Роль придворной дамы видоизменялась в течение столетий, но и по сей день та является поверенной и верной спутницей королевских особ. Значение словосочетания «придворная дама» придворная дама 1. истор. женщина, состоящая в штате при дворе монарха Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Придворная дама вела светскую жизнь, участвовала в мероприятиях при дворе, узнавала сплетни, но самое главное, она выполняла поручения королевы. В 1881 г. из 203 дам, имевших придворные звания, 189 являлись фрейлинами. Таким образом, придворная дама является высокопоставленным лицом, имеющим свои специфические обязанности, которые она выполняет для поддержания связей и развития отношений между двумя странами.
Престиж, влияние, скандалы: какой была повседневная жизнь фрейлин при королевах на самом деле
365 Дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 123Придворная жизнь: какой она была в Средневековье и в Новое время?#365днейТВ #История #Историада #Историчес. Камер-фрейлины были приближенными государыни, они, как и статс-дамы, не имели особых обязанностей, появляясь лишь на различных церемониях. Таким образом, придворная дама является высокопоставленным лицом, имеющим свои специфические обязанности, которые она выполняет для поддержания связей и развития отношений между двумя странами. А фрейлина или же придворная дама женщина личный ассистент в суде, королевский или же феодальный, посещая королевскую женщину или высокопоставленного дворянка.
Лента новостей
- Завидные должности
- Придворная дама это - 84 фото
- Читайте также
- Лента новостей
- Придворная дама Царицы наук
- Придворные дамы России
Помощницы королевы. Кто такие фрейлины, что они делают и какие секреты хранят
Сезонными или временными дворцовыми женщинами были акушерки, женщины-врачи и подрядчики по контракту обычно это были женщины, служившие горничными у супругов, артистами, наставниками по шитью или носильщиками седанов. Этих женщин набирали во дворец, когда это было необходимо, а затем отпускали по окончании установленного ими срока службы. На протяжении всего периода династии происходило частое перемещение между дворцовым сервисом и низкими уровнями императорского гарема. Императоры часто выбирают второстепенных супругов из имперских служанок, лишь немногие избранные женщины, когда-либо достигали высших рангов в структуре консорта или хотя значительную известность.
По мере династии Мин условия жизни и работы дворцовых женщин начали плохо развиваться.. Служанки, работающие в Императорском дворце, часто недоплаченную зарплату и не могли покупать еду, оставляя их на жизнь, продавая вышивки на рынке за пределами дворца через евнухов. Общие условия жизни и наказания за плохое поведение в конечном итоге стали плохими, что на императора Цзяцзина было совершено покушение группой служащих женщин.
Возглавляемая дворцовой горничной Ян Цзиньин в 1542 году в неудавшейся попытке убийства несколько горничных пробрались в спальню императора, когда он спал, чтобы задушить его шнуром для штор. Попытка в конечном итоге провалилась, и все участвовавшие в ней женщины были казнены, хотя подобного насильственного восстания служащих женщин никогда раньше не видели в Мин. Из-за клеветнической литературной пропаганды, написанной и распространенной официальными лицами-мужчинами и конфуцианские авторы, женщины-чиновники высшего сословия также увидели, что их власть начала ослабевать на протяжении всего периода Мин.
Эти видные государственные деятели начали пренебрегать образованием женщин в правительстве и государстве в ответ на влияние имперских женщин нацию в прошлом. Это побудило дворцовых евнухов постепенно занимать официальные должности женщин, что продолжалось на протяжении всего периода правления династии. Цин Эта система была примерно такая же во время династии Цин 1644—1912 , когда также был класс имперских женщин, выбранных немедленно в качестве супругов или наложниц, но все женщины-придворные служительницы могли быть повышены до наложниц и супругов императором.
Во время династии Цин имперские женщины отбирались из числа известных знаменитых семейных женщин, которые прошли проверку в качестве императорских супругов или наложниц, прежде чем они могли выйти замуж. Точно так же дворцовые горничные набирались из низших чиновников и знаменосцев, прежде чем они могли жениться. После их выбора дворцовые горничные задачи образования в качестве личных помощников, женщин-чиновников в рамках придворных ритуалов или других, а также были доступны для императора для повышения роли до супругов или наложниц.
Ниже дворцовых горничных находились служанки, которых таким же образом отбирали среди солдатских дочерей. Дания Ранний современный датский суд был организован по образцу немецкого двора, в свою очередь, вдохновленный моделью императорского австрийского двора, начиная с 16 века. Остальные придворные женщины были в основном Каммерфрекен старшая фрейлина , за это следовала группа хофдам «придворная дама» с титулом Хоффрекен фрейлина.
За ними последовали неблагородные служительницы двора, не относящиеся к фрейлинам, такие как горничные. Эта иерархия примерно существовала с 16 века до смерти короля Дании Кристиана IX в 1906 году. В течение 20 века большинство номиналов присвоила себе титул "И все фрейлины" - ожидание при королевском датском дворе теперь именуется hofdame «хофдама».
Однако дом королевы и число придворных женщин в средние века было очень мало во Франции, как и в большинстве европейских дворов. Только в конце 15-го и начале 16-го веков подражание новым дворам итальянского Возрождения сделало фрейлин модными на официальных придворных церемониях и представительство и женские суды стали более развитыми и многочисленными во французском суде, а также в других европейских судах. В то время количество фрейлин при французском дворе увеличилось в больших количествах: всего с пяти в 1286 году и до 23 в 1490 году до 39 в 1498 году и примерно 54 в 16 веке.
Такое расширение присутствия женщин при дворе приписывают как Анне Бретонской , которая поощряла всех придворных-мужчин отправлять к ней своих дочерей, так и Франциску I из Франции , который подвергался критике. Первой женщиной-придворницей во французском королевском дворе была Surintendante de la Maison de la Reine Хозяйка королевского двора. Одеяния Королеве.
Суринтендант и Гувернантка Детей Франции были единственными женщинами-чиновниками во Франции, которые дали присягу на верность самому королю. Этот офис был создан в 1619 году и пустовал между смертью Марии Анны де Бурбон 1697—1741 и назначением Марии Луизы Савойской-Кариньянской, принцессы де Ламбаль в 1775 году.. Эта должность была создана в 1523 году и первоначально была высшей женской придворной канцелярией.
Этот пост был создан в 1534 году. Эта должность была упразднена в 1674 году и заменена Дамой Пале , двенадцатью замужними дворянками с теми же задачами. За ними наблюдали гувернант и су-гувернан.
С 1531 года филиалынаходились под надзором Gouvernante de filles, фрейлины, которым было поручено их сопровождать: с 1547 года пост был разделен на несколько. Премьера femme de chambre ключи от комнаты королевы. В период Первой Империи главная леди в ожидании императрицы была леди в следовании от 20 до 36 дам дюпале.
Германия Княжеские дворы раннего Нового времени в Германии были смоделированы по образцу императорского австрийского двора. Каммерфройляйн фрейлина камеры. Княжеские германские дворы, в свою очередь, стали центром подражания скандинавских дворов Дании и Швеции в XVI веке.
После окончания Германской Римской Священной Империи в 1806 году был зарегистрирован ряд второстепенных королевств Германии в пост Staatsdame замужние фрейлины введен во многих немецких княжеских и королевских дворов. При немецком императорском дворе фрейлины состояли из одного оберхофмейстерина, лидвшего нескольких Хофштацдаменов или Паластдаменов. Единственным женским достоинством было достоинство Zoste patrikia , главная фрейлины и служанки императрицы, которая была главой женского двора и часто была родственницей императрицы; этот титул существовал, по крайней мере, с 9 века.
Греческое королевство было основано в 1832 году, и его первая королева Амалия Ольденбургская организовала фрейлины своего первого королевского двора в одном из Гранд-Майтресс.
Они могли пробовать блюда с царского стола и разъезжать на собственной карете с кучером. Всем девушками платили хорошее жалованье, у них была возможность карьерного роста. Вся свита императрицы была обязана сопровождать ее на прогулках и приемах, развлекать играми, песнями и музыкой.
Кроме этого, девушки должны были знать всех дальних родственников королевской семьи и быть в курсе всех текущих дел. Определенного графика работы не было, государыня могла в любое время суток потребовать присутствия любой из фрейлин. Почему многие современные девушки отказались бы стать фрейлиной можно узнать из видеоролика ниже.
Семейный статус: Положение фрейлины предоставляется незамужней женщине. Почетное звание отводится замужней женщине. Изменение значения: Фрейлина относится к незамужней, благородной женщине, посещающей королеву или принцессу. Матрона чести имеет одинаковое значение как в британском, так и в американском английском. Изображение предоставлено Pixabay Разница между увольнением и сокращением - разница между Самое большое различие между увольнением и сокращением заключается в том, что увольнение носит волатильный характер, то есть сотрудники отзываются после окончания периода увольнения, когда увольнение является энергонезависимым, то есть включает полное и окончательное прекращение обслуживания. Трудовой договор прекращается с работниками работодателем по трем основным причинам, которые….
Периодически императрицы шли наперекор принятой системе и главным требованием считали не внешность или знания, а благонравность своих подчинённых. Так, фрейлина жены «царя-освободителя» Александра II который отменил крепостное право в России Анна Тютчева писала в своём дневнике, что двор правительницы в целом красотой или высокими манерами не отличался. Зато к большинству дам было не придраться в плане репутации ну не нравились они мужчинам. Чаще к подобным мерам прибегали, чтобы удержать императора от очередного «похода налево». Помогало далеко не всегда. Варвара Арсеньева, как пишет историк Казимир Валишевский, не отличалась красотой современники вспоминают о её горбатости , но имела много других завидных качеств.
К примеру, была весела и общительна, чем забавляла царицу. Что именно стало основным фактором, благодаря которому девушка попала ко двору, — неизвестно. Историки выделяют несколько возможных версий. Вильбуа описывает Варвару дурнушкой, но очень умной и злой. За обедом он сказал Варваре: «Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви». И тут же при всех повалил её на диван и исполнил свое обещание», — пишет он. Она также была родственницей его фаворита Александра Меншикова.
Кроме того, Екатерина I была не прочь иметь в своём штате хоть одну «страшненькую» фрейлину, чтобы сильнее выделяться на её фоне. А сама Екатерина, как пишут, была «не голливудской» внешности. Арсеньева была допущена до всех секретов императрицы и знала, наверное, даже больше, чем могло большинство придворных дам. Во дворце у неё даже были свои комнаты — «Варварины палаты». Закончила, правда, она монахиней. Дело в том, что вскоре после смерти Петра I в 1725 году его фаворита отправили в ссылку в Берёзов «со всей фамилией». Варвара даже после трагедии, как отмечает Казимир Валишевский, оставалась влиятельной дамой при дворе.
Поэтому инициаторы отправки Меншиковых в Сибирь насильно постригли её в монахини. Любовница «на полставки» Д. Репродукция картины «Портрет Екатерины Нелидовой». При дворе живо обсуждали новую любовную историю, хотя ни у одной из них практически не было шансов закончиться свадьбой. Эти «милые интрижки» едва не приводили к крупным скандалам. К слову, Игорь Зимин упоминает, что у таких девушек даже было специальное звание — «дама для особых услуг». Бытует легенда, что жена Петра I Екатерина специально содержала при дворе симпатичных девушек, чтобы все загулы любвеобильного супруга были под контролем.
Причём попытки последовательниц императрицы поступить иначе и набрать «только страшненьких» не сильно меняли результат. Можно сказать, мода была такая — переспать с фрейлиной. А лучше не один раз. Обе были фрейлинами при императрицах. Дальше всех русских правителей в отношениях с любовницами пошёл император Александр II. Так, минимум три его романа с фрейлинами закончились громкими скандалами. Первый из них был около 1833 года, когда в тот момент ещё наследнику престола было 15 лет.
Избранницей цесаревича стала фрейлина его матери, Александры Фёдоровны, Наталья Бороздина. Свидетельств о романе практически не сохранилось. Фрейлина Александра Смирнова-Россет писала в своих воспоминаниях, что девушку с «распоряжения императриц» выдали замуж за чиновника Министерства финансов Гавриила Каменского. Следующая пламенная любовь с фрейлиной случилась у Александра в возрасте 20 лет, в 1838 году. И если прошлая фаворитка была дочерью русского генерала, то с родословной Калиновской всё обстояло значительно хуже. Во-первых, она была католичкой. Во-вторых, Ольга принадлежала к сравнительно знатному дворянскому роду в Польше.
Тем временем Александр начал заикаться о своём намерении жениться, что вызвало шок в семье правителей: ну совсем неподходящей партией была фрейлина Калиновская. Итог: Александра вместе с воспитателем отправляют под предлогом учёбы в Европе искать себе невесту. На этом любовная история не заканчивается: когда Александр возвращается в Петербург в 30-х годах XIX века, роман вспыхивает с новой силой. Тогда за дело берётся отец Александра — император Николай I. После нескольких едва ли приятных разговоров Калиновскую отлучают от двора и отправляют в Польшу. Там родственники не только принимают опальную фрейлину, но и выдают замуж за внимание! В браке у них даже рождается сын.
В свою очередь, Александр в 1841 году женится на Марии Гессен-Дармштадтской, предложение которой было сделано во время поездок по Европе. Александр II и княгиня Екатерина Долгорукова с детьми. Самой девочке к тому моменту было десять лет. Знакомство прошло незаметно для царя, а вот в жизни ребёнка оставило неизгладимые впечатления. Через много лет в книге воспоминаний Екатерина писала, что не могла забыть Александра с первой минуты. Через два года умер её отец, «промотав» своё имение перед этим. Император узнал об этом и распорядился всю осиротевшую семью взять под свою опеку.
Так, две сестры Долгоруковы по достижении подросткового возраста оказались в Смольном институте. В 1865 году 17-летнюю уже студентку представили императору. Как ни странно, он её вспомнил. Завязался бурный роман, который через 14 лет после смерти супруги-императрицы перерос в… брак. Влюблённые были разного социального положения, а пятеро детей, рождённых Екатериной, не считались законными наследниками российского престола. После смерти царя в 1881 году Екатерина мигрировала в Ниццу, так как неприязнь знати к ней в России, по её словам, была слишком велика.
Омичкам предлагают примерить образ придворных дам XVIII-XIX веков
Придворная дама фото. Жозеф Дезире кур 1797-1865 портреты. Художник Жозеф Дезире кур. Жозеф Дезире корт картины. Фильм Королева Версаля. Королева Версаля фильм 2012. Блистательный Версаль эпоха. Платье в стиле Версаль. Адольф Ладюрнер «Гербовый зал зимнего дворца» 1838 г.. Адольф Ладюрнер Гербовый зал зимнего дворца. Платье фрейлины Екатерины 2.
Костюм Южанка 19 век взрослый. Костюм придворной дамы. Наряд придворной дамы. Дама в костюме. Придворная дама. Фрейлина Аманда. Фиалковые платья в стиле фрейлины. Прическу королевы принцессы придворных. Елизавета Австрийская! Франц Ксавер Винтерхальтер, 1865..
Франц Ксавер Винтерхальтер красавицы. Мария-Антуанетта фильм 2006. Мария Антуанетта бал. Версаль Мария Антуанетта. Мария Антуанетта мода. Беатриса Йоркская в фильме молодая Виктория. Принцесса Беатрис в фильме молодая Виктория. Королева Виктория и Беатрис Йоркская. Беатрис Йоркская в фильме молодая Виктория. Корсетные платья 18-19 века фрейлины.
Исторические костюмы женские. Дама в платье 18 века. Наряды 18 века женские. Парик королевы. Парик императрицы. Парик придворной дамы. Парик королевы из поролона. Платье королевы. Наряд королевы. Фрейлины Тюдоры.
Тюдоры Ренессанс. Платья эпохи Марии Стюарт. Костюм эпохи Возрождения Стюарт. Царицыно платье Екатерины 2. Царицыно исторические костюмы. Фотосессия в Царицыно в исторических костюмах. Наряды Екатерины в Царицыно. Парик Мария Антуанетта. Парик Марии Антуанетты. Парик Мария Антуанетта 3д.
Парик Мария Антуанетта взрослый. Сулакруа Фредерик картины. Художник Шарль Жозеф Фредерик Сулакруа 1825-1879. Итальянский художник Frederic Soulacroix 1858 - 1933. Фредерик Сулакруа художник. Мария-Антуанетта фильм 2005. Мария Антуанетта сериал 2006. Мария Антуанетта 2006 кадры. Мария-Антуанетта 2006 , София Коппола. Мария-Луиза Австрийская.
Мария-Луиза Австрийская портреты. Мария-Луиза Габсбург-Лотарингская. Мария Луиза Бонапарт. Чепец Фонтанж. Прическа Фонтанж 17 век. Чепец Фонтанж 17 век.
Сейчас Мария работает над платьем эпохи первого Рококо, когда женщины носили такие пышные юбки, что с трудом проходили в дверь, и невообразимо высокие причёски. На создание такого костюма может уйти полгода. Мария старается не просто сшить платье, а создать цельный образ, который подчеркнет женскую красоту.
Добавить в избранные источники Яндекс. Новостей Подписаться на канал Яндекс.
По воспоминаниям мемуариста: «В то время при представлении во дворце к их императорским величествам фрейлины соблюдали придворный этикет: следовало знать, сколько шагов надо было сделать, чтоб подойти к их императорским величествам, как держать при этом голову, глаза и руки, как низко сделать реверанс и как отойти от их императорских величеств; этому этикету прежде обучали балетмейстеры или танцевальные учителя»388. Действительная служба фрейлин при дворе, вопреки распространенному мнению, была достаточно тяжелой. Они несли посменно суточные или недельные дежурства и должны были в любое время являться по первому звонку императрицы. Оболенская, а затем графиня А. Анна Вырубова, которая очень недолго выполняла обязанности штатной фрейлины, вспоминала, что дежурство фрейлин в Александровском дворце Царского Села длилось неделю.
На дежурство заступали по три фрейлины в смену, которые делили между собой эти сутки. Во время дежурства фрейлина не должна была отлучаться, чтобы в любую минуту явиться по вызову императрицы. Она обязана была присутствовать при утреннем приеме, быть с государыней во время прогулок и поездок. Фрейлина отвечала на письма и поздравительные телеграммы по указанию или под диктовку императрицы, развлекала гостей светской беседой, читала императрице. Вырубова писала: «Можно подумать, что все это было просто — и работа была легкой, но в действительности это было совсем не так.
Коллекция Государственного Исторического музея Приталенный и сильно обуженный лиф с круглым широким вырезом, откидными рукавами, края оторочены лебяжьим пухом, со шнуровкой в центре и шнипом внизу, сзади и впереди. Атласная юбка с вышивкой на подоле в виде пучков камышей, по диагонали отходящих от центра нижнего края юбки.
Длинный пояс на талии. Его края подбиты оборкой из белого атласа. Другое платье могло принадлежать придворной статс-даме или камер-фрейлине. Лиф, юбка, шлейф из зеленого бархата, белого атласа, отделано вышивкой золотными нитями, металлическими плашками, ажурными пуговицами желтого металла. Обуженный лиф на «косточках», с большим круглым вырезом и двойными рукавами: верхние откидные — тоже из зеленого бархата, нижние — узкие, длинные, из белого батиста. Атласная юбка с вышивкой впереди и продольной планкой с пуговицами в центре. Длинный полукруглый шлейф насборен под пояс на талии.
Женские костюмы для спектакля создавались под руководством Надежды Петровны Ламановой. Обычно Ламанова создавала театральные костюмы по чужим эскизам А. Головина, А. Бенуа и др. В фондах музея МХАТ эти шлейфы сохранились и в 2016 году были экспонированы на выставках «Модельер, которому верил Станиславский» в московском Музее Моды и в Литературном музее им. Горького в Нижнем Новгороде,а также на выставке «Гений в юбке» в Москве. Платье придворной графини Лидии Ивановны к спектаклю «Анна Каренина» Сцена «Парадные комнаты во дворце» Платье бархатное с белой атласной вставкой.
Отделка аппликацией, шитьем из шнура. Бархат, саржа, машинная работа, ручная работа, шитье. Отделка шитьем из шнура. Бархат, саржа, хлопок, бусины, кружево, шнур, машинное шитьё, шитьё. Раиса Мордуховна Кирсанова в статье «Второй Шаляпин с своем деле» пишет о том, что после революции, уже с 1918 года при Петроградском совете существовал особый склад конфискованных вещей, «выдачи из которого производились только по особым запискам. Здесь можно было получить любую одежду самого лучшего качества». Известно, что конфискованное имущество свозилось в Аничков дворец, а оттуда распределялось в соответствии с новой социальной иерархией.
Так часть вещей была передана в музеи, в том числе и Государственный Эрмитаж. Но и театр мог получить эти вещи со склада. Вахтангова Михаил Николаевич Сидоркин: «Заведующая костюмерным цехом Любовь Асафовна Банникова купила подлинный дворцовый мундир царского времени, из которого мне и был сшит костюм, украшенный Иваном Тимофеевичем Катковым Андреевской лентой и точно скопированными орденами» 1938 год.
Тренд, одобренный придворными дамами. Уже много лет они носят платья с этим изысканным узором
Поэтому существовала некая негласная очередь. Главная шутиха императорской четы Княжна Настасья Петровна Прозоровская с детства была приближена ко двору. В 1684 году она вышла замуж за Ивана Алексеевича, младшего брата Бориса Голицына, который занимался воспитанием малолетнего Петра. Лучшей подругой будущей императрицы была не кто иная, как Настасья Голицына. Екатерина во время своей свадьбы даже позволила ей восседать за одним столом с невестой. С 1714 года Настасья Петровна участвовала во всех забавах Петра и являлась членом так называемого Всепьянящего собора, где носила титул князь-игуменьи. Она много пила и беспрестанно шутила, так как обладала хорошим чувством юмора и была крайне невоздержана на язык. В 1718 году внезапно попала в опалу и была спешно отправлена в Москву на допрос по делу царевича Алексея.
Ее признали виновной в недонесении крамольных слов, сказанных расстригой Демидом. За это Настасью Голицыну должны были сослать на Прядильный двор, однако наказание было заменено на порку. Ее избили батогами принародно, а затем отправили домой к мужу. Однако спустя четыре года ее вина была забыта, и ко двору вновь вернулась острая на язык Голицына. Екатерина почти сразу же произвела ее в новую должность, сделав первой статс-дамой в России. И как знак своего высокого положения Голицына на левом плече носила портрет Петра на голубой ленте, украшенной бриллиантами. В 1725 году она женила своего старшего сына на двоюродной сестре самого императора, тем самым породнившись с монархами.
Через несколько дней после смерти Екатерины она была уволена на покой. Судьба Анны Головкиной Бестужевой-Рюминой По своему рождению эта придворная дама была максимально приближенной к царскому окружению, так как ее отец занимал должность государственного канцлера. Через два года ее назначили статс-дамой. Все это время она была верной женой и хорошей помощницей своему мужу, но спустя 11 лет она овдовела. В 1742 году Михаила Гавриловича, брата Анны Гавриловны, обвинили в государственной измене, судили и приговорили к смертной казни. Вскоре императрица Елизавета Петровна своим указом изменила меру его наказания на ссылку в Сибирь на вечное поселение.
Кроме того, придворные дамы занимались воспитанием принцесс и принцев. Они обучали их хорошим манерам, этикету и другим навыкам, необходимым для достойного поведения на дворе. Они также занимались подготовкой принцесс к выполнению их будущей роли в обществе и поддержанием отправлении королевы и принцессы во время поездок и королевских визитов. Таким образом, обязанности придворной дамы во времена царствования были разнообразными и включали участие в организации жизни двора, поддержание хороших отношений с дворянством, помощь в управлении дворцом, воспитание принцесс и представление королевы на общественных мероприятиях. Они играли важную роль в поддержании статуса и авторитета королевской семьи в обществе. Важность этикета: придворные дамы как носительницы традиций Как носительницы традиций, придворные дамы должны были знать и соблюдать правила этикета, которые предписывали им вести себя определенным образом в соответствии со статусом и положением домовой, а также ситуацией. Эти правила охватывали различные аспекты поведения — от внешнего вида и общения с другими аристократическими персонами до участия в церемониях и соблюдения определенного протокола при общении с представителями королевской семьи и другими государственными лицами. Благодаря своим обязанностям придворные дамы передавали традиции и культуру со старшего поколения на младшее. Они были особой группой людей, которые имели возможность наблюдать и изучать события внутри дворца, быть свидетелями исторических событий. Все эти знания и опыт передавались дальше, обеспечивая сохранение традиций и наследия. Роль придворных дам как носительниц традиций не ограничивалась только дворцовыми стена. Они также соединяли дворцовые и общественные круги, передавая свои знания всему обществу и способствуя распространению правил этикета и культуры. Благодаря этому они играли важную роль в формировании и поддержании статуса и репутации своей семьи и дворца в целом. Таким образом, придворные дамы на протяжении истории выполняли не только светские обязанности, но и были носительницами традиций и культуры. Их роль заключалась в поддержании и передаче знаний об этикете и правилах поведения, способствуя сохранению и развитию культурного наследия. Образ придворной дамы в литературе и искусстве Многие известные произведения, как классической, так и современной литературы, посвящены жизни и образу придворных дам. В романах, пьесах и стихотворениях они могут быть изображены как загадочные и прекрасные леди, сильные и независимые женщины, а также добрые и благородные особы. Придворные дамы часто играют важные роли в исторических и романтических произведениях. Одна из таких известных фигур — придворная дама Германа в романе Александра Пушкина «Пиковая дама». Ее образ символизирует тайну и загадку, а также представляет одну из главных тем произведения — стремление к счастью и самоотверженной любви. Другой известный образ придворной дамы — Офелия в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Ее легендарная фигура отражает целую гамму эмоций и состояний, от невинности и наивности до безумия и отчаяния. Образ Офелии стал одним из самых узнаваемых и символичных образов придворных дам в искусстве. Также придворные дамы были частой темой портретов и живописных работ. Многие художники изображали их с красивыми платьями, изысканными прическами и роскошными украшениями. Они представляли собой символы красоты, утонченности и благородства, и в своей работе художники стремились передать все это великолепие и привлекательность. Образ придворной дамы имеет свое место не только в культуре и искусстве прошлого, но и в современном обществе. Он продолжает привлекать внимание и вдохновлять художников, писателей и драматургов своей многогранностью и загадочностью. Эволюция роли придворных дам в современном обществе Роль придворных дам в современном обществе претерпела значительные изменения по сравнению с ее историческими корнями. В прошлом придворные дамы были высокопоставленными женщинами, состоявшими на службе у королевы или других членов королевской семьи. Их задачи включали ради украшения, развлечения и поддержания образа роскоши королевского двора.
Казалось бы, роскошная жизнь при дворе, наряды, балы… На самом деле все не совсем так радужно. Круглосуточное дежурство возле государыни, точное исполнение всех ее капризов и четко регламентированное поведение параллельно с посещением всех балов и праздников буквально выматывали фрейлин, служивших императрицам годами, а то и десятилетиями. Аргунов, 1760 г. Фото: romanovs-russia. Обычно фрейлинами становились девушки знатных фамилий, но иногда этого статуса удостаивалась особа из бедной семьи, которая считалась лучшей выпускницей Смольного института благородных девиц. Конечно же, за «место под солнцем» велись интриги, но при этом нужно было досконально знать придворный этикет: на сколько шагов приближаться к императрице, как при этом наклонять голову, держать руки. Можно подумать, что обязанности фрейлины состояли сплошь из балов и прогулок по дворцу. На самом же деле эта служба была довольно тяжелой. Фрейлины заступали на дежурство на 24 часа. В это время они должны были тут же являться по звонку и выполнять любые приказы императрицы или другой царской особы, которой они служили. Все придворные фрейлины имели знаки отличия: вензеля той особы, которой они служили. Они были украшены драгоценностями и крепились на бант из голубой ленты.
Естественно, фрейлины по должности должны были принимать участие практически во всех дворцовых церемониях. Это правило распространялось как на штатных, так и на почетных фрейлин. Примечательно, что многие статс-дамы и почетные фрейлины часто манкировали своими должностными обязанностями, причем делалось это даже при грозном Николае Павловиче. Барон М. Корф упоминал, что в 1843 г. Государь сильно на это разгневался и тотчас после обедни послал спросить у каждой о причине неявки». А поскольку многие из дам отговаривались нездоровьем, то император распорядился, чтобы к ним ежедневно стали наведываться придворные ездовые, справляясь о здоровье: к фрейлинам — по одному разу, а к статс-дамам — по два раза в день. В результате «эти бедные дамочки поневоле принуждены были засесть дома»390. Штатные фрейлины участвовали и в коронационных торжествах, для них было определено место в кортеже. Так, во время коронации 1826 г.
Придворное форменное платье. Часть 1
Интересные исторические факты о фрейлинах: что входило в их обязанности, как императрица выбирала придворных дам и что было недопустимым. Смотрите видео на тему «придворная дама» в TikTok (тикток). Простите за пропажуДорамка: Придворная дама #. Если камер-фурьер отвечал за весь штат придворных служителей, то гоф-фурьер был первым его помощником, составлял график дежурства, проверял наличие посторонних в императорской резиденции, отвечал за чистоту в залах резиденции. Придворная дама чересчур заинтересовалась этническими корнями чернокожей собеседницы. А вот камер-фрейлины и статс-дамы никаких определенных обязанностей при императорском дворе не несли, они даже не обязаны были принимать участие в придворных церемониях. Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне.
Женщины, как действующие лица королевского двора
Чтобы объяснить, в чем смысл фейерверка, выпускались специальные описания. В первой русской газете «Ведомости», выходившей с 1703 года, много говорилось про церемонии, торжественные триумфы и фейерверки — все они имели политический смысл и были важным средством пропаганды «славных деяний» Петра. Адриан Шхонебек. Фейерверк «Огни хитросделанные» в Москве 12 февраля 1697 г. Гравюра, 1697 г. В центре «огненной потехи», устроенной в Москве в честь взятия Азова, находятся «Триумфальные врата, на которых Великаго Царя имя вплетено», у их основания «Нептунус неприятелей из Черного моря выгоняет», а по двум сторонам от арки с вензелем царя ярко освещены два транспаранта: «Орел Российский», из которого исходит огонь, и сгорающий от этого огня «месяца турецкого рог». Иван Зубов. Конклюзия Гедеона Вишневского, посвященная коронации императрицы Екатерины 16 мая 1724 г. Раскрашенная гравюра, 1724 г.
Конклюзия — это особый жанр эпохи барокко, в котором аллегорические изображения соседствовали с пояснительным текстом. На этой подносной конклюзии от ректора Славяно-греко-латинской академии мы видим Петра I в окружении Геркулеса, Нептуна и Минервы, которые указывают на Екатерину I, шествующую к нему в окружении своих добродетелей Твердости, Славы, Истины, Благочестия и Веры. Над Екатериной разверзаются небеса и само Провидение посылает ей корону, от которой льется луч света, содержащий в себе надпись «Бог достойным дает». Россия, стоящая у ступеней трона, благословляет императрицу: «Бог, отец наш, да даст тебе благодать…». Под изображением помещены тексты богословских тезисов и аллегория «Радости всенародной». Отрубленная голова любовника Екатерины I Петр коронует Екатерину I как верную жену и свою помощницу в военных походах. Но вскоре после церемонии выясняется, что у Екатерины роман с ее камергером Вильямом Монсом9. Петр был в страшной ярости, когда узнал об этом.
Монса судили и обвинили во взятках, чтобы не порочить честь императрицы. Однако Петр привез Екатерину на место казни Монса. По слухам, Петр поднес Екатерине голову ее камер-юнкера и дал «урок анатомии», объясняя, как устроены «жилы» кровеносные сосуды на человеческой шее.
Камбоджа В Камбодже термин «леди в ожидании» относится к высокопоставленным служанкам, которые служили еде и питью, раздутой и массажировавшей, и иногда предоставляли сексуальные услуги Королю. Традиционно, эти женщины могли проложить себе путь от девиц леди в ожидании, любовницам, или даже супругу королевы. Однако шесть любимых леди суда Короля Сисовата Камбоджи были, вероятно, первоначально привлечены из разрядов классических королевских танцоров низшего класса. Он был известен тем, что имел самых классических танцоров как любовниц. Имперский астрономический танцор, Апсара , был одним из них. Эта практика рисования от разрядов королевских танцоров началась в Золотой Век кхмерского Королевства. Srey Snom является камбоджийским термином для кхмерской «придворной дамы». У наследной принцессы Мэри Дании есть два hofdamer Графиня Виктория Бернсторфф-Гилденстин и Кэролайн Хиринг , в то время как другие принцессы датской Королевской семьи у каждого есть та также. Главная придворная дама наделена правом hofmesterinde на датском языке, соответствуя английской Хозяйке названия Одежд. Франция Во Франции самый высокий офис придворной дамы был офисом Surintendante Хозяйка Одежд Королевы, которая была главным придворным женского пола. Она была единственным придворным женского пола, чтобы дать присягу лояльности самому Королю за исключением Гувернантки Детей Франции. Несколько из любимых леди Марии Антуанетты — особенно Yolande, Duchesse de Polignac — приобрели политическое влияние и богатство. Нидерланды У королевы Беатрикс Нидерландов было в общей сложности семь Hofdames. Они сопровождали Королеву и других участниц Королевского Дома во время посещений и приемов в Королевском дворе. Монарх заплатил за их расходы, но они не получали зарплаты. Не все эти леди были членами голландской аристократии, но у каждого был «известный» муж.
Вырубова писала: «Можно подумать, что все это было просто — и работа была легкой, но в действительности это было совсем не так. Надо было быть полностью в курсе дел двора. Надо было знать дни рождения важных особ, дни именин, титулы, ранги и т. Естественно, фрейлины по должности должны были принимать участие практически во всех дворцовых церемониях. Это правило распространялось как на штатных, так и на почетных фрейлин. Примечательно, что многие статс-дамы и почетные фрейлины часто манкировали своими должностными обязанностями, причем делалось это даже при грозном Николае Павловиче. Барон М. Корф упоминал, что в 1843 г. Государь сильно на это разгневался и тотчас после обедни послал спросить у каждой о причине неявки». А поскольку многие из дам отговаривались нездоровьем, то император распорядился, чтобы к ним ежедневно стали наведываться придворные ездовые, справляясь о здоровье: к фрейлинам — по одному разу, а к статс-дамам — по два раза в день.
Камбоджа В Камбодже термин «леди в ожидании» относится к высокопоставленным служанкам, которые служили еде и питью, раздутой и массажировавшей, и иногда предоставляли сексуальные услуги Королю. Традиционно, эти женщины могли проложить себе путь от девиц леди в ожидании, любовницам, или даже супругу королевы. Однако шесть любимых леди суда Короля Сисовата Камбоджи были, вероятно, первоначально привлечены из разрядов классических королевских танцоров низшего класса. Он был известен тем, что имел самых классических танцоров как любовниц. Имперский астрономический танцор, Апсара , был одним из них. Эта практика рисования от разрядов королевских танцоров началась в Золотой Век кхмерского Королевства. Srey Snom является камбоджийским термином для кхмерской «придворной дамы». У наследной принцессы Мэри Дании есть два hofdamer Графиня Виктория Бернсторфф-Гилденстин и Кэролайн Хиринг , в то время как другие принцессы датской Королевской семьи у каждого есть та также. Главная придворная дама наделена правом hofmesterinde на датском языке, соответствуя английской Хозяйке названия Одежд. Франция Во Франции самый высокий офис придворной дамы был офисом Surintendante Хозяйка Одежд Королевы, которая была главным придворным женского пола. Она была единственным придворным женского пола, чтобы дать присягу лояльности самому Королю за исключением Гувернантки Детей Франции. Несколько из любимых леди Марии Антуанетты — особенно Yolande, Duchesse de Polignac — приобрели политическое влияние и богатство. Нидерланды У королевы Беатрикс Нидерландов было в общей сложности семь Hofdames. Они сопровождали Королеву и других участниц Королевского Дома во время посещений и приемов в Королевском дворе. Монарх заплатил за их расходы, но они не получали зарплаты. Не все эти леди были членами голландской аристократии, но у каждого был «известный» муж.
Альбом "Придворных дамских нарядов"
Звание фрейлины не предполагало жалования. Девушки, которые вместе со званием получали и должность фрейлины, переезжали в Зимний дворец. Последний вариант, сочетавший звание и назначение при дворе, получить было весьма сложно, поскольку существовало штатное расписание — число вакантных мест было весьма ограничено, хотя институт фрейлин рос на протяжении XVIII-XIX веков. Служащие в качестве фрейлины получали жалование. После замужества звание с них снималось, и они удалялись со двора, но императрицы награждали невест приданым и сохраняли за ними право быть представленными императрице и получать приглашения на придворные церемонии и балы. Фрейлинами становились молодые незамужние девушки как правило из знатных дворянских семей.
Девушки и их семьи должны были обладать безупречной репутацией — назначение было монаршей милостью и благодарностью семье за службу. При отборе принимались во внимание внешность, способности к музыке и языкам, особенности характера. Фрейлина должна была безукоризненно знать придворный этикет: эти знания были частью программы Смольного института благородных девиц, готовившего воспитанниц к карьере при дворе. О жизни и занятиях фрейлин можно узнать из их дневниковых записей и воспоминаний. Вот, например, как романтично описывает свою службу Варвара Головина, фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны: «Почти каждый день я была при дворе.
Кто такие фрейлины, что они делают и какие секреты хранят 11. Ими становились девушки из дворянских семей в возрасте от 16 до 20 лет, хотя иногда это были и девочки-подростки. Заполучить такую должность — была мечта каждой дамы знатного происхождения, поскольку она считалась вершиной карьерной лестницы. Фрейлины становились близкими подругами королевы, однако это довольно тяжелый труд, требующий абсолютной преданности и отдачи. Довольно часто фрейлинами становятся девушки, которые были близки к правительнице с детства.
Они происходят из титулованных семей, чьи родословные восходят к королевской семье. Видео дня Такие ассистентки сопровождают свою «начальницу-подругу» во всех поездках и во время визитов, помогают разбирать и отправлять почту, организовывают корреспонденцию, а порой просто прогуливаются по территории дворца.
Все высшие чиновники и военные Российской империи считались придворными, потому что они допускались ко двору, могли свободно приехать во дворец. Более того, они были обязаны присутствовать на всех придворных празднествах.
Если, например, вы канцлер или генерал-фельдмаршал и не прибыли без уважительной причины на свадьбу наследника или годовщину коронации, вас могут оштрафовать. Потому что официально ваша должность предполагала присутствие на всех торжествах при дворе императора. Питер Пикарт. Гравированный фронтиспис к «Морскому уставу» СПб.
На гравюре представлена визуализация центральной идеи политического богословия Петра I — богоизбранности личной власти царя. Рожденный при Петре I российский военный флот представлен здесь в образе младенца в паруснике без руля, но им управляет и ведет по волнам крылатое Время, посланное самим Богом сияющий треугольник — символ божественной Троицы. С помощью этого изображения царь, уверенный в своей харизме, обращался к своим подданным и на символическом языке утверждал, что само Провидение направляет его и его царство к победам и процветанию. Алексей Зубов.
Гравюра, 1710 г. В петровскую эпоху среди всех придворных церемоний наиболее часто изображают триумфальные шествия и брачные пиры. Долгий церемониальный пир достался петровской эпохе от московского двора, но выглядел он уже совсем иначе: на празднике присутствуют женщины которые правда сидят еще отдельно от мужчин , все одеты в европейское «платье», а присутствующих развлекают «карлы», шуты и музыканты. Триумфальное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709 года.
Гравюра, 1711 г. Неизвестный художник. Триумфальные «врата Синодальные» в Москве, возведенные в честь Ништадтского мира 1721. Акварель, 1720-е гг.
Триумфальные ворота украшались статуями и аллегорическими изображениями, иллюстрирующими идеи политической теологии. Так «Врата Синодальные» венчает сам Христос, ниже расположены апостолы Петр и Павел, небесные покровители императора, на балюстраде и в нишах находятся ветхозаветные пророки и цари.
Что делает, например, стольник? Он подает царю во время пышного торжественного обеда золотую тарелку. Потом забирает ее и подает другую тарелку.
Одна из главных церемоний при московском дворе — это пиры, которые могли длиться часами. По большей части на них происходило следующее: огромное количество людей — в праздниках принимали участие только мужчины2 — рассаживались по принципу местничества в Грановитой или в Столовой палате московского Кремля. Им несли кушанья, которые больше показывали, чем ели, потому что съесть все было просто невозможно. Эти церемонии должны были продемонстрировать, что у царя достаточно средств, чтобы содержать огромное количество придворных и слуг, которые ничего не делают, только передают блюда и за это получают большое жалование. Петру все это не нравилось — на таких придворных он смотрел как на дармоедов.
Наконец, он посещает французский двор и видит Версаль. Но Версаль ему напоминает московский двор с пышными церемониями и большим количеством задействованных в них придворных. Поэтому за образец Петр берет не его — он выбирает компактные немецкие дворы, которые относительно дешевы и в то же время очень функциональны. Подданные или чиновники Для московского правителя допетровской эпохи все, кто служил ему и кого он лично знал, были придворными, они входили в состав Государева двора. То есть всех служащих по «московскому списку» до Табели о рангахсчитали придворными чинами.
Но и после ее введения такое представление довольно долго сохранялось: так, Елизавета Петровна велит составить список всех чинов первых пяти классов по Табели о рангах. И когда в Герольдмейстерской конторе Сената составляют этот список, ему дают название «Список всех придворных чинов первых пяти классов» — хотя туда входят генералы, адмиралы, тайные советники, президенты коллегий и так далее. Все высшие чиновники и военные Российской империи считались придворными, потому что они допускались ко двору, могли свободно приехать во дворец. Более того, они были обязаны присутствовать на всех придворных празднествах. Если, например, вы канцлер или генерал-фельдмаршал и не прибыли без уважительной причины на свадьбу наследника или годовщину коронации, вас могут оштрафовать.
Потому что официально ваша должность предполагала присутствие на всех торжествах при дворе императора. Питер Пикарт.
Придворная дама это - 84 фото
Если камер-фурьер отвечал за весь штат придворных служителей, то гоф-фурьер был первым его помощником, составлял график дежурства, проверял наличие посторонних в императорской резиденции, отвечал за чистоту в залах резиденции. это привилегированная дама во времена монархии, которая служила при дворе и принимала участие в общественных мероприятиях королевской. Согласно занимаемому статусу (Табелю о рангах) было предписано дамам носить форменное придворное платье определенного цвета.