Новости кто стал первым в россии царем

Так Россия получила своего первого царя.

История русских царей - Первый Император России Петр I

Мережковского, И. Мечникова, К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, И. Павлова, С. Рахманинова, В. Розанова, В. Серова, В. Сурикова и многих других.

Вот как пишет об этом архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий Кривошеин участник того Собора : «Я поспешил в Успенский храм, там все уже были в сборе, меня ждали и беспокоились моим запозданием. Быстро надели на меня мантию, не успев даже застегнуть крючков, и мы процессией и в порядке старшинства вошли в помещение Собора, Трапезную церковь Преподобного Сергия, и заняли свои обычные места. Иностранные гости в полном составе также разместились, а я успел заметить, что Куроедова или кого ни будь из представителей гражданской власти тоже не было. Заседание началось около двух часов дня. Митрополит Пимен предложил обсудить процедуру избрания Патриарха. Встал митрополит Никодим и сказал: — Процедура избрания была предметом глубокого и всестороннего обсуждения на Архиерейском совещании. Было решено, что избрание будет происходить открытым голосованием, а, следовательно, прошу и предлагаю Собору утвердить эту процедуру». Последние в новейшей истории выборы Патриарха прошли во время Поместного Собора 1990 года впервые за долгие годы без всякого давления светских властей. На этот раз кандидатами в патриархи были 75 епархиальных архиереев в возрасте после 40 лет, имеющие советское гражданство с рождения. Своих кандидатов выдвинул сначала Архиерейский Собор: каждый из его членов мог предложить до трех человек из предложенного списка. Далее, пятерых кандидатов выдвинул Поместный Собор, но в силу слабой поддержки каждого из них в отдельности, дальнейшее голосование шло только по первым трем кандидатам. Голосование на Поместном Соборе проходило тайно в два этапа. Сначала осталось только два кандидата — митрополиты Алексий и Владимир. Во втором туре с перевесом в 15 голосов первенствовал Алексий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

В случае «возвращения» на престол, как царевича Дмитрия, он обещал помощь Польше в войне со Швецией, а также обязался передать Польше половину Смоленского княжества и шесть городов Северской земли. В октябре Лжедмитрий переправился через Днепр и начал поход на Москву. К самозванцу примкнули разгромленные повстанцы Хлопка и многочисленные беглые. В конце октября под власть Лжедмитрия перешёл Чернигов. Лжедмитрию сдался Путивль. Вслед за этим «лжецаря» признали Рыльск, Севск, Курск и Кромы. Новгород-Северский устоял. Новая битва состоялась 21 января 1605 года под Севском, у села Добрыничи. Лжедмитрий был вынужден отступить к Путивлю. Однако, с Лжедмитрием продолжали оставаться небольшие отряды поляков и 12 тысяч запорожских казаков. С военной точки зрения сражение при Добрыничах знаменательно тем, что в нём русская армия Мстиславского впервые применила линейный боевой порядок. Весной 1605 года царские войска начали теснить самозванца. Но неожиданно 13 апреля 1605 года царю Борису Фёдоровичу Годунову стало плохо в Кремлёвском дворце после приёма иноземных послов. Считается, что у Бориса Фёдоровича был апоплексический удар кровь хлынула изо рта, носа и ушей. Он успел благословить сына Фёдора на царство, принять постриг под именем Боголепа и через два часа царь и великий князь Московский и всея Руси Борис I Фёдорович Годунов скончался. По Москве поползли слухи, будто бы, Борис принял яд, или был отравлен. Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке "Россия-Моя история".

В итоге повзрослевшие братья-соправители отправили сестру в монастырь и оставались вместе на престоле до кончины Ивана в 1696 году, хотя фактически старший брат еще раньше уступил все полномочия Петру. В начальный период единоличного правления Петра власть была в руках князей Нарышкиных. Но, похоронив в 1694 году мать, он взял заботу о государстве на себя. Прежде всего он задался целью получить выход к Черному морю. В результате после постройки в флотилии в 1696-м была взята турецкая крепость Азов, но Керченский пролив остался под контролем османов. Петр Первый в молодости В период 1697-98 гг. Дипломатическая миссия Петра I получила название Великое посольство Затем, заключив в 1700-м мир с турками, он решил отвоевать у Швеции доступ к Балтийскому морю. После ряда успешных операций были захвачены города в устье Невы и возведен город Санкт-Петербург, получивший статус столицы в 1712 году. Северная война в деталях Одновременно царь, отличавшийся целеустремленностью и сильной волей, проводил преобразования в управлении страной, рационализировал хозяйственную деятельность — обязывал купечество и дворянство развивать важные для страны отрасли промышленности, строить горные, металлургические, пороховые предприятия, возводить верфи, создавать мануфактуры. Петр I на строительстве Санкт-Петербурга. Он инициировал создание типографий, первой в стране газеты, музея Кунсткамера, общедоступного театра. Во время военных операций государь никогда не отсиживался в безопасных крепостях, а лично возглавлял армию в боях за Азов 1695-96гг. Реформы Петра I Военная реформа Реформы военных сил стали основным плацдармом деятельности Петра Великого, «гражданские» реформы проводились на их базе и в мирное время. Главная цель — финансирование армии новыми людьми и ресурсами, создание военной промышленности. К концу XVII века стрелецкое войско было распущено. Постепенно водится система рекрутской повинности, приглашаются иностранные солдаты. С 1705 года каждые 20 дворов должны были предоставить одного солдата — рекрута. При Петре срок службы не ограничивался, однако в армию мог отправиться крепостной крестьянин, и это освобождало его от зависимости. Служба в армии была пожизненной Для управления делами флота и армии создаются Адмиралтейство и Военная коллегия. Активно строятся металлургические и текстильные заводы, верфи и корабли, открываются школы военных и морских специальностей: инженерные, навигационные и т. В 1716 году издается Военный устав, регламентирующий взаимоотношения внутри армии и поведение солдат и офицеров. Драгуны Петра Первого Итогом реформы стало масштабное ок. Реформа центрального управления Постепенно к 1704 г. Петр I упразднил утратившую эффективность Боярскую думу. В 1699 году создана Ближняя канцелярия, отвечавшая за административно-финансовый контроль госучреждений. В 1711 году учрежден Сенат — высший государственный орган, объединивший ветви судебной, исполнительной и законодательной власти. Устаревшая система приказов заменяется системой коллегий, аналогом современных министерств. Всего было создано 13 коллегий, в т. Синод духовная коллегия. Во главе иерархии стоял Сенат, ему подчинялись все коллегии, а коллегиям, в свою очередь, администрации губерний и уездов. Реформа была завершена к 1724 году. Реформа местного управления областная Проходила параллельно с реформой центрального управления и делилась на два этапа. Необходимо было модернизировать устаревшую и запутанную систему деления государства на многочисленные уезды и независимые волости. Кроме того, Петр нуждался в дополнительном финансировании военных сил для Северной войны, чему могло поспособствовать укрепление вертикали власти на местах.

Романов Пётр I Алексеевич

Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император». Фигура царя помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (открыт в 1862, автор проекта М. О. Микешин). Так Россия получила своего первого царя. Первым русским правителем, сменившим княжеский титул на царский, был Иван Грозный. Царь Иван Грозный 16 февраля 1571 года утвердил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», который стал первым в России воинским Уставом.

Михаил Фёдорович

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». В результате Иван был провозглашен первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым. Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем. Первым русским правителем, венчанным на царство, был Иван Четвертый (Грозный), хотя его дед Иван Третий тоже периодически называл себя царем.

Первый русский царь Иван Васильевич Грозный и его правление

Их сын Михаил находился под опекой родственников. С четырёх лет Михаил рос в отдалении от столицы и крупных городов. Он не получил должного образования, был тихим и набожным, его общение сводилось к разговорам с присматривающими за ним родственниками. Во времена Лжедмитрия I семья соединилась и до 1608 года проживала вместе.

Но жизнь готовила новые испытания: при польской интервенции Михаил вместе с матерью был задержан поляками и отправлен в Кремль, где их держали в качестве пленников. В 1612 году после освобождения из плена Михаил с матерью отправились в Кострому, в село Домнино, затем в Ипатьевский монастырь. Филарет в это время вёл активную деятельность: при Василии Шуйском он получил сан митрополита, при Лжедмитрии II стал патриархом, но во время осады Смоленска в 1610 году был арестован поляками за отказ впустить в Смоленск войско короля Сигизмунда.

Девять лет Филарет был в польско-литовском плену. Избрание на царство Михаила Романова После победы народного ополчения над польскими интервентами в 1612 году встал вопрос о легитимном правительстве на Руси. Было решено вынести этот вопрос на усмотрение Земского собора — собрания представителей всех земель и всех слоёв населения русского государства.

Проведение собрания в Успенском соборе Кремля было назначено на 6 января 1613 года. Грамоты о его созыве были отправлены белому духовенству, представителям дворянства, казакам, посадским людям и черносошным государственным крестьянам — количество участников собора включало более 700 человек. Главный вопрос Земского собора — кто должен был стать царём.

Список претендентов на престол включал более десяти человек. Среди них были прославившие себя борьбой за освобождение русской земли князья Пожарский и Трубецкой, знатные бояре родов Мстиславских, Воротынских, Шереметевых, Черкасских, иностранные представители — польский королевич Владислав и шведский принц Карл Филипп. Легко удалось договориться только по одному вопросу: иностранцев на царство не избирать и «Маринки с сыном не хотеть».

Решение предыдущего собора об избрании на царство польского королевича Владислава было аннулировано. По другим кандидатурам разгорелись жаркие споры — каждая партия желала избрания своего кандидата. Одна партия, состоявшая из бояр, составила список из восьми претендентов и предложила решить вопрос жребием Михаила Романова в списке не было.

Другая представительная группа отправилась в Троицкий монастырь за советом к старцу Авраамию Палицыну — получив совет, они решили провозгласить царём Михаила Романова, который не запятнал себя «изменами» и имел родственные связи с Рюриковичами. Преодолеть распри помогли казачьи атаманы, которые явились к боярам и потребовали исполнить волю Божию и вручить царский посох сыну пленённого Фёдора Никитича Романова «Михайло Фёдоровичу». Бояре, «страхом одержими и трепетни трясущеси», не посмели возразить.

Восстановленная Боярская Дума 2 марта 1613 года отправила посольство к новоизбранному царю в Кострому, в Ипатьевский монастырь. Посольству предстояло уговорить Михаила принять царство. Уговаривать пришлось долго: понимая всю тяжесть правления в разорённой стране, воцарению на трон противился сам Михаил и его мать старица Марфа Ивановна.

Наконец, получив благословение от матери иконой Фёдоровской Божьей Матери, Михаил дал согласие. В Успенском соборе Романову вручили шапку Мономаха, державу и скипетр. Начался новый этап в истории России.

Первые изменения в государстве при царе Михаиле Романове Ещё до приезда в Москву были оглашены первые приказы: царь назначил воевод в крупные города и поручил провести ревизию фонда дворцовых земель, намереваясь взять земельный вопрос в свои руки.

Романовы не запятнали себя и сотрудничеством с поляками, в отличие от того же Федора Мстиславского, участвовавшего в избрании царем польского королевича Владислава. После того как Земский собор принял решение о призвании на русский престол Михаила Федоровича, в Кострому в Ипатьевский монастырь, где вместе с матерью инокиней Марфой жил Михаил, было направлено посольство во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Шереметевым. Они от лица всей русской земли просили Михаила на царство. Земский собор обратился к избраннику с такими словами: «Всяких чинов всякие люди бьют челом тебе, великому государю, умилиться над остатком рода христианского, многорасхищенное православное христианство Российского царства от растления сыроядцев, от польских и литовских людей, собрать воединство, принять под свою государеву паству, под крепкую высокую свою десницу, всенародного слезного рыдания не призреть, по изволению Божию и по избранию всех чинов людей на Владимирском и на Московском государстве и на всех великих государствах Российского царствования государем царем и великим князем всея Руси быть и пожаловать тебе, великому государю, ехать на свой царский престол в Москву и подать бы нам благородием своим избаву от всех находящих на нас бед и скорбей, а как ты. В истории и памяти народной царь Михаил Федорович остался государем справедливым и милостивым. Отличительной чертой правления Михаила Федоровича было то, что он старался избегать жестокости и раз и навсегда заведенного порядка. Хотя для управления городами и был введен институт воевод, по просьбе горожан их могли заменить выборными представителями земской знати — губными старостами.

Был наконец упорядочен сбор податей. Единицей обложения стали количество земли и особые заведения мельницы, торговые лавки, пекарни. Для точного учета были составлены писцовые книги, что ограничивало произвол сборщиков налогов.

В 1550 г. Иван IV издал новый «Судебник», в котором были систематизированы и отредактированы все существующие в Российском царстве законодательные акты.

При его составлении были учтены изменения, произошедшие в жизни государства за последние полвека. В документе впервые вводилось наказание за взяточничество. Церковная и военная политика При Иване Грозном значительно усилилось влияние православной церкви, улучшилась жизнь духовенства. Этому способствовал созванный в 1551 г. Стоглавый Собор.

Положения, принятые на нём, способствовали централизации церковной власти. В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. В соответствии с данным документом каждый феодал обязан был выставлять со своих земель определённое количество солдат с конями и вооружением. Если помещик поставлял царю воинов сверх нормы, его поощряли денежным вознаграждением. В том случае, когда феодал не мог предоставить необходимое количество солдат, он платил штраф.

Увеличение территории В царствование Ивана Грозного активно проводилось завоевание соседних земель. В 1552 г. Помимо этого владения царя расширились за счёт завоевания Поволжья и западной части Приуралья. Зависимость от русских земель признали кабардинские и ногайские правители. При первом русском царе началось активное присоединение Западной Сибири.

Начало боевых действий было для царя удачным. В 1560 г. Однако успешно начатая война затянулась на долгие годы, привела к ухудшению положения внутри страны и закончилась для России полным разгромом. Царь начал искать виновных в своих неудачах, что привело к массовым опалам и казням. Первый царь на Руси разогнал Раду.

Её члены подверглись преследованиям. Не терпящий инакомыслия Иван Грозный задумался об установлении на подвластных ему землях диктатуры. Для этого с 1565 г. Её суть заключалась в конфискации и перераспределении боярских и княжеских земель в пользу государства. Такая политика сопровождалась массовыми арестами и казнями.

Местом, где было проведено венчание — Успенский собор Кремля. При царствовании Ивана Васильевича отмечено значительное усиление влияния православной церкви. Отмечалось и улучшение жизни духовенства.

Благодаря этому документу, увеличилась численность русской армии. В этом документе говорилось о том, что за каждым феодалом стоит обязанность в выставлении со своей земли определенного количества солдат, имеющих при себе и коней и вооружение. Если помещиком было поставлено воинов больше, чем необходимо, то поощрение для него было денежное вознаграждение.

Но в случае, если феодал, по каким бы то причинам не предоставлял то количество солдат, которое необходимо согласно документу, то ему приходилось выплачивать штраф. Благодаря этому документу улучшилась боеспособность армии.

Первый русский царь в истории России

Он возложил на Ивана Василевича царские регалии — крест, золотую цепь, шапку Мономаха и бармы. Обряд миропомазания подчеркивал сакральность церемонии и божественное происхождение власти царя. Новый титул свидетельствовал о самодержавном характере власти и уравнивал правителя Русского государства по титулатуре с западными монархами.

Одним из претендентов был Дмитрий Пожарский, освободивший Москву князь с незапятнанной в Смуту репутацией. Но такой выбор не совсем устраивал русскую знать, успевшую присягнуть Лжедмитрию и полякам. Удобен был человек из такого рода, который тоже был замешан в скользких делах. Это было залогом безопасности. Под такие требования лучше всего подошли Романовы, служившие Лжедмитрию II, участвовавшие в Семибоярщине и поддерживавшие польского королевича. Михаил Романов являлся ближайшим родственником последнему законному московскому правителю из династии Рюриковичей. Почему иностранцы не одобряли выбор Земского Совета Избрание юного Михаила на царствование.

Некогда великую державу разбила Смута. Нового царя даже поначалу негде было поселить, так как Кремль был разграблен и разрушен поляками. Палаты с хоромами стояли без полов и крыш, для восстановления не было пригодных материалов, казна опустела. Объективно оценивая плачевность обстановки, иностранцы скептично отзывались о выборе русских, предсказывая им с молодым царём окончательную гибель. Голландец Исаак Масса на старте правления Михаила писал, что не дает 16-летнему царю и года. Вспоминая методы Ивана Васильевича, он утверждал, что России нужен только такой царь. Русский народ, по мнению зарубежных политиков, выстоит только с сидящим по локти в крови владыке. Все разводили руками, как Россия допустила приходу на трон мягкого юноши после властного авторитарного лидера. Шестнадцатилетний Михаил Федорович умел от силы читать, никаких царских навыков не имел, был объективно слаб здоровьем.

Ведь рос Романов в Белозерской ссылке, в которую его вместе с семьей отправил Борис Годунов. Не исключалось даже, что новый государь страдал рахитом, подобно родным сестре и брату. Кроме того, царь не был женат, не имел детей, и их появление на фоне состояния здоровья выглядело сомнительным.

В его отсутствие царские функции мог выполнять, например, хан Золотой Орды. Подчинённость последнему сравнивалась с «вавилонским пленом иудеев» и наступила, разумеется, в качестве воздаяния за грехи это обычная летописная логика — универсальное объяснение на все случаи жизни.

Все остальные правители были его вассалами. Потому высшие руководители Руси именовались князьями. Царское достоинство они приобрели после падения «второго Рима» 1453 и после избавления от ордынского владычества фактически — 1480 год, но даже при Василии III уверенности в этом не было. Крещёная русь до крещения Руси28 июля в день памяти Святого равноапостольного князя Владимира отмечается День Крещения Руси. О таком знаковом для нашей цивилизации событии мы можем судить, как и обо всем, что происходило в X веке на периферии тогдашней цивилизации, то есть по летописям и хроникам, многие из которых нередко противоречат друг другу и составлены столетия спустя Между тем ещё при достаточном могуществе Византии на царский титул претендовал святой Владимир Креститель.

Признаком того, что он полагал себя равным византийским василевсам, была первая на Руси золотая монета. В нумизматике золотая монета Владимира Святославича называется «златник». Настоящее её название неизвестно — она не подписана и в документах не упоминается. По размерам и весу златник соответствует византийскому солиду диаметр 19—24 мм, вес 4—4,4 г. Первоначально златники равно как и более ходовая монета — сребреники считались сербскими или болгарскими подражаниями византийской чеканке, окончательно их русское происхождение было установлено в середине XIX века.

На фото — Иван III. Гравюра А. Теве из книги «Космография». Печать Ивана III. Зеркала Москвы Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше. Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира.

Отныне ей и воспринимать себя следует иначе. Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк. В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде.

Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры. Справятся ли они со столь тяжкой задачей?

Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей.

Иван IV Грозный: история правления русского царя

Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России. Михаи́л Фёдорович — первый русский царь из династии Романовых. Правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта). 2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей. Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV.

Кто на самом деле был первым русским царём

В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры.

Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей.

Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. XVI в. Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой — «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира. Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз. За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских — родни Ивана IV по матери.

Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе. Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Царский статус европейские страны признали не сразу. Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году. Мистика и политика Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула.

А битва при Ведроше, состоявшаяся в 1500 году, окончательно вернула русской короне северские земли, расположенные в верховьях Оки. Литовским войскам не удалось отстоять захваченную ими ранее территорию. Объединив под своим руководством такую внушительную территорию, вышеназванный исторический деятель, по сути, стал первым русским царем.

