Береговая линия и Береговая полоса. Другими словами, у читателя есть возможность не только увидеть фотографию отдельного типа берега, но и оценить прилегающую территории и структуру береговой линии в конкретном месте Карского моря. В двух районах акватории Карского моря планируется ввести запреты и ограничения по плаванию судов.
Берег Карского моря ежегодно отступает на несколько метров
Береговая линия Карского моря очень извилиста. Главгосэкспертиза России согласовала проект выполнения дноуглубительных работ, необходимых для сооружения на берегу Карского моря грузового причала и морского угольного терминала. Характер береговой линии Карского моря. Береговая линия Российской Федерации граничит с 13 морями, а с учётом Шантарского и Печорского морей (они формально морями не считаются), то и вовсе 15. Поэтому значительную часть года над Карским морем господствует сибирский антициклон, создающий область повышенного давления. Здесь береговая линия сложена более устойчивыми горными породами, не содержащими такое большое количество вкраплений многолетнемерзлых пород, поэтому наступления Карского моря на сушу не наблюдается.
Карская нефтеносная провинция: факты, перспективы и проблемы
Высокая ледовитось Карского моря объясняется механизмом воздушной циркуляции. Североатлантические циклоны, несущие большое количество влаги, упираются в архипелаг Новая Земля и не могут проникнуть в Карское море. Всему виной орография черты и форма рельефа самого архипелага. Его горы и покрывающие их ледяные поля создают естественное препятствие на пути движения воздушных потоков, направленных с запада.
Поэтому значительную часть года над Карским морем господствует сибирский антициклон, создающий область повышенного давления. Предположительно такая ситуация сохранялась и в ледниковую эпоху. Это приводило к тому, что атмосферные осадки, приносимые североатлантическими циклонами, формировали мощный ледовый щит на западе от Новой Земли.
В то же время область Карского моря испытывала дефицит влаги, а мощные ледовые поля оставались только на территории архипелага.
В сентябре гидгографическая группа занималась изучением «белых пятен» в Карском море, выполнило ряд исследовательских работ в море Лаптевых, а также приняло участие в обеспечении похода отряда боевых кораблей, выполнявшего задачи под флагом командующего Кольской флотилией разнородных сил в Арктической зоне. Во время похода на борту судна успешно прошли морскую практику четыре студентки Санкт-Петербургской морской академии имени С. Походы гидрографических судов СФ с научно-исследовательскими целями в последние годы проводятся особенно активно. Наиболее удобное время года для проведения экспедиций — конец лета — начало осени. В этот период ледовый покров северных морей минимальный, что позволяет успешно обследовать труднодоступные районы Арктики.
Предлагаем встретить этот юбилей во всеоружии. Уверены, что рубрика «Только в нашем крае», где мы в течение года представим 90 самых интересных фактов о Красноярье , поможет пополнить знания и проникнуться еще большей гордостью за родную землю. Карское море расположено в полярных широтах. Служит воротами в Восточную Сибирь. Через Карское море пролегает важный транспортный маршрут — Северный морской путь. На побережье находится крупнейший на Севере морской порт — Диксон. Наибольший объем воды в акваторию моря поступает от рек Обь и Енисей. Тем не менее своим нынешним названием море обязано не этим гигантам, а сравнительно небольшой реке Каре. Несмотря на значительные ежегодные поступления пресной воды, этот арктический водоем считается одним из самых соленых в мире, достигая наивысшего уровня солености осенью и зимой.
У северной оконечности полуострова Ямальское течение усиливается Обь-Енисейским, а еще севернее оно дает ответвление к Новой Земле. Здесь этот поток поворачивает на юг и в виде Восточно-Новоземельского течения движется вдоль берегов Новой Земли. У Карских Ворот это течение дает ответвление в Баренцево море течение Литке , где оно сливается с баренцевоморскими водами, входящими в Карское море, и замыкает циклонический круговорот. При значительном развитии Сибирского максимума, атмосферного давления и относительно северном расположении Исландского минимума это кольцо течений охватывает всю западную часть моря. В случаях интенсивного развития Полярного максимума и смещений к западу Исландского минимума циклонический круговорот вод ограничен крайней юго-западной частью моря, и течения в нем несколько ослаблены. Кроме Обь-Енисейского течения в районе Диксона начинается Западно-Таймырское течение, воды которого преимущественно выносятся в пролив Вилькицкого, а частично распространяются вдоль западного побережья Северной Земли к северу. Над желобом «Св. Анны» прослеживается одноименное течение как продолжение Ямальского или Обь-Енисейского течения. Оно направлено к северу и уходит за пределы Карского моря. Скорости течений в море, как правило, невелики, однако при длительных и сильных ветрах они увеличиваются. Что касается закономерностей движения глубинных вод, то за исключением закономерностей распространения глубинных атлантических вод, проникающих из Центрального арктического бассейна в море по подводным желобам они еще недостаточно ясны. В пределах Карского моря течения переносят относительно однородные по термохалинным показателям воды, поэтому в нем фронтальные разделы выражены нечетко. Своеобразными фронтами летом служат области соприкосновения речных и морских вод и прикромочные воды. Их положение и размеры часто изменяются в течение теплого времени, а в холодный сезон они отсутствуют. Приливы в Карском море выражены весьма отчетливо. Одна приливная волна входит сюда из Баренцева моря между Землей Франца-Иосифа и Новой Землей и распространяется к югу вдоль восточного побережья Новой Земли, другая из Северного Ледовитого океана идет на юг вдоль западных берегов Северной Земли. В море преобладают правильные полусуточные приливы, но в отдельных районах наблюдаются суточные и неправильные приливы. Скорость приливных течений достигает значительных величин. Например, у о. Белый, в Карских Воротах, у западного берега Таймыра она значительно превышает скорости постоянных течений в Карском море. Величины приливов сравнительно невелики. По всем пунктам побережья они равны в среднем 0,5 — 0,8 м, но в Обской губе превышают 1 м. Нередко их подавляют сгонно-нагонные колебания уровня, которые на материковом берегу моря больше 1 м, а в глубине заливов и губ в безледные сезоны доходят до 2 м и даже больше. Частые и сильные ветры развивают значительное волнение в Карском море. Однако размеры волн зависят не только от скорости и продолжительности ветра, но и от ледовитости. В связи с этим наиболее сильное волнение наблюдается в малоледовитые годы в конце лета — начале осени. Самую большую повторяемость имеют волны высотой 1,5— 2,5 м, реже наблюдаются волны 3 м и более. Максимальная высота волны — около 8 м. Чаще всего сильное волнение развивается в юго-западной и северозападной, обычно свободных ото льдов частях моря. В центральных мелководных районах волны более слабые. Во время штормов здесь образуются короткие и крутые волны. На севере моря волнение гасится льдом. Ледовитость Карское море полностью покрывается льдом в осенне-зимнее время, и летом освобождается ото льда лишь часть его поверхности. Льдообразование начинается в сентябре в северных районах моря и в октябре — на юге. С октября по май почти все море покрыто льдами разного вида и возраста. Прибрежную зону занимает припай. В северо-восточной части моря неподвижный лед образует непрерывную полосу, тянущуюся от о. Белый к архипелагу Норденшельда и оттуда к Северной Земле. В летнее время эта полоса припая взламывается и распадается на отдельные поля. Они сохраняются длительное время в виде Североземельского ледового массива. В юго-западной части моря припай занимает небольшие площади. Мористее неподвижного льда располагается зона чистой воды или молодых льдов. Это район заприпайных полыней. В юго-западной части моря располагаются Амдерминская и Ямальская полыньи, а на востоке центральной части моря — Обь-Енисейская полынья. В открытых районах моря распространены дрейфующие льды, среди которых преобладают однолетние местного происхождения. Их максимальная толщина в мае 1,5 — 2 м.
КА́РСКОЕ МО́РЕ
Основным элементом арктической транспортной системы, обеспечивающей грузопотоки по всей протяженности береговой линии России в Северном Ледовитом океане, является Северный морской путь, который в перспективе может стать важнейшей международной транспортной магистралью. В зону наибольшего риска также попадают Чукотка, бассейны верхнего течения Индигирки и Колымы, юго-восточная часть Якутии, значительная часть Западно-Сибирской равнины, побережье Карского моря, Новая Земля, а также часть островной мерзлоты на севере Европейской России. По данным Центра "Антистихия", протаивание мерзлых грунтов будет сопровождаться их просадками и уменьшением прочностных характеристик, что повлечет за собой угрозу надежности и устойчивости строительных конструкций и инженерных сооружений, в первую очередь — объектов хозяйственной инфраструктуры и магистральных трубопроводов.
У берегов архипелага Новая Земля наблюдается местный ураганный ветер — новоземельская бора, продолжительностью от нескольких часов до 2—3 суток.
Летом над морем преобладают умеренные ветры переменных направлений. Карское море получило название в 18 веке по реке Кара, которая играла важную роль при освоении Сибири землепроходцами. Первыми мореплавателями в Карском море были русские поморы, проникшие в его юго-западную часть не позднее 1-й четверти 16 века.
В середине 16 века поморы освоили прибрежное плавание вокруг полуостров Ямал в Обскую и Тазовскую губы так называемый Мангазейский морской ход. В 1594 через Югорский Шар в Карское море проникли голландские мореплаватели К. Най и Б.
Тетгалес, в 1596—1597 экспедиция Виллема Баренца зимовала на северо-восточном побережье острова Северный архипелага Новая Земля. Следы пребывания русских на северном побережье полуострова Таймыр датируются 1-й четвертью 17 века.
В среднем на территории арктической зоны России происходит в год более 100 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом отмечается устойчивый рост количества ЧС техногенного характера. Хотите видеть наши новости в своей ленте социальной сети? Присоединяйтесь к нам в Вконтакте , Одноклассниках и в Яндекс.
RU Неудачная буксировка двух несамоходных судов по маршруту Салехард — Харасавэй привела к крупному ущербу в размере 69 млн рублей. Суд признал виновным в происшествии капитана буксира-толкача, который допустил преступную небрежность. По его вине суда раскидало по береговой отмели полуострова Ямал. Находясь в акватории Карского моря вблизи поселка Харасавэй при силе ветра более 10 м и высоте волны более двух метров, капитан допустил буксировку вышеуказанных судов на одной буксирной линии с нахождением на них членов экипажей, чем проявил преступную небрежность», — сообщает источник в Telegram. Буксирная линия между судами порвалась, и их откинуло на береговую отмель полуострова Ямал.
Берег Карского моря ежегодно отступает на несколько метров
Карское море одно из самых холодных морей Российской Федерации, на значительной части которого сохраняется многолетний ледяной покров. Береговая линия карского моря составляет ¼ всего арктического побережья нашей страны. Радиус действия береговой станции может достигать 400 км в зависимости от условий распространения радиоволн. Интересно, что процесс разрушения береговой линии Карского моря хотя и ускоряется, но в основном не из-за роста температур.
Береговая линия карского моря сильно изрезана
RU Неудачная буксировка двух несамоходных судов по маршруту Салехард — Харасавэй привела к крупному ущербу в размере 69 млн рублей. Суд признал виновным в происшествии капитана буксира-толкача, который допустил преступную небрежность. По его вине суда раскидало по береговой отмели полуострова Ямал. Находясь в акватории Карского моря вблизи поселка Харасавэй при силе ветра более 10 м и высоте волны более двух метров, капитан допустил буксировку вышеуказанных судов на одной буксирной линии с нахождением на них членов экипажей, чем проявил преступную небрежность», — сообщает источник в Telegram. Буксирная линия между судами порвалась, и их откинуло на береговую отмель полуострова Ямал.
С июля по октябрь 1943 года в Карском море находилось до тринадцати субмарин, сведённых в группу «Викинг» [43] , ими было выставлено 5 минных заграждений [44]. Также в июле были обстреляны полярные станции на острове «Правды» архипелаг Норденшёльда и в заливе Благополучия Новая Земля [47].
В сентябре у северных берегов Новой Земли бесследно исчезла советская подлодка К-1 [48]. Наибольший урон от вражеских подлодок в том году понёс арктический конвой ВА-18, вследствие перенесённой на пути от о. Нансена до Диксона атаки потерявший транспорты «Архангельск» и «Сергей Киров», а также тральщик Т-896 [49]. В навигации 1944 года в море действовал отряд «Грейф» в числе шести модернизированных подлодок: оборудованных шноркелями и бесследными самонаводящимися торпедами [50]. Белый советский конвой БД-5 [51] [52]. В сентябре подлодки U-711 [en] и U-957 захватили полярную станцию « Мыс Стерлегова » на Таймыре [55] [56].
Для борьбы с германскими подлодками, направляющимися в Карское море, подводниками Северного флота было совершено восемь боевых походов в район мыса Желания на Новой Земле. В августе 1943 года советская С-101 потопила в этом районе германскую U-639 [44]. Уединения потопил подлодку U-362 , успевшую перед этим потопить советское гидрографическое судно «Норд» [57] [58]. Порты — Диксон и Сабетта. Через Карское море проходит Северный морской путь. В море водятся виды промысловых рыб: сайка, омуль арктический, корюшка азиатская зубастая, сельдь чешско-печорская, камбала полярная, кольчатая нерпа акиба , морской заяц лахтак , гольцы [59] , краб-стригун опилио [60] Морские суда могут заходить в Енисей до портов Дудинка и Игарка [8].
Условия для судоходства[ править править код ] Карское море по своим физико-географическим условиям является наиболее сложным из морей Русской Арктики.
Суд признал виновным в происшествии капитана буксира-толкача, который допустил преступную небрежность. По его вине суда раскидало по береговой отмели полуострова Ямал.
Находясь в акватории Карского моря вблизи поселка Харасавэй при силе ветра более 10 м и высоте волны более двух метров, капитан допустил буксировку вышеуказанных судов на одной буксирной линии с нахождением на них членов экипажей, чем проявил преступную небрежность», — сообщает источник в Telegram. Буксирная линия между судами порвалась, и их откинуло на береговую отмель полуострова Ямал. Ущерб собственникам судов составил более 69 млн рублей.
Разнообразное по внешним формам и строению побережье Карского моря на разных участках принадлежит к различным морфологическим типам берегов. Море обрамляют преимущественно абразионные, но встречаются аккумулятивные и ледяные берега. Восточные берега Новой Земли — обрывистые и холмистые. Материковое побережье — местами низменное и пологое, местами обрывистое.
Преимущественно невысокие берега у Северной Земли. Относительная близость Атлантического океана несколько смягчает климат моря, но Новая Земля служит барьером на пути теплого атлантического воздуха и вод, поэтому Карское море климатически более сурово, чем арктическое Баренцево. Большая протяженность Карского моря с юго-запада на северо-восток создает заметные различия климатических показателей в его разных районах во все сезоны года. Расположение, интенсивность и взаимодействие основных центров действия атмосферы во многом определяют состояние погоды и величины метеорологических элементов в течение года.
В осенне-зимнее время формируется и устанавливается Сибирский антициклон, усиливается Полярный максимум и на море распространяется действие ложбины Исландского минимума. В начале холодного сезона в северной части моря преобладает северный ветер, а в южной — ветры неустойчивы по направлению. Зимняя барическая ситуация обусловливает преобладание в большей части моря южных, юго-западных и юго-восточных ветров. Лишь на северо-востоке часто наблюдаются ветры северных румбов.
Наибольшее количество штормов приходится на западную часть моря. У берегов Новой Земли нередко образуется местный ураганный ветер — новоземельская бора. Обычно он продолжается несколько часов, но зимой может длиться 2—3 сут. Ветры южных направлений, как правило, приносят в Карское море сильно охлажденный над материком континентальный воздух.
Среднемесячная температура воздуха в марте на м. Однако с южными ветрами в западную часть моря иногда поступает и относительно теплый морской полярный воздух. Его приносят циклоны, приходящие с запада и отклоняющиеся на юг и юго-восток, так как встречают на своем пути цепь Новоземельских гор. Наиболее часто затоки теплого воздуха происходят в феврале.
Эти вторжения и новоземельская бора делают неустойчивой зимнюю погоду в западной части моря, тогда как в его северных и восточных районах стоит относительно устойчивая холодная и ясная погода. В теплое время года разрушается Сибирский максимум, исчезает ложбина низкого давления. Полярный максимум смещается к северу. Циклоническая деятельность ослабевает.
Весенний прогрев происходит довольно быстро, но не приводит к значительным повышениям температуры воздуха. В любой летний месяц может быть снегопад. В общем лето короткое и холодное с пасмурной дождливой погодой. Сильное зимнее охлаждение и слабый летний прогрев, неустойчивая погода в холодный сезон и относительно спокойное состояние атмосферы летом — характерные черты климата Карского моря.
Обь ежегодно приносит примерно 450 км3 воды, Енисей — порядка 600 км3 , Пясина — 80 км3, Пур и Таз вместе — около 86 км3 и прочие реки — примерно 74 км3. При столь значительном речном стоке распределяется он весьма неравномерно во времени и по пространству моря. Зимой в очень небольших количествах в море вливается вода только наиболее крупных рек. Практически весь материковый сток поступает в Карское море с юга.
Под влиянием главным образом господствующих ветров речная вода растекается по акватории моря, ее распространение не одинаково от года к году. На основании обобщения многолетних наблюдений для Карского моря установлены западный, восточный и веерообразный варианты распространения в нем распресненных вод. Они оказывают весьма разнообразное воздействие на природные условия моря. Приносимое ими тепло несколько повышает температуру воды на поверхности в приустьевых участках, что способствует взлому припая весной и несколько замедляет льдообразование осенью, речные воды уменьшают соленость морских вод; механически речной сток воздействует на направления движения морских вод и т.
Материковый сток — важный фактор сформирования особенностей Карского моря. История Палеоистория Современная акватория моря сложилась в результате отступления плейстоценового оледенения. В эпоху раннего плейстоцена 1,80—0,78 млн лет назад уровень Северного Ледовитого океана был на 200—290 м ниже современного, устья рек Оби, Пура, Енисея располагались значительно севернее, в пределах современного шельфа Карского моря. В ходе среднего плейстоцена 781—126 тыс.
В тобольское время первая половина среднего плейстоцена вода достигала современных отметок 20—30 м над уровнем моря и была теплее благодаря течению с Атлантики — у южных берегов росли сальвиниевые папоротники, рдесты, ель, лиственница, сосна, сибирский кедр. В салехардское время вода достигала современных отметок 100—120 м над уровнем моря и была холоднее из-за обмена с Арктикой. Температурный режим напоминал нынешний. В период позднего плейстоцена казанцевское время, 126—11,7 тыс.
Климатические условия были похожи на современный юго-запад Баренцева моря. В конце плейстоцена подъём Западно-Сибирской равнины отодвинул море к современным границам. Начало мореплавания Дата начала плаваний по Карскому морю неизвестна. В истории зафиксирован только факт, что в 1556 году английский путешественник Стивен Бороу нашёл у встреченных им в Карских воротах русских моряков отчётливое представление о морском пути до устья Оби и полную готовность сопровождать по нему англичан.
Имеется отписка тобольских воевод М. Годунова и И. Волконского царю от 1601 года, где даётся описание этого пути: проливом Югорский Шар до западной части Ямала , затем по реке Мутной приток Мордыяхи до водораздела с рекой Сёяха Зелёной — озёр Нейто и Ямбуто — далее волоком и рекой спуск в Обскую губу. В 1619 году по настоянию тобольского воеводы князя И.
Куракина указом царя Михаила Фёдоровича торговые плавания через Карское море были запрещены, что привело к постепенному упадку Мангазеи[].
В Карском море начала работу новая суперсовременная буровая платформа «Университетская-1»
По пути они отбирали в акватории реки Обь, Обской губе, Карском море и Гыданской губе пробы воды для последующего определения концентрации тяжелых металлов и токсических веществ, зоопланктона, хлорофилла и фитопланктона. «Деградация мерзлоты на побережье Карского моря может привести к значительному усилению береговой эрозии, из-за которой в настоящее время берег отступает ежегодно на два-четыре метра», — говорится в документе, имеющемся в распоряжении РИА Новости. В Карском море был обнаружен контейнер с атомным реактором АПЛ К-19. Представители береговой охраны предупредили, что если ледокол не покинет акваторию СМП, они применят силу, а в случае необходимости – откроют огонь. Радиус действия береговой станции может достигать 400 км в зависимости от условий распространения радиоволн.
Заливы Новой Земли открылись от льдов более 10 тыс. лет назад
Северный , Новая Земля , затем взял курс на о. Колгуев и Архангельск [29]. Вершиной германских разведывательных операций на Крайнем Севере стал рейд через Севморпуть с запада на восток вспомогательного крейсера « Комет » в августе 1940 года при первоначальном содействии со стороны СССР [30] [31]. Немцам удалось создать в Арктике несколько опорных пунктов. Так, в 1944 году на о. Земля Александры архипелаг Земля Франца-Иосифа была обнаружена подскальная база подводных лодок, а в 1951 году там же — действовавшая в 1943—1944 годах метеостанция экспедиции «Кладоискатель» [32] [33]. В 1946—1947 годах обнаружен продовольственный склад на берегу залива Волчий архипелаг Норденшёльда , а затем и база подводников на о. Кравкова острова Мона [34].
В архипелаге Новая Земля немцы сумели соорудить три взлётно-посадочных полосы : на о. Междушарский 1942 год , мысах Константина 1943 год и Пинегина [35]. В августе 1942 года боевую вылазку в Карское море операция «Вундерланд» предпринял германский тяжёлый крейсер « Адмирал Шеер », потопивший ледокол « Александр Сибиряков », а также ряд кораблей при обстреле порта Диксон [37]. В то же время главную свою задачу — уничтожить идущую из Тихого океана ЭОН-18 крейсер не выполнил. После неудачи «Адмирала Шеера» кригсмарине сделала ставку на подводную войну [38] [39]. В 1942—1944 годах в районе Новой Земли и в Карском море действовало несколько немецких подводных лодок сначала 11-й , а позже 13-й и 14-й флотилий [37] [40]. Так, 27 июля 1942 года лодка U-601 [en] обстреляла полярную станцию « Малые Кармакулы » о.
По дну губы проложены важные магистральные газопроводы, что в свою очередь делает вопрос стабильности берегов и донных отложений в этом районе важным с практической точки зрения. Также установлено, что в других районах побережья Карского моря разрушение береговых утесов происходит медленно, тогда как в некоторых из них берег наоборот наступает на море за счет намыва волнами песка и другого материала с морского дна. Источник: Новости науки Еще по теме.
Власти поручили МЧС сделать реестр, куда уже было включено более 24 тысяч наименований — химвещества, радиоактивные отходы, боеприпасы. Подпишитесь на нас.
Так, на космическом снимке от 15 июля видно, что плавающий лед в акватории острова Визе отсутствует полностью, хотя ранее в это время здесь постоянно плавали льдины. Остров Визе, или Земля Визе,— остров площадью 288 кв. Его протяженность составляет 35 км, максимальная ширина — 9 км. Примечательна история его открытия. В 1912—1914 годах в этом районе проходила паровая шхуна «Святая Анна» под командованием полярного исследователя Георгия Брусилова.
Он планировал первым пройти Северным морским путем под российским флагом. Однако экспедиция закончилась неудачей: шхуна попала в ледяную западню и легла в дрейф. Члены экипажа покинули судно и попытались добраться до земли по арктическому льду. Из 13 человек выжили только 2 моряка, остальные погибли или пропали без вести. Один из спасшихся сумел сохранить вахтенный журнал экспедиции. В 1924 году советский океанограф, метеоролог и полярный исследователь Владимир Визе изучал записи в журнале и обратил внимание на необычную траекторию дрейфа зажатого во льдах судна.
Изрезанность береговой линии карское море
Пока Карское море целиком в составе Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна. "Деградация мерзлоты на побережье Карского моря может привести к значительному усилению береговой эрозии, из-за которой в настоящее время берег отступает ежегодно на два-четыре метра", — говорится в документе, имеющемся в распоряжении РИА Новости. Береговая линия карского моря составляет ¼ всего арктического побережья нашей страны. Российские океанологи из Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН в Москве выяснили, как действуют сезонные циклы опреснения Карского и других арктических морей на трассе Северного морского пути.
Ученые Северного флота открыли несколько российских островов в Карском море
Карское море сегодня — Русское географическое общество подтвердило обнаружение судна «Вайгач» в Арктике. Адмирал объяснил обнаружение контейнера атомного реактора подлодки К-19 в море. Карское море. Дата создания страницы: 2013-03-27 Дата последнего изменения: 2022-09-18. Береговая линия очень извилиста, образует многочисл. фьорды и неск. крупных заливов: Енисейский, Пясинский; Байдарацкая, Обская, Гыданская губы.