Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире? Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель. Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов.
Воспитание в СССР
Бытует мнение, что советское образование и сопутствующее ему воспитание было «правильным», по сравнению с тем, что наблюдаем в постсоветском периоде». Советская система воспитания была весьма многогранной, хотя на первый, поверхностный взгляд, она имела целью воспитать некий послушный винтик. С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. Идеализировать советскую систему воспитания не стоит — в ней было немало недочетов и откровенных перегибов. С 1946 года и до развала СССР выходил один из самых популярных советских журналов для родителей и педагогов "Семья и школа". Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги.
Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР
Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи. Госдума подкорректировала трудовое воспитание. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР.
Как воспитывали детей в советское время
- Физические наказания
- Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР
- Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер
- Как в СССР воспитывали и обучали детей - Узнай Россию
- 5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу
Куклы учили нас безусловной любви к «детям»
- ПРАВИЛО № 1 «Больше секций и кружков»
- Физические наказания
- Воспитание в СССР
- Прекрасное ужасное советское воспитание
- 5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
Что поменялось со времен Советского Союза? Можно ли воспитать ребенка "как в СССР"? Отвечаем всем, кто считает, что "и ничего, нормальными выросли" - это полноценный аргумент в пользу неизменности традиций. Марина Романенко — психолог, создатель "Академии Профессионального Родительства", бизнес-коуч и мама четверых на двоих с мужем детей. Это не только мимими, красивые и смышленные детки - наши влогеры делятся всяческими полезными лайфхаками и материнским опытом!
Они выступили в поддержку поправок к закону об образовании, согласно которым из нормативной практики необходимо исключить термин «образовательная услуга».
Какой же у нас, все-таки, народ! Какие добрые люди! Кстати, в этот самый день мне на глаза попалось какое-то аномальное количество людей со сломанными руками - правой или левой. Насчитал десять человек самого разного возраста. Молодой парень, немолодая женщина и еще один пенсионер. Всем уступили место. Это как само собой разумеющееся, хотя был дневной час пик, народу в салоне полно... Вот о чем с казать-то хочется. Сколько бы дет нам ни насаждали капитализм, сколько бы ни твердили, что человек человеку волк, что в этой жизни побеждает тот, кто идет по головам, в выигрыше только сильнейший, а слабейшие - в проигрыше, мол, естественный отбор, а менталитет и воспитание у нас советские.
Многие работодатели вообще не смотрят на диплом, а фраза «теперь забудьте все, чему вас учили... Распределения больше нет, зато есть свобода выбора. Но и никаких гарантий. Самостоятельность и свобода Сегодняшних 30-летних «воспитывал» двор. С 4 лет дети гуляли самостоятельно, стайками. Играли в резиночки, классики, казаки-разбойники, ножички. Ели яблоки-дички и закапывали «секретики», прыгали по гаражам. Лет с 6 ходили в магазин с бидоном за молоком и сметаной. Сдавали бутылки и на собранную мелочь покупали мороженое. В 7 лет ребенку вешался ключ на шею — все, считай взрослый. Сегодня такое в страшном сне не приснится! Не потому что тогда было плохо — многие родители с любовью и ностальгией вспоминают свое дворовое детство — а потому что страшно до чертиков. Родители неустанно следят за отпрысками: донимают звонками и сообщениями, отслеживают по GPS, мониторят оценки в электронном дневнике. Дети все больше времени проводят в гаджетах, что очень сильно тревожит и родителей, и бабушек. Патриотизм С детского сада малыши учили стихи о вожде и знали день его рождения. Школьники стремились попасть в почетные пионеры и носить красный отутюженный галстук. А если успел побывать «октябренком», то юность удалась на славу. Главной ценностью советского ребенка была любовь к Родине, служба Отечеству, ради которого и «даешь пятилетку за три года», и осваивать целину всегда готов. Для современных детей Ленин — это широкая улица или площадь, где можно почилить. А ценности и партию каждый выбирает сам. Хорошо ли это?
Отличия воспитания в советское и нынешнее время
5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу | Редакция Pandaland собрала 12 отличий, которые все больше отдаляют современных детей от сурового советского воспитания! |
История начальной военной подготовки в советских и российских школах | Но не стоит идеализировать советское воспитание только потому, что ваших родителей растил Союз. |
Воспитание детей в советском плакате | Материнство - беременность, роды, питание, воспитание | Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание. |
Как воспитывали детей в СССР
Прекрасное ужасное советское воспитание | Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской. |
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня | Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. |
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову | Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи. |
Прекрасное ужасное советское воспитание
Сейчас у современных бабушек при взгляде на баночки с детским питанием загораются глаза! Сегодня Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать прикорм с 6 месяцев, а детей на грудном вскармливании не допаивать водой вообще: все есть в мамином молоке. Что касается прикорма, то сейчас выделяют два вида: педиатрический баночки или самостоятельная готовка с вводом продуктов по схеме и педагогический микропробы с общего стола. Раньше с малолетства и до зрелого возраста детей учили, что «тарелка любит чистоту» и «пока не съешь, из-за стола не выйдешь». Сегодня это называют пищевым насилием и крайне осуждают такой подход: пусть лучше ребенок научится понимать, когда он сыт, а когда — голоден, чем тупо съедает все, что не приколочено, а потом страдает от лишнего веса. Не совершайте ошибок в воспитании , которые ломают судьбы. Иди в угол, а то получишь ремня Раньше тему наказаний нечего было и обсуждать: были понятные приемы.
Поставить в угол, выбросить раскиданные игрушки, отлупить ремнем. Кажется, и тогда они не слишком-то работали, а только учили детей хитрить и врать родителям, чтобы избежать порки. Сегодня физические наказания осуждаются буквально всеми — от педагогов с психологами до прокуратуры да, бить детей запрещено законом. На смену им приходит осознанность, принятие и диалог. Почитайте нашу статью о том, как быть, если ребенок не слушается, а бить нельзя. Будь хорошим...
Об руку с этими требованиями идет манипуляция виной и стыдом, начиная от «за маму, за папу... Будешь так себя вести — сдам в детский дом! Современные родители стараются быть внимательными к потребностям детей, деликатно обращаться с их чувствами и самооценкой, беречь их границы. Но это настолько непривычно и нелегко, что развилось в родительский невроз и тревожность — об этом мы напишем в следующих статьях, так что подписывайтесь! Трудовая дисциплина Труд и образование гарантировали человеку профессию и кусок хлеба. Нынешние бабушки начинали работать по распределению, у них не было риска оказаться нетрудоустроенными.
Отсюда установка: надо учиться школа и обязательно вуз , а то станешь дворником или проституткой. Сейчас отношение к школе и обязательному высшему образованию меняется.
Очень важна ранняя социализация детей Поскольку оплачиваемый декретный отпуск продолжался всего два месяца и матери вынуждены были выходить на работу, детей с грудного возраста отдавали в ясли. Дошкольники получали первые навыки социализации, учились вместе проводить время, готовились к школе. С ранних лет нужно формировать чувство ответственности Уже в детском садике формировалась ответственность за порученное дело.
Так, при подготовке к утренникам нужно было выразительно прочитать стихотворение, вместе спеть песню или станцевать. В школах существовала такая практика: если какой-то ученик мешал учителю, не реагировал на замечания, ответственность за него несло его пионерское звено: ребята объясняли озорнику, что он не должен так себя вести на уроках. Отстающих по предметам их одноклассники брали «на буксир», помогали им выполнять домашние задания. Учитель поручал ответственным школьникам проверить чтение стихотворений наизусть у своего ряда или правильность решения задачи. В ней он приводит слова советской школьной учительницы о том, как она борется с плохим поведением в классе.
Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена». Коллективная ответственность — отличный прием, который мог бы очень помочь в борьбе с сегодняшним буллингом в школах.
Приучение к труду — неотъемлемая часть воспитания Трудовое воспитание в школе и дома ставилось во главу угла. Дети приобретали необходимые навыки на специальных уроках труда, где девочек учили шить, вышивать, готовить, а мальчиков — основам столярного и плотницкого дела. В старших классах учащиеся посещали УПК учебно-производственные комбинаты , где знакомились с основами будущих профессий: машинистки, медсестры, слесаря, электрика, водителя и пр.
