Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы: «Днесь спасения нашего главизна».
7 апреля БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. История праздника
Конец XII в. Суть праздника На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом Бога. Над архангелом и Марией располагается особая форма нимба — мандорла, которая символизирует Божественное явление и зачатие Христа. Красная нить в руках Марии — это пряжа, которой, по церковному преданию, она занималась в этот великий для всей Церкви день. Благовещение стало началом исполнения Божественного обещания падшему человечеству в лице Адама и Евы о том, что их потомок, буквально, «семя жены» Быт 3:15 уничтожит прельстившего их змея дьявола. Имя Эммануил буквально обозначает «с нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа. Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе. Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть.
Так начинается евангельская история. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того, это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха как исторические события произошли в один и тот же день года. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником. При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Источник, возле которого произошло Благовещение Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека. С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи. День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» Кириопасха — Господственная т. Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения. В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апреля по григорианскому «гражданскому» календарю. Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II — 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века. Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в. В начале VIII в.
На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения. Встречаются также иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, на которых Божия Матерь изображена стоящей у колодца и черпающей воду; сзади или перед Ней изображен благовествующий Архангел. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось "главизною" нашего спасения. Тропарь праздника Благовещения Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою! Перевод: Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Кондак праздника Благовещения Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, в брак не вступившая!
Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца. А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, — как это могло быть?.. И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?..
Что означает Благовещение Пресвятой Богородицы? История и традиции праздника
Большой праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечают православные христиане ежегодно 7 апреля. Автор-составитель: иеромонах Макарий Симонопетрский Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник. Накануне Благовещения в церквях и храмах проводится всенощное бдение, а утром 7 апреля начинается с литургии.
Благовещение 2024: что это за праздник и что нужно делать
В Благовещение Пресвятой Богородицы в храмах проходят богослужения. Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается за девять месяцев до Рождества Христова: такой срок проходит обычно от момента зачатия до появления на свет человеческого младенца. Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 4.
Благовещение
По учению Церкви, Бог в своем величии снизошел, умалил Себя до человека, а Дева Мария, став матерью воплощенного Бога, превзошла весь человеческий и ангельский мир. Для объяснения тайны Боговоплощения отцы церкви использовали греческое слово «кенозис», обозначающий «уничижение» или «истощание». Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ.
Благовещение стало началом исполнения Божественного обещания падшему человечеству в лице Адама и Евы о том, что их потомок, буквально, «семя жены» Быт 3:15 уничтожит, прельстившего их змея дьявола. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил, — строки важнейшего ветхозаветного пророчества о рождении Спасителя от непорочной Девы Ис 7:14. Имя Эммануил буквально обозначает «с нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа. Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе.
Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть.
На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные.
Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки.
Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию.
Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии. Как же Павел достиг такого состояния?
Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца. Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке см. Григория Чудотворца на этот день.
В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В VIII веке св. Смысл праздника Митрополит Сурожский Антоний: «Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, — как это могло быть?.. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Чем Ты можешь это доказать?
Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа… В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
На Благовещение весна зиму поборола. В третий и в последний раз закликается весна. В некоторых местах в ночь на этот день возжигали на земле костры — «палили зиму» и «грели весну». В огне жгли солому, мусор, тряпки, старую обувь, конский и коровий навоз. Вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь. Был обычай ставить образ «праздника» в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, призывая «благоволить Мать Божью и Гавриила-Архангела урожаем». Крестьяне верили, что на Благовещение открывается небо. В это время можно «выпросить себе от Бога славу. А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым». Поэтому в вечер на Благовещение люди выходили на улицу смотреть на небо в поисках на нём бездны с большой звездой. В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу! Считается, что этот обычай родственен ассиро - вавилонскому весеннему очистительному обряду выпускания птиц [38]. В изобразительном искусстве[ править править код ] Этот лиричный и праздничный сюжет издавна популярен в религиозной живописи. Он легко узнаваем по позам действующих лиц и атрибутам. Иконографические схемы начали складываться очень рано. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах , например на стене усыпальницы святой Прискиллы [39]. Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века. В западноевропейской живописи проторенессанса особенно известны произведения фра Беато Анжелико , Симоне Мартини ; из ренессансных работ — картины Леонардо да Винчи и Боттичелли , а из северных работ — Яна ван Эйка , Робера Кампена и Рогира ван дер Вейдена. В следующую эпоху несколько запоминающихся полотен написал Эль Греко. Начиная с эпохи барокко , как это произошло и с другими сюжетами, в трактовку этого сюжета проникают многие вольности и отступления см. Иконописные каноны развились из раннехристианских и остаются в византийской и русской иконописи в принципе неизменными за исключением некоторого влияния в XVII—XVIII веках западноевропейской иконографии, которое к нашему времени сошло на нет. Основные атрибуты[ править править код ] лилия — символ непорочности Девы Марии, чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. В руке Марии, служанки ср. Мойры или просто в интерьере.
Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника
Ее прокаливают в огне и хранят в укромном месте. Благовещенскую соль используют как оберег. Ее чудодейственные свойства способны излечить от болезней. Если она не израсходуется в течение года, то на следующий праздник ее сжигают в огне. Особой силой обладают просфоры и освященная вода, которые прихожане приносят с торжественной службы.
В Благовещение верующие совершают паломничество по святым местам. В этот праздник православные реликвии способны наделить человека силой. Христиане считают, что в этот день открываются небеса, и Господь слышит мольбы и просьбы человека. Люди загадывают желания и просят небесные силы о помощи в больших делах.
У древних славян существовал обычай разжигать в праздник большие костры. Они выбрасывали в огонь все старые вещи и предметы. Считалось, что таким образом в огне сгорали все беды, болезни и несчастья. Что можно кушать на Благовещение Благовещение 2024 приходится на Великий пост перед Пасхой.
В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Прихожанам можно кушать рыбу.
После такого позора она бы уже не смогла выйти замуж. После этого Иосиф все понял и оставил жену при себе. Суть праздника По религиозной традиции, земная жизнь человека считается не с момента рождения, а с момента зачатия. А ровно девять месяцев спустя, 7 января, православные отмечают Рождество Христово. Время выбрано не случайно — именно столько ребенок обычно находится в утробе матери.
С Благовещения начинается описание земной жизни Иисуса Христа, поэтому праздник очень значим для верующих и почитаем ими. Кроме того, в церковных текстах указано , что после грехопадения Адама и Евы Благовещение стало первой благой новостью для людей. Ева была проклята, а Мария услышала от Гавриила слова «Благословенна ты». Считается , что роль Марии особенно важна и в Божественном плане спасения. Ведь в тот момент, когда она соглашается выносить Божье дитя, она отдает себя Господу. И благодаря ее смирению и послушанию искупается грех Адама и Евы, а среди людей появляется Иисус, Бог во плоти. Что такое Божественный план спасения?
Божественный план спасения — это искупление грехов человечеством, которое Бог принял прежде создания мира и которое коренится в вечной любви к людям. Простыми словами, это путь от греха к благочестию и к Богу. Все события, описанные в Библии, относятся к плану. Это и создание Земли, и грех Адама и Евы, и рождение и смерть Иисуса. И именно праздник Благовещения стал первым торжеством, символизирующим искупление греха человечества. Так люди согласились принять милость Божью, милосердие и прощение. Важен именно факт добровольного согласия, потому что Бог не может противиться воле человека.
Таким образом, Мария стала «второй Евой». Но если Ева ослушалась повеления Бога, то Мария приняла послание Гавриила и полностью отдала себя на волю Божию. Именно в Благовещение объединились человеческое и божественное начала. И отражение они нашли в Божьем сыне Иисусе Благовещение в иконографии и искусстве О важности события в религии и в целом в культуре можно судить и по тому, насколько часто эти образы воплощены в искусстве. Явление ангела Гавриила Деве Марии — один из главных сюжетов живописи разных веков и течений. Например, их встречу часто изображали на византийских иконах, а также в скульптурах и живописи эпохи Возрождения. При этом образ Богоматери постоянно менялся.
Только после Третьего Вселенского Собора , который прошел в Эфесе в 431 году, церковь официально признала Марию Богородицей.
Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого 3-я четв. VII в. Благовещение Пресвятой Богородицы. Фреска в Благовещенском храме в Назарете В неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента.
Толедский Собор 656 в первом правиле предписывает петь службу Благовещению 18 декабря при этом 25 марта остается датой Благовещения , объясняя это невозможностью устраивать праздник во время Великого поста [29]. Вероятно, Собор не просто ввел эту дату, но перенял ее из некой традиции, уже установленной в отдельных местах - напр. Название праздника Название праздника Благовещения в древности не было устойчивым, совр. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. Марии о зачатии , annuntiatio Christi Благовещение Христа , initium redemptionis начало искупления , conceptio Christi зачатие Христа , festum incarnationis праздник Воплощения [31].
Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая! Литература Martene E.
De antiquis ecclesiae ritibus. Канон на Благовещение Пресв. Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. Дни богослужения Православной Церкви. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer geschichtlichen Entwicklung.
Freiburg i. Иерусалимский Канонарь VII века груз.
Об этом событии повествует лишь святой апостол Лука. От такого приветствия Дева смутилась, размышляя в себе, что бы значили эти слова чудесного гостя. О чем же благовестит архангел? Он Объявляет праведной деве о том, что она станет Матерью Бога, и родит миру Спасителя. Дева Мария спросила Гавриила, как это будет, ведь я мужа не знаю. Сейчас будущее зависит от слов Марии.
Нам, живущим сейчас, невозможно понять весь тот смысл, что заключен в нескольких евангельских строках. Дева Мария была совсем юной девушкой, без родителей, жила и воспитывалась при храме. Иосиф обручник был ее мнимым мужем, старцем, избранным для хранения девства Марии. Сколько сплетен, сколько грязи вылилось на Честнейшую Херувим, если даже праведный Иосиф соблазнен был вестью о беременности Марии. Почему Бог избрал Деву Марию для прихода в мир Мессии? Дева Мария происходила из рода царя Давида, от колена Иуды, семени Авраамова. Согласно ветхозаветным пророкам, Спаситель должен был родиться в роду царя Давида. Родители Марии по обетованию отдали Ее на служение Богу.
Детство и юность Мария провела в храме, изучая Писание, молясь, занимаясь рукоделием. Чистота и непорочность Девы, необыкновенное смирение привлекли к ней благодать Божию. Церковное предание называет Богородицу Пречистой, Непорочной, Пресвятой, так как Она была чище, совершенней всех земнородных и чужда личному греху.
Благовещение 7 апреля: история, традиции и запреты дня, в который выпускают белых голубей
Благовещение Пресвятой Богородицы стало началом нашего спасения. От согласия Пресвятой Девы на то, чтобы стать Матерью Господа, зависела вся дальнейшая судьба человечества. События Благовещения описаны только одним евангелистом — Лукой, а также встречаются в некоторых апокрифах. История праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. 7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник. Благовещение Пресвятой Богородицы в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской Н.В. Покровский. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля, отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова, имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор Архангела Гавриила.
Когда празднуют Благовещение в 2024 году
- Благовещение Пресвятой Богородицы. История и традиции праздника - Общество - ДАН
- Читайте также
- О празднике
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение: смысл праздника, как его провести правильно и что делать нельзя
Нет, Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу, и на этом пути возвышения встретила Ее благодать Божия. Благовещение Пресвятой Богородицы: история и традиции праздника — Благовещение, означающее благая или добрая весть, относится к категории непереходящих праздников и посвящен воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки. Полное название праздника — «Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Православные в день Благовещения Пресвятой Богородицы должны посвятить себя усердной молитве и, если есть возможность, воздерживаться от физической работы. Празднику Благовещения Пресвятой Богородице, который каждый год отмечают в один и тот же день, 7 апреля, в России повезло. Полное название праздника — «Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».