Как полагает автор «Слово пацана» Роберт Гараев, серьезное влияние на судьбу казанских ОПГ в Татарстане оказали влияние наркотики — пока пацаны бегали по улицам и «делили асфальт», они практиковали здоровый образ жизни. — «Слово пацана» — это социологическое исследование, которое состоит из серии экспертных оценок и углубленных интервью с участниками группировок 80–90-х годов. К собирательному образу всех героев «Слово пацана» можно добавить и черты лидера ОПГ «Жилка» Хайдара Закирова — как многие из «шелухи», парень связался с криминалом в 14, ну а как «старшики» — стал циничным и жестоким. Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», по которой недавно сняли сериал, уверен, что крупных ОПГ было не менее 150 — в юности писатель сам был членом одной из банд.
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
Автор книги «Слово пацана» — о том, почему мы романтизируем насилие. Гараев решил показать этот феномен глазами самих участников событий, и взял у них интервью — результатом стала книга «Слово пацана». „Слово пацана“ — невероятно захватывающая книга, это живая, мощная и подлинная история преступности, отчуждения, братства и насилия». Криминальный Татарстан 1970-2010-х" — купить сегодня c доставкой и гарантией по выгодной цене. На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автора Роберт Гараев.
Вторая серия
- Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х онлайн Роберт Гараев (Страница 1)
- В Татарстане подростки образовали ОПГ
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Наилевич Гараев
- Курсы валюты:
- Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице - Новости
«Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов
Поначалу они устраивали стычки с группировками из соседних микрорайонов — дрались арматурными прутьями и монтировками. И тренированные «вырубать с одного удара» бойцы Антипа почти всегда побеждали. Скоро бандиты перешли к квартирным кражам, грабежу и рэкету. Несогласных платить иногда убивали: молодым шакалятам было море по колено. Они катались на краденых переделанных мотоциклах и мечтали держать в страхе не один район, а весь город. Для этого требовалось много крови. Конец банды «Тяп-Ляп» «Тяп-Ляп» начала устраивать «пробеги»: подростки калечили и забивали насмерть любых встречных, поджигали машины и киоски, били стекла в окнах. Однажды во время такого бесчинства толпу хулиганов, в том числе Джавду, удалось задержать. Но спустя всего восемь месяцев он вышел на свободу.
Группировка разжилась образами, пистолетами и даже гранатами, которые не раздумывая пускали в ход. Горожане уже откровенно боялись выходить на улицы. С «Тяп-Ляп» не могли справиться ни дежурные наряды милиционеров, ни дружинники. Пострадавшие от их рук, но выжившие, отчаянно уверяли, что сами поскользнулись и неудачно упали. Развязка наступила после того, как Антип предложил устроить массовые беспорядки. При этом сам он вместе со Скрябиным уехал из города. Бешеных подростков повел в бой Хантимиров. Они холоднокровно расстреливали милиционеров, прохожих, автобусы, швыряли в них гранаты и громили все, до чего могли дотянуться.
Тут власть, наконец, проснулась и приняла жесткие меры: практически всех преступников арестовали. Свидетели вспоминали: когда Джавда понял, что помилования не будет, с ним случилась истерика — безжалостному садисту было страшно умирать. Антипов и Скрябин получили всего по 15 лет лишения свободы: у следствия не было железных доказательств, что они тоже руководили ОПГ, а арестованные бандиты отказались их выдавать. Впоследствии, в 1994 году, Скрябу убили, а непотопляемый Антип жив и охотно дает интервью. Правда, лицо предпочитает скрывать. ОПГ зародилась в конце 80-х годов прошлого века, и поначалу подростки ограничивались нападениями на прохожих и драками с конкурентами.
Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» рассказывает о бандах малолетних подростков, которые держали в страхе столицу Татарстана в конце 1980-х. Очевидцы событий, смотря экранизацию истории, о тех временах вроде бы вспоминают с болью, сожалением, но и с долей ностальгической грусти. Ратмир Загитов, житель Казани в 80—90-е гг. Давайте подчеркнем, что итогом этого конфликта стали два кладбища». Столько убитых, такого нигде не было, как в Казани. Молодые все, спортивные, живые, мозгов еще нет, энергии море. Кто-то обидел, ты защищаешь честь, достоинство, и вот улица на улицу, и этот ком пошел».
