В 1897 году татары оказались одним из самых грамотных народов Российской Империи. Национальность татары (или Татарская национальность, нет разницы), а представители этой национальности: татарин, татарка.
«Неизвестно, в чьи руки попадают эти деньги»
- «Ассимиляционные процессы не настолько сильны»: почему татар стало меньше на 600 тысяч
- Номинации, которые завоевали участницы республиканского конкурса «Татар кызы – 2022»
- Айрат Фаррахов рассказал о стратегии развития татарской нации и задачах Всемирного конгресса татар
- Татары в России и за рубежом
- Содержание
Татар призвали не вступать в брак с русскими
При этом никто не мешает татарским коллегам, как и всем желающим, в том числе из его носителей, считать эти говоры и диалектом татарского языка. Но ранее этот диалект башкирского языка признавался только в рамках науки, хотя споры о нем шли уже столетие. И только при администрации Радия Хабирова он получил социальное оформление. Это сразу вызвало огромный энтузиазм сторонников развития башкирской идентичности в этом субрегионе РБ, например, общественного движения «Без башкортлар». Посмотрим, насколько это отразится на переписи. Еще любопытный момент: беспрецедентная агитационная компания татаристов в татарстанских СМИ, резко политизировавших эту перепись, мобилизовала людей, которые ранее жестко не акцентировали свою национальную идентичность. Людей, в большинстве равнодушных к тонкостям своего этнического самоопределения, которых, однако, назойливо агитировали записаться татарами, - в случае если они были башкирами, это начинало уже раздражать. Думаю, что татаристские идеологи действовали слишком провокационно и зачастую добивались обратного эффекта. В условиях пандемии была резко осложнена работа переписчиков — и люди часто сами переписывали свои семьи на портале Госуслуг. Соответственно, все, для кого вопрос национальной идентичности был актуален, кто хотел назвать себя башкирами или татарами — получили возможность сделать, и, думаю, сделали это.
Весной 2021 года я прогнозировал, что башкиро-татарский «переписной маятник» качается с затухающей амплитудой, приемлемой для стабильно развивающегося общества. Поэтому, думаю, что и сейчас никаких сенсаций не произойдет — результаты будут ближе всего именно к цифрам 2010 года. Правда, тогда я не ожидал столь агрессивной кампании по политизации переписи со стороны Татарстана. При том, что башкирские СМИ практически не поддержали эту полемику. Посмотрим, насколько это отразилось на результатах переписи. Все это ставит перед экспертным сообществом, помимо обычного анализа, задачу по деполитизации переписи — поскольку на самом деле ее функции находятся в области не политики, а статистики.
Стало понятно, что на том же «Западе» богатство еще не означает власть, поэтому стратегические перспективы «оседания за бугром» не так уж и позитивны. Это привело к наблюдаемой ныне конфронтации с Европой и США, которая, в свою очередь, требует внутренней безоговорочной иерархической соподчиненности видимо, определенные вопросы у «Москвы» вызвало отсутствие трех депутатов Государственной Думы от Татарстана 22 февраля 2022 года на голосовании по ратификации договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с ДНР и ЛНР. В данных внешних и внутренних обстоятельствах политическая автономность региональных лидеров нежелательна, иллюстрацией чего служит в том числе и борьба за ликвидацию должности президента Татарстана. Как проходило обсуждение законопроекта о переименовании должности президента РТ и внесение поправок в Конституцию региона?
Почему в итоге Татарстан согласился на переименование должности? Напомню, что 23 декабря 2022 года Госсовет РТ принял законопроект о поправках в Конституцию Татарстана. Согласно им, руководитель республики официально именовался бы «президентом» еще несколько лет, вплоть до следующих выборов 2025 года. Но затем случилось то, что свидетельствует о все возрастающей силе «Москвы». Уже 26 января 2023 в Госсовете РТ заявили о неких «дополнительных консультациях» по вопросу наименования должности высшего лица Татарстана и приняли закон о переименовании без всякого «переходного периода», а Рустам Минниханов в тот же день его подписал, и уже с 6 февраля официально стал «раисом». То, что обтекаемо назвали «дополнительными консультациями», вполне вероятно было «разговором на повышенных тонах» с московскими коллегами, которые обрисовали «новую реальность» и место в ней Татарстана, а заседание Госсовета 26 января явилось полной политической капитуляцией и окончательным завершением проекта «суверенитет». Следует отметить «легкость» обращения с законодательными документами, когда вопросы с поправками в Конституцию обыгрываются с точностью до наоборот в течение нескольких недель — вряд ли это соответствует стандартам правового государства. Казалось бы, экономические интересы «регионалов» в этих политических играх не затрагиваются, речь идет только о формальном переименовании «главного» из них «первый секретарь обкома», «президент», «раис» — какая разница? Но я напоминаю об основном правиле «власти-собственности»: когда ты теряешь власть, то теряешь и собственность, и поэтому даже малейший намек на принижение властного статуса вызывает серьезное сопротивление, причем не столько самого «первого лица», сколько подчиненной ему властной вертикали вплоть до глав районов , эмоционально и инстинктивно чувствующей угрозу своему положению. Как изменение статуса Татарстана сказалось на его идеологии, в частности, трудах местных историков?
Прежде всего, это касается истории. Если в начале 2000-х Казань смогла отпраздновать «тысячелетие», а историки местной Академии наук публично защищали книги, в которых утверждалось, что «борьба за восстановление независимого государства продолжается и в наши дни» и официально предлагали внести в школьные федеральные учебники «вполне очевидный тезис о том, что вся история Российской империи — это череда бесконечных и нередко кровопролитных войн за расширение территории, захват новых земель и сырьевых ресурсов, обрекших государство на экстенсивный путь развития», то теперь позиция Института истории АН РТ развернулась на 180 градусов. В ноябре 2022 года директор института Радик Салихов выступил на организованной в Москве Федеральным агентством по делам национальностей конференции «Россия: единство и многообразие» с уже печально известным в научных кругах докладом «Участие народов Поволжья и Приуралья в развитии многонационального Российского государства: проблематика и перспективы исследований», в котором прежние положения публикаций сотрудников его института были названы «вызовами» науке и последствиями влияния «Запада», с которыми Институт истории нынче, оказывается, усердно борется. Были отвергнуты колониальный подход и негатив в отношении 1552 года захвата Казани Иваном Грозным , концепт «Великой Татарии» был назван мифом. Иными словами, татарстанские историки получили «новые инструкции», «перечеркивающие» прежнюю «генеральную линию» их работ, и сам факт обнародования этих указаний косвенно говорит о проблемах региональной номенклатуры. Об изменившемся статусе татарстанской политической элиты свидетельствует и относительно скромное празднование и небольшой резонанс «1100-летия со дня официального принятия ислама волжскими булгарами». Масштабов «тысячелетия Казани» повторить не удалось. Сам юбилей принятия ислама в Болгаре является примером фальсификации истории — никаких источников о «всенародном» принятии ислама нет, ничего об этом и о самом Болгаре не говорится в «Записках…» Ахмеда ибн-Фадлана, и постоянные ссылки на них во время официальных мероприятий напоминали известную «сказку о голом короле». До политической актуализации вопроса многие казанские специалисты критиковали миф о принятии ислама в 922 году, но в изменившихся условиях они изменили и свою точку зрения, и, вообще, стремились лишний раз не связывать свое имя с «юбилеем», что может свидетельствовать о неуверенности местных историков в своих политических покровителях. О системных проблемах говорит и использование слова «раис» в качестве наименования высшего чиновника Татарстана.
Думаю, не ошибусь, если предположу, что с просьбой придумать новое название должности для «главного лица» обратились именно в Институт истории АН РТ. Результат, на мой взгляд, оказался неудачным. Во-первых, происхождение самого слова не татарское, а арабское. Логично, если бы должность главы Татарстана обозначалась термином татарского, хотя бы тюркского происхождения. Напомню, что к арабизмам в регионе раньше было настороженное отношение. Те же самые сотрудники Института истории писали о необходимости защиты татарской культуры от иностранного влияния, а бывший директор учреждения и нынешний его научный руководитель Рафаэль Хакимов «дописался» даже до того, что Коран якобы часть арабской культуры, и для татар «подходят» не все аяты и суры. Теперь об этом аккуратно забылось, и современный директор Института истории Радик Салихов, обосновывая использование слова «раис», доказывает, что «благодаря многовековому взаимодействию татарской и арабской культуры оно является естественной и неотъемлемой частью национального терминологического аппарата».
Минниханов: «Пусть о татарах знают во всём мире» 14 ноября 2023 14:41 Казань, вид на Кремль. Такие форумы нам очень нужны.
Увидел выставку — стало спокойно на душе, и есть уверенность в светлом будущем нашего народа» — сказал Минниханов.
В татарской культуре на характер и какие-то нелицеприятные черты характера не обращали внимания, зная, что есть определенные правила поведения, которые женщина будет соблюдать, где-то, возможно, наступая на горло своему характеру или желаниям. Женщинам в татарских семьях четко прописывают нормы, паттерны поведения.
Она может быть дерзкой, вспыльчивой, агрессивной, но, соблюдая правила поведения, обычаи, будет четко следовать традиционным формам поведения. Все эти традиции закладывают представления о нормах человека как личности», - резюмирует О. В культуре каждого народа - свои архетипы мужского и женского, отметила доцент.
Как оказалось, в русском фольклоре женский персонаж очень активен. Нет татарской сказки, где бы героиня была столь же активна, инициативна, как в русской сказке. В русских сказках царевна, волшебница, которая может перевоплощаться, дает мужчине мудрые советы, учит, что ему делать и как вообще думать.
То есть это очень информированный, энергичный и магический, а значит, обладающий высшей силой персонаж. В то время как мужчина в русской сказке достаточно ведом и не так уж инициативен», - поделилась психолог. В результате анализа сказок выявилось, что только в русских сказках красивые, обеспеченные, умные героини выбирают себе в спутники неприспособленного и менее статусного Иванушку.
Знакома сказка? У татар подобных сказок нет. Как и не встречаются среди татарских женщин подобные паттерны поведения с мужчинами: одеть, обуть и сделать из него социально значимого человека.
В татарских сказках мужской персонаж характеризуется трудолюбием и желанием учиться, а женский прорисовывается как награда мужчине за его удаль и ум. В традиционной культуре для мужчин-татар женщина — показатель его статуса. Поэтому и сегодня на каком-то подсознательном уровне татарская женщина будет стремиться одеваться хорошо, даже если не позволяет доход семьи, выглядеть ухоженнее, богаче, чем она может себе позволить.
Это будут делать современные женщины, даже не осознавая зачем. У татарского мужчины отторжения это не вызовет. Он оценит то, что, благодаря женщине он кажется «круче», чем есть на самом деле.
Эти древние коды «вшиты» в сознание современных мужчин и женщин.
Татары в России и за рубежом
Уже после анализа можно принимать управленческие решения, чтобы не допускать дальнейшего сокращения численности татар и других народов России. То же самое характерно и для других народов Кавказа. Думаю, что выросла численность мигрантов из Средней Азии — узбеков, таджиков. Многие из них оформили гражданство. Это объективное явление. Пока я привожу предварительные соображения, потому что повторюсь, что детально все данные я еще не изучал.
Качество переписи надо улучшать, чтобы меньше было неучтенных людей. Надо, чтобы люди участвовали в переписи непосредственно. С чем это связано? Раньше в качестве родного можно было указать только один язык, а сейчас можно указывать до четырех языков. И те же факторы повлияли, которые отразились на сокращении численности татар.
В паспортных столах нет данных о родном языке. Жизнь многогранна. В Казани, в Уфе много тех, кто считает себя татарами, башкирами, но фактически не владеет языком своего народа. Родным языком они считают русский. Раньше это был фактор, связанный с идентичностью: даже если люди плохо знали язык, они отвечали, что их родной язык татарский, башкирский и т.
А сейчас более либеральный подход — можно было несколько языков указывать в качестве родного. В плане языка ассимиляционные процессы проходят гораздо интенсивнее. Самосознание — более устойчивая категория. Люди отдают предпочтение русскому языку, в глобальном масштабе — английскому. Это происходит повсеместно.
Даже в татарской деревне дети школьного возраста предпочитают общаться на русском языке. Десять-пятнадцать лет назад такого не было. Это глобальное явление. Свою роль сыграло и распространение интернета, гаджетов.
В 2019 году Алина заняла 38 место в топ-100 самых влиятельных мусульман России, а в 2020 — возглавила рейтинг героев татарского мира по версии издания «Бизнес Online».
И для меня Казань, Татарстан — маленькая родина», — призналась Загитова после заседания Всемирного конгресса татар в Казани, участие в котором она принимала уже дважды. Алина практически не знает татарский язык, может общаться только легкими фразами, поэтому если ее родители что-то скрывают, говорят по-татарски. Ильназ и Лейсан отлично знают язык, как и бабушка с дедушкой, которые любят на нем петь. Не нужно никогда забывать, что татарская нация очень сильна», — заявила Загитова на фестивале «Сабантуй». Евгения Тарасова Евгения Тарасова родилась в Казани и в свое время считалась одной из самых успешных одиночниц Татарстана, но в 2010 году она перешла в парное катание и переехала в Москву.
Несмотря на это, на обеих Олимпиадах, где она в паре с Владимиром Морозовым завоевала две серебряные медали, Евгения представляла именно сборную Татарстана. В 2017-м и 2018-м Тарасову признавали лучшей спортсменкой года в Татарстане. Высока вероятность, что ее наградят и в этом году, ведь с Олимпиады-2022 она привезла серебряную медаль. Выступать в родном городе — особая ответственность.
По словам муллы, в поселке помнят ее основателя и по сей день молятся за него. По ее словам, не только татары смогли обрести здесь покой и новый дом. Разные нации жили в Узбекистане душа в душу. Сама Гавхар сейчас живет в Андижане.
Татарские традиции семья смогла сохранить. Ее мама учила соседок готовить национальные татарские блюда. Она хорошо разговаривала на русском, татарском и узбекском языках, собирала вокруг себя подруг самых разных национальностей. По словам Гавхар, из-за того, что и татары, и узбеки — мусульмане, два народа смогли легко подружиться. Узбекистан дал нам все: и образование, и дом, и работу, — говорит женщина. Чем занимались татары чаще всего? В первую очередь, близость языков позволила им быть переводчиками разных уровней. Они также занимались типографским делом.
Первая книга на узбекском языке была издана татарином в 1871 году, как и первая официальная газета Туркестанского края. После революции 1905 года известный татарский общественный и политический деятель Исмаил Габитов начал издавать газету «Тараккий» «Прогресс». Выход первого экземпляра — 27 июня 1906 года — сейчас в Узбекистане отмечается как День работников печати и СМИ. Среди татарок были врачи, акушерки и гинекологи. По словам историка Рината Шигабдинова, из-за предрассудков, что мужчина не может быть допущен к женщине, особенно в Cтаром городе, многие из них становились акушерками и санитарками, принимали роды. Татары участвовали и в просвещении местного населения. Раньше мактабы существовали двух видов: старометодные и новометодные. Последние — джадидские — были организованы выдающимся крымскотатарским просветителем Исмаилом Гаспринским.
По его словам, одной из важных и последних волн миграции татар произошла в 1966 году. После ташкентского землетрясения со всего Союза приезжали бригады строителей, в том числе из Татарстана. Разница между вновь прибывшими татарами, и теми, кто уже давно жил здесь, знал традиции и обычаи узбеков, чувствовалась сразу. Татары приезжали сюда в основном в поисках лучшей жизни. Бабушка и дедушка Рината Шигабдинова приехали из Татарстана в Самарканд еще до революции, в 1911 году. Открыли небольшой мебельный цех. Родственники Рината часто рассказывали ему про дореволюционный Самарканд, быт и обычаи того времени. Его семья активно участвовала в общественной жизни города, а один из родственников Рината был меценатом.
В 1914 году началась Первая мировая война. Бабушка с дедушкой заволновались и вернулись в свою родную деревню в Татарстане. Мама Рината родилась в деревне Кайбицкого района, как и родители отца. Однако он, будучи ребенком, провел большую часть жизни в Тюменской области. Папу отправили учиться в фабрично-заводское ученичество. В 1949 году его призвали в армию. Служил он на Чукотке, а потом завербовался в шахту взрывником. Однажды папу ранило в ногу, после чего он решил круто изменить свою жизнь, — рассказывает историк.
Это чуть-чуть разозлило башкирских фанатов певца, поэтому свадьба состоялась в Уфе осенью. А еще на торжество пришел глава Башкирии Радий Хабиров. Элвин Грей беспокоился, что после женитьбы не сможет уделять много времени творчеству, однако его опасения оказались напрасны. По словам друзей артиста, он сразу был настроен на то, что эти отношения у него навсегда. Фанаты беспокоились, а как сказывается разница в возрасте пары в 11 лет. Однако, как стало известно UFA1. RU осенью прошлого года, в фигурантах дела ее на тот момент уже не было. Сейчас вместе с Радиком она живет в Москве и зарабатывает на рекламе в блоге.
Что еще почитать
- «Я не татарка, а татарстанка»: в республике запустят татарский мерч
- Нет комментариев
- Татар призвали не вступать в брак с русскими
- Корреспондент редакции Ксения Стародумова, проверила 12 микрорайон
- Айгуль Шаймарданова, домохозяйка, национальность - татарка
- Айгуль Шаймарданова, домохозяйка, национальность - татарка
«Ассимиляционные процессы не настолько сильны»: почему татар стало меньше на 600 тысяч
В Исламской Республике Афганистан в социальных сетях Татары Афганистана запустили флэшмоб «Мин татар» (Я татарин/татарка) в поддержку татар страны. Татарка FM (Tatarka FM). После присоединения к Московскому государству татарских ханств началось сложение разных групп татар в единую нацию.
Курсы валюты:
- Камила Валиева
- Родной язык – это аманат
- Власти Татарии призвали указывать в переписи национальность «татарин»
- Татарская невеста отказалась от никаха ради русского жениха
- Откровения девушки, переехавшей в Татарстан с Урала - 10 июля 2023 - 74.ру
- Певица татарской эстрады Иркэ рассказала о жизни мобилизованного мужа
Поклонская заказала ДНК-тест для выявления национальности: «Вдруг выяснится, что я татарка?»
Конечно, это не принципиально, любовь не выбирает национальность, влюбиться можно совершенно случайно, татарка она будет по национальности, еврейка, немка или русская. Лилия Абрамова (она же татарка, она же Гуля, она же Анжела, она же крестная мать инстаграма) всего за три года смогла обзавестись четырехмиллионной армией поклонников. Еще один гражданин Таджикистана арестован по делу о теракте в «Крокус Сити Холле».
Айгуль Шаймарданова, домохозяйка, национальность - татарка
Продолжаем рассказывать о том, как живут татары и татарские диаспоры за границей. Одним из основных условий была принадлежность к одной национальности, как минимум, в трёх поколениях. Народный татарский фольклорный ансамбль «Энжелэр».
9 интересных фактов о блогере Лилии Абрамовой (она же @tatarkafm)
А одна из народных артисток Узбекистана — Зайнаб Садриева, которая играла на сцене театра имени Хамзы, — по национальности татарка, — рассказывает историк Ринат Шигабдинов. В европейской части города на территории театра имени Алишера Навои когда-то стояла татарская соборная мечеть. В 1930-е годы она была разрушена, но в свое время здесь находились торговые лавки, доходы от которых шли на поддержание мечети. Здесь же была построена школа, работала татарская община. При мечети велись метрические книги, в которых записывались даты рождения детей, заключения браков и причины смерти жителей. Несколько лет назад я нашел эти книги в архиве, — делится историк. Таким образом, дети, внуки и правнуки со всего мира, которые знают, что их родственники жили на территории Туркестана, смогут найти информацию о своих предках. Из Крыма в Джизакскую область Элеонора Шакирова фамилия изменена рассказывает, что ее предки жили в городе Бахчисарае в Крыму. Семья бабушки состояла из пяти человек: отец, мать, двое ее младших братьев и она сама, — вспоминает Элеонора. Тогда на семью выдавали по кусочку хлеба, который приходилось делить поровну и растягивать на весь день.
Моя прапрабабушка тоже скончалась по дороге. Депортировали их в город Галляарал Джизакской области. Приняли их хорошо, жили они в небольшом доме с несколькими семьями. Потом семья бабушки Элеоноры переехала в поселок Койташ. Местные жители им помогали, встретили гостеприимно. Первое время было сложно, бабушке приходилось ходить в горы и собирать дикий горох, чтобы сварить суп. В том же году ее отец вернулся с войны. Жизнь была тяжелая, но все привыкали. Она ходила в местную школу, а в 12 лет устроилась домработницей к врачу: смотрела за ребенком, убиралась в доме..
Потом бабушка вышла замуж и переехала в Самарканд — там жил мой дедушка, — говорит Элеонора. В Самарканде они прожили 13 лет. За это время ее родители, братья и сестры перебрались в совхоз в Янгиюльском районе Ташкентской области. Бабушка родила сына и двух дочерей. Одна из них моя мама. Их семье удалось адаптироваться в Узбекистане. Родной язык они знают все, так как бабушка Элеоноры часто говорит на татарском. Хотя сейчас крымских татар в Узбекистане осталось не так много, но традиции они стараются соблюдать. Из Казани в Ферганскую долину.
Гавхар Мамуровой 67 лет. Ее предки по материнской линии — казанские татары. Бабушка ее родилась в богатой семье и была единственной дочерью. Покойный дедушка, Мустафа Садыков, был высоким, красивым, богатым мужчиной. Сам он был муллой и отстроил в поселке мечеть. Его жена умерла, он позже женился повторно, но детей больше не заводил. Со временем мачеха заболела и умерла. В 16 лет бабушка Гавхар вышла замуж в городе Асаке за молодого коммуниста Собырджона Рустамова.
Исхаков сказал, что конгресс сделал достаточно много, чтобы поддержать татарский дух и подготовить народ к переписи. Но вот решить вопросы татар в Башкирии они так и не смогли. Местная власть старалась не пускать к себе представителей конгресса, и не только их, да и вообще татар в целом не пускали. И хоть и хвалили татар на похоронах первого президента Башкирии Муртазы Рахимова, им там работать вообще не давали. Все татарские организации либо распались, либо оказались в русле башкирской власти. Поэтому Всемирному конгрессу татар не на что было опираться, — подчеркнул этнограф. Также он считает, что свою работу провалила Федеральная национально-культурная автономия татар во главе с ее председателем Ильдаром Гильмутдиновым. Исхаков сказал, что автономия вообще толком не работала. Гильмутдинов даже в Москве не смог что-то сделать, — заключил Дамир Исхаков. Советский и российский ученый, этнограф, доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники. Являлся одним из инициаторов создания Всетатарского общественного центра, где занимался в основном идеологической работой.
Этап завершился с распадом Золотой Орды XV век в результате феодальной раздробленности. В образовавшихся татарских ханствах началось формирование новых субэтнических общностей, имевших локальные самоназвания: казанские татары , татары-мишари , астраханские татары , сибирские татары , крымские татары. Этап консолидации локальных этногрупп в составе Русского государства. После завоевания Поволжья, Приуралья, Сибири и присоединения к Русскому государству усилились процессы миграции татар так, известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Краснодара в Астраханскую и Оренбургскую губернии и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля [46] [49]. Первоначально формировались из представителей татарской феодальной знати , перешедших на русскую службу из Золотой Орды и татарских ханств , затем, после завоевания Казанского ханства 1552 , из ясачных вследствие превращения их собственных наделов в поместья , а также живших в отданных им на «кормление» городах Кашире , Серпухове , Романове , Юрьеве-Польском , Боровске и т. Несли иррегулярную военную службу. Участвовали в Ливонской войне 1558 — 1583 , военных походах России, охраняли границы. Также служили толмачами , писцами, послами и др.
Да, я тоже всегда считала, что мою маму зовут Алла, и в первом классе, при заполнении каких-то бумажек, для меня стало полнейшим шоком, что родила меня, оказывается, какая-то Альфия. Моя старшая сестра сменила имя и отчество на более созвучные русским, когда вышла замуж. И опять: «Я так привыкла». Я со своей фамилией Шамсутдинова тихо курю в сторонке. Это для жителей Татарстана у меня самая простая, даже попсовая, татарская фамилия. Ничего необычного, правда? В школьные годы ни один учитель не мог правильно произнести ее с первого раза. И со второго тоже. Да у меня в копилочке воспоминаний найдется пара сотен разных вариаций — и ни одной правильной. Мне хотелось быть как все» Особенно злилась на рассказы подружек о том, что в них «намешаны» разные национальности. Я была и есть чистокровной татаркой. Ни одного смешанного брака, ни единого шанса сказать, что во мне течет еще какая-то кровь.
Айгуль Шаймарданова, домохозяйка, национальность - татарка
Он объединил более 1500 участников и гостей. Представители татарских общин съехались в Татарстан со всего мира. Свои поздравления с 30-летием создания Всемирного конгресса татар направил президент России Владимир Путин. Почетный гость съезда — депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов — рассказал, какие сегодня задачи сегодня стоят перед конгрессом татар, и в чем состоит стратегия развития татарской нации. Он отметил, что задачи перед конгрессом — важнейшие.
Одна и наиболее важная из них заключается в сохранении татарского языка.
Татарстан-24 , 19:59 03. В Казани завершился съезд Всемирного конгресса татар. Он объединил более 1500 участников и гостей.
Представители татарских общин съехались в Татарстан со всего мира. Свои поздравления с 30-летием создания Всемирного конгресса татар направил президент России Владимир Путин. Почетный гость съезда — депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов — рассказал, какие сегодня задачи сегодня стоят перед конгрессом татар, и в чем состоит стратегия развития татарской нации.
Напомним, еще недавно председатель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров сказал, что во время Всероссийской переписи населения в 2021 году были учтены не все татары. Коррективы в подсчет татар также внес и коронавирус, во время которого проходила перепись. В свою очередь Дамир Исхаков в беседе с нашим изданием сказал, что проблема сокращения численности татар не зиждется на одном коронавирусе. Ведь по стране в целом, по данным аналитиков, около 56 миллионов человек вообще не были переписаны.
А национальность не выявлена и вовсе у 40 миллионов человек. Согласно федеральному законодательству, национальность в переписи не указывается, как и родной язык. Поэтому я считаю, что нерусские народы пострадали больше всего, — говорит Исхаков. Также эксперт назвал и объективные причины сокращения татар. Во-первых, сейчас демографическая яма, а во-вторых, низкая рождаемость. Исхаков указывает на то, что средняя детность сейчас — 1,6 человека на одну женщину, что очень мало, и даже не обеспечивает простое воспроизводство населения. Это не только коронавирус или низкая рождаемость, например, сюда входит и нелюбовь татарского народа к представителям власти.
В 2017 году национальные языки в стране были вытолкнуты за образовательную сферу, и национальная политика в целом стала только ориентирована на государственно образующий народ.
При этом, они не злопамятны и не мстительны — просто очень эмоциональны и за словом в карман не полезут. Большая тяга к семье — это, пожалуй, характерная черта всех татар, что мужчин, что женщин. Но она не приводит к бракам сразу со школьной скамьи, как у народов Кавказа. Из-за развития экономики и влияния русских, средний срок создания семьи несколько отодвинулся — теперь молодые люди предпочитают играть свадьбу после того, как получат образование и найдут какую-никакую работу. Национальность суженого теперь имеет куда меньшее значение, чем в прошлом. Общественное мнение не в наше время почти не осуждает ни парней, ни даже девушек, которые находят себе пару не из среды собственного народа и собственной религии.
Если не считать своих соплеменников, чаще всего татарки выходят замуж за мусульман башкир и православных русских. Более редкими являются свадьбы с представителями других национальностей Поволжья и с остальными российскими последователями ислама, вроде жителей Кавказа и Средней Азии.