Новости гроза пьеса островского

«Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. Александр Островский Гроза. «Гроза» – это пьеса в пяти действиях, написанная великим русским писателем и драматургом Александром Николаевичем Островским. Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского.

"Гроза" Островского - это пьеса о неправильном воспитании. Сейчас она очень актуальна

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» приобрела успех благодаря своей актуальности. Это был краткий пересказ пьесы "Гроза" А. Н. Островского по действиям: краткое содержание произведения "по главам". Гроза (значение названия пьесы) Гроза как физическое явление (IV действие) Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.

Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского

Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского Островский назвал свою пьесу «Гроза». Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как ненастье с громом и молнией.
У каждого своя «Гроза»: пьесу Островского обсудят в «Лектории» Так или иначе, пьеса А.Н. Островского «Гроза» всегда была любима.
История создания пьесы Гроза: краткое содержание и замысел драмы Островского «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Прочесть полностью текст произведения Александр Островский «Гроза» по главам онлайн Скачать книгу в формате FB2 PDF EPUB бесплатно Распечатать текст.
Островский Александр - Гроза Советское литературоведение, определив пьесу как вершинное произведение Островского, многообразием прочтений уже не отличалось: «Советские исследователи Островского выступали, как правило.
Читать книгу: «Гроза» пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма.

Фестиваль «Вперед к Островскому!» подарил зрителям несколько вариаций «Грозы»

Ему ведь так не хочется становиться самостоятельным! Именно потому он и терпит выходки своего взбалмошного дяди Дикого. У сестры Тихона, Варвары, тоже имеется клубок страстей, одна из которых — удовольствие от манипулирования людьми это же она устроила так, что чувства Катерины и Бориса оказались реализованы в отношениях — то есть упоминаемых в драме ночных прогулках. Всякая страсть вырастает из эгоизма, из желания, чтобы мне было хорошо, невзирая на то, причиняет ли это вред другим.

Да если даже и не причиняет, одержимый страстью человек стремится к объекту своего желания «здесь и сейчас», хотя бы это и приносило ему вред в будущем таковы, например, страсти чревоугодия и пьянства. Точнее сказать, страсти — это те конкретные формы, в которых реализуется человеческий эгоизм. У Кабанихи вот так, у Тихона по-другому, у Катерины — по-третьему.

Согласно христианскому вероучению, исходная причина страсти — это грех человека. То есть его воля направлена не туда, куда следовало бы. Изначально оно могло обозначать промах при выстреле из лука, но уже во времена античности вобрало в себя и множество переносных значений.

Иначе говоря, если сравнить страсти с сорняками, то вырастают они на почве человеческого греха, человек сам виноват в них. Есть и те существа, которые очень радуются подобным растениям и всячески о них заботятся: удобряют, поливают. Инфернальные существа, а проще сказать, падшие ангелы, то есть бесы.

Михаил Михайлович в своей статье упоминает лукавого не как фигуру речи, а совершенно всерьез. Как православный христианин, он убежден в реальности существования бесов и понимает, что они в некоторой степени способны влиять на людей, разжигая в них страсти. Только влияние это чаще всего хитрое — не напрямую, а через других людей.

Например, желание Тихона ни за что не отвечать, желание быть инфантилом подогревает в его матери, Кабанихе, властолюбие. То же и с Диким: страх и угодливость его домашних подогревают в нем гневливость. Собственно, вся «Гроза» — именно о том, как страсти исподволь овладевают людьми, а люди подогревают своими страстями чужие, и возникает то, что сейчас бы мы назвали «кумулятивным эффектом», и кончается это трагически.

Не обязательно именно самоубийством, возможны и другие варианты. Преслабая женщина Вернемся к статье Михаила Михайловича. По его мысли, беда Катерины, которая кончается трагедией — это вовсе не само по себе любовное чувство к Борису.

То, что ее губит, он именует сладострастием. Это парадоксальное упоение страданием, болезненное удовольствие, которое человек находит в осознании своего падения, в предстоящем позоре. Говоря современным языком, это некая разновидность мазохизма, только не в половой сфере, а в эмоциональной.

Этот странный вид удовольствия — упоение позором, наслаждение самобичеванием — может не иметь ничего общего с физиологией, это духовное состояние, а не телесное. Тут вновь необходимо пояснение: все страсти вырастают на почве человеческого эго, но сама эта почва бывает разной, она зависит от внутреннего мира человека, от его личных устремлений и уязвимостей его души. Если у грубияна Дикого страсти вырастают из присущих ему агрессивности и жадности, у Кабанихи — из ее властолюбия и узости мышления, то у Катерины, напротив, из свойственных ей высоких романтических порывов.

Да, упомянутый Достоевским лукавый может завлечь человека в свою игру через то, что в нашем культурном мире принято считать чем-то прекрасно-безобидным: свобода чувств, тяга к тому, что кажется чище, ярче неприглядной и несвободной обыденности. С детства Катерина наслушалась всяческих благочестивых странниц, прониклась множеством суеверий, усвоила стереотипы своего окружения, а еще добавим поэтичность ее натуры, способность ощущать красоту в самых заурядных вещах — и в результате у нее сформировалась совершенно фантазийная картина мира. Романтического мира, где все то и дело превращаются в зрителей и соучастников драмы, сценарий которой пишется ею самой: вот они наблюдают за охватившей ее любовью, а вот уже казнят за падение.

Катерина словно бы главная героиня на сцене, к которой приковано внимание сотен и тысяч глаз, и одновременно со стороны, как автор пьесы, наблюдает за происходящим и реакцией окружающих, упиваясь то картиной высочайшего полета, то картиной нижайшего падения. Собственно, драма в том и заключается, что такая картина мира не выдерживает давления обстоятельств, трескается, и жестокая внешняя реальность вторгается внутрь души Катерины. Причем оказывается, что никакой защиты у нее нет.

Оказывается, что она фатально одинока: вокруг нее нет ни одного человека, кто мог бы хотя бы понять ее и пожалеть, не то что помочь. В самом деле, кто? Вялый, ни на что не способный Борис, более всего переживающий за свой душевный комфорт?

Интриганка Варвара, которой Катерина изначально доверилась и благодаря которой вся ее трагическая история и завертелась? Муж Тихон, которому главное — угодить суровой и въедливой маменьке? И более того, при всей своей пылкой религиозности Катерина и на Бога надеяться не может, потому что представляет Его как сурового судию, всегда готового покарать, но не способного прощать; это не Бог-любовь Евангелия, а по сути еще один персонаж ее авторской пьесы, которому, как и многим другим в ней, отведена роль палача.

С ее точки зрения, совершенный грех полностью закрывает ей возможность обратиться к Богу. Она нисколько не уповает на Его милосердие, потому что, с ее точки зрения, милосердие следует заслужить, а она — не заслужила. Достоевский замечает, что в таком мировосприятии не внешние обстоятельства виноваты, а сам склад личности Катерины.

Только он не вне их: они носят его в собственном сердце». И далее: «Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы, может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита».

Проблемы Катерины усугубляются: после преждевременного возвращения Тихона из Москвы она трепещет, ожидая разоблачения. Она убеждена, что совершила чудовищное преступление. И чем сильнее она осознаёт, что совершила, тем сильнее ей хочется с головой погрузиться в заслуженный как ей кажется позор.

Сознание греха не давало ей покоя. Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу. Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась».

Что же это за капля? На мой взгляд, это встреча с персонажем второго плана, сумасшедшей барыней. Посмотрим, что произошло: «Барыня: Что прячешься?

Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется!

Как не хотеться! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!

Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга.

Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется.

В омут лучше с красотой-то!

Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой. Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина.

Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе. Явление четвертое Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется.

Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью. Явление пятое Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она. Явление шестое Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть. Девушка боится ада как возмездия за грехи.

Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон — в растерянности. Действие пятое: Катерина бросается в реку Явление первое. Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой — ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет.

Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу. Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки. Явление второе Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину — теперь уже перед ним. Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть.

Но перед этим еще раз встретиться с любимым. Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди. Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона. Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать.

Явление четвертое Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все — и люди, и домашние стены. Лучше умереть. В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку. Явление пятое Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась! Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это. Когда девушку вытаскивает Кулигин, уже поздно: Катерина мертва.

Но выглядит как живая: одна маленькая ранка только на виске. Явление седьмое Кабанова запрещает сыну оплакивать Катерину, но тот осмеливается обвинить мать в смерти жены. Первый раз в жизни Тихон настроен решительно и кричит: «Вы её погубили!

В последние годы жизни он был фактически главой всех московских императорских театров, и его кабинет находился в этом здании, где-то наискосок от моего нынешнего. Как у них сложилась такая любовь? В Москве существовал один драматический театр — Малый, а в Петербурге — Александринский. Может быть, если бы указ об отмене этой монополии, который издал Александр III, вышел раньше, то существовала бы конкуренция. Хотя в самые последние годы драматург застал открытие театра Корша. С другой стороны, Островский, быть может, впервые в истории русской литературы стал не просто великим драматургом, но и великим писателем... Как в случае с «Маскарадом» Лермонтова, пушкинскими пьесами или комедией Грибоедова «Горе от ума», публикацию которой он так и не увидел. Хотя, безусловно, именно это произведение стало первым явлением в истории русской литературы и драматургии, потом гоголевский «Ревизор». Но если есть одна или две пьесы, это еще не формирует труппу, репертуар. Посмотрите афишу Малого и Александринского театров 1830-х годов. Кроме «Горе от ума» и «Ревизора» идут переводные пьесы великого Шекспира, Мольера, Бомарше, а все остальное — посредственная репертуарная драматургия. Нужен был свой Шекспир и Мольер, драматург, у которого есть сорок пьес, формирующих сознание актеров. Он пишет для актеров своего времени, в которых влюбляется, и конечно, для своего зрителя, людей, живших в конце 1840-х — 1880-х годах девятнадцатого столетия. Островский не видит Кавказ, Сибирь, но знает хорошо Москву, Петербург и среднюю Россию, которую и изображает. Островский обладал невероятным сценическим даром, вот почему даже после его пьесы никуда не ушли. Наступает двадцатый век, и оказывается, что и художественному театру Станиславского и режиссерскому театру Мейерхольда нужны и «Снегурочка», и «На всякого мудреца довольно простоты», и «Гроза» — один из самых интересных спектаклей Мейерхольда, поставленный перед самой Февральской революцией. В 1924 году он же делает одну из своих самых экстравагантных постановок «Лес», а Станиславский, возможно, в полемике с ним, ставит в 1926 году спектакль «Горячее сердце». Спектакль «Лес». Из фондов театрального музея имени Бахрушина. В постановке «Грозы» Мейерхольд идет не от идеи Добролюбова о «луче света в темном царстве», а вместе с художником Головиным создает такую красоту жизни в приволжском городе, что возникает вопрос: как можно в этой красоте так ужасно жить? Здесь акцент делается не на «темном царстве», а на «луче света», который по божественному промыслу создан. Это сделано ненавязчиво, не поперек текста Островского, а изнутри. В то же время «Лес» Мейерхольду нужен был, чтобы не только поднять на дыбы все традиции русского театра, но и осмеять помещиков и духовенство, которое не присутствует в пьесе Островского, но режиссеру хотелось немножко покощунствовать в середине 1920-х. Станиславскому же в «Горячем сердце» важнее, с одной стороны, показать красоту горячих сердец, которые бьются в пьесе, а с другой — представить такую масленичную, праздничную Русь, в духе карнавальности Рабле. Заложено ли это в пьесе Островского? Но то, что это было поднято до таких масштабов, — идея Станиславского. Таким образом, оказалось, что Мейерхольду нужен «Лес», чтобы оттолкнуться от прошлого страны, от прошлого театра; а Станиславский желает протянуть руку сегодняшнему времени через Островского. В самом начале 1950-х годов, когда заканчивается сталинская эпоха, ее рубежом становится спектакль мейерхольдовца Николая Павловича Охлопкова «Гроза». Не могу забыть, как молодая тогда актриса Евгения Козырева бежала по сцене перед трагическим финалом. Позже Островский отходит несколько на второй план. Новые театры и режиссеры его не жалуют. Ефремов, по-моему, ни разу не поставил Островского, Эфрос тоже. В «Современнике» очень долго не играли «Грозу» до современного спектакля с Чулпан Хаматовой. Это один из его шедевров. Приходит следующее поколение, и Сергей Женовач, когда он еще работал худруком Театра на Малой Бронной, ставит «Пучину» и «Правда хорошо, а счастье лучше» в Малом театре, который идет уже семнадцатый год. Этот спектакль получил государственные премии, «Золотую маску». Елена Яковлева и Чулпан Хаматова. Фото: sovremennik. В его драматургии, конечно, заметно отношение к героям и видно, кто негодяй, а кто хороший человек, но у него есть не то чтобы сочувствие к плохим людям, но он показывает их объем. Можем ли мы сказать, что в «Горячем сердце» Градобоев заведомо негодяй и мерзавец? Он смеется над Матреной и Наркисом, но Островский дает такой образ, в котором актерам не тесно. Он был чрезвычайно актерским и режиссерским драматургом, не зная, что такое режиссура в понимании последних ста лет, и очень зрительским, открытым ко всем возрастам. Кроме того, Островский обладал уникальным чутьем. Возьмите хотя бы его пьесу «Бешеные деньги». Постановка же Андрея Миронова 1981 года идет до сих пор! Понимаете, когда мы смотрели «Бешеные деньги» в конце 1960-х — в начале 1980-х годов, бешеных денег не было ни у кого.

S Высший разум 347267 9 лет назад Островский назвал свою пьесу «Гроза». Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как ненастье с громом и молнией. Это слово используется и тогда, когда речь идет о чем-нибудь внушающем страх и ужас. Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты — бессовестная эксплуатация бедных богатыми. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова.

Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»

По-своему секрет Островского раскрыл Константин Райкин, поставив «Грозу» как трагический балаган. Так или иначе, пьеса А.Н. Островского «Гроза» всегда была любима. ­«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году.

Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»

“Гроза” – пьеса А.Н. Островского. Краткое содержание Александр Николаевич Островский (1823–1886) – русский драматург, автор 47 пьес, создатель русского театрального репертуара.
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского Иллюстрация 5-го действия драмы “Гроза” Островского А.Н. ский “Гроза”.
Гроза Островского - краткое содержание по главам и явлениям Эскиз декорации к пьесе Александра Островского «Гроза».

Смысл пьесы «Гроза» — Островского

Пьеса самого известного русского драматурга А. Н. Островского В ней рассказывается о трагической судьбе Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи. Тегигроза островский это, незадолго до появления на сцене грозы мы разбирали очень подробно все произведения островского, чья точка зрения в оценке пьесы островского ближе именно вам аргументируйте свой ответ гроза. это возможность за 10 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям.

«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале

«Гроза» вне канонов | ОГАУК Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году.
Гроза - краткое содержание по действиям пьесы Островского — «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского.

Гроза - краткое содержание

Катерина, главная героиня, жена Тихона Кабанова. Варвара, сестра Тихона. Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого. Шапкин, мещанин. Глаша, девка в доме Кабанихи. Барыня с двумя лакеями, старуха семидесяти лет, полусумасшедшая. Городские жители обоего пола.

В это время к галерее приближаются Тихон, Катерина и Марфа Игнатьевна вместе с другими людьми, которые хотят спрятаться от дождя под крышей. Народ сплетничает о том, что грозы — это божественные наказания, а молнии в это время постоянно убивают грешников. Находящийся среди толпы Кулигин пытается доказать людям, что гроза — это естественное природное явление, что об этом давно известно науке. Катерина, которая все это время пребывала в сильном потрясении и в душевных муках, поворачивается к мужу. Девушка говорит, что ей известно, кого должна убить гроза. Она просит помолиться за нее.

В этот момент появляется местная сумасшедшая Барыня, которая ранее так напугала Катерину своими предзнаменованиями. Она славится тем, что после бурной юности, ходит по всему городу и пугает молодых хорошеньких девушек смертельными предсказаниями. Барыня замечает Катерину и снова начинает кричать про омут, который предназначается девушке. Она говорит, что с такой красотой, как у Катерины, гореть ей в неугасимом огне. Девушка не выдерживает такого, поэтому она поворачивается к Кабанихе и Тихону и все им рассказывает: как она в течение 10 дней каждую ночь встречалась с Борисом. Действие пятое Признание Катерины делает много шума в городе.

Кабаниха в ярости и даже советует сыну закопать девушку живьем в землю. Катерина относится к упрекам безучастно, она пребывает в глубокой тоске и ходит по дому тенью. Тихон все время пьянствует. В это же время Дикой собирается избавиться от племянника и отправить его на китайскую границу. Кулигин, который отличается добротой и сочувствием к окружающим, советует Тихону простить жену. Мужчина, на самом деле, и сам не против помириться с женой и вернуть былые отношения.

Однако купчиха непреклонна. Она против прощения девушки. Неожиданно по городу разносится известие, что Катерина исчезла из дома. Девушка в отчаянии и растерянности идет по дороге, забытая и несчастная. Она молится о том, что не хочет дальше жить, однако ей хотелось бы еще хотя бы раз увидеть Бориса. И этот момент она встречает его.

Девушка бросается к нему на шею. Мужчина рассказывает о том, что его отсылают в Сибирь. Катерина умоляет взять ее с собой. Однако робкий и нерешительный Борис отказывается, ссылаясь на волю дяди. Тогда Катерина говорит ему ехать и не волноваться о ней, не тосковать. Она сообщает, что рада, ведь им удалось попрощаться.

Когда Борис уходит, Катерина не знает, что ей делать дальше. Она решает, что лучше отправиться в могилу, чем вернуться домой. Приняв решение, девушка отправляется к берегу Волги. В следующей сцене появляются муж Катерины, купчиха и Кулигин. Они слышат с берега крик, что какая-то девушка бросилась в воду. Механик срывается к реке, а Тихон хочет побежать за ним.

Однако мать вцепляется в его руку мертвой хваткой. Она обещает проклясть сына, если тот сейчас бросится к Катерине. Кабаниха говорит, что та и так наделала много шуму и опозорила их семью. Кулигин приносит тело Катерины Тихону и Кабанихе. Он отдает его и говорит, что они теперь могут делать с ней, что хотят. Ведь душа девушки уже предстала перед главным судом, им она не принадлежит.

Тихон, увидев жену, бросается к ней и кричит матери, что та погубила девушку. Заканчивается история словами Тихона о том, что Катерине теперь хорошо, а ему еще придется мучиться на этом свете непонятно по какой причине. Оба персонажа отличаются жестокостью, отсутствием нравственности и бездушностью. Однако Дикой действует грубо и открыто. Он чувствует свою силу, ощущает себя хозяином положения, поэтому его можно назвать жестоким тираном. Кабаниха же, так как она женщина, проворачивает свои дела хитростью.

Она больше сосредотачивается на чтении моралей и нотаций, рассказывает всем домашним, как правильно жить и прикрывается ложной философией. У вас есть всего два способа. Прочитать краткое содержание произведения на блоге проекта Читай Быстро или посмотреть его на ютубе 2.

Эти впечатления нашли своё отражение в "Грозе". Островский внимательно изучал и записывал особенности жизни людей, которые впоследствии нашли отражение в его драме. Так, в Калязине он встретил "пронзительного мужика", а в Торжке — наблюдал за свободой, которой пользовались девушки, и полным отсутствием этой свободы у замужних женщин. Эти наблюдения легли в основу характеристик персонажей и ситуаций в "Грозе".

Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности». Критик видит в героине незрелую личность, сравнивает её с Ильёй Обломовым. При всей своей душевной красоте, чистоте и честности Катерина слабохарактерная, она живёт порывами, в ней нет устойчивости.

Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? Писарев Великий знаток человеческих душ Ф. Достоевский в статье «»Гроза». Драма в пяти действиях А. Островского» называет личную драму Катерины закономерной, он не связывает её с идеей «пагубности патриархального деспотизма», которая многим виделась в «Грозе». Катерину как личность писатель считает слабейшей. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага. Они заранее знают, что не перенесут своего падения, что за днями восторгов потянутся длинные годы слез и раскаяния, и что лучшее, чем может закончиться их горькая жизнь, будут высокие монастырские стены, или долгие и искренние странствия по разным богомольням, если только не омут какой-нибудь реки или дно ближайшего пруда. И все-таки падают» Ф.

Фёдор Михайлович отмечает природную чистоту души героини, светлый поэтический мир Катерины, который создала её творческая душа. Муки совести из-за романтических отношений с Борисом она переживает именно по своей честности и чистоте. Не патриархальный уклад толкнул Катерину на страшный шаг, а сознание своей греховности: она не считает возможным для себя жить дальше. Катерина воспитывалась в той же купеческой среде, что и Кабанова, но родительский дом был для неё отрадным воспоминанием: «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». В доме Кабановой вроде бы всё то же самое, но дух другой: все «как будто из-под неволи». Муж её полностью подчинился властной матери, и о другом положении дел не помышляет. Сестра мужа Варвара приспособилась к обстоятельствам: обманывает мать и живёт, как хочет. Катерина убеждена, что замуж выйти — всё равно что похоронить себя. Порывистая, поэтическая натура её жаждет любви, она готова и мужа полюбить, но тот не понимает её состояния. Выход чувствам героиня находит в любви к Борису, тем самым порушив вековые устои.

Более того Катерина вступает в противоречие со своей христианской верой. Измена мужу для неё становится страшнее самоубийства. Счастье запретной любви было недолгим, оно отозвалось тяжёлым внутренним разладом, депрессией. Нравственные терзания усугубляла свекровь. Простившись с Борисом, Катерина уже не может вернуться домой: «…о жизни и думать не хочется,… люди, дом, стены — все противно». Удушающая атмосфера ханжества, нелюбви, непрощения даже к покаявшейся грешнице в доме Кабанихи, в самом городе Калинове добивает хрупкую натуру Катерины. Можно по-разному относиться к образу Катерины, можно объяснять её поступки слабостью характера, но не сострадать этой редкой по красоте души героине нельзя. Историческим прототипом, послужившим основой образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую, так как воспоминания о детстве и юности Катерины — это воспоминания актрисы. Под влиянием рассказов Любови Косицкой, её облика, голоса у драматурга сложился образ Катерины. Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене.

Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой Кабанихи Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми. Она домашний деспот, недаром ее прозвали Кабанихой. Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера. Её взгляды и поступки определяются законами Домостроя. Кабаниха При этом в семье явно не хватает любви, уважения и доверия друг к другу. Когда Тихон собирается в поездку, он говорит: «недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». У Кабановой сухая душа, она не способна воспринимать красоту жизни, любить. Она антипод Катерины. У него есть сестра и жена.

Он робкий, неуверенный в себе человек, привыкший жить по указке матери. Он не может стать на сторону своей жены и защитить ее от матери, потому что сам боится ее. Высказывания других персонажей пьесы характеризуют Тихона как глупого человека. Например, Кулигин: «Пора бы вам уж, сударь, своим умом жить». Обсуждая поступки Катерины, Кудряш говорит: «Хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Тихон — образ противоречивый. Он добрый, но бесхарактерный, жену свою Катерину жалеет, да заступиться за нее не может. Как слабохарактерный человек, когда уезжает из города, вдали от материнской опеки, начинает пить. В действии пятом, в разговоре с Кулигиным, он сам о себе говорит так: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял.

Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил…» Возраст героя автором не указан, но независимо от того, сколько ему лет, он остается «маменькиным сынком», беспомощным в ситуациях, когда надо принять самостоятельное решение, например, уехать из дома, в котором он глубоко несчастен. Когда погибает его жена, он винит во всем свою мать, не чувствуя за собой никакого греха. Она так же, как и Тихон, стала «жертвой» жестокого характера своей матери, терпит ее попреки и унижения. Но, в отличие от Тихона, Варвара хитра, научилась лицемерию, изворотливости и не потакает своей матери. У нее более стойкий характер, в беседах с Катериной она учит ее быть похитрее. Варвара тайно встречается со служащим купца Дикого, Иваном Кудряшом. Зная, что мать не одобрит ее выбор, она бегает на свидания по ночам и не мучается, как Катерина, угрызениями совести. Она решается на побег из дома с Кудряшом, чтобы избавиться от материнского деспотизма. Горячей любви у неё к Ваньке Кудряшу нет, судя по авторской ремарке: целует холодно.

Варвара умеет приспособиться к жизни, она, в отличие от матери, нежестока, сочувствует Катерине. Но это натура заурядная, без затей. Характеристика Бориса Григорьевича Борис и Катерина Борис Григорьевич — единственный персонаж пьесы, которому автор дал характеристику уже в самом начале, в перечне действующих лиц. Островский написал: «Молодой человек, порядочно образованный». Борис — племянник Дикого, приехал в город Калинов из Москвы. Он одевается модно, по-столичному, выделяясь из «общей массы» провинциальных жителей. Но приехал он сюда потому, что родители его умерли от холеры, а от бабушки осталось наследство, получить которое он может, только обратившись к своему дяде. Получение наследства зависит от того, насколько почтителен Борис будет со своим дядюшкой Савелом Прокопьевичем.

7 секретов «Грозы»

Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. «Гроза» – это пьеса в пяти действиях, написанная великим русским писателем и драматургом Александром Николаевичем Островским. Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке. В результате пьеса получилась народной, жизненной и удивительно достоверной – настолько, что когда 10 ноября 1859 года в Костроме произошёл случай, до деталей напоминающий сюжет пьесы, было решено, что Островский использовал его за основу своего произведения. На первом Качаловском фестивале, проходящем в эти дни в Казани, казанскому зрителю представили драму «Гроза» Александра Островского, поставленную на сцене Воронежского камерного театра. Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий