Недавно во Франции были опубликованы результаты опросов общественного мнения, проведенные среди протестантов по заказу Протестантской федерации Франции, еженедельника «Реформа», газеты «Ля Круа» и еще трех специализированных агентств.
Почему протестантов назвали гугенотами, и как случилась Варфоломеевская ночь
Жан Кальвин уверовал в Париже1534 - Жан Кальвин трудится при дворе Маргариты Наварской1535 - Жан Кальвин по. В конце XVI века в преимущественно католической Франции получил распространение протестантизм кальвинистского толка (протестанты во Франции назывались гугенотами). Распространение протестантских идей во Франции было закономерным следствием усиления влияния зажиточной городской прослойки, так как духовное раскрепощение, выход из-под контроля католической церкви соответствовал устремлениям предприимчивой ранней.
Navigation menu
- Гугеноты. Большая российская энциклопедия
- 82-83 - Гугеноты и Реформация во Франции (Тина Свифт) / Проза.ру
- Вам может быть интересно:
- Гугенотские войны: от Амбуазского заговора до войны трёх Генрихов
- Гугеноты — Википедия
- Последние вопросы
Протестантизм [во Франции Людовика XIV]
Корона перешла к его младшему десятилетнему брату Карлу IX. Регентом при нём стала Екатерина Медичи. Она старалась предотвратить нарастание религиозного противостояния и в 1562 году издала Сен-Жерменский эдикт, официально дарующий гугенотам право на богослужение вне стен городов и в частных домах. Семья Гизов не собиралась смиряться с укреплением положения гугенотов. Вскоре после издания Сен-Жерменского эдикта они устроили в Васси погром протестантов, жертвами которого стали около 60 человек. Это событие историки называют началом эпохи религиозных войн во Франции. За последующие восемь лет между католиками и гугенотами произошло три гражданские войны.
По словам историков, гугеноты во Франции существенно уступали по численности католикам и не могли добиться уверенной победы на поле боя, однако их стойкость и решительность не давали католической партии завоевать решающее преимущество. В 1570 году благодаря усилиям Екатерины Медичи был подписан Сен-Жерменский мир. Гугеноты получили право на богослужение в предместьях двух городов каждого губернаторства, возможность официально занимать государственные должности и контроль над несколькими крепостями. Один из лидеров гугенотов, адмирал Гаспар де Шатийон Колиньи, был призван ко двору. Гугеноты были чрезвычайно активны и убедительны. Религиозные свободы могли привести к потере католической церковью части паствы и территорий», — подчеркнул в разговоре с RT профессор МПГУ Виталий Захаров.
Но свадьба всё же состоялась 18 августа 1572 года. Также по теме «Эксплуатация целого материка»: как началась колонизация Северной Америки 400 лет назад у побережья Северной Америки стало на якорь английское судно «Мейфлауэр», доставившее из Европы группу английских... На торжества, связанные с бракосочетанием Генриха и Маргариты, в Париж съехались активные представители партии гугенотов со всей Франции.
Вопреки призывам последнего воздержаться от мщения, в лагере гугенотов настаивали на правосудии. В свою очередь Екатерина Медичи опасалась, что власть захватят католические вожди, упрекающие монархию в излишней мягкости по отношению к гугенотам. Чтобы спасти государственное устройство, она решила истребить вождей протестантов, пощадив мужа дочери — Генриха Наваррского. Католикам в королевском окружении и без того хотелось избавиться от протестантов в Париже, не склонных повиноваться. С белым крестом на камзолах и такого же цвета повязкой на рукавах, католики развернули истребление гугенотов в одноименном церкви квартале. Адмирал де Колиньи был убит в постели, а его тело — выброшено на улицу. Среди прочих они убили 200 знатных протестантов, прибывших со всей Франции для участия в свадебных торжествах, и складывали их трупы во дворе Лувра.
Этот, пожалуй, самый черный день религиозных войн между католиками и протестантами, заливших страну кровью на целое поколение, стал универсальным символом фанатизма.
С завоеванием французами немецкоязычных регионов вдоль Рейна, начавшимися в 17 веке, в королевстве появилось значительное количество лютеран. В 1906 году она была переименована в Евангелическо-лютеранская церковь Франции. Распространение В исследовании различных религий Франции, основанном на 51 опросе, проведенном IFOP в период 2011-2014 гг.
В каком году был издан Нантский эдикт 1 1598 2 1685 3 1562 4 1572 А2. В какой части Франции получил наибольшее распространение протестантизм 1 юг 2 север 3 северо-запад 4 по всей стране равномерно А3. Кого во Франции называли гугенотами 1 выходцев из Швейцарии 2 протестантов 3 буржуа-предпринимателей 4 музыкантов, не владеющих нотной грамотой А4.
Как назывались протестанты во франции
Свадьба должна была состояться 18 августа. На нее съехались все знатные гугеноты. Большая их часть временно поселилась в центре Парижа, где размещались дома католических вельмож. Протестантская знать выглядела просто роскошно по сравнению с ними, и это вызвало большое недовольство среди городских жителей, которые из-за высоких налогов и цен на продукты питания не могли жить так же хорошо. Богатая свадьба послужила причиной недовольства, так как на ее организацию была потрачена уйма денег, взятая, конечно же, из кошельков и так небогатых налогоплательщиков. Поэтому обстановка в Париже постепенно накалялась, пока не достигла своего апогея. Убийство адмирала де Колиньи Ситуация в городе была напряженной, и ею не замедлило воспользоваться семейство Гизов. Вместе с Екатериной Медичи они организовали заговор с целью убийства де Колиньи. Двадцать второго августа 1572 года адмирал проезжал мимо дома Гизов, он был ранен в руку выстрелом, произведенным прямо из окна.
Попытка убийства на этот раз провалилась. Но католики не собирались отказываться от своих планов. Ночью 24 августа толпа разъяренных вооруженных людей ворвалась в дом, где и был зверски убит адмирал-гугенот Колиньи. Именно это преступление и положило начало событиям, прокатившимся по всей стране. Так началась кровавая ночь гугенотов. Варфоломеевская ночь Прибывшие на свадьбу в Париж сторонники Генриха Наваррского в ночь с 23-го на 24 августа 1572 года были жесточайшим образом перебиты. Эта дикая резня гугенотов во Франции унесла жизни около 3 тыс. А все началось с того, что Екатерина Медичи сумела убедить молодого короля в заговоре, организованном против него протестантами.
Она говорила ему, что нужно уничтожить всех вельмож, которые причастны к этому. Король поддался уговорам матери. Сразу же последовал приказ о приведении в полную боевую готовность всей стражи, а также о закрытии городских ворот. Как только стало известно об убийстве Колиньи, над Парижем прогремел набат. Он послужил для католиков сигналом к началу действий. Все выбежали на улицы с оружием, и началась ночь гугенотов. Толпы разъяренных горожан вламывались в дома и убивали всех, кто не хотел быть католиком. В эту ночь пострадали не только протестанты.
Должники убивали своих кредиторов, а кто хотел отомстить — приводили свой приговор в исполнение. Мужья, пользуясь моментом, избавлялись от надоевших им жен, а любовники — от мешающих им мужчин. Поводом для этого послужили гугеноты, Варфоломеевская ночь для которых стала последней в их жизни. Все то темное, что было спрятано глубоко в человеческих душах, вдруг вырвалось наружу и затянуло город кровавой пеленой. Так как резня гугенотов в Париже произошла ночью накануне дня святого Варфоломея, это событие вошло в историю под названием Варфоломеевской ночи. Вакханалия С наступлением рассвета убийства не прекратились. Екатерина Медичи не ожидала такого развития событий. Она планировала уничтожить лишь самых активных гугенотских лидеров, но все пошло не так.
В городе начались погромы и грабежи. Обычные добропорядочные жители гибли десятками сотен, и это уже не зависело от их вероисповедания. Все убийцы, воры и грабители вышли из своих притонов, почувствовав безнаказанность. Власти в городе не было, поэтому вакханалия продолжалась в течение целой недели. Стражники наравне с преступниками грабили всех подряд.
Эта победа гугенотов произвела столь сильное впечатление на их врагов, что впоследствии один вид гугенотских воинов, коленопреклоненно молившихся перед началом битвы, как они это делали в Кутра, поражал ужасом римско-католических солдат. В 1589 на престол Франции взошел протестантский государь Генрих Наваррский, под именем Генриха IV, который, находя себе деятельную поддержку со стороны гугенотов, порешил вознаградить их объявлением закона о полной веротерпимости. Это был знаменитый Нантский эдикт в апр. Тем не менее, гугеноты вскоре имели основания жаловаться на разные досадные нарушения, за которые они не могли добиться удовлетворения таково было разрушение реформ. Свое богослужение, по соседству с Парижем, сначала совершавшееся в деревне Аблоне, довольно отдаленной и малодоступной, они перенесли в более близкий и более удобный Шарантон. Это место сделалось центром сильного религиозного и философского влияния, которое давало себя чувствовать в столице королевства и при королевском дворе. Тут было много выдающихся писателей и проповедников. В различных частях королевства было основано целых шесть богословских семинарий или «академий», из которых наиболее важными были семинарии в Сомюре, Монтобане и Седане. Хотя нарушения духа и даже буквы Нантского эдикта были часты, однако лишь после смерти кардинала Мазарини 1661 , собственно, начались те ограничения, логическим последствием которых могла быть только полная отмена эдикта. С этого времени гугенотам, хотя их не раз высоко восхвалял сам король за их преданность короне во времена смут фронды, почти не давали покоя. Разными досадными постановлениями у них постепенно отнимались места богослужения, их изгоняли с занимаемых должностей или, под видом законных мероприятий, у них отнимали собственность и даже детей. Под предлогом замышляемого восстания, на них двинуты были страшные дрогонады и производились всевозможные грубые насилия над теми, кто не хотел отрешаться от своей веры. Наконец, в октябре 1685, под предлогом, будто принятые меры оказались вполне успешными и что реформатской религии более не существует в его владениях, Людовик XIV подписал отмену Нантского эдикта. В силу нового закона, реформатская вера объявлялась нетерпимой во Франции. Все реформатские пасторы должны были оставить королевство в течение двух недель. Из других лиц никто не мог выселяться, под страхом ссылки на галеры для мужчин, заключения в тюрьму и конфискации собственности для женщин. Несмотря на запрещение, немедленным результатом отмены Нантского эдикта было массовое бегство Г. Все число бежавших невозможно определить с достоверностью. Его определяли в 800,000; но эта цифра, несомненно, выше действительной, и все число их, вероятно, было от 300 до 400 тысяч. Вследствие этого, страна лишилась наиболее промышленной и зажиточной части населения. В течение ста лет остававшиеся во Франции гугеноты терпели всевозможные невзгоды и гонения. Богослужения они стали совершать только тайком, в пустынях и лесах, а пасторы, совершавшие его и захваченные на месте «преступлений», подвергались колесованию. Так, еще 19 февраля 1762 один пастор, по имени Рошетт, был обезглавлен с утверждения Тулузского парламента за то, что проповедовал, заключал браки и совершал таинства крещения и евхаристии. В 1767 г. Но эти жестокости, наконец, возмутили общество, и под его давлением Людовик XVI издал в ноябре 1787 г. Хотя в этом документе объявлялось, что «католическая апостольская римская религия одна будет продолжать пользоваться общественным богослужением», но он, вместе с тем, признавал регистрацию протестантских рождений, браков и смертей, и запрещал каким бы то ни было образом угнетать протестантов ради их веры. Национальное собрание, в 1790 г. Между тем, бежавшие и изгнанные из Франции гугеноты повсюду встречаемы были сочувственно. Все протест. Самое название «гугенот» получило почетное значение и повсюду служило как бы рекомендательным свидетельством. Так, они сначала переселялись в Швейцарию, «предназначенную промыслом служить местом убежища», куда они особенно двинулись после побоища Варфоломеевской ночи и после отмены Нантского эдикта. С большим сочувствием гугенотских беглецов принимали и в Голландии, где о них совершались общественные богослужения и производились сборы в их пользу, а также предоставлены были в Утрехте все городские права и изъятия от налогов в течение двенадцати лет. И другие страны северной Европы так же открывали двери свои беглецам, как Дания, Швеция и др.
Духовным родоначальником гугенотов был Жан Кальвин. Французский священнослужитель и один из самых важных деятелей протестантской Реформации. Как во Франции, так и в Швейцарии. Родившийся в 1509 году, Кальвин в молодости получил юридическое образование. До своего разрыва с католической церковью в начале 1530-х годов. Будучи реформистским проповедником, он много писал. Писал комментарии к Библии и многочисленные письма. Кальвинистское богословие уделяло больше внимания учению о предопределении. Согласно Кальвину, Бог не примет на небеса кого попало. Вместо этого Бог избрал определенное количество людей для достижения вечной жизни после смерти. Еще до того, как кто-либо родился. Однако для Кальвина это было не так просто, как Бог, случайно выбирающий чье-то имя. Некоторые историки считают, что это произошло от городской легенды о призраке французского короля Хью Капета X века. Относящегося к присягающим конфедерациям в Швейцарии. Только в конце 19 века, их французские потомки восстановили этот термин. Гугенотский крест Гугеноты отказались от латинского креста, символа Римской церкви. И предпочли использовать широко распространенный среди населения юга Франции символ — мальтийский крест. Известный также как крест св. Также рекомендуем прочитать: "Пнин", пророчество Владимира Набокова? Гугенотский крест немного отличается от мальтийского креста. Лилия, будучи символом чистоты, также представляет Троицу и является эмблемой Франции. На кресте висит голубь с распростертыми крыльями олицетворяющий Святого Духа. Когда-то во время гонений голубя заменили жемчужиной, символизирующей слезу. По некоторым данным, гугенотский крест был разработан и изготовлен ювелиром из Нима по имени Майстр в 1688 году.
Общее количество протестантов во Франции оценивается более чем в 2 миллиона. Ещё одно исследование подтверждает «реконфигурацию» протестантизма В другом исследовании, опубликованном в марте 2021 года социологом Жаном-Полем Виллеймом, были обнаружены очень сходные результаты. В документе «Протестанты, активное меньшинство» Виллейм говорит о «важной реконфигурации», которая происходит во французском протестантизме. Как сообщил французский новостной сайт Evangeliques, автор сказал, что произошло «смещение центра тяжести протестантизма с лютеранско-реформатского полюса в сторону евангельского полюса».
Как назывались протестанты во франции
И предпочли использовать широко распространенный среди населения юга Франции символ — мальтийский крест. Известный также как крест св. Также рекомендуем прочитать: "Пнин", пророчество Владимира Набокова? Гугенотский крест немного отличается от мальтийского креста. Лилия, будучи символом чистоты, также представляет Троицу и является эмблемой Франции. На кресте висит голубь с распростертыми крыльями олицетворяющий Святого Духа. Когда-то во время гонений голубя заменили жемчужиной, символизирующей слезу.
По некоторым данным, гугенотский крест был разработан и изготовлен ювелиром из Нима по имени Майстр в 1688 году. Похоже, что он создал его, вдохновленный историей четырех молодых гугенотов из Севенн. Арестованных в день их свадьбы. Они были вынуждены сделать нелегкий выбор: отказаться от своей протестантской веры или умереть на костре. Но они не отреклись от своей религии и поэтому были приговорены к смертной казни. В ознаменование этого события ювелир Мейстре создал медальон, похожий на мальтийский крест.
С руками, связанными в виде небольшого круга, в память о костре, объединившем молодых гугенотов. Мальтийский крест обычно ассоциируется с огнем и во многих странах используется как символ пожарных. Гугеноты прошли через периоды привилегий и преследований В шестнадцатом веке число протестантов во Франции резко возросло. Вдохновленные проповедями Кальвина и других местных служителей, к концу шестнадцатого века более миллиона человек могли перейти из католицизма. Многие из самых страстных новообращенных были выходцами из высших классов Франции. Дворяне, ремесленники и купцы находили протестантское послание особенно привлекательным.
Однако во многих областях протестантизм также оказался подходящим для менее обеспеченных слоев населения. Самый большой процент кальвинистов проживал в южных и западных провинциях. Вторая половина 16-го века, несомненно, была пиком протестантизма во Франции. Дворяне, торговцы и простые люди обратились в христианство. А кальвинисты содержали свои собственные армии.
Резня в Париже стала сигналом к избиению гугенотов в провинциях. Герцог де Гиз распорядился, чтобы бойня охватила всю Францию.
Несколько не поступившихся совестью судей отказались исполнять приказ, заявив, что они не палачи и не убийцы. Но большинство подчинились, и число жертв достигло десятков тысяч. Известие об этом распространилось по всей Европе. Как уже отмечалось, Вильгельм Оранский, приближавшийся к Брюсселю с армией, которую он собрал благодаря поддержке французов и позднее женившийся на одной из дочерей Колиньи , счел своим долгом распустить войска и прекратить кампанию. В Англии Елизавета надела траур. Императора Максимилиана II это известие повергло в ужас, хотя он и был убежденным католиком. В Риме и Мадриде реакция была иной.
Папа Григорий XIII, заявив, что сожалеет о пролитии крови, вместе с тем распорядился отслужить Те Deum" в ознаменование Варфоломеевской ночи и совершать эту службу каждый год в память о таком славном событии. Согласно испанским источникам, Филипп II, узнав о резне, впервые прилюдно улыбнулся и тоже приказал спеть "Те Deum" и совершить другие службы. Лишившись в результате резни военачальников, гугеноты укрепились в Ла-Рошели и Монтобане, ранее переданных им по мирному договору, и заявили, что готовы сражаться не только с Гизами, но и с королем, которого называли теперь предателем и убийцей. Им оказывали поддержку многие католики, уставшие от междоусобных войн и кровопролития и убежденные в необходимости проводить политику терпимости. Что касается Карла IX, было ясно, что он не способен управлять страной, которая вплоть до его смерти в 1574 году балансировала на грани хаоса. Ранее Екатерина Медичи добилась его избрания королем Польши. Но, узнав о смерти брата, он примчался в Париж и предъявил претензии на французский престол, не удосужившись отречься от польского.
Как и его мать, Генрих исповедовал лишь те принципы, которые были необходимы для захвата и удержания власти. Поэтому, сочтя выгодным для себя мир с протестантскими повстанцами, он предоставил им свободу вероисповедания повсюду, за исключением Парижа. Наиболее воинственно настроенные католики во главе с герцогом де Гизом отреагировали на это весьма решительно. Заручившись поддержкой Испании, они объявили гугенотам войну. В конце концов к ним примкнул и Генрих III. Так началась еще одна религиозная война — восьмая в казавшейся бесконечной череде войн, истощавших страну и ничего не решавших, так как гугеноты были слишком слабы, чтобы разгромить католиков, а у тех в свою очередь недоставало сил для искоренения протестантизма. Но тут события приняли неожиданный оборот.
Поскольку у короля не было прямого наследника, престол по закону принадлежал Генриху де Бурбону, королю Наварры. Этому правителю, которого после Варфоломеевской ночи держали в плену в Париже, в 1576 году удалось бежать. Затем он в четвертый и не в последний раз сменил религию, объявив себя протестантом. Распутный образ жизни Генриха и его жены был не по нраву гугенотам, тем не менее он стал вождем протестантского движения. Таким образом, в силу сложившихся обстоятельств законным наследником престола оказался протестант. Допустить такое католики не могли. Еще до того, как король умер и престол освободился, они пытались найти иное решение и выдвинули в качестве законного наследника престола Генриха де Гиза.
В Лотарингии якобы нашли документ, удостоверявший, что Гизы ведут свой род от Карла Великого и поэтому обладают большими правами на престол, чем Бурбоны и даже Валуа, к династии которых принадлежал последний король Генрих III. Так сформировались три политические группировки с тремя Генрихами во главе. Законный король Генрих III был среди них наименее достойным. Притязания претендента от католиков Генриха де Гиза основывались на явно фальшивом документе. Лидер же протестантов Генрих де Бурбон претендовал не на сам престол, а только на право его наследовать. Война велась вяло, пока Генрих де Гиз не захватил Париж и не провозгласил себя королем. В ответ Генрих III прибег к тем же методам, которые ранее Генрих де Гиз использовал против протестантов, — за два дня до Рождества 1588 года герцога убили по приказу короля Генриха де Гиза.
Целиком Библия на французском языке появилась в 1530 г. Antwerp Bible. Другой перевод, выполненный Пиерре Робертом Оливетаном, был опубликован в 1535 г. Он был восстановлен в 1557 г. Двоюродный брат Оливетана, Жан Кальвин, бежал из Франции из-за преследований и обосновался в Женеве, где учредил учебный центр для многих французских протестантов.
Какую цель преследовало российское правительство распространяя христианство среди вновь присоединенн Катя4888 28 апр. ЕвгенияДугина 28 апр. Ylasaburova8170 28 апр. Voronkovadaha 28 апр. Роосо 28 апр. Dimonisakov 28 апр. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Протестанты (кальвинисты) во Франции XVI-XVIII веков, преследовавшиеся католической церковью и правительством. Итак, гугеноты — это протестанты, которых так называли во Франции, история которых оставила глубокий след в религиозной и политической жизни страны. Онтонио Веселко. Они назывались гугеноты.
Как называли протестантов во Франции?
Характер французского протестантизма Во Франции реформация начала находить последователей еще при Франциске I, и уже тогда протестантов стали подвергать жестокому гонению, которое и заставило Кальвина искать спасения за границей. Первые французские протестанты были сторонниками Лютера, но впоследствии здесь распространился кальвинизм, сам бывший, в сущности, по происхождению своему, французскою формою протестантизма. Между Францией и Женевой, центром кальвинизма, были самые тесные связи, и протестантов во Франции стали называть гугенотами huguenots испорченное из Eidgenossen , как в самой Женеве обозначалась партия, желавшая более тесного единения со Швейцарским союзом Eidgenossenschaft. Временем наиболее быстрого распространения кальвинизма во Франции была вторая половина пятидесятых годов 1555 — 1559 , т. Особенность французской реформации заключалась в том, что протестантизм здесь принимали, главным образом, дворянство и горожане последние преимущественно в южной и юго-западной части страны , народную же массу кальвинизм затронул сравнительно мало, и большинство нации осталось верным католицизму.
Королевский совет принимает около двенадцати ограничительных эдиктов, которые свидетельствует о переходе от политики толерантности к настоящему деспотизму. Все эти поправки были собраны в своего рода антологию, получившую название «Католические решения» и опубликованную в 1668 г.
Идея о том, что необходимо покончить с реформатской религией во Франции, родилась не только в умах королевских министров. Из провинции, в основном из областей, где протестанты были представлены наиболее широко Нижний Лангедок, Беарн, Севенны, Виваре, Дофине стали все чаще поступать жалобы от епископов, интендантов, парламентариев на местах и просто ревностных католиков на гугенотов, которые, по словам местного населения, стремились к свержению королевской власти. Реформистов обвиняли во всех смертных грехах: они-де плохие подданные и хотят убить короля не они ли казнили Карла I в 1649 г.? Конечно, все это были выдумки, начиная с 1629 г. Беспочвенными оказались и обвинения в нелояльности, гугеноты были одними из самых преданных сторонников молодого Людовика XIV во время Фронды 1648-1653 гг. Великий Курфюрст Фридрих фон Бранденбург принимает делегацию беженцев-гугенотов в своем замке в Потсдаме.
Монархия стремится все больше абсолютизироваться свою власть. Продолжая политику Ришелье и Мазарини, Людовик XIV стремиться унифицировать государственное устройство, чтобы все поданные подчинялись одному только монарху и были все одной веры. Протестанты плохо вписывались в подобные прожекты. Кроме того, король подозревал их лидеров в сношениях с протестантами других стран, думая, что они готовят мятеж против его особы. Репрессии против гугенотов хорошо отражают контекст эпохи. В 1678 г.
Несмотря на то, что Франция потеряла множество захваченных ею ранее территорий, ей были переданы Эльзас и Лотарингия, а также и другие земли по Рейну. Все это упрочило авторитет королевской власти. Кроме того король получил поддержку от французского духовенства в его конфликте с папой Иннокентием XI, который разворачивается примерно в это же время. В 1682 г. Был выпущен и еще один документ под названием Пастырское предостережение, в котором протестанты обвинялись в схизме.
В каком году был издан Нантский эдикт 1 1598 2 1685 3 1562 4 1572 А2. В какой части Франции получил наибольшее распространение протестантизм 1 юг 2 север 3 северо-запад 4 по всей стране равномерно А3. Кого во Франции называли гугенотами 1 выходцев из Швейцарии 2 протестантов 3 буржуа-предпринимателей 4 музыкантов, не владеющих нотной грамотой А4.
Большая часть населения погибла в результате массовых убийств или была депортирована с территории Франции после отмены Нантского эдикта в 1685 году. Сегодня гугеноты насчитывают около миллиона человек, или около двух процентов населения; Они наиболее сконцентрированы в юго-восточной Франции и в регионе Севенны на юге. Лютеране Лютеранская церковь в Жироманьи Лютеране составляли меньшинство среди французских протестантов.
Последователь протестантизма во франции назывались
Нантский эдикт обозначил завершение тридцатипятилетней гражданской войны и установление длительного периода процветания Франции. Однако провинциальные и парижские католики не примирились с потерей превосходства над реформаторами и продолжали борьбу за власть. Католическая элита Франции укрепила власть; крёстным отцом от лица папы Павла V был кардинал Франсуа де Жуайез. Хотя Людовик XIII и подтвердил эдикт , тем не менее гугеноты под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Конде и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности. Это возбудило опасения гугенотов. Многие вельможи оставили двор и начали готовиться к войне, В 1617 году католическое духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась католическая религия в чисто протестантском Беарне ; гугеноты должны были возвратить католикам церковное имущество, бывшее в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду их неподчинения эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Гугеноты увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие бездарности своих предводителей терпели постоянные поражения. Заключённый в Монпелье мир предоставил гугенотам полную амнистию и возврат захваченного имущества; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ.
Король не выполнил многих условий договора, и гугеноты восстали снова; их флот под начальством Субиза поначалу разбил королевский флот, посланный кардиналом Ришельё против Рошфора, но вскоре потерпел полное поражение. После непродолжительного перемирия гражданская война снова разгорелась. Несмотря на морскую помощь гугенотам с стороны Англии, королевские войска овладели главной твердыней гугенотов — Ла-Рошелью. По Алесскому договору гугеноты должны были уничтожить свои крепости Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им была дана амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. Заслуги кардинала Ришельё перед Францией по достоинству оценил один из его принципиальных противников: «Никто лучше него не постиг до того времени мощи королевства и никто не сумел объединить его полностью в руках самодержца. Суровость его правления привела к обильному пролитию крови, вельможи королевства были сломлены и унижены, народ обременён податями, но взятие Ла-Рошели, сокрушение партии гугенотов, ослабление Австрийского дома, такое величие в его замыслах, такая ловкость в осуществлении их должны взять вверх над злопамятством частных лиц и превознести его память хвалою, которую она по справедливости заслужила». Мемуары [3]. При Ришельё и Мазарини разгромленные гугеноты беспрепятственно пользовались своими правами; но Людовик XIV начал постепенно ограничивать права гугенотов, а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путём , пока и сам Нантский эдикт не был отменён в 1685 году по эдикту Фонтенбло.
Король-солнце, правивший Францией и колониями более 70 лет, своей политикой вынуждал непокорных гугенотов и их сторонников протестантов и реформаторов выбирать между обращением в католичество и эмиграцией. Основная статья: Новая Франция Как и испанские мориски , французские гугеноты приняли участие в освоении некогда обширных французских колониальных пространств Нового Света, хотя и в гораздо меньшей степени как и французы вообще. В 1605 году смешанная группа из 20 католиков и протестантов основала первое французское поселение в Акадии. Вражда между католиками и протестантами вызвала религиозную поляризацию и в Акадии , а оттуда начала проникать и в Квебек , основанный французами в 1608 году. Стремясь ограничить разрастание зоны конфликта во французской Америке, 6 мая 1627 года кардинал Ришельё издал указ, согласно которому протестантам было запрещено селиться в Квебеке он боялся того что протестанты будут сотрудничать с англо-американцами из стремительно разрастающихся 13 британских колоний [4] , но ситуация во французской Акадии продолжала накаляться.
Везде, где гугеноты чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ла-Рошелью; война кончилась миром 1573 г. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала сношения с гугенотами, чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский младший брат Карла IX , стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн , а Конде спасся бегством в Страсбург.
При Генрихе III снова начались преследования гугенотов, и война возобновилась, причём к гугенотам присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Конде, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на стороне гугенотов, решился на выгодный для них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем должностям и восемь новых укрепленных мест. Образование Лиги[ edit edit source ] Но в том же 1576 г. Король на блуаских генеральных штатах сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих гугенотов, и решил в 1579 г. Возрастающее влияние Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся предоставлением ещё более широких прав гугенотам и передачею им четырнадцати укрепленных мест. После смерти младшего брата короля ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. Гугеноты снова взялись за оружие, и началась восьмая религиозная война, известная в истории под именем «войны трёх Генрихов».
Протестантская Германия поддержала гугенотов присылкою войск, Англия — деньгами. Генрих Наваррский нанес католикам решительное поражение при Кутра. Несмотря на это, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший лиц некатолического вероисповедания права на французский престол. Царствование Генриха IV [ edit edit source ] После смерти Генриха III Генрих Наваррский в силу наследственного права стал законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством гугенотам, но, наконец, в 1598 г. Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Гугенотство после Генриха IV[ edit edit source ] Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее гугеноты под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Конде и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г.
По словам историков, его учение быстро стало популярным в Европе, получив при этом социально-экономическую окраску.
Реформацию поддерживали как стремившиеся к переменам в обществе представители буржуазии, так и многие дворяне. Сторонников новых религиозных течений, возникавших в рамках Реформации, называли протестантами. Вслед за Германией идеи Реформации начали быстро распространяться во Франции, где одним из наиболее ярких их выразителей стал богослов Жан Кальвин. Французских протестантов называли гугенотами согласно одной из версий, это название происходило от немецкого слова Eidgenossen, означающего соратника или союзника. По словам историков, первые открытые столкновения на религиозной почве начались во Франции в 1559 году. Внутриполитическая ситуация стала быстро накаляться. Она усугубилась тем, что в это время Франция вышла из продолжавшихся несколько десятилетий Итальянских войн, и в страну начали массово возвращаться люди, единственной профессией которых было военное дело. В том же году король Франции Генрих II умер от раны, полученной на рыцарском турнире. Корона перешла к его сыну Франциску II, который вскоре попал под сильное влияние лотарингских герцогов из рода Гизов, являвшихся ярыми сторонниками консервативных католических взглядов.
Лидеры партии гугенотов Антуан Наваррский и принц Конде избежали казни только благодаря заступничеству матери короля Екатерины Медичи. Корона перешла к его младшему десятилетнему брату Карлу IX. Регентом при нём стала Екатерина Медичи. Она старалась предотвратить нарастание религиозного противостояния и в 1562 году издала Сен-Жерменский эдикт, официально дарующий гугенотам право на богослужение вне стен городов и в частных домах.
Спустя два года в Париже собрался национальный синод, который подписал «Вероисповедание Реформатских Церквей», на что папа римский отреагировал тем, что запретил читать Библию. За три последующих года, то есть к 1562 г. Это, в свою очередь, привело к гражданской войне между протестантами и католическими властями. Данный конфликт продолжался до 1598 года, когда был подписан Нанский эдикт[53], который гарантировал религиозные и политические свободы в отдельно взятых регионах страны. В 1572 г.
Помогите ответить на вопросы 1)как называли протестантов во Франции?
Французских протестантов стали называть гугенотами. В шестнадцатом веке число протестантов во Франции резко возросло. Гугеноты – название реформатов или кальвинистов во Франции.