Первой специальной «Золотой маской» наградили Наталью Касаткину, легендарная артистка балета и педагог не дожила до церемонии всего месяц. Печальную новость сообщила пресс-служба Театра классического балета. В 1954 году Наталия Касаткина стала солисткой Большого театра в Москве.
Скончалась народная артистка РФ Наталия Касаткина
У моей бабушки Шервуд-Бромлей не было ни одной капли русской крови, что не помешало ей вместе с дедушкой, художником и скульптором, пойти в ополчение защищать Москву, а ведь тогда они уже были людьми далеко не юного возраста. Но немцев отогнали, и они вернулись. У бабушки была привязанность к России. Ее предки были англичанами в основном, также были и французы, и голландцы, и немцы. Они были морскими инженерами, приплыли в Россию, и им здесь очень понравилось. Шервуд построил Исторический музей, а два брата Бромлея создали всю промышленность России. А когда после революции их вызвал Ленин и сказал: «Вы можете уехать», они ответили: «Мы не хотим уезжать, мы привязались к России и хотим остаться». Бабушка знала русскую литературу лучше русских. И вот один из Бромлеев — не помню, то ли мой прадед, то ли прадядя, — строил Турксиб. Естественно, их фамилии нигде не фигурировали, там везде были партийные люди, но один из моих прадедов — вроде бы это он, Николай Эдуардович, — докладывал о строительстве Турксиба, а потом сказал: «Товарищи, я умер». И упал — и умер, действительно.
Так рассказывала бабушка. В общем, это были люди-патриоты, для них не существовало разделения Европа — не Европа. Они влюбились в Россию, где я уже родилась как прямой потомок того Шервуда, который построил музей. А мой папа Дмитрий Алексеевич Касаткин в 1938 году строил советский павильон в Париже. Это грустная история, потому что на него донесли из-за того, что он общался с иностранцами. Павильон строили французы, и он не мог с ними не общаться. Он инженер-строитель, но и архитектор, как говорили, гениальный, недаром он потом построил пол-Москвы, в том числе Московский государственный университет. И вот в 1958 году после Лондона мы поехали в Париж. Там сейчас ничего этого нет, но я видела папин павильон. И это было главным впечатлением для меня лично.
Вы упомянули школу, Вашими педагогами были Мессерер и Кожухова? Кожухова мне говорила: «Тебе вообще надо не танцевать, а фонари в Лондоне зажигать». Она что-то прослышала про мое происхождение. Она была жестокой, но учила хорошо, за что я ей благодарна, но она меня загнала внутрь себя, а Суламифь, наоборот, меня растанцевала. Все балетмейстеры, которые были в Большом театре, в том числе Григорович, хотели сделать из меня балерину. Я отказывалась, а они не могли понять, в чем дело. Григорович хотел, чтобы в его первой «Спящей красавице» я исполняла Фею Карабос, но там было вращение, и я ему сразу сказала: «Юрий Николаевич, я не смогу». Дело в том, что у меня слабые сосуды головного мозга, поэтому вращение всегда было плохим, хотя меня очень хорошо учили. Я могла сделать 28 фуэте, но потом зал перед глазами ходил ходуном и я падала. Суламифь научила меня с четвертой позиции на пальцах делать шесть пируэтов.
Только на навыке. Она научила меня прыгать, научила меня свободе, я ей за это очень благодарна. В театре я попала сразу к Елизавете Павловне Гердт, а затем к Марине Тимофеевне Семеновой, уже полностью осознав, что мне нужно. И Елизавета Павловна на меня не обиделась, когда я уходила от нее, она сказала: «Я тебя понимаю». У Семеновой я выучилась всему, что умею. Мы — семеновский полк, и то, что мы умеем, не умеет никто. Последний ее ученик — Коля Цискаридзе. Возможно ли рассказать, в чем заключалась семеновская выучка, или это такие нюансы, которые можно только показать? Я могу рассказать… но это непросто. Когда мы стояли у станка, то были похожи на беременных, глядящих на своего ребенка, который внутри.
Мы видели себя изнутри — она вот этому научила. Она научила нас стоять не на ноге, что мы использовали в своих постановках как хореографы, — но именно стоять, не падать. Мы знали каждую крошечную деталь своего тела снаружи и изнутри. Марина Тимофеевна на моих глазах одну очень хорошую, но плотненькую балерину выстроила от самых кончиков пальцев. Когда дошло до самого верха, она сказала: «А теперь сделай «прозрачные ноги». И я видела эти прозрачные ноги, хотя на самом деле это были две кувалды. Она вот это умела. Ее дразнили «Здесь возьми, а там отпусти». Потому что вот тут вот нужно взять, а тут отпустить. Мы плакали, если она нас не ругала: значит, неинтересно.
Она абсолютно гениальная. Она нас учила взмывать в небо. Она лепила из нас балерин. Была такая артистка кордебалета Нонна Чинкина, которая очень понимала Семенову, воспринимала ее приемы. И Семенова кричала во время класса: «Чинкина молодец!
Я не была председателем, но я была в жюри. Председателем был Григорович. Сколько раз Вы были в жюри этого конкурса? В Джексоне я была только один раз, помимо участия в жюри, давала классы и учила с девочками вариации. Помню, что с увлечением все это делала.
Мы занимались в огромном спортзале, разделенном на две части: в одной части работала Софья Головкина, а в другой я. У меня было 125 девушек от пяти лет до семидесяти пяти. Про меня очень хорошо писали, что я самая живая из педагогов и у меня интересно. Ведущий говорил по-русски, и я учила его произносить фамилию Нины Ананиашвили. Меня саму научили когда-то произносить экзотические имена по слогам. И он никак не мог произнести «Ананиашвили», и я его учила, и он повторял фамилию без конца. Нина тоже получила Гран-при в дуэте вместе с Андрисом. Я помню, что зауважала тогда Андриса, потому что в разговоре с Вадиком он сказал: «Ты же понимаешь, в первую очередь Гран-при должен был получить ты, но мы из Большого театра, поэтому получили не мы, а Большой театр». Мы тогда все очень подружились. Вы помните свое впечатление, когда впервые прилетели с Большим театром на гастроли в Англию в 1956 году?
Сначала мы чуть не рухнули в полете, потому что что-то было не так с самолетом, и нас посадили на военный аэродром. Потом, когда мы все-таки долетели, впечатление было фантастическое. Прежде всего потому, что мы были очень хорошо образованны. В школе Большого театра нам дали потрясающие знания. Историю преподавал один из моих родственников, историю искусства — Анна Замятина из Пушкинского музея. Младший Бахрушин преподавал историю балета. И как только мы приехали в Англию, тут же с Володей начали бегать по музеям. Я была безумно увлечена Египтом и помню, что голова Аменхотепа IV в Британском музее совершенно меня потрясла. Конечно, на всех произвело большое впечатление, что на наши спектакли «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан» пришла королева Елизавета с внуком. После спектакля мы выстроились, Елизавета спрашивает: «Кто-нибудь знает английский язык?
Французский мы знали, но в анкете писали: «Владею слабо». И тогда вышел Ваня Покровский, мой партнер по венгерскому танцу в «Лебедином озере», и сказал: «I love you! Вот так состоялось наше знакомство. Потом нас возили ко дворцу Букингемскому, и нынешняя Елизавета, одетая в мундир, гарцевала на лошади по красной дорожке до нас и обратно. Конечно, прием, который нам там оказывали, произвел колоссальное впечатление. Вы тоже выучили языки в школе и могли говорить, с кем хотели? Наверное, здесь сыграли роль гены. У моей бабушки Шервуд-Бромлей не было ни одной капли русской крови, что не помешало ей вместе с дедушкой, художником и скульптором, пойти в ополчение защищать Москву, а ведь тогда они уже были людьми далеко не юного возраста. Но немцев отогнали, и они вернулись. У бабушки была привязанность к России.
Ее предки были англичанами в основном, также были и французы, и голландцы, и немцы. Они были морскими инженерами, приплыли в Россию, и им здесь очень понравилось. Шервуд построил Исторический музей, а два брата Бромлея создали всю промышленность России. А когда после революции их вызвал Ленин и сказал: «Вы можете уехать», они ответили: «Мы не хотим уезжать, мы привязались к России и хотим остаться». Бабушка знала русскую литературу лучше русских. И вот один из Бромлеев — не помню, то ли мой прадед, то ли прадядя, — строил Турксиб. Естественно, их фамилии нигде не фигурировали, там везде были партийные люди, но один из моих прадедов — вроде бы это он, Николай Эдуардович, — докладывал о строительстве Турксиба, а потом сказал: «Товарищи, я умер». И упал — и умер, действительно. Так рассказывала бабушка. В общем, это были люди-патриоты, для них не существовало разделения Европа — не Европа.
Они влюбились в Россию, где я уже родилась как прямой потомок того Шервуда, который построил музей. А мой папа Дмитрий Алексеевич Касаткин в 1938 году строил советский павильон в Париже. Это грустная история, потому что на него донесли из-за того, что он общался с иностранцами. Павильон строили французы, и он не мог с ними не общаться. Он инженер-строитель, но и архитектор, как говорили, гениальный, недаром он потом построил пол-Москвы, в том числе Московский государственный университет. И вот в 1958 году после Лондона мы поехали в Париж. Там сейчас ничего этого нет, но я видела папин павильон. И это было главным впечатлением для меня лично. Вы упомянули школу, Вашими педагогами были Мессерер и Кожухова? Кожухова мне говорила: «Тебе вообще надо не танцевать, а фонари в Лондоне зажигать».
Она что-то прослышала про мое происхождение.
Отец же, Дмитрий Касаткин, был инженером-строителем, по словам Людмилы Дмитриевной, «построившим пол-Москвы». В 10 лет Людмила Дмитриевна связала свою жизнь с балетным театром: она училась сначала у балерины О. Ильиной, а позже — у выдающегося педагога Суламифь Мессерер, приёмной матери Майи Плисецкой.
Она стала солисткой Большого театра, и исполнила почти все крупные роли: в «Лебедином озере», «Доне Жуане», «Золушке», «Весне священной» и многих других балетов. Кстати, с «Весной священной» Людмилу Дмитриевну связывало также и то, что в девяностые годы именно Касаткина популяризировала Игоря Стравинского в 60-х и была большой поклонницей творчества композитора.
В 1953 окончила Московское хореографическое училище.
В 1954-1976 годах - солистка балетной труппы Большого театра. С 1960-х годов Касаткина работала как балетмейстер, ставя спектакли вместе со своим мужем Владимиром Василёвым.
В Большом театре состоялась церемония вручения спецпремии «Золотой маски»
Закончив карьеру в Большом, Наталия Касаткина вместе с мужем Владимиром Василевым ушли в мир хореографии. Международную известность Балет Наталии Касаткиной и Владимира Василёва приобрёл под названием Moscow Classical Ballet. На 90-м году жизни в институте Склифосовского скончалась от тромбоэмболии Наталья Касаткина — народная артистка РСФСР, танцовщица, балетмейстер, художественный руководитель Театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва. Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина умерла в возрасте 89 лет, сообщила РИА Новости ее помощница. Как сообщают «Известия», корреспондент издания после премьеры в Большом взял интервью у хореографа и танцовщицы Наталии Касаткиной.
Умерла народная артистка СССР Наталия Касаткина: что она сделала для балета
Умерла народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина. Об этом сообщило РИА Новости со ссылкой на помощницу артистки Валентину Бурьянову. В Петербурге состоятся гастроли Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева. 14 марта в возрасте 89 лет ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина, народная артистка РФ, известный хореограф, руководитель Государственного академического театра классического балета. Народная артистка РСФСР и руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина скончалась в возрасте 90 лет.
Памяти Натальи Касаткиной
В Москве умерла балерина Наталия Касаткина | На 90-м году жизни скончалась народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина. |
В Большом театре прощаются с балериной Наталией Касаткиной - Российская газета | На 90-м году жизни в институте Склифосовского скончалась от тромбоэмболии Наталья Касаткина — народная артистка РСФСР, танцовщица, балетмейстер, художественный руководитель Театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва. |
Касаткина, Наталия Дмитриевна — Википедия | На 90-м году жизни не стало народной артистки РСФСР, руководителя московского Театра классического балета Наталии Касаткиной. |
Сын рассказал о последних днях балетмейстера Наталии Касаткиной | Жизнь народной артистки России Наталии Касаткиной не делится на "балет" и "прочее". |
Ушла из жизни народная артистка, звезда балета Наталия Касаткина | Артистка балета, руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина скончалась из-за оторвавшегося тромба. |
13 марта ушла из жизни Художественный Руководитель театра Наталия Дмитриевна Касаткна
Ушла из жизни руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина | Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета, артистка балета Наталия Касаткина. |
В Большом театре прощаются с балериной Наталией Касаткиной - Российская газета | Международную известность Балет Наталии Касаткиной и Владимира Василёва приобрёл под названием Moscow Classical Ballet. |
Ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина | Сын руководителя Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной назвал причину смерти народной артистки. |
Ушла из жизни легенда российского балета Наталия Касаткина | В 1977 году Касаткина стала главным балетмейстером концертного ансамбля "Классический балет", позже ставшим Государственным академическим театром классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. |
Московский классический балет привезет свои канонические постановки | Сегодня ночью, 14 марта, в Москве на 90-м году жизни скончалась народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина. Об этом сообщила РИА «Новости» её помощница Валентина Бурьянова. |
Умерла Наталия Касаткина
Наталия Дмитриевна Касаткина — художественный руководитель театра, воспитавшего не одно поколение мировых звезд, хореограф-авангардист, в постановках которого блистали Михаил Барышников, Юрий Соловьев, Владимир Малахов, Екатерина Максимова и многие другие. 14 марта в возрасте 89 лет ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина, народная артистка РФ, известный хореограф, руководитель Государственного академического театра классического балета. Наталия Касаткина, народная артистка РСФСР, руководитель Государственного академического театра классического балета, скончалась 14 марта 2024 года в возрасте 89 лет, передает РИА Новости. «Умерла Наталия Касаткина», — передает слова помощницы РИА Новости. Народная артистка являлась руководителем московского Театра классического балета.
Скончалась руководитель московского Театра классического балета
Сын рассказал о последних днях балетмейстера Наталии Касаткиной | «Все жанры, кроме скучного!» – таков лозунг Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, известного во всем мире как Moscow Classical Ballet. |
Памяти Натальи Касаткиной | Основу репертуара театра составляют собственные постановки Касаткиной и Василёва, солистов балета и хореографов. |
Народная артистка РСФСР Наталия Касаткина умерла на 90-м году жизни | – Наталия Дмитриевна, труппа Государственного академического театра классического балета впервые выступит на исторической сцене Александринского театра. |
Ушла из жизни Наталия Касаткина, лидер Театра классического балета в Москве | Биография Наталии Касаткиной, ее карьера и причина смерти в материале РЕН ТВ. |
13 марта ушла из жизни Художественный Руководитель театра Наталия Дмитриевна Касаткна
Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на помощницу Касаткиной, по словам которой артистка скончалась в ночь на четверг, 14 марта. Причины смерти и дата прощания пока не названы. Наталия Касаткина — это целая эпоха в отечественном балете. Она родилась 7 июня 1934 года; её отец происходил из видного купеческого рода времен Российской империи, а мать Анна Кардашова была детской писательницей. В 19 лет, после окончания Московского хореографического училища, Кастакина была принята в труппу Большого театра, где быстро стала солисткой. Наталия Касаткина справа в балете «Весна священная», 1965 год.
Тогда и вправду неприлично было ноги задирать. А потом, в эпоху Григоровича, появилась эта эстетика красивых вытянутых ног. И в "Кармен-сюите" в конце 1960-х я уже вовсю ноги драла. Но мы делали это с умом, красиво... В Большом театре Касаткина танцевала 23 года — она блистала в балетах «Лебединое озеро», «Раймонда», «Золушка», «Дон Кихот», «Весна священная», «Кармен-сюита» и многих других.
Уже в 1960-е стала и сама работать как балетмейстер — вместе с мужем, хореографом и танцором Большого Владимиром Василёвым они поставили в Большом балеты «Ванина Ванини» и «Героическая поэма» на музыку Николая Каретникова, «Тристан и Изольда» на музыку Pихарда Вагнера, «Прелюдии и фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, «Наш двор» на музыку Тихона Хренникова и многие другие.
Лауреат Национальной балетной премии «Душа танца» 1996 и почетной премии Российского авторского общества 2003. Внучка Наталии Касаткиной и Владимира Василёва — известный оперный режиссер Екатерина Василёва, в 2014—2018 главный режиссер Челябинского театра оперы и балета, с 2017 — художественный руководитель лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоОPЕRАция». Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету — это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово.
Электронное периодическое издание «Парламентская газета» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 05 августа 2011 года. Издается с 1997 года. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания.
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.