В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. Другие новости. 02.04.2024 12:17:00. К 200-летию Государыни Императрицы Марии Александровны, первой Венценосной владелицы имения «Ильинское-Усово». Так начинается новая жизнь заслуженной артистки Марии Капнист. Какие тайны она оставила в прошлом? Об этом сегодня в документальном цикле "Частная история".
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
С тех пор стараюсь так делать. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Жезказнан. Палящее солнце. Сильный ветер с песком... Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда.
Запомнилась казашка, которая вышла с кувшином воды. Ей разрешили напоить самых слабых. Жезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью... Нестерпимо болели руки и нога.
Я была бригадиром. Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря. Как же он воскрес? Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком... Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить. Меня спасало, что мой друг Георгий Евгеньевич присылал посылки.
Их появление было дивом, волшебной соломинкой жизни. Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками. Каким чудом были эти посылки! Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого... Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь. Отец, поляк Ян Волконский, впоследствии был расстрелян.
В лагере в пустыне Жезказгана на работах в угольных рудниках беременную Марию Капнист с утра опускали в бочках на 60 метров вниз и лишь вечером поднимали наверх.
Она работала на угольных шахтах, пасла отары овец в Казахстане. Там она встретила отца дочери — инженера Яна Волконского, который спас красавицу из пожара. Чтобы не допустить рождения ребёнка, охранники топили женщину в ледяной ванне и били, норовя попасть сапогом в живот. Она выжила и родила. Выжила и её дочь, а Волконского расстреляли.
В Карлаге она познакомилась с Анной Тимирёвой — женой Колчака. К тому времени Тимирёва сидела уже 18 лет. Освободилась Капнист в 1956 году. Из красавицы она превратилась в "пиковую даму" — старуху с жутким взглядом. Выйдя, она металась по СССР, искала дочь, пыталась вытащить её из детдома. Ребёнка ей отдали, когда Раде исполнилось 15 лет.
Первую роль в кино Капнист сыграла в 45 лет. Это была игуменьей в фильме "Таврия". Затем последовали "Бронзовая птица", "Дикая охота короля Стаха", "Руслан и Людмила", "Новые приключения янки при дворе короля Артура" и другие фильмы. Валентина Малявина: жертва страсти А вот актрису Валентину Малявину до тюрьмы довели алкоголь и страсть. Её бурный роман с актёром Стасом Жданько окончился трагедией — в 1978 году после очередного загула парочки мужчину нашли с ножом в сердце. Личная жизнь актрисы и до этого била ключом: поклонники, цветы, два брака.
Пить она начала после смерти дочери, которая умерла от заражения крови через две недели после рождения. Валентина Малявина. Актриса вину не признавала, в лагере пыталась вести привычный образ жизни, делала "масочки" из овсянки, с сокамерницами сходилась быстро и легко. Однако испытания предстояли и ей: сначала Бутырка, затем Можайская зона, Воронежская тюрьма, поселение в Ростовской области... Однажды ей пришлось отстаивать свою честь: одна из зэчек решила сделать её своей "подружкой".
После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником [8]. В 1958 году после ряда мытарств ей удалось получить роль игуменьи в фильме « Таврия » молодого режиссёра Юрия Лысенко. Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко , где Капнист в дальнейшем активно снималась. Получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек.
В заключении из-за работы под землёй у Капнист развилась клаустрофобия , из-за чего она не пользовалась подземными переходами , что и стало причиной её гибели. В начале октября 1993 года Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы , у киностудии имени Довженко. Лечение травм осложнилось отёком лёгких. Умерла 25 октября 1993 года в Киевской Александровской Октябрьской больнице. Похоронена на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области. Из всех близких родственников Капнист до преклонных лет дожил только её брат Григорий, умерший в 1976 году в Ярославле. В декабре 2007 года, при поддержке предводителя Харьковского дворянского собрания Алексея Иваницкого была создана общественная организация «Фонд памяти Капнистов», которую возглавила дочь актрисы Радислава.
Припомнили ей дворянское происхождение, расстрелянного отца. И в августе 1941 года ее осудили как «иностранную шпионку», дав 10 лет лагерей. У Капнист отобрали все — дом, благополучие, родных, а теперь еще и свободу. Мариэтту отправили по этапу в Казахстан. В лагере ей обрезали роскошные иссиня-черные волосы. И бросили на самые тяжелые каторжные работы. Вначале она делала саман, работая с утра до вечера под палящими лучами солнца. Потом ее перевели в шахты. На глубину заключенных каторжан опускали еще до восхода солнца, а поднимали лишь поздним вечером. К концу смены Мариэтта не чувствовала ни рук, ни ног, у нее еле разгибалась спина. Пытки, унижения издевательства со стороны лагерного начальства здесь были в порядке вещей. Но ни физические, ни моральные страдания не сломили непокорный дух потомственной дворянки. Позже ее перевели в другой лагерь, где работа, казалось, была полегче. Женщины-заключенные пасли овец. Но однажды в степи полыхнул пожар, и Мариэтта оказалась в самом его эпицентре. Барышню чудом спас другой заключенный, давно положивший на нее глаз. У них завязались отношения. В лагере Капнист родила дочь, которую назвала Радиславой. Отец девочки так и не выжил — говорят, был расстрелян за провинность. Мариэтте же добавили новый срок — якобы за антисоветскую деятельность. И отправили на лесоповал в Сибирь. Дочь отдали в детдом, откуда ее забрала другая женщина. Она отбывала срок вместе с Капнист. Но вышла раньше и пообещала разыскать Радиславу. Свое обещание она не только сдержала. Но и похлопотала о досрочном освобождении для своей подруги по несчастью. В общей сложности Капнист провела в лагерях 15 лет. Когда в поезде она впервые за много времени увидела себя в зеркале, то ужаснулась. Вместо молодой черноволосой красавицы на нее смотрела седая изможденная старуха.
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
Причиной ухода из жизни 80-летней Марии Капнист стало ДТП, в которое на оживлённой улице попала женщина, из-за клаустрофобии избегавшая подземных переходов. Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является. В судьбе дворянки Марии Капнист были и 15 страшных лет сталинских лагерей, и роли в 120 кинофильмах. После всех суровых испытаний, мук и пыток, она сохранила чувство.
Актрисы и певицы сложной судьбы: За что и сколько сидели самые знаменитые зэчки
Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия».
Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино.
Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Не сохранилось даже фотографий из ее юности. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые. Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе.
А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы.
Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя.
Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа.
Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. Многие считали ее женщиной «не от мира сего».
За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил.
Но мало кто знал, что в далеких и страшных шахтах Караганды она не задумываясь бросилась под вагонетку, чтобы спасти жизнь тридцати восьми каторжникам, а потом два года была прикована к постели. Или другой случай: Мария Ростиславовна, рискуя быть наказанной, пробиралась в мужской лагерь и ухаживала за умирающим товарищем — писателем Даниилом Фибихом. Вернувшись домой, Капнист прежде всего вспомнила, что она женщина. Она страстно следила за модой, ухаживала за своей внешностью. Но что забавно, на рубеже 60—70-х годов она окончательно выбрала себе имидж и не изменяла ему до конца дней: ей по душе пришлась длинная, свободная одежда.
Воздушные пестрые юбки и сарафаны, яркие платки и неизменные букетики цветов — этим она еще больше восхищала одних и раздражала других. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора.
Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте!
У вас такие чудные цветы, и я не удержалась! Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок.
А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск. Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью. Пришли на пляж. Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу.
Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе! А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся... Мария Ростиславовна доплыла до песка и повернулась к настырному ухажеру: «Ну, теперь давай знакомиться».
Луна осветила ее немолодое лицо, и парень кинулся обратно в воду с криком: «У-у, ведьма-а-а!
Сама девочка тоже мечтала податься в артистки. Однако события развивались непредсказуемым образом. Вступление Российской империи в Первую мировую, последующий крах и революция привели к большим переменам. Поначалу в графской семье надеялись, что всё в стране наладится, но быстро разочаровались. Переезд в Крым не стал спасением. Начало всех бед Отца Марии графа Ростислава Ростиславовича расстреляли в 1921 году, якобы за пособничество врангелевцам. В том же году не стало старшей сестры Лизы. Старший брат Василий ушел из жизни через 5 лет, а брат Андрей пропал без вести.
Тетю и вовсе лишили жизни прямо на глазах Марии. Приходилось молоть виноградные косточки. Спасались за счет дельфиньего жира — одному рыбаку удалось поймать дельфина», — вспоминала Мария свое детство в Крыму. Здесь всё стало налаживаться. Девушка поспешила за давней мечтой, отучилась в театральной студии и оказалась в Ленинградском институте. Педагоги ее хвалили, она начала появляться на сцене. Однако затем всплыла информация о дворянском происхождении Марии. Этого оказалось достаточно, чтобы исключить талантливую девушку из вуза, о сцене ей теперь можно было забыть. Даже просто находиться в Ленинграде Капнистам запретили.
Очень уж колоритная у нее была внешность. Тем молодым человеком оказался начинающий тогда режиссер Юрий Лысенко. Когда выяснилось, что Мария нигде не снимается, Лысенко предложил ей роль игуменьи в своей драме «Таврия». Так началась кинокарьера Марии Капнист.
Когда она дебютировала на экране, ей было уже далеко за сорок. Но начинать жизнь заново никогда не поздно. Мария Ростиславовна снялась более, чем в полусотне кинокартин. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кино.
Как позже вспоминала Капнист, вначале ей было не по себе стоять под прицелом кинокамер и выполнять команды режиссера. Но она быстро освоилась. Актриса с необычной внешностью была у режиссеров нарасхват. Правда, играла, в основном, роли второго плана.
Мария Ростиславовна дожила до глубокой старости. Работала до самых последних дней, несмотря на подорванное здоровье и почтенный возраст. Не мыслила себя без работы. А самое главное — Капнист смогла наладить отношения со своей дочерью Радиславой.
Девушка считала своей родительницей совсем другую женщину и долго не могла понять, почему ее бросили. И только в 15 лет осознала, какие тяготы перенесла ее родная мама. Несмотря на годы лагерей, Мария Ростиславовна не утратила природной утонченности и аристократизма. Всегда тщательно следила за модой.
Сохраняла стройную фигуру, занималась гимнастикой. Даже в пожилом возрасте легко могла сделать «березку» или «мостик». Не переносила лишь замкнутых пространств, напоминавших ей о лагерных рудниках. Женщина не спускалась в метро, не пользовалась подземными переходами.
Это ее однажды и подвело. Октябрьским вечером 1993 года она переходила дорогу и в сумерках не заметила автомобиль, вылетевший из-за поворота. Актриса получила множественные травмы. И вроде бы быстро пошла на поправку.
Но в больнице подхватила простуду, переросшую в пневмонию.
Крымские татары , чтившие память графа Капниста, помогли её матери и ей бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Капнист попала в Ленинград , где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А. Пушкина , а после её закрытия — в Ленинградский театральный институт имени А. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене.
Но уже в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запретом жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве , затем в Батуми. Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой , с которой дружила до конца её жизни. Затем, до 1950 года в Степлаге , где работала вместе с Татьяной Окуневской.
В 1949 году в тюремной больнице Степлага она родила дочь Радиславу [8] от польского инженера Яна Волконского, который позже был расстрелян Капнист назвала дочь в честь одной из героинь рассказа Максима Горького « Макар Чудра ». Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края.
Как графиня Мария Капнист нашла в себе силы и после всех испытаний сделала карьеру в кино
Но вскоре был убит Киров — близкий друг семьи Капнистов. Вновь начались гонения. В 1941 г. Марию арестовали «за антисоветскую пропаганду и агитацию» и «за шпионские связи».
Ее приговорили к 8 годам лишения свободы, а в лагерях ей довелось провести 15 лет. В заключении судьба ее свела с Анной Тимиревой — гражданской женой Колчака. На тот момент она отсидела 18 лет, но не утратила артистических способностей и любви к лепке и рисованию.
Вместе они ставили ночные спектакли для заключенных. Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами.
Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Палящее солнце.
Марии джезказганский лагерь, где заключенные занимались добычей угля, запомнился особо: люди там умирали как мухи. В молодости Мариэтта Капнист была красавицей, и чтобы не стать наложницей лагерного начальства, она втирала в лицо лагерную пыль, которая в итоге настолько въелась в кожу, что следы от нее долго оставались и после освобождения из лагерей. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский его впоследствии расстреляли. Беременная женщина продолжала работать в угольном руднике.
Заключенной приказали сделать аборт, но она отказалась. По воспоминаниям Радиславы Капнист, новый, 10-летний, срок ее мать получила за то, что избила воспитательницу лагерного детсада, куда ходила Рада. Мариэтта увидела, как женщина бьет Раду, набросилась на воспитательницу и отлупила ее. Сотрудница детсада оказалась сожительницей сотрудника НКВД. В итоге девочку отправили в детдом, а ее мать снова отправили в лагеря. Позднее начало карьеры Вернулась из лагерей Мария Капнист только в 1956 году, 44-летняя женщина выглядела как седая изможденная старуха.
Закончила студию Ленинградского драматического театра им. Пушкина 1934. Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти потеряла всё: дом, близких людей, свободу. Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, лазать через заборы, пресекать любые проявления хамства.
Там она отучилась на бухгалтера, после чего поехала в Батуми, где устроилась на работу. Однако о ее дворянском происхождении узнали и там. Это повлекло за собой арест и лишение свободы на 8 лет. Рассказывать об этом Мария не любила, говорила только, что там был настоящий ад. Когда первый срок подходил к концу. Казалось бы, вот уже долгожданное освобождение. Но не тут-то было. Ей добавили еще десяток лет, обвинив в антисоветской агитации. Мария имела неосторожность во время беседы с одной из заключенных негативно отозваться об Иосифе Сталине. В лагере познакомилась с одним инженером, тоже отбывающим наказание и занимавшимся ремонтом оборудования. Между ними завязались отношения, вскоре родилась дочка. В дальнейшем мужчине назначили смертную казнь, обвинив в попытке саботажа работ.
«Видели бы ее итальянские скульпторы». В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей
Мария Капнист – правнучка поэта Василия Капниста и атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко. Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи. Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков. Bookmark the permalink.
Мария Капнист – Графиня из ГУЛага
За якобы антисоветскую агитацию ее приговорили еще к десяти годам заключения. Однако в 1956 году благодаря Анастасу Микояну многострадальная Мария Капнист всё же оказалась на свободе. Но кто вернет полтора десятилетия жизни, проведенные в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах — лесоповал, шахты, лепка и обжигание кирпича? Отметим, что даже в тюремных условиях Мария находила силы для творчества, чтобы ставить спектакли для заключенных. А чтобы избежать домогательств со стороны охраны, графиня втирала в кожу лица угольную пыль.
Бесконечные лишения, потери и переживания еще сильнее состарили женщину. Неудивительно, что освободившись в 42 года, Мария Капнист выглядела на все 70. Она долго не могла наладить отношения с дочерью, ведь та просто не признавала в Марии мать, не помнила ее. Найти общий язык матери с дочкой удастся только через годы, когда Радислава уже станет подростком.
Улыбка судьбы После освобождения Мария переехала в Киев. Жилья не было, поэтому женщина ночевала прямо на вокзале или в парке, а также работала дворником, чтобы хоть как-то выжить. И в один момент ей улыбнулась удача. Режиссер Юрий Лысенко заприметил колоритную барышню, которая в гриме должна была выглядеть очень эффектной.
Так Капнист получила роль игуменьи в киноленте «Таврия». Удачная работа привлекла к Марии Капнист внимание других режиссеров. В дальнейшем она без устали играла пожилых графинь, загадочных старух, чародеек, цыганок, ведьм. А роль в двухсерийном фильме 1972 года «Руслан и Людмила» вовсе принесла женщине всесоюзную славу.
Наоборот, работать приходилось больше. Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детский дом в Красноярском крае, а Мария Ростиславовна получила новый срок — 10 лет, за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком. В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. После 15 лет изнурительных работ в лагерях Мария Ростиславовна нашла силы, чтобы начать жизнь с нуля. Она ночевала на вокзалах и в телефонных будках, бралась за любую работу, чтобы выжить. В свои 44 года Мария Ростиславовна выглядела на все 70. Надменный взгляд, гордый профиль лица, интеллигентные манеры, все это обратило внимание режиссеров, после ее первой киноработы «Таврия». Мария Капнист сыграла более 100 ролей, среди ее героев дамы, графини, ведьмы, загадочные старухи, чародейки, цыганки.
Сегодня на месте расправы установлена памятная доска.
Крымские татары, для которых память о Капнисте была священна, помогли вдове и дочке Маше бежать из Судака в национальной одежде. Шестнадцатилетней Мария Ростиславовна попала в Ленинград, где поступила в театральную студию Юрия Юрьева, а после ее закрытия — в институт. Из-за "чистки партийных рядов", развернувшейся после расстрела друга семьи Капнистов Сергея Кирова, актерское образование пришлось прервать и спешно выехать из Ленинграда. Однако от упрямого замысла судьбы, исполненного трагизма, убежать не удалось: в начале 1941 года "за антисоветскую пропаганду и агитацию" Марии дали восемь лет. В итоге срок растянулся на все пятнадцать. В лагере она познакомилась с фактической супругой флотоводца и ученого Александра Колчака Анной Тимиревой, с которой играла в спектаклях тюремного театра. К примеру, писатель Даниил Фибих в мемуарной книге "Двужильная Россия" вспоминал, как Мария Ростиславовна исполняла роль Констанции в спектакле по пьесе Карло Гольдони "Забавный случай". По словам дочери актрисы Радиславы Капнист, если в лагерь та отправилась с весом 92 килограмма, то оттуда вернулась 47-килограммовой. Первую роль ее матери предложил украинский режиссер Юрий Лысенко в кинокартине "Таврия".
В фильме она исполнила роль монахини. Затем последовали более ста ролей, в том числе неповторимые образы инокинь, ведьм, старух и даже графинь. А простудилась она, закаленная лагерными бараками, в больнице, куда попала сбитой автомобилем. Как рассказывала актриса Раиса Недашковская, незадолго до смерти Капнист "успела попрощаться с дорогими ей местами". Сотрудница вспоминала, что, уходя, она несколько раз порывалась зайти в Красный зал. Когда на третий раз та напомнила актрисе, что зал закрыт, ей показалось, что Капнист немного не в себе, — рассказывала Недашковская.
В тюремной больнице Степлага Мария Капнист родила дочь Радиславу, но это не облегчило её участь. Наоборот, работать приходилось больше. Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детский дом в Красноярском крае, а Мария Ростиславовна получила новый срок — 10 лет, за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком.
В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. После 15 лет изнурительных работ в лагерях Мария Ростиславовна нашла силы, чтобы начать жизнь с нуля. Она ночевала на вокзалах и в телефонных будках, бралась за любую работу, чтобы выжить. В свои 44 года Мария Ростиславовна выглядела на все 70. Надменный взгляд, гордый профиль лица, интеллигентные манеры, все это обратило внимание режиссеров, после ее первой киноработы «Таврия».
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
Мария Капнист — советская актриса, потерпевшая множество проблем из-за своего дворянского происхождения, но сумевшая стать актрисой уже в 45 лет. По биографии актрисы Марии Капнист можно снимать исторические документальные и художественные фильмы. Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Когда узнаешь, как складывалась судьба украинской актрисы Марии Капнист, невольно начинаешь в этом сомневаться. Так начинается новая жизнь заслуженной артистки Марии Капнист. Какие тайны она оставила в прошлом? Об этом сегодня в документальном цикле "Частная история". Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы.
Актрисы и певицы сложной судьбы: За что и сколько сидели самые знаменитые зэчки
В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей. Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. Мария Капнист родилась в марте 1913 года в Санкт-Петербурге.
Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза
Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом. В кино она играла старых графинь, цыганок, ведьм и монахинь. Одна из самых больших её ролей — Наина в фильме «Руслан и Людмила». Первоначально Наину должна была играть знаменитая актриса Цецилия Мансурова. Но звезда театра Вахтангова не смогла приспособиться к стилистике режиссёра Птушко, сорвала важную сцену, разругалась с ним и покинула съёмки.
От расправы советской власти Капнист спаслась благодаря случаю. Но попала под безжалостную машину несправедливых судов из-за невольной шутки. В театральном институте каким-то образом узнали о происхождении Мариэтты и исключили ее. Капнист сбежала в Киев, устроилась бухгалтером. И однажды в своей конторе неосторожно пошутила, мол, она итальянка.
Дружбу, начавшуюся в Карлаге, женщины сохранили на всю жизнь. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало. Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо.
Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Я пошла... Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти... И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший.
И где у меня силы взялись. Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули... Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу. И приснился мне сон, помню до сих пор: лежит мешок с зерном на дороге, а люди смотрят на него и не знают, как взять. Не пойму, как очутилась возле мешка, подняла его и закинула на спину.
И для меня он показался легким, как пух. Раздала людям пшеницу... На душе стало легко, светло. Проснулась и поняла: сон вещий. Делай людям добро и станешь всесильной.
В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский его впоследствии расстреляли. Беременная женщина продолжала работать в угольном руднике. Заключенной приказали сделать аборт, но она отказалась. По воспоминаниям Радиславы Капнист, новый, 10-летний, срок ее мать получила за то, что избила воспитательницу лагерного детсада, куда ходила Рада.
Мариэтта увидела, как женщина бьет Раду, набросилась на воспитательницу и отлупила ее. Сотрудница детсада оказалась сожительницей сотрудника НКВД. В итоге девочку отправили в детдом, а ее мать снова отправили в лагеря. Позднее начало карьеры Вернулась из лагерей Мария Капнист только в 1956 году, 44-летняя женщина выглядела как седая изможденная старуха. По собственным воспоминаниям актрисы, она сама поначалу не смогла себя узнать в отражении зеркала, когда зашла в туалет пассажирского вагона. В 1958 году Мария Капнист добилась полной реабилитации.
Как графиня Мария Капнист нашла в себе силы и после всех испытаний сделала карьеру в кино
25 Так грустно шутила Мария Капнист. Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи. Здесь же, на поселении, у Капнист случился роман с заключенным и она забеременела. Рождение дочери Рады вдохнуло новые силы в Марию. Одна из многих страстотерпиц ХХ века, Мария Капнист, никогда не роптала на судьбу, её чистая вера, её сердечная любовь к Богу сами страдания её исполнили света.