Но многие из них хотя и были откровенны в рассказах, были не готовы назвать свои настоящие имена и даже группировку. Вместе с воспоминаниями других участников я использовал и свои, но так как мой опыт был не самым значительным, они появятся лишь в начале и конце повествования. Кроме того, для чистоты исследования свои воспоминания я записал заранее, чтобы не было соблазна подправить их, когда я окажусь в теме намного глубже. В книге я затрону и современное положение дел на улицах, но в основном сконцентрируюсь на главном десятилетии казанского феномена — 1980-х. Во второй половине этого переходного от социализма к капитализму десятилетия о проблеме заговорили широко в прессе и обществе. Эти времена запомнились жителям Казани ожесточенными подростковыми драками «за асфальт». Истоки явления находятся в семидесятых годах: именно тогда произошла трансформация дворовых команд в агрессивные территориальные группировки. Мы ихрассмотрим через историю самой известной группировки тех лет — «Тяп-Ляпа». Если вслед за социологами мы рассматриваем группировки и пацанов как квазигосударства со своими гражданами, порядком и принадлежащей государству территорией, лучше всего понять характер взаимоотношений внутри них можно будет, проанализировав специфику их структуры, иерархии, понятий, запретов и ритуалов. Правила поведения пацанов и структура группировок были общегородскими. Где-то могли быть незначительные отличия в названиях возрастов или способах наказания, но суть не менялась. Достаточно многочисленные поклонники версии появления казанского феномена в кабинетах КГБ считают, что уличные пацаны не могли сами придумать такие вменяемые инструменты управления молодежью, им обязательно должен был кто-то помочь или подсказать. Прямых доказательств участия КГБ, как и доступа к архивам самого всемогущего силового ведомства СССР, у меня нет, но отметать эту версию совсем было бы безосновательно. I Введение Глава 1. Это был развернутый репортаж о трудных подростках из Казани, которые поделили весь город на территории враждующих группировок. Один только Кировский район Казани ежедневно охраняют 275 общественников, 5 машин РОВД и еще 15 автомобилей, полученных под это дело у районных предприятий», — писал журналист. После репортажа и резонансных материалов «Лев готовится к прыжку» и «Экстремальная модель» Юрия Щекочихина в «Литературной газете», где автор глубоко проанализировал проблему и экстраполировал ее на весь Советский Союз, в Казань в поисках сенсаций косяками потянулись столичные репортеры с одним вопросом «Где у вас тут подростки убивают друг друга? Перестроечные СМИ тогда будто сорвались с цепи — о казанских группировках написали «Советский спорт», «Комсомольская правда», «Новый мир» и многие другие издания. Проблема в городе моего детства была почти на 20 лет старше репортажа Лиханова. Уже во времена брежневского застоя на всю Казань гремела группировка «Тяп-Ляп», сколоченная из спортивной молодежи на окраине города, в районе завода «Теплоконтроль». Через два года состоялся закрытый суд, на котором 28 участников группировки осудили на длительные сроки по экзотической для тех времен 77-й статье — «Бандитизм», а также за грабежи, убийства и покушения. Четверо «тяпляповцев» были приговорены к расстрелу позже двоим его заменили на длительные сроки. Но было поздно. К началу 1980-х группировки тогда их называли «моталки», чуть позже — «конторы» и «улицы» начали расти как грибы после дождя. По моим подсчетам, к концу десятилетия в Казани их было уже более ста. Каждая охраняла свои незримые границы — пацаны буквально занимались «дележом асфальта». Спортивные парни, одетые в телогрейки и шапочки-фернандельки, стали мрачным символом столицы советского Татарстана. Они не употребляли наркотики и алкоголь и даже не курили: на это существовал запрет от старших. Они ходили на регулярные сборы, жили по пацанским понятиям, воевали между собой, «щемили чушпанов» третировали подростков, не участвовавших в группировках , ездили в Москву и Ленинград снимать одежду с мажоров и драться с люберами. По сути группировки напоминали закрытые мини-государства со своими территорией, законами, гражданами, жесткой возрастной иерархией, железной дисциплиной, специфическими ритуалами и модой. Милиция, которая поначалу закрывала глаза на проблему группировок, потому что «в СССР нет организованной преступности» а раз ее нет, то и бороться с ней не надо , момент упустила и была уже не в силах справиться с ней. Несовершеннолетних хулиганов и драчунов по тогдашнему Уголовному кодексу привлекать было не за что. В результате злополучного набега «тяпляповцев» полетело много голов местных руководителей МВД. Они умудрились проворонить банду, о которой из-за океана вещал запрещенный в Союзе «Голос Америки». Когда в конце 1980-х проблему всё же признали и стали в ней разбираться, поняли, что ответственность лежит не только на милиции, но и в не меньшей степени на школе и комсомоле, стремительно теряющем позиции. Однако учителя и комсомольские организации не были готовы принять весь огонь на себя и разводили руками, переводя стрелки друг на друга и на милицию.
С этого вообще посмеялся от души. Покрупнее были вопросы, поважнее. Районы держали не для того, чтобы кулаками махать с теми, кто на них зайдет без спроса, мы все имели свои точки, своих продавцов, своих ментов, свои заводы, которые деньги платили в карман главному. В этом была суть — всё это ваше братство, может, и работало с мальчишками какое-то время, но все хотели жрать и жизнь свою молодую хорошо жить, а не просто бегать драться и дружить толпой. Жора Крыжовников Также много претензий у Равиля к самим сценам драк. Бывшего опэгэшника постоянно смешило то, как легко и быстро восстанавливались герои сериала после очередного избиения. На деле же группировщики нередко получали серьезные травмы и ходили «синие» и в шрамах большую часть времени. Нос трижды ломали, потому он такой кривой, уродский. Шрамов на черепе, на животе — десятки. Это только в кино из пацана дух выбивают коллективно, а он встает, кровь вытирает и идет по своим делам. В жизни бы даже ползти не мог, — рассуждает Равиль. Отдельное внимание стоит уделить любовной линии Марата и Айгуль, тема взаимоотношений группировщиков с девушками оказалась неприятной для нашего собеседника. До этого он уже отчитывался перед собственной дочерью на этот счет, представ перед ней не в самом выгодном свете, поэтому и нам долго не хотел говорить правду. Жора Крыжовников — Ты пойми, это я сейчас взрослый мужик со взрослой дочерью, я за нее любого размотаю, если хоть пальцем ее кто тронет. А тогда был молодым дебилом, и женщины... Давай честно скажу? Расходным материалом они были, да и многие сами на это шли. Рядом с пацанами с района было безопаснее, чем одной. Вот была у меня, допустим, постоянная девчонка, матрешка, — я ее защищал, если требовалось, подарки, кафешки, когда тачка появилась, возил, куда ей нужно было. Семье ее тоже помощь какая-то была. Нет, мы друг друга использовали, можно сказать, — откровенно говорит Равиль. Бывший бандит признаётся, что девушки нередко кончали жизнь самоубийством после изнасилований, как героиня Анны Пересильд в сериале — Айгуль.
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
Криминальная история из Казани времен 70х-90-х годов прошлого столетия, когда-то названная «Казанским феноменом», вдохновила режиссеров и кинематографистов на съемки сериала «Слово пацана». Этот сериал — хроника событий, которые происходили в городе времен конца XX-века, когда в столице республики появились многочисленные ОПГ, связанных по территориальному принципу. Позднее эти группировки стали основой для создания многих криминальных структур. Источник фото: Фото редакции Воодушевленные картиной, современные школьники начали «играть в «Слово пацана»: они устраивают «стрелки», драки стенка на стенку, и снимают все это на видео.
А в конце месяца в Telegram стали появляться каналы, названные в честь банд, описанных в сериале. В них члены импровизированных ОПГ, большинство из которых — несовершеннолетние, назначают друг другу стрелки, объявляют общие сборы и публикуют карты с разделением районов города на зоны влияния. Они публикую видео со своих «сходок», а также заявляют, что не намерены делиться «властью» с другими. В своем канале они также обсуждали принципы боя с соперниками — по словам участников сообщества, в драках не должно быть правил, «кроме тех, что издавна существовали». После того как о них начали писать СМИ, группировки закрыли доступ к своим Telegram-каналам от посторонних. В пресс-службе ведомства сообщили, что пока заявлений в полицию в связи с активностью группировок не поступали, в органы здравоохранения за помощью также никто не обращался.
А в конце месяца в Telegram стали появляться каналы, названные в честь банд, описанных в сериале. В них члены импровизированных ОПГ, большинство из которых — несовершеннолетние, назначают друг другу стрелки, объявляют общие сборы и публикуют карты с разделением районов города на зоны влияния. Они публикую видео со своих «сходок», а также заявляют, что не намерены делиться «властью» с другими. В своем канале они также обсуждали принципы боя с соперниками — по словам участников сообщества, в драках не должно быть правил, «кроме тех, что издавна существовали». После того как о них начали писать СМИ, группировки закрыли доступ к своим Telegram-каналам от посторонних. В пресс-службе ведомства сообщили, что пока заявлений в полицию в связи с активностью группировок не поступали, в органы здравоохранения за помощью также никто не обращался.
Хочу с пацанами». Парня «универсамовские» принимают не сразу, ему приходится доказать, что достоин. Поговаривают, что автор книги Роберт Гараев намекает зрителям, что он и есть прототип Андрея Пальто. Во-первых, Гараев репостнул видео поклонника, который прямо заявил, что читал произведение Роберта и считает его прототипом героя Леона. То есть он был участником одной из группировок. Тогда Гараев выбрал иной сценарий развития своей жизни: поступил в престижный ВУЗ и навсегда забыл про криминальное прошлое. Теперь пользователи сети уверены, что Андрея Пальто героя сериала ждет похожий сценарий в ближайшем будущем ближайших сериях. Зима Фото: стоп-кадр из видео Вахит Зималетдинов, с которого и взят прототип Зимы, застрелен в подъезде собственного дома 7 октября 1995 года. Более подробной инфрмации об участнике группировки нет. Играет героя 23-летний Лев Зулькарнаев из Тюмени. Участвовал в театральных постановках, а первый дебют в кино состоялся в работе над сериалом «Коса». Активно ведет свой Telegram-канал, отвечает на актуальные вопросы, в том числе про второй сезон проект. Артист заметил, что информации о съемках на данный момент нет, поэтому будет или нет, загадка. Про других прототипов героев зрителям рассказал Режиссер Жора Крыжовников в пятой серии. Вот их фото и короткая информация.
«Не пойму, как живой остался»: казанцы вспомнили прототипы группировок из «Слово пацана»
Например, еще до революции в Казани проводились массовые драки, настоящие ледовые побоища — это случалось зимой на озере Кабан. Татарская слобода дралась с русскими, то есть конфликт имел этнические корни. В советское время это изменилось, национальная рознь затихла, но и в 40-е, и в 50-е люди находили в себе силы и энтузиазм, чтобы просто драться, без какой-либо идеи. К 80-м стихийное и малопонятное уличное насилие стало организованным, появилась новая причудливая логика и этика, в рамках которой существовал целый город. Были созданы около 100 группировок. В 80-е годы дрались за символический авторитет, этот период я называю «битва за асфальт». Тогда участники группировок не искали никакой материальной выгоды — всё это пришло позже, в 90-е. Для пацанов из 80-х значение имело только уважение на улицах. Почему так вышло в России?
Во-первых, маскулинная культура в России была всегда, это основа нашего менталитета. Агрессивная «пацанская» субкультура с ее этикой и эстетикой — часть большой маскулинной культуры. Во-вторых, хрущевская амнистия, после которой на свободу вышло огромное количество заключенных, принесла в культуру очень много своеобразного колорита, появился особый фольклор, да и сами по себе эти освобожденные люди были весьма яркими и запоминающимися личностями. Низовая дворовая эстетика пропитывала жизнь всего Советского Союза, как рэп в наши дни. Это не могло не повлиять на становление пацанов и не войти в культурный код. Источник: иллюстрация книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» — Как избежать романтизации насилия при разговоре на эту сложную тему? Впрочем, сейчас никаких претензий у прокуратуры ко мне нет.
Я думаю, что говорить о криминале надо честно. Когда ты открыто рассказываешь об этом явлении, о том, как трагично всё может закончиться для людей, связанных с ним, тогда не возникает никакой романтизации. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» А в искусстве нужно добиваться того, чтобы образы условных «бандитов» были выпуклыми, глубокими и убедительными, чтобы они не были просто злыми и беспредельными персонажами. Ведь бандиты — это часть жизни, это тоже люди, и чем достовернее отображаются их образы в литературе и кино, тем честнее разговор о преступности.
Исполнители главных ролей в одночасье проснулись знаменитыми , а саундтрек сериала, написанный татаро-петербургским дуэтом «АИГЕЛ», до сих пор держится в топах.
Многие говорят о том, что успех «Слову пацана», в первую очередь, обеспечило то, что события, которые видит зритель, — это реальная история Казани и других российских городов конца 80-х. Это не художественный вымысел, а горькая правда, в которой жили тысячи людей в то время. И хотя официальный финал сериала доступно показывает всем впечатлительным фанатам, что ничем хорошим причастность к группировкам не заканчивалась, в реальности всё было еще жестче и страшнее. Корреспондент 116. RU перечитала сотни документов о событиях того времени, старые газетные заметки, милицейские отчеты, вдоль и поперек изучила казанские кладбища на предмет могил тех самых казанских пацанов, что были прототипами героев сериала.
Об одном из них, похороненном на Арском кладбище, мы решили рассказать подробнее. Судя по описанию стоп-кадра из шестой серии «Слова пацана» , судьбу этого бандита повторил персонаж Николай Рыбаков Рыба. RU Сегодня найти эту могилу достаточно сложно. Журналисту потребовалось почти 3 часа, чтобы отыскать ее среди прочих. Ничем не примечательная, никак не выделяющаяся на фоне остальных.
Скорбим» — стандартная фраза, украшенная небольшими веточками по бокам. С каменной плиты на нас смотрит улыбающийся мужчина средних лет — Афанасьев Игорь Борисович. И лишь приглядевшись повнимательнее, понимаем, что ему было всего лишь 28 лет на момент смерти. В сериале, в самом начале первой серии Маратик кричит: «Кинопленка» — чушпаны», рассказываем, что такое «Кинопленка» и про ее лидеров. Свое название группировка получила из-за соседства с производственным объединением «Тасма», занимавшимся созданием фотоматериалов.
Первыми лидерами группировки были некие Шакир, Ахмет и Трактор. Криминальной активности «кинопленковские» не проявляли, поэтому о них никто не знал.
Ему тогда лет семнадцать было. Один подросток получил после этих взрывов осколочные ранения, осколки тогда несколько квартир повредили. Еще одна граната взорвалась в кармане его приятеля, он попал в больницу. Я с его пальтишком, с дырой сантиметров в пятнадцать, ходил потом по школам, показывал последствия бандитской жизни.
Еще один взрыв прогремел в ДК Маяковского, он бросил гранату в лидера группировки с улицы Аделя Кутуя. И вот прошло сколько лет, и он поблагодарил меня за то, что вовремя его остановил и спас. Мне было так приятно, что я увидел его с детьми. А сколько тех, кого не удалось спасти. Главное ведь финал — чем они жизнь закончат. Один застрелен в гостинице, другой обнаружен, когда снег сошел, третий сожжен в своей машине.
Остается только мраморная плита», — вспоминает полковник милиции Михаил Основ. А закончили они не очень» Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым «Раньше фильмы снимали, чтобы воспитать, сейчас — чтобы заработать» Полковник полиции Борис Сагадеев на службу пришел в 1992 году, тоже работал в группе «Лидер», но в Московском районе. Считает, что книга «Слово пацана» — это попытка автора пропиариться. Нужно понять, какую подоплеку он несет. Если раньше фильмы снимали, чтобы воспитать, то сейчас — чтобы заработать. Ну а те, кто помнит те времена, был участником событий, потерял близких, вряд ли захотят об этом вспоминать.
Если посчитать, сколько человек тогда погибло, цифра превысит тысячу. Это молодые парни, которые могли бы работать, создавать семьи. А их убивали просто так. А закончили они не очень», — говорит милиционер. Полковник полиции Борис Сагадеев на службу пришел в 1992 году, тоже работал в группе «Лидер», но в Московском районе Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым Все происходило тогда на примере сицилийской мафии, именно поэтому ребят учили вести здоровый образ жизни. За участие в этой массовой драке он получил срок за хулиганство.
Отсидев, ушел в армию, а потом снова сел за вымогательство», — рассказывает милиционер. Он вспоминает, как в те годы могли убить случайного человека, который попался на пути разъяренной толпы гопников. В начале 90-х у милиции пересменка была с 8 до 9 утра. Группировщики в это время собирались и шли на разборки. Соберутся с утра человек 20-30, пробегутся по чужой территории и всех, кого встречали, без разбора бьют. Если раньше было правило не бить лежачего, присутствовало какое-то благородство, то потом стали применять и арматуры, и кастеты, и ножи», — вспоминает Борис Сагадеев.
Фото: предоставлено Борисом Сагадеевым «Сначала делили асфальт, потом начали делить бизнес» Прощайки, трико и телогрейки — вот универсальная одежда членов ОПГ тех лет. Опознавательный признак каждой отдельной группировки — шапки. Различали своих именно по головному убору — красная, синяя или с помпоном, поделился Сагадеев. Под одежду подкладывали фанеру, сковородки или ледянки. Места сбора в основном были на хоккейных площадках, клюшки брали всегда с собой, это было очень удобное орудие в бою», — рассказывает полковник. Групповые драки превратились в точечные удары, вспоминает Борис Сагадеев.
Стали решать, кто будет собирать общак. Было две кандидатуры. Если город поделить пополам речкой, то с одной стороны был Хайдер, с другой — Ринат Игламов по кличке Иглам. Воры решили, что будет собирать последний, Хайдер не согласился.
Что относится к деструктивной идеологии? Культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма и служения Отечеству. Она также попросила запретить трансляцию «Слова пацана» и заблокировать сайты, где его транслируют. Потому что подростки так устроены. Если там было насилие, да, это плохо», — считает писатель. Я надеюсь, она повлияет правильно на подростков. Ребята, я бы сказал им, пойте, рисуйте, занимайтесь спортом, есть много интересных занятий у подростков 2023 года, в отличие от подростков 1989 года. Пожалуйста, занимайтесь добрыми хорошими вещами», — заключил Гараев.
«Слово пацана»: обзор и пересказ всех эпизодов шоу
Что должно случиться в России, чтобы власть снова оказалась в руках криминальной прослойки? Культура - 4 декабря 2023 - Новости Казани - в ожидании показа "Слова пацана | Кровь на асфальте" на НТВ в 23.00. «Слово пацана» наш собеседник смотрел с большим интересом, хотя многие моменты и вызывали сильное раздражение. Читайте такжеСериал «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала.
Банда «Тяп-Ляп»
- На заре «казанского феномена»
- Группировка «Хади Такташ»
- Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х краткое содержание
- Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице | АиФ Санкт-Петербург
«Улицы Казани 90-х залиты кровью»: опера и участники ОПГ о вреде фильма «Слово пацана»
Криминальный Татарстан 1970—2010-х 15ч 08м Слушать книгу "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х" Роберт Гараев слушать онлайн В книге рассказывается о жестоких уличных драках в конце XX века в России, о беспощадных боях между участниками молодежных группировок, о «казанском феномене» и его последствиях для города. Автор, сам попавший в одну из местных банд в школьные годы, исследует причины и последствия насилия, рассказывая о суровых днях и войнах, которые принесли смерть сотням людей.
Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации. Хотя эта тема коснулась буквально всех жителей города, пока она еще очень травматична и не все готовы ворошить «темную» часть своего прошлого.
Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений. Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними. Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа».
По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили. Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше. Если бы началась серьезная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей — пехотой «Низов». В 1991-м меня отшили — исключили из группировки.
Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть.
Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы.
Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Для этого я завел во вконтакте группу «Казанский феномен» [1] , где начал делиться деталями исследования. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни.
С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался. Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования. В исключительных случаях я использовал с разрешения авторов комментарии подписчиков группы «Казанский феномен». Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом.
У каждого героя есть небольшая характеристика. О ком-то из них я могу рассказать много — настоящее имя, дату рождения это один из ключевых моментов, ведь он показывает, как менялась жизнь пацанов в каждом поколении , год вступления в группировку, ее название и нынешний род деятельности спикера. Но многие из них хотя и были откровенны в рассказах, были не готовы назвать свои настоящие имена и даже группировку. Вместе с воспоминаниями других участников я использовал и свои, но так как мой опыт был не самым значительным, они появятся лишь в начале и конце повествования.
Кроме того, для чистоты исследования свои воспоминания я записал заранее, чтобы не было соблазна подправить их, когда я окажусь в теме намного глубже. В книге я затрону и современное положение дел на улицах, но в основном сконцентрируюсь на главном десятилетии казанского феномена — 1980-х. Во второй половине этого переходного от социализма к капитализму десятилетия о проблеме заговорили широко в прессе и обществе. Эти времена запомнились жителям Казани ожесточенными подростковыми драками «за асфальт».
Истоки явления находятся в семидесятых годах: именно тогда произошла трансформация дворовых команд в агрессивные территориальные группировки. Мы ихрассмотрим через историю самой известной группировки тех лет — «Тяп-Ляпа».
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» произвел настоящий фурор и внес значимый вклад в отечественный кинематограф.
Молодые талантливые актеры с первых серий стали любимчиками широкой публики, а судьбы их персонажей волнуют миллионы зрителей. Создатели сериала опирались на книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» российского журналиста Роберта Гараева, который в деталях описал собственный опыт участия в жизни уличной группировки. Как все было на самом деле? Как сложились судьбы реальных прототипов героев сериала? Фото: яндекс.
Режиссер сериала Жора Крыжовников и все причастные к созданию ленты утверждают, что проект является самостоятельной единицей в кинематографе, а все герои — собирательные образы людей, которые так или иначе были связаны с криминалом в конце 20 века. Однако, у героев сериала были реальные прототипы, а названия тех же уличных группировок не были вымышлены, потому как действительно существовали. В 1980-х уровень преступности в Казани бил все рекорды, а виной тому были участники группировок, которые отстаивали свой авторитет в разных частях города. Так, группировка «Универсам», участники которой являются главными героями сериала «Слово пацана», имеет много общих черт с казанской ОПГ «Тяп-ляп». Несмотря на несколько комичное название, группировка данная была одной из самых опасных и влиятельных в Казани. Члены этой ОПГ систематически устраивали массовые дебоши, драки и убийства членов вражеских группировок.
Нередко во время стычек на улицах жертвами оказывались и обычные прохожие, которые, попав под горячую руку, получали тяжелые травмы. Интересен тот факт, что никто не писал заявления в милицию, так как все граждане прекрасно понимали, что правоохранительные органы практически бессильны. ОПГ «Хади Такташ». В сериале упоминается и группировка «Хади Такташ», члены которой до смерти избили героя картины по прозвищу Ералаш. Они и враждовали с «Универсамом», члены которого отомстили за своего парня. В сериале «Хади Такташ» показана одной из самых опасных группировок, что является достоверным фактом.
Если ты вообще сможешь ее сохранить. По казанским меркам это очень мало... Я думаю, что говорить о криминале надо честно", — пояснил Гараев. К тому же у Роберта начались неприятности. Почти все его одноклассники уже входили в ту или иную банду и смотрели на него косо. Парень чувствовал себя совершенно беззащитным. Так Гараев попал в группировку "Низы". И в чем только ему не приходилось участвовать.
Драки "стенка на стенку" с другими бандами.
«Слово пацана»
+ Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. Хронология Казанского феномена. Как полагает автор «Слово пацана» Роберт Гараев, серьезное влияние на судьбу казанских ОПГ в Татарстане оказали влияние наркотики — пока пацаны бегали по улицам и «делили асфальт», они практиковали здоровый образ жизни. Криминальная история из Казани времен 70х-90-х годов прошлого столетия, когда-то названная «Казанским феноменом», вдохновила режиссеров и кинематографистов на съемки сериала «Слово пацана». Подростки Татарстана организовали группировки после выхода «Слово пацана». Совсем скоро в свет выходит сериал «Слово пацана» о жизни Казани и Татарстана в 90-е годы. Специалисты характеризуют «Слово пацана» как «очень представительный корпус материалов, которые позволяют составить представление о группировках казанского типа»[4].