В Русской Православной Церкви сан архидиакона также дается старшему диакону, не обязательно монашествующему, который служит при Патриархе. это священнослужитель православной церкви, допущенный к самостоятельному ведению богослужения. Пожалуй, прихожан больших городских храмов не удивишь знакомством с диаконом — во многих церквях Саратова диаконский орарь взметается в призыве на молитву ежедневно.
Что означает слово «иерей»?
- Кто такой иерей?
- Степени священства
- Кто такой иерей?
- Иерей - кто это? Великие сподвижники
- Иерей - кто это? Великие сподвижники
- Комментарии
О служащих в храме
Различается белое немонашествующее и черное монашествующее духовенство. Схимонах - монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах-священник схииеромонах или иеросхимонах сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не имеет права совершать литургию.
Облачение схимонаха дополняется кукулем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы.
Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов. Священнослужители - лица, имеющие благодать совершать таинства архиереи и священники или непосредственно участвовать в их совершении дьяконы. Делятся на три последовательные степени: дьяконы, священники и архиереи; поставляются через рукоположение.
Рукоположение - богослужение, во время которого совершается таинство священства - постановление в священнослужители. Иначе хиротония греч. Рукоположение совершается в дьяконы из иподьяконов , в священники из дьяконов и в архиереи из священников.
Соответственно существуют три чина рукоположения. В дьяконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев по крайней мере двумя архиереями см. Рукоположение в дьяконы совершается на литургии после евхаристического канона.
Посвящаемый вводится в алтарь через врата царские, троекратно при пении тропарей обводится вокруг престола и затем встает на одно колено перед престолом. Архиерей возлагает край омофора на голову посвящаемого, сверху полагает руку и читает тайносовершительную молитву. После молитвы архиерей снимает крестовидно одетый орарь с посвященного и возлагает орарь ему на левое плечо с возгласом "аксиос".
Рукоположение в священники совершается на литургии после великого входа подобным образом - полагаемый становится на оба колена перед престолом, читается иная тайносовершительная молитва, рукоположенный облачается в священнические одежды. Рукоположение в архиереи совершается на литургии после пения трисвятого перед чтением Апостола. Рукополагаемый вводится в алтарь через царские врата, делает три поклона перед престолом и, встав на оба колена, полагает сложенные крестом руки на престол.
Архиереи, совершающие рукоположение, держат над его головой открытое Евангелие, первенствующий из них читает тайносовершительную молитву. Затем возглашается ектения, после которой Евангелие полагается на престол, а новорукоположенного облачают с возгласом "аксиос" в архиерейское облачение. Монах греч.
Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах рясофор - подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы -принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа схимонах - принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.
Монашество возникло в III в. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосии Печерские, создавшие в XI в.
Киево-Печерский монастырь. Инок от слав. Иподьякон - церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр.
Облачение иподьякона стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Поставление в иподьякона см. Пономарь искаженное греч.
Иначе - алтарник. В Византии пономарем назывался сторож храма. Постриг - 1.
Действие, совершаемое на некоторых богослужениях. Пострижение волос существовало в античном мире как символ рабства или служения и с этим значением вошло в христианское богослужение: а пострижение волос совершается над новокрещенным после крещения в знак служения Христу; б пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения церкви. Богослужение, совершаемое при принятии монашества см.
Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму. Постриг не клириков см. Чинопоследование пострига в рясофоры состоит из благословения, начала обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения новопостриженного в рясу и камилавку.
Епископом могут быть только священнослужители, принявшие монашеский постриг. При этом человек обязательно проходит все степени священнослужения, начиная от низших, таких как дьяконство и священство. В практике православной Церкви епископом могут быть и священники, которые остались вдовцами, однако таковым все равно нужно принимать монашеский постриг. Епископ должен являться не просто и не только духовным отцом всех верующих людей определенной церковной области епархии. Архиерей епископ несет ответственность и как главный административный деятель епархии. Каждому епископу вверена в правление определенная церковная область, все храмы и монастыри которой находятся в ведении архипастыря.
Или через десять лет после хиротонии в данном случае — посвящение в сан иерея , но только после того, как он назначен на руководящую церковную должность. Первая низшая — диакон дьякон , вторая — священник иерей и третья, высшая, — епископ архиерей или святитель. Иерей и протоиерей, как нетрудно понять, относятся к средней второй ступеньке православной иерархии. В этом они схожи, а в чем же между ними разница, кроме того, что звание «протоиерей» дается в награду? Протоиереи обычно являются настоятелями то есть старшими священниками храмов, приходов или монастырей.
Протоиерей Димитрий Александрович Киреев.
Игумен Паисий Савосин. Протоиерей Сергей Никитин. Отец Анатолий Псково-Печерский монастырь. Иеромонах Паисий Гидраш. Отец Евгений храм Архангела Михаила Ярославль. Иерей Евгений Волков Ярославль.
Настоятель храма Архангела Михаила. Священник Евгений Волков Ярославль. Иерей Георгий Христич. Христич Георгий священник Георгий. Иерей Георгий Шабалов. Георгий Узун священник.
Гордеев Николай Сызрань. Гордеев батюшка Сызрань. Отец Михаил Гордеев Сызрань. Гордеев город Сызрань священник. Протоиерей Александр Сарычев. Александр Сарычев священник Тамбов.
Священники Тамбовской губернии. Священники Тамбовской губернии список.. Гомо священники. Мемы про священников. Гомосексуализм и священники. Православные священники Гомосексуалы.
Диакон священник епископ. Облачение священника православной церкви. Иерархия христианской церкви пресвитеры дьяконы. Облачения диакона и священника. Одеяние диакона католической церкви. Облачение священника и дьякона.
Одеяние католиков и православных. Облачение иподьякона православной церкви. Сергий Шалатонов Воронежская епархия. Протоиерей Сергий Дорофеев Воронеж. Сергий Шалатонов Воронеж. Протоиерей Сергий Моздор Воронежская епархия.
Иерей Николай Лёвкин. Отец Николай Левкин. Иерей Николай Левкин клирик храма. Георгий Дублинский священник. Стахий Колотвин на Спасе. Телеканал спас Павел Островский.
Храм Воздвижения Креста Господня в Митино настоятель. Иерей Стахий Колотвин. Священник Кивилиди Димитрий. Батюшка духовник в Ростове на Дону. Служители собора Ростов на Дону. Церковь батюшка Ростов на Дону.
Лысенко Сергей настоятель храма. Лысенко Сергий священник. Священник домогается. Сергей Никитин протоиерей Москва. Священикэто определение. Священник для презентации.
Кто такой священник. Священник это определение. Священник Екатеринбургской епархии протодиакон Сергий Мегалинский. Мельниченко Василий фотограф. Поп Церковь. Толстые священники.
РПЦ чины церковные. Иерархия священников русской православной церкви. Церковные награды русской православной церкви для священника. Иерархические награды русской православной церкви. Священник РПЦ.
Иерей - это православный священник
Так, каждый священнослужитель — и избранный Царский воин, и прообраз Самого Царя для Своих пасомых. Наставления свт. Григория Двоеслова к духовным пастырям Пастырь, правящий духовным стадом Христовым, должен быть для него передовым примером во всех делах своих, так чтобы он самой жизнью своей указывал пасомым путь жизни, а словесное стадо его, последуя гласу и делам своего пастыря, поучалось и усовершенствовалось более из примера, нежели из слов его. Ибо если высота занимаемого им места вызывает на соответственную возвышенность слова, то та же высота требует и высоких подвигов. Притом и самая проповедь устная удобнее и вернее проникает в сердца слушателей, когда слова проповедника подтверждаются его примерной жизнью: словом он только убеждает и побуждает к делу, а примером он как бы помогает и участвует в деле. На гору высоку взыди, благовествуяи Сиону, — говорит Господь через пророка Ис.
Пастырю, правящему духовным стадом Христовым, надлежит быть разборчивым и в молчании, и в словах, чтобы не говорить о том, о чем следует молчать, и не молчать о том, о чем следует говорить. Ибо как необдуманная речь может вводить слушателей в заблуждение, так неуместное молчание может оставлять их тоже в заблуждении; тогда как и в том, и в другом случае, при благоразумной разборчивости руководящего пастыря, они могли бы избавиться от этого. А между тем часто случается, что неблагоразумные и непредусмотрительные пастыри из опасения потерять благоволение у своих пасомых боятся и не решаются свободно высказывать истину; но это уже не пастыри добрые, которые душу свою полагают за овца, по словам самой Истины, а наемники, которые как бы бегают при виде волка грядуща, когда укрываются под предлогом молчания ср. О них-то с упреком говорит Господь чрез пророка: пси неми не возмогут лаяти Исх. Стоять же на тверди — значит свободно и бестрепетно защищать духовное стадо от всяких нападений и притеснений мира сего, и сопротивляясь в бою в день Господень — вести борьбу из любви к правде со всяким грешником, кто бы он ни был, несмотря ни на какие со стороны его сопротивления и противодействия.
А бояться высказывать правду из-за чего бы то ни было, и прикрываться молчанием — не то же ли для пастыря, что для военачальника обратиться в бегство с поля битвы без всякой борьбы? О таковых-то недостойных пастырях говорится и у пророка Иеремии: Священницы не рекоша: где есть Господь? Пророками же называются иногда в Священном Писании и учители, у которых все пророчество ограничивается тем, что они, показывая тленность настоящего, внушают надежду на будущее. Слово Божие упрекает их за потворство суетности народа, которую они ясно видят, но не хотят или бояться указать на нее самим грешникам, усыпляя только их совесть своим ласкательством. Они не решаются быть обличителями своих подчиненных, чтобы тут же не обличить и самих себя, тогда как пастырское обличение служит самым действенным средством для вразумления и исправления даже закоренелых грешников: ибо, слушая благоразумные обличения своего отца духовного, со властью пастырскою их обличающего, они с сокрушением сердца и раскаянием сознаются в своих грехах, нередко и таких даже, которые для них самих были тайной.
Если же пастырь стоит грудью, тогда он ставит врагу преграду и есть оплот стаду дома Израилева. Всякий, кто вступает в пастырское служение, принимает на себя обязанность быть духовным глашатаем и выступать пред народом с громогласной трубой, чтобы приготовить его к сретению Верховного Судии в день Страшного Суда. Но если пастырь не силен словом, и пред паствой своей остается безгласен, то какой из него, немотствующего, может быть глашатай и провозвестник славы Божией? Для сего-то и на первых наших пастырей христианских апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков; и как только исполнились они Духа, тотчас стали проповедовать Деян.
Экзарх подчинен центральной церковной власти — Патриарху или Синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. Устройство храма Алтарь лат. Отделен от остального храма иконостасом. Амвон греч.
Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия. Антиминс греч. Четырехугольный льняной или шелковый плат, расстилаемый на престоле. Литургия может быть совершена только на антиминсе, который предварительно освящается епископом и передается в храм в знак его освящения. Этот обычай восходит к первым векам христианства, когда из-за гонений верующие не могли строить храмы и возводить постоянные престолы. На антиминсах, по традиции, вышивкой или аппликацией изображается «Положение во гроб» тела Христа. Апсида — выступ храмового здания со стороны алтаря, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом конхой. Наиболее важная функция апсиды в храме — завершение алтарного пространства, в котором расположено горнее место.
Горнее место слав. На горнем месте на некотором возвышении ставится кресло трон для архиерея, а по сторонам, но ниже его — сидения для священников в приходских храмах кресло для архиерея не ставится. Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих Ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести. Двери диаконские северная и южная — две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат. В отличие от Царских врат, диаконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в небогослужебное время. Название происходит от традиции изображать на диаконских дверях первомученика диакона Стефана I в. Иногда на диаконских дверях помещаются изображения архангелов.
Деисис греч. Деисисныи деисусный чин — многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов, апостолов, святых, пророков. Жертвенник — небольшой стол у северной стены в алтаре, слева от горнего места. На жертвеннике совершается проскомидия — из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Завеса или катапетасма — греч. Во время богослужений она то открывается, то закрывается, иногда бывает наполовину открытой. В зависимости от дня года и праздника, может быть разного цвета, как и облачения священнослужителей. Иконостас — заграждение, отделяющее алтарь и среднюю часть храма.
Состоит из икон, расположенных ярусами, число которых может быть от трех до пяти. Киот греч. Клирос — место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи перед иконостасом. Паперть, или внешний притвор — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. Придел — пристройка со стороны южного или северного фасада или специально выделенная часть основного здания храма для размещения дополнительного алтаря с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день например, в праздники или в воскресенья в одном храме можно было совершать несколько Литургий, по количеству приделов в Православной Церкви принято совершать не более одной Литургии в один день на одном престоле; священник не может совершать более одной Литургии в день. Притвор — пристройка перед входом в храм.
Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Ризница — отдельное помещение в храме или место в алтаре обычно справа от горнего места , где хранятся облачения и священные сосуды. Солея лат. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед амвон , по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата — двустворчатые двери напротив престола в алтаре , главные врата иконостаса.
Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных диаконских врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей. Богослужебные предметы, церковная утварь Воздух — большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Дароносица — переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами например, в больнице и т. Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары.
Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикирий греч. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дискос греч. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.
Елей — освященное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании. Звездица — две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически изображает вифлеемскую звезду. Кадило — металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. Канун искаж.
Устанавливается в храме в месте совершения панихид. Лжица — специальная ложка с длинной ручкой, которой совершается причащение мирян. Мирница — сосуд для хранения святого мира. Миро — благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ, освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира совершает архиерей. Орлец — круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает епископа, надзирающего за епархией.
Паникадило греч. Зажигается в самые торжественные моменты богослужения. Потир — священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову. Потир изображает собой чашу Тайной Вечери. Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян. Рипида греч. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время Литургии летающих насекомых. Символически изображают ангельские силы.
Семисвечник — подсвечник из семи лампад или свечей, стоящий в алтаре за престолом. Трикирий греч. Согласно литургическим толкованиям, три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы.
Христианская церковь окончательно разделилась на православную и католическую очень давно, а именно в XI веке. Большинство православных верующих живет в России.
Русская православная церковь - одна из старейших в мире, однако понятно, что она не единственная.
Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия. Патриарх Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх. Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны. Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию.
Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей. Особого различия в этих двух чинах нет — они оба означают старшего священника, только протопресвитер служит в патриаршем храме, а не в обычном. Протоиерей же — это звание более высокое, нежели простой иерей, но более низкое, нежели протопресвитер. В древние времена использовалось понятие «протопоп», но сегодня оно вышло из церковного обихода, а само слово «поп» носит негативную окраску и может даже расцениваться как оскорбительное. Протоиерей, помимо своего священнического служения, также несет труды по настоятельству храма. Что касается митры, то она является атрибутом высших чинов черного духовенства. Но в качестве награды за какие-либо заслуги перед Церковью правом ношения митры могут наградить и протоиерея. В переводе на русский язык митра обозначает не что иное, как головную повязку. Символически она соотносится с терновым венцом Христа, который надели Ему на голову с издевкой, предполагая мнимое царствование.
В то же время митра является прообразом настоящей короны, как свидетельство о реальности Царства Божьего. Также митра знаменует царские венцы, которыми будут увенчаны головы праведников, наследовавших жизнь в раю. В древности же митра была атрибутом императорской власти, а позже перешла и к иерархам церковным. Уже с 17 века практически все православные архиереи носили митру, как знак величия. Сегодня право ношения митры есть у православных архимандритов, архиереев и священников из белого духовенства, которых наградили этим знаком отличия. Внешний вид короны-митры может отличаться, но, как правило, на ней сверху присутствует небольшой крест, а по бокам изображены лики Господа и Пресвятой Богородицы Внешний вид короны-митры может отличаться, но, как правило, на ней сверху присутствует небольшой крест, а по бокам изображены лики Господа и Пресвятой Богородицы. Хиротония и хиротесия возложение рук — в чем разница Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения, то есть церковнослужителей: чтеца, алтарника, иподиакона. Они подчиняются священнослужителям и не обладают благодатью священства. Посвящение в церковнослужителя называется хиротесией.
Она отличается от хиротонии тем, что происходит вне литургии обычноперед ней и не в алтаре, а в храме;это не Таинство и она не дает благодати священства. Для поставления в церковнослужителя достаточно благословения и руковозложенияепископа. Оно заканчивается облачением в соответствующие священные одежды и происходит не так торжественно. Благодать Святого Духа для служения Церкви Священство является особым призванием, благодать Духа Святогодаруется в первую очередь дляслужения ближним, Богу, а потом и длясвоегоспасения. Преподобный Силуан Афонский говорил освященстве, как овысшем достоинстве: «… священники носят в себе столь великую благодать, Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…». Поэтому мы должны с большим благоговением и почитанием относится к священнику, как к носителю Божией благодати. Обязательно ли диакону становиться священником? Диакону становиться священником не обязательно. Если человек этого не хочет, его заставлять никто не будет.
Перед тем, как стать священником , диакон пишет прошение на имя архиерея: «Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства рукоположить меня в сан иерея для служения Богу и Церкви». Понятно, что, если он не напишет, никто за него этого не сделает. Архиерей может предложить диакону рукоположение, но это не значит, что нельзя отказаться. Обычно такие вопросы решаются в личной беседе с архиереем, который имеет большой опыт общения с людьми в целом и священнослужителями в частности и потому видит, кто готов к окормлению паствы, а кто ещё нет. Священник много времени проводит с прихожанами, его задача — уметь найти подход к разным людям, подобрать для каждого нужные слова. Диакон же в большей степени помогает священнику, нежели общается с прихожанами. Епископы Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение.
Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе. В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства. Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами. Патриарх Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве. Данный титул дословно переводится с греческого как «семья» и «начальствующий». При этом в отдельных православных странах церковью руководит архиепископ, например, в Польше или Греции. В Грузии и Албании во главе стоит католикос, а Александрийской и Римской церквями управляет папа.
Митрополит Это словно с греческого переводится как «столичный». Митрополитом называют руководителя значительной по территории церковной области.
Иерей — что это значит
- Иерархия в православной церкви: схема, подробный обзор
- Дмитрий Березин. О работе священника и прихожанах |
- Иерей - кто это? Великие сподвижники
- Знакомьтесь: диакон
- Церковные чины по возрастанию. Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви
Иерей Максим Черненко о Входе Господа во Иерусалим
Но вот храм есть и у прихода есть настоятель — священник, который всем руководит: и людьми, и хозяйством. Но вот храм есть и у прихода есть настоятель — священник, который всем руководит: и людьми, и хозяйством. В Русской Православной Церкви сан архидиакона также дается старшему диакону, не обязательно монашествующему, который служит при Патриархе.
Иерей - кто это? Великие сподвижники
Это событие предвещало начало Страстной недели, ведущей к распятию и Воскресению Христа. В православной традиции этот день отмечается освящением ветвей вербы, символизирующих пальмовые ветви, которыми устилали путь перед Господом во время его въезда в Иерусалим. В этот день также послабляется Великий пост, разрешается употребление рыбы.
Чинопоследования пострига содержатся в большом требнике. Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию. Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории: Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов. Алтарник послушник Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит: При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь. Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина.
За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью бархатную шапочку. Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы трикирий, рипиды. Церковные саны православной церкви Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу.
На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего. Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается. Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение.
Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15—20 лет. Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях. Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями: совершать богослужения и другие таинства; нести учение людям; проводить причащение. Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль.
Вот некоторые из них: Священные таинства: Иерей имеет право совершать все семь таинств покаяние, крещение, причастие и т. Обучение: Одной из основных обязанностей иерея является обучение и нравственное руководство верующих. Иереи проводят проповеди, наставления и организуют различные мероприятия для церковной общины. Пастырство: Иерей отвечает за духовное пастырство своих прихожан. Он помогает им в их духовном росте, решает вопросы и проблемы верующих и всегда готов оказать поддержку иерейским служением. Роль иерея в традиционной обрядности Иерей играет ключевую роль в богослужениях и традиционных обрядностях Православной Церкви.
Кроме того, ключарями именовали также заведующих ризницей и церковною утварью. Благочинный — в православной церкви административная должность священника, при назначении на которую он становится одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом благочинием. Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа её священнослужителей как правило, проживающих на этой территории. В католической церкви... Чин протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Титул протодиакона обычно даётся диаконам после пяти лет служения в священном сане с двойным орарем. Порядок совершения церковного обряда поставления во протодиакона находится в Чиновнике архиерейского священнослужения. Исполняют разные послушания, то есть выполняют всякие работы в храме и по монастырскому хозяйству. В России пономарь уважительно именуется — алтарник, а в разговорной речи — дьячок, реже — послушник. Московская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской православной церкви, расположенное с 1946 года в городе Сергиевом Посаде; первоначально находилось в Москве на улице Делегатской, дом 3 бывшая усадьба Остермана. Не является отдельной степенью священства, но есть высшее иерейское звание в белом духовенстве, подобно тому как архимандрит есть высшее пресвитерское звание в чёрном духовенстве. Награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси». Сан, кроме того, имел... Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах метрополиях — др. В особых случаях келейник ещё не является монахом и носит одежду монастырского послушника. Кандидат богословия — церковная учёная степень. В России присуждается диссертационными советами духовных академий и университетов Русской православной церкви РПЦ ; признаётся учёной степенью только в структурах РПЦ. Представляет собой ромбовидный плат с изображением креста посередине, одним углом прикрепленный к ленте, носится с правой стороны набедренник в этом случае перевешивается на левый бок. Исторически — название клириков, живших в одних кельях с епископом; должность была учреждена Халкидонским собором 451 , и существовала как на Востоке, так и на Западе. Крест наперсный — крест, носимый на груди на персях , под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых вокруг шеи. Право хиротесии принадлежит епископам, но в монастырях, согласно 14-му правилу Седьмого Вселенского собора, это также позволяется совершать их настоятелям архимандритам и игуменам. Отличительной особенностью этого вида наперсного креста является использование при его изготовлении эмали, филиграни, гравировки и камней. Как правило, кресты с украшениями производятся ювелирными мастерскими. Обязанности уставщика заключаются в наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались согласно церковного и монастырского уставов, без пропусков и изменений. Возглавляется благочинным. Декларировало цель «обновления церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения.
"Сомнений не было": о священническом пути молодого иерея из Ульяновска
Посему ныне словом иерей называются православные священники, пастыри. В Православной Церкви иерарх (правящий епископ) обладает неоспоримой властью. Как появились священники в Церкви? Словом «иерей», что в переводе означает «жрец», первоначально назывались иудейские священники, приносящие кровавые жертвы Богу в храме Соломоновом. В чем отличие иерея и протоиерея в православных или католических церквях.
Иерей — это православный священник
Иерей (греч. Ἱερεύς — жрец), в Русской православной церкви — рукоположённый женатый священник, пресвитер — вторая степень православного священства. Как появились священники в Церкви? О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Сан Иерей и протоиерей — это два разных звания в православной церкви.
Таинство Священства (Рукоположение)
Церковная иерархия Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей. В него входят: Алтарник послушник Этот человек является мирским помощником священнослужителя. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь. Псаломщик чтец Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из Писания. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью — бархатную шапочку.
Иподиакон Этот человек также не имеет священного сана.
Особо достойные архимандриты могут стать епископами. Диаконы, Протодиаконы Диакон — это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств.
Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может. Помимо помощи священнику, задача диакона - призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента орарь , если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом старшим диаконом.
Если диакон монах, то его называют иеродиаконом а старший иеродиакон будет называться архидиакон. Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении. Ипподиаконы Ипподиаконы — это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.
Псаломщики чтецы , певцы Псаломщики и певцы хор — читают и поют на клиросе в храме. Уставщики Уставщик — это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл и при необходимости самостоятельно читает или возглашает выполняет функцию канонарха. Пономари или алтарники Пономари алтарники — помогают при богослужении священникам иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.
Послушники и трудники Послушники, трудники — в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания Иноки Инок — насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний. Монахи Монах — насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.
Священники также равны между собою, но по некоторым заслугам и продолжительному служению св.
Церкви именуются в мире: протоиереями, а во иноках: архимандриты, игумены и священноиноки. Старший диакон в мире называется протодиакон, а иночествующий — архидиакон, оба служат только при епископе; низшие же прислужники при епископском священнослужении именуются иподиаконами. Чин рукоположения в священные степени Благодать Святого Духа непрерывно передается через рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям от самых первых апостольских времен.
Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых таинств. Рукоположение — акт сакраментальный; в нем, по словам свт. Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно».
Рукоположение в епископа, пресвитера и диакона совершается во время божественной литургии, но в разное время. Рукоположение в диакона совершается по освящении Святых Даров, так как диакон только служит при совершении таинств, но не имеет права совершать их. Рукоположение во священника совершается после великого входа, для того, чтобы новоосвященный мог принять участие в совершении Евхаристии.
Рукоположение в епископы происходит в начале литургии, потому что епископ имеет право не только совершать таинства, но и рукополагать в степени священства. Кроме того, рукоположение в епископа совершается собором епископов не менее двух , а рукоположение в пресвитера и диакона — одним. Облачение священнослужителей Священнослужители при своем посвящении, а затем и вообще при Богослужении, облачаются в священные одежды.
Диакон облачается в стихарь, уларь орарь и поручи. Священник — в подризник тот же стихарь , епитрахиль сугубый уларь , пояс, поручи и ризу или фелонь. Епископоблачается в те же одежды, что и священник, но вместо епитрахили епископ облачается в особую одежду, называемую амфор омофор — это длинная широкая лента, возлагаемая на плечи епископа так, что один конец ее спускается спереди, а другой — сзади.
Митрополиты и архиепископы вместо фелони облачаются в саккос — одежда наподобие короткого стихаря с короткими рукавами. Митра — головное украшение епископов; панагия — небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, богато украшенный, который епископы носят на груди, как и крест. Посох или жезл — знак епископской власти.
Во время богослужения, в определенные моменты, епископ становится на специальные круглые коврики — орлецы, на которых, соответственно названию, изображается летящий над городом орел.
В епархии, как и в патриархии, есть церковный суд, состоящий из избранных священников общецерковный суд — из епископов. На этом суде рассматривают дела провинившихся священников, решается вопрос об их наказании — запрещении в служении или лишении сана. Правда, после «победы» священнику все равно придется покинуть епархию, потому что житья ему там уже не будет. Благочинные — это священники, которые исполняют функции бригадира или прораба на вверенном им участке. Например, крупный город делится на несколько условных районов область также делится на такие «провинциальные» районы и назначается священник, надзирающий над остальными. Благочинный тоже время от времени собирает настоятелей приходов на бессмысленные собрания благочиния, где тратят время на пустые бумажки. Главная же функция благочинного — быть глазами и ушами архиерея, выбивать из своих подчиненных священников епархиальные взносы и отчеты.
Между собой рядовые настоятели приходов порой называют своих благочинных «злочинными» или «бесчинными», потому что в руках благочинного обычно находится судьба любого священника — он может оклеветать того перед архиереем, предложить снять или перевести по надуманному поводу, например, чтобы освободить богатый хороший приход для себя или своего родственника в сане. Чаще всего архиерей прислушивается к благочинному, а мнение рядового настоятеля и его протесты просто никого не интересуют. Следующий уровень — настоятели приходов. Надо сразу учесть, что приход и храм — это не одно и то же. Приход — это юридическая единица в епархии, существующая в первую очередь на бумаге и в органах юстиции. Сейчас это называется МРОП — местная религиозная организация прихода храма такого-то. То есть на бумаге и в отчетах приход может быть, а храма еще нет, даже земельного участка под храм может еще не быть. Приход начинается с того, что десять человек любых, хоть прихожан другого прихода собираются на учредительное собрание, они могут зарегистрировать приход на домашний адрес одного из учредителей, а потом уже начинается процесс оформления земли, строительства храма и т.
Словарь терминов для журналистов
Здесь важно знать, что эта власть — не в смысле «что хочу, то ворочу»: эта власть духовная, и она не присваивается человеку самому по себе: человек сам по себе не может совершать Таинства, ибо они — сверхъестественные действия. На самом деле Таинства совершает Христос, в Церкви, Духом Святым, а человеку-священнику принадлежит лишь роль посредника — не в смысле «стены с дверью» между человеком и Богом: хочу — впускаю, хочу — нет, но в смысле доверенного лица, уполномоченного Церкви, ее служителя. В Церкви общение человека и Бога совершается непосредственно, священник же «точию свидетель есть», как об этом говорится в последовании Таинства исповеди. Священник есть «друг Жениха», говоря евангельскими словами. Суть священнического служения — в своем лице осуществить Церковь, спасающую и освящающую; цель этого служения — привести ко Христу. Из этого нужно исходить, говоря о власти священнодействовать и учить. Совершает Таинство Церковь руками священниковыми; учение веры и благочестия содержит Церковь, и задача священника — донести его в целости и неповрежденности до своей паствы. Но не надо думать, что в силу этого роль иерея пассивна. Ему вручается Христово стадо, чтобы он наставлял людей на путь истины и жизни: а как это возможно? Только одним путем.
Как Христос Сам в Себе совершил наше спасение и приобщил нас ему в Церкви, — так и пастырь должен сам идти путем христианской жизни и примером своей жизни в первую очередь а словами — во вторую лишь вести ко Христу вверенных ему людей. Таким образом, власть священства не есть некое мирское управление, как некое внешнее насильственное воздействие на подчиненных; эта власть, в точном соответствии с Евангелием кто хочет из вас быть большим, будет всем слуга, а кто хочет быть первым, будь всем раб — см. И здесь перед нами встает ряд практических вопросов, рассмотрению которых мы посвятим следующую беседу. Мы сказали, что Таинства, будучи онтологически сверхразумным действием Божиим, с педагогической точки зрения представляют собою семя, данное нам для взращивания, задание. Они, с одной стороны, соединяют нас с Богом, дают нам духовные силы, крепость, энергию, саму благодатную жизнь со Христом во Святом Духе; с другой стороны, являются неким залогом, тем, над чем мы должны трудиться, созидая свою душу как храм Святого Духа, Невесту Христову. Так и идет освящение христианина: получая в Таинствах силу от Бога к жизни и благочестию, подкрепляя ими богообщение, которое должно быть непрестанным, человек с помощью Божией трудится над исполнением заповедей Христовых, над выстраиванием своей жизни по Богу. Неверным восприятием этого церковного взгляда на Таинства является магическое понимание их — когда от Таинств остается лишь зависимое от обряда детерминированное действие, безразличное к нравственному состоянию человека, направленное не на соединение с Богом, а на получение чего-то от Него. Это приводит к сакрализации формы, обряда, переносу акцента с содержания и духовного смысла обряда с того, что, собственно говоря, обряжается во внешние церковные формы на его оболочку и приданию обряду самому по себе духовной действенности, без обязательного участия труда души, направленного к богообщению. Мы начали рассматривать Таинство Священства и подошли к вопросу — как правильно нам относиться к этому Таинству, как нам мыслить и действовать так, чтобы воспринять в нем ту благодать Св.
Духа, какую хочет нам преподать в этом Таинстве Святая Церковь. В связи с этим обозначим проблемы, которые ставит перед нами современная церковная жизнь. Мы сказали в прошлый раз, что задача священника трояка: совершать Таинства, учить народ истинам веры и нравственно руководить людей на пути ко спасению. Для этого и предназначена, говоря техническим языком, благодать священства. Ясно, что в деле совершения Таинств священник лишь инструмент, если можно так выразиться. Таинства совершает Церковь, священниковы только, образно говоря, руки. Следовательно, пока священник законен, Таинства совершаются им независимо от прочих обстоятельств — если, конечно, он совершает их по Уставу Святой Церкви, от лица ее. Что же касается остальных двух задач пастыря, то здесь вступает в силу общее условие, общий принцип отношения человека к благодати Божией, подаваемой в Таинствах. Священнику благодать священства также подается как семя, как то, что он должен развивать.
Он должен преподавать учение веры, и хотя оно неизменно в Церкви, священник должен его усвоить, понять, прочувствовать и донести до каждого человека — на его языке, не формально. Священник должен вести людей по пути спасения, и хотя этот путь также известен и определен в Церкви, но в этом деле собственные нравственные усилия пастыря чрезвычайно важны, ибо, чтобы вести других, он должен прежде всего идти по этому пути сам. И тут возникает некий зазор, — когда вера и нравственность проповедуются, но не особо-то показуются или когда пастырь под верой и нравственностью понимает не то, что содержит Церковь, а что-то свое, выдавая это свое за учение Церкви — что в основном и является причиной неприятия Церкви многими людьми. То есть имеется опасность подмены Церкви ее служителями. И в связи с этим нужно поставить вопрос о норме отношений пастыря и паствы и, выяснив эту норму, в свете ее оценить отступления от церковного учения в практике нашей церковной жизни. Мы сказали, что Господь дал власть Своим ученикам — Апостолам и их преемникам, епископам и священникам — строить и хранить Церковь; власть эта — власть не в мирском смысле, это власть духовная, власть служения, содержания веры и указания пути благочестия, — хранится в Церкви и передается в Таинстве Священства. Без Церкви невозможно спасение, следовательно, необходимо быть в союзе с нею, а это значит, что необходимо послушание Церкви, ее уполномоченным и служителям — пастырям. Об этом говорит Господь: Слушающий вас т. Апостолов Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается Лк.
Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает Ин. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно Евр. Итак, через послушание пастырям мы состоим в богоустановленном церковном чине. Но такое положение дел налагает на пастырей чрезвычайную ответственность — за каждую душу, к нему относящуюся, он даст отчет Богу. От пастыря требуется прежде всего осознание этой ответственности: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте Деян. Норму отношений пастыря и паствы дает в полноте св. Петр: Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначалъник, вы получите неувядающий венец славы.
Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать... Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов... Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией... Лучше не скажешь. Вот учение Церкви о пастырстве, всё — в этих словах. Но есть в Евангелии еще одна цитата, которую часто приводят протестанты в полемике с Церковью. И на первый взгляд она действительно несколько противоречит вышеприведенным текстам. Вот эта цитата: Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится Мф.
Как все это понять и увязать? С одной стороны, необходимость пастырства и послушания для того, чтобы усвоить, помимо собственно благодатного освящения в совершаемых священством Таинствах, учение веры и благочестия — мы видим, что таков чин Церкви, что это усвоение совершается через личный пример, водительство и научение пастырей. С другой стороны, такие слова Христа: не называйтесь учителями, отцами и наставниками. Здесь дело вот в чем: Господь с особой силой подчеркивает то, о чем мы уже сказали, — что священник не является и не может быть отцом, учителем и наставником самим по себе; всё его учительство и наставничество тогда и только тогда становится действительным, когда он учит о Христе, наставляет ко Христу, является, по выражению митр. И когда мы называем такого пастыря отцом — мы не его как человека так именуем, а в его лице так называем Самого Господа. Подумайте, какая ответственность лежит на пастыре, на епископе и священнике! Он должен в самом себе осуществить все христианство и преподать его другим. И именно это имеется в виду в приведенных словах Евангелия. Дать другому, научить может только тот, кто сам владеет предметом, а не тот, для которого он — «темный лес» или то, что он считает предметом.
Понятно, что это — идеал; и священник тоже возрастает, как христианин и пастырь, от большей немощи к меньшей. Но он должен помнить это евангельское предостережение и ограждаться им, чтобы преподавать другим учение и дух Церкви, — Церкви, т. Писания, Св. Предания и духовного устроения ее, а не того, что сказал старец X или передали через 20-е руки, что изрекла схистарица Y, и не того, о чем пишут безумные листовки и брошюры, а то и целые книги, ссылающиеся на авторитет игумена Z, и проч. Если пастырь забывает об этом, если он приводит людей не ко Христу, а к себе, если он делами и словами учит не учению Церкви Христовой, а тому, что он сам считает истиной, своим представлением о христианстве, — то он не пастырь, а «лютый волк», по выражению ап. В таких случаях священник начинает повелевать, а не служить, влагать в людей свои понятия о Боге и Церкви, отвращая их тем самым от истины, и губить их, а не спасать. Спасение — еще раз повторим — в приобщении Христу и Церкви, и пастырь только тот истинный пастырь, который приводит человека ко Христу, а не к себе. Об этом и говорят тексты Священного Писания, нами приведенные. И здесь мы видим две основные ошибки, которые и извращают богоустановленный чин пастырства, делают духовные отношения явлением, вызывающим порой нарекания на Церковь.
Первая ошибка — это неверное, магически-автоматическое восприятие благодати священства. Вторая — такое же, магически-автоматическое восприятие подвига послушания. Давайте разберем это. В нашей церковной жизни весьма распространенное явление — считать, что благодать священства действует «автоматически». Некоторый повод дает к этому уже упоминавшееся нами обстоятельство — что Таинства совершаются священником независимо от его нравственного состояния в силу законного уполномочивания Церкви. Появляется соблазн распространить это и на те сферы действия благодати священства, которые не подпадают под это, уникальное в своем роде, обстоятельство. Отсюда выходит, что многие, и пастыри и паства, начинают думать, что достаточно только рукоположения — и теперь всё, что говорит пастырь, есть от Духа Святого, всё, что он делает, — всё безукоризненно в силу действия благодати священства самого по себе, а малейшее сомнение в этом есть хула на Духа Святого. Это и есть магическое восприятие Таинства.
Как правило, он широк и на практике, и все, чем пастыря благословило заниматься священноначалие, необходимо исполнять старательно и добросовестно. Но есть то, что должно быть в фокусе священнической жизни, — совершение Божественной литургии.
Все остальные служения восходят к этому главному и только в таком порядке и в такой перспективе обретают церковное значение и смысл.
Белое имеет возможность вступать в брак и может занимать высокие посты. Черное — это монахи, отказавшиеся от мирской жизни, не имеющие семьи и детей. Иерей и протоиерей относятся к белому духовенству. В православии иерей — это младший сан священника, получаемый после окончания семинарии. Протоиерей — это священник более высокого ранга, имеющий стаж служения или заслуги перед РПЦ.
Иерей С греческого языка переводится, как «жрец». Он может: совершать таинства и богослужения; нести христианское учение прихожанам; причащать верующих. Раньше более ходовым было название «поп» от греческого «папос» — отец.
Иерей имеет особые обязанности и функции в православной церкви: Он совершает богослужения, включая Престольную Литургию и молебны. Иерей преподает слово Божие, освещает и разъясняет священные писания. Он рукополагает новых священников и диаконов. Иерей проводит обряды, такие как крещение, венчание и причастие. Он заботится о духовном развитии прихожан, служит им духовным наставником и дает духовные советы. Иерей также обращается за помощью к Богу в молитвах за спасение и благосостояние своих прихожан. Иерей является духовным лидером и пастырем, который руководит церковным сообществом и помогает верующим найти свою духовную силу и руководство от Бога.
Священнослужитель также играет важную роль в проведении обрядов и сохранении традиций Православия.