В Русской православной церкви Крещение отмечают 19 января — ежегодно, в том числе и в 2025 году. Таким образом, подразумевается крещение посредством погружения в воду, а не просто кропление или обливание водой. У христиан есть определенная традиция пополнять запасы святой воды именно в ночь на Крещение.
Традиции и особенности праздника Крещения Господня
Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». В необходимости принятия святого крещения убеждать сейчас никого не надо. Для большинства россиян Крещение — это праздник, когда к церквям выстраиваются очереди с бутылками за святой водой, отчаянные моржи купаются в проруби, а некоторые просто принимают холодный душ и верят, что смывают с себя грехи. Что такое Крещение и для чего оно необходимо? Крещение Руси — это принятие Православного Христианства в качестве государственной религии на Руси, которое произошло летом 988 года (по современному.
Святое водное крещение
Накануне Крещения крестцы выпекали матери семейства — как правило, загадывая на благополучие домочадцев. Крещение Христово символизирует возрождение человека, его значение таково, что до четвертого века христиане праздновали Новый год в этот день. Крещение подразумевает смерть для греха, обновление жизни, соединение с Христом, принятие Святого Духа и становление частью Церкви Христовой. Начиная примерно с конца IV века, Крещение стало праздноваться отдельно. Крещение Праздник Богоявления или Крещения Господня христиане отмечают ежегодно 19 января. «иордань», обычно высекаемая во льду в форме креста.
Крещение в христианстве - значение символики
Начиная с конца IV века в разных местностях по-разному Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных их называли оглашенными , поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.
Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Иконография Крещения Господня На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.
Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу правую руку на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте. Особенности богослужения.
Святая Крещенская вода Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза.
Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления.
А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа. По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.
Народные традиции Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.
Богоявление тесно связано с этим событием. Фото: vk. История праздника Крещение Господне Крещение стали праздновать ещё при жизни апостолов, однако тогда этот праздник имел другое значение. Более того, в нём сочетались признаки сразу трёх современных праздников: Рождества, Поклонения волхвов и Крещения. Сначала это торжество называлось «Епифанией», что означает «Явление» по-гречески, затем — «Теофанией», то есть «Богоявлением». Признаки того, что Крещение и Рождество когда-то были единым праздником, сохраняются до сих пор. Например, у обоих торжеств есть Сочельник, или Навечерие, когда верующие соблюдают строгий пост. Праздник Крещение Господне стал самостоятельным примерно со второй половины V века, когда Рождество отделили от него и перенесли на 25 декабря по старому стилю.
Тогда же его начали называть Богоявлением, уже не относя это наименование к Рождеству. Отдельная история касается времени, когда освящалась вода. Сначала это делали только один раз, в полночь, затем перенесли эту традицию на Навечерие. Во второй раз её начали святить сначала в Иерусалимской церкви, поскольку, согласно обычаю, выходили на реку Иордан в память о Крещении Спасителя. Затем такой порядок распространился по миру, а Русская православная церковь его закрепила только в 1667 году. Традиции праздника Крещение Господне Самые главные традиции на Крещение Господне — это освящение воды и купание в проруби. Как уже сказано выше, воду святили дважды: сначала — в Крещенский сочельник, когда освящали воду в купели храма, а во второй раз — в сам праздник Крещения, когда святили воду в водоёмах — реке, озере или даже колодце. Во льду вырубали прорубь в виде креста или круга — иордань, рядом с которой ставили аналой и крест с ледяной фигуркой голубя как символ Святого Духа.
После этого люди из проруби набирали воду и обливали ею друг друга, некоторые купались, чтобы очиститься от грехов. Крещенская освящённая вода считается целебной, её хранят целый год до следующего Крещения и пьют натощак с молитвой. Служба в храме на Крещение Господне Обычно в храмах совершаются два богослужения 18 января, в Крещенский сочельник, и ещё одно — утром в день Крещения 19 января.
К середине IV века Богоявление у христиан заменило цикл языческих январских празднований. Что отмечали на Руси до Крещения Господня? Славянский праздник Турицы завершал Велесовы святки и был посвящен туру - могущественному животному, которое, по мнению древних славян, воплощало в себе силу богов Велеса и Перуна, олицетворявших небо и землю. Праздник Водокрес или Водокрещи, отмечавшийся сразу после Туриц, у славян был связан с богом-кузнецом Сварогом. Считалось, что в этот день в воду попадает иска божественного огня из кузни Сварога, в результате чего все водоёмы становились целебными. День накануне Крещения, Крещенский сочельник или Крещенский вечер, предусматривает соблюдение строгого поста. В этот день, как и в день перед Рождеством, в православной традиции есть можно только с наступлением вечера. Традиционным блюдом Крещенского сочельника является сочиво или кутья - зерновая каша с мёдом. В целом в Крещенский сочельник можно есть любые постные блюда. В Крещенский сочельник стоит воздержаться от ссор, конфликтов и разногласий.
А произошло это так. До тридцатилетнего возраста Иисус Христос жил со своей Матерью в небольшом городке Назарете, помогая престарелому отчиму Иосифу. Иисус почти ничем себя не проявлял как мессия, и люди считали его одним из детей Иосифа. Когда пришло время ему начать свое общественное служение, Бог повелел пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить в реке Иордан всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Тогда же среди прочего народа к Иоанну пришел и Иисус из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал, кто он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн как пророк ощутил его святость, безгрешность и превосходство над собой, поэтому он в недоумении возразил: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Этим он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а будущим христианам дал пример послушания воле Божией и смирения.
Не стирать, не ссориться, не окунаться: чего вы не знали про Крещение
Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно.
Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие — даже если никого из новообращенных нет в храме — сохранился. Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год.
И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие. Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни. Изначально она касалась только Иерусалимской церкви.
Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру. С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме — для «отгнания нечистой силы».
Но эта вода не становится другой с точки зрения биологических и химических свойств, объясняют служители Церкви. Даже в царские времена во время эпидемии постановили кипятить крещенскую воду.
То есть пить воду ни из освященных водоемов, ни из крана, если она грязная, не стоит никому. А в храмах для освящения выбирают лучшую доступную воду. В день Крещения и накануне в храмах освящают воду особым чином, который совершается только раз в году. Именно эту воду набирают прихожане и относятся к ней крайне трепетно, как к святыне. Но некоторые люди уверены, что «вечерняя» и «утренняя» вода имеют различную «энергетику».
Такие заявления глубоко чужды церковному вероучению. Чин освящения воды 18-го и 19 января одинаковый. А два их установили, потому что со временем прихожан стало так много, что освященной за один раз воды не хватало на всех желающих ее получить. Кроме того, простаивание в очередях за святой водой без религиозного смысла, без участия в литургии так называется главное христианское богослужение , исповеди и причащения называют не более чем верой в магизм и шаманство — в церковной традиции это считается язычеством. Важные дела Запрет на стирку и уборку тоже не связан с особыми свойствами воды.
В раннем христианстве в этот день крестили новообращенных. К этому празднику верующие готовились заранее и до Крещения спешили завершить важные дела. И сегодня перед важными праздниками верующие стараются закончить или отложить бытовые дела, чтобы посвятить это день богообщению. Но служители РПЦ объясняли, что никаких «запретов» на те или иные дела в обычный или праздничный день не существует. Просто предполагается, что верующие в этот день найдут время для молитвы и посещения богослужения.
Ни стирка, ни уборка, ни работа не помешают человеку, особенно если это делается из любви к семье и ближним.
При этом на вкус вода становится соленой, поскольку Иордан теперь не впадает, а вытекает из Мертвого моря. Крещенские феномены не дают покоя многим ученым. То, что свойства воды меняются, подтверждают приборы: «Было отмечено, что изменяется качество растворов на той дистиллированной воде, которая приготовлена именно в это время. Примерно на порядок увеличивается дисперсия показателей, в частности, электрохимических, по свечению воды. Эти аномалии отмечаются где-то с 16 по 20 января.
Это убеждает нас в том, что мы действительно имеем дело с физическими процессами», — говорят специалисты. Как окунуться в прорубь, чтобы не заболеть Прежде всего, стоит трезво оценить свое состояние и не подвергать, в случае сомнений, организм шоку. Но уж если решились во что бы то ни стало окунаться, нелишним будет помнить об основных советах, которые из года в год повторяют врачи. Снимайте одежду непосредственно перед тем, как окунуться — не мерзните раздетыми перед водой. Не стойте долго голыми ногами на льду. Зайдя по колено в воду — умойтесь.
Погружайтесь медленно. Постарайтесь находится в ледяной воде не более 10 секунд. После того, как вылезли, сразу же хорошо разотритесь и быстро одевайтесь. Ни в коем случае не «согревайтесь» алкоголем перед нырянием, это опасно для здоровья. После купания зайдите в теплое помещение и выпейте горячего чаю.
Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея, И причудливо стелются тени, На снегу под ветвями чернея.
Замело чаши леса метелью, - Только вьются следы и дорожки, Убегая меж сосен и елок, Меж березок до ветхой сторожки. Убаюкала вьюга седая И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной, неподвижный и белый. Спят таинственно стройные чащи, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели потоки. Тишина, — даже ветка не хрустнет! А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Тишина, — а, быть может, он близко... И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги.
В дальних чащах, где ветви как тени В лунном свете узоры сплетают, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают. Огонек из лесной караулки Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона Господня, Тихо блещет звезда, как живая. А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне 19 января 1973 г. Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа.
В течение жизни всего человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений… И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством.
Традиции и особенности праздника Крещения Господня
А неверующим людям на Крещение, как и в любой другой день, можно есть что угодно, а количество тарелок на столе — четных или нечетных — никак не сможет повлиять на их жизнь. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. это другой праздник? Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Купание на Крещение набирает популярности не в целях духовного очищения, а как процесс закаливания. Что такое крещение, зачем оно на самом деле нужно, в чем суть крещения ребенка?
Святое водное крещение
Раньше этого правила активно придерживались, но сейчас Крещение не является государственным праздником с отдельным выходным, поэтому в будни соблюдать такое указание будет трудно. Краткий рассказ о том, что такое крещение и как к нему подготовиться. Вот история зарождения праздника, но если совсем кратко, не вдаваясь в подробности, то Крещение – христианский праздник, появившийся после крещения Иисуса Христа в реке Иордан. После того, как Иисус принял крещение, небеса разверзлись и снизошел Святой Дух в виде голубя. Крещение Господне: краткая история. История Крещения Господня берет начало с Иоанна Крестителя. Согласно легенде, тому было видение, что следует начать служения Богу.
Крещение Господне: что нужно знать о святой Крещенской воде и Сочельнике
Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» по-гречески, — «Явление» , позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант — «Теофания» то есть «Богоявление». В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство — наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах. В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении. Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.
Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными — с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.
Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника.
Проблема в том, что учения языческих философов давно перекочевали в религиозные догматы. Как недавно писал один церковный автор: «Большинство существующих на сегодняшний день религий и духовных традиций уделяют основное внимание душе человека и Богу. Плоть рассматривается в них как нечто второстепенное, малозначительное и преходящее. По своей сути, религия - это более учение о жизни после жизни, о посмертии, но не о жизни земной...
Что ж, вполне само разоблачительные слова. Действительно, религия под видом «подвигов духовных» фактически проповедует ненависть к плоти. А это является прямым противоречием Учению Христа. Как мы помним, Иисус никак не отвергал буквальные, материальные, телесные нужды людей. Иисус исцелял больных буквально.
И кормил голодных Иисус хлебом буквальным. Учение Христа — это учение о вечной жизни людей в буквальных телах на буквальной земле, превращенной в буквальный рай. Именно таков смысл самого пришествия Господа на землю в буквальном человеческом теле, как Сын Человеческий. И во Втором Пришествии, как все хорошо знают, Иисус придет сюда, на землю, к буквальным людям. И они увидят Его буквально, как Сына Человеческого.
Священное Писание четко свидетельствует, что и жители небес обязательно имеют и будут иметь каждый свое тело. Без тела нет личности. Апостол пишет: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет подобно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все». Человек всегда останется телесным. Вечную жизнь, которую Бог подарит верующим во Христа, эту вечную жизнь Бог подарит людям с буквальными, физическими телами.
Мертвые воскреснут буквально, в буквальных телах. Люди будут жить вечно в новых, обновленных телах. Когда мы на Вечере воспоминания принимаем от хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Иисуса, тогда мы тем самым показываем, что верим Господу Иисусу, Который Сам страдал буквально, в теле, и Который подарит нам вечную жизнь в буквальных телах. И мы благодарим Его за это. Точно такое же значение имеет и буквальное крещение водой.
Крещение буквальной водой, и одновременно вера в некую не буквальную душу, в жизнь без тела - представляет собой полный абсурд. Оная вера содержит в себе глубокое внутреннее противоречие. Не понимают религиозные люди, что самим Своим повелением о буквальном хлебе и вине, и о буквальном крещении водой, Господь Иисус четко пояснил, что вечная жизнь, которую Он подарит верующим в него — будет буквальной, телесной, физической. К сожалению, это мало кто видит. А потому и немногие вообще понимают, что значит быть крещенным во имя Господа Иисуса Христа.
В Евангелии от Марка написано: «…И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». От Марка, 16:15-16. У читателей данного текста как бы естественным образом складывается впечатление, что крещение водой необходимо для спасения; и что не крещенный не спасется. И хотя вторая половина стиха говорит лишь о вере, не упоминая крещение, однако формулировка текста сама собой наводит на мысль об исключительной роли водного крещения.
Для религиозных организаций эти слова из Евангелия от Марка служат руководством к действию, точнее — руководством к обману людей. Крещение рассматривается как пропуск в жизнь вечную. Есть крещение — будет жизнь. Нет крещения? Тогда - вечная гибель.
Так учит религия. Мыслящие верующие долго не могли понять причину этого противоречия. Ведь мы помним, что разбойник на кресте получил спасение без крещения. Также имеются и другие места в Евангелиях, когда Господь говорил грешникам: «Ныне пришло спасение дому сему», - говорил тем, которые не были крещены. Луки 19:9.
Луки 7:50. Так получилось, что полностью снять сию проблему помогла Библейская наука. Сравнительно недавно Библеистика опубликовала информацию, что данный текст является позднейшей вставкой в Священное Писание. И хотя для рассудительных верующих основным доказательством истинности Библейских слов, является Дух Священного Писания, - именно поэтому духовные верующие не считали крещение непременно обязательным для спасения, - все-таки, сведения о том, что Господь Иисус не говорил того про крещение, что сегодня написано в Марка 16:15-16, пришлись весьма полезной информацией. Слава Богу!
Связывать спасение человека с определенной, пусть и важной буквальной церемонией, значит, преуменьшать возможности Бога. Спаситель, Христос-Господь может спасти любого человека, находящегося в любом положении. Крещение должно быть. Речь идет о том, что крещение отнюдь не является перво важнейшим и перво решающим фактором, способствующим спасению. Священные Писания четко и конкретно поясняют, что и крещенные могут получить осуждение, а не крещенные - спастись.
Утверждать, что не крещенный непременно погибнет, значит — противоречить Священному Писанию, и Господу Иисусу Христу. Религия влезла и в Евангелие от Матфея. На основе этих слов религии повсеместно крестят «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но это — не правильно! Креститься нужно во имя Иисуса Христа.
Крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа», есть крещение в религию. Все религии крестят в религию. Православные — в православие. Протестанты — в свои организации, католики — в католицизм, и т. А во Христа не крестит никто.
Христос этих слов не говорил. Имеются древние манускрипты, позволяющие считать, что Господь сказал: "... Крестя их во имя Мое... Или: «Идите и во имя Мое делайте учениками все народы... Как-то так.
В зависимости от перевода словесная формулировка может несколько отличаться, но смысл везде один. Слова «во имя Отца и Сына и Святого Духа» отсутствуют везде. Такова позиция науки.
Ведь это очень серьезные, очень пугающие слова! Христианство опирается на них, как на незыблемую скалу! Все остальные: верующие в Кришну, Шиву, Вишну, в Будду, Моисея, в Аллаха и пророка его Магомета, все поклоняющиеся Солцу, Огню, духам природы, - всё не-христианское человечество обречено на вечные муки ада. Ещё раз приведём эти слова: "Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет... И где это написано? А что, если Марк этого... Блаватская, убедились, что в Евангелии от Марка нет приводимых стихов!
И было от чего. Ведь это был всего лишь 1881 год. Церковь ещё была достаточно сильна, и её карающий меч мог зависнуть над головами смелых исследователей, исповедующих христианскую веру. Если бы учёные бесстрашно сказали правду миру, христианская религия испытала бы мощнейшее веропотрясение! И как же вышли из создавшейся очень нелегкой ситуации учёные, жаждавшие во что бы то ни стало докопаться до истины и теперь уже державшие на своей ладони эту долгожданную истину, готовую произвести в христианстве взрыв неимоверной силы?! Что же победило в искателях правды? Или страх?
Но это ли в нем главное? Журналист Zakon. История праздника Крещение, или по-другому Богоявление, Феофания, берет свое начало в Священном писании, где описана следующая сцена. Иисус Христос пришел к реке Иордан и принял крещение от Иоанна Предтечи. В момент свершения таинства сошел Святой дух в виде голубя и послышался голос Бога: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение". Кстати, этому событию посвящена известная картина художника Александра Иванова "Явление Христа народу". Дата По словам протоиерея, руководителя отдела по связям с общественностью Православной Церкви Казахстана Александра Суворова, в стародавние времена Рождество и Крещение праздновались в один день: "Потому что и в первом, и во втором случае имеется богоявление. В первом случае бог явился плотью в мир, а во втором — бог показал себя, как троица. По старому стилю Крещение празднуется 6 января, по новому — 19-го". Обязательно ли окунаться в ледяную воду Как отметил Суворов, купание к проруби — скорее, народная традиция, вроде рождественской елки. Она не является ни канонической, ни догматической, поэтому необязательна к исполнению. Более того, детям, старикам и людям со слабым здоровьем крайне не рекомендуется нырять в ледяную воду. Святая вода Великое освящение воды совершается дважды — в сочельник Крещения, то есть 18 января, и в сам день Крещения. Эта вода считается святой, особой и называется Великая агиасма. Мы задали протоиерею вопрос, можно ли набирать святую воду из-под крана, как это делают многие верующие. Оказывается, можно, но есть один нюанс: "Все зависит от глубины веры. Господь освящает все естество. Кто-то может набрать воды после полуночи и дома, кто-то решит пойти за ней в храм. В любом случае, крещенская вода хранится в течение года, не портится.