Новости что такое христианский пост

Пост – это сильнейшее орудие против греха в руках христиан. Человек совершает ради Бога небольшой поступок – отказывается от скоромной пищи и развлечений. Посты у православных христиан. История постов. Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. фраза, которую так часто можно услышать от людей, давно находящихся в Церкви. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Смысл христианского поста заключается в работе над собой, духовной работе и в исправлении своих мыслей и чувств.

Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть

Великий пост – один из древнейших обрядов христиан. С внутренней стороны пост состоит в усугублении дел христианской любви, милосердия и молитвы. Обязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века. Пост, временное обрядовое воздержание (полное или частичное) от пищи, питья, сексуальных отношений, увеселений и др.; одна из аскетических практик. Светлый праздник Пасхи предваряет Великий пост — время духовного очищения. Рассказываем, когда пост начнется и закончится в 2024 году и как провести это время правильно. На вопросы о посте и христианской аскезе отвечает клирик Архиерейского подворья — Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова иеродиакон Паисий (Шурухин).

Великий пост: что можно и чего нельзя есть

  • Самое читаемое
  • О христианском посте
  • История: как появилось понятие «пост»
  • Единение божественного и земного. Зачем верующие ограничивают себя в Великий пост

О христианском посте

В храмах на вечернем богослужении настоятель просит прощения у присутствующих на службе, и то же самое делают прихожане. То, что Прощёное воскресенье наступает именно перед Великим постом, обосновано концепцией православия. Пост и покаяние считаются жертвой христианина Богу. А принесение жертвы уместно только тогда, когда с ближними установлен мир. Родительские субботы в Великий пост На Великий пост приходятся сразу три родительские субботы — дни особого поминовения усопших, когда в церкви читают специальные заупокойные молитвы. Это суббота второй, третьей и четвёртой недель Великого поста. В 2024 году они выпадают на 30 марта, а также 6 и 13 апреля.

Она посвящена воспоминаниям о последней неделе жизни Иисуса Христа, а также о его страданиях и мучительной смерти. Особенное значение на Страстной неделе имеют Великий четверг, Страстная пятница и Великая суббота, когда Иисуса Христа предали, судили, мучили, распяли и погребли. Завершается же пост Пасхой, светлым Воскресением Христовым. Это величайший христианский праздник, установленный в память о воскресении Иисуса Христа. Все ли христиане соблюдают Великий пост Великий пост появился на заре христианства, до его разделения на несколько ответвлений. Но изначально и сам пост, и традиция празднования Пасхи очень отличались от современных.

Например, ранние христиане праздновали Воскресение Христово еженедельно и постились в пятницу — день крестной смерти Христа. В настоящее время у католиков и православных расходятся и продолжительность постов, и требования к ним. В том числе отличаются даты и правила Великого поста.

Когда у нас бывают сильные плотские желания, тогда трудно человеку жить духовно. Поэтому и нужно ослабить тело. Петр говорит, что «страдающий плотию перестает грешить» 1Петр. Павел учит: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» Гал. Страсти свои, значит, мы можем сократить только постом. Вторая цель поста та, чтобы приучить нас к постоянной умеренности, чтобы нам быть безразличными к пище, не услаждаться ею. А то часто бывает, что люди только и думают, как бы им поесть получше, побольше да послаще, так что о Царстве Божием им и подумать некогда, да и нет желания.

В-третьих, нам нужно приучить себя к жизни загробной, равноангельской. На том свете не едят и не пьют, а если человек во время своей жизни на земле привыкнет «изнурять себя заботами» о пище и питие Злат. Таких людей «конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» Фил. Вот как рассуждает о пользе поста св. Иоанн Златоуст : «молящийся как следует и постящийся немного требует:, а требующий немного не будет любостяжателен; а нелюбостяжательный охотно подаст милостыню... Постящийся — легок, глубоковнимателен, молится трезвенно, лукавые вожделения погашает, умилостивляет Бога, и горделивую душу смиряет. Поэтому и Апостолы постоянно постились... Молящийся с постом не зевает, не потягивается, не бывает неповоротлив» Злат. Правильно ли думают некоторые, что пост есть воздержание только от скоромной пищи, но без воздержания от обжорства, пьянства и других грехов?

Нет, не правильно: разрешения или разговенья на обжорство, пьянство и на все вообще грехи в Церкви Христовой никогда не было и не будет. Что должно отвечать сектантам, когда они злорадно говорят, что в Православной Церкви, хоть и нельзя в постные дни есть мяса и молока, но зато можно, будто бы, пьянствовать и, вообще, грешить? Должно отвечать, что сектанты лгут на Православную Церковь , когда говорят так, потому что, по Христианской нашей вере, не только во время поста, но и, вообще, никогда пьянство и другие грехи не одобрялись и не одобряются. Правильно ли утверждают некоторые, что мяса постом нельзя есть потому, что оно само по себе греховно и есть творение диавола? Такое рассуждение не правильно. И так думают не христиане, а хлысты, скопцы, новый Израиль, беседчики, «братчики» или, как они зовут сами себя, «назореи». Все они безумно утверждают, что мясо есть бесовская пища. О них Св. Дух ясно говорит в слове Божием, что «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» 1Тим.

Кто установил пост для людей? Сам Господь еще в раю и даже еще до грехопадения первых людей. Бог, сотворив Адама и Еву, дал им в пищу «всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя» Быт.

Оно лишь устанавливало правильную субординацию: душа—тело, а не тело—душа. Приоритет за бессмертной душой. Она является животворящей частью человека, она — с Неба; а тело, сравниваемое отцами Церкви с домом души, ее одеждой — от земли. Забота о теле не должна ставиться во главу угла, она должна быть разумной. Гармония между духом и телом предполагает господство духа над телом, но не наоборот.

К достижению этого направлена вся христианская аскеза. Пост при этом необходим: усмиряя плоть, он возвращает ее в подчинение душе. Еще одно сравнение: как сказал один из подвижников, для христианина тело — это «осел», его требуется держать в подчинении — мы должны ездить на осле, а не осел на нас. К сожалению, в большинстве своем люди этому правилу не следуют, удовлетворение запросов плоти они считают главной целью своего бытия. О «царском пути» — Как совместить строгость устава поста и нашу немощь? Димитрий Ростовский: «Царский путь — это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть». Это предполагает разумную оценку своих сил и, в соответствии с этим, выбор режима поста. Никто от нас не требует доведения себя до изнеможения.

Всегда нужно помнить, что убивать следует не тело, а страсти. Пощение по Типикону Уставу — это идеал, мы должны знать о нем, чтобы сознавать нашу немощь и не считать ее за норму. И несмотря на то, что для большинства из нас этот идеал не достижим, мы всегда должны стремиться к исполнению его предписаний по мере своих сил. Только вот постараться надо эту меру определить объективно, чтобы не было по принципу: «как говеть, так и животу болеть». Бывает нередко, что о немощи мы вспоминаем лишь тогда, когда дело касается церковных послушаний: службы, молитвы, поста и пр. Если же посмотреть, сколько сил, старания и упорства мы вкладываем ежедневно в исполнение мирских «подвигов», то невольно задаешься вопросом — о какой немощи идет речь? Самое трудное — Что означает святоотеческое «Дай кровь и прими дух»? Мы просим у Господа: дай смирение, дай терпение, дай покаяние и т.

Но как ни в чем не преуспеем мы без помощи Божией, так и Господь не даст ничего без наших трудов. Хочешь стать не гордым, а смиренным — терпи без раздражения обиды и несправедливости; хочешь быть кротким — не впадай в гнев и раздражение; хочешь получить дар молитвы — заставляй себя молиться, даже когда не хочется. И так по каждому нашему прошению и желанию: предстоит самая трудная борьба — борьба с самим собой. Выражение «дай кровь» не следует понимать буквально, речь не об этом. О тяжелом труде, об ущемлении и ограничении себя, любимого! И изгнать из себя «легион» бесов мы можем только «дав кровь»: упорными постом и молитвой. Возьми крест свой и следуй за Мною Мф.

Произошло это в Константинополе после того, как крест, на котором был распят Иисус, во время эпидемии вынесли на улицы города и прошлись крестным ходом, что спасло людей от гибели. Праздник, почитаемый всеми верующими, — Успение, пост оканчивает. Как правильно поститься? Многие верующие люди из года в год присоединяются к традиции ограничивать себя в пище, можно сказать, что в наши дни это стало модным. Суть православного поста — освободить себя от ненависти, злобы, земных страстей. Он помогает добиться гармонии в душе, дарит спокойствие и радость. Выносить напоказ соблюдение поста нельзя, это личное дело каждого человека. Только такой выбор будет угоден Господу, и молитвы, произнесенные во время него, будут услышаны. Строгого соблюдения требуют первые 7 дней, воздержание от пищи могут не соблюдать некоторые категории людей: Женщины, ожидающие появления ребенка, которым необходимо придерживаться правильного питания и баланса витаминов и минеральных веществ. Это важно для развития малыша, строгая диета в этот период жизни недопустима. Кормящие женщины, у которых организм тратит много сил на выработку молока. Ради здоровья ребенка церковь разрешает мамам при грудном вскармливании не соблюдать правила поста. Пожилые люди, особенно страдающие болезнями органов пищеварения, кровеносной системы и другими заболеваниями, нуждающиеся в определенной диете. Тяжело больные люди с диагнозом онкология после химиотерапии, вынужденные принимать лекарства, оказывающие серьезное влияние на общее состояние. Дети и подростки, у которых организм требует достаточное количество питательных веществ. Люди, зарабатывающие на жизнь тяжелым физическим трудом, которым нужна высококалорийная пища. Люди, живущие в условиях севера, рацион которых должен быть богат белками и углеводами. Что можно есть в пост? Первая неделя каждого поста считается самой строгой. В Великий пост нельзя ничего брать в рот в чистый понедельник, когда четыредесятница начинается, и в последнюю пятницу перед самой Пасхой. Запрещается пить даже воду.

Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах

Слово пост и производные от него упоминаются в Библии много раз. Акцент делается именно на духовный пост, то есть на удаление, воздержание от всякого греха. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Обязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века. Когда в 2023 году начинается Петров пост и что в это время можно есть. Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности — мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

Церковный пост

Смиритесь и попросите прощения у всех, кому причинили боль; попросите прощения у Бога. Простите тех, кто причинил боль вам. Не стоит приступать к посту наполненным обидами, гордостью, гневом и болью. Враг будет пытаться использовать все это, чтобы отвлечь вас от поста. К ним относятся способность прощать, Его сила и мудрость, Его мир и способность любить безусловной любовью итд. Прославляйте Его за эти черты характера! Отдайте в Его руки всю свою жизнь и благодарите Его за все, что Он сделал для вас!

При желании отправиться на перекус, рекомендовано выпивать стакан воды.

Это предотвратить переедание. Что делать если угощают непостной пищей? В дни Великого застолья может произойти ситуация, когда в гостях или на застолье угощают непостными блюдами, от которых нельзя отказаться, чтобы не обидеть хозяйку. В таком случае можно позволить себе употребление запрещенных продуктов. Однако после этого следует возложить на себя более строгие обязательства поста. Разрешенные продукты во время Великого поста Овощи и фрукты. Эти продукты являются основой постного питания.

Овощи используют для приготовления салатов, основных блюд, закусок и гарниров. Фрукты становятся отличной альтернативой десерта и полезным перекусом. Их большое разнообразие позволяет сделать свой рацион насыщенным и интересным. Сухофрукты и орехи. Курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью станут главными лакомствами во время поста. Эти продукты богаты витаминами, а орехи содержат высокий процент жиров и белков. Однако не стоит забывать об их высокой калорийности.

Рынки и супермаркеты предлагают большое разнообразие круп: рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка, производные пшеницы станут отличным гарниром. Приправив кашу медом, сухофруктами или орехами можно получить сладкий и сытный десерт. Крупы являются источником сложных углеводов, что отвечает за чувство насыщения и позволяет долго не ощущать голода. Бобовые культуры. Соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — отличный источник белка во время поста. Правильно приготовленные блюда заменят мясные продукты. Тем, кто не может отказаться от молочных продуктов можно разнообразить свой рацион сырами, молоком, йогуртом, которые делаются из сои.

По своим вкусовым качествам они не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Ценный источник белка и альтернатива мясу. Их употребляют в пищу в сыром, сушеном, соленом виде, тушат, жарят, варят, готовят на пару. Рыба и морепродукты. Разрешается только 2 раза в пост — на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. Рыбу лучше не жарить. Рекомендуется отдать предпочтение тушеным, вареным или приготовленным на пару блюдам.

Растительное масло. Служит источником жиров и жирорастворимых витаминов. Добавляется в качестве заправки к салатам и гарнирам. Разрешено в дни нестрого поста. Его едят в качестве десерта, а также добавляют в другие блюда: фруктовые салаты, каши, кисели, компоты, выпечку. Кондитерские и хлебобулочные изделия. Разрешены те продукты, для приготовления которых не используют яйца и продукты молочного происхождения.

Что нельзя кушать во время Великого поста Мясо и все производные продукты: колбасные изделия, ветчину, копчености. Животные жиры Яйца и продукты, для производства которых они используются. Молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметана, сыры, сливочное масло Пищу с интенсивным вкусом: слишком соленые или сладкие продукты, пряности Рыбу и морепродукты за исключением Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербного воскресенья Жирные сладости: сдоба, шоколад, фаст-фуд Растительное масло разрешается только в дни нестрогого поста Алкоголь в нестрогие дни допускается немного вида — до двух бокалов Нельзя переедать Правила поведения и традиции Великого поста Великий пост — важный период для христиан, во время которого люди проверяют и воспитывают себя.

Это объясняет споры по поводу дня христианской Пасхи, а также последующую символичность и подвижность этой даты. Обычай же отмечать Воскресение только раз в год, а вслед за этим и держать предпасхальный пост, формировался на протяжении столетий. Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся. И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста. От сорока часов к сорока дням Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась. Однако есть одна важная деталь, непосредственно касающаяся его длительности: как на Западе, так и на Востоке официальное название поста использует слово, указывающее на число 40: «Четыредесятница» в старославянском или «Quadragesima» на латыни. Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня. Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения. Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса.

Пост на Рождество Начало нового календарного года у православных совпадает с Рождественским постом. Он длится с конца ноября — 28 числа, и заканчивается 7 января. Длительность поста в Рождество — 40 дней, поэтому его также называют четыредесятницей. Встречается еще одно название Рождественского поста — Филиппов, ведь на него приходится день, в который вспоминается святой апостол Филипп. Впервые 40-дневное воздержание от пищи встречается в летописях в V веке, уже в те время верующие стремились очистить дух и тело перед великим праздником. Петров пост После празднования одного из главных праздников православного мира — Дня святой Троицы, верующие вступают в Петровский пост, его длительность каждый год разная, и может доходить до 42 дней, поскольку все зависит от даты празднования Святой Пасхи. Дата окончания Петровского поста — 12 июля, в день памяти святых Петра и Павла. Другие названия этого поста — Пятидесятница, Апостольский. Петров пост не очень строгий, во время него разрешено есть некоторые продукты, запрещенные в другие посты, например, рыбу. Успенский пост прощение В течение двух недель с 14 по 27 августа православные постятся перед праздником Успения Пресвятой Богородицы. Начало поста совпадает с другим большим днем — Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Успенский пост упоминается с IX века, впервые его начали соблюдать в Византии. Произошло это в Константинополе после того, как крест, на котором был распят Иисус, во время эпидемии вынесли на улицы города и прошлись крестным ходом, что спасло людей от гибели. Праздник, почитаемый всеми верующими, — Успение, пост оканчивает. Как правильно поститься? Многие верующие люди из года в год присоединяются к традиции ограничивать себя в пище, можно сказать, что в наши дни это стало модным. Суть православного поста — освободить себя от ненависти, злобы, земных страстей. Он помогает добиться гармонии в душе, дарит спокойствие и радость. Выносить напоказ соблюдение поста нельзя, это личное дело каждого человека. Только такой выбор будет угоден Господу, и молитвы, произнесенные во время него, будут услышаны. Строгого соблюдения требуют первые 7 дней, воздержание от пищи могут не соблюдать некоторые категории людей: Женщины, ожидающие появления ребенка, которым необходимо придерживаться правильного питания и баланса витаминов и минеральных веществ.

О христианском посте

Какие традиции поста сохранились в России с давних времён, что можно и нельзя есть в Великий пост и как молиться. Обязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века. Кто придумал пост, какие культуры его соблюдают и зачем нужно поститься?

Пост (религиозная практика)

Если следить за мерой всегда, это поможет избавиться от многих искушений. Также важно контролировать себя после поста, ведь чаще всего следом идёт праздник, и многие перестают контролировать себя. Вести пост — значит, постоянно иметь меру в пище. Когда начинается Великий пост в 2023 году у православных в России Великий пост — это главный пост, его цель — подготовка верующего к празднованию Пасхи. Он считается строгим постом, во многом ограничивает соблюдающих его людей. В 2023 году великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. Когда в 2023 году будет Апостольский пост Это дань памяти святым апостолам Петру и Павлу. Пост ведётся не так строго, как Великий. По выходным разрешается вино. Ограничивает он только в употреблении мясной и молочной продукции.

В 2023 году он начнётся 12 июня, а закончится 11 июля. Когда в 2023 году начнется Успенский пост Пост проводится в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. По строгости пост он наравне с Апостольским, т. Начинается пост 14 августа и заканчивается 27 августа. Когда в 2023 году начнется Рождественский пост Пост перед Рождеством не такой строгий, как великий, но более строгий, чем те же Апостольский и Успенский. Начнётся он 28 ноября, а закончится 7 января. Когда и какие посты в 2023 году у православных В 2023 году с 1 по 6 января завершается пост в преддверии Рождества. С 20 по 26 февраля идёт пост, когда нельзя питаться мясом. С 27 февраля по 15 апреля — строгий пост в преддверии Пасхи.

Он — попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» то есть душа будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост — это радость. Как и правильно переживаемое православие. В среднем в году бывает от 180 до 195 постных дней в зависимости от даты Пасхи. Все посты разделяются на многодневные и однодневные. Многодневные готовят нас ко встречи великих православных праздников. Мы убираем и украшаем свой дом накануне важных событий, и то же самое следует делать со своим телом и духом. Это благодатное время для того, чтобы привести в порядок нашу жизнь и очистить душу.

Рождественский пост Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется радостью от ожидания рождения Христа. Но чтобы постигнуть это чудо, нужно достойно подготовиться: в преддверии праздника христиане соблюдают Рождественский пост, который длится сорок дней 28 ноября — 6 января и считается последним из многодневных в году. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства.

В безвыходной же ситуации заповедь гостеприимства отменяет правила поста. Начинающие постники нередко обманывают сами себя, объедаясь или услаждаясь постной пищей.

Следуя духу православного поста, можно поститься, в исключительных случаях вкушая даже скоромное. В то же время можно нарушать пост, вкушая только постную пищу. Поэтому отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола.

Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей». Одна из стихир Постной Триоди предостерегает от опасности приписывания заслуги воздержания от пищи себе, а не действию благодати Божией: «От брашен постящеся, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидема будеши от Бога, и злым демоном уподобишися николиже ядущим». То есть не очистившийся от страстей постник, горделивый, превозносящийся, осуждающий ближних уподобляется злым демонам, которые никогда не вкушают пищи. Пост для путешествующих Принятые ранее послабления в пост для путешествующих, были связаны с тем, что путешественники передвигались пешком, или верхом на вьючных животных, а не на комфортабельных самолётах, поездах и паромах. В то время путешествие было испытанием, связанным со значительными физическими нагрузками, и продолжалось от нескольких дней до нескольких месяцев, а иногда и лет.

Сегодня транспорт и обслуживание в нём развиты так, что путешествие перестает быть испытанием. А если путешествовать легко, то и пост во время такого путешествия не представляет невыносимой трудности. Пост и супружеские отношения Помимо воздержания от пищи пост предполагает также воздержание от супружеских отношений , но только по взаимному согласию, руководствуясь словами апостола: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим…» 1Кор. При этом, как и при воздержании от пищи, еще более важно соблюдать принцип постепенного перехода к новому образу жизни. Начинать можно с отказа от инициативы со своей стороны в пост, следуя завету апостола Павла — «Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не властен над своим телом, но жена» 1Кор.

Время начала и окончания поста Многодневные и однодневные посты начинаются в полночь. Однодневные посты заканчиваются в полночь, многодневные — после Литургии праздничного дня. Пост и каждодневная умеренность в пище Если христианин всегда должен быть воздержан, то в чём смысл постов? Во-первых, человеку, в силу его немощи, бывает трудно пребывать в максимально выражаемом состоянии воздержания непрестанно. В аскетической литературе есть немало примеров того, как начинающие подвижники, беря на себя чрезмерные подвиги в том числе воздержания , надламывались от духовного и физического перенапряжения, что нередко влекло за собой весьма печальные последствия.

В данном случае можно привести пример из области жизни спортсмена. Спортсмен должен регулярно тренироваться, но периодически он должен посещать сборы для усиленных занятий. Во-вторых, формы воздержания, предписываемые для дней поста, отличаются от форм воздержания, предписываемых христианину в другие дни. Скажем, в постные дни он должен воздерживаться от потребления мяса и мясных продуктов, а в будние дни не должен. В постные дни, нередко, супруги, по взаимному согласию, отказываются от «интимных» отношений.

А разве им следует отказываться от них всегда? В-третьих, пост не сводится исключительно к воздержанию. Не верно считать, что получение благодатных плодов поста целиком зависит от того, как он проведен. Очень важно и то, насколько мы привержены духу воздержания до и после поста. Умеренность и не в постное время избавит от многих искушений во время поста и, прежде всего, от недомогания, связанного с резкой сменой режима питания.

Еще более важно время, следующее за окончанием поста. К сожалению, очень многие воспринимают его как безудержное разрешение на всё и на вся. Особенно это относится к праздникам, которыми оканчивается каждый пост. Поэтому, по словам святителя Игнатия Брянчанинова : «пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней». Церковные каноны о постах 64-е Апостольское правило о недопустимости поста в субботу и воскресенье: Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только Великия субботы : да будет извержен.

Аще же мирянин, да будет отлучен. Следует иметь в виду, что Трулльский собор 56-й канон уточнил, что в период Четыредесятницы Великого поста 64-е апостольское правило, согласно сложившейся практике, не отменяет пост по субботам и воскресеньям, а только ослабляет его. Аще же мирянин: да будет отлучен». Правило свт. Тимофея Александрийского, 8-е : «Пост установлен для усмирения нашего тела.

Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она жена принимать пищу и питие, как хочет и понести может». Его же, 10-е : «Должно разрешать больному принимать пищу и питие смотря по тому, что он может понести». Пост и церковные богослужения Неразрывная связь поста с молитвой предполагает, что пост должен оказывать влияние на богослужение Православной Церкви. Сама эта идея достаточно древняя: уже Лаодикийский собор в IV веке запретил в седмичные дни Великого поста совершать литургию 49-е и 51-е правила , чем зафиксировал отличие будничных дней поста от обычных непостных дней. В настоящее время реальное влияние на богослужение оказывает только Великий пост.

Во все седмичные дни Великого поста а также в среду и пятницу предшествующей ему сырной седмицы богослужения совершаются по особому чину, который так и называется великопостным. Главные отличительные особенности великопостного чина: пение «Аллилуиа» вместо Бог Господь…» на утрене, совершение земных поклонов, великого повечерия, отмена полной литургии кроме указанных, есть еще множество других отличий. Все великопостные особенности отражают идею покаянного богослужения и совместно с телесным постом способствуют тому, что данный период всесторонне влияет на жизнь человека, помогает ему приобрести максимальную душевную пользу при прохождении постного подвига. Остальные многодневные посты Рождественский, святых апостолов, Успенский даже на уровне теории в меньшей степени связаны с богослужением. Аллилуйные службы — богослужения, подобные великопостным, которые свое название получили потому, что на утрене в эти дни вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа».

Устав аллилуйной службы находится в Типиконе в последовании 15 ноября. Основные отличия аллилуйных служб от обычных вседневных богослужений: присутствуют многие великопостные особенности, в том числе и молитва преподобного Ефрема Сирина , часы совершаются с междочасиями и изобразительными, отменяется литургия. Однако в приходской практике, к сожалению, аллилуйные службы пока редки. Поместный Собор 1917—1918 гг.

Пост и супружеские отношения Помимо воздержания от пищи пост предполагает также воздержание от супружеских отношений , но только по взаимному согласию, руководствуясь словами апостола: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим…» 1Кор. При этом, как и при воздержании от пищи, еще более важно соблюдать принцип постепенного перехода к новому образу жизни.

Начинать можно с отказа от инициативы со своей стороны в пост, следуя завету апостола Павла — «Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не властен над своим телом, но жена» 1Кор. Время начала и окончания поста Многодневные и однодневные посты начинаются в полночь. Однодневные посты заканчиваются в полночь, многодневные — после Литургии праздничного дня. Пост и каждодневная умеренность в пище Если христианин всегда должен быть воздержан, то в чём смысл постов? Во-первых, человеку, в силу его немощи, бывает трудно пребывать в максимально выражаемом состоянии воздержания непрестанно. В аскетической литературе есть немало примеров того, как начинающие подвижники, беря на себя чрезмерные подвиги в том числе воздержания , надламывались от духовного и физического перенапряжения, что нередко влекло за собой весьма печальные последствия.

В данном случае можно привести пример из области жизни спортсмена. Спортсмен должен регулярно тренироваться, но периодически он должен посещать сборы для усиленных занятий. Во-вторых, формы воздержания, предписываемые для дней поста, отличаются от форм воздержания, предписываемых христианину в другие дни. Скажем, в постные дни он должен воздерживаться от потребления мяса и мясных продуктов, а в будние дни не должен. В постные дни, нередко, супруги, по взаимному согласию, отказываются от «интимных» отношений. А разве им следует отказываться от них всегда?

В-третьих, пост не сводится исключительно к воздержанию. Не верно считать, что получение благодатных плодов поста целиком зависит от того, как он проведен. Очень важно и то, насколько мы привержены духу воздержания до и после поста. Умеренность и не в постное время избавит от многих искушений во время поста и, прежде всего, от недомогания, связанного с резкой сменой режима питания. Еще более важно время, следующее за окончанием поста. К сожалению, очень многие воспринимают его как безудержное разрешение на всё и на вся.

Особенно это относится к праздникам, которыми оканчивается каждый пост. Поэтому, по словам святителя Игнатия Брянчанинова : «пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней». Церковные каноны о постах 64-е Апостольское правило о недопустимости поста в субботу и воскресенье: Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только Великия субботы : да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен. Следует иметь в виду, что Трулльский собор 56-й канон уточнил, что в период Четыредесятницы Великого поста 64-е апостольское правило, согласно сложившейся практике, не отменяет пост по субботам и воскресеньям, а только ослабляет его. Аще же мирянин: да будет отлучен».

Правило свт. Тимофея Александрийского, 8-е : «Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она жена принимать пищу и питие, как хочет и понести может». Его же, 10-е : «Должно разрешать больному принимать пищу и питие смотря по тому, что он может понести». Пост и церковные богослужения Неразрывная связь поста с молитвой предполагает, что пост должен оказывать влияние на богослужение Православной Церкви. Сама эта идея достаточно древняя: уже Лаодикийский собор в IV веке запретил в седмичные дни Великого поста совершать литургию 49-е и 51-е правила , чем зафиксировал отличие будничных дней поста от обычных непостных дней.

В настоящее время реальное влияние на богослужение оказывает только Великий пост. Во все седмичные дни Великого поста а также в среду и пятницу предшествующей ему сырной седмицы богослужения совершаются по особому чину, который так и называется великопостным. Главные отличительные особенности великопостного чина: пение «Аллилуиа» вместо Бог Господь…» на утрене, совершение земных поклонов, великого повечерия, отмена полной литургии кроме указанных, есть еще множество других отличий. Все великопостные особенности отражают идею покаянного богослужения и совместно с телесным постом способствуют тому, что данный период всесторонне влияет на жизнь человека, помогает ему приобрести максимальную душевную пользу при прохождении постного подвига. Остальные многодневные посты Рождественский, святых апостолов, Успенский даже на уровне теории в меньшей степени связаны с богослужением. Аллилуйные службы — богослужения, подобные великопостным, которые свое название получили потому, что на утрене в эти дни вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа».

Устав аллилуйной службы находится в Типиконе в последовании 15 ноября. Основные отличия аллилуйных служб от обычных вседневных богослужений: присутствуют многие великопостные особенности, в том числе и молитва преподобного Ефрема Сирина , часы совершаются с междочасиями и изобразительными, отменяется литургия. Однако в приходской практике, к сожалению, аллилуйные службы пока редки. Поместный Собор 1917—1918 гг. Возможно, ситуация изменится в ближайшее время благодаря определению, принятому Священным Синодом Русской Церкви 24 августа 2023 года. Здесь предложена принципиально новая и в каком-то смысле смешанная практика: в малые посты предлагается служить аллилуйные службы в установленные Уставом дни, но при этом сохранить практику ежедневного служения литургии.

Для этого предложен такой вариант действий: вечерня, утреня и 1-й час те службы, которые мы обычно совершаем вечером совершаются по уставу аллилуйной службы с поклонами, тогда как 3-й час, 6-й час и литургия те службы, которые в приходской практике совершаются утром можно служить обычным чином. Из всего корпуса однодневных постов влияние на богослужение оказывают только два Сочельника: Рождественский который в то же время является завершающим днем Рождественского поста и Крещенский. В эти дни но только если они случатся с понедельника по пятницу служба совершается по особому чину: по Уставу в 1-й половине дня не положено совершать литургию, вместо этого служатся великие часы и изобразительны. Только после полудня совершается вечерня в соединении с литургией святителя Василия Великого. Такой состав богослужений отражает идею строгого поста: раз литургия совершается после полудня, то верующие большую часть дня воздерживаются от пищи и вкушают ее только один раз вечером по окончании литургии примерно около 5 часов вечера. Но если Сочельник случится в субботу или воскресение, то сохраняется обычный строй богослужения вседневные часы и литургия утром и Типикон эту особенность характеризует выражением «пост не бывает» это ни в коем случае не означает разрешения на скоромную пищу, а только тот факт, что есть трапеза в первой половине дня — обед.

Впрочем, в нашей практике литургию в Сочельники служат утром, так что пост Сочельника в нашей практике — чисто теоретический и ограничивается только строем церковного богослужения. Остальные однодневные посты не связаны с богослужением ни теоретически, ни практически. На великие праздники Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня совершается богослужение максимальной степени торжественности, так что пост этих дней ограничивается исключительно трапезой и в какой-то степени диссонирует с торжественностью службы, отмечая печальную сторону священных воспоминаний. Что касается среды и пятницы, то только на уровне теории идет речь о том, что посты этих дней связаны с событиями Страстной седмицы среда — предательство Спасителя Иудой, пятница — крестная смерть Господа. На деле богослужение этих дней совершается по тому же чину, что и службы остальных дней седмицы. Более того, только в случае вседневной службы поются песнопения о страданиях Христовых, так что на идейном уровне связь с указанными печальными событиями присуствует, хотя сам строй службы не меняется.

Канонические установления Церкви о посте

Хотя ранние христиане не считали пост религиозным требованием, в особых случаях они постились. Пост и молитва упоминаются в связи с тем, что Варнава и Павел получили особое миссионерское назначение в Малую Азию. Сегодня о посте нередко рассуждают как о диете, пост для многих – средство, которое поможет сбросить вес, духовное значение поста при этом никак не учитывается. Для восточных православных христиан пост является важной духовной дисциплиной, встречающейся как в Ветхом, так и в Новом Завете, и связан с принципом православного богословия о синергии между телом (греч. soma) и душой (pneuma).

Что такое пост и как правильно поститься

это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим. Пост – это сильнейшее орудие против греха в руках христиан. Человек совершает ради Бога небольшой поступок – отказывается от скоромной пищи и развлечений. Пост в христиа́нстве — аскетический порыв и система воздержания от жизненных удовольствий и благ, которые берёт на себя христианин на определённое время. Светлый праздник Пасхи предваряет Великий пост — время духовного очищения. Рассказываем, когда пост начнется и закончится в 2024 году и как провести это время правильно. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий