Новости ермоген святитель

Сюжет «Святителя» разворачивается вокруг фигуры знаменитого исторического деятеля — святого патриарха Ермогена, бывшего митрополита Казанского. Фильм «Святитель» рассказывает о жизни Патриарха Гермогена — одного из самых прославленных русских святых, героя Смутного времени. В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. Святитель Ермоген, оставаясь верным своей архиерейской присяге, своему Патриаршему предназначению, всячески боролся — в первую очередь с внутренними изменниками, которые.

Проповедь в день памяти свт. Ермогена, Патриарха Московского

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ермогена При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов.
Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 1 марта 2024 года, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Он оказался духовно сильнее всей этой вражьей силы, которая вошла в самое сердце нашей страны, — один старец-Патриарх, от которого зависело, будет существовать независимая страна, сумеет она сбросить с себя оковы оккупантов или добровольно подчинится иной власти. Оккупанты требовали от святителя, чтобы он обратился к русскому народу с соответствующим воззванием, но он понимал, что его слова могут произвести непоправимый, неисцеляемый разрыв в русском народе, а значит, такое ослабление страны, в результате которого она бы осталась на долгие годы под контролем иноземной и иноверной силы. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх спасает Россию. Сейчас в наши учебники истории, может быть, внесены какие-то коррективы, но когда я учился, на уроках ни слова не говорилось об этом судьбоносном для страны подвиге святителя. Дай Бог, чтобы нынешнее молодое поколение воспитывалось в понимании того, какую судьбоносную роль сыграл Патриарх и какое значение его слова и его мужественная позиция, предопределившая его исповедническую кончину, имели для того, чтобы страна наша осталась независимой, сильной, чтобы сохранилась вера православная в народе нашем. Наверное, ни в каком другом месте мы не чувствуем всего того, что связано с личностью Святейшего Патриарха Ермогена, как здесь, в этом святом храме, у его гробницы.

Первосвятительский подвиг всегда связан с огромными трудностями и духовными вызовами, но подвиг святителя Ермогена был еще особым образом осложнен тем историческим временем, в котором он совершал свое служение. Это время было одним из немногих в истории нашего Отечества, когда враги, казалось бы, победили Русь. В самом деле, они находились в самом центре Руси, в граде Москве, и можно себе представить, какая тяжесть была на сердце святителя Ермогена, сколько горячих молитв он возносил ко Господу об избавлении России, страны нашей, от нашествия иноплеменных, от предательства; как он молился о воссоздании духовной силы Руси — здесь, в подвале Чудова монастыря, к сожалению, разрушенного и до сих пор не восстановленного, когда его пытались принудить к измене и посулами, и голодом, и холодом. Но ведь святитель оказался выше всех, кто склонял его к измене! Он оказался духовно сильнее всей этой вражьей силы, которая вошла в самое сердце нашей страны, — один старец-Патриарх, от которого зависело, будет существовать независимая страна, сумеет она сбросить с себя оковы оккупантов или добровольно подчинится иной власти.

Вскоре самозванец был убит, как и его предшественник, но в Москве находились поляки и изменники-бояре, которые были преданы Сигизмунду III. Ермоген рассылал грамоты по всем городам и селам, он убеждал русский народ подняться для освобождения Москвы. Москвичи подняли восстание, поляки в ответ подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Ермогена заключили под стражу в Чудовом монастыре. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и началась осада Кремля, которая продолжалась несколько месяцев.

В это время поляки несколько раз пытались заставить патриарха приказать ополченцам отойти от города, угрожая ему смертной казнью. Но святитель Ермоген был непреклонен - он не мог предать Православную веру.

Пригорское встретили мощи святителя Спиридона Тримифунтского и блаженной Матроны Московской Фотогалерея 26 апреля 2024 года под колокольный звон благочинный Смоленского районного благочиния, настоятель Свято-Георгиевского прихода села Пригорское протоиерей Роман Павлишов встретил святые мощи святителя Спиридона Тримифунтского и блаженной Матроны Московской. Отец Роман совершил молебное пение великим христианским святым и призвал всех жителей Смоленского района и села Пригорское в эти святые дни помолиться святителю Спиридону и блаженной Матроне об Отечестве и воинстве и испросить благословения Божиего.

Какого числа день памяти священномученика Ермогена Московского в 2024 году

Об этом вы услышите от автора-составителя книг, посвященных святителю Ермогену — Елены Смирновой. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас!

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения иеромонах Ермоген Бурыгин , и. Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. Чтобы прошли все эти недоуменные конфликты, чтобы наступили мир и благополучие, чтобы страна могла продолжать свое мирное поступательное развитие, духовное и материальное, во благо тех, кто живет в настоящее время и во благо грядущих поколений».

Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы. Если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Святитель был прославлен в лике святых в воскресенье 12 25 мая 1913 года. На следующий день митрополитом Московским Макарием Невским был освящен первый храм в честь нового святого». При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской епархии обязательна. Другие материалы за день.

Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 13 июля 1606 года он был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. По древнему чину святейший патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом Смутного времени — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда в июне 1608 года самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «... Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте первосвятитель призывал: «... Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»... Тем временем в Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на самоотверженную героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества. Вскоре праведный суд Божий свершился и над самозванцем, прозванным «тушинским вором». Его постигла печальная и бесславная участь; он был убит собственными приближенными 21 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III — они желали видеть на русском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда. Этому решительно воспротивился патриарх Ермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда патриарх Ермоген ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины.

Патриарх Кирилл: Мы должны особенно молиться и просить святителя Ермогена об Отечестве нашем

Какого числа день памяти священномученика Ермогена Московского в 2024 году При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов.
КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ Первая достоверно известная дата в биографии святителя Ермогена — 1579 год, когда он стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери.
25 мая. О верности Богу и Отечеству святого патриарха Ермогена - Радио ВЕРА чудотворец, стало известно, когда освободители Москвы от поляков вошли в темницу Чудова монастыря по его.
Мины день. Что можно и что нельзя делать 23 декабря 2023 года | Аргументы и Факты Ермогена» создано в 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
«Без него не было бы нашей страны»: в Казани представили фильм о патриархе Ермогене И как же ясно осознавал великую историческую ответственность святитель Ермоген!

2 марта - день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси

Частица святых мощей святителя Ермогена хранится в мраморной раке Троицкого собора Данилова монастыря. В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа. чудотворец, стало известно, когда освободители Москвы от поляков вошли в темницу Чудова монастыря по его. По решению Собора святитель Ермоген отослал в Свияжск разрешительную грамоту, сняв с них обвинения. чудотворец, стало известно, когда освободители Москвы от поляков вошли в темницу Чудова монастыря по его.

КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ

С этого дня началось литургическое почитание святителя Ермогена. Так исполнилось желание верующих русских людей, по молитвам которых Русская Православная Церковь получила благодатного Небесного покровителя нашего Отечества. Святейшим Синодом Русской Церкви установлены дни празднования священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси: 17 февраля — преставление сведения о жизни и подвиге помещены в этот день и 12 мая — прославление в лике святителей. Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека. Церковная деятельность Первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к Богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи Месячные за сентябрь 1607 г. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному память 30 ноября и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе.

Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания Богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении Богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения». Широко известна литературная деятельность Первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе 1594 г.

Позднее святитель начал рассылать грамоты, призывающие освободить столицу от захватчиков. Эти послания сыграли значительную роль в формировании народного ополчения.

В 1611 году патриарх Ермоген был арестован польскими интервентами и заключен в подвале Архангельской церкви Чудова монастыря. Пожилого святителя содержали в ужасных условиях: в темнице не было света, еду и воду спускали на веревке через маленькое окошко. Ему постоянно угрожали расправой, требуя составить грамоты, которые заставят ополченцев прекратить сопротивление. Но Ермоген не поддался на эти уговоры, продолжая ободрять и наставлять русских воинов. До полного освобождения Москвы святитель не дожил. Он скончался от голода в феврале 1612 года после девяти месяцев заключения и был погребен на территории Чудова монастыря.

В 1652 году, через 40 лет после смерти, его гробницу вскрыли и обнаружили нетленные мощи. После этого останки святителя перенесли в Большой Успенский собор, где они хранятся по сей день. В 1913 году патриарх Ермоген был канонизирован как священномученик. День памяти священномученика Ермогена в 2024 году — храмы Первый храм в честь священномученика Ермогена был освящен в 1913 году сразу после его канонизации. Он находился в подземелье Чудова монастыря.

Однако Смутное время было далеко от завершения: в народе продолжались волнения, а среди бояр зрел заговор против правителя.

Ситуация осложнялась появлением нового претендента на престол — Лжедмитрия II, который разбил лагерь в подмосковном Тушино, и вторжением польского короля Сигизмунда III. В декабре 1610 года Лжедмитрий, прозванный в народе тушинским вором, был убит собственными приближенными. В то же время бояре из окружения Шуйского заключили договор с польским королем, согласно которому на престол должен был взойти его сын Владислав. Царь был свергнут, в Москву вступили захватчики, а власть оказалась в руках Семибоярщины. Всё это время Ермоген бесстрашно противостоял предателям и иноверцам, публично проклиная их и призывая отступников покаяться в содеянном. Как патриарх он также «разрешал» москвичей от присяги польскому королевичу.

Позднее святитель начал рассылать грамоты, призывающие освободить столицу от захватчиков. Эти послания сыграли значительную роль в формировании народного ополчения. В 1611 году патриарх Ермоген был арестован польскими интервентами и заключен в подвале Архангельской церкви Чудова монастыря. Пожилого святителя содержали в ужасных условиях: в темнице не было света, еду и воду спускали на веревке через маленькое окошко. Ему постоянно угрожали расправой, требуя составить грамоты, которые заставят ополченцев прекратить сопротивление. Но Ермоген не поддался на эти уговоры, продолжая ободрять и наставлять русских воинов.

Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере. В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа память 25 сентября, 6 ноября, 23 июня , скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая.

По благословению Патриарха Иова 1589 — 1605 святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн память 24 января , родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр память 24 марта , новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января.

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского память 4 октября, 5 декабря, 20 июня , и Варсонофия, епископа Тверского память 4 октября, 11 апреля. Царь Феодор Иоаннович 1584 — 1598 приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца память 5 октября, 21 декабря, 24 августа , а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству.

В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…» Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года.

Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Священномученик Ермоген Патриарх Московский и всея Руси

На глазах отца Ермогена и при его непосредственном участии происходило возрождение древней обители. На этот день с четверга, 2 марта, была перенесена служба в честь святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца. Святитель Ермоген видел эту опасность. Первая достоверно известная дата в биографии святителя Ермогена — 1579 год, когда он стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. 1 марта, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную. В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена.

Священномученик Ермоген

В 1606 году святитель Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол. По благословению священноначалия Братство священномученика Ермогена начало принимать участие в строительстве храма в честь Патриарха Тихона в Тушине в Москве. Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь на веки землю Русскую, град наш Москву и сей святой храм, с пребывающими здесь святыми его мощами. На глазах отца Ермогена и при его непосредственном участии происходило возрождение древней обители. В Троицком храме Реутова Святейший Патриарх Кирилл провёл Божественную литургию, а также совершил рукоположение архимандрита Ермогена (Корчукова) в епископа Туранского.

КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ

Сейчас в наши учебники истории, может быть, внесены какие-то коррективы, но когда я учился, на уроках ни слова не говорилось об этом судьбоносном для страны подвиге святителя. Дай Бог, чтобы нынешнее молодое поколение воспитывалось в понимании того, какую судьбоносную роль сыграл Патриарх и какое значение его слова и его мужественная позиция, предопределившая его исповедническую кончину, имели для того, чтобы страна наша осталась независимой, сильной, чтобы сохранилась вера православная в народе нашем. Наверное, ни в каком другом месте мы не чувствуем всего того, что связано с личностью Святейшего Патриарха Ермогена, как здесь, в этом святом храме, у его гробницы. И потому Успенский собор Московского Кремля, главный храм Святой Руси, и есть то место, где мы должны особенно молиться и просить святителя Ермогена об Отечестве нашем, о всей Руси, о преодолении расколов и разделений на Русской земле, о воссоединении народа нашего и укреплении единой Русской Православной Церкви, Матери всего многонационального народа нашего и даже тех, кто, может быть, не в полной мере причисляет себя к Православию, но через духовно-культурную традицию, созданную, вскормленную, охраняемую Церковью, получает то, что из любого другого источника получить невозможно. И то, что Церковь, пройдя через особые испытания страшного Смутного времени, сохранила во всей полноте свою роль для судеб народа, во многом заслуга старца-Патриарха, который не убоялся ни холода, ни голода, ни самой смерти, но, как и подобает Предстоятелю Церкви, остался вместе со своим народом, вместе со своей Церковью и, конечно, с Господом, Который и укреплял его на этом исповедническом и мученическом пути.

Александр Муртазов, как тогда еще звали будущего схиархимандрита, был старше меня на четыре года. Хотя вряд ли только эта разница в возрасте определяла то, что среди шустрых, каковым по тем годам был и я, однокурсников он уже тогда выделялся рассудительностью, склонностью к уединению, молитвенным настроем, который он возгревал, стараясь как можно чаще посещать богослужения. Какая-то тихость отмечала его жизнь. Мы здесь, на Псковской земле, даже не знали, что он несет еще и подвиг схимы, — узнали об этом уже только перед самой его кончиной. А так он всю свою жизнь скромно служил, исповедовал. Сначала на протяжении почти 30 лет в Пюхтицком женском монастыре, потом Господь призвал его потрудиться над восстановлением псковской Снетогорской обители.

Причем откровение об этом он получил еще при постриге в Пюхтице в 1978 году, когда митрополит Эстонский Алексий — будущий Святейший Патриарх Алексий II — постриг его 17 марта, в день памяти преподобномученика Иоасафа Снетогорского. В Снетогорском монастыре он бессменно окормлял сестер и принимал народ более 20 лет. Главное дело жизни — его всегдашняя забота о людях. Как бы его ни одолевали усталость и немощи, он не знал покоя ни днем ни ночью: молился, исповедовал, наставлял, вникал в какие-то трудности, помогал... К нему обращались и простые люди из самых разных уголков России и даже из-за рубежа, ехали и высокопоставленные чины, — и неизменно каждый получал добрые советы, нужные для служения всей России или на своем скромном рабочем месте, для своей семьи... В этом году исполнилось 40 лет со дня пострига отца Ермогена в монашество, а он, несмотря на тяготение к схимническому затворническому житию, привлекал своей добротой и любовью даже маленьких шумных деток. Милый наш батюшка! В нем был какой-то дух неувядаемой искрящейся бодрости, которым он делился со всеми. Царство Небесное! Он меня сразу определил: — Тебе надо поступать в духовную семинарию.

Подростком мне тогда сложно было представить себя пастырем, поэтому особого значения я его словам не придал. Спокойно учился, отслужил в армии. После демобилизации батюшка мне еще несколько лет на раздумье дал... А после я к нему сам примчался: — Готов! Так и стал священником. К батюшке, помню, приедешь, а у него точно Сам Дух Утешитель возрадует тебя и умиротворит. По его молитвам все твои недоумения разрешались. Иногда батюшка прямо тебе говорил: — Ты страдаешь вот из-за этого. Павлуша он так меня называл , делай так-то и так, — я слушался, и все улаживалось. А если настоишь на чем-то своем, шишек не оберешься.

Потом приезжаешь на исповедь, каешься, а после радость, легкость такая! Бывало, человек к батюшке придет весь как клубок туго наверченных проблем и страстей, а батюшка потихонечку всю эту пряжу жизни разберет, все узелочки развяжет, все ему расскажет, что да как, — и человек выходит просветленный. А то, бывало, и на молитву с собой поставит: — Стой молись, и я буду молиться! И тут человек понимает, что что-то такое началось... Словами это не передашь. Но у многих было четкое ощущение, что что-то очень серьезное происходит в его келье во время молитвы. Так, батюшка мог буквально вытягивать души из греховной жизни к свету. Одна женщина пришла как-то к батюшке: — Муж пропал! Ни полиция, ни поисковики найти уже какие сутки не могут... Как только литургия была отслужена, его тело всплыло на реке.

Помню, какой-то профессор из Санкт-Петербургской духовной академии приезжал к батюшке и обронил такую фразу: — Мы отца Ермогена знаем: у него сила молитвы есть. Батюшка у себя в келье молился прямо-таки громогласно, в голос, просто вопиял к Богу. Правило читал монашеское, акафисты, сугубо за кого-то Христа умолял, а потом выходил мокрый — рясу хоть отжимай! Моя мама, в постриге монахиня Варсонофия, келейница батюшки, рассказывала: придет какая-то сестра, срочно просится к старцу, а он там громогласно молится... По неотступности просьбы мама постучится, приоткроет дверь: — Ба-а-тюшка... Он там весь в молитве, дух работает... Владыка Тихон верно сказал, что батюшка всю жизнь к отходу в вечность готовился. Нам зачастую хочется где-то там да сям побывать, а батюшке ничего уже здесь не надо было, он духом путешествовал. По натуре своей затворник. Очень тяготился, когда куда-то приходил, а дух там, чувствовал, какой-то не тот...

Особенно если в доме книги какие-то нехорошие находились. Иногда приедет куда-то и давай сразу же молебен служить. Может быть, из-за этой чувствительности и не стремился разъезжать. В келье у него все намолено было — там он как рыба в воде. Хотя людей, конечно, жалел, отпускал отдохнуть. Многие сейчас говорят насчет его прозорливости — «рентген» у него точно был. Иногда посмотрит — ничего не скажет, но тебе и от одного его взгляда совестно становилось. Бывало, так матери Варсонофии и в мое отсутствие мог заявить: — Знаю я, чем сейчас отец Павел занимается... А то, помню, к нему приедем да начнем пар выпускать: про того-то из церковных что-то скажем, про другого...

Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков. Его морили голодом и холодом. Можно себе представить: пожилой человек без еды, тепла, в тяжелейших условиях… Всё бы он получил моментально, и престол Патриарший ему был бы возвращен, если бы он благословил на русский трон иноземного царя. Но не сделал этого Патриарх и вошел в историю как святой, как мученик и одновременно как герой своего Отечества. И по милости Божией и повелению последовавших затем монархов мощи святителя покоятся здесь, в Успенском соборе Первопрестольного града. Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами. Чтобы трудное время, через которое мы проходим, завершилось к славе государства нашего и Церкви нашей. Чтобы прошли все эти недоуменные конфликты, чтобы наступили мир и благополучие, чтобы страна могла продолжать свое мирное поступательное развитие, духовное и материальное, во благо тех, кто живет в настоящее время и во благо грядущих поколений. А мы как Церковь хранили и будем хранить благодарную память о святителе Ермогене. Мы как молились, так и будем молиться ему о том, чтобы он не оставлял державу Российскую своим предстательством пред Господом.

Но, поскольку святитель Ермоген оставался непреклонным, а Рим настаивал на сохранении вероисповедания невесты, Лжедмитрий решил действовать испытанным способом: лишить непокорного архиерея сана, сослать в Казань и заточить в одном из отдаленных монастырей. Был поднят и компромат, сохранившийся в делах приказа казанского дворца: доносы на святителя, «кои на него с Казани русские люди делали». План не удался. Святителя спасла отдаленность Казани и последующие события. Самозванец погиб. Почти сразу же Игнатий был сведен с престола Архиерейским Собором. Государство осталось без царя, а Церковь — без Патриарха. Василий Шуйский был «наречен» на царство неожиданно быстро — 19 мая. На следующий день по стране были разосланы крестоцеловальные клятвы о его восшествии на престол. Собственно говоря, слабость Василия Шуйского как правителя заключалась в том, что он не был, подобно Борису Годунову, избран Земским собором, а получил трон на второй день после убийства Лжедмитрия «за прошеньем… Освященного Собора, и за челобитьем бояр и околничих, и дворян, и всяких людей Московского государьства». Единственным — и в той ситуации очень весомым — достоинством, позволившим новому царю взойти на престол, было происхождение от общего корня с угасшей династией: род Шуйских восходил к святому благоверному князю Александру Невскому. Почти сразу же после венчания Василия Шуйского митрополит Ростовский Филарет Романов привез в Москву мощи святого царевича Дмитрия 3 июня — его канонизацией новый царь хотел обезопасить себя от появления новых самозванцев. А ровно через месяц Освященный Собор избрал новым Патриархом святителя Ермогена: сказалась духовная стойкость, с которой святитель противостоял самозванцу. С этого момента начинается новый этап его служения государству и Церкви. Власть царя и Патриарха была восстановлена. Но гражданскую войну это остановить уже не могло. Блестящий придворный интриган, Шуйский оказался слабым правителем, к тому же законность его избрания на престол повисла в воздухе. Многие уезды царем его не признали. Но даже такой царь, как считал не только святитель Ермоген, был необходим для восстановления нормального порядка на Руси. Поддержка Патриархом царя более всего напоминает попытку восстановить в условиях жесточайшего политического кризиса традицию симфонии властей, примером которой для святителя, без сомнения, был подвиг святых митрополита Филиппа и Патриарха Иова. Надо сказать, что новый глава Русской Церкви прекрасно осознавал сложность положения, в котором он оказался после избрания: святитель Иов, незаконно сведенный с престола и даже оставаясь в ссылке, фактически был законно избранным Патриархом, хотя по состоянию здоровья уже не мог руководить Церковью. Архипастырство двух святителей, избранных Освященным Собором, разделило царствование Лжедмитрия. Однако решение этого вопроса было отложено из-за продвижения к Москве отрядов Ивана Болотникова, который провозгласил себя воеводой чудесно спасшегося царя Дмитрия. Бунтовщиков поддержали жители многих российских уездов. Патриарх Ермоген предъявил восставшим обвинение в порушении веры и Церкви. Однако святитель вовсе не желал великого кровопролития. В конце осени 1606 года был созван Освященный Собор, который решил вопрос о жителях Свияжска, которые вначале поддержали Болотникова, но затем, вразумленные митрополитом Казанским Ефремом, повинились. По решению Собора святитель Ермоген отослал в Свияжск разрешительную грамоту, сняв с них обвинения. После разгрома болотниковцев под Коломенским 2 декабря грамоты с требованием повиниться перед государем были посланы в другие города, поддержавшие Болотникова: Тулу, Венёв, Епифань, Ряжск и др. Собор также решил вызвать в Москву Патриарха Иова «для его государева и земскаго великаго дела». Это был важнейший дипломатический шаг, который был способен обеспечить преемственность патриаршей власти, а население Руси — освободить от клятв, данных самозванцу при его вступлении на престол. Шаг, который некоторые современные историки по значению приравнивают к Земскому собору. Святой Иов, несмотря на телесную немощь, согласился на утомительную для него поездку заметим, новопоставленный Патриарх Игнатий благословения от него не получил и в феврале 1607 года прибыл в столицу. В ней они приносили бывшему Патриарху покаяние в том, что изменили клятве, в свое время данной Борису Годунову, и, не послушавшись своего архипастыря, присягнули самозванцу. Люди умоляли Первосвятителя простить им совершенные ранее клятвопреступления и измены. Тут же с амвона была оглашена разрешительная грамота, составленная от имени обоих Патриархов и Освященного Собора. В ней объявлялось о прощении всех прегрешений и содержался призыв к общей молитве об укреплении мира и любви, согласии в государстве и победе царя над врагами. Но даже искреннее раскаяние не могло остановить гражданской войны. В июне 1607 года в Стародубе объявился новый самозванец, объявивший себя «спасшимся» царем Дмитрием Ивановичем, нашедший поддержку у казаков и уцелевших сторонников Болотникова. К самозванцу примкнули и отряды поляков, оказавшиеся у себя в стране вне закона после мятежа против короля Сигизмунда III. В июне самозванец дошел до Москвы, но, потерпев поражение в битве при Ходынке, обосновался в селе Тушине.

Священномученик Ермоген

Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. 21 февраля настоятель храма Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине. Ермоген среди избранных святых. Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий