В одной экспозиции удалось собрать более ста графических и живописных работ самого Репина и четырнадцати его учеников, среди которых Валентин Серов, Борис Кустодиев, Константин Сомов, Николай Рерих. Летом 1880 года Репин вместе с учеником Валентином Серовым выехал в Малороссию; через восемь лет он совершил второе путешествие вместе с сыном Юрием. Педагогическая практика Репина менее известна, хотя он был одним из главных реформаторов Императорской Академии конца 19в. пал жертвой, попав в беспощадную мясорубку сталинских репрессий 30-х годов. Важную роль в нем занимают воспоминания учеников Репина, которые рассказывают очень личные истории наблюдения за Мастером и общения с ним.
Выставка «Великие репинские ученики»
В одной экспозиции удалось собрать более ста графических и живописных работ самого Репина и четырнадцати его учеников, среди которых Валентин Серов, Борис Кустодиев, Константин Сомов, Николай Рерих. Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на уникального масштаба Мастера — наставника. Старший преподаватель кафедры живописи и композиции Роман Оленич и руководитель персональной учебной мастерской книжной и станковой графики Александр Заставский поссорились прямо в кабинете декана академии художеств им. Ильи Репина. В одной экспозиции удалось собрать более ста графических и живописных работ самого Репина и четырнадцати его учеников, среди которых Валентин Серов, Борис Кустодиев, Константин Сомов, Николай Рерих.
Стало известно, почему произошел скандал в академии художеств имени Репина
- Улправда - Великие ученики великого Репина. Фонды ульяновского музея отправили в Москву
- «Торжественное заседание Госсовета» Репина
- День учителя: Репин и его знаменитые ученики в галерее «Веллум»
- В Екатеринбург привезли картины Репина и его учеников - Российская газета
Что нужно знать о Репине и его картинах перед походом на ретроспективу в Русском музее?
Малявина, Д. Кардовского и Б. Кустодиева, как преподавателей Академии. Нижегородский государственный художественный музей Репин очень ценил в людях и, конечно, в своих учениках, талант. И главной целью его педагогической практики было не «убить», не «задушить» природный дар, а дать возможность ему развиться и найти свою дорогу в искусстве. Очень емко мастер выразил это в своем наставлении: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета». Пегас этюд собаки. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Именно поэтому все знаменитые репинские ученики не стали его эпигонами, а, восприняв репинский реализм и пройдя этот необходимый этап своего становления и развития, пошли самостоятельной дорогой, выработав индивидуальные живописные манеры.
Читающая девушка. Государственный музей ИЗО Республики Татарстан Но надо сказать, что в некоторых произведениях самого Репина уже были заложены разные стилевые тенденции, получившие затем развитие в творчестве его питомцев. Одни из них обогатили новыми формами его реализм В. Серов, Б. Кустодиев, С. Колесников, И. Бродский , другие подхватили импрессионистичность манеры учителя О.
Браз, И. Грабарь , третьи — экспрессивный напор его живописи Ф. Малявин, Н.
Раздел «Идите своим собственным путем» рассказывает об экспериментах с художественной манерой. Обрамляет и дополняет выставку параллельная линия повествования «Эпизоды», которая включает архивные фотографии, сценографические решения и воспоминания учеников Репина. Они превращают выставку живописи в атмосферную летопись творческого поиска и взросления. Важную роль в нём занимают воспоминания учеников Репина, которые рассказывают очень личные истории наблюдения за мастером и общения с ним.
Они дают объемную картину характеров и времени, оказываясь удивительно современными». Ксения НовохатькоАвтор концепции и куратор выставки «Мастер Репин.
Проект создан в год 180-летия Ильи Репина и призван посмотреть на него не только как на величайшего автора, но прежде всего как на наставника, сформировавшего целую плеяду выдающихся художников, ставших гордостью русской живописной школы. В экспозицию вошли 110 работ из собраний 20 музеев России и четырёх частных коллекций, в том числе музея «Новый Иерусалим», Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, Русского музея, Музея русского импрессионизма, Ярославского художественного музея, Новгородского музея-заповедника. Первые два раздела посвящены изучению художниками натуры, рабом которой называл себя сам Репин: от анатомии человеческого тела до исследования окружающей природы и человеческого характера.
Здесь представлены студийные постановки, пленэрные этюды, законченные пейзажи, автопортреты художников и портреты их ближнего круга. Третий раздел посвящен экспериментам с художественной манерой. Отдельные истории посвящены личным и творческим взаимоотношениям И.
Причина ссоры — репинские альбомы, которые Комашка показал Фёдорову, а тот поинтересовался, каким образом они к нему попали. Не поверив, что альбомы получены в дар, принципиальный Фёдоров немедленно отправил Репину письмо, разоблачающее Комашку, и практически сразу после этого был арестован и провел в тюрьме 47 дней. Он не сомневался, что не кто иной, как Антон Комашка подал на него заявление в ЧК с обвинением в контрреволюционной деятельности. Вот как Фёдоров описал это событие в очередном письме Репину: «Я беру конверт, пишу короткое Вам письмо, спрашивая о рисунках Ваших, запечатываю и иду опустить. Он идет в ЧК и в ту же ночь меня забрали.
Обвинения он написал на меня очень тяжкие: то было время, когда с запада наступали поляки, а с юга Врангель. Церемониться тогда было не в моде. И я был спасен». Не исключено, что Антон Комашка, с детства боровшийся за свое место под солнцем, был способен так поступить с тем, кто скомпрометировал его перед учителем. Свой характер он демонстрировал ещё в «Пенатах». Михаил Вербов вспоминал Комашку словами: «Дрянной был человек, надо заметить, все время пытался поссорить меня с Репиным». Но ложный донос в ЧК в разгар гражданской войны был отчаянным поступком, тем более что Комашка недавно служил у белогвардейцев. Кириллина, долгие годы руководившая музеем-усадьбой И.
Репина «Пенаты» и лично знавшая Комашку он посещал музей в 1969 году полагала, что тогда «обе противостоящие стороны еще не очень хорошо представляли себе, с какой властью имеют дело». В конце апреля 1920 года Антон Комашка стал художником легендарной Первой Конной армии и записался в её ряды добровольцем. Скорее всего, это было бегством от сложившейся ситуации — от обвинений в воровстве и в ложном доносе на Фёдорова. В мае в политотделе армии Комашка был принят кандидатом в члены партии большевиков. Свой выбор он считал вполне закономерным, поскольку говорил о своем участии в революционном движении до 1917 года. В возрасте 15-17 лет он проживал в Харькове на квартире бывших политкаторжан и распространял нелегальную революционную литературу. В политуправлении армии Комашке поручили заниматься агитацией - плакатами, листовками, выпуском армейской газеты. Художник рассказал, как в июне 1920 года расписывал агитпоезд: «Стоял он в только что освобожденном тогда Житомире.
Было в нем 13 или 14 вагонов. Расписать такой состав одному было, понятно, не под силу. Но отыскались в Житомире собратья по искусству, которые охотно пришли на помощь. Скоро уже человек 20 художников работали под моим началом. Летом, когда агитпоезд двинулся по освобожденным полям Украины, навстречу ему выходили жители сёл и городов. Во все глаза смотрело население на большие портреты Маркса и Ленина, на броские лозунги и плакаты, которыми был расписан агитпоезд Первой Конной». С Первой Конной Комашка доходит до Крыма и работает над серией портретов бойцов и командиров - новых героев эпохи, многие из которых потом погибли в боях или умерли от сыпного тифа. Созданные в непростых условиях, портреты выполнены почти без светотени, с легкой акварельной подцветкой, так как в графике того времени возросла значимость чистой линии.
В автобиографии Комашка отметил, что его рисунки, как и его самого, знали С. Буденный и К. После окончания войны Антон Комашка некоторое время жил в Харькове, устроился рабочим на завод сельскохозяйственных машин и вступил в ряды ВКП б. Считая Украину «глубокой провинцией в искусстве», летом 1922 года Антон приехал в Петроград. Автопортрет художника 1922 года Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург демонстрирует, что провинциальный юноша, каким он выглядел на рисунках Репина, превратился в молодого человека с волевым и жёстким характером. Парным ему стал автопортрет его 18-летней жены. Он отличается строгостью и симметричностью композиции иератическое изображение в фас и имеет сходство с ликами святых.
Обращение художников к древнерусскому искусству иконы и фрески было одной из примет тревожного послереволюционного времени. Осенью 1922 года Комашка поступил в Академию художеств на общий курс, но в следующем году оставил учебу. В автобиографии он написал, что демобилизовавшихся из армии коммунистов партия направляла на производство. Возможно, была еще одна причина, по которой ему не удалось продолжить образование в Академии. В августе 1922 года Митрофан Фёдоров получил письмо от Репина, обнаружившего пропажу своих альбомов. В ответном письме 10. А на днях местные газеты напечатали его портрет и звонкую биографию и сообщили, что он командируется в Академию художеств. И он поехал.
Так что, Вы предлагаете мне подействовать на остатки его совести и получить рисунки Ваши. У него мать 18 лет пробыла в сумасшедшем доме и там умерла. Не жди доброго». О том, что происходило в то время в «Пенатах» можно узнать из переписки Татьяны Ильиничны Репиной-Язевой: «когда раз пришло письмо от Комашко, папа весь исказился и крикнул: «Вера! Возьми каминными щипцами это письмо и брось в печь! Что сейчас же и было сделано Верой». Также известно, что Репин, получил в 1923 году от Чуковского письмо с информацией: «Комашко служит на Фарфоровом заводе, я устроил его там через Чехонина». Ответ Репина был лаконичным: «о Комашке я, после известия о нём из Харькова от Митр.
Фёдорова, больше не интересуюсь». Государственный фарфоровый завод в Петрограде ГФЗ , куда в январе 1923 года поступил на работу Комашка, стал местом, где рождалось новое революционное искусство. Его художественным руководителем до мая 1923 года был С. Чехонин, в прошлом ученик Репина. Блюдо "В память пятилетия перехода фарфорового завода в ведение Наркомпроса". Работы Комашки на ГФЗ принадлежат стилю, основанному на сближении агитационного фарфора с политическим плакатом и декоративным оформлением революционных праздников. Пролетариат представлен на этих изделиях в героическом ореоле на фоне упрощенного в духе конструктивизма пейзажа. На его манеру росписи повлияли работы художника ГФЗ М.
Адамовича, и творчество видного представителя авангарда Н. Альтмана, который выполнил несколько эскизов для фарфора. Блюдо "1 мая". Изделия Комашки уже в первый год его работы на фарфоровом заводе были отмечены наградами. На конкурсе рисунков для фарфора, посвященном пятилетнему юбилею Красной Армии, художник получил 2-ю и 3-ю премии за два блюда. Председателем жюри этого конкурса был С. В том же году Комашка как член художественного объединения «ИЗО Пролеткульта» участвовал в крупной общегородской «Выставке картин художников Петрограда всех направлений», открывшейся в залах Академии художеств. Он являлся секретарем партийной организации ГФЗ и от коллектива завода был избран депутатом Петроградского совета, в 1924-1925 гг.
Летом 1926 года, накануне своего переезда в Харьков, Комашка передал Репину через Исаака Израилевича Бродского три своих рисунка и отправил ему письмо со словами: «Дорогой Илья Ефимович! Прежде всего, передаю Вам свой искренний сердечный привет и пожелание доброго здоровья. Работаю много и по служебным, общественным делам и по искусству. Как по искусству я работаю, Вам расскажет Исаак Израилевич товарищ Бродский. Примите их, Илья Ефимович, я тогда буду знать, что Вы по-старому относитесь ко мне. В настоящее время я после 4-х лет работы в Ленинграде опять уезжаю на Украину в Харьков». Илья Ефимович к тому времени уже не вспоминал о пропавших альбомах и прислал своему ученику короткое письмо со словами поддержки: «Любезный Антон Михайлович. Благодарю за акварели ваши.
Вы усвоили новый метод — почти без теней; это хорошо, но надобно еще строже рисовать контуры, то есть, вернее, надобно строить, строить еще строже. У вас способности хорошие, жаль будет, если вы провороните их. Желаю вам всего лучшего. Успеха в делах. Не исключено, что получить эту должность ему помогли упомянутые выше репинские альбомы, которые, по словам Фёдорова, он показал в наркомате просвещения. В 1929 году техникум был переименован в институт ХХИ. Комашка становится ректором ХХИ, получает звание профессора и начинает преподавать рисунок. Украина тогда переживала расцвет культуры, происходивший на фоне индустриализации.
Харьков с 1919 по 1934 год был столицей Украины. Прохоров и А. Перед Комашкой стояла задача перестроить техникум в высшее учебное заведение, что и было осуществлено благодаря его организаторским способностям. Антона Михайловича Комашку называют одним из создателей высшей художественной школы в Харькове.
В Екатеринбурге покажут картины учеников Репина
Параллельную историю рассказывают «Эпизоды» — сцены из жизни Мастера и мастерской, составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. «Он вовсе не ученик Репина, как он об этом говорит. При этом Репин не стремился привить ученикам свою манеру и мировосприятие и говорил, что они должны найти свой метод. Дети и внуки Ильи Репина жили под знаком отца и деда — это не сделало их счастливыми. Из сопровождающих картины воспоминаний, цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников каждый может сам сложить понимание, какой он Мастер Репин. Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла.
В Екатеринбургском музее ИЗО покажут работы Репина и его учеников
Она никуда практически не ездит. Но наши коллеги разрешили ее взять. Она попала на обложку каталога, чтобы показать ее огромную ценность. Графику редко перевозят, потому что она при транспортировке может осыпаться. Любые колебания климата также сказываются на состоянии картин», — рассказал директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Николаевич Корытин. Выставку «Репин. Ученики» можно увидеть с 29 февраля по 26 апреля.
Таков, например, «Портрет отца» 1912, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону. С большой достоверностью и нежностью художник передал восторженный, несколько даже сумасбродно «взъерошенный» характер Ильи Ефимовича.
Особый романтический трепет и юношеская серьезность отличают портрет любимого ученика И. Написанный в стилистическом русле модерна, он отмечен той театрально утонченной культурой, которая была характерна именно для этого уже ушедшего в прошлое стиля, созвучного артистической натуре Веры Репиной - «таланта собирательного: актрисы, певицы и живописицы»[20], - как говорил о ней Илья Ефимович. Портрет отца. Вот как отзывался об одном из них, написанном в 1904 году местонахождение неизвестно , Илья Ефимович: «Юра! Большое впечатление произвела на меня твоя картина, которую я вчера увидел впервые. Мне нравится портрет Сони, но этот, с Нади, огромный шаг вперед, и по зрелости замысла, и по смелости исполнения. Это вещь равносильна «Меланхолии» Альбрехта Дюрера гравюра только, но чудо! Будет очень характерно, и выделит картину из ряда обыденности - это очень важно, особенно в начале.
Точностью передачи субъективного начала в характеристике портретируемой, которую с восхищением отметил Илья Репин в 1904 году, были наделены и более ранние портреты сестры 1896, частное собрание; 1899, Музей-усадьба И. Репина «Пенаты». На портрете, написанном в 1896 году в имении Здравнево, Надежда изображена с короткой стрижкой, в простом костюме, с трубкой в руке. Не случайно на обороте холста сделана надпись «Эмансипантка». Репина «Пенаты» , выполненный в близкой эмоциональной стилистике, синтезирующей впечатление и от психологической проницательной тишины Рембрандта, и от настороженной вдумчивости и аскетичной небрежности живописи Ван Гога и Сезанна. Репин в картине «На солнце. Юрий Репин минималистическими средствами выявил и решительность характера своей героини, мечтавшей стать хирургом, и трагизм ее дальнейшей судьбы. В работах 1890-1900-х годов Юрий Репин передал теплую атмосферу жизни как в Здравневе, так и в «Пенатах», хотя он и не был постоянным участником творческих «сред» И.
Репина, устраивавшихся в имении с лета 1904 года. Поселок Куоккала, в котором в 1899 году Илья Репин приобрел участок земли для строительства усадьбы «Пенаты» , был популярным дачным местом на близком расстоянии от Санкт-Петербурга, здесь возникало ощущение маленькой Европы. Территория эта принадлежала Великому княжеству Финляндскому, входившему в состав Российской империи. В дореволюционных газетах например, в «Новом времени» объявления о сдающихся в Куоккале дачах своей многочисленностью соперничали с рекламой Крыма. Недалеко от отца поселился и Юрий, в 1909 году он оформил купчую на своеобразный по архитектурному решению дом - «Вигвам», построенный на выделенном ему в собственность участке в «Пенатах». По-импрессионистски солнечное балагурство жизни в финском Аржантее также стало одним из сюжетов Юрия Репина. На картине 1906 года «В парусной лодке», известной ныне лишь по плакатному воспроизведению 1914 года над строками «Буревестника» Максима Горького, запечатлены и Илья Ефимович Репин, стоящий во весь рост с гитарой, и склонившаяся рыжеволосая барышня в голубом платье - жена Юрия Репина, изображенная в том же платье, что и на картине «Женский портрет На веранде » 1910-е, Челябинский государственный музей изобразительных искусств , и архитектор А. Дзескальн, автор проекта «Вигвама».
Если в 1906 году жизнь на «Репинской барке» была полна солнечной гармонии, то спустя десятилетие ее так же, как и всю Россию, закачали волны революции. В 1917 году Финляндия стала независимой. В 1918-м была закрыта граница, в результате чего Илья Ефимович и Юрий Ильич с семьей оказались в невольной, но уже необратимой эмиграции. Несмотря на мучительно изматывающие раздумья о дальнейшем существовании, уже в 1925 году И. Репин понимал свой выбор: «... Но подумав - нет, поехать нельзя. Юрий Репин, так же как и Илья Ефимович, навсегда остался в эмиграции - остался во многом из-за любви и чувства ответственности перед женой, сестрой и отцом. Предназначавшийся для устройства на работу и выезда за границу нансеновский паспорт, в графе о подданстве которого было отмечено: «родился русским, сейчас подданным никакой страны не состоит», Юрий Ильич получил в 1925 году.
Однако и позже, приняв финское гражданство, он оставался духовно связанным с Россией. Вот как описывала послереволюционный семейный быт в «Пенатах» Вера Ильинична: «Здесь есть отдохновенье религиозному настроению - русская церковь - служба в субботу и воскресенье. И мы с папой часто поем в хоре. Наш сад теперь весь золотой. Клены, липы и калина, было много цветов. Недавно праздновали наши именины - Веры и Надежды. Все это был такой красивый nature morte, что хотелось писать! Однако внешний мир не мог не влиять на идиллические устремления обитателей «Пенатов».
Чуть позже о своих буднях «изгнанника», который «рад умереть за Россию, но не убить», Юрий Репин писал: «Время проходит так: до обеда пишу на верху ежедневно, хотя там градуса четыре тепла или мороза. Потом никуда не хожу и ни к кому, да и не к кому - ни с кем не схожусь душою и ни с кем не имею общего. В письмах Юрий Репин делился и своими творческими идеями: «Моисея, разбивающего скрижали, я переделываю. Сделал картину: Пастыря, что положил душу свою за овцы своя. И еще картину: Россия среди бури; в парадном Русском костюме стоит»[27]. В творчестве Юрия Репина устойчиво возникают композиции на тему зимы, которые даже в натурных вариантах отличаются поэтической метафоричностью. Художник достигает большой силы иносказания в работах «В своем отечестве» 1916, ГРМ; на картине изображен сам Юрий Ильич с сыном , «Охота» 1927, частное собрание. Зимняя тема нашла свое продолжение и в камерных композициях мистико-поэтического направления «Видение крестов», 1926, Музей-усадьба И.
Репина «Пенаты»; «Пейзаж с церковью», 1934, Музей-усадьба И. В контексте подобных работ особое место занимает портрет Леонида Николаевича Андреева 1920-1930-е, Музей-усадьба И. Преисполненный нежной прощальной грусти, он был создан уже посмертно Андреев умер в 1919 году. В сущности, этот портрет является образом-символом, отражающим и хрупкую красоту человеческой личности, земное расставание с которой нанесло семье Репиных, дружившей с писателем, глубокую рану, и те «грезы мученического безумия души», которые Андреев отразил в своей последней статье «S. Призыв Андреева спасти Россию от большевиков, прописанный Юрием Репиным в правом углу композиции, иносказательно напоминает о том безмерном опыте страдания, когда, теряя Отечество, человек уже не понимает, теряет ли он жизненные силы или переживает очередной виток тернистого пути на земле, как было в случае с Леонидом Андреевым и самим Репиным. Заложенный Юрием Репиным подтекст - «Милосердия! Композиции лирико-символистского плана составляют особую группу в творчестве художника. Следует отметить, что символистская образность его произведений развивалась в основном уже за рамками стилистической системы модерна, хотя в отдельных случаях достигала и удивительно выразительных решений внутри нее.
Такова, например, композиция «Квадрига» 1928, Музей-усадьба И.
Выставка аккумулировала сокровища, хранящиеся в разных собраниях. Три с местной пропиской -Ярославль, Рыбинск, Ростов. Репинские шедевры редко покидают свои выставочные залы. Марина Смарагдова побывала на презентации благотворительного проекта. Он очень рано начал путь художника» Зрителей встречают удивительные репинские портреты : Алексей Иванович Антипов, горный инженер,рядом портрет скульптора Антокольского, с ним Репин снимал комнату в студенческие годы. И одна из первых , еще со штампом академии - "Иван Грозный и Борис Годунов". Алла Хатюхина - директор Ярославского художественного музея: «Выставка хороша еще и тем, что открывает нам нового потенциального посетителя, для которых посещение музеев будет происходить не один раз со школой и один раз с гостями, а станет их привычкой.
Описывая драматургу Л. Андрееву работу над картиной «Пушкин на набережной Невы. И вот теперь — 1917 г.
В "Новом Иерусалиме" 29 февраля откроется выставка работ Репина и его учеников
Участников экскурсии «Илья Репин и его ученики» ждет знакомство с выставкой «Мастер Репин. Об этом процессе «учитель — ученики» мы и говорим с посетителем, представляя работы, отражающие творческий путь и педагогический подход Ильи Репина», — рассказала директор историко-художественного музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. Бурлаки, принявшие Репина за Антихриста, усердный ученик Тоня Серов и многолетняя дружба с Толстым.
Art Investment
В столицу Урала привезут картины Репина и его учеников | 1835 год», Репин сокрушался: «В 1897 году я воспылал написать его портрет, в натур. величину всю фигуру, хотя бы декоративно, к празднованию его памяти, — чем были полны тогда все его почитатели. |
ЕМИИ представил масштабную выставку работ Репина и его учеников | Выставка "Илья Ефимович Репин и ученики" в Ярославском художественном музее знакомит зрителей с мало известными работами художника, а также с работами его уч. |
Обида или месть: стали известны подробности конфликта в петербургской академии художеств | Одним из самых любимых учеников мастерской Репина был Исаак Бродский, который привлек его внимание своим упорством и одержимостью искусством. |
Юрий Репин. ОТШЕЛЬНИК ИЗ «ПЕНАТОВ»
В результате реформирования туда были приглашены художники-передвижники с их установкой на «правду жизни». Персональные мастерские получили В. Маковский, И. Шишкин, А. Куинджи и другие, хотя лидером и знаменем новой Академии стал, безусловно, Илья Репин. Кустодиев Б. Нижегородский государственный художественный музей Известность и авторитет Репина были настолько велики, что желающих попасть в его академическую мастерскую было гораздо больше, чем она могла вместить в себя — все последующие годы она была переполнена. Молодые люди со всей страны стремились попасть в ученики к «самому» Репину! Екатеринбургский музей изобразительных искусств Ученики отмечали в своих воспоминаниях молодую энергию, страстность, безмерную любовь к жизни и искусству, которой заражал их Репин. Они удивлялись, как мало было в нем от академического, жесткого, самоуверенного профессора-небожителя, ведь он никогда не показывал им своего превосходства.
Мужичок из робких. Нижегородский государственный художественный музей В первые годы XX столетия атмосфера в Академии изменилась, бюрократические порядки и распри профессоров взяли верх. И в 1907 году Илья Ефимович покинул Высшее художественное училище. В прошении об отставке он рекомендовал своих учеников Ф. Малявина, Д. Кардовского и Б. Кустодиева, как преподавателей Академии. Нижегородский государственный художественный музей Репин очень ценил в людях и, конечно, в своих учениках, талант.
Кириллина, долгие годы руководившая музеем-усадьбой И. Репина «Пенаты» и лично знавшая Комашку он посещал музей в 1969 году полагала, что тогда «обе противостоящие стороны еще не очень хорошо представляли себе, с какой властью имеют дело».
В конце апреля 1920 года Антон Комашка стал художником легендарной Первой Конной армии и записался в её ряды добровольцем. Скорее всего, это было бегством от сложившейся ситуации — от обвинений в воровстве и в ложном доносе на Фёдорова. В мае в политотделе армии Комашка был принят кандидатом в члены партии большевиков. Свой выбор он считал вполне закономерным, поскольку говорил о своем участии в революционном движении до 1917 года. В возрасте 15-17 лет он проживал в Харькове на квартире бывших политкаторжан и распространял нелегальную революционную литературу. В политуправлении армии Комашке поручили заниматься агитацией - плакатами, листовками, выпуском армейской газеты. Художник рассказал, как в июне 1920 года расписывал агитпоезд: «Стоял он в только что освобожденном тогда Житомире. Было в нем 13 или 14 вагонов. Расписать такой состав одному было, понятно, не под силу. Но отыскались в Житомире собратья по искусству, которые охотно пришли на помощь.
Скоро уже человек 20 художников работали под моим началом. Летом, когда агитпоезд двинулся по освобожденным полям Украины, навстречу ему выходили жители сёл и городов. Во все глаза смотрело население на большие портреты Маркса и Ленина, на броские лозунги и плакаты, которыми был расписан агитпоезд Первой Конной». С Первой Конной Комашка доходит до Крыма и работает над серией портретов бойцов и командиров - новых героев эпохи, многие из которых потом погибли в боях или умерли от сыпного тифа. Созданные в непростых условиях, портреты выполнены почти без светотени, с легкой акварельной подцветкой, так как в графике того времени возросла значимость чистой линии. В автобиографии Комашка отметил, что его рисунки, как и его самого, знали С. Буденный и К. После окончания войны Антон Комашка некоторое время жил в Харькове, устроился рабочим на завод сельскохозяйственных машин и вступил в ряды ВКП б. Считая Украину «глубокой провинцией в искусстве», летом 1922 года Антон приехал в Петроград. Автопортрет художника 1922 года Музей-квартира И.
Бродского, Санкт-Петербург демонстрирует, что провинциальный юноша, каким он выглядел на рисунках Репина, превратился в молодого человека с волевым и жёстким характером. Парным ему стал автопортрет его 18-летней жены. Он отличается строгостью и симметричностью композиции иератическое изображение в фас и имеет сходство с ликами святых. Обращение художников к древнерусскому искусству иконы и фрески было одной из примет тревожного послереволюционного времени. Осенью 1922 года Комашка поступил в Академию художеств на общий курс, но в следующем году оставил учебу. В автобиографии он написал, что демобилизовавшихся из армии коммунистов партия направляла на производство. Возможно, была еще одна причина, по которой ему не удалось продолжить образование в Академии. В августе 1922 года Митрофан Фёдоров получил письмо от Репина, обнаружившего пропажу своих альбомов. В ответном письме 10. А на днях местные газеты напечатали его портрет и звонкую биографию и сообщили, что он командируется в Академию художеств.
И он поехал. Так что, Вы предлагаете мне подействовать на остатки его совести и получить рисунки Ваши. У него мать 18 лет пробыла в сумасшедшем доме и там умерла. Не жди доброго». О том, что происходило в то время в «Пенатах» можно узнать из переписки Татьяны Ильиничны Репиной-Язевой: «когда раз пришло письмо от Комашко, папа весь исказился и крикнул: «Вера! Возьми каминными щипцами это письмо и брось в печь! Что сейчас же и было сделано Верой». Также известно, что Репин, получил в 1923 году от Чуковского письмо с информацией: «Комашко служит на Фарфоровом заводе, я устроил его там через Чехонина». Ответ Репина был лаконичным: «о Комашке я, после известия о нём из Харькова от Митр. Фёдорова, больше не интересуюсь».
Государственный фарфоровый завод в Петрограде ГФЗ , куда в январе 1923 года поступил на работу Комашка, стал местом, где рождалось новое революционное искусство. Его художественным руководителем до мая 1923 года был С. Чехонин, в прошлом ученик Репина. Блюдо "В память пятилетия перехода фарфорового завода в ведение Наркомпроса". Работы Комашки на ГФЗ принадлежат стилю, основанному на сближении агитационного фарфора с политическим плакатом и декоративным оформлением революционных праздников. Пролетариат представлен на этих изделиях в героическом ореоле на фоне упрощенного в духе конструктивизма пейзажа. На его манеру росписи повлияли работы художника ГФЗ М. Адамовича, и творчество видного представителя авангарда Н. Альтмана, который выполнил несколько эскизов для фарфора. Блюдо "1 мая".
Изделия Комашки уже в первый год его работы на фарфоровом заводе были отмечены наградами. На конкурсе рисунков для фарфора, посвященном пятилетнему юбилею Красной Армии, художник получил 2-ю и 3-ю премии за два блюда. Председателем жюри этого конкурса был С. В том же году Комашка как член художественного объединения «ИЗО Пролеткульта» участвовал в крупной общегородской «Выставке картин художников Петрограда всех направлений», открывшейся в залах Академии художеств. Он являлся секретарем партийной организации ГФЗ и от коллектива завода был избран депутатом Петроградского совета, в 1924-1925 гг. Летом 1926 года, накануне своего переезда в Харьков, Комашка передал Репину через Исаака Израилевича Бродского три своих рисунка и отправил ему письмо со словами: «Дорогой Илья Ефимович! Прежде всего, передаю Вам свой искренний сердечный привет и пожелание доброго здоровья. Работаю много и по служебным, общественным делам и по искусству. Как по искусству я работаю, Вам расскажет Исаак Израилевич товарищ Бродский. Примите их, Илья Ефимович, я тогда буду знать, что Вы по-старому относитесь ко мне.
В настоящее время я после 4-х лет работы в Ленинграде опять уезжаю на Украину в Харьков». Илья Ефимович к тому времени уже не вспоминал о пропавших альбомах и прислал своему ученику короткое письмо со словами поддержки: «Любезный Антон Михайлович. Благодарю за акварели ваши. Вы усвоили новый метод — почти без теней; это хорошо, но надобно еще строже рисовать контуры, то есть, вернее, надобно строить, строить еще строже. У вас способности хорошие, жаль будет, если вы провороните их. Желаю вам всего лучшего. Успеха в делах. Не исключено, что получить эту должность ему помогли упомянутые выше репинские альбомы, которые, по словам Фёдорова, он показал в наркомате просвещения. В 1929 году техникум был переименован в институт ХХИ. Комашка становится ректором ХХИ, получает звание профессора и начинает преподавать рисунок.
Украина тогда переживала расцвет культуры, происходивший на фоне индустриализации. Харьков с 1919 по 1934 год был столицей Украины. Прохоров и А. Перед Комашкой стояла задача перестроить техникум в высшее учебное заведение, что и было осуществлено благодаря его организаторским способностям. Антона Михайловича Комашку называют одним из создателей высшей художественной школы в Харькове. Годы работы Комашки в должности ректора совпали с процессом глобальной политизации высшего образования в СССР. Для получения должности ректора членство в партии и курсы ленинизма стали важнее диплома об окончании Академии художеств. Комашка добился новой организации учебного процесса в ХХИ. Творческие предметы отныне сочетались с общеобразовательными предметами и с марксистско-ленинской философией. Появление молодого человека без академического образования на посту ректора известного учебного заведения не могло не вызвать недовольства многих участников харьковской художественной жизни, но было характерной приметой времени.
Недоброжелатели появились у Антона Комашки и в связи с тем, что его старый знакомый Митрофан Фёдоров успел рассказать своим ученикам и товарищам историю с репинскими альбомами. Скрипника и стал директором художественного института. Для своего авторитета он использовал партбилет и два альбома с рисунками И. Репина, которые он украл у Репина, будучи у него истопником». В переписке Фёдорова само слово «Комашка» «букашка» в переводе с украинского языка стало нарицательным. О своих проблемах Комашка поделился с Репиным в письме от 29. Илья Ефимович, я считаю недостойным себя писать Вам оправдания на козни таких людей.
Всего посетителям представят более сотни работ из разных музеев России и частных коллекций. В экспозицию площадью почти 2000 квадратных метров войдут 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций, включая музей "Новый Иерусалим", Третьяковскую галерею, ГМИИ им. Пушкина, Русский музей, Музей русского импрессионизма, Ярославский художественный музей, Новгородский музей-заповедник и другие.
Она раскрывает талант русского художника Ильи Репина-педагога, взрастившего целую плеяду выдающихся мастеров, определивших последующее развитие отечественного искусства. Вес и авторитет Репина как живописца и преподавателя трудно переоценить - его мастерская в Академии художеств всегда была втрое переполнена. Удивительно, но такие непохожие, подчас диаметрально противоположные, блистательные художники - Серов и Малявин, Фешин и Сомов, Кустодиев и Грабарь - оказались «птенцами одного гнезда». Масштабная экспозиция - около 300 работ - объединяет и зрелые, и студенческие работы мастеров - учеников Репина разных лет. Многие картины представлены зрителям впервые.
С творчеством Ильи Репина можно познакомиться в Государственном художественном музее
Илья Репин руководил учебной мастерской в Высшем художественном училище при Академии художеств с 1894 по 1907 год, список его учеников составляет более 150 имен. Серов – один из любимых учеников Репина, художественные способности которого Илья Ефимович разглядел очень рано: «Всё с величайшей любовью и невероятной усидчивостью переписывал мальчик Серов. В столице Урала представляют работы Ильи Репина и его выдающихся учеников. Произведения учеников Репина представлены живописными и графическими работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Николая Рериха, Игоря Грабаря, Николая Фешина, Константина Сомова, Осипа Браза, Алексея Явленского, Александра. Екатеринбуржцы впервые смогут увидеть подлинные произведения русского художника Ильи Репина и его учеников.