Хотя считается, что наибольшей силой икона обладает в день праздника Благовещения, обращаться к Божьей Матери за помощью можно всегда. Как разгадать символы на одной из самых древних русских икон – на Устюжском Благовещении.
В "Александровской слободе" хранится редкая икона "Благовещенье"
Вот одна из них - это "Благовещение". Святыне - пять веков и увидеть ее можно было только над вратами в алтарь - самой сакральной части храма. Икона уникальна из-за темы, которую создал иконописец. Особое внимание - к сюжету вокруг Богоматери. Ирина Короткова, хранитель коллекций музея-заповедника "Александровская слобода" Изображение служанки достаточно редко случается на иконах подобной иконографии. И в этом - отличительная особенность музейного образа.
Ангел на иконе изображен летящим трижды: принимающим благословение Саваофа, несущим благую весть Марии и указующим путь к дому Иосифа и Марии. По одной из версий, праздник Благовещения Богородицы был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV века. По другой версии, праздник был известен еще в III веке. В этот день ослабляется строгий Великий пост - христианам разрешается есть рыбу во все время поста подобное послабление делается только дважды: на Благовещение и на праздник Входа Господня в Иерусалим.
Привычное нам название прочно вошло в обиход с VII века , само же событие описано только одним евангелистом — Лукой. Явившись Марии, архангел произнес: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Это стало первой благой вестью, которую человечество получило после изгнания Адама и Евы из Рая. Традиции и обычаи Благовещения Пресвятой Богородицы Богослужение и церковное празднование Праздничное богослужение считается особенным. На Благовещение всегда совершают полную литургию, даже если 7 апреля оказывается будним днем, а также несмотря на Великий пост. Обыкновенно литургия во время Великого поста совершается особым образом, и только в среду и пятницу. Даже в одном из стихотворений Александра Пушкина упоминается обычай выпускать из клеток птиц. Традиции предков на Благовещение В старину на Благовещение "палили зиму" и "грели весну". Ночью на земле устраивались костры, где сжигали солому, мусор, тряпки, старую обувь и навоз, вокруг костров водили хороводы и исполняли песни. Впрочем, водить хороводы, петь и играть было принято не только у огня — радовались Благовещению всегда и везде. Утром люди умывались талой, родниковой или колодезной водой — "для здоровья". Что можно делать на Благовещение Заниматься благотворительностью и делать пожертвования в помощь нуждающимся — это праздник благих вестей. Навещать родных и друзей. К празднику традиционно пекутся жаворонки — птицы из теста.
Перед иконой Благовещения принято просить об избавлении от судебного преследования, излечении от душевных и плотских недугов, бесплодия, колдовства. Как и в случае с другими иконами к изображению Благовещения можно обращаться с любыми проблемами. Святая Дева помогает быстро, и редко отказывает в помощи тем, кто подходит к ее иконе с верой и горячей молитвой. Благовещение — крупный церковный праздник, в этот день нельзя заниматься домашней или любой другой работой. Событие настолько значимое в церковной жизни, что если оно совпадает с Великим постом, разрешается изменить меню, подав к столу рыбу. Не нужно забывать про смысл праздника, ведь главное в этот день — не отметить великое событие в застолье, а вспомнить, что произошло много веков назад и поблагодарить Бога за то, что он послал на землю искупителя грехов.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Новая Ева и Её дар человечеству
Большой выбор товаров из каталога Благовещенская Икона в интернет-магазине Примеры: все то же Устюжское Благовещение; прорись с иконы XVII века из коллекции Постникова. Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы".
Каталог Благовещенская Икона
Прокопия Устюжского. Гавриил изображен с простертой благословляющей десницей, в левой руке - жезл, крылья опущены написаны на новом левкасе XVI в.? Иконографическая особенность этой иконы - образ воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, изображенный на груди Божией Матери поверх складок Ее мафория; вверху в небесной полусфере, в овальной сине-голубой мандорле-славе,- образ Иисуса Христа в облике старца Ветхого Денми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил. Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г.
На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия не сохр.
Во 2-й пол. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях напр. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу - гора с пещерой иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря.
В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское». ГI [13]; Новгородская II летопись под 1561 г.
После установления христианства птицы стали символом благой вести и свободы, которую люди обрели через Спасителя. Пасхальное воскресенье отмечается христианами уже более 2 тыс. Утром их освящали в храме, а затем съедали. Оставшиеся крошки добавляли в корм домашней скотине или высыпали птицам. Люди верили, что это поможет собрать большой урожай и получить здоровый приплод. Пасечники клали просфоры в ульи, чтобы пчелы принесли как можно больше меда. Благовещение в 2024 году — пост В 2024 году Благовещение приходится на период Великого поста. Тем, кто его соблюдает, нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты.
Однако в честь праздника Богородицы делается исключение — верующие могут включить в рацион рыбные блюда. Также допускается выпить немного вина. Более строгие ограничения сохраняются, если торжество выпадает на Страстной четверг или Страстную пятницу. В таком случае запрет на рыбу не снимается, но говеющим всё еще можно пригубить вина. Благовещение в 2024 году — что можно и нельзя делать Благовещение относится к числу двунадесятых праздников. Это крупные торжества, связанные с событиями жизни Христа и Богородицы. В такие дни верующим следует посетить праздничную всенощную и литургию в храме.
Архангел облачен в рыжевато-охряной хитон и зеленовато-голубоватый гиматий, золотой ассист переливается на его одежде, волосах и крыльях.
На Богоматери синий хитон и темно-красный мафорий, украшенный золотой каймой. Не сразу зритель замечает, что на груди Богоматери изображен Христос Эммануил, Он словно проступает сквозь ткань. Мария прикрывает Младенца рукой, как бы защищая от мира, в котором ждут Его страдания. Вверху в синем полукруге также изображен Христос: Он восседает на престоле, окруженный пламенными серафимами и херувимами с золотыми рипидами.
Лазарев характеризует технику исполнения иконы следующим образом: В монументальных фигурах архангела Гавриила и Марии чувствуется основательное знание автором иконы современных ему образцов византийской живописи. Хотя фигуры несколько грузны, чем они отличаются от изображений на чисто греческих иконах, им свойственна строгая пропорциональность. Моделировка лиц отличается особой мягкостью. Колорит «Устюжского Благовещения» отличается в целом известной сумрачностью, что вообще типично для икон домонгольского времени. Благодаря этому списку возможно получить представление об изначальном виде иконы. На списке нимбы и поля окрашены в розовый цвет, что позволяет предположить что изначально Устюжское Благовещение также имело эту особенность. Это подтверждается также тем, что цветные нимбы были характерны для новгородских икон данного периода, они присутствуют например на иконе великомученика Георгия из иконостаса Георгиевского собора Юрьева монастыря Новгород, XII век ; для Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, XVI век имеет многочисленные клейма на сюжеты земной жизни Богородицы и увеличенное изображение Ветхого Деньми, помещена второй иконой местного ряда иконостаса, слева от Царских врат ; для Благовещенского собора Московского Кремля, XVII век уменьшенный размер, клейма акафиста Богородице ; для Смоленского собора Новодевичьего монастыря; для Соловецкого монастыря, конец XVI — начало XVII века имеет фоновое изображение зданий, велум, позем в котором виднеется пещера с вертепом, указывающих место Рождения Христа; была храмовым образом церкви Благовещения над Святыми воротами, в настоящее время в музее-заповеднике «Коломенское». Иконография Сцена Благовещения на иконе представлена в редчайшем иконографическом изводе — со входящим в лоно Богоматери младенцем Иисусом. Использованы также апокрифические детали — красная пряжа в руках Девы Марии. В верхней части иконы изображён Ветхий Денми, восседающий на херувимах и восславляемый серафимами. Появление данного иконографического типа академик В. Лазарев относит к послеиконоборческомупериоду и связывает с влиянием богослужебных текстов Синаксарь на 24 марта, богородичный гимн Октоиха. Дева Мария Мария изображена в винно-красном мафории лишён традиционных для её иконографии звёзд, но его край украшен золотой бахромой и темно-синем хитоне. Она стоит перед престолом от него уцелели лишь часть подножия и фрагмент золотой узорной ткани под ногами Богородицы. Лицо Богородицы изображено лишённым ярко выраженных чувств или эмоций, эта нейтральность выступает символом её смирения перед волей Бога. Её голова немного наклонена к явившемуся ей вестнику. На лице Марии видны румяна на щеках, лбу, верхних веках, на носу и шее. В её левой руке моток красной пряжи возникла из рассказа апокрифического Протоевангелия Иакова , нить пропущена сквозь пальцы правой руки Богородицы и спускается вниз к несохранившемуся пряслицу на подножии. Правая рука Богородицы изображена с отставленным указательным пальцем, образуя подобие благословляющего жеста, которым она прикасается к нимбу младенца Христа. Младенец Иисус Богомладенец изображён фронтально в полный рост, «на персях у Пречистой вообразися и мало знати, аки в стекле». Тело Иисуса исполнено в красноватых тонах, что на фоне красного мафория Богородицы делает его фигуру как бы просвечивающей сквозь одеяние Марии. Правая рука младенца помещена строго в центре его фигуры и сложена вблагословляющем жесте, левая опущена вниз с широко и распластано раскрытой ладонью. Обнажённая плоть Иисуса тело покрыто только набедренной повязкой, намекающей на предстоящие Распятие Христово является традиционным указанием на наличие в нём человеческой природы.
ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. Самые известные иконы и традиции этого праздника
Голубь может быть в золотом вращающемся диске. На иконах в месте соприкосновения луча с телом Богоматери может быть изображена фигурка младенца в мандорле , символизирующая Воплощение. В средневековых произведениях встречаются также изображения Бога-Отца, иногда в виде десницы в облаках или лица, глядящего с небес [47]. Встречались и изображения Святого Духа в виде младенца Младенца Христа , слетающего к Деве Марии и несущего крест, с голубем или без него.
Но позже эта иконография была признана еретической, так как Мария должна была зачать младенца, а не получить его с небес [48]. В архитектурное окружение могут быть вписаны медальоны с изображением пророка Исаии. Место действия[ править править код ] Канонические и апокрифические тексты разделили место действия на два эпизода: протоблаговещение, происходившее у колодца, снаружи дома, и собственно Благовещение — внутри, в доме.
Иконография Марии у колодца известна с VII века , но постепенно исчезает [49]. Чаще всего действие разворачивается в интерьере. В западной живописи с XV века появляются спальня и в особенности кровать.
Также может происходить совмещение двух мест действия, с прорывом пространства наружу, чтобы продемонстрировать зрителю место предшествующего события — Марию, слышащую голос у колодца. Некоторые произведения содержат второстепенную сцену на заднем плане — изображение Иосифа Обручника , занятого работой или же выслушивающего повеление ангела не отпускать свою жену Мф. Пейзаж, в особенности в иконописи, может быть не изображением реального дома плотника в Назарете, а ирреальным: образом Небесного Иерусалима [50].
В этом случае пишутся трон-алтарь Марии, золотая стена и храм-дворец, райский сад. Изображение конструкций дома также является знаком того, что Дева стала Богоносной палатой: началось человеческое воплощение Бога [51]. Сама Богоматерь прославляется как «одушевлённый храм», где обитает Господь.
Для обозначения интерьера в иконописи часто используется велум , перекинутый с одного строения на другое, трактуемый также как символ связи Ветхого и Нового Заветов. Со временем пейзаж практически полностью вытесняется интерьером. Пространство становится закрытым и затеснённым, ассоциирующимся с закрытостью и девственностью.
А если виден изображённый сад, то это уже hortus conclusus за надёжной стеной, прямой символ лона и девственности « Вертоград заключённый » [52]. Причём в наиболее завершённой форме иконографии он показывается не через дверной проём, а через окно, желательно застеклённое аналогия с девственной плевой, предваряющей вход в лоно. В таком случае оплодотворяющий луч света, если он проникает через окно, приобретает дополнительный подтекст [53] , который, тем не менее, прочитывается только в знаках и теряется на фоне общего духовного настроения сцены.
В XV веке в западноевропейском искусстве получает популярность аллегорическое изображение Благовещения как мистической охоты на единорога [54]. Православная традиция[ править править код ] Православная церковь , считая Благовещение соименным Евангелию по-гречески «благая весть» , размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связанной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии.
Благовещение, как наставляют учителя Церкви, — есть начало спасения человечества и освобождения его от греховного рабства. Именно поэтому в произведениях русских классиков так часто встречаются упоминания о старинном народном обычае выпускать в этот день на волю птиц, которых заранее покупали на птичьих базарах. А еще, как упоминает Иван Шмелев в «Лете Господнем», каждый старался в этот день порадовать окружающих радостной вестью, чтобы полнее погрузиться в атмосферу данного торжества и сделаться к нему более причастным. Исследователь народных традиций Н. Юдина в своей книге «Энциклопедия русских обычаев» рассказывает об особом отношении русских людей к Благовещенской просфоре, выпекаемой к празднику и раздаваемой в этот день в огромных количествах во всех православных приходах. Каждый человек старался запастись хотя бы одним таким священным хлебцем, поскольку в народе было распространено стойкое убеждение о его особо благодатных и целебных свойствах.
Традиционно Богородица изображается сидящей на возвышении но иногда — и стоя. В руках она держит пурпурную пряжу. Согласно Преданию, в момент явления архангела Дева Мария занималась плетением завесы Иерусалимского храма. Как поэтически говорится об этом в Великом покаянном каноне Андрея Критского, «мысленная порфира — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева, Пречистая, как бы из вещества пурпурного». Цвет пряжи — красный, символ царского достоинства, которое относится и к Богоматери, и к Ее Сыну. На других вариантах изводах изображений этого события вместо пряжи Дева Мария держит в руках Священное Писание. Мозаика из храма Санта-Мария-Мадджоре. На мафории часто изображаются три звезды — на лбу и плечах Богородицы.
Они символизируют непорочность Приснодевы до, во время и после Рождества. На некоторых иконах видны только две звезды, что символизирует Воплощение Бога Сына, второй ипостаси Святой Троицы.
Между тем, в земной жизни Матерь Божия была носительницей той же повреждённой грехом человеческой природы, что и все мы. Но что же позволило Ей мгновение за мгновением, день за днём побеждать свою природу и непрерывно подниматься по лестнице святости? Что сделало Деву Марию достойной вместить в себя Самого Бога? Пресвятая Дева всегда в полноте приписывала все свои таланты и дарования их истинному источнику — Богу. В полноте доверяла Его благому промыслу о себе.
И именно это великое смирение сделало Её достойным сосудом для боговоплощения! Многие из нас сегодня восстают против именования «раб Божиий». Такие люди не обладают ни духовным зрением, ни смирением Божией Матери. Духовная слепота мешает им увидеть, что истинный выбор заключается лишь между рабством Богу и рабством греху. И в этой парадигме быть рабом Божиим — единственно верный и благой для человека выбор. Отсутствие же смирения мешает таким людям понять, что Небесный Отец всех, по любви ввергающих себя в Его волю, делает сынами Божиими. Подражать Пречистой Деве «Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха», — призывает нас к благодарственной молитве Пресвятой Богородице праведный Иоанн Кронштадтский.
Протоиерей Андрей Ткачёв, вспоминая события Благовещения, предлагал христианам не забывать и о том, каким образом Пречистая ежедневно сохраняла себя в чистоте и совершенствовалась в добродетели: «Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах».
Благовещение в 2024 году: история и традиции праздника
На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии. 306) На многих иконах Благовещения Архангел изображен как бы в еще незавершенном полете. – Ее присутствие – главная особенность этого музейного образа, потому что изображение служанки очень редко встречается на иконах Благовещения. В иконе «Устюжское Благовещение» (начало XII века) наглядно представлена идея Воплощения Христа. В день праздника икону Благовещение из Троицкой духовной миссии в Иерусалиме привозят к источнику, из которого брала воду Сама Пресвятая Богородица.
Каталог Благовещенская Икона
Знаменитая икона Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащая кисти известного православного иконописца, находится в иконостасе Благовещенского собора Московского. Позднее предание ошибочно связывает происхождение иконы с Великим Устюгом, отчего она часто называется «Благовещение Устюжское». Благовещение обозначает “добрая новость”. На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии. Благовещение Пресвятой Богородице Сцена, Работы.
Новые события
Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия.
О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа… В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней. Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира.
Михаил Нестеров 5 Архангел и его жезл Часто архангел в левой руке держит жезл, который указывает на его функцию небесного посланника. Иногда его изображают с лилией в руках, которая символизирует чистоту и непорочность. Одно крыло архангела распростерто за спиной, а другое иногда изображается поднятым в знак приветствия. Эта символика перешла в православное богослужение: подобно архангелу, диакон во время произнесения ектении поднимает вверх перед собой конец длинной ленты — ораря, который символизирует ангельские крылья.
Действие на иконе разворачивается на фоне высоких палат, соединенных велумом красная ткань , который указывает, что событие происходит внутри помещения. Сам велум на этом изображении еще означает связь между Ветхим и Новым Заветом. На заднем плане ряда иконописных изображение помещается здание Иерусалимского храма, что тоже несет в себе символическую нагрузку. Как поется в догматике песнопении, посвященном Богородице 1 гласа, приняв во чрево Господа, Дева Мария стала «небом и храмом Божества».
Читайте также:.
В сюжете иконы зафиксирован момент зарождения христианского вероучения. Священный образ Девы Марии и архангела Гавриила проиллюстрирован в окружении света спускающегося с небес. Над их головами запечатлены нимбы. Образ этого религиозного события описан сочными насыщенными красками, где крупным планом изображены фигуры главных действующих лиц. Богородица своим служением Господу, высоким духовным подвигом и чистотой сердца заслужила честь стать матерью Спасителя рода человеческого. Через художественные образы иконы просматривается воплощение отражения истинной любви и заботы Бога о детях и их матерях.
Сила святого образа В истории православной религии зафиксировано много чудотворных историй. Одна из них случилась с жителями города Устюг. Люди игнорировали церковные каноны, вели безобразный образ жизни, игнорировали наставления священников. Однажды ровно в полдень, над городом нависла огромная туча, укутав все в сплошную тьму. Согласно преданию это предзнаменовало страшную беду, в результате которой на все живое должен был обрушиться огневой дождь. Люди устремились в храм, упали на колени перед иконой Девы Марии и стали слезно молить ее о прощении. Богородица снизошла благодарственным деянием к прихожанам, с иконы стало струиться благоуханное масло. Туча исчезла, страшный огненный град разразился далеко от города, в пустынном месте и никто из людей и животных не пострадал.
Рис 2 Со времени чудесного спасения города Устюг в России повсеместно стали почитать икону Благовещения и верить в ее уникальные чудотворные возможности. Из уст в уста среди православных верующих передаются истории о целебном излечении смертельно больных раком людей. Существует легенда, что если молится иконе Благовещения Богородицы 40 дней подряд, читая священный текст по 40 раз каждый день, то даже в самом безнадежном случае бесплодия можно забеременеть. Благодарная энергетика и божественная сила снисходит к каждому нуждающемуся в помощи. В чём помогает Икона Пресвятой Богородицы признана исцеляющей и оказывающей чудотворное воздействие. В православных храмах ведется специальный учет всем чудесам, свершаемым благодаря силе изображений с ликами Святой Богородицы и Архангела Гавриила. Огромное число невероятных и судьбоносных явлений доказывает уникальные свойства иконы Благовещения. Назначение изображения в жизни состоит в устранении душевной боли, переживаний и мучений, связанных с межличностными отношениями и узами матери с детьми.
Кроме этого благодаря вознесению молитвенного обращения к иконе удается справиться даже с самыми тяжелыми недугами. Икона Благовещение Пресвятой Богородицы помогает в следующих случаях: когда пришлое время раскаяться и очиститься от грехов; при необъяснимой тревоге и страхе смерти; при лечении бесплодия; для воссоединения семьи или близких родственников. Кроме этого согласно молве среди верующих известны случаи избавления от тяжелых стадий алкоголизма и наркомании.
При этом в соответствии с композиционными приемами XVI века были искажены контуры: головы уменьшены и фигуры сделаны более тонкими. Фрагменты древнего золотого фона уцелели вверху, у полусферы неба, и в нижней части, около фигур и у стоп Архангела. Позема не было. Фрагмент охры оранжевого оттенка цвета хитона над правой рукой Архангела Гавриила позволяет предположить, что первоначально он был изображен без крыльев, написанных на левкасе XVI века, лежащем также на нимбах и полях.
Возможно также, что левое крыло Архангела было представлено поднятым. Икона выполнена на липовой доске, с тремя поперечными и двумя накрест лежащими набивными шпонками. Первоначальный размер доски — 229 x 144 см. Позже икона надставлена со всех сторон сосновыми досками, увеличившими размер до 238 x 168 см. В композиции такой иконы, как правило, воплощается идея заступничества святых за людей перед Христом. Фигуры располагаются в строго определенном порядке. Бывают деисусы оглавные изображение одних голов , оплечные, поясные и во весь рост.
Деисусные иконы, в большинстве случаев из трех фигур, располагались над царскими вратами алтарных преград в XII—XIV веках. Кроме того, деисусы помещались над входными дверями и воротами церковных и гражданских зданий. Деисусные композиции часто изображались на верхних полях икон н входили в состав сложных композиций, таких, например, как «Страшный суд». На иконе, хранящейся в Третьяковской галерее, изображен Спас Эммануил — Христос в отроческом возрасте. По бокам — обращенные к Нему с обеих сторон склоняющие головы Архангелы Гавриил и Михаил. Вохрение светло-коричневой охрой сильно утрачено. Санкири разные: у Архангела Михаила — темная охра зеленоватого оттенка, у Спаса — темная, у Архангела Гавриила — зеленая.
Одежды исполнены плотным слоем красок.