Институт этнологии и антропологии РАН. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. 9 октября 2023 г. зам. директора по связям с общественностью А.Т. Абдулиной были проведены переговоры о заключении меморандума о сотрудничестве с директором Института этнологии и антропологии РАН Дмитрием Анатольевичем Функом, доктором исторических наук. доктор исторических наук, профессор Института стран Востока, академик РАЕН, эксперт РАН, член исполнительного совета Российской ассоциации историков Второй мировой войны, член Союза писателей России, председатель Научного Совета. Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН) — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области социально-культурной и физической антропологии.
Проблемы идентичности русских и зачем нужен Институт этнологии и антропологии РАН
Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте этнологии и антропологии РАН по специальностям 07.00.07, 03.00.03, Ученого совета Института этнологии и антропологии РАН. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй академии наук назначен прoфессoр РАН Алексей Загребин. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук Ведущий российский исследовательский центр в области этнологии, социокультурной и физической антропологии. Основные направления нашей научной деятельности: теория и история этнографии. Читайте свежие новости антропология в нашем онлайн-издании – узнавайте первыми, что произошло в Новосибирске сегодня, чтобы всегда быть в курсе последних событий. Центр физической Антропологии — институт этнологии и Антропологии РАН. Институт этнологии и антропологии РАН. Профессор РАН представил в Саратове "Стратегию национальной политики РФ". Вчера в комитете общественных связей и национальной политики. Пoэтoму сегoдня Институт этнoлoгии и антрoпoлoгии РАН является oдним из ключевых, пo-настoящему стратегических центрoв сoциальнo-гуманитарнoгo знания.
Конгресс антропологов и этнологов России пройдет в Петербурге
Институт этнологии и антропологии РАН. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. В зале свои поздравления Институту этнологии и антропологии произнес директор Института всеобщей истории РАН Михаил Аркадьевич Липкин. Также с поздравлениями в адрес ИЭА РАН выступили директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). ТАСС/. Доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Загребин назначен исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Органи-заторами его выступили Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Ассо-циация российских этнографов и антропологов (так тогда называлась ААЭР) и Рязанский област-ной научно-методический центр народного творчества. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй академии наук назначен прoфессoр РАН Алексей Загребин. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. 14-17 ноября 2022 года старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН О.В. Охошин принял участие в конференции молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии».
В.А. Тишков
- Конгресс антропологов и этнологов России пройдет в Петербурге
- Форма успешно отправлена!
- Новости института
- НОЦ «Большой Алтай» поздравляет Институт этнологии и антропологии РАН с юбилеем
- Руководитель
- ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ — ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН
Содержание
- Другие новости раздела
- Сообщить об ошибке
- Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН — Википедия
- О ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕМОРАНДУМА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ИНСТИТУТОМ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН
- Search form
- ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН ОТМЕЧАЕТ 90-ЛЕТИЕ
НОЦ «Большой Алтай» поздравляет Институт этнологии и антропологии РАН с юбилеем
На секции «Трансформации идентичности в виртуальном пространстве: киберэтничность и веб-религиозность» большой интерес у слушателей вызвало выступление «Кольские саамы в киберпространстве: конструирование и репрезентация этнической идентичности» старшего научного сотрудника ЦГП КНЦ РАН, кандидата исторических наук Олеси Сулеймановой. Доклад и. Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Подводя итоги, они отметили высокий уровень выступлений и глубину исследуемых вопросов.
Это — одна из возможностей превратить наш конгресс в нон-стоп научную дискуссию.
Устьянцев, к. Ломоносова В докладе будет рассмотрена проблема взаимосвязи этнической идентичности и ритуальной культуры современного марийского населения нескольких регионов их компактного проживания Республика Марий Эл, Республика Башкортостан, Кировская область. На основе полевых материалов автор исследует взаимосвязь этничности с конфессиональной принадлежностью в контексте ритуальной культуры условно некрещеных марийцев. В последние десятилетия отмечается тенденция к ревитализации марийской традиционной религии МТР, чимарий вера , что находит выражение в регулярных религиозных обрядах: проведении коллективных молений марий кумалтыш , конструировании и воссоздании сакрального ландшафта.
Шнирельман, Р. Шиженский, M. Strmiska , а священные локусы рощи, камни, горы выступают в качестве мест исторической и культурной памяти Н.
Распространен метод визуальной антропологии, из которой рождается этнографическое кино. Этнологи создают коллективные портреты отдельных культур и обществ. Они обладают знанием облика разных народов и их традиций и обычаев. Они изучают материальную и духовную культуру, и эти знания используются на практике: от моды и диеты до миротворчества и дипломатии. Наша профессия дает универсальные знания об основах жизни общества и эти знания востребованы в бизнесе, управлении, политике, даже в медицине и градостоительстве. Работа антрополога и этнолога увлекательна и интеллектуальна.
Она захватывает и заставляет мыслить широко: в кросскультурных перспективах как говорят антропологи. Антропология и этнология влекут исследователя в сферу истории развития мировой человеческой мысли, философских и политических идей нашей эпохи. Ведь именно антропология в последние двадцать лет бросила вызов прежним подходам изучения истории культур и цивилизаций, способствуя становлению эры междисциплинарных исследований. Специализация в области антропологии и этнологии дает много возможностей для индивидуального выбора жизненной карьеры и при этом она связана с потребностями времени и общества.
Образовательная программа «Антропология и этнология», помимо социально-антропологических, включает психологические, лингвистические и физико-антропологические дисциплины, а также обеспечивает высокий уровень владения английским языком как инструментом профессиональной деятельности. Кроме того, даются основы латинского языка.
Предусмотрено также изучение второго языка европейского или восточного. При региональной специализации студенты бакалавриата, начиная с третьего курса, изучают язык одного из народов избранного региона мира. В Учебно-научном центре работают высококвалифицированные преподаватели, профессора и доценты. Для чтения лекций и проведения семинаров приглашаются ученые из различных научно-исследовательских институтов РАН - Института этнологии и антропологии, Института востоковедения, Института Дальнего Востока, Института Африки, Института информации общественных наук и др. Привлекаются также иностранные специалисты. Этнографические карты — один из главных инструментов обучения.
В период обучения студенты проходят практики в музеях и научно-исследовательских учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга, а также в полевых условиях, в том числе и в инокультурной среде. В настоящее время многие студенты участвует в крупных научно-исследовательских целевых проектах, разрабатываемых исследователями Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ и Института этнологии и антропологии РАН в рамках Федеральной программы «Инновационные кадры России».
Новости института
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ | НИИ «Институт Российской Истории Российской Академии Наук» по адресу Москва, улица Дмитрия Ульянова, 19, метро Академическая, показать телефоны. |
Институт этнологии и антропологии РАН отпраздновал свое 90-летие | Главный научный сотрудник Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, доцент Елизавета Валентиновна Веселовская прочла для учителей лекцию "Антропологическая реконструкция сегодня. |
Конференция молодых учёных «Актуальные вопросы этнологии и антропологии» в ИЭА РАН | Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН. |
Институт этнологии и антропологии РАН | это... Что такое Институт этнологии и антропологии РАН? | Ученые СВФУ и Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН сканируют весь материал из Кердюгенского неолитического погребения – череп, скелет, щит и доспех воина, а также сопроводительный материал для реконструкции в 3D-формате. |
Конгресс антропологов и этнологов России | НацАкцент Институту этнологии и антропологии РАН исполнилось 90 лет. Торжественное заседание в честь юбилея проходит в Синем зале РАН в Москве 11 апреля. |
Новости института
Конгресс антропологов и этнологов России | Институт этнологии и антропологии РАН. Профессор РАН представил в Саратове "Стратегию национальной политики РФ". Вчера в комитете общественных связей и национальной политики. |
Институт этнологии и антропологии ран. | Категория:Сотрудники Института российской истории РАН. |
Библиография. Институт этнологии и антропологии РАН | ТАСС/. Доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Загребин назначен исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. |
Отдел ББО при Институте этнологии и антропологии РАН
Посмотрим, что будет на ученом совете, думаю, там прозвучит вопрос — а почему вдруг? Ряд ранее опрошенных RTVI сотрудников института связал сложившуюся ситуацию с бывшим директором института, а в настоящее время его научным руководителем, академиком РАН Валерием Тишковым, который в 1992 году был министром по делам национальностей. Должность директора института он занимал с 1989 по 2015 годы. По данным RTVI, 13 февраля в институте прошло общее собрание коллектива, на котором большинство собравшихся, в том числе Тишков, дали положительную оценку работе института. RTVI отправил запрос в Минобрнауки.
Из картотек отметим картотеку изданий Института этнологии и антропологии, трудов сотрудников Института, картотеку периодических изданий, картотеку авторефератов. Библиотекой имеют право пользоваться сотрудники Института, сотрудники и аспиранты РАН и другие категории читателей. Издания, хранящиеся в фонде, выдаются в читальный зал, на абонементы и по межбиблиотечному абонементу в установленном порядке.
В этом заключена наша сила и, одновременно с тем, уязвимость. Не раз бывало, что враги, поняв, что победить Россию на поле боя невозможно, стремились расколоть её изнутри, используя, в первую очередь, национальный фактор. Поэтому сегодня Институт этнологии и антропологии РАН является одним из ключевых, по-настоящему стратегических центров социально-гуманитарного знания. Его потенциал очень востребован для выработки конкретных рекомендаций по укреплению межнационального согласия в условиях беспрецедентного давления на Россию извне. Уверен, что под руководством Алексея Егоровича Загребина — серьёзного учёного, человека с широким государственным мышлением — Институт получит дополнительный импульс к развитию и активнее включится в решение стоящих перед страной задач».
Ранее должность директора ИЭ А РАН з анимал доктор исторических наук Дм итрий Функ, уволенный с поста, несмотря на открытое письмо коллег в его поддержку. Загребин - российский историк и этнолог. Известен как исследователь этнографии финно-угорских народов.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Коллектив Института этнологии и антропологии РАН выражает глубочайшие соболезнования родным и близким погибших, всем пострадавшим в трагедии в «Крокус сити холле». Институт этнологии и антропологии РАН24.03.2024. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук Ведущий российский исследовательский центр в области этнологии, социокультурной и физической антропологии. Основные направления нашей научной деятельности: теория и история этнографии. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук Ведущий российский исследовательский центр в области этнологии, социокультурной и физической антропологии. Основные направления нашей научной деятельности: теория и история этнографии. В рамках реализации договора о сотрудничестве между ИЭА РАН и Луганским государственным университетом имени Владимира Даля по приглашению руководства ЛГУ состоялась поездка директора Института этнологии и антропологии РАН профессора Дмитрия Функа в Луганск. Последние новости и мнения в области антропологии от The Scientist, самого надежного источника информации в области естественных наук. Издатель: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Валерий Александрович Тишков, д-р ист. наук, профессор, академик РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН.
Институт этнологии и антропологии ран.
Дмитрий Функ надеется, что и в будущем совместные с коллегами из других стран конгрессы и форумы продолжатся: К сожалению, нам придется научиться жить в ситуации Hate Week по Оруэллу , где отмены конгрессов, отказ от участия в наших проектах и упражнения в оттачивании методов и приемов «культуры отмены» на какое-то время будут нормой. Главное — не опуститься до «адекватного ответа». Наука возможна, во всяком случае, продуктивна, лишь при наличии научных дискуссий, совместных проектов и публикаций. Институт этнологии и антропологии РАН - ведущий научно-исследовательский центр в области этнологии, социальной и физической антропологии России.
Полезное Смотреть что такое "Институт этнологии и антропологии РАН" в других словарях: Институт этнологии и антропологии им. Миклухо Маклая научно исследовательский институт Российской академии наук в области социально культурной и физической… … Википедия Институт этнологии и антропологии имени Н. Миклухо Маклая научно исследовательский институт Российской академии наук в области социально культурной и… … Википедия Институт этнологии и антропологии — им.
Миклухо-Маклая — Институт этнологии и антропологии им.
И развитие пошло по совершенно разным траекториям. Нужна готовность гражданского общества к самоконтролю. И чтобы пресса хотя бы каждую вторую статью писала не о рисках мигрантов, а о пользе, которую мигранты приносят. Тогда ситуация с ксенофобией была бы у нас совсем другой». Александр Колесниченко Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ.
Прежде всего, это первый проект по социально-гуманитарным наукам, получивший господдержку, ранее приоритетными считались точные и естественные дисциплины.
В рамках проекта НЦМУ намечено создать 14 крупных объектов научной инфраструктуры, в том числе баз данных, систему их интеллектуального анализа, оцифровать 6 уникальных музейных и архивных коллекций. Кроме того, в ходе создания и развития НЦМУ планируется создать 39 новых образовательных программ по различным социально-гуманитарным специальностям. Новый научный центр привлекателен не только для столичных ученых, это общенациональный проект, в его работе смогут принять участие исследователи из 55 городов и 47 регионов России. Дополнительные средства, которые предполагается выделить НЦМУ, позволят российским ученым не только участвовать в международных проектах, но и продвигать собственные разработки и подходы, стандарты научной работы. Справка Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации — крупнейшее учебное заведение в России.
Институт Этнологии и антропологии РАН
Считаем эти информационные вбросы назывались и другие имена возможных претендентов и давление на директора нашего Института абсолютно неприемлемыми», — говорится в письме. Напомним , в апреле прошлого года в Финляндии арестовали землю и здание Российского центра науки и культуры, руководителем которого с февраля 2022 года являлся бывший депутат Госдумы от Удмуртии Алексей Загребин. Узнать подробнее Читайте также:.
Это, к примеру, этнический состав населения России и мира, происхождение народов и их история, народная культура, традиции и обычаи, религиозные культы и практики, межнациональные отношения и конфликты и многое другое. В основе профессии этнолога и антрополога лежит экспедиционное, полевое исследование: непосредственное изучение жизни конкретного сообщества или этнической группы, которое именуется у антропологов включенным наблюдением. Собранный в поле материал обобщается и публикуется в научных и популярных изданиях. Распространен метод визуальной антропологии, из которой рождается этнографическое кино. Этнологи создают коллективные портреты отдельных культур и обществ. Они обладают знанием облика разных народов и их традиций и обычаев.
Они изучают материальную и духовную культуру, и эти знания используются на практике: от моды и диеты до миротворчества и дипломатии. Наша профессия дает универсальные знания об основах жизни общества и эти знания востребованы в бизнесе, управлении, политике, даже в медицине и градостоительстве. Работа антрополога и этнолога увлекательна и интеллектуальна. Она захватывает и заставляет мыслить широко: в кросскультурных перспективах как говорят антропологи.
Елизавета Валентиновна рассказала о развитии метода антропологической реконструкции и новых возможностях, открывшихся перед антропологами с применением компьютерной томографии. С помощью современных технологий сотрудники Центра осуществляют важные проекты, в том числе восстанавливают внешность воинов, погибших во время Великой Отечественной войны и выясняют их имена.
Антропологическая реконструкция позволяет также уточнить облик известных исторических личностей. Например, был воссоздан реальный облик А.
Дмитрий Анатольевич также уделил особое внимание вкладу выдающегося советского этнографа Даниила Давидовича Тумаркина, благодаря усилиям которого в 90-е гг. Тишков Валерий Александрович, д.
Миклухо-Маклая, акцентировал важность издания Собрания сочинений как в бумажной, так и в электронной форме, а также призвал обратить внимание на коллекции Н. Миклухо-Маклая и архив рисунков ученого, которые заслуживают более полного научного издания. Он отметил значимый вклад Фонда им. Миклухо-Маклая в подготовку и выпуск нового издания шеститомного Собрания сочинений великого путешественника с использованием современных технологий, что позволило сохранить все составные части и все рисунки первого издания.
Аликберов Аликбер Калабекович, д. Миклухо-Маклая и рассказал присутствующим, что в 2020 г. Он сумел активизировать работу и объединил вокруг себя ученых, занимающихся этим регионом. Миклухо-Маклай-младший продолжит хранить, беречь и развивать наследие своего всемирно известного предка и выразил готовность оказать содействие со своей стороны в деле развития отечественных исследований Южно-Тихоокеанского региона.
Миклухо-Маклая, руководителя этнографических отрядов экспедиций 1970-х гг. Тумаркина над первым изданием шеститомника. Она также рассказала присутствующим о трудностях и вызовах времени, которые преодолел Даниил Давидович на пути к своей давней мечте — изданию полного Собрания сочинений Н. Таисия Иосифовна также отметила, что для нее особенно отрадно, что соредактором нового издания по-прежнему остается Д.
Тумаркин наряду с Н. Чининов Игорь Викторович, к. Миклухо-Маклая, ставшего основоположником изучения этнографии народов Новой Гвинеи и Океании как в отечественной, так и, по сути дела, в мировой науке. Труды Николая Николаевича стали могучим импульсом для развития в России этноокеанистики.
Уволен директор Института этнологии и антропологии РАН, за которого вступились сотрудники
ТАСС/. Доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Загребин назначен исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Серия «Методы антропологии» инициирована при научно-методическом руководстве Института этнологии и антропологии РАН издательской группой «Альма Матер» в 2023 году. Институту этнологии и антропологии РАН исполнилось 90 лет. Торжественное заседание в честь юбилея проходит в Синем зале РАН в Москве 11 апреля. Участие во встрече принимают ученые, общественные деятели, представители власти. Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, научный партнер проекта «Тюркский мир Большого Алтая», отмечает 90 лет со дня образования. НОЦ «Большой Алтай» поздравляет Институт этнологии и антропологии РАН с юбилеем. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Загребин ранее работал директором Удмуртского института истории, языка и литературы и был избран президентом Ассоциации антропологов и этнологов России. За годы научной деятельности он провел множество исследований, руководил научными проектами и программами в области национальной политики и межнациональных отношений. Он является достойным руководителем».
Торушев Э. Модераторы доктор этнологии Ph. D Беляева-Сачук В.
Санкт-Петербург и кандидат философских наук Доржигушаева О. Информация о материале.
Член программного комитета конгресса, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета Веналий Амелин в качестве модератора руководил работой секции «Национальные меньшинства на постсоветском пространстве: этничность, положение и права, самоорганизация», где и сам выступил по теме «Новые этнические группы в приграничье России постсоветский период ».
Он также представил доклад «Население приграничного региона по итогам последней переписи » на секции «Закон и цифра для национальности». Завершилась рабочая программа конгресса съездом Ассоциации антропологов и этнологов России, где были подведены итоги научного форума и прошли перевыборы ее президента — академика Валерия Тишкова. А эстафетную палочку по организации и проведению следующего конгресса получила Пермь, где ведущие ученые снова соберутся в 2025 году.
Курск, 2005. Парфентьев Н. Челябинск, 1994. Покровского и Н. Зольни-ковой о часовенном согласии1.
В этнографическом плане наиболее комплексно на сегодняшний день исследованы материальная и духовная культура старообрядцев, проживающих на территории Пермского края Г. Чагин, С. Дильмухаметова, И. Власова, И. Кремлева, Т.
Листова, Т. Макашина , Усть-Цильмы Т. Дронова , Дальнего Востока Ю. Аргудяева , Забайкалья Ф. Особую категорию составляют монографические исследования русского населения на той или иной территории, в которых отмечалась некоторая, свойственная старообрядческой культуре, специфика.
По такому принципу построены работы Е. Рихтер о русских Западного Причудья, Т. Бернштам о культуре поморов, В. Липинской об Алтайском крае3 и т. Выделение лишь отдельных сторон культуры и быта при изучении других региональных групп старообрядцев несколько затрудняет общий сравнительный анализ, но открывает возможности для сопоставлений на частном детальном уровне.
Предметно-бытовой сфере и хозяйственной деятельности бухтарминцев посвящены труды Е. Бломквист и Н. Гринковой4, уральских казаков - С. Сагнае 1 Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000; Покровский H.
Пермь, 2001; Дронова Т. Сыктывкар, 2002; Аргудяева Ю. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. Новосибирск, 1978; Он же. Семейские: Историко-этнографические очерки.
Улан-Удэ, 1985; Он же. Этнографические очерки. Русское население Западного Причудья очерки истории, материальной и духовной культуры. Таллин, 1976; Липинская В. Русское население Алтайского края.
Федоровой подробно рассмотрена свадебная обрядность л зауральских «кержаков» , имеются описания обрядов жизненного цикла «устьцилемов»3. Старообрядчеству посвящено немало работ зарубежных авторов Р. Моррис, Р. Робсон, Д. Шеффел, Е.
Накамура, Э. Иванец 4. Особенности взаимоотношений поколений в семьях староверов и формы общения анализируются в книге В. Плейер и статье В. Рюк-Дравина, которые отличаются оригинальным авторским подходом, но содержат множество неточностей и поверхностных выводов, что связано, на мой взгляд, с отсутствием собственных полевых исследований5.
Классической работой по старообрядчеству считается монография французского религиоведа П. Паскаля, на примере старообрядчества характеризовавшего русскую ментальность и особенности религиозности6. Как было сказано выше, следующий раздел историографического обзора составляют работы, посвященные нерусскому старообрядчеству. Традиционно исследования раскола и его значения в истории и культуре России связывались с русским народом, сложилось и закрепилось официальное мнение о моноэтничности старообрядчества. Однако по историческим свидетельствам, оно имело достаточно широкое распространение у целого ряда финно-угорских народов, с которыми были связаны многие ведущие центры на территории современных Республики Коми и Карелии, Поволжья и Урала.
Первые 1 Сагнаева С. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья. Курган, 1997. Погребально-поминальный обряд «устьцилемов». Сыктывкар, 1998; Дроно-ва Т.
Мир детства в традиционной культуре «устьцилемов». Сыктывкар, 1999. Das russische Altglaubigentum: Geschihte. Darsrtellung in der Literatur. Copengagen, 1965.
Marburg an der Lahn, 1966. Наиболее обширная историография принадлежит коми-старообрядцам. Первыми работами, в которых рассматривалось влияние старо-верия на быт и повседневную жизнь коми-зырян, являются очерки К. Жакова и П. Затем в ходе комплексных исследований этнографии народов коми в 1940-1950-х гг.
Белицер сбор полевого материала производился попутно и в старообрядческих селах. По результатам экспедиций были опубликованы очерки материальной и духовной культуры народов коми, в ряде случаев отмечалась и некоторая культурная специфика отдельных старообрядческих групп, хотя их конфессиональная принадлежность и особенности религиозности не являлись предметом специального рассмотрения2. Следующими к интересующей теме обратились Л. Жеребцов и Л. Лашук, в работах разных лет ими отмечалась культурная специфика групп коми, принявших «старую веру», определялись география их расселения и субконфессиональный состав.
Все их работы объединяются выводом о консервативном влиянии старообрядчества на культуру зырян и на сохранение «архаических религиозных пережитков». Большой интерес представляют работы Ю. Гагарина, написанные на результатах сплошного конкретно-социологического исследования состояния религиозности сельского коми населения 1966 1 Жаков К. К вопросу о составе населения в восточной части Вологодской губернии. Белицер В.
Сыктывкар, 1960. Сыктывкар, 1961. Задачами исследования были выявление степени сохранности религиозных представлений и их особенностей у старообрядцев. Основным выводом было заключение о скором «вымирании» старообрядчества1. Планомерные и последовательные исследования на Печоре, Вычегде и Вашке начались уже с 1980-х гг.
Сыктывкарскими учеными А. Власов, Ю. Савельев, Е. Прокураторова, Т. Канева, Т.
Волкова, Т. Дронова, В. Шарапов была подготовлена серия сборников с материалами о старообрядческой книжно-рукописной традиции, формировании и функционировании отдельных общин, наставнических родов, роли книги в традиционной культуре2. Новейшие исследования среди старообрядцев коми-зырян вопросы мифологии, художественного творчества принадлежат В. Шарапову и П.
Лимерову3, работавших в старообрядческих селах в 1990-х гг. История и культура локальных старообрядческих групп среди коми-зырян стали предметом диссертационных исследований A. Чувьюрова и В. Власовой с целью выявления роли старообрядчества в формировании местных этноконфессиональных сообществ, определении их культурной специфики4. Этим авторам принадлежит и множество других опубликованных работ.
Более подробцов Л. Формирование народности коми. Сыктывкар, 1973; Он же. История религии и атеизма народа коми. Сыктывкар, 1991; Старообрядческий центр на Вашке.
Устная и письменная традиция Удоры: Материалы и исследования. Сыктывкар, 2002; Староверие на северо-востоке Европейской части России. Сыктывкар, 2006. Сыктывкар, 1996; Он же. Сыктывкар, 2001.
Сыктывкар, 1996. Локальные группы коми Верхней и Средней Печоры: проблемы языковой, историко-культурной и конфессиональной самоидентификации. Этноконфессиональная история тихвинских карел-старообрядцев на протяжении трех с половиной веков на основе оригинального полевого материала и выявленных архивно-документальных источников освящается в монографии и статьях О. Фишман, использовавшей феноменологический подход в исследованиях1. Научные исследования среди старообрядческих групп пермяков стали проводиться уже в 1950-х годы.
Белицер, помимо упомянутых работ, были написан отдельный очерк о материальной культуре коми-зюздинцев, где отмечается их принадлежность к старообрядчеству, но внимание акцентируется на других проблемах2. Современные научные публикации об этой группе исчисляются буквально единицами3, остальные принадлежат преимущественно дореволюционным авторам. В этой связи для моего исследования было интересно привлечение материалов о ближайших соседях зюздинских пермяков - юрлинской группе русских, подвергшейся сильному старообрядческому влиянию коллективная монография Бахматова A. Власовой 4. К культуре язьвинских пермяков обращались филологи, которые отмечали яркую специфику их диалекта, это, прежде всего, В.
Лыткин в 1960-е годы, затем и современные ученые P. Баталова, 1 Фишман О. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. Этнографические тетради. Кудымкар, 2000.
Юрлинский край. Материалы и исследования. Кудымкар, 2003; Власова И. Кудымкар, 1995. Сморгунова 1.
Язьвинцам посвящены многочисленные работы Г. Чагина, который на основе многолетних исследований приходит к важным выводам, что язьвинцев в силу специфичности культуры и языка можно рассматривать не как этнографическую группу пермяков, а как один из народов коми. На примере язьвинцев В. Байди-ным выявлялись общие закономерности распространения староверия л среди финно-угров. С 1972 года среди язьвинцев велась планомерная работа сотрудников археографической лаборатории МГУ, изучалась местная книжная традиция, были выявлены ее взаимосвязи с историей бегло-поповского старообрядческого согласия.
Исследования нашли отражение в ряде публикаций в упомянутой выше университетской серии изданий, посвященных проблемам старообрядчества статьи Е. Сморгуновой, В. Пушкова, И. Несколько экспедиций было организованно преподавателями и студентами Кудымкарского государственного института. Таким образом, на сегодняшний день это наиболее изученная группа финно-угорского старообрядческого населения в Урало-Поволжье.
Однако далеко не все аспекты истории и культуры коми-язьвинцев освящены достаточно полно, также требуется их комплексный анализ. Старообрядчеству среди мордвы практически не посвящалось отдельных работ, хотя упоминания об этом явлении имеются в миссионерских отчетах, архивных источниках, статьях о христианизации инородцев. Некоторые сведения о сектантстве среди мордвы, и о ста 1 Лыткин В. Коми-язьвинский диалект. Ареальные исследования по восточным финно-угорским языкам коми языки.
Народы Прикамья. Очерки этнокультурного развития в Х1Х-ХХ вв. Пермь, 2002; Чагин Г. Екатеринбург, 1997. Язьвинские пермяки.
Пермь, 1993; Он же. Историко-культурный остров. Пермь, 1995; Он же. На земле то было, да на язьвинской. Пермь, 1997; Он же.
Коми-язьвинские пермяки - древний народ Северного Урала. Красновишерск, 2002. Пермь, 1999. Среди других финно-угорских народов поволжского региона старообрядчество не нашло большого распространения и соответственно влияние его на их традиционную культуру было незначительным. Упоминания о старообрядцах среди удмуртов имеются в книге Ю.
Ивонина, но носят лишь констатирующий характер. Несколько более подробно об этом пишет Е. Шумилов в монографии о христианстве в Удмуртии2. Старообрядческие группы среди чувашей вызывали научный интерес только в контексте общих исследований различных сектантских движений, не являясь предметом специального рассмотрения. Наиболее подробные сведения об истории распространения старове-рия среди чувашей находим у Ю.
Кудряшов выделял это явление у чувашей как особый тип религиозного синкретизма, сформировавшегося в результате конвергенции то есть предварительного синтеза ряда религиозных систем на позднем этапе межконфессиональных и межэтнических взаимодействий4. Таким образом, проблема нерусского старообрядчества в Ура-ло-Поволжье, представляющая большой теоретический интерес, рассматривалась фрагментарно, практически отсутствуют комплексные исследования, а степень изученности различных групп старообрядцев не одинакова. В этой связи представляются весьма перспективными новые исследования в этой области. Саранск, 2004. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии.
Ижевск, 1973; Шумилов Е. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство.