Фильм сделал известными на весь СССР как самого Гайдая, так и непутёвую троицу антигероев (Трус, Балбес и Бывалый). «Все значение фильмов Леонида Гайдая стало ясно значительно позже того момента, когда мы увидели «Операцию Ы», «Кавказскую пленницу» или «Бриллиантовую руку». Леонид Гайдай (справа) и оператор Игорь Черных на съемках художественного фильма Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Леонид Гайдай хотел снять фильм по книге «12 стульев» Ильфа и Петрова ещё во время работы над «Кавказской пленницей».
Гайдай Леонид Иович
Потом случайная встреча с приятелем, и как следствие того, нарушение данного десять лет назад зарока не брать в рот спиртного. Затем неожиданное свидание в городе Юсси Ватанена со своей старой подружкой. Однако билет оказывается потерянным. В поисках его герои попадают во множество занятных переделок, над которыми зритель веселится от души. Народная комедия с элементами абсурда от Леонида Гайдая с неподражаемым Юрием Никулиным. Отважный Шурик бросается спасать красавицу Нину из лап похитителей. Добродушная советская комедия в отреставрированной версии. Напомним , в Иркутской области создан первый в России онлайн-музей Леонида Гайдая, разработанный Автономной некоммерческой организацией «Центр развития кинематографии имени Леонида Гайдая». На интерактивном сайте размещена биография режиссера, информация о его семье.
В результате проб роли получил Юрий Яковлев. Лента стала лидером кинопроката и заработала приз на Фестивале юмора в Габрове. Фильм состоит из трёх новелл — «Напарник», «Наваждение» и «Операция «Ы», — объединённых одним героем, интеллигентным студентом-очкариком, которого в первом варианте сценария звали Вадик. Впоследствии было принято решение переименовать персонажа в Шурика. Комедия заняла первое место в прокате — за год её посмотрели почти 70 млн кинозрителей. Натурные съёмки проходили в Сочи, Баку и Туапсе. Вместе с Никулиным в фильме снялись его супруга Татьяна она сыграла экскурсовода, курирующего туристическую группу в Стамбуле и сын Максим, который был задействован в эпизоде «спасения» Козодоева с необитаемого острова.
Один из сценаристов сказал шепотом другому: «Тоже вариант», и лишь усугубил ситуацию. Романов в отместку решил положить фильм на полку. Но в понедельник Романов заявил, что картине присвоена высшая прокатная категория. Что же повлияло на его мнение? Оказывается, вечером в пятницу, когда в здании Госкино остался лишь дежурный, позвонил помощник Брежнева и попросил прислать на выходные на дачу генерального «что-нибудь новенькое». Дежурный днем отдыхал перед ночной сменой, о скандале не знал, и отправил комедию, которой публика еще не видела. Брежнев смеялся до слез, а потом позвонил Романову и поздравил с прекрасной работой. Леонид Гайдай снял очень легкую комедию про мужчину, из которого сделали сенсацию, обнаружив у него тридцать третий зуб. Один эпизод стал виной тому, что едва выйдя на экраны, фильм был запрещен к показу. Он потребовал выкинуть из фильма «Тридцать три» этот фрагмент, но Гайдай категорически отказался это делать.
Эти легенды именно что отражают отношение режиссера с критиками. Но вот то, что было не легендой, но теперь сенсация. ВГИК впервые выставил заявление самого студента Гайдая. Он просит не отчислять его, винится, что расслабился. Простили его то ли за талант, то ли за военные подвиги. Через несколько лет появилась дипломная работа, в которой принимал участие Леонид Иович «Душеньки-подруженьки».
Леонид Каневский предрек вечную жизнь фильмам Гайдая: «Это классик навсегда»
И многие детали гайдаевского «Орленка» относятся и к биографии реальной «Ласточки». Это такой концентрированный гайдаевский визуальный юмор: здесь есть и классические зрительные шутки, и смешные погони, и разрушение ожиданий, и гомерические гэги про Труса, Балбеса и Бывалого. А еще — крутой Юрий Никулин, который стал постоянным актером у Гайдая. Как, кстати, и Вицин с Моргуновым. В не меньшей степени Гайдай — настоящий автор, в том смысле, который подарили этому слову режиссеры французской «новой волны». Этот визуальный юмор Гайдая корнями уходит в фильмы Чарли Чаплина. На них во многом и вырос сам Гайдай. Режиссер, как пишут, пропадал в кинотеатре и смотрел именно его работы, а не условного «Чапаева». Я иногда его фильмы — они у меня все есть на видеокассетах — показываю французам, которые очень смеются, совершенно не зная языка и не понимая текста, — рассказывал композитор Александр Зацепин, который много писал для гайдаевских фильмов. Это как анекдот.
Рассказали — и все засмеялись. Если же история сложная, она тоже может быть и интересной, и смешной, но ее не сразу так ухватишь. Кстати, все фильмы Гайдая киноконцерн «Мосфильм» несколько лет назад выложил на YouTube. Там миллионы просмотров. Он экранизировал очень много русскоязычных авторов: например, «12 стульев» сняты по книге Ильфа и Петрова, «Иван Васильевич меняет профессию» — по пьесе Булгакова, «Не может быть! Гайдай решил экранизировать несколько произведений американца О. Генри — мастера короткого рассказа и неожиданных концовок. Так, например, Гайдай предпочел рассказы «Дороги, которые мы выбираем», «Вождь краснокожих» и «Родственные души». Интересно, что ни один из них не вошел в состав сборника Strictly Bussiness, у которого Гайдай позаимствовал название для своего фильма.
Источник: кадр из фильма «Деловые люди» реж.
В пятёрку лидеров вошла ещё одна успешная экранизация, осуществлённая Леонидом Гайдаем, — «Не может быть! Фильм базируется на трёх произведениях Михаила Зощенко — «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадьба». Изначально планировалось, что действие в ленте развернётся в 1970-х, но руководство «Мосфильма» не одобрило такой скачок во времени, побоявшись, что сатира слишком явно укажет на проблемы советской действительности. Тогда Гайдай вернул героев фильма в 1930-е. Изначально режиссёр утвердил Александра Белявского, но позже принял решение, что ярче в этом образе смотрится Арчил Гомиашвили. А вот озвучивал героя Юрий Саранцев — голос самого Гомиашвили можно услышать лишь в нескольких эпизодах. Фильм вышел в 1993 году и стал последним проектом Леонида Гайдая.
Воодушевленный фурором этой картины, в 1962 он поставил другой короткий метр — «Самогонщики». Завоевавшие народную любовь герои заняли ключевые роли и в лентах «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница». После были рейтинговые «Бриллиантовая рука», «12 стульев». Завершили фильмографию автора: «Опасно для жизни! С супружницей они провели всю жизнь, в браке появилась дочь Оксана. Сюжеты для киножурнала «Фитиль» Киножурнал из юмористических миниатюр «Фитиль» демонстрировали в кинозалах перед началом фильмов. Сюжеты высмеивали разные пороки советского общества: обличали карьеристов, бюрократов, взяточников и бракоделов. Леонид Гайдай срежиссировал 14 мини-комедий. В сюжетах обычно участвовали актеры из других его фильмов. Места, где снимал фильмы Гайдай Режиссер прославился тем, что всегда кропотливо подбирал декорации для натурных съемок. Не жалел времени на поиск действительно подходящих мест, не любил делать много съемок в павильонах. К примеру, кино «Иван Васильевич меняет профессию» начали снимать летом в Ростове: город под Ярославлем был выбран из-за находящегося там кремля. После съемки переместились в столицу: там создали знаменитую сцену, когда Иван Грозный осматривает владения с балкона и произносит коронное: «Лепота».
И даже спустя десятилетия его ленты пересматривают с такой же теплотой и восхищением. Гайдай подарил нам не только вечные фильмы, но и множество актеров, которые тоже навсегда вписаны в историю кино. Но он был прав, потому что он был гениальный режиссер! Он понимал, что главное в этом фильме — ритм!
100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. Повторить его успех больше никто не сумел
Знаменитые фильмы Леонида Гайдая | В 1949 году Леонид Гайдай поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, а после выпуска он снял вместе с Валентином Невзоровым свой дебютный фильм «Долгий путь». |
«Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая | Леонид Гайдай всю жизнь был в контрах с Эльдаром Рязановым. |
Ночь кино: открытие фотовыставки к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая на Страстном бульваре | В субботу, 4 февраля весь день в эфире Первого канала фильмы Леонида Гайдая. |
Жизнь Гайдая была не комедией | Леонид Гайдай провёл в Иркутске значительную часть своей жизни — рассказываем о том, как этот период повлиял на жизнь и творчество режиссёра. |
Жизнь Гайдая была не комедией
Также в экспозиции примет участие благотворительный фонд Юрия Никулина , директор организации пообещал предоставить для демонстрации личные вещи актера. Выставка будет интерактивной, ее посетители смогут погрузится в процесс создания известных фильмов Гайдая, начиная от написания сценария и заканчивая премьерой в кинотеатре, и принять участие в съемочном процессе. Также в честь юбилея режиссера в городе пройдут квизы, школьные диктанты и серия экскурсий «Иркутск кинематографический». Кроме того, объединение иркутских кинематографистов «ГайдайЦентр», занимающееся разработкой программы празднования юбилея, создало символику к дню рождения режиссера и готовит стикер-пак с его крылатыми фразами для мессенджеров.
Поработав, друзья пробуют спиртосодержащий продукт и, решив пошутить, кидают псу Барбосу сахар, смоченный в самогоне. Обиженный пес опрокидывает бутылки и ёмкости с зельем, вынимает змеевик из самогонного аппарата, и бежит с ним в пасти из домика в лес. Троица пускается в погоню за собакой. В конце концов, все вместе прибегают к отделению милиции, где самогонщиков арестовывают. Согласно сюжету, во время революции и последовавшего за ней краткого периода военного коммунизма многие прятали свои ценности как можно надёжнее. И вот Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший Старгородский предводитель дворянства и светский лев, а ныне — скромный делопроизводитель ЗАГСа, узнает от умирающей тёщи, что некогда она спрятала свои бриллианты и жемчуга стоимостью 150 тыс. Бросив всё, Воробьянинов отправляется на поиски стульев в Старгород, но тайну тёщи подслушал ещё и отец Федор, исповедовавший её и всю жизнь мечтавший о собственном свечном заводике в Самаре. Картина «Иван Васильевич меняет профессию» стала лидером советского кинопроката 1973 года — свыше 60 млн зрителей. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». YouTube Первый вариант сценария Гайдай писал под Юрия Никулина, который, прочитав его, наотрез отказался сниматься, мотивируя это тем, что год съёмок пропадет впустую, и фильм положат на полку. После отказа Никулина на роль царя пробовались 8 актёров.
Это один из примеров тех картин, которые советские режиссеры снимали с иностранными коллегами. Гайдай снял «За спичками» вместе с финном Ристо Орко. По сути, «За спичками» — всё тот же любимый комедийный Гайдай, но в контексте Финляндии. Это история про то, как в доме героя Ихалайнена закончились спички и теперь он не может сварить себе кофе, любимый финнами напиток. Потом Ихалайнен Евгений Леонов встречает старого приятеля, они вспоминают прошлое, выпивают… В общем, в тихой деревне закручивается история, которую сложно представить себе даже в Москве. Леонид Гайдай на съемках фильма «За спичками» Источник: Kinopisk. Но вряд ли вы почувствуете разницу. Финны в Петербурге, петербуржцы в Хельсинки — это знакомая история для всех, кто жил в тех краях в Советском Союзе. Сегодня, конечно, такое представить совсем сложно — от этого комедия становится и документом эпохи, правда, немного тоскливым. Но если приглядеться к его юмору, тут он ни сдал ни шагу. Тем не менее «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — работа, раскритикованная за неактуальность и старомодность. Не знаем, насколько вам интересно будет смотреть сегодня этот фильм, но здесь есть над чем подумать. Кроме интересной роли Дмитрия Харатьяна а это, пожалуй, еще не самые звездные годы его карьеры , Гайдай развенчивает стереотипы взаимоотношений между Россией и США. Он высмеивает всё, что может: мафию, КГБ, советскую тиранию. Эту картину Гайдая называют «последним хлопком» по советской цензуре. Леонид Гайдай, 1992 В начале 90-х Гайдай, которого уже смотрели просто потому, что это Гайдай, показал постсоветскому человеку, что ни в России, ни в США нет идеальной жизни — везде есть своим проблемы. История, которая закручивается вокруг важных переговоров двух держав, напоминает о том, как важно дружить. Конечно, «На Дерибасовской…» — продукт перестройки и эпохи 90-х и действительно может показаться неактуальным. Но значит ли это, что в нынешней эпохе дружить уж совсем невозможно? Однако Гайдая помнить будут, конечно, не за «Брайтон-Бич».
В результате проб роли получил Юрий Яковлев. Лента стала лидером кинопроката и заработала приз на Фестивале юмора в Габрове. Фильм состоит из трёх новелл — «Напарник», «Наваждение» и «Операция «Ы», — объединённых одним героем, интеллигентным студентом-очкариком, которого в первом варианте сценария звали Вадик. Впоследствии было принято решение переименовать персонажа в Шурика. Комедия заняла первое место в прокате — за год её посмотрели почти 70 млн кинозрителей. Натурные съёмки проходили в Сочи, Баку и Туапсе. Вместе с Никулиным в фильме снялись его супруга Татьяна она сыграла экскурсовода, курирующего туристическую группу в Стамбуле и сын Максим, который был задействован в эпизоде «спасения» Козодоева с необитаемого острова.
«Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая
Вход свободный. Начало в 15:30. Фото: uznayvse. В рамках празднования юбилея в Иркутской области пройдет 120 мероприятий. Об этом сообщает портала «Культура 38». Также планируется провести серию экскурсий «Иркутск кинематографический» и выставку «Режиссер Гайдай. Как он это делал? Посетители узнают, как создавались фильмы-легенды, от написания сценария до премьеры в кинотеатре.
В школах запланированы лекции «Крылатые фразы, или почему мы говорим цитатами из фильмов Гайдая».
Но вот то, что было не легендой, но теперь сенсация. ВГИК впервые выставил заявление самого студента Гайдая. Он просит не отчислять его, винится, что расслабился. Простили его то ли за талант, то ли за военные подвиги. Через несколько лет появилась дипломная работа, в которой принимал участие Леонид Иович «Душеньки-подруженьки». Его считают, пожалуй, единственным комедийным режиссером, чье кино можно назвать авторским.
Гордый младший брат сам и принес выпуск старшему, чтобы похвастаться, не понимая комичности ситуации», — со смехом рассказывает иркутский биограф и большой поклонник режиссера Илья Семенов. Нередко будущий режиссер смешил окружающих вполне сознательно. К примеру, когда добирался до своей школы на одном коньке.
Что он и делал, предварительно оседлав свой единственный оставшийся из пары конек. Этот нелепый «прокат» сопровождал оглушительный хохот одноклассников Леонида Иововича, — добавляет Семенов. Тут же неподалеку находился клуб, в котором Леонид Иовович впервые попробовал себя в качестве театрального актера. Сначала он нерешительно заглядывал в окна здания, где велись репетиции, потом все-таки переборол себя, зашел. Здание клуба, к сожалению, не сохранилось, зато в памяти его однокашников осталось воспоминание, как режиссер сразу взял в оборот смешного долговязого паренька с оттопыренными ушами, проча ему комическое амплуа на театральной сцене». Актером Гайдай, действительно, стал, отучившись в театральной студии при драмтеатре, а после успешно работал на сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова. Взрывным стало его появление в одной из комедийных постановок в качестве ребенка главной героини, когда Гайдаю пришлось заменить приболевшего подростка из труппы. Когда эта парочка, где «сынок» был в полтора раза выше «мамы», вышла на сцену — зал лежал. Однако эпизод перетянул на себя всё внимание зрителя, за общим сюжетом пьесы никто уже не следил, и режиссер волевым решением вернул роль предыдущему актеру. Леонид Гайдай.
Фото: live4fan. Особенно, когда в первые годы войны вчерашний школьник Гайдай в 1941 году устроился рабочим сцены в драмтеатр встретился с эвакуированным в Иркутск Московским театром сатиры. Общение с ведущими актерами и режиссерами страны, возможность наблюдать за работой труппы не прошли даром: Леонид Иовович знал наизусть все спектакли столичных артистов. Не только слова: интонацию, мимику, с которой произносилось каждое слово, — делится иркутский историк Иван Меньшов. Почувствовав потолок, он поделился с отцом и матерью своим желанием учиться на режиссера. Родители поддержали сына, отец даже захотел не только помочь с покупкой билетов до Москвы, но и пообещал на время учебы высылать небольшую сумму, чтобы Леонид не беспокоился о пропитании. Гайдай, дайте огласить весь список!
Несмотря на то что актеры любили хвалиться, что шутки в фильмах Гайдая — их импровизация, большинство из них были заранее прописаны и придуманы самим режиссером. Такой особый, слегка абсурдистский юмор был свойственен именно ему, например, когда в "Кавказской пленнице" голова у Труса поворачивалась на 180 градусов, а Балбес чесал себе пятку в положении лежа. И в каждом актере я вижу режиссера.
Все его персонажи похожи на него… А вот Леонид Иович умел показывать так, что на экране его ни в одной роли видно не было. Он влезал в шкуру персонажа и играл Нину, Шурика, Балбеса или еще кого-нибудь. Но это ведь непросто показать молоденькой 18-летней девочке, как ее героиня Нина должна посмотреть на Шурика? А Гайдай превосходно это делал", — вспоминала Наталья Варлей. Я знаю, что нужно делать актерам. Но я их не заставляю это делать. Если они сделают лучше, я им вообще ничего не скажу. А если сделают хуже или неточно, я поправлю Леонид Гайдай И хотя режиссеру удавалось растворяться в персонажах, есть распространенное мнение, что интеллигентный Шурик списан именно с него. Конечно, это не совсем так, но Гайдай использовал некоторые факты своей биографии. Например, сцена, где Шурик вызывается на все виды работ на стройке, вдохновлена армейским опытом режиссера.
Когда во время Великой Отечественной войны набирали солдат в действующую армию и объявляли виды войск: "Кто в разведку? По воспоминаниям постоянного композитора Гайдая Александра Зацепина, сначала в фильме планировались только две песни, но ему очень понравились стихи Леонида Дербенева "Остров невезения", и он быстро сочинил для них музыку. Гайдай не хотел включать третий музыкальный номер, опасаясь, что это нарушит ритм повествования. Однако Миронов ухватился за идею и поставил номер сам, Гайдаю осталось только включить камеру. Коротко и ясно Несмотря на то что режиссер отказался от стилистики немого кино, в новых приключениях знаменитой троицы по-прежнему было достаточно погонь и не так уж много диалогов. По отношению к последним Гайдай любил краткость и яркость. Персонажи должны были говорить емкими репликами, но так, чтобы каждая била наотмашь. О его любви к краткости шутили сценаристы Слободской и Костюковский — так родилась реплика Балбеса: "Короче, Склихасовский". На выставке в Иркутске представили костюм Гайдая, галстук Никулина и автографы актеров По мнению некоторых киноведов, в самый активный период своего творчества 1965—1975 годы Гайдай создавал альтернативную советскую действительность — яркую, позитивную, процветающую, как из рекламного проспекта. При этом другие видели в его картинах явные политические намеки.
Бриллиантовый режиссер. Невеселые повороты судьбы Леонида Гайдая
Режиссер Леонид Гайдай и актер Борислав Брондуков (справа) во время съемок комедийного фильма «Спортлото-82». Своё чувство юмора Леонид Гайдай унаследовал из семьи. Вы вряд ли сможете вспомнить фильма Леонида Гайдая без хотя бы одного кадра с котом: такая небольшая страсть была у режиссера. Леонид Гайдай нашел заметку о похищенной в Закавказье невесте и загорелся снять об этом фильм. В марафон фильмов Леонида Гайдая вошли его работы, отражающие разные этапы творчества и диапазон огромного таланта режиссёра. Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, имел тяжёлое ранение, после которого его комиссовали.
Leonid Gayday
- Леонид Гайдай гений эксцентрической комедии | Русский след
- Видео: почему комедии Гайдая будут смотреть и через 100 лет | Знаменитости с фото и видео
- Гайдай Леонид Иович
- Леонид Гайдай – биография, фото, личная жизнь, жена и дети, рост и вес | Узнай Всё
Леониду Гайдаю — 100!
Леонид Гайдай (справа) и оператор Игорь Черных на съемках художественного фильма Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Премьера советского комедийного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», снятого режиссером Леонидом Гайдаем, состоялась 23 июля 1965 года. Леонид Гайдай срежиссировал 14 мини-комедий. Режиссёр Леонид Гайдай снял этот фильм в 1973 году по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». – Гайдай приклеил в конце фильма кадры атомного взрыва – тут весь худсовет сошёл с ума, начал кричать: что это такое.
Гайдай Леонид Иович
В нашем рейтинге самых любимых картин «Мосфильма» — сразу пять работ режиссёра, причем четыре из них расположились с 1 по 4 позиции. Самым узнаваемым героем советского кино, также по результатам опроса нашего канала, стал Шурик, и узнавали его даже те, кто ни разу не смотрел эти фильмы. Также недавно совместно с компанией «Медиалогия» мы посчитали, что фраза «Надо, Федя, надо! В марафон фильмов Леонида Гайдая вошли его работы, отражающие разные этапы творчества и диапазон огромного таланта режиссёра. В программе первая комедия Леонида Гайдая — фильм о бюрократии «Жених с того света», который был подвергнут очень жёсткой цензуре и чуть не стоил режиссёру карьеры.
Тем не менее, Алов с Наумовым остались сотрудничеством довольны и мечтали снимать его во всех своих будущих фильмах.
Но желание делать свое кино у Гайдая оказалось сильнее. Речь, прежде всего, об Александре Демьяненко; молодой рабочий Митя — его первое появление на экране. Во время ночевки в разрушенной церкви он, репетируя речь для первого съезда комсомола, неожиданно, но как-то очень мягко и естественно разрушает четвертую стену, чтобы обратиться к «представителям грядущих поколений». Позднее, по другим поводам, но так же обаятельно, этот трюк будут проделывать герои Гайдая — взять хоть знаменитый призыв Жоржа Милославского хранить деньги в сберегательной кассе. Роль Фёдора исполнил актер Эдуард Бредун.
Сегодня это имя помнят немногие, но если ввести в гугле «спекулянт», первой же картинкой, которую предложит поисковик, будет кадр с Бредуном и Демьяненко из «Иван Васильевич меняет профессию» — хитроглазый мужчина распахнул пиджак, чтобы Шурик мог выбрать необходимые ему взамен перегоревших транзисторы. Карьера Бредуна складывалась нелегко и даже трагически, но ее совершенно точно нельзя свести к бессловесному мемному спекулянту. У того же Гайдая его можно увидеть и в «Не может быть! И еще одна во всех отношениях судьбоносная встреча. По дороге в Москву компанию делегатов сопровождает собака по кличке Брехун.
Судя по всему, это тот же пес Брех, который затем снялся у Гайдая в роли Барбоса. Если хотите, можете сравнить сами по форме ушей, клыков и т. А вот в «Самогонщиках» участвовал другой четвероногий артист — овчарка Рекс. Леонид Гайдай. К сожалению, чиновникам «не зашло»: фильм искромсали цензурные ножницы, сократив вдвое.
Но даже тот вариант «Жениха», что дошел до наших дней, безусловно впечатляет. Картина начинается с серии простых, но до сих пор работающих гэгов. Последние два слова неожиданно выкрикнуло радио, которое Петухов, диктуя приказ, зачем-то вертел в руках. Нет, не Утёсова, конечно, а товарища Фикусова Георгий Вицин , которому Петухов напоследок дает бюрократический мастер-класс, приучая верить не глазам или ушам, а исключительно официальным документам. Руководствуясь, видимо, тем же буквоедством, отвечая на телефонные звонки, герои неизменно произносят в трубку: — КУКУ.
И продолжают это делать, несмотря на то, что каждый раз после этого приходится уточнять: «Я не кукую, а сообщаю название учреждения». Но это только присказка. Петухов едет на вокзал, где нарывается на карманника, который втихую изымает у него все деньги и документы. Возмездие наступает незамедлительно: в следующей же сцене черный автомобиль сбивает вора насмерть. Прибывший на опознание Фикусов определяет в погибшем своего начальника, ориентируясь не на внешность, а на то, что в кармане у покойного лежит паспорт на имя Семёна Даниловича Петухова.
Проходит несколько дней, Петухов возвращается из отпуска и попадает на собственные похороны. Сцена прощания с крупным руководителем, явно не идеальным, но создавшим вокруг себя культ личности, в 1958 году должна была вызывать ассоциации с событиями пятилетней давности.
Но в том же году он восстановился и попал в мастерскую Григория Александрова.
В кино Гайдай начал работать еще во время учебы — он подрабатывал на съемочных площадках в качестве ассистента. А в 1955 году он получил роль в ленте Бориса Барнета «Ляна». Вскоре после окончания института Гайдая по рекомендации пригласили на студию «Мосфильм», где он снял свой первый фильм — драму «Долгий путь» по рассказам писателя Владимира Короленко.
Вскоре после этого начинающему режиссеру предложили поработать в жанре комедии, и к 1958 году закончил фильм «Жених с того света». Картину, которая высмеивала советскую бюрократию, подвергли цензуре и сократили с полутора часов до 47 минут. Это «Жених с того света» — вся переснятая, переозвученная, превратившаяся из полнометражной в короткометражку», — рассказывал Гайдай.
После «Жениха» Гайдай переключился физическую комедию, где юмор строится вокруг забавных телодвижений, клоунады, фарса.
Детство будущего режиссёра прошло в Иркутске, там же он открыл в себе любовь к кинематографу и лицедейству. В старших классах он посещал драмкружок и занимался игрой на балалайке в школьном кружке народных инструментов. Когда разразилась Великая Отечественная, Леонид едва успел окончить школу, и уже 23 июня, по примеру своих сверстников и вслед за братом Александром, пошёл записываться добровольцем на фронт, но получил отказ из-за возраста. После этого он устраивается разнорабочим в Иркутский драмтеатр, где в то время выступала труппа Московского театра сатиры, находившаяся в эвакуации.
Благодаря этой должности Гайдай получил возможность бесплатно посещать все спектакли, приобретя бесценный зрительский опыт, который пригодился ему в дальнейшем. Леонид рвался на фронт с самого начала войны, но поcле достижения им призывного возраста его отправили служить в Монголию, где будущий режиссёр объезжал лошадей, предназначенных для Красной армии. Однажды в часть, где служил Гайдай, приехал сотрудник военкомата. Самым пылким добровольцем проявил себя Леонид, бодро отвечавший «Я! Военкому пришлось осадить не в меру ретивого красноармейца: — Подождите вы, Гайдай.
Дайте огласить весь список. Фото: kinopoisk. Воевал он геройски: так, во время боя за деревню Енкино в ходе Великолукской наступательной операции советских войск, забросал гранатами огневую точку противника, уничтожив трёх немцев. За этот и другие подвиги Гайдай был удостоен медали «За боевые заслуги». Перед врачами и раненым бойцом встал тяжёлый выбор — попытаться спасти часть ноги или ампутировать.
Дальнейший ход лечения определил ответ Гайдая на вопрос о том, кем он хочет быть после войны.
К 100-летнему юбилею Леонида Гайдая в «Доме кино» бесплатно покажут его фильмы
Фильмы Леонида Гайдая не просто вошли в золотой фонд советского кино, они вошли сердца миллионов зрителей и останутся там навсегда. В сложнейшем жанре — комедии — Леонид Гайдай был настоящим мастером и лучшим представителем этого направления советского времени. О том, что Леонид Гайдай наш, амурский, большинство узнало только благодаря фестивалю «Амурская осень» и его бессменному «локомотиву» — глубокому знатоку кино Сергею Новожилову. А с учётом жанрового своеобразия и того факта, что комедии Леонида Иовича разобрали на цитаты, которые превратились в почти что народные поговорки, можно сделать однозначный вывод: фильмы Гайдая — это наше всё! Первый опыт Гайдая в кино прошел почти незамеченным у зрителя, как и его первая режиссерская работа — фильм «Долгий путь», снятый в соавторстве с Валентином Невзоровым по мотивам рассказов Владимира Короленко и вышедший 5 декабря 1956 года.
«Долгий путь» (1956)
- Бои с цензурой и актерской профнепригодностью
- В соцсетях выбрали лучшие фильмы Леонида Гайдая
- Что еще почитать
- {[ title ]}
- Исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая