот предмет в мифологии восточных славян имел особую сакральную роль. Наделённые сверхъестественной энергией, они имели непосредственное отношение к потустороннему миру и являлись средством очищения от скверны. В этой связи можно говорить и о другом образе опричника — он становился солдатом небесного воинства, обитающим в преисподней. Главной целью существования такого ратника становилось наказание грешников. Конечно, все описанные параллели относятся лишь к теориям, которые формулируют исследователи в наши дни.

Однако очевидно, что рациональное объяснение немецких протестантов, оказавшихся волею судеб в чуждом для себя культурном пространстве, не может быть исчерпывающим. Система образов, культурная память, наследие язычества, смешанное с церковной не только канонической литературой, могли оказать серьёзное влияние на Ивана Грозного, который придумывал внешние атрибуты опричников. Смыслы считывали и другие люди, сталкивавшиеся с опричным террором. Именно на них была направлена система образов «военно-монашеского ордена». Её главной целью становилось распространение ужаса и одновременно доказательство правого дела «слуг государевых», очищавших Россию от грешников и предателей. Опричное войско С введением опричнины Иван Грозный создал и отдельный воинский корпус, свою личную гвардию, фактически — отряд телохранителей, который и стал главным носителем монополии на насилие в новых политических условиях. Создание войска началось уже в 1565 года, в первый набор вошли 1000 человек — князей, бояр и детей боярских.

Согласно сообщениям иностранцев, в этот год опричников было в два раза меньше. Зачислявшиеся в войско новобранцы были обязаны произнести следующую клятву: «Я клянусь быть верным государю и великому князю и его государству, молодым князьям и великой княгине, и не молчать о всём дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя и великого князя, его государства, молодых князей и царицы». Одним из главных условий приёма на службу было отсутствие связей с «запятнавшими» свою репутацию боярскими родами. Предназначением опричного войска являлась охрана государя и участие в походах. С течением времени численность войска увеличивалась. По подсчётам современных исследователей, в печально известном походе Ивана Грозного на Великий Новгород участвовали около 4500 «государевых слуг». Максимальная численность войска за всё время существования опричнины достигала 6 тыс.

Среди них существовал особый корпус, не превышавший тысячи опричников — они выполняли личные поручения царя. Помимо обладателей пёсьих голов и мётел в опричных войсках существовали и отряды стрельцов — это были земские войска, попавшие на территорию опричнины после перераспределения земель. Для многих незначительных родов служба в опричном войске могла стать социальным лифтом. Часто на эту службу поступали целыми семьями — царь, удостоверившись в высоких способностях опричника, мог способствовать зачислению и его родственников. Из всего опричного войска лишь несколько сотен человек, особо приближённых к царю и выполнявших его поручения, оказались напрямую причастными к репрессиям против аристократии. Остальные же служили так, как это было ещё в прежнее время. Исключением становились карательные экспедиции например, против Великого Новгорода.

Приход толпы в подмосковное село Воробьёво. Требования восставших к Ивану Грозному Движение продолжалось и после 26 июня. Правда, о событиях 27—28 июня мы ничего конкретного не знаем, но предположение И. И Смирнова о том, что «Москва в эти дни фактически находилась во власти «черных лю лей» и правительство было бессильно подавить восстание», вероятно 29 июня огромные толпы московских посадских людей «многая люди, чернь», «многие люди черные» направились в подмосковное село Воробьево, где в это время находился Иван Грозный.

Это не была просто толпа возбужденных людей; москвичи шли «скопом» в полном вооружении — «с щиты и з с улицы, якоже к боеви обычай имяху». Парод вооружился не только для того, чтобы покончить с ненавистными ему правителями, но и для того, чтобы выдержать оборону от крымского хана, если бы оказались верными слухи о его движении на русские земли. Нам неизвестны имена руководителей восставших, но то, что они направились к Воробьево «по кличю палача» , показывает роль земских органов посадского населения в восстании 1547 г.

Московское восстание картина. Пожар в Москве при Иване Грозном 1547 картина. Пожар в Москве картина 1547 Иван Грозный Плешанов. Московское восстание 1547 г в миниатюрах лицевой летописи. Восстание бояр 1547.

Москва гравюра 1812. Пожар Москвы 1812 гравюра. Пожар Москвы 15 сентября 1812. Гравюры Москвы до пожара 1812 года. Венчание на царство Ивана Грозного. Венчание на царство Ивана IV Грозного. Иван 4 Грозный венчание на царство. Венчание Ивана IV Грозного на царство - 1547 г.

Пожар в Москве 1547. Московский пожар 1547. Московский пожар и бунт. Московский пожар 1547 миниатюра. Московский бунт 1547. Презентация Московское восстание 1547 год. Полномочия царя в 16 веке. Московское восстание в 16 веке.

Полномочия царя в России 17 века. Иван Грозный Казань 1552. Осада Казани 1552. Взятие Казани войсками Ивана Грозного. Штурм Казани 1552 год. Антибоярское восстание 1547. Московское восстание участники. Московское восстание 1547 таблица.

Итоги Московского Восстания 1547 года. Восстание 1547 г и избранная рада. Фильм Иван Грозный 1915.

27 мая 1606 года - в Москве началось восстание против польских интервентов.

Никоновская летопись, ссылаясь на более ранние летописи, подчёркивает, что "преже убо сих времен, памятные книги времени пишут, таков пожар не бывал на Москве, как и Москва стала именоватися" 4. XIII, стр. Впрочем, в "Сокращённом Новгородском летописце", по списку Н. Никольского, говорится: "а горело 6 часов" ПСРЛ, т. IV, ч. Пунктуация моя. В цитируемом издании после слова "пишут" стоит двоеточие; это придаёт дальнейшему тексту характер цитаты из "памятных книг времени", что неверно, так как оценка пожара 1547 г. Никоновская летопись посвящает июньскому пожару 1547 г.

Статья даёт яркую картину разрушений города огнём 5. А "Сокращённый Новгородский летописец", по списку Н. Никольского, сохранил и статистику сгоревших дворов в Москве: "згоре же всех дворов числом в граде и в посаде пол третьятцать тысящ то есть 25 тыс. Что касается числа человеческих жертв, то летописи называют 1700, 2700 и 3700 сгоревших 7. Эти цифры свидетельствуют о катастрофическом характере "великого пожара", настоящего стихийного бедствия. Пожары 1547 г. Классовые противоречия достигли к тому времени большой остроты.

Отдав дань традиционному истолкованию "великого пожара" как проявлению "божьего гнева" "за умножение грехов наших", автор "Летописца" затем наполняет церковную формулу острым политическим содержанием, ярко показывая действия боярства в годы малолетства Ивана Грозного: "Наипаче же в царствующем граде Москве умножившася неправде и по всей Росии, от велмож, насилствующих к всему миру и неправо судящих, но по мзде, и дани тяжкые... В насилиях князей и бояр и крылась основная причина июньского восстания. Оно явилось выражением стихийного возмущения народных масс боярским произволом. Восстание вспыхнуло на пятый день после пожара, в воскресенье 26 июня 1547 года. В течение пяти дней, отделявших восстание от пожара, с одной стороны, нарастало возбуждение народных масс, с другой стороны, стремление политических кругов, враждебных группировке Глинских, использовать созданную пожаром обстановку для свержения Глинских. К сожалению, об обстановке в Москве между 21 и 26 июня источники дают очень общие и неопределённые сведения. Показателем роста напряжения в Москве в эти дни может служить факт бегства из Москвы князя Михаила Глинского и его матери - княгини Анны Глинской.

Причиной бегства явилось обвинение Глинских московскими "чёрными людьми" в том, что "великий пожар" 21 июня случился в результате колдовства Анны Глинской. Она якобы "з своими детми и с людми волховала: вымала сердца человеческия да клала в воду да тою водою ездячи по Москве да кропила и оттого Москва выгорела" 9. В источниках не указана точная дата бегства Михаила и Анны Глинских. Другой летописец, "Продолжение хронографа редакции 1512 г. И это сообщение также не даёт возможности определить, когда именно Михаил Глинский оказался во Ржеве, откуда ему пришлось хорониться по монастырям. Однако Курбский в своей "Истории, о великом князе Московском" прямо указывает, что "князь Михаил Глинский, который был всему злому начальник, утече" из Москвы, спасаясь от "великого возмущения всего народа" 13 , то есть относит момент бегства Михаила Глинского из Москвы ко времени после пожара 21 июня. К такому же заключению приводит и сообщение "Царственной книги" об обвинениях, которые бросали московские "чёрные люди" Юрию Глинскому: "а мати твоя княгиня Анна сорокою летала да зажигала"; ясно, что Анна Глинская находилась в Москве во время пожара.

Это тоже свидетельствует о пребывании Глинских в Москве 21 июня. Рассмотрение вопроса о бегстве Михаила и Анны Глинских очень важно. Оно позволяет с уверенностью отбросить схему "Царственной книги", тенденциозно изображающей московское восстание "чёрных лю- 5 См. ПСРЛ, т. Отмечу кстати, что данные о сгоревших дворах дают возможность составить представление об общей численности населения Москвы XVI века. Данные "Летописца" Никольского почему-то не были использованы составителем 1-го тома "Истории Москвы" см. VII, стр.

В действительности дело было не в провокации и интригах. Враждебные Глинским бояре лишь пытались использовать для сведения счётов со своими политическими противниками стихийное возмущение народа "насильством и грабежом" в отношении московских "чёрных людей" со стороны Глинских и их челяди. Именно "насильство и грабёж" превратили Глинских в глазах москвичей в поджигателей Москвы, именно это послужило основанием для обвинения Анны Глинской в колдовстве. Версия "Царственной книги", искажая общий характер восстания, вместе с тем даёт необходимый материал для выяснения позиций политических группировок среди правящих кругов Москвы, для выяснения того, как реагировали правящие круги на ситуацию в Москве после пожара 21 июня 1547 года. О поведении бояр после великого пожара говорит в своём первом послании Курбскому Иван Грозный. Он обвиняет "изменных бояр" в том, что они "аки время благополучно своей изменной злобе улучиша, наустиша народ художайших умов, будто матери нашея мать, княгина Анна Глинского, с своими детьми и людьми сердце человеческая выимали и таким чяродейством Москву попалили; да бутто и мы тот совет ведали" 16. Однако Иван Грозный отказывается назвать имена "изменных бояр" "их же имена волею премену" 17.

Гораздо подробнее касается этого вопроса "Царственная книга". Она не только перечисляет бояр - противников Глинских, но и показывает, в чём выражались действия бояр, направленные к свержению Глинских. Первое выступление боярства против Глинских было уже на другой день после пожара 18. Именно здесь, по описанию "Царственной книги", "вражиим наветом начаша глаголати, яко вълхъванием сердца человеческия вымаше и в воде мочиша и тою водою кропиша и оттого вся Москва погоре; начаша же словеса сия глаголати духовник царя и великого князя протопоп Благовещенской Федор да боярин князь Федор Скопин Шуйской да Иван Петров Федоров" 19. Описание инцидента заканчивается сообщением, что "царь и великий князь велел того бояром сыскати" 20. В этом рассказе "Царственной книги" всё важно: и время, и место, и состав участников, и, наконец, итоги того, что можно с полным основанием назвать чрезвычайным заседанием боярской думы. В самом деле, вряд ли приходится сомневаться, что приезд царя во временную резиденцию митрополита носил политический характер и никак не исчерпывался желанием Ивана IV узнать о состоянии здоровья Макария.

Об этом свидетельствует прежде всего приезд вместе с царём в митрополичий Новинский монастырь и бояр. Об этом говорит и всё последующее развитие событий, завершившихся царским решением о сыске. Учитывая огромную политическую роль Макария в правительстве молодого Ивана Грозного, можно с большой степенью вероятности считать, что Иван IV с боярами приехал к Макарию обсудить на заседании боярской думы с участием митрополита политическое, положение в Москве после пожара. Именно на этом заседании протопоп Фёдор, а за ним ряд бояр выступили с обвинением Глинских в колдовстве и поджигательстве. Итог заседания - предписание царя боярам произвести сыск по поводу обвинений против Глинских - свидетельствует о том, что ни сам Иван IV, ни бояре не захотели или не смогли отбросить эти обвинения как несостоятельные и оскорбительные, особенно по адресу ближайших родственников царя. Это означало, что большинство участников заседания заняло по отношению к Глинским враждебную позицию, тем самым возложив на них политическую ответственность за события, нараставшие в Москве. Однако состав враждебной Глинским группировки не исчерпывался этими лицами.

И та же "Царственная книга", продолжая рассказ о восстании московских "чёрных людей", даёт другой, гораздо более полный перечень участников враждебной Глинским группировки. Упоминание говорит об активной роли Захарьиных в борьбе против Глинских. Несомненно, Г. Захарьин был участником заседания в монастыре, равно как не вызывает сомнения и его позиция на заседании. Отрицательному для Глинских исходу заседания боярской 15 Там же, стр. Подготовка текста Д. Лихачёва и Я.

Перевод и комментарии Я. Под редакцией В.

Миниатюра Лицевого летописного свода По оценкам современников, Москва во второй половине XVI века насчитывала более 40000 домов, в котором проживали около 100 тысяч человек. Подавляющую часть населения города составляли торговцы и ремесленники их называли «чернью», «чёрными людьми» , наименьшую часть — крупное купечество, боярство и духовенство. В Москве также проживали служилые люди и холопы, которые составляли в большинстве своем боярскую челядь и выполняющие самую разную работу. Часть городского населения Москвы «посадские» люди, то есть те, кто проживал за пределами Кремля и Китай-города обладала особыми правами, так как участвовала в деятельности Земского собора. Верхушкой этого слоя населения являлись так называемые «гости», суконники и смольняны, освобожденные от посадского тягла специального сбора, который уплачивался всеми посадскими людьми , пользовались некоторыми привилегиями например, их судили не бояре, а казначеи , исполняли всякие «государевы службы» и участвовали в царских торжествах.

Торгово-ремесленное население города объединялось в многочисленные слободы, принадлежавшие боярам или монастырям. Некоторые слободы носили старинные названия, связанные со своей специализацией Гончарная, Бронная, Кожевники , другие — с теми городами, с которыми Москва имела торговые взаимоотношения Ржев, Новгород, Дмитров. Москва являлась средоточием политической и экономической жизни. Это был один из крупнейших городов не только Московского царства, но и всей Европы. Социальные конфликты Неврев Н. Москва являлась центром политической жизни всего государства. Власть принадлежала царю, который иногда советовался с приближенными ему боярами и даже созывал Земские соборы для решения особо важных вопросов, но в целом управлял страной единолично.

Общественные столкновения, которые возникали в годы правления Ивана IV Грозного, были связаны с его борьбой за право единоличной власти во всем государстве. Ему противостояли древние княжеские роды например, род Глинских и представители боярства. Подозрительный от природы, царь не хотел терпеть неповиновение и поэтому принял решение о создании так называемой «Опричнины» - специально выделенной земли, обслуживающей царские нужды а всю остальную землю называли «земщиной». Опричники уничтожали дома и убивали всех неугодных царю людей или тех, кто не хотел подчиняться его политике. Это было поистине жестокими действиями, в ходе которых пролилось немало крови. Массовые казни, передел земель и постоянные ссоры между боярами и князьями привели к ослаблению всего государства, которое не смогло противостоять внешним врагам: в 1571 г. Москва была сожжена крымским ханом Девлет-Гиреем, воспользовавшись тем, что опричное войско просто не явилось на войну.

После этого события Иван Грозный принял решение об отмене опричнины и начале более мирной политики. Общества, сообщества, субкультуры Плешанов П. В политической жизни примечательным был узкий круг лиц, приближенный лично царю Ивану Грозному. Эту группу называли «Избранной Радой» и в неё входили такие личности, как князь Андрей Курбский, духовник царя протопоп Сильвестр и молодой деятель А. Возглавляемая царём, эта группа фактически правила государством в 1550-е гг. Вероятно, что в среде московской знати существовали и какие-то другие группировки, но нам о них мало что известно. Другие собрания людей — это купеческие союзы.

Очень часто купцы, торговцы и ремесленники объединялись в зависимости от того, в какой области они работали. В Москве было создано много слобод, в которых проживали группы гончаров, чеканщиков, суконщиков и других ремесленников. Наконец, нельзя не упомянуть и о другой стороне жизни города — религиозной. До середины XVI столетия в Москве проживали так называемые «иосифляне» и «нестяжатели». Люди, которые спорили между собой о вопросах церковной земельной собственности и устройстве монашеской жизни. Быт и досуг Во второй половине XVI века быт москвича во многом зависел от того, к какому сословию он принадлежал. Самые богатые горожане бояре и князья жили в просторных палатах, состоящих из двух и более этажей.

В их домах можно было увидеть красивые изразцовые печи и искусно оформленную обстановку. Ремесленники и торговцы проживали в общих домах, в которых была деревянная утварь, мало отличавшаяся от крестьянской. Бедные холопы могли ограничиться одной лавкой и скромным количеством личных вещей. Улицы средневекового города были очень узки: редкая улочка была шире 10-15 м. Москвичи передвигались по городу с помощью лошадей: зимой они садились в сани, а летом — в колёсные телеги. Большую часть своего времени ремесленники работали: ковали различные предметы из железа, пряли сукно, изготовляли деревянную посуду — словом, занимались своим ремеслом. Торговцы стояли около своего товара и зазывали прохожих купить у них что-нибудь — мед, хлеб, калачи, мех, одежду или что-либо еще.

Духовенство было занято церковными делами, а представители немногочисленного высшего слоя проводили дни на «государевой службе». Москвичи успевали не только работать, но и отдыхать! Одной из главных особенностей столицы был обязательный послеобеденный сон, в который погружался весь город. В этот момент закрывались торговые лавки и затихала деловая купеческая жизнь. В Москве устраивались шумные ярмарки и празднества, на которые съезжались жители соседних городов. Такие ярмарки сопровождались песнями, плясками и всеобщим весельем. На центральных площадях и улицах угощали блинами, мёдом и квасом.

В праздничные дни в Москве можно было увидеть выступления скоморохов, уличный кукольный театр или поучаствовать в традиционных спортивных соревнованиях перетягивании каната, стрельбе из лука, состязании в беге и многом другом. Спорт В средневековой Москве были распространены разнообразные физические упражнение и игры на свежем воздухе. Жители города состязались в силе, ловкости и выносливости во время праздничных гуляний, ярмарок или по выходным дням. Москвичи любили исполнять акробатические трюки и прыжки, они фехтовали на шпагах и пиках, метали различные предметы на дальность и устраивали забеги на скорость. Особенно излюбленным занятием для горожан было закаливание: москвичи купались в холодных водоемах, обливались водой после бани или обтирались снегом, стоя прямо на улице, чему немало удивлялись иностранные гости. Но некоторые горожане умели хорошую физическую форму: стреляли из лука, владели саблей и знали, как удержаться в седле. Важным явлением в жизни средневековой Москвы была охота за дикими зверями, которую устраивали в окрестностях города.

Охота была уделом обеспеченных людей. Как правило, знать устраивала охоту на кабанов, медведей, лосей и более мелких животных, а иногда отправлялась на соколиную охоту, во время которой для ловли добычи привлекались прирученные хищные птицы. Транспортная инфраструктура В XVI в. Основным способом передвижения москвичей оставался гужевой транспорт, то есть такой транспорт, в котором в качестве тяги выступала сила животных. Москвичи использовали силу лошадей. Лошадей впрягали летом — в телеги, а зимой — в сани. У богатых горожан были свой двор с лошадьми и телегами, у москвичей среднего достатка было их куда меньше, а бедные москвичи были вынуждены передвигаться пешком или просить довести их до пункта назначения за отдельную плату.

Упряжки с лошадьми можно было увидеть на основных магистралях города: улицам Никитская, Покровка, Ильинка, Варварка и многим другим. По маленьким улочкам было очень трудно передвигаться, ведь они были не более 10 м в ширину. Никакого другого способа передвижения по суше в те годы не существовало Основной водной артерией города оставалась Москва-река. Именно по этой реке сплавлялись крупнейшие суда, как Русского царства, так и зарубежных гостей. Корабли того времени были парусными или гребными, а их скорость передвижения при этом была совсем невелика. Военная инфраструктура За время правления Ивана Грозного Русское царство участвовало сразу в нескольких войнах и походах. Постоянные военные конфликты вынуждали власть совершенствовать обороноспособность страны.

Главным событием того времени можно считать организацию регулярной армии — стрелецкого войска. Царь издал специальный указ, по которому 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе и в случае необходимости сразу же отправиться на войну. Для содержания воинов был введен новый налог для горожан. Стрелецкое войско было основой регулярной армии Российского государства, в то время как остальные её части например, дворянская конница формировались только во время угрозы войны. В 1556 г. Иван Грозный издал указ, согласно которому помещики должны были являться на службу в полной экипировке, с оружием, провизией и, главное — они должны были предоставить по одному воину с каждых 50-ти десятин своей земли. При этом служба становилась наследственной.

Городские власти были озабочены организацией охраны столицы от вражеских набегов. В любое время суток Москва охранялась посадскими людьми, для которых это было сторожевой повинностью. Статус и символика Во второй половине XVI в. Москва была столицей Российского царства. В ней проживало много людей — ремесленников, торговцев, купцов и бояр. В годы правления Ивана Грозного Москва приобрела новый статус. Москва перестала быть столицей Московского княжества и стала главным городом Российского государства.

В годы правления Фёдора Иоанновича произошло одно из важнейших событий в религиозной истории города. В 1589 г. Столица мыслилась «третьим Римом» после Рима, павшего от рук варваров и Константинополя, не выдержавшего турецкого нашествия оба города считались самыми главными в истории христианской религии. Учреждение патриаршества в Москве придало особый статус этому городу. На них был изображен так называемый «всадник-змееборец» в дальнейшем эту чеканку посчитали иллюстрацией битвы Георгия Победоносца со змеем или драконом — символом языческой веры, а самого святого — покровителем города. Эту фигуру отождествляли с личностью царя. Также московские цари скрепляли самые важные документы печатью, на которой был изображен двуглавый орёл — один из самых древних символов в истории человечества.

Органы управления Во второй половине XVI в. Москва являлась столицей Российского государства, во главе которого находился царь. Он единолично правил страной и принимал важнейшие политические решения. Его власть была ни чем не ограничена, и лишь в некоторых случаях он обращался к ближайшим советникам из числа приближенных ему бояр: так, в 1549 г. Иван Грозный осуществил ряд реформ, опираясь на мнение «Избранной Рады» — временно действующей группы лиц, состоящей из митрополита, княжеской знати и боярства. В Москве, как в столице, действовала приказная система, решения которой распространялись на всё государство. Приказы — это органы власти, в ведении которых были либо какие-то определённые сферы например, существовал Печатный приказ , либо территориальные области например, Казанский приказ.

В эпоху Ивана Грозного насчитывалось около 20 приказов некоторые из них были временными , которые были официально закреплены в Судебнике 1550 г. Городское население так называемые «посадские люди» пользовались особыми правами и даже участвовали в самоуправлении. Во главе горожан стояли так называемые «большие наместники», которые отвечали за порядок в городе и вершили суд, и «третные наместники», которые ведали частью городских пошлин. Главным средоточием власти помимо высшей царской власти являлся Земский собор: этот собор проходил на Земском дворе сейчас это место, на котором расположен Государственный исторический музей. Земский собор судил провинившихся, разбирал случаи незаконной продажи вина и пива, разрешал частные случаи нарушения дисциплины и прочее. Законодательство Законодательство Москвы периода правления Ивана IV Грозного и его сына Фёдора касалось самых разных областей жизни общества.

Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом.

Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое — это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо? Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего.

Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3. Самостоятельное правление Венчание на царство 16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. Впервые Великий князь Руси был назван царем.

Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха. Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды.

После смерти 27 апреля 7 мая 1682 г.

Царём, в обход старшего брата, 16-летнего Ивана Алексеевича, был провозглашён 10-летний Пётр, младший сын царя Алексея Михайловича от Н. Это обострило кризис правительственной власти; в борьбу за престол были вовлечены недовольные стрельцы, выступавшие за Милославских. Хованским, со знамёнами и пушками двинулись к царскому дворцу. На крыльце их встретили боярин А. Матвеев, другие бояре и патриарх Иоаким, которые вывели им Ивана и Петра. Матвеев и патриарх спустились с крыльца и стали уговаривать толпу разойтись.

Им почти удалось успокоить бунтовщиков, но тут в дело вмешался князь М. Долгорукий, который стал угрожать стрельцам и приказал им возвращаться в свои слободы. Стрельцы сбросили его с крыльца на копья и изрубили бердышами.

Хованщина: "своя игра" князя Ивана Хованского

Волнения начались сразу после огромного пожара 21 июня 1547. Царь Иван IV укрылся в с. Глинского, затем были разграблены дворы и имущество Глинских и др.

Барятинский руководили подавлением восстания и расправились с повстанцами.

С воцарением в апреле 1682 Петра I Милославские на короткое время были удалены от дел. После падения царевны Софьи в 1689 Милославские были окончательно отстранены от власти. Род Милославских пресекся в к.

XVIII в. После его сына Федора трое внуков приняли фамилию Корсаковы, а Терентий Федорович выделился тем, что получил фамилию Милославский.

Но князь Иван Шуйский, собрав многих людей и приведя их к присяге, пришел с войсками к Москве, и его советники, Кубенские и другие, еще до его приезда захватили боярина нашего, князя Ивана Федоровича Бельского, и иных бояр и дворян и, сослав на Белоозеро, убили; а митрополита Иоасафа с великим бесчестием прогнали с митрополии. Потом князь Андрей Шуйский со своими единомышленниками явились к нам в столовую палату, неистовствуя, захватили на наших глазах нашего боярина Федора Семеновича Воронцова, обесчестили его, вытащили из палаты и хотели его убить. Тогда мы послали митрополита Макария и своих бояр Ивана и Василия Григорьевичей Морозовых передать им, чтобы они его не убивали, и они, с неохотой послушавшись наших слов, сослали его в Кострому; при этом они оскорбляли митрополита, теснили его и разорвали на нем мантию с источниками [цветными полосами] и толкали в спину наших бояр. Не это ли их доброжелательство, что они, вопреки нашему повелению, захватили угодных нам бояр и перебили их, предав мукам? Так ли они душу за государей своих полагают, что ходят на государей войной, сонмищем захватывают людей, и государю приходится сноситься с холопами и упрашивать своих холопов? Хороша ли такая верная служба?

Поистине вся вселенная будет смеяться над такой верностью! Что и говорить о притеснениях, совершенных ими в то время? Со времени кончины нашей матери и до того времени шесть с половиной лет не переставали они творить зло! В 1547 году Иван венчался на царство — он первым из русских правителей принял титул «царь»; зимой того же года молодой монарх женился, а летом в Москве вспыхнул грандиозный пожар, обернувшийся бунтом против бояр Глинских. Летописи сообщают: В лето 7055-го, апреля, после великого дня во вторник на святой неделе был пожар на Москве. Загорелось в ряду в Москотинном на девятом часу дня, и панский двор загорелся внутрь города Китая, и на низу все дворы выгорели от стены Соляной двор. От Соляного двора торги все погорели и дворы до Николы до Старого и Устретенской улицы. И монастырь Богоявленский сгорел, и в церкви иконы.

Церквей же кирпичных много погорело и деревянных, и товару в торгу и по гостиным дворам. Отломились у него уши, слит был и поставлен на деревянной колоколице при великом князе Василье Ивановиче, русском самодержце. Глас его был Богу угоден. Таков колокол преж того не бывал на Москве.

В этих условиях появление царей-самозванцев стало неизбежным. В 1601-ом году в Польше объявился человек, выдававший себя за царевича Димитрия Ивановича, чудесным образом спасшегося от подосланных Борисом Годуновым убийц. В русскую историю этот самозванец вошел под именем Лжедмитрия Первого. Множество людей поверило в то, что этот человек является истинным сыном Ивана Грозного и имеет право занять русский трон. Вскоре после смерти Бориса Годунова весной 1605-го года Лжедмитрий Первый торжественно вступил в Москву и занял царский трон.

Но через год в новом царе разуверились и в мае 1606-го он был убит в результате восстания.

МОСКО́ВСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1547

волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Портрет Ивана Грозного, 1672 год. В период правления Ивана IV Грозного и его сына Фёдора Московское царство участвовало сразу в нескольких войнах. В 1547 году Иван венчался на царство — он первым из русских правителей принял титул «царь»; зимой того же года молодой монарх женился, а летом в Москве вспыхнул грандиозный пожар, обернувшийся бунтом против бояр Глинских. В мае 1682 года в Москве вспыхнуло восстание стрельцов.

Чумной бунт 1771 года: главные причины начала выступлений

  • Ровно 340 лет назад в Москве начался стрелецкий бунт и короткая эпоха хованщины - Москвич Mag
  • Предпосылки
  • Бориска на царстве
  • Московское восстание 1547 года. Причины, события, итоги.
  • Какой урок получил Иван 4 во время Московского пожара и восстания 1547 году?

Дмитрий Володихин. О массовых репрессиях при Иване IV.

Второй тезис можно считать более верным только потому, что посадские люди не выдвигали каких-либо требований, отражавших их социальную классовую принадлежность. Ход событий 21 июня в Москве начался «великий пожар». Распространению огня способствовала «сухая буря» с сильным ветром и молниями. Она закончилась ближе к вечеру, а ночью стали затухать и пожары. По оценкам историков за время пожара погибло около четырех тысяч человек, двадцать пять тысяч дворов и двести пятьдесят церквей было уничтожено огнем. События 22-25 июня 22 июня в столице не было никакой власти: царь с семьей находился в своей резиденции в селе Воробьево, а митрополит лечился от полученных в Успенском соборе ожогов в одном из ближних подмосковных монастырей. Только 23 июня Иван IV на один день приехал в Москву, посетил митрополита Макария, отдал приказ о раздаче «царского жалования» погорельцам, провел заседание Боярской думы и назначил «комиссию», члены которой бояре и князья Ф. Скопин-Шуйский , Ю.

Темкин-Ростовский, И. Федоров, Г. Захарьин, Ф. Нагой должны были разобраться в причинах пожара. Обещание «царского жалования» должно было способствовать снятию социального напряжения, но этого не произошло.

Царь Иван IV укрылся в с. Глинского, затем были разграблены дворы и имущество Глинских и др. Воробьёво и потребовали от царя выдачи остальных Глинских; после переговоров они вернулись в Москву.

Следующие 15 лет южная граница Руси регулярно подвергалась набегам крымских татар, которые не ставили себе иной цели, кроме грабежа и захвата ясыря, то есть пленных. Кочевники появлялись всегда внезапно, мастерски ориентируясь в бескрайней степи, и исчезали, только заслышав о приближении русских войск. Несмотря на то, что время от времени русские войска совместно с казаками совершали ответные вылазки, Крым был настоящей головной болью для Ивана Грозного, который тем временем вел изматывающие войны на северо-западных рубежах. И все же нападавшие никогда не продвигались вглубь страны. Поэтому событие 1571 года стало неожиданностью для обоих сторон. Сожжение Москвы Новый поход 1571 года поначалу мало чем отличался от всех предыдущих. Более того, насколько известно, в этот поход хан не брал с собой артиллерию, значит ни о какой осаде речи и быть не могло.

Заручившись поддержкой турецкого султана и получив отряды янычар, Девлет Гирей двинулся на города Козельск и Болхов. По дороге от перебежчиков с русской стороны он узнал новости о том, что в Москве остался лишь малочисленный гарнизон, а все войска переброшены на фронт Ливонской войны. Кроме ценных сведений, перебежчики обещали провести крымско-татарское войско через тайные речные броды и вывести прямиком к незащищенной столице. Недолго думая, хан принял предложение, ведь взятие Москвы развязывало бы ему руки и делало мечту о новой Орде вполне осязаемой. До сих пор не ясна настоящая роль этих перебежчиков. Возможно, изначально их целью было заманить татар в западню, однако Девлет Гирей смог обойти стоящее у Оки крупное московское войско во главе с Иваном Бельским и двинулся на столицу. Узнав об этом, русский воевода поспешил наперерез татарам, однако встретить их смог только у стен города.

В завязавшейся жестокой сечи воевода получил тяжелое ранение, а впоследствии задохнулся в собственном доме во время пожара.

Патриоты ополчений не забыли героическое поведение Филарета в качестве великого посла к Сигизмунду. Филарет и во время проведения Земского Собора 1613 г. Наконец, духовенство видело в Филарете лучшего кандидата в патриархи. Все это вместе взятое делало сына Филарета приемлемым для всех. А то, что Михаил Романов неопытен, молод и требует опеки, даже нравилось боярам. В итоге в феврале 1613 г.

Земский собор утвердил на царство Михаила. В 1613-1617 гг. По стране еще продолжали кочевать ватаги «воровских казаков». Атаман Заруцкий не смирился с воцарением Михаила Романова. Он мечтал об избрании на московский трон «воренка». Заруцкий и его люди жили откровенным разбоем. В 1614 г.

В 1615 г. Часть его людей, перешедших на сторону московских властей, записали в служилые люди. Внутреннюю смуту удалось преодолеть. Оставалась проблема интервентов. В 1617 г. Россия вернула себе Новгород. Шведские принцы отказывались от претензий на московскую корону, признавали законным царем России Михаила.

Однако Россия по Столбовскому миру целиком утратила выход к Балтийскому морю. Несмотря на тяжесть условий, Столбовский мир, скорее, был успехом российской дипломатии. Сил на войну со Швецией не было, особенно в свете постоянной угрозы со стороны Речи Посполитой. Возмужавший «царь Московии» Владислав готовился к походу. В 1618 г. Иноземцы опять стояли у Арбатских ворот столицы. Дмитрию Пожарскому с казаками с трудом удалось их отогнать от Москвы.

Но и силы Владислава были истощены. Надвигалась зима с ее лютыми в России морозами. Недалеко от Троице-Сергиева монастыря в селе Деулине в декабре 1618 г. Владислав покидал пределы России и обещал отпустить на родину русских пленных. Но королевич не отказывался от претензий на русский трон. После завершения Смуты страна была истощена. Невозможно сосчитать, сколько людей погибло.

Пашни зарастали лесом. Множество владельческих крестьян сбежали или, разорившись, сидели бобылями, не имевшими своего хозяйства и кормящимися случайной работой и милостью господина. Служилый человек беднел. Пустая казна не в силах была серьезно ему помочь. Обеднел и черносошный крестьянин, его грабили в Смуту и свои, и чужие. После 1613 г. Даже монастырское хозяйство, образец рачительности, и то находилось в затруднении.

Ремесло и торговля пришли в совершенный упадок. Понадобился не один десяток лет для преодоления последствий Смуты. Лаконичная надпись на нем гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия в лето 1818». Тогда, в начале XIX в. Скульптор И. Мартос воплотил в бронзе идею Н. Мы очень немного знаем о Кузьме Минине до того, как он начал собирать казну на народное ополчение.

Он появился на свет на Волге, в городе Балахне, неподалеку от Нижнего Новгорода. Отец Кузьмы — Мина — владелец соляного промысла, дал сыну свое отчество, которое для незнатных людей служило заменой фамилии. Свое дело Мина передал старшим сыновьям, а младший Кузьма, не получив наследства, должен был сам искать пропитание. Он переехал в Нижний, купил себе двор и стал торговать мясом. Мало-помалу дело пошло на лад, и Кузьма женился на посадской жительнице Татьяне Семеновне. Сколько у него было детей — неизвестно, выжил из них только один сын Нефед. Общительность, честность, деловая хватка снискали Минину высокую репутацию среди купцов, которые избрали его посадским старостой.

Это почти все, что известно о Кузьме Минине до его участия во втором ополчении. Гораздо больше знаем мы о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском до его выдвижения на роль главы земщины. Он принадлежал к знатному, но обедневшему роду стародубских князей... Юный князь потерял отца, когда ему было всего 9 лет. Вместе с младшим братом и старшей сестрой он воспитывался в родовой вотчине Мугрееве. Будучи старшим сыном, он унаследовал все отцовские имения, когда женился на девице Прасковье Варфоломеевне, тем самым став совершеннолетним по тогдашним представлениям... В 1593 г.

Стряпчие жили для царских услуг по полгода в столице, а остальное время могли проводить у себя в деревнях. Куда бы ни шел государь: в Думу, в церковь, на войну, его должны сопровождать стряпчие. Этот чин сыновья знатных бояр получали в 15 лет и носили недолго. Дмитрий оставался стряпчим и за 20. Сначала он исполнял свои обязанности при дворе Федора Ивановича, а затем, по его смерти, у Бориса Годунова. Военная служба Пожарского, по мнению Р. Скрынникова, началась в 1604-1605 гг.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий