Главная наша проблема — это адаптация к изменениям климата, как я уже сказал, с учетом того, какими темпами будет изменятся климат.
Полезная информация об изменение климата
- РСМД :: Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
- Реклама наших партнеров
- СПЧ проверил, как регионы сокращают выбросы парниковых газов и адаптируются к изменению климата
- РСМД :: Риском можно управлять, а ущерб от изменения климата можно минимизировать
Сокращение выбросов не замедлило изменение климата
Летние засухи угрожают некоторым из наиболее важных коммерческих водных путей Европы, таким как река Рейн, которая так сильно пересохла в 2018 году, что судоходство было закрыто. Специфическая география Литвы делает ее европейской страной, наиболее уязвимой к изменению климата; здесь уже три года подряд наблюдаются разрушительные неурожаи. Как вычислить потенциально приемлемые места для жизни на Земле будущего Попробуем спрогнозировать, какие локации в мире будут приемлемы для жизни в будущем, исходя из нескольких факторов: наличие земельных ресурсов, наличие воды для жизнедеятельности человека, неэкстремальная температура, наличие инфраструктуры или потенциальная возможность ее создать для жизни и экономической деятельности, экономический потенциал территории, отсутствие стихийных бедствий, отсутствие вредных промышленных производств. Помните, что думать об этом и активно пытаться спасти свою жизнь будете не только вы. И хотя мигрировать смогут только физически здоровые люди с какими-то ресурсами, их будет очень много.
При этом надо помнить, что на Земле нет континента «Ноев ковчег», на котором спасутся все. Топ-3 мест для жизни в эпоху климатического коллапса Абсолютно безопасного в экологическом смысле места на Земле в XXI веке не существует. Но постараемся выбрать лучшее из худшего! Парадокс в том, что сбегать придется сразу от всего: засухи, воды, гор, пожаров и холода.
Но в то же время от воды человек далеко не убежит: она ежедневно нужна нам для жизни. Поэтому большинство городов и располагается на берегах рек или побережье морей и океанов. Получается, что надо быть где-то рядом, но не очень близко. Россия Россия кажется не самым плохим вариантом.
В РФ огромные территории, много воды, есть потенциал и место для реализации различных бизнес-проектов, пока не так много людей и не 365 дней в году экстремально жарко или холодно. Конечно, некоторые города и регионы не очень вписываются в концепцию умеренно безопасного будущего: Санкт-Петербург из-за большого количества воды , Москва из-за засухи и водного стресса. Москва вместе с Калькуттой и Тегераном вошла в тройку самых быстро нагревающихся городов мира. Якутия, Чукотка, часть Красноярского края из-за низких температур , промышленные города с ужасной экологией, например Красноярск , Челябинск или Нижний Тагил.
Можно предположить, что медленнее других загибаться будут: Татарстан есть вода, развитое сельское хозяйство, потенциал к экономическому развитию региона, терпимая экологическая ситуация , Байкал и Республика Бурятия большой запас пресной воды, терпимая экологическая ситуация, есть потенциал к экономическому развитию региона, развитое сельское хозяйство , Алтайский край есть вода, терпимая экологическая ситуация, много земель, потенциал к экономическому развитию региона, развитое сельское хозяйство, близость к Республике Алтай с уникальной природой , Ярославская, Вологодская, Костромская области есть вода, терпимая экологическая ситуация, сельскохозяйственные территории и производства пищевой промышленности, транспортная доступность. Скандинавия Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия Предпочтение здесь стоит отдавать не крупным городам, находящимся на побережье, а маленьким городкам или деревушкам в глубине стран с доступом к воде. Проблемы с водой будут в Стокгольме, на втором месте — Хельсинки, затем Осло и Копенгаген. Экологическая обстановка в этих странах не такая токсичная, как в других.
Даже ситуация с воздухом обстоит гораздо лучше , чем у европейских соседей.
Последствия изменения климата различны для регионов Российской Федерации, причем в пределах одного региона они по-разному влияют на экономику, население и окружающую среду. В связи с этим однозначная оценка вероятных последствий изменения климата для Российской Федерации невозможна и при выработке климатической политики следует учитывать совокупность экономических, социальных, экологических и других потерь и выгод, связанных с изменением климата. Население, природные объекты, объекты экономики, военные и иные объекты различаются по степени уязвимости к последствиям изменения климата. При этом не все виды возможного ущерба могут быть оценены в денежном выражении, а оценки такого ущерба могут быть неточными. Невозможность или неточность оценок ущерба не должна служить поводом для отказа обеспечивать в порядке предосторожности приемлемый уровень защищенности для наиболее уязвимых территорий, объектов и социальных групп путем принятия мер по предотвращению, минимизации и устранению неблагоприятных последствий изменения климата. Климатическая политика подлежит регулярной и своевременной корректировке с учетом новых знаний о климате, включая уточненные оценки возможных последствий его изменения, экономического и технологического развития, особенно в сфере производства, передачи и потребления энергии, а также с учетом политики других государств и мирового сообщества в целом. Российская Федерация, принимая активное участие в разработке и реализации международной климатической политики, исходит из приоритета своих национальных интересов, связанных с повышением качества жизни граждан, сохранением их здоровья и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в условиях меняющегося климата, охраной окружающей среды, рациональным природопользованием, а также с обеспечением национальной и продовольственной безопасности. Пополнение знаний о климате является необходимой предпосылкой выработки и реализации независимой научно обоснованной климатической политики.
Систематическое наблюдение за климатом, фундаментальные и прикладные исследования, связанные с его изменением, обеспечивают повышение осведомленности органов государственной власти, субъектов экономики, научной общественности, средств массовой информации и населения о происходящем и будущем изменении климата и последствиях такого изменения, возможностях адаптации к этому изменению и мерах по смягчению антропогенного воздействия на климат, а также принятие соответствующих решений. Своевременные выявление и оценка связанных с изменением климата угроз устойчивому развитию и безопасности Российской Федерации, включая угрозы обороноспособности, экономике, окружающей среде, жизни и здоровью граждан, относятся к приоритетам климатической политики. Адаптация к изменению климата необходима для снижения потерь и использования выгод, связанных с происходящим и будущим изменением климата. Меры по адаптации принимаются органами государственной власти с учетом международных договоренностей Российской Федерации. Планирование, организация и осуществление мер по адаптации, в том числе превентивных, проводятся в рамках климатической политики с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни общества, экономику и государство. Важнейшей составляющей при разработке и планировании мер по адаптации является оценка: а уязвимости экономики, населения и окружающей среды к неблагоприятным последствиям изменения климата и связанным с ними ожидаемым потерям; б возможных последствий изменения климата в регионах России в среднесрочной и долгосрочной перспективе на основе современных научных методов; в возможностей получения выгод, связанных с благоприятными последствиями изменения климата; г затрат на осуществление соответствующих мер по адаптации, а также эффективности в том числе экономической и практической осуществимости таких мер; д потенциала адаптации к изменению климата с учетом экономических, социальных и других значимых факторов для государства, экономики, населения, в том числе отдельных социальных групп, окружающей среды. Упреждающая адаптация к изменению климата относится к приоритетам климатической политики. Российская Федерация в масштабе всей экономики предпринимает максимальные усилия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, а также на увеличение абсорбции парниковых газов поглотителями и накопителями и иных климатически активных веществ. С этой целью принимаются меры, обеспечивающие: а повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики; б развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов; в осуществление климатических проектов, в том числе в области лесного хозяйства, направленных на сокращение предотвращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов.
Предложения о вкладе Российской Федерации в глобальное снижение выбросов парниковых газов вырабатываются с учетом национальных интересов и при участии всех заинтересованных российских организаций и гражданского общества. Эффективная климатическая политика призвана способствовать динамичной технологической модернизации экономики страны, укреплению ее позиций в международных экономических отношениях, повышению конкурентоспособности в первую очередь за счет рационального природопользования и повышения энергоэффективности. Российская Федерация будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых газов, а также развитию других инновационных экологически приемлемых и экономически эффективных технологий. Создание правовых основ и механизмов государственного регулирования, направленного на смягчение антропогенного воздействия на климат, и обеспечение их реализации относятся к приоритетам климатической политики. Российская Федерация участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами международного сообщества содействие развивающимся государствам, в том числе наиболее уязвимым к неблагоприятным воздействиям изменения климата, в реализации мер по адаптации и устранению последствий неблагоприятного воздействия изменения климата. При этом Российская Федерация исходит из того, что долгосрочное и всеобъемлющее решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, включая крупнейшие страны - эмитенты парниковых газов, на основе принципов Рамочной конвенции в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности и имеющихся возможностей с учетом различных национальных условий , предусматривающих справедливую нагрузку на государства сообразно с их уровнем социально-экономического развития и природно-климатическими особенностями, а также принципа недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю. Географические и иные особенности Российской Федерации при решении проблем изменения климата 45. Значительная часть территории Российской Федерации находится в области наиболее интенсивного изменения климата, как происходящего, так и ожидаемого. Изменение климата оказывает существенное, преимущественно неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства в целом, на жизнь и здоровье его граждан.
К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся: а повышение риска для здоровья граждан увеличение уровня заболеваемости и смертности , принадлежащих к отдельным социальным группам; б рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; в повышение пожароопасности в лесах; г деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; д нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; е распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; ж увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения. К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся: а сокращение расходов энергии в отопительный период; б улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; в расширение зоны растениеводства; г повышение продуктивности бореальных лесов. По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен: а большими размерами территории; б наличием значительных водных ресурсов; в относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата. Исключительное по сравнению с другими государствами разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий.
Пока он больше имеет ориентировочный характер и указывает на то, когда отрасли и регионы должны были разработать свои планы по адаптации. Мы видим, что многие отрасли уже утвердили свои планы по адаптации, многие регионы начали такую работу, поэтому данное направление в стране развивается хорошо и здесь можно только продолжать начатую работу.
Что касается того, как адаптироваться к тем рискам, о которых мы с вами говорили ранее, например, по поводу протаивания многолетних мерзлых грунтов, увеличения глубины протаивания — это прежде всего адаптация в отношении совершенствования и актуализации технологических и строительных норм. Во-первых, нужно провести ревизию жилого фонда и инфраструктурных строений, понять какие из них отслужили срок, запустить программу реновации. Исследовать распределение более и менее устойчивых зон мерзлоты и переселить людей из тех зон, где опасность аварийной ситуации выше. Во-вторых, необходимо менять строительные нормы для инфраструктуры линейных объектов, дорог, мостов и жилых домов. Применение новых технологий и норм может быть актуально и для остальной территории РФ, не только в зоне многолетнемерзлых грунтов. Это большое направление в области адаптации, которое активно прорабатывается.
Если говорить о сельском хозяйстве, то здесь вопрос адаптации уже находится в критической зоне. Фермеры не будут ждать, пока их регионы разработают планы по адаптации сельскохозяйственной отрасли на своей территории и начнут их реализацию. Например, август в Краснодарском и Ставропольском краях становится из года в год все более засушливым, и яровая пшеница не успевает вызревать, поэтому практически полностью фермеры перешли на зимнюю пшеницу. Это уже был первый шаг к адаптации сельского хозяйства в этих регионах. И практически все такие легкодоступные шаги в сельскохозяйственном производстве у нас уже сделаны. Я считаю, что самые дешевые меры в области сельского хозяйства южных районов европейской части нашей страны уже применяются и они уже использованы, а возможно, что однажды их адаптационный потенциал будет исчерпан.
Следующим этапом в адаптации сельского хозяйства могут стать мероприятия по выведению новых сортов, более устойчивых к засухе, поэтому в данном направлении тоже необходимо работать. Более дорогостоящие меры — это оросительные системы, которые нужно переводить на замкнутый цикл. Технологии есть, необходимо научиться беречь воду, собирать ее и запускать на вторичное использование. Наверное, все это можно будет сделать, но начинать нужно, так сказать, вчера. Идея передвижения сельского хозяйства на север утопична, поскольку кроме климатического режима для растений важны еще и почвенные условия. Например, пшеница на болотных почвах под Петербургом расти никогда не будет, но картофель там можно выращивать.
Пшеницу, по-видимому, придется сдвигать в более восточные южные области. Но что значит сдвигать основные зерновые районы? Нужно сдвигать всю инфраструктуру и население, задействованное в сельском хозяйстве, то есть это огромная работа. Если мы хотим передвигать сельскохозяйственное производство, вытаскивать его из самых южных регионов европейской части страны, то это не удастся осуществить легко и дешево. Самый выгодный вариант — попытаться сохранить производство на своем месте. Поэтому вновь обращаю внимание на то, что адаптация без митигации работать будет ограниченное время.
Если рассматривать вопросы по учащению опасных природных явлений, то здесь все вопросы и проблемы адаптации хорошо прорабатываются. Статистика, о которой я говорила выше, свидетельствует, что рост числа опасных явлений, нанесших ущерб стране в последние годы практически не наблюдается.
Изменение климата оказывает существенное, преимущественно неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства в целом, на жизнь и здоровье его граждан. К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся: а повышение риска для здоровья граждан увеличение уровня заболеваемости и смертности , принадлежащих к отдельным социальным группам; б рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; в повышение пожароопасности в лесах; г деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; д нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; е распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; ж увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения.
К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся: а сокращение расходов энергии в отопительный период; б улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; в расширение зоны растениеводства; г повышение продуктивности бореальных лесов. По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен: а большими размерами территории; б наличием значительных водных ресурсов; в относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата. Исключительное по сравнению с другими государствами разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий. При выработке климатической политики необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения и значительных размеров территории, что приводит к повышению транспортных потребностей России, а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов.
Реализация климатической политики 52. Основными направлениями реализации климатической политики являются: а развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата; б совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; в научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; г международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики. Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.
При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права. Основные принципы климатической политики должны быть отражены также в законодательстве субъектов Российской Федерации. Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат во многом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования. Выбор экономических инструментов, способствующих снижению выбросов парниковых газов включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговлю квотами на выбросы , будет определяться с учетом эффективности этих инструментов с использованием механизмов государственного и частного финансирования.
При создании и совершенствовании национальных, экономических и финансовых механизмов, способствующих снижению выбросов парниковых газов, и их интеграции в соответствующие международные механизмы приоритетом является обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменения климата. Основной задачей научного обеспечения выработки и реализации климатической политики является обеспечение государства, бизнес-сообщества и граждан достоверной научной информацией для принятия соответствующих решений. Основной задачей кадрового обеспечения разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат является обеспечение проведения исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню. В этих целях осуществляются подготовка и повышение квалификации специалистов в области климата, изучение влияния климата на экономику, население и окружающую среду, а также разрабатываются и принимаются инженерно-технические и организационные меры по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат, включая: а подготовку научных кадров высшей квалификации; б обучение студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования на базе ведущих научных организаций государства; в стажировку наиболее одаренных молодых ученых, специалистов, аспирантов и студентов старших курсов в ведущих мировых научных центрах; г подготовку дипломатических кадров, а также профессиональных консультантов для ведения международных переговоров и подготовки международных соглашений в области климата.
Осведомленность всех заинтересованных сторон, в частности высших должностных лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей деловых кругов, институтов гражданского общества и населения, в вопросах изменения климата и его влияния на человека, экономику и окружающую среду является одним из важнейших факторов выработки и эффективной реализации климатической политики в интересах нынешнего и будущих поколений. Приоритетными направлениями такой политики являются объективное информационное освещение проблем, связанных с изменением климата и его последствиями, включая популяризацию научных знаний в этой области, в том числе с помощью средств массовой информации, и воспитание у населения экологической культуры. Международное сотрудничество в решении глобальных и региональных проблем, связанных с изменением климата и антропогенным воздействием на него, осуществляется на двусторонней и или многосторонней основе в целях выработки эффективных решений по проблемам изменения климата, оптимально учитывающих глобальные факторы и национальные интересы государств. Формой международного сотрудничества Российской Федерации является ее участие в разработке и выполнении международных соглашений по проблемам изменения климата, а также в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами изменения климата и смежными проблемами.
Международные программы и проекты, связанные с изменением климата и реализуемые на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом интересов ее безопасности. Субъекты реализации климатической политики 64. Субъектами реализации климатической политики являются: а федеральные органы государственной власти; б органы государственной власти субъектов Российской Федерации; в органы местного самоуправления; г общественные организации объединения и другие негосударственные некоммерческие организации; д средства массовой информации; е домашние хозяйства; ж граждане Российской Федерации. Ожидаемое изменение климата затронет сферы ответственности практически всех федеральных органов государственной власти.
Задачами федеральных органов государственной власти при выработке и реализации климатической политики являются: а определение максимально широкого круга проблем, связанных с воздействием изменения климата на экономику, население и окружающую среду, а также определение приоритетов в решении этих проблем; б координация деятельности федеральных органов государственной власти в области климата в соответствии с их полномочиями; в включение мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития Российской Федерации; г создание механизмов, обеспечивающих постоянный конструктивный диалог между научным сообществом и органами государственной власти, ответственными за принятие решений, населением и бизнес-сообществом. На микроэкономическом уровне решение задач по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат осуществляется организациями на производстве и в сфере услуг , а также домашними хозяйствами путем: а повышения эффективности производства и потребления тепловой и электрической энергии; б повышения топливной экономичности транспортных средств; в ресурсосбережения и энергосбережения, повышения энергоэффективности объектов производственного и иного назначения, включая снижение потерь энергии и энергоносителей при транспортировке; г повышения энергоэффективности зданий и сооружений, а также развития энергосбережения в быту; д использования погодно-климатических прогнозов для повышения энергоэффективности при реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; е расширения использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов; ж сбережения и рационального использования лесов, сельскохозяйственных земель. Поскольку существует возможность возникновения конфликта интересов субъектов климатической политики, профессиональным организациям, общественным организациям объединениям и другим негосударственным некоммерческим организациям, средствам массовой информации принадлежит важная роль в предотвращении обострения таких конфликтов и возникновения социальной напряженности, а также в недопущении лоббирования интересов отдельных заинтересованных групп. С этой целью обсуждение решения проблем изменения климата и последствий такого изменения для экономики, населения и окружающей среды необходимо вести с участием всех заинтересованных сторон.
Изменение климата: траты россиян возрастут
По словам Пинаева, с данным тезисом сложно не согласиться, однако следует понимать, что планета Земля — это большая система, и она очень инертна. Поэтому усилия по сокращению выбросов парниковых газов не дадут сиюминутного эффекта. С другой стороны, к выбору и применению мероприятий, нацеленных на противодействие изменениям климата, надо подходить разумно и осторожно. Такие меры, как перенос производств в развивающиеся страны, принудительное сокращение рогатого скота, призывы к отказу от содержания домашних любимцев и предложения ввести индивидуальные углеродные кредиты — это конъюнктурные, экономические, даже геополитические, но не экологически обоснованные решения», — отметил он. В свою очередь, доцент института экологии РУДН Татьяна Ледащева обратила внимание, что в погоне за переходом на уменьшение выбросов необходимо тщательно и всесторонне прорабатывать предлагаемые альтернативы.
По словам Ильи Торосова, планы адаптации у большинства регионов России еще в разработке. Однако уже есть 7 субъектов, которые разработали и утвердили такие планы. Илья Торосов сообщил, что мониторинг реализации мер, предусмотренных отраслевыми планами адаптации, а также оценка их эффективности планируется осуществлять в рамках формируемого проекта Национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года.
Учитывая уникальность расположение полуострова, большое разнообразие климатических явлений на сравнительно малой его территории, вопрос адаптации к изменениям климата является весьма актуальным. На данный момент в план включено 23 актуальных для полуострова мероприятия, направленные на стабилизацию лесопожарной обстановки в лесах, а также защиту населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий от подтоплений, повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Системный подход для реализации данного спектра вопросов в совокупности с научным подходом, современных технологий, практик даст толчок развития региона адаптации к климатическим изменениям», - сообщила заместитель председателя Совета министров Республики Крым-министр финансов Республики Крым Ирина Кивико. Это характеризуется ростом числа опасных метеоявлений, увеличением дней с повышенной температурой и засухой.
Проблемы, связанные с изменением климата, в частности обеспечение баланса между эффективностью экономики и социальной справедливостью, устранение потенциальных конфликтов интересов в связи с экстремальными проявлениями изменения климата тепловые волны, наводнения, засухи и другие явления , не могут быть решены посредством только научных методов.
В подобных ситуациях найти баланс возможно лишь в рамках политического процесса. Изменение климата является одним из наиболее серьезных вызовов XXI века, который выходит за рамки научных дискуссий и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. Особую обеспокоенность вызывает беспрецедентно высокая скорость глобального потепления, происходящего в течение последних десятилетий. Современная наука находит все больше подтверждений тому, что хозяйственная деятельность человека, связанная, прежде всего, с выбросами парниковых газов, все сильнее влияет на климат на фоне его естественной изменчивости. Изменение климата проявляется в различных процессах, в частности в увеличении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений.
В течение XXI века высока вероятность ускорения происходящего изменения климата. Ожидаемое изменение климата неизбежно отразится на жизни людей, состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станет ощутимой угрозой благополучию населения и устойчивому развитию. Указанные в пунктах 8 - 10 настоящей Доктрины факторы предопределяют необходимость развития государственной наблюдательной сети в части, касающейся климатического мониторинга и проведения всесторонних научных исследований в области климата. Возникает необходимость учета изменения климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Российской Федерации, а также признания проблемы глобального изменения климата одним из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации. Последствия изменения климата проявляются на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях.
С учетом размеров территории Российской Федерации, ее географического положения, разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов изменение климата и смежные проблемы требуют взвешенного государственного подхода, основанного на всестороннем научном исследовании экологических, экономических и социальных факторов. Российская Федерация играет значительную роль в глобальных усилиях по смягчению негативных последствий изменения климата и является активным участником Рамочной конвенции и Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. В 1990-е годы Российская Федерация внесла наиболее существенный вклад в достижение Сторонами Рамочной Конвенции одной из ее целей - возвращение к концу десятилетия 1990-х годов к прежнему уровню антропогенных выбросов парниковых газов. Российская Федерация участвовала в реализации первого периода действия Киотского протокола от 11 декабря 1997 г. Следующим большим шагом по смягчению негативных последствий изменения климата стало участие России в разработке Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г.
Стратегическая цель Соглашения заключается в удержании прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальными уровнями 1850 - 1900 годы и приложении усилий по ограничению прироста глобальной средней температуры до 1,5 градуса Цельсия. Российская Федерация подписала Парижское соглашение в апреле 2016 г. Соглашение вступило в силу для России. Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. Указанный целевой показатель является основой определяемого на национальном уровне вклада Российской Федерации в реализацию Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г.
По данным Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990 - 2020 годы, объем выбросов парниковых газов в 2020 году составил 1482,2 млн. Россия намерена полностью выполнить взятые на себя международные обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов. В Российской Федерации проводится активная работа по формированию условий для перехода к низкоуглеродной экономике. В рамках долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предполагается достижение с учетом национальных интересов и приоритетов развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением. Для достижения этой цели определены дополнительные меры по декарбонизации отраслей экономики и увеличению поглощающей способности управляемых экосистем.
Реализация указанных мер позволит обеспечить к 2030 году объем выбросов парниковых газов на уровне 1673 млн. Цели, основные принципы и задачи климатической политики 20. Стратегической целью климатической политики является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, факторы, в условиях изменения климата и возникновения сопутствующих ему угроз. Ключевой долгосрочной целью климатической политики является достижение с учетом национальных интересов и приоритетов социально-экономического развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением.
Документ лишь предоставляет комиссии международных экспертов право проверять информацию, предоставляемую странами об их достижениях по сокращению выбросов СО2. Вопрос о юридической силе документа вызывает споры среди юристов. Однако, как считает специальный представитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий, в Парижском соглашении "заложена идеология: не загонять в него, а стимулировать участие, создать такие условия, чтобы у стран не появилось желания не ратифицировать документ или выйти из него". Путин пояснил, что добиваться результатов необходимо за счет прорывных решений в сфере энергосбережения, в том числе за счет новых нанотехнологий. Так, разработанная технология добавок на основе углеродных нанотрубок только в России снизит эмиссию углекислого газа к 2030 году на 160-180 млн тонн, сказал президент. Именно Путин предложил учесть в Парижском соглашении роль лесов как основных поглотителей парниковых газов, что особенно важно для России, которая обладает колоссальными лесными ресурсами.
По окончании конференции министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сообщил, что в ближайшее время российская сторона приступит к работе по присоединению к соглашению путем разработки соответствующего федерального закона. По оценкам экспертов, суммарный потенциал альтернативных источников оценивается в объеме около 3 млрд тонн нефтяного эквивалента в год.
Что еще почитать
- Изменение климата: траты россиян возрастут
- Изменение климата: траты россиян возрастут
- Доклады по вопросам климата | Организация Объединенных Наций
- Климатические проекты в России будут снижать выбросы парниковых газов
- Реклама наших партнеров
- Основные положения документа
Сокращение выбросов не замедлило изменение климата
Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. Одним из примеров адаптации к изменению климата является строительство защитных сооружений на побережье, чтобы предотвратить наводнения и эрозию. Главная наша проблема — это адаптация к изменениям климата, как я уже сказал, с учетом того, какими темпами будет изменятся климат. Главная» Новости» Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. Существуют реальные, эффективные методы сокращения выбросов парниковых газов и адаптации к антропогенному изменению климата, и их необходимо внедрять уже сейчас. Для эффективной адаптации к изменению климата необходимы решительные меры по сокращению антропогенных выбросов парниковых газов и переходу к устойчивому развитию.
климатический хаос
Важнейшей составляющей при разработке и планировании мер по адаптации является оценка: а уязвимости экономики, населения и окружающей среды к неблагоприятным последствиям изменения климата и связанным с ними ожидаемым потерям; б возможных последствий изменения климата в регионах России в среднесрочной и долгосрочной перспективе на основе современных научных методов; в возможностей получения выгод, связанных с благоприятными последствиями изменения климата; г затрат на осуществление соответствующих мер по адаптации, а также эффективности в том числе экономической и практической осуществимости таких мер; д потенциала адаптации к изменению климата с учетом экономических, социальных и других значимых факторов для государства, экономики, населения, в том числе отдельных социальных групп, окружающей среды. Упреждающая адаптация к изменению климата относится к приоритетам климатической политики. Российская Федерация в масштабе всей экономики предпринимает максимальные усилия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, а также на увеличение абсорбции парниковых газов поглотителями и накопителями и иных климатически активных веществ. С этой целью принимаются меры, обеспечивающие: а повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики; б развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов; в осуществление климатических проектов, в том числе в области лесного хозяйства, направленных на сокращение предотвращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов.
Предложения о вкладе Российской Федерации в глобальное снижение выбросов парниковых газов вырабатываются с учетом национальных интересов и при участии всех заинтересованных российских организаций и гражданского общества. Эффективная климатическая политика призвана способствовать динамичной технологической модернизации экономики страны, укреплению ее позиций в международных экономических отношениях, повышению конкурентоспособности в первую очередь за счет рационального природопользования и повышения энергоэффективности. Российская Федерация будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых газов, а также развитию других инновационных экологически приемлемых и экономически эффективных технологий.
Создание правовых основ и механизмов государственного регулирования, направленного на смягчение антропогенного воздействия на климат, и обеспечение их реализации относятся к приоритетам климатической политики. Российская Федерация участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами международного сообщества содействие развивающимся государствам, в том числе наиболее уязвимым к неблагоприятным воздействиям изменения климата, в реализации мер по адаптации и устранению последствий неблагоприятного воздействия изменения климата. При этом Российская Федерация исходит из того, что долгосрочное и всеобъемлющее решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, включая крупнейшие страны - эмитенты парниковых газов, на основе принципов Рамочной конвенции в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности и имеющихся возможностей с учетом различных национальных условий , предусматривающих справедливую нагрузку на государства сообразно с их уровнем социально-экономического развития и природно-климатическими особенностями, а также принципа недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю.
Географические и иные особенности Российской Федерации при решении проблем изменения климата 45. Значительная часть территории Российской Федерации находится в области наиболее интенсивного изменения климата, как происходящего, так и ожидаемого. Изменение климата оказывает существенное, преимущественно неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства в целом, на жизнь и здоровье его граждан.
К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся: а повышение риска для здоровья граждан увеличение уровня заболеваемости и смертности , принадлежащих к отдельным социальным группам; б рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; в повышение пожароопасности в лесах; г деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; д нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; е распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; ж увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения. К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся: а сокращение расходов энергии в отопительный период; б улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; в расширение зоны растениеводства; г повышение продуктивности бореальных лесов. По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен: а большими размерами территории; б наличием значительных водных ресурсов; в относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата.
Исключительное по сравнению с другими государствами разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий. При выработке климатической политики необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения и значительных размеров территории, что приводит к повышению транспортных потребностей России, а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов. Реализация климатической политики 52.
Основными направлениями реализации климатической политики являются: а развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата; б совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; в научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; г международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики. Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.
При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права. Основные принципы климатической политики должны быть отражены также в законодательстве субъектов Российской Федерации. Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат во многом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования.
Выбор экономических инструментов, способствующих снижению выбросов парниковых газов включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговлю квотами на выбросы , будет определяться с учетом эффективности этих инструментов с использованием механизмов государственного и частного финансирования. При создании и совершенствовании национальных, экономических и финансовых механизмов, способствующих снижению выбросов парниковых газов, и их интеграции в соответствующие международные механизмы приоритетом является обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменения климата. Основной задачей научного обеспечения выработки и реализации климатической политики является обеспечение государства, бизнес-сообщества и граждан достоверной научной информацией для принятия соответствующих решений.
Основной задачей кадрового обеспечения разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат является обеспечение проведения исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню. В этих целях осуществляются подготовка и повышение квалификации специалистов в области климата, изучение влияния климата на экономику, население и окружающую среду, а также разрабатываются и принимаются инженерно-технические и организационные меры по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат, включая: а подготовку научных кадров высшей квалификации; б обучение студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования на базе ведущих научных организаций государства; в стажировку наиболее одаренных молодых ученых, специалистов, аспирантов и студентов старших курсов в ведущих мировых научных центрах; г подготовку дипломатических кадров, а также профессиональных консультантов для ведения международных переговоров и подготовки международных соглашений в области климата.
К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся: а повышение риска для здоровья граждан увеличение уровня заболеваемости и смертности , принадлежащих к отдельным социальным группам; б рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; в повышение пожароопасности в лесах; г деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; д нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; е распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; ж увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения. К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся: а сокращение расходов энергии в отопительный период; б улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; в расширение зоны растениеводства; г повышение продуктивности бореальных лесов. По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен: а большими размерами территории; б наличием значительных водных ресурсов; в относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата.
Исключительное по сравнению с другими государствами разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий. При выработке климатической политики необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения и значительных размеров территории, что приводит к повышению транспортных потребностей России, а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов. Реализация климатической политики 52. Основными направлениями реализации климатической политики являются: а развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата; б совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; в научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; г международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики.
Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права. Основные принципы климатической политики должны быть отражены также в законодательстве субъектов Российской Федерации. Эффективность реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат во многом зависит от различных экономических факторов и их финансового регулирования. Выбор экономических инструментов, способствующих снижению выбросов парниковых газов включая возможное использование рыночных механизмов, в том числе торговлю квотами на выбросы , будет определяться с учетом эффективности этих инструментов с использованием механизмов государственного и частного финансирования.
При создании и совершенствовании национальных, экономических и финансовых механизмов, способствующих снижению выбросов парниковых газов, и их интеграции в соответствующие международные механизмы приоритетом является обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий изменения климата. Основной задачей научного обеспечения выработки и реализации климатической политики является обеспечение государства, бизнес-сообщества и граждан достоверной научной информацией для принятия соответствующих решений. Основной задачей кадрового обеспечения разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат является обеспечение проведения исследований и разработок в области климата и смежных областях, соответствующих мировому уровню. В этих целях осуществляются подготовка и повышение квалификации специалистов в области климата, изучение влияния климата на экономику, население и окружающую среду, а также разрабатываются и принимаются инженерно-технические и организационные меры по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат, включая: а подготовку научных кадров высшей квалификации; б обучение студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования на базе ведущих научных организаций государства; в стажировку наиболее одаренных молодых ученых, специалистов, аспирантов и студентов старших курсов в ведущих мировых научных центрах; г подготовку дипломатических кадров, а также профессиональных консультантов для ведения международных переговоров и подготовки международных соглашений в области климата. Осведомленность всех заинтересованных сторон, в частности высших должностных лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей деловых кругов, институтов гражданского общества и населения, в вопросах изменения климата и его влияния на человека, экономику и окружающую среду является одним из важнейших факторов выработки и эффективной реализации климатической политики в интересах нынешнего и будущих поколений.
Приоритетными направлениями такой политики являются объективное информационное освещение проблем, связанных с изменением климата и его последствиями, включая популяризацию научных знаний в этой области, в том числе с помощью средств массовой информации, и воспитание у населения экологической культуры. Международное сотрудничество в решении глобальных и региональных проблем, связанных с изменением климата и антропогенным воздействием на него, осуществляется на двусторонней и или многосторонней основе в целях выработки эффективных решений по проблемам изменения климата, оптимально учитывающих глобальные факторы и национальные интересы государств. Формой международного сотрудничества Российской Федерации является ее участие в разработке и выполнении международных соглашений по проблемам изменения климата, а также в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами изменения климата и смежными проблемами. Международные программы и проекты, связанные с изменением климата и реализуемые на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом интересов ее безопасности. Субъекты реализации климатической политики 64.
Субъектами реализации климатической политики являются: а федеральные органы государственной власти; б органы государственной власти субъектов Российской Федерации; в органы местного самоуправления; г общественные организации объединения и другие негосударственные некоммерческие организации; д средства массовой информации; е домашние хозяйства; ж граждане Российской Федерации. Ожидаемое изменение климата затронет сферы ответственности практически всех федеральных органов государственной власти. Задачами федеральных органов государственной власти при выработке и реализации климатической политики являются: а определение максимально широкого круга проблем, связанных с воздействием изменения климата на экономику, население и окружающую среду, а также определение приоритетов в решении этих проблем; б координация деятельности федеральных органов государственной власти в области климата в соответствии с их полномочиями; в включение мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития Российской Федерации; г создание механизмов, обеспечивающих постоянный конструктивный диалог между научным сообществом и органами государственной власти, ответственными за принятие решений, населением и бизнес-сообществом. На микроэкономическом уровне решение задач по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат осуществляется организациями на производстве и в сфере услуг , а также домашними хозяйствами путем: а повышения эффективности производства и потребления тепловой и электрической энергии; б повышения топливной экономичности транспортных средств; в ресурсосбережения и энергосбережения, повышения энергоэффективности объектов производственного и иного назначения, включая снижение потерь энергии и энергоносителей при транспортировке; г повышения энергоэффективности зданий и сооружений, а также развития энергосбережения в быту; д использования погодно-климатических прогнозов для повышения энергоэффективности при реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; е расширения использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов; ж сбережения и рационального использования лесов, сельскохозяйственных земель. Поскольку существует возможность возникновения конфликта интересов субъектов климатической политики, профессиональным организациям, общественным организациям объединениям и другим негосударственным некоммерческим организациям, средствам массовой информации принадлежит важная роль в предотвращении обострения таких конфликтов и возникновения социальной напряженности, а также в недопущении лоббирования интересов отдельных заинтересованных групп.
С этой целью обсуждение решения проблем изменения климата и последствий такого изменения для экономики, населения и окружающей среды необходимо вести с участием всех заинтересованных сторон. Реализация климатической политики предполагает разработку на ее основе федеральных, региональных и отраслевых программ и планов действий.
Новые рынки» в рамках ежегодного форума «Климатические диалоги». Фото: freepik. По ее словам, «в экспертной повестке давно идет дискуссия по поводу сокращения или адаптации выбросов, какой бы подход не был выбран, обществу необходимо создавать инструменты, в том числе финансовые, для решения этих задач». Елизавета Медина, заместитель начальника управления корпоративных отношений Департамента корпоративных отношений Банка России, дала оценку результатам мониторинга российских компаний по нефинансовым показателям.
Выходят доклады гораздо чаще, чем происходят какие-либо климатические изменения: климат меняется очень медленно — десятилетиями и столетиями. Но исследования позволяют выявить новые особенности в этих изменениях и сделать прогнозы более точными. На основе докладов власти разных уровней принимают решения — общемировые снижать выбросы парниковых газов , национальные например, изменить нормы в строительстве и региональные к примеру, модернизировать котельные. В лучшем разрешении В России доклады готовит Росгидромет — Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В ее задачи входит сообщать о погоде, загрязнениях, предупреждать об опасных погодных явлениях — ими считаются любые атмосферные явления, грозящие ущербом: плохая видимость, сильный ветер, гололед, смерч, обильный ливень и так далее. В структуру Росгидромета входит несколько десятков подведомственных организаций, в том числе больше 15 научных учреждений. Головное учреждение по подготовке оценочных докладов — Главная геофизическая обсерватория им. Воейкова, она находится в Петербурге. Первый доклад Росгидромета вышел в 2008 году, он во многом стал основой проекта Климатической доктрины. В 2014 году Второй сформулировал позицию России по климатическому Парижскому соглашению. Оба доклада и сейчас актуальны. Из них, например, можно подробно узнать о климатических моделях — так называют системы дифференциальных уравнений, с помощью которых можно прогнозировать изменения климата при разных сценариях. Третий доклад Росгидромета больше, чем два первых, сосредоточен именно на мерах адаптации к изменениям климата. Впервые ученые раскрыли, как климатические изменения влияют на отрасли «в разрезе» федеральных округов и как отражаются на городской среде. Кроме того, широко использовали региональную модель с пространственным разрешением в 25 км. У глобальных моделей разрешение в лучшем случае — 100 км. Более детальная модель приближает глобальные оценки к практическому применению. Каждая страна по-своему расхлебывает последствия изменения климата. Россия — огромная территория с большим разнообразием, так что воздействий много и адаптация чрезвычайно важна». Основное об изменениях климата в России Уже в предыдущих докладах ученые констатировали: на территории страны теплеет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете. Во-первых, потому что две трети государства находятся в приполярных широтах, где изменения климата проявляются сильнее. Во-вторых, огромная часть страны — суша, она нагревается быстрее океана. Это не значит, что не будет морозных зим: периодические похолодания вполне возможны. Климатологи называют это «нервозностью» климатической системы. Важно, что есть основной тренд на повышение температуры. Станут продолжительнее волны тепла — так называют череду аномально жарких дней. Количество осадков увеличивается быстрее, чем в среднем по планете. Но летом в южных регионах к концу века могут удлиниться засухи. С каждым новым докладом статистику актуализируют. Например, ученые и раньше прогнозировали рост опасных метеорологических явлений. Сейчас глава Росгидромета Игорь Шумаков комментирует: «Еще три года назад суммарное количество опасных метеорологических явлений составляло 600 с небольшим.
Глобальные изменения климата. Часть 4. Что делать?
Современное изменение климата гораздо лучше объясняется антропогенным фактором: учёные уверены, что потепление планеты сегодня вызвано в первую очередь выбросами парниковых газов из-за деятельности человека (см. ответ на соответствующий вопрос). Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Президент РФ Владимир Путин поручил губернаторам подготовить региональные планы адаптации к изменениям климата. Современное изменение климата гораздо лучше объясняется антропогенным фактором: учёные уверены, что потепление планеты сегодня вызвано в первую очередь выбросами парниковых газов из-за деятельности человека (см. ответ на соответствующий вопрос). Новости компаний. Изменения климата у всех на устах, а у молодежи — в модных трендах. Все ли регионы страны подготовили планы по адаптации к изменениям климата, выясняли сенаторы на заседании профильного Комитета Совета Федерации.
Сокращение выбросов не замедлило изменение климата
Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Дальнейшее потепление ускорит таяние вечной мерзлоты, ледников и ледовых щитов, а также потерю сезонного снежного покрова зимой и морского льда в Арктике летом. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Президент РФ Владимир Путин поручил губернаторам подготовить региональные планы адаптации к изменениям климата. Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. Для эффективной адаптации к изменению климата необходимы решительные меры по сокращению антропогенных выбросов парниковых газов и переходу к устойчивому развитию. Изменения климата наряду с активным освоением затапливаемых речных долин уже приводят к росту ущербов при учащении наводнений.
климатический хаос
При этом на три шторма, произошедших в 2017 году, пришлась треть всего экономического ущерба, нанесенного в результате 10 крупнейших стихийных бедствий за 50-летний период. Программа ООН по окружающей среде Доклад о разрыве в уровнях выбросов 2019 год 26 ноября 2019 года Сейчас, когда мир стремится к сокращению выбросов парниковых газов и ограничению изменения климата, крайне важно отслеживать прогресс в деле достижения согласованных на глобальном уровне целей в области борьбы с изменением климата. В Докладе ЮНЕП о разрыве в выбросах сравниваются полученные в течение десятилетия данные о том, куда направляются выбросы парниковых газов из мест, где они должны быть, и анализируются оптимальные пути устранения этого разрыва. В нем сделан вывод о том, что уровень глобальных выбросов растет, поскольку национальные обязательства по борьбе с изменением климата оказываются недостаточными. Тем не менее растущий импульс со стороны частного сектора и неиспользованный потенциал инноваций и «зеленого» финансирования предлагают пути для преодоления разрыва в уровнях выбросов. Всемирный доклад ООН о состоянии водных ресурсов-2022 2 марта 2022 года Цель Всемирного доклада ООН о состоянии водных ресурсов ВДОВР-2022 заключается в том, чтобы обратить внимание на вопросы, связанные с подземными водами, подчеркнув их особую роль, проблемы и возможности в контексте оперативного и административного управления водными ресурсами и их развития в глобальных масштабах. В специальном докладе приводятся новые доказательства преимуществ ограничения глобального потепления до как можно более низкого уровня в соответствии с целями Парижского соглашения 2015 года.
В нем также делается вывод о том, что значительное сокращение выбросов парниковых газов, защита и восстановление экосистем, а также тщательное рациональное использование природных ресурсов позволит сохранить океаны и криосферу. МГЭИК Специальный доклад «Океан и криосфера в условиях изменяющегося климата» 24 сентября 2019 года В специальном докладе МГЭИК особо подчеркивается неотложная необходимость уделять приоритетное внимание своевременным, амбициозным и скоординированным мерам реагирования на беспрецедентные и устойчивые изменения в океанах и криосфере. Доклад предупреждает, что если не изменить поведение человека радикальным образом, сотни миллионов людей могут пострадать от повышения уровня моря, частых стихийных бедствий и нехватки продовольствия. Этот доклад является наиболее подробным обзором динамики, достигнутой со времени Парижского соглашения, и призван вдохновить и проинформировать участников Саммита Организации Объединенных Наций по действиям в связи с изменением климата, который состоится в Нью-Йорке 23 сентября. ЮНЕП Глобальная экологическая перспектива 2019 год 4 марта 2019 года В шестом издании подготовленного Программой ООН по окружающей среде доклада «Глобальная экологическая перспектива» 2019 год содержится призыв к лицам, принимающим решения, незамедлительно принять меры по решению насущных экологических проблем для достижения целей в области устойчивого развития, а также других согласованных на международном уровне целей в области окружающей среды, таких как Парижское соглашение. Доклады ГЭП, представляющие собой плод коллективного труда сотен ученых, рецензентов и сотрудничающих учреждений и партнерских организаций и основанные на достоверных научных знаниях, призваны предоставить правительствам, местным органам власти, деловым кругам и отдельным гражданам необходимую информацию, которая станет для общества подспорьем в деле построения подлинно устойчивого мира к 2050 году.
МГЭИК Изменение климата и земля 2019 год 8 августа 2019 года Как отмечается в последнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата МГЭИК , земельные ресурсы уже испытывают растущую антропогенную нагрузку, усугубляемую изменением климата. ЮНЕП Выделение средств на природоохранную деятельность в докладе G20 26 января 2022 года Для того чтобы противостоять кризисному положению, сложившемуся в таких взаимозависимых областях, как климат, биоразнообразие и деградация земель, ежегодный объем инвестиций государств-членов «Большой двадцатки» необходимо увеличить до 285 млрд долл. США к 2050 году. Однако в настоящее время расходы «Большой двадцатки» составляют всего лишь 120 млрд долл. США в год. Кроме того, как отмечается в недавно опубликованном докладе, разрыв в объеме средств, выделяемых странами, не входящими в «Большую двадцатку», гораздо более значителен и труднее поддается регулированию, при том что из вышеуказанных инвестиций в размере 120 млрд долл.
США всего лишь два процента были направлены в 2020 году на официальную помощь в целях развития. Столь же малозначительной остается и помощь со стороны частного сектора — она составляет всего 14 млрд долл. В докладе представлены данные в масштабе всей системы ООН и на уровне ее отдельных учреждений о воздействии на окружающую среду, связанном с выбросами парниковых газов, климатической нейтральностью, отходами, загрязнением воздуха, водой и сточными водами, а также биоразнообразием. Согласно докладу, в 2020 году объем выбросов парниковых газов системы ООН снизился примерно на 25 процентов по сравнению с 2019 годом, что связано со значительными ограничениями на поездки по всему миру, а также с удаленной работой многих сотрудников ООН. В 2020 году 19 процентов электроэнергии, потребляемой ООН во всем мире, приходилось на долю возобновляемых источников энергии. Система ООН смогла компенсировать 99 процентов выбросов.
Несмотря на важное значение компенсации для управления неизбежными выбросами, приоритетом для системы ООН остается сокращение и ликвидация выбросов. В докладе отмечается тенденция к снижению выбросов почти у 60 учреждений системы ООН, в которых трудится 310 000 человек.
С другой стороны, к выбору и применению мероприятий, нацеленных на противодействие изменениям климата, надо подходить разумно и осторожно.
Такие меры, как перенос производств в развивающиеся страны, принудительное сокращение рогатого скота, призывы к отказу от содержания домашних любимцев и предложения ввести индивидуальные углеродные кредиты — это конъюнктурные, экономические, даже геополитические, но не экологически обоснованные решения», — отметил он. В свою очередь, доцент института экологии РУДН Татьяна Ледащева обратила внимание, что в погоне за переходом на уменьшение выбросов необходимо тщательно и всесторонне прорабатывать предлагаемые альтернативы. Новые технологии нуждаются в дополнительной проработке и поддержке в продолжении всего жизненного цикла», — подчеркнула Ледащева.
Елизавета Медина, заместитель начальника управления корпоративных отношений Департамента корпоративных отношений Банка России, дала оценку результатам мониторинга российских компаний по нефинансовым показателям. В настоящий момент готовятся рекомендации для компаний по стратегиям устойчивого развития. Многие из них создают программы климатического развития и ориентируются на ESG-принципы. Говоря об экономике климата и новых рынках, необходимо остановиться на климатической трансформации.
А в конце сентября на Московской бирже состоялись и первые в России торги, на которых 20 углеродных единиц были проданы по цене одна тысяча рублей за штуку. На сегодняшний день в реестре углеродных единиц зарегистрировано 4 климатических проекта. Выпуску подлежит 439 464 углеродных единицы. С сентября 2022 года в России начал работать реестр углеродных единиц Востребованность таких единиц на внутреннем рынке зависит от наличия у российских компаний климатических целей и потребностей в сокращении углеродного следа производимой продукции, рассказала "РГ" директор центра зеленой экономики и энергетики ЦСР Ирина Поминова.
Она пояснила, что в значительной степени этот спрос формировали компании, ориентированные на западные рынки, но "зеленые" требования возникают и на Востоке, пусть и более медленно. Пока работа по сокращению выбросов парниковых газов не стала массовым явлением. Только у 14 процентов компаний есть климатические проекты на стадии реализации и у 3 процентов - на этапе планирования, отметила аналитик группы рейтингов устойчивого развития агентства "Эксперт РА" Анна Ларина. Климатические проекты в России, по словам Анны Лариной, могут быть самыми разными: лесоклиматические проекты, сохранение и реабилитация водно-болотных угодий и морских зон, использование возобновляемой энергетики, повышение энергоэффективности в промышленности и строительстве, внедрение методов захвата и хранения углерода, развитие экологически чистого транспорта. Израэля идет разработка российских методологий для реализации климатических проектов. По очередности их разработки можно судить об ожиданиях относительно наиболее перспективных для России проектов, - рассказала Ирина Поминова. Также, по словам эксперта, к наиболее перспективным климатическим проектам в России можно отнести лесные. Растения улавливают углекислый газ из воздуха, поэтому чем больше зелени, тем меньше СО2.
По оценке Рослесинфорга, одна тысяча гектаров березово-осиновых насаждений способна ежегодно компенсировать 7,5 тысячи тонн CO2-эквивалента.
Изменение климата: к чему придется адаптироваться российским регионам
Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Изменение климата может привести к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, особенно в регионах мира, наиболее нуждающихся в продовольствии. Основные причины изменения климата Земли в 2024 году с комментариями ученых. Главная наша проблема — это адаптация к изменениям климата, как я уже сказал, с учетом того, какими темпами будет изменятся климат.