Великоморавская держава, также известная как Великоморавское государство, была создана славянами в долине реки Морава на территории современной Словакии, Чехии и Австрии. Великоморавская держава достигла своего расцвета при князе Ростиславе, который правил с 846 по 870 годы.
Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение
Что дальше? Что будет на пост-Украине? Как осуществить демонтаж неонацистской бандеровской идеи? Будет ли реализована стратегия собирания русских земель?
Из Киева приглашается Михаил Грушевский.
Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это Каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом». Но насаждение украинства по деревням идет туго. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия… В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперед заготовленным и преданным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками».
Русины ждали русскую армию в 1914 году. Отступающие австрийцы и венгры записали русинов в «изменники» и при помощи украинских националистов решили свести с ними счеты. Священник Иосиф Яворский писал: «Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент [т. И красная черточка на карте оставила кровавые жертвы в этих селах».
Людей сгоняли в концлагеря, и один из них, Талергоф, стал печально известен и до сих пор на слуху. Если судить по сохранившимся фото, обустройство концлагерей мало чем отличалось от подобных заведений Третьего рейха: бараки, колючка, в центре — аппельплац для построений и экзекуций. Самое ужасное, что русины претерпели дважды. После отступления русской армии из Галиции в 1915 году геноцид продолжился и усилился.
Точных цифр нет, и, наверное, уже не будет. Примерно около 60 тысяч русинов были просто убиты , 80 тысяч прошли через концлагеря, 100 тысяч бежали в Россию. Всего за время войны австро-венгерские власти при содействии коллаборационистов, считавших себя украинцами, уничтожили, по разным оценкам, от 140 до 300 тыс. Сотни тысяч людей прошли через аресты и содержание в концлагерях.
В ХХ веке этноним «украинец» в Галиции окончательно вытеснил термин «русин», но он сохранился в Закарпатье и в Буковине. Уникальность создания русинской национальной идентичности заключается в том, что лозунгом этого движения была принадлежность русинской народности к большому русскому народу. При этом надо заметить, что представление о своей общности с русскими возникло в русинской среде до возникновения в России концепции триединого русского народа. Современный чешский исследователь Мирослав Грох писал, что формула «создания» малой нации, то есть нации, живущей в подчинённом положении, в условиях многонациональной империи, необходимо пройти в три этапа: — первый этап заключается в появлении интеллектуалов, которые осознают инаковость своего народа.
Точками сбора таких интеллектуалов становятся, как правило, кружки по изучению фольклора и народного быта. По мысли Гроха, далеко не все национальные движения доходят до третьего этапа, но история — дама терпеливая, со своими причудами, к которым относится благоволение дерзающим, поэтому из десяти попыток, как правило, хотя бы одна срабатывает. Сама история русских в Галиции, это история борьбы «с вековыми своими врагами — поляками и их орудием, так называемыми украинцами», а в Закарпатье — таких же боёв за язык и историю «с мадьярами, этими самыми свирепыми гонителями всего русского, стремящимися к искоренению русского языка». Я думаю, что русинам есть за что бороться и что защищать, ведь уже «Конституция Чехословакии, принятая 29 февраля 1920 г.
В 1944 году Подкарпатская Русь была занята советскими войсками. Так было полностью ликвидировано русинское движение на Подкарпатской Руси и ликвидирована сама Подкарпатская русь. С тех пор Подкарпатскую Русь называют Закарпатской областью, а русинов — украинцами». Желаю появиться четвёртому русскому государству Подкарпатская Русь ныне Закарпатская область , которая будет занимать юго-западные склоны северной части Восточных Карпат и северо-восточную часть Среднедунайской низменности по реке Тисе и её притокам.
На севере Подкарпатская Русь будет граничить с Польшей, на западе со Словакией, на юго-западе с Венгрией и на юге с Румынией. Столицей Подкарпатской Руси, а ныне административным центром Закарпатской области скорее всего будет Ужгород.
Угерске Градиште К этому времени Великоморавская держава была, однако, уже настолько прочной, что уничтожить ее оказалось невозможным.
Вместо Моймира Людовик возвел на престол его племянника Ростислава 846—870 гг. Одновременно было создано Блатенское княжество, расположенное в тылу Великой Моравии, в южной части Панноиии, между реками Дунаем, Дравой и Дыей, во главе которого был поставлен союзник германского короля, бывший нитранский князь Прибина. Это княжество, по мысли германских феодалов, должно было служить дополнительным средством воздействия на Великоморавское государство.
Расчеты Людовика оказались, однако, ошибочными. Ростислав стал для германских феодалов опасным противником. На открытую борьбу с Людовиком Немецким Ростислава толкнули, по-видимому, успехи западных славян в борьбе с немецкой агрессией.
Уже на обратном пути из Моравии войско Людовика потерпело поражение от чехов. Попытки усмирить чехов не дали никаких результатов. В 851 г.
В подобных условиях Ростислав мог рассчитывать на успех в борьбе с немцами. И действительно, когда в855 г. Людовик еще раз вторгся з Моравию, его поход был неудачен.
На 858 г. Вскоре между Ростиславом и Карломаном установились союзнические отношения. Воспользовавшись внутренними затруднениями Людовика, Ростислав поспешил расправиться с Прибиной.
В 861 г. Прибина был убит, и Блатенское княжество перешло к его сыну Коцелу, попавшему впоследствии в зависимость от Ростислава. Между тем Людовику Немецкому удалось справиться с усобицей в королевстве — Карломан вынужден был прекратить сопротивление.
Началась подготовка к новому выступлению немецких феодалов против Великой Моравии. В стране поспешно возводились укрепления. Было достигнуто соглашение с чешскими и сербо- лужицкими княжествами, присоединившимися к Великой Моравии.
Дипломатическим усилиям Людовика Немецкого, заключившего союз с Болгарией, князь Ростислав противопоставил свою, не менее продуманную политику. Понимая, что болгаро-немецкий союз направлен против Великой Моравии, он заключил соглашение с Византией, бывшей в то время противницей Болгарии. С этой целью в 862 г.
Оно имело целью не только установить с Византией союзнические отношения, но и скрепить эти отношения путем переговоров о распространении в Великой Моравии христианства по византийскому образцу. Способствуя распространению в своем государстве христианства, Ростислав укреплял феодальный строй, давал в руки феодалов мощное идеологическое оружие для воздействия на порабощаемое крестьянство, пребывавшее в своей массе в язычестве. Распространение христианства и успех миссии Кирилла и Мефодия являются ярким свидетельством того, что процесс феодализации великоморавского общества к середине IX в.
От имени Ростислава посольство заявило в Византии: «Наш народ отверг язычество, но мы не имеем учителей, которые наставили бы нас в истинной вере на нашем языке». Византийские дипломаты охотно согласились с предложением князя Ростислава, видя в нем средство расширения своего политического влияния в Центральной Европе. Особенно заинтересован был в успехе мораво-византийских переговоров константинопольский патриарх.
В это время не произошло еще отделение западной католической христианской церкви от восточной православной , но отношения между римскими [54] папами и константинопольскими патриархами были очень напряженными. В Моравию были направлены миссионеры, братья Кирилл Константин и Мефодий, просветительская деятельность которых сыграла большую роль в истории средневековой культуры славянских народов. К IX веку социально-экономическое развитие славянских народов достигло такого уровня, при котором необходимо должна была появиться письменность.
По-видимому, дело обстояло так, что письменность самостоятельно возникла в нескольких центрах славянского мира. Возникшая у славянских народов в силу внутренних потребностей классового общества письменность была первоначально многоалфавитной. В наиболее развитых экономически и культурно областях славяне стали применять для записей буквы латинского и греческого алфавитов.
С именами Кирилла и Мефодия связаны такие важные факты, как упорядочение славянского алфавита и начало письменности на старославянском языке. Создателем славянского алфавита был Кирилл Константин. По единодушному признанию ученых, составление этого алфавита является непревзойденным образцом в истории новых европейских алфавитов.
Составитель его был, бесспорно, прекрасным и тонким знатоком фонетического строя старославянского языка. Известно, что Кирилл и Мефодий были уроженцами города Солуни, который в то время был по преимуществу славянским городом. Славянская речь безраздельно господствовала в нем.
Население города говорило на солунском славянском диалекте. Этот знакомый Кириллу и Мефодию с детства диалект и лег в основу их переводов с греческого некоторых богослужебных текстов. Широкая переводческая деятельность братьев началась еще до Моравской миссии.
Братья успешно продолжали ее в Моравии и Паннонии. Язык их переводов — старославянский язык — не был языком местного значения. Это не был ни болгарский, ни македонский язык.
Старославянский язык был литературным языком, общим в то время почти для всех славян.
В форсайт-форуме примут участие более 200 представителей федеральных и региональных органов власти, экспертных и научных сообществ, масс-медиа, общественных объединений, студенческая молодежь. Освещение форсайт-форума будет осуществляться с участием ведущих российских средств массовой информации. В преддверии форсайт-форума просим ответить на вопросы от Украина. Скрыть 1.
Великая Моравия — славянская империя в центре Европы
Великоморавская держава была основана в конце IX века великоморавским князем Святополком I, который и объединил многочисленные славянские племена этой территории. Великоморавская держава была одним из важнейших звеньев политической истории раннего славянского и центрально-европейского средневековья. Правительство Великоморавской Державы более не могло игнорировать настроения народа. В 874 власть великоморавских князей распространяется на Венгрию и поглощает существовавшее там Блатенское княжество⁶. Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла.
Великоморавская Держава
По мере распространения среди славянских народов он быстро обогащался словарным фондом и формами других славянских диалектов, все более отходя от своей солу некой основы. Этот процесс начался еще при Кирилле и Мефодии и их ближайших учениках. Старославянский язык сыграл большую роль не только в культурном развитии Великой Моравии. Громадное значение имел он для развития древне- болгарской, а затем и древнерусской письменности и культуры. Весьма важные результаты мораво-византийские переговоры имели и в области политики. Уже в 863 г. Византия вела войну с болгарским князем Борисом, союзником короля Людовика. Братья Кирилл и Мефодий прибыли ко двору Ростислава в 863 г.
О первом из братьев, Кирилле, известно, что он был выдающимся ученым своего времени и талантливым дипломатом. Вопросы организации церкви лежали, по-видимому, на втором брате — Мефодии, отличавшемся громадной трудоспособностью, силой воли и качествами прекрасного организатора. В стремлении организовать независимую от германского епископата моравскую церковь князь Ростислав, Кирилл и Мефодий сталкивались с упорным сопротивлением немецко-католического духовенства, значительно укрепившего к этому времени свои позиции на территории Великой Моравии. Зальцбургский и пассауский епископы считали территорию Великой Моравии в церковном отношении подчиненной себе. Успех религиозной политики князя Ростислава зависел от позиции папского Рима. Кирилл и Мефодий, узнав, что в Италии опасались усиления Германии, отправились в Рим, где им удалось получить папскую буллу, разрешавшую богослужение в Великой Моравии и Паннонии на церковнославянском языке. Раскопки 869 г.
Мефодий возвратился в Моравию в сане моравского епископа. Тем временем агрессия немецких феодалов против Великоморавского государства возобновилась. В 864 г. Людовик Немецкий вторгся в Великую Моравию и принудил Ростислава признать себя немецким вассалом. В 869 г. Людовик снова вторгся в Моравию. Одно войско во главе с сыном короля Карлом направилось против Ростислава, другое войско во главе с Карлома- ном должно было обрушиться на князя Святополка, сидящего в Нитранской области.
Оба войска, однако, не добились успеха и вынуждены были вскоре уйти с великоморавской территории. Великая Моравия вновь стала независимым государством. Не добившись успеха путем открытого насилия, германские феодалы попытались использовать внутренние осложнения, возникшие в Велико- моравском государстве. Когда против Ростислава восстал его племянник Святополк, которого поддержала часть феодальной знати, обеспокоенная усилением центральной власти, этим междоусобием воспользовался Карломан, оказавший Святополку помощь, за которую последний должен был признать себя вассалом германского короля. В ходе дальнейшей борьбы, после того как Ростислав был разбит, Карломан опустошил страну. Он передал престол Святополку, при котором теперь находились два немецких графа. Они и должны были фактически управлять страной.
