Новости сколько героев в войне и мире

Сколько героев в войне и мире? Главная тема — историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. В романе выведено более 550 персонажей, как вымышленных, так и исторических. В общей же сложности героев «Войны и мира» можно поделить на три группы. Более 600 Время действия - С эпилогом — 15 лет (1805–1820) Что лежит в основе сюжета - Судьба народа (в том числе и героев). Вопрос викторины: Тест по роману «Война и мир».

Сколько героев в войне и мир. Главные герои война и мир

Испытание войной проходят все главные герои романа «Война и мир», проявляя лучшие свои кА. Второстепенные мужские персонажи Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир». Итоговый вывод Второй том Часть 3. Перечислим главных героев известного великого романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".

Краткое содержание эпилога романа «Война и мир»

Это список персонажей романа Льва Толстого 1869 года Война и мир. Обратите внимание, что, поскольку работа изначально была на русском, имена некоторых персонажей латинизирова. Анализ персонажей «Войны и мира» с помощью центральности по посредничеству. Представим и этого героя произведения "Война и мир". Таким образом, число персонажей в «Войне и мире» составляет более 500, каждый из которых представляет уникальную историю и характер. Итак, обсуждая низший разряд героев «Войны и мира», мы пришли к выводу, что в нём есть своя “масса” (Анна Павловна Шерер или, например, Берг), свой центр (Курагины) и своя периферия (Долохов).

Откройте свой Мир!

В эпилоге из задиристой любительницы «русских танцев» перед нами появляется жена Пьера Безухова, его тень. Пьер Безухов — полный молодой человек, которому неожиданно завещали титул и крупное состояние. Пьер открывает себя через происходящее вокруг, из каждого события он выносит мораль и жизненный урок. Уверенности ему придает свадьба с Элен, после разочарования в ней он находит интерес в масонстве, а в финале обретает теплые чувства к Наташе Ростовой. Бородинское сражение и пленение у французов научили его не мудрствовать луково и находить счастье в помощи другим. Эти выводы обусловило знакомство с Платоном Каратаевым, бедняком, который в ожидании смерти в камере без нормальной пищи и одежды опекал «барчонка» Безухова и находил в себе силы его поддерживать. Граф Илья Андреевич Ростов — любящий семьянин, роскошь была его слабостью, что привело к финансовым проблемам в семье.

Мягкость и слабость нрава, неприспособленность к жизни делают его беспомощным и жалким. Графиня Наталья Ростова — жена Графа, обладает восточным колоритом , умеет себя правильно подать в обществе, чрезмерно любит собственных детей. Расчетливая женщина: стремиться расстроить свадьбу Николая и Сони, так как та была не богата. Такой сильной и твердой ее сделало сожительство со слабым мужем. Ник олай Ростов — старший сын — добрый, открытый, с кудрявыми волосами. Расточителен и слаб духом, как отец.

Проматывает состояние семьи в карты. Жаждал славы, но после участия в ряде сражений понимает, как бесполезна и жестока война. Семейное благополучие и душевную гармонию обретает в браке с Марьей Болконской. Соня Ростова — племянница графа — маленькая, худенькая, с черной косой. Имела рассудительный характер и добрый нрав. Она всю жизнь была предана одному мужчине, но отпускает возлюбленного Николая, узнав о его влюбленности в Марью.

Ее смирение Толстой возвышает и ценит. Николай Андреевич Болконский — князь, обладает аналитическим складом ума, но тяжелым, категоричным и неприветливым характером. Слишком строг, поэтому не умеет показывать любви, хоть и испытывает теплые чувства к детям. Умирает от второго удара в Богучарово. Марья Болконская — скромная, любящая родных, готова пожертвовать собой ради любимых. Толстой особенно подчеркивает красоту ее глаз и некрасоту лица.

В ее образе автор показывает, что прелесть форм не заменит душевного богатства. Элен Курагина — бывшая жена Пьера — красивая женщина , светская львица. Любит мужское общество и умеет получать то, что захочет, хотя порочна и глупа. Анатоль Курагин — брат Элен — хорош собой и вхож в высшее общество. Безнравственный, отсутствуют моральные принципы , хотел тайно обвенчаться с Наташей Ростовой, хотя уже имел жену. Жизнь наказывает его мученической смертью на поле боя.

Федор Долохов — офицер и лидер партизанов, не высокий, имеет светлые глаза. Удачно сочетает в себе эгоизм и заботу о близких. Порочен, азартен, но привязан к семье. Любимый герой Толстого В романе явственно чувствуется авторская симпатия и антипатия автора к героям. Что касается женских образов , свою любовь писатель отдает Наташе Ростовой и Марье Болконской. Толстой ценил в девушках настоящее женское начало — преданность возлюбленному, умение оставаться всегда цветущей в глазах мужа, познание счастливого материнства и заботливость.

Его героини готовы к самоотречению ради блага других. Писатель очарован Наташей, героиня находит в себе силы жить даже после смерти Андрея, она направляет любовь на мать после гибели своего брата Пети, видя, как ей тяжело. Героиня перерождается, поняв, что жизнь не закончена, пока в ней есть светлое чувство к ближнему. Ростова проявляет патриотизм, без сомнений помогая раненым. Марья тоже находит счастье в помощи другим, в ощущении себя нужной кому-то. Болконская становится мамой для племянника Николушки, забирая его под свое «крылышко».

Она беспокоится за обычных мужиков, которым нечего кушать, пропуская проблему через себя, не понимает, как могут богатые не помочь бедным. В финальных главах книги Толстой заворожен своими героинями, которые повзрослели и обрели женское счастье. Любимыми мужскими образами писателя стали Пьер и Андрея Болконский. Безухов впервые представляется перед читателем неуклюжим, полным, невысокого роста юношей, который появляется в гостиной Анны Шерер. Несмотря на смешную нелепую внешность, Пьер умен, но единственный человек, который его принимает таким, какой он есть — Болконский. Князь смел и суров, его отвага и честь пригождаются на поле боя.

Оба мужчины рискуют жизнью, чтобы спасти родину. Оба мечутся в поиске себя. Конечно, Л. Толстой сводит своих любимых героев, только в случае Андрея и Наташи счастье недолговечно, Болконский погибает молодым, а Наташа с Пьером обретают семейное счастье. Марья и Николай тоже нашли гармонию в обществе друг друга. Жанр произведения «Война и мир» открывает жанр романа-эпопеи в России.

Здесь удачно сочетаются черты любых романов: от семейно-бытовых до мемуаров. Приставка «эпопея» означает то, что события, описанные в романе, охватывают значительное историческое явление и раскрывают его сущность во всем многообразии. Обычно в произведении этого жанра очень много сюжетных линий и героев, так как масштаб работы очень велик. Эпичность работы Толстого в том, что он не просто выдумал сюжет об известном историческом свершении, но и обогатил его деталями, выуженными из воспоминаний очевидцев. Автор много сделал для того, чтобы книга опиралась на документальные источники. Взаимоотношения Болконских и Ростовых тоже не выдуманы автором: живописал историю своей семьи, слияние родов Волконских и Толстых.

Основные проблемы Проблема поиска настоящей жизни. Возьмем в пример Андрея Болконского. Он мечтал о признании и славе, а самый верный способ заработать авторитет и обожание — военные подвиги. Андрей строил планы о собственноручном спасении армии. Картины баталий и побед виделись Болконскому постоянно, но он получает ранение и едет домой. Тут на глазах Андрея умирает жена, полностью пошатнув внутренний мир князя, тогда он осознает — е нет никакой радости в убийствах и страданиях народа.

Не стоит этого карьера. Поиски себя продолжаются, ведь изначальный смысл жизни утрачен. Проблема в том, что сложно его обрести. Проблема счастья. Возьмем Пьера, которого отрывают от пустого общества Элен и война. В порочной женщине он вскоре разочаровывается, иллюзорное счастье обмануло его.

Безухов, как и его друг, Болконский, старается найти призвание в борьбе и подобно Андрею оставляет эти поиски. Пьер не был рожден для поля брани. Как видно, любые попытки найти блаженство и гармонию оборачиваются крахом надежд. В итоге, герой возвращается к прежней жизни и находит себя в тихой семейной гавани, но, лишь пробираясь через тернии, он обрел свою звезду. Проблема народа и великого человека. В романе-эпопее явственно выражается мысль о главнокомандующих, неразрывных с народом.

Великий человек должен разделять мнение своих солдат, жить такими же принципами и идеалами. Ни один генерал или царь не получил бы своей славы, если бы ему эту славу на «блюдечке» не преподнесли солдаты, в которых и заключается главная сила. Но многие правители ее не берегут, а презирают, и такого быть не должно, ведь несправедливость больно ранит людей, даже больнее, чем пули. Народная война в событиях 1812 года показана на стороне русских. Кутузов бережет солдат, ради них жертвует Москвой. Они чувствуют это, мобилизуют крестьян и разворачивают партизанскую борьбу, которая доканывает врага и окончательно его изгоняет.

Проблема истинного и ложного патриотизма. Конечно, патриотизм раскрывается через образы русских солдат, описание героизма народа в главных сражениях. Ложный же патриотизм в романе представлен в лице графа Растопчина. Он распространяет по Москве нелепые бумажки, а после спасается от гнева людей тем, что отправляет на верную гибель сына Верещагина. На эту тему у нас написана статья, называется «». В чем смысл книги?

Об истинном смысле романа-эпопеи говорит сам писатель в строках о величии. Толстой считает, что величия нет там, где отсутствует простота души, добрые намерения и чувство справедливости. Толстой выразил величие через народ. В изображениях картин-сражений обычный солдат проявляет небывалую храбрость, что вызывает гордость. Даже самые боязливые пробудили в себе чувство патриотизма, которое, как неведомая и неистовая сила, принесла победу русской армии. Писатель объявляет протест ложному величию.

Когда на весы ставятся здесь вы можете найти их сравнительную характеристику , последний остается взлетает вверх: его слава легковесна, так как имеет очень хлипкие основания. Образ Кутузова — «народный», никто еще из полководцев не был так приближен к простому люду. Наполеон же лишь пожинает плоды известности, недаром, когда Болконский раненный лежит на поле Аустерлица, автор его глазами показывает Бонапарта, как муху в этом огромном мире. Лев Николаевич задает новую тенденцию героического характера. Им становится «народный избранник». Открытая душа, патриотизм и чувство справедливости победили не только в войне 1812 года, но и в жизни: герои, которые руководствовались моральными постулатами и голосом своего сердца, стали счастливыми.

Мысль Семейная Л. Толстой очень трепетно относился к теме семьи. Так, в своем романе «Война и мир» писатель показывает, что государство, как род — передает из поколения в поколение ценности и традиции, а хорошие человеческие качества так же являются ростками от корней, уходящих к праотцам. Краткая характеристика семей в романе «Война и мир»: Безусловно, любимой семьей Л. Толстого были Ростовы. Их род славился радушием и гостеприимством.

Именно в этой семье отражаются авторские ценности настоящего домашнего уюта и счастья. Писатель считал предназначением женщины — материнство, сохранение комфорта в доме, преданность и способность к самопожертвованию. Такими и изображены все женщины семейства Ростовых. Всего в семье 6 человек: Наташа, Соня, Вера, Николай и родители.

В ней властитель раскрывается как жестокий и слабый человек, смертельно боящийся разгневанной толпы и от ужаса перед ней готовый пролить кровь без суда и следствия. Вожди относятся к людям не как к живым существам, а как к инструментам своей власти. И потому они хуже толпы, страшнее её. Недаром даже разъярённая, мрачная толпа во дворе ростопчинского дома не хочет бросаться на Верещагина, обвинённого в измене. Пускай погибнет изменник и не срамит имя русского!.. Я приказываю! Образы Наполеона и Ростопчина стоят на противоположных полюсах этой группы героев «Войны и мира». А основную массу вождей образуют здесь разного рода генералы, начальники всех мастей. Все они, как один, не понимают неисповедимых законов истории, думают, что исход сражения зависит лишь от них, от их военных дарований или политических способностей. Неважно, какой армии они при этом служат — французской, австрийской или русской. И в своей деятельности он никогда не полагался на схему. Но тут как раз и пролегает черта между историческим деятелем и его образом, который создаёт литература. А на самом краю этой группы героев, на границе, отделяющей ложных вождей от мудрецов о них поговорим чуть ниже , стоит образ русского царя Александра I. Он настолько выделен из общего ряда, что поначалу даже кажется, что образ его лишён скучной однозначности, что он сложен и многосоставен. Более того, образ Александра I неизменно подаётся в ореоле восхищения. Но давайте зададим себе вопрос: чьё это восхищение — повествователя или героев? И тогда всё сразу встанет на свои места. Рассказчик обнаруживает в Александре обычные черты: красивые, приятные. Но вот главка XV той же части, здесь на Александра I поочерёдно смотрят повестователь и князь Андрей, отнюдь в государя не влюблённый. На сей раз нет такого внутреннего разрыва в эмоциональных оценках. Государь встречается с Кутузовым, которого явно недолюбливает а о том, как высоко ценит Кутузова повествователь, мы ещё не знаем. И всё же обратите внимание: рассказчик приоткрывает завесу над своим собственным отношением ко всем этим качествам царя. То есть Александр I всегда носит маски, за которыми прячется его настоящее лицо. Что же это за лицо? Оно противоречиво. В нём есть и доброта, искренность — и фальшивость, ложь. Но в том и дело, что Александр противостоит Наполеону; принижать его образ Толстой не хочет, а возвеличивать — не может. Поэтому он прибегает к единственно возможному способу: показывает царя прежде всего глазами героев, как правило, преданных ему и поклоняющихся его гению. Это они, ослеплённые своей любовью и преданностью, обращают внимание лишь на лучшие проявления разного лица Александра; это они признают в нём настоящего вождя. Это типично ростовский взгляд — взгляд честного, но поверхностного офицера, влюблённого в своего государя. Затем мы увидим царя глазами услужливо-горделивого Друбецкого том III, часть первая, главка III , восторженного Пети Ростова главка XX, те же часть и том , Пьера — в тот момент, когда он захвачен общим воодушевлением во время московской встречи государя с депутациями дворянства и купечества главка XXIII... Повествователь же со своим отношением до поры до времени остаётся в глухой тени. Лишь здесь, да и то ненадолго, он выказывает своё сдержанное неодобрение. Ведь речь идёт об отставке Кутузова, только что одержавшего вместе со всем русским народом победу над Наполеоном! Обычные люди И прожигателям жизни, и вождям в романе противопоставлены обычные люди во главе с правдолюбицей, московской барыней Марьей Дмитриевной Ахросимовой. В их мире она играет ту же роль, какую в мирке Курагиных и Билибиных играет петербургская дама Анна Павловна Шерер. Они не поднялись над общим уровнем своего времени, своей эпохи, не познали правду народной жизни, но инстинктивно живут в условном согласии с ней. Хотя и поступают подчас неверно, и человеческие слабости им присущи в полной мере. Это несовпадение, эта разница потенциалов, сочетание в одной личности разных качеств, хороших и не очень, выгодно отличает обычных людей и от прожигателей жизни, и от вождей. Герои, отнесённые к этому разряду, как правило, люди неглубокие, и всё же портреты их написаны разными красками, заведомо лишены однозначности, однотипности. Таково — в целом — хлебосольное московское семейство Ростовых. Старый граф Илья Андреич, отец Наташи, Николая, Пети, Веры, — человек слабохарактерный, позволяет управляющим грабить себя, страдает при мысли, что разоряет детей, но ничего поделать с этим не может. Отъезд в деревню на два года, попытка перебраться в Петербург и получить место мало что меняют в общем положении вещей. Граф не слишком умён, но при том он в полной мере наделён Богом сердечными дарованиями — гостеприимством, радушием, любовью к семье и детям. Две сцены характеризуют его с этой стороны — и обе пронизаны лиризмом, упоением восторга: описание обеда в ростовском доме в честь Багратиона и описание псовой охоты. Самостоятельно проанализируйте обе эти сцены, покажите, с помощью каких художественных средств рассказчик выражает своё отношение к происходящему. И ещё одна сцена необычайно важна для понимания образа старого графа: отъезд из горящей Москвы. Именно он первым отдаёт безрассудное с точки зрения здравого смысла распоряжение пустить на подводы раненых; сняв с подвод нажитое добро ради русских офицеров и солдат, Ростовы наносят последний, непоправимый удар по собственному состоянию... Зато не только спасают несколько жизней, но и неожиданно для самих себя дают Наташе шанс примириться с Андреем. Жена Ильи Андреича, графиня Ростова, тоже не отличается особым умом — тем абстрактным учёным умом, к которому повествователь относится с явным недоверием. Она безнадёжно отстала от современной жизни; а когда семейство окончательно разоряется, графиня даже не в состоянии понять, почему они должны отказаться от собственного экипажа и не могут послать карету за кем-нибудь из её подруг. Более того, мы видим несправедливость, подчас жестокость графини по отношению к Соне, совершенно неповинной в том, что она бесприданница. И всё-таки у неё тоже есть особый дар человечности, который отделяет её от толпы прожигателей жизни, приближает к жизненной правде. Это дар любви к собственным детям; любви инстинктивно-мудрой, глубокой и самоотверженной. Решения, какие она принимает в отношении детей, продиктованы не просто стремлением к выгоде и спасению семьи от разорения хотя и этим тоже ; они направлены на то, чтобы обустроить жизнь самих детей наилучшим образом. И когда графиня узнаёт о гибели на войне любимого младшего сына, жизнь её, по существу, завершается; едва избежав помешательства, она мгновенно стареет и теряет деятельный интерес к происходящему вокруг. Все лучшие ростовские качества передались детям — всем, кроме сухой, расчётливой и потому нелюбимой Веры. Выйдя за Берга, она закономерно переместилась из разряда обычных людей в число прожигателей жизни. Особенно трогателен младший, Петя, который полностью впитал атмосферу ростовского дома. Подобно отцу и матери, он не слишком умён, зато предельно искренен и душевен; эта душевность особенным образом выражается в его музыкальности. Петя мгновенно отдаётся сердечному порыву; поэтому именно с его точки зрения мы смотрим из московской патриотической толпы на государя Александра I — и разделяем неподдельный юношеский восторг. Хотя и чувствуем: рассказчик относится к императору не столь однозначно, как юный персонаж. Смерть Пети от вражеской пули — один из самых пронзительных и самых запоминающихся эпизодов толстовской эпопеи. Но как есть свой центр у прожигателей жизни, у вождей, так есть он и у обычных людей, населяющих страницы «Войны и мира». Этот центр — Николай Ростов и Марья Болконская, чьи жизненные линии, разделённые на протяжение трёх томов, в конце концов все равно пересекаются, подчиняясь неписаному закону сродства. Но зато весьма эмоционален, порывист, сердечен, а потому и музыкален, как все Ростовы. Его жизненный путь прослежен в эпопее почти столь же подробно, сколь и пути главных героев — Пьера, Андрея, Наташи. В начале «Войны и мира» мы видим Николая юным студентом университета, который бросает учёбу ради армейской службы. Затем перед нами молодой офицер Павлоградского гусарского полка, который рвётся в бой и завидует закалённому вояке Ваське Денисову. Один из ключевых эпизодов сюжетной линии Николая Ростова — переправа через Энс, а затем ранение в руку во время Шенграбенского сражения. Это переживание не только не снижает образ героя, наоборот: именно в тот момент и происходит его духовное взросление. И всё же недаром Николаю так нравится в армии — и так неуютно в обычной жизни. Полк — это особый мир ещё один мир посреди войны , в котором всё устроено логично, просто, однозначно. Есть подчинённые, есть командир, и есть командир командиров — государь император, которого так естественно и так приятно обожать. А жизнь штатских вся состоит из бесконечных хитросплетений, из человеческих симпатий и антипатий, столкновения частных интересов и общих целей сословия. Приезжая домой в отпуск, Ростов то запутывается в своих отношениях с Соней, то вдрызг проигрывается Долохову, чем ставит семью на грань денежной катастрофы, — и фактически бежит из мирской жизни в полк, как монах в свой монастырь. Он добрый малый, честный человек, а потому, дав юношеское обещание жениться на бесприданнице Соне, считает себя связанным до конца жизни. И никакие уговоры матери, никакие намёки близких на необходимость поиска богатой невесты его поколебать не могут. При том, что чувство его к Соне проходит разные стадии — то полностью угасая, то возвращаясь вновь, то опять исчезая. Поэтому самый драматический момент в судьбе Николая наступает после встречи в Богучарове. Здесь во время трагических событий лета 1812 года он случайно встречается с княжной Марьей Болконской, одной из самых богатых невест в России, на которой его мечтали бы женить; Ростов бескорыстно помогает Болконским выбраться из Богучарова — и оба они, Николай и Марья, внезапно чувствуют взаимное притяжение. Но то, что в среде прожигателей жизни да и большинства обычных людей тоже считается нормой, для них оказывается препятствием, почти непреодолимым: она богата, он беден. Лишь сила естественного чувства оказывается способной превозмочь эту преграду; поженившись, Ростов и княжна Марья живут душа в душу, как потом будут жить Кити и Левин в «Анне Карениной». Однако в том и различие между честной посредственностью и порывом правдоискательства, что первая не знает развития, не признаёт сомнений. Как мы с вами уже отметили, в первой части эпилога между Николаем Ростовым, с одной стороны, Пьером Безуховым и Николенькой Болконским — с другой, назревает незримый конфликт, линия которого тянется вдаль, за пределы сюжетного действия. Пьер ценой новых нравственных мучений, новых ошибок и новых исканий втягивается в очередной поворот большой истории: он становится членом ранних преддекабристских организаций. Николенька полностью на его стороне; нетрудно подсчитать, что к моменту восстания на Сенатской площади он будет молодым человеком, скорее всего — офицером, и при таком обострённом нравственном чувстве окажется на стороне восставших. А искренний, добропорядочный, недалёкий Николай, раз навсегда остановившийся в развитии, заранее знает, что в случае чего будет стрелять в противников законного правителя, его возлюбленного государя... Правдоискатели Это самый важный из разрядов; без героев-правдоискателей никакой эпопеи «Война и мир» вообще не было бы. Их нельзя назвать безусловно положительными; для создания их образов повествователь использует самые разные краски — но именно благодаря неоднозначности они кажутся особенно объёмными и яркими. Оба они, князь Андрей и граф Пьер, богаты Болконский — изначально, незаконнорожденный Безухов — после внезапной смерти отца , умны, хотя и по-разному. Ум Болконского холоден и остр; ум Безухова наивен, зато органичен. Как многие молодые люди 1800-х годов, они без ума от Наполеона; горделивая мечта об особой роли в мировой истории, а значит, убеждённость в том, что именно личность управляет ходом вещей, в равной мере присуща и Болконскому, и Безухову. Из этой общей точки повествователь и прочерчивает две очень разные сюжетные линии, которые поначалу расходятся очень далеко, а потом вновь соединяются, пересекаясь в пространстве истины. Но здесь-то как раз и обнаруживается, что правдоискателями они становятся вопреки своей воле. Ни тот, ни другой правду искать не собираются, к нравственному совершенствованию не стремятся и поначалу уверены, что правда явлена им в образе Наполеона. К напряжённому поиску истины их подталкивают внешние обстоятельства, а быть может — и само Провидение. Просто душевные качества Андрея и Пьера таковы, что каждый из них способен ответить на вызов судьбы, отозваться на её немой вопрос; только потому они в конечном счёте и поднимаются над общим уровнем. Князь Андрей Болконский в начале книги несчастлив; он не любит свою милую, но пустую жену; равнодушно относится к будущему ребёнку, да и в будущем не проявляет особых отцовских чувств. Ни холодная пустота большого света, ни теплота семейно-родового гнезда не влекут его. Зато прорваться в число избранных вождей он не просто мог бы, но и очень бы хотел. Наполеон, повторим ещё и ещё раз, для него — жизненный пример и ориентир. Узнав от Билибина, что русская армия дело происходит в 1805 году попала в безнадёжное положение, князь Андрей почти рад трагическому известию. Чем это кончается, вы уже знаете, сцену с вечным небом Аустерлица мы разбирали подробно. Казалось бы, сюжетная линия Болконского исчерпана уже в конце первого тома, и автору ничего не остаётся, как объявить героя погибшим. И тут, вопреки обыденной логике, начинается самое важное — правдоискательство.

В романе "Война и Мир" порядка 580 персонажей, что делает его одним из самых роскошных и запутанных произведений в плане количества персонажей. Толстой внес большое разнообразие в роман, чтобы более полно охарактеризовать общество и эпоху Российской империи. У него есть исторические персонажи, такие как Наполеон и другие политические деятели. Каждый из этих персонажей имеет свою уникальную историю и развитие, что делает их живыми и узнаваемыми. Автор уделяет внимание их личным событиям, чувствам и мыслям, позволяя читателю почувствовать истинную глубину характера каждого из них. Толстой не ограничивается только описанием главных героев.

Он призывает нас не довольствоваться чужими советами и рецептами, а присоединиться к нему и его героям в поисках более глубоких смыслов, продолжать задавать самим себе важные вопросы и во всём находить собственный, достоверный опыт. А наша судьба — это то, что мы сами со всем этим делаем». Это увлекательное чтение «Война и мир» - роман, наполненный таким объемом человеческого опыта, какой даже не снился ни одному другому произведению современной беллетристики. На протяжении трехсот шестидесяти одной главы, выписанной с кинематографической образностью, Толстой плавно перемещается из бального зала на поле битвы, со свадьбы к месту смертельного побоища, от частной жизни к массовым сценам. В Толстовском мире вы видите, слышите и чувствуете всё: вот загорелся восход, вот просвистело пушечное ядро, вот лихо мчится конная упряжка, вот чье-то чудесное рождение, вот чья-то жестокая смерть, а вот всё, что было между ними. Всё, что способно испытать человеческое существо, способен описать Толстой в «Войне и мире». Вы узнаете множество интересных людей. Точнее, почти 600. Часто ли нам удаётся повстречать за короткий срок столько людей из самых разных сфер жизни? И каждый из этих людей, даже самый незначительный из них, абсолютно живой и узнаваемый. В «Войне и мире» нет ни одного однозначно плохого или безупречно хорошего персонажа, что и делает их таким реальными и человечными.

Порядок персонажей «Войны и мира» по внешнему виду

Более 600 Время действия - С эпилогом — 15 лет (1805–1820) Что лежит в основе сюжета - Судьба народа (в том числе и героев). Ниже представлен список персонажей романа Льва Толстого «Война и мир». Список включает имена как основных, так и второстепенных и эпизодических действующих лиц романа. В ролях: Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Людмила Савельева и др. Таким образом, число персонажей в «Войне и мире» составляет более 500, каждый из которых представляет уникальную историю и характер. Представим и этого героя произведения "Война и мир".

Война и мир» (Л. Толстой). Сколько персонажей в войне и мире.

Сам князь Василий ничего не просчитывает, не планирует наперёд, можно сказать, что за него действует инстинкт: и когда он пытается женить сына Анатоля на княжне Марье, и когда пытается лишить Пьера наследства, и когда, потерпев на этом пути невольное поражение, навязывает Пьеру свою дочь Элен. Она словно застыла на годы в одном и том же состоянии: статичной мертвенно-скульптурной красоты. Курагина тоже ничего специально не планирует, тоже подчиняется почти животному инстинкту: приближая мужа и удаляя его, заводя любовников и намереваясь перейти в католичество, подготавливая почву для развода и затевая сразу два романа, один из которых любой должен увенчаться браком. Внешняя красота заменяет Элен внутреннее содержание. Эта характеристика распространяется и на её брата, Анатоля Курагина. Уверенность эта сродни инстинкту выгоды, владеющему душами князя Василия и Элен. И хотя личную выгоду Анатоль не преследует, но за удовольствиями охотится с той же неутолимой страстью — и с той же готовностью принести в жертву любого ближнего. Так он поступает с Наташей Ростовой, влюбляя её в себя, готовясь увезти — и не думая о её судьбе, о судьбе Андрея Болконского, за которого Наташа собирается замуж...

По своей прихоти Курагины вовлекают окружающую жизнь в страшный водоворот. Это семейство похоже на омут. Приблизившись к нему на опасное расстояние, легко погибнуть — лишь чудо спасает и Пьера, и Наташу, и Андрея Болконского который непременно вызвал бы Анатоля на дуэль, если бы не обстоятельства войны. Вожди Первому, низшему разряду героев — прожигателей жизни — в толстовской эпопее соответствует последний, верхний разряд героев — вождей. Способ их изображения тот же самый: повествователь обращает внимание на одну-единственную черту характера, поведения или внешности персонажа. И при каждой встрече читателя с этим героем упорно, почти назойливо указывает на эту черту. Вожди неразрывно связаны с войной опять же в дурном значении слова ; они стоят во главе исторических коллизий, отделены от простых смертных непроницаемой пеленой собственного величия.

Но если Курагины действительно вовлекают окружающую жизнь в мирской водоворот, то вожди народов лишь думают, что вовлекают человечество в историческую круговерть. На самом деле они лишь игрушки случая, орудия в незримых руках Провидения. И здесь давайте на секунду остановимся, чтобы договориться об одном важном правиле. Причём раз и навсегда. В художественной литературе вам уже встречались и ещё не раз будут встречаться образы реальных исторических деятелей. В эпопее Толстого это и Александр I, и Наполеон, и Барклай де Толли, и русские и французские генералы, и московский генерал-губернатор Ростопчин. И государь император, и Наполеон, и Ростопчин, и особенно Барклай де Толли, и другие персонажи Толстого, выведенные в «Войне и мире», — это такие же вымышленные герои, как Пьер Безухов, как Наташа Ростова или Анатоль Курагин.

На реальных исторических деятелей они похожи немногим больше, чем Фёдор Долохов — на своего прототипа, кутилу и смельчака Р. Внешняя канва их биографий может быть воспроизведена в литературном сочинении со скрупулёзной, научной точностью, но внутреннее содержание вложено в них писателем, придумано в соответствии с той картиной жизни, которую он создаёт в своем произведении. Только усвоив это железное и неотменимое правило, мы сможем двигаться дальше. По тому же самому принципу организован, устроен и высший разряд. Главный из вождей, а значит, самый опасный, самый лживый из них, — Наполеон. В толстовской эпопее есть два наполеоновских образа. Один живёт в легенде о великом полководце, которую пересказывают друг другу разные персонажи и в которой он предстаёт то могущественным гением, то столь же могущественным злодеем.

В эту легенду на разных этапах своего пути верят не только посетители салона Анны Павловны Шерер, но и Андрей Болконский и Пьер Безухов. Поначалу мы видим Наполеона их глазами, представляем его себе в свете их жизненного идеала. И другой образ — это персонаж, действующий на страницах эпопеи и показанный глазами рассказчика и героев, которые внезапно сталкиваются с ним на полях сражений. Впервые Наполеон как действующее лицо «Войны и мира» появляется в главах, посвящённых Аустерлицкому сражению; сначала его описывает повествователь, затем мы видим его с точки зрения князя Андрея. А повествователь — и в аустерлицких главах, и в тильзитских, и в бородинских — неизменно подчёркивает обыденность и комическую ничтожность внешности человека, которого боготворит и ненавидит весь мир. В романном образе Наполеона нет и следа того могущества, какое заключено в легендарном его образе. Для Толстого имеет значение только одно: Наполеон, вообразивший себя двигателем истории, на самом деле жалок и особенно ничтожен.

Безличный рок или непознаваемая воля Провидения сделали его орудием исторического процесса, а он вообразил себя творцом своих побед. Уменьшенная и ухудшенная копия Наполеона, пародия на него — это московский градоначальник Ростопчин. Он суетится, мельтешит, развешивает афишки, ссорится с Кутузовым, думая, что от его решений зависит судьба москвичей, судьба России. Но рассказчик сурово и неуклонно разъясняет читателю, что московские жители начали покидать столицу не потому, что кто-то их призывал делать это, а потому, что они подчинились угаданной ими воле Провидения. И пожар возник в Москве не потому, что так захотел Ростопчин и тем более не вопреки его распоряжениям , а потому, что она не могла не сгореть: в брошенных деревянных домах, где поселились захватчики, неизбежно вспыхивает огонь, рано или поздно. Ростопчин имеет такое же отношение к отъезду москвичей и московским пожарам, какое Наполеон имеет к победе на Аустерлицком поле или к бегству доблестного французского войска из России. Единственное, что по-настоящему в его власти равно как во власти Наполеона , — это беречь вверенные ему жизни горожан и ополченцев или разбрасываться ими, из прихоти ли, со страху ли.

В ней властитель раскрывается как жестокий и слабый человек, смертельно боящийся разгневанной толпы и от ужаса перед ней готовый пролить кровь без суда и следствия. Вожди относятся к людям не как к живым существам, а как к инструментам своей власти. И потому они хуже толпы, страшнее её. Недаром даже разъярённая, мрачная толпа во дворе ростопчинского дома не хочет бросаться на Верещагина, обвинённого в измене. Пускай погибнет изменник и не срамит имя русского!.. Я приказываю! Образы Наполеона и Ростопчина стоят на противоположных полюсах этой группы героев «Войны и мира».

А основную массу вождей образуют здесь разного рода генералы, начальники всех мастей. Все они, как один, не понимают неисповедимых законов истории, думают, что исход сражения зависит лишь от них, от их военных дарований или политических способностей. Неважно, какой армии они при этом служат — французской, австрийской или русской. И в своей деятельности он никогда не полагался на схему. Но тут как раз и пролегает черта между историческим деятелем и его образом, который создаёт литература. А на самом краю этой группы героев, на границе, отделяющей ложных вождей от мудрецов о них поговорим чуть ниже , стоит образ русского царя Александра I. Он настолько выделен из общего ряда, что поначалу даже кажется, что образ его лишён скучной однозначности, что он сложен и многосоставен.

Более того, образ Александра I неизменно подаётся в ореоле восхищения. Но давайте зададим себе вопрос: чьё это восхищение — повествователя или героев? И тогда всё сразу встанет на свои места. Рассказчик обнаруживает в Александре обычные черты: красивые, приятные. Но вот главка XV той же части, здесь на Александра I поочерёдно смотрят повестователь и князь Андрей, отнюдь в государя не влюблённый. На сей раз нет такого внутреннего разрыва в эмоциональных оценках. Государь встречается с Кутузовым, которого явно недолюбливает а о том, как высоко ценит Кутузова повествователь, мы ещё не знаем.

И всё же обратите внимание: рассказчик приоткрывает завесу над своим собственным отношением ко всем этим качествам царя. То есть Александр I всегда носит маски, за которыми прячется его настоящее лицо. Что же это за лицо? Оно противоречиво. В нём есть и доброта, искренность — и фальшивость, ложь. Но в том и дело, что Александр противостоит Наполеону; принижать его образ Толстой не хочет, а возвеличивать — не может. Поэтому он прибегает к единственно возможному способу: показывает царя прежде всего глазами героев, как правило, преданных ему и поклоняющихся его гению.

Это они, ослеплённые своей любовью и преданностью, обращают внимание лишь на лучшие проявления разного лица Александра; это они признают в нём настоящего вождя. Это типично ростовский взгляд — взгляд честного, но поверхностного офицера, влюблённого в своего государя. Затем мы увидим царя глазами услужливо-горделивого Друбецкого том III, часть первая, главка III , восторженного Пети Ростова главка XX, те же часть и том , Пьера — в тот момент, когда он захвачен общим воодушевлением во время московской встречи государя с депутациями дворянства и купечества главка XXIII... Повествователь же со своим отношением до поры до времени остаётся в глухой тени. Лишь здесь, да и то ненадолго, он выказывает своё сдержанное неодобрение. Ведь речь идёт об отставке Кутузова, только что одержавшего вместе со всем русским народом победу над Наполеоном! Обычные люди И прожигателям жизни, и вождям в романе противопоставлены обычные люди во главе с правдолюбицей, московской барыней Марьей Дмитриевной Ахросимовой.

В их мире она играет ту же роль, какую в мирке Курагиных и Билибиных играет петербургская дама Анна Павловна Шерер. Они не поднялись над общим уровнем своего времени, своей эпохи, не познали правду народной жизни, но инстинктивно живут в условном согласии с ней. Хотя и поступают подчас неверно, и человеческие слабости им присущи в полной мере. Это несовпадение, эта разница потенциалов, сочетание в одной личности разных качеств, хороших и не очень, выгодно отличает обычных людей и от прожигателей жизни, и от вождей. Герои, отнесённые к этому разряду, как правило, люди неглубокие, и всё же портреты их написаны разными красками, заведомо лишены однозначности, однотипности. Таково — в целом — хлебосольное московское семейство Ростовых. Старый граф Илья Андреич, отец Наташи, Николая, Пети, Веры, — человек слабохарактерный, позволяет управляющим грабить себя, страдает при мысли, что разоряет детей, но ничего поделать с этим не может.

Отъезд в деревню на два года, попытка перебраться в Петербург и получить место мало что меняют в общем положении вещей. Граф не слишком умён, но при том он в полной мере наделён Богом сердечными дарованиями — гостеприимством, радушием, любовью к семье и детям. Две сцены характеризуют его с этой стороны — и обе пронизаны лиризмом, упоением восторга: описание обеда в ростовском доме в честь Багратиона и описание псовой охоты. Самостоятельно проанализируйте обе эти сцены, покажите, с помощью каких художественных средств рассказчик выражает своё отношение к происходящему. И ещё одна сцена необычайно важна для понимания образа старого графа: отъезд из горящей Москвы. Именно он первым отдаёт безрассудное с точки зрения здравого смысла распоряжение пустить на подводы раненых; сняв с подвод нажитое добро ради русских офицеров и солдат, Ростовы наносят последний, непоправимый удар по собственному состоянию... Зато не только спасают несколько жизней, но и неожиданно для самих себя дают Наташе шанс примириться с Андреем.

Жена Ильи Андреича, графиня Ростова, тоже не отличается особым умом — тем абстрактным учёным умом, к которому повествователь относится с явным недоверием. Она безнадёжно отстала от современной жизни; а когда семейство окончательно разоряется, графиня даже не в состоянии понять, почему они должны отказаться от собственного экипажа и не могут послать карету за кем-нибудь из её подруг. Более того, мы видим несправедливость, подчас жестокость графини по отношению к Соне, совершенно неповинной в том, что она бесприданница. И всё-таки у неё тоже есть особый дар человечности, который отделяет её от толпы прожигателей жизни, приближает к жизненной правде. Это дар любви к собственным детям; любви инстинктивно-мудрой, глубокой и самоотверженной. Решения, какие она принимает в отношении детей, продиктованы не просто стремлением к выгоде и спасению семьи от разорения хотя и этим тоже ; они направлены на то, чтобы обустроить жизнь самих детей наилучшим образом. И когда графиня узнаёт о гибели на войне любимого младшего сына, жизнь её, по существу, завершается; едва избежав помешательства, она мгновенно стареет и теряет деятельный интерес к происходящему вокруг.

Все лучшие ростовские качества передались детям — всем, кроме сухой, расчётливой и потому нелюбимой Веры. Выйдя за Берга, она закономерно переместилась из разряда обычных людей в число прожигателей жизни. Особенно трогателен младший, Петя, который полностью впитал атмосферу ростовского дома. Подобно отцу и матери, он не слишком умён, зато предельно искренен и душевен; эта душевность особенным образом выражается в его музыкальности. Петя мгновенно отдаётся сердечному порыву; поэтому именно с его точки зрения мы смотрим из московской патриотической толпы на государя Александра I — и разделяем неподдельный юношеский восторг. Хотя и чувствуем: рассказчик относится к императору не столь однозначно, как юный персонаж. Смерть Пети от вражеской пули — один из самых пронзительных и самых запоминающихся эпизодов толстовской эпопеи.

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах. Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея. Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события.

Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток. Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия. Анализ романа Описание Наполеон перед сражением в задумчивости В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания. Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план В романе переплетаются две основные сюжетные линии : исторические события в России и личная жизнь героев.

Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года. В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает. Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге. Первый том Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

Второй том Первый бал Наташи Ростовой Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений. В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона. Четвертый том После битвы раненные прибывают в Москву «Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа. Эпилог Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

Главные герои романа В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности: Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино. Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза ; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова. Наташа Ростова — дочь графа Ростова.

В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности черные глаза, большой рот , но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова. Соня Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно. Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком.

Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову. Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта. Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи.

Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской. Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам. Почитаемая семейная пара , пример для подражания. Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность. Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой.

В то же время, он несколько таинственный и театральный. Анализ и вывод В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя « народную мысль ». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией. Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов , так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове. Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах. В своем романе Толстой изобразил целый ряд героев.

Автором не зря представлена подробная характеристика персонажей. В "Войне и мире" мы видим русский дух, черты исторические события, характерные для периода конца 18 - начала 19 века. Величие русской души показывается на фоне этих событий. Если составить список персонажей "Война и мир" , получится всего около 550-600 героев. Однако они не все одинаково важны для повествования. Имеются среди них как вымышленные, так и исторические личности, а также герои, которые имеют прототипы среди окружения писателя. В этой статье будут представлены основные персонажи. Поэтому начнем с нее. Илья Андреевич - весьма щедрый и добронравный человек, который любил жизнь. В итоге его непомерная щедрость привела к расточительности.

Ростов - любящий отец и муж. Он хороший организатор приемов и балов. Но жизнь на широкую ногу, а также бескорыстная помощь раненым солдатам и выезд из Москвы русских нанесли по его состоянию роковые удары. Совесть все время мучила Илью Андреевича из-за приближающейся нищеты его родных, однако он не мог ничего поделать с собой. После гибели Пети, младшего сына , граф оказался сломлен, но оживился, готовя свадьбу Пьера Безухова и Наташи. Граф Ростов умирает через несколько месяцев после того, как поженились эти персонажи. Наталья Ростова жена Ильи Андреевича Эта 45-летняя женщина, жена Ростова и мать четверых детей, имела некоторые восточные Окружающими расценивалось средоточие степенности и медлительности в ней как солидность, а также высокая значимость ее для семьи.

Возрасты Наташи и Сони даются несколько раз. Так, в начале 1806 года Наташа говорит: Мне пятнадцатый год, уж бабушка в мою пору замуж вышла. Летом 1807 г.

Он сказал эти простые слова, прямо глядя в прекрасные глаза этой 15-летней девочки. Такое количество возрастных вхождений позволяет установить, что Наташа родилась осенью 1791 г. Таким образом, на своем первом балу она блещет в восемнадцать, а отнюдь не в шестнадцать лет. Чтобы сделать моложе Наташу, Толстой меняет заодно и возраст Сони. Так, в конце 1810 г. Соне был уже двадцатый год. Она уже остановилась хорошеть, ничего не обещала больше того, что в ней было, но и этого было достаточно. На самом деле, двадцатый год в этот момент Наташе, а Соня, по крайней мере, на полтора года старше. В отличие от многих других героев, князь Андрей не имеет точного возраста в первой версии романа. Вместо хрестоматийного тридцати одного года ему около тридцати лет.

Разумеется, точность и прямота ранней версии романа не может служить "официальной разгадкой" возрастных сдвигов, поскольку мы не имеем права считать, что Наташа и Пьер первого издания это те же самые герои, что Наташа и Пьер в окончательном варианте романа. Меняя возрастную характеристику героя, автор отчасти меняет и самого героя. Тем не менее ранняя версия романа позволяет нам проверить точность расчетов, сделанных по окончательному тексту, и убедиться, что эти расчеты верны. Ряшенцев Традиция старить пожилых персонажей по сравнению с молодыми уходит своими корнями в глубь веков. В этом смысле, ничего нового Толстой не изобрел. Расчеты показывают, что коэффициент "старения от возраста" в романе равен 0. Результат неудивительный. Гораздо интереснее, как Толстой подает возрасты своих героев, как он их по шкале "молодые - старые" оценивает. Начнем с самого начала. До десяти лет Лев Николаевич Толстой очень любил детей.

Бывало приведут ему полную горницу. Шагу ступить некуда, а он все кричит: Еще! Хармс Хармс, безусловно, прав. Персонажей младенческого возраста в романе множество. Общим для них является, пожалуй, то, что они не кажутся самостоятельными единицами, наделенными своими проблемами и переживаниями. Возраст до десяти лет является как бы сигналом того, что герой будет, по сути, маленьким рупором для автора. Дети в романе видят мир удивительно тонко и правильно, они занимаются систематическим "остранением" окружающей обстановки. Они, не испорченные бременем цивилизации, успешнее взрослых решают их моральные проблемы и при этом как бы начисто лишены разума. Поэтому столь юные персонажи, число которых к финалу вырастет до невероятных пределов, смотрятся весьма искусственно: Через пять минут маленькая черноглазая трехлетняя Наташа, любимица отца, узнав от брата, что папенька спит в маленькой диванной, не замеченная матерью, побежала к отцу... Николай обернулся с умиленной улыбкой на лице.

Такой вот назидательный маленький персонаж. А вот следующий - немного постарше: Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе... Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между "дедушкой" и "длиннополым", как она называла Бенингсена. Потрясающая проницательность! Последний по возрасту персонаж, проявляющий признаки такого же "детски-бессознательного" поведения, как все малолетние персонажи Толстого, - вечно шестнадцатилетняя Наташа Ростова: В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Все они пели что-то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых в обтяжку панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками... После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, все это было дико и удивительно ей. Итак, Наташа видит мир тем же самым детским неразумным образом. Не по возрасту же взрослые дети смотрятся как юные старики.

Стремясь к глобальности, автор "Войны и мира" теряет мелочи, индивидуальность младенцев, например, дети у Льва Николаевича идут не штучно, а в комплекте: За столом были мать, жившая при ней старушка Белова, жена, трое детей, гувернантка, гувернер, племянник со своим гувернером, Соня, Денисов, Наташа, ее трое детей, их гувернантка и старичок Михаил Иванович, архитектор князя, живший в Лысых Горах на покое. Индивидуальность в этом перечислении полагается всем, даже старушке Беловой, которую мы встречаем в первый и в последний раз. Даже гувернер, и гувернантка, и еще гувернер не сливаются в обобщающее понятие "гувернеры". И только дети, бесполые и безликие, идут скопом. Хармсу было что пародировать. До двадцати Первые "признаки жизни" подает уже девятилетний Петя: - Петя, ты глуп, - сказала Наташа. Петя действительно уже не ребенок, а, скорее, подросток. Возрастное пространство от десяти до двадцати лет у Толстого наиболее насыщено и делится даже на отдельные подпространства. В этом возрасте у героя определяется пол до и отчасти после герои "бесполы" ; полярность в младенчестве они все положительные, отрицательным героям детства не полагается вовсе ; в этом возрасте герой станет военным или штатским; в этом возрасте, наконец, решается, будет ли вообще у героя возраст или не будет, то есть включать для него хронометр или нет. В некоторых случаях отрицательных героев в этот романтический возрастной промежуток не впускают, а положительных, соответственно, не выпускают за его пределы.

Однако в памяти еще живо то время, когда этот возраст считался вполне взрослым: - О нет, какой рано! Возраст тринадцать-пятнадцать лет изобилует стереотипами "первая любовь - первый поцелуй": Наташа... Так смотрят именно девочки тринадцати лет, иногда пятнадцати, ни в коем случае не семнадцати, о чем позже. В пятнадцать лет у героинь Толстого закладывается не только пол, но и полярность. Взять, например, Соню в пятнадцать лет: она плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. К шестнадцати годам формирование благополучно завершится: Соне минуло уже шестнадцать лет, и она была очень красива... Положительные юноши, подобно своим сестрам, тоже непременно проходят через этот благотворный период: Петя был теперь красивый румяный пятнадцатилетний мальчик. Николенька был теперь пятнадцатилетний умный мальчик. Вообще же три стадии формирования взрослого героя наглядно показаны в следующем отрывке: Вера была двадцатилетняя красивая девица; Соня была шестнадцатилетняя девушка во всей прелести полураспустившегося цветка; Наташа полубарышня, полудевочка, то детски смешная, то девически обворожительная.

Высокий и белокурый Борис Друбецкий воспитывался в семье Ростовых и был влюблён в Наташу. Его мать, княгиня Друбецкая, приходилась семье Ростовых дальней родственницей. Он горд и мечтает о военной карьере. Попав в гвардию благодаря хлопотам своей матери, он участвует и в военном походе 1805 года. Характеристика его писателем нелестна, так как Борис старается заводить лишь только «полезные» знакомства. Так, он готов потратить все деньги, чтобы прослыть богатым человеком. Он становится мужем Жюли Курагиной, так как она богата. Офицер гвардии Долохов - яркий второстепенный персонаж романа. В начале романа Федору Ивановичу 25 лет. Рождён он был почтенной дамой Марьей Ивановной, относящейся к небогатому дворянскому роду. Офицер Семёновского полка нравился женщинам, так как он был красив собой: среднего роста, с курчавыми волосами и голубыми глазами. Твёрдый голос и холодный взгляд гармонично сочетался в Долохове с его образованностью и умом. Несмотря на то, что Долохов игрок и любит кутежную жизнь, в обществе всё-таки его уважают. Отцы семейств Ростовых и Болконских Генерал Болконский уже давно находится в отставке. Он богат, в обществе пользуется уважением. Свою службу он исполнял ещё во времена правления Екатерины Второй, поэтому его хорошим товарищем является Кутузов. Но характер отца семейства Болконских тяжёл. Николай Андреевич бывает не только строгим, но и суровым. Он следит за своим здоровьем и ценит во всём порядок. Граф Илья Андреевич Ростов — это положительный и яркий герой романа. Его жена - Анна Михайловна Шиншина. Илья Андреевич воспитывает пятерых детей. Он богат и весел, по характеру добрый и самоуверенный. Старый князь очень доверчив, и его легко обмануть. Илья Андреевич — отзывчивый человек, патриот. В своём доме принимает раненых солдат. Но он совершенно не следил за состоянием семьи, поэтому становится виновником разорения. Умирает князь в 1813 году, стараясь пережить трагедии своих детей. Второстепенные женские персонажи В произведении Л. Толстого много второстепенных действующих лиц, которые позволяют понять те события, которые описывает автор. В произведении «Война и мир» персонажи женские представлены следующими героинями: Соней Ростовой. Жюли Курагиной. Верой Ростовой. Соня Ростова — троюродная сестра Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир». Софья Александровна — сирота и бесприданница. Впервые читатели видят её в начале романа. Тогда, в 1805 году, ей едва исполнилось 15 лет. Выглядела Соня прекрасно: талия была тоненькой и миниатюрной, большая и густая чёрная коса два раза обвивала её голову. Даже взгляд, мягкий и замкнутый, привораживал. Чем старше девушка становилась, тем прекраснее она выглядела. А в 22 года она, по описанию Толстого, чем-то была похожа на кошечку: плавную, гибкую и мягкую. Она была влюблена в Николеньку Ростова. Она даже своей любви отказывает «блестящему» жениху Долохову. Соня умела мастерски читать перед разной публикой. Читала она обычно тоненьким голосом и очень старательно. Но Николай предпочёл жениться на Марье Болконской. А хозяйственная и терпеливая Соня, которая так умело вела домашнее хозяйство, осталась жить в доме молодой семьи Ростовых, помогая им. В конце романа писатель показывает её в возрасте 30 лет, но она также не замужем, а возится с детьми Ростовых и ухаживает за больной княгиней. Жюли Курагина - второстепенная героиня романа. Известно, что после гибели братьев на войне, оставшись с матерью, девушка становится богатой наследницей. В начале романа Жюли уже 20 лет и читатель узнаёт о том, что она из приличной дворянской семьи. Воспитывали её добродетельные родители, да и вообще семейству Ростовых Жюли была знакома с детских лет. Особых внешних данных у Жюли не было. Девушка была круглолица и некрасива. Но зато она одевалась модно и старалась всегда улыбаться. Из-за её красного лица, плохо осыпанного пудрой, и влажных глаз никто не желал брать её замуж. Жюли немного наивна и очень глупа. Она старается не пропускать ни одного бала, ни театральной постановки. Кстати, графиня Ростова мечтала выгодно женить на Жюли Николая. Но ради денег на ней женится Борис Друбецкой, который ненавидит Жюли и надеется после свадьбы видеть ее очень редко. Ещё одним второстепенным женским персонажем в романе Льва Толстого «Война и мир» является Вера Ростова. Это старшая и нелюбимая дочь княгине Ростовой. После замужества она стала Вера Берг. В начале романа ей было 20 лет, и девушка была на четыре года старше своей сестры Наташи. Вера - красивая, неглупая и хорошо воспитанная и образованная девушка с приятным голосом. И Наташа, и Николай считали, что она слишком правильная и какая-то бесчувственная, словно у неё совсем нет сердца. Алексей Дурново рассказывает о прототипах героев знаменитой эпопеи Льва Толстого. Князь Андрей Болконский Николай Тучков Один из тех персонажей, чей образ больше вымышлен, чем заимствован у конкретных людей. Как недосягаемый нравственный идеал , князь Андрей, конечно, не мог иметь определенного прототипа. Тем не менее, в фактах биографии персонажа можно найти много общего, например, с Николаем Тучковым. Николай Ростов и княжна Марья — родители писателя Он, точно так же, как князь Андрей, получил смертельное ранение в Бородинской битве, от которого умер в Ярославле через три недели. Сцена ранения князя Андрея в битве при Аустерлице, вероятно, заимствована из биографии штабс-капитана Федора Фердинанда Тизенгаузена. Он погиб со знаменем в руках, когда повел малороссийский гренадерский полк на неприятельские штыки в той самой битве. Не исключено, что Толстой придал образу князя Андрея черты своего брата — Сергея. По крайней мере , это касается истории с неудавшимся браком Болконского и Наташи Ростовой. Сергей Толстой был помолвлен с Татьяной Берс, но брак, отложенный на год, так и не состоялся. То ли из-за неподобающего поведения невесты, то ли из-за того, что жених имел жену-цыганку, с которой не хотел расставаться. Тут надо заметить, что Софья — никто иная, как жена Льва Толстого. Татьяна Берс в 1867-м году вышла замуж за сенатора Александра Кузминского. Большую часть детства она провела в семье писателя и успела подружиться с автором «Войны и мира», даже несмотря на то, что была почти на 20 лет его моложе. Больше того, под влиянием Толстого, Кузминская сама занялась литературным творчеством. Про Софью Андреевну Толстую, кажется, знает каждый человек, ходивший в школу. Она действительно переписывала «Войну и мир», роман, главная героиня которого имела немало общих черт с супругой автора. Ростовы Илья Андреевич Толстой — дед писателя Фамилия Ростов была образована путем замены первых и последних букв в фамилии Толстой. Так семья, занимающая важное место в романе, обрела новое имя. Ростовы — это Толстые, а точнее родственники писателя по отцовской линии. Есть даже совпадение в именах, как в случае со старым графом Ростовым. Этот человек, в самом деле, вел достаточно расточительный образ жизни и тратил колоссальные суммы на увеселительные мероприятия. И, все-таки, это не тот добродушный Илья Андреевич Ростов из «Войны и мира». Граф Толстой был казанским губернатором и известным на всю Россию мздоимцем. Он был снят со своего поста после того, как ревизоры обнаружили хищение почти 15 тысяч рублей из губернской казны. Пропажу денег Толстой объяснил «недостатком знаний». Николай Ростов -это отец писателя Николай Ильич Толстой. Сходств у прототипа и героя «Войны и мира» хоть отбавляй. Николай Толстой служил в гусарах и прошел через все наполеоновские войны, включая и Отечественную войну 1812-го года. Считается, что описания военных сцен с участием Николая Ростова взяты писателем из воспоминаний отца. Больше того, Толстой-старший довершил финансовое крушение семьи постоянными проигрышами в карты и долгами, а для исправления ситуации женился на некрасивой и замкнутой княжне Марии Волконской, которая была на четыре года его старше. В отличие от княжны Марьи, не имела проблем с науками, в частности с математикой и геометрией. Прожила 30 лет с отцом в Ясной Поляне Лысые Горы из романа , но так и не вышла замуж, хотя была очень завидной невестой. Дело в том, что старый князь, в самом деле, обладал чудовищным характером, а дочь его была женщиной закрытой и самолично отвергла нескольких женихов. Прототип Долохова, вероятно, съел собственного орангутанга У княжны Волконской даже была компаньонка — мисс Ханессен, чем-то похожая на мадемуазель Бурьен из романа. После смерти отца дочь принялась в буквальном смысле раздаривать имущество, после чего в дело вмешались ее родственники, устроившие брак Марии Николаевны с Николаем Толстым. Судя по воспоминаниям современников, брак, заключенный по расчету, оказался очень счастливым, но недолгим. Мария Волконская умерла через восемь лет после свадьбы, успев родить мужу четырех детей. Старый князь Болконский Николай Волконский, бросивший царскую службу ради воспитания единственной дочери Николай Сергеевич Волконский — генерал от инфантерии, отличившийся в нескольких сражения и получивший от сослуживцев прозвище «Прусский король». По характеру очень похож на старого князя: гордый, своевольный, но не жестокий. Оставил службу после воцарения Павла I, удалился в Ясную Поляну и занялся воспитанием дочери. Прототип Ильи Ростова — дед Толстого, погубивший свою карьеру Целыми днями совершенствовал свое хозяйство и обучал дочь языкам и наукам. Важное отличие от персонажа из книги: князь Николай прекрасно пережил Войну 1812-го года, а умер только девять лет спустя, немного не дожив до семидесяти. Соня Татьяна Ергольская — троюродная сестра Николая Толстого, которая воспитывалась в доме его отца. В молодости у них был роман, который так и не завершился браком. Против свадьбы выступали не только родители Николая, но и сама Ергольская. В последний раз предложение о замужестве от кузена она отвергла в 1836-м году. Овдовевший Толстой попросил руки Ергольской, с тем, чтобы она стала его женой и заменила мать пятерым детям.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий