Михаил Иванович Шуйдин появился на свет в одной из деревень Тульской области в 1922 году. В самом начале 80-х клоунскому тандему Юрий Никулин – Михаил Шуйдин стукнуло тридцать лет.
Встретились в цирке и не расставались: история любви Юрия и Татьяны Никулиных
Почему многолетний партнер Юрия Никулина клоун Михаил Шуйдин выходил на манеж только в перчатках? | В самом начале 80-х клоунскому тандему Юрий Никулин – Михаил Шуйдин стукнуло тридцать лет. |
ПАРТНЕР "БАЛБЕСА": ygashae_zvezdu — LiveJournal | Только администатор цирка и Никулин с Шуйдиным жили в отдельных номерах в гостинице Няринга. |
Легендарные репризы Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Советский цирк. Сборник - YouTube | Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные. |
Встретились в цирке и не расставались: история любви Юрия и Татьяны Никулиных
Именно тогда и возникла идея использовать на эту роль жену Юрия Никулина: «Ты маленькая, худенькая, наденешь брюки и вполне сойдешь за мальчика». Начались репетиции. И вот в середине лета 1951 года номер этот был принят. Никулин с Шуйдиным получили свою первую, как в то время говорили, разнарядку — в город Калинин. Естественно, волновались.
Как встретят? Где придется жить? Как примут зрители? Почему вы ее вечно таскаете с собой?
В поисках квартиры Гастроли в Калинине навсегда остались в памяти Юрия Никулина. Он поведал о них в своих мемуарах «Почти серьезно…». А вот как описывает их Иева Пожарская в книге «Юрий Никулин». Летний Калининский цирк оказался деревянным обшарпанным зданием с пристройками и большим двором.
Находилось оно в городском парке рядом с Волгой, там, где проходил ров, оставшийся еще от древнего Тверского кремля. Оставив чемоданы во дворе цирка у проходной, артисты, все втроем, отправились вместе с экспедитором выбирать квартиру. В те времена при цирках не было ни гостиниц, ни общежитий, и артисты, гастролируя, жили на частных квартирах, а иногда даже прямо в цирке, в гримерной. Обычно Никулин и Шуйдин, заселяясь в квартиру на гастролях, придерживались лишь одного условия: только бы недалеко от цирка.
Теперь же Никулин досконально осматривал предлагаемые комнаты и комнатушки: на этот раз ему приходилось жить в Калинине с женой». Анекдоты от Никулина Из разговора двух приятелей: — Прихожу на днях домой.
У Михаила Ивановича очень мощный клоунский талант. Он был яркий буффонадный артист. Прослужил до самой пенсии, участвовал в пантомимах, спектаклях, которые разыгрывались на манеже. Программка гастролей Никулина и Шуйдина в Туле. При этом Шуйдин был замкнутый в себе, серьезный человек.
Клоуны часто бывают в жизни грустными. Он был типичный фронтовик, человек после войны. Весь в семье, в работе, в творчестве, в манеже. Сердитый бывал часто. Принципиальный, когда молодые ребята приходили с ним работать. Он на них и кричал, и топал ногами. Хорошая семья, двое сыновей.
Они были и хоккеистами, и в то же время интересными артистами. Долгое время потом был директором программы «Цирк на льду». Сам тоже выступал, он великолепно владел коньками». Александр Дмитриевич вспоминает, что заполучить на гастроли Никулина и Шуйдина было невероятно трудно. И это были феноменальные гастроли. Его отец, а директором цирка тогда был легендарный Дмитрий Иосифович Калмыков, даже не брал телефон, потому что звонил весь город. Свободных мест не было в зале.
Даже стулья некуда поставить — столько было желающих. Но удалось договориться на дополнительные представления. У него жесткий график, переезды, съемки. Но он пошел навстречу, видя такой успех. Да и они очень дружили с отцом. У меня есть много фотографий, подписанных Юрием Владимировичем. И мне он потом много помогал».
Когда Никулин участвовал где-то в съемках, Михаил Иванович выступал с сыном. Так было, например, в первой программе сезона 1971-72 годов с дрессировщицей Маргаритой Назаровой, которая возвращалась на манеж. Паузы между номерами в этой программе Михаил Иванович заполнял вместе с сыном Вячеславом. Правда, недолго — всего три недели. Михаил Шуйдин также снимался в сатирическом журнале «Фитиль», и участвовал в съемках нескольких цирковых программ. Умер 24 августа 1983 после тяжелой болезни. Они показывают те же репризы, с которыми выступали мы с Шуйдиным.
Однажды я видел их в Рязани и все ловил себя на ощущении, что смотрю не чужую работу…». Памятник Никулину и Шуйдину перед Курским цирком. В Москве, у цирка на Цветном бульваре, есть памятник Юрию Никулину. А вместе — и Никулин, и Шуйдин они на памятнике у Курского цирка. Долгое время бродили слухи, что памятник своему великому артисту, настоящему герою Михаилу Шуйдину хотели поставить и в Туле. Да все места подходящего около цирка не могли найти — надо же куда-то и автобусы припарковывать. Так и не нашли.
Есть интересная история, новость, фото или видео? Телефон редакции 57-07-07.
Небольшой уютный отель с отличной кухней и выпивкой. Конечно вечерком посидели, выпили. Всё чинно-благородно без конфликтов, местное население не обижали. Утром головная боль, но Шуйдин привык просыпаться рано и вышел на крыльцо покурить. Вдруг видит машина "скорой помощи" не может проехать на узкую улочку из-за вставшей там легковушки возле которой туда-сюда бегает плюгавенький мужичонка в слезах и панике. Выяснилось, что у него супруга рожает раньше срока, роды возрастные, сложные, двойня, кровотечение, вызвал врачей, а те по узким, средневековым улочкам проехать не могут потому что некто товарищ Лиепиньш - местный партийный начальник свою новенькую "Волгу" убирать не хочет и разговаривает с соседями через дверь.
Врачи выскочили из своего автомобиля метнулись к бедняге домой, потом вернулись безаппеляционно заявив, что нужна срочная госпитализация, а "Волга" всё стоит. Шуйдин принял решение действовать.
Затем начал вместе с Юрием Никулиным работать учеником-помощником у клоуна Карандаша.
Вскоре, уйдя от Карандаша, Никулин и Шуйдин создали клоунский дуэт Никулин и Шуйдин и практически до конца жизни Михаила Шуйдина в 1983 году работали вместе. Клоунский образ Михаила Шуйдина был в виде разудалого рубахи-парня, который всё умеет и всё знает, в отличие от образа Юрика Никулин , который был ленив и меланхоличен. Таким образом, их совместная работа строилась на противоречии характеров.
В обычной жизни, однако, по признанию самого Юрия Никулина, Михаил Шуйдин и Юрий Никулин особых отношений не поддерживали — сказывалась большая разница в характерах и образе жизни.
Почему Михаил Шуйдин не получил звание Героя Советского Союза
Вечером 6 июля бригада покинула город и двинулась на Вильнюс. Рано утром 8 июля танкисты Асланова пошли на штурм города. И здесь вновь отличились действовавшие впереди, в разведке, экипажи Шуйдина и Данилова. Согласно журналу боевых действий, Михаил со своим экипажем уничтожил в Вильнюсе одно орудие, 7 пулеметных гнезд в домах и 35 автоматчиков, а Дмитрий - одно орудие и до 50 гитлеровцев. Понес потери и действовавший без поддержки пехоты, что в уличных боях смерти подобно, 2-й танковый батальон. Константин Платонович очень сильно обгорел и был эвакуирован в тыл.
Вместо него 10 июля командиром батальона был назначен его заместитель гв. Несмотря на то что в этот день танкисты еще участвовали в боях и были выведены из Вильнюса только к вечеру, Гичко именно 10 июля, в первый день своего командования батальоном, представил экипажи Шуйдина и Данилова к наградам за захват и удержание плацдарма у Сморгони. Признаюсь, установить имена всех членов этих экипажей оказалось не так-то просто. Одного из них - механика-водителя танка Данилова - в архивных документах я так и не нашел. Это члены экипажа Михаила Шуйдина.
На командира танка гв. Пройдя через сито мнений и решений вышестоящих командиров и начальников, наградные документы финишировали со следующим результатом: орден Красного Знамени отжалели только Петру Коновалову, Дмитрию Данилову лишь орден Отечественной войны 1-й степени, а остальным танкистам - ордена Красной Звезды. Такую оценку получил их подвиг у Сморгони. Но где же среди них главный виновник торжества, их командир Михаил Шуйдин? Вот это и по сей день настоящая тайна.
Забыть его Гичко, у которого с Шуйдиным были дружеские отношения еще с лета 1943 года, не мог. Значит, Михаил был представлен к награде и она, конечно же, была не ниже ордена Красного Знамени. Орден Ленина? Комбриг генерал Асланов - орденом Суворова 2-й степени представлялся к званию Героя Советского Союза. Еще двое - начальник политотдела бригады гв.
Такой же награды был удостоен и командир 2-го танкового батальона гв. И только Михаил Шуйдин за мужество и отвагу, проявленные в боях за Белоруссию, награды так и не получил. Ни ордена, ни медали! Куда подевались его наградные документы, кто и почему положил их под непроницаемое сукно забвения, неведомо и по сей день. А то, что они были, подтверждается и тем, что когда всего через месяц тот же Владимир Гичко будет писать наградной лист на Шуйдина к званию Героя Советского Союза, то о его подвиге при форсировании Вилии и захвате плацдарма у Сморгони он даже не упомянет.
И это понятно: за это он Михаила к награде уже представлял и кто же знал, что документы исчезнут. В Главном управлении кадров наркомата обороны, которое в апреле 1943 года возглавил генерал-полковник Филипп Голиков руководивший накануне войны Главным разведывательным управлением Красной Армии , в вопросах награждений царил несусветный беспорядок. Особенно это, к сожалению, коснулось операции "Багратион". Представления к ордену Ленина и званию Героя Советского Союза, оформленные в июне-июле 1944 года валялись, другого слова и не подберешь, на столах кадровиков до конца марта 1945 года! Восемь месяцев!
К тому времени многие, так и не получив заслуженных наград, погибли. А среди выживших масса примеров, когда за один и тот же подвиг их наградили дважды! Командиры, не дождавшись за долгие месяцы награждения своих бойцов, терзаемые совестью и догадками, писали новые представления - к награде ниже рангом, обычно к ордену Красного Знамени. И никто в ГУКе за это не ответил. Нетрудно догадаться, какие чувства испытывал Михаил Шуйдин, когда 14 августа в 35-й гв.
Их лично вручал командир 3-го гвардейского Сталинградского мехкорпуса Герой Советского Союза гв. К Боевому Знамени бригады Обухов прикрепил орден Красного Знамени, засверкали ордена и медали и на груди у многих танкистов. Шуйдин не получил ничего... Танкисты генерала Асланова прошли огненными дорогами Белоруссии и Прибалтики более 1. Их планировали вывести в тыл, на отдых.
Но помешали гитлеровцы, которые силами пяти танковых и одной моторизованной дивизий более 800 танков и самоходных орудий! Сохранившиеся в Подольском архиве документы и карты позволяют рассказать о последних боях, в которых участвовал гв. К семи утра 20 августа 2-й батальон гв. Комбат решил контратаковать в направлении Ренги, но бой с "Тиграми" и "Пантерами" сложился крайне неудачно: немцы сожгли 7 наших "Шерманов"! В батальоне осталось всего 8 танков.
Большие потери были и в личном составе. Гичко назначил Шуйдина командиром роты, а заряжающего из его экипажа гв. Немцы были всего в одном! В 13 часов 35 минут около 20 танков и самоходных орудий с батальоном пехоты ринулись в решающую атаку от высоты с отметкой 84,4 в направлении Гостинного Двора, что на северо-западной окраине Жагаре. Рота Шуйдина, расположившаяся в кюветах у дороги, встретила гитлеровцев кинжальным огнем в упор.
Но, несмотря на потери, они продолжали двигаться вперед. Когда обстановка стала критической, Михаил решил контратаковать. Взревели двигатели, и "Шерманы", поднимая гусеницами клубы пыли, помчались в отчаянно-героическую атаку на немецкие "Тигры". Во встречном бою, лоб в лоб, с этими тяжелыми монстрами у них было очень мало шансов на успех. Как выглядело это леденящее кровь сражение, вы можете понять, посмотрев вышедший в 2014 году на кино- и телеэкраны фильм "Ярость", который стал достойным гимном памяти всем погибшим в годы войны экипажам "Шерманов".
А в составе Красной Армии воевало около четырех тысяч танков этого типа. В одном из эпизодов фильма в страшном бою на наших глазах сгорают экипажи трех "Шерманов" и только четвертому, которым командует сержант Кольер его роль блестяще исполнил актер Бред Питт , все-таки повезет сблизиться с "Тигром", зайти ему в корму, где тоньше броня, и произвести разящий выстрел из пушки. В этом фильме снимались реальные танки "Шерман" четырех различных модификаций, "живым", не бутафорным был и "Тигр". Михаил Шуйдин воевал на "Шермане" с 75-мм короткоствольной пушкой, таким же в фильме командует сержант Дэвис артист Брэд Хенке. В жуткой схватке с "Тигром" танк Дэвиса погибает последним.
Проломил "Тигр" и броню танка Шуйдина, но выдержать контратаку его роты гитлеровцы не смогли и, оставив на поле боя четыре подбитых танка и два самоходных орудия, начали отходить. Жагаре и на этот раз отстояли! Но какой ценой!
Вильнюс отличились: экипаж Шуйдина, который, находясь в разведке, уничтожил одно орудие, 7 пулемётных гнёзд в домах и 35 автоматчиков, и действовавший с ним экипаж Данилова, уничтоживший одно орудие и 50 немцев». Был представлен командованием к званию Героя Советского Союза, но решением командующего бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенанта танковых войск К. Скорнякова звание Героя было заменено на орден Красного Знамени. Из представления к званию Героя Советского Союза: «За период боевых действий с 23. Шуйдин М. Он проявил исключительное умение и храбрость при форсировании р. Березина, танками своего взвода первый ворвался и мастерски выиграл бой за г. Вилейка, г. Сморгонь и город Вильно. Смело и тактически грамотно неоднократно действовал в разведке, доставлял командованию ценные сведения о противнике. Лично сам и с танками своего взвода тов. Шуйдин уничтожил: 4 танка, 2 самоходные пушки, в том числе самоходное орудие «артштурм», 7 автомашин, 70 солдат и офицеров противника, взял в плен 20 немецких автоматчиков». Командование и боевые товарищи отмечали исключительный героизм Шуйдина. За время боев Михаил Иванович 13 раз!!! В бою, за который был представлен командованием к высокой награде, получил сильные ожоги и тяжелую контузию, после которой почти год пробыл в госпитале. Однако обожженные на фронте руки вынудили его переквалифицироваться: он учится искусству акробата-эксцентрика. Во время учебы Михаил Иванович подрабатывал клоуном, что сильно пришлось ему по душе.
Зато можно было наблюдать за работой мастеров — не только за Карандашом, но и за дуэтом Демаша и Мозеля, классической парой-буфф, которая тоже в то время работала в Ленинграде. В 1956-м, уйдя от Карандаша вместе с партнёром Михаилом Шуйдиным, Юрий Владимирович снова оказался на Фонтанке — выступал в программе иллюзиониста Эмиля Кио. А в 1958 году Никулина и Шуйдина, уже самих по себе, пригласил отработать сезон в Ленинградском цирке его тогдашний художественный руководитель Георгий Венецианов. Им нужно было заполнять паузы в режиме «весь вечер на манеже». Раньше такого делать не приходилось, клоуны сомневались: получится ли? Венецианов настаивал, напоминал, что не боги горшки обжигают. Попробовали — получилось. Затем Венецианов позвал их поработать ещё раз. И ещё. Выступая не только как худрук, но и как наставник, он помогал Шуйдину с Никулиным разрабатывать программу — уникальный репертуар клоунад и реприз. В том, что их творческий дуэт состоялся и в своё время был очень популярен, немалая заслуга Венецианова и Цирка на Фонтанке. Интересно, что в качестве клоунов в Ленинграде Никулин с Шуйдиным появлялись не только на манеже, но и в Мариинском театре. Правда, всего однажды — в рамках городской конференции устроили концерт мастеров искусств, на котором клоуны представляли цирк. Не всем идея позвать циркачей в тогдашний Театр оперы и балета имени Кирова пришлась по душе. Кто-то сказал за кулисами, что клоуны в Мариинке — это позор. Никулин огорчился, потом поделился этим с Венециановым. Георгий Семёнович утешил его, поделившись соображением: и в Мариинском театре есть свои дураки. Телевидение В 1964 году Шуйдин и Никулин снова выступали на Фонтанке. Как раз тогда Ленинградская студия телевидения решила подготовить документальный телефильм под названием «Мы идём в цирк». В самом начале, на титрах, когда даже ещё не появилось название фильма, уже во множестве мелькали портреты Никулина. Первый кадр ленты: диктор Сергей Тулупников разглядывает афишу вечернего представления, на которой, конечно же, Никулин. В 1964 году он уже снялся и у Гайдая, и в популярных «Когда деревья были большими» и «Ко мне, Мухтар! И на ТВ, и в цирке понимали, кого зритель захочет видеть прежде всего. Тулупников опускается на стул. Никулин: — Только там змея, осторожно. Тулупников испуганно вскакивает, Никулин довольно смеётся. Резиновая гадюка по имени Катя потом появится на манеже и благодаря ловкости артистических рук будет сама собой ползать, а потом, к радости публики, даже улетит в зал — прямо в одного из зрителей. Во избежание несчастных случаев здесь использовали «подсадку»: зрителем был «свой», который заранее садился на одно из мест, а при встрече с Катей делал вид, что в ужасе, чтобы публике было смешнее. Есть в фильме и другие миниатюры — например, сатирическая, про бюрократа Шуйдин , который требует у пришедшего наниматься на работу Никулина самые немыслимые справки. И тот каждый раз вынимает их из кармана, приговаривая: «Пожалуйста». Бюрократа это бесит: он любит, когда люди мучаются от того, что у них нет нужных документов. В 1995 году, когда Юрий Владимирович уже не выступал и не снимался в кино, но часто появлялся в телепередачах, он дал интервью для фильма, который снимался на петербургском телевидении, — «Ожидание концерта» 1995 об Утёсове.
Право снять белую ткань, накрывавшую памятник предоставили главе Росгосцирка, а также руководству региона и директору курского цирка. Под торжественную музыку перед собравшимися курянами предстали две фигуры - Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Теперь легендарные артисты встречают на площади всех курян и гостей города, идущих в цирк.
На войне, на манеже, на экране. Сегодня — 100 лет со дня рождения Юрия Никулина
Back to USSR. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин | Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные. |
Клоун Михаил Шуйдин командовал взводом американских танков «Шерман» | 28.9 Мб или 3gp - 8 Мб на мобильный телефон. |
«Бревно» на манеже | официальный сайт «Тверские ведомости» | Никулин и Шуйдин на арене Никулин и Шуйдин — клоунский дуэт артистов Юрия Никулина и Михаила Шуйдина[1]. Содержание 1 История 2 Лучшие номера дуэта 3 См. также 4 Примечания История Первоначально Никулин и Шуйдин работали вместе в группе Карандаша на правах. |
Михаил Шуйдин: подольчанин, танкист, клоун, народный артист | Самый знаменитый цирковой номер Никулина – сценка с бревном, которую он исполнял с Михаилом Шуйдиным. |
Легендарные репризы Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Советский цирк. Сборник | Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (1978). Сохранено в Цирк Разное. |
Клоун, 13 раз горевший в танке
Дуэт Никулин—Шуйдин просуществовал длительное время и пользовался большим зрительским успехом, хотя по характеру артисты были совершенно разные. Клоуны Юрий Никулин (справа) и Михаил Шуйдин (слева) выступают на арене цирка на Цветном бульваре. Фото: РИА Новости/Лев Великжанин. Знаменитый тандем "Никулин – Шуйдин" действовал на манеже почти 30 лет. Под такими псевдонимами стали выступать дуэтом Михаил Шуйдин и Юрий Никулин. Михаил Иванович Шуйдин появился на свет в одной из деревень Тульской области в 1922 году. У легендарного советского комического актёра Юрия Никулина не было профессионального образования.
Фронтовые будни мастеров смеха
Памятник клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину | Клоуны Юрий Никулин (справа) и Михаил Шуйдин (слева) выступают на арене цирка на Цветном бульваре. Фото: РИА Новости/Лев Великжанин. |
Дуэт Никулина и Шуйдина - Экспресс газета | Однако при этом уточнил — так как Никулин и Шуйдин были с чувством юмора, то на шутников обижаться не стали. |
Гениальный «балбес». Юрий Никулин превращал партийных бонз в обычных людей | Советский клоунский дуэт артистов Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. |
10 раз горел в танке: как воевал знаменитый клоун Михаил Шуйдин
Смотрите онлайн видео Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Кто знает, оказалась бы столь успешной тридцатилетняя история дуэта, не получи Никулин и Шуйдин такой тяжёлый военный опыт. Осенью 1950 года Никулин и Шуйдин после очередного скандала от учителя ушли. Когда перед Курским цирком открывали памятник Никулину и Шуйдину, я так и сказал: они всегда были солдатами. Никулин Шуйдин Лошадки, Водка HQ. Легендарные репризы Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Фильм о Юрии Никулине и буднях цирка на Цветном бульваре. Подробная информация о фильме Сегодня и ежедневно на сайте Кинопоиск.
10 раз горел в танке: как воевал знаменитый клоун Михаил Шуйдин
Кто знает, оказалась бы столь успешной тридцатилетняя история дуэта, не получи Никулин и Шуйдин такой тяжёлый военный опыт. Жаль, конечно, что новое поколение клоунов не дотягивает до уровня Никулина и Шуйдина настоящих маэстро. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (1978). Сохранено в Цирк Разное. Нашел фотографию из цирка и вспомнил, что этой клоунаде Юрий Никулин в своей книге посвятил пару абзацев. Get to know everything Vimeo can do for your business. Watch now. Михаил Иванович Шуйдин появился на свет в одной из деревень Тульской области в 1922 году.
Никулин и Шуйдин: лед и пламень
Затем были бои за освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра в районе Канева. Выполнивший поставленную задачу, измотанный и обескровленный в боях 3—й гвардейский Сталинградский механизированный корпус отводят в район Курска для пополнения и отдыха. В марте 1944 года в Тульском танковом военном лагере корпус получает иностранное вооружение, поставляемое в СССР по ленд—лизу: американские средние танки «шерман» и английские легкие «валентайн», автомобили «виллис», «студебекер», «додж», пистолеты—пулеметы «томсон», пулеметы «браунинг». Первому и второму танковым батальонам 35—й гвардейской танковой бригады достались «шерманы», третьему — «валентайны». Михаилу Шуйдину как человеку, любящему технику, уже первое знакомство с «американцем» доставило немало приятных минут. Это — единственный танк во Второй мировой войне, у которого пушка имела стабилизатор в вертикальной плоскости наведения, что позволяло вести огонь с ходу прицельно, а не по принципу «куда Бог пошлет». Плюс к этому не уступающий немецкому телескопический прицел с прекрасной оптикой и пружинная подвеска, обеспечивающая танку плавный, мягкий ход. Опять же это был единственный танк, имевший гусеницу с резинометаллическим шарниром, что снижало демаскирующий шум при движении оглушительный лязг гусениц нашего Т—34 слышался за километры и увеличивало срок эксплуатации самой гусеницы. На командирском танке Михаила Шуйдина 14 апреля 1944 года его назначили командиром взвода установили две очень надежные радиостанции УКВ и КВ диапазонов с дальностью связи до 15 км.
Оснащение танка было продумано до мелочей: от мощных фар и звуковой сирены до малогабаритного движка для подзарядки аккумуляторов и гирокомпаса, позволявшего при нулевой видимости выдерживать направление движения. Необыкновенно комфортные, а по нашим меркам просто царские условия были созданы для экипажа: отличная вентиляция, полумягкие сиденья, подлокотники, обивка из кожи, аптечка, двухконфорочный примус, пять столовых приборов... Гвардии лейтенант Шуйдин осваивает это американское танковое чудо одним из первых, за что получает от комбрига гвардии генерал—майора Ази Асланова самую дорогую и крайне редкую для фронтовиков награду — трое суток отпуска с выездом на родину. По иронии судьбы его родиной являлась как раз тульская земля. Совсем недалеко от их полевого лагеря в деревне Казачья Щекинского района в семье местного пастуха и родился Миша Шуйдин. Но сейчас его ждали в Подольске — мама, любимая девушка Зина. Три дня пролетели, как три минуты. Провожая Мишу обратно на фронт, никто из родных тогда не мог и предположить, какие тяжкие испытания выпадут на его долю, какой долгой и трудной станет его дорога домой.
Мы идем вперед! В операции «Багратион» важнейшая роль отводилась танковым войскам. Планировалось ударить мощнейшим бронированным кулаком: 2 танковыми армиями, 5 отдельными танковыми и 2 отдельными механизированными корпусами, 16 отдельными танковыми бригадами, 39 танковыми полками и более чем 70 полками самоходной артиллерии! Особая роль в этой армаде отводилась 3—му гвардейскому Сталинградскому механизированному корпусу. В составе мобильной конно—механизированной группы совместно с 3—м гвардейским кавалерийским корпусом в полосе 5—й армии 3—го Белорусского фронта корпус вводился в прорыв в направлении Богушевск — Сенно — Черея — Холопеничи — озеро Палик в бассейне Березины. Забегая вперед, скажу, что со своей задачей танкисты 3—го гвардейского корпуса справились блестяще. Они разрезали оборону немцев и, стремительно продвигаясь вперед на своих «шерманах» и «валентайнах», первыми врывались в Черею, Холопеничи, Лепель, Мстиж, Бегомль, Зембин, Плещеницы, Красное, Молодечно, Вилейку, Сморгонь. Освободив всю северную часть Минской области, первыми из частей Красной Армии форсировали Березину, чем обеспечили разгром врага в районе Борисова и Минска.
В этих славных боях геройски сражался и взвод Михаила Шуйдина. Так удивительно совпало, что именно в этот день согласно приказу командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии он стал гвардии старшим лейтенантом. Врезалось ему в память и тогда же зачитанное перед строем обращение Военного Совета 3—го Белорусского фронта: «Стонет под фашистским игом родная Белоруссия, взывает к нам и зовет к беспощадной мести. Настал час суровой расплаты! Мы идем вперед на освобождение Советской Белоруссии! Их творчество опалил фронт Юрий Никулин, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Любимый многими поколениями зрителей прекрасный актер кино, замечательный цирковой артист Юрий Никулин имел за плечами и военную, боевую биографию. В 1939 году его призвали в армию, Юрий Владимирович стал служить в войсках зенитной артиллерии. Участвовал в советско—финской войне.
В Великую Отечественную воевал под Ленинградом до 1943 года. Получил звание старшего сержанта. Затем его направили в 72—й отдельный зенитный дивизион под Колпином. Демобилизовался Юрий Владимирович в 1946 году. После войны пытался поступить во ВГИК, другие театральные институты, но его не приняли — не находили в нем актерских способностей. В конце концов, Никулину удалось поступить в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. После ее окончания стал работать сначала с популярным советским клоуном Карандашом, а после с Михаилом Шуйдиным. Смоктуновский в селе Татьяновка Красноярского края в семье крестьянина.
Кстати, его настоящая фамилия — Смоктунович.
Киностудия "Мосфильм". Советский артист цирка и кино Юрий Владимирович Никулин дает автограф маленькой любительнице цирка. Главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин готовит новую цирковую программу в 1984 году.
Два года учебы, знакомство с Михаилом Шуйдиным, который станет его постоянным сценическим партнером, работа с прославленным клоуном Карандашом уроженцем Тверского края, кстати. Первый номер на арене цирка. Неудивительно, что он запоминается артистам на всю жизнь. Именно с ним они и приехали на свои первые самостоятельные гастроли в Калинин летом 1951-го года. Номер незамысловат.
Французский подросток расклеивает прокламации, строит козни полицейским, которые его стараются поймать. На вокзале в Калинине московских артистов встретил экспедитор цирка и повез в цирк на трамвае. Летний Калининский цирк оказался деревянным обшарпанным зданием с пристройками и большим двором. Находилось оно в Горсаду рядом с Волгой, там, где проходил ров, оставшийся еще от древнего Тверского кремля. Оставив чемоданы во дворе цирка у проходной, артисты, все втроем, отправились вместе с экспедитором выбирать квартиру. В те времена при цирках не было ни гостиниц, ни общежитий, и артисты, гастролируя, жили на частных квартирах, а иногда даже прямо в цирке, в гримерной. Обычно Никулин и Шуйдин, заселяясь в квартиру на гастролях, придерживались лишь одного условия: только бы недалеко от цирка. Никулин досконально осматривал предлагаемые комнаты и комнатушки: на этот раз ему предстояло жить в Калинине с женой. Город ему понравился.
Тенистый парк, сразу за цирком небольшой пляж, лодочная станция.
Такой подарок был больше похож на медвежью услугу — цирк разваливался в прямом смысле слова. Никулин принял решение срочно снести старое здание и строить новое. Здание снесли, и Никулин стал директором цирка, которого не было. На месте здания долгое время была лишь большая строительная яма. Леонид Якубович рассказал нам, как Юрий Никулин обивал пороги высоких инстанций и просил дать деньги на строительство цирка. Тогда Никулина было не узнать — он стал закрытым, хмурым и замученным.
Все чаще стал жаловаться на здоровье, особенно на сердце. Его просто убивало, что он взвалил на себя такую ношу, а ничего не получается сделать. Это неожиданно сработало — деньги нашлись! Никулин был счастлив! В эксклюзивном интервью для нашей съемочной группы Николай Рыжков рассказал, как нашел источник финансирования для строительства цирка. Через 4 года новый «старый» цирк на Цветном бульваре распахнул двери для своих первых зрителей. Директором Никулин был необычным: свой рабочий день он начинал и заканчивал на конюшне, обедал со всеми артистами в столовой, а двери в его рабочем кабинете всегда были открыты.
Артисты знали: если войти в эту дверь, то Никулин сделает все возможное, чтобы решить проблему. Юрия Владимировича называли «наша Советская власть». Никулину — 75 лет. Юбилей отметили с размахом уже в новом цирке. На этом вечере Юрий Лужков, бывший в то время мэром Москвы, объявил, что цирку на Цветном бульваре присвоено имя Юрия Владимировича Никулина. Но кто же мог подумать, что это будет последний день рождения? Казалось, что Никулин — это человек, который будет с нами всегда… Утром 21 августа 1997 года Юрия Никулина не стало — возникли осложнения после операции на сердце… В стране был траур, но особенно скорбели цирковые — они лишились «дедушки».
Главное дело жизни Юрия Никулина продолжилось. На общем собрании коллектива цирка было решено, что пост директора займет сын великого клоуна — Максим Юрьевич Никулин.
Почему Михаил Шуйдин не получил звание Героя Советского Союза
Не успели мы отойти от потрясений финской компании, как началась Великая Отечественная. Уже на рассвете 23 июня я увидел над нашей батареей «юнкерсы». Наши пушки открыли огонь по вражеским самолетам. Так 115-й ЗАП вступил в бой с фашистами.
Мы полагали — на пару недель, а оказалось на долгих четыре года. Потом всю войну я провел, защищая блокадный Ленинград. Выполняя задание командования, часто бывал в героическом городе, видел своими глазами потрясающие стойкость и мужество его защитников.
Картина осажденного города до сих пор перед моими глазами: разбитые трамваи, разрушенные дома, люди, медленно передвигающиеся по узким тропинкам между сугробами. Такой огромный мегаполис был напрочь лишен электричества, воды, топлива. Ну а о размерах ленинградского хлебного пайка все знают.
В то время и снабжение нашей части резко сократилось, а мы были молоды, здоровы и потому вечно голодны. Потуже затянув ремни, мы с ожесточением и ненавистью сражались с немцами. Желание бить врага, желание воевать и воевать, казалось, вытеснило все остальные наши чувства.
В блокаду концертов мы, естественно, не устраивали — не до того было. Художественной самодеятельностью по-настоящему занялись лишь в 1944 году, вступив в Латвию. Поэтому я был немало удивлен, когда однажды меня вызвал замполит и сказал: «Никулин, солдаты перед Новым годом должны хорошо отдохнуть!
Организуй концерт художественной самодеятельности. Нужна помощь — обращайся». Приказ есть приказ.
Набрал я человек двадцать: кто на балалайке, на гитаре играет, кто пляшет, кто песни поет, стихи читает... И сам усиленно готовлюсь к выступлениям. Во-первых, в роли конферансье, во-вторых, пою в хоре.
В-третьих, договариваюсь с приятелем: «Давай выступать клоунами — Белым и Рыжим». Шутили мы тогда незамысловато, но какой имели успех — это тебе словами не передать. А всё потому, что люди устали от войны, от крови и смерти, соскучились по человеческим эмоциям.
Вообще, должен сказать, шутка на войне нам здорово помогала. Помню, совершали мы ночной переход. До назначенного места добрались уставшие, голодные, а еще надо было траншею рыть.
В это время подходит к нам майор: — Инструмент, — спрашивает, — при вас? Он, конечно, имел в виду лопаты. А, я не моргнув глазом, отвечаю: «Так точно, товарищ майор, при нас инструмент!
Все, и офицер в том числе, грохнули смехом.
Все остальное Татьяна взяла на себя: для нее было немыслимым, чтобы муж сам стирал себе носки или чтобы это делала домработница. Татьяна успевала всё: и приготовить еду, и постирать одежду, и убрать. Она даже сама чинила испортившуюся технику: легко могла поменять пробки или спираль в электроплитке. Как-то Никулина, рассказывает Татьяна, пригласил в кулинарное шоу «Смак» Андрей Макаревич, но актер отказался: «Андрюш, я умею только варить яйцо "в мешочек" и сосиски». Упаковывал их напарник Юрия Михаил Шуйдин, Никулин же контролировал отправку ящиков. За заботу муж платил Татьяне обожанием и любовью. Как-то Никулин жаловался Александру Панкратову-Черному, что с трудом смог сыграть сцену признания в любви героине Людмилы Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны»: «Я же люблю свою Танечку, а должен объясняться в любви Гурченко! Для меня это было невыносимо!
Таня рядом с мужем вела себя тихо и незаметно: следила, чтобы тарелка Юры никогда не оставалась пустой, никогда не критиковала супруга на людях — могла разве что незаметно шлепнуть его под столом рукой по колену, если Юрий горячился во время разговора. Да и слушать анекдоты из его коллекции, которые всегда требовали рассказывать окружающие, ей по десятому кругу было скучно. Тем не менее женщина нередко шла на уступки: муж хотел, чтобы они как можно больше времени проводили вместе. Теперь она помогала ему не только в цирке, но и сопровождала на съемках. Но даже если он уезжал на них один, без ее помощи не обходилось: Татьяна рассказывает, что со съемочной площадки «Андрея Рублева» Никулин возвращался в ужасном состоянии, и она прилагала немало усилий, чтобы помочь ему прийти в норму, ведь вечером надо было выходить на манеж. В 1961 году Никулина прошла фотопробы на главную роль в «Гусарской балладе» и уже готовилась к встрече с Эльдаром Рязановым, однако Юрий категорически запретил жене сниматься в кино. Ведь это постоянные разъезды и экспедиции, а Никулин хотел, чтобы Таня всегда была рядом. Спорить Татьяна не стала. А ты бы отказалась на месте Татьяны Никулиной от карьеры в кино?
Да Нет Во всем остальном жене Никулин не отказывал. Когда она захотела научиться играть на фортепиано, в доме сразу появился инструмент и преподаватель.
Ходатайство поддержали комбриг Асланов и комкор Обухов. Однако командующий бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенант Скорняков посчитал, что старшему лейтенанту будет достаточно ордена Красного Знамени.
Исследователи видят причину в том, что танковую бригаду передали в ведение Скорнякова лишь в июле 1944-го до этого она относилась к 3-му Белорусскому фронту , и генерал-лейтенант не знал о подвигах Михаила Шуйдина при освобождении Белоруссии. И так бывает... А если учесть, что провокатором, зачинщиком действия был клоун Миша, то его роль была даже важнее. Плюс он мог выполнять акробатические трюки и отвечал за реквизит.
Пригодились слесарные навыки Шуйдина. Если раньше в цирке клоуны своими выступлениями заполняли исключительно паузы, когда нужно было менять декорации, то с 1958 года к дуэту пришла настоящая популярность. В это же время Юрий Никулин снялся в небольшом эпизоде фильма "Девушка с гитарой" и стал узнаваем зрителями. А уж после "Бриллиантовой руки" 1968 билеты на представления стали разлетаться, как горячие пирожки.
И хотя Юрий Владимирович старался проявлять деликатность, хлопотал за друга с присвоениями званий, решением жилищных проблем и т. Для него цирк был всем. Когда в 60 лет 1981 Никулин повесил клоунские ботинки на гвоздь и перестал выступать, Михаил Иванович продолжал выходить на арену уже один. Тяжело больной, он отказался от операции и до последнего ездил на гастроли.
Ему было всего 60 лет. Никулин еще долгое время оставался художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре, рядом с которым после его ухода из жизни установили 3,5 тонный бронзовый памятник. Но что-то мне подсказывает, что артисту очень одиноко у входа в здание. В Курске в 2011-м открыли другой памятник - маленький фрагмент из представления "Лошадки", где легендарный дуэт по-прежнему вместе.
Знаете, что любопытно.
Ведь выступали по-прежнему на одной арене цирка на Цветном бульваре в Москве. А тут еще у «балбесов» стало получаться. А Карандаша в это время рвало в уборной… Публика их полюбила. О, как бесился Румянцев! Страшно ревновал к успеху! Нудел с утра до ночи: «Все это ремесленничество, примитив, который зрителю скоро надоест.
Вам не стоит обольщаться». И как-то муж не выдержал. Весной 53-го года на заднем дворе цирка Никулин упражнялся с огромным топором для нового номера.