Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence Quotient или EQ) — это способность распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Как развить эмоциональный интеллект, почему он важен, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится. Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Все просто: эмоциональный интеллект – это способность распознавать и регулировать свои эмоции, а также умение оценивать чувства окружающих и понимать их желания и мотивы. Впервые об эмоциональном интеллекте (ЭИ) стали говорить в 1985 году.
Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика
Что такое эмоциональный интеллект (emotional intelligence)? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. Эмоциональный интеллект – это способность испытывать эмоции, как на личном уровне, так и в социальной среде, то есть быть восприимчивым к эмоциональным сигналам себя и окружающей жизни.
Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки
Эмоциональный интеллект ребенка: зачем он нужен и как его развивать – Афиша | то есть внимательностью и восприимчивостью к собственному и чужому эмоциональному состоянию. |
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать | Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как он помогает специалистам в IT справиться с трудностями и как его прокачать. |
Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развивать
Рассмотрим несколько рабочих ситуаций, в которых умение разбираться в подлинных эмоциях и желаниях может сослужить хорошую службу. Специалист берет на себя слишком много Проблема. Работник или руководитель стремится решать все вопросы и вникать во всё сразу. Из-за этого его производительность падает, и в момент активного роста компании проблема особенно заметна. В такой ситуации для специалиста важно признать свои переживания, мешающие делегировать полномочия: например, страх потерять контроль или избыточное желание одобрения, которое ведёт к непродуктивному перфекционизму. Авторы книги «Вдохновляющий лидер: Команда. По мнению авторов, успешный руководитель знает свои пробелы и окружает себя сотрудниками, которые дополняют его и друг друга. Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря. Совещания заканчиваются ссорами Проблема. Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения. Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора?
Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи а значит — нас самих не оценили по достоинству.
Екатерина рекомендует завести привычку хотя бы раз в день спрашивать себя: «Что я чувствую? Если сложно с называнием чувств, можно использовать « Ромашку Плутчика ».
Дальше важно научиться распознавать свои эмоции в общении с другими людьми. Это поможет ориентироваться в том, как действовать в сложных ситуациях. Выработка новых реакций После этого «потестируйте» разные способы реагирования на ситуацию — не только те, к которым вы прибегали всегда. Пробуйте по-разному оценивать ситуации, размышлять — а правда ли люди имели в виду то, что вы думаете? Что ещё они могли пытались сказать, могли ли у них быть другие намерения? Что будет, если вы сообщите другому человеку о своих эмоциях?
Поможет ли это вам лучше понять друг друга? Если вам сложно говорить о своих чувствах другим людям, можно попробовать построить фразу по «формуле», которую предлагает Екатерина Егорова: «Когда ты… делаешь что-то , я чувствую… назвать чувство , и я прошу тебя сделать что-то. Для начала это можно проговорить про себя, а затем уже озвучить собеседнику». Рано или поздно вы обнаружите в себе и в других людях более широкий эмоциональный спектр — и нащупаете более комфортный вариант реагирования на различные ситуации. А если это никак не будет получаться или вызывает у вас внутреннее сопротивление — подумайте о работе с психологом.
Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею. Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта. Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального интеллекта , также его моделей и способов измерения.
И доныне эта тема нова и привлекательна. Измерение эмоционального интеллекта - существует три наиболее распространенных способа. Один — самостоятельная оценка. Второй — так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа. Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам — определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта.
Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта. Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха. Да, умным быть важно, однако этого недостаточно. В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся — наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию. Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов. Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект. Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше конфликтов , не проявляют вандализм и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению.
А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным. Дэвид Карузо поставил следующий опыт — предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании. Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать.
Это условное разделение, но здесь вы можете провести свой тест на уровень EQ, посмотрев, какие навыки вы уже имеете. Признаки высокого уровня EQ В психологии определение эмоционального интеллекта появилось сравнительно недавно. Существовало много споров, но все-таки ученые признали EQ научным понятием. Поэтому признаки высокого уровня EQ мы будем рассматривать с точки зрения классической модели Дэниела Гоулмана. Для людей с высокоразвитым EQ свойственен высокий уровень самосознания. Они знают свои способности и могут попросить помощи при необходимости. Самоуправление дает возможность контролировать себя на всяком месте. Способность сдержать шквал эмоций, спокойно обсуждать острые моменты, не допустить действия с плохими последствиями, многого стоит. Такие люди всегда в цене, в нашей культуре самообладание ценится особенно у мужчин. Мотивированный человек также обладает высоким уровнем EQ. Когда он самостоятельно находит интерес в скучном деле, это помогает во взрослой жизни. У дошкольников этого навыка нет. В школьном возрасте навык нужно формировать. Но проблема в том, что именно школа этому не учит. Учет эмоционального состояния собеседника позволяет правильно вести диалог, достигая необходимых результатов. Например, партнеру с длительной дороги нужно предложить душ и покушать, обязательно поинтересоваться о самочувствии, затем решать вопросы. Сформированные социальные навыки также отличают человека с развитым эмоциональным интеллектом. Для лидера эта характеристика особенно важна. Здесь подразумевается применение эмпатии и знаний психологии человека. В результате получаем убедительного и коммуникабельного руководителя в бизнесе или другой работе, за которым хотят следовать подчиненные. Также для людей с высоким EQ свойственна ответственность, самодисциплина, умение уверенно себя вести в любой компании. Кстати, обязательно прочитайте, как развить IQ. Эмоциональная составляющая знаний всегда будет важна, так как она о жизни, она показывает жизнь. Сухими знаниями никого не удивишь, а умение общаться позволяет знания приобрести, сохранить и применить их. Поэтому важно понимать, какие есть признаки низкого EQ, чтобы не стоять на месте, а развиваться. Легко поддаетесь стрессу — вы не можете управлять эмоциями, когда они возрастают, что ведет к большему уровню стресса. Вы либо позволяете вами пользоваться, либо агрессивно нападаете. Неоправданный поиск защиты своего мнения — когда вы высказываете мысль, сразу же пытаетесь найти аргументы, оправдания для ее защиты. Люди с высоким EQ так не делают, они признают свои ошибки, быстро переключаются. Обидчивость — негативное восприятие других людей мешает развиваться, обида ничего хорошего не принесет. Если вы постоянно на всех обижаетесь, то нужно срочно избавляться от этой пагубной привычки. Постоянное чувство, что вас неправильно поняли — сложно подобрать слова, чтобы описать свои мысли, события. Старайтесь сразу замечать, когда вы неудачно выразили мысль, чтобы разъяснить сказанное. Вы можете изучить невербальное поведение собеседника, чтобы понять, все ли ему ясно. Вы не можете сердиться — эмоциональный интеллект не лишает вас негативных чувств, вы не можете быть постоянно хорошим. Сердиться нужно, но такими реакциями важно научиться управлять. Навыки эмоционального интеллекта Навыкам EQ обучают даже детей.
Эмоциональный интеллект: что это, как его использовать в работе и бизнесе
Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать,определять, понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне. Emotional intelligence переводится как эмоциональный интеллект, означает способность человека осознавать свои эмоции, определять причины поступков, мотивацию. Из чего состоит эмоциональный интеллект, как его развивать. Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать,определять, понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни.
Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности?
Однако сейчас все же говорят, что даже самый умный человек может не найти себе применения в жизни. Как пример - анекдоты про отличников, торгующих на базаре, и двоечников-троечников, собирающих одноклассников на своей яхте. Когда говорят об эффективности в контексте эмоционального интеллекта, то имеют в виду хороший уровень связей в общении с людьми, способность влиять на них, наличие лидерских качеств. Таким образом, можно сказать, что у всех великих полководцев, правителей был высокий уровень эмоционального интеллекта. Сейчас между ними ставится знак равенства, а раньше первый вообще не учитывался. Сейчас только наступает осознание значимости эмоционального интеллекта. В том числе это происходит за счет процессов глобализации.
Во-первых, становятся другими масштабы общения. Если раньше у человека круг общения составлял 50-100 человек семья, родственники, друзья, коллеги, соседи , то сейчас счет идет на тысячи. Во-вторых, увеличилось количество информации. Высокий эмоциональный интеллект нужен, если человек хочет выжить в колоссальном информационном потоке с обилием фактов и стрессов. В-третьих, развивается общение в Интернете и социальных сетях. Также появились такие ранее не существовавшие феномены общения, как троллинг провокация в Интернете и буллинг психологический террор, травля в Интернете.
То есть теперь опасность может идти и из мира виртуального. Как выяснить уровень эмоционального интеллекта и поднять его? Для диагностики уровня эмоционального интеллекта существуют различные тесты и профессиональные психологические диагностики: первые можно пройти в Интернете, за вторыми надо обращаться к профессиональным психологам. Надо понимать, что точность вторых выше.
Стив Джобс был в этом мастером. Он продавал не технику, а эмоции, которые дарила эта техника. Он знал о человеческих потребностях и понимал, как направлять их эмоции в определенном направлении. Это требовало огромного труда — он готовил пятиминутную презентацию несколько недель и просчитывал все до мелочей. Ричард Брэнсон является неимоверно привлекательной личностью.
Он жизнерадостен, оптимистичен и умеет мотивировать как себя, так и своих людей. Его любят искренне и он отвечает взаимностью. Как признается сам Брэнсон, он не обладает высоким интеллектом и по сути не отличается от большинства. У него есть лишь одно преимущество — умение управлять своими и чужими эмоциями. Говорят, миллионеры и миллиардеры прошлых веков были достаточно угрюмыми и неэмоциональными людьми. В 20 и 21 веках появляется новый тип богатого человека, улыбающегося и довольного жизнью. Они не тратят баснословные деньги на дорогие погремушки, эти люди счастливы потому, что любят людей и наслаждаются общением с ними. Говоря проще, это мера интеллектуальных, логических, аналитических и мыслительных способностей человека. IQ имеет дело с пространственными, вербальными, математическими и визуальными умениями.
Коэффициент интеллекта измеряется количественно и определяет, насколько легко мы обучаемся новым вещам, как удерживаем и припоминаем информацию, умеем сосредоточиться на упражнениях и заданиях, обращаемся с числами, включаемся в процесс мышления, решаем проблемы, думаем абстрактно и аналитически. Если ваш уровень интеллекта больше 100, это означает, что во всех вышеперечисленных навыках вы довольно успешны. Все знают людей, которые преуспели в этом тесте и при этом совершенно не приспособлены к жизни. Мы ни в коем случае не хотим сказать, что IQ не имеет никакого значения для успеха человека в жизни. Все эти навыки являются невероятно важными: это значит что ваш мозг все время развивается и вы способны находить неожиданные решения. Однако хотите вы этого или нет, помимо мозга у вас существует нервная система. Да и сам мозг выполняет не только математические задачи, он еще и способен испытывать эмоции. И вот где возникают серьезные проблемы. Вы можете иметь самый высокий уровень интеллекта на планете, но это не будет значить ровным счетом ничего, если вам не удастся справиться со своей психологией, своими эмоциями.
Если вы видели фильм «Умница Уилл Хантинг», то могли убедиться, что даже вундеркинд будет работать уборщиком, если не захочет добиться успеха в жизни. Герой Мэтта Дэймона просто не умеет или не хочет себя мотивировать на то, чтобы преуспеть в жизни. В жизни случаются и другие примеры: невероятно умный человек не может добиться чего-нибудь серьезного в жизни, несмотря на то, что страстно этого желает.
Даниел Канеман, обладатель Нобелевской премии по экономике, выяснил, что люди готовы заключать менее выгодные для себя сделки, если партнер вызывает у них симпатию. Обаятельный продавец способен продать больше товара, даже если тот будет бесполезным или недостаточно качественным.
Люди с развитым EQ имеют больше возможностей за счет влияния на других людей. Высокий уровень EQ означает, что человек умеет распознавать настроение собеседника, замечать его чувства и справляться с собственным эмоциональным фоном. Такие качества позволяют налаживать связи, обращать на себя внимание, способствуют доверию и, как следствие, занятию высоких должностей, предполагающих управление коллективом. В нем главные герои являются гениальными учеными, но совершенно не умеют вести себя в обычном обществе, из-за чего постоянно и попадают в комичные ситуации. Кроме понимания и управления эмоциями EQ способствует развитию мышления.
Ученые доказали, что настроение оказывает прямое влияние на мыслительные процессы. Например, положительные эмоции помогают поверить в себя и даже на физическом уровне почувствовать себя лучше. А грусть и тоска заставляют ощущать даже те проблемы, которых нет. Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту. Составляющие EQ Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие.
Модель Майера-Саловея-Карузо считается наиболее точной на сегодняшний день. Ее также называют моделью способностей. Она имеет 4 компонента: Восприятие — это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные. Понимание — умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий. Использование — неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации.
Если их пальцы ног указывают на вас, значит, они увлечены. Если их укажут в сторону, они, скорее всего, захотят выйти из разговора. Обратите внимание на язык тела при первой встрече, во время встреч или при простой беседе. Обратите внимание на сигналы языка тела, которые указывают на состояние, противоположное тому, что человек говорит вслух. Например, это будет похоже на человека, который ведет себя очень уверенно и высокомерно, но сохраняет сутулую и внутреннюю позу. Это поможет вам правильно с ними взаимодействовать. Чем больше вы практикуетесь, тем больше вы понимаете, что на самом деле чувствуют люди. Поддерживать управление отношениями Управление отношениями относится к вашей способности использовать свое понимание эмоций других. А также свои собственные, чтобы эффективно управлять своими отношениями. Чтобы улучшить этот навык, вы должны быть настроены на свои собственные эмоции.
Или уметь влиять на эмоции другого человека. Этот навык очень сильно зависит от трех других. Если вы не можете контролировать свои эмоциональные всплески, скорее всего, вы будете менее эффективны в отношениях. Фактически, исследования показали, что самосознание — это предвестник эффективного самоуправления. Чтобы улучшить этот навык, вам нужно практиковать привносить оптимизм во все отношения, в том числе и в более сложные. Часто это труднее всего практиковать во время стресса. Конфликты на рабочем месте, как правило, самые сложные, поскольку они разгораются из-за того, что люди избегают проблем, а не решают их конструктивно. Это подводит нас к четвертой тактике. Вот способ использовать навыки EQ, чтобы ориентироваться в сложных разговорах, стараясь при этом не поставить под угрозу отношения. Возьмем пример.
Ваша сотрудница не претендовала на повышение по службе, хотя она была уверена в этом. Она подходит к вам и просит объяснений оборонительным тоном, неуверенной позой и дрожащим голосом. Шаг 1. Начните разговор с соглашения. Обмен мнениями важен, особенно если вы думаете, что разговор может привести к конфликту. В этом примере вы можете сказать: «Во-первых, я хотел бы выразить, что я ценю вашу работу, и мне жаль, что вы расстроены тем, что вас не рассматривали для повышения по службе. Я хотел бы услышать ваши мысли по этому поводу и посмотреть, можем ли мы что-то сделать, чтобы справиться с этим». Шаг 2 : Попросите сотрудницу объяснить свою позицию. Люди расстраиваются, когда их не слышат. В этом случае объясните ей, что для вас очень важно слышать ее разочарование и ее сторону.
Поступая так, вы проявляете заботу и готовы работать с ней над примирением, что углубит ваши отношения и доверие. Шаг 3. Не думайте о том, что вы собираетесь сказать дальше. Мозг плохо справляется с несколькими задачами, поэтому используйте своё внимание, чтобы полностью сосредоточиться на разговоре, не беспокоясь о том, что вы собираетесь сказать дальше. Старайтесь не защищаться. Оставьте в стороне свое эго и предоставьте слово ей. Шаг 4: Помогите сотруднице понять вашу сторону. Четко опишите свои мысли, чувства и причины своего решения. В этом случае вы захотите дать точную и полезную обратную связь, с которой она сможет работать. Не забывайте проявлять сострадание.
Шаг 5. Продвиньте разговор вперед. Предлагайте предложения о том, что делать дальше. В этом случае вы можете сказать ей, что вы рады, что она пришла к вам, и что вы смогли обсудить вещи. Вы также можете упомянуть, что хотите помочь ей в ее развитии. Предложите несколько способов сделать это. Шаг 6.
Как развить эмоциональный интеллект — главный навык 21 века
Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. Что такое эмоциональный интеллект (emotional intelligence)? Определение эмоционального интеллекта звучит, как способность управлять своими эмоциями, распознавать собственные эмоциональные состояния, а также и понимать эмоции других людей. Проще говоря, эмоциональный интеллект заключается в эмоциональной осведомленности и использовании этого навыка для управления мыслями и поведением.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
В разговоре ты можешь понять, откуда кто-то пришел. Даже если точный сценарий не происходил с тобой, ты можешь использовать свой жизненный опыт, чтобы представить, как это может ощущаться, и сочувствовать тому, что они переживают. Ты не спеши судить других и осознаешь, что все мы просто делаем лучшее, что можем, в тех обстоятельствах, которые нам даны. Когда мы знаем лучше, мы делаем лучше.
Социальные навыки Если ты развил свои социальные навыки, то ты умело работаешь в команде. Ты осознаешь других людей и их потребности в разговоре или при разрешении конфликта. Ты приветлив в разговоре, используешь активное слушание, зрительный контакт, навыки вербального общения и открытый язык тела.
Ты знаешь, как развить раппорт с другими людьми или выразить лидерство, если того требует случай. Почему важен эмоциональный интеллект? Люди являются социальными животными - мы созданы для связи.
Чем больше мы можем строить позитивные отношения и развивать кооперативные связи, тем более обогащенной может быть наша жизнь. Неудивительно, что исследования показали корреляцию между более высоким EQ и счастьем. Но даже когда становится тяжело, эквалайзер может помочь нам и в этом.
В академической среде студенты, демонстрирующие высокий эмоциональный интеллект, особенно в области эмоциональной регуляции и эмпатии, могут реже сталкиваться с буллингом, согласно исследованиям. Работа - еще один пример. Исследования 2013 года показывают, что хорошо развитый EQ может помочь тебе достичь целей организации и повысить удовлетворенность работой, отчасти благодаря позитивным отношениям, развивающимся на рабочем месте.
На самом деле, согласно тому же исследованию, высокий EQ может помочь окружающим тебя людям добиться успеха, особенно в групповых проектах. Когда ты управляешь своими эмоциями, это влияет на окружающих, заставляя их делать то же самое. Выигрывают все.
Предлагаем вам: Как эмоционально отстраниться от кого-то Примеры эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект существует на континууме. Некоторые общие примеры показывают, как может выглядеть более высокий и более низкий EQ.
Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Поэтому мне нравится метод включенного наблюдения, который можно использовать в диагностической игре. Включенное наблюдение — это метод, при котором исследователь взаимодействует с участником, чтобы глубже понять его реакции.
А диагностическая игра — это разные типы заданий, вопросников, тестов и симуляций, с помощью которых психолог и другие специалисты оценивают личностные качества или навыки человека. Если мы говорим об эмоциональном интеллекте, то можно определить, как человек реагирует на различные эмоциональные ситуации, как взаимодействует с другими во время конфликта или справляется с эмоциями в стрессе. Так оценка происходит на практике, в реальных ситуациях, а не только на основе ответов на вопросы в тестах. Как эмоциональный интеллект помогает в работе Работа с человеком, у которого развит эмоциональный интеллект, комфортная и эффективная. Сотрудник с развитым эмоциональным интеллектом легче справляется со стрессовыми ситуациями и принимает взвешенные решения, так как он умеет распознавать свои эмоции и не идти у них на поводу.
Такой человек умеет работать в команде: например, может заметить, что коллега испытывает трудности, и не критиковать его, а поддержать и помочь. Он умеет разрешать конфликты, так как способен воспринимать другую точку зрения и контролировать реакции. А эмоционально интеллигентные лидеры более убедительны, так как они понимают, какие эмоции вызывают их слова и действия у других. Они умеют мотивировать и вдохновлять команду. Женя Венина: — Эмоциональный интеллект помогает превратить группу сотрудников в команду.
В компаниях, где руководство использует директивные методы управления, каждый человек делает только то, что ему говорят, но не понимает связи между собой и другими сотрудниками. Директивный метод управления проще, но управление через эмпатию приносит больше результатов с меньшими усилиями. Чтобы превратить группу в такую команду, нужно построить в ней доверие. Для этого нужно понять и проговорить потребности каждого человека, потому что они — основа его мотивации. Мы можем посмотреть на пирамиду Дилтса — модель, которая помогает понять, как человек удовлетворяет потребности и достигает целей.
В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока Michael Beldoch Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера Emotional intelligence and emancipation. В 1975 году Клод Штайнер англ. Claude Steiner , один из основателей транзактного анализа , разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy изд. Avon Books , Нью-Йорк, 1997. Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер Howard Gardner опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный.
В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ. Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ. Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели.
В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».
Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников. Как развить эмоциональный интеллект Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения распознавать эмоциональные реакции других людей по микровыражениям лица, невербальным телесным проявлениям и интонациям — как в фильме «Теория лжи». Например, настоящая, искренняя, неподдельная улыбка обязательно должна сопровождаться морщинками вокруг глаз, легким веселым прищуром, передающим состояние радости и счастья.
Такой навык распознавать эмоции есть у каждого и работает бессознательно. Однако лишь немногие люди поистине талантливы в определении эмоций. Также успех здесь зависит и от того, кто проявляет эмоции — если его эмоциональный интеллект высок, и человек хочет обмануть вас, то, скорее всего ему это удастся. Специальное изучение эмоций человека по микровыражениям позволяет получить как информацию, как выглядит каждая эмоция, так и навыки на практике оперативно их распознавать.
После этого навыка обязательно нужно обратить внимание и на развитие контроля и умения выражать эмоциональные реакции. Важно научиться различать эмоции для получения правильной картины мира. Эмоциональные реакции влияют на когнитивные процессы и мышление, ведь расслабившись и настроившись на позитивную волну, человек лучше воспринимает информацию. Для стимуляции мышления нужно хорошо понимать эмоции.
Также, когда мы понимаем эмоции, мы можем прогнозировать поведение других людей. Особенно важен навык распознавания и управления эмоциями для различного рода руководителей и лидеров коллективов, ведь нужно в каждый конкретный момент отдавать себе отчет, в каком эмоциональном состоянии сейчас подчиненные: если расстроены, опечалены, с низкой энергетикой, то в этот день стоит заняться, например, сверкой документов и проверкой отчетности. Если же люди в коллективе брызжут энергией и полны радости — можно заняться мозговым штурмом, провести собрание. Но что делать, если мозговой штурм нужно провести именно сейчас, а эмоциональное состояние коллег не соответствует?
Одними словами сложно замотивировать, тогда как с помощью эмоций лидер может успешно вдохновить коллектив к нужной деятельности. Какие здесь могут быть приемы? Например, выдохнуть, призвать настроиться, собраться — словно тренер спортивной команды. Полезно помнить, что позитив в настрое руководителя ведет к более качественной скоординированности в работе и меньшим трудозатратам.
У эмоциональной реакции всегда есть фундаментальная причина, имеющая индивидуальный характер. Например, веселая песня обычно вызывает положительные эмоции, однако у парня, который пригласил важную для него девушку под эту песню на танец и получил отказ, эта же мелодия, скорее всего, вызовет эмоции негативные. Для того чтобы скрывать свои эмоции, требуются значительные усилия. Чем больше человек подавляет их в себе, тем меньше он способен усвоить информации.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать
Приобретение и реализация эмоциональных навыков облегчаются, если есть уверенность в своей эмоциональной компетентности. Такие навыки могут быть открытыми или скрытыми. Последние можно соотнести с кристаллизованным интеллектом, открытые — с теоретическими представлениями об эмоциях Ackerman, 1996. Конечно, знания и навыки в эмоциональной сфере играют положительную роль в адаптации. Важно, чтобы они соответствовали конкретной ситуации.
Эмоциональная модель Основную модель эмоционального интеллекта предложили Дж. Мэйер и П. Сэловей например, Mayer, Salovey, 1997. Ее структуру составляет набор способностей, имеющих отношение к переработке информации.
Они представлены в виде четырех «ветвей»: 1 восприятие эмоций; 2 повышение эффективности мышления с помощью эмоций; 3 понимание эмоций; Модель эмоций Подробнее можно представить как способность к распознаванию и выражению эмоций первая «ветвь» необходима для формирования эмоций и решения задач вторая «ветвь». Такие способности - процедурные. И поэтому выступают как базис для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними третья «ветвь». И, наконец, все перечисленное нужно для внутренней регуляции собственных эмоций и для успешных воздействий на внешнюю среду четвертая «ветвь».
Познавательное и эмоциональное Связаны ли эмоции и познавательные процессы? Монина отмечает, что ученые-психологи признают роль эмоций в мышлении. Некоторые даже считают, что они являются компонентом познания или то, что эмоции определяются интеллектуально В. Вилюнас, 1976; П.
Главным открытием для меня стала книга Дэниеля Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Очень рекомендую к прочтению, ведь сейчас эта книга стала моим настольным пособием по прокачке EQ. Гоулман был первым, кто предположил, что «эмоциональный интеллект», термин, разработанный Саловеем и Майером 1989 , в два раза важнее когнитивного интеллекта IQ для прогнозирования карьерного успеха. Ведь высокий уровень эмоционального интеллекта улучшает рабочие отношения, помогает развивать навыки решения проблем, повышает эффективность и результативность и стимулирует разработку новых креативных подходов и стратегий.
Эмоциональный интеллект влияет не на результаты экзаменов или составление отчетов, а на то, как мы контролируем свои эмоции и справляемся с отношениями. Обойдусь без спойлеров, но всё же познакомлю вас с моделью, которая представлена в этой книге. Гоулман разработал модель EQ для оценки уровня эмоционального интеллекта сотрудников, а также для определения областей, требующих улучшения. Модель состоит из пяти компонентов. Я также разбавила модель Гоулмана своими рекомендациями из жизни, которые помогают мне удержаться на плаву, изучать свои реакции и объективно распознавать эмоции других людей.
EQ Модель Дэниеля Гоулмана 1. Самосознание Self-awareness Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта чувствуют себя комфортно со своими мыслями и эмоциями и понимают, как они влияют на других. Понимание и принятие того, что вы чувствуете, часто является первым шагом к преодолению барьеров и улучшения социальных навыков. Высокий уровень самосознания, также влияет на уровень стресса и тревожности. Рекомендация: Попробуйте знакомиться со своими чувствами, осознавайте их, ведите дневник чувств.
Помочь вам сможет «ромашка чувств» по-научному «Колесо эмоций Роберта Плутчика». Наблюдая за своими эмоциями, Вы сможете прийти к понимаю их природы и разобраться с причиной их появления. А еще даже в самых сложных ситуациях помните, что эмоция не долговечна. Зная, что самая сильная эмоция длится максимум 12 минут, можно пережить ее и дальше проанализировать сложившуюся ситуацию, исключая эмоциональную реакцию. Саморегуляция Self-regulation Также важно уметь контролировать и управлять своими импульсами и эмоциями.
Опрометчивые или неосмотрительные действия могут привести к ошибкам и часто вредят отношениям с клиентами или коллегами. Рекомендация: Попробуйте найти то, что вас наполняет и расслабляет. Я, к примеру, хожу в студию йоги 2-3 раза в неделю.
Он помогает управлять эмоциями, разрешать трудные или напряженные ситуации, понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение. Социальные навыки Эта составляющая ЭИ отвечает за взаимодействие с другими людьми, понимание своих и чужих эмоций как средства повседневного общения и взаимодействия. К социальным навыкам относятся: активное слушание — умение вести беседу так, чтобы лучше понять мысли и чувства говорящего; вербальные коммуникативные навыки — умение общаться посредством языка; невербальные коммуникативные навыки — мимика, жесты; лидерство — способность взять ситуацию под контроль и организовать деятельность группы; умение договариваться и находить общий язык с людьми. Чем лучше развиты социальные навыки, тем больше шансов добиться успеха в учебе и карьере, построить гармоничные отношения. Эмпатия Эмпатия — это понимание чувств окружающих. Эта составляющая ЭИ позволяет человеку адекватно реагировать на эмоции других людей. Эмпатия также помогает понять структуру любых отношений, в том числе на рабочем месте: оценить расстановку сил, понять, как она влияет на чувства и поведение людей.
Здесь важно признать, что у взрослого человека ничуть не меньше проблем, чем у ребёнка. Эмоциональный интеллект — это навык будущего. В Давосе на Всемирном экономическом форуме были впервые сформулированы 10 SoftSkills, которые будут нужны работнику в новом десятилетии, и среди них — управление эмоциями. Сегодня люди чуть больше претендуют на эмоциональное понимание друг друга, современного человека уже не проведёшь искусственной улыбкой. И это намёк цивилизации на то, что людям не стоит превращаться в роботов, им стоит помнить, что они сильны своими эмоциями, что у них есть IQ и EQ уровень эмоционального интеллекта. Поэтому наличие у педагога эмоционального интеллекта — это норма. Знаете, эмоциональный интеллект педагога — это очень широкая сфера возможностей, которую, к сожалению, сегодня не каждый использует. Педагогу важно понимать, что, если мы хотим работать с ребёнком с точки зрения мотивации к учёбе, с точки зрения развития его навыков, которые в нём заложены, для этого нужно, в первую очередь, создавать эмоционально гармоничное поле. Я считаю, что ребёнку больше нужен педагог именно с высоким уровнем EQ, чем IQ. Если учитель эмоционально гармоничен, спокоен, это гарантия того, что ребёнок сможет лучше понять преподаваемый предмет. Скажите, как быть на самоизоляции семьям? Это, например, такая эмоция как радость. Она очень уникальна по своей сути, потому что рождает в нас социальные связи, позволяет видеть мир вокруг себя по-другому, позитивно. Эмоцию радости можно вызвать, например, при помощи совместных физических упражнений.
Понятие и особенности эмоционального интеллекта в психологии
Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, в каких сферах жизни он нужен и как его развивать.