На период, когда Белехов руководил Отделом по охране памятников, пришлись Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, послевоенное восстановление. История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог.
Блокада Ленинграда
- Военное наследство
- Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
- Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда
- Презентация на тему Восстановление Ленинграда
- Блокада Ленинграда
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
После снятия блокады Ленинграда, жители города освобождают памятник Петру l от защитных укрытий. Разумеется, после освобождения Ленинграда от блокады среди первоочередных задач было восстановление разрушенного города. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г.
Ленинград в 1946-1947 годах
Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда | После снятия блокады Ленинграда, жители города освобождают памятник Петру l от защитных укрытий. |
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады | Видео | Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени. |
Восстановление Ленинграда | это... Что такое Восстановление Ленинграда? | Главная» Новости» 80 лет полного освобождения ленинграда от фашистской блокады. |
Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе | Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. |
Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период
Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны. Разумеется, после освобождения Ленинграда от блокады среди первоочередных задач было восстановление разрушенного города. Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения. Её лекция посвящена процессу восстановления исторической части Северной столицы после Великой Отечественной войны. Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников.
Отопление, водоснабжение, канализация
- Содержание
- Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
- Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады | Видео
- ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ
- Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады - Новости
Послевоенное восстановление
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев | Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда». |
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады | Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени. |
Блокадное наследство: каким был Петербург с 1941 по 1944 год | Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда». |
"Возвращенный из смертной бездны". Как начали восстанавливать Ленинград после блокады | Так, после снятия блокады Ленинграда обострился жилищный вопрос, так как началась путаница с жильем и квартир просто не хватало для всех. |
Лекция Восстановление Ленинграда после Великой Отечественной войны - смотреть бесплатно | После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. |
Советские памятники
Уточняется, что жители Ленинграда смогли восстановить город в кратчайшие сроки. Работы удалось завершить к 1947 году. После оккупации основной акцент был сделан на подготовку квалифицированных кадров, строительство заводов, ускорение темпов благоустройства города. В настоящее время петербуржцы помогают восстанавливать Мариуполь.
Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты. Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом. При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие.
Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А. Гессена и художника-керамиста Б. Гессен является автором проектов реставрации многих памятников петровской эпохи, богато украшенных расписными изразцами как голландского, так и русского производства. Реставрационные работы на фасадах Большого дворца. Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б. Мицкевича, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, которому после многочисленных опытов и экспериментов все-таки удалось добиться нужного результата. Печи в Китайских кабинетах были восстановлены тоже Б.
Восстанавливать китайские, как их тогда называли, печи долгое время не решались из-за отсутствия самой технологии изготовления китайской керамики. Известно, что восточные мастера держали в строгом секрете все тайны своих промыслов, будь то фарфор или другая керамика. К решению указанной проблемы удалось подступиться после того, как в хранилище архитектурных фрагментов научный сотрудник В. Знаменов, который в дальнейшем стал директором музея, обнаружил керамические обломки изразцов от этих печей. Сделав анализ черепков, реставраторы установили, что эти печи являлись типичным образцом русской китайщины: они были изготовлены в России. Реставраторам не пришлось соглашаться с теми, кто уговаривал их расписывать сюжеты печей на фанере или делать их из папье-маше. Сегодня эти печи украшены настоящей керамикой, созданной по технологии подглазурной обжиговой росписи. Восточный и западный кабинеты открыты в 1971 и 1972 гг. В 1978 г.
Последними интерьерами, где работы курировала еще Е. Казанская, были Парадная Купеческая лестница и Танцевальный Купеческий зал к их проектированию приступили еще в 1950-х гг. Возрождение интерьеров завершили их ученики. Здесь, так же, как и в Статсдамской, во всем великолепии восстановлены барочные резные композиции Ф. Растрелли с использованием зеркал, живописных вставок на стенах, плафонной живописи и наборных паркетов. Статсдамская была открыта для посетителей в 1979 г. Следующие залы восстанавливали ученики тех замечательных первопроходцев, подвижников и талантливых мастеров своего дела, которые спасли погибающее сокровище национальной культуры, но это уже следующая глава в летописи уникального памятника. В историю Санкт-Петербурга навсегда вписаны имена реставраторов, которые в суровые послевоенные годы получили образование в ремесленных училищах и стали мастерами высочайшего уровня. Они восприняли те знания и опыт, которые передали им преподаватели и мастера дореволюционной школы.
Последние еще застали те времена, когда высокий художественный стиль и вкус были востребованы и могли быть по достоинству оценены ревностными критиками, способными различать тончайшие оттенки и нюансы в исполнении произведений монументального и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Спустя 75 лет после победоносного окончания Великой Отечественной войны, пытаясь осмыслить масштабы и значение небывалых по размаху и энтузиазму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, можно уверенно утверждать, что это был важнейший этап в истории ансамбля. Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры. Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой. Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г. Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества.
Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения. Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту. При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время. Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись. Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков.
На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель. Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г. Бушуев, М. Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…». В 1725 г. Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений. В 1902 г.
Успенский отметил, что «после наводнения в 1770 году Монплезир капитально ремонтируется. Надо отдать справедливость — весьма толково. Характер петровского времени сохранен вполне. По документам известно, что в 1823 г. В 1856 г. Комаров сообщил в Петергофское дворцовое управление, что «на будущее необходимо иметь в виду в Монплезире правку плафонов». В 1898 г. Министерство Императорского Двора даже утвердило план по капитальному ремонту всех зданий Монплезира, который начали претворять в жизнь в начале XX в. В 1913 г.
В то время плафоны Пильмана по своему колориту были уже неузнаваемы. Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг. Петергоф оккупировали фашистские войска. Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г. В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г. Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства…. Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г. Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…».
Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов. Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел. Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие. В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны. Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов.
Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком. В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно. Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах. Плафон Буфетной до реставрации. Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла.
Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете. При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата. Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели.
Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался.
По их мнению, социально-демографический и культурный облик Ленинграда изменила не только почти трехлетняя блокада, но и управленческие решения властей, которые стремились максимально быстро вернуть городу статус второй столицы и центра военной промышленности. К 80-летию освобождения Ленинграда «Известия» разбирались, чем «новый», послевоенный город отличался от «старого». Начало перелома в ходе Великой Отечественной Уходили первыми К началу войны Ленинград с населением 3 млн 173 тыс.
Он уступал только четырем столицам — Лондону, Берлину, Москве и Парижу. Его демографическая структура имела особенности. В то же время Ленинград выделялся численностью студентов и преподавателей, деятелей науки и культуры. А особенно — промышленных рабочих, что стало следствием огромной роли, которую город сыграл в индустриализации 1930-х годов.
Подростки из провинции стремились встать в ряды питерского пролетариата и заполняли многочисленные школы фабрично-заводского ученичества и ремесленные училища. Автор книги «Блокадная этика» Сергей Яров утверждает, что почти все они, оказавшись вдали от родителей, запертые в окруженном городе, умерли от голода, а кто-то и от побоев за воровство еды, от которого не имели сил удержаться.
Слева - набережная Невы. Ну и напоследок — ещё один снимок из Петергофа.
Детвора катается на коньках на фоне разрушенного Большого Петергофского дворца. Война закончилась - можно выдохнуть. Теперь отправляемся во второй послевоенный год, чтобы посмотреть, как он жил в это время. Что происходило в СССР в 1947 году?
После войны отменена карточной системы и проведена денежная реформа Восстановлен ДнепроГЭС - одна из главных довоенных строек Во многих районах СССР бушует голод, вызванный уничтожением сельского хозяйства в военный период, засухой 1946 года и недальновидной политикой властей, отправляющих зерно на экспорт. Увы, даже после войны люди продолжали умирать из-за голода... Колонна машин, подготовленная Кировским заводом для отправки в Ленметрострой. В 1947 году началась подготовка к строительству Ленинградского метрополитена.
Также идёт строительство стадиона имени Кирова, который будет открыт в 1950 году. Строительный бум после войны просто поражает - страну восстанавливали с невероятной скоростью. Измайловский трамвайный мост через Фонтанку, который находился в створе Никольского переулка. Из-за неудачной конструкции его окончательно разберут в 1958 году.
Продолжается восстановление Петергофа. Пуск Большого Каскада фонтанов 14 сентября 1947 года. Гуляния на Дворцовой. Обратите внимание - девушки танцуют с девушками, а молодых людей значительно меньше.
Думаю, почему так объяснять не нужно. Столпотворение на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Ещё один интересный вид сверху - на гостиницу "Октябрьская" с крыши дома на Лиговском проспекте.
Лекция Восстановление Ленинграда после Великой Отечественной войны
Ленинград стал давать фронту большое количество боевой техники, боеприпасов, снаряжения. На ряде заводов стало налаживаться производство радиолокационной, летно-испытательной и другой сложной аппаратуры, мощных радиостанций, кузнечно-прессового оборудования и так далее. Промышленность восстанавливалась на новом, более высоком уровне, с учетом передовой науки и техники, новой технологии. Одновременно с восстановлением и развитием индустрии города ленинградцы восстанавливали жилые здания и архитектурные памятники.
Под лозунгом «Мы отстояли Ленинград - мы сделаем его еще краше и лучше» коммунисты города поднимали на активное участие в восстановительных работах сотни тысяч жителей. К 1947 году Ленинград в восстановил свой довоенный облик. Связанные статьи.
Речь шла об улучшении условий труда, об изучении экономики, и о развертывании критики и самокритики в трудовых коллективах. Последний пункт был принят к исполнению и в тресте «Ленсвет». Алексеев Б. В результате создалась угроза срыва правительственного задания о благоустройстве улиц и площадей, прилегающих к Мариинскому дворцу. Еще раз подчеркивая крайнюю необходимость обеспечения хорошей освещенности Мариинской площади, приказываю: I.
Под личную ответственность начальника II сетевого района тов. Алексеева Б. Связи 23. С 16 февраля 1945 года в штат треста «Ленсвет» было зачислено 99 бойцов, вернувшихся с войны. Усилившая свои ряды комсомольская организация треста тут же взяла на себя социалистические обязательства до 23 февраля восстановить во внеурочное время уличное освещение Институтского проспекта в ознаменование 27-й годовщины Красной Армии.
Работы были выполнены к 20 февраля. А следующий праздник стал поводом для слов благодарности труженицам «Ленсвета».
Человеческие потери были огромны - от шестисот до девятисот тысяч по разным оценкам. Надо было восполнить этот «демографический провал», и в город потянулись приезжие. На удивление быстро становились они ленинградцами - принимали в большей или меньшей мере образ жизни и образ мысли горожан, повышали свой образовательный уровень, стремились отправить детей в школу получше и обязательно - в институт. Неторопливую миграцию 50-х - начала 60-х сменила бурная волна, продлившаяся почти два десятилетия. Это история роста Ленинграда как мегаполиса. Она отражала общий для страны период - переход от преимущественно сельского к преимущественно городскому населению. Деревни пустели чему помогала кампания по их укрупнению , а большие города наполняла армия «лимитчиков».
Впрочем, в Ленинград ехали не только из деревень: до трети переселенцев было из других городов страны. Сюда приезжали не только работать, но и завершать образование. Большинство поступивших в институты из городов и деревень оставались тут жить.
Строительство новых жилых домов в первые послевоенные годы было малоэтажным, к началу 1950-х годов начали возводить 5—6-этажные каменные дома.
Это так называемый «сталинский ампир», который и сегодня высоко ценится на рынке жилья. Красивые, комфортные дома с лифтами, мусоропроводами, горячим водоснабжением. Однако обеспеченность горожан жильем оставалась низкой. В середине 1950-х годов начался переход к индустриальному строительству.
К концу 1950-х годов в Ленинграде была создана мощная отрасль по производству сборного железобетона, которая максимально отвечала задачам ускорения и расширения массового жилищного строительства. Одновременно было налажено массовое производство прогрессивных по тому времени индустриальных отделочных материалов: линолеума, сухой штукатурки, пленок, плиток, обоев. Сразу после войны перед специалистами нового многопрофильного проектного института «Ленгипроинжпроект» была поставлена задача газификации Ленинграда. В 1947—1948 годах в Ленинский, Фрунзенский, Куйбышевский и частично Московский районы была начата подача газа.
Газификация жилищного фонда осуществлялась быстрыми темпами. С 1949 года к числу газифицированных районов добавились Октябрьский, Смольнинский, Дзержинский. Газоснабжение осуществлялось на базе коксогазового завода, восстановленного в январе 1946 года, и сланцев Эстонской ССР и Ленинградской области г. Сланцы , откуда были проложены магистральные газопроводы протяженностью около 250 км.
Зв годы войны в Ленинграде было уничтожено и повреждено 187 из 300 находившихся под государственной охраной исторических зданий и сооружений. На месте всемирно известных дворцовых ансамблей ленинградских пригородов остались руины. С воссозданием величайшего архитектурного наследия в Ленинграде сформировалась уникальная школа реставрации, заслужившая признание и авторитет у профессионалов реставрационной отрасли Европы и мира. Еще до окончания войны началось восстановление Адмиралтейства, Смольного монастыря, Театра оперы и балета им.
Кирова, Елагина дворца и других зданий. После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. Реставрация дворцов и парков города растянулась на десятилетия, однако работа по воссозданию и сохранению исторического дворцово-паркового наследия была признана беспрецедентной и уникальной в мировой практике. Cправка Во время Великой Отечественной войны, в период блокады города, было полностью разрушено 840 зданий промышленных предприятий, нанесен серьезный материальный ущерб свыше 3 тыс.
Из каждых 100 кв. Приглашаем всех ветеранов строительной отрасли вспомнить, как это было, сохранить для потомков память о той колоссальной работе, благодаря которой было воссоздано богатейшее архитектурное наследие Петербурга, одного из красивейших городов мира, а кроме того — сформирована комфортная, современная и позитивная городская среда Ленинграда. Нам есть что хранить и чем гордиться! Источник Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
Немецко-фашистские варвары разрушили и повредили сотни ценнейших исторических памятников русской и мировой культуры. Бомбы и снаряды попали во многие исторические здания; в Оперный театр бывший Мариинский , Инженерный замок, Русский музей, Эрмитаж, Зимний дворец и др. Были разрушены замечательные пригороды: Петродворец б. Петергоф , Пушкин, Павловск, Стрельна, Урицк и др.
Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г. В плане четвертой пятилетки 1946—1950 гг. Перед партийной организацией, трудящимися Ленинграда стояли чрезвычайно сложные задачи. Валовая продукция всех предприятий в 1945 г.
В сентябре 1945 г. Работы по восстановлению промышленности и городского хозяйства начались после снятия блокады. Уже в 1944 г. Значительные трудности представляло восстановление электростанций Ленэнерго.
В 1945 г. В 1940 г. Довоенный уровень производства электроэнергии этими станциями был значительно превзойден к концу пятой пятилетки. Одновременно с восстановлением и развитием индустрии города ленинградцы восстанавливали жилые здания п архитектурные памятники.
Под этим лозунгом коммунисты Ленинграда поднимали на активное участие в восстановительных работах сотни тысяч ленинградцев. К тридцатой годовщине Октябрьской революции 1947 г. Ленинград в основном восстановил свой довоенный облик. В восстановлении Ленинграда своим патриотическим трудом прославились новаторы: мастер каменной кладки А.
Куликов, кровельщики братья Преображенские, штукатуры 3. Сафин, И.
Презентация на тему "Восстановление Ленинграда"
С первых дней блокады архитекторы, реставраторы, сотрудники музеев прекрасно понимали, что красоту надо сохранять. Об этом много и подробно описано в книге В. Кутузова «Возрождение» 1977 года выпуска. Там в статье О. Шилиной «Врачеватели красоты» есть интересный пример, имеющий отношение к укрытию Александрийского столпа - гранитной колонны высотой в 47,5 метров. Известно, что она держится на постаменте благодаря силе собственной тяжести. Выдвигались разные предложения, однако решение было такое: «Ладно, пусть так стоит». И памятник в честь Победы 1812 года, без которой немыслима и вся торжественная Дворцовая площадь —выстоял.
Жилые дома пустовали, не отапливались, стекла в окнах были выбиты. Дома жилой площадью 3,3 млн. За зиму 1941-1942 гг. Замерзло 6370 домовых вводов, что, как правило, сопровождалось разрушением труб. В октябре 1941 г. В декабре 1941 г. С 1944 г. Восстановление жилых домов в 1946-1950 гг. В эти годы впервые сложилось понятие «комплексный капитальный ремонт».
В процессе комплексного капитального ремонта в минимальном объеме заменялись все изношенные конструкции дома или его части, включая перекрытия. В тех домах, где частичной заменой перекрытий ограничиться было нельзя, меняли все балки перекрытий. При этом деревянные балки заменялись опять-таки деревянными, но на объекты капитального ремонта поступал и прокатный металл. Районным жилищным управлениям выделялись наряду с двутавровыми балками бывшие в употреблении железнодорожные и трамвайные рельсы, которые после соответствующей сварки использовались в качестве балок перекрытий. Вначале заполнение между балками делали дощатое и новые балки заводили в старые гнезда. В последующем на производственных базах ремонтно-строительных контор было освоено производство мелкоразмерных шлакобетонный, а затем и железобетонных плит. Их укладывали на нижние полки балок взамен деревянных подборов. Это явилось первым шагом к массовому применению железобетона в капитальном ремонте и индустриализации ремонтно-строительного производства. После укладки новых перекрытий планировку квартир восстанавливали не по инвентаризационным планам, а по проектам.
Проектами предусматривалось при наличии двух лестниц разделение больших квартир на две. В тех домах, где до ремонта имелись ванные комнаты, их восстанавливали вновь. Особенности жилищного фонда и разрушения, причиненные в годы войны, были различными. Поэтому вопросы новой планировки квартир в каждом административном районе города решались по-разному, в том числе восстанавливались и многокомнатные квартиры без ванных помещений, в отдельных случаях с двумя уборными. Обязательным для всех районов было только то, что после комплексного капитального ремонта кухни и уборные должны быть по одной вертикали. В домах оставалось печное отопление. В кухнях устраивали огневые очаги, в ванных ставили дровяные водогрейные колонки, печи присоединяли к существующим в стенах дымоходам; когда это не удавалось, пробивали в кирпичных стенах новые каналы или возводили из кирпича новые дымовые стояки. В 1947-1948 гг. Это позволило уже в кухнях не ставить огневых очагов и газифицировать ванные комнаты, для газоходов и вентиляции по-прежнему использовались каналы в стенах.
Газификация жилищного фонда осуществлялась быстрыми темпами. С 1949 г. Газоснабжение осуществлялось на базе коксогазового завода, восстановленного в январе 1946 г. Сланцы , оттуда были проложены магистральные газопроводы протяженностью около 250 км. В домах, где проводился капитальный ремонт, уже не восстанавливались не только кухонные очаги, но и печи в комнатах. Одновременно с капитальным ремонтом квартир прокладывались сети горячего водоснабжения, подача воды была организована несколько позднее. Источником теплофикации являлась расположенная на Новгородской улице ТЭЦ.
Только это могло заставить поверить в победу над неописуемым хаосом развалин и обломков. Довоенная жизнь Петергофа: по страницам советских газет Существует обширная литература о военных разрушениях и последующей реставрации, написанная музейными работниками и реставраторами. Советские газеты 1930-х и 1940-х гг. Они поразительно позволяют ощутить аромат эпохи, буквально «увидеть» запечатленным на одной странице все, что происходило тогда. В 1930-е гг. В парках проходили массовые праздники, митинги, встречи с героями, писателями, артистами, спортивные соревнования. Во дворцах открывали выставки, приуроченные к годовщинам великих людей и событий. В 1941 г. Газеты сообщали о том, что в Пушкине заканчивается реставрация Екатерининского дворца, намечена частичная реставрация Александровского дворца и Камероновой галереи, впервые за много лет восстановлен и открыт для публики Готторпский глобус, а в павильоне Китайского театра можно осмотреть выставку, посвященную истории создания Александровского парка. К летнему сезону 1941 г. И, конечно, журналисты писали о занятиях по противовоздушной обороне, о жизни военных частей и наборе в военные училища. Газеты за 22 июня 1941 г. Сообщение о начале войны прозвучит по радио в два часа дня, а газеты сообщат о войне только 23 июня. В середине сентября немецкие войска вышли к берегу Финского залива в районе Стрельны, 23 сентября 1941 г. По предварительным расчетам, для того чтобы восстановить разрушенное, нужно 65 человеко-лет или 9 миллиардов рублей, то есть нужно, чтобы в течение 10 лет работали над этим ежедневно 6,5 тысячи человек Читая газеты 1944 г. Что происходило в захваченных дворцовых пригородах в течение двух лет, никто толком не знал, особенных надежд питать не приходилось. То, как обращаются захватчики с памятниками культуры, было более или менее известно. Однако картина, представшая перед глазами очевидцев после освобождения пригородов, потрясала даже видавших виды военных. Это зрелище так жестоко, так страшно, что сначала кажется почти нереальным. Только уродливые клетки стен с провалами окон глядят на взморье. Нет пленительных статуй Самсона, Нептуна, Львиного каскада, фонтана Евы. Все истреблено. Я был здесь перед самой войной. Ленинград прощался с белыми ночами. Фонтаны в многоцветных лучах прожекторов, синие и золотые ракеты, музыка, плеск падающей воды сливались в одну вдохновенную песню». Приходится пробираться по каменным глыбам развороченных мостов. Сквозь вековые деревья парка видны строгие очертания Гатчинского дворца. Его серые стены почернели от пламени. Сизый дым тянется из окон. Кое-где еще полыхает огонь. Снег вокруг почернел от пепла». Весной 1945 г. Открытие первого послевоенного сезона было намечено на 15 июня 1945 г. Если в центральных и общегородских газетах информация о работах в пригородных парках и дворцах публиковалась нечасто, то местные газеты порой почти целиком были посвящены восстановительным работам. Газетные статьи воодушевляли, критиковали, торопили. И вот, наконец, 15 июня 1945 г. В первые послевоенные годы много писали о том, какими будут возрождаемые пригороды. Сообщалось, что после восстановления Большой дворец Петродворца намечено использовать для культурного отдыха трудящихся. Здесь предполагается устроить зрительный, танцевальный, библиотечный залы, биллиардные комнаты, ресторан. Из стенограмм совещаний и воспоминаний музейных работников первых послевоенных лет становится понятно, что решения о том, какими будут дворцы, да и будут ли они вообще, принимались в очень сложной ситуации. Еще было не ясно, хватит ли материалов для научной реставрации. Предложения превратить дворцы во «дворцы культуры» большой санаторно-курортной зоны не воспринимались всерьез архитекторами и музейщиками. Для них такой подход был недопустим. Все остальное разрушено, искалечено, осквернено, взорвано, сожжено». В июне 1946 г. Не только восстановление парков, но и возвращение примет довоенной жизни как-то особенно ценилось. В Петродворце были открыты Нижний парк и Александрия, где, как и до войны, оборудован пляж. Пристань в Петродворце была разрушена, но прибытие яхт в день открытия парка воспринималось как обещание восстановить морскую дорогу из Ленинграда в Петродворец. Под Шахматной горой вновь играл оркестр, и были танцы. В Ассамблейном зале Монплезира открылась выставка фонтанной парковой скульптуры, а в Коттедже — выставка по истории дворцов и парков Петергофа-Петродворца. Был на этой выставке и отдел, посвященный разрушениям, в нем показывали остатки дубовой панели из Петровского кабинета Большого дворца, найденной в дзоте и использованной как простая доска, панно из Китайского кабинета в Монплезире, которыми были заколочены окна Коттеджа. Сезон 1947 г. Парки Петродворца открылись 10 июня, когда «впервые после войны торжественный праздник открытия летнего сезона был отмечен пуском фонтаном». Организаторы летних праздников 1947 г. Кроме митинга, концертов и танцев в Петродворце снова состоялись сеансы одновременной игры в шахматы: «В два часа в садике Монплезира Левенфиш провел сеанс одновременной игры на 25 досках». Впервые после войны в 1947 г. Кульминацией летнего сезона 1947 г. Много раз за лето газеты сообщали о том, как идет работа над новым «Самсоном»: какие трудности, связанные с недостатком иконографии, пришлось преодолеть при изготовлении модели, как благодаря оригинальному изобретению скульптора В. О возвращении «Самсона» в сентябре 1947 г. Пуск второй очереди фонтанов произошел 14 сентября. Это был день танкиста, и во всех других пригородных парках летний сезон заканчивался массовым праздником, а в Петродворце — как бы вновь открывался, правда ненадолго. В 1947-м петергофские фонтаны работали до конца сентября и только по воскресеньям. По материалам публицистики 1937—1947 гг. Послевоенная реставрация Большого Петергофского дворца Хижинский Л. Февраль 1944. Из кн. Художники осажденного города: Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны. Обгоревший, с выбитыми окнами, с обрушившимися перекрытиями и крышей, простоял он до начала 1944 г. Уникальный дворцово-парковый ансамбль представлял собой ужасающее зрелище: центральная часть Большого дворца и Верхний грот взорваны, серьезно пострадали все дворцы и павильоны, расположенные в парках, сами парки изрыты рвами и воронками, большинство деревьев повалены или засохли, все фонтаны разорены, а украшавшие их многочисленные скульптурные группы исчезли, городская застройка потерпела катастрофические разрушения. Практически сразу после освобождения города были начаты работы по разминированию парков. Специалистам было необходимо разобрать завалы дворцов и павильонов, провести фотофиксацию и выборочные обмеры. Тогда же начались поиски архивных текстовых и графических материалов, разбросанных по разным хранилищам Ленинграда и Москвы. Желание возродить былое великолепие объединило только что пришедших с фронта людей в едином порыве, обусловило невиданный энтузиазм тех, кто работал на расчистке парков и завалов. В боевом военном обмундировании и ватниках, испытывая лишения и голод, люди работали под угрозой обрушения едва державшихся остатков стен и дымоходов, передвигаясь по доскам, наспех переброшенным на сохранившихся устоях, разбирали завалы, выбирали из груд строительного мусора и битого кирпича бесценные уцелевшие фрагменты отделки. Идею реставрации памятников дворцово-паркового «ожерелья» города на Неве тогда поддержали академик И. Грабарь и архитектор А. Возрождение дворцово-парковых ансамблей ленинградских пригородов оказалось уникальным по своим масштабам. В процессе его осуществления были возобновлены утраченные технологии изготовления художественных произведений, разработаны новые приемы моделирования и восстановления деталей отделки эпохи барокко и классицизма. Большой дворец и каскад, разрушения. Золоченую скульптуру, демонтированную в начале войны и уцелевшую в замаскированных гротах и фонтанных коллекторах, очистили и установили на свои места, восстановили водоподводящие трубы. В 1947-м свое место занял «Самсон, раздирающий пасть льву», его заново выполнили по историческим фотографиям скульпторы В. Симонов и Н. Воссозданную скульптурную группу провезли на передвижной платформе по Невскому проспекту, для многих это стало незабываемым событием, символизирующим торжество созидания над разрушением и забвением. В 1946 г. В первую очередь необходимо было восстановить его фасады. Без них невозможно было представить существование великолепного дворцово-паркового ансамбля с центральным каскадом фонтанов и прилегающими парками. Оль, проводили фрагментарные обмеры и фиксацию утрат. Подготовленное проектное задание на реставрацию, а точнее сказать ремонт, Большого Петергофского дворца предусматривало устройство в нем дома отдыха: на месте Тронного зала предлагалось разместить ресторан, рядом, в Чесменском зале, — раздаточную, вместо центрального Картинного зала и вестибюля под ним предполагалось сделать большую лестницу на второй этаж, а над ней, в уровне третьего этажа, — бильярдную. В то, что исторические интерьеры дворца можно восстановить, верили тогда единицы. Исключительную инициативу проявил энтузиаст своего дела, ревностный хранитель памятников Н. Белехов настоял на разработке новых предложений с ориентацией на максимальное сохранение исторической планировки. Автором еще одной концепции стал архитектор Ф. Олейник, но и в его проекте не было места историческим интерьерам. Петродворце», согласно которому восстановлению подлежали фасады дворца с одноглавыми завершениями церкви и Корпуса под гербом по первоначальному проекту Бартоломео Растрелли и пять исторических интерьеров: Парадная лестница, Танцевальный зал, Белая столовая, Тронный и Чесменский залы. В мастерской профессора А. Оля выполнили новый вариант планировки дворца, который обладал определенными достоинствами по сравнению с предыдущими предложениями: ресторан был перенесен из парадных залов в Корпус за гербом, предусмотрено восстановление исторической отделки некоторых помещений. Однако и этот проект имел недостатки: громадная лестница на два этажа в центральной части дворца заняла Портретный зал, оба Китайских кабинета, Дубовую лестницу и центральный вестибюль, а главное, она рассекала дворец на две части. По-прежнему предполагалось разместить зрительный зал в восточной части здания, многие стены подлежали сносу, северная и южная анфилады ликвидировались. В результате очередной вариант, находившийся в стадии проектного задания, был отклонен научно-экспертным советом ГИОП, а затем и Архитектурным советом при главном архитекторе города Н. Было предложено разработать новый проект. За дело взялись несколько авторов, которые представили четыре проекта с разными подходами к восстановлению Большого Петергофского дворца. Это вызвало бурные споры не только по поводу одного объекта, но и относительно подобных работ в целом. И теперь уже поднимался вопрос, как вообще восстанавливать памятники архитектуры, разрушенные во время войны, если речь идет о конкретных сооружениях, отдельных интерьерах или фрагментах уникальной отделки. Эти споры о возобновлении или воссоздании утраченных памятников культурного наследия продолжаются и до настоящего времени и, вероятно, всегда будут находиться в центре внимания специалистов и общественности. К сожалению, на некоторое время финансирование прекратилось, поэтому в мае 1950 г. Под руководством В.
Подписка Отписаться можно в любой момент. Во время войны, когда даже перестает цениться человеческая жизнь, что уж говорить о такой ерунде, как имущество. Даже если речь идет о квартире, даже если квартире в Ленинграде. Путаница, которая возникла в блокадном городе с жильем, когда он снова стал возвращаться к жизни, породила множество споров. Люди, лишившиеся жилья, часто заселялись в пустующие квартиры, а потом возвращались настоящие хозяева. Часто домоуправление самостоятельно решало, где и в какой квартире жить тем, кто возвращался домой, после снятия блокады. Писатель, которому предстояло стать известным и знаменитым — Виктор Астафьев ушел на фронт одним из первых, причем в добровольцах. Дома остались одни женщины — мама, старшая сестра и племянница. Тогда еще никто и не догадывался, что на долю этих трех женщин выпадет испытаний не меньше, чем самому Виктору. После того как стало известно, что Ленинград окружен немцами, Афанасьев потерял связь с семьей. Только по военной сводке он узнавал, что происходит в городе, где остались его близкие женщины. Когда уже после войны он вернулся в квартиру, в которой он жил, оказалось, что там живут посторонние люди. Он еле добрался до родной двери, потому что родной город изменился до неузнаваемости. Фото военных лет Виктора Астафьева. Дверь открыла незнакомая девчонка, которая, увидев незнакомца, позвала маму, вышла чужая женщина. Растерянный Виктор еле проговорил: «Я Астафьев, а мама дома? Женщина ответила ему, что Астафьевы здесь больше не живут. Впрочем, бывшего хозяина квартиры впустили внутрь, накормили обедом и рассказали о том, чем живет город теперь. Женщина с дочкой были переселенцами, пустую квартиру они нашли и заняли самостоятельно — просто идти было некуда — их дом оказался разрушен во время бомбардировки. Домоуправление разрешило им остаться. Теперь лишним здесь был сам Астафьев… Писателю не оставалось ничего, как обратиться в домоуправление за содействием в поиске жилья. Уменьшение жилищного фонда Несмотря на эвакуацию в городе осталось много людей. Блокада и война нанесли городу огромный вред, была уничтожена треть жилого фонда, более 800 зданий, которые относились к промышленным предприятиям, большая часть медицинских учреждений, половина школ. Свет, тепло и вода были крайне ограниченными ресурсами. Константин Говорушкин — ветеран Кировского завода, в своих воспоминаниях говорил о том, что к концу блокады уже было ясно, что через несколько дней врага оттеснят от подступов к городу. Потому рабочие принялись активно восстанавливать производство. Как раз перед началом войны был отстроен цех штампов, позже оборудование для сохранности вывезли за Урал, а к концу блокады стали свозить обратно. Каждый станок был дорог и их берегли как зеницу ока, из 2,5 тыс станков, которые не увозили в эвакуацию, целыми оставались только 500. Среди них был «Линдер» - единственный в своем роде, между прочим, немецкого производства. К нему относились особенно бережно, но как только его привезли к цеху, начался обстрел с воздуха. Парни, вместо того чтобы разбежаться, бросились защищать привезенный станок, снаряд угодил прямо в цех штампов, оставив огромную воронку. Когда обстрел закончился, рабочие умозаключили, мол, ну спасибо, зато яму под фундамент копать не придется. Ленинградцы хотели быстрее вернуть город к жизни. И вернули! Эта ситуация во многом характеризует общие настроения, которые царили в разрушенном городе.
От войны к миру
Tags:Андрей Александрович Жданов Великая Отечественная война Ленинград Николай Варфоломеевич Баранов Послевоенное восстановление Ленинграда Последствия блокады Ленинграда Сталинские реставраторы. Восстановление Ленинграда (1943—1945). Во время Великой Отечественной войны, в период блокады города, фашисты полностью разрушили 840 зданий промышленных предприятий, нанесли серьёзный материальный ущерб свыше 3 тыс. зданий. Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство. А после войны им вместе с преподавателями пришлось восстанавливать стены родного вуза. «От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог.
В порядке очереди
- Вы точно человек?
- Блокадное наследство: каким был Петербург с 1941 по 1944 год
- Ленинград в 1944 году. Возрождение
- Индустриальное строительство
Восстановление города после войны
Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.: sandra_rimskaya — LiveJournal | Бесплатные онлайн экскурсии по по послевоенному восстановлению Ленинграда (СПб) от ведущих искусствоведов и историков города. |
Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир | Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. |