Новости молодой достоевский

Фёдор Достоевский учился в элитном частном московском пансионе, поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Достоевский предпринял поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку. Один из юных докладчиков так увлёкся, что ввернул фразу о влиянии Достоевского на творчество Пушкина, но тут же поправился.

кадры из фильма >>

  • Новые публикации
  • Памятник молодому Достоевскому установили недалеко от Кремля
  • Достоевский: биография, фото, личная жизнь
  • Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
  • Описание документа

Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь

Ранее 5-tv. При этом Джоан Роулинг — больше не самый издаваемый детский автор в России. С первой строчки рейтинга ее вытеснили «наше все» в литературе для самых маленьких — Корней Чуковский и Александр Пушкин.

Лермонтова, ближе к вечеру можно будет повстречать героев Достоевского, сделать селфи в специальной фотозоне, посвященной роману «Братья Карамазовы», а также послушать музыку — Алексея Чижика на виброфоне, известного котрабасиста Владимира Волкова, ударника Гарика Багдасаряна и пианиста из группы «Фрукты» Олега Белова — завсегдатая «Вечернего Урганта». Будет работать и мастерская печатной графики художника Юрия Штапакова — с собой можно будет унести собственноручно созданную гравюру.

Самым насыщенным «достоевщиной» в нестрашном смысле слова будет 6 июля. В Некрополе мастеров искусств Музея городской скульптуры в 11 утра состоится памятная акция, а потом экскурсия. Там же под открытым небом можно будет научиться писать письма в стилистике второй половины позапрошлого века, послушать музыку, карикатуристка Марина Смирнова будет рисовать шаржи — так, как это делали в позапрошлом веке. Правда, странно, что все это будет проходить рядом с могилами.

За программу в Некрополе отвечает Музей городской скульптуры. Музей Достоевского начнет праздновать День Достоевского с преображения Кузнечного переулка — все основное действо развернется там — там будут фланировать герои произведений писателя, наверное, опять у старушки из головы будет торчать бутафорский топор.

По окончании учебы был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но год спустя подал в отставку.

Достоевский — один из основоположников жанра психологической прозы в литературе. В 1845 году писатель закончил свой первый роман «Бедные люди». Некрасов назвал Достоевского «новым Гоголем».

В 1847 году Федор Михайлович проникся социалистическими идеями. В 1849 году писателя арестовали, восемь месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к расстрелу, но незадолго до казни приговор смягчили.

Именно этой женщине Достоевский обязан спасением из бездны игромании и некоторой финансовой стабилизацией. Игроманские запои продолжались и при новой жене. В 1867 году он снова проигрывается в пух и прах в одном из немецких казино и пишет жене слёзное письмо с просьбой выслать денег, чтобы расплатиться по долгам перед хозяином отеля. Он весьма убедительно описывает жене все свои ошибки и клянётся, что теперь-то уж точно не будет играть и возвращается домой. А через день шлёт новое отчаянное письмо, в котором сообщает, что он проиграл и те деньги, которые жена выслала ему на оплату долгов, и просит выслать новые. Однажды Достоевскому пришло в голову, что его система выигрышей не работает потому, что ему не хватает хладнокровия в ключевые моменты, поэтому его должен сопровождать более спокойный человек. Он стал брать в заграничные вояжи свою жену, которой пришлось сполна познать недуг мужа.

Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграл и те деньги, которые предназначались для возврата долгов. Достоевский 10 лет провёл в игроманском угаре, всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно "отпустило", о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Достоевский больше никогда не подходил к рулетке. Деньги играют важную роль во многих романах Достоевского. Они сводят героев с ума и толкают на самые страшные преступления. Они были важной темой и для самого Достоевского. Он играл в рулетку не потому, что ему нравился процесс, а потому, что был одержим навязчивой идеей выиграть крупную сумму.

При этом Достоевский добился цели, которую себе ставил, он стал профессиональным литератором и зарабатывал только писательским трудом, что было относительно редким явлением в те времена, когда писателями были либо праздные богачи, либо высокопоставленные чиновники. Достоевский не был самым высокооплачиваемым писателем в стране, но зарабатывал достаточно. Сам он оценивал свой средний годовой доход в 8—10 тысяч рублей, что позволяло ему ни в чём себе не отказывать и содержать семью. При этом Достоевский совершенно не умел управляться с деньгами. Один его приятель вспоминал, что юный Достоевский в годы учёбы однажды получил из дома тысячу рублей сумму, которой студенту хватило бы почти на год жизни , но уже не следующий день вынужден был занимать у него 5 рублей. Несмотря на неплохой доход, Достоевский постоянно был в долгах, доходило до того, что он вынужден был скрываться от кредиторов. Своего племянника в письме, присланном из Москвы, он просил ни в коем случае не раскрывать его местонахождение кредиторам.

Ситуация улучшилась только в 70-е, когда его жена взяла на себя все финансовые вопросы и стабилизировала бюджет, а сам Достоевский наконец отказался от игры в казино. Достоевский конкурировал за звание главного русского писателя с двумя выдающимися современниками: Тургеневым и Толстым. С Тургеневым конкуренция была особо острой, поскольку дополнялась ещё и личной враждой, возникшей ещё в молодые годы в литературных кружках столицы. Поначалу наиболее высоко котировался Тургенев, затем пальму первенства перехватил Толстой. Но к концу жизни Достоевский сравнялся с Толстым. Достоевского часто критиковали за бедность языка. Выдающийся художник слова Бунин морщился: "Знаете, почему у Достоевского нет описаний природы?

Да потому что он не умеет писать! В "Бесах" он выступает уже не как писатель, а как пророк и визионер. В сцене бала, в описании одного из выступавших революционеров, ясно угадывается грядущий вождь пролетариата Ленин: "Улыбок не примерял, хотя часто и плотоядно улыбался. Ростом он был мал, лет сорока на вид, лысый и плешивый, с седоватою бородкой, одет прилично. Но всего интереснее было, что он с каждым поворотом подымал вверх свой правый кулак, мотал им в воздухе над головою и вдруг опускал его вниз, как будто разбивая в прах какого-то сопротивника". Достоевский признавал, что его язык нельзя оценить как вершину мастерства, но на это у него были вполне убедительные аргументы. И Тургенев потомственный миллионер , и Толстой аристократ-миллионер никогда ни в чём не нуждались и могли позволить себе потратить год на то, чтобы обдумать, как лучше сформулировать пару строк из произведения.

Тогда как Достоевский творил в условиях жесточайшего цейтнота, подгоняемый растущими долгами и нетерпеливыми издателями. При этом Тургенев за почти полувековой период творчества написал 5 романов, как и Толстой за более чем 60-летний период. Тогда как Достоевский за 25 лет творчества создал 8 полноценных романов. Достоевский ещё при жизни утвердился в России в роли одного из главных писателей. А после его смерти началось триумфальное шествие его произведений по западным странам, где случился настоящий вал изданий его сочинений. Великие мастера оценивали его труды по-разному. Набоков и Бунин считали, что он не умел писать.

Горький полагал его вторым гением в литературе после Шекспира, но гением злым. Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. Эйнштейн считал "Братьев Карамазовых" величайшей из прочитанных им книг, а папа римский Бенедикт XVI цитировал Достоевского в своих энцикликах.

Возле Кремля открыли памятник молодому Достоевскому

Подросток постоянно заявляет о своем характере и оригинальности, но и идейно, и психологически он неустойчив. Как все главные герои романов Достоевского, Аркадий Долгорукий — изобретатель своей идеи. Его «идея» — стать Ротшильдом, то есть исключительным богачом, миллионером — не слишком оригинальна, хотя Подросток акцентирует самобытность своих мотивов: богатство необходимо ему ради сознания своего уединенного могущества потенциального всевластия — совсем не ради комфорта, он по-прежнему будет удовлетворен тарелкой щей с говядиной, но зато может испытывать жгучее, никому не ведомое наслаждение публичного отречения от своих миллионов. Подросток даже продумал методику неуклонного, ежедневного обогащения, но совсем не следует ей и вскоре забывает о своей идее. В этом романе идея сделаться Ротшильдом не становится конструирующим центром движения событий, как в других философских романах Достоевского.

Дело в том, что для Подростка ротшильдовская идея — это временное самоутверждение, идея, придуманная на случай, если придется порвать со всеми прежде всего с отцом и уйти в свой угол, это идейное обоснование одиночества, не унижающего, а возвышающего его. Как проницательно заметил один из исследователей романа: «Подросток вспоминает об идее именно тогда, когда его отношения с отцом разрушаются... Но когда в конце первой части романа проясняется истинная цель Версилова в истории с самоубийцей Олей и Версилов еще неожиданно отказывается от выигранного наследства, Аркадий признает его человеком высокого благородства — и с этого момента ротшильдовская идея целиком вытесняется другой могучей идеей-чувством — жаждой духовного сближения с отцом. В традиционной прозе воспитания у Л.

Толстого в «Юности», у Ч. Диккенса в «Дэвиде Копперфильде» обретение друга знаменует для героя окончание разлада с миром; у Достоевского же в романе «Подросток» оно лишь завершает первый крут нравственных мытарств Подростка. Идейная неустойчивость Аркадия проявляется и в отношении к мысли об общественном служении человека, о его гражданской позиции. Случайно оказавшись в собрании народнической интеллигенции, ищущей жизни «по закону природы и правды», Подросток еще находящийся под влиянием ротшильдовской идеи желает поразить этих людей предельным индивидуализмом, принципиальным отказом от служения будущему: «Что мне за дело о том, что будет через тысячу лет с этим вашим человечеством, если мне за это, по вашему кодексу, — ни любви, ни будущей жизни, ни признания за мой подвиг?

Нет-с, если так, то я самым преневежливым образом буду жить для себя, а там хоть бы все провалились! Это заявление, разумеется, вызывает общую насмешку собрания. Но при сближении с Версиловым Аркадий обнаруживает чрезвычайно важную в молодом человеке потребность — жажду значительной жизненной цели, он просит отца указать, «что именно мне делать и как мне жить». Причем критерием достойной цели оказывается польза для других: «Слушайте, ничего нет выше, как быть полезным.

Скажите, чем в данный миг я всего больше могу быть полезен? Важно, однако, что отец оценил главный выбор сына, а именно выбор богатырства то есть жажду подвига во имя идеи вместо желания счастья. Но и потребности счастья сильны в юноше. В чувствах его тоже совершается сильная подростковая ломка.

У старого князя Сокольского, известного селадона, вызывают комический шок первые суждения Подростка о женщинах — комплекс подросткового негативизма: женщина беспокоит, раздражает, мучит его и вызывает реакцию отторжения, негодования: «... Но вот первое свидание с той, о которой долго и затаенно мечтал точнее, встреча, спровоцированная женщиной как «свидание» , и восторженные признания срываются с уст юноши. В устах Подростка звучит искренний гимн Женственности — свидетельство его чистоты, целомудрия. В тот же день высокими словами он выражает благодарность за доброту и деликатность другой женщине — Анне Андреевне Версиловой.

А в том, что эти чистые восторги и мечты оказались замутненными грязными намерениями шантажа и грубого домогательства женщины, повинна не столько его природа, сколько скоро полученное им «светское воспитание». Начав «самостоятельную жизнь», Подросток оказывается втянутым в интриги старших по возрасту людей, относящихся к средне-высшему дворянскому обществу Версиловы, Сокольские, Ахмаковы, Бьоринг. Интриги эти ведутся с корыстными целями, ради овладения наследством старого князя Сокольского. Аркадий ничуть не причастен к этим целям, его используют как шпиона, осведомителя, вхожего во все дома и охотно, без задней мысли, сообщающего о всех новостях.

Впрочем, у него есть своя задача: участвуя в этих интригах, он преследует «высшую цель»: он пытается защитить «пьедестал» отца Версилова, укрепить свою веру в него как идеал и послужить семейному «благополучию». В один день все его прекрасные намерения рушатся: от него отворачиваются, его предают, его изгоняют люди, которым он всецело доверял виной всему оказывается его болтливость. Аркадий больше всего поражен не изменой, обманом, а неадекватностью поведения господ исповедуемым им красивым формам чести и долга: «Все делалось во имя любви, великодушия, чести, а потом оказалось безобразным, нахальным, бесчестным». Для него это открытие колоссальное, он теряет веру в людей, не только в ближайший социум, но и в человечество в целом.

Установка на поиск гармонии, «благообразия» оказывается отброшенной, вновь всплывает идея обособления и мятежа замысел поджечь склад. В жизни Подростка огромную роль играет нравственная рефлексия, повышенно критическое отношение к людям и к самому себе. Он любит похвастаться своей проницательностью, «независимостью», но он и способен к самоунижению, по примеру Ж. Руссо, автора «Исповеди», ничуть не стыдится рассказать в своих «Записках» о мечтах и намерениях, которые сам считает позорными.

Рефлексия — источник его постоянных разочарований, размолвок с людьми и духовного кризиса. Вместе с тем привычный ежечасный самоанализ и спасителен для него при столкновении с искушениями и опасностями. Рефлексия опирается на знания, логику, разум. И все же эта опора оказывается недостаточной, так как душа Подростка нередко попадает во власть инстинктов, страстей, оказывающихся вдруг сильнее доводов рассудка, опрокидывающих сознательные ориентиры.

Эти инстинкты, иногда постыдные, живут в подсознании героя и открываются внезапно, неожиданно для него. Таков сон «пророческий» пророчествующий появившееся позднее сознательное намерение о том, как Катерина Николаевна отдается ему за возвращение компрометирующего ее документа. Самое важное в этом сне не чувствительный позыв Подростка, а вдруг открывшаяся в нем «вся бездна его неверия — в идеал, в Катерину Николаевну, в божественную природу человека» Викторович. О, неужели эта бесстыжая женщина — та самая, от одного взгляда которой кипело добродетелью мое сердце?

Семнадцатилетняя самоубийца Оля очень быстро утратила веру в людей. Крафт — страстный ум, фанатик идеи — потерял веру в родину и тоже не хочет жить. Васин — умница, человек широких познаний — живет без одушевляющей веры, и потому ни в какое дело не вносит «сердечного пламени». Но главный изъян молодежи, по мысли писателя, — безверие религиозное, а знание без веры мертво.

Эта мысль утверждается в беседах Подростка с появившимся в их доме его «законным» отцом, странником Макаром Ивановичем Долгоруким. Старик Макар явился прямым воплощением того, о чем всю жизнь мечтал Аркадий, в чем он и признается уже при первой встрече: «Я вам рад. Я, может быть, вас давно ожидал. Я их никого не люблю: у них нет благообразия...

Позднее то же слово произносит Макар в качестве упрека современным «большим людям»: «благообразия не имеют, даже не хотят его... Благообразия — то есть благого образа, достойного человека, который должен помнить, что он «образ и подобие Божие». Главное свойство благообразного человека — истинно братская любовь к другому человеку, ответственность за судьбу другого. Макар сразу поразил Подростка величавым иконописным обликом: «Седой-преседой старик, с большой ужасно белой бородой», «держал себя прямо», «широкоплеч, очень строгого вида, хотя несколько бледен и худ, с продолговатым лицом, с густейшими волосами».

Конечно, это впечатление величия произошло и от того, что известно было Аркадию о жизни Макара Долгорукого, о его понимании своей роли в качестве «законного супруга» матери Подростка Софьи Андреевны. Макар Иванович полагал, что церковный брак с ней обязал его быть для нее опорой на всю жизнь, опекуном во всем он даже о денежном обеспечении ее заботился больше Версилова. Сношения его с «семейством» в виде постоянной переписки и посещения «родных» продолжались всю жизнь. Отпустив жену с Версиловым, он «взял грех на себя», а ее простил «великодушно и раз навсегда».

Любовь к человеку органически сочетается у него с любовью к миру в целом. Ему свойственно радостно-экстатическое восприятие природы, любование ее «красотой неизреченной», благословение всему живущему на земле. От этой любви и преобладающего эмоционального настроя рождается «веселие» сердца и умиление. По логике Макара, человек, «весело» воспринимающий Божий мир, — это и человек, верующий в Бога: «Ты не безбожник, ты — человек веселый», — говорит он лечащему его доктору.

Макар внушает Подростку веру в Бога как доверие к миру, к его нетленной красоте, доверие к человеку, способному посвятить себя тому, чтобы «мир был самое прекрасное и веселое и всякой радости преисполненное жилище... Благодаря Макару в Подростке меняется онтологическое отношение к миру, по-иному видится ему теперь природа бытия. Это замечательно передано в том, как по-разному воспринимает Аркадий «луч заходящего солнца» до встречи с Макаром и после нее. Макар внушает ему представление о тайне бытия, недоступной одному логичному взгляду ученого, о бессмертии любви, завещанной Христом: «и по смерти любовь».

И все же наставления Макара Ивановича не спасают Аркадия от его падения, последовавшего за смертью старца. Более того, пытаясь оправдать это падение, мудрствующий Подросток даже силится опереться на некоторые максимы старца, например, на его установку доверять жизни, принимать ее, какова она есть. Задумав шантаж Ахмаковой, пытаясь заручиться поддержкой мошенника Ламберта, Аркадий пробует утешить себя ссылкой на законы жизни: «Ничего, коль с грязнотцой, если цель великолепна! Потом все омоется, все загладится.

А теперь это — только широкость, это — только жизнь, это — только жизненная правда — вот как это теперь называется! Эта работа связана с разгадыванием собственной «широкости», а также «широкости» Версилова, а точнее, с осознанием отцом и сыном присутствия в себе «двойника» — человека, поступающего наперекор благородным стремлениям. Теперь даже исповедь Версилова — его рассказ о своих исканиях и утопиях, о «золотом веке» — волнует Аркадия не содержанием идей отца, а тем, как выражается в этом рассказе его личность: «Я был даже растроган, лжи, которой я опасался, не было, и я особенно рад был тому, что уже мне ясно стало, что он действительно тосковал и страдал и действительно, несомненно, много любил — а это было мне дороже всего». Юноша надеется, что отец идет наконец к ладу с миром и браку с матерью.

Неожиданны для него новые срывы Версилова: расколотая им икона — благословение Макара, новое бегство из дома и новый фатальный порыв страсти к Ахмаковой. Но и в себе самом Аркадий обнаруживает «двойника»: он уже не во сне, подсознательно, а вполне осознанно понимает, что пытается использовать документ, компрометирующий Ахмакову письмо, в котором она высказывала предположение о сумасшествии своего отца, старого князя Сокольского , не для спасения Версилова, а чтобы принудить ее стать его любовницей или женой. Позднее Аркадий испытывает острое чувство стыда, сознание грязи и мерзости, оттого что поддался двойнику двойник его, кстати, получает и персонификацию — это его товарищ по гимназии, пройдоха и шантажист Ламберт. Версилов получает свободу после смерти Макара Ивановича с точки зрения Макара, он теперь как раз несвободен — обязан жениться на Софье Андреевне, сдержать свое дворянское слово; Версилов же, наоборот, считает своим долгом «восставать против фатума».

Аркадий же после катастроф, вызванных обманом и гонениями, сознает себя вправе быть судьей всех, кто зависит от «документа». В заключительной главе проблема самовоспитания утрачивает возрастной характер, рассматривается как задача всякого человека. Эффект же «работы с собой», оказывается, во многом зависит от степени открытости личности для людей, для мира: импульсивный сообщительный Подросток способен лучше понять других, чем всегда сосредоточенный на собственных страстях Версилов. В решающий момент при шантаже Ламбертом Ахмаковой Аркадий обнаруживает вдруг осмотрительность и находчивость, в то время как всегда сдержанный Версилов теряет всякий контроль над собой, покушаясь на жизнь любимой женщины и самоубийство.

Но твердость Аркадия в кульминационной и вместе с тем заключительной ситуации обеспечена прежде всего тем, что ему удается победить двойника, что в сознании его утвердилась другая — гуманная, благородная цель — «спасти всех! Говоря теперь о своем отношении к Катерине Николаевне, он заявляет: «О, пусть я покажусь ей мелким мальчишкой, который стерег ее и замышлял заговор; но пусть она сознается, что я покорил самого себя, а счастье ее поставил выше всего на свете». Замечательно это «покорил самого себя» — оно отвечает главной проблеме воспитания, по мысли Достоевского, — смирению «гордым человеком» своей «гордыни». И хотя Аркадий так и не сумел никого осчастливить, он действительно спас, буквально спас от смерти и Катерину Николаевну, и отца.

Покорив самого себя, он на самом деле явился спасителем «ближних». Через преодоление эгоизма, тщеславия, «плотоядия» обретает человек свой истинный образ — свой человеческий лик. Обретая же в себе человека, он способен уверовать и в образ Божий в себе — обрести Бога. Таков итог самовоспитания юноши в романе «Подросток».

Отец Аркадия Андрей Петрович Версилов относится к разряду правдоискателей из дворян. Варианты этого типа представлены во многих романах русских писателей 1860—1870-х гг. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» , И. Гончарова «Обрыв» , Н.

Лескова «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род» , А.

Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос. В 1859 году были опубликованы повести Достоевского «Дядюшкин сон» в журнале «Русское слово» и «Село Степанчиково и его обитатели» в журнале «Отечественные записки». В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов. В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского.

Тем не менее, поскольку современники не смогли дать достойную оценку повестям «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мёртвого дома». Данное новаторское сочинение, точное определение жанра которого до сих пор не удаётся литературоведам, ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных. Одного этого произведения было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место, как в русской, так и в мировой литературе.

В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский предстал русским Данте, который спускался в ад. Герцен пытался перевести это произведение на английский язык, но из-за сложности перевода издание не было осуществлено. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья». Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Н.

Страховым и А. Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. Достоевский предпринял поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах и в это же время 1864 год потерял жену и брата. В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности основой которых являлись европейские социалистические теории , формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей. Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут своё отражение в «Дневнике писателя».

К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят так называемое «великое пятикнижие», в которое входят зрелые романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Несмотря на то что в «Дневнике писателя» публиковались литературные произведения, он относится к публицистике и критике. Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекратилось февраль 1865 года. Взяв на себя ответственность за долговые обязательства «Эпохи» и испытывая финансовые затруднения, Достоевский вынужден был согласиться на кабальные условия договора по публикации собрания сочинений с издателем Ф. Стелловским и начал работать над романом «Преступление и наказание».

Первые главы отсылались М. Каткову прямо в набор консервативного журнала «Русский вестник», где вышли в январе и феврале 1866 года, и печатались из номера в номер. До конца года Достоевский мог закончить роман. Однако, по жёстким условиям «драконовского контракта» под угрозой потери авторских прав и гонораров на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Стелловского писатель должен был предоставить новый неопубликованный роман к 1 ноября 1866 года.

Достоевский находился в пограничной ситуации, когда написать новый роман в столь сжатые сроки было физически невозможно. Совершенно случайно на помощь пришёл друг писателя А. Милюков, который для ускорения процесса над созданием романа «Игрок» нашёл лучшую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Возможно, не случайно писателем было выбрано это место, где происходили события, описанные в повести М. Лермонтова «Штосс», и «проживал» Раскольников.

Вскоре после передачи рукописи романа «Игрок» издателю Достоевский сделал Анне Григорьевне предложение руки и сердца. Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Анна Григорьевна Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне. Вторая жена Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя, взяв на себя руководство финансами семьи, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.

С 1872 по 1878 год писатель проживал в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными. В то время создавались: 1872 - «Бесы», 1873 - начало «Дневника писателя» серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня , 1875 - «Подросток», 1876 - «Кроткая». Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф.

В последние несколько лет жизни 2 события стали особо значимыми для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье. Однако на встрече Достоевский не соблюдал этикет. В 1880 году, всего лишь за год до смерти, в Москве, в Благородном собрании, Достоевский произнёс знаменитую речь, посвященную открытию памятника Пушкину в Москве. В эти же годы писатель сблизился с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывался с видным государственным деятелем К.

Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни эмфиземы - через два дня писатель скончался. После известия о смерти Достоевского квартира заполнялась толпами народа, пришедшим проститься с великим писателем. Среди прощавшихся было много молодёжи.

Художник И. Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя. Крамской сумел передать ощущение, запечатлевшееся в памяти А. Эти слова вдовы писателя напоминают строки из речи Достоевского о Пушкине : «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Количество депутаций превышало заявленное число. Процессия до места захоронения растянулась на версту. Гроб несли на руках. На могиле Достоевского выступили А. Пальм, первый биограф писателя О.

Миллер, П. Гайдебуров, К. Бестужев-Рюмин, Вл. Соловьев, студент Д. Козырев, студент Павловский, П.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться «Сумерки идолов». Семья и близкие Федора Достоевского: Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский 1756 - около 1819 служил грекокатолическим, позже - православным священником в селе Войтовцы близ Немирова ныне Винницкая область Украины по родословной - протоиерей г. Брацлав Подольской губернии. Отец, Михаил Андреевич 1787-1839 ,11 декабря 1802 г.

По императорскому указу от 5 августа 1809 г. С 14 октября 1809 учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, 15 августа 1812 командирован в Московский Головинский госпиталь для пользования больных и раненых, 5 августа 1813 переведён в штаб-лекари Бородинского пехотного полка, 29 апреля 1818 переведён ординатором в Московский военный госпиталь,а через год, 7 мая 1819-го перемещён на оклад старшего лекаря.

Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением. К сожалению, зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей. В 1837 году в семье произошла трагедия: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез. Перечить воле отца мальчики не смели.

Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Произведения всех этих прославленных авторов он предпочитал инженерной науке. В 1838 году Федор Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. После смерти матери отец уехал в Даровое, где было их имение. Однако долго там не прожил. В 1839 году Михаил Достоевский скончался при невыясненных обстоятельствах. После выпуска он получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.

Ещё во время учебы в училище Федор Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году. К сожалению, эти первые юношеские произведения не сохранились. Однако переводы его не удовлетворяли, он их так и не завершил. В то же время он одновременно начал работу над собственным романом «Бедные люди». Тогда же Достоевский писал рассказы, потом опять занялся переводами. В 1844 году он окончил перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака, опубликованного в журнале «Репертуар и пантеон» без указания имени переводчика. В конце мая 1845 года Достоевский завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Григоровича с рукописью ознакомились Некрасов и Белинский. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского и стал знаменитым еще до публикации романа.

Все заговорили о «новом Гоголе». Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!.. По словам Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника». Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик Майков. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с Иваном Тургеневым в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках».

На фото: портрет Федора Михайловича Достоевского работы художника К. И, что интересно, многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя.

Деятельность В 1849 г. Достоевский был арестован по политической статье за участие в кружке М.

Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость. Ему грозила смертная казнь, которую заменили на четыре года каторги. По окончании срока в 1854 г. Выйдя в отставку и поселившись в Петербурге, вместе с братом литератором Михаилом начал издавать журнал «Время», который имел большой успех.

Но подорванное на каторге здоровье и тяжелая болезнь туберкулез жены Марии Дмитриевны заставили писателя поехать на лечение за границу в Париж, Лондон и Женеву. В 1864 г. Достоевского постигло несколько тяжелых ударов. В Москве умерла его жена, вскоре неожиданно скончался его брат, затем друг А.

Школьница вызвала переполох в Петербурге заявлением про Достоевского

Майков, критик В. Майков, А. Плещеев, друг и врач писателя С. Яновский, Д. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. В кругу новых знакомых Достоевский нашёл истинных друзей, которые помогли писателю вновь обрести себя после размолвки с участниками кружка Белинского. Весной 1846 года А. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. Но Достоевский начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы» с конца января 1847 года, где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян.

Среди петрашевцев существовало несколько самостоятельных кружков. Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Дурова, состоявший из участников «пятниц», которые разошлись с Петрашевским по политическим взглядам. Осенью 1848 года Достоевский познакомился с называвшим себя коммунистом Н. Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. В кружке С. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю». Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Следствие по делу петрашевцев осталось в неведении о существовании семёрки Спешнева.

Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта А. На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации. Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников»: "Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева копию с преступного письма литератора Белинского - читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". Молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала. Сочинения первого периода творчества Достоевского принадлежали различным жанрам: юмористического рассказа «Роман в девяти письмах», 1845 , физиологического очерка фельетоны «Петербургской летописи», 1847 , рассказа «Господин Прохарчин» 1846 , «Ползунков» 1847 , «Честный вор» 1848 , святочного рассказа «Ёлка и свадьба», 1848 , повести «Хозяйка» 1847 , «Слабое сердце» 1848 , «Белые ночи» 1848 , романа - эпистолярный роман «Бедные люди» 1845 и незаконченный роман воспитания «Неточка Незванова» 1848-1849. В Алексеевском равелине Достоевский написал рассказ «Маленький герой» 1849. Многие творческие начинания и замыслы молодого писателя нашли своё более широкое воплощение в его последующем творчестве. Суд и суровый приговор к смертной казни 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ.

Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Вероятнее всего политические взгляды писателя стали меняться ещё в Петропавловской крепости. Так петрашевцу Ф. Львову запомнились слова Достоевского, сказанные перед показательной казнью на Семёновском плацу Спешневу: «Nous serons avec le Christ» Мы будем с Христом , на что тот ответил: «Un peu poussiere» Горстью праха. Во время короткого пребывания в Тобольске 10 января-20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. Муравьёва, П. Анненкова и Н. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и одарили каждого Евангелием с незаметно вклеенными в переплёт деньгами. Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Кроме Достоевского ни один из русских писателей XIX века не прошёл через суровую школу каторги. Арестанты были лишёны права переписки, но, находясь в лазарете, писателю удавалось тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради» «моя тетрадка каторжная». Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». Достоевскому потребовалось несколько лет для того, чтобы сломить враждебное отчуждение к себе как к дворянину, после чего арестанты стали принимать его за своего. Первый биограф писателя О. Миллер считал, что каторга стала «уроком народной правды для Достоевского». Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни как падучая Epilepsia , что явствует из приложенного свидетельства лекаря Ермакова к прошению Достоевского 1858 года об отставке на имя Александра II. В 1850 году в польском журнале «Варшавская библиотека» Biblioteka Warszawska были опубликованы отрывки из романа «Бедные люди» и положительный отзыв о нём. Сохранились воспоминания очевидцев каторжной жизни писателя - участника Польского восстания Симона Токаржевского и писателя П.

Мартьянова 1827-1899. После освобождения из острога Достоевский около месяца провёл в Омске, где познакомился и подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. Там же весной того же года у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за местным чиновником Александром Ивановичем Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место смотрителя трактиров в Кузнецк. Исаевой скончался после долгой болезни. Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате стал унтер-офицером. Данное мнение не совсем соответствует действительности. Для писателя более важным было не получение чина, а высочайшее дозволение печататься. Произведение в унтер-офицеры было основано на пункте приказа военного министра в связи с манифестом 27 марта 1855 года в ознаменование начала царствования Александра II и дарованием льгот и милостей ряду осуждённых преступников.

О производстве Достоевского в унтер-офицеры ходотайствовал командующий отдельным Сибирским корпусом генерал от инфантерии Г. Все три «верноподданнические» стихотворения Достоевского «На европейские события в 1854 году», «На первое июля 1855 года», «На коронацию и заключение мира» не были напечатаны при жизни писателя. Надеясь на помилование нового императора Александра II, Федор Михайлович пишет письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Эдуарду Ивановичу Тотлебену с просьбой походатайствовать о нём перед императором. Это письмо доставил в Петербург друг писателя барон А. Тотлебен на личной аудиенции у императора добился определённого помилования. Однако Александр II приказал установить за писателем тайный надзор до полного убеждения в его благонадёжности. Спустя неделю после венчания молодожёны отправились в Семипалатинск и на четыре дня остановились в Барнауле у П. Семёнова, где у Достоевского произошёл эпилептический припадок. Помилование Достоевскому т. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос.

В 1859 году были опубликованы повести Достоевского «Дядюшкин сон» в журнале «Русское слово» и «Село Степанчиково и его обитатели» в журнале «Отечественные записки». В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов. В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского. Тем не менее, поскольку современники не смогли дать достойную оценку повестям «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевскому потребовался повторный громкий литературный дебют, которым стала публикация «Записок из Мёртвого дома». Данное новаторское сочинение, точное определение жанра которого до сих пор не удаётся литературоведам, ошеломило читателей России.

Другие осужденные вспоминали, что в этот день он вел себя очень восторженно — впечатлений от ожидания казни ему хватило на всю жизнь.

А вот Николай Григорьев, который на самом деле был в первой тройке и ждал выстрелов с мешком на голове, сошел с ума. Легенда 10. Достоевского ненавидели другие писатели Вердикт: это полуправда. Карикатура Николая Степанова. Это был вымысел, но он казался правдоподобным. У всех насмешек был общий сюжет: Достоевский считает себя лучше остальных писателей и требует к себе особого отношения.

Зародившаяся тогда вражда с Тургеневым сохранилась на долгие годы, хотя их экономическим отношениям это как будто не мешало: Тургенев печатался у Достоевского в журнале в 1860-е годы, а Достоевский позже брал у него деньги в долг. Чтобы не поссориться с Достоевским, можно было с ним не знакомиться и только читать его статьи и романы. Так сделал Лев Толстой: не встречался с писателем лично, но ценил его тексты. Легенда 11. Достоевский постоянно пил чай Вердикт: это правда. Это любимый напиток его героев.

Обычно чай оказывается на столе в спокойные и — насколько это возможно в романах Достоевского — комфортные моменты. Главный герой его «Записок из подполья» даже оставил в русской литературе мем: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Михаил Александров упоминал, что Достоевский выпивал по несколько стаканов очень крепкого и сладкого чая. По словам корректора журнала «Гражданин» Варвары Тимофеевой, Достоевского приводили в такой восторг описания чаепития в чужих текстах, что его самого тянуло к самовару. Анна Достоевская писала, что муж очень любил сам заваривать и разливать чай, а во время их заграничного путешествия они в каждом новом городе искали чайную лавку. Легенда 12.

Достоевский работал по ночам Вердикт: это правда. Федор Достоевский. Гравюра Владимира Фаворского. По ночам он делал наброски для будущих произведений, ложился на рассвете и спал до 11 утра. Потом Анна Григорьевна расшифровывала записи, а ее муж ночью разбирался с получившимся текстом и делал наброски для новых глав, чтобы уже на следующий день продолжить диктовку. Так вдвоем они работали над каждым романом.

Стихи, перевод Бальзака и сентиментальная проза Легенда 13. Страдал эпилепсией, но умер от другой болезни Вердикт: это вроде правда, но у некоторых исследователей есть сомнения. Федор Михайлович Достоевский на смертном одре. Рисунок Ивана Крамского. Его друзья называли их именно так — «припадки» — и рассказывали, что ему могло стать дурно на улице. Уже в Сибири после каторги и нескольких лет в армии врач поставил Достоевскому диагноз «падучая» эпилепсия.

Кроме того, весной 1832 года по вине одного из крестьян в Даровом случился пожар, общие убытки от которого составили около 9 тысяч рублей. Летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Дом Достоевских располагался в большой тенистой липовой роще, примыкавшей к березняку Брыково, «очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью». Андрей Михайлович вспоминал, что «лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде», а «крестьяне, в особенности женщины, их очень любили». Впечатления от этой поездки впоследствии отразились, в частности, в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [60] [63]. После возвращения в Москву для Михаила и Фёдора начинаются годы обучения.

Изначально отец собирался отдать старших сыновей в « Московский университетский благородный пансион », но передумал из-за преобразования последнего в гимназию, в которой практиковали телесные наказания [64]. Старшие дети занимались с учителями. Закон Божий , русский язык , словесность , арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [65] [66]. Ежедневно ездили на полупансион к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который учил братьев французскому языку [67] [66].

Там же сыновья Драшусова, Александр и Владимир преподавали математику и словесные науки [68]. Так как у Драшусова не было преподавателя латинского языка, то Михаил Андреевич «купил латинскую грамматику Бантышева», и осенью-зимой «каждый вечер начал заниматься с братьями Михаилом и Фёдором латынью». Михаил позже вспоминал, что «отец, при всей своей доброте, был чрезвычайно взыскателен и нетерпелив, а главное очень вспыльчив» [69]. Став пансионерами, Михаил и Фёдор могли приезжать в Даровое только летом на полтора-два месяца [70]. Согласно проводимой в это время ревизии у Достоевских имелось «около ста крестьян и более пятисот десятин земли» [71]. В 1833—1834 годах Достоевский знакомится с творчеством Вальтера Скотта.

Позже писатель признавал, что это позволило ему развить в себе «фантазию и впечатлительность», сохранив множество «прекрасных и высоких впечатлений». По воспоминаниям Андрея Михайловича, чаще всего он замечал Фёдора за чтением исторических романов « Квентин Дорвард » и « Уэверли, или Шестьдесят лет назад » [72]. Пансион Чермака. Смерть матери В сентябре 1834 года Фёдор и Михаил Достоевские поступили в Пансион Чермака на Новой Басманной улице , считавшийся одним из лучших частных учебных заведений в Москве [67] [72]. Обучение стоило дорого, но помогали Куманины. Режим дня в учебном заведении был строгий.

На полном пансионе обучающиеся приезжали домой только на выходные. Подъём был по звонку в шесть утра, зимой — в семь; после молитвы и завтрака занимались до двенадцати; после обеда снова занимались с двух до шести; с семи до десяти повторяли уроки, после чего ужинали и ложились спать. Полный курс состоял из трёх классов продолжительностью 11 месяцев каждый. Преподавали математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы. Леонтий Чермак старался создать иллюзию семейной жизни: «ел за одним столом вместе со своими учениками и обращался с ними ласково, как с собственными сыновьями», входил во все нужды детей, следил за их здоровьем [73] [74]. По воспоминаниям учившихся в то время Фёдор Достоевский был «серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом.

Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками» [74]. Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей [75]. Среди преподавателей пансиона Фёдор и Михаил особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича , который «просто сделался их идолом, так как на каждом шагу был ими вспоминаем». Билевич учился в одно время с Гоголем , посещал литературные собрания, сочинял стихи, переводил Шиллера. По предположению биографов Достоевского, педагог мог привлекать внимание учеников к текущим литературным событиям, творчеству Гоголя, а Билевич-литератор способствовать тому, что Достоевский начал думать о литературе как о профессии [76] [77]. На семейных чтениях по выходным и летом продолжали читать Державина , Жуковского , Карамзина , Пушкина [78].

Предположительно, с 1835 года у Достоевских появляется подписка на журнал « Библиотека для чтения », в котором будущий писатель впервые читает « Пиковую даму » Пушкина, « Отца Горио » Оноре де Бальзака , произведения Виктора Гюго и Жорж Санд , драмы Эжена Скриба и другие новинки литературы [79]. В апреле 1835 года Мария Фёдоровна с младшими детьми едет в Даровое. В письме Михаила Андреевича от 29 апреля появляются первые свидетельства начала её тяжёлого заболевания [80]. Михаил, Фёдор и Андрей в это время готовятся к экзаменам в пансионе [81]. В Даровое они теперь могли приезжать только на месяц в июле-августе [82]. После рождения в июле дочери болезнь Марии Фёдоровны обострилась [83] [82].

Следующее лето 1836 года в Даровом стало для неё последним. Осенью Мария Фёдоровна совсем занемогла. Андрей Достоевский позже вспоминал: «с начала нового, 1837 г. Коллеги-доктора пытались помочь жене Михаила Андреевича, но ни микстуры, ни советы не помогали [83] ; 27 февраля Мария Фёдоровна Достоевская, не дожив до 37 лет, скончалась; 1 марта её похоронили на Лазаревском кладбище [83] [84]. Юность Основная статья: Достоевский в Главном инженерном училище Инженерное училище В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К. Костомарова для поступления в Главное инженерное училище [85].

Еще полгода заняла редактура. Вторую часть Летт написала уже быстрее. В трилогии «Мир из прорех» вышло уже две книги, сейчас идет работа над третьей, она выйдет осенью. Эти романы — первый для направления «Альпина Z» опыт работы с русскоязычным автором, ранее в серии выходили только переводные романы. Работа над каждой книгой — очень сложный процесс, мы всё делаем в сотрудничестве с авторами, в том числе и иностранными. Цикл предпечатной подготовки занимает несколько месяцев: это и редактура, и выбор обложки, и две корректуры. Так и редактура «Мира из прорех» заняла много времени: мы вместе корректировали некоторые эпизоды. Нужно было очень тонко и деликатно описать эти моменты, и мы это делали вместе с автором», — поясняет Анастасия Маркелова, руководящая направлением «Альпина Z».

По ее словам, подростковую литературу особенно сложно издавать: нужно отвечать не только перед подростками, предлагая им историю, в которой будут уникальные миры, герои, которым хочется подражать, путешествия, монстры, чудовища, любовные переживания, дружба, а но и перед родителями. C одной стороны, многие темы по-настоящему можно раскрывать именно в этом жанре, с другой — возрастной ценз диктует правила, по которым на эти темы можно говорить. Особенность работы автора заключается как раз в том, чтобы говорить на вечно актуальные темы — любовь, смерть, дружба, предательство, одиночество — и в то же время быть готовым к столкновению с цензурой или острой реакцией. Родителям подростков, например, не всегда нравится, когда автор говорит про смерть, хотя эта тема всегда была в детской литературе, и та же Астрид Линдгрен говорила: с детьми нужно обсуждать любовь и смерть», — добавляет Яна Летт. На вопрос о том, отличается ли новое поколение читателей-подростков от предыдущих, Яна Летт замечает, что они меньше интересуются научной фантастикой, а на имена Стругацких или Брэдбери реагируют равнодушно: чаще всего они их не читали.

Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского

В противовес своему антиподу, стоящему у РГБ, молодой Достоевский прямо смотрит перед собой — не измученный еще ни фальшивой казнью, ни каторгой, ни эпилепсией. На Воздвиженке открыли новый памятник Федору Михайловичу Достоевскому, в котором сошлось немало мистических совпадений. Премия имени Фёдора Достоевского проводится вот уже 26 лет в преддверии дня рождения великого русского писателя.

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

Этот сюжет Достоевский хотел использовать в главе «У Тихона», в которой Ставрогин соблазняет совсем юную Матрешу. Если это так, то почему Страхов решился оговорить одного великого писателя в переписке со вторым? После смерти Достоевского в 1881 году Страхова пригласили разбирать его архив для подготовки собрания сочинений. Записные книжки и тетради 1860—1881 гг.

Как отметила исследовательница Лия Розенблюм, Страхов понимал, что этот текст рано или поздно будет опубликован, как и переписка Толстого Л. Неизданный Достоевский. Легенда 7.

А также православным фанатиком Вердикт: это почти правда. Центральная часть триптиха «Легенда о великом инквизиторе». Но некоторые исследователи считают, что у него была своя собственная концепция православия.

Достоевский придавал особое значение фигуре Христа — называл его «идеалом человека во плоти» Ф. Это противоречит ортодоксальной христианской идее, что рай на земле невозможен. Идеологические споры затрагивают и биографию писателя.

Все согласны, что с каторги Достоевский вернулся религиозным человеком, но как он относился к христианству в юности — об этом не могут договориться. Другая — что он с детства был религиозен, а в 1840-е годы даже спорил о христианстве с Белинским и с петрашевцами. Во второй половине 1860-х , во время работы над романом «Идиот», он был вовсе равнодушен к Церкви.

Во время поездки по Европе его вторая жена записала в дневнике, что в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать, а Достоевский не сопровождал ее и был недоволен таким рвением — однажды сурово встретил по возвращении из церкви и отругал за то, что она не успела прибрать дома. Переписав эту сцену позднее, она смягчила описание, объясняя раздражение мужа его любовью к порядку А. Дневник 1867 года.

Легенда 8. Достоевский ненавидел евреев и поляков Вердикт: это полуправда. Обложка «Дневника писателя» Федора Достоевского за март 1877 года, включающего главу «Еврейский вопрос».

Антология жизни и творчества» О проблемном отношении Достоевского к евреям первыми начали говорить его читатели в 1870-е годы, когда он работал в журнале «Гражданин» и публиковал там главы из своего «Дневника писателя». Он считал, что евреи высокомерно, со «скорбной брезгливостью» относятся к «коренному населению» — так он называл русских. Дневник писателя за 1877 год.

Январь — август. Резкие выражения, в которых Достоевский сформулировал эту идею, смущают исследователей, и споры о его отношении к евреям до сих пор продолжаются. Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф.

Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина. Ранние статьи Л.

Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра Варвара. Кроме того, у него были младшие братья Андрей и Николай, а также младшие сестры Вера и Александра. Обучение происходило на дому.

С его помощью мальчики изучали французский язык. Сыновья преподавателя Драшусова занимались с Михаилом и Федором математикой и словесностью. Позднее в период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л.

Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением. К сожалению, зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей. В 1837 году в семье произошла трагедия: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки.

Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез.

Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Произведения всех этих прославленных авторов он предпочитал инженерной науке.

В 1838 году Федор Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. После смерти матери отец уехал в Даровое, где было их имение.

Однако долго там не прожил. В 1839 году Михаил Достоевский скончался при невыясненных обстоятельствах. После выпуска он получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго.

В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку. Ещё во время учебы в училище Федор Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году. К сожалению, эти первые юношеские произведения не сохранились.

Однако переводы его не удовлетворяли, он их так и не завершил. В то же время он одновременно начал работу над собственным романом «Бедные люди». Тогда же Достоевский писал рассказы, потом опять занялся переводами.

В 1844 году он окончил перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака, опубликованного в журнале «Репертуар и пантеон» без указания имени переводчика. В конце мая 1845 года Достоевский завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Григоровича с рукописью ознакомились Некрасов и Белинский.

Достоевский радушно был принят в кружок Белинского и стал знаменитым еще до публикации романа. Все заговорили о «новом Гоголе». Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..

По словам Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом.

По окончании срока в 1854 г. Выйдя в отставку и поселившись в Петербурге, вместе с братом литератором Михаилом начал издавать журнал «Время», который имел большой успех. Но подорванное на каторге здоровье и тяжелая болезнь туберкулез жены Марии Дмитриевны заставили писателя поехать на лечение за границу в Париж, Лондон и Женеву. В 1864 г. Достоевского постигло несколько тяжелых ударов.

В Москве умерла его жена, вскоре неожиданно скончался его брат, затем друг А. Потеряв близких людей и имея множество долгов, Федор Михайлович выехал за границу и, в надежде поправить свое материальное состояние, стал играть на рулетке, в результате чего проиграл абсолютно все. Вернувшись в Москву, написал романы «Игрок» и «Преступление и наказание». Женившись второй раз, он снова уехал за границу, где продолжал безуспешно играть на рулетке. По возвращении в Петербург жена писателя Анна Григорьевна взяла в свои руки обустройство их жизни.

Знаток человеческой души, глубокий мыслитель, проникновенный романист — Достоевский писал о духовном и темном в человеке. Его романы привлекали криминальными сюжетами. Откуда черпал вдохновение Достоевский, книги которого до сих пор потрясают сознание читателей, ответит биография писателя, в которой немало интригующих поворотов: Детские годы и отрочество Федор Достоевский 1821—1881 происходил из небогатой семьи дворянина и купеческой дочери. Отец — наследник польского шляхетского рода герба Радван.

Отсюда и пошла фамилия рода Достоевских. Фото: YouTube: UGC По воспоминаниям Федора Михайловича, родители работали неустанно, чтобы дать детям хорошее образование и воспитать их достойными людьми. Первые уроки грамоты и письма будущий писатель получил от матери. Его первые книги — религиозная литература, которой увлекалась набожная родительница.

Позднее в своих произведениях «Братья Карамазовы» и др. Отец давал детям уроки латыни. Французский язык Федор выучил благодаря Николаю Драшусову Сушарду , которого позднее вывел в романе «Подросток» под фамилией Тушар. Сыновья преподавателя учили его математике и словесности.

В тринадцать лет Фёдор Достоевский поступил на обучение в пансион Л. Чермака, а через три года отец, удрученный смертью жены, отправил старших сыновей на учебу в санкт-петербургский пансион Костомарова. Он уготовил мальчикам стезю инженеров: они окончили Главное инженерное училище, однако в выбранной профессии себя не реализовали. Начало творческого пути В инженерном училище писатель организовал литературный кружок и создал несколько театральных пьес в начале 1840-х гг.

Эти рукописи не сохранились. После учебы в 1843 году Достоевского направили на службу в инженерную команду в Петербурге, однако на должности он долго не продержался. Двадцатитрехлетний поручик уходит со службы, решив посвятить себя литературе. В 1845 году Федор Михайлович закончил роман «Бедные люди».

Читать первому это произведение выпало Николаю Некрасову. Прочтение заняло одну ночь, после чего автор «Кому на Руси жить хорошо? При участии Некрасова роман был издан в альманахе «Петербургский сборник». Второе его произведение — «Двойник» — публика не поняла и отвергла.

Критика шельмовала молодого автора, именитые писатели его не понимали. Он ссорится с И. Тургеневым и Н. Некрасовым, его перестали печатать в «Современнике».

Вскоре произведения Достоевского появились в «Отечественных записках». Арест и каторга Знакомство с социалистом Петрушевским кардинально изменило судьбу Федора Достоевского. Он участвует в пятничных собраниях, а со временем вошел в тайное общество, которое возглавлял коммунист Спешнев. За то, что писатель публично прочитал запрещенное письмо Белинского к Гоголю, его арестовали в 1849 году.

Молодой Достоевский

Вот, например, молодой Пушкин, который никогда с Достоевским не встречался, тоже спрашивает вас: «А ты читал Достоевского?». Один из юных докладчиков так увлёкся, что ввернул фразу о влиянии Достоевского на творчество Пушкина, но тут же поправился. Кроме того на librebook вы можете скачать книгу Подросток Федор Михайлович Достоевский в формате Fb2, MOBI, EPUB. Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы». В противовес своему антиподу, стоящему у РГБ, молодой Достоевский прямо смотрит перед собой — не измученный еще ни фальшивой казнью, ни каторгой, ни эпилепсией.

В Москве появился молодой Достоевский — фото

26 июня - 43777692191 - Медиаплатформа МирТесен. Премия имени Фёдора Достоевского проводится вот уже 26 лет в преддверии дня рождения великого русского писателя. Молодой Достоевский начал различать любовь от физического наслаждения.

Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского

Аполлинария Суслова уступала сестре в интеллекте, но была особой привлекательной и тщеславной. Встретившись с Достоевским на одной из его публичных лекций, девушка пришла в восхищение от его таланта и написала литератору восторженное письмо. Роман развивался стремительно, и влюблённые вскоре отправились за границу, несмотря на болезнь жены Достоевского. Аполлинария уговаривала писателя бросить «эту чахоточную» и жениться на ней. Эмоции били в ней через край, ей хотелось больше страсти, обожания, предельных ощущений. Всё это выматывало и увлекало одновременно. Управлять такой женщиной и предугадывать её поведение и настроение невозможно. Писатель сделался заложником этих отношений надолго. Даже живя в браке с А.

Сниткиной, он продолжал переписку с Сусловой, чем вызывал в жене вполне закономерную ревность. В своих воспоминаниях она воспроизводит эпизод, когда Достоевский читал очередное письмо: «Он долго перечитывал первую страницу, потом наконец прочёл и весь покраснел. Мне показалось, что у него дрожали руки… Он горько улыбался. Такой улыбки я ещё никогда у него не видала. Это была улыбка презрения или жалости, какая-то жалкая, потерянная улыбка. Потом он сделался ужасно как рассеян, едва понимал, о чём я говорю». Когда Сусловой было уже за сорок, она вышла замуж за молоденького гимназиста и мотала ему нервы, что называется, по полной программе. Этим гимназистиком оказался будущий философ Василий Розанов, от которого она сбежала со своим новым возлюбленным и двадцать лет не давала мужу развод.

Розанов страшно переживал. В одном из писем он признавался: «Я плакал и месяца два не знал, что делать, куда деваться». Он даже просил отца Сусловой заставить дочь одуматься, но тот назвал её «врагом рода человеческого» и открестился. Хотя Розанов и дал неверной жене презрительное прозвище «Суслиха», всё же он отмечал, что «она была великолепна, по стилю души совершенно русская, раскольница, хлыстовская Богородица», с которой «было трудно», но которую «невозможно забыть». Надо заметить, что после расставания с женой Василий Розанов создал все свои самые значительные произведения, а для Достоевского Суслова послужила прототипом сразу нескольких героинь, в том числе таких ярких женских образов, как Полина из «Игрока» и Настасья Филипповна из романа «Идиот». Нарциссизм и больной эгоизм Аполлинарии Сусловой, по мнению Достоевского, были колоссальны, при этом писатель всё же признавал её огромное влияние на его душевное состояние: «Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна.

Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья», — сожалел он. Последняя любовь «Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих», — писал Достоевский в своём дневнике.

Во многих его произведениях Москва предстает матерью. Инициатором установки объекта стал Книжный клуб имени писателя: Достоевский появился рядом с его входом. Каждый желающий может присесть рядом, подумать о судьбах мира вместе с ним или сделать селфи. Заметим, что новое изваяние классика — не памятник, а малая архитектурная форма. То есть работу Анастасии Лужиной при желании можно передвинуть, правда, пока никто этого делать не собирается. В том, что место выбрано удачно, сошлись все участники церемонии открытия: директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, писатель и главный специалист по творчеству Достоевского Игорь Волгин, замглавы Музея декоративного искусства и член экспертного совета конкурса на создание этого монумента Алина Сапрыкина и праправнук классика Алексей Достоевский. Дмитрий Бак также рассказал, что через пару месяцев, ко дню рождения классика 11 ноября в Москве после реставрации вновь откроется музей Достоевского, где он жил в юности с семьей. Это самый первый музей мастера, существующий с 1928 года.

То есть он хотел сказать, пожалуйста, не веди себя так, как это делают все русские, как вы любите, вы любите все усложнять». Знакомый нам как петербургский автор, он сам родился в Москве в семье больничного лекаря. До 16 лет жил с семьей в этом небольшом флигеле Марииинской больницы. А потом и сам, невольно, начал врачевать умы и души. На Достоевском научные труды строят психологи и психиатры. Самый цитируемый из русских классиков, Достоевский FM звучит на всех языках. Кэрол Аполлонио, профессор Дьюкского университета, председатель Североамериканского общества Достоевского: «Я влюблена в его тексты. Я раздражаюсь иногда. Зачем он так много писал в этом месте, зачем этот человек так долго говорит. Я злюсь на него. Но разве это недостаток? Специалисты насчитали в романе классика минимум 50 придуманных слов, «достовизмов», как забытых, так и вполне «сейчашных». Станислав Чернышев, преподаватель русского языка как иностранного: «Слово "срамец" мне прекрасно легло к "шлепохвостнице", потому что они составляют отличную пару. Слово "обшмыга" мы не используем часто, но мы все понимаем, что оно значит».

Я очень рад, что количество памятников в первопрестольной лидирует, и Федора Михайловича изобразили в таком замечательном возрасте, возрасте мечтаний", — отметил Алексей Достоевский. Бронзовый памятник представляет собой фигуру молодого Федора Михайловича, читающего книгу. Достоевский изображен 25-летним юношей в тот период, когда он решил всецело посвятить себя литературе.

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

«Дитя уже вышло из детства и появилось неготовым человеком», — так характеризовал своего героя Фёдор Достоевский. НЕМНОГО О МОЛОДОМ ДОСТОЕВСКОМ, И ЕГО ЛИТЕРАТУРНЫХ ДНЕВНИКАХ | ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ как выглядит. В лице юного Достоевского я совместил черты его детей – ведь дети всегда похожи на родителей – и «одел» его по моде того времени. В Москве открылся памятник молодому Достоевскому. Без юного энтузиазма молодых достоевсковедов было бы очень трудно 4 часа в любую погоду (чаще всего в День Достоевского бывает солнечно и слишком жарко) проводить экскурсии. В 1849 г. Достоевский был арестован по политической статье за участие в кружке М.В. Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий