Новости федорчукова рать

Противостоять такой силе Тверь не могла, и «Федорчукова рать» подвергла княжество чудовищному опустошению. Однако вскоре татары организовали карательную экспедицию против тверичей, вошедшую в историю как «Федорчукова рать».

Последствия Федорчуковой рати

По городу ползли слухи, что Щелкан не уйдет, а вскоре всех христиан они заставят обратиться в ислам. В один из летних дней, дьякон Дудко вел свою лошадь мимо татарских воинов, те решили отнять годного коня силой и начали бить священника, чтобы увести лошадь с собой. Терпение населения лопнуло - грянул бунт. Татар убивали повсюду и без разбора: пеших и конных, вооруженных и мирных купцов. Ни одного татарина не осталось в округе, включая ханских баскаков - неприкосновенных вельмож.

Сам Щелкан заперся в тереме с отстатками рати и его в нем сожгли заживо. Это был шанс Москвы! Иван Калита едет в Орду и просит хана Узбека дать ему воинов, чтобы помочь вразумить и наказать Тверь. Хан оценил душевный порыв московского князя и обещает ему великокняжеский ярлык, если все пройдет успешно.

Федорчукова рать - так назвали это войско в летописях, по имени христианина-командующего. Тверское княжество запылало! Татары жгли все городки и деревни, встречавшиеся на пути, уничтожали все, что попадало под руку, чтобы и дети детей помнили о погроме. Сопротивление было бесполезным, тверской князь бежал сначала в Новгород, затем в Псков, а потом в Литву, так как татары требовали его выдачи и готовы были идти по пятам.

По мнению Карамзина, правитель сам собрал вооружённое ополчение и подвёл его к стенам ханской резиденции. Современные историки считают, что бунт произошёл без вмешательства Александра, но с его молчаливого согласия. Одним из первых от рук горожан пострадал сам Чолхан. Тверичи убивали не только именитых ордынцев, но и простых членов посольства, а также татарских купцов. Спастись удалось лишь пастухам, которые накануне отбыли из города.

План и этапы Краткая характеристика Антиордынские настроения «Щелкановщина» Бесчинства Чолхана и его свиты, грабёж и оскорбления местного населения. По городу ползли слухи о том, что Чолхан скоро сядет на Тверской престол и обратит всё население в ислам. Недовольство народа и позиция князя Александра Грабежи и насилие вызвали сильное недовольство среди населения. Люди обращались за защитой и помощью к князю, но он только советовал «терпеть». С другой стороны, князь и его приближённые способствовали распространению слухов о скором воцарении татаро-монгольского наместника.

Начало бунта 15 августа 1327 г Попытка татар отнять лошадь у дьяка вызвала сопротивление. Ударил набат, призывающий к борьбе. Массовое истребление захватчиков тверичами и гибель самого Чолхана. Обращение за помощью Оставшиеся в живых ордынские пастухи ускакали в Москву. Александр обратился за помощью к соседям, но никто не пожелал ему помочь.

Разорение Твери Федорчукова рать Московский князь Иван Калита вместе с суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь.

Но в ней, как это часто бывает, смешаны два различных элемента: факт и его тенденциозное истолкование. Тверичи а в их числе и тверские летописцы ненавидели Калиту. В их изображении он «вож» то есть провожатый, проводник, наводчик татар и почти что главный виновник погрома Твери. Однако все это главным образом эмоции потрясенных горем людей. Нет нужды идеализировать князя Ивана. Он был сыном своего жестокого века, и не просто сыном, а правителем, то есть человеком, заранее обреченным на грех. Автор заведующий кафедрой, профессор, доктор исторических наук 1998 год , тема диссертации: "Политика московских князей конец XIII—первая половина XIV вв.

В состав рати вошли и полки Ивана Даниловича Калиты, а также суздальских князей Александра Васильевича и его дяди Василия Александровича. Видимо, суздальские князья, как и Иван Данилович, имели претензии к тверским князьям и держались московской ориентации. Согласно Никоновской летописи, "Федорчукова рать" страшно разорила русские земли, прежде всего, тверские: "Татарове возвратишася... Убиша тогда и князя Ивана Ярославича Рязанскаго, и много христиан избиша и плениша". Тогда же повелением Узбека был убит в Орде рязанский князь Василий. Видимо, рязанские князья выразили какую-то солидарность с восставшей Тверью. И только Москва счастливо избежала разорения. В данном случае, Никоновская летопись, как и Тверской сборник, говорит о Божием заступничестве за Москву: "Точию съблюде и заступи Господь Бог князя Ивана Даниловичя, и его град Москву и всю его отчину от пленения и кровопролития татарскаго".

Справка Кузьмин А. В начале 1960-х годов по приглашению своего учителя академика М. Затем в конце 1960-х годов по рекомендации академиков Б. Рыбакова и И. Ковальченко Кузьмин стал заместителем главного редактора журнала «Вопросы истории», совмещая эту должность с работой на кафедре истории феодализма исторического факультета МГУ».

Михаил проводит самостоятельную политику и стремится конкурировать с Москвой. Погиб Михаил в Золотой орде, вызванный туда по приказу хана Узбека после ханского суда. Отправляясь в Орду, он делит княжество и завещает сыновьям. Старший Дмитрий получает Тверь. Младшие получают Зубцовское, Клинское, Кашинское княжества. Избежав карательного похода Орды, Тверь, тем не менее, сильно ослаблена и Дмитрий Михайлович пытается вернуть утраченные позиции, для чего объединяется против Москвы с Литвой и заключает династический брак с Марией Гедеминовной. Из Орды он прибывает с ярлыком на великое княжение, но в 1325 г он убивает в Орде Юрия Даниловича Московского, за что его казнят. На престоле оказывается Александр Михайлович, который в 1327 г. Ответом на это восстание является карательный поход Узбека — княжество было разорено, а князья из столицы просто бежали. Во избежание конфликта с Москвой новый князь Константин Михайлович женится на дочери московского князя Юрия Даниловича, а в 1337 г. И в этом же году к власти снова возвращается Константин Михайлович. После вывоза в Москву колокола с тверского Спасо-Преображенского собора, в княжестве начались междоусобицы. Соперничество между Москвой и Тверью снова обостряется в 1365 г, когда к власти в Твери приходит князь Михаил Александрович. Идет борьба за Владимирское великое княжение, Михаил имеет даже ярлык на него, но победы достичь так и не может. Он признает себя младшим братом по отношению к московскому князю после военного поражения от московских ратников в сентябре 1375 г. В это время был заключен договор между Москвой, Новгородом и Тверью, который сделал князя Михаила вассалом. Князь отказывается от самостоятельной политики относительно Орды и разрывает союз с литовским князем Ольгердом.