Погремушки, неваляшки и прочие игрушки с раннего детства приучали нас видеть красоту в незамысловатых формах и неярких красках. Здесь воспитательницы, заталкивавшие манную кашу большими ложками в маленькие детские рты, учили нас уважать грубую силу — зато почти все советские дети научились есть через «не могу»! Показательные наказания провинившихся например, не успевших на горшок детишек внушали нам, что дисциплина дороже человеческого достоинства.
Безусловно, так было не везде! Нам читали рассказы про Ленина, мы учили про него стихи, например, такие: Всегда мы помним Ленина Мы день его рождения Считаем лучшим днем! Потом мы шли в школу. Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста. А потом нас принимали в пионеры. Страшно подумать, но мы давали клятву.
Мы выкрикивали: «Всегда готов! Мы носили красные галстуки, отличники — тщательно выглаженные, а двоечники и хулиганы — неуважительно мятые.
Родители ее — ну очень состоятельные люди, владельцы серьезного строительного бизнеса. Выглядят оба как с обложки: ухоженные, модные, машина в половину школы. И вот наступил тот день, когда мамы и папы ходят в школу мыть-прибирать. Захожу я в класс и вижу: стоит эта роскошная блондинка и намывает окна. А потом заметила ее мужа с моим — они мебель таскали. Муж такой задумчивый был после этой уборки. Говорит, мужик такой нормальный, не ожидал!
Но многие дети узнали о том, что они лопоухие или кривоногие именно от родителей. Нередко папы и мамы подчеркивают недостатки своих чад, шутят над ними, стараясь привить ребенку иммунитет к этой теме, мол, все равно дразнить будут, пусть привыкает. Но если человеку все время внушать, что он гадкий утенок, то в лебедя он может и не превратиться. Помню всю жизнь. Только мои ноги, да и моя фигура — копия матери. Я тут ни при чем, а комплекс на всю жизнь. Эта «невинная» шутка преследует меня с детства и до сих пор. В итоге я ненавижу свой нос, стесняюсь его жутко, стараюсь не фотографироваться в профиль и вообще к людям боком не поворачиваться, мечтаю сделать ринопластику. Хотя нос нормальный.
Поэтому красивое платье пылится в шкафу до «особого случая», а купленная по акции коробка конфет открывается не сразу, а при гостях. У большинства людей, заставших СССР, этот синдром в крови, и только нынешнее поколение начинает от него освобождаться. До сих пор обидно за это, и ненавижу даже на миллиметр неподходящие вещи. Единственный раз мамина подруга прислала мне из Польши туфельки действительно моего размера. Они были прекрасны — аккуратной формы, лаковые, с застежкой на крохотную кнопочку и кокетливым бантиком. Я спала в обнимку с коробкой! Но надеть их разрешили тоже только один раз: «Куда такие нарядные?! Испортишь, поцарапаешь, стопчешь! Дети первых в большинстве своем вырастают самоуверенными людьми с ощущением собственной безнаказанности, вторые же не доверяют людям и вечно ждут подставы.
По-хорошему в каждой ситуации необходимо разбираться индивидуально, но доверять своему ребенку все же необходимо. Ведь кто, если не вы? Было мне тогда лет 5—6. К папиной матери приехала сестра с внуком, тот был старше меня на 2 года. Вечером нас усадили в кухне пить кипяченое молоко, а бабушки ушли смотреть телевизор. Я кое-как впихнула в себя содержимое чашки и побежала в ванную рот прополоскать. Когда вернулась, выслушала в свой адрес дикий ор и была поставлена в угол чего со мной никогда раньше не делали часа на 2. А все потому, что брат вылил свое молоко в раковину, остались белые разводы, а когда его спросили, он сразу сказал, что это сделала я. Прошло уже 30 лет, я давно не общаюсь с этой родней, но осадок остался.
После того как я помылась, сестра обвинила меня в том, что я пользовалась ее средством. Тетя стала нюхать мою голову и говорить, что я воровка. Я подбежала к маме, думала, она посмотрит мне в глаза и поймет, что я правду говорю. Мама тоже понюхала мои волосы и сказала, что она не уверена и если они считают, что я брала, значит, я действительно воровка. То, что моя родная мама мне не поверила и не защитила меня, было большим ударом. Я всегда была послушной. Никогда ей не врала. Установки «все достается тяжелым трудом» и «только ленивый ничего не делает» до сих пор живы в наших людях, поэтому старшее поколение так часто злится, когда молодежь спит до обеда или в телефоне сидит, даже если никаких срочных дел нет. Самое раздражающее — «Надо пахать!
Онлайн-работу почему-то не воспринимает часть старшего поколения как достойную, хотя зарабатывать на ней можно столько же, сколько и на «очной». Например, могу утром поспать, но нет, совесть не дает — нужно вставать, заниматься делами.
В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР
Правда, здесь целью занятий являются сугубо практические навыки, которые позволяют подростку научиться самому обслуживать себя. На финских уроках труда дают базовые навыки готовки, шитья, ремонта, заботы о доме, столярного мастерства, учат правильно накрывать на стол и т. Программа одинаковая для мальчиков и девочек.
Его школьные годы прошли в 1960-х годах на Чистых прудах. Цыганов вспомнил, что в детстве посещал занятия в Доме пионеров в Бауманском районе. Взрослые брали детей в свои руки, как своих, так и чужих», — рассказал он.
То есть каким-то образом встраиваешься в труд, который позволяет освоить профессию», — считает Сараев. Узнать подробнее Обмудсмен отметил: труд может быть не только в стенах школы, но и в автомастерской в качестве помощника мастера, помощника уборщика, дворника, повара и всевозможные другие сферы деятельности, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни. Замотивировать ребенка к тому, чтоб выполнять какую-то работу можно объяснением, где ему это может пригодиться. Сегодня современные школьники, завтрашние студенты, должны определиться с профессией в 17-18 лет, а затем связать свою жизнь с тем, что выбрали поспешно или вовсе на что указали их родители.
Вопрос о том, почему молодежь не работает по полученной специальности напрямую связан с профориентацией в школьный период, когда попробовать себя можно в любой профессии. Кто будет это контролировать? Скептично настроен и Александр Гезалов. На его взгляд, нагрузка по контролю дополнительной деятельности обучающихся ляжет на учителей. Он также считает, что развить в сознании ребенка не только возможность, но и необходимость участвовать в общественно полезных мероприятиях должны родители. Основной агент влияния — родители. Школа, все-таки, образовательное место, где учат, а заниматься воспитанием должны родители», — подчеркнул Гезалов.
Осталось отетить на вопрос: кто будет учить родителей тому, что они должны развить в своем ребенке? Далеко не все из нас прирожденные педагоги. Молодые мамы и папы ждут, что им кто-то поможет, подхватит, поддержит, направит, забывая, что они сами теперь взрослые.
Тротуар, пешеходный переход с кучей народу, остановка - им похер, они заезжают прямо через зебру на тротуар, разгоняют всех ошарашенных пешеходов, закатываются через всю пешеходную зону впритык к воротам школы. Вопрос: что вырастет из них, если с 1 класса их приучают к такому поведению? Когда есть "я" , а все остальные "людишки" подождут. Когда папа с мамой все порешают, когда довезут от двери до двери, когда все готовенькое, когда учитель - это обслуга, которую надо всегда снимать на телефон, чтоб было за что засудить в случае чего? Спроси у этих школьников в 8-10 лет, кем ты по жизни хочешь стать?
Или юристом, экономистом.
Так воспитывали детей в СССР: 5 золотых привычек бабушек – ностальгируем вместе
Как в СССР воспитывали и обучали детей - Узнай Россию | Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. |
10 правил воспитания советских детей » | Конечно, значительное место уделялось идеологическому воспитанию — ученикам следовало понимать задачи советской современности, проникнуться ими и быть готовыми их решать. |
Чем советский детсад отличался от современного, и Так ли страшна была манка с комочками | Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов. |
Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо
Подумал, что штанги упали, ан нет. Водитель троллейбуса подошел к старичку, который с палочкой пытался перейти по пешеходному переходу дорогу. Еле шел, со скорость метр в минуту. Водитель бережно подхватил его за предплечье, стал переходить с ним дорогу. Дошел до середины, из машины, которая стояла с противоположной стороны перехода вышел парень, как эстафету, подхватил у водителя троллейбуса пожилого человека. Водитель вернулся на свое место, троллейбус тронулся.
Успел лишь заметить, как парень благополучно пересек вместе с пенсионером дорогу, оставил его в безопасном месте, а сам вернулся в свой автомобиль. И, знаете, так тепло на душе стало! Какой же у нас, все-таки, народ!
Поэтому многие педагоги на самом деле преподавали как раньше, посвящая комплексным темам лишь несколько занятий в конце года и составляя два учебных плана — реальный для себя и «правильный» для отчётности. Школы же ограничивались формальными отписками в духе «работаем по схемам ГУСа», но что там конкретно делали, никто толком не проверял. Недовольными новой программой оказались и родители. С 1925 года они стали жаловаться, что дети стали хуже считать, читать и писать, и требовали сначала обучить школьников этим навыкам. В учебных программах 1925 года вернули разделение на предметы.
Тем не менее учителя всё равно должны были опираться на общую для всех схем комплексную тематику. Однако и такой подход в советском образовании не задержался. Уже в 1926 году Наркомпрос значительно расширил самостоятельность учителей-предметников. А в следующем году наряду с перечнем комплексных тем ведомство составило перечень конкретных знаний по грамматике, орфографии и арифметике, которыми должен был обладать ученик. Елатомская Единая трудовая школа Фото: « Литературное обозрение» Кстати, с политическим воспитанием школьников дела тоже шли не гладко. Политическую грамоту учителя преподавали в основном кто в лес, кто по дрова, да и в целом относились к ней формально, порой и вовсе игнорировали. Например, согласно сводке по губерниям 1924 года, в провинции такие занятия практически не велись. В итоге для преподавания политграмоты приходилось привлекать студентов-коммунистов старших курсов или комсомольцев либо вовсе переносить обществоведческие занятия в специальные кружки.
Как в школах ввели проектный и бригадно-лабораторный методы Провалы Наркомпроса в первые послереволюционные годы не прошли бесследно. В 1929 году власти развернули волну критики в адрес ведомства в прессе. Это была подготовка к масштабным перестановкам — большая часть высших руководителей Наркомпроса покинула свои посты. В том числе и его руководитель Анатолий Луначарский. Смещение наркома привело к тому, что в стране начала активно распространяться теория «отмирания школы» Виктора Шульгина и принявшей его идеи Марии Крупениной. Шульгин в свои 28 лет возглавил Институт методов школьной работы, исследовал взаимоотношения школы и социальной среды, условия формирования личности и её ценностей. Он считал , что традиционная школа отмирает, а её функции берёт на себя социальная среда. Поэтому он настаивал на том, что необходимо обратиться к переходной модели школы — «школе-производству» и «школе-колхозу».
В его проектах ребёнок со школьной скамьи готовился к специализации, а образование сливалось с производством. Свои педагогические взгляды Шульгин продвигал с 1920-х годов, но сначала против его идей активно выступал Луначарский и не давал им хода. Когда же нарком покинул пост, теория «отмирания» обрела популярность и в Наркомпросе. Согласно ему, школьники должны были обучаться самостоятельно. Сам метод был известен давно, но в СССР его модифицировали в соответствии с советскими реалиями: школьники выполняли проект в коллективе, а не индивидуально. Так родился бригадно-лабораторный метод обучения. Фактически он предполагал отказ от классно-урочной системы. Вместо того чтобы, сидя за партами, слушать учителя, ученики теперь выполняли задания по проектам.
В ходе их подготовки школьникам нужно было провести несколько наблюдений и опытов, таким образом соединяя теоретические знания сразу с практикой. Большое влияние на бригадно-лабораторный метод оказала концепция Дальтон-плана американской исследовательницы Элен Паркхёрст. Согласно ей, школьники сами выбирали уровень нагрузки в начале года: минимум или максимум. Программа делилась на месяцы-подряды, в течение каждого из которых ученики выполняли задания. По ходу обучения они могли индивидуально консультироваться с учителем. Кстати, большой сторонницей этого метода была Надежда Крупская. В «классе-лаборатории» учитель давал детям задание раз в неделю. Вообще предполагалось, что педагог в проектной системе играет роль наблюдателя и консультанта.
Большие проекты, например «весенне-летние работы», делились на более мелкие: «организуем уход за скотом», «вырастим семена» и так далее. Для совместного выполнения проектов школьники чаще всего распределялись по бригадам — это были объединения учащихся разного или, наоборот, равного уровня знаний под руководством назначенного бригадира. Алгоритм работы бригад с учителями строился примерно так: вводное собеседование или лекция, самостоятельная индивидуально-звеньевая групповая работа по карточке-заданию, заключительная конференция и подведение итогов. На протяжении всех этих этапов педагог направлял учеников, следил за тем, как они выполняют задания, помогал преодолевать трудности, если они возникали, и вёл учёт успеваемости. При этом учитель не должен был оценивать работу каждого ученика в отдельности, только бригады в целом. Межбригадная конкуренция, по задумке, должна была стимулировать детей учиться лучше. Первые комплексно-проектные программы для школ первой ступени утвердили в 1929—1931 годах. Они были призваны «в корне исправить допущенные ошибки и искривления, приведшие к омертвлению комплексной системы».
Применялся метод и в некоторых школах второй ступени, особенно — опытно-показательных. Однако проектный и бригадно-лабораторный методы также оказались не лишены недостатков. Сказались материальные и технические трудности. Ученикам не хватало пособий и книг для самостоятельной работы, а учителям в перегруженных школах — времени. Кроме того, педагоги, опять же, оказались не готовы к применению новаторских методов: они не имели достаточно опыта руководства самостоятельной работой школьников. В итоге обучение либо становилось фактически бесконтрольным, либо, наоборот, сводилось к работе «под диктовку».
Гости нашего круглого стола родились в разное время ХХ века, но есть одно общее, что их объединяет, - это время существования СССР.
Что оно воспитало в каждом из нас? Во что мы верили, на что опирались, что преодолевали, куда пришли? Что из этого хотелось бы передать следующим поколениям, а что остановить на себе?
Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена». Приучение к труду и самостоятельности Детей готовили к самостостельности с раннего возраста, они помогали старшим в домашних делах. В школах на уроках трудового обучения обучали простым трудовым премудростям: мальчики работали на станках, девочки шили,вязали, готовили.
Минимум свободного времени Для праздного шатания времени оставалось, часть детей после уроков шли на группу продлённого дня, другие - домой, чтобы пообедать и идти на занятия в секции и кружки. В СССР было много музыкальных, художественных и спортивных школ, при Дворцах пионеров - многочисленные секции. Не баловать детей Детей запрещалось баловать, родителям объясняли, что избалованные дети вырастают в асоциальные элементы.
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
Советская агитпропаганда уделяла особе внимание воспитанию школьников изобразительными средствами. Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. В СССР из ребенка пытались сделать человека общественного, в 90-х на первый план вышли достаток и благополучие, а сейчас мы выбираем из ты | PSYCHOLOGIES. Госдума подкорректировала трудовое воспитание. Чем отличаются взгляды на воспитание детей в советские годы от современных.
Воспитание детей в советском плакате
С такой инициативой в Госдуму РФ обратились депутаты госсовета Удмуртии. Депутаты госсовета Удмуртии предложили Госдуме и правительству РФ вернуть в школы трудовое воспитание, сообщает « Коммерсант ». Руководитель фракции Елена Дербилова подчеркнула, что труд является одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Удмуртские депутаты привели в пример эффективность советской школы, система которой «прививала любовь к труду, уважение к людям труда, готовность работать в сере материального производства и помогала в профориентации».
Ранее президент России Владимир Путин предлагал модернизировать систему образования в России , в частности, он отметил, что необходимо создать все условия для раскрытия талантов детей. В Госдуме РФ рассказали о реформах в школьном образовании.
Спрашиваю, как ей там, и первое, что слышу: «Я тут красавица!
Меня тут все считают красивой! Как она похорошела! Все так же «при теле», но это приятные аппетитные формы, а лицо просто сияет.
А все потому, что ей изо дня в день говорят, что она красавица! Она научилась любить и принимать себя и реально расцвела. Поэтому наши мамы и бабушки кипятили белье, а потом часами стояли у гладильной доски.
Сегодня таких проблем в большинстве семей уже нет, а привычка гладить все — от постельного белья до носков — у многих осталась. Мы с сестрой после стирки гладили свои трусы и майки. Синтетики тогда не было, только хлопок.
Но зачем? Мама считала, что надо прогладить... Когда я стал жить отдельно, мне утюг по назначению понадобился один раз за 5 лет, когда я на корпоратив решил надеть костюм с галстуком.
А из гладильной доски получается отличная подставка под синтезатор. Обычно эти дети существуют только в воображении родителей, потому что в реальности их никто не видел. Такие сравнения, бесспорно, плохо влияют на самооценку ребенка и заставляют его чувствовать себя ненужным и плохим.
Я выросла в тени дочери маминой подруги, которая все делала лучше, чем я. При этом задним числом я понимаю, что мамина подруга свою дочь просто слепо обожала и никогда ничего негативного о ней не говорила. Проблемы у дочери начались после школы во взрослой жизни, чему моя мама страшно удивлялась, ведь такой идеальный ребенок рос!
Потом, много лет спустя, в разговоре с другой подругой моя мама начала восхищаться ее внуком, приговаривая при этом: «Ну какая умница — не то что наш! Мама мне потом сказала, что я ей «открыла глаза». Она сама росла с убеждением, что детей нельзя перехваливать, чтобы «не испортить».
И вдруг уже в старости поняла, что это неправильно. Она формировала негативное отношение к богатству и ставила человека перед выбором: быть хорошим, но бедным или плохим, но состоятельным. Однако в современном мире, где, например, блогер с помощью социальных сетей может за год заработать больше, чем его родители на заводе за всю жизнь, такие установки мешают видеть свои возможности и пользоваться ими.
Мне всегда твердили, что большие деньги — большие проблемы и что за честный труд много не платят, зато совесть чиста. Я панически боюсь больших сумм, каких-то финансовых поощрений на работе, ведь это все «сверхприбыль», то есть не заработанное, не мое. Я ехала домой с этими купюрами в сумке, и они вызывали у меня дикий страх: с такими деньжищами надо что-то делать!
В итоге дала их в долг подруге, которой не хватало на новую машину. Она возвращала по частям, и эти деньги просто растворились: ушли на продукты, коммуналку, одежду. Зато не страшно.
Казалось бы, подобные методы воспитания давно ушли в прошлое как архаичные и бесполезные, однако некоторые мамы и папы до сих пор ими пользуются. Часто наблюдаю, как медработники шутками и прибаутками пытаются завоевать детское доверие, а за дверью «яжмать» орет: «Вот не успокоишься — отдам тебя тете-доктору на эксперименты», «Не замолчишь — пойдем укол делать», «Будешь плакать — оставлю в больнице» и тому подобное. Очень досадно.
Впереди «яжмать» с девочкой лет 3. Идет воспитывает на ходу. Я прохожу мимо, а она в этот момент говорит: «Вот сейчас тебя тетя заберет!
Причем ребенок даже не оглядывался. Кое-как потом дитя рассталось со мной. Видимо, так мамаша допекла, что хоть с кем — только от нее.
Но сегодня, когда звезды и миллионеры ходят в джинсах и вытянутых футболках, судить по одежде бессмысленно. Да и зачем, ведь внутренний и внешний мир человека могут совершенно не совпадать. В класс сына перешла девочка.
Родители ее — ну очень состоятельные люди, владельцы серьезного строительного бизнеса. Выглядят оба как с обложки: ухоженные, модные, машина в половину школы.
В Законе об образовании сказано немало прекрасных слов. Вот, например: «Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Или: «Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания». Подробнее Но если обратиться к практике, то внятного понимания того, что такое желаемый образ выпускника средней школы, мы не наблюдаем даже в первом приближении. Если мы ставим задачу приобретения определенной суммы знаний вообще-то это прошлый век! А если мы стремимся научить ребенка учиться и создать максимально комфортные условия для гармоничного развития личности, то это не так делается.
То есть совсем не так. Иными словами, школа есть, а вот зачем она — большой вопрос. Именно в этой плоскости, а не в злокозненной деятельности некоей группы могущественных тайных злодеев и лежит, по нашему мнению, ответ на вопрос: «почему так коряво». Когда трава была зеленее… Беспомощность тех, кто отвечает за государственную политику в сфере образования и воспитания молодежи, отлично передают периодически озвучиваемые призывы «вернуть как было».
Далеко не каждая семья, особенно многодетная, потянет кружки, особенно если ребенок хочет посещать разные кружки». Вот что поделаешь, если в сознании чиновницы проблема внеурочной занятости детей так прочно сцеплена с государственной идеологией кстати, прямо запрещенной п. А «программа» предыдущего образовательного министра Ольги Васильевой, не придумавшей за первые полгода своего нахождения в должности ничего нового, кроме возврата к единым учебникам, патриотического воспитания и восстановления УПК, дежурства по классу и школьных производственных бригад? Людям, ратующим за «восстановление лучшей в мире советской системы образования», хочется напомнить замечательные строки Александра Городницкого: «Ностальгия — тоска не по дому, а тоска по себе самому».
Наши дети не станут ни счастливее, ни образованнее, если опрокинуть их в наше прошлое, которое кажется нам радужным только потому, что мы были молоды, перед нами открывались сияющие перспективы, а папа и мама были живы. Прошлое никогда не вернется. Никогда учителя не будут пользоваться прежним авторитетом, поскольку перестали быть главным источником знаний. Шахматный кружок не будет играть в жизни ребенка такой роли, как во времена юного Толи Карпова — шахматное обучение да и сама игра в значительной степени переместились в интернет.
Ребенок не станет день напролет сидеть в обнимку с книгой, теперь у него есть планшет и телефон, они интереснее и разнообразнее. Сегодняшний и особенно завтрашний специалист будут учиться всю жизнь, это уже понятно. В этой ситуации задача школы — учить работать с информацией, находить ее, проверять, систематизировать. Конечно, базовые навыки остаются, уметь считать надо, хотя бы на случай, если разрядится телефон с калькулятором.
Но вот учить наизусть столицы африканских государств, как это делал автор 30 с лишним лет назад к вступительному экзамену по географии — ей-Богу, лишнее… Можно неодобрительно цокать языком и сетовать на времена и нравы — собственно, наши предки всегда так делали, и им, по слухам, становилось легче; в любом случае от этого не будет вреда. А вот пытаться загнуть времена и нравы в обратную сторону через колено никому не удавалось.
Впоследствии появилась возможность воспользоваться дополнительным отпуском, но он не оплачивался. Поэтому для того, чтобы свести концы с концами, молодым мамам приходилось доверять ребенка опеке государственной системы здравоохранения, отдавая его в ясли. Страх от одиночества. Страх в ожидании матери, которая уезжает на работу рано утром и приезжает поздно вечером. Сначала ты боишься в яслях — тебя в них оставляют уже в год, и это везение, потому что кого-то сдают на казенный кошт уже в два месяца.
Переходишь из яслей в садик и тоже боишься», — пишет журналист Анастасия Миронова. Сейчас такую ситуацию представить довольно сложно, ведь материнскому присуствию и его влиянию на ребенка посвящена масса исседований. Ученые в один голос твердят, что одиночество для ребенка недопустимо, и соверменные родители могут разве что испльзовать этот метод для наказания. Домой — только по выходным В шестидесятых стало возможно не забирать ребёнка из садика ежедневно, а оставлять его там на всю рабочую неделю, с понедельника по пятницу. Конечно, так делали не все, а только те, кто, например, работал в ночную смену. Для современных родителей перспектива такого шага стала бы чуть ли не трагедией, а тогда это было в порядке вещей. И страдали от этого, в первую очередь дети.