Также именовал себя и его сын — Василий III 1479-1533 гг. Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, посещавший нашу страну в 1517 и 1526 годах, написал в своей книге «Записки о Московии», что правитель называет себя «Великий господин Василий, божьей милостью царь и господин всей Руссии и великий князь владимирский, московский, новгородский …». Далее идет перечисление всех удельных княжеств и земель, находившихся под его властью. Международное признание Автор книги «Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Москва» Москва, 2011 год издания Николай Викторович Клёнов проанализировал исторические документы и монеты, выпускавшиеся правителями нашей страны в разное время. Исследователь отметил, что первым титул «Господарь всея Руси» указал на отчеканенной монете Дмитрий Шемяка около 1400-1453 гг. А ранее этот внук легендарного Дмитрия Донского называл себя лишь великим князем Московским. Кстати, старославянское слово «господарь» впоследствии трансформировалось в русское «государь».

Большинство историков не случайно указывают годом, когда за Иваном III официально утвердилось право именоваться правителем всей страны, именно 1493-й. Тогда был заключен союзный договор с королем Дании Иоганном Хансом I, в котором русская корона обязывалась оказывать содействие своим партнерам в борьбе со шведским регентом Стеном Стуре. В этом акте международного права московский князь был назван «пресветлейшим и державнейшим Иоанном, всея Русии императором totius Rutzsie Imperatore ».

Венчание на царство происходило в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополитом тогда был Макарий. Иван IV царствовал до 1584 года.

Но она не захотела исполнить непременного русского условия — креститься в православную веру. После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную». Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни.

По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели. Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова». После дознания заговор Салтыковых был раскрыт. Михаила и Бориса отправили в свои вотчины, старицу Евникию наперсницу Марфы сослали в Суздальский монастырь. Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке. Но инокиня Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём». Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим».

Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту — родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей — Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла [15]. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой. В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей.

Кто был первый русский Царь?

Именно этот город был наиболее развитым в торгово-экономическом и культурном плане. Однако словосочетание «Всея Руси» в титуле киевских князей не отражало реальной картины, оно лишь демонстрировало претензию амбициозных и влиятельных правителей на верховную власть. Разумеется, обладатели других наследственных уделов полновластно распоряжались своими владениями, без оглядки на стольный Киев-град. Автор написал, что титулы Рюриковичей всегда были объектными. То есть, в них перечислялись земли, принадлежащие тому или иному князю. Например, черниговский, полоцкий или городецкий. После кровопролитных набегов монголо-татарского войска разоренный Киев несколько утратил свое влияние, и центр политической жизни Руси переместился во Владимир.

Началась длительная и драматичная династическая борьба между Рюриковичами, претендовавшими на этот удел. Например, тверской князь Михаил Ярославич 1271 или 1272-1318 гг. Во всяком случае, так его называл в своем письме константинопольский патриарх Нифонт I. Но это не значит, что другие Рюриковичи были согласны признать власть Михаила Ярославича над собой. Московские князья вскоре перехватили у тверских родственников титул «Великий князь Владимирский и всея Руси». В частности, так назывались Иван Калита 1288-1340 гг.

Но в их случае речь шла только о притязаниях амбициозных правителей на власть над всеми русскими землями.

За нелегкость своего характера, за крутость нрава и жестокость ему было дано прозвище «Грозный». До него всех, кто правил Русью, называли князьями.

А Иван Грозный — 1-ый царь Государства. Первый царь венчался на царство в 1547 году Биография Год появления на свет Ивана — 1530. Очень рано Иван стал сиротой.

Он — единственный наследник престола, у него был брат Юрий, но так как он умственно отсталый, возглавить княжество не мог. Править землями на Руси стал Иван Грозный. Это был 1533 год.

От Великого княжества Московского к Российской империи До этого царями на Руси называли только ханов Золотой орды и византийских императоров. Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования. Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру.

Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий.

Вернадского, Н. Гумилёва, С.

Дягилева, Н. Жуковского, А. Куприна, О.

Мандельштама, Д. Мережковского, И. Мечникова, К.

Станиславского, В.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий