Новости надежда константиновна крупская причина смерти

P. S. Надежда Константиновна Крупская (единственным человеком, кто называл ее «Ульянова», был Сталин) умерла в кремлевской больнице в возрасте 70 лет. Официально причиной смерти стал острый приступ аппендицита.

Галантерейные амбиции

Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Почему Крупская осталась Крупской? Надежда Константиновна во всех документах после замужества писалась Ульяновой. Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию. Надежда Константиновна Крупская выступает на 2-ом съезде колхозников-ударников.

Крупская, Надежда Константиновна

Полное имя: Надежда Константиновна Крупская. Почему Крупская осталась Крупской? Надежда Константиновна во всех документах после замужества писалась Ульяновой. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик.

Читайте также

  • Трагическая жизнь Надежды Крупской
  • Более 4,6 млн кибератак отразила московская система электронного голосования
  • Н.К. Крупская. Тайна жизни и смерти: luk_konstantin — LiveJournal
  • Не пропустите самое важное

Торт от Сталина

  • Надежда революции - Юлия ГОНЧАРОВА
  • Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
  • Роберт Классон: первая любовь
  • Революционер в Польше
  • Ответы : Кто виноват в смерти Крупской Н. К. Ваше мнение

Надежда. Трудное счастье революционерки

Когда же в двадцатые-тридцатые годы в школы решили не принимать детей священников, кулаков, дворян, Крупская встала на их защиту: она заявила, что «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Бесплатное питание для школьников — это тоже предложение Надежды Крупской. И не только питание: она говорила о том, что детям должны в школах бесплатно выдавать учебники и учебные пособия, а также школьную форму.

Эти ее принципы до сих пор частично сохранились в системе образования. Фото: общественное достояние Организация детских летних лагерей труда и отдыха — тоже идея Крупской, правда, поначалу это называли «летними школами». В таких лагерях дети должны были на полном государственном обеспечении отдыхать, поправлять здоровье, заниматься спортом и проходить начальное трудовое обучение. Сегодня подобных лагерей осталось меньше, чем было в советские времена, но счастье, что они все еще существуют. Пионерская организация, школьное самоуправление — это тоже идеи Надежды Константиновны Крупской.

Изучая опыт западных школ, она замечала, что не поддерживает тот факт, что дети в таких школах — каждый сам по себе и сам за себя, и выступала за коллективизм, за развитие у ребенка чувства коллектива, за его социализацию. Но и индивидуальность ребенка Крупская не отрицала: она считала, что индивидуальный подход к ребенку — один из важнейших принципов образования.

Крупская с пионерами, 1927 г. Фото: общественное достояние Борьба с неграмотностью На 1923 год в России неграмотными оставались 111 миллионов человек из 133 миллионов населения. В селах и деревнях не было ни детских садов, ни школ, возможностей для получения образования для детей крестьян практически не существовало.

Ставя перед государством задачу организовать в сельской местности детские сады, Крупская обращала особое внимание на то, что дети в таких учреждениях должны быть обеспечены максимальными условиями для развития и образования. Надежда Константиновна не просто ставила такие задачи: она добивалась, чтобы они были реализованы по всей стране, а ведь это было время послевоенной разрухи! Среди идей Крупской были: совместное обучение девочек и мальчиков, бесплатное образование для детей из всех социальных слоев, трудовое образование. Когда же в двадцатые-тридцатые годы в школы решили не принимать детей священников, кулаков, дворян, Крупская встала на их защиту: она заявила, что «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват.

Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Бесплатное питание для школьников — это тоже предложение Надежды Крупской. И не только питание: она говорила о том, что детям должны в школах бесплатно выдавать учебники и учебные пособия, а также школьную форму. Эти ее принципы до сих пор частично сохранились в системе образования.

Годами позже историк и революционер Михаил Ольминский писал о Крупской: «Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама. И поэтому когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Когда началась первая российская революция, им пришлось нелегально приехать в Россию, чтобы заниматься подпольной деятельностью. В годы Первой мировой войны Надежда Константиновна участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых выступали «пораженцы» — марксисты, которые, как и Ленин, желали военного поражения своим империалистическим государствам. В новой России главным делом Надежды Константиновны стало просвещение, чем она и занималась до конца своей жизни. Культурная революционерка Главной задачей Крупской как теоретика и практика просвещения стало коммунистическое воспитание строителей нового социалистического общества. Ленин говорил о необходимости «культурной революции». Целью большевики считали не развитие «образования» в техническом смысле слова, а именно Просвещение с большой буквы, в этико-философском понимании данного термина.

В 1918 году появились комсомол и первые внешкольные детские учреждения. Крупская выступила инициатором пионерского движения в 1921 году. Оно переросло в массовую пионерскую организацию, которая занялась воспитанием юных граждан Страны Советов. Надежда Константиновна в своих теоретических трудах разработала содержание, методы и организационные формы работы с пионерами. Большое место в воспитании детей Крупская отводила художественной и философской литературе. Она подготовила инструкцию по устранению из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей литературы». Каким бы ни был частный педагогический вопрос, который затрагивала Надежда Константиновна, она связывала его с политикой партии. Спустя несколько лет она признала, что изъятия книг были ошибкой, но цензура так и осталась характерной чертой советского режима.

После смерти Ленина Сталин постепенно устранял одного за другим его старых товарищей по партии. Под давлением оказалась и его супруга. В ее кабинете проводились постоянные негласные обыски, ее почту читали, а публикации подвергали цензуре.

Будущая патологическая ненависть Крупской к фантастическим сказкам зародилась именно в то время, и она вынесла из своего детства много педагогических уроков.

Как и следовало ожидать, ее детская вера была надорвана в семье. Отец, имевший на нее огромное влияние, однажды посмеялся над дочкой во время вечерней молитвы: «Будет тебе грехи замаливать-то, ложись уж спать! Тогда девочка оказала сопротивление: отец перестал быть для нее авторитетом в области религии, и она говорила с ним о чем угодно, только не о вере. И когда приятель, мальчик Боря, сын нигилистки княжны Долгорукой, предложил ей плюнуть на образ, поскольку «мама говорит, что Бога нет», Надежда запротестовала самым решительным образом: «Ну мало ли что мамы говорят!

Она оставалась религиозной, по ее воспоминаниям, до двадцати с лишним лет, тогда как многие ее товарищи и сам супруг порвали с верой гораздо в более юном возрасте. Сама Крупская говорила, что, конечно, не «мистика» была причиной ее религиозности, а чувство одиночества. У нее было много подруг, но их общение не затрагивало личного, сокровенного, ибо она не умела выразить свои переживания так, чтобы они были понятны другим. В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека».

Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге.

Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было».

Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм.

Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник.

Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение.

Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов».

Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение.

Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность.

В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике.

Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей.

Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека».

Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую.

Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии.

Надежда. Трудное счастье революционерки

Ответы : Кто виноват в смерти Крупской Н. К. Ваше мнение Почему Крупская осталась Крупской? Надежда Константиновна во всех документах после замужества писалась Ульяновой.
Клинический случай. Единственная Надежда верная супруга Владимира Ильича Ленина.
Клинический случай. Единственная Надежда Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро.

Навигация по записям

  • Глава 17. Крупскую отравил Сталин (Гелий Клейменов) / Проза.ру
  • Увольнение со службы
  • КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
  • Газета «Суть времени»
  • Точки Миноги
  • Врач-исследователь Новосёлов: Надежда Крупская могла совершить суицид

Первая вдова СССР

Страшные тайны: трагедия Надежды Крупской Когда Надежда Константиновна почувствовала себя неважно, гости вызвали бригаду врачей.
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР верная супруга Владимира Ильича Ленина.

Надежда Константиновна Крупская биография кратко

Надежда Константиновна Крупская (в замужестве Ульянова). После смерти ее слава только выросла: теперь никто не боялся, что Надежда Константиновна взбрыкнет и осудит очередной изгиб линии партии. Причиной смерти Крупской назвали перитонит, который начался из-за острого аппендицита. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 году, на следующий день после своего 70-летия. Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа.

Галантерейные амбиции

Надежда Крупская - биография, фото, личная жизнь, причина смерти жены Ленина Надежда Крупская в молодости. РИА Новости.
Надежда Крупская Полное имя: Надежда Константиновна Крупская.
Крупская. Дочь гувернантки После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны – это работа.

Надежда с верой без любви, или Как жить с большевиком и не спать с ним

Просто мечта для любого романтически настроенного революционера. Таковым и оказался Виктор Курнатовский. Сама Надежда Константиновна в своих воспоминаниях уделяет этому человеку много внимания. К примеру, она в деталях описывает их прогулки по окрестностям, во время которых Виктор показывал ей местный сахарный заводик.

Пишет она и о встрече с Курнатовским в Париже, случившейся годами позже. Тогда Виктор уже был тяжело болен. Виктор Константинович Курнатовский скончался в 1912 году.

Он был сыном врача, имевшего обширную практику в Риге. Революцией был увлечен страстно и истово старался приблизить ее.

Родом она была из хорошей, но бедной семьи. Карьера её отца не сложилась: слишком активно боролся Константин Игнатьевич Крупский со взяточничеством. За это на него сыпались бесконечные доносы, да и начальство было не в восторге от чрезмерно ретивого подчинённого.

Умер Константин Игнатьевич рано сердце не выдержало бесконечной нервотрепки. Случилось это накануне — четырнадцатого дня рождения Нади. Последние его слова к жене и дочери были: «Трудно придётся вам, милые мои». Пришлось трудно. Надя бегала по урокам в любую погоду, а погоды в Петербурге чаще всего скверные — ветер с финского залива, дождь, лужи под ногами.

Из-за плохой одежды, плохой обуви — постоянные простуды. Надя каждую осень болела тяжелейшей ангиной, да и в остальное время у неё было воспалено горло и припухали желёзки. Позже её мать не раз говорила, что все последующие хвори Нади — следствие юношеских простуд. И была абсолютно права. Базедова болезнь, так изуродовавшая Надежду Константиновну, относится к аутоимунным заболеваниям.

Учёные считают, что она чаще всего возникает при врождённом дефекте системы иммунитета. Но вместе с тем к причинам, способным вызвать базедову болезнь, относят не только наследственную предрасположенность, но и хронические очаги инфекции в организме. Особенно часто способствуют возникновению диффузного токсического зоба хронические? Так что болезнь, настигшая Надежду Константиновну в зрелости, стала следствием простуд, перенесённых Наденькой Крупской в юности. Антибиотиков в конце 19-го века не существовало, и полностью избавиться от затаившейся в организме инфекции было невозможно.

Надя всё время носила в себе эту бомбу... В распухших желёзках. В простуженных во время тюремного заключения придатках, которые у неё постоянно болели. Бомба взорвалась в 1913 году, когда Надежда Константиновна заболела базедовой болезнью в острой форме. Надя и в девические годы была вяловатой, быстро утомлялась, тяжело переносила обычные женские недомогания.

Но несмотря на все болезни, зарабатывала на жизнь себе и матери, да и гимназию окончила с золотой медалью «за успехи по всем предметам отличные». В 1890 году, будучи слушательницей Высших женских курсов, Наденька Крупская вступила в марксистский кружок. Партийное прозвище у Крупской было «Минога»: что-то рыбье находили товарищи в её внешности и особенно в поведении: в спокойном темпераменте, в невозмутимости и холодности, в мягкой пластике движений. На самом деле у неё уже тогда не хватало сил ни на что... Кроме, разве что, бурных дискуссий!

В 1894 году Надежда познакомилась с Владимиром Ульяновым, уже известным, опытным революционером по прозвищу «Старик».

Надежда Крупская с детьми Но именно этот род деятельности Крупской чаще всего подвергается критике. Здесь нельзя однозначно сказать, чего было больше от действий пламенной революционерки — пользы или вреда. У нее никогда не было собственных детей, поэтому, ей было сложно судить, что для них хорошо, а что не очень. Крупская просто любила их, не делила по происхождению или национальности. Она заботилась о том, чтобы жизнь матери и ребенка стала легче, но при этом поддала жесткой критике систему педагога Макаренко , который утверждал, что лучшее воспитание — это труд. Надежде казалось, что в этом вопросе нет ничего важнее коммунистической идеологии. Ее возмущали сказки Чуковского , так как ей, взрослой женщине, казалось, что фантазии и волшебство ничего в этой жизни не значат. Общественная деятельность После того, как умер Ленин, Надежда предпринимала попытки противостоять действиям Иосифа Сталина.

Но силы были явно не равны, поэтому очень скоро она прекратила борьбу. Крупская выступила в поддержку Зиновьева и Каменева, а после публично призналась в ошибочности своего мнения. Предпринимала попытки защитить от репрессий соратников Ленина, однако это не дало результатов. Стоит заметить, что Крупская имела большое влияние в политических кругах, и при желании могла достичь своей цели, но в ней как будто что сломалось, она быстро сдавалась. Надежда Крупская на съезде с учениками В 30-х годах Крупская стала свидетелем того, что под репрессии попали не только «враги народа», но и их дети, и пыталась это пресечь. Добилась лишь того, что ее отстранили от работы, доверив заниматься исключительно библиотечной работой. Надежда начала писать мемуары о Ленине, участвовала в рецензировании картин о нем, которых в те годы снималось много. Она становилась членом различных комитетов, связанных с работой с детьми и молодежью. Тогда же стала доктором педагогических наук.

Умерла 27 февраля 1939 года, на следующий день после шикарного празднования 70-летнего юбилея. Внезапно у Надежды открылся перитонит, но ее по неизвестным причинам не прооперировали. Ее прах находится в Кремлевской стене на Красной площади. Если бы Крупская знала, что ее там похоронят, то наверняка, оставила бы другое распоряжение по этому поводу. Она всегда протестовала против нахождения в Мавзолее тела Ленина, просила Сталина похоронить его как всех, на кладбище. Карьера Крупской Несмотря на ее заслуги в деле революции, все же популярность Крупская завоевала исключительно потому, что много лет была женой человека, сумевшего разрушить предыдущее мироустройство и начать строительство совершенно другой жизни. Самая важная ее заслуга — это быть супругой Ленина.

Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки.

Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах.

Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего.

Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания.

Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе.

Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса.

После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы».

Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу.

Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?

Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей. Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой». Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 году, на следующий день после своего 70-летия.

Н.К. Крупская. Тайна жизни и смерти

Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. После смерти Ленина в январе 1924 года все, что осталось у бездетной Надежды Константиновны – это работа. Надежда Константиновна писала о том, что в то время обстановка в стране оставляла желать лучшего: притесняли как поляков, так и евреев. Сталин прислал торт – было известно, что после смерти Ильича Надежда Константиновна перестала заниматься спортом, не слишком следила за внешностью и часто баловала себя пирожными. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий