Новости линия обороны ленинграда во время блокады карта

Эти памятники напоминают нам, что во время блокады Ленинграда прямо под носом у немцев создавалась система обороны, способная значительно задержать противника в случае полномасштабного наступления.

Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение

Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение Литература, посвящённая как обороне Ленинграда, так и блокаде, подвергалась значительной цензуре в советское время.
Линия обороны ленинграда во время блокады карта По мнению Вячеслава Мосунова, при правильном командовании Выборгская группировка могла бы спасти Ленинград от блокады.
125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда Хлеб блокадного Ленинграда. Карта блокады ленинграда: Карты и схемы.
Блокада Ленинграда — даты, ход, противоборствующие стороны, итоги — РУВИКИ Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).
Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.

Как возникло кольцо блокады Ленинграда 80 лет назад

По мнению Вячеслава Мосунова, при правильном командовании Выборгская группировка могла бы спасти Ленинград от блокады. карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, карта южной части блокадного кольца, отвоеванная территория, операция Искра, коридор смерти, железная дорога Победы, карта боевых действий. Карта укрепленных районов, созданных в период блокады Ленинграда.

История России. XX век. Блокада Ленинграда. 1941-1944 г. КАРТЫ.

Глазомицкая, работница Рабчанской прядильно-ткацкой фабрики — запись из ее дневника включена в воспоминания Бочавера — вернулась с митинга в 3 часа ночи. Все были в восторге. Авторы воспоминаний описывали чувство общности и единства, царившее в то время среди жителей Ленинграда. Однако наличие государственной границы всего в 30-35 километрах от Ленинграда представляло собой проблему безопасности стратегического значения. Уже в середине июля верховное командование вермахта исключило штурм Ленинграда как возможную задачу, предпочтя вместо этого полное окружение города.

После захвата немецкими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутные коммуникации Ленинграда с остальной частью страны были прерваны. Начало войны июнь-сентябрь 1941 года К этому чувству примешивалась горечь утраты. Но принесенные жертвы были не напрасны. Упорная оборона советских войск в районе Ленинграда в 1941-1942 годах позволила сковать крупную немецкую группировку на этом направлении, не допустив ее использования в других местах советско-германского фронта.

Кроме того, Ленинград был сохранен как один из главных центров оборонной промышленности и науки страны и главная база Балтийского флота. Сколько дней длилась блокада В ходе весенне-летней кампании 1942 года немецкое военное командование осознало невозможность захвата Ленинграда. Немцы предпринимали активные попытки уничтожить корабли советского Балтийского флота ударами авиации и артиллерии. Картина трудной военной жизни, непосредственно связанная с операцией по прорыву блокады, содержится в небольших по объему воспоминаниях Т.

Яковлева, врача 131-го стрелкового полка 24-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Они позволяют прочувствовать реальную ситуацию, в которой проходили боевые действия в январе 1943 года. Генерал армии Г. Жуков, сменивший Ворошилова на посту командующего Ленинградским фронтом 13 сентября, предпринял ряд активных мер по формированию и передислокации частей, включая пополнение сухопутных частей моряками Балтийского флота.

В результате Жуков эффективно рассредоточил свои силы, вынуждая подчиненных ему командиров проводить непрерывные контратаки на второстепенных направлениях, зачастую уже укрепленных немцами. Попытки прорвать блокаду предпринимались несколько раз, начиная с осени 1941 года: три — в районе Синявина и одна, самая продолжительная — на Любанском направлении. Наступательные действия Синявина описаны в мемуарах И. Он ярко и достоверно описывает бои на Невской Дубровке, Невском прогрессе и других участках Ленинградского фронта, передавая атмосферу изнурительных физических и психических нагрузок, которые испытывали солдаты в течение нескольких месяцев непрерывных боев: Историческая справка и расположение города Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград.

Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии. Зима 1941—1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного. Зимой было также много снега: высота снежного покрова к концу зимы была более полуметра. По максимальной высоте снежного покрова 53 см апрель 1942 года является рекордсменом за весь период наблюдений, по 2010 год включительно [48]. К концу месяца установился снежный покров. Первый месяц 1942 года был самым холодным этой зимой.

Средняя глубина снега достигла 41 см средняя глубина за 1890—1941 года — 23 см. Март 1942 года стал самым холодным за всю историю метеонаблюдений по 2010 год. В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва , о годах блокады сказано: Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь.

Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами - мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день. Отопление и транспортная система Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые мини-печки, буржуйки. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Деревянные дома разбирали на дрова. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев.

Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие стало важным фактором, способствовавшим росту смертности. По свидетельству Д. Лихачёва , … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно.

Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено. Попытки прорыва блокады. Плацдарм «Невский пятачок» Основные статьи: 1-я Синявинская операция 1941 , 2-я Синявинская операция 1941 , Любанская операция , Синявинская операция 1942 Осенью 1941 года , сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Наступление велось в районе так называемого «синявинско-шлиссельбургского выступа» [49] , ширина которого вдоль южного побережья Ладожского озера была всего 12 км. Однако немецкие войска смогли создать мощные укрепления.

Советская армия понесла большие потери, но так и не сумела продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Основные бои велись на так называемом « Невском пятачке » — узкой полосе земли шириной в 500—800 метров и длиной около 2,5-3,0 км это по воспоминаниям И. Святова на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм , несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя — иначе пришлось бы форсировать полноводную Неву заново, и задача прорыва блокады намного усложнялась.

Всего за 1941—1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат [50]. В начале 1942 года высшее советское командование, воодушевленное успехом в Тихвинской наступательной операции и явно недооценивая противника, решило предпринять силами Волховского фронта при поддержке Ленинградского фронта попытку полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Однако, изначально имевшая стратегические задачи Любанская операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась тяжелейшим поражением Красной армии. В августе — сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку прорыва блокады. Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по захвату Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние» нем. Таким образом, в течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.

Район между Ладожским озером и поселком Мга , в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ» , продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шофёров, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится!

Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало.

Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела ещё две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев. Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась чёрно-красной [51] … Весна—лето 1942 года Паровоз везёт муку по трамвайным рельсам в блокадном Ленинграде , 1942 год Сокращение уличных смертей Весной 1942 года , в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле — примерно 600, а в мае — 50 трупов.

В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. В апреле—мае 1942 года произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства. Возобновилась работа многих предприятий. Восстановление движения городского общественного транспорта 8 декабря 1941 года Ленэнерго прекратило подачу электроэнергии и произошло частичное погашение тяговых подстанций. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Впоследствии отдельные вагоны ещё двигались по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии.

Занесенные снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения. Весной 1942 года городские власти распорядились убрать машины с магистралей. Своим ходом троллейбусы идти не могли, пришлось организовывать буксировку. Началось восстановление трамвайного хозяйства города, пущен грузовой трамвай. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — около половины всей эксплуатируемой в то время сети.

Пуск троллейбуса весной 1942 года городские власти сочли нецелесообразным [52].

Маршала Говорова, д. Они наносились трафаретом и предупреждали об опасной стороне улицы. Во время обстрелов такие надписи сберегли немало жизней. Вклад балтийских моряков в победу невозможно переоценить. Скромный дар ленинградцев — памятник мужественным героям. Бронзовая фигура маршала была установлена 25 января 1999 года. Стачек Обелиск защитникам Ленинграда На протяжении 900 дней длилась осада города. На его защиту встали содаты и моряки — воины Советской Армии и жители Ленинграда.

Они проявили героизм и беспримерное мужество, в нечеловеческих условиях отстояли Ленинград и победили врага.

А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование.

Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза.

Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.

Линия обороны Ленинграда.

Новости Спорт #Задержан замминистра обороны РФ #Конфликт Ирана и Израиля. Затем к обороне Ленинграда привели и войска Северного фронта (Ленинградский военный округ) – 21 дивизия и бригада. Блокада Ленинграда: историческая хроника событий. Блокада Ленинграда. Развивая наступление во время операции "Искра" наши войска при поддержке артиллерии Балтийского флота, Ладожской флотилии и силами дальней авиации удалось удалось добиться значительных успехов на востоке "кольца".

Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда

Карта захвата Ленинграда в блокаду. Взятие Шлиссельбурга и начало блокады Ленинграда. Начало блокады Ленинграда карта. Снятие блокады Ленинграда карта 1944. Кольцо блокады Ленинграда. Блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Оборона вокруг Ленинграда 1941. Карта обороны Ленинграда 1943 года. Карта военных действий при блокаде Ленинграда. Оборона Ленинграда карты схемы. Блокада Ленинграда 8 сентября 1941.

Карта блокадного кольца вокруг Ленинграда. Снятие блокады Ленинграда карты боев. Оборона Ленинграда 1943. Карта снятия блокады Ленинграда в 1944 году. Блокада Ленинграда на карте кольцо 1942. Захват Ленинграда 1941. План блокады Ленинграда. Карта Ленинграда 1941. Битва за Ленинград 1941 карта. Линия обороны Ленинграда на карте.

Линия фронта Ленинграда 1941-1944. Блокада Ленинграда линия фронта. Линия обороны Ленинграда 1941. Карта наступления немцев на Ленинград в 1941. Карта блокадного Ленинграда 1941. Границы блокады Ленинграда 1941. Карта осады Ленинграда 1941 года. Карта наступления немцев на Ленинград. Карта блокада Ленинграда 1941-1944 годов. Карта блокады Ленинграда сентябрь 1941.

План блокады Ленинграда карта. Карта блокадного Ленинграда 1941 1944. Блокада Ленинграда 1941 дорога жизни. Дорога жизни карта 1942 года.

Печки быстро нагревали помещение, но также быстро остывали. В печках жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Добыча топлива — разборка мебели, полов, деревянных сараев стала важнейшей частью быта ленинградцев. Не стало ни утра, ни дня, постоянная тьма. Свет начали добывать коптилками, их мастерили из консервных банок, покупали на рынках, туда заливали керосин; его не стало — добывали масло... Древний этот аппарат все-таки придавал уют пещерной блокадной обстановке, маленький язычок пламени горел, значит, жизнь теплилась, днем можно было приоткрыть занавес, отогнуть одеяло, впустить свет, если он был без мороза…» «Как жили в блокаду» Д.

Жители вынуждены были брать воду в городских реках и на уличных водоразборных колонках. Водопровод был восстановлен только к зиме 1943-1944 годов. Продукты можно было купить в магазине только по карточкам в пределах установленных норм или на «толкучем рынке», в том числе выменяв на вещи или ценности. Другие продукты в магазины практически не поступали. Январь и начало февраля 1942 года стали самыми страшными, критическими месяцами блокады. Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Если студень сварить из маленького кусочка кожи, он не получится достаточно хороший, плотный, а если сюда добавить столярный клей, то сварится, получится хороший, крутой. Есть, конечно, весьма отвратно было, но приправишь горчицей, перцем, уксусом, который выдавался регулярно по карточкам собственно, только это регулярно и выдавалось , и кое-как ешь, и можно было как-то существовать.

Отражение силами армии и флота наступления войск противника на Ленинград в сентябре 1941 г. Наступательные операции советских войск на северо-западном направлении. Сентябрь 1941 — ноябрь 1942 гг. Коммуникации блокированного Ленинграда. Перевозки Ладожской флотилии.

Ленинград в 1942—1944 годах Первая зима была самой тяжёлой, но с весны 1942 года произошло увеличение пайков, в город прибыл партизанский обоз и ситуация стала постепенно улучшаться, в том числе и на фронте. В августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции удалось сорвать немецкий план по углублению блокады. В январе 1943 года, в ходе операции «Искра», кольцо блокады было прорвано Красной армией. Вскоре в город проложили временную железную дорогу по южному берегу Ладожского озера, что привело к улучшению снабжения и росту промышленного производства. Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года в ходе наступательной операции, проведённой силами трёх фронтов — Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады. Снятие блокады Ленинграда. В докладе или сообщении для 11 класса можно кратко подать основную информацию о блокаде Ленинграда.

Линия обороны Ленинграда.

Это связано с нехваткой стройматериалов в блокадном городе. Они сильно пострадали во врем боев и почти не сохранились до наших дней. Но увидеть пример фортификации можно и сейчас. Лучше всего сохранился оборонительный рубеж Ижора, созданный из бетона уже после прорыва блокады в 1943 году.

С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232 000 выстрелов! Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше.

Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили. С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией. Однако, если судить по картам, ссылки на которые приведены выше, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым. Загадка третья Почему не было приказа? У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом: «Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий в том числе и танковые.

Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле. Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван , и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город , давали приказ отойти с выгодных позиций…» Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в кино, серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе , захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему. А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.

Загадка четвёртая Почему работал Кировский завод? Факт тоже известный - он находился в 3 трёх!!! Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу. Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов …» Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день! Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую… Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, можно фото Сталинграда , который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени… Окончание. Здесь - блокадные 1942 и 1943 годы.

Точно так же, как и в 1-й части, просьба прочесть и написать, если что-то показалось не так или коряво. Интересно, наверное, далеко не всем, а в основном любителям и знатокам истории Ленинграда и военной истории. Поэтому целиком прячу под кат. Город Колпино, 16 сентября 1942 г. Фотоплан на базе аэрофотосъёмки. Сравнение этого изображения со съёмкой ноября 1941 г. Крупные здания, используемые вражескими бомбардировщиками и артиллеристами для прицеливания, пока сохранились практически все. Значки, нанесённые на снимок немецким топографом, отображают особенности организации обороны города в 1942 г.

Водонапорные башни подписаны, как ориентиры. Обозначены также окопы, оборонительные препятствия и позиции зенитных орудий кружок с тремя линиями. Шушары и южное Купчино, 16 сентября 1942 г. Территория, которая спустя 60 лет превратится в промышленную зону, до войны и в военное время была занята торфоразработками Обуховского торфокомбината фабрики «Изоплит» : светлые полосы в правой нижней части фото — непосредственно торфоразработки, левее западнее — заводоуправление и производственные корпуса комбината. Вдоль железнодорожных линий и шоссейных дорог — плотный пояс оборонительных сооружений: окопы, заграждения, огневые точки. Севернее линии железной дороги — противотанковый ров. Тёмная линия ответвления от железной дороги к северу на всех современных картах обозначалась, как разобранный участок; по виду на снимке — предполагаемая маскировка какого-то объекта, или ложная цель. По всей территории видны следы взрывов; их наибольшее число располагается вблизи транспортных коммуникаций, оборонительных сооружений и корпусов торфокомбината, который работал в блокаду, снабжая осаждённый город топливом.

Рыбацкое и Усть-Славянка, 16 сентября 1942 г. Застройка Рыбацкого на левом и Новосаратовки на правом берегу Невы — преимущественно малоэтажная, имеют лишь незначительные следы разрушений.

Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» — узкой полосе земли шириной в 500—800 метров и длиной около 2,5-3,0 км это по воспоминаниям И. Святова на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя — иначе пришлось бы форсировать полноводную Невузаново, и задача прорыва блокады намного усложнялась.

Всего за 1941—1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат. В начале 1942 года высшее советское командование, воодушевленное успехом в Тихвинской наступательной операции и явно недооценивая противника, решило предпринять силами Волховского фронта при поддержке Ленинградского фронта попытку полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Однако, изначально имевшая стратегические задачи Любанская операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась тяжелейшим поражением Красной армии. В августе — сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку прорыва блокады. Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по захвату Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние» нем. Таким образом, в течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.

Район между Ладожским озером и поселком Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ» , продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шофёров, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится!

Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало.

Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела ещё две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев. Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась чёрно-красной… Весна—лето 1942 года Первый прорыв блокады Ленинграда 29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам.

Организация подсобных хозяйств 19 марта 1942 года исполком Ленсовета принял положение «О личных потребительских огородах трудящихся и их объединений», предусматривающее развитие личного потребительского огородничества как в самом городе, так и пригородах. Помимо собственно индивидуального огородничества, были созданы и подсобные хозяйства на предприятиях. Для этого расчищались свободные участки земли, примыкающие к предприятиям, и сотрудникам предприятий по спискам, утверждаемым руководителями предприятий, предоставлялись участки площадью 2-3 сотки для личных огородов. Подсобные хозяйства охранялись круглосуточно силами персонала предприятий. Владельцам огородов оказывалась помощь в приобретении рассады и её экономном использовании. Так, при рассадке картофеля использовались только небольшие части плода с проросшим «глазком».

Кроме того, Ленгорисполком обязал некоторые предприятия обеспечить жителей необходимым инвентарём, а также выпустить пособия по сельскому хозяйству «Агроправила для индивидуального овощеводства», статьи в Ленинградской правде, и др. Всего весной 1942 года было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, общий валовой сбор отсовхозов, индивидуального огородничества и подсобных хозяйств составил 77 тыс. Сокращение уличных смертей Весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле — примерно 600, а в мае — 50 трупов. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. В апреле—мае 1942 года произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства.

Возобновилась работа многих предприятий. Восстановление движения городского общественного транспорта 8 декабря 1941 года Ленэнерго прекратило подачу электроэнергии и произошло частичное погашение тяговых подстанций. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Впоследствии отдельные вагоны ещё двигались по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии. Занесенные снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения.

Весной 1942 года городские власти распорядились убрать машины с магистралей. Своим ходом троллейбусы идти не могли, пришлось организовывать буксировку. Началось восстановление трамвайного хозяйства города, пущен грузовой трамвай. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — около половины всей эксплуатируемой в то время сети. Пуск троллейбуса весной 1942 года городские власти сочли нецелесообразным. Официальная статистика Неполные цифры официальной статистики: при довоенной норме смертности в 3000 человек, в январе—феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае — 50 000 человек, в июле — 25 000 человек, в сентябре — 7000 человек.

Радикальное снижение смертности произошло из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. Активизация обстрела. Контрбатарейная борьб В апреле — мае немецкое командование в ходе операции «Айсштосс» безуспешно попыталось уничтожить стоящие на Неве корабли Балтийского флота. К лету руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города.

Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800—900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. В это время Ленинград превращается в мощный укрепленный район.

Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. В результате резко сократилось количество потерь наших войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией.

В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжелой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причем во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз. Прорыв блокады 12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам.

В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная так называемая «Дорога победы» дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявино свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне.

К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл. Пищевые комбинаты стали постепенно переходить на продукцию мирного времени. Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н.

Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800—900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. В это время Ленинград превращается в мощный укрепленный район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. В результате резко сократилось количество потерь наших войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией. В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжелой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причем во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз. Прорыв блокады 12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная так называемая «Дорога победы» дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявино свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл. Пищевые комбинаты стали постепенно переходить на продукцию мирного времени. Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н. Крупской было произведено три тонны конфет хорошо известной ленинградской марки «Мишка на Севере». После прорыва кольца блокады в районе Шлиссельбурга противник, тем не менее, серьёзно укреплял рубежи на южных подступах к городу. Глубина немецких линий обороны в районе ораниенбаумского плацдарма достигала 20 км. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады 14 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород. Это позволило 21 января Л. Говорову и А. Жданову обратиться к И. Сталину: В связи с полным освобождением г. Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить: 1. Издать и опубликовать по этому поводу приказ войскам фронта. Сталин удовлетворил просьбу командования Ленинградского фронта и 27 января в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня. Приказ победоносным войскам Ленинградского фронта, вопреки установившемуся порядку, был подписан Л. Говоровым, а не Сталиным. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны. Итоги блокады Потери населения За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессефигурировало число 632 тысячи человек. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище находится в Калининском районе. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек, погибших от голода, и более 17 000 человек, ставших жертвами воздушных налётов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 млн человек. Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находившегося на территории нынешнего Московского парка Победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили в близлежащие карьеры после сожжения в печах завода прах погибших. Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда. В 1941—1944 годы здесь было похоронено более 100 тысяч человек. Умерших хоронили практически на всех кладбищах города Волковском, Красненьком и других. Звание города-героя Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессойбыл назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. Ущерб культурным памятникам Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё большим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I и памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам, находившимся как в занятых немцами пригородах Ленинграда, так и в непосредственной близости от фронта. Благодаря самоотверженной работе персонала удалось сберечь значительное количество предметов хранения. Однако не подлежащие эвакуации постройки и зелёные насаждения, непосредственно на территории которых велись боевые действия, пострадали чрезвычайно. Был разрушен и сгорел Павловский дворец, в парке которого было вырублено 70 000 деревьев. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами. В развалины превращён ныне восстановленный Фёдоровский Государев собор, в котором в обращённой к городу стене на всю высоту здания зияла пробоина. Также при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе, в котором немцами был устроен лазарет. Невосполнимым для исторической памяти народа оказалось практически полное уничтожение считавшегося одним из самых красивых в Европе кладбища Свято-Троицкой Приморской мужской пустыни, на котором были захоронены многие петербуржцы, чьи имена вошли в историю государства. На долгие годы до 90-х годов пришёл в запустение дворцовый комплекс Ораниенбаума. Социальные аспекты жизни при блокаде Фонд института растениеводства В Ленинграде существовал Всесоюзный институт растениеводства, обладавший и обладающий гигантским семенным фондом. Из всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего несколько тонн уникальных зерновых культур, не было тронуто ни одного зерна. Таня Савичева Таня Савичева жила в ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по «Дороге Жизни» на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения и болезни. Пасха в осаждённом городе В блокаду в городе были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. В 1942 году Пасха была очень ранней 22 марта по старому стилю. Весь день 4 апреля 1942 года шёл, с перерывами, обстрел города. В пасхальную ночь с 4 на 5 апреля город подвергся жестокой бомбардировке, в которой участвовали 132 самолёта. Часов в семь вечера разразилась неистовая, сливавшаяся в один сплошной тарарам, зенитная пальба. Немцы летали низко-низко, окруженные густейшими грядами черных и белых разрывов.. Ночью, с двух до четырех приблизительно, был опять налет, много самолетов, неистовый огонь зениток. Фугасы, говорят, были сброшены и вечером и ночью, где именно — никто не знает точно кажется, завод Марти. Многие сегодня в страшной панике от налетов, точно их не должно было быть вовсе. Александр Николаевич Болдырев, 4 апреля 1942 года В храмах прошли пасхальные заутрени: под грохот разрывов снарядов и разбиваемых стёкол. Священник «освящал куличи».

Новости и события Российского исторического общества

Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах. Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. Во время обороны Ленинграда подступы к осажденному городу прикрывали сотни дотов и дзотов. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы. После этого линия фронта стабилизировалась вплоть до прорыва блокады города Ленинграда в январе 1943 года, когда удалось освободить довольно узкую полосу земли в районе Синявинских высот и болот.

Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны

Затем к обороне Ленинграда привели и войска Северного фронта (Ленинградский военный округ) – 21 дивизия и бригада. (карта была подготовлена к 74-й годовщине снятия блокады). Карты-схемы Ленинградского Фронта209. Блокада Ленинграда. Развивая наступление во время операции "Искра" наши войска при поддержке артиллерии Балтийского флота, Ладожской флотилии и силами дальней авиации удалось удалось добиться значительных успехов на востоке "кольца".

Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.

В середине декабря 1941 г. Однако были остановлены немцами недалеко от Невы. У южного побережья Ладожского озера образовался узкий коридор шириной примерно 12 км, который так и не смогли преодолеть советские войска. В сентябре 1942 года была сделана новая попытка прорвать коридор, но и она окончилась неудачей.

Построенная вдоль южного берега Ладожского озера железная дорога позволила значительно улучшить снабжение города. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Он придал жителям и защитникам города жизненные силы, уверенность в близкой победе над врагом.

Память о подвиге людей, отстоявших родной город для будущих поколений, священна для всех нас. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12—30 января 1943 г. Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского командующий генерал-лейтенант Л. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады.

Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. Район между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемое «бутылочное горлышко» , где расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим 12—16 км , был по-прежнему занят частями немецкой 18-й армии. В этих условиях Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка—Михайловский—Тортолово. На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению.

Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ. Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут.

И только 18 - 23 января 1943 года в ходе операции "Искра" нашим удалось пробить коридор и освободить узкую полоску вдоль берега озера, которая позволила за две недели проложить железную дорогу от Шлиссельбурга Петрокрепость до станции Поляны к железной дороге, ведущей на Волхов.

Частично блокада была прорвана, и положение Ленинграда резко улучшилось во всех отношениях. Можно ознакомиться с предисторией, боевыми итогами и подробностями операции "Искра". Еще можно посмотреть карту боевых действий прорыва блокады.

Только в декабре умер 52 881 человек, потери же за январь-февраль составили 199 187 человек [84]. Мужская смертность существенно превышала женскую — на каждые 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. Воздействие холода[ править править код ] Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли, были отключены или уничтожены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах кроме оборонных.

Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнять работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии. Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные бомбёжкой, 10 декабря 1942 года Зима 1941—1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного — по совокупным показателям она стала одной из самых холодных за весь период систематических инструментальных наблюдений за погодой в Санкт-Петербурге — Ленинграде. Устойчивый снежный покров в Ленинграде образовался необычно рано, 26—27 октября 1941 года, и не таял до второй недели апреля 1942 года. По максимальной высоте снежного покрова 53 см апрель 1942 года — рекордсмен за весь период наблюдений по 2023 год включительно [86]. К концу месяца установился снежный покров. Первый месяц 1942 года был самым холодным этой зимой и одним из самых холодных за весь период наблюдений. Средняя глубина снега составила 41 см средняя глубина за 1890—1941 года — 23 см [87]. Март 1942 года по средней температуре месяца стал самым холодным за всю историю метеонаблюдений по 2023 год. В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва о годах блокады сказано: Холод был каким-то внутренним.

Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала тёмной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами — мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день. Жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт[ править править код ] На 1941 год в Ленинграде было 27 624 домовладения — домов, где проживали люди. В связи с недостаточными поставками топлива в осаждённый город, 17 ноября было запрещено расходовать теплоэнергию на снабжение населения горячей водой. В большинстве домов не работала канализация, водопровод в январе 1942 года действовал лишь в 85 домах [91]. Хлебозаводы перестали получать воду и на сутки прекратили работу [92].

Водопроводные магистрали в ряде мест замёрзли; общая длина замороженных уличных водопроводов составила 36 км [93]. Несмотря на низкие температуры в городе, часть водопроводной сети действовала; большая часть рабочих «Водоканала» была переведена на казарменное положение и были открыты десятки водоразборных колонок, из которых жители окрестных домов могли брать воду, но жителям приходилось также брать воду и из повреждённых труб и прорубей [94] [95]. В январе были закрыты все городские бани за исключением двух, с конца февраля 1942 года они вновь стали открываться [96].

В Минобороны показали уникальную карту рубежей обороны Ленинграда

О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады. Снятие блокады Ленинграда. Карта ленинграда во время блокады. Литература, посвящённая как обороне Ленинграда, так и блокаде, подвергалась значительной цензуре в советское время. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. Хлеб блокадного Ленинграда. Карта блокады ленинграда: Карты и схемы.

Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь

В Минобороны показали уникальную карту рубежей обороны Ленинграда Во время блокады немецкие войска по плану должны были обстреливать и бомбить город до тех пор, пока все объекты, необходимые для жизнедеятельности населения, не будут уничтожены.
Загадки блокады Ленинграда О финской половинке блокадного кольца и напрочь забытой войне с Финляндией в 1941–1944 гг. рассказано в книге «Блокада Ленинграда.
Блокадный Ленинград — Google Искусство и культура О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории? Блокада Ленинграда. Развивая наступление во время операции "Искра" наши войска при поддержке артиллерии Балтийского флота, Ладожской флотилии и силами дальней авиации удалось удалось добиться значительных успехов на востоке "кольца".
Блокада Ленинграда | это... Что такое Блокада Ленинграда? Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах.

Блокада и освобождение Ленинграда. Как город на Неве пережил худшие 872 дня в своей истории

Линия фронта на берегах восточной части Финского залива с сентября 1941 по январь 1944 гг. Перевозка 2 ударной армии кораблями Краснознаменного Балтийского флота на Ораниенбаумский плацдарм 5 ноября 1943 — 21 января 1944 гг. Действия артиллерии и авиации флота 14 — 25 января 1944 г. Прорыв блокады Ленинграда 12-30 января 1943 г.

Отражение силами армии и флота наступления войск противника на Ленинград в сентябре 1941 г. Наступательные операции советских войск на северо-западном направлении. Сентябрь 1941 — ноябрь 1942 гг. Коммуникации блокированного Ленинграда. Перевозки Ладожской флотилии.

Действия Краснознаменного Балтийского флота в январе — марте 1944 г. Линия фронта на берегах восточной части Финского залива с сентября 1941 по январь 1944 гг. Перевозка 2 ударной армии кораблями Краснознаменного Балтийского флота на Ораниенбаумский плацдарм 5 ноября 1943 — 21 января 1944 гг. Действия артиллерии и авиации флота 14 — 25 января 1944 г. Прорыв блокады Ленинграда 12-30 января 1943 г.

Большое значения имели действия партизан. Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера. Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, а осенью — энергетический кабель. В результате Тихвинской оборонительной операции 1941 года и Тихвинской наступательной операции 1941 года был сорван план немецкого командования полностью изолировать Ленинград от страны. Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады Синявинские операции 1941 и 1942 годов, Любанская операция 1942 года , удалось сделать это в январе 1943 года. В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. В результате Ленинградско-Новгородской операции 1944 года блокада была снята полностью, прекратились артобстрелы, от которых погибло около 17 тыс. Планы врага уничтожить Ленинград потерпели провал. Стойкость, мужество, храбрость, отвага ленинградцев навсегда останутся в памяти не только граждан нашей страны, но и всего мира.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий