«Ночь перед Рождеством» — опера в четырёх действиях и девяти картинах Николая Римского-Корсакова. Кузнец обещает рассказать всю историю рудому пасечнику Паньку, который один сумеет передать сказку про ночь перед Рождеством. Билеты на спектакль «Ночь перед Рождеством» продаются онлайн на сайте Эту небывалую задачу поставил перед собой Римский-Корсаков, когда обратился к сказочной повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Ночь перед Рождеством»
Сцена празднования Рождества на генеральном прогоне оперы «Ночь перед Рождеством» на музыку и либретто Николая Римского-Корсакова в Мариинском театре в Санкт-Петербурге © Алексей Даничев, РИА Новости. Всё это делает оперу «Ночь перед Рождеством» образцом спектакля для семейного выхода в театр, именно той постановкой, которая будет увлекательна для детей и интересна для взрослых. Воронежский государственный театр оперы и балета.
Мариинский театр показал "Ночь перед Рождеством"
Ночь перед Рождеством | «Ночь перед Рождеством», премьера новой трактовки оперы Римского-Корсакова по повести Гоголя, состоялась на сцене Мариинского театра, передает корреспондент телеканала «Санкт-Петербург». |
Ночь перед Рождеством (опера) — Рувики | Можно назвать несколько равно достоверных причин, по которым оперные театры не балуют любителей оперы сценическими постановками «Ночи перед Рождеством». |
Премьера! "Черевички или Ночь перед Рождеством!" | «Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». |
Оперу "Ночь перед Рождеством" перенесли на историческую сцену Мариинки
Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими обрядами. Режиссер-постановщик Ольга Маликова в своем художественном решении объединила все сцены оперы одним местом действия — украинской хатой, где жители села Диканьки рассказывают красивую историю о рождении любви.
А девушка уже и сама не рада тому, что произошло. Поняла она, наконец, что влюблена в Вакулу. И вдруг перед ней появляется кузнец. А в руках у него — те самые царские черевички. Но не нужны Оксане они — и без них она желает выйти замуж за доброго парубка. Все в селе рады возвращению Вакулы.
C благословения Чуба решено готовиться к веселой свадьбе История создания. Сюжет повести «Ночь перед Рождеством» много лет волновал композитора. Но так как эта история уже была использована в опере Петра Ильича Чайковского «Черевички», совесть и честь Римского—Корсакова не позволяли ему браться за разработку этой идеи. В 1893 году Чайковский скончался, а Николай Андреевич, наконец, смог приступить к работе над оперой, не опасаясь угрызений совести. Он задумал произведение совершенно иного рода, нежели у Чайковского. Ему хотелось создать настоящую сказку, связать ее со старинными славянскими поверьями. В 1894 году композитор начал работу над оперой, а уже через год пьеса была завершена. Но не все было так уж легко — цензура не хотела выпускать произведение в первозданном виде, ведь среди прочих знаковых ролей в опере фигурировала сама царица Екатерина II.
А подобные переигрывания представителей царской семьи были запрещены в то время. Тем не менее, Римский-Корсаков смог убедить дирекцию Мариинского театра оставить все как есть, и в ноябре 1895 года мир увидел волшебную оперу. Композитор явно шел впереди своего времени. Фантастические сцены довольно ярко отражены как в либретто, так и в музыкальном сопровождении, благодаря чему зритель полностью окунается в невероятную атмосферу рождественского круговорота. Силы добра и зла так перемешаны, что порой и не различить кто на чьей стороне. Но вместе с рассветом все становится на свои места и торжествует любовь. Занимательные факты: Римский-Корсаков определил жанр оперы как «быль-колядка», что указано в подзаголовке произведения.
Но только при помощи своих родных и близких, которые тоже способны на подвиги ради любви. Атмосфера доброты, мягкий юмор, музыка Чайковского делают эту «Ночь перед Рождеством» по-настоящему праздничной, волшебной. Во время действия актёры говорят и поют арии, песни, дуэты из оперы «Черевички».
А, подарив Вакуле черевички самые настоящие полусапожки на шнуровке , она крепко целует кузнеца, а придворные закрывают от зрителей эту сцену своими одеждами. Особенно хочу отметить прекрасные декорации и невероятное световое оформление и спецэффекты. Если на сцене идёт снег, то это показано настолько реалистично, что хочется отряхнуться, сидя в зрительном зале. Ребёнок, привыкший к современным компьютерным игрушкам, нимало не был разочарован. Не обошлось и без интерактива: в начале каждого действия по залу бегали две бабы - Баба с фиолетовым носом и Баба с обыкновенным носом, а также ходил, общался со зрителями и "паном дирижёром" пасичник Рудый Панько; во время хоровой сцены колядования гарные парубки бродили по партеру и протягивали зрителям мешки для колбас и паляниц Один гость нашего города кажется, бывший наш подарил им бутылку чего-то хорошего и дорогого, купленного в театральном буфете. Были и разочарования. Увы, сопрано в партии Оксаны пела с бешеной тремоляцией и часто вообще не попадала в нужные звуки. Солистов было хорошо слышно только с авансцены; из глубины сцены было не разобрать не только слов, но и звуков - еле слышно, да ещё оркестр заглушал.
Римский-Корсаков - опера "Ночь перед Рождеством"
«Ночь перед Рождеством» — опера в четырёх действиях и девяти картинах Николая Римского-Корсакова. Кузнец обещает рассказать всю историю рудому пасечнику Паньку, который один сумеет передать сказку про ночь перед Рождеством. Поэтому опера «Ночь перед Рождеством» в высшем и лучшем смысле театральная: озорная и насыщенная, она — настоящая при всей своей условности и гротеске. Иванова состоялась премьеры оперы Н. А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». На сегодняшний день опера «Ночь перед Рождеством» все еще ставится в Мариинском театре и пользуется большим успехом у зрителей. Всё это делает оперу «Ночь перед Рождеством» образцом спектакля для семейного выхода в театр, именно той постановкой, которая будет увлекательна для детей и интересна для взрослых. «Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством».
Ночь перед Рождеством
Действие первое В последнюю ночь перед Рождеством ведьма Солоха по древнему обычаю начинает творить колядку. Но тут появляется ее приятель — Черт. Он страшно зол на ее сына Вакулу за то, что тот «намедни на смех намалевал в притворе, будто Черта поленьями и прутьями гоняют». Решив насолить ему, Черт подговаривает Солоху украсть месяц и поднять метель.
Разина Опера стала прекрасным подарком слушателям к Новому году. Действительно, дневной спектакль создавал у всех, бывших в зале, праздничное настроение. Этому способствовала и режиссура Ольги Маликовой, и сценография Ксении Киселевой, особую благодарность заслуживает художник по свету Глеб Фильштинский, прекрасно звучал оркестр под управлением Михаила Татарникова. Не секрет, что Концертный зал Мариинского театра представляет собой трудную площадку для сценического воплощения оперы, но постановщики с блеском справились со своей задачей.
В подготовке оперы участвовали концертмейстеры Александр Соколов и Елизавета Сухопарова. В ближайшее время премьера оперы состоится с симфоническим оркестром Музыкального театра Ирины Комаровской.
Культура 20 января 2021 В Мариинском театре представили новую версию оперы «Ночь перед Рождеством» На Исторической сцене Мариинского театра показали новую сценическую версию оперы «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, взяв за основу постановку Ольги Маликовой, раскрыв некоторые купюры и подретушировав ее танцами Ильи Живого. Работа художника по свету Глеба Фильштинского стала отдельным «спектаклем в спектакле». Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина.
Кто видел работу режиссера Маликовой в Концертном зале, отличий найдет не так уж и много. В руках хореографа Ильи Живого, кому маэстро Гергиев решил доверить еще и оперную режиссуру, в какой молодой человек не имел опыта, персонажи стали двигаться намного больше. Это придало им черты мультяшных кукол на шарнирах, как будто анимировало действие. В остальном все осталось на своих местах — так, как в 2008 году было задумано уже упомянутым режиссером Маликовой. Статья по теме: «Санкт-Петербург-опера» представит премьеру оперы Штрауса «Электра» Тогда в Концертном зале сценография Ксении Пантиной и Варвары Евчук смотрелась куда более выразительно и объемно, вдохновенно окутав пространство деревянного зала заснеженными домиками-облаками.
Опера «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
Опера «Ночь перед Рождеством» совсем недавно пережила второе рождение. Мариинка, несмотря на всю свою классичность, пошла на смелый эксперимент, сделав постановку частично интерактивной. Опера «Ночь перед Рождеством» совсем недавно пережила второе рождение. Мариинка, несмотря на всю свою классичность, пошла на смелый эксперимент, сделав постановку частично интерактивной. Изначально оперу исполнить планировали зимой в дни рождественских каникул, но из-за коронавируса пришлось перенести на март. «Ночь перед Рождеством» — опера в четырёх действиях и девяти картинах Николая Римского-Корсакова. Кузнец обещает рассказать всю историю рудому пасечнику Паньку, который один сумеет передать сказку про ночь перед Рождеством.
В Мариинском театре представили новую версию оперы «Ночь перед Рождеством»
Этот спектакль создан для семейного просмотра, а это значит, что и детям, и взрослым будет на нем интересно: взрослые смогут оценить мастерство артистов и музыкантов, исполняющих этот шедевр великого русского композитора XIX века, а дети будут наслаждаться захватывающим сюжетом, яркими образами главных героев и великолепием совершенно сказочных декораций художника Станислава Фесько. Постановка оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова на сюжет гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац — это настоящий подарок для тех, кто любит оперу сам и хочет привить любовь к ней своим детям. На сцене соединяются уважение к классике и современная яркость декораций, прекрасное вокальное исполнение, сочная актерская игра и настоящие театральные чудеса вроде полетов над сценой.
В 2021 году зрители телеканала познакомились с оперой Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо», а в октябре 2023 года состоялась премьера киноверсии спектакля на фестивале «КАРО. По материалам пресс-службы театра имени Сац Последние события.
Организаторы отмечают, что сегодня как никогда нужно добавить в нашу жизнь радость, надежду и красоту. И зимняя сказка Римского-Корсакова, наполненная верой в волшебство и ожиданием чуда, когда невозможное становится возможным, каждый раз словно аккумулирует энергию и радость, создавая мощный стимул и толчок на целый год.
Театральная 2 18 декабря 19:00 от 800 руб Мероприятие завершено Заключительный вечер фестиваля «Оперная классика в Сочи» состоится 18 декабря в Зимнем театре Сочи. В канун новогодних праздников Сочинский симфонический оркестр под управлением Алексея Асланова совместно со звёздами мировой оперной сцены представит сказочную оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Сюжет Гоголя в опере Римского-Корсакова органично соединился с элементами фантастического и языческого, и, как писал сам композитор, «это соединение дало возможность написать много интересной музыки». Композитор создал тонкие и достоверные симфонические картины зимней природы и народного быта, назвав при этом оперу «былью-колядкой».
Новую версию оперы «Ночь перед Рождеством» покажут в Мариинке
Девушки, парубки, диканьские казаки и казачки, ведьмы, колдуны, тёмные и светлые духи, образы Коляды и Овсеня, Утренница Венера и другие звёзды, придворные кавалеры и дамы, лакеи. Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 28 ноября 1895 года. Даже пушкинские поэмы, большинство из которых стало основой оперных либретто, не удостоились того, чтобы быть использованными дважды или трижды. В этом смысле гоголевская повесть «Ночь перед Рождеством» являет собой уникальный случай: на ее сюжет оперы написали П. Чайковский «Кузнец Вакула», или — во второй редакции — «Черевички» и Н. Чайковсий — раньше, Римский-Корсаков — позже. Но и это не все. Первоначально либретто оперы было написано в стихах Я.
Полонским для А. Серова, и известно, что Серов хотел написать оперу на него, но не успел — смерть помешала ему это сделать. В этом конкурсе и принял участие П. Раз был конкурс — значит, были и другие варианты трактовки этого сюжета. И действительно, известно, по крайней мере, что свою оперу на этот сюжет представил также Н. Соловьев, впоследствии профессор Петербургской консерватории. По воспоминаниям Римского-Корсакова, были представлены оперы и других композиторов.
Таким образом, набирается с полдюжины авторов, создавших или желавших создать оперу на этот сюжет. В комиссию, которую возглавлял великий князь Константин Николаевич, входили Н. Рубинштейн, Э. Направник, М. Азанчевский и Н. Первую премию получил Чайковский, а вторую — Соловьев. Тогда же этот сюжет заинтересовал и Римского-Корсакова.
Но осуществление этого намерения оказалось отложенным им на двадцать лет. В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков писал: «Оперу Чайковского, несмотря на многие музыкальные страницы, я всегда считал слабой, а либретто Полонского — никуда не годным. При жизни Чайковского я не мог бы взяться за этот сюжет, не причиняя ему огорчения, а нравственное право работать на эту тему я имел всегда. К весне 1894 года Чайковский умер 25 ноября 6 декабря 1893 года. Хотя и решив точно следовать Гоголю, Римский-Корсаков не мог подавить в себе желание ввести в сюжет много фантастического и языческого, к чему, как он сам признавался, он питал страсть еще со времен «Майской ночи», «Снегурочки» и «Млады». Премьера оперы сопровождалась сумятицей, которая обычно происходила, когда в опере в качестве персонажа выводилась царственная особа из династии Романовых. Так, два великих князя — Владимир Александрович и Михаил Николаевич, — посетившие генеральную репетицию, признали в царице императрицу Екатерину II как это у Гоголя; Римский-Корсаков, однако, не идентифицировал царицу таким образом и потребовали отмены спектакля как известно, в то время существовал еще запрет на выведение на оперной не драматической сцене представителей рода Романовых.
Композитору пришлось пойти на некоторые изменения царица была заменена Светлейшим, что привело к некоторым несуразностям , и премьера в конце концов состоялась на сцене Мариинского театра. Римский-Корсаков, мастер поэтической симфонической музыкальной картины, дает здесь зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные, долго тянущиеся аккорды этого вступления еще не раз будут звучать по ходу оперы. Занавес подымается. Сцена представляет собой сельскую улицу. На переднем плане хата казака Чуба. Поздний морозный вечер накануне Рождества.
Ярко сияют месяц и звезды. Из трубы одной из хат валит дым; и вместе с дымом и Искрами вылетает на помеле Солоха в образе ведьмы. Она садится на крыше и запевает старинную колядку «Уродилась Коляда... Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто знает? Не нам, простым людям, об этом толковать». Так говорит Гоголь устами пасечника Рудого Панько, рассказывающего «Вечера на хуторе близ Диканьки», в примечании к рассказу «Ночь перед Рождеством».
Если древняя письменность довела до нас имена Сварога, Стрибога, Перуна и других славянских идолов, то русские обрядовые песни сохранили нам имена Лады, Купалы, Ярилы, Овсеня и Коляды... Обрядовые песни представляют эти личности как богов солнечных. Обрядовые песни с именами Коляды в Великороссии и Малороссии и Овсеня в Великороссии поются на святках, начиная с рождественского сочельника». На крыше другой хаты появляется черт, он вторит Солохе: «Накануне Рождества. Здорово, вдовушка! Он очень зол на Вакулу, сына Солохи, который в церкви так размалевал его фигуру, что смеялись даже черти в аду. Черт решает, пока не кончилось его время и власть а они у него лишь до Рождества , украсть месяц луну : тогда настанет темень, Чуб, которого дьяк звал на кутью, останется сидеть на печке, а Вакула, который ждет его ухода, чтобы явиться к его дочке, красавице Оксане, не сможет этого сделать.
Звучит дуэттино Солохи и черта «Украдешь ты месяц с неба» , и в конце концов оба они улетают и скрываются в синеве ночи. К хате Чуба пробирается Панас. В это время к месяцу приближается причудливое черное облако, похожее на черта с ведьмой. Месяц как будто покачивается в облаках, потом скрывается совершенно. Звезды меркнут. Становится темно. Завывает ветер.
Поднимается метель. С трудом Панас он навеселе добирается до хаты Чуба. Чуб выходит на крыльцо, он приветствует кума Панаса. Оба они удивлены, что нет месяца. Они думают, как быть? Остаться ли дома или все же пойти к дьяку? Решают идти.
Они предвкушают, как попируют у дьяка. Они отправляются, и скоро их голоса доносятся издалека. Но вот, кажется, они заблудились. Слышно, как они ищут дорогу. Вакуле не спится. Он приходит к хате Чуба и останавливается у дверей. В хате Оксана, которую он любит; Вакула намерен узнать всю правду: что на сердце у дивчины, кого она любит.
Тем временем вьюга усилилась. Проплутав и не найдя хаты дьяка, Чуб хочет возвратиться домой. У дома его встречает Вакула. Чуб, уверенный, что Вакула не может забрести к нему домой, делает вывод, что он сам пришел не туда. И Вакула грубо его выпроваживает. Чуб направляется к Солохе. Вновь показываются месяц и звезды.
Становится светло, как в начале картины. Картина 2. Внутренний вид хаты Чуба. Оксане не спится. Она одна перед зеркалом и любуется собой. На пороге показывается кузнец Вакула. Оксана его не замечает; он восхищенно смотрит на нее.
Вакула хочет обнять ее, но она отталкивает его. Он огорчен, что Оксана его не любит. Она же прямо задает ему вопрос: «Что твоя мать Солоха, ведьма? Что до нее мне? Но Оксане не до него; она ждет подруг, чтобы поколядовать; парубки придут, расскажут славные сказки. Почему же их нет? Но вот за сценой слышится песня-колядка дивчат.
Эта протяжная песня «На лугу красна калина стоит» — центральный эпизод картины. Оксана замечает на одной из девушек новые черевички сапожки. Она жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички, Оксана, издеваясь, требует таких, что сама царица носит. Девушки обступают Вакулу и смеются над ним. Достанет Вакула черевички — выйдет замуж за него Оксана, а нет — пусть уходит.
То нежная, то дерзкая искристая Оксана — Дарья Сальникова, красавец Вакула с сильным и ярким голосом — Григорий Голицын, и другие актеры получили заслуженные бурные и длительные аплодисменты благодарных зрителей. В подготовке оперы участвовали концертмейстеры Александр Соколов и Елизавета Сухопарова. В ближайшее время премьера оперы состоится с симфоническим оркестром Музыкального театра Ирины Комаровской.
Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М.
Из задних дверей показывается шествие придворных дам в атласных платьях с длинными шлейфами и кавалеров, военных и статских, в шитых золотом кафтанах, с косами на затылках. На переднем плане стоит группа запорожцев в зеленых кафтанах. Среди них кузнец Вакула, одетый подобным же образом. Сзади стоят несколько придворных и лакеев. Под конец шествия показывается царица, окруженная своими приближенными. Она садится на разукрашенное кресло. Хор славит ее. Царица приветствует запорожцев. На предложение царицы сказать, чего они хотят, кузнец Вакула бросается на колени и смело задает царице вопрос, из чего сделаны ее черевички. Царица просит его встать и приказывает принести ему из своих кладовых самые лучшие черевички. Она одобряет простодушие Вакулы, и вслед за царицей его славит хор придворных дам. Наконец приносят черевички, и царица вручает их Вакуле. Все ликуют и славят царицу. Вакула вновь призывает черта: «Ну, выноси меня отсюда, вражий сын! Картина 8. Опять воздушное пространство. Густые облака, между которыми внизу виден заходящий месяц. Вместе с облаками плывут и проносятся одни лишь метлы, ухваты, вилы и горшки. Кузнец Вакула проносится в обратную сторону. Облака постепенно рассеиваются и исчезают. На небе зажигается утренняя заря Венера в виде девы, держащей яркий светоч. Коляда в образе молодой девушки в золотом возке, запряженном вороным коньком, а Овсень в образе молодого парня на кабане с золотой щетиной, оба в дорогих шубах и шапках выезжают на сцену в сопровождении светлых духов. Звучит хор, сопровождающий поезд Овсеня и Коляды «Выезжала Коляда, выезжала молода». Настает розовый рассвет. Красное солнце показывается сквозь морозный туман. Оркестровой картиной, живописующей рассвет, завершается это действие, богатое разнообразной сменой эпизодов. Последнее действие возвращает нас в родное село Вакулы. Внезапное исчезновение кузнеца породило различные толки: одна баба баба с фиолетовым носом говорит, что он повесился, другая баба баба с обыкновенным носом , — что он утонул. Между ними заходит спор, кто говорит правду. Оксана не верит их словам. Бабы уходят. Теперь Оксана уверяет, что вряд ли есть другой такой парубок, чтобы был пригож, как Вакула. Только теперь она поняла, кого она потеряла. Вдруг у калитки показывается сам кузнец Вакула. На нем зеленый запорожский кафтан, в руках черевички, шапка, цветной пояс и нагайка. Оксана не может скрыть своей радости. Он не верит своим глазам: «Кузнец!.. А говорят, что без вести пропал! А он целехонек». Вакула просит Чуба отдать ему Оксану и дарит Чубу пояс, шапку. Оксане он привез черевички, какие носит сама царица. Теперь Оксана готова пойти за Вакулу и без черевичек. Звучит их любовный дуэт, проникнутый радостным чувством «Чудная Оксана, нету тебя краше, в целом свете нет». Чуб доволен. Он зазывает к себе парубков и дивчат. С ними приходят голова, дьяк и Панас. Все рады возвращению Вакулы. Молодежь пристает к Вакуле с вопросом: «Где ты был? Вакула обещает рассказать свою историю пасечнику Панько, «чудо рассказчику». Хор радостно поет: «А мы сказку ту подхватим, к сказке голос подберем, музыкантов соберем». Музыка этого финала напоминает русские величальные песни. Майкапар История создания Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, коль скоро он был уже использован в опере Чайковского «Черевички» «Кузнец Вакула» в первоначальной редакции. Но в 1893 году Чайковский умер, и Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта. Римский-Корсаков пояснял: «Купала и Ярило справлялись преимущественно около времени летнего солнцеворота, а Коляда и Овсень около зимнего. Обрядовые песни с именами Коляды и Овсеня поются на святках, начиная с рождества. Рожденье солнца в старину праздновалось на Коляду, когда оно поворачивает на лето; но этот поворот совпадает с самыми сильными морозами, вьюгами и метелями и с самым неистовым гульбищем нечистых духов и ведьм». Намеки на такие обряды имелись в гоголевской повести. Римский-Корсаков широко развил их в своем либретто; усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы. Опера была начата весной 1894 года в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица в повести Гоголя Екатерина II , а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 28 ноября 10 декабря 1895 года. Музыка «Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании , которые послужили основой для мелодики оперы. В целом же он сочетал фантастические моменты с тонкой лирикой и сочным изображением быта украинского села. Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы. В первой картине напев колядки выразительно передан в дуэте Солохи с Чертом «Украдем мы месяц с неба», а веселая украинская песня — в дуэте подгулявших кумов Чуба и Панаса «Нет, пойдем мы ко Дьяку на кутью». Светлым лирическим чувством с оттенком грусти проникнуто ариозо Вакулы «Чудесная дивчина». Вторая картина начинается арией Оксаны «Что людям вздумалось расславить, что хороша я? В центре картины протяжная колядка подруг Оксаны «На лугу красна калина стоит». Акт заканчивается веселым хором молодежи, подсмеивающейся над Вакулой. Первая картина второго акта содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи. Сначала идет задорная ее песня-пляска с Чертом «Ой, коляда, колядица моя». Степенно приветствие Головы «Здравствуй, милая Солоха». Разукрашенная, цветистая речь обличает Дьяка. Напориста, энергична песня Чуба и Солохи «Гей, чумаче, чумаче». В заключение картины звучит песня-жалоба Вакулы «Где ты, сила моя молодецкая? Она открывается широко развитой сценой колядования — это один из лучших хоров оперы. После прощания Вакулы с Оксаной чувство недоумения озадаченной молодежи выражено в хоре «Он повредился, его оставьте». Однако вскоре вновь восстанавливается веселье. Картину завершает большой квинтет с хором. Третий акт состоит из четырех кратких картин. В музыке первой картины главенствует зарисовка комично-важного облика знахаря Пацюка. Сказочный полет Вакулы служит содержанием второй картины. Вначале возникают феерические балетные сцены игр и плясок звезд; их сменяет хоровая бесовская колядка, характер которой делается все более угрожающим. В третьей картине торжественный полонез с хором призван обрисовать придворный быт. Этот хор образует яркий контраст к фантастическим сценам. Четвертая картина вновь показывает Вакулу в сказочном полете, но сейчас небосклон озарен иными красками — более мягкими и нежными. Этими чертами отмечена музыка театрального действия с хором «Поезд Овсеня и Коляды». Развернутым оркестровым заключением, живописующим рассвет, завершается этот акт, богатый разнообразной сменой эпизодов. В последнем акте бытовые сцены чередуются с лирическими. Комический оттенок имеет дуэт баб-сплетниц «Что ж, разве лгунья я какая? Радостным чувством проникнут дуэт Оксаны и Вакулы «Чудная Оксана, нет тебя краше».
В Петербурге состоится концертная премьера оперы "Ночь перед Рождеством"
«Ночь перед Рождеством» – ГАСК п/у Валерия Полянского в ММДМ, 11 марта 2014. Постановка «Ночи перед Рождеством» в Мариинском театре и раньше отличалась зрелищностью, а в обновлённой версии заиграла ещё более яркими красками. Премьера оперы «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова на его собственное либретто состоялась на сцене Мариинского театра в 1895 году. Событие Опера «Ночь перед Рождеством», читать подробнее на сайте Афиша Лондон. это постановка, которая продолжила линию театра по созданию спектаклей, знакомящих юных зрителей с великим мировым наследием оперной музыки» - говорят создатели спектакля.