В Черниговском пехотном полку, квартирующем Киевской губернии в г. Василькове, служит подполковник Муравьев-Апостол.
Восстание черниговского полка кратко
Новые цели и, соответственно, направления движения начинались и тут же бросались. Единственной надеждой на успех было распространение мятежа среди армейских частей по принципу цепной реакции. Эта надежда не оправдалась. Основная солдатская масса участвовала в восстании несознательно, будучи втянута в него офицерами, и без полного понимания того, что совершает, без осознания целей восстания. Для этого декабристами использовались любые средства: от простого приказа старшего по званию до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи. Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьёв-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненого им Гебеля, а всё высшее руководство физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что, присягнув Константину Павловичу, армия должна сделать всё возможное для его сохранения на престоле.
Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшего приказ, чтобы Муравьёв прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергея Муравьёва-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчинённых, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Поведение рядовых и нижних чинов [ править править код ] Исходя из множества свидетельских показаний и прочих документов, складывается впечатление, что большинство рядового состава мятежников на протяжении всего восстания были пьяны. Часты были и случаи грабежей мирного населения. Так, например, владелец трактира Иось Бродский заявил об украденных у него солдатами Черниговского полка 360 ведрах водки.
Часты были случаи грабежа не только арендаторов и состоятельных людей, но и простых обывателей: у «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный Панковым в 4 рубля ассигнациями, на такую же сумму понёс убытков житель Василькова Степан Терновой.
Муравьёвым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым «Православный катехизис» и «Воззвание» с призывом к свержению самодержавия. Восставшие двинулись к местечку Брусилов ныне посёлок городского типа в Житомирской области, Украина , близ которого к ним примкнули ещё почти 2 роты полка. Всего в восстании приняло участие 17 офицеров и около 1 тыс.
Одновременно 31 декабря 12 января правительственный отряд под командованием генерал-майора Ф. Гейсмара перекрыл дорогу на г. Житомир, вынудив 2 14 января восставших свернуть южнее в сторону местечка Белая Церковь, где они рассчитывали соединиться с 17-м егерским полком. Вскоре, однако, С.
Солдаты полка в расправе над полковником участия не принимали, а оставались только зрителями. Полковнику Гебелю с помощью рядового 5-й роты Максима Иванова удалось спастись от декабристов. На другой день, 30 декабря, восставшие вступили в город Васильков, где захватили всё оружие и полковую казну. Полковая казна составляла около 10 тыс. В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии. Усиливается пьянство рядового состава.
Это подтверждает и далеко не случайно брошенная им однажды фраза: «Масса — ничто, она будет тем, чего захотят личности, которые всё».
Борьба самолюбий Муравьев-Апостол не только ощущал себя избранной и призванной на подвиг личностью, но и имел перед глазами образец того, как подобный герой обязан действовать в критической ситуации. Рафаэль Риего, подполковник испанской армии, в 1820 году поднял свой полк, стоявший в Андалусии, дошел до Мадрида и, опираясь на поддержку части армии, крестьянства и горожан, заставил короля Фердинанда VII восстановить упраздненную им было Конституцию Испании. Муравьев-Апостол верил, что у него тоже хватит мужества и воли, чтобы возглавить столь же победоносную военную революцию в России. Его, как и Риего, боготворили солдаты, и он искренне считал, что за его восставшим батальоном пойдет весь полк, а за полком — и вся армия. Он также не сомневался, что переворот в России, как и в Испании, обойдется без крови, поскольку кто же в силах противиться требованиям просвещенного офицерства, разоренного дворянства, несчастного крепостного крестьянства, задавленных муштрой солдат и обиженных горожан? Пестель, человек сугубо рациональный, волевой, мужественный, был далек от романтической позы и предпочитал обходиться без романтических масок. План восстания, разработанный руководителем Южного общества, заметно отличался от того, что предлагал один из представителей разветвленного семейства Муравьевых, которое современники подчас называли «муравейником ».
Пестель полагал, что восстание на юге страны начнет его Вятский полк, который должен был прежде всего арестовать в Тульчине командование армии. Одновременно поднимаются те части 19-й дивизии, которыми командовали генерал-декабрист Сергей Волконский и другие члены Южного общества. При этом центром восстания, местом, где решалась его судьба, для Пестеля, бесспорно, оставался Петербург. Поэтому он сам сразу же после начала событий на юге собирался отправиться в столицу, чтобы лично контролировать происходящее в самой важной точке. Однако данному плану не суждено было осуществиться. Сначала внезапная смерть Александра I спутала заговорщикам все карты, а вскоре после нее на Украину с особой миссией прибыл генерал-адъютант Александр Чернышев. Он должен был, опираясь на доносы капитана Аркадия Майбороды и генерала Ивана Витта, арестовать руководителей Южного общества, что и было сделано.
В итоге Пестель попал под арест 13 декабря 1825 года — за день до восстания на Сенатской площади. С этого момента судьба восстания на юге России целиком оказалась в руках Муравьева-Апостола. Ситуация полностью отвечала его давним желаниям: подполковнику предстояло не только возглавить восстание, но и действовать без оглядки на указания руководителей Южного общества и столичных единомышленников. Бунт вместо восстания 25 декабря 1825 года, приехав в штаб 3-го пехотного корпуса в Житомире, Сергей Муравьев-Апостол узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Именно тогда он принял окончательное решение о самостоятельном выступлении. Однако подполковник моментально столкнулся с проблемами, о которых ранее или не задумывался, или полагал их второстепенными. Прежде всего ему пришлось подсчитывать собственные силы и искать тех?
Вы точно человек?
Мятеж Черниговского полка стал примером того, как ни в коем случае не следует устраивать восстание. Грабежи, дезертирство, повальное пьянство — и всё это из-за того, что руководители восстания не имели внятной программы и не могли поставить цель. восстание черниговского полка дата. Причины поражения. Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Черниговские офицеры, твердо и без колебаний решившие начать восстание, предполагали, что оно не ограничится только Черниговским полком; они немедленно решили поднять и окрестные полки, которыми командовали члены Южного общества. Несколько офицеров Черниговского полка освободили Муравьева-Апостола. Восстание Черниговского полка Долгое время в официальной советской историографии держался взгляд на декабристов как на первых дворянских революционеров, сознательно решившихся вооруженным путем изменить государственный строй России. Подавив восстание черниговского полка и бунт в Санкт-Петербурге, Николай I обрушил свой гнев на взятых под арест декабристов.
Восстание Черниговского полка — события, даты и последствия
Это вызвало недовольство солдат, требовавших быстрых действий. Из Мотовиловки восставшие двинулись на Белую Церковь, но, не доходя до нее, остановились в селении Пологи, откуда, еще раз, резко переменив маршрут, стали дви- [ 124 ] гаться к Трилесам и, пройдя деревню Ковалевку, не дойдя до Трилес, встретили отряд генерала Гейсмара, который их разбил. Таков маршрут восстания. Если взглянуть на карту местности, видно, что этот маршрут имеет приблизительную форму восьмерки.
Этот зигзаг становится понятен, если с помощью документов вникнуть в мотивы изменения маршрутов. Все движение восстания состоит из осколков начатых и брошенных маршрутов, изучение которых раскрывает надежду на присоединение новых полков что было характерно и для 14 декабря и борьбу противоречий во внутренней жизни восстания. Движение из Трилес в Васильков было целесообразным и неизбежным: там стояла основная масса полка.
Днем 30 декабря 1825 г. Оставшийся на стороне правительства майор Трухин старший в Черниговском полку после Муравьева бросился навстречу авангарду и «начал еще издалека приводить его в повиновение угрозами и обещаниями», пишет мемуарист Общества соединенных славян, но, «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны. Мгровенно изчезло миролюбие солдат.
Они бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, ра- [ 125 ] зорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». Подоспевший С. Муравьев приказал арестовать майора Трухина.
Восставшие захватили город Васильков. Приехавший из Белой Церкви подпоручик Вадковский из 17-го егерского полка обещал С. Муравьеву поднять на восстание если не весь полк, то, по крайней мере, батальон и с этим намерением отправился в Белую Церковь, но был арестован ври въезде на заставу.
Полк собрался на площади. Полковые знамена, полковая казна — все было в руках восставших. Восторг был всеобщий; офицеры и солдаты изъявили готовность следовать всюду, куда поведет их любимый и уважаемый начальник».
Подъем духа достиг в Василькове особенно высокой точки. Муравьев позвал полкового священника Даниила Кейзера, и тот по его поручению прочел перед полком сочиненный С. Муравьевым революционный политический катехизис, который, по словам «славян», «состоял из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого».
В революционном движении того времени например, испанском была распространена подобная «катехизисная» форма прокламаций, составленная из вопросов и ответов. Вот некоторые его вопросы и ответы: «Вопрос: Какое правление сходно с законом божиим? Ответ: Такое, где нет царей.
Бог создал нас всех равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей. Вопрос: Стало быть, бог не любит царей? Ответ: Нет!
Они прокляты суть от него, яко притеснители народа. Вопрос: Отчего же упоминают о царях в церквах? Ответ: От нечестивого приказания их самих, для обмана народа» 6 [ 126 ] Но уже в Василькове проявилась борьба двух направлений в руководстве восстанием: штаб восстания состоял из четырех офицеров-«славян» Сухинова, Щепило, Кузьмина и Соловьева , с одной стороны, и Сергея Муравьева-Апостола, его брата Матвея и Бестужева-Рюмина — с другой.
Муравьев-Апостол и его сторонники придерживались выжидательной тактики. Муравьев медлил, потому что ждал присоединения других восставших полков под командованием членов Южного общества. В Василькове славяне умоляли Муравьева немедленно идти на Киев: там были сочувствующие офицеры и распропагандированные «славянами» части например, пропаганду среди рабочих арсенала вел Андреевич 2-й ; этот план имел некоторые реальные основания.
Муравьев не решился принять этот план и предпочел выжидать. Осколок замысла «славян»—идти на Киев—видев в небольшой уступке Муравьева: он послал в Киев офицера Мозалевского с записками к «верным людям» и с экземплярами цитированного выше революционного «катехизиса» для распространения в народе. Позже в 1861 г.
Движение из Василькова на Мотовиловку имело своей целью Брусилов, место, которое С. Муравьев-Апостол, веря в присоединение других полков, полагал удобным сборным пунктом для восставших войск: в том же районе стояли Алексопольский полк и уже упомянутый гусарский Ахтырский, на которые С. Муравьев продолжал рассчитывать.
В случае удачи Муравьев предполагал идти дальше, на Житомир, вокруг которого были расположены [ 127 ] воинские части под командой членов Общества соединенных славян. Но в Мотовиловке новые полки не присоединились. Положение становилось тревожным.
Бестужев-Рюмин, посланный для связи с Алексопольским полжом, принес самые неутешительные вести: член Южного общества Повало-Швейковский отказался принять участие в восстании. Муравьев переменил маршрут и направился на Белую Церковь, где стоял 17-й егерский полк, в котором был верный человек—член Южного общества офицер А. Вадковский, приезжавший во время восстания к Муравьеву в Васильков и обещавший поднять свой полк.
В Мотовиловке произошел резкий перелом настроения солдат, не понимавших смысла дневки во время восстания и тревожившихся за исход дела. Бегство ряда офицеров восставшего полка также произвело на солдат тяжелое впечатление. В Мотовиловке декабристы имели случай убедиться в сочувствии крепостных крестьян.
Восставший полк проходил по землям графини Браницкой, крупнейшей помещицы края. Крестьяне в ее селениях находились в самой бедственном положении. Слухи о цели восстания — отмене крепостного права — быстро распространялись по деревням; крестьяне приходили к Муравьеву, желали успеха.
Некоторые из них шли в обозе восставшего полка. Через некоторое время после восстания декабристов в том же районе развилось сильнейшее брожение в крестьянской массе, и связь между тем и другим, несомненно, была.
Отряд, пушки в виду.
Мы подвигаемся вперед. Раздается пушечный выстрел, за ним второй, ядро пролетело над головами. Мы все шли вперед.
Открылась пальба картечью, у нас несколько человек пало, одни убитыми, другие ранеными, в числе первых начальник шестой мушкетерской роты, штабс-капитан Михаил Алексеевич Щепила. Тогда Сергей Иванович решился прекратить неравный бой и спасти свою команду от неминуемой погибели, и приказал поставить ружья в козлы. Солдаты, повинуясь ему, не понимали, с каким намерением начальник остановил их на походе.
Сергей Иванович им сказал, что виноват перед ними, что, возбудив в них надежду на успех, он их обманул. Артиллеристам Сергей Иванович стал махать белым платком и тут же упал, пораженный картечью. Ипполит, полагая, что брат убит, застрелился из пистолета».
Из дневника сенатора П. Дивова: «Разнеслась весть о восстании Черниговского полка, который причислен ко 2-й армии и стоит в Василькове, небольшом городке, в 35 верстах от Киева. Во-первых, полк не желал присягать императору Николаю под тем предлогом, что уже совершил присягу Константину, кроме того, он требовал Конституции и, наконец, провозгласил Славяно-русскую республику.
Полк был усмирен силою оружия после упорного сражения; город Васильков разорен, многие жителя убиты мятежниками, и самих мятежников убито довольно много. В преступления обвиняют двух братьев Муравьевых-Апостолов, из коих один застрелился». Неуспех мятежников на юге приписывали тому, что и у них не было вождя.
Пестель еще 13 декабря был арестован и отправлен в Петербург. Пестель был республиканец, стоял за вооруженный военный переворот, за самые решительные действия, вплоть до цареубийства, но принять участие в вооруженном мятеже ему не пришлось. Первое известие о мятеже Черниговского пехотного полка государь император получил 5-го января и немедленно сообщил об этом в письме к цесаревичу Константину Павловичу.
В том же письме государь препоручил ему начальство над 3-м пехотным корпусов и уполномочивал его принять все меры, к недопущению распространения мятежа. Император выразил только одно желание, чтобы цесаревич ввел войска польской армии в Россию лишь в крайнем случае, а действовал бы против мятежников с подчиненными ему Литовским и 3-м корпусами. В середине января были опубликованы донесения командующего 3-м пехотным корпусом Л.
Рота и приказ начальника Главного штаба И. Дибича о возмущении в Черниговском пехотном полку, в которых были поименованы «главные злоумышленники»: И. Муравьевы-Апостолы, В.
Соловьев, А. Быстрицкий, М.
Вечером 1 января восставшие роты выступают из Мотовиловки. Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. Усиливается дезертирство рядовых. У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками.
Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдает приказ своему войску не стрелять, а идти прямо на пушки. Которые картечью наносят ощутимый урон рядам восставших и рассеивают их колонну. Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, в бою погибли Кузьмин и Щепилла, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен. Поведение руководителей восстания. У руководителей восстания отсутствовали ясные цели, об этом свидетельствует их странный маршрут движения, напоминающий собой восьмерку. Новые цели и, соответственно, направления движения начинались и тут же бросались.
Единственной надеждой на успех было распространение мятежа среди армейских частей по принципу цепной реакции. И эта надежда не оправдалсь. Основная солдатская масса в восстание была втянута несознательно, без полного понимания того, что они совершают, без понимания целей восстания. Для этого декабристами использовались любые средства от простого приказа старшего по званию, до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи. Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьев-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненного им Гебеля, а все высшее руководсто физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что присягнув Константину Павловичу армия должна сделать все возможное для его сохранения на престоле.
Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшим приказ, чтобы Муравьев прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергей Муравьев-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчиненных, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. В общественном сознании имена этих людей окутаны романтическим ореолом «рыцарей без страха и упрека», правда, «страшно далеких от народа», «разбудивших Герцена» и т. По означенной схеме о них писались книги, снимались фильмы. Достаточно назвать в этой связи «сказку» «Звезда пленительного счастья», весьма далекую от исторической правды.
О том, что все руководители и главные участники неудавшегося декабристского заговора были масонами, попросту замалчивалось. Иначе бы стали понятны истинные причины событий на Сенатской площади в декабре 1825 года. Масонство — это международная сеть официальных и тайных организаций, существующих под разными названиями. Провозглашая официально утверждение всевозможных «общечеловеческих ценностей», в действительности же они тайно ведут борьбу с христианством и готовят условия для соединения всех государств и наций в единую империю, то есть приход и воцарение на земле лжемессии — антихриста. Обычно рядовые члены масонских организаций даже не подозревают об истинных целях этой самой мощной и самой влиятельной тоталитарной секты на планете. Именно масоны были тайной причиной дворцовых интриг, свержения христианских монархических династий в Шотландии, Англии, Голландии, Швеции, Франции, России февраль — март 1917 года — масонами были все члены так называемого Временного правительства.
И как только рушилась монархия, в государствах начинались гражданские войны. Таким образом, обманутые народы расплачивались за прогресс и всеобщее братство, духовное совершенство и прочие «общечеловеческие ценности», которые служили и служат лишь ширмой, скрывающей истинные цели масонства — разрушение традиционного уклада жизни государств, развращение народов и уничтожение христианства. К сожалению, не зная всей подоплеки масонского движения, в его организации попадает немало людей умных, честолюбивых, искренне желающих изменения жизни к лучшему. Таковыми были и большинство участников декабристского мятежа. Может быть, не столько вина, сколько беда их заключалась в том, что с раннего детства они воспитывались в развращенной аристократической среде, практически утратив веру в Бога. Вот как описывал в мемуарах свой социальный круг один из наиболее заметных представителей декабристов — князь, генерал и масон Сергей Волконский: для него, этого круга были характерны «общая склонность к пьянству, к разгульной жизни, к молодечеству», «картеж и беззазорное б…во».
Да, большинство декабристов были патриотами своей страны, но патриотами… ловко управляемыми представителями масонских лож Англии, Франции, Австрии. Они наивно полагали, что, свергнув царя одни предлагали полностью уничтожить царскую династию Пестель , другие — резко ограничить власть монарха и провозгласив свободы, Россия заживет счастливо и сытно. Увы, так полагали многие из тех, кто готовил и претворял в жизнь масонские революции в Западной Европе, а после с ужасом наблюдал, к каким последствиям — рекам крови народной — они приводят если, конечно, был совестливым человеком или сам не погиб в жерновах послереволюционного террора. Кроме того, каждая! Своеобразной иллюстрацией того, к чему могла бы привести победа декабристов, стало так называемое в учебниках истории восстание Черниговского полка — мятеж декабристов на Украине. Возглавив его, масон подполковник Сергей Муравьев-Апостол, по показаниям поручика Пегина, «поил солдат водкою и говорил им: «Служите за Бога и веру для вольности».
В считанные часы бравый полк превратился в разбойничью шайку, поскольку слово «вольность» солдаты поняли как позволение безнаказанно грабить окрестные селенья. После того как в шинках была выпита вся водка, «войско» вообще утратило человеческий облик. В селе Мотовиловка «восставшие» напали на одну из хат, но нашли только мертвого старика, окончившего жизнь, имея более ста лет. Покойник по обычаю лежал на скамье, одетый в белую рубашку и покрытый новым полотенцем. Обезумевшие от количества выпитого солдаты издевались над телом старика, всю одежду забрали и, «схвативши мертвое тело, тащили его танцевать». Грабежам подвергались не только богатые евреи — арендаторы питейных заведений, но и остальное местное население.
И не только грабежам, но и физическому надругательству. И лидер «восстания» вынужден был с этим смириться. Из материалов следствия известно, что «раненный в голову картечью Сергей Муравьев-Апостол схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Последний, вонзив штык в брюхо лошади, проговорил: «Вы нам наварили каши, кушайте с нами». Увидев разгром полка и тяжелое ранение брата, застрелился 19-летний Ипполит Муравьев-Апостол. Но главное, жертвами этого «восстания» стали простые солдаты, которых после угнали в Сибирь на вечную каторгу, не говоря уже о пострадавших жителях Васильевки и окрестных деревень.
Он и еще четверо участников мятежа были приговорены к повешению — Сергей Муравьев-Апостол, Рылеев, Каховский и Пестель. Последний из них, уже, будучи на эшафоте, обратился к православному священнику: «Отец святой! Я не принадлежу вашей церкви Пестель был лютеранином. Я впал в заблуждение, но кому оно не свойственно? От чистого сердца прошу вас: простите меня в моих грехах и благословите меня в путь дальний и ужасный! Таковою оказалась цена за звезду масонского счастья.
Историю не перепишешь. Но история этого декабристского мятежа должна вызывать не восторженные «ахи» у русских людей, а чувство глубокого омерзения оттого, что, утрачивая веру и соблазняясь чуждыми и противными Богу идеями, умные и совестливые люди зачастую оказываются пешками в чужой коварной игре. Роты Черниговского полка всего их было шесть после освобождения Муравьева-Апостола вступили в Белую Церковь.
Для этого декабристами использовались любые средства от простого приказа старшего по званию, до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи. Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьев-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненного им Гебеля, а все высшее руководсто физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что присягнув Константину Павловичу армия должна сделать все возможное для его сохранения на престоле.
Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами
Черниговский полк был сформирован из 970 солдат. Вскоре все повстанцы встретились в Василикьеве. Здесь они ожесточенно спорили о том, что делать дальше. Славяне» хотели продвигаться к Киеву, чтобы захватить его. Они надеялись, что жители деревни и другие полки последуют за ними по дороге. Михаил Бестужев-Рюмин 1801 — 1826 , член Южной компании. Сергей Муравеев придерживается другой точки зрения: нужно подождать и посмотреть, что будет, если к повстанцам присоединится еще несколько полков? Поэтому Александр Вадиковский пообещал развернуть в Белой Черкве 17-й маневренный полк. Но вскоре он был арестован, и эта надежда рухнула. В это же время стало известно о поражении Санкт-Петербургского восстания. Там никого не было, ни полка.
Все разъехались по домам на Рождество. Затем они отправились в Белую церковь. Схема карты. Восстание Черниговского полка 3 января 1826 года повстанцы встретились с войсками генерала Федора Гейсмара у Белой Черкавы. Муравьев и Бестушев-Рюмин надеялись, что государственные войска перейдут на сторону повстанцев. Но уже после первого залпа стало ясно, что этого не произойдет. В результате повстанцы были расстреляны: Матвей Муравьев был расстрелян, «славяне» были расстреляны. Сергей Муравьев был ранен в голову и арестован. Остальные были разжалованы и получили вольную на вечное поселение в Сибири. Итоги восстания Восстание декабристов на Сенатской площади и восстание Черниговского полка показали, что гвардия не может считаться опорой режима.
В то же время многие историки рассматривают восстание как очередную попытку переворота, которыми был полон весь XVIII век. Однако самодержавие уже окрепло и без труда справилось с этой попыткой. Стало ясно, что крепостное право было красной тряпкой не только для самих крестьян и мыслящей интеллигенции, но и для цветка русского общества — опекунов, которые все были дворянами. Вспышка Смерть Александра сорвала планы декабристов и заставила их действовать немедленно. Он потерпел неудачу и унес жизни 1 271 человека, в основном мирных жителей. Дибич, который не имел к этому никакого отношения, арестовал Пестеля 25 декабря. Декабристы в Украине запаниковали, но ничего не предприняли, надеясь, что арест был единичным случаем и что их лидер будет молчать.
Первой поднялась Пятая рота, в течение дня — уже весь полк. Правда, как в Петербурге декабристы обманом выводили простых солдат они заставили кричать «да здравствует конституция», объясняя, что конституция — это жена великого князя Конституция , так и здесь без лжи не обошлось. Декабристы, которые были офицерами, заморочили головы подчиненным солдатам тем, что они восстают якобы за интересы Великого Князя Константина Павловича, что ему уже присягнули в столице. Своего младшего брата Сергей Муравьев-Апостол представил как курьера цесаревича Константина. Кто сомневался в правдивости, того пытались задобрить деньгами или даже раздачей водки. Притом Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол сочинили так называемый «Православный катехизис», который лучше было назвать «Революционный катехизис». Это уже была фактически республиканская прокламация, притом составленная для простоты понимания в форме «вопрос-ответ». Для чего же русский народ и русское воинство несчастны? Оттого, что цари похитили у них свободу. Стало быть, цари поступают вопреки воли Божьей? Да, конечно, Бог наш рек: Бог в вас, да будет вам слуга, а цари тиранят только народ. Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воли Божьей?
Разина произошло в правление. Укажите дату. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 г 10-15 января 1826 г н. Восстание было организовано Южным обществом. После известия о восстании в Петербуре командующий полком распорядился арестовать подполковника С.
Но тут в дело вступили другие заговорщики. Как показал Гебель, штабс-капитан барон Вениамин Соловьёв, поручики Анастасий Кузьмин, Михаил Щепилло и Иван Сухинов «зачали спрашивать меня, за что Муравьёвы арестуются, когда же я им объявил, что это знать, г. Историк Оксана Киянская привела данные медицинского освидетельствования Гебеля: «Получил 14 штыковых ран, а именно: на голове 4 раны, во внутреннем углу глаза одна, на груди одна, на левом плече одна, на брюхе три раны, на спине 4 раны. Сверх того, перелом в лучевой кости правой руки». Воевал лишь Сухинов, пройдя кампании 1812—1814 годов солдатом и отличаясь, по словам товарищей, безумной храбростью, жестокостью и какой-то животной ненавистью к людям. Кузьмина и Щепилло тоже трудно назвать гуманистами: они, как, впрочем, и Сергей Муравьёв-Апостол, предпочитали исключительно палочные, жестокие методы «воспитания» солдат. Офицеры-заговорщики впятером кололи штыкам — даже в спину! Убивали, но так и не убили. Трудно сказать, говорит ли это о слабом умении заговорщиков, привычных к шпагам и пистолетам, владеть солдатским оружием, но само действо, несомненно, было полным бесчестьем и нравственным падением. Всё это происходило на глазах нижних чинов, и последствия не заставили себя ждать: дисциплина рухнула почти сразу, нижние чины пошли вразнос.
Декабристы
Черниговского полка восстание, вооруженное выступление декабристов на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826). Началось с того, что офицеры Черниговского полка — члены тайного общества А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло, И. И. Сухинов, В. Н. Соловьев в д. Трилесы. Восстание черниговского полка#365днейТВ #История #СемьДнейИстории #ИсторическиеФакты #. Но после ареста одного из лидеров я, ев-Апостол поднял восстание, встав во главе поддержавшей его части офицеров и солдат Черниговского полка (его ближайшим помощником был ев-Рюмин). Восставшие захватили город Васильков. Точная дата начала восстания Черниговского полка неизвестна, однако это событие произошло в середине XVIII века.
Глава шестая. Мятеж черниговского полка
Реально Никита Муравьев, как известно, в руководстве Южным обществом не участвовал. Директории подчинялись три отделения, или, как их называли, управы. Окончательно управы сложились в 1823 году. У каждой из них были свои руководители. Центр первой — Тульчинской — управы по-прежнему находился в Тульчине. Управой этой, как и Директорией, руководил Пестель. Своего рода столицей второй, Васильковской, управы стал расположенный в тридцати верстах от Киева уездный город Васильков, где располагался штаб 2-го батальона Черниговского пехотного полка, входившего в состав 1-й армии. Командир батальона, подполковник Сергей Муравьев-Апостол, был председателем этой управы; вместе с ним управу возглавлял его друг, молодой подпоручик Полтавского пехотного полка Михаил Бестужев-Рюмин. Центром же третьей, Каменской, управы, во главе которой стояли отставной полковник Василий Давыдов и генерал-майор Сергей Волконский, была деревня Каменка, имение Давыдова. В 1823 году руководители южных управ приняли ее основные положения в качестве программы собственных действий после победы революции.
Свой проект Пестель писал пять лет. По авторитетному мнению М. Нечкиной, первые строки самой ранней редакции этого документа появились в 1820 году, когда во время петербургских дискуссий членов Союза благоденствия Пестель сделал доклад о преимуществах республиканской формы правления над монархической и предлагал голосовать за цареубийство[39]. Впоследствии этот документ несколько раз переделывался: известны его три редакции. Первая из них дошла до нас в кратком изложении на следствии Никиты Муравьева, вторая и третья — в рукописях самого Пестеля[40]. Название своему проекту Пестель придумал только в 1824 году. Однако ни одна из редакций не была закончена. Поэтому сегодня в полном объеме содержание этого документа можно восстановить с большей или меньшей долей условности, с помощью показаний на следствии самого Пестеля и его товарищей по заговору. Некоторые сведения можно почерпнуть и из подготовительных документов к «Русской Правде», а также из текста под названием «Конституция Государственный завет» — краткой выжимки основных идей проекта[41].
О том, для чего на самом деле составлялся заговор декабристов, Пестель прямо говорит в «Русской Правде». Уже в преамбуле ко второой ее редакции читаем: «Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума, сие доказывается и словами Евангельскими, заключающими весь закон христианский: люби Бога, и люби ближнего, как самого себя курсив в тексте. Естественное право человека — право на жизнь — Пестель толкует «расширительно», понимая его прежде всего как «любовь к самому себе», законодательно закрепленное право на эгоизм. Именно из таким образом понятого права на эгоизм проистекает важнейшая идея «Русской Правды» — идея всеобщего юридического равенства граждан перед законом. Ведь только в обществе равных возможностей эгоизм каждого гражданина государства может быть реализован в полной мере. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно ровны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным», — писал автор «Русской Правды»[42]. Согласно предположениям Пестеля сословное деление общества уничтожалось. Однако юридическое неравенство подразумевает два предела: условно говоря, верхний и нижний.
Применительно к России нижний предел неравенства являли собой бесправные крестьяне. Верхний же — государь император, который мог все. Естественно, что уравнение должно было приближаться к верхней границе, иначе вообще теряло смысл. Однако для того, чтобы столь страстно желаемое юридическое равенство было реальным, необходимо было прежде всего освободить и дать права гражданства крестьянам. По Пестелю, «право обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для своей прибыли, выгоды и прихоти есть дело постыдное». Пестель прекрасно понимает, что для истинного освобождения крестьян одних «правильных» законов мало. Освобождение без земли окажется пустым звуком, приведет их к разорению. Между тем как «освобождение сие должно доставить лучшее положение противу теперешнего»[43]. Отсюда напрямую вытекает аграрный проект «Русской Правды» — пожалуй, важнейший и сложнейший для ее автора, вызывавший острую критику со стороны многих декабристов, в том числе того же Николая Тургенева[44].
Этот проект хорошо известен историкам. Пестель исходит из того, что земля «есть собственность всего рода человеческого», но не ставит под сомнение и важнейшее естественное право — право частной собственности, в том числе и на землю. Он планирует разделение всей пахотной земли на две части: «Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной». Граждане, приписанные к определенной волости, имеют право получить свои наделы из общественной земли — «не в полную собственность, но для того, чтобы их обрабатывать и пользоваться их произрастениями». Подобная система предусматривала и конфискацию значительной части помещичьей земли. Идея всеобщего юридического равенства вполне воплотилась и в национальной программе «Русской Правды». Давно отмечено, что программа эта была крайне жесткой по отношению к населяющим Россию «инородцам»: предлагала «силою переселить во внутренность России» «буйные» кавказские народы, выселить два миллиона русских и польских евреев в Малую Азию, изгнать из России цыган, которые не пожелают принять христианство, истребить древние татарские обычаи многоженства и содержания гаремов. В итоге подобных действий национальности, подобно сословиям, должны быть уничтожены, «все племена должны быть слиты в один народ». Все обитатели России должны стать русскими.
Дело здесь, конечно же, не в том, что Пестель не любил татар, евреев или цыган. Любое национальное своеобразие: культурное, религиозное или политическое, уничтожало принцип равных возможностей. И поэтому народам предоставлялся выбор: либо слиться с русскими, приняв их образ жизни и формы правления, либо испытать на себе много неприятностей — вплоть до выселения из страны. Все части России должны были связаны общностью русского языка, православной веры, законодательства и традиций. Южный лидер прекрасно понимал, что ввести все эти преобразования мирно невозможно. Недовольных будет много: лишающиеся значительной части земли дворяне, почувствовавшие «вольность» крестьяне, не желающие ни становиться русскими, ни покидать Россию «инородцы». И дело вообще может кончиться «ужасами и междоусобиями», которые не пойдут ни в какое сравнение даже с тем, что происходило во Франции в конце XVIII века. Введение новых законов, по Пестелю, «не должно произвести волнений и беспорядков в государстве». Государство обязано «беспощадную строгость употреблять противу всяких нарушителей общего спокойствия».
Именно для того, чтобы предотвратить гражданскую войну, была нужна многолетняя диктатура Временного верховного правления. Опирающаяся на штыки и сильную полицию явную — жандармерию, и тайную — «канцелярию непроницаемой тьмы» диктатура — самый действенный способ обеспечить «постепенность в ходе государственных преобразований». Так и только так Россия сможет избежать «ужаснейших бедствий» и не покориться вновь «самовластию и беззаконию». И диктатура, и сильная государственная идеология должны были, по Пестелю, добиться от всех без исключения граждан новой России «единородства, единообразия и единомыслия»[45]. Многие современные историки видят в Пестеле прежде всего убежденного сторонника «антидемократических» форм правления, а в государстве, которое он замышлял, угадывают «тоталитарную сущность»[46]. Это мнение не вполне справедливо, как несправедливо и утверждение, что только ради воплощения в жизнь идеи диктатуры южный лидер и замышлял военный переворот. Пестель понимал, конечно, что диктатура, основанная на подавлении всякого инакомыслия, сама по себе не может предоставить людям всеобщее равенство. Согласно его представлениям после того, как будут проведены основные реформы и уйдет опасность гражданской войны, в России должно наступить царство демократии. Единовластию диктаторов придет конец, будет принята конституция и избран двухпалатный парламент.
Его нижняя палата «Народное Вече» будет избираться на пять лет на основе всеобщего и равного избирательного права; при этом каждый год должна происходить ротация пятой части палаты. Палата будет осуществлять законодательную власть: она «объявляет войну и заключает мир», принимает законы. Главные же из этих законов, касающиеся конституционных основ жизни страны, выносятся на референдум — «на суждение всей России предлагаются». Верхняя палата «Верховный Собор» должна состоять из 120 членов, которые «назначаются на всю жизнь» и именуются «боярами». Кандидатов в число «бояр» предлагают губернии, а «народное вече» утверждает их. В руках «Верховного Собора» сосредотачивается «власть блюстительная». В частности, он должен следить за тем, чтобы принимаемые нижней палатой законы строго соответствовали конституции. Исполнительная власть принадлежит «Державной Думе», состоящей из пяти человек, «народом выбранных». Для того чтобы среди этой пятерки не появился новый диктатор, предлагается опять же ежегодная ротация.
Собственно, тогда, когда эти органы будут сформированы и заработают, в стране и наступит всеобщее равенство. Христианский принцип «люби ближнего, как самого себя» сможет воплотиться в жизнь, и люди смогут наконец реализовать свои равные права. У «Русской Правды» была и еще одна, так сказать, тактическая функция — она должна была обеспечить организационное единство Южного общества. Поручик Николай Бобрищев-Пушкин описал на следствии одно из своих свиданий с Пестелем, посвященное обсуждению его конституционного проекта. Речь в данном случае шла о введении к «Русской Правде» — где Пестель описывал «основные понятия» своего проекта. Цитата эта, как и окружающие ее несколько фраз, действительно была написана рукой Бобрищева-Пушкина — и в таком виде дошла до нас. Текст «Русской Правды» сохранил и образцы почерка большинства руководителей Южного общества — они вносили в него правку, делали попытки перевести этот документ на французский язык и т. Тот же Бобрищев-Пушкин показывал на следствии, что, вставив свои дополнения в текст «Русской Правды», «через несколько минут уже догадался, что это были сети, расставленные мне для того, чтобы лишить меня возможности донести, что у него Пестеля. Очевидно, что подобного рода сомнения посещали и Алексея Юшневского.
По мнению авторитетного текстолога С. Опасения и «догадки» Бобрищева-Пушкина и Юшневского вряд ли были безосновательными. Пестель недаром просил своих товарищей вносить изменения в свой текст, обсуждал проект на съездах руководителей тайного общества, в 1823 году добился формального голосования за него. Идея совместной работы над программным документом в целом похожа на ту, которую он преследовал, уговаривая членов Союза благоденствия проголосовать в 1820 году за цареубийство. Те, кто обсуждал «Русскую Правду» и голосовал за нее, чей почерк остался на ее страницах, не могли уже отговориться незнанием о существовании этого документа.
Здесь находились многочисленные оружейные склады и хранилища боеприпасов. Протоколы, составленные во время следствия, свидетельствуют о том, что в их руки попали десять тысяч рублей ассигнациями и семнадцать тысяч серебром. По тем временам это была огромная сумма. В следственных материалах отразилось во всех подробностях восстание Черниговского полка 1825 года. Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка.
Здесь руководители восстания, построив полк, зачитали перед строем прокламацию, носящую название «Православный катехизис». Его авторы, Муравьёв-Апостол и Бестужев-Рюмин, создавая документ, делали расчёт на то, что интеллект тех, к кому он был обращён, окажется достаточным для его восприятия и правильного понимания. Однако солдатская масса осталась равнодушна к услышанному, и данная акция не возымела действия. Разложение личного состава полка Произошло как раз обратное тому, что ожидали народные освободители. Вместо того чтобы воспылать в едином революционном порыве, солдаты и нижние чины предались безудержному пьянству и начали грабить местное население. Показания свидетелей этих бесчинств сохранились в следственных протоколах.
Шевченко, П. Кулиша, Н. Исходя из того, что украинцы - это отдельная нация, проживающая на территории от Кавказа до Карпат, народники выступали за единство всех украинских земель и развитие единого украинского языка на основе народных говоров. Народовцы отстаивали права украинского народа на государственную жизнь.
Лидерами народников были Василий Барвинский , Ю. Романчук, В. Навроцкий, А. Огоновский, А. Ими проводилась широкая научно-просветительская работа. В частности, по их инициативе в 1864 г. Большое значение для развития украинского языка и литературы имело создание в 1873 г. Шевченко, которое в 1892 г. Толчком к началу активной политической деятельности народников стали выборы 1879 г. В 1890 г.
Романчук, С. Сембратович, О. Барвинский при посредничестве В. Антоновича заключили с польскими политическими кругами и австрийским правительством компромиссное соглашение, получившая название «Новой эры». Соглашение предусматривало уступки австрийского правительства украинцам, признание прав галицкого украинского как отдельного народа. Предусматривалось предоставление украинцам определенного количества мест в парламенте в Галицком сейме, открытие гимназий в ответ на лояльность украинцев к австрийским властям. Но уже в 1894 г. В 1899 г. Это была первая ячейка «Просвещения» в украинских землях. Общество «Просвита» в Галичине родилось в противовес антиукраинским течениям в культурной жизни: колонизаторскому, поддерживаемому царской властью, - с одной стороны, и москвофильскому - с другой.
Главной задачей общества стало содействие просвещению украинского народа в культурном, национально-политическом и экономическом направлениях. В начале 90-х гг. Деятельность филиалов координировало главное отделение во Львове. Общество издавало произведения ведущих украинских писателей, школьные учебники, популярные брошюры, газеты и журналы, литературно-научные альманахи. Через печатные издания, читальни, широкую сеть кружков «Просвещение» несло в народные массы культуру, знания и национальное сознание и была важным фактором консолидации галицких украинцев. В середине 70-х гг. Под влиянием М. Драгоманова молодые украинские политические деятели И. Франко, М. Павлик, О.
Своего младшего брата Сергей Муравьев-Апостол представил как курьера цесаревича Константина. Кто сомневался в правдивости, того пытались задобрить деньгами или даже раздачей водки. Притом Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол сочинили так называемый «Православный катехизис», который лучше было назвать «Революционный катехизис».
Это уже была фактически республиканская прокламация, притом составленная для простоты понимания в форме «вопрос-ответ». Для чего же русский народ и русское воинство несчастны? Оттого, что цари похитили у них свободу.
Стало быть, цари поступают вопреки воли Божьей? Да, конечно, Бог наш рек: Бог в вас, да будет вам слуга, а цари тиранят только народ. Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воли Божьей?
Среди солдат появились сомневающиеся, первоначальный пыл угас. Тогда Муравьев-Апостол сменил маршрут, решил следовать в Житомир. Позже эти метания наведут на очевидные мысли о том, что четкого плана у восставших все же не было.
Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм
Фактической причиной восстания Черниговского полка стал арест Павла Пестеля, который произошел ещё до выступления на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка было вторым и последним крупным вооруженным конфликтом декабристского восстания в бывшей Российской империи. Восстание Черниговского полкаУчастие в восстании декабристов Дата10 января [ОС 30 декабря] -. 15 января [ОС 3 января] 1826МестоположениеКиевская губерния, Украина РезультатПобеда правительстваВоюющиеРоссийская Империя Повстанцы-декабристы. После известия о восстании декабристов в Петербурге командир полка лично арестовал подполковника С. И. Муравьёва-Апостола, связанного с заговорщиками. 29 декабря (10 января) офицеры полка освободили Муравьёва-Апостола, при этом нанеся арестовавшему его. Восстание черниговского полка кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Однако события в Петербурге и арест С. Муравьева-Апостола привели к тому, что восстание началось раньше, чем предполагалось. Сергей Иванович Муравьёв-Апостол (1796 — 1826 гг.) — член Южного общества, руководитель восстания Черниговского полка. ВОССТАНИЕ ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА – значительное событие в декабрист. движении, произошло на Украине 26 декабря 1825 – 3 января 1826. Черниговские офицеры, твердо и без колебаний решившие начать восстание, предполагали, что оно не ограничится только Черниговским полком; они немедленно решили поднять и окрестные полки, которыми командовали члены Южного общества. Восстание Черниговского полка – логическое завершение его жизненного пути, и с этим соглашалось большинство писавших о Муравьеве историков. Лишь в одном только трактире в Мотовиловке солдаты мятежного Черниговского пехотного полка употребили 360 вёдер «водки и прочих питий» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Пьянство, бунтари, декабристы на развлекательном портале
Восстание Черниговского полка
Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьёв-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненого им Гебеля, а всё высшее руководство физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что, присягнув Константину Павловичу, армия должна сделать всё возможное для его сохранения на престоле. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшего приказ, чтобы Муравьёв прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергея Муравьёва-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчинённых, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Поведение рядовых и нижних чинов[ ] Исходя из множества свидетельских показаний и прочих документов, складывается впечатление, что большинство рядового состава мятежников на протяжении всего восстания были пьяны. Часты были и случаи грабежей мирного населения. Так, например, владелец трактира Иось Бродский заявил об украденных у него солдатами Черниговского полка 360 ведрах водки. Часты были случаи грабежа не только арендаторов и состоятельных людей, но и простых обывателей: у «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный Панковым в 4 рубля ассигнациями, на такую же сумму понёс убытков житель Василькова Степан Терновой.
Показательным является поведение солдат, которые в трудный момент поражения восстания отвернулись от своего руководителя: «Раненный в голову картечью, Сергей Муравьёв схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Фамилия рядового была Буланов, он числился в 1-й мушкетёрской роте. Ударил же он штыком лошадь командира, решив, что тот хочет ускакать, скрыться от ответственности. Последствия восстания[ ] Пленные мятежники содержались в Ковалёвке под прицелами 2 заряженных картечью орудий, окружённые пехотой генерала Гейсмара.
Причины разгрома декабристов Отсутствие четких целей и задач. Это подтверждается их нерациональным маршрутом. Не достигнув одной цели, армия Муравьева-Апостола переходила к другим. Кроме того, многие участники восстания не осознавали, что от них требуется, да и в ряды повстанцев попадали случайно. Их завлекали деньгами, насильно, обманным путем, обещаниями лучшей жизни. В рядах декабристов властвовало пьянство и разбой.
Воровали водку, деньги и даже одежду простых жителей. Также у рядового состава не было уважения к руководителям восстания. Это особенно четко прослеживается в последних событиях, третьего января. После всех событий Черниговский полк переформировали. Таким образом, декабристам так и не удалось добиться отмены крепостного права и самодержавного строя. Восстание Черниговского полка.
Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь.
У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками; Сергей Муравьёв-Апостол был тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, в бою погибли Кузьмин и Щепилла, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен. Верховный уголовный суд определил Сергея Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина, «взятых с оружием в руках», повесить приговор приведён в исполнение в Петербурге 13 25 июля 1826 г, вместе с ними казнены через повешение лидеры Северного общества Рылеев и Каховский, а также руководитель Южного общества Пестель , офицеры Соловьёв, Сухинов, Быстрицкий и Мозалевский приговорены к пожизненной каторге. Над могилами погибших Ипполита Муравьёва-Апостола, Кузьмина и Щепиллы не было велено ставить памятников, а вместо этого их имена были прибиты к символической виселице. После восстания полк был переформирован.
Участие Южного «крыла» декабристов в государственном перевороте было спланировано заблаговременно, но его участники не предполагали, что основное восстание на Сенатской площади Петербурга будет полностью подавлено. Известие о провале выступления в столице до Юга России дошло только в конце декабря. Сергей Муравьев-Апостол, один из лидеров заговорщиков, немедленно организовал военный координационный центр под Киевом и поднял Черниговский полк.
Первой поднялась Пятая рота, в течение дня — уже весь полк. Правда, как в Петербурге декабристы обманом выводили простых солдат они заставили кричать «да здравствует конституция», объясняя, что конституция — это жена великого князя Конституция , так и здесь без лжи не обошлось. Декабристы, которые были офицерами, заморочили головы подчиненным солдатам тем, что они восстают якобы за интересы Великого Князя Константина Павловича, что ему уже присягнули в столице. Своего младшего брата Сергей Муравьев-Апостол представил как курьера цесаревича Константина. Кто сомневался в правдивости, того пытались задобрить деньгами или даже раздачей водки. Притом Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол сочинили так называемый «Православный катехизис», который лучше было назвать «Революционный катехизис». Это уже была фактически республиканская прокламация, притом составленная для простоты понимания в форме «вопрос-ответ».
Для чего же русский народ и русское воинство несчастны? Оттого, что цари похитили у них свободу.
Подавление восстания черниговского полка. Никита муравьев. Что предопределило восстание
Восстание Черниговского полка. Первой поднялась Пятая рота, в течение дня – уже весь полк. Восстание Черниговского полкаУчастие в восстании декабристов Дата10 января [ОС 30 декабря] -. 15 января [ОС 3 января] 1826МестоположениеКиевская губерния, Украина РезультатПобеда правительстваВоюющиеРоссийская Империя Повстанцы-декабристы. После известия о восстании декабристов в Петербурге командир полка лично арестовал подполковника С. И. Муравьёва-Апостола, связанного с заговорщиками. 29 декабря (10 января) офицеры полка освободили Муравьёва-Апостола, при этом нанеся арестовавшему его.