В статье анализируются процессуальные аспекты, связанные с расследованием смерти Михаила Андреевича Достоевского, отца писателя.
Достоевский вновь в Кузнецке!
Достоевские были православными и от активного окатоличивания ушли на Украину, там продолжили род. Отец будущего писателя, Михаил Достоевский, работал штаб-лекарем московской Мариинской больницы для бедных. Поводом для приезда Алексея Дмитриевича стали две памятные даты – 200-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского и 165-летие его венчания с М. Д. Исаевой в Кузнецке.
Путин подарил папе Франциску на 85-летие скульптурный портрет Достоевского
Дне, когда Господь воскресил Своего друга, Лазаря Четверодневного, и фильме 1969 года по бессмертному роману Фёдора Достоевского "Преступление и наказание". Ваш отец, Дмитрий Андреевич, в определенный момент понял, что является «ответственным» за прадеда, — стал консультантом Музея Достоевского. Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. В статье анализируются процессуальные аспекты, связанные с расследованием смерти Михаила Андреевича Достоевского, отца писателя. Комментируя заявление Папы Римского Франциска, украинский посол в США Оксана Маркарова обвинила его в невнимательном прочтении классика русской литературы Федора Достоевского.
Последние новости
- «Род Достоевских продолжается» /
- Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир
- ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - Древо
- Достоевский, Федор Михайлович - ПЕРСОНА ТАСС
- Отняли все, кроме генов. Как живут прямые потомки Достоевского в Петербурге
- Как Фёдор Достоевский проявлялся в своих потомках - Интервью - Литература - РЕВИЗОР.РУ
«Отец современного романа»: как Достоевского видят за рубежом
- Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
- Путин подарил папе Франциску на 85-летие скульптурный портрет Достоевского
- Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?
- Достоевский Фёдор | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
- Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир
- Достоевский в Сибири
Папу Римского обвинили в невнимательном чтении Достоевского
Пришлите мне что-нибудь не медля. Вы меня извлечете из ада. О ужасно быть в крайности! Ежели старые вещи ваши, как то платье, белье и другие для вас, особливо для Феденьки, не нужны, то счесть их и сохранить», — напоминал отец в феврале 1838-го. Ни скаредности, ни мелочности в этих увещеваниях не было — а только гнетущая бедность, которая и в самые радостные моменты поступление Михаила в инженерные юнкера думает про черные дни. И сыновья вполне сочувствовали страхам отца, понимали его упрямый характер, плохо уживавшийся с реальностью, но все же откликавшийся на добро. Ах, сколько несчастий перенес он! Горько до слез, что нечем его утешить.
Папенька совершенно не знает света: прожил в нем 50 лет и остался при своем мненье о людях, какое он имел 30 лет назад. Счастливое неведенье. Но он очень разочарован в нем. Это, кажется, общий удел наш». Значит, наивный Михаил Андреевич думал о людях лучше, чем они того заслуживали? Понятно, что он тревожился не только за учебу сыновей. Гораздо важнее было иметь уверенность в их поведении.
Поэтому, когда в училище «случилась история» и пятерых кондукторов сослали в солдаты как объяснит Григорович, за избиение товарища, заподозренного в фискальстве, и за хулиганство против дежурного офицера, которого буяны забросали картофелем , Федор спешил заверить папеньку, что сам «ни в чем не вмешан, но подвергся общему наказанью»: на два месяца всю роту заперли в училище, вскрывали и читали письма. Но к кому мог обращать Федор просьбы о спасении, даже и понимая, что просить нельзя? И он снова писал отцу март 1839-го : «Я много истратил денег на покупку книг, вещей и т. Я задолжал кругом и очень много. Я должен по крайней мере 50 р. Боже мой! Долго ли я еще буду брать у Вас последнее.
Но эта помощь необходима или я пропал. Срок платежа прошел давно. Спасите меня. Пришлите мне 60 р. Скоро в лагери, и опять новые нужды. Знаю, что мы бедны. Но, Бог свидетель, я не требую ничего лишнего.
Итак, умоляю Вас, помогите мне скорее, как можно». В ответ на эту просьбу и были присланы 75 рублей, большая часть которых улетучилась в момент. Вопрос, который не может не волновать биографа: действительно ли так сильно нуждался кондуктор Достоевский в лагере на ученье? Когда, усталый и озябший, он мок в полотняной палатке, не имея средств выпить горячего чаю, был ли он такой один на всю роту? Останься он без абонемента во французскую библиотеку, без сундучка для книг и при казенном кивере, потерял бы уважение своих более состоятельных однокашников? Не преувеличивал ли Ф. Отчасти на эти неизбежные вопросы почти столетие назад дал ответ русский географ П.
Семенов-Тян-Шанский , знакомец Достоевского с середины 1840-х. Чуть раньше он учился в военной школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и находился в летних лагерях в Петергофе недалеко от лагерей Инженерного училища. Стало быть, все это было не действительной потребностью, а делалось просто для того, чтобы не отстать от других товарищей, у которых были и свой чай, и свои сапоги, и свой сундук. В нашем более богатом, аристократическом заведении мои товарищи тратили в среднем рублей триста на лагерь, а были и такие, которых траты доходили до 3000 рублей, мне же присылали, и то неаккуратно, 10 рублей на лагерь, и я не тяготился безденежьем» 15 Вывод Семенова однозначен: Достоевский-сын не был пролетарием, он боролся не с действительной нуждой, а с несоответствием средств запросам и желаниям. Географ высказался и о Достоевском-отце, увидев в нем не деспота, а грамотного воспитателя, давшего гениальному сыну достойный старт. Достоевский знал французский и немецкий языки достаточно для того, чтобы понимать до точности все прочитанное на этих языках. Отец обучал его даже латинскому языку.
Вообще воспитание Ф. Но если Достоевский-сын пребывал «в аду» из-за несоразмерности средств и запросов, то Достоевский-отец в момент получения майского письма 1839 года, на которое ответил без промедления, испытывал подлинную, катастрофическую нужду; усмотрев же в письме сына неудовольствие, обращенное к себе, горько сетовал: «Как ты несправедлив ко мне в сем отношении!.. Друг мой! Роптать на отца за то, что он тебе прислал, сколько позволяли средства, предосудительно и даже грешно». Михаил Андреевич оправдывался — и это были вовсе не дурные предчувствия, не изломы его «странного» характера, а унылая реальность. В 1837 году урожай хлеба был дурной, в 1838-м озимые не уродились совсем. Снег лежал до мая месяца, следовательно, кормить скот чем-нибудь надобно было.
Крыши все обнажены для корму. Но это ничто в сравнении с настоящим бедствием. С начала весны и до сих пор ни одной капли дождя, ни одной росы. Жара, ветры ужасные все погубили. Озимые поля черны, будто и не были сеяны; много нив перепахано и засеяно овсом, но это, по-видимому, не поможет, ибо от сильной засухи, хотя уже конец мая, но всходов еще не видно. Это угрожает не только разорением, но и совершенным голодом! После этого станешь ли ты роптать на отца за то, что тебе посылает мало».
Картина выходила ужасающая и вряд ли, прочитав это, Федор мог бы снова написать: «Уважая Вашу нужду, не буду пить чаю» , но и это было еще не всё. В отчаянии отец открыл неприглядную правду — как он пообносился, если не опустился: старые вещи пришли в ветхость, а купить новых он не мог, так как никогда не имел «собственно для себя ни одной копейки». А ведь обстоятельства его жизни подчинялись тому же правилу, которое вывел Федор в майском письме, — необходимости следовать уставу своего общества и содержать себя соответственно положению. Дворянское звание, чин, статус барина-землевладельца обязывали. Это наблюдение современника, А. Путяты, автора книги «Опытный помещик» СПб. В 1835-м Михаил Андреевич писал жене: «Бедность моя нимало меня не тревожит, я с нею свыкся, как с воздухом, коим дышу».
Но в 1839-м тревожила уже не бедность — страшила неотвратимая нищета, и его жалобы, страхи, просьбы к детям быть аккуратнее в тратах — все это, по словам В. Нечаевой, столетие спустя описавшей трагедию в Даровом, «не притворство скупого, а совершенно правдивая исповедь переживающего разорение мелкопоместного дворянина» 16. Он все же собрал требуемую сумму и 27 мая отослал ее Федору. Посоветуйся с кем-нибудь, нельзя ли в лагерях устроить твои дела повыгоднее. Прощай, мой милый друг, да благословит тебя Господь Бог, что желает тебе нежно любящий отец». Это письмо оказалось последним. Через десять дней Михаила Андреевича не стало.
История смерти Достоевского-отца, запутанная и загадочная, всегда интересовала биографов Достоевского-сына. Обстоятельства его смерти, якобы насильственной, под пером истолкователей творчества Ф. Смерть Михаила Андреевича в воображении иных авторов — едва ли не первопричина становления Достоевского-писателя. Не будь отцеубийства — все бы они рассердились и разошлись злые... Достоевский естественной смертью — писали бы о нем как о деспоте, запойном пьянице, неблагообразием своим "омрачившем детство и отрочество" сына? Или, быть может, он назван был бы рыцарем долга, ценою разрыва с отцом и семьей ушедшим за тысячи верст учиться медицине? Незаурядным врачом и замечательным отцом, сделавшим много для образования своего сына?
Федоров, опубликовавший в 1975 году материалы судебного следствия по делу о смерти М. К риторическому рассуждению Федорова нам хочется добавить только одно: М. Достоевский заслуживает звания рыцаря долга, незаурядного врача и замечательного отца — несмотря на особенности его характера угрюмого, нервного, подозрительного, ревнивого и независимо от того, при каких обстоятельствах его настигла смерть.
Комментарии Говорили, так произошло из-за его жестокости. Отец классика русской литературы Федора Достоевского является первым представителем рода великого писателя, о котором сохранилась хоть в какой-то мере достоверная информация.
На протяжении нескольких веков Достоевские существовали в не самых спокойных условиях — владея землями на территории нынешней Белоруссии, они были вынуждены служить полякам, вследствие чего теряли статус дворян, переезжали на Украину жили на Волыни , а после вновь оказывались в составе Российской империи после второго раздела Речи Посполитой. В результате этих многочисленных пертурбаций даже про деда Федора Михайловича толком ничего не известно. С его отцом ситуация уже обстоит иначе. Согласно документам, он родился на территории сегодняшней Винницкой области деревня Войтовцы , учился в духовной семинарии и оттуда перебрался в Императорскую медико-хирургическую академию. Будучи студентом во время Отечественной войны 1812 года, он был командирован «для пользования больных и раненых», а позже боролся с эпидемией тифа.
После того, как Наполеон был побежден, Михаил Достоевский продолжил военную службу и уволился только в 1820-м в связи с рождением первого ребенка в браке с Марией Нечаевой. Тогда же отец писателя устроился работать в Мариинскую больницу для бедных. Всего у Михаила Достоевского и его жены было семь детей. О детстве классика ходят противоречивые слухи. У самого Федора Михайловича о нем сохранились приятные впечатления: «Я происходил из семейства русского и благочестивого.
С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…» — вспоминал он в сознательном возрасте. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — писал Федор Михайлович в том числе. В первую очередь, это касалось его отношений с алкоголем.
По обычаю того времени его дети поменяли фамилию по названию местности. После очередного военного передела, в результате которого эти земли вошли в состав Речи Посполитой, Достоевские переезжают в Малороссию. Достоверно известно, что отец Федора Михайловича родился в селе Войтовцы и поступил сначала в духовную семинарию при Шаргородском Николаевском монастыре. В селе Достоево писатель не был никогда, хотя пытался интересоваться историей семьи.
Его жена, друг и секретарь в одном лице Анна Григорьевна даже направила в Достоево корреспонденцию с вопросом о родственниках. Оказалось, что никто из носителей фамилии Достоевских уже в те времена на родовых землях не жил. Позднее, после смерти писателя, она напишет местному священнику Александру Кульчицкому: «Мой покойный муж много раз говорил мне, что его род происходит из исторической Литвы от пинского маршалка Достоевского, избранного в сейм в 1598 году. Петр Достоевский и его потомки жили в Достоеве... Достоевскому скульптора Андрея Следкова. Памятник прадеду, установленный там, в его личном рейтинге занимает второе место.
В школе я «воевал» только с учительницей русского языка и литературы, которая с меня особенно строго требовала именно как с Достоевского, — протестовал против списка обязательного чтения. Как послушный школьник читал все произведения из этого списка, старательно писал по ним сочинения, но принципиально не сдавал — считал их слишком сокровенными и интимными. Для души же открывал Джона Колдуэлла, описавшего в «Отчаянном путешествии» свое одиночное плавание через Тихий океан, или «Сказки для умных» замечательного ленинградского писателя-фантаста Вадима Шефнера. Кстати, Федор Михайлович в детстве столь же увлеченно проглатывал романы Вальтера Скотта. К Достоевскому я приходил как обычный читатель и не скажу, что рано. Чтение это особое. И к Федору Михайловичу не бывает теплого отношения — оно либо холодное, либо горячее. Он не Чехов, не Бунин, не Пришвин. У его книг есть удивительное свойство: они таинственным и «случайным» образом появляются в жизни человека в нужный ему момент. Когда у него возникают трудноразрешимые вопросы, прежде всего вопросы высшего смысла, которые его мучают. Мы же все меняемся, чего-то ищем — если ищем, конечно, не растворившись в повседневной суете. Для меня лично Федор Михайлович стоит отдельно от других писателей, как учитель по жизни. У вашего отца в трудовой книжке записи о восемнадцати различных профессиях — он считал, что, меняя род занятий, сможет лучше узнать жизнь. А как вы выбирали себе профессию? Я был обычным советским ребенком, счастливая юность которого закончилась вместе с развалом СССР. Августовский путч 1991 года я вместе с родителями наблюдал в прямом эфире по телевизору в штутгартской гостинице — отец тогда был «гастарбайтером» в Германии, и мы с мамой приехали его навестить. Помню, что было страшно, непонятно, что будет дальше, что-то внутри незримо порвалось. По своей полной неспособности «пристраиваться» в жизни и недостатку честолюбия я стал частью того, что называется «потерянным поколением». Хотя, с другой стороны, эти же качества, возможно, помогли мне стать тоньше, добрее, проще. Я поступил в Пединститут имени Герцена на иняз, но учебу бросил.
О чем знал Ф. М. Достоевский по поводу смерти своего отца и о чем он знать не мог
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского | В тринадцать лет Фёдор Достоевский поступил на обучение в пансион а, а через три года отец, удрученный смертью жены, отправил старших сыновей на учебу в. |
«Отец Иоанн (Крестьянкин)» удостоился Премии им. Ф. М. Достоевского — Молодая Гвардия | Крест и памятная плита будут установлены в субботу на кладбище села Моногарово (Подмосковье), где был похоронен Михаил Достоевский, отец знаменитого писателя. |
Первая дочь умерла, вторая была одинока
- Краеведы нашли возможное место расположения могилы отца Достоевского - МК
- Достоевский, Федор Михайлович
- Поиск по сайту
- Telegram: Contact @gorky_media
- Кладбище, где похоронен отец Достоевского, отреставрировали в Подмосковье - МК Московская область
Загадочная смерть отца Достоевского: его действительно убили свои же крепостные?
«Отец Иоанн (Крестьянкин)» удостоился Премии им. Ф. М. Достоевского — Молодая Гвардия | Географ высказался и о Достоевском-отце, увидев в нем не деспота, а грамотного воспитателя, давшего гениальному сыну достойный старт. |
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского | Здесь-то, на служении бедным, и проходил свое поприще отец Достоевского. |
«Отец Иоанн (Крестьянкин)» удостоился Премии им. Ф. М. Достоевского
На основании чьих признаний «коршуны» дознались об убийстве и лишь рядились с убийцами о сумме взятки, если крестьяне, кучер, поп и зарайский лекарь таких показаний не давали? Так всё-таки: таились или сразу дали «коршунам» «немаловажную взятку»? Молчали, опрашиваемые поодиночке, или устроили складчину для мздоимцев? Заметим: по версии Андрея Михайловича, именно крестьяне, а не родственники покойного, которых не было в деревне, когда там находились «коршуны», выступают взяткодателями, признавая, таким образом, свою вину. И только во вторую очередь возникает вопрос: откуда нищие крестьяне во время засушливого лета, когда съедены все припасы и нечего продать, могли в несколько дней добыть деньги на взятку «стае» корыстных чиновников? Разве что попросить в долг у помещиков-соседей, тех же Хотяинцевых, сделав и их соучастниками преступления. Но возникает вопрос: когда родственники успели это сделать, если уже 16 июня на имя тульского гражданского губернатора из каширского суда было отправлено донесение о скоропостижной смерти даровского помещика с припиской: «По произведенному временным отделением сего суда следствию в насильственной смерти его, г.
Достоевского, сомнения и подозрения никакого не оказалось, а последовала таковая... Эти «свидетели» «свидетельствовали» по слухам и преданиям седой старины; они, еще не родившиеся, когда произошла эта история, охотно рассказывали московскому писателю Д. Стонову в 1924-м и ученым В. Нечаевой и М. Волоцкому в 1925-м, какой плохой, злой и жестокий был барин, владевший их дедушками и бабушками: «Зверь был человек. Душа у него была темная...
Строгий, неладный господин... Крестьян порол ни за что» 25. Что в этих показаниях — истина, а что — клевета на того, кого уже некому защитить? По версии даровских крестьян, убивали мужики черемошинские, по сговору четверых, не выехавших на работу и сказавшихся больными, чтобы заманить во двор барина, который наверняка захочет «вылечить» их палкой. Так будто бы и случилось. Потом вывезли, свалив в поле, на дороге из Черемошни в Даровое.
А кучер Давид был подговорен. Оставил барина да в Моногарово за попом, а в Даровое не заезжал. Поп приехал, барин дышал, но уже не в памяти. Поп глухую исповедь принял, знал он, да скрыл. Крестьян не выдал. Следователи потом из Каширы приезжали, спрашивали всех, допытывались, ничего не узнали.
Будто от припадка умер, у него припадки бывали» 28. В этой версии, как уже было сказано, потерян доктор Шенрок, изменено место преступления потерпевшего нашли не там, где убили , уменьшилось число преступников не 15, а всего четверо и, самое главное, отсутствует факт взятки. Из чего следует, что «стая коршунов» написала донесение губернатору о ненасильственной смерти безвозмездно! Как видим, версии «свидетелей по слухам» радикально противоречат одна другой. Спустя неделю после смерти М. Достоевского в Даровое приехала неродная «бабинька» О.
Нечаева с полномочиями от Куманиных, в доме которых она жила, забрать в Москву сирот Колю и Сашу. Это означало, что Куманиным уже все было известно, и скорее всего от соседей. Те же соседи могли написать и Федору — один из Хотяинцевых в марте 1839 года уже справлялся, по поручению М. Неизвестно, кто первым и что именно сообщил Федору о трагедии. Михаил же узнал о ней из письма Федора, посланного в середине июня 29. Слышал только, что Вы взяли детей к себе, и пролил слезы благодарности!..
Чем он заслужил себе конец такой! Пусть же сыновнии слезы утешат его в той жизни! Меж тем «бабинька», побывав на погосте и поклонившись могиле, была звана как известно из воспоминаний Андрея Михайловича к владельцу села Моногарово П. Хотяинцеву, который открыл гостье глаза, назвав истинную причину смерти — убийство. Вряд ли, однако, Хотяинцев указал источник шокирующих сведений. Но если он был ему известен, то от кого?
От попа Духосошественской моногаровской церкви, который был в сговоре с крестьянами, не выдал их следствию, но почему-то выдал барину? Скорее всего, сосед-помещик пользовался слухами, которые ползли по деревне но почему-то не доползли до следствия , или сам стал их сочинителем. Так или иначе, Хотяинцев по версии, слышанной А. Но зачем? Но кто дал деньги? Всё те же вопросы, на которые нет ответов.
Как показывает Федоров, именно «бабинька» привезла в дом Куманиных навязанную ей в Моногарове постыдную тайну и пустила ее в круг родных и детей покойного. Оттуда же будет инициирован новый виток следствия. Лейбрехт заявит в каширском суде и даст показания на бумаге , что Хотяинцевы выражали «сомнение в смерти соседа и подозрение на крестьян»: дворовая девка Достоевских слышала якобы крик барина, а его крепостные были так озлоблены против него, что били умершего по пяткам и не хотели вносить тело в церковь. Представитель дома на очной ставке отречется от ранее сказанного, но Лейбрехт неожиданно обнажит интригу: этот Хотяинцев сам просил его, Лейбрехта, передать исправнику Елагину, что моногаровский хозяин ждет Елагина к себе, чтобы возбудить дело. Именно от него идет версия об убийстве — и в Каширский суд, и к московской родне, и к детям» 30. Версия о естественной смерти М.
Достоевского и невиновности крестьян вызвала в конце 1970-х новый виток споров. Оппоненты Федорова среди них первое слово принадлежало Нечаевой указывали, что данных о злодейских намерениях П. Хотяинцева нет и мотивов, по которым он мог распускать заведомо ложные слухи, подсылать в суд доносчика, длить судебное дело оно затянется на 16 месяцев , у него не было. Напротив, утверждали оппоненты, есть множество свидетельств о дружеском общении соседей, невзирая на тяжбу, а Мария Федоровна так вообще часто бывала в Моногарове «я, друг мой, — писала она мужу в 1835-м, — запировалась у Хотяинцевых в Духов день, от обедни затащили меня с детьми обедать». Кажется, это все же слабое возражение. Помимо рациональных мотивов П.
Хотяинцевым могли владеть иные вихри. Тут кстати вспомнить недоверие Михаила Андреевича, остерегавшего жену: «Радуюсь, что ты пировала два дня сряду у Хотяинцевых, дай Бог вам мир и согласие, но я сомневаюсь, причина та, что сегодня приезжаю и дети подают мне бумагу, говорят, квартальный принес, посмотрел, дан указ тебе из Каширского земского суда... Да ведь и отношения его с супругами наверняка имели разные оттенки, тем более что в 1839-м Марии Федоровны уже два года как не было в живых, а отставного доктора пировать он к себе не зазывал... Возобновившись по доносу, следствие «о скоропостижно умершем г. Достоевском» перешло в уголовное русло и протянулось вплоть до октября 1840 года. Но если влиятельные Куманины способствовали закрытию дела, как предполагала Нечаева 31 , зачем в феврале 1840 года Тульское губернское правление потребовало немедленно собрать сведения «о подозрениях» и у них самих, и у дочери покойника Варвары, и у няньки Алены Фроловны?
Зачем «виновному» следствию нужно было так рисковать? Ведь семнадцатилетняя девица и старая нянька, видевшая труп барина, могли что-то сказать невпопад. Зачем понадобилось в том же феврале вызывать в уездный суд и допрашивать подозреваемых крестьян и даже их детей, устраивать очные ставки как о том сообщает протокол заседания от 13 февраля 1839 года? Но, утверждал Федоров, как раз тщательное расследование, а не глухое молчание спасло крестьян от клеветы и каторги. Необходимо сказать еще об одном аргументе адептов насильственной версии. Достоевского, так и современников и потомков черемошинских крестьян?
В случае с Михаилом Андреевичем осталось слишком много: смерть, трактуемая как убийство, подыскала нужные качества характера убитого, создала репутацию и сформировала память о нем. Достоевский в биографии своего великого сына» 33 , — писал Федоров, выражая надежду, что этот сын все же узнал и о долгом следствии, и о доносе, и об истинном источнике слухов, и о суде, признавшем невиновность крестьян и снявшем пятно бесчестия с отца. Не принимая доводов Федорова и оставаясь при своем мнении, Нечаева сделала шаг навстречу «мирной» версии, признав, что, помимо убийства, могло иметь место «покушение на убийство, сопровожденное апоплексическим ударом» 34 : ведь насилие, по рассказам внуков покушавшихся, было таким, что не оставило следов. То есть бескровное рукоприкладство будто деревенские мужики обучались специальным приемам убийства, не заметного глазу медэксперта «вызвало у склонного к апоплексическим ударам последний удар» 35. Так, может, барин и его крестьяне выразили неудовольствие друг другом в словах, на сильной жаре, когда солнце стояло уже высоко? После чего огорченный М.
Перепалка не оставляет следов на теле, а этюд в багровых тонах меняет свои краски и очертания... После смерти М.
Литературный критик и один из сотрудников журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» Николай Страхов вспоминал слова жены Фёдора Михайловича о том, что в самые напряжённые и непростые минуты своей жизни её супруг нередко раскрывал наудачу Евангелие, которое читал ещё будучи на каторге.
Так он сделал и в этот раз. Анна Григорьевна зачитала ему строки из Евангелия от Матфея: «Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду».
Это предчувствие совсем скоро оправдалось. Днём его состояние ухудшилось, и в тот же день Достоевсикй смиренно, постепенно слабея от потери крови, скончался, так и не увидев свой «Дневник», которым так дорожил, напечатанным. Дочь Достоевского: «Он видел приближение смерти, не боясь её» Достоевский успел не только исповедаться и причаститься, но и проститься со своими родными и близкими.
Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе. Отец попросил их заходить друг за другом и каждому говорил дружеское слово. Силы его на глазах падали с каждым часом».
Также Любовь Фёдоровна отметила впоследствии, что ей случалось бывать при смерти своих друзей и родных, но ни одна кончина не виделась ей такой светлой, как смерть её отца: «То была истинно христианская кончина — смерть без боли и без стыда... Он потерял сознание лишь в последний момент. Он видел приближение смерти, не боясь её».
Предыдущая Следующая «Около мёртвого сидел художник и рисовал Достоевского в его вечном сне» Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела, что его положили на стол со сложенными на груди руками, куда вложили икону. Рядом с покойным сидел художник и рисовал его посмертный портрет. Это был знаменитый живописец Иван Крамской.
Он сам захотел написать портрет Достоевского, и, по словам жены усопшего, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Об этом лице умершего писателя говорили очень многие: казалось, будто он спит на своей подушке и легонько улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнилось лицо Достоевского: «Какое лицо!
Его нельзя забыть...
Приехавший врач зафиксировал смерть от апоплексического удара геморрагического инсульта , однако он был из Рязанской, а не Тульской губернии, поэтому не мог выдать официальное заключение. Распорядившись оставить тело в «исходном» положении до прибытия другого специалиста, он уехал. В итоге тело пролежало на дороге около двух дней. Прибывший впоследствии второй врач подтвердил версию своего коллеги, назвав причиной смерти апоплексический удар. Во-первых, об этом сообщали в личных беседах соседи Достоевских Хотяинцевы, которые вели с семьей будущего великого писателя судебную тяжбу насчет земли. Согласно одному из вариантов, именно Хотяинцевы помогли крепостным-преступникам со взяткой врачам, чтобы они зафиксировали смерть от кровоизлияния в мозг. Во-вторых, уже после революции якобы внук одного из тех крепостных пересказывал услышанное: «Мужики бросились, рот барину заткнули, да за нужное место, чтоб следов никаких не было.
Потом вывезли, свалив в поле, на дороге из Черемошни в Даровое. А кучер Давид был подговорен. Оставил барина да в Моногарово за попом, а в Даровое не заезжал. Поп приехал, барин дышал, но уже не в памяти. Поп глухую исповедь принял, знал он, да скрыл. Крестьян не выдал. Следователи потом из Каширы приезжали, спрашивали всех, допытывались, ничего не узнали. Будто от припадка умер, у него припадки бывали».
После окончания Московской Духовной семинарии отец Иоанн был награжден правом ношения камилавки и наперстного креста. В 2009 году он был возведен в сан протоиерея. В 2001 году с сестрами Марфо-Мариинской обители сопровождал партию гуманитарного груза в Итум-Калинский погранотряд в Аргунском ущелье. С того же года является внештатным сотрудником Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами — заведующим сектором пограничной службы. Будучи в Старой Руссе, после посещения Музея романа «Братья Карамазовы», отец Иоанн подарил сотрудникам книгу своих родителей — протоиерея Глеба Каледы и его супруги матушки Лидии — «Домашняя церковь».
Это издание — руководство в построении православной семьи в современных условиях.
Глава вторая. Смерть отца и выбор судьбы
Род Достоевского не стоит в том же ряду, что и древние дворянские фамилии | Правда ли, что отец Достоевского был жестоко убит крепостными крестьянами, как писатель в разные годы жизни относился к «крестьянскому вопросу» и почему каторга. |
Ответы : как убили отца Достоевского?? ? если возможно, то в подробностях!))) | Отец Достоевского, Михаил Андреевич, штаб-лекарь больницы для бедных на Божедомке в Москве, был сыном униатского священника, то есть принадлежал к духовному сословию. |
Достоевский Фёдор | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов | Нищих и умалишенных отец русского экзистенциализма наблюдал из окна В феврале исполнилось 135 лет со дня смерти великого писателя. Федор Достоевский был истинным. |
«Он видел приближение смерти, не боясь её»: Сегодня День памяти Ф.М. Достоевского | Также дочь Достоевского мечтала о такой же литературной славе, что была у её отца. |
«Он видел приближение смерти, не боясь её»: Сегодня День памяти Ф.М. Достоевского | протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Троицы. |
«Он видел приближение смерти, не боясь её»: Сегодня День памяти Ф.М. Достоевского
В 1821 г. Мария родила Фёдора, будущего русского классика. В 1822 г. Вера и Любовь правда, Любовь умерла вскоре после рождения ; в 1831 г. Николай, и, наконец, в 1835 г.
Михаил Андреевич своему сыну Фёдору казался строгим, но справедливым и любящим отцом. Никакие фривольности не допускались. Одних братьев из дома никуда не отпускали и денег не давали. В то же время от некоторых наказаний для воспитания детей, очень характерных для эпохи, Михаил отказался.
Например, он не ставил детей на колени в угол и старался вообще избегать физических наказаний хотя розги на всякий случай были припасены. Обыкновенно день Михаила Андреевича начинался с того, что он вставал в 6 утра, проводил обход в больнице и объезжал пациентов по домам. Домой возвращался к 12 дня, где обедал с семьёй и немного отдыхал, следом вновь возвращался в больницу. В 9 вечера накрывался ужин, семья кушала, читала молитвы и отходила ко сну.
Многое о жизни семьи в тот период оставляет нам Андрей Достоевский, младший брат Фёдора. Так, в детстве они часто слушали сказки про «Жар-Птицу», русских богатырей, Синюю Бороду и многие другие. Летом часто семьёй устраивали вечерние прогулки в Марьину рощу, а по воскресеньям и праздникам посещали обедни в больничной церкви.
Нечаева приводит улику — поданным церковных ведомостей, все мужское взрослое население Черемошны не говело в 1839 году «за нерачением». Это значило, что крестьяне избегали исповедоваться на Великом посту в феврале — марте , чтобы таить преступный замысел и не выдать ни себя, ни других. Догадывался ли священник, почему вся деревня дружно не говеет, не исповедуется и не причащается? Неужели вошел в сговор так загодя? Хорош же он был в таком случае... И совсем непонятно, как быть с доктором, который приехал спасать больного, да еще коллегу, а не покрывать убийц?
Кто же и зачем его привез, если кучер и поп были в сговоре с убийцами? У нас нет проверенных данных, которые свидетельствовали бы о жестокости М. Достоевского с крестьянами или об их злостной эксплуатации» 20. Анализируя письма Михаила Андреевича жене, Нечаева, сторонник насильственной версии, тем не менее утверждала: «Советы жене свидетельствуют о рядовом поведении "рачительного" хозяина-крепостника этой эпохи и не позволяют делать выводы о его жестокости» 21. Ни слова о жестоком обращении отца с крепостными не написал и сын Андрей но ведь не забыл же он, как отец однажды дал пощечину своему шурину Нечаеву за то, что тот, в ответ на выговор Марии Федоровны о недопустимости в семейном доме заводить шашни с прислугой, обозвал ее дурой. Никаких жестокостей, надо полагать, не наблюдали и старшие сыновья — как, в противном случае, с их чувством справедливости, они могли бы применить к папеньке категорию «лучших, передовых людей»? Насильственная версия не имеет ни единого свидетеля-очевидца и ни единого свидетеля, кто лично слышал о подробностях убийства; она основана лишь на показаниях лиц, которые весьма противоречиво пересказывают историю убийства со слов тех, кто тоже не был свидетелем-очевидцем и питался лишь слухами. Воспоминания А. Достоевского , приобретшие статус первоисточника, были написаны в 1895 году, когда мемуаристу было уже 70 лет; его рассказ о событиях более чем полувековой давности основан на рассказах неочевидцев.
Четырнадцатилетний Андрей, проживая в Москве, узнал о несчастье от няни, прислуги и родственников. Никто из них на месте в момент преступления не был: няня, почти свидетельница, видела только труп барина; горничная Арина жила в Москве у Куманиных и узнала о происшедшем от навещавшей ее родни. Никого из родственников покойного, кроме двух его малолетних детей, Коли и Саши, в деревне в тот момент тоже не было. Версия Андрея не содержит сведений о ключевых свидетелях дела — кучере, священнике и докторе — и рисует сцену, как отец, проезжая мимо работающих в поле мужиков, выразил недовольство их работой, вспылил и закричал. В ответ кто-то дерзкий нагрубил ему и, боясь последствий, крикнул остальным: «Карачун ему! Первым его делом, конечно, было разъяснить, сколько мужики могут дать за сокрытие этого преступления. Не знаю, на какой сумме они порешили, и не знаю также, где крестьяне взяли вдруг, вероятно, немаловажную сумму денег, знаю только, что временное отделение было удовлетворено, труп отца анатомирован, причем найдено, что смерть произошла от апоплексического удара, и тело было предано земле в церковном погосте села Моногарова». Каждая деталь этого драматического рассказа проблематична. Как установил Федоров, «стая коршунов» — каширский исправник Н.
Елагин, уездный штаб-лекарь X. Шенкнехт, а также становой пристав и стряпчий — пробыли в Даровом несколько дней и провели «тщательные изыскания»; причем лекарь официально подтвердил выводы первого доктора, уточнив, что удар произошел «вследствие привычных геморроидальных напряжений, от которых привычного пособия не было принято». На основании чьих признаний «коршуны» дознались об убийстве и лишь рядились с убийцами о сумме взятки, если крестьяне, кучер, поп и зарайский лекарь таких показаний не давали? Так всё-таки: таились или сразу дали «коршунам» «немаловажную взятку»? Молчали, опрашиваемые поодиночке, или устроили складчину для мздоимцев? Заметим: по версии Андрея Михайловича, именно крестьяне, а не родственники покойного, которых не было в деревне, когда там находились «коршуны», выступают взяткодателями, признавая, таким образом, свою вину. И только во вторую очередь возникает вопрос: откуда нищие крестьяне во время засушливого лета, когда съедены все припасы и нечего продать, могли в несколько дней добыть деньги на взятку «стае» корыстных чиновников? Разве что попросить в долг у помещиков-соседей, тех же Хотяинцевых, сделав и их соучастниками преступления. Но возникает вопрос: когда родственники успели это сделать, если уже 16 июня на имя тульского гражданского губернатора из каширского суда было отправлено донесение о скоропостижной смерти даровского помещика с припиской: «По произведенному временным отделением сего суда следствию в насильственной смерти его, г.
Достоевского, сомнения и подозрения никакого не оказалось, а последовала таковая... Эти «свидетели» «свидетельствовали» по слухам и преданиям седой старины; они, еще не родившиеся, когда произошла эта история, охотно рассказывали московскому писателю Д. Стонову в 1924-м и ученым В. Нечаевой и М. Волоцкому в 1925-м, какой плохой, злой и жестокий был барин, владевший их дедушками и бабушками: «Зверь был человек. Душа у него была темная... Строгий, неладный господин... Крестьян порол ни за что» 25. Что в этих показаниях — истина, а что — клевета на того, кого уже некому защитить?
По версии даровских крестьян, убивали мужики черемошинские, по сговору четверых, не выехавших на работу и сказавшихся больными, чтобы заманить во двор барина, который наверняка захочет «вылечить» их палкой. Так будто бы и случилось. Потом вывезли, свалив в поле, на дороге из Черемошни в Даровое. А кучер Давид был подговорен. Оставил барина да в Моногарово за попом, а в Даровое не заезжал. Поп приехал, барин дышал, но уже не в памяти. Поп глухую исповедь принял, знал он, да скрыл. Крестьян не выдал. Следователи потом из Каширы приезжали, спрашивали всех, допытывались, ничего не узнали.
Будто от припадка умер, у него припадки бывали» 28. В этой версии, как уже было сказано, потерян доктор Шенрок, изменено место преступления потерпевшего нашли не там, где убили , уменьшилось число преступников не 15, а всего четверо и, самое главное, отсутствует факт взятки. Из чего следует, что «стая коршунов» написала донесение губернатору о ненасильственной смерти безвозмездно! Как видим, версии «свидетелей по слухам» радикально противоречат одна другой. Спустя неделю после смерти М. Достоевского в Даровое приехала неродная «бабинька» О. Нечаева с полномочиями от Куманиных, в доме которых она жила, забрать в Москву сирот Колю и Сашу. Это означало, что Куманиным уже все было известно, и скорее всего от соседей. Те же соседи могли написать и Федору — один из Хотяинцевых в марте 1839 года уже справлялся, по поручению М.
Неизвестно, кто первым и что именно сообщил Федору о трагедии. Михаил же узнал о ней из письма Федора, посланного в середине июня 29. Слышал только, что Вы взяли детей к себе, и пролил слезы благодарности!.. Чем он заслужил себе конец такой! Пусть же сыновнии слезы утешат его в той жизни! Меж тем «бабинька», побывав на погосте и поклонившись могиле, была звана как известно из воспоминаний Андрея Михайловича к владельцу села Моногарово П. Хотяинцеву, который открыл гостье глаза, назвав истинную причину смерти — убийство. Вряд ли, однако, Хотяинцев указал источник шокирующих сведений. Но если он был ему известен, то от кого?
От попа Духосошественской моногаровской церкви, который был в сговоре с крестьянами, не выдал их следствию, но почему-то выдал барину? Скорее всего, сосед-помещик пользовался слухами, которые ползли по деревне но почему-то не доползли до следствия , или сам стал их сочинителем. Так или иначе, Хотяинцев по версии, слышанной А. Но зачем? Но кто дал деньги? Всё те же вопросы, на которые нет ответов. Как показывает Федоров, именно «бабинька» привезла в дом Куманиных навязанную ей в Моногарове постыдную тайну и пустила ее в круг родных и детей покойного. Оттуда же будет инициирован новый виток следствия. Лейбрехт заявит в каширском суде и даст показания на бумаге , что Хотяинцевы выражали «сомнение в смерти соседа и подозрение на крестьян»: дворовая девка Достоевских слышала якобы крик барина, а его крепостные были так озлоблены против него, что били умершего по пяткам и не хотели вносить тело в церковь.
Представитель дома на очной ставке отречется от ранее сказанного, но Лейбрехт неожиданно обнажит интригу: этот Хотяинцев сам просил его, Лейбрехта, передать исправнику Елагину, что моногаровский хозяин ждет Елагина к себе, чтобы возбудить дело. Именно от него идет версия об убийстве — и в Каширский суд, и к московской родне, и к детям» 30. Версия о естественной смерти М.
Между тем благоустройство требуется и кладбищу, где согласно историческим записям, был похоронен отец автора «Преступления и наказания». В советские годы погост вместе с координатами могилы М. Достоевского долгое время оставался утраченным. В 2005 году у полуразрушенных церковных стен в память об отце писателя установили крест и заложили мемориальную плиту. Работы по установлению точного места захоронения Михаила Андреевича ведутся не первый год. Инициатором выступает Некоммерческое партнерство по возрождению памятников природы и культуры «Культурно-просветительский, научно-реставрационный и музейный центр «Заповедное Даровое».
Этой наградой отмечаются романы и художественно-документальные биографии. По итогам работы члены жюри литературного конкурса назвали победителем первого премиального сезона Вячеслава Васильевича Бондаренко за книгу «Отец Иоанн Крестьянкин », вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей». Награждение В.
«Он видел приближение смерти, не боясь её»: Сегодня День памяти Ф.М. Достоевского
крытия убийства. – Я, потомок «архискверного Достоевского», как называл писателя Ульянов-Ленин, родился в день его рождения – 22 апреля. Здесь-то, на служении бедным, и проходил свое поприще отец Достоевского.
Достоевский Фёдор
Вот и со школьной программы у многих не меняется представление о писателе. Словно он стал заложником своих литературных образов. Напротив, он любил детей, был человеком ярким, интересным», - рассказала экскурсовод Светлана Селищева. Именно в таких ярких красках известный римский художник Фабрицио Биримбелли видит Достоевского. И называет его «отцом современного романа». Ни намека на его суровость, душевные терзания и поиск истины.
Разглядеть за портретом из учебника по литературе живого человека пытаются и в Санкт-Петербурге, которому так много внимания уделял Достоевский в своем творчестве. В музее писателя новая экспозиция: письма, рукописи, дневниковые записи. Многое из этого ранее находилось в архивах и было недоступно широкому зрителю. На полях его рукописей часто можно увидеть рисунки, какие-то башенки, шпили готических соборов.
Ничего не изменилось за столетия и не могло измениться. Поэтому я вправе не верить в искренность иезуита, ставшего Римским папой, когда он пытается хвалить Православную Церковь в одном из последних своих интервью: «Консумизм и благосостояние не пошло нам на пользу. А вы сохраняете красоту Бога в центре… Мы нуждаемся в таком обновлении, в свежем воздуха с Востока, в свете с Востока». И как прикажете относиться к последним словам интервью римского понтифика: «мы нуждаемся в свежем воздухе с Востока, в свете с Востока»? С радостью или с крайней настороженностью?
Как ты, читатель, считаешь? Я полагаю, что радость здесь совсем неуместна. Еще в 2005 году в своей статье « Москва или Рим? И здесь вновь уместно вспомнить А. Пушкина, но уже его другую поэму «Руслан и Людмила», в которой говорится о старом волшебнике Черноморе: Ревнивый, трепетный хранитель Он только немощный мучитель Прелестной пленницы своей. В интервью понтифика были еще два интереснейших момента.
Первым дворянином в семье стал именно отец Федора Достоевского - Михаил Достоевский.
Он был выходцем из духовного сословия, закончил семинарию, а после поступил казенным воспитанником в Московское отделение Медико-хирургической академии. Спустя 3 года, во время Отечественной войны 1812 года, Михаил Достоевский уже служил врачом, выхаживал больных и раненых в Московском «Головном» госпитале. В 1816 году Михаил Достоевский получил звание штаб-лекаря, работая в Бородинском пехотном полку. Спустя два года он перевелся в Московский военный госпиталь врачом-ординатором и через год отличной службы стал старшим лекарем 2-го класса. Жалованье по тем временам было высокое - 600 рублей в год или 50 рублей в месяц для сравнения: килограмм говядины стоил 40 копеек за килограмм, а сено - 4 рубля за воз. Михаил Достоевский окончил свою службу военным врачом в 1820 году после женитьбы на Марии Нечаевой. А в 1821 году он начал работать лекарем в московской Больнице для бедных Мариинской больнице.
Достоевский жил в век «культа детства», когда ребёнок перестал быть маленьким взрослым и обрел свой мир. Миниатюрные вещицы и куклы с полок коллекционеров и любителей безделушек перекочевали в детскую. Писатель был одой из первых жертв стремительно набиравшей обороты индустрии для детей и мог спустить большую часть аванса на игрушки, пробив брешь в семейном бюджете. Достоевскому повезло с супругой, и не только в том, что оба искали тихого семейного счастья. Когда Анна Сниткина стала стенографисткой писателя, он отметил что она не походит на развязных и самонадеянных девиц современного поколения.
Но Фёдор Михайлович и предположить не мог, что барышня окажется чрезвычайно практична. Достоевского: Квартира была шестикомнатная, с громадной книжной кладовой.