Вскоре германские феодалы решили, что наступил подходящий момент для полного порабощения Великой Моравии. В 871 г. Святополк был низложен и увезен в Германию. Мефодий был заключен в тюрьму. Великая Моравия превратилась в провинцию Восточно-франкского королевства. Однако германским феодалам не удалось надолго удержаться в стране. Против господства немецких феодалов, жестоко эксплуатировавших страну, с оружием в руках поднялись широкие массы населения сел и городов.
Чешские я моравские феодалы примкнули к народному восстанию, во главе [56] Древнечешский двор в Левом Градце у Праги. Реконструкция которого стоял священник Славомир. В результате восстания власть немецких феодалов была ликвидирована и они были изгнаны за пределы страны. Так как подавить восстание немецкие феодалы не были в состоянии, они сделали попытку восстановить свою власть в Великой Моравии, воспользовавшись авторитетом Святополка. Он был поставлен во главе большого» немецкого войска, которое двинулось против восставших. Но подойдя к великоморавской столице — Велеграду, Святополк перешел на сторону восставших и нанес немцам тяжелое поражение. Несмотря на это, силы Великой Моравии были, по-видимому, сильно истощены.
В 874 г. Военные события 869—874 гг. Он перенес свою деятельность на территорию Блатенского княжества, во главе которого по-прежнему стоял Коцел. Там Мефодий решил создать самостоятельное славянское Паннонское архиепископство. План этот нашел сочувствие в Риме, где предполагали, что ликвидация зависимости Паннонии от немецких епископов может способствовать укреплению политического влияния папской курии в славянской Центральной Европе. Переговоры с папской курией и на этот раз велись непосредственно Мефодием, который вторично побывал в Риме. Оттуда он вернулся в сане паннонского архиепископа.
Здесь вскрыт значительный участок городской застройки, включающий остатки нескольких десятков небольших деревянных домов срубной конструкции, с глинобитными полами и печами. Дома образуют улицу; они близко расположены один к другому и не имеют хозяйственных пристроек, характерных для жилищ населения, занимающегося сельским хозяйством. Обитатели домов были не земледельцами, а, прежде всего ремесленниками. На городище обнаружены следы разнообразных ремесел: кузнечного, ювелирного, бондарного, гончарного, ткацкого. В другом месте в "предградья" открыты фундаменты церкви и обширного кладбища. В отличие от всех предыдущих, эта церковь оказалась в плане не прямоугольной, а круглой, то есть ротондой. По предварительным данным, ротонда в Микульчицах отнюдь не являлась единственным каменным храмом на территории "предградья". Имеется еще 2 - 3 места с руинами каменных построек, скорее всего церквей, ожидающих исследования. В действительности их было, вероятно, еще больше.
Несомненно, что в этом городе христианство являлось господствующей религией. Исследования городища у с. Микульчицы будут продолжаться в течение еще многих лет. Но и сейчас, на основании уже имеющихся данных, можно сказать, что перед нами, бесспорно, картина большого феодального города. Примерно таким же в основных чертах являлся Киев при Владимире I и Ярославе Мудром, хотя выглядел он, конечно, великолепнее, да и время было несколько иное Й. Поулик полагает, что город у с. Микульчицы являлся великоморавской столицей, резиденцией князя и, что очень возможно, именно он носил имя Велеград. Городище у с. Микульчицы представляет собой первоклассный археологический памятник еще и потому, что, кроме основного великоморавского слоя, там имеется более древний культурный слой, относящийся к VII - VIII векам.
В то время город, обладавший меньшими стр. Каменных зданий в городе не было; повсюду - ив "граде" и на территории довеликоморавского "предградья" - обнаруживаются остатки деревянных построек срубного типа, несколько врытых в землю, с глинобитными полами и такими же печами. В этих жилищах найдена глиняная посуда, изготовленная на ручном гончарном круге; предметы, свидетельствующие о наличии кузнечного и ювелирного ремесла, в том числе маленькие тигли; в большом числе железные шпоры с крючками и петлями; бронзовые украшения. Замечательной находкой является жертвенник с маленькими глиняными фигурками животных - следы какого-то своеобразного языческого культа. Остатки укрепленного поселения VIII в. Брно , где также производятся археологические раскопки. В более ранние века поселений такого рода Моравия не знала. В середине I тысячелетия н. Рядом с поселениями находились могильники, содержащие остатки трупосожжений, причем коллективный, "семейный" характер курганов свидетельствует о наличии патриархальных отношений в обществе.
Таким образом, на основании археологических данных можно считать установленным, что великоморавские города и их культура возникли отнюдь не на пустом месте и не внезапно, а развивались постепенно, в течение не менее одного-двух столетий. Они явились результатом исторического развития местного славянского общества, порывающего с патриархально-родовым строем и вступающего в классовое общество. Следует отметить при этом, что таким характерным элементам материальной культуры, какими являются жилища и украшения одежды как из слоев VII - VIII вв. Это относится, в частности, к украшениям одежды и другим бытовым деталям, принадлежащим великоморавской знати. Люди, похороненные в богатых гробницах около великоморавских церквей или внутри них, являлись славянами местного, моравского, происхождения, а не пришельцами из каких-либо соседних стран. В 1959 г. Городище носит имя "Поганско", то есть "Языческое". Но к какому времени относится это эффектное наименование, остается неизвестным. Скорее всего, оно позднего происхождения.
Во времена Великой Моравии город назывался, вероятно, иначе, так как при первых же исследованиях на его территории были наедены руины христианской церкви IX века. Площадь Поганско, окруженная валом и рвом, равняется 28 гектарам. По соображениям археолога Ф. Калоусека, все это огромное пространство являлось "градом"-детинцем, вокруг лежало несколько больших посадов, составлявших вместе с детинцем городскую территорию размером до 100 гектаров. Эти данные, выдвигающие Поганско в число претендентов на имя Велеград, являются, впрочем, предварительными; городище и местность вокруг него в значительной части заняты лесом, что затрудняет исследование. Возможно, что за "предградье" Ф. Калоусеком были приняты окружавшие город сельские поселения; валом была окружена вся территория города, поэтому "град" детинец , некогда окруженный тыном или каменной стеной, позднее стр. Но и в этом случае городище Поганско следует рассматривать как остатки весьма значительного города. Кроме раскопанных на городище остатков прямоугольной церкви с одной абсидой, окруженной большим кладбищем IX в.
Вблизи раскопанной церкви открыты остатки деревянных жилищ со следами ремесленного производства. Помимо Старого Места, городища у с. Микульчицы и Поганско, в пределах коренной территории Великой Моравии известно еще несколько городищ, представляющих собой остатки значительных городских центров. Брно; Петрова Лоука под Страхотином; еще одно Поганско, под г. Великоморавский слой имеется на известном городище Девин, расположенном на высокой скале при впадении Моравы в Дунай, изучением которого занимался словацкий археолог Я. Владение Прибины противника князя Моймира Нитра, вошедшее в 833 г. Таким образом, на сравнительно небольшой территории, составлявшей, по-видимому, основное политическое ядро Великоморавской державы, существовало не менее десяти крупных городов, расстояние между которыми равнялось в среднем 40 - 60 километрам. Моравия IX в. Облик великоморавских городов, обрисованных на основании археологических данных, служит, несомненно, веским аргументом в пользу того, что Великая Моравия была государством с довольно развитыми классовыми отношениями.
Но ведь главной чертой феодализма являются не города определенного характера, а наличие феодальной земельной собственности и определенные формы зависимости крестьян-земледельцев от собственника-феодала.
Именно Великая Моравия стала родиной всей славянской культуры, преемником которой стала Киевская Русь. Столицей Великой Моравии был Велеград — ныне это чешский город Старе-Место, совсем маленький — в нем проживает всего 7 тыс человек. Значение Великой Моравии для всего славянского мира было огромным.
Хоть она и просуществовала недолго, но именно она дала славянам особую культуру, которая и объединила все славянские народы. Велеград - столица Великой Моравии в наши дни Велеград - столица Великой Моравии в наши дни Кирилл и Мефодий — граждане Великой Моравии — создали славянскую письменность. С тех пор православные богослужения в славянских странах ведутся на родном языке. В то время это был важный признак самостоятельности и признания.
Славяне получили общеевропейское признание. Славяне пришли на территорию современной Чехии в V веке. Городов, как таковых, не было — славяне вели сельскую жизнь: разводили крупный рогатый скот и сеяли злаки. По сути, Чехия была территорией деревень, по 50-100 человек в каждой.
И, как это часто бывает в истории, чтобы собрать в государство разрозненные поселения нужен был общий враг. Им стали авары — кочевники азиатского происхождения, которые захватили земли франков и часть Византии. Славянские территории тоже были захвачены аварами. Славян обложили данью и стали призывать в армию аваров.
А с северо-запада на страну давили немцы, которые хотели расширить свои владения под предлогом «добрых» намерений — насадить католицизм. Купец со звучным именем Само объединил славян против общего врага как часто именно купцы возглавляют сопротивление! Вспомните опыт Минина и Пожарского. Выбив врага, славяне поняли — без укрепленных городов и регулярной армии житья им не будет.
Таким образом, границы Великоморавской державы были изменчивы и зависели от множества факторов, включая политическую ситуацию, конкурирующие интересы соседних государств и внешние влияния. Она представляла собой важный культурный и политический центр славянской цивилизации и оставила значительный след в истории региона. Политическая система и правление Великоморавская держава имела сложную политическую систему, которая включала в себя несколько уровней власти. На вершине пирамиды стоял князь, который был главой государства и обладал полной властью. Князь был выбираем народным собранием — вече, и его власть передавалась по наследству внутри династии. Княжеская власть была ограничена советом ветров — совещательным органом, в который входили представители различных областей и сословий при дворе князя. Чтобы облегчить управление государством, Великоморавская держава была разделена на административно-территориальные единицы — краи. Каждый край был управляем маршалком, который был назначен князем. Маршалки были ответственны за сбор налогов, поддержание порядка и решение споров внутри края. Значительную роль в политической системе играли виты — высшие служащие двора, назначаемые князем.
Они выполняли роль советников, а также занимались административными и судебными функциями. Виты назначались из представителей различных сословий, что позволяло сбалансировать власть и представить интересы разных групп населения. Наряду с управленческими структурами, в Великоморавской державе существовала иерархическая система церкви. Католическая церковь была слишком сильна и влиятельна в государстве и влияла на политические решения и религиозную жизнь. Князь и его советники тесно взаимодействовали с духовенством и осуществляли контроль над церковью. В целом, политическая система Великоморавской державы была достаточно комплексной и структурированной. Хотя князь обладал верховной властью, он должен был учитывать мнение совета ветров и сотрудничать с витами. Такая система позволяла обеспечить относительно стабильное управление и учет интересов различных сословий и областей. Экономика и торговля Великоморавская держава являлась центром активной экономической деятельности. Разнообразные отрасли экономики были развиты в регионе, включая сельское хозяйство, ремесла, торговлю и строительство.
Сельское хозяйство занимало важное место в экономике Великоморавской державы. Основные культуры, которые выращивались, включали пшеницу, ячмень, овес, горох и лен. Охота и рыболовство также были важными источниками питания. Ремесленники играли значительную роль в экономике Великоморавской державы. Они занимались различными видами ремесел, такими как кузнечное дело, плотничество, кожевенное дело, стеклодувные и керамические производства. Мастера производили предметы повседневного использования, такие как орудия труда, посуда, одежда и украшения. Торговля также была одной из основных отраслей экономики Великоморавского государства. Местные товары, такие как сыр, мед, воск и дерево, экспортировались в другие регионы, в том числе в соседние славянские земли, Восточную Франкию и Адриатическое побережье. За счет своего географического положения на перекрестке торговых путей, Великоморавская держава стала важным торговым центром. Достоинством Великоморавской державы являлся также активный трудовой рынок, где находили работу и торговые агенты, и купцы, и ремесленники.
Купцы, играя важную роль в экономике, путешествовали на дальние расстояния, и составляли соглашения и заключали контракты с иностранными партнерами.
Великая Моравия — славянская империя в центре Европы
В 871 г. Святополк был низложен и увезен в Германию. Мефодий был заключен в тюрьму. Великая Моравия превратилась в провинцию Восточно-франкского королевства. Однако германским феодалам не удалось надолго удержаться в стране. Против господства немецких феодалов, жестоко эксплуатировавших страну, с оружием в руках поднялись широкие массы населения сел и городов. Чешские я моравские феодалы примкнули к народному восстанию, во главе [56] Древнечешский двор в Левом Градце у Праги. Реконструкция которого стоял священник Славомир. В результате восстания власть немецких феодалов была ликвидирована и они были изгнаны за пределы страны.
Так как подавить восстание немецкие феодалы не были в состоянии, они сделали попытку восстановить свою власть в Великой Моравии, воспользовавшись авторитетом Святополка. Он был поставлен во главе большого» немецкого войска, которое двинулось против восставших. Но подойдя к великоморавской столице — Велеграду, Святополк перешел на сторону восставших и нанес немцам тяжелое поражение. Несмотря на это, силы Великой Моравии были, по-видимому, сильно истощены. В 874 г. Военные события 869—874 гг. Он перенес свою деятельность на территорию Блатенского княжества, во главе которого по-прежнему стоял Коцел. Там Мефодий решил создать самостоятельное славянское Паннонское архиепископство.
План этот нашел сочувствие в Риме, где предполагали, что ликвидация зависимости Паннонии от немецких епископов может способствовать укреплению политического влияния папской курии в славянской Центральной Европе. Переговоры с папской курией и на этот раз велись непосредственно Мефодием, который вторично побывал в Риме. Оттуда он вернулся в сане паннонского архиепископа. В границы Паннонского архиепископства была заключена не только Паннония с княжеством Коцел а, но и вся Великая Моравия. В период деятельности Мефодия на территории Великой Моравии было воздвигнуто несколько каменных храмов. Одним из древнейших храмов является храм в Старом Месте — на территории древнего Велеграда, остатки которого были исследованы в 1949 г. Несмотря на противодействие Болгарии, большая часть Паннонии оказалась во власти Святополка. Столь же значительны были успехи Святополка на северных и западных границах его княжества.
Власть его распространилась на славянские земли по Лабе, Одре и в Карпатах, следовательно, на Чехию и на земли сербов-лужичан. В состав Великой Моравии была включена и Малая Польша. Причина внутренних и внешних успехов раннефеодального Моравского государства при Святополке кроется прежде всего в укреплении экономического строя этого государства, что в свою очередь было следствием развития производительных сил. Археологические исследования на территории земель, входивших некогда в Великоморавское государство, дают основание заключить, что к концу VIII века и особенно первой половине IX века относится заметный прогресс в развитии производительных сил моравского общества. Это нашло свое выражение в более массовом изготовлении и употреблении железных орудий, в более интенсивном развитии системы двухполья и отчасти трехполья в земледелии, в ускорении процесса отделения ремесла от сельского хозяйства, в усовершенствовании гончарного круга. Окончательно складывается система укрепленных «градов» градская система , ставшая серьезной военной опорой княжеской власти. В условиях роста непосредственной угрозы германской феодальной агрессии политика Святополка находила поддержку в широких массах моравского общества. Рост могущества Великоморавского государства не был следствием исключительной роли, которую якобы играл Святополк как утверждала буржуазно-националистическая историография , а имел внутренние социально-экономические причины.
Годы успехов Святополка были временем наибольшего территориального расширения Великой Моравии; Она являлась мощным и фактически самостоятельным государством, хотя и признавала вассальную зависимость от Восточно-франкской Германской империи. Как в Паннонии, так, по-видимому, и в Чехии, и в Малой Польше Святополк, стремясь к укреплению политических связей вновь присоединенных областей с основным ядром своего государства, использовал созданную Мефодием великоморавскую церковную организацию. Распространение христианства в присоединенных им славянских землях Святополк использовал для сплочения их в рамках единого западнославянского государства. Святополк, с успехом использовавший церковную организацию Мефодия в своей внешней политике, не поддерживал его, однако, в политике внутренней. Даже после третьей поездки Мефодия в Рим, когда он вновь был утвержден в сане архиепископа, а богослужение на церковнославянском языке было еще раз санкционировано папой, Святополк не изменил своего благоприятного отношения к немецкой церкви. Более того, он назначил нитранским епископом немца Вихинга, бывшего заклятым врагом Мефодия. Можно предполагать, что такое отношение великоморавского князя к Мефодию и немецкой церкви было связано также и с некоторыми моментами в его внешней политике, построенной на использовании противоречий между Восточно-франкской империей и Римом, а также между Римом и Византией. Со смертью Мефодия 885 г начался полный разгром созданной им церковной организации.
Архиепископом был назначен немец Вихинг. Церковно-славянский язык как язык культа был запрещен, а многочисленные ученики Мефодия были частично проданы в рабство, а частично насильственно вы- [58] сланы в Болгарию. В их числе находились такие выдающиеся ученые и духовные писатели того времени, как Горазд, Климент, Лаврентий, Наум и др. Отказ Святополка от дела Мефодия стоял в прямой связи с новой внешней политикой Святополка. В 887 г. Поддержка Святополка была куплена им ценой признания полной независимости Великоморавской державы 890 г. Сближение это, впрочем, оказалось недолговечным. Уже в 892 г.
Одновременно Арнульф попытался устроить что-то вроде экономической блокады Великой Моравии, добившись прекращения поставки соли в страну из Болгарии.
В это время развитие и распространение христианства на территории Европы было связано с активностью Великоморавской державы. Она была первым государством в Средней Европе, которое приняло христианство и стало его значимым центром. Это способствовало дальнейшему распространению этой религии в Европе. Великоморавская держава была центром образования и культуры. Венгерский царевич Моимир, правитель Великоморавской державы, создал и развивал специальные образовательные программы и школы. Это привлекло ученых и миссионеров из разных стран, что способствовало обмену знаниями и идеями, а также развитию культурных связей с другими европейскими странами.
В целом, Великоморавская держава оставила неизгладимый след в истории Европы, она способствовала укреплению политической стабильности и развитию религиозной и культурной сфер. Значение и интерпретация исторического значения Историческое значение Великоморавской державы трудно переоценить. Во-первых, она являлась одним из самых могущественных и цивилизованных государств своего времени. Более того, ее территория охватывала значительную часть современной Центральной Европы, включая территории Чехии, Словакии, Австрии и Венгрии.
Племенные столкновения и соперничество между этническими группами приводили к постоянным конфликтам, что ослабляло центральную власть и вызывало недовольство внутри державы. Внешние воздействия также имели важное значение для распада великоморавской державы. В это время в регионе происходили активные политические и военные события, включая вторжение Венгеров и набирающую силу Германию. Эти внешние факторы создавали новые вызовы и угрозы для великоморавской державы, а также разжигали межэтнические конфликты и оседлость. Другой причиной распада великоморавской державы был своеобразный экономический кризис, вызванный недостатком природных ресурсов и сложностями в сфере торговли.
Этот фактор усиливал межэтническую конкуренцию за доступ к ресурсам и рынкам, что отрицательно сказывалось на устойчивости и процветании государства. В результате этих и других факторов, великоморавская держава рухнула и была заменена рядом малых и независимых княжеств. Распад великоморавской державы стал важным этапом в истории региона, оставив значительное наследие и воздействие на последующие политические и социальные процессы. Внутренние противоречия Распад великоморавской державы был обусловлен множеством внутренних противоречий, которые накопились со временем и подорвали единство государства. Национальные разногласия: Великоморавская держава была создана на основе объединения различных племен и народов, каждое из которых имело свою культуру, язык и интересы. Национальные разногласия и конфликты между различными этническими группами стали одной из основных причин распада государства. Религиозные различия: Великоморавская держава объединяла различные религиозные группы, включая христианство и язычество. Религиозные различия привели к конфликтам и непримиримости между различными вероисповеданиями, что ослабило единство государства. Конфликты внутри элиты: Великоморавская держава имела сложную систему элитных структур, включающих военных, семью правителя и высших чиновников.
Внутренние конфликты и борьба за власть внутри элиты ослабили правительство и усилили политическую нестабильность. Экономические противоречия: Великоморавская держава имела развитую экономику, основанную на сельском хозяйстве, ремеслах и торговле. Однако, неравномерное распределение богатства, экономические различия между разными регионами и социальными группами способствовали социальным напряжениям и конфликтам. Внутренние противоречия постепенно разрушали единство великоморавской державы и способствовали ее распаду.
В итоге, Святополк I смог стать князем всей Великой Моравии. И, как гласит « Житие Мефодия »: «…князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань. Замирение с немцами позволило Святополку заняться расширением своих владений.
В 874 году он захватил Блатенское княжество , земли в верхнем течении Вислы и север современной Моравии в окрестностях города Опава. В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам. Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка I. Но тот разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа. При Святополке в орбиту Великой Моравии вошла часть хорватских княжеств до реки Стрый [20] [21]. В 886 году ученики Кирилла и Мефодия были изгнаны из Великой Моравии Святополком I, переориентировавшим страну на западное христианство. К началу 890 годов в состав Великой Моравии входила большая часть современной Словакии, средняя часть Потисья с центром в Бихаре, северная территория восточной половины современной Венгрии от Южного Гонта до Южного Земплина и северо-восточная часть Задунавья [22]. Святополк I умер в 894 году.
Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями.
Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение
Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1231 день] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности. раннефеодальное государство западных славян в 9 - нач. Возникновение Великоморавской державы Возникновение Великоморавской державы было важным этапом в истории славянского народа.
Силы России продвинулись у Вербового и Работино
532. Издано: (1971). Читать онлайн. Адрес библиотеки с ближайшим печатным изданием Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла. Великоморавская держава — Великая Моравия VIII век — 907 Столица Микульчицы Преемственность ← Аварский каганат Венгрия → Великая Моравия во времена Святополка Великая Моравия — славянское государство. В Карпатах русины живут с незапамятных времен — с периода Великоморавской державы.
Великоморавская Держава
Российские силы освободили посёлок Ягодное под Артёмовском | А все началось с того, что православная Великоморавская держава (сейчас это территория Чехии) стала испытывать всяческие притеснения со стороны католической Европы. |
Образование славянских государств | Предпосылками возникновения Великоморавской державы явились усиливавшийся процесс феодализации и необходимость обороны от германской экспансии. |
Великоморавская держава (1971) — читать книгу онлайн | НЭБ [000200_000018_rc_3504248_1000594302] | Великоморавская держава была сформирована в IX веке в районе современной Чехии, Словакии и Южной Польши. |
Репортаж из-под Работино, где российские военные отбивают атаки элитных частей врага
Однако в ядре Великоморавской державы на территории современной Моравии, судя по археологическим раскопкам, были разрушены и запустели наиболее крупные из «градов». Великоморавская держава, Великоморавское государство, Моравское княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 — начале 10 вв. В целом, Великоморавская держава была многонациональным государством, объединяющим различные племенные группы и культуры.
ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское, Богемское княжество)
Этноним «русины» восходит ко временам Древней Руси и является производным от слова «Русь», в значении принадлежности к ней. С первой трети — середины XIX века это название становится знаменем национального возрождения местного народа, пребывавшего под властью австрийцев, поляков и венгров. Австрийцы в качестве противовеса галицко-русскому движению и создали другое — украинское. Оно стояло на точке зрения, что русины — не часть русского народа, а «особая украинская нация».
Местные «украинцы» ориентировались на Вену и даже намеревались содействовать присоединению к Австро-Венгрии исконно малороссийских земель России». Русинский историк Илья Терех писал в книге «Украинизация Галичины»: «… По всей Галичине распространяется литература об угнетении «украинцев» «москалями». Из Киева приглашается Михаил Грушевский.
Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это Каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом». Но насаждение украинства по деревням идет туго.
Народ держится крепко своего тысячелетнего названия… В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперед заготовленным и преданным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками». Русины ждали русскую армию в 1914 году. Отступающие австрийцы и венгры записали русинов в «изменники» и при помощи украинских националистов решили свести с ними счеты.
Священник Иосиф Яворский писал: «Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент [т. И красная черточка на карте оставила кровавые жертвы в этих селах». Людей сгоняли в концлагеря, и один из них, Талергоф, стал печально известен и до сих пор на слуху.
Если судить по сохранившимся фото, обустройство концлагерей мало чем отличалось от подобных заведений Третьего рейха: бараки, колючка, в центре — аппельплац для построений и экзекуций. Самое ужасное, что русины претерпели дважды. После отступления русской армии из Галиции в 1915 году геноцид продолжился и усилился.
Точных цифр нет, и, наверное, уже не будет. Примерно около 60 тысяч русинов были просто убиты , 80 тысяч прошли через концлагеря, 100 тысяч бежали в Россию. Всего за время войны австро-венгерские власти при содействии коллаборационистов, считавших себя украинцами, уничтожили, по разным оценкам, от 140 до 300 тыс.
Сотни тысяч людей прошли через аресты и содержание в концлагерях. В ХХ веке этноним «украинец» в Галиции окончательно вытеснил термин «русин», но он сохранился в Закарпатье и в Буковине. Уникальность создания русинской национальной идентичности заключается в том, что лозунгом этого движения была принадлежность русинской народности к большому русскому народу.
При этом надо заметить, что представление о своей общности с русскими возникло в русинской среде до возникновения в России концепции триединого русского народа. Современный чешский исследователь Мирослав Грох писал, что формула «создания» малой нации, то есть нации, живущей в подчинённом положении, в условиях многонациональной империи, необходимо пройти в три этапа: — первый этап заключается в появлении интеллектуалов, которые осознают инаковость своего народа. Точками сбора таких интеллектуалов становятся, как правило, кружки по изучению фольклора и народного быта.
По мысли Гроха, далеко не все национальные движения доходят до третьего этапа, но история — дама терпеливая, со своими причудами, к которым относится благоволение дерзающим, поэтому из десяти попыток, как правило, хотя бы одна срабатывает. Сама история русских в Галиции, это история борьбы «с вековыми своими врагами — поляками и их орудием, так называемыми украинцами», а в Закарпатье — таких же боёв за язык и историю «с мадьярами, этими самыми свирепыми гонителями всего русского, стремящимися к искоренению русского языка». Я думаю, что русинам есть за что бороться и что защищать, ведь уже «Конституция Чехословакии, принятая 29 февраля 1920 г.
Днепр на востоке, от побережья Балтийского моря на севере до Пелопоннеса на юге. Одной из причин столь широкого расселения были непрерывные конфликты с германскими племенами, а также с племенами кочевников, которые вторгались в Восточную Европу из Азии и оттесняли всех, кого встречали на пути. Славянские племена обособились друг от друга и разделились в соответствии с регионами проживания на три ветви: западные, южные и восточные. Они занимались земледелием, жили поселениями-общинами. Для решения важных вопросов собирались на совет племени, вождей выбирали из числа наиболее знатных людей. Когда начиналась война, славяне составляли ополчение из свободных мужчин племени. О религии древних славян сохранилось очень мало сведений. Известно только, что славяне были язычниками: они обожествляли силы природы, делали святилища с идолами богов, которым приносили жертвы. Вероятно, X в. Высота 2,67 м.
Фотография из Краковского археологического музея. Silar Во главе славянских племён стояли вожди-князья, которые были военными руководителями. В распоряжении князей были боевые дружины, с которыми они совершали набеги на германские и византийские земли. Со временем соседние славянские племена объединялись в союзы племён. Так они становились организованнее и сильнее. Известные нам по историческим источникам общности славян — ободриты, лютичи, хорваты, висляне, дудлебы — являются скорее союзами племён, а не отдельными племенами. Некоторые из этих союзов со временем превратились в первые централизованные государства славян. Однако во всех указанных случаях они не смогли объединиться в сильные государства и оказывались в даннической зависимости от соседних народов. Первое Болгарское царство Кочевники болгары или булгары во время Великого переселения народов пришли из южных районов Западной Сибири на территорию Поволжья. В VII в.
Здесь на землях по нижнему течению р. Дунай в 681 г. Столицей царства сначала был г. Плиска, затем с конца IX в. Государственной и военной элитой Болгарского царства стали кочевники-болгары. Правители были потомками болгарских ханов, однако большую часть населения страны составляли южные славяне, которые расселились на Балканах раньше болгар. Славяне принимали активное участие в нескончаемых болгарско-византийских войнах на стороне болгар. Византийцы неоднократно, но безуспешно пробовали расколоть Болгарское царство, поссорив славян с болгарами. Постепенно болгары ассимилировались со славянами. Ассимилируемый народ постепенно перенимает культуру другого народа, растворяется в нём.
Соседство с Византией привело к распространению византийского христианства среди населения Болгарского царства. Отдельные представители болгарской знати попытались сохранить язычество и организовали восстание против правителя-христианина. Но Борис I подавил восстание и сделал христианство государственной религией. Принятие христианства позволило улучшить отношения Болгарии с соседними христианскими странами и оказало положительное влияние на развитие болгарской культуры. Правитель Болгарии теперь стал именоваться не ханом, а по-славянски князем. Павлович Организованная в болгарских землях церковь формально подчинялась константинопольскому патриарху, но на практике во всех внутренних делах пользовалась большой свободой. Богослужение в Болгарии велось не на греческом, а на славянском языке. Во многих болгарских монастырях открылись скриптории, где изготовлялись книги на славянском языке.
Многие ученики Мефодия были казнены или изгнаны, некоторые перебрались в Болгарию. Последствия миссии Мефодия и Кирилла В чешских землях наследие Мефодия и Кирилла постепенно было уничтожено. Служба проводилась по западному латинскому обряду, основой для чешского языка стала латиница. Однако восточное византийское христианское учение, заложенное братьями, и распространяемое их учениками, имело далеко идущие последствия для Болгарии, Хорватии, Сербии и Руси. Неотъемлемой частью процесса христианизации этих земель было распространение письменности и создание собственных азбук на основе кириллицы. Широкое почитание Мефодия и Кирилла начинается с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов. Князь Святополк I. Последовало несколько военных походов франков, после которых Святополк I признал авторитет короля и начал выплачивать дань. Мир с франками позволил Святополку I заняться подчинением более слабых соседей. Он захватил Силезию, Лужицу и Паннонию. Великоморавская держава при Святополке I Святополк I добился, чтобы в состав ВМД вошли славянские племена Богемии, с которыми последние несколько десятков лет ВМД находилась в союзных отношениях возникли на основе общей защиты от восточных франков. Своим ставленником в Богемии Святополк I избрал молодого князя Борживоя I по разным источникам ему было 15—20 лет из рода Пржемысловичей. Причины, по которым Святополк I выбрал столь юного представителя, к тому же не из самого влиятельного рода, также неизвестны. Вероятно, Святополк I и Борживой I приходились близкими родственниками. Борживой I — первый достоверно известный князь чехов. По инициативе Святополка I для распространения христианства в землях чехов архиепископ Мефодий крестил Борживоя I, его супругу Людмилу и некоторых приближённых. Дата крещения также остаётся неизвестной, временные рамки этого события — между 872 и 882 годами. В связи с этим в своём стольном городе Леви-Градец 3 км на северо—восток от Праги Борживой I построил первую церковь в Богемии — Церковь святого Климента. Многие славяне Богемии были недовольны политикой христианизации Борживоя I. Против князя поднялось восстание, которое возглавил его родственник Строймир. Борживой I бежал к князю Святополку I и с его помощью подавил восстание. Позже он построил и вторую церковь — на территории крепости Пражский Град. После смерти Святополка I 894 год повзрослевшие сыновья Борживоя I, чешские князья Спытигнев и Вратислав, стремившиеся распространить свою власть на все славянские племена Богемии, поспешили избавиться от великоморавской зависимости. Они явились в Регенсбург, принесли Арнульфу Каринтийскому король ВФК вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Богемии церковной власти ВФК. Князь Моймир II. Своим сыновьям он завещал крепить державу и сопротивляться восточным франкам. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество. Возможно был третий сын — Предслав. Сюжет сграффитто — типовая поучительная история про отца, сыновей, отдельные прутья и охапку из прутьев, которую нельзя сломать. Начавшийся конфликт ослабил ВМД, от неё стали отлагаться пограничные территории. Моймир II сумел консолидировать силы и отразить баварский поход. Новая опасность возникла, когда в конце IX века пришли венгры мадьяры. Моймир II помирился с братом Святополком II, в 902—906 годах они вместе несколько раз отбивали нападки венгров. Оба брата предположительно погибли в 906 году или в битве при Пресбурге в 907 году. После их смерти ВМД, которая по сути была объединением разных земель и княжеств распалась под влиянием венгерской агрессии. Великая Моравия — первое крупное славянское государство. История его интересна и поучительна. За несколько десятилетий Великая Моравия захватила четверть Европы, и потом также быстро распалась. Но оставила важный след в истории - вряд ли славянский мир был бы сейчас таким, каким мы его знаем. Именно Великая Моравия стала родиной всей славянской культуры, преемником которой стала Киевская Русь. Столицей Великой Моравии был Велеград — ныне это чешский город Старе-Место, совсем маленький — в нем проживает всего 7 тыс человек. Значение Великой Моравии для всего славянского мира было огромным. Хоть она и просуществовала недолго, но именно она дала славянам особую культуру, которая и объединила все славянские народы. Кирилл и Мефодий — граждане Великой Моравии — создали славянскую письменность. С тех пор православные богослужения в славянских странах ведутся на родном языке. В то время это был важный признак самостоятельности и признания. Славяне получили общеевропейское признание. Славяне пришли на территорию современной Чехии в V веке. Городов, как таковых, не было — славяне вели сельскую жизнь: разводили крупный рогатый скот и сеяли злаки.
Возникновение дискуссии о Великой Моравии объяснялось, прежде всего, неразработанностью данного вопроса в марксистской историографии и крайней бедностью фактических данных. Отрывочные сведения об этой державе, представленные главным образом в немецких источниках, позволяли осветить с известной полнотой лишь события внешнеполитического характера. Известно, что Великоморавская держава возникла в начале второй четверти IX в. С момента своего возникновения еще при первом князе Моймире молодая держава стала испытывать давление со стороны германских феодалов, усмотревших в ней серьезное препятствие на путях их южной и восточной завоевательной политики.
Что значит великоморавская держава
После гибели великоморавского князя Святоплука II в 906 году, великоморавская держава начала постепенно терять свою территориальную целостность и власть. Velká Morava) (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1264 дня] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности Среднего Дуная. Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1231 день] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности. Великоморавская держава (Великоморавское, Богемское княжество), государство западных славян в 9-10 вв. на юге Моравии.
Навигация по записям
- Возникновение славянских государств • История, Всеобщая история. Средние века • Фоксфорд Учебник
- Коренные племена и формирование государства
- Читайте также:
- Коренные племена и формирование государства
- Возвращение русинского этнического очага, или Теория «создания» малых наций | Крымское Эхо
- Великоморавская держава (БСЭ, цитаты)