Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего.
Молитвы об усопших за упокой
— Православный журнал «Фома». Мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. В родительскую субботу православные христиане посещают могилы предков и храм, где молятся об усопших родственниках. Духовное общение с помощью молитвы с усопшими является предзнаменованием будущей встречи на всеобщем воскресении. Вам, конечно, нужно продолжать молиться за своих усопших сродников. Для Усопших Христиан Существует Чин Соборной молитвы — отпевание.
Молитва об усопших за упокой души
Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших. Чин Заупокойной литии и молитвы об усопших православных христианах. Вера утверждает, что Всевышний простит прегрешения молящихся за души усопших, ибо последние уже не способны влиять на свою судьбу в потустороннем бытии.
Поминовение усопших
С глубокой древности христиане говорили о важности молитвы за усопших. | Сегодня, 26 апреля, Православная Церковь совершает память мученицы Фомаиды Александрийской (Египетской) (476). |
Как в Церкви поминают усопших? | Сегодня, 26 апреля, Православная Церковь совершает память мученицы Фомаиды Александрийской (Египетской) (476). |
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская), смотреть онлайн | Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших. |
Публикации
- Дни особого поминовения усопшего
- Лазарева Суббота
- Молитва за усопших
- Молитва об усопших за упокой: текст, вопросы священник
- 59 answers to this question
Молитвы на кладбище, как поминать усопшего
Галина Ивановна 57 подписчиков Молитвы за усопших - Православный журнал "Фома" По учению Церкви, очень важно молиться за новопреставленного недавно умершего человека в первые сорок дней с момента смерти, так как в это время душа человека попадает до Страшного суда либо в рай, либо в ад, но молитвы умершим нужны и после этого срока. После смерти христианин самостоятельно не может облегчить свою участь, но молитвы близких, поминовение на литургии и раздача милостыни с просьбой помянуть человека, могут и...
После Божественной литургии эти просфоры верующие уносят домой и благоговейно употребляют в пищу. Для чего совершается изъятие частиц из просфор? Вынутые частицы помещаются священником на дискосе специальном блюде , в центре которого лежит большая прямоугольная частица — Агнец; именно она после молитв на Литургии станет Святым Телом Христовым. Символически это означает, что все, о ком молятся за Литургией, находятся возле Господа. После освящения Честных Даров и приобщения верующих частицы в честь Богородицы, в честь Архангелов Михаила, Гавриила и всех Небесных Сил, а также за живых и умерших «ввергаются» в Святую Чашу, где находится Пречистое Тело и Честная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, пролившаяся за жизнь мира и спасение. Чаша заносится в алтарь, ставится на престол, и диакон или священник ссыпают в нее частицы, вынутые во здравие и во упокоение членов Церкви, с молитвой: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих. По окончании Божественной литургии диакон или служивший священник потребляет все содержимое Святой Чаши. Это поминание считается самым высоким и значительным поминанием, которое может быть в Церкви. Видимым образом мы омываем Кровью Христовой хлебные частицы, невидимо Сам Господь омывает морем щедрот Своих христиан, за которых возносится молитва.
Второе поминовение, самое известное, потому, что, в отличие от проскомидийного, совершающегося в алтаре, молящиеся его слышат, совершается на специальной ектенье, которая произносится после Апостольского и Евангельского чтений и сугубой ектеньи, на которой поминаются живые члены Церкви. Диакон выходит на амвон... Призывая верующих к молитве, он возглашает: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй! Хор от лица всех стоящих в храме отвечает троекратным: Господи, помилуй. И далее: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих имена , и о еже проститися им всякому прегрешению вольному и невольному... Господи, помилуй. Яко да Господь учинит души их, идеже праведнии упокояются... Священник в это время тайно, то есть про себя, а не вслух, читает умиленную молитву, в которой просит Господа принять души всех усопших, о ком здесь молятся, в Свои объятия и поселить их в месте светле светлом , в месте злачне изобильном , в месте покойне спокойном , отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание там, откуда ушла всякая болезнь, всякая печаль и грусть. Эта ектенья произносится во все дни, когда служится Божественная литургия, за исключением особых праздничных дней. Однако, хотя поминовение усопших за ектеньей, в силу своей гласности и приносит удовлетворение их близким, но оно никак не может заменить проскомидийное поминовение.
И это следует знать тем прихожанам, которые не подают на проскомидию, а вручают свои прошения диакону, когда он начинает возглашать ектенью. Но в том ли дело, чтобы ты сам и все в храме слышали дорогие имена?.. И в третий раз наши усопшие поминаются за Литургией после пресуществления, то есть претворения, Духом Святым хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Священник молится о том, чтобы Господь сподобил верующих достойно, не во осуждение причаститься Святых Таин, и далее говорит: Еще приносим Тебе мысленное моление за всех в вере почивших: праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, девственниках ради Христа, и о всякой душе православной, в вере скончавшейся русск. Затем священник берет из рук диакона кадило, влагает в него благовонный ладан и совершает каждение стоящих на престоле дискоса и потира, в которых предлежат Тело и Кровь Господа нашего и Спасителя. Хор в это время поет гимн Богородице, Достойно есть, священник поминает разных святых и всех отшедших от мира сего членов Церкви: И помяни всех усопших о надежди Воскресения жизни вечныя имена. И упокой их, идеже присещает свет Лица Твоего. Последнее предложение можно перевести с церковнославянского языка на русский так: И упокой их перед Лицом Твоим, в присутствии Твоем. В эти-то минуты, вплоть до слов Первее помяни, Господи... Итак, как мы видим, в самые торжественные и духовно ответственные моменты Литургии совершается поминовение усопших.
Мы знаем, что уход — неизбежен. Что неизбежны утраты. Как молиться за умирающего человека? Как читать канон над умирающим человеком? Молитвы при умирающих Литания Молитвы возле умирающего Бдение у тела усопшего Молитва-литания об усопшем Заключительное славословие. Молитвы за усопших Поминовение усопших За умершего после продолжительной болезни За умершего внезапно За усопших родителей За усопших, в годовщину смерти Ежедневная интенция за усопших.
Дорогие мои, поговорим сегодня об акафисте за единоумершего.
В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Конечно, все православные люди призваны участвовать в воскресном богослужении, Божественной литургии. Содержание 1. Приблизительное время чтения: 61 мин. Размещаем текст для общего народного пения к праздничной всенощной и литургии. У нас в гостях был старший священник и духовник Алексеевского женского монастыря прот. Они, крепко сжав кулаки, робот оказался в состоянии примирить противоречивые обстоятельства, которые благодаря своему небрежению позволили угаснуть красоте Земли. Вместо острия у этой стрелы был маленький кружок, словно Хилвар наткнулся на нечто столь удивительное.
Радоница: Как правильно помянуть усопших и что делать нельзя
Как правильно молиться дома | Что касается молитвы, из древности идет обычай молиться усопшим христианам или, точнее, просить их, чтобы они молились Богу. |
Диалог с Николаем Каровым | Заупокойные молитвы Молитва детей за усопших родителей Господи, Иисусе Христе, Боже наш! |
Молитва об упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни
Как и о чем говорить с человеком, умирающим от неизлечимого заболевания? с фото | Молитва за усопших — это выражение нашей любви к Богу, желания быть с Ним в вечности, а значит, быть и с теми, кого мы продолжаем любить, несмотря на то, что они уже покинули этот мир и переселились в мир иной. |
Молитвы за усопших - Православный журнал 'Фома' По учению Церкви, очень | молитва | Постила | Вам, конечно, нужно продолжать молиться за своих усопших сродников. |
О поминовении усопших блог | В Православных церквах родительские субботы — дни особого поминовения усопших; среди них особо выделяются Вселенские — Мясопустная и Троицкая, когда совершается общецерковное поминовение всех крещёных христиан[10]. |
Молитва об усопших | Сегодня, 26 апреля, Православная Церковь совершает память мученицы Фомаиды Александрийской (Египетской) (476). |
Радоница: Как правильно помянуть усопших и что делать нельзя | Согласно православным канонам, каждая молитва детей об усопшей маме должна произноситься в свое время. |
Фото молитвенного дома - Как поминать усопших? - Православный журнал Фома
После торжественного погребения преподобный Даниил возвратился в свой скит. Вскоре один из молодых монахов стал жаловаться ему, что его мучают плотские страсти. Преподобный Даниил велел ему пойти и помолиться у гробницы святой мученицы Фомаиды. Инок исполнил повеление старца. Во время молитвы у гробницы он заснул тонким сном.
Тогда ему явилась святая Фомаида и сказала: «Отче, прими благословение и иди с миром». Проснувшись, инок почувствовал радость и мир в своей душе. После этого плотская брань больше не смущала его. Авва Даниил объяснил ему: «Благословение — дар мученицы целомудрия: такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты».
В последующие времена многие находили у гробницы святой Фомаиды освобождение от страстей и духовную радость. Мощи святой мученицы Фомаиды были перенесены в Константинополь в один из женских монастырей. В 1420 году их видел русский паломник иеродиакон Зосима.
Молитвы за всякого усопшего христианина Если вы хотите, чтобы умерший попал в лучшее место, то нужно за него молиться, ведь это верный путь к тому, чтобы вердикт изменили в пользу лучшего варианта. Но за самоубийц можно молиться только в том случае, если священник благословил вас на это. Также за самоубийц запрещено подавать какие-либо записки. Поминки — означают поминовение. Молитвы за усопших: поминальные, за упокой души, о новопреставленном Рождение жизни может быть случайностью в глазах людей, но смерть является закономерностью. Поминки или поминовение усопших — это собрание близких покойному людей для произнесения молитвы за упокой его души, обсуждения совершённых им при жизни праведных дел и выражение любви преставившемуся. Поминовение традиционно происходит за трапезным столом.
Алексий Колосов Добрый день, батюшка. Объясните, пожалуйста, почему православных принято хоронить именно на третий день после смерти? Не будет ли нарушением правил, если покойника похоронят раньше положенного срока например, на другой день? Спасибо за ответ. Вообще-то, древний обычай требует погребения усопших в тот же день, но последние 150 лет, по различным причинам административно-медицинского характера, хоронят на третий. Хотелось бы узнать о правилах православия в обряде упокоения. Обязательно ли новопреставившемуся провести ночь перед захоронением в храме? Где должно заколачивать гроб после отпевания или на кладбище? Нужно ли помянуть человека на кладбище? Должны ли быть венки из искусственных цветов? И нужно ли бросать цветы перед гробом неся тело? Фотиния Фотиния! Смерть и посмертное существование определяются исключительно жизнью усопшего — разве что молитва может что-то изменить. В суетных же народных обрядах и их деталях для покойного нет ровным счётом никакого смысла. Поэтому: 1. Суть не в том, что мёртвое тело пролежит ночь в церкви — в старину это делалось только для того, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием. Если речь о всенощной молитве и Литургии не идёт, то держать тело в храме нет смысла. В древности захоронение совершалось без деревянного гроба — завёрнутого в пелены усопшего несли на доске на кладбище и опускали в могилу которая и называлась «гробом». Поэтому в современных условиях разумнее будет закрывать гроб в храме, тем более что оправдания к иному способу действий носят совершенно бессмысленный характер — мёртвое тело не может ни «на солнышко в последний раз посмотреть», ни «с домом проститься». Поминовение православного христианина совершается молитвой: для этого и совершается отпевание. Что касается народных поминок, никак с молитвой и Церковью не связанных, то лучше совершать их дома, поскольку нередки случаи, когда после обильного поминовения на могилах начинались песни и пляски. Посещение могил близких людей никак не ограничивается Церковью. Пойди, помолись сколько и когда душа просит. А без молитвы лучше и не ходить, поскольку от этого развивается уныние. Живые цветы предпочтительнее, поскольку символизируют собой краткость человеческой жизни. На христианских похоронах лучше обойтись без музыки. А смысл какой в разбрасывании цветов? Лучше потратить эти средства на милостыню или благотворительность. Алексий Колосов У меня к Вам такой вопрос: Можно ли приобрести памятник для усопшего и хранить его дома до установки? Заранее Вам благодарна. Валентина Валентина! Церковно-канонических препятствий для этого нет. Алексий Колосов Как быть, если вопреки моим просьбам о нераспитии спиртных напитков на поминках в день похорон и просьбе не кидать мелочь в могилу, люди, которые были на похоронах это сделали??? Наше дело — следить за собой и самим поступать как должно. Если же кто поступает не так, как следует, то надо сказать ему раз или два, может быть три. Послушает — хорошо, не послушает — предадим это дело Богу. Кроме того, о таких вещах лучше напоминать ближним заранее, не во время самих уже поминок или похорон. Алексий Колосов Батюшка, здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Умер дедушка, не знаем, крещен был или нет. Как молиться за него? Можно ли подавать в церкви записки об упокоении? В лекциях А. Осипова сказано, что молиться в храме можно за всех, даже некрещеных, только не подавать заказные записки, а в другой православной программе говорили, что за некрещеных молиться как за здравие так и за упокой нельзя. Как поступить? Дед у нас был хороший, жил по-христиански. Екатерина Екатерина! Советую прислушаться к мнению профессора: храм Божий — дом молитвы для всех и о всех. Поминайте его в молитвах дома и в храме, а в записки не пишите, поскольку Евхаристия совершается только за тех, кто стал членом Тела Христова Церкви через Крещение. Алексий Колосов Умер мой дедушка. Мама, его дочь, теперь мучается и плачет: ей кажется, что она виновата перед ним, где-то во время не поддержала, не сказала нужных слов, была порой груба: в общем, имела возможность быть к деду внимательнее, но не использовала ее. Да и я тоже такие чувства испытываю. Мы верим, что дедушке там будет лучше, что Господу было угодно взять его душу, на все Божья воля. Но как быть нам? Тяжело очень осознавать свою прежнюю черствость, хочется обнять его, попросить прощения за все, да поздно уже. Мы молимся, а тяжесть все равно не отпускает. Вот что по-моему самое тяжелое в смерти родного тебе человека. Посоветуйте, пожалуйста, что делать в таких случаях. Рустам Рустам! Так просто возьмите и попросите у деда прощения. Ведь наша жизнь не заканчивается смертью, поэтому хоть после смерти, но надо отдавать долги своей совести — попросите у деда прощения и молитесь за него, совершая по возможности в память о нём добрые дела. Алексий Колосов На могильном кресте какую надпись можно написать? Можно ли прикрепить фотографию умершего к кресту? Георгий Георгий! Будет довольно таблички с данными усопшего впрочем и её можно закрепить на основании креста и какой-нибудь эпитафии из стиха Псалмов или Евангелия. Алексий Колосов Погиб мой муж, дочке 5 лет. Я объясняю ей, что папа стал невидимым, его душа сейчас у Бога, папа нас видит, мы должны молиться за него она не хочет и жить так, чтобы его радовать. Она то не верит в его смерть «А вдруг он вернется? Честно говоря, я думаю, что муж может быть сейчас в аду, душа его мучается, мне трудно уверять дочь, что папе Там хорошо. Что нужно говорить детям о смерти родителей? Татьяна Татьяна! Не просто нужно говорить, но и желательно, чтобы дети участвовали в похоронах — это больно, но примиряет детей со смертью близких: человек для ребёнка не исчезает, не растворяется и чувство обиды носит гораздо менее острый характер. Не спорьте с ней — постарайтесь окружить её максимально возможной любовью. Дайте времени совершить свою целительную работу. Алексий Колосов У меня умер сыночек, год и десять месяцев.
Яко да Господь учинит души их, идеже праведнии упокояются... Священник в это время тайно, то есть про себя, а не вслух, читает умиленную молитву, в которой просит Господа принять души всех усопших, о ком здесь молятся, в Свои объятия и поселить их в месте светле светлом , в месте злачне изобильном , в месте покойне спокойном , отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание там, откуда ушла всякая болезнь, всякая печаль и грусть. Эта ектенья произносится во все дни, когда служится Божественная литургия, за исключением особых праздничных дней. Однако, хотя поминовение усопших за ектеньей, в силу своей гласности и приносит удовлетворение их близким, но оно никак не может заменить проскомидийное поминовение. И это следует знать тем прихожанам, которые не подают на проскомидию, а вручают свои прошения диакону, когда он начинает возглашать ектенью. Но в том ли дело, чтобы ты сам и все в храме слышали дорогие имена?.. И в третий раз наши усопшие поминаются за Литургией после пресуществления, то есть претворения, Духом Святым хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Священник молится о том, чтобы Господь сподобил верующих достойно, не во осуждение причаститься Святых Таин, и далее говорит: Еще приносим Тебе мысленное моление за всех в вере почивших: праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, девственниках ради Христа, и о всякой душе православной, в вере скончавшейся русск. Затем священник берет из рук диакона кадило, влагает в него благовонный ладан и совершает каждение стоящих на престоле дискоса и потира, в которых предлежат Тело и Кровь Господа нашего и Спасителя. Хор в это время поет гимн Богородице, Достойно есть, священник поминает разных святых и всех отшедших от мира сего членов Церкви: И помяни всех усопших о надежди Воскресения жизни вечныя имена. И упокой их, идеже присещает свет Лица Твоего. Последнее предложение можно перевести с церковнославянского языка на русский так: И упокой их перед Лицом Твоим, в присутствии Твоем. В эти-то минуты, вплоть до слов Первее помяни, Господи... Итак, как мы видим, в самые торжественные и духовно ответственные моменты Литургии совершается поминовение усопших. И если ектенья в некоторые, так называемые нарочитые, дни опускается, то поминовение на проскомидии с погружением частиц в чашу с Кровью и Телом Христовыми, а также поминовение сразу после освящения Святых Даров обязательно совершаются во все дни, когда служится полная Литургия. Каким образом покойные могут причащаться Тела и Крови Христовых? Относительно живых это можно понять, но усопшие?.. Николая Кавасилы XIV век мы читаем, что совершение Евхаристии весьма радостно для тех усопших, о ком вспоминают во время святой службы. Что ж из того, спрашивает св. Николай, что усопшие не имеют ног или рта и не могут причащаться осязаемо? Нет, ибо многие, у которых все это было и которые таким образом приступали к таинствам, не получили от того никакой пользы и отошли, подвергшись большему злу». И далее святой отец спрашивает: «Так что же бывает причиною освящения для освящаемых? И чего требует от нас Христос? Это чистота души, любовь к Богу, вера, желание Таинства, ревность к причащению, горячее усердие и то, чтобы мы приходили с жаждою». Но, как мы знаем, это все принадлежит не телу, но душе. И, значит, душа, разлучившаяся с телом, также может воспринимать Святое Таинство. Николай Кавасила, — если души имеют готовность и расположенность к Таинству, а Господь, Который освятил и совершил его, всегда желает освящать и хочет всякий раз преподавать Самого Себя; то что может воспрепятствовать приобщению? Очевидно, ничто. Посему нет ничего необыкновенного в том, что Христос отрешившимся от тела душам, которых не мог обвинить ни в одном из подобных недостатков, преподает эту трапезу.
28 апреля — Радоница. Как молиться за усопших родных на самоизоляции?
Православный журнал Фома. В родительскую субботу православные христиане посещают могилы предков и храм, где молятся об усопших родственниках. Молитвы за усопших предполагаются как способ помочь душам умерших в переходе в загробный мир или как проявление уважения и заботы о памяти ушедших. Многие православные читают дома молитвы об усопших, текст которых можно взять в любом храме. В родительскую субботу православные христиане посещают могилы предков и храм, где молятся об усопших родственниках.
Молитва последование по исходе души от тела
Пугают, морозят, на лоб кладут холодные руки, угрожают убить. Когда рассказала об этом о. Василиду, посоветовал, чтобы не читала о самоубийцах. Сами умершие являлись к ней, просили помолиться. Матушка еще не знает, что они умерли, а деревенских опросит - умерли недавно. Говорят: "Скоро Страшный суд, до Страшного суда помоги нам, Нина". Пришла к ней врач Евдокия Степановна домой, говорит: "Помоги мне, Нина". Спросила у деревенских: да, умерла. Умерла жена двоюродного брата неверующая, еще письмо не пришло о ее смерти, а она уже видела, как ее тащили "туда".
Умер Иван, муж сестры Евдокии. Матушка лежала, не спала, глаза закрыла и видит Ивана: лежит длинный, длинный, голова коровья. Цитата Много видела матушка Наталья чудес наяву и много чудных сновидений. Ей открывалась загробная участь умерших, о ком она читала канон Паисию Великому. Многих она вымаливала из ада, а может быть, и все за кого молилась. Окружающие стали замечать, что по ее молитве люди получают утешение, исцеление и всякую помощь в своих нуждах. К матушке Наталии стали ходить и ездить посетители, как всегда ходят к тому, от кого получают реальную помощь. Люди приходили с разными неутешными скорбями: у кого-то случилось горе, несчастье или другие незначительные проблемы, не смог устроиться на работу… Придя к матушке однажды, невозможно было уже туда не ходить, она становилась тебе самым родным, близким человеком.
Очень трудно описать словами, какая она была доброжелательная, мягкая, теплая, всех жалеющая и всем сочувствующая. Она как бы жила в твоей душе и поэтому каждый из нас думал, что матушка любит тебя особенно. Цитата Невозможно о ней вспомнить без умиления, она была как агница, такая кроткая и очень смиренная. Встречала людей сидя на полу со сложенными на коленях маленькими, совсем детскими ручонками. Миловидное умиротворенное лицо ее было всегда наклонено к полу. Голосок такой нежный, певучий, часто на голове повязано несколько платков, уши заложены ватными тампонами. А на теле несколько кофточек, потому что она сильно замерзала. Говорила: "Даже щеки мерзнут".
Но несмотря на такой слой одежды, выглядела всегда опрятно. Каждый день к ней приходили их души и просили молитв. Иногда их собиралось полный дом. Однажды видит как бы во сне: много-много людей, полная улица, в огороде, в хлеву и в навозе лежат, даже не шевелятся. У мамы спрашивает: "Почему эти люди так лежат? Она ей говорит: "Ты их всех сводишь в баню". Через два года снова видит: они все стоят и ходят, столько их много. Своей племяннице матушка сказала, что вымолила из ада 7 колен.
Цитата Матушке было еще 6-7 лет. Мама ей говорит "Нина, ты за усопших молись. Если за усопших будешь молиться, долго жить будешь". Она ей отвечает: "А я ведь никого не знаю". Тогда мать стала называть ей имена своих родственников и друзей — умерших. Так по благословению своей матери матушка с малых лет начала молиться об умерших. Родные все у нее тогда еще были живы, молилась за совсем незнакомых ей людей. Мама, бабушка, дядя - все были в аду.
Матушка их всех вымолила и видела в райских селениях. Про свою маму она говорила, что в таком страхе Божьем жила всю жизнь и все равно попала в ад - за то, что не любила свекровь.
Особенно порицается оставление на могилах пищи и поминальной рюмки водки, данная традиция восходит своими традициями к языческим временам. Поэтому священнослужители остерегаю свою паству от подобного поведения. Примечательно, что молитва у могилы может иметь абсолютно любой характер. Главное в этой ситуации то, что близкие вспомнили об усопшем и оторвались от своих суетных дел, чтобы почтить его память и немного осветить его путь в загробном мире.
Самые значимые дни после смерти Наши предки не зря определили специальные дни, которые имеют наиболее важное значение для души усопшего и его родственников. Среди них выделяются девять и сорок дней, являющиеся своеобразными вехами для покойного. Молитвы об усопших родителях, детях и других близких людях должны быть особенно интенсивны в указанные даты и до них. Проще всего ежедневно обращаться к Господу со следующей молитвой: Однако она не является основной, а потому относится, скорее всего, к дополняющим. Для того чтобы понять, какое значение имеют девять и сорок дней, необходимо переговорить со священником. Он может поведать родственникам покойного о том, как именно проходит путь душа в загробном мире до определения ее постоянного места назначения.
Согласно православным текстам первые дни после своей смерти покойный может находиться совсем рядом со своей семьей. Некоторые души проводят время в своем доме, другие незримо парят над своими любимыми при жизни местами, а третьи не расстаются с человеком, который был для них самым дорогим. На протяжении этих дней с душой находятся два ангела. Один был дан человеку еще при рождении и являлся его хранителем на протяжении всей жизни. А второй становится проводником к Господу и потому посылается к душе в момент ее земной смерти и перехода в иной мир. На третий день ангелы окончательно отрывают душу ото всех ее привязанностей и сопровождают к Богу.
Но по пути она проходит ряд искушений, которые устраивают бесы. Они желают, чтобы человек вспомнил обо всех своих грехах и отвернулся от вечной и светлой жизни рядом с Господом. Бесы не оставляют душу ни на секунду, они стремятся утащить ее в ад. И только ангелы своей силой и молитвы за упокой усопшего до 40 дней, читаемые близкими, защищают его от искушений и помогают пройти их. Шесть следующих дней даны душе для того, чтобы она смогла побыть в раю и насладиться его красотой. На девятый день ангелы сопровождают человека в ад, показывая ему все ужасы этого места.
Там он пребывает вплоть до часа частного суда, который назначается на сороковой день. Именно поэтому озвученные нами сроки являются определяющими для души. Все молитвы, читаемые за нее позже, уже не смогут повлиять на определение места для покойного вплоть до Страшного суда. Православные традиции, связанные с молитвой за покойного Согласно православным обрядам, в момент смерти над телом усопшего необходимо читать Последование. Текст этой молитвы помогает душе полностью отделиться от тела и направиться вслед за ангелами по уготованному ей пути. Последование состоит из молитвы, тропарей и нескольких кондаков.
Оно представляет собой довольно сложные тексты, поэтому мы не будем приводить их в статье. К тому же читать их допускается с листа, а не по памяти. Поэтому особых трудностей близкие усопшего не будут испытывать. Буквально после окончания Последования родственники должны начать чтение Псалтири. Делать это можно круглосуточно, но, естественно, для этого придется меняться между собой. Многие христиане организуют настоящее дежурство в доме усопшего, ни на минуту не преставая молиться за него.
Параллельно кто-то из близких должен сразу же после смерти обратиться в храм и заказать несколько панихид. В это же время можно договориться об отпевании, которое происходит на третий день после ухода души в иной мир. Имейте в виду, что к обряду отпевания нужно очень тщательно готовиться. Для служения в церковной лавке родственники приобретают специальный набор. Если ваш дом расположен далеко от храма, и вы никак не можете привезти к нему гроб с телом покойного, то священника можно пригласить домой. Однако в этом случае родственники должны самостоятельно организовать его доставку до места и обратно.
После отпевания совершается погребение покойного, но родственники не должны переставать читать Псалтири. Лучше всего делать это круглосуточно по очереди, тогда душе проще будет пройти все испытания достойно и полностью очиститься от своих прегрешений. На девятый и сороковой день близкие собираются, чтобы помянуть усопшего. В эти дни каждый может помолиться о душе покойного любой из известных ему молитв и вспомнить его добрые дела в течение жизни. Как правильно молиться за усопшего дома? В православии считается, что обо всех близких, покинувших этот мир, нужно молиться с утра.
Это записано в молитвенном утреннем правиле, но в случае, когда вы не можете исполнить его, не возбраняется обращаться к Богу с именами своих умерших родных на устах в любое время суток. С этой целью существует несколько специальных текстов, о которых мы не можем не упомянуть. Очень правильным и по-христиански праведным считается молитвенный труд детей, который они несут за души своих родителей. Таким образом они отдают им священный долг и проявляю свою любовь. Молитва детей об усопших родителях очень важна для обеих сторон, поэтому пренебрегать ею не стоит. Мы приводим ее текст полностью.
Подобная молитва об усопшей матери или отце читается ежедневно до сорока дней с даты смерти и в последующие дни по желанию. Обязательно стоит произносить этот текст в дни поминовения, связанные с жизнью покойных, и предопределенные Русской православной церковью.
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имярек , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще проропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.
Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи Сил, даруй ми по вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да якоже Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небесном Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает Всесвятое Имя Твое с Отцем и Святым Духом. Ты — плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.
Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отьяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняйся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от меня, не отыми от меня Твоея милости. Якоже некогда приял вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего имярек , прости ему вся согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконьми его и не предаждь вечной муки, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесныя обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты Един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако, умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам святыя Церкви Твоея внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими и мое моление о рабе Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердный Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родителем материю моим -ею имярек , душу же его ея , яко отшедшею -ия к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят -а бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него нея или них милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго -ую незабвеннаго -ую для мене раба -у Твоего ю , родителя матерь моего -ю имярек , но отпусти ему ей вся согрешения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земли, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистая Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави.
Ты, милосердный Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе матери моем ей в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем Твоей имярек теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему -ей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единого уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити Заповеди Твоя; за благопопечение его- ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.
Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии. Считается, что нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии. Поэтому часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты - молитвенные поминания во время Таинства Евхаристии, творимые в течение сорока дней. После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Во время панихиды мы, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Панихиды - это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Важно не просто отстоять панихиду, но и молитвенно участвовать в ней. На Радоницу наши предки приезжали на кладбище только после церкви и молитвы в ней. Зачем молиться за усопших? Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире". Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи.
28 апреля — Радоница. Как молиться за усопших родных на самоизоляции?
Многих она вымаливала из ада, а может быть, и все за кого молилась. Окружающие стали замечать, что по ее молитве люди получают утешение, исцеление и всякую помощь в своих нуждах. К матушке Наталии стали ходить и ездить посетители, как всегда ходят к тому, от кого получают реальную помощь. Люди приходили с разными неутешными скорбями: у кого-то случилось горе, несчастье или другие незначительные проблемы, не смог устроиться на работу… Придя к матушке однажды, невозможно было уже туда не ходить, она становилась тебе самым родным, близким человеком. Очень трудно описать словами, какая она была доброжелательная, мягкая, теплая, всех жалеющая и всем сочувствующая. Она как бы жила в твоей душе и поэтому каждый из нас думал, что матушка любит тебя особенно. Цитата Невозможно о ней вспомнить без умиления, она была как агница, такая кроткая и очень смиренная. Встречала людей сидя на полу со сложенными на коленях маленькими, совсем детскими ручонками. Миловидное умиротворенное лицо ее было всегда наклонено к полу.
Голосок такой нежный, певучий, часто на голове повязано несколько платков, уши заложены ватными тампонами. А на теле несколько кофточек, потому что она сильно замерзала. Говорила: "Даже щеки мерзнут". Но несмотря на такой слой одежды, выглядела всегда опрятно. Каждый день к ней приходили их души и просили молитв. Иногда их собиралось полный дом. Однажды видит как бы во сне: много-много людей, полная улица, в огороде, в хлеву и в навозе лежат, даже не шевелятся. У мамы спрашивает: "Почему эти люди так лежат?
Она ей говорит: "Ты их всех сводишь в баню". Через два года снова видит: они все стоят и ходят, столько их много. Своей племяннице матушка сказала, что вымолила из ада 7 колен. Цитата Матушке было еще 6-7 лет. Мама ей говорит "Нина, ты за усопших молись. Если за усопших будешь молиться, долго жить будешь". Она ей отвечает: "А я ведь никого не знаю". Тогда мать стала называть ей имена своих родственников и друзей — умерших.
Так по благословению своей матери матушка с малых лет начала молиться об умерших. Родные все у нее тогда еще были живы, молилась за совсем незнакомых ей людей. Мама, бабушка, дядя - все были в аду. Матушка их всех вымолила и видела в райских селениях. Про свою маму она говорила, что в таком страхе Божьем жила всю жизнь и все равно попала в ад - за то, что не любила свекровь. Долго молила за брата Леонида, который умер без покаяния. Он все у матушки есть просил, в последнее время и его увидела в хорошем месте. Цитата За прабабушку молилась, не знала имени и в молитве спрашивала, как ее зовут.
И видит ее года за два перед смертью в такой маленькой комнатушке, так живет - мучается - бес ее мучает. Спрашивает: "Зачем ты отсюда не выходишь? Спросила: "Как зовут? Вот лет 200 уже, как она в земле, и только недавно матушка ее вымолила, так она обрадовалась. За всю деревню молилась, а усопшую из одного дома записать забыла. Из этого дома пришла к ней умершая и говорит: "Почему ты меня не поминаешь? Матушка сразу записала и стала о ней молиться. Много-много людей видела матушка, как они из огня геенского выходили, прямо горящие, изо всяких мест мучения.
Многие приходили к ней домой благодарить. Бесы за это страшно пугали ее по-разному.
Вот как ангел объяснял это преподобному Макарию Александрийскому: с 1-го по 3-й день душа свободна и посещает дорогие в земной жизни места. На 3-й она отправляется в райские кущи, а с 9-го до 40-го — проходит мытарства.
Вторая версия представлена в Синаксаре мясопустном, где проводится такая аналогия: чем больше разрушается тело человека в земле, тем больше освобождается душа. Молитва призвана помочь душе быстрее освободиться. Еще один вариант объяснения: в 3-й день мы молимся в воспоминание воскресшего в 3-й день Спасителя, в 9-й — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским, в 40-й — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами на протяжении 40 дней, а также по сближению этого дня с днем Вознесения Господня. Зачем нужно отпевать усопшего?
Отпевание — это молитвенная помощь и умершему, и сродникам. В требнике отпевание, а точнее, чин погребения, назван «Последованием мертвенным мирских тел». Отпевание — народное название. Им молящиеся отметили, что практически все молитвы этого чина не читаются, а поются.
По сути, то, что мы совершаем в день погребения, — это обряд православных похорон. Есть четыре вида погребений различаются текстом молитв — для мирян, монахов, священников и младенцев. Если следовать чинопоследованию, то молитва должна начинаться в доме умершего. Устав предписывает совершать его с особой торжественностью: «Тогда как в других последованиях, даже в последованиях крещения, брака, действует один иерей, совершение погребения предполагается при участии целого сонма священнослужителей, если возможно, то и с архиереем во главе».
Этим показывается важность заупокойной молитвы. В дом почившего священник приходил крестным ходом, с хоругвями. Там служил литию, а потом отправлялся в храм. В церковь и приносили тело покойного для совершения чина погребения.
Конечно, в современных реалиях городской жизни это сложно представить. Как появились заупокойные богослужения? В кафедральных соборах Византийской империи служился так называемый панихидис всенощное бдение — дополнительная служба о прощении грехов. Она совершалась после вечерни, обычно в пятницу вечером, и могла быть как заздравной, так и заупокойной.
Сейчас панихида утвердилась у нас только как заупокойная служба, а заздравная «превратилась» в молебен. Именно из этого панихидиса родилось и отпевание, и остальные заупокойные богослужения. Что такое панихида? Когда тело предают земле, нелогичным становится совершать полный чин погребения в память о почившем.
Но нужда в молитве все равно остается. Поэтому из чина погребения были убраны те моменты, которые были связаны с преданием тела земле чтение Апостола и Евангелия, а также заупокойные стихиры, связанные с прощанием. Так получилась панихида — сокращенный чин погребения. В чинопоследование панихиды входят псалмы, ектении, тропари и стихиры об усопших, заупокойный канон.
Панихида должна совершаться в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего, а также в другие памятные дни годовщину смерти, день рождения и тезоименитства.
И как-то само собой получилось, что скоро они отсели в сторонку и стали увлечённо общаться вдвоём. Оказалось, что Юра тоже из Москвы. И — вот это совпадение! Прощаясь, парень пригласил девушку на прогулку по вечернему городу, назначив свидание в центральном парке.
Две недели отдыха пролетели, как один миг. Каждый день молодые люди встречались. Вернувшись в Москву, Нелли и Юрий поняли, что не могут жить друг без друга. В 1960-м году они поженились. Окончив учёбу, попали в труппу одного театра — Малого.
Вместе уходили на работу, вместе возвращались. Вместе играли на сцене. И никогда не уставали друг от друга. Наоборот, помогали учить роли, советовались о том, как лучше сыграть того или иного персонажа. А однажды произошёл удивительный случай.
Прямо на улице к Нелли подошёл пожилой человек.
Особое значение имеют дни поминовения, когда верующие молятся за умерших и стремятся очистить их души. Священнослужитель отметил, что пока человек жив, он как бы пребывает во сне, не осознавая своих грехов. Но смерть пробуждает душу и показывает ее истинное состояние. До Страшного суда душа усопшего находится в ожидании.
Вопросы священнику по теме "усопшие"
Обычай молиться за усопших Церковь приняла от самих апостолов и во все времена молилась и будет молиться за них до скончания века. Мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ. В родительскую субботу православные христиане посещают могилы предков и храм, где молятся об усопших родственниках. Духовное общение с помощью молитвы с усопшими является предзнаменованием будущей встречи на всеобщем воскресении.
Молитвы об усопших. Текст, вопросы священнику
Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.
Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего, чадо мое имя , и сотвори ей вечную память. За веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Смотрите так же молитву архангелу Михаилу об усопших. Сохранить молитвы в социальных сетях: Запись опубликована.
После торжественного погребения преподобный Даниил возвратился в свой скит. Вскоре один из молодых монахов стал жаловаться ему, что его мучают плотские страсти. Преподобный Даниил велел ему пойти и помолиться у гробницы святой мученицы Фомаиды.
Инок исполнил повеление старца. Во время молитвы у гробницы он заснул тонким сном. Тогда ему явилась святая Фомаида и сказала: «Отче, прими благословение и иди с миром». Проснувшись, инок почувствовал радость и мир в своей душе. После этого плотская брань больше не смущала его.
Авва Даниил объяснил ему: «Благословение — дар мученицы целомудрия: такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты». В последующие времена многие находили у гробницы святой Фомаиды освобождение от страстей и духовную радость. Мощи святой мученицы Фомаиды были перенесены в Константинополь в один из женских монастырей. В 1420 году их видел русский паломник иеродиакон Зосима.
И якоже Ты, Благость вечная, помянул еси на Кресте благоразумнаго разбойника, с Тобою распята, путесотворив ему вход в рай, сице, молю Тя, Всещедрый, помяни во Царствии Твоем и отшедшаго к Тебе раба Твоего имя и не затвори, но отверзи ему двери милосердия Твоего; Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя в Небесном Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружеский союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковью.
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего: приими моление мое сие о рабе Твоей имя и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще проропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого, или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко Благий и Человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи сил, даруй ми по вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да якоже Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли, тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небесном Царствии Твоем со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя.
Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея; утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Твоея милости. Якоже некогда приял вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего имя , прости ему вся согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконьми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесныя обители, яже уготовал еси любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; темже веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки.
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Якоже отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкви Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его; сице и аз молю Тя, приими и мое моление о рабе Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва ко Господу о скончавшихся вне своего Отечества, безродных, нищих и убогих Господи Иисусе Христе Боже наш, сирых защитниче, странных наставниче, плавающих кормчий, обуреваемых пристанище, с путешествущими путешествующий, утешение плачущих, нищих кормителю! Молим Тя, Многомилостиве Господи, помяни во Царствии Твоем души усопших раб Твоих имена , в вере преставльшихся к Тебе, но отшедших в земли чуждей, без матерняго Святыя Твоея Церкви напутствия и благословения. Приими, Владыко, под Твое благоутробие рабов, преставльшихся тамо в скорби и печали о своих присных и ближних, имже никтоже бе утешаяй в страшный час смерти, идеже никтоже бе возносяй Тебе теплое моление о благотишном прохождении их от сея привременныя жизни в мир горний. Темже убо молим Тя, Преблагий, молим Тя, Вездесущий и Присносущный Господи, воззри на сих рабов Твоих благосердием Твоим, прости им всякое согрешение вольное и невольное, словом и делом содеянное и вся, яже в ведении и неведении. Умоляем Тя молитвами и предстательством Матере Твоея, Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и всех святых, не погуби отшедших к Тебе со беззаконием их, но сотвори им велию милость Твою, яви им Твое человеколюбие и щедроты Твоя, приведи их к тихому Твоему пристанищу и водвори их в дому Твоем.
Еще молимся о упокоении душ усопших раб Твоих имена , отшедших к Тебе безродными и никогоже от присных своих о себе молитвенников имущими, разве Святыя Твоея Церкви; сего ради молим Тя, Господи, приими о сих наше моление: прости им вся согрешения и помилуй их по велицей Твоей милости; всели их во святом жилище Твоем, да обрящут в Тебе покой, яко в Спасителе и Искупителе рода человеческаго. Аще усопшия рабы Твоя, иже быша в нищете и убожестве, за чашу студеныя воды, за укрух хлеба, за едину лепту, поданныя им во имя Твое, приносили быша Тебе моления о нас, прошения и благодарения; аще сирые благословляли быша благотворящую им руку, моляся о ниспослании нам благ Твоих, того убо ради молим Тя ныне, Христе Боже наш, и мы о них: помяни убо во Царствии Твоем сих, яко меньших, по реченному Тобою, братий Твоих; прости им всякое прегрешение вольное и невольное, покрый их Твоим благоутробием и всели их во святый чертог Твой; и яко получавших зде на земли пропитание чрез призывание святаго Твоего имене, препитай тамо на небеси от тука дома Твоего, и да утешатся, и да насладятся нескончаемою радостию вси истинно плакавшие к Тебе; водвори их со святыми Твоими, да вси купно у Тебе, Судии живых и мертвых, составят сонмы избранных Твоих, и тако да славят, хвалят и превозносят безпредельное Твое милосердие в безпредельные веки. Молитва ко Господу о скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни Господи, Господи! Праведен еси Ты, и суд Твой праведен: Ты, в предвечной Своей Премудрости, положил еси предел жизни нашея, егоже никтоже прейдет. Премудры Твоя законы, неизследимы путие Твоя! Ты повелеваеши Ангелу смерти изъяти от тела душу у младенца и старца, у мужа и юноши, у здраваго и больнаго по несказанным и неведомым нам судьбам Твоим; но веруем, яко на сие есть Твоя святая воля, зане, по суду правды Твоея, Ты, Преблагий Господи, яко Премудрый и Всемогущий и Всеведущий Врач душ и телес наших, болезни и недуги, беды и злоключения посылаеши человеку, яко врачевство духовное. Ты поражаеши его и исцеляеши, умерщвляеши в нем мертвенное и оживотворяеши безсмертное и, яко чадолюбивый Отец, наказуеши, егоже любиши, биеши всякаго сына, егоже приемлеши; молим Тя, Человеколюбче Господи, приими преставльшагося к Тебе раба Твоего имя , егоже взыскал еси человеколюбием Своим, наказавый тяжкою болезнию телесною, во еже спасти душу от болезни смертныя; и аще вся сия приял есть от Тебе со смиренномудрием, терпением и любовию к Тебе, яко вседетельному Врачу душ и телес наших, яви убо ему днесь богатую милость Твою, яко претерпевшему вся сия грех своих ради. Вмени ему, Господи, сию привременную тяжкую болезнь в некое наказание за прегрешения, содеянныя в сей юдоли плача, и исцели душу его от недугов греховных. Помилуй, Господи, помилуй взысканнаго Тобою и, наказаннаго временно, молю Тя, не накажи лишением вечных Твоих небесных благ, но сподоби его наслаждатися ими во Царствии Твоем.
Аще же усопший раб Твой, не разсуждая в себе, чесо ради бысть сие прикосновение целительныя и промыслительныя десницы Твоея, стропотно что рече в себе, или по неразумию своему возропта в сердце своем, яко бремя сие возомни себе неудобоносимым, или по немощи естества своего, стужаше долгою болезнию и огорчися злоключением, молим Тя, Долготерпеливе и Многомилостиве Господи, прости ему сия согрешения по безпредельной Твоей милости и безприкладному Твоему милосердию к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, прости ради любви Твоей к роду человеческому; аще же беззакония его превзыдоша главу его, болезнь же и недуги не подвигоша его к полному и искреннему покаянию, умоляем Тя, Начальниче жизни нашея, умоляем Твоими искупительными заслугами, помилуй и спаси, Спасе, раба Твоего от вечныя смерти. Господи Боже, Спасителю наш! Ты, по вере в Тя, даровал еси прощение и отпущение грехов, даровав помилование и исцеление тридесятиосмилетнему разслабленному, егда рекл еси: отпущаются тебе греси твои; с сею же верою и упованием на Твою благость, прибегаем к Твоему, о Иисусе Прещедрый, неизреченному милосердию и во умилении сердца нашего молим Тя, Господи: рцы убо и днесь тако слово помилования, слово отпущения грехов усопшему приснопоминаемому нами рабу Твоему имя , да исцелеет духовне и да вселится в месте светле, в месте покойне, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, и да пременятся тамо болезни и недуги его, слезы страданий и скорбей в источник радости о Дусе Святе. Молитва ко Господу о скончавшихся в состоянии душевного заболевания Дивна дела Твоя, Господи, и величию Твоего разума несть конца!
Ты благословил еси супружеский союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковью. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих.
Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего: приими моление мое сие о рабе Твоей имя и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще проропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого, или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко Благий и Человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи сил, даруй ми по вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да якоже Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли, тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небесном Царствии Твоем со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление.
Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея; утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Твоея милости. Якоже некогда приял вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое.
Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего имя , прости ему вся согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконьми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесныя обители, яже уготовал еси любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; темже веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Якоже отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкви Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его; сице и аз молю Тя, приими и мое моление о рабе Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Молитва ко Господу о скончавшихся вне своего Отечества, безродных, нищих и убогих Господи Иисусе Христе Боже наш, сирых защитниче, странных наставниче, плавающих кормчий, обуреваемых пристанище, с путешествущими путешествующий, утешение плачущих, нищих кормителю! Молим Тя, Многомилостиве Господи, помяни во Царствии Твоем души усопших раб Твоих имена , в вере преставльшихся к Тебе, но отшедших в земли чуждей, без матерняго Святыя Твоея Церкви напутствия и благословения. Приими, Владыко, под Твое благоутробие рабов, преставльшихся тамо в скорби и печали о своих присных и ближних, имже никтоже бе утешаяй в страшный час смерти, идеже никтоже бе возносяй Тебе теплое моление о благотишном прохождении их от сея привременныя жизни в мир горний. Темже убо молим Тя, Преблагий, молим Тя, Вездесущий и Присносущный Господи, воззри на сих рабов Твоих благосердием Твоим, прости им всякое согрешение вольное и невольное, словом и делом содеянное и вся, яже в ведении и неведении. Умоляем Тя молитвами и предстательством Матере Твоея, Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и всех святых, не погуби отшедших к Тебе со беззаконием их, но сотвори им велию милость Твою, яви им Твое человеколюбие и щедроты Твоя, приведи их к тихому Твоему пристанищу и водвори их в дому Твоем. Еще молимся о упокоении душ усопших раб Твоих имена , отшедших к Тебе безродными и никогоже от присных своих о себе молитвенников имущими, разве Святыя Твоея Церкви; сего ради молим Тя, Господи, приими о сих наше моление: прости им вся согрешения и помилуй их по велицей Твоей милости; всели их во святом жилище Твоем, да обрящут в Тебе покой, яко в Спасителе и Искупителе рода человеческаго. Аще усопшия рабы Твоя, иже быша в нищете и убожестве, за чашу студеныя воды, за укрух хлеба, за едину лепту, поданныя им во имя Твое, приносили быша Тебе моления о нас, прошения и благодарения; аще сирые благословляли быша благотворящую им руку, моляся о ниспослании нам благ Твоих, того убо ради молим Тя ныне, Христе Боже наш, и мы о них: помяни убо во Царствии Твоем сих, яко меньших, по реченному Тобою, братий Твоих; прости им всякое прегрешение вольное и невольное, покрый их Твоим благоутробием и всели их во святый чертог Твой; и яко получавших зде на земли пропитание чрез призывание святаго Твоего имене, препитай тамо на небеси от тука дома Твоего, и да утешатся, и да насладятся нескончаемою радостию вси истинно плакавшие к Тебе; водвори их со святыми Твоими, да вси купно у Тебе, Судии живых и мертвых, составят сонмы избранных Твоих, и тако да славят, хвалят и превозносят безпредельное Твое милосердие в безпредельные веки.
Молитва ко Господу о скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни Господи, Господи! Праведен еси Ты, и суд Твой праведен: Ты, в предвечной Своей Премудрости, положил еси предел жизни нашея, егоже никтоже прейдет. Премудры Твоя законы, неизследимы путие Твоя! Ты повелеваеши Ангелу смерти изъяти от тела душу у младенца и старца, у мужа и юноши, у здраваго и больнаго по несказанным и неведомым нам судьбам Твоим; но веруем, яко на сие есть Твоя святая воля, зане, по суду правды Твоея, Ты, Преблагий Господи, яко Премудрый и Всемогущий и Всеведущий Врач душ и телес наших, болезни и недуги, беды и злоключения посылаеши человеку, яко врачевство духовное. Ты поражаеши его и исцеляеши, умерщвляеши в нем мертвенное и оживотворяеши безсмертное и, яко чадолюбивый Отец, наказуеши, егоже любиши, биеши всякаго сына, егоже приемлеши; молим Тя, Человеколюбче Господи, приими преставльшагося к Тебе раба Твоего имя , егоже взыскал еси человеколюбием Своим, наказавый тяжкою болезнию телесною, во еже спасти душу от болезни смертныя; и аще вся сия приял есть от Тебе со смиренномудрием, терпением и любовию к Тебе, яко вседетельному Врачу душ и телес наших, яви убо ему днесь богатую милость Твою, яко претерпевшему вся сия грех своих ради. Вмени ему, Господи, сию привременную тяжкую болезнь в некое наказание за прегрешения, содеянныя в сей юдоли плача, и исцели душу его от недугов греховных. Помилуй, Господи, помилуй взысканнаго Тобою и, наказаннаго временно, молю Тя, не накажи лишением вечных Твоих небесных благ, но сподоби его наслаждатися ими во Царствии Твоем.
Аще же усопший раб Твой, не разсуждая в себе, чесо ради бысть сие прикосновение целительныя и промыслительныя десницы Твоея, стропотно что рече в себе, или по неразумию своему возропта в сердце своем, яко бремя сие возомни себе неудобоносимым, или по немощи естества своего, стужаше долгою болезнию и огорчися злоключением, молим Тя, Долготерпеливе и Многомилостиве Господи, прости ему сия согрешения по безпредельной Твоей милости и безприкладному Твоему милосердию к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, прости ради любви Твоей к роду человеческому; аще же беззакония его превзыдоша главу его, болезнь же и недуги не подвигоша его к полному и искреннему покаянию, умоляем Тя, Начальниче жизни нашея, умоляем Твоими искупительными заслугами, помилуй и спаси, Спасе, раба Твоего от вечныя смерти. Господи Боже, Спасителю наш! Ты, по вере в Тя, даровал еси прощение и отпущение грехов, даровав помилование и исцеление тридесятиосмилетнему разслабленному, егда рекл еси: отпущаются тебе греси твои; с сею же верою и упованием на Твою благость, прибегаем к Твоему, о Иисусе Прещедрый, неизреченному милосердию и во умилении сердца нашего молим Тя, Господи: рцы убо и днесь тако слово помилования, слово отпущения грехов усопшему приснопоминаемому нами рабу Твоему имя , да исцелеет духовне и да вселится в месте светле, в месте покойне, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, и да пременятся тамо болезни и недуги его, слезы страданий и скорбей в источник радости о Дусе Святе. Молитва ко Господу о скончавшихся в состоянии душевного заболевания Дивна дела Твоя, Господи, и величию Твоего разума несть конца! Коль многообразными и неизследимыми стезями преводиши Ты люди Своя в веце сем от дольняго мира к горнему! Разоряеши бо премудрость премудрых, отвергаеши разум разумных, высокия и гордыя расточаеши и смиряеши, сильныя и доброродныя низлагаеши и посрамляеши; буия же и смиренныя, уничиженныя, немощныя и худородныя избираеши, возвышаеши, укрепляеши и прославляеши, открывая премудрыя и благия советы всепромыслительнаго смотрения Твоего младенцам и утаевая их от тех, иже о себе мнятся быти совершени умы своими. Кто доволен есть уразумети вся судьбы Твоя, Боже, имиже, по богатству благости Своея и долготерпения, вразумляеши, научаеши и спасаеши нас, грешных и недостойных рабов Твоих?