режиссеры. «Он говорил, что у режиссера должно быть две жены»: вдова Алексея Балабанова раскрыла секреты его личной жизни. PersonaStars.
Стало известно, что будет с последним сценарием к фильму Алексея Балабанова
Алексей Октябринович Балабанов похоронен рядом с отцом на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Когда режиссер ушел из жизни, ему было всего 54. один из самых загадочных режиссёров российского кинематографа. В старших классах Алексей Балабанов вместе со своим другом Евгением Горенбургом создали музыкальную группу Кери. Будущий режиссер был гитаристом. Кинорежиссер Алексей Балабанов, чьи киноленты запомнились зрителям яркими характерами и судьбами, уже после своего ухода сам станет героем документального фильма "О живом Алеше". Над картиной работает режиссер и киновед Любовь Аркус.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
- Алексей Балабанов: главный создатель мифа о 90-х или разочаровавшийся историк эпохи?
- Эфиопия, Сирия, Ангола: Балабанов — военный переводчик
- Причина смерти Алексея Балабанова. Биография режиссера
- В день рождения Алексея Балабанова в Петербурге пройдут встречи и экскурсии в память о режиссере
«Он меня обнулил»: Чадов, Кватания и другие режиссеры — о наследии Балабанова
Он к ней приходил и писал. Как в коробке сидишь. Я понял, откуда у него клаустрофобия такая в произведениях. Они фактически во всех моих фильмах есть. Вот я придумал такие музыкальные машинки, эти валики как пластинки были. У Кафки этого нету. Люди-то все любят в кино сниматься на самом деле, но про это не говорят.
Согласился сразу. Он и в «Трофиме» согласился сразу. Я из Москвы артистов вызвал на пробы — все-таки буржуйские деньги. Я вот жалею, что я Мишу Ефремова не взял тогда. Он приезжал. Я взял Колю Стоцкого, ошибся с главным героем сильно.
Миша бы сыграл интересно, мне кажется. Я ошибся, понял, что я ошибся, сразу понял. Дальше уже по-другому было. Дальше было кино без денег. Это было кино с деньгами. Можно было очень хорошее кино сделать, если бы мозгов было побольше.
На первом кино не было денег — вот такое кино получилось. А здесь павильоны были, звук был стерео, в Гамбурге, все было. Кроме мозгов. Артист он хороший был, я его и раньше видел в разных фильмах. Я знал, что он хороший, не пробовал его, я уже больше проб не делал никогда. Я разговаривал с артистом и решал, может он играть роль или нет.
В общем, это более плодотворный путь, чем дурацкие пробы. В «Трофиме» еще были деньги. Паровоз, стоящий на вокзале… положить доски на платформу — это все недешево. Костюмы начала века. Непростое кино. Сельянов создал компанию СТВ, чтобы снимать «Время печали еще не пришло», а я как-то так повернулся под руку, по старой памяти.
Я к нему ходил, когда «Замок» снимал, а он сидел и вентиляторы рекламировал, потому что надо было как-то выживать, чтобы за комнату хотя бы платить. У него был стол, стул — и все. И вентилятор стоял. Я у него попросил вентилятор, чтобы создать иллюзию ветра на крупном плане. Взял вентилятор, а ему оторвали штучку какую-то, он на меня наорал тогда. А потом он уже запустился с картиной.
Потом был «Трофим», а потом на «Кинотавре» был «Кавказский пленник», и я с Сережей Бодровым познакомился. Он мне очень понравился тогда. А кино не понравилось, потому что мне Меньшиков не нравится. И вообще слабый фильм. Я Сереже предложил: «Давай кино вместе сделаем. Только у меня денег нет».
Он говорит: «Ну давай». Я ему рассказал идею «Брата». Все практически бесплатно работали. Фильм был очень дешевый, очень быстро сделали. Всё в Петербурге, всё на своих квартирах, везде друзья снимались. Света Письмиченко по старой памяти снялась, в «Замке»-то она получала деньги.
Витя Сухоруков тоже по старой памяти. В общем, как-то собрались и сделали кино вместе. Он меньше ста тысяч стоил, включая пленку и съемочную технику, которую бесплатно давали. Я просто придумал про бандитов кино. Это была старая идея — бандитов и музыкантов соединить. Всё из своей жизни, я и с теми общался, и с другими.
Я знал эти миры. Музыкальный лучше, бандитский хуже. Я его знал тоже лично. Мы ездили на всякие сходки музыкально-киношные. Были такие съезды типа фестивалей. Наши кино показывали, они песни пели.
Но его музыканты пришли, а он не пришел. Настя пришла, как водится, Сережа Чиграков пришел. Он мне помог тоже. Я на его концерте толпу снимал. Слава Бутусов играет, а толпа кричит на концерте Сережи Чигракова. Слава Бутусов тоже, естественно, по старой памяти.
С садо-мазо у меня давно идея была. Когда я постпродакшн «Замка» делал, то пошел в эротический музей, в Гамбурге такой есть большой. На меня это такое впечатление произвело серьезное, плетки эти… Это все я оттуда почерпнул. Что такое тогда существовало, я не знал. Я потом книжек накупил, фотографий. Мне почему-то очень захотелось кино об этом сделать.
Видимо, оттуда эта идея у меня и возникла. Но она лишняя оказалась, не для этого фильма. Хорошо, что так получилось. Потом вот «Про уродов» был, стилизация, это хороший был фильм. А потом «Брат 2», дорогое кино и попсовое. Оно как раз народу-то нравится.
Больше, чем первый. Это критики пишут, что первый «Брат» — хороший, а второй — плохой. Хотя на самом деле это два разных фильма, объединенных общим героем. В принципе они разные. Я хотел три фильма сделать. Второй в Москве, а третий в Америке, а потом когда писал, смотрю — скучно, и решил объединить.
Правильно, что объединил. Он чуть-чуть дольше получился, чем планировалось. Но народу очень нравится. Народ рыдал в зале. С народом когда смотришь второй фильм, они реагируют совсем по-другому, чем на первый. Когда Витя говорит: «Ты мне еще за Севастополь ответишь», там зал просто падал, аплодисменты, крики, хохот все время.
Это такой восторг. На «Кинотавре» когда вручение призов было, говорят: «Главный приз фестиваля вручается…» — и вся площадь: «Брат 2! А нам ничего не дали. Потому что коричневатый тон был у тех фильмов, которые я видел в Гамбурге. Я просто сильнее сделал коричневый. Негатив был черно-белый.
Он просто поверил в меня, ну и все. Да и отношения хорошие были. Меня часто приглашали на всякие европейские съезды, потому что я знал английский язык, часто я туда ездил, на всякие сходки, знал многих режиссеров знаменитых европейских. Ездили во Францию, я все деньги пытался вышибить на какую-то копродукцию. В какой-то момент Сережа решил меня сделать сопродюсером, включить в учредители компании СТВ. Включил, и с тех пор мы все время вместе.
У меня и мысли не закрадется никогда где-то помимо него что-то сделать. Сейчас реже общаемся. Он занят, да и вообще как-то с возрастом… А раньше очень много общались. Я жил у него. Приехал в Ленинград, а у него в кладовке велосипед стоял. Он уехал на дачу и оставил мне ключи, а я ездил на велосипеде по Ленинграду, это был велосипед его жены.
Я был потрясен этой квартирой с огромными потолками, чего я раньше не видел — у нас в Свердловске такого не было. В Горьком тоже я не видел такого, я в общаге жил. А у него была старая квартира, небольшая, но старая, с огромными коридорами, потолками высоченными.
Фото: архив Александра Главацкого Какого-то интереса к кино в школьные годы Алексей Балабанов не проявлял. Гораздо больше его интересовала музыка. Родители многих одноклассников по долгу службы часто ездили за границу, или имели знакомых иностранцев. Поэтому достать пластинки зарубежных исполнителей Алексею Балабанову не представляло труда. Был у нас в школе вокально-инструментальный ансамбль. Когда прежний состав весь выпустился, мы заняли их место. Алексей играл на гитаре. Мы даже победили однажды на конкурсе политической песни во Дворце пионеров, исполнив гимн чилийских коммунистов. Но гораздо чаще на репетициях звучали новые популярные песни зарубежных исполнителей, которые Балабанов с друзьями заучивал, слушая «Голос Америки» или грампластинки. Мы ее разучивали, потом играли на танцах, - добавляет Главацкий. Музыка, да — он ее любил. И я бы не удивился, если бы он стал музыкантом какой-то группы. Самый яркий пример — драка, которую он устроил в стенах школы, чтобы защитить имущество других ребят. Не знаю, что он там найти хотел. Телефонов сотовых тогда не было — может, деньги на завтраки искал. Но ему не повезло. Алексей проходил мимо, увидел, как пришлый роется по ранцам.
Где ты, брат? После съемки Балабанов пригласил их в гости, сел на любимый диван, показал фильм, которым он гордится. Тогда и состоялся настоящий разговор по душам, а камера в это время продолжала снимать. В итоге получился уникальный эффект — как будто ты сидишь рядом с великим режиссером, и он вместе с тобой вспоминает счастливые и грустные моменты своей жизни, рассуждает о Боге, вспоминает друзей, ну и, конечно, говорит о кино. Как оказалось, это стало одним из последних и по сути — пророческим интервью режиссера.
После концерта её приглашает на пьянку и соблазняет лидер группы. Героиня чувствует себя использованной, но вместе с тем и изменившейся безвозвратно… Короткометражка «Настя и Егор» является логическим продолжением предыдущего фильма. Первым же полнометражным фильмом Балабанова является картина «Счастливые дни» 1991 , поставленная по мотивам произведений Сэмюэла Беккета. Главную роль в фильме исполняет Виктор Сухоруков, которому суждено надолго стать одним из актёров-талисманов режиссёра. Его персонаж — безымянный Он — блуждает по заброшенному во вневременье постперестроечному Петербургу в надежде найти свой угол. Каждый из встреченных на улице людей по необъяснимой причине узнаёт в нём кого-то другого… Здесь Балабанов впервые обозначивает свою тягу к абсурду, который мимикрируя и видоизменяясь будет присутствовать в подавляющем большинстве картин режиссёра. Главный герой картины, которого все называют Господин Землемер приезжает по приглашению из Замка и останавливается в некоей деревне, надеясь получить аудиенцию. Однако местечко это становится для Землемера болотом из которого нет никакого выхода; он путается в бюрократических препонах и непонимании деревенских жителей, попадая в абсурдистский «день сурка». Это первый фильм, спродюссированный независимой компанией СТВ, которая до конца жизни останется «амбассадором» режиссёра. Сняв новеллу «Трофим» для киноальманаха «Прибытие поезда», Балабанов берётся за фильм, сделавшийся культовым и прославивший режиссёра на всю страну. Известность «Брат» 1997 «Брат» 1997 — простая, на первый взгляд, криминальная история — производит на территории СНГ эффект разорвавшейся бомбы. История о «русском Иванушке», бесхитростном, но сильном и смекалистом Даниле Багрове западает в сердца миллионов зрителей. Здесь мы находим второе блестящее умение Балабанова — передавать времена великих сломов и потрясений; препарировать их, выворачивать наружу, не оставляя буквально ни одного белого пятна. Уставший от этого народ, увидел в исполненном Сергеем Бодровым герое надежду на окончание беспредела, на возможность отомстить всесильным бандитам, разоряющим страну. Разбор скрытых смыслов и аллюзий, вложенных Балабановым в простую криминальную историю, заслуживает отдельной статьи. Добавим лишь, что фильм был отмечен на множестве европейских фестивалей, в том числе и на Каннской программе «Особый взгляд». Саундтрек фильма полностью состоял из песен группы Nautilus Pompilius. Действие происходит на сто лет раньше, чем в фильме «Брат» и его действие происходит в предреволюционном Петербурге, пока ещё не охваченном пламенем революции и тонущем в распутстве. Фильм рассказывает о небольшом предприятии, создающем фотографии садомазохистской направленности. На фоне этого «бизнеса» разворачиваются истории нескольких людей: самих фотографов, семьи доктора и проживающей вместе с ними пары сиамских близнецов… Фильм и режиссёр стали лауреатами премии «Ника» и других всемирно известных фестивалей. После успеха первой части, Балабанов планировал создать продолжение в двух частях, но в конце концов объединил сценарии в один. Так и получился фильм «Брат 2» 2000.
Фильм «О живом Алеше» снимут в Петербурге в память о кинорежиссере Алексее Балабанове
Поздоровались, сказали друг другу несколько слов про кино, и этого было достаточно, чтобы понять, что мы на одной волне и что, наверное, мы друзья, хоть не прошло и получаса. Потом я бросил курсы и уехал в Питер, а Леша приехал ко мне, когда их закончил. Ему нужно было решить, где работать: в Москве, Петербурге или родном Свердловске. Три таких больших кинематографических центра в России. В Питере он остановился у меня, катался днем и ночью на велосипеде по Васильевскому острову. Вместе они открыли киностудию СТВ и сняли одиннадцать фильмов. Гораздо более дипломатичный, чем Балабанов, Сельянов всю дорогу отбивал друга от регулярных обвинений в антисемитизме, русофобии, шовинизме, садизме и далее по списку.
Возможно, только Ларс фон Триер, еще один любитель огненных публичных выступлений за свое «Я могу понять Адольфа Гитлера» он был, как известно, отлучен от Канн, с ним Балабанова сравнивал Михаил Трофименков. Это следствие еще и того, что сильно было искушение перепутать Балабанова с его персонажами, — к тому же он всегда предпочитал работать со свежей фактурой. Впрочем, в последнем фильме он наконец «сыграл» себя — «режиссера — члена Европейской киноакадемии», которого в рай не берут. Грузовой трамвай, катившийся мимо памятника руководителя первой российской кругосветки Ивана Крузенштерна в принципе, еще один немаловажный герой «Брата», даром что без реплик , куда запрыгивал в разгар погони Данила Багров, и трамвай, где было произнесено бессмертное «Не брат ты мне, а гнида черножопая», за что Балабанов получит очередную порцию обвинений в шовинизме, — это наследники других трамваев, которые в истории русской и советской литературы были проводникам на тот свет. Фантастический реализм Так Балабанов, который всегда неохотно обсуждал свой, что называется, творческий метод, охарактеризовал жанр своего последнего фильма «Я тоже хочу» критики предлагали православный road-movie , в котором не было ни одного профессионального актера по сюжету герои направляются к «Колокольне счастья», которая забирает людей в рай из зараженной радиацией зоны. Определение, в принципе, подходит практически для всех его фильмов, в которых так или иначе оказываются реальные события: «Ну такого жанра нет на самом деле.
История фантастическая, а все остальное настоящее. Баня настоящая, и банщик тоже, я туда каждую неделю хожу, в эту баню, сам. Колокол настоящий, телефонная будка — ничего не придумано. Поэтому — фантастический реализм». Да, четыре его картины показывали в Венеции, «Брата» в Каннах, но, кажется, для западной публики один из лучших российских режиссеров так и остался непроницаем. В связи с этим вспоминается история с показом «Хрусталев, машину!
Балабанов же на вопрос о том, понимают ли его фильмы зарубежные коллеги, отвечал всегда в своем изумительном стиле: «Я за буржуев отвечать не могу, потому что я их сознания не понимаю. Кому-то нравится, кому-то нет». Мне всегда не хватало чего-то... Когда я это сделал, у меня как-то ум раскрылся... С душой что-то произошло. Я, конечно, долго готовился к этому, когда учился на Высших курсах.
Я прочитал сначала Булгакова, а потом Евангелие. И понял, насколько Евангелие мощная и сильная книга», — говорил он в интервью с Александром Богатыревым для интернет-журнала pravoslavie. Звучит несколько неожиданно, но режиссер «Брата» и «Жмурок» в православной среде был чтим. Сам Балабанов никогда в классическом понимании религиозным режиссером не был. Однако в своем последнем фильме «Я тоже хочу» вплотную к этому подошел. Тут никак нельзя умолчать о том, что через сорок дней после его смерти обрушилась колокольня в Шексне, где снимался его последний фильм.
Х ЮМОР Ч Для понимания чувства юмора Балабанова хорошо подходят плохо принятые «Жмурки», где лекция о первоначальном накоплении капитала проиллюстрирована, считай, экранизациями анекдотов про «новых русских» и «бандосов». Вообще, провал «Жмурок», болезненный для Балабанова, от которого ожидали «серьезного» фильма, сделал из него по-настоящему культового режиссера.
То он кажется настолько слабым, что должен вот-вот упасть прямо в кадре, его поддерживают за плечи, помогают ходить.
То уже через несколько секунд у него меняется голос, и вдруг понимаешь, как именно этот тихий маленький человек создавал большое суровое кино. Аркус много снимала на площадке фильма «Я тоже хочу», и в «Колокольне» много завораживающих сцен с дрожащим от холода Балабановым, который терпеливо добивается результата от продрогших актеров. А те не играют, а словно священнодействуют.
Все — от музыканта Олега Гаркуши до актрисы Алисы Шитиковой, которая существенную часть съемок бегала по снегу голой. Не говоря уже об Александре Мосине, который был в последние годы для Балабанова и актером, и лучшим другом, и, пожалуй, немного телохранителем. Реквием» Фото: Capella Film Аркус почти ничего не рассказывает нам о режиссере.
Она просто приводит как бы к нему в гости. Сажает в маленькую комнатку, где он полулежит на диване. Или мы как будто на заднем сиденье автомобиля, откуда Балабанов управляет съемками на площадке.
Или мы — люди, которые пришли на встречу с режиссером, а он нам отвечает далеко не так охотно, как хотелось бы. Потому что не обязан, потому что ему очень плохо, очень больно, он умирает, но мало кто догадывается об этом. Кинорежиссер Рубен Эстлунд — о новом фильме, уязвимости богатства и бессмысленности снимать драмы Фильм настраивает на ностальгические воспоминания.
Например, автор этих строк во время просмотра вспоминал, как узнал о смерти Балабанова. Стоя в очереди на фильм во время Каннского кинофестиваля. Под палящим солнцем русские журналисты с ужасом и растерянностью передавали друг другу эту новость, и всё казалось на ее фоне абсурдным — и сеанс, на который стояли, и палящее солнце, и яхты, и весь Лазурный Берег.
Смерть Балабанова была ударом, хотя, казалось бы, об этом ударе всех заранее предупредили. В 2013 году автор этой статьи говорил с Балабановым в Венеции после премьеры фильма «Я тоже хочу». Записали интервью на камеру — оно таинственным образом исчезло и никогда не было опубликовано.
Вторая причина — 90-е еще здесь Кадр из фильма «Брат 2» реж. Алексей Балабанов, 2000 Наше настоящее всё еще под сильным впечатлением от девяностых, до которых рукой подать. Нынешний амбассадор российского кино Кантемир Балагов, как и Балабанов, дебютировал в Каннах с историей об этом десятилетии — фильмом «Теснота». Юрий Борисов, сыгравший в «Быке» главную роль, прямо признался, что играл с оглядкой на Данилу Багрова.
Алексей Балабанов, 2000 Наше настоящее всё еще под сильным впечатлением от девяностых, до которых рукой подать. Нынешний амбассадор российского кино Кантемир Балагов, как и Балабанов, дебютировал в Каннах с историей об этом десятилетии — фильмом «Теснота». Юрий Борисов, сыгравший в «Быке» главную роль, прямо признался, что играл с оглядкой на Данилу Багрова. Михаил Идов переснял «Брата» для клипа певицы Монеточки.
Алексей Балабанов: «Так оказалось, что я здесь живу»
Балабанов, Алексей Октябринович - ПЕРСОНА ТАСС | Алексей Балабанов, Дмитрий Дюжев, Алексей Панин (признан иноагентом на территории РФ). |
Продюсер Балабанова рассказал, какие фильмы не успел снять режиссёр | Над могилой режиссера Балабанова встал гранитный крест и сразу появились дары. |
Алексей Балабанов: «Так оказалось, что я здесь живу» | «Алексей Балабанов для многих людей больше, чем режиссер. |
Скончался режиссер Алексей Балабанов
Кинорежиссер Алексей Балабанов, чьи киноленты запомнились зрителям яркими характерами и судьбами, уже после своего ухода сам станет героем документального фильма "О живом Алеше". Над картиной работает режиссер и киновед Любовь Аркус. Это из встречи Алексея Балабанова со зрителями после показа последнего фильма режиссера «Я тоже хочу». Своего рода ремейк «Сталкера», кинозавещание Балабанова рассказывало о людях, которые пытаются сквозь снег и холод пробраться к Колокольне Счастья. Смерть Балабанова Алексея стала внезапной, уход из жизни пришелся на расцвет его карьеры. 25 февраля Алексею Балабанову (1959-2013) исполнился бы 61 год. Это один из главных и без преувеличения культовых российских режиссеров. Над могилой режиссера Балабанова встал гранитный крест и сразу появились дары. Кинорежиссер Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).
Смотрите также:
- Балабанов — жив
- Обсуждение (32)
- Незавершённые проекты Алексея Балабанова
- Биография режиссера
- Честный, умный, талантливый: соратники Алексея Балабанова вспоминают, каким был режиссер
- Режиссёру Балабанову открыли памятную доску в Нижегородском лигвистическом университете (видео)
Стало известно, что будет с последним сценарием к фильму Алексея Балабанова
Перед полным залом выступили известный режиссер Сергей Дебижев, который сыграл роль в фильме Алексея Балабанова «Брат-2», руководитель киностудии «Лендок» Алексей Тельнов и режиссер байопика Константин Смилга. На премьерном показе также присутствовали вдова и сын Балабанова, которые поблагодарили съемочную группу за такую кропотливую работу в память об их муже и отце. История фильма началась год назад, когда при подготовке выставки-путешествия «Балабанов» были найдены неопубликованные ранее фрагменты интервью режиссера. Как оказалось, в ноябре 2011 года, за полтора года до смерти, съемочная группа встретилась с Алексеем Балабановым, чтобы взять интервью для документального фильма «Сергей Бодров. Где ты, брат?
Главной базой этого проекта стал Госфильмофонд, привлекший к его реализации партнеров из Москвы и Санкт-Петербурга. Первый фильм этого проекта - "Раньше было другое время" 1987 , - относящийся к свердловскому периоду творчества Балабанова, уже прошел оцифровку и сегодня будет показан в столичном кинотеатре "Ролан". По словам Сельянова, в стране проходят ретроспективы фильмов Балабанова. На студии "Ленфильм" открылась фотовыставка, посвященная первому профессиональному фильму Балабанова "Счастливые дни" по мотивам прозы ирландского абсурдиста Сэмюэля Беккета.
Всероссийскую известность принес Балабанову фильм "Брат" 1997 , рассказывающий историю молодого человека, ставшего киллером.
Работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В 1990 году окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров. В большом кинематографе дебютировал в 1991 году, когда снял свой первый полнометражный фильм «Счастливые дни» — вольную экранизацию прозы Сэмюэля Беккета. В 1992 году выступил соучредителем кинокомпании «СТВ», при участии которой снял большинство своих фильмов.
Над картиной работает режиссер и киновед Любовь Аркус. Последние два года жизни режиссера Любовь Аркус много снимала Алексея Балабанова, запечатлела его в работе, в общении с друзьями и коллегами. После кончины режиссера в 2013 году Аркус во многом переосмыслила первоначальный замысел, обратилась к другим эпизодам и материалам. Еще одной памятью о режиссере станет книга "Балабанов", вышедшая в издательстве журнала "Сеанс".
Сейчас готовится ее презентация.
Стало известно, что будет с последним сценарием к фильму Алексея Балабанова
Алексей Балабанов знал, что работать там будет сложно и старался собрать минимальную съёмочную группу из самых надежных людей. Полная биография режиссера Алексея Балабанова. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, фильмография режиссера на портале «». Режиссер Алексей Балабанов. О причине смерти Алексея Балабанова вы узнаете из этой статьи. Алексей Балабанов, Режиссёр. Мать Балабанова настаивала на том, что он должен учиться в школе с углублённым изучением английского языка. В 2014 году режиссёр Юрий Быков снял фильм «Дурак» и посвятил его памяти Алексея Балабанова.