Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус» использует эпитеты, олицетворения и другие средства художественной выразительности.
Основная мысль стихотворения парус лермонтова 6 класс кратко
В своём письме к М. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника — у него родилось легендарное стихотворение. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828—1832 гг. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту. Тема Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир.
Главная мысль — человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.
Это совершенно естественно, ведь жизнь дается всего лишь один раз, и поэтому каждый человек достоин прожить её так, как ему хочется, а не так, как того требуют обстоятельства. Данное произведение написано в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодой поэт меняет свою жизнь. Лермонтов уезжает из Москвы в Петербург с целью перевестись в столичный университет, а в результате поступает в Школу прапорщиков. Стихотворение «Парус» — это биография поэта, отражение его чувств, мыслей и переживаний. Это произведение о самом поэте. Жанр стихотворения — лирическая новелла с философским подтекстом. Размер стихотворения — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Произведение состоит из трёх строф - трёх четверостиший. Каждое четверостишие можно разделить на два двустишия, где первое двустишие — описание пейзажа, а второе — размышления поэта. В первом четверостишии автор рисует плывущий парус, используя эпитеты «парус одинокий» и «тумане голубом». Лермонтов сравнивает себя с этим парусом. Он задаёт риторические вопросы, на которые пока не знает ответов. Как парус плывёт по морю в тумане, так поэт меняет свою жизнь, не зная, что ждёт впереди. Во второй строфе поэт изображает картину шторма, используя глаголы «играют», «свищет», «гнётся», «скрипит». Звуки [с], [т], [щ] помогают читателю услышать мощь водной стихии.
Буря не останавливает парус, который продолжает двигаться вперёд. Автор сопоставляет бурю с поворотом судьбы, который произошел в его жизни. Не поступив в столичный университет, Лермонтов был расстроен, однако это его не сломило. Он продолжил жизненный путь, но не так, как представлял себе изначально. В третьей строфе автор рисует штиль, употребляя метафору «струя светлей лазури» и эпитет «луч солнца золотой». Но покой не радует поэта. Он называет себя «мятежным» и «просит бури», потому что только в бурях он находит удовлетворение. В стихотворении несколько раз встречается многоточие.
Так поэт обозначает некоторую недосказанность, а также переходы от описания пейзажа к размышлениям о жизни. Множество восклицательных знаков усиливают эмоциональную окраску произведения. Инверсии придают стихотворению большую выразительность. В стихотворении Лермонтов передал свои мысли и переживания относительно изменений, которые произошли в его жизни. А также показал, что он не ищет счастья и гармонии, а жаждет бурь, потому что таков его «одинокий» и «мятежный» нрав. Анализ стиха Лермонтова Парус Михаил Лермонтов переживал трудные для себя времена. Писатель был вынужден отправиться в Петербург, отказавшись от своей мечты стать филологом, в пользу другой, новой, неизвестной жизни. По просьбе своей бабушки, Лермонтов отказывается от учебы в университете Москвы, и поступает в юнкерскую школу Петербурга.
Именно в момент переезда юного писателя посещают мысли о своем прошлом и будущем. Гуляя по городу, и берегу залива, автор наблюдает за красотой, он решается отобразить свои чувства в произведении «Парус». В стихотворении Лермонтов отчетливо и тонко передает не только глубину чувств, но и зрелые мысли. В стихотворении четко виднеются грани между лирическим героем и самим парусом. Морской пейзаж, который меняется под буйство волн, полностью отображает внутренние переживания, терзающие главного героя изнутри. Через образ моря писатель решает изобразить саму жизнь, а вот изображая парус, автор описывает душу человека. Таким образом, возникающий конфликт между морем и парусом символизирует непосредственно конфликт между жизнью и человеком. Герой, словно парус, брошенный в море жизненных преград.
Он словно выбран, бесконечно блуждать между такими же одинокими людьми как сам.
По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи строчки воссоздают предметный образ меняющуюся картину моря и паруса , а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса сменяет изображение надвигающейся бури.
И парус, и поэт — одиноки оба; может быть, поэтому автор так близко к сердцу принимает судьбу паруса. Буря, изображенная Лермонтовым во второй строфе, не приносит парусу избавления от неудовлетворенности своим существованием. Если сравнить конечный и первоначальный вариант фразы, то мы увидим небольшую разницу. В черновом наброске написано: "Увы! Таким образом, парус вроде бы бесцельно странствует по морю. Тот факт, что в окончательной редакции стихотворения парус не ищет счастья, соответствует духу лермонтовской поэзии, в которой мотив счастья нередко представлен через его отрицание, как невозможность достижения счастья здесь, на земле, в конкретных условиях существования. Счастье для Лермонтова является одной из тех вечных категорий, над которыми он постоянно размышляет. Он жаждет счастья и в то же время осознает, что его просто-напросто нет, а если оно и есть, то недостижимо. Это двойственное состояние характерно и для автора, и для его героя. Счастья нет ни в умиротворении и спокойствии, когда море кажется безмятежным, ни в буре.
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова – интересные факты и отзывы :
- Остались вопросы?
- Определите тему и идею стихотворения Парус - Лермонтова
- Какова тема и идея стихотворения "Парус" Лермантова
- Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова. Какова тема и идея стихотворения "парус" лермантова
- Лермонтов «парус» - Педагог
- Полный анализ стихотворения «Парус» (М.Ю. Лермонтов)
Какова тема и идея стихотворения "Парус" Лермантова
Поэтому, ключевыми темами стихотворения Лермонтова «Парус» можно выделить: тему одиночества и тему поиска смысла жизни. Причиной написания стихотворения послужил парус, который увидел Михаил Юрьевич на реке Неве. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: какова тема и идея стихотворения "Парус" Лермантова.
Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий): Стих
Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии. Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья — счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека. В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре. Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему — проблему цели и смысла человеческого бытия. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма. Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору что ищет, что кинул , синтаксический параллелизм, инверсию парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом. Поэт широко использует олицетворения ветер свищет, играют волны , метафоры струя светлей лазури , эпитеты луч солнца золотой.
Композиция — три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. Жанр — лирическое стихотворение.
Образец романтического стиля в поэзии. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. История создания Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет. В своём письме к М.
Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника — у него родилось легендарное стихотворение.
Рядом с ним нет никого, поэтому ждать какой-либо поддержки ему попросту неоткуда. Так же парус сталкивается с проблемой того, что он не знает, куда и зачем плывет. Он не знает, что именно он хочет найти?
Он просто плывет, повинуясь стихии. Второй темой можно отметить тему внутренней неопределенности. Парус, точно так же как и лирический герой, продолжает искать себя. Здесь звучат вопросы, которые никогда не потеряют свою актуальность. Куда мы держим путь и что хотим найти в его конце?
Нас не устраивает тот мир, который нас окружает, поэтому мы продолжаем двигаться против него. Так же была затронута тема счастья. Лирический герой показывает то, что никогда не был счастлив в жизни, но и не планирует его искать. Он сомнительно относится к данному чувству, поэтому не особо верит, что счастье ждет его в будущем. Тема мятежности и бунта.
И здесь не обошлось без неё. С данной темой мы встречаемся практически в каждом лирическом произведении, где душа лирического героя постоянно бунтует и требует перемен. Здесь эти чувства автор так же передает через парус, который вынужден отправиться в открытое море, чтобы испытать свои силы и показать на что он способен. Так же представлена тема природы, благодаря которой автор умело передает настроение стихотворения. Спокойный пейзаж постепенно изменяется, но автор об этом не пишет прямо.
Он как-бы намекает, что надвигается шторм и гроза, которую так ищет парус, чтобы обрести долгожданный покой. Средства выразительности В данном стихотворении присутствует большое количество эпитетов, которые помогаю поэту создать более яркую картинку. Именно она помогает лучше передать настроение стихотворения.
Образ моря представляет собой окружающую среду, общество, саму судьбу, волею которой автор оказался вдалеке от дома, близких людей, привычной обстановки. Красота лазурного моря, золотые лучи солнца… Что еще нужно для спокойной жизни? Но все это не важно для паруса, он просит бури, ищет ее, чтобы погрузиться вместе с ней в пучину своих ощущений. Жизнь, как и море, гнет и пытается сломить парусник, обрушивая на него гнев своей водной стихии. А счастье — это призрак, фантом, его нет нигде, ни в прошлом, ни в будущем: «Увы!
Он счастия не ищет и не от счастия бежит». В этой фразе заключены разочарование и обреченность, которые были так характерны для настроения поэтов-романтиков. Композиция Стихотворение имеет линейную композицию. Завязка приходится на первое четверостишие, когда поэт впервые упоминает об увиденном вдалеке парусе. Второе четверостишие — развитие действия, автор описывает испытания, которым подвергается парусник в открытом море. В последнем четверостишии наступает кульминация, которую можно назвать и развязкой: Лермонтов делает вывод: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой…» Жанр По принадлежности к роду литературы «Парус» можно рассматривать как сюжетную лирическую зарисовку или миниатюру. По литературному направлению — это романтизм. Жанр стихотворения можно определить, как элегия.
Размер и средства художественной выразительности Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой АБАБ. Мужские рифмы чередуются с женскими.
Лермонтов Парус: главные герои. Какова главная мысль рассказа?
Какова основная идея стихотворения Парус - Литература » | Лермонтова » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. |
Какова основная мысль стихотворения Лермонтов «Парус»? - Univerkov - образовательный сайт | «Парус», являясь лирической новеллой по жанру, относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. |
Михаил Лермонтов "Парус" - анализ стихотворения и его философского подтекста
Анализ стиха Парус (Лермонтова, история, мысль и идея кратко) | Лермонтова » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. |
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова ~ Другие сочинения | Стихотворение «Парус» – это биография поэта, отражение его чувств, мыслей и переживаний. |
"Парус" М.Ю. Лермонтова в контексте его творчества" | «Парус» – стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. |
Мысль стихотворения парус лермонтова
Стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий» Анализ стихотворений. Начинать анализ стихотворения «Парус» Лермонтова хотелось бы с определения основной мысли произведения. Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус.
Какова основная идея стихотворения Парус
Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. мятежный парус, который ищет бури и не хочет покоя. Стихотворение "Парус" было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В "Парусе" нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.: чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после. Краткий анализ стихотворения «Парус» Лермонтова отражает его идею: человеку свойственно рваться вперед, искать свое место, рисковать, любить, но обострение этих чувств особенно сильно в период жизненных невзгод. Попробуйте передать идею стихотворения, как вы понимаете её, чтением наизусть (1-2 учащихся по желанию). А теперь послушайте актёрское исполнение и объясните, какие чувства выразил чтец и как он относится к парусу. Обучающиеся смогут выявить идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус».
Сочинение на тему анализ стихотворения лермонтова парус
Cмысл стихотворения "Парус" Лермонтова | Какой Смысл | Вот стихотворение: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. |
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова | ^^^1 вариант анализа стихотворения (230 слов)Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году, в самом начале творческого пути Лермонтова. |
Анализ стихотворения «Парус» (М. Ю. Лермонтов)
Стихотворение «Парус» — образец раннего творчества М.Ю. Лермонтова, к которому сам писатель не относился довольно-таки серьезно, он даже не включил его в список избранных. Лермонтова » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Центральные символы стихотворения – парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути. ^^^1 вариант анализа стихотворения (230 слов)Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году, в самом начале творческого пути Лермонтова.
Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова
Однако в выборе между умиротворенностью и сильными эмоциями герой отдает предпочтение именно буре, ведь именно здесь пробуждается стихийность, сила, появляется восторг и восхищение природным хаосом. Паруса удачи. Медведев Резкий переход из одного состояния в другое, прием контраста морской туман и играющие волны; лазурная волна и золотой солнечный луч , антитеза родной край — страна далекая подчеркивают мятежность души героя, его активный поиск себя. Герой неутомим и не покорен судьбе, он одинок и свободен.
Гаврилова Данный анализ стихотворения Лермонтова «Парус» дает возможность почувствовать, что произведение и по сей день не теряет своей актуальности, в нем раскрывается тема души человека, поднимается тема поэта и поэзии, роли поэта в обществе. В то же время раскрывается проблема бунта против действительности, тревоги за свою будущность, вечной борьбы высокой, широкой души с окружающим миром. Похожие записи Стихотворение «Парус» было написано М.
Лермонтовым в 1832 г. В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.
Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии.
В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи строчки воссоздают предметный образ меняющуюся картину моря и паруса , а третий и четвертый - мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение.
Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса сменяет изображение надвигающейся бури. Парал лельно идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя. Одиночество гонимого странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и неприятием жизни.
Но мятежник хочет обрести душевный и нравственный покой в обновлении жизни, в перемене ее, в очистительной буре. Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и мучительные вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и жажда перемен, обновления - и заключается внутренняя напряженность стихов, сила их эстетического воздействия. Языковая изобразительность стихотворения определяется творческим замыслом поэта.
Важную роль играет слово одинокой. В нем совмещаются значения, соотнесенные с предметным рядом парус одинокой, т.
Таким образом, композиционная основа стихотворения «Парус» формирует образ одного пути, одного стремления, которое непрерывно движется вперед. Лермонтов использует приемы повествования, чтобы максимально передать красоту природы и ее взаимодействие с человеком, а также выразить философскую мысль о бесконечности жизни. Языковые и стилистические особенности Страницы стихотворения «Парус» полны ярких языковых и стилистических особенностей, которые делают его выразительным и запоминающимся. Одной из основных особенностей является использование образовательных описаний, которые помогают читателю представить героя и кратко рассказать его историю.
Например, второй строфе Лермонтов описывает старого моряка, его образные поступки и желание достичь Неизвестности. Поэт также использовал образы и символы для создания эффекта. Весь стихотворение можно рассматривать как символ путешествия человека через жизнь. Парус становится метафорой для скоротечности и непредсказуемости жизни, а «конец» паруса олицетворяет смерть. Лермонтов активно использует различные стилистические приемы, чтобы подчеркнуть свои идеи и создать эффект. Например, повторение фразы «И быстро путь блеснула…» в начале каждой строфы создает ритмичность и акцентирует внимание на быстроте и движении.
Помимо этого, поэт также использует множественные сравнения, метафоры и эпитеты, чтобы раскрыть красоту и величие моря и природы. Все эти языковые и стилистические особенности помогают создать эмоциональную атмосферу и передать глубокий смысл стихотворения «Парус». Языковые особенности.
В них аллегорически противопоставляются Москва «в краю родном» и Петербург «в стране далекой». Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью. Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье. В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова. Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет». Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения.
В последнем четверостишии наступает кульминация, которую можно назвать и развязкой: Лермонтов делает вывод: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой…» Жанр По принадлежности к роду литературы «Парус» можно рассматривать как сюжетную лирическую зарисовку или миниатюру. По литературному направлению — это романтизм. Жанр стихотворения можно определить, как элегия. Размер и средства художественной выразительности Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой АБАБ. Мужские рифмы чередуются с женскими. Строфа представляет собой четверостишие классический катрен. Лексика стихотворения нейтральная, содержит много существительных и прилагательных, при помощи которых автору удается создать яркие, образные объекты: «краю родном», «парус одинокий», «в тумане моря голубом», «стране далекой». Глаголы: «ищет», «кинул», «свищет», «просит» создают ощущение, что в стихотворении речь идет не про неодушевленный предмет, а живое существо, поскольку парус здесь соотносится с человеком. Из средств художественной выразительности использованы эпитеты: «парус одинокий», «струя светлей лазури», «в тумане голубом», «луч солнца золотой». Метафоры: «в тумане моря голубом». Олицетворения: «что ищет он», «что кинул он», «играют волны», «ветер свищет», «парус… просит бури». Антитезы: «ищет — кинул», «буря — покой». При помощи аллитераций «ч», «с», «т», «щ» создаются звуковые образы шума ветра, скрипа мачты. Проблематика и основная идея произведения Центральная проблема этого произведения — осознание и поиск собственного «я», своего места в этом мире, отказ от размеренной, предсказуемой жизни и смирения. В тексте звучит призыв не покорно следовать предначертаниям судьбы, а искать свою стихию, которая проявила бы в человеке яркую личность с активной жизненной позицией.
Анализ стихотворения «Парус»
Развитие поэтической мысли в стихотворении «Парус» своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Стихотворение «Парус» написано в духе романтизма и имеет такие черты направления, как мотив борьбы, противостояние обыденности, поиск идеала, изображение сильных чувств и эмоций героя через природную стихию. В философском стихотворении «Парус» поднимается одна из основных тем лермонтовской лирики — тема одиночества. Какова основная мысль стихотворения лермонтова парус? Ощутив своеобразие лермонтовского языка,ученики смогли правильно понять основную идею стихотворения «Парус»,увидели дух мятежной личности,жажду истины и деятельности,внутреннюю неуспокоенность. М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус» использует эпитеты, олицетворения и другие средства художественной выразительности.
История создания
- Мысль стихотворения парус лермонтова
- Какова основная мысль стихотворения "Парус" М. Ю.... -
- Тема и смысл стихотворения
- Лермонтов «парус»
- Лермонтов «парус»
- Тема и смысл стихотворения
Какова основная мысль стихотворения Парус
Образец романтического стиля в поэзии. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет. В своём письме к М. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника — у него родилось легендарное стихотворение. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту. Тема Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир.
Главная мысль — человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно. Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой — образ паруса — человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Жанр Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение — образец романтического стиля в русской литературе 19 века. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Что кинул он в краю родном?..
Это пейзаж, выполненный акварельными красками: на холсте изображено небольшое судно с парусом, которое попало в штормящее море. Критики признали иллюстрацию полноценным художественным комментарием стихотворной версии. Главная тема и идея Главный вопрос, который задает себе герой в строках, отражает вечный поиск самого себя: «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?
Измученный неопределенностью и желанием обрести стабильность, поэт выражает в теме произведения основные особенности человеческой натуры — страсть, тяга к опасному, любовь к приключениям и романтика. Всего этого нет в жизни молодого человека, а юность проходит безмятежно и однообразно. Все это и привело к внутренней мятежности и недовольству. Краткий анализ стихотворения «Парус» Лермонтова отражает его идею: человеку свойственно рваться вперед, искать свое место, рисковать, любить, но обострение этих чувств особенно сильно в период жизненных невзгод.
Молодой автор делает особенное ударение на том, что людям никогда не известно, что дано им во благо, а что — нет. Ключевой мыслью является неугасающая надежда, что все еще получится изменить. Большинство литературных критиков сошлись во мнении, что такое легкое, на первый взгляд, непринужденное и воздушное стихотворение передает очень пронзительный смысл и вызывает глубокие чувства. Наряду с изяществом и тонким слогом, присутствует поразительная сила, а в основу текста легли переживания, выраженные в личном дневнике Лермонтова, который он вел много лет.
Жанр и композиция Произведение образовано тремя строфами, их объединяет единый пейзажный мотив и внутренние волнения главного героя.
Звукопись стихотворения виртуозно передает шелест и плеск волн, резкий свист ветра, скрип мачты под его порывами. Размер стиха то замедляется, то становится порывистым, отражая динамику морской стихии и душевных движений лирического героя. В итоге всего в нескольких ярких образах Лермонтов сумел воплотить весь спектр романтических мотивов - тревоги, мятежа, жажды неизведанной высоты духа. Это подлинный лирический шедевр, насыщенный глубокими переживаниями.
Виднеющийся вдалеке белый парус очень точно проявляет чувства поэта. Он пытается найти далекий берег, на который он сможет-таки вступить твердой ногой и почувствовать, что это его пристанище. Только там он сможет спастись от неустойчивости моря. Строки этого стихотворения сплошь наполнены душевными переживаниями поэта, которые мы все так же ярко можем прочувствовать спустя две сотни лет… Общая характеристика творчества поэта Лермонтов возрастал в иное время.
Героическая эпоха русской истории миновала. Укреплялись центральные, помещичьи, чиновнические власти. Отношение человека 30-х годов к миру нельзя было выразить пушкинским языком. Художественные вкусы Лермонтова сложились в Московском благородном пансионе, в Московском университете, где интерес к философскому знанию преобладал над социально-политическими вопросами, где занимались философской эстетикой. В юности Лермонтов напитался идеями Шеллинга. Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта. Байрон и Руссо также были близки Лермонтову. Английский поэт не принимал лицемерия общественных установлений, поставив личность и общество во враждебные отношения. Что же касается Руссо, то Лермонтову наиболее близка руссоистская коллизия: природа — цивилизация, особенно в байроновском преломлении. Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать.
Лермонтов с раннего детства рос замкнутым ребенком, его не редко дразнили из-за броской необычной внешности и буйного характера. Кроме того, юный Лермонтов все больше обособлялся от общества своих сверстников, часто уезжая лечиться на Кавказ и меняя свое окружение. К семнадцати ситуация накалилась до предела: поэту пришлось расстаться со своей мечтой, бросить обучение в университете Москвы и переехать в Питер по настоянию бабушки. Все эти обстоятельства явились предтечей сложного душевного состояния юного поэта, которое нашло отражение в знаменитом стихотворении «Парус». Рассуждения поэта кажутся мудрыми, не по годам точными и лучше всего передают читателю сложный характер юного поэта. Стихотворение просто — в нем всего три строфы. Поэтом четко проведены грани между образом произведения и его лирическим героем. В то же время этот переход не заметен читателю. Образ одинокого парусника, будто бы сливается с героем произведения: две первые сроки описывают картину моря, а следующие продолжают описание человеческих чувств. Именно этот прием помогает Лермонтову добиться метафоричности произведения, заключить один образ в другом, при этом не соединяя их в одно целое.
Жизнь, в понимании поэта, предстает в образе моря, парус — в образе человека. При этом брошенный в «тумане моря голубом» парусник остается так же одинок, как человек, отдаленный от других людей в жизни: где-то в море есть еще парусники — где-то в мире есть люди, но в этот миг вблизи никого, в этот миг существует лишь одиночество. Лермонтов, продолжая играть взаимосвязанными образами «жизнь — море», задается в стихотворении философскими вопросами: чего ищет человек в мире, одинок ли он в своем поиске? Волнует поэта и другой вопрос: почему многие люди будь то отважные солдаты или неутомимые деятели искусства постоянно желаю пребывать в поиске неизведанного, сквозь бури и штор возвращаться в тихую спокойную жизнь, в которой находят ответы на свои вопросы и вновь стремиться назад, в неизвестное и опасное. Стихотворение является ярким примером пейзажно-символического произведения: душевное состояние лирического героя передается через состояние природы. В «Парусе» использована рифма, повторяющаяся через строку. Средства выразительности: повторы, с упором на вопросительные фразы что ищет? Читайте также: Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение 10 класс Динамику произведению придает наличие в нем глаголов, а противопоставление например, далекой — родном придает стихотворению насыщенность и образность, помогая читателю прочувствовать и глубже понять эмоции автора. Автор использует повторение определенных звуков для описания моря шипящих, для описания образа шума моря, бури. Темп замедляется в частях стихотворения с философскими вопросами, выводя их на первый план и оставляя на заднем плане картину окружающего мира, дополняющую проблему стихотворения, затронутую автором.
Все стихотворение в целом — личность Лермонтова: это он сам, вечный скиталец, чувствующий, думающий, живущий ярко, ищущий среди бурь свое место в жизни. Автор не указывает непосредственно на героя, об этом легко догадаться. Главная тема — одиночество и неудовлетворенность привычной обстановкой. Подобно парусу в безбрежном море герой покидает родной край с неосознанной жаждой поиска, не имеющего конкретной цели. В этом отразились ощущения Лермонтова, связанные с переездом в Петербург. Он кардинально поменял свою жизнь, не имея прочной опоры в будущем. Тяга к постоянной смене впечатлений, стремление вырваться из засасывающего темпа обычной жизни характерна для молодых людей. В душе Лермонтова это стремление значительно усиливалось благодаря творческой натуре поэта. Подобно неугомонному парусу, ему также хочется «бури» в спокойном море. Поэт желает энергичных решительных действий в условиях серьезной опасности.
Постоянное движение — неотъемлемая черта живущего полной жизнью человека. В нем заключается цель и смысл жизни. Движение само по себе, по Лермонтову, оправдывает человеческое существование. Достижение каких-то конкретных «земных» целей вторично по отношению к нему. В стихотворении возникает мотив гордого одиночества, который в дальнейшем будет серьезно разработан поэтом. Возвышение творца над толпой станет одной из основных тем зрелого творчества Лермонтова. Адаптации Один из наиболее известных романсов «Белеет парус одинокий» был написан в 1848 году композитором Александром Варламовым. По словам музыковеда Александра Майкапара, страстный порыв, ставший лейтмотивом произведения, был передан с помощью сопровождающей сочинение темпераментной ритмики болеро[14]. Кроме Варламова, к стихотворению «Парус» обращались также Антон Рубинштейн, написавший в 1849 году вокальный квартет, Владимир Ребиков, создавший мелодию для женского хора, и другие композиторы[15]. Художественные средства выразительности В анализе стихотворения Лермонтова одним из пунктов является перечисление использованных художественных средств выразительности.
Экспрессию в стихотворении усиливает использование таких средств как анафора, инверсия и синтаксический параллелизм. Яркость образам придают олицетворения, эпитеты и метафоры.