Новости неделя крестопоклонная великого поста

Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. Особенности Крестопоклонной недели в 2023 году: какие виды крестов признают православные христиане. © Все новости Новосибирской области. Такое действо совершается каждый Великий пост. Неделя 3-Я великого поста, крестопоклонная. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Евангелие третьей недели Великого поста читал вместе с журналом «Фома» Эдуард Бояков, режиссер, продюсер, театральный педагог.

Неделя Крестопоклонная

Самое время вспомнить про крестные страдания Иисуса Христа. О третьем воскресенье Великого поста в Постной Триоди книга, где содержатся порядок и тексты богослужения написано: «Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста». Во время поста, говорится в Триоди, мы распинаемся, подобно Христу, при этом «ощущаем горечь, унывая и изнемогая». Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий». Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны.

Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. Типиконе 3-й четв. XIV в. В греч. Типиконах и Триодях к XVI в.

XVII в. Типиконе 1682 г.

Почитание икон и Креста — догмат Церкви, это означает, что непочитание оных — это не личное мнение или желание человека, а заблуждение, несовместимое с православной верой. Крест — главный символ Распятого Господа. Но что такое символ в христианском понимании? В древнегреческом языке «символ» означал соединение, а также средство, осуществляющее соединенность. Известный церковный деятель Русского зарубежья, протопресвитер Александр Шмеман 1921-1983 в своей книге «Великий пост» замечал, что во всех песнопениях этого воскресенья говориться о Кресте, но не о страданиях на нем, а о победе и радости. Некоторые песнопения прямо взяты из пасхальной службы.

Мы достигли середины Великого поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче»,- объясняет о. Александр Шмеман. Об этом жизнеутверждающем значении поклонения кресту говорится и в богослужебных текстах. Сам же Великий пост сравнивается в них с 40-летним пребыванием евреев в пустыне: «Как евреи Ветхий Израиль страдали тогда от жажды, а вода в Мерре месте их стоянки. Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев подчеркивает: крест — это символ человеческого спасения, потому что за грехи всех людей на нем умер Христос.

При этом Иисус умер « по писанию» - именно так, как писали и предсказывали об этом ветхозаветные пророки в священных книгах Но самое необычное в том, что Христос умирает в пространстве, которое представляет собой как бы «дворец дьявола»: в Библии небо считается принадлежностью Бога, а земля отдана Творцом «сынам человеческим». А Христос умирает на кресте, в пространстве между небом и землей — в понимании Его современников и первых христиан, именно «в поднебесной» обитают силы зла. Поэтому крест очень символичен», - добавляет о. Олег Стеняев. Святые отцы также сравнивают крест Христов с райским « древом жизни», чьи плоды даруют бессмертие, и называют его « новым живоносным древом». Потому — то православные и поклоняются Кресту как Христу, и обращаются к нему как к живому, что в Кресте обитает живая сила живого Бога. Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь» - произносим мы в вечерних молитвах.

Крест не личность. Сила, в нем обитающая, не автономна. Но Бог так устроил, что в крестном начертании действует неизреченная Божия сила. Господь таинственно присутствует в Кресте Своими энергиями. Мы не поклоняемся Кресту как Богу, но поклоняемся Богу, обитающему в Кресте. Поэтому «молитва, адресованная Кресту Христову, восходит к Распятому на нем; сила, исходящая от Креста, исходит от Самого Господа» - пишет митрополит Иларион Алфеев. Поэтому мы хвалим Крест, как делал это апостол Павел. Мы чтим церковные праздники в честь Креста, мы кланяемся перед ним, целуем его как великую святыню- ибо мы почитаем Христа, распятого на нем.

На этом жертвеннике пролилась искупительная Кровь за наши грехи. На Кресте Бог победил дьявола, и отныне Крест есть славное знамя нашей победы. Сегодняшний праздник Креста — это, по сути, прославление знамени христианского воинства, Церкви Христовой. По толкованию учителей Церкви, христианин может получить благодатную помощь креста Господня только через несение своего собственного креста, который так же необходим для спасения, как был необходим крест Христов.

В центр храма выносится Животворящий Крест, перед которым священники и прихожане совершают три поклона.

Поклоны происходят после чтения молитв, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного. Затем — в понедельник, среду и пятницу. В первый день недели совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала. Каждый молящийся сможет преклониться перед ним до земли. А среда в эту седмицу носит название Преполовение поста, так как именно в этот день Великий пост достигает своей середины.

КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ

Наступила третья седмица Великого поста, во время которой Церковь предлагала нам воспоминание о блудном сыне, а также готовила нас к третьему воскресению поста – Неделе Крестопоклонной (по-гречески: κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως). Неделю Крестопоклонную можно считать серединой Великого поста. Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать. 19 марта в Неделю 3-ю Великого Поста — Крестопоклонную, в храмовом комплексе преподобного Сергия Радонежского на Рязанке состоялись Воскресные Богослужения. — Во время 40-дневного поста мы словно «распинаем» себя, на людях начинают сказываться усталость и уныние, — пояснили журналисту «Известий Мордовии» значение Крестопоклонной недели представители Саранской епархии. Крестопоклонная неделя стала очень значимой для всех христиан, став напоминанием о жертве Иисуса и поддержкой в середине Великого поста — самого строгого из всех христианских постов.

Третья неделя Великого Поста 2024: Крестопоклонная: что нужно делать и можно кушать

Написана супругой ктитора Еленой Сидоренко. В воскресенье 19 марта, в 3-ю неделю Великого Поста, Крестопоклонную, в храме святого апостола Филиппа в Шардже была отслужена Литургия святителя Василия Великого. Богослужение возглавил настоятель храма архимандрит Александр Заркешев. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор. На середине храма был вынесен из алтаря и положен на аналое крест, украшенный живыми цветами. На сугубой ектении прозвучали особые молитвенные прошения.

Жертва, которую Он принес, имела очистительную силу для всего рода человеческого.

Сам Христос ни в каком очищении не нуждался, ибо не был грешным; но Его Кровь, пролитая на Кресте, омывает весь род человеческий. В этой жертве — потенциал обновления, спасения, очищения; в ней залог Царствия Божиего для каждого человека. По Евангелию Лк. По одним преданиям, Мария тогда шла к колодцу, по другим — делала пряжу для Храма. Она смутилась, поскольку избрала девственный образ жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю? Нам не постичь глубину глубины смирения и чистоты Пресвятой Девы, избранной Богом из всего народа, из всего человечества!

Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель. Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят в рубрике «Евангелия Великого поста». Евангелие третьей недели Великого поста читал вместе с журналом «Фома» Эдуард Бояков, режиссер, продюсер, театральный педагог. Просто крест, — священник Константин Пархоменко о Кресте и распятии С первых веков существования Церкви древние христиане особое значение придавали Кресту Господню. На нем пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла искупительная смерть, которая соединила людей, даже самых распоследних грешников с Богом. По сути Крест Христов явился мостом переброшенным через бездну отделявшую нас от Бога. Крест как главный образ нашего спасения, — о значении креста в жизни христианина Протоиерей Алексей Уминский Сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания, и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит.

О комфорте и кресте «Реплики» Александра Ткаченко Видимо, по большому счету, мое христианство еще и не начиналось даже. Все эти годы Бог лишь готовит меня через обстоятельства моей жизни к чему-то иному, куда более серьезному и важному, к обстоятельствам, когда необходимо будет выбирать между комфортом и крестом. И дай мне тогда Боже сил, разумения и веры для правильного выбора.

Христианство вообще очень методологично и последовательно. И даже исследователи евангельского текста отмечают, что каждый новый земной год проповеди Спасителя — это как новый круг откровений и более сложных новых сюжетов.

Господь готовит Своих апостолов как учитель готовит учеников в школе. И вот эта учительная система полностью воплотилась в систему евангельских чтений по самым главным дням Великого поста, то есть, по воскресеньям. В предыдущую неделю мы вспоминали Григория Паламу и разработанное им учение о Фаворском свете, о Божественных энергиях, об обожении человеческой души. Но как же достигается этот теозис, это преображение, какой путь ведет к нему? Вот именно об этом уже сегодняшнее чтение и название Недели.

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Наверное, существование этого термина оправдывает как раз понимание, что эти труды от Бога. Ты должен. Да, пока у меня не хватает смиренномудрия, но для начала я буду как-то это все принимать, терпеть и исполнять. Я здесь не могу в полной мере ответить, у меня это не сформировалось… Хотя пытаешься это осмыслить. Ну а любовь — это уже предел совершенства: мы даже не знаем, как это в полной мере выглядит. У аввы Дорофея один из моментов стяжания любви описывается.

Человек к опытному монаху приходит и говорит: «Авва, любви не имею». А он ему: «Твори дела любви, и любовь будет приходить». Мы же примерно представляем, как она должна проявляться. Это один из способов ее достижения. Кстати, как раз можно опять вернуться к тому вопросу, как этого достичь.

Мы говорили о духовной литературе, о чтении. Хотелось бы, простите за дерзость, именно направить к тому, что почитать. Очень порекомендовал бы вот что это даже не мое мнение. Когда люди многие новоначальные приходили в Оптину пустынь, духовники Оптиной давали список в определенном порядке, что надо читать. К сожалению, сейчас, как мы уже говорили, есть недостаток чтения серьезной духовной литературы.

Можно рекомендовать душеполезные поучения аввы Дорофея как первую книгу подавляющему большинству. Ее в Оптиной пустыни как раз рекомендовали. Потом Иоанна Лествичника. А для душеполезных поучений аввы Дорофея очень характерно то, что они очень глубоки, но при этом настолько просты, что хорошо воспринимаются новоначальными. А перечитывая их, человек, ведущий духовную жизнь, открывает в них что-то новое.

Это одна из основных книг, которые я бы рекомендовал тем, кто мало еще читал серьезную духовную литературу. Сейчас, во время поста, очень рекомендую начать с этой книги. А дальше уже «Лествица» Иоанна Лествичника. Простите за такую дерзкую рекомендацию. Проще всего смотреть по сторонам, видеть, что делается не так.

При этом мы, кроме того что увлекаемся и забываем смотреть на себя, растрачиваем очень много сил. И это намного проще. Когда же мы смотрим на себя, это требует более серьезной, активной, глубокой работы. А смотрение по сторонам и даже попытки исправить кого-то, имитация бурной деятельности — легче. Поэтому мы ею так и увлекаемся.

Нас всегда больше привлекает то, что не требует серьезных усилий. Это один из моментов. А другой момент — очень важно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы хотим исправить мир, исправить какую-то ситуацию. А начать надо с того, чтобы исправить свое сердечко, свою душу.

Это то, о чем мы молимся в молитве Ефрема Сирина, первые два прошения. Как раз надо постараться над ними работать. Преподобный Амвросий говорил: смотри на себя — и будет с тебя. Он говорил как раз об осуждении, но можно и более широко посмотреть на его любимую стихотворную поговорку: действительно, мы должны учиться быть собранными, смотреть в свою душу. В наше время есть такой… порок не порок… увлеченность.

Мы не умеем находиться в покое, пребывать в покое, в тишине. Не помню, кто озвучил такую фразу — цивилизация шума. Шум постоянный. Даже если многие из наших слушателей сами так не делают, но практически у всех рядом есть близкий родственник, на которого умеющие быть в тишине люди часто жалуются священникам: вот я бы не смотрела телевизор, но мой брат или муж постоянно его включает... Потому что человек боится остаться наедине с собой.

Когда человек остается в покое, в тишине, у него начинают просыпаться какие-то мысли, он чувствует, что что-то не так, чувствует, что ему некомфортно. А почему некомфортно? Он начинает об этом задумываться, а это предполагает определенную работу, исправление, изменение себя. Это уже труд. А как мы все знаем, трудиться нам лень, лень родилась раньше нас.

Я часто говорю: лень с ленью бороться. И мы не хотим трудностей, не хотим предпринимать усилий. Поэтому боимся остаться наедине с собой. Митрополит Антоний Сурожский интересно рассказывает. По-моему, он тогда жил в Париже, во Франции, в эмиграции.

Воспитательница их учила. Ответственная воспитательница — в отличие от большинства родителей сейчас, которые, чтобы ребенок молчал, готовы ему планшет дать, любые гаджеты. И учат его жить в этой цивилизации шума, препятствуя ему задуматься и жить правильной жизнью. А митрополит Антоний рассказывал, как воспитательница во время бурных детских игр говорила: «Все останавливаемся и слушаем тишину». Через это он научился слушать тишину, быть наедине с собой.

А когда мы с собой, мы несем в себе образ Божий. Получается, ты остаешься наедине с Богом. Ты начинаешь чувствовать эту глубину, она начинает в тебе возникать, ты ее начинаешь видеть. Увидев ее, ты должен дальше над этим работать, углубляться в это сам. Может быть, несколько слов в качестве напутствия для наших телезрителей: как наилучшим образом, наиболее полезным, если можно так сказать, провести оставшиеся дни поста?

А на самом деле очень часто слышишь, как же быстро он прошел. Чтобы хотя бы в какой-то мере мы смогли его почувствовать и научиться этому предстоянию перед Богом, чтобы этот опыт в нас продолжался... Есть такой термин — праздник. Праздник предполагает не только бурную радость. Слово «праздник» — от слова «быть праздным» от каких-то отвлекающих моментов и праздным ради чего-то.

Можно пост тоже назвать праздником. Мы остаемся праздными от ненужных порой дел. Выполняя другие дела, мы остаемся внутренне праздными, стараемся быть собранными вокруг этого важного дела. Мы должны это себе усвоить за время поста, утвердиться в этом. Чтобы дальше, когда придет другой праздник — Пасха, продолжать быть собранными, только немножко с другим знаменателем.

Такими же собранными, устремленными к Богу, такими же воодушевленными. Вспоминается, один человек мне рассказывал, как он во время поста пытался бросить курить. Боролся с этим, старался себя ограничивать. Но не получалось.

Чтобы воскреснуть со Христом, нужно пострадать вместе с Ним и не сходить со своего креста ни за какие земные блага. Стоя перед Крестом Господним да будем всегда прибегать к его живительной и спасительной силе, которой боятся и трепещут враги нашего спасения, и Христос укрепит нас в нашей борьбе, которую мы ведем на пути в Царство Небесное. По обычаю в Валаамском монастыре Великим постом совершаются новые иноческие и монашеские постриги. В этом году они начнутся на грядущей неделе.

Затем — в понедельник, среду и пятницу. В первый день недели совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала. Каждый молящийся сможет преклониться перед ним до земли. А среда в эту седмицу носит название Преполовение поста, так как именно в этот день Великий пост достигает своей середины. В понедельник, вторник и четверг разрешается употреблять в пищу варёную пищу без масла, в среду и пятницу — еду без термической обработки. В субботу и воскресенье можно приготовить варёную еду с добавлением растительного масла и выпить немного красного вина.

На сугубой ектении прозвучали особые молитвенные прошения. После сугубой ектении отцом настоятелем была вознесена молитва о восстановлении мира. На заупокойной ектении особо поминался протоиерей Сергий Суздальцев в связи с годовщиной смерти. Молитву Господню «Отче наш» спели в алтаре священнослужители и алтарники. На запричастном концерте приходской хор исполнил великопостное песнопение «Покаяние отверзи ми двери». Перед причастием прихожан отцом архимандритом была проведена общая исповедь.

Третья неделя Великого Поста 2024: Крестопоклонная: что нужно делать и можно кушать

Неделя пятая Великаго поста, прп. Марии Египетской, глас 5. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. Третье воскресенье Великого поста называется Неделей Крестопоклонной. В статье мы подробно рассмотрим, как проходит Крестопоклонная неделя Великого Поста в 2024 году.

Третья неделя Великого Поста 2022: Крестопоклонная.

Третье воскресенье Великого поста посвящено Животворящему Кресту Господню. 3 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ореховo-Борисове Южном г. Москвы и возглавил Литургию в новоосвященном храме. 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в эфир радиоканала «Смоленская весна» вышла программа из цикла «Мысли о главном: воскресные беседы с митрополитом Исидором».

Когда Крестопоклонная неделя в 2023 году

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался.

Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.

Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения — о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в.

Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более «спиритуализированном» ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная — это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.

Смысл Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Неделя 3-я Великого поста. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

Это как раз тот самый символ гендерного равенства, на мой взгляд, по-христиански, по-православному. Но напомним сначала радиослушателям, кто такая была мученица Фотина. Собственно говоря, такая традиционная для первых веков христианства история, когда целая семья христиан пострадала — то есть при императоре Нероне сначала был выявлен «злостный» христианин сын Фотины, и за ним уже потянулась цепочка, потому что и три его брата, и мать с ее сестрами, все практически пришли к единому финалу, все пострадали от гонений императора Нерона. Но мне вот всегда было интересно: мы, конечно, ужасаемся, читая жития мучеников первых веков, потому что там очень подробно, со вкусом описано, как их там страшным образом терзали.

Возможно, когда жития эти писались писались они, как правило, ближе уже к средним векам , было актуально, по-видимому, нужно было такие жестокие картины показать тогдашним, уже в значительной степени обмирщившимся христианам, чтобы они вздрогнули и как-то прониклись. Но мне кажется, для нас это не самое значимое. А самое значимое, может... Ну мы можем себе представить, сконструировать такую картину вот времена Нерона: там кожу сдирали без всякого христианства десятками на арене цирка, для того чтобы просто развлечение получить, там народ был такой присмотревшийся к этим ужасам, что его так сильно и не проймешь всякими пытками. А важно, мне кажется, другое — важно то, что происходило внутри у этих людей, и что для христиан мученичество было не столько мучением, сколько свидетельством.

Почему нужно было так засвидетельствовать, что есть что-то, ради чего стоит умереть. Почему это, казалось бы, ведь вроде все были пускай язычниками, но назывались-то они религиозными людьми, почему же было это для них так важно, чтобы кто-то продемонстрировал, что за свою веру можно, не жалко отдать жизнь? Протоиерей Дионисий — В этом и есть сила христианства, что люди проповедуют не только словами, но главное, своей жизнью. А что проповедуют? А проповедуют то, что есть ценности выше, чем это земная жизнь со всеми ее благами и жизнь сама по себе, что есть жизнь важнее жизни, которая начинается уже после смерти.

И в этом смысле христиане уподоблялись Христу, Который пошел ради людей на смерть, но таким образом открыл Царствие Небесное. Борисова — Ну, собственно, это то самое евангельское слово, о котором мы говорили, вспоминая воскресное чтение. Борисова — По сути дела, отвергнись себя, возьми крест свой. И кто захочет душу свою сохранить, тот ее потеряет, а кто ее потеряет ради Евангелия и Христа, тот обретет. Протоиерей Дионисий — Тот обретет.

И христиане, конечно же, эти слова Христа все время имели в виду, для них это была путеводная звезда, как, надеюсь, и для современных тоже христиан. Потому что мы все время должны себе напоминать, что есть ценности выше, чем наша обычная жизнь. Борисова — Вот мне хочется на этом сделать акцент. Поскольку мы живем в обществе, в представлении которого самое ценное — это жизнь человека. И мы в разных вариациях, по разным поводам слышим это с утра до вечера каждый день.

Ну это и по поводу того, что нужно вот помогать больным, и вот дети, вот нужна операция, давайте соберем деньги — все это правильно и верно. Но все это смещает какие-то акценты очень важные у нас в голове, и мы начинаем относиться жизни как к священной корове. Жизнь — это очень важно, это то что каждому понятно и не нужно объяснять. Но мы перестаем понимать, что есть вещи, за которые жизнь можно отдать — вот просто сам пошел и отдал. Ну и еще, кстати, есть перемычка между тем, о чем вы говорили в понимании жизни как ценности.

Чужая жизнь — это безусловная ценность для тебя должна быть, ровно такой же, ради которой ты свою жизнь не будешь ценить, то есть жизнь ради Христа и ради ближних — это как раз возможность своей жизнью пожертвовать ради них. И обратим внимание, что многие моменты, которые нам кажутся в христианстве традиционными и обычными, на самом деле нами окрашиваются в другие цвета. Нам кажется, что мученики — это пассивные мученики, их просто вот схватили, отвели и умертвили; что смирение — это тоже состояние ничегонеделания. Но мне кажется, это так же, как и смирение — состояние активности, это состояние как бы внутреннего предстояния и свидетельствования, точно так же и мученичество — это активное состояние, при котором человек горит любовью, он ее демонстрирует, он ее проявляет. И если бы не тысячи мучеников, то, в общем-то, Церковь, может быть, и не смогла бы распространиться, потому что это и есть действенное свидетельство того, что Церковь жива, и то что Христос действует через этих святых.

Борисова — А теперь давайте поговорим о моей любимой святой — преподобной Вассе Псково-Печерской. Вот в детстве у нас говорили: «1 апреля — никому не верю». А мы 1 апреля вспоминаем женщину, которая всей своей жизнью засвидетельствовала, что такое вера. И даже после смерти Господь так устроил, что ее мужу было явственно показано, как нужно обойтись с ее мощами, по сути, поскольку он ее два раза пытался по-христиански похоронить. Муж был священник.

Протоиерей Дионисий — Давайте не будем интриговать, а сразу расскажем, что мы имеем в виду. Это действительно необычная очень история, про то, что преподобная Васса является одной из основоположников... Борисова — Не одной, а именно первых монахов, которые там в отшельничестве занимались много веков назад, никто поименно кроме Марка не помнит. А пришедшие на это место намоленное священник... Протоиерей Дионисий — Иоанн.

Борисова — Иоанн и его жена Мария, они, собственно, были первыми, кто остался в истории Псково-Печерского монастыря. А она была первой, чьи мощи оказались в пещере. Протоиерей Дионисий — Да, это к разговору о том, что какова роль женщины в церковной истории. Действительно, она, с одной стороны, она была просто матушкой. Борисова — Да.

Протоиерей Дионисий — Но, во-первых, она какой была матушкой и у какого батюшки. Это священник, который был направлен изначально в Дерпт, современный... Борисова — Тарту. Протоиерей Дионисий — Тарту, да, для того чтобы проповедовать христианство. Но такой, в общем, начался ад, что ему пришлось оттуда бежать, там были бесконечные казни.

И, в общем-то, Псково-Печерский монастырь, эта территория не так далеко, там они в уже существовавших пещерах начали вместе со своей супругой копать и строить церковь. Борисова — Ну там у них дерево просто обрушилось, собственно, открыло вход в эту пещеру, где когда-то давно подвизались пещерники, потом засыпало землей, наросло там всякой растительности. Они начали строить церковь — обрушилась половина этого берега, и вместе с деревом здоровенный ком отвалился, и открылся вход в пещеру, которая была там изначально. Протоиерей Дионисий — И вот священник со своей супругой стали строить там церковь в честь Успения. И, в общем, в конце концов матушка Мария уже на пороге своей смерти она приняла монашество с именем Васса, и была там и погребена.

И дальше вот как раз началась та история, которую вы... Борисова — Первое монастырское чудо. Ну, собственно, Псково-Печерскую Лавру многие, я думаю, наши радиослушатели знают по прославленной книге владыки Тихона Шевкунова «Несвятые святые», там много всего интересного написано про этот монастырь. Но он начался вот с этого чуда. Потому что отец Иоанн хотел, естественно, похоронить свою усопшую супругу, и ничего у него из этого не получалось.

У него все время гроб каким-то удивительным образом из могилы как бы выступал. Пока не было откровения, просто уже в лоб пока ему было объяснено, что не надо ее пихать в землю, потому что там не просто тело, а это святые мощи. Протоиерей Дионисий — И в конце концов они были расположены у входа в эти пещеры и там находятся. И даже был случай, когда во время нападения некий ливонский рыцарь захотел открыть крышку от гробницы, но был попален исшедшим огнем, который оставил свой след на гробе. Борисова — Надо сказать, что вообще вот эта пара, сама история их жизни, она такая удивительно промыслительная.

Потому что ведь в этом самом Дерпте погиб Исидор и 72 его прихожанина — их просто утопили в проруби, причем так, чтобы проникнуться, что это не просто вот, а еще и в холодной воде. И потрясение от этого было настолько велико... Вот мы говорили о мучениках — ведь вот что важно, важно, наверное, не слепо идти за кем-то, чтобы повторить его подвиг, а прочувствовать, куда тебя воля Божия ведет. Ведь на самом деле отец Иоанн мог остаться в том же Дерпте, они с матушкой точно так же могли в этой проруби погибнуть. Но вот в тот момент они испугались, и они из этого Дерпта ушли.

Для чего? Не просто чтобы спасти свою жизнь, а для того, чтобы оказаться в этом самом пустынном месте. Для того, чтобы основать там монастырь, который никогда не будет закрываться. Ведь это удивительная история Псково-Печерского монастыря...

Почему нельзя двигаться по жизни без креста? Да потому, что жизнь в этом лежащем во зле мире в принципе есть жизнь, исполненная скорби. Жизнь, с ее зыбкой почвой опасностей, соблазнов и пороков, напоминает болото, которое постоянно грозит поглотить человека, увлечь в свою трясину. Обычно люди либо прыгают бездумно с кочки на кочку, либо ищут место посуше, поудобнее; но и тех и других эта «дорога» приводит к трясине, из которой нет выхода.

Другие пытаются найти путь собственными силами. Они — кузнецы собственной жизни и счастья — самоуверенно ступают в болото и говорят: «Мы сами проложим дорогу к прекрасному будущему! Никто не даст нам избавленья! Кончают они тем, что вместе со своим человеческим стадом забираются в ту же трясину. Слабый и ограниченный человек никогда сам не найдет настоящего пути в жизни. Его самостоятельный путь всегда будет лишь путем к смерти. Остается одно: взять свой крест и следовать за проводником, за Господом. Правда, та дорога, которой Господь ведет человека по жизни, тяжела и опасна.

Но и тогда, когда она кажется невыносимой, не следует выпускать руки Господней, ведущей и поддерживающей нас. Крест есть у всякого человека. Но каждому дан крест точно по его мерке. Только наша нетерпеливость и непокорность делают его слишком тяжелым.

В некоторых местностях этот обычай поздравленья выражался в очень оригинальной форме: ребятишек-поздравителей сажали, как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами пели: «Здравствуйте, хозяин-красное солнышко, здравствуйте, хозяюшка-светлый месяц, здравствуйте, дети-яркие звездочки!

Простодушных ребят-поздравителей принято было обливать при этом водой, а затем, как бы в награду за перенесенный испуг, им давали кресты из теста. Иконография Крестопоклонной недели По обыкновению на кресте изображается распятый Христос. Внизу под ногами Спасителя изображается подножие, на верхней части креста — доска с начертанием начальных букв надписи Пилата «Исус Назарянин, Царь Иудейский» I. I или надпись «Исус Христос». На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов, стоявшие, согласно Евангелию, во время казни у самого креста.

На иконе «Поклонение Кресту» изображается крест в окружении небесных сил. Поклонение Кресту. Двусторонняя выносная икона. Оборот иконы — «Спас Нерукотворный». Новгород, вторая половина XII в.

Утверждение креста перед Распятием Христовым. Около 1497? Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Старообрядческое киотное распятие с избранными праздниками Икона Распятие с предстоящими. Новгород, XVI в. Современная икона Поклонение Кресту Литой Крест.

Бронза, XIX в. Церкви, посвященные Кресту Господню В Иерусалиме на месте, где, по преданию, росло древо Креста, был основан монастырь. Монастырь Святого Креста и его местонахождение упоминаются во многих преданиях и легендах. Согласно одному из преданий временем создания обители является период правления византийского императора Константина Великого и его матери Елены, то есть IV век н. По другой легенде, датой основания монастыря является V век.

И связывается это событие с Татианом, царем Иберии Грузии. Считается, что Татиан, царь Иберии Грузии , совершил паломничество в Святую Землю и решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю. Согласно третьему преданию, монастырь построен во время правления императора Ираклия 610-641 гг. Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось в связи с тем, что там выросло Крестное древо — то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов.

Ираклий же и велел на выбранном месте построить монастырь. Он был построен в конце IV века. В 1877 году храм был отреставрирован. Апаран, Армения Также на острове Ахтамар Турция располагается раннесредневековый армянский монастырь святого Креста. Построен в 915-921 годах.

Монастырь святого Креста на острове Ахтамар Турция Душеполезное поучение в неделю Крестопоклонную Крест Господень — знамение победы над смертью и силами ада, царская хоругвь Христа Бога, предшествующая славному явлению Его во святом Воскресении, как сказано в синоксаре Крестопоклонной недели. Крест — наш щит и оружие в борьбе с невидимыми врагами и нашими собственными душевными и телесными страстями и пороками, в нем обретаем истинную духовную крепость и силу, когда стремимся следовать за Своим Спасителем. Почитая Крест и страдания Господни, проливаем одновременно скорбные и радостные слезы, в надежде и на свое внутреннее обновление и воскресение, которые были бы невозможны без Великой Священной Жертвы, совершившейся две тысячи лет назад на Голгофе. Если и Сам Безгрешный Господь столько претерпел и пострадал Пречистою Своею Плотию ради нашего спасения, то тем более мы, люди грешные, оскверненные страстями и пороками, должны страдать и терпеть, смиряя плотские прихоти и вожделения ради очищения и просветления бессмертной души. Христианская религия — религия «крестоносная», как и апостол Павел говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» Фил.

И «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» Деян. Нести свой посильный крест, то есть распинать телесные похоти и пожелания, — узкий и тесный путь спасения для каждого христианина.

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Крестопоклонная неделя Великого поста как раз и предназначена для того, чтобы направить сознание верующих на осмысление этого подвига. Неделя третья Великого поста называется Крестопоклонной – на воскресной службе Церковь прославляет Святой Крест Господень и плоды крестной смерти Спасителя. Крестопоклонная неделя является третьей неделей Великого поста – она, как видно из названия, посвящена поклонению Кресту. Крестопоклонная неделя. Крестопоклонную седмицу Великого поста иногда называют средопостной, потому что хронологически это, действительно, середина поста. Третье воскресенье Великого поста посвящено Животворящему Кресту Господню.

19 МАРТА 2023 ГОДА - КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

История Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался.

Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения — о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в.

Почему нельзя двигаться по жизни без креста? Да потому, что жизнь в этом лежащем во зле мире в принципе есть жизнь, исполненная скорби.

Жизнь, с ее зыбкой почвой опасностей, соблазнов и пороков, напоминает болото, которое постоянно грозит поглотить человека, увлечь в свою трясину. Обычно люди либо прыгают бездумно с кочки на кочку, либо ищут место посуше, поудобнее; но и тех и других эта «дорога» приводит к трясине, из которой нет выхода. Другие пытаются найти путь собственными силами. Они — кузнецы собственной жизни и счастья — самоуверенно ступают в болото и говорят: «Мы сами проложим дорогу к прекрасному будущему! Никто не даст нам избавленья! Кончают они тем, что вместе со своим человеческим стадом забираются в ту же трясину. Слабый и ограниченный человек никогда сам не найдет настоящего пути в жизни. Его самостоятельный путь всегда будет лишь путем к смерти.

Остается одно: взять свой крест и следовать за проводником, за Господом. Правда, та дорога, которой Господь ведет человека по жизни, тяжела и опасна. Но и тогда, когда она кажется невыносимой, не следует выпускать руки Господней, ведущей и поддерживающей нас. Крест есть у всякого человека. Но каждому дан крест точно по его мерке. Только наша нетерпеливость и непокорность делают его слишком тяжелым.

Накануне во всех православных храмах совершается специальный чин выноса Честного и Животворящего Креста Господня, который будет находиться на храмовом центральном аналое вплоть до пятницы, когда его отнесут обратно в алтарь. Поклонение кресту призвано напомнить верующим о том, что путь к спасению души лежит именно через крест. С тех пор, когда Бог, спасая род человеческий, принял на Себя все земные грехи и принёс Себя в жертву, крест превратился из орудия казни в особо почитаемый христианский символ. В настоящее время существует масса различных видов крестов, но наиболее распространённые — это четырёхконечный, шестиконечный и восьмиконечный. Православные христиане признают все эти три вида. Вот только носить крест напоказ как украшение не следует. Крестопоклонная седмица всегда приходится на середину предпасхального поста, который длится 48 дней.

Половина Великого поста позади: в тульских храмах началась крестопоклонная неделя On: In: Новости , В регионе Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу на всенощном бдении в центр храма во всех приходах губернии торжественно был вынесен Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. По словам протоиерея Максима Троеглазова: «Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия». Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой.

Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная

Неделя крестопоклонная (греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως) — название третьей Недели (воскресенья) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Великого поста, которая так же называется «Крестопоклонной». Приветствую вас отцы, братья и сестры с Крестопоклонной Неделей. Милостью Божией вступив на поприще Великого поста мы дошли до его середины. 17.04.2024 Епархиальная паломническая служба приглашает в Приглашаем в паломнические поездки в дни Великого Поста, а так же в Пасхальные. Наступила третья седмица Великого поста, во время которой Церковь предлагала нам воспоминание о блудном сыне, а также готовила нас к третьему воскресению поста – Неделе Крестопоклонной (по-гречески: κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως). Неделя 3-Я великого поста, крестопоклонная. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

Крестопоклонная неделя

Крестопоклонная Неделя проповедь Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная.
НЕДЕЛЯ 3-Я. КРЕСТОПОКЛОННАЯ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ Середина поста — Крестопоклонная неделя Великого поста в 2023 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий