Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).
Правописание сочетаний ЧК, ЧТ, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, РЩ
Шумные согласные, в свою очередь, различаются по признаку звонкости или глухости. Шумы — это посторонние звуки, которые мы издаём не голосовыми связками. Например, при произнесении звука [в] мы прикусываем нижнюю губу, и выдыхаемый воздух упирается в эту преграду. По степени мягкости произношения: твёрдые; мягкие. Кроме того, по каждому из этих признаков у некоторых согласных есть пары, у других их нет. Как отличить глухой согласный от звонкого? Для этого необходимо понять, участвуют ли в образовании звука голосовые связки — сделать это можно опытным путём. Для образования звонких звуков необходим не только шум, который производит воздух, проходя через преграду. Чтобы звук обрёл звонкость, нужен ещё и голос — поэтому в тот момент, когда мы произносим звонкий звук, голосовые связки слегка вибрируют. Ощутить эту вибрацию можно, прикоснувшись к горлу рукой.
При произнесении глухих звуков эта вибрация не ощущается — голосовые связки в процессе не участвуют.
С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит. Какие звуки всегда твердые, а какие — мягкие Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму: ж ш ц ч щ й Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол.
Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв. Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик. Понятие о звонких и глухих звуках В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим. Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок. Звонкие звуки [б] [ж].
И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом! Разобралась сразу же , всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время , сейчас же составляю табель для работников.
Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Они звучат согласно своему названию вне зависимости от характеристик находящихся рядом гласных и согласных. При этом стоящие перед ними согласные изменяются. При произношении слов они воздействуют на рядом находящиеся звуки и смягчают их. Происходит ассимиляция уподобление согласных по признаку мягкости. Например, в словах «дочка», «изящный», «конечный» эта характеристика очевидна. Это можно понять по словам, которые изменили своё звучание, например, кори[шн]евый и сливо[шн]ый.
Задавайте вопросы носителям языка бесплатно
- ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ 1 КЛАСС: ТАБЛИЦА, ПРАВИЛО
- Согласные звуки и буквы
- Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные (1-4 классы)
- Твёрдые И Мягкие Согласные: Теория + Примеры В Таблицах
Звук [Ч] — глухой или звонкий? Объяснения учителя, запоминалки и хитрости
В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются. Однако, буква Ч может быть и твердой, когда она стоит перед согласными звуками или после спектра мягких согласных, таких как «л», «н», «м», «р». Мягкий знак и твердый знак Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» — то согласный мягкий.
Звук «ч» является твёрдым или мягким?
Буквы Ь и Ъ не являются звуками. Например: мал — [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А. Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда: стоят после гласной, например: маяк — [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк — 4 буквы, 5 звуков; стоят в начале слова, например: ёлка — [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка — 4 буквы, 5 звуков; стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга — [ю] обозначает два звука, так как после него стоит Ь. Буква Е обозначает звуки [Й] [Э]. Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука. Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой. Согласные звуки делятся на: твёрдые и мягкие, парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 8 мягких и 8 твёрдых , звонких — 20 10 мягких и 10 твёрдых. Твердые и мягкие согласные звуки Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило: согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э; и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я. Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.
На произношение буквосочетания «чн» влияют диалектные различия: [шн] чаще встречается в московской речи и было нормативным в старомосковской речи; для петербургского произношения более типично [чн]. Словарной нормой считается произношение [шн] в словах яичница , скучный и скучно , нарочно но [чн] в нарочный «посыльный» , конечно но [чн] в производных от «конечный»: время жизни мюона конечно, алгоритм будет работать конечно , очечник , скворечник , девичник , в происходящих от личных мужских имён I склонения Фома, Кузьма, Илья, Никита и т.
Потому что от гласной зависят артикуляционные особенности проговаривания одной и той же согласной. При мягком проговаривании согласной средняя часть языка поднимается к нёбу, тем самым перекрывает выходящий ток воздуха. Одновременно конец языка высовывается в сторону зубов. Описанная артикуляционная особенность — это палатализация. При проговаривании слога с твердой согласной воздушный поток не встречает препятствие. Понятно, что младшему дошкольнику знать эту логопедическую информацию не нужно, она предназначена для родителей. Ведь родитель лишь тогда может в доступной форме преподнести информацию ребенку, когда сам будет ее понимать. Для понимания родителю можно попытаться самому произнести несколько слов, в которых одна и та же согласная совмещается с разными гласными, чтобы убедиться в действительности явления палатализации. Например, «ресторан»: при проговаривании «ре» язык поднимается, его кончик изгибается возле верхнего зубного ряда, а при произношении «ра» подобного не происходит, ощутимого напряжения в языковых мышцах нет. Чтобы ребенку проще было усвоить различия между твердыми и мягкими фонемами, рекомендуется использовать игровую форму закрепления преподнесенного материала. Лучший вариант — придумать увлекательную историю о том, как звуки разделились на категории. Для примера приводим короткую сказку: Далеко отсюда стояло славное королевство, в котором счастливо жили гласные и согласные звуки, никогда не ссорились.
Какая мягкая и твёрдая буква ч?
Буква ч всегда мягкая – Звук “ч” – твердый или мягкий? | Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита. |
Литературное чтение. 1 класс | Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук. |
Содержание:
- Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч
- Ч, Ч • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Твердые и мягкие согласные - Детская городская поликлиника №1 г. Магнитогорска
- Звук «ч» является твёрдым или мягким? -
- Задавайте вопросы носителям языка бесплатно
Звук [Ч] — глухой или звонкий? Объяснения учителя, запоминалки и хитрости
Для тренировки можно проговаривать твёрдые и мягкие согласные попарно, обращая внимание на разницу. Образовательные: закрепление знаний об изученных звуках и буквах русского языка, знакомство с новым звуком и буквой Ч, сформировать понятие возможности согласного звука всегда быть мягким. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Твердый или мягкий звук? Буква Ч может означать звук: мягкий, твердый, гласный, мягкий и твердый?
Буквы «ч» и «ш» перед «н» и «т»
В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются. Большинство букв могут обозначать как твердые, так и мягкие звуки, в зависимости от того, какие звуки находятся рядом с ними. Костенко Ольга Викторовна Конспект урока по обучению грамоте «Мягкий согласный звук [Ч], буква Ч, ч».
Твёрдые и мягкие согласные: в чем разница?
Для начала скажите, чем отличаются звуки от букв? Я буду показывать вам буквы, а вы называть их. Скажите, на какие группы делятся все звуки? Как мы характеризуем гласные звуки? Как мы характеризуем согласные звуки?
Этот хитрец тайно жил в королевстве, вроде бы числился, но не имел звука. Ему удавалось ловко рассоривать звуки меж собой. Мягкий знак рассказал гласным, где спрятались противники, но не за просто так, а за вознаграждение, за возможность тоже примоститься к согласным. Благодаря подсказке Мягкого знака гласные сумели отыскать место, где спрятались противники, и одержали победу в сражении. Согласным ничего не оставалось, как подчиниться требованиям гласных.
С той поры гласные стали руководить королевством. Теперь они определяют, у какой согласной будет работа — создавать мягкость, а у какой — твердость. Мягкий знак стал важным чиновником, он распоряжается проигравшими в войне звуками. Но небольшая группа согласных не смирилась с итогами войны. Шипящие отказались следовать новым королевским правилам, они сбежали в лесную чащу, стали разбойниками. Среди тех побежденных, кто остался в королевстве, тоже есть бунтовщики, живущие по своим правилам. Но большая часть согласных подчиняется законам, установленным гласными.
Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.
Ведь родитель лишь тогда может в доступной форме преподнести информацию ребенку, когда сам будет ее понимать. Для понимания родителю можно попытаться самому произнести несколько слов, в которых одна и та же согласная совмещается с разными гласными, чтобы убедиться в действительности явления палатализации. Например, «ресторан»: при проговаривании «ре» язык поднимается, его кончик изгибается возле верхнего зубного ряда, а при произношении «ра» подобного не происходит, ощутимого напряжения в языковых мышцах нет. Чтобы ребенку проще было усвоить различия между твердыми и мягкими фонемами, рекомендуется использовать игровую форму закрепления преподнесенного материала.
Лучший вариант — придумать увлекательную историю о том, как звуки разделились на категории. Для примера приводим короткую сказку: Далеко отсюда стояло славное королевство, в котором счастливо жили гласные и согласные звуки, никогда не ссорились. Но пятерка неугомонных гласных, которых звали Я, И, Ю, Е и Ё, решили захватить власть в королевстве в свои руки. Так в волшебном королевстве началась война, и никто не мог положить ей конец.
Лишь звуки А, У, Э, О и Ы не желали воевать, они всеми силами старались поддерживать отношения со всеми товарищами, не выделяя кого-то. Скачать картинку Чтобы скорее подчинить себе товарищей, взбунтовавшиеся гласные придумали хитрый план. Они обратились за помощью к Мягкому знаку. Этот хитрец тайно жил в королевстве, вроде бы числился, но не имел звука.
Уроки фонетики: учим ребёнка различать звонкие и глухие согласные
Цели урока: 1. познакомить с употреблением и произношением твердых согласных букв Ц,Ж и Ш; мягких согласных букв Ч и Щ; а также сочетаний –ого,-его, жи--, ши-, чт-, чн— 2. развивать умения быстро читать скороговорки; придумывать предложения с данными словами. Мягкий знак и твердый знак Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» — то согласный мягкий. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными. В сочетании чт буква ч произносится как [ш] в словах что, что-то, чтобы, кое-что, ничто и других однокоренных словах. Как различать твёрдые и мягкие согласные звуки Все буквы русского языка за исключением Ь и Ъ обозначают какой-либо звук.
Какая буква Ч гласная или согласная?
Долгожданный дан звонок, начинается урок. И книжки, и тетрадки, и мысли — всё в порядке. Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок. Азбуку мы открываем и порядок проверяем: Ручка, карандаш, тетрадь, чтоб учиться нам на пять, Сигналы, учебник и закладка, всё на месте, всё в порядке! А Работа с лентой букв: — Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки. Назовите их. Б Работа в парах.
Есть и другие признаки, по которым можно провести их дифференциацию. Если в слове есть два согласных подряд, первый из них всегда будет твёрдым: рост [рост]. Некоторые буквы обозначают только мягкие или только твёрдые звуки. Об этом расскажем далее. Парные твёрдые и мягкие согласные Почти все согласные звуки образуют пары по мягкости.
Солнце светило ярко, деревья приветливо шелестели листьями. Грибы сидели почти под каждым листом и травинкой. А тут и ягоды сами в корзинку просятся. Не заметили шипящие, как пошли совсем в другую сторону и заблудились. Оглядываются: места незнакомые, и гласных рядом нет. Пробовали они кричать, на помощь звать. Да всё без толку. Голос у Ж слабый, а у Ш, Ч, Щ только шум и шипение. Уже похолодало, через час темнеть начнёт. Что же делать? И вдруг видят: на стволах деревьях зарубки. Кто-то вырезал буквы: А, И, У, как будто дорогу показал.
Давайте проверим свои знания. Для начала скажите, чем отличаются звуки от букв? Я буду показывать вам буквы, а вы называть их. Скажите, на какие группы делятся все звуки? Как мы характеризуем гласные звуки?
ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ 1 КЛАСС: ТАБЛИЦА, ПРАВИЛО
В белорусском, болгарском, сербском, македонском и украинском языках буква Ч произносится твёрже, чем в русском. Вот и оказалось в слове «ёжики» правило «жи, ши пиши с буквой и». Произносим «ы», но пишем «и» по правилу, потому что звук «ж», как мы помним, всегда твёрдый, и он не может согласиться быть мягким. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Платный доступ
- Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, обозначение
- Звук «ч» является твёрдым или мягким? -
- Буква Ч: черти в церкви | Вокруг Света
- Когда буква ч мягкая когда твердая
- Уроки фонетики: учим ребёнка различать звонкие и глухие согласные
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Средняя оценка: 4. Знакомство школьников с согласными буквами и звуками происходит в 1 классе. В данной статье говорится о мягких согласных и буквах, их обозначающих. Мягкость Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква — это всего лишь символ алфавита.
Кто работал с аудиторией, знает, как здорово, когда слушатели задают вопросы, спорят, хотят что-то узнать, уточнить, выяснить. Из этих вопросов рождаются порой новые идеи, а сама тема лучше, объёмнее видится впоследствии и докладчику. Следующий рассказ - о двух редких звуках русского языка, существование которых для многих остается тайной. Живут себе они незамеченными, но встреча с ними аудиторией всегда воспринимается с интересом, а то и с восторгом имеются в виду старшие школьники и студенты-первокурсники филологического факультета. Итак, с первого класса мы знаем, что согласные в русском языке бывают парными по твёрдости - мягкости. Есть и те согласные, что не имеют пар.
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме. Игра по аналогии со «съедобное — не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый — ребенок ловит мяч, а если мягкий — нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ. Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить. Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Скажите, на какие группы делятся все звуки? Как мы характеризуем гласные звуки? Как мы характеризуем согласные звуки? В изучении нового звука нам помогут картинки. Посмотрите на доску, какие предметы изображены на рисунках?