В школе № 376 открыт бюст знаменитого советского лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. 15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. В январе 1933 года В. Чкалов стал лётчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Менжинского, где вместе с Александром Анисимовым испытывал новейшие истребители И-15, И-16 и И-17 конструкции Николая Поликарпова. Но вот как описывает свои впечатления летчик-испытатель Петр Стефановский: «Летным искусством Анисимова восхищался даже Чкалов. Он был действительно непревзойденным мастером техники пилотирования. В Московском районе открыли бюст Валерия Павловича Чкалова, знаменитого советского летчика-испытателя, Героя Советского Союза. Об этом сообщает пресс-служба администрации района.
Чкалов Валерий Павлович
В частности, Богданова заявила, что "для нормализации процессов в голове москвичам не мешает услышать сирену воздушной тревоги". Предполагается, что в ближайшее время Дарью Богданову должны объявить в международный розыск. Минувшей зимой заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов призвал проверить , не является ли государственной изменой высказывание Дарьи Богдановой о необходимости нанести ядерный удар по центрам принятия решений в России, и в частности по Москве.
Черняховска Калининградской области, где успешно освоил Су-24. В 1980 г.
С 1998 по 2010 г. В 2010 г. Проявив себя летчиком-испытателем высокого класса, Валерий Поташов участвовал в 2001 г. Жуковском, а также в рамках праздничных мероприятий в честь дня Воздушного флота России, Дня города, юбилейных дат Новосибирского авиационного производственного объединения, 14-й армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, в одиночном и групповом пилотировании, с элементами сложного и высшего пилотажа на самолетах Су-27, Су-24, Су-34, в 2015 году участвовал в воздушном параде в г.
И Сталин любит летчиков. Сталин лелеет, бережет их… Разве можно представить лучшего друга, учителя, отца…» Валерий Чкалов Сейчас сложно понять, насколько искренним был Чкалов, признаваясь в любви к Сталину. Но то, что о своем восхищении вождем мирового пролетариата летчик говорил и писал многократно, — это факт.
Сталин симпатизировал и доверял Чкалову, насколько он вообще был способен кому-то доверять. Есть свидетельства о том, что в ноябре 1938 года, за месяц до гибели Чкалова, Сталин предложил ему должность наркома внутренних дел. Отказаться напрямую Чкалов не посмел, но сказал, что должен сначала закончить испытания нового самолета.
Пост занял Лаврентий Берия , а Чкалов погиб, и обстоятельства его смерти до сих пор вызывают вопросы. Герой В 1930-е годы культ личности Сталина в СССР был не единственным культом народа, строившего светлое будущее в одной отдельно взятой стране. Помимо героев революции, соратников великих Ленина и Сталина, чтились Герои Труда, лучшие представители пролетарского искусства и культуры, полярники и летчики.
Чкалов был летчиком и полярником одновременно. Всенародную славу ему принес беспосадочный перелет на специально созданном для дальних полетов самолете «РД» АНТ-25, «РД» означает «рекорд дальности» по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд, стартовавший 20 июля 1936 года и продолжавшийся 56 часов 20 минут до посадки на песчаной косе острова Удд в Сахалинском заливе Охотского моря. Протяженность маршрута — 9374 километра — превышала тогдашний мировой рекорд беспосадочных полетов 9105 километров , однако в качестве официального рекорд засчитан не был, так как в то время учитывалось лишь расстояние по прямой.
Для советского народа подобные буржуазные формальности значения не имели, тем более что значительная часть полета проходила за Полярным кругом, в исключительно суровых условиях. За этот подвиг Валерий Чкалов и члены его экипажа были удостоены званий Героя Советского Союза Однако перелет из Москвы на Камчатку был лишь репетицией и прологом к главному событию — беспосадочному перелету из Москвы в США через Северный полюс на том же самом самолете АНТ-25, который состоялся 18-20 июня 1937 года. После этого имя Чкалова стало известно во всем мире.
Молодой Советской России были нужны настоящие, молодые, красивые и отважные герои. Летом 1938 года Чкалов превратился в главного супергероя Страны Советов, обожаемого народом и обласканного властью. Вряд ли он понимал, что тяга к самолетам и станет причиной его смерти.
На календаре 15 декабря 1938 года. Стоял яркий морозный и ветреный зимний день. Чкалову предстояло испытание нового истребителя И-180.
Это был первый полет перспективного боевого самолета. Конструктор Николай Поликарпов и испытатель Валерий Чкалов очень хотели сделать подарок родине к 7 ноября. Спешили, но к сроку самолет готов не был.
Первый испытательный полет несколько раз откладывали. На их устранение отвели всего десять дней. Тем не менее 15 декабря Чкалов продавил разрешение на первый полет.
Препятствовать герою никто не решился. Полетное задание включало круг над аэродромом и посадку. Но Чкалов, сделав круг, и не подумал садиться, вместо этого он ушел на второй круг, более того — ушел за пределы аэродрома.
В тот день был мороз около 25 градусов. На втором круге мотор отказал. Планируя, Чкалов пытался дотянуть до посадочной полосы, но расстояние оказалось слишком большим.
Примерно в километре от аэродрома И-180 упал. Сталину и В. Молотову «Самолет обнаружен на территории дровяного склада Магистральная ул.
Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем.
Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут».
Усачев и Беляйкин получили по 15 лет, Порай — 10. Последний сгинул в лагерях.
Подающему надежды летчику-испытателю навсегда останется 34 года. Трагическое происшествие изменило жизнь его семьи. Ольга Эразмовна осталась без мужа, а Игорь и Валерия лишились отца — опоры и защитника. Для Ольги это был особенно тяжелый удар, ведь она уже носила новую жизнь под сердцем.
Он воспитал двоих сыновей, одного из которых назвал в честь отца. Внук легендарного летчика, в свою очередь, своего старшего сына назвал Игорем. Дочь летчика Валерия Валерьевна посвятила жизнь науке, прошла путь от рядового инженера до начальника сектора во Всесоюзном НИИ радиотехники. За свою жизнь посвятила отцу несколько книг, но, к сожалению, ее уже тоже нет среди живых. А вот самая младшая дочь Ольга Валерьевна здравствует, ей уже более 80 лет. Ее стезя — биология.
В продолжение рода знаменитого летчика у нее на свет появилась дочь Мария, которая, так же как и другие родственники, тесно связана с наукой. Один из самых громких связан с домом и участком в поселке Серебряный Бор. Когда-то в далеком 1939 году землю потомкам авиатора подарила советская власть, дав право на бесплатное и бессрочное пользование дачей. В 90-е годы дача была в собственности компании «Мосдачтрест».
Бросок через Северный полюс: 10 малоизвестных фактов об уникальном перелете экипажа Валерия Чкалова
- Правнук летчика-испытателя Игорь Чкалов: Я человек команды Прилепина
- Первый в Беларуси бюст летчика-испытателя Валерия Чкалова установлен во дворе минской школы
- Против правнучки лётчика Чкалова возбудили дело за призывы к терроризму
- Поделиться
- Правила комментирования
Первый в Беларуси бюст летчика-испытателя Валерия Чкалова установлен во дворе минской школы
По ходатайству многих людей, которые его хорошо знали, Чкалов был восстановлен в армии и командирован в НИИ ВВС летчиком-испытателем в ноябре 1930 года. Смотрите видео онлайн «Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова» на канале «Телеканал «Apиг Уc»» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 июля 2022 года в 9:48, длительностью 00:04:40, на видеохостинге RUTUBE. биография, новости, личная жизнь. Мой прадедушка Валерий Чкалов был выдающимся летчиком-испытателем, человеком-мечтателем, умным и фанатичным. Во всем, что он делал, отдавался на сто процентов, - отметил Игорь Чкалов. Об этом наша беседа с Валерием Поташовым, Героем России, летчиком-испытателем первого класса, заместителем начальника летно-испытательной станции филиала ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова». Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 имени В. Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25 (город Москва).
Гений пилотажа
Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.
Когда Валерию Чкалову исполнилось 16, жизнь сделала резкий виток — он начал работать сборщиком деталей в 4-м Канавинском авиационном парке. В какой-то момент лётчики начали брать юношу с собой в полёты.
И когда Чкалов почувствовал это невероятное ощущение крыльев и свободы, он понял — другой дороги для него больше нет. Только вверх, в небо. Став лётчиком-испытателем, В.
Зрелище пересекающей небо машины настолько захватило Чкалова, что он решил вступить в Красную армию. Таким образом и начался путь к небу. Сначала он работал слесарем и вряд ли подозревал, что когда-то станет героем. Проработав некоторое время, он пошел учиться в Егорьевскую авиационную военную школу. Верный своей мечте, Чкалов стал старательным учеником, поэтому далее он поступил в авиашколу в Борисоглебске, и именно там Чкалов совершил свой полностью самостоятельный полет. Валерий учился с удовольствием и преодолевал любые трудности в обращении с самолетом: осваивал новые приемы и всеми силами совершенствовал свое мастерство. Благодаря своему трудолюбию, Чкалов вошел в число лучших.
В те времена бытовала практика, что лучших учеников отправляют совершенствоваться в военно-авиационную школу в Москве, а потом — в авиашколу в Серпухове. Валерий стал летчиком-истребителем в 20 лет, и его направили в Ленинградскую Краснозаменскую авиаэскдрилью. Готовый встретиться лицом к лицу с любыми трудностями, Чкалов никогда не боялся заданий, где был очень высокий риск для жизни, из-за чего его частенько снимали с занятий. Тем не менее, Валерий стал лучшим летчиком в своей части, и за заслуги его пригласили участвовать в воздушном параде в Москве в честь Октябрьской революции, что считалось огромной честью. Валерий продемонстрировал высший пилотаж, и его лично наградил Климент Ворошилов. После такого успеха произошла катастрофическая неудача. Чкалов столкнулся с линией телеграфных проводов. И хотя обошлось без жертв, и сам пилот не пострадал, наказание за неудачу было очень суровым — Чкалова осудили на один год. Тем не менее, через пару недель вышел приказ об его освобождении, и Валерий был назначен в запас. В дальнейшем, по возвращению в Ленинград, Валерий стал работать инструктором в авиационном клубе.
Это позволило ему очень быстро стать одним из ведущих летчиков-испытателей. Наконец окончив все возможные на тот момент курсы, Чкалов получил желанное направление — в Ленинградскую эскадрилью, названную в честь другого прославленного русского летчика, Петра Нестерова. Как лучший летчик авиаэскадрильи Чкалов принимал участие в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции на Красной площади. За блестящее летное мастерство он получил благодарность от самого наркома обороны Климента Ворошилова. Позднее, в 1930 году, Чкалова зачислили летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС. За два года работы он освоил технику пилотирования 30 типов самолетов и совершил свыше 800 испытательных полетов. Всего он испытал более 70 типов самолетов, а также разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа — восходящий «штопор» и замедленную «бочку».
Летчики преодолели расстояние 8504 км за 63 часа 16 минут. Экипаж приземлился на американском аэродроме Пирсон. А в Вашингтоне их принял лично президент страны Франклин Рузвельт. Значение этого события трудно переоценить как с точки зрения летного дела, так и развития советско-американских отношений. Ведь после Октябрьской революции США долгое время отказывались признавать молодое советское государство. За осуществление этого перелета летчики были награждены орденами Красного Знамени.
Против правнучки лётчика Чкалова возбудили дело за призывы к терроризму
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: след легенды | Валерий Чкалов — советский летчик-испытатель, комбриг, герой Советского Союза. В 1937 году совершил первый в истории беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. |
В.Чкалов - бесстрашный летчик-испытатель. | Иван Шагин/РИА Новости Летчик Валерий Чкалов с супругом Ольгой и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс, 1937 год. |
Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова | Став летчиком-истребителем, Валерий Чкалов поступил на службу в эскадрилью под Ленинградом. |
Бюст прославленному пилоту Валерию Чкалову открыли в минской школе - Российская газета | Заводской летчик-испытатель Валерий Павлович вместе со своими земляками – жителями Василёва – ловит бреднем авиационном заводе Чкалов нашел работу, которая была ему больше всего по время «испытательных полетов он с огромным чувством. |
Telegram: Contact @appchkalovsk | Участники мероприятия возложили цветы к памятнику прославленному летчику, совершившему первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс в составе экипажа самолета АНТ-25. |
Валерий Чкалов — биография
- Нижегородскую башню подсветят в честь юбилея лётчика Валерия Чкалова — РТ на русском
- Чкалов Валерий Павлович
- Краткая биография Валерия Чкалова
- Обстоятельства гибели
- Сообщить об опечатке
- В петербургской школе поставили бюст знаменитого летчика-испытателя Чкалова
Валерий Павлович Чкалов
Заводской летчик-испытатель Валерий Павлович вместе со своими земляками – жителями Василёва – ловит бреднем авиационном заводе Чкалов нашел работу, которая была ему больше всего по время «испытательных полетов он с огромным чувством. Участники мероприятия возложили цветы к памятнику прославленному летчику, совершившему первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс в составе экипажа самолета АНТ-25. Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. Мемориальную доску памяти летчика-испытателя Валерия Чкалова откроют в Ставрополе в переулке имени Героя Советского Союза. Информационная доска расположена на здании по адресу: Чкалова, 17. 120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов.
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: след легенды
Игорь Чкалов – правнук легендарного летчика, уроженца Нижегородской земли Валерия Чкалова. РИА Новости раскрыли историю легендарного советского летчика Чкалова Валерий Чкалов, известный советский летчик-испытатель и Герой Советского Союза, отмечает 120-летие со дня своего рождения. Чкалов стал символом смелости и мастерства в авиации. В кульминационный момент флешмоба над лестницей появилась цитата летчика-испытателя, а участники на самой лестнице и у памятника Чкалову зажгли фонарики, подняли их вверх, символизируя световой поток. Иван Шагин/РИА Новости Летчик Валерий Чкалов с супругом Ольгой и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс, 1937 год. 120 лет назад родился советский летчик-испытатель Валерий Чкалов, ФедералПресс вспоминает, чем прославился герой, а также как сейчас живут его потомки. РИА Новости раскрыли историю легендарного советского летчика Чкалова Валерий Чкалов, известный советский летчик-испытатель и Герой Советского Союза, отмечает 120-летие со дня своего рождения. Чкалов стал символом смелости и мастерства в авиации.
Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова
120 лет Валерию Чкалову — краткая биография, полеты, смерть | летчик-испытатель, герой Советского Союза. В 1937 году совершил первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс. |
Глава 2 Заводской летчик-испытатель | По ходатайству многих людей, которые его хорошо знали, Чкалов был восстановлен в армии и командирован в НИИ ВВС летчиком-испытателем в ноябре 1930 года. |
Бюст летчику Чкалову подарили музею ВОВ | Институтское командование требовало, чтобы летчики-испытатели умели грамотно летать на всех выпускаемых видах истребителей. И Чкалову в самом деле довелось «научить летать» около 70 типов самолетов: истребителей, разведчиков, бомбардировщиков. |
В Ставрополе откроют мемориальную доску памяти летчика-испытателя Валерия Чкалова - АТВмедиа | В России 2 февраля отмечают 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова. Имя советского летчика-испытателя, впервые в истории совершившего беспосадочный перелет через Северный полюс, знают не только в России, но и во всем мире. |
Нижегородскую башню подсветят в честь юбилея лётчика Валерия Чкалова
Губернатор выразил надежду, что благодаря недавно принятому решению об открытии прямых регулярных перелетов между Минском и Нижним Новгородом, школьники смогут побывать в Чкаловске, посетить музей и ближе познакомится с биографией исторической личности. Кстати, одна из улиц Октябрьского района белорусской столицы, поясняет агентство, который называют и воздушными воротами города, носит имя Валерия Чкалова. Когда-то эта символично названная улица связывала Минск с аэропортом Минск-1. Работает в школе и недавно созданная музейная экспозиция, посвященная гражданской авиации.
На примере Чкалова они учились летать, хотели быть такими, как он, они многое сделали, чтобы авиация развивалась.
В Сети она собирает деньги для украинских военных. Фотографией подписанных ею снарядов она «похвасталась» в Twitter. На одном из снарядов украинской армии Дарья, которая прячется за ником Пепел Клааса, захотела сделать надпись «Привет из Бельгии». Кроме того, наследница известного советского лётчика переводит тысячи евро на нужды ВСУ и объявляет среди подписчиков сборы на квадрокоптеры для украинских военных и прочие необходимые в сражениях с российскими солдатами вещи.
Кстати, одна из улиц Октябрьского района белорусской столицы, поясняет агентство, который называют и воздушными воротами города, носит имя Валерия Чкалова. Когда-то эта символично названная улица связывала Минск с аэропортом Минск-1. Работает в школе и недавно созданная музейная экспозиция, посвященная гражданской авиации. На примере Чкалова они учились летать, хотели быть такими, как он, они многое сделали, чтобы авиация развивалась.
И, конечно, стали защитниками своей родины в годы Великой Отечественной войны", - констатировал мэр столицы Владимир Кухарев.
В паре с А. Личная жизнь В 1927 году в Ленинграде Валерий заключает брак с Ольгой Ореховой, молодой учительницей, с которой познакомился на новогоднем вечере.
Спустя год после свадьбы в семье появился первенец — сын Игорь. Через семь лет родилась долгожданная дочь, которую назвали Валерией в честь отца. Валерий Павлович любил своих детей, выкраивая время для возможности побыть с ними, поиграть, почитать.
К сожалению, вторую свою дочь, получившую имя Ольга в честь матери , Чкалов так никогда и не увидел: когда жена была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Ольга Эразмовна, жена Валерия Павловича, прожила до 96 лет. Воспоминания о легендарном супруге, их личной жизни с Валерием Чкаловым нашли отражение в ее книгах.
Новые цели Стремительное развитие авиации, самоотверженная работа авиаконструкторов, летчиков способствовали появлению новых целей и задач. Так, 20 июля 1936 года было принято решение провести длительный перелет 9000 км. Управлять экипажем поручили Валерию Павловичу Чкалову.
На острове на борт самолета была нанесена надпись — «Сталинский маршрут». Перелет прошел успешно. Экипаж — в составе командира В.
Чкалова, второго пилота — Г. Байдукова, штурмана — А. Беляков — за мужество и отвагу был удостоен звания Героев Советского Союза.
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: след легенды
С детства мечтал стать летчиком. В 1923 году поступил в Егорьевскую авиашколу, после окончания которой начал работать пилотом в различных авиаотрядах. В 1930 году был зачислен в отряд испытателей Центрального аэрогидродинамического института. Проявил себя отважным летчиком-испытателем, установившим много мировых авиационных рекордов. Валерий Чкалов стал популярным героем после совершения в 1936-1937 годах беспосадочных перелетов из Москвы на Дальний Восток через Северный полюс и в США через Северный полюс. За эти подвиги ему присвоили звание Героя Советского Союза. Обстоятельства гибели Трагический инцидент произошел 15 декабря 1938 года во время испытательного полета на новом истребителе И-180 конструкции Н. Согласно официальной версии, из-за переохлаждения мотор отказал на высоте около 100 метров, и Чкалов совершил вынужденную посадку на территории дровяного склада недалеко от аэродрома. При ударе о землю Чкалов получил смертельные травмы.
Однако таинственные обстоятельства гибели первого летчика страны сразу породили множество версий и слухов. Рассмотрим основные из них подробнее. Версия 1: несчастный случай Согласно официальному заключению следственной комиссии 1938 года, причиной катастрофы стал отказ мотора из-за переохлаждения. Этот вывод подтвердила и экспертиза 1955 года. А как погиб Чкалов в действительности? Сторонники этой версии считают, что Чкалов, имея богатый опыт, пошел на неоправданный риск, вылетев на технически не подготовленном самолете в сложных погодных условиях. Это и привело к трагической случайности. Версия 2: умышленное убийство Однако многие не верят, что гибель легендарного летчика могла быть случайностью.
Существует версия об умышленном убийстве. Дети Чкалова утверждают, что за год до гибели на отца было совершено несколько покушений. По этой версии, Чкалов был неугоден кому-то. Анализ улик: за и против Чтобы разобраться в противоречивых версиях гибели Чкалова, рассмотрим основные аргументы сторонников каждой из них. Почему Чкалов нарушил запрет на полет? Могла ли одна техническая неисправность привести к катастрофе? Аргументы сторонников версии убийства: Якобы было несколько покушений на жизнь Чкалова Самолет могли специально подготовить для диверсии Слабые места этой версии: Неясно, кто конкретно мог стоять за убийством Многие факты основаны на слухах К сожалению, однозначно установить истинную причину гибели Валерия Чкалова по имеющимся на сегодня данным не представляется возможным. Обе версии имеют сильные и слабые стороны.
Похоже, эта тайна еще долго будет вызывать споры и домыслы. Неоднозначные выводы комиссий Хотя обе официальные комиссии 1938 и 1955 годов пришли к выводу, что причиной катастрофы стало переохлаждение мотора, их заключения вызывают множество вопросов. В частности, комиссия 1955 года возложила часть вины на самого Чкалова, обвинив его в нарушении указаний и чрезмерном риске.
Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии: mirtesen , smi2.
В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15. Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью… "Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию" Истина может лежать где-то посредине. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения. Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна "сработать". Весь вопрос в том, кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел. Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя. Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения "врагов народа", и ходатайствовал перед ним об освобождении некоторых людей, необоснованно, по его мнению, арестованных. Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним. Чкалова оперативные материалы о его причастности к контрреволюционной деятельности, которые докладывались вождю. В этом случае убрать Чкалова "обычным" для того времени путем, то есть "пропустив через суд военной коллегии" было нельзя. Чкалов ведь не Н. Бухарин, который был любимцем партии. Чкалова любил весь народ, и простые люди никогда бы не поверили в то, что он "враг". Чкалова, пока в архивах не обнаружено. Между тем, нельзя исключать, что расправиться над Чкаловым, таким образом, мог кто-то из недоброжелателей рангом пониже. И не обязательно при этом гибель легендарного летчика связывать с политическим заказом. Мотивы могли быть иными — месть или зависть. А недоброжелателей у Чкалова было немало. К сожалению, следствие все расследование перевело в плоскость контрреволюционного вредительства и эту версию практически не отрабатывало. Порай в этой связи писал: "следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию". Судьба осужденных М. Усачев и С. Беляйкин были осуждены 20 июня 1939 года по ст. Порай осужден в тот же день по этому делу по ст. Усачева от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости — "за успешное выполнение ряда заданий оборонного значения". В своем заключении от 10 ноября 1956 года следователь ГВП капитан Терехов, не усматривая контрреволюционного вредительства в действиях осужденных, предлагал дело в отношении С. Беляйкина и В. Порая которых к тому времени не было в живых прекратить полностью, а действия М. Усачева переквалифицировать с контрреволюционной статьи на ст. Не согласившись с его мнением, военная коллегия 25 января 1956 года реабилитировала всех троих за отсутствием в их действиях состава преступления.
Как они там в Ленинграде? Делать в тюрьме было решительно нечего, он перечитал все книги в местной библиотеке, слушал радио. Спал днем. Проснулся, когда принесли обед. Лежал, сидел, ходил, все уже надоело», — написано также в его дневнике. Однако известность пилота была уже слишком велика в стране. Благодаря ходатайству бывших командиров, а также вмешательству ряда высокопоставленных особ наказание Чкалова заменили на условное. Всего в Брянской тюрьме летчик отсидел… девятнадцать дней. Хотя, когда читаешь его записи, то, кажется, что он находился там не меньше года. У Валерия Павловича вообще была такая особенность — он страшно торопился жить. Точно знал, что судьба ему отмерила совсем немного…. Вернувшись к семье в Ленинград, безработный Чкалов засел за учебники и книги. Не надеясь на возвращение в армию, он решил пойти в институт. Однако тоска по аэродрому, по кабине самолета и голубому небу не давала ему покоя. Валерий с радостью принял предложение поработать летчиком-инструктором в местном отделении Осоавиахима. Он летал на прогулочном самолете, катал туристов и пассажиров, учил мальчишек летному мастерству. И снова благодаря вмешательству его бывших начальников было принято решение вернуть искуснейшего авиатора в истребительную авиацию в качестве летчика-испытателя НИИ ВВС. Ленинградский период его жизни закончился, в штат института Чкалов был зачислен 11 ноября 1930 года. В НИИ Валерию Павловичу пришлось заново учиться летать, в институте испытывались летательные аппараты самых различных конструкций и типов. На этом месте он проработал два года, освоив технику пилотирования примерно тридцати различных типов самолётов и совершив более восьмиста испытательных полётов. В частности, ему принадлежит честь проверки уникальнейшей «воздушной этажерки» В. Вахмистрова — бомбардировщика, несущего два истребителя на крыльях. Перевод проходил в торжественной обстановке, превратившись в первый в стране воздушный парад. Свыше сорока самолётов колонной по три в ряд пролетели над Красной площадью. Во главе их находился бомбардировщик «ТБ-3», управляемый экипажем Чкалова. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г. А в 1933 году Валерий Павлович был переведен на работу в Московский авиационный завод им. Работая штатным заводским летчиком-испытателем, Чкалов опробывал новые типы летательных аппаратов. Работа была интересная, благодаря Валерию Павловичу, всегда работавшему в экстремальных условиях, обнаруживались скрытые возможности самолетов. Он принимал участие в испытаниях лучших истребителей тридцатых годов: И-15 и И-16, обкатывал истребители танков «ВИТ-1» и «ВИТ-2», тяжёлые бомбардировщики «ТБ-1» и «ТБ-3», а также огромное количество прочих экспериментальных машин конструкторского бюро Поликарпова. В то же время Чкалов продолжал каждый год демонстрировать фигуры высшего пилотажа во время октябрьских и майских праздников. В конце 1935 года один из ближайщих друзей Чкалова — лётчик-испытатель Георгий Байдуков — предложил ему помочь в организации перелёта из Советского Союза в Соединенные Штаты над Северным полюсом, а также возглавить экипаж самолёта. Валерий Павлович и до этого мечтал о дальних перелетах, однако впервые прозвучало конкретное предложение, даже был назван самолёт — «АНТ- 25» конструктора Туполева, который авиатор знал, как свои пять пальцев. В начале следующего года Чкалов, Беляков и Байдуков обратились в правительство с просьбой провести данный перелёт, однако Сталин, боясь повторения неудачной попытки Сигизмунда Леваневского, указал другой маршрут на то же расстояние: Москва — Петропавловск-Камчатский. Перелёт начался 20 июля 1936 и продолжался 56 часов. Местом посадки стала песчаная коса на острове Удд. Намеченную программу экипаж выполнил с превышением, поскольку, достигнув Камчатки, летчики в связи с плохой погодой развернулись в сторону материка, приземлившись через несколько часов недалеко от Николаевска-на-Амуре. Самолет Чкалов посадил там, где посадить его было почти невозможно — вокруг заполненные водой глубокие овраги, крупная галька, валуны. Общая протяжённость маршрута составила 9370 километров, а члены экипажа был удостоены звания Героя Советского Союза. По прибытии Чкалову был вручен второй орден Ленина. Медаль Золотая Звезда, которую ввели уже после его смерти, была передана детям прославленного летчика в 2004 году. О важности этого перелёта говорит тот факт, что Сталин лично приехал на московский аэродром встречать возвращающихся героев. После этого перелета Чкалов просил руководство позволить ему отправиться на войну в Испанию. Летчику не терпелось проверить свое мастерство в боевых условиях, мечтал он на многократно испытанном им И-16 схватиться с фашистскими МЕ-109. Однако ему этого не позволили. Но, Чкалов не был бы Чкаловым, не сумей он «дожать» проект по перелёту в США через Северный полюс, — в конце весны 1937 разрешение, наконец, было получено. Самолёт с экипажем в составе штурмана Белякова и летчиков Чкалова и Байдукова взлетел на испытанном «АНТ-25» в воздух ранним утром 18 июня, а 20 июня вечером перелет был окончен, самолёт Валерия Павловича благополучно приземлился на военном аэродроме Ванкувера, преодолев положенное расстояние за 63 часа и 16 минут. Скорость полета согласно бортовому журналу составляла в среднем 200 километров в час. Сам полюс Чкалов проспал — не его было дежурство. Друзья не стали будить летчика, за что потом он их долго ругал. Условия этого полёта были значительно более сложными, чем в предыдущий раз — самолет постоянно попадал в циклон, видимость отсутствовала, имелись проблемы с обмерзанием, не хватало запасов кислорода, и маска по очереди переходила от одного члена экипажа к другому. Однако и люди, и самолет с честью выдержали испытание, за подобный подвиг все участники были награждёны орденами Красного Знамени. Беспосадочные перелёты Арктики в 1937 г. Более того, беглый осмотр самолета показал, что Чкалов вполне мог добраться до Лос-Анджелеса, пробыв в небе еще несколько часов. Летчики после приземления совершили небольшое путешествие по городам Америки, а 27 июня их принимал президент Рузвельт в Белом доме. Он долго пожимал Валерию Павловичу руку и даже поднялся из кресла при помощи помощников, дабы поприветствовать героев стоя. Через некоторое время через Северный полюс пролетел еще один отечественный самолет под командованием Громова. А следующим тем же маршрутом вылетел Сигизмунд Леваневский, участник операции по спасению челюскинцев. Над Ледовитым океаном его самолет пропал, до сих пор о судьбе экипажа ничего не известно.
Глава 2 Заводской летчик-испытатель
Игорь Чкалов – правнук легендарного летчика, уроженца Нижегородской земли Валерия Чкалова. Звание Героя России присвоено летчику-испытателю первого класса Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова Валерию Поташову. Валерий Чкалов — советский летчик-испытатель, комбриг, герой Советского Союза. В 1937 году совершил первый в истории беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Правнучка легендарного лётчика-испытателя Валерия Чкалова Дарья Богданова, сбежавшая из России в Бельгию, активно поддерживает и помогает Вооружённым. На территории щелковской школы №12 в рамках празднования 80-летия беспосадочного перелета через Северный полюс в субботу состоялось открытие бюста советского летчика-испытателя Валерия Чкалова, сообщает пресс-служба администрации. 2 февраля 1904 года родился летчик-испытатель Валерий Чкалов, экипаж под командованием которого в 1937-ом впервые выполнил беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс и приземлился на американском аэродроме.
Фотографии
- Герой Советского Союза Чкалов Валерий Павлович :: Герои страны
- Смотрите также:
- Бюст летчика-испытателя Чкалова открыли в Щелково - Центр || Интерфакс Россия
- Глава СК взял на контроль дело о хищении у дочери Чкалова — 11.04.2021 — Криминал на РЕН ТВ
- Сегодня юбилей советского летчика-испытатель Валерия Чкалова
Граффити-изображение лётчика-испытателя Валерия Чкалова появилось в аэропорту Минвод
Чкалов в одночасье оказался всенародным любимцем, которого уважали все. Рукопожатие через полюс 1975 Валерий Павлович не стал останавливаться на достигнутом. Пользуясь заслуженным доверием, он вновь обратился к руководству с просьбой провести полет в Штаты. Путь оказался не в пример труднее того, который летчики прошли до этого. Мешали плохие погодные условия, минимальная видимость. Пилоты сталкивались с обледенением. Полет закончился 20-го июня. Экипаж совершил посадку в Ванкувере, штат Вашингтон.
Дорога вела через Северный полюс, общая протяженность пути составила 8 с половиной тысяч километров. Это был настоящий рекорд. В Соединенных Штатах пилотов встретили радушно. Подвиг Валерия Чкалова и экипажа отметили орденами Красного Знамени. Вскоре опытный пилот стал депутатом Совета Национальностей. В декабре 1937, еще при жизни летчика, люди из Василева просили переименовать село в честь выдающегося земляка. Власти на это охотно пошли.
Перелёт, ставший легендой. Валерий Чкалов Трагическая гибель пилота Опасности подстерегали Чкалова практически с самого начала службы. Такова была профессия летчика-испытателя. Он несколько раз попадал в аварии. Серьезная катастрофа произошла в начале октября 1937. По заданию руководства НИИ Чкалов должен был протестировать модификацию самолета И-16 на максимальной скорости. Однако в ходе пилотирования выяснилось, что мотор машины неисправен.
Валерию Павловичу пришлось срочно приземляться. Посадка была очень жесткой. Самолет потерпел катастрофу, сам же летчик получил травмы, но к счастью остался в живых. Толстой, летчик В. Чкалов и актер И. В самом начале декабря 1938 Чкалова вызвали для пилотирования нового самолета И-180. Это событие стало в жизни летчика роковым.
Изначально с машиной было много проблем и сложностей. Дату завершения работ над ней несколько раз переносили. Заканчивали создание в огромной спешке. Истребитель И-180 Конструкторы планировали сдать самолет к новому году. В начале декабря машину осталось только протестировать. Однако как показали испытания на земле, а также инженерные изыскания, в конструкции было почти две сотни изъянов. Поликарпов протестовал против такого риска.
Однако его не стали слушать и отстранили от работы. План экспериментального пилотирования И-180 подразумевал целый ряд этапов. Чкалов отвечал за самую первую: сделать несколько кругов на местности над Центральным Аэродромом при выдвинутом шасси. Несмотря на сложные погодные условия, полет шел отлично. Однако в последний момент самолет задел электрические провода, повредился крылом о столб и потерпел аварию. Чкалова выкинуло из кабины.
Поговорить с правнуком легендарного летчика-испытателя, конечно, здорово. У многих детей после его рассказа возникнет желанием узнать и свои корни, - отметила педагог дополнительного образования 34-ой и 24-ой школ Оренбурга Виктория Турьянская. В этот день юные оренбуржцы получили грамоты за успехи в учебе. Прошедшая лекция дала старт серии мероприятий, целью которых является мотивация к изучению освоения неба и космоса. Оценить Размещено: 14 апреля 2021 11:25 Телефон приёмной: 8 3532 78-60-21.
Фото советских летчиков появились на первых полосах ведущих западных газет, их принял в Белом доме президент Рузвельт. В честь Чкалова назвали улицу в Ванкувере. Валерий Павлович стал мировой знаменитостью. И любимцем Сталина. Вождь часто приглашал аса на кремлевские мероприятия, застолья. Ему было всего 34. Популярна версия, что любимца угробил... Руками Берии. Та отвергла притязания, зато ежедневно встречалась с Чкаловым. Сталин позвонил к ней и произнес лишь одно слово: «Ну? Он очень любил свою супругу Ольгу Эразмовну. Тот отказался. Сталин отказа не простил. Берия в начале 1938-го назначил своего секретного агента Усачева директором московского авиазавода и поручил убрать строптивца. Что тот и сделал, отправив в полет на неисправной машине. Берия тогда был далеко от Москвы, Грузией руководил. НКВД возглавил только 25 ноября, за три недели до трагедии. Вообще я крайне отрицательно отношусь к Лаврентию Палычу. Но тут вынужден признать: именно Берия пытался спасти знаменитого летчика - удержать от рокового полета. Это подтверждают найденные мной в архивах документы под грифом «совершенно секретно». Но его срочно отозвали в Москву на испытания истребителя, назначенные на 12 декабря. Секретный агент сообщил в НКВД, что у самолета много неисправностей. На машине нет ни одного паспорта, так как начальник технического контроля завода Яковлев их не подписывает до устранения всех дефектов. Однако, под нажимом директора Усачева, Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, отметив, что разрешает полет на ограниченной скорости. Сегодня 12. Машину поведет Герой Советского Союза - комбриг В. Имеющиеся дефекты могут грозить катастрофой самолета в воздухе». Сталин отменил полет.
Взгляните на фотографию двух друзей — Чкалова и Анисимова. Она лучше всего иллюстрирует эту «незримую дистанцию». Никаких вольностей в обращении, никакого панибратства, похлопывания по плечу. На снимке, скорее, командир и его подчиненный. А ведь в сущности так оно и было. К тому же Чкалову нравилось быть ведомым у Анисимова. Чкалов был молод и бесшабашен, но его всегда тянуло к людям с жизненным опытом. Анисимов был мудр. У него было свое философское понимание летного дела. Воспитанный старой школой, друживший с первыми русскими авиаторами, он считал, что полет — это искусство, которое служит рыцарскому воздушному бою, а летчик — артист. Он должен беззаветно служить искусству и не унижать его ничем, кроме работы в воздухе. Александр Фролович никуда и никогда не рвался, ему чужды были чины, ранги, награды… Он всячески отбивался от любого начальственного поста: «Я летчик, а не командир! Вот как описывает одну из сцен Михаил Каминский: «Я построил личный состав отряда и доложил Анисимову: — Товарищ командир! Личный состав отряда построен для получения указаний. Читал Анисимов, что называется, «вслух про себя», и мы только слышали невнятную скороговорку: «бу-бу-бу». Огласив параграф, он тут же его комментировал: — В общем, тут говорится, что в столовую ходить строем. Но мы не дети, будем ходить так… А еще говорится, чтобы по утрам делали зарядку. Ну, я человек здоровый, мне это не нужно, а вы как хотите… Однажды наш парторг штурман Филимонов проводил общее собрание личного состава. Помнится, обсуждались обязательства по соцсоревнованию. Первый пункт гласил: «Не опаздывать на службу». Анисимов подал реплику: «А мы и без соревнования не должны опаздывать». Филимонов, не смущаясь, зачитал остальные пункты, в которых шла речь о бережном отношении к технике, об экономии горючего и т. По всем пунктам Анисимов делал язвительные замечания. Когда обескураженный Филимонов предложил высказаться по проекту, Анисимов поднялся и, направляясь к двери, пробурчал: «Ну, я уже высказался! Многие из летчиков считали, что Анисимов боится конкуренции и всегда старается скрывать свои секреты выполнения пилотажных фигур, прикидываясь простачком. Со стороны так и могло показаться. Но ведь и своему другу Чкалову он ничего не показывал и не рассказывал. Нет, Александр Фролович считал, что летчик сам до всего должен доходить. Летный почерк должен быть у каждого свой. Странно будет, если начинающий артист в театре примется подражать знаменитости. Кроме смеха, это ничего не вызовет. Пилотаж — это и есть почерк летчика, и он должен быть свой. А летчик, по-анисимовски, — артист, творящий искусство в небе. Научить ему подражать, конечно, можно. А если у него дальше этого дело не пойдет и он где-нибудь сорвется, на чьей совести будет его гибель? Для молодых летчиков Анисимов был недоступен, а глядя на его поведение, они и сами не особо приближались к нему. Михаил Каминский вспоминал, что Анисимов «был вспыльчив, самолюбив, агрессивен в споре, мог даже ругаться, как боцман». Но вот как описывает свои впечатления летчик-испытатель Петр Стефановский: «Летным искусством Анисимова восхищался даже Чкалов. Он был действительно непревзойденным мастером техники пилотирования. Летал легко, непринужденно, фигуры высшего пилотажа выполнял исключительно чисто. Чкалов старался подражать Анисимову, стремился освоить его приемы, но преуспеть в этом так и не смог. Не давалась ему анисимовская плавность, нежность полета. Характер был, видать, круче». Оба за пилотаж на низкой высоте отсиживали на гауптвахте не раз. И все же Валерий завидовал Саше: так мягко, плавно, изумительно чисто выполнять фигуры, как это получалось у Анисимова, он не мог… Кряжистые были оба, чем-то мне напоминали героев Мамина-Сибиряка. Время тогда, конечно, было какое-то пронизанное своеобразной романтикой авиационной зари. На виртуозов, таких как Анисимов и Чкалов, смотрели, как на отмеченных десницей бога.