Федорчукова рать

  • Взаимоотношения Тверского княжества и Золотой Орды
  • Москва vs Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке
  • Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
  • Иван Калита и Федорчукова рать

Антиордынское Тверское восстание

Это нашествие на тверскую землю вошло в историю под названием «Федорчукова рать» — по имени одного из ордынских военачальников (христианина). Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании. по имени одного из темников. Противостоять такой силе Тверь не могла, и «Федорчукова рать» подвергла княжество чудовищному опустошению. «Федорчукова рать» 1327 г. в миниатюре к «Повести о Сергие Радонежском» из Лицевого летописного свода. по имени одного из темников.

Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде неочевиден

Жестоко подавлено совместными усилиями Золотой Орды, Москвы и Суздаля. Фактически привело к перераспределению сил в пользу Москвы, подведя черту под четвертью века соперничества Москвы и Твери за верховенство в Северо-Восточной Руси. Наиболее подробное изложение событий 1327 года содержится в Тверском сборнике и Рогожском летописце. Щелкановщина Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское.

Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Шевкал Чолхан или Щелкан , двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам; якобы, это должно было случиться на праздник Успения.

Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу.

Свита Чолхана вела себя в городе так, как будто захватила его, начались грабежи и избиения горожан. Кто-то пустил слухи, что Чолхан сам хочет стать тверским князем и обратить своих новых подданных в ислам. Датой начала восстания является 15 августа 1327 года. В Лицевом летописном своде XVI века сохранилась миниатюра с его упоминанием. Поводом к бунту против ордынцев в Твери стала попытка людей из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. За последнего вступился простой народ и начались нападения на татар по всему городу. Чолхана и его окружение заперли в деревянном княжеском дворце и сожгли. Восстание в Твери 1327 год.

Разгром восстания и последствия Узнав, что в Твери произошло восстание, московский князь Иван Калита решил использовать его в своих интересах. Он ставил целью получить ярлык на великокняжеский престол во Владимире. Князь поехал в Золотую Орду к хану Узбеку и предложил свою помощь в подавлении бунта.

Осенью 1327 года в Тверь прибыл знатный ордынец Чолхан, двоюродный брат хана Узбека. С ним прибыли свита и караван восточных купцов. Он выгнал князя из княжеского дворца и сам в нём разместился. Свита Чолхана вела себя в городе так, как будто захватила его, начались грабежи и избиения горожан. Кто-то пустил слухи, что Чолхан сам хочет стать тверским князем и обратить своих новых подданных в ислам. Датой начала восстания является 15 августа 1327 года.

В Лицевом летописном своде XVI века сохранилась миниатюра с его упоминанием. Поводом к бунту против ордынцев в Твери стала попытка людей из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. За последнего вступился простой народ и начались нападения на татар по всему городу. Чолхана и его окружение заперли в деревянном княжеском дворце и сожгли. Восстание в Твери 1327 год.

И если даже нет нашествия, то в этом случае выплачивается тяжелейшая дань, разорительная. Собственно, мы по данным археологии видим, что на Руси какое-то время прекращается денежное хождение: не то что свою монету не чеканят, еще и чужой, привозной почти нет — она вся уходит в Орду. Конечно же, в данном случае еще одной тяжелой и неприятной формой зависимости является выдача ярлыка на великое княжение и в целом ряде случае просто на крупные княжеские столы. Что здесь можно в итоге сказать? Ордынское иго существовало. Где-то в 70-х годах, в начале 70-х годов Иван III отказался платить дань, он отстоял это право на Угре в 1480 году. Позднее он ни у кого не брал ярлыка на великое княжение, никто также не принимал ярлыка из его потомков, никто не платил дань кому-либо из государей крупных держав, которые наследовали Золотой Орде — ни крымскому хану, ни хану Большой Орды, ни казанскому, ни астраханскому. Старались от войн откупаться подарками — это так, но о дани уже и речи быть не могло. Но вот, поскольку мы с вами затронули тему междоусобий, такого, как выражались летописцы, «раздрасия» такое характерное средневековое словечко между князями Средневековой Руси — вроде бы все они кровные родственники, но время от времени доходило до смертоубийства, до ослепления близкой родни и, в общем, это, конечно, чрезвычайно скверное в нравственном смысле явление. Ну что же, я думаю будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит фрагмент из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», напоминающий о временах раздробленности самым прямым образом. Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера». И мы обсуждаем события стояния на Угре 1480 года. Мы пытаемся сейчас разобраться с корнями этого большого успеха юной России. И здесь очень важно обратиться не только к личностям — о личностях мы с вами поговорим: и о великом князе Иване III, и об Ахмате, и о полководцах русских. Сейчас нам стоит поговорить прежде всего о том, что сделало возможным победу в этом нелегком противостоянии. Ну прежде всего три обстоятельства. Знаете, я нахожусь на православном радио и, думаю, все вы воспримете правильно мои слова: я полагаю, что здесь была и милость Господня. Рождающейся России повезло: была она, по представлениям книжников того времени, уделом Пречистой Богородицы, и покров Богородицы защищал Русь от нашествия, помогал ей в тяжелейшие времена. Так что, знаете, есть во всем этом глубокий христианский аспект. Ну а теперь давайте поговорим о другом. Собственно, о том, что составляет аспект политический. Итак, второе обстоятельство, оно состоит в том, что Орда была уже далеко не та, что при Батые, при Берке, при Тохте, при Тохтамыше — она изменилась. Прежде всего ее поразила та же самая болезнь, которая столько сил выпила из Руси, а именно политическая раздробленность. Причем Орда оказалась подвержена этой болезни даже в гораздо большей степени, чем Русь. Собственно, именно тогда Дмитрий Донской вывел свои полки на поле Куликово и разгромил Мамая. Хорошенько разберемся, что именно было разгромлено: это была не вся Орда, а по разным подсчетам, от тридцати до пятидесяти процентов территории Орды, которая отделилась и представляла собой самостоятельное государство, скажем так, полу-Орда. Мамай — человек, который, ставил одного за другим ханов-чингизидов, но сам не мог занимать ордынский престол, поскольку был человеком не царской крови, военачальником, высокопоставленным вельможей, но все же без прав на занятие ханского места. Ну так вот, собственно, Русь имела тогда сил достаточно, чтобы встать против части Орды, нанести ей удар — на реке Воже в 1377 году разгром отряда мурзы Бегича и в 1380 году на поле Куликовом еще один, более страшный удар — разгром Мамая. Так вот после этого, в силу огромных потерь, которые понесли русские войска в этих битвах и в силу того, что, собственно, справились только с частью Орды, позднее все же политические плоды этой победы были утрачены. И Тохтамышу, который вновь объединил Орду и с объединенным воинством напал на Московское княжество, удалось спалить Москву и восстановить свою власть. Так что плоды у битвы на поле Куликовом скорее находятся в сфере идей: это понимание и массовое воспоминание о том, что Орда не является непобедимой, что мы сами, отцы наши, деды наши, так сказать, рассматривая с точки зрения разных поколений эту историческую память, смогли выйти против грозного ордынского воина и сбить его с коня, победить его. Вот это было важно. Но никакого освобождения от власти Орды, полного, тотального освобождения не происходило еще на протяжении ста лет. Между тем Орда по-прежнему дробилась, и с каждым разом это дробление принимало все более тяжелые для нее формы. С тех пор она уже не могла восстановиться в прежних размерах, но наследниками Золотой Орды стали крупные государства, их называли на восточный манер «юртами». И вот главный, старший юрт в нашей литературе называется «Большая Орда». И совсем уж поздно Сибирский юрт, Астраханский юрт — мы сейчас о них даже не станем говорить. Так вот, собственно, старший юрт или Большая Орда, несмотря на то что так много территорий было потеряно, ушло под власть к ханам, которые не подчинялись уже Большой Орде, все-таки продолжал оставаться государством-монстром: он превосходил по территории Московское княжество в середине XV века, он обладал более сильным воинством. И Русь от наиболее тяжелых форм зависимостей Большой Орды спасало прежде всего то, что среди тех, кто претендовал в ней на власть, постоянно шли войны: то есть борьба внутри Большой Орды поднимала наверх то одного хана, то другого, то они были связаны союзом, то они жестоко воевали друг с другом, и ордынская масса постепенно погибала в этих войнах. Но вместе с тем Большая Орда к середине XV века это все равно очень сильное государство, справиться с ним чрезвычайно тяжело. Это, может быть, половинка прежней золотоордынской мощи, но это все еще очень значительная держава. Половинка, две трети — по-разному можно считать. Ну а теперь третье обстоятельство, обстоятельство постепенного роста внутри Руси единого русского государства. Оно было чрезвычайно долгим, складывание единого русского государства. И, знаете, это очень парадоксальная тема, может быть, не особенно приятная, но история вообще не особенно приятна, если воспринимать ее в неприглаженном, в неконфетном, скажем так, виде, без позолоты повсюду и везде. Надо ее воспринимать такой, какая она и была. Что, собственно, такое княжество Московское, позднее Великое княжество Московское? В XIII веке это довольно незначительное государство, но к середине XIV века чуть-чуть побольше, потом еще чуть-чуть побольше — оно постепенно растет, но растет очень медленно. Он на протяжении четверти столетия воевал со своей родней, наконец удалось ему ее победить, он стал единоличным правителем этого государства. И, кажется, сколько времени прошло, Москва уже вроде бы давным-давно политически лидирует на Руси, и однако много ли территорий она собрала под власть московских государей? Давайте взглянем на карту. Я понимаю, что, когда я выступаю в радиоэфире, говорить: «взглянем на карту» — это ну не для тех, кто слушает меня, например, сидя в кабине автомобиля. Ну попытайтесь вспомнить учебник средней школы или вузовский учебник и воспроизвести, хотя бы в самом приближенном виде, то что было у нас в XIV—XV веках. Если кто-то не очень вспоминает, ну что ж, я подскажу: к середине XV века все Московское княжество после полутора веков объединительного процесса состояло из шести-семи современных субъектов федерации — из территории современного города Москва и шести областей. Вот так. В общем, это несколько меньше, чем современный Чукотский автономный округ, это примерно сравнимо с территорией Коми современной. Много ли это? Ну, в общем, не сказать, чтобы этого было достаточно для уверенной победы на Большой Ордой. И для того, чтобы эта победа произошла, нужны были какие-то коренные перемены. Перемены, которые повергли в изумление Русь, и Орду, и западных соседей Руси: восемнадцать лет привели к тому, что Иван III присоединил к Москве полунезависимые остатки Ростовского и Ярославского княжеств — это было очень серьезное присоединение. И, помимо этого, он присоединил Новгородскую вечевую республику, которая одна сама по себе была по территории больше, чем Московское княжество и чрезвычайно богата в ресурсном плане. Ну вот современному историку, Николаю Сергеевичу Борисову, принадлежит великолепная, чрезвычайно точная оценка того, чем был Новгород для русского средневековья: банк всея Руси. И вот после этого, к концу 70-х годов, Иван III мог иметь уверенность в том, что его ресурсов хватит для того, чтобы выйти против Орды и победить. Ну для того, чтобы впоследствии не возвращаться к этому вопросу, я хотел бы сейчас сказать, что процесс объединения был продолжен: в 1485 году Москва присоединила к себе Тверь, позднее Вятку, Пермскую и Угорскую земли на северо- и северо-востоке. И, конечно же, в больших войнах с Великим княжеством Литовским она присоединила к себе десятки городов, которые до того подчинялись великим князьям литовским и именовались совокупно словосочетанием: Литовская Русь.

Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды

Антиордынское восстание в Твери – причины, итоги и политическое значение Это событие получило в русских летописях название Туралыковой рати или Федорчуковой рати, по именам наиболее значительных золотоордынских темников (командующих).
Антиордынское Тверское восстание Рассказ о том как Александр Васильевич Суздальский помог Ивану I Даниловичу Калите добыть шапку Мономаха.

Пиар-технологии Древней Руси: как слухи об обращении в ислам сыграли на руку Ивану Калите

Тверское восстание — Энциклопедия «Федорчукова рать» 1327 г. в миниатюре к «Повести о Сергие Радонежском» из Лицевого летописного свода.
Восстание в Твери против баскака Чолхана В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединённое русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова.

Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области

В летописях это войско получило название Федорчукова рать, по имени командующего-христианина. Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать». Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже. В Твери никто не сопротивлялся – эта «Федорчукова рать» закончится полным разорением княжества. На Русь выдвинулся карательный отряд («Федорчукова рать»). В результате военных действий «Федорчуковой рати» полному опустошению и сожжению подверглись Тверь, Кашин, другие города Тверского княжества, а также Новоторжская волость.

Татаро-монгольское иго и возвышение Москвы – основные даты к ЕГЭ

Этот погром получил название Федорчукова рать. Этот опустошительный поход остался в истории как Федорчукова рать (или еще Туралыкова). Разорение Твери (Федорчукова рать). Московский князь Иван Калита вместе с суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь. Федорчукова рать.» на канале «Молодость и Красота Кожи» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 ноября 2023 года в 22:53, длительностью 00:10:21, на видеохостинге RUTUBE. по имени одного из темников).

Тверское восстание против Золотой Орды

Узнать больше Согласно средневековому преданию, московский князь Иван Калита получил прозвище за то, что носил у пояса большой кошель с серебряными монетами. Будучи очень щедрым, он якобы раздавал из своего кошеля милостыню нищим всюду, где бывал. В XIX в. Дошедшие до нас летописи рисуют образ Ивана Калиты как человека расчётливого и скупого. Поэтому было сделано предположение, что в основе прозвища московского князя лежит сарказм относительно его богатства.

Ефошкин В 1327 г. Тверичи убили ордынцев вместе с главным баскаком. Тверской князь Александр Михайлович поддержал восставших. Этой ситуацией воспользовался московский князь Иван Калита.

Он отправился в Орду и предложил хану помощь в наведении порядка на Руси. По пути к карательному походу также присоединился суздальский князь. Это нашествие на тверскую землю вошло в историю под названием «Федорчукова рать» — по имени одного из ордынских военачальников христианина. Тверское княжество было разорено и подчинено ордынской власти.

Спустя много лет он попытался получить у хана прощение и приехал в Орду, но был казнён по приказу хана. После разгрома Тверского княжества Иван Калита получил ярлык на великое княжение владимирское. С этого момента, по словам летописца, на Руси наступила «тишина великая». Стараниями Ивана Калиты, а затем его сыновей ордынские рати не появлялись на Руси в течение нескольких десятилетий.

Московский князь получил право сбора ордынской дани на территории Северо-Восточной Руси и безупречно выполнял эту задачу. Если кто-либо пытался избежать уплаты дани, Иван Калита решительно и жёстко подавлял это неповиновение. Он часто ездил в Орду с дарами для хана и его приближённых. От хана московский князь получал всё новые привилегии.

В результате такой политики ордынским баскакам не было повода наведываться во владения великого князя. Иван Калита навёл порядок в управлении землями, очистил дороги и торговые пути от разбойников. В 1330-е гг. Для Москвы это было приобретение временное, но очень значимое в плане усиления политических позиций.

Под сильным влиянием Москвы оказалась Новгородская земля. Один из символов российской государственности — шапка Мономаха. Как было установлено исследователями, она связана с Владимиром Мономахом только легендой. В действительности её подарил ордынский хан одному из первых московских князей — вероятно, хан Узбек Ивану Калите.

Благодаря крепкой власти князя и развитию хозяйственной жизни сюда активно переселялись люди из других русских земель. Не исключено, что Иван Калита использовал право сбора ордынской дани в собственных корыстных интересах. Не случайно при нём в Москве развернулось активное строительство. Территорию Московского Кремля расширили, а его деревянные стены возвели заново.

Все эти архитектурные памятники выстроили из камня, что для разорённой в то время Руси было редкостью. Васнецов Огромную роль в возвышении Московского княжества сыграла церковь. Митрополит всея Руси Пётр 1308—1326 поддержал московского князя в его противостоянии с Тверью. Последние два года жизни митрополит даже прожил в Москве, сделав её своей резиденцией вместо Владимира.

Митрополичья кафедра фактически утвердилась в Москве. В то время князей Рюриковичей во всех русских землях было много, однако глава церкви был один. Он оставался символом прежнего единства Руси.

Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси.

Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло теперь с князьями Суздальско-Нижегородскими. Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных действий двух княжеств и татар по подавлению антиордынского мятежа политика мирного отношения к Орде привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие.

И вот недавно Ифань, писатель, автор фэнтези-произведений, решил поискать творческого вдохновения в исторических событиях и обратился для этого к китайской Википедии. И прочитал там о таких захватывающих дух событиях, перед которыми и значительная часть фэнтези блекнет. Кому из нас не известно со школьной скамьи о борьбе между Московским и Тверским княжествами в средневековой Руси во времена ордынского ига? Пожалуй, об этом сюжете помнят даже те, кто после окончания школы обходил историю десятой дорогой.

Но о том, что увидел в китайской Википедии Ифань, слыхом не слыхивали даже люди, защищавшие диссертации о противостоянии Москвы и Твери. Оказалось, что яблоком раздора между двумя средневековыми русскими княжествами послужил серебряный рудник Кашен, обнаруженный на изначально подконтрольной тверским князьям земле. Рудник этот оказался потрясающе богатым, на добыче серебра в нем трудилось около 30 тысяч рабов и 10 тысяч вольноотпущенников. И естественно, подобный кладезь не мог не привлечь внимания московских князей, которые и начали череду войн, длившихся аж 180 лет, с 1305 по 1485 год куда там Столетней войне между Англией и Францией! И этот рудник продолжал еще многие столетия обеспечивать казну Русской державы, исчерпавшись только в середине XVIII века — воистину, за такой приз стоило бороться два века. Все больше и больше он узнавал нового о сечах злых и великих, о разных личностях, так или иначе связанных с Кашенским рудником и борьбой за него. Благо недостатка в информации не было — в китайской Википедии обнаружились сотни тесно взаимосвязанных статей, правда написанных не очень увлекательно, языком весьма суконным.

С приходом к власти в 1313 году хан Узбек сделал ислам государственной религией Орды. Потому в «Житии Михаила Ярославовича», созданном «по горячим следам», тема служения князя своим людям и своей земле переплелась с темой «сарацинской веры» ислама. Высший долг «идеального правителя» стал равносилен религиозному долгу. Династические браки Московские князья были прагматичнее и использовали в своей политике, как пишет известный историк Н. Борисов, «самый широкий арсенал средств, среди которых важное место занимали династические браки». В 1317 году Юрий Данилович 1281—1325 женился на Кончаке в крещении — Агафье , сестре хана Узбека, после чего хан отнял владимирское княжение у Михаила в пользу своего зятя. Несмотря на то, что по итогам Бортеневской битвы между Москвой и Тверью Кончака была захвачена в плен и вскоре погибла, Юрий Данилович умело воспользовался ситуацией. Он спешно поехал в Орду, обвинил во всём тверского князя, тот отправился следом и погиб. А дальше, как пишет Н. Борисов, «сильным дипломатическим ходом Юрия стал брак его дочери с сыном Михаила Тверского Константином в 1320 году, позволивший москвичам иметь своего человека в тверском семействе». Палаты митрополита находились во Владимире с 1299 года, в 1309 году туда окончательно переехал святитель Пётр, который последовательно поддерживал Юрия Даниловича, а потом и Ивана Калиту. В 1325 году Калита уговорил митрополита перенести кафедру в Москву, а в августе 1326 года Петр заложил престольный Успенский собор. После кончины митрополита в декабре 1326 года сразу же начался процесс его канонизации, и в 1339 году его причислили к лику святых. В 1321 году Дмитрий Грозные Очи 1298—1326 , сын казнённого Михаила Тверского, признал власть московского князя Юрия и передал дань со своего княжества. Но денег Москве для выплат за весь Северо-Восток Руси по-прежнему не хватало, и потому Юрий повёз деньги не в Орду, а в богатый Новгород, где пустил их в оборот. Эта махинация стоила ему великокняжеского престола: разгневанный хан отдал ярлык Дмитрию Михайловичу. К Юрию Даниловичу у Дмитрия был свой счёт — месть за гибель отца. В 1325 году московский князь приехал в Сарай-Берке и стал добиваться у хана великого стола. Вскоре в Орду прибыл Дмитрий и собственноручно зарубил Юрия.

Пиар-технологии Древней Руси: как слухи об обращении в ислам сыграли на руку Ивану Калите

После Федорчуковой рати разоренная и обескровленная Тверь больше не могла противостоять Москве. Федорчукова рать. Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее. Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать».

Тверское восстание против Золотой Орды

Тем не менее Узбек объявил, что тверской князь должен умереть. Его казнили вместе с Федором. Растерзанные тела их были привезены во Владимир, где их отпел митрополит Феогност, а затем погребены в Твери. Иван Калита распространил свое влияние и на Тверское княжество. Тверитяне в знак своего повиновения отослали в Москву большой соборный колокол. Ханы Орды в дальнейшем отказались от попыток прямого управления через своих послов русскими землями в дальнейшем они собирали дань только через русских князей и попыток исламизации русских княжеств. Это, собственно, и сделало возможным сохранение русского народа.

Во многом это спасло и Западную Европу и от столкновения с Ордой. Само древнее русское православие, которое в новой христианской форме сохраняло древнейшее ведические знания, после этого просуществовало еще несколько сот лет. Это дало шанс русским на будущее… Впоследствии Александр Михайлович и его сын Федор были канонизированы Православной церковью в лике святых мучеников. Памятник святому князю Александру Михайловичу, который задумал воплотить тверской скульптор Дмитрий Мамонов, архитектурно представляет собой раскрытую книгу, на страницах которой изображены динамичные сцены битвы жителей Твери с оккупантами.

Это был для них несчастливый город. В начале 1340 г. Узбек, видимо, получил какие-то важные вести, которые заставили его начать подготовку к большой войне с Польшей. О характере этих вестей позволяют догадываться предшествующие события в Восточной Европе. На следующей их встрече, состоявшейся в 1338 году, к союзу присоединился и галицко-волынский князь Болеслав-Юрий. Таким образом, впервые возникла вполне реальная перспектива ухода огромного и богатого региона от Руси. И от Орды, которая доселе получала дань с Галицко-Волынских земель, а потому обязана была помочь против давления католиков. Уяснив ситуацию, хан Узбек понял, что медлить нельзя. Впрочем, задуманная ханом война в Юго-Западной Руси отозвалась для Калиты внеочередным денежным «запросом» ради этой помощи. Узбек полагал, что московский князь обязан ему за исход спора с Александром Тверским, и с него не грех попросить и дополнительного «серебра». Однако не исключена и обратная последовательность событий: зная, что хану нужны деньги для польской войны, небезразличной и Ивану, Калита пообещал «серебро». Ведь, в отличие от Смоленска, это была война за русские интересы против католиков. Как бы там ни было, вернувшись из Орды весной 1339 г. Минуло как раз восемь лет с последнего взноса, и настало время нового платежа. Теперь поначалу все шло благополучно. Новгородцы в установленный срок привезли в Москву деньги и сдали их в княжескую казну. Но едва успели отвозившие дань новгородские бояре вернуться домой, как на Волхов прибыли московские послы. От имени своего князя они попросили новгородцев немедленно собрать еще один «выход». Отказ новгородцев положил начало новому конфликту. Князь злился, что северяне не хотят участвовать в общерусских интересах по спасению Галиции, а те считали, что и так несут основную тяжесть борьбы на шведской границе. Теперь уже новгородские отряды громят московские северные земли — Устюжну и Белозёрье. НПЛ, стр. С 1340 г. На опустевший трон местные бояре пригласили православного сына литовского князя Гедимина Любарта — в крещении Дмитрия. В ответ польский и венгерский короли двинули войска в Галицию [502]. Часть галицко-волынских бояр, не желая попасть под власть обоих королей, обратилась за помощью к хану Узбеку. В конце июля 1340 г. В итоге Галицко-Волынское княжество просуществовало ещё десять лет. Татары по-прежнему брали с этих земель небольшую дань, а литовские князья Любарта спорили здесь за власть с местными боярскими кланами. Но ничего этого князю Ивану узнать уже не довелось. Он умер, когда пружина войны была сжата до упора, всё готово, но сама война ещё не началась. Узбек дал ярлык старшему сыну Калиты — Симеону Гордому. А вскоре, уже после его смерти, ярлык подтвердил сын Узбека — Джанибек. В 1342 году.

Перед тем разнолесье с берёзой, а то чистый сосняк, старый, стволы так и светят золотом. Туда дорога будет, только не промахнись, после берег высокий начинается. В том лесу отыщешь хуторок. Хозяин — свояк Первуша, мамкина сестра Улада жена его. Лет ему как мне, шрам у него на щеке вот так. Мамка знает, что сказать. Не болтайте там языками, чужим говори, погостить приехали. Со временем видно станет, что делать. За мать с младшими отвечаешь! За старшего тебя назначаю. Смотри у меня! Беги, запрягай. Да гляди, ночью в полынью не влети. Зимник-то добрый нынче, но всяко на реке случается. Ай, чуть не позабыл. Липу ту великую помнишь на ручье, где в прошлый раз прятались? В самом верху в боковой ветви дуплецо у неё, снизу не видать, только сверху нащупать можно. В то дупло клад я схоронил, серебро наше. И никому даже глазом в ту сторону не моргни! Придёт время, пригодится. Дай обниму… Пора мне. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту». Иди в детинец 32 к южным воротам, там наша ватага собирается. Я свой десяток собрать пытался, да вот, один явился. Может тут уже мои корабльчии 33? Эти все не крещёны. Где ж твои вои 34 «веры истинной»? А примазавшиеся к вере разбежались, думают, татары их не изловят. Он человек крепкой веры. Сам пришёл и братию привёл. Эти за веру жизнь отдадут — не отступятся! Хватит лясы точить, иди к воротам, проверь запоры, людей расставь. Как ворог появится, сразу запирай. Давай, давай, поспешай. Гонцы доложили, к закату недруги под стеною будут.

Татищева и «Сказании о смерти митрополита Петра». Однако сведения о поездке Михаила Ярославича в Орду разнятся: у В. Татищева он отправля-ется вместе с Петром, который после вернулся на Русь на Собор , а тверской князь ещё продолжал оставаться в Улусе Джучи; в «Сказании» говорится лишь об отсутствии Михаила во время Собора, так как князь находился в Орде. Хо-тя Переяславский Собор в летописях не отмечен, но имеется свидетельство о совместной поездке в 1313 г. Михаила и Петра в Орду для получения ярлыков от нового хана Узбека 1281—1341. Несогласие в датировке Собора и как следствие его соотношение с поездкой 1313 г. Однако от-сутствие Михаила на Соборе в 1309 г. Причиной поездки Михаила называют требование отсрочки по платежам в связи с разразившейся на Руси в 1309 г. О какой-либо ордынской военной поддержке Михаилу источники не со-общают. Горский предположил, что вместе с князем на Русь был отправ-лен Сарайский епископ Измаил, чтобы «оказать воздействие на Юрия». В связи с этим в 1312 г. Измаил был снят с кафедры митрополитом Петром, который тем самым проявил свои промосковские симпатии. Однако проблема снятия епископа Измаила является дискуссионной ввиду малой информативности ис-точников и утверждение о том, что иерарх пострадал за союзнические отноше-ния с Михаилом, остаётся лишь одной из версий. Вплоть до смерти Тохты в 1313 г. Михаил пользовался поддержкой хана, в то время как его противник Юрий Данилович смог вызвать ханский гнев рас-правой над рязанским князем Василием, и, возможно, Таирова рать 1307 г. Именно при Михаиле Ярославиче великие князья Владимирские взяли в свои руки выплату дани ханам, тем самым полу-чив доступ к личному обогащению. После воцарения Узбека в 1313 г. Михаил вместе с митрополитом Петром отправился в ханскую ставку для подтверждения своего ярлыка. В 1315 г. Ми-хаил возвратился на Русь с ярлыком и войском Тоитемеря для усмирения непо-корного Новгорода. Противник тверского князя Юрий был вызван в Золотую Орду, видимо, для суда. Однако в Орде московский князь смог добиться распо-ложения Узбека. Юрий Данилович женился на ханской сестре Кончаке и полу-чил войско во главе с Кавгадыем. Чаще всего причиной передачи ярлыка ханом от Михаила к Юрию назы-вают стремление Узбека ослабить чрезмерно усилившегося тверского князя. Причиной подобного карди-нального поворота в ордынской политике было, вероятно, стремление Узбека не допустить чрезмерного усиления Михаила Ярославовича. В то же время были высказаны альтернативные версии о передаче ярлыка московскому князю. Карманов, следуя версии «Жития Михаила Тверского» , утверждал, что Юрий Данилович «обязался хану с России давать большую дань, нежели была прежде». Михаил покорился решению Узбека и отказался от великокняжеского ти-тула. Однако Юрий, решивший окончательно расправиться с противником, предпочел вступить с тверским князем в открытое столкновение. В итоге 22 де-кабря 1317 г. Кончака в плену умерла, что породило предположение об отравлении сестры Узбека. Подобное мнение нашло отражение в летописях: Новгородской Первой летописи , Троицкой, где прямо было сказано, что «тамо зельемъ умо-рена бысть Кончакъ». Маловероятно, чтобы Михаил позволил умерт-вить ханскую родственницу, если он не собирался идти на открытую конфрон-тацию с Золотой Ордой. Любопытна в этой истории роль Кавгадыя. Названный русскими летопи-сями «царевым послом» , он имел большое влияние на Юрия. Даже во время битвы тверской князь не позволил своим войскам уничтожить ордынский отряд. Вряд ли подобное заявление соответствует действи-тельности: до этого ханские послы пользовались полной свободой в своих дей-ствиях на Руси, или же не отказывали себе в возможности поучаствовать в во-енных действиях и грабеже мирного населения. Можно отметить лишь тот факт, что обычно в помощь князьям отправлялись войска под предводительством ханских родственников-«царевичей» Неврюя, Дюденя, Токтомера, позже Чо-лхана, но относительно Кавгадыя таких сведений не имеется. После освобожде-ния ханский посланник, видимо, вернулся в Москву к Юрию и вместе с ним от-правился на суд к Узбеку , на котором должна была решиться судьба Юрия и Михаила. В Золотую Орду раньше прибыли Юрий и Кавгадый. Именно бывший ханский посланник и выступил главным обвинителем Михаила перед Узбеком. Кавгадый обвинял тверского князя в желании вместе с собранной данью бежать к немцам. На Русь был отправлен посол Ахмыл, который предупредил Михаила, что, если тот не поедет в Золотую Орду, на Тверь будет организован карательный поход. Князь отправился в ставку Узбека, где над ним состоялся суд. Судьей и обвинителем на нем выступил Кавгадый. Михаилу были выдвину-ты следующие обвинения: «цесаревы дани не далъ еси, противу посла бился еси, княгиню великого князя Юрья уморилъ еси». Суд вынес обвинительный при-говор тверскому князю, однако казнь была отложена на два месяца. Подобная задержка, по мнению Э. Клюга, была вызвана борьбой внутри ханского окруже-ния. Однако партия сторонников Юрия одержала верх, и Михаил Ярославич был казнен. Во главе Тверского княжества стал Дмитрий Ми-хайлович 1298—1326. Между Тверью и Москвой состоялись переговоры, в ре-зультате которых установился мир, а тело Михаила было возвращено в родной город. Константин Михайлович оставался в Москве, где вступил в 1320 г. В 1321 г. По всей видимости, посольство было направлено, чтобы собрать задолженность тверичей по дани. Напряженность в московско-тверских отношений сохранялась. В 1322 г. Юрий, находив-шийся в Новгороде, попытался встретиться с послом Узбека , но по дороге был разбит Александром Михайловичем, который смог захватить казну с выходом. Юрий отправился к Узбеку лишь спустя два года в 1324 г. Следом за ним в Золотую Орду устремился и Дмитрий, где в итоге и убил московского князя «без цесарева слова» , за что и был сам казнён. Помимо самоуправства, про-явленного тверским князем, по мнению Р. Почекаева, свою роль могли сыг-рать ордынские суеверия, по которым «пролитие крови в ханской ставке могло навлечь гнев Неба на того, в чьем доме она пролилась». Узбек продержал Дмитрия в заточении 10 месяцев, прежде чем казнить. Чем была вызвана эта за-держка, неизвестно: связано ли это было с борьбой ордынских группировок или же размышлениями самого Узбека о роли Дмитрия в своей политике. После казни Дмитрия хан Узбек в 1326 г. Обычно это решение трактуется как ми-нимум «спорным»: «несмотря на все просчёты и провалы тверских князей» , Узбек продолжал поддерживать тверских князей. Однако, как справедливо от-метил А. Горский , политика Дмитрия каких-либо явных антиордынских признаков не несла. Пожалуй, наоборот, именно тверской князь смог продемон-стрировать себя настоящим слугой хана, в отличие от Юрия, который не выпла-тил ордынский выход. По всей видимости, во время суда над Дмитрием в Орде находился и его брат Александр. По возвращению из ставки хана вместе с ним прибыл ордын-ский отряд, который учинил много «тягот» Низовской земле. В летописях име-ются разногласия по этому событию. В Новгородских 1 и 4 летописях Алек-сандр вернулся из Орды ещё до поездки Дмитрия. В тверском летописании не упоминается об ордынском отряде, учинившем тяжелые «тяготы». В ряде других летописей делается акцент на том, что разорение постигло только Твер-скую землю. Вероятно, что Александр оставался в Твери, когда Дмитрий от-правился в Орду, но после гибели Юрия он последовал в ханскую ставку, дабы повлиять на судебное решение. С этой же целью, но желая обернуть ситуацию в свою пользу, в Орду последовал Иван Калита. Как известно, хан Узбек при-нял решение частично удовлетворившее каждую сторону: Александр получил великое княжение, а московский князь добился смерти убийцы своего брата. Можно предположить, что Александр Михайлович, пытаясь добиться освобож-дения своего брата, наделал много долгов. В связи с этим на Русь прибыли «та-тарове должници». Скорее всего, Александр пытался минимизировать потери Тверского княжества и как великий князь Владимирский позволил ордынцам грабить всю Низовскую землю, тем самым оберегая свою отчину. В 1327 г. Посольство Чолхана обычно не связывают с антитверской политикой хана Узбека. Чолхана считают послом, прибывшего на Русь, чтобы собрать дань. Также существует точка зрения, что посольство было направлено с целью уста-новления контроля над тверским князем. Также возможно, что Чолхан про-должил собирать с тверичей прошлые задолженности за время суда над Дмит-рием. Попытки Александра успокоить население были неудачными. Князь также принял участие в восстании. Именно его новгородские и мос-ковские летописи называют предводителем восставших тверичей. Однако ви-деть Александра зачинщиком восстания не представляется возможным, ввиду его «примиренческой» позиции до уничтожения отряда. Восстание в Твери не могло быть оставлено безнаказанным. Союзники «взяша градъ Тферь и Кашинъ, а прочая грады и волости пусты сотвориша, а людеи изсекоша, а иныхъ в полонъ поведоша», помимо тверских территорий пострадали также и новгородские земли.

14th Century

Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать». «На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего христианина Федорчука. В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединённое русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо.

Новые публикации

  • Восстание в Твери против баскака Чолхана
  • Информация
  • Федорчукова рать
  • Разгром восстания и последствия
  • Светлан Голосеев – гвардеец монгольского императора

Москва vs Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке

Пока князя тверского не было, московский князь Юрий Данилович атакует Новгород - союзный Твери. Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве. В этом был смысл: такой акт - прямой вызов не только Твери, но и всему ордынскому порядку. Монголы сами накажут смутьянов. Хан подтвердил законность правления именно Твери и с татарским воинством, Михаил устремляется на Москву. Под Торжком состоялась битва войска Твери и Москвы, при широком участии татар и новгородцев. В ходе которой Москва была разбита.

Так началась почти вековая вражда Москвы и Твери за лидерство, лютая и жестокая, как никогда еще не было на Руси... В 1326 году, сын Михаила Тверского получил ярлык на великокняжеское правление. Александр Михайлович спокойно правил ровно год. В 1327 году, двоюродный брат хана узбека, по имени Челхан Щелкан пришел в Тверь с войском, выгнал князя из его терема, где поселился сам, а в округе творил разбой и насилие. Жители Твери ужасались творимым бесчинствам и кротости своего князя, умоляли его защитить их, но тот лишь твердил о терпении... По городу ползли слухи, что Щелкан не уйдет, а вскоре всех христиан они заставят обратиться в ислам.

Такое решение связано с потерей лидирующих позиций среди русских княжеств вследствие упадка торговли на Днепре, хотя формально Киев оставался «старействующим градом» и «матерью городов». Поступок митрополита вызвал недовольство галицко-волынского князя Юрия Львовича, который, не желая мириться с подчинённым положением Владимирскому князю, отправил на посвящение в Константинополь своего представителя — иерарха Петра. Однако митрополит Максим неожиданно умер, византийский патриарх Афанасий рукоположил Петра в митрополиты. С подачи тверского князя Михаила, обладавшего титулом великого князя Владимирского, была написана жалоба в Константинополь. Пётр обвинялся в симонии раздаче церковных должностей и пренебрежении церковными обязательствами — факты, достаточные для низложения митрополита. В качестве альтернативы предлагалась кандидатура тверского иерарха Геронтия. Вопросы церковной политики являлись прерогативой русского духовенства, а татаро-монгольские баскаки предоставили православной церкви особый статус, опиравшийся на использование ханами христианской идеи смирения. После смерти митрополита Петра его преемником стал грек Феогност, рукоположенный в 1327 году константинопольским патриархом Исайей. Новый митрополит начал активно утверждать свою власть в надежде объединить в единую епархию всю Северо-Восточную Русь. Он совершал путешествия по всей территории митрополии, занимался строительством белокаменных храмов и первого великокняжеского собора — Спасо-Преображенского монастыря в Москве.

Показателен конфликт, возникший в 1342 году между Феогностом и ханом Джанибеком: баскаки распространили слух, что православный митрополит взимает повышенную плату с духовенства, удерживая излишек доходов у себя. Феогност подвергся в Орде пыткам, а в результате вынужден был раздать ханским чиновникам крупные суммы денег, однако получил от татаро-монгол подтверждения всех прежних церковных льгот и преференций. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против находившегося в городе ордынского баскака Чолхана, двоюродного брата хана Узбека, который, по словам летописцев, «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание» в стремлении занять тверской престол и обратить местное население в ислам. В ходе бунта народ уничтожил всех татар, включая ордынских купцов — бесермен. Тогдашний знаменитый московский князь Иван Калита решил воспользоваться ослаблением положения Твери и укрепить своё политическое преимущество.

Сначала он бежал в Новгород, потом в Псков, затем в Литву. На чужбине он провел более десяти лет, затем вернулся в Тверь, но спустя несколько месяцев был вызван в Орду и там погиб вместе с сыном Федором. Что же касается Твери, то поход против нее возглавил Федорчук, христианин по вероисповеданию. К нему присоединились Иван Калита и суздальский князь Александр Васильевич. Нашествие получило название "Федорчукова рать" — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. Тверское княжество, сильнейшее на тот момент на Руси, было разгромлено в течение нескольких недель. Сколько-нибудь организованного сопротивления не было. Великим князем стал Иван Калита чего он и добивался.

Данные из Полного собрания русских летописей. Том 15, где сказано о Иване Калите. Но в ней, как это часто бывает, смешаны два различных элемента: факт и его тенденциозное истолкование. Тверичи а в их числе и тверские летописцы ненавидели Калиту. В их изображении он «вож» то есть провожатый, проводник, наводчик татар и почти что главный виновник погрома Твери. Однако все это главным образом эмоции потрясенных горем людей. Нет нужды идеализировать князя Ивана. Он был сыном своего жестокого века, и не просто сыном, а правителем, то есть человеком, заранее обреченным на грех. Автор заведующий кафедрой, профессор, доктор исторических наук 1998 год , тема диссертации: "Политика московских князей конец XIII—первая половина XIV вв. В состав рати вошли и полки Ивана Даниловича Калиты, а также суздальских князей Александра Васильевича и его дяди Василия Александровича. Видимо, суздальские князья, как и Иван Данилович, имели претензии к тверским князьям и держались московской ориентации. Согласно Никоновской летописи, "Федорчукова рать" страшно разорила русские земли, прежде всего, тверские: "Татарове возвратишася... Убиша тогда и князя Ивана Ярославича Рязанскаго, и много христиан избиша и плениша". Тогда же повелением Узбека был убит в Орде рязанский князь Василий. Видимо, рязанские князья выразили какую-то солидарность с восставшей Тверью. И только Москва счастливо избежала разорения. В данном случае, Никоновская летопись, как и Тверской сборник, говорит о Божием заступничестве за Москву: "Точию съблюде и заступи Господь Бог князя Ивана Даниловичя, и его град Москву и всю его отчину от пленения и кровопролития татарскаго". Справка Кузьмин А. В начале 1960-х годов по приглашению своего учителя академика М. Затем в конце 1960-х годов по рекомендации академиков Б.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий