Новости бухарские евреи

Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет. Президент Конгресса бухарских евреев России и СНГ Яаков Левиев выразил благодарность Льву Леваеву за его усилия по сплачиванию бухарско-еврейской общины. Здесь покажут предметы быта, изделия ремесленников, уникальные исторические документы и фотографии, которые должны дать представление об истории и культуре бухарских евреев. Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож.

Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан?

Национальный вопрос в Советском Союзе был одним из главных факторов его крушения. Все призывы КПСС об интернационализме лишь усиливали сопротивление малых наций. Они вызывали страх русификации и поглощения великой русской нацией. Но видимо и в национальном вопросе бывают свои решения и свои пути сохранения на бытовом и национальном уровне, теплых дружественных отношений, исключающих межнациональные противоречия и конфликты. Яркий пример Швейцария. Четыре разных национальности проживают в одном государстве и никогда не было межнациональных трений. В стране утверждены четыре государственных языка французский, немецкий, итальянский и старый романский язык.

Все офицеры армии обязаны знать четыре языка. Пример бухарских евреев в Узбекистане также поучителен. Свыше тысячи лет живут бок о бок евреи и узбеки в одном государстве, в Бухаре в одном городе и никогда не было между ними конфликтов. Обе нации, евреи. Следовательно, мировой опыт показывает, что в многонациональных странах можно создать такой механизм сосуществования и культурного сотрудничества различных наций, которые исключает межнациональные конфликты. Но как евреи оказались в Центральной Азии, в такой дали от их этнической родины?

Бухарские евреи В 586 г. Иерусалимский храм, святая святых иудеев, был разрушен, его сокровища увезены в Вавилон. Иудейское царство перестало существовать. Произошло массовое изгнание иудеев из Иерусалима и других городов и сел страны. В Вавилон были уведены ремесленники , ученые люди, купцы, вероятно коло 50 тыс. Очилдыев "Пленники Навуходоносора".

Нью-Йорк 1998 г. Священный город Иерусалим лежал в руинах, заросший дикими травами. Переселенцы расселялись компактными группами, автономно , что позволило им сохранить язык, традиции, веру , образ жизни и быстро размножаться. Среди иудейских пленников сильна была надежда на скорое возвращение на родину. Однако, пророки ориентировали своих земляков на долгие годы проживания на чужбине. Со временем сыны Израиля хорошо обустроились, многие достигли больших успехов, накопили немалые богатства.

Оказавшись рядом с Вавилоном, городом торговцев, многие из них быстро богатели посредством торговли и приобрели большое влияние в придворных кругах мировой державы. В 539 г. Вавилон пал. Он был завоеван персидским царем Киром. Он был провозглашен царем Вавилона. Теперь евреи оказались подданными нового государства-Персии.

Всем евреям он разрешил вернуться на родину. Но некоторые предпочли остаться. Персия стала мировой державой и это предоставляло еврейским торговцам огромные возможности как для торговли так и продвижения по службе. Часть из них потянулись в Среднею Азию, которая привлекала своими плодородными землями, обилием воды, развитым животноводством, умеренным климатом. Первое еврейское поселение здесь появляется в Балхе. В течении нескольких последующих веков Балх становится самым крупным центром еврейской общины в Средней Азии.

Постепенно евреи стали расселяться и по другим крупным центрам этого региона. Вскоре еврейские поселения появляются в Согде. Они постепенно ассимилировались с ираноязычными племенами Хоросана и иранский язык стал для них родным. Но сохранилась их вера-иудаизм, их поклонение Сиону, образ жизни, мечта когда-нибудь вернуться на историческую родину. Будучи разбросанными по многим странам евреи стремились сохранить этническое единство и не вступали в брачные отношения с другими нациями. Тем самым они сохранили свою этническую идентичность.

Видимо первые еврейские поселенцы стали переселяться в Бухару еще в VII в. Они бежали сюда вместе с иранскими беженцами и обосновали здесь свои кварталы. Говорили они на пехлеви, являющимся официальным языком Сасанидов, с диалектом древнего согдского языка. Позже в Бухаре был создан новоиранский язык- дари и они быстро освоили его, но сохранили элементы пехлеви. Поэтому их язык является смесью древнеиранского языка ахеменидов, пехлеви и дари, с элементами тюркского языка. Он стал основой современного таджикского языка.

Поэтому истинные таджики, живущие в северных районах Афганистана и Пакистана, говорят на совершенно иных языках, местных диалектах, их три - каратегинский, являющийся бадахшанским наречием, дарвазско-ваханский и шугнанский. Бухара, завоеванная арабами, ставшая столицей централизованного государства саманидов, а позже караханидов, ануштегенидов хорезмшахов стала практически второй родиной евреев. Они развивали торговлю, ремесленничество. Отсюда они начали расселяться по другим городам Туркестана. Их общины с синагогами появляются в Шахрисябзе, Ширабаде, Гиссаре, Самарканде. Новая группа евреев прибыла в Бухару по инициативе Тимура.

Рассказывают, что в Ширазе Иран Тимуру преподнесли в подарок шелковую ткань необыкновенной красоты. Он заинтересовался мастерами, изготовившими ее. Оказалось, что мастерами были евреи. На приглашение властителя новой империи переселиться в Бухару еврейские ремесленники поставили одно условие: они переселятся, если это будет разрешено сделать одновременно десяти семьям, так как "по их законам молитву можно читать с участием не менее десяти взрослых мужчин". Тимур согласился. В Бухару переселилось десять семей искусных красителей.

В начале 20-го века были очень популярны имена Амнун и Тамар. Как выяснилось, это герои романа "Ахават Цион" Любовь в Ционе средневекого еврейского писателя Авраама Мапу, произведение которого стало доступно бухарско-еврейскому читателю благодаря переводу Шимона Хахама основоположника литературного языка бухарских евреев. Или еще один пример: после посещения еврейской общины Самарканда миллиардером бароном Эдмондом Ротшильдом в 1882 году, родители, желающие своим детям богатства и славы, стали нарекать своих детей его именем, правда, в своём произношении, Рошель в персидских языках сочетание одновременно двух согласных невозможно. С профессором Альбертом Хромовым и востоковедом из Дании Уллой Томпсон Список ее научных трудов очень обширен, а темы затрагиваемые в них энциклопедичны и разноплановы. Одно вытекает из другого. Надо просто любить то, чем занимаешься. Тогда можно легко «объять необъятное». Белые пятна Хана Даниэлова продолжает поиск, изучены тысячи документов и артефактов, работает в библиотеках и хранилищах США, Европы и Ближнего Востока, но в истории бухарских евреев все еще остается много белых пятен и потерянных страниц. Не освещены отдельные периоды их проживания на территории Средней Азии и Израиля Эрец Исраэль , не исследован до конца язык как литературный, так и разговорный.

Недостаточно описан этнографический материал этого уникального этноса. Не изучена литература, написанная на "форси" так назывался язык местного населения квадратным шрифтом. Много таких рукописей в архивах в АН Таджикистана, они ждут своего исследователя. Церемония вручения диплома PhD. Иерусалимский университет Институт Бен-Цви в Иерусалиме занимается исследованием восточных общин, в том числе, и бухарских евреев. Но исследователей в этой области, по словам ученого, не так много. В Израиле это Гиора Фузайлов специалист по истории нескольких волн репатриации и "Шхунат а-бухарим", кварталу в Иерусалиме, который, кстати, построили богатые купцы из Средней Азии. Историк Маркиэл Фазылов специалист по истории бухарских евреев Самарканда , Давид Калонтаров, который собирает и публикует материал об участии бухарских евреев во 2-ой мировой войне, Зоя Аршавская — занимается описанием архитектуры синагог и особняков бухарских евреев. Литература Опыт и знания скрупулезно собранные профессором научных трудах, из частичек утерянных во времени обычаев, языка и фольклора, начинают самостоятельную жизнь в художественных и публицистических произведениях, литератора, члена Союза писателей Израиля.

Хана Толмас опубликовала более 12 книг, они востребованы и читаемы, а антология - «Бухарские евреи. Прозвища» стала домашней энциклопедий для многих семей страны. Самым маленьким исследователь, в соавторстве с Маркиэлом Фазыловым, своим нынешним мужем подарила сборник «Легенды и сказки бухарских евреев». Согдиана Хана Даниэлова - председатель созданной вместе с единомышленниками в 2016 году, Международной ассоциации творческой интеллигенции «Согдиана», которая объединяет деятелей из сфер науки, культуры и искусства — выходцев из Таджикистана, Узбекистана и стран СНГ. Ассоциация занимается вопросами развития межкультурного диалога, поддержки талантливой молодежи. Публикуем книги, создаём фильмы о писателях, художниках, музыкантах, кухне бухарских евреев и др. Проводим международные конференции, издаём сборники докладов конференции, связанные с историческим и культурным наследием нашего народа и проводим многие другие мероприятия. Таким образом, стараемся по возможности сохранить богатое прошлое для потомков», - говорит она. Ассоциация рассматривает возможность, проведения совместных «круглых столов» в режиме онлайн и реального времени, с участием студентов, писателей, поэтов и художников, расширения туристических обменов, содействия связям образовательных и исследовательских учреждениями стран Средней Азии и Израиля.

Две Родины… Вернутся ли евреи, в Таджикистан? Миграция евреев за многие века жизни на чужбине не стала эмиграцией, осваиваясь на новых землях, принимая язык и культуру коренного народа, они сохраняли верность исторической родине — Израилю, который многие поколения даже не видели, и идея возвращения стала для всего народа национальной доктриной, религиозной заповедью. В своих исследованиях и общественной жизни Хана Толмас не раз обращалась к теме возможного возвращение бухарских евреев на свою малую Родину — Таджикистан и страны региона, страны которые стали их Родиной более чем на 1000 лет, где похоронены их предки, остались синагоги. С семьей Фото их семейного архива «Вернутся ли евреи в Таджикистан или Узбекистан? Мы, международная ассоциация творческой интеллигенции «Согдиана», задавали это вопрос, когда проводили опрос общественного мнения, однозначных ответов — нет. Это и понятно мы буквально недавно в историческом плане обрели свою Родину.

На выставке представлено около 200 предметов. Часть из них экспонируется впервые. Посетители увидят образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. В инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи, использованы элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века. Купить билет можно на сайте музея.

Кульмос указка для чтения Торы. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. XIX в. Бекасаб тканье из шелковых и хлопковых нитей , ситец, тесьма. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи.

«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее

История Бухарских Евреев. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций". Фотографии из репортажа РИА Новости 02.03.2023: Выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия. В Еврейском музее и центре толерантности открылась масштабная выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций", сообщает пресс-служба институции. Торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», состоялось 2 марта 2023 года. Заключительное мероприятие проекта «Традиционные бухарско-еврейские дома и махалли: документация и руководство по сохранению».

В Петербурге состоялся съезд бухарских евреев

Выставочное пространство напоминает узкую улочку и передает атмосферу жаркого восточного города. Уверен, что наша солнечная и яркая экспозиция станет радостным и приятным культурным событием Москвы». Борух Горин, председатель правления Еврейского музея и центра толерантности: «В первую очередь я хотел бы выразить благодарность кураторам выставки Григорию Казовскому и Борису Хаймовичу, которые много лет по крупицам собирают историю бухарских евреев... Возможно, не все присутствующие знают, но у евреев принято читать по одной главе из Торы в неделю, чтобы за год уложиться во все 54. И это дает основание соотносить содержание глав с текущими событиями нашей жизни. Иногда это бывают удивительные совпадения, а иногда я сам ищу какие-то зацепки, особенно в период торжественных событий. Так вот, нынешняя недельная глава рассказывает о храмовой утвари и одежде, часть из которых исчезла еще при разрушении Первого Храма примерно 2600 лет назад, когда Навуходоносор, разрушив его, угнал евреев в Персию. Спустя время кто-то из них вернулся, был второй Храм, но многие евреи так и не возвратились в Израиль, а остались в других странах. История бухарских евреев отчасти связана с историей персидских — они стали настоящим оазисом аутентичной, самобытной еврейской жизни и традиций в Центральной Азии. Сложно представить другой пример народов, который за 25000 лет, живя вне своей родины, смог бы так сохранить воспоминания о своем происхождении. Для бухарского еврея в XXI веке, живущего в Нью-Йорке, Вене, Иерусалиме или где-то еще, совершенно очевидно, что его предки — Авраам, Исаак и Иаков, он прослеживает свою родословную вглубь тысячелетий.

И это понимание гораздо шире нашей выставки, это наша жизнь. Потому что обстоятельства, через которые прошли евреи, не располагают к разговорам о вечности, но эта история бухарских евреев дарит надежду — все пройдет, а традиции, культура, имена, все то, что составляет цивилизацию этого малого субэтноса, сохранятся навсегда». На выставке представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии.

Однако, мусульманские власти приняли ограничительные правила, запрещающие евреям проживать за пределами еврейского квартала, еврейские ворота и магазины должны были быть построены ниже, чем у мусульман.

Евреи должны были носить черную шапочку и подпоясываться верёвкой. Показания еврейских свидетелей в суде не были действительны для мусульман. Налоги, которыми облагались евреи, были непомерны. В то же время другой еврейский поэт, писавший на фарси, Элиша Бен Шмуэль Рагиб Самарканди написал поэмы «Шахзаде и суфий» и «Сокровищница советов». Известны также имена поэтов Узбек и Соломон.

Всех поэтов в то время называли общим именем «моллах» ученый. Они разрабатывали в персидских поэмах еврейские сюжеты, а кроме того, изучали персидскую поэзию. Их поэмы были записаны еврейским шрифтом, и теми же письменами они транскрибировали для бухарских евреев персидских классиков: Низама, Гафиза и других, а также переводили персидскими стихами еврейские стихотворения, например, поэмы Исраэля Наджары. Ему также принадлежат и поэмы «Пуриминаме» Книга Пурима , «Мунаджатнаме» Книга уединённых молитв и другие. Устные и письменные предания бухарских евреев сохранили свидетельства о принятии евреями мученической смерти за отказ отречься от иудейства.

Такими источниками являются поэма Ибрахима ибн Абул-Каира «Ба ёди Худойдод» или «Худойдоднома» «Памяти Худайдата» или «Книга о Худайдате», начало XIX века в период правления эмира Масума и рассказ о сброшенных с минарета знатных евреях Бухары, отказавшихся принять ислам. К еврейским семействам, обращенным в мусульманство «анусим», принужденные , закреплялось неприятное прозвище «чала», в переводе на русский язык — «ни то, ни сё». Их жизнь превращалась в сплошной ад, население относилось к ним с презрением, в брак с ними узбеки не вступали. Евреи от них тоже отказывались, и им приходилось жить вдали от всех, в специально отведенных кварталах, расположенных вокруг еврейских махаллей кварталов. Новообращенные мусульмане вступали в брак с персидскими рабами.

В первой половине XIX века произошло новое массовое обращение, что значительно увеличило численность общины анусим. Вот, например, такое свидетельство: «Чала ходят в мечеть, будто молятся, и вообще проделывают всё, что полагается мусульманам, ибо за ними следят соседи. Взаперти же у себя дома они в строжайшей тайне чтут субботу , молятся под покровом ночи по еврейскому обряду Единому Богу и вымаливают себе у него прощение в невольном прегрешении. Беда, если кто-либо узнает и выдаст: вероотступников немедленно казнят через повешение, а раньше свергали с высокой башни на съедение собакам». Бухарские евреи по мусульманскому праву имеют статус зимми, по которому их нельзя было заставлять принимать ислам, однако это часто нарушалось в периоды подъема фанатизма, что часто сопровождалось еврейскими погромами.

По мнению бухарских евреев, проживающие в Ходженте Ходжанд , Самарканде, Каттакургане, Хиве и других городах Центральной Азии, многие группы мусульман узбеков и таджиков происходят от обращённых в ислам евреев. Так, в Ходженте часть мусульман ещё в начале XX века говорила на еврейско-таджикском языке. Он застал бухарских евреев в состоянии полного невежества, равнодушными в соблюдении Закона. Приняв участие в религиозной службе, он обнаружил, что она уже далека от той, которую проводят европейские евреи, а в Торе, хранившейся здесь, не хватает двух книг. Рав Йосеф Маман произвел переворот в религиозной жизни Бухары, открыв первую ешиву , школу шохетов см.

В результате векового обучения по ним, к началу XX века бухарские евреи забыли персидскую литургию и, приняв сефардскую , были уверены, что происходят, подобно Маману, от испанских изгнанников 1492 года. Одним из лучших учеников основанной раби Маманом ешивы был Пинхас Акоэн Рабин 1786-1858. Он возвысил Имя Вс-вышнего, когда, по приказу Эмира был сброшен с минарета Килан, самого высокого здания Бухары, — и чудесным образом остался в живых. С тех пор эмир и мусульманские мудрецы стали почитать его святым, а евреи стали называть его Пинхас Агадоль. Пинхас Агадоль был и главой ешивы, и шохетского комитета, и раввинского суда.

К середине XIX века в Бухаре и окрестностях проживало около 2500 еврейских семей, занимаясь торговлей, земледелием и ремеслами. Они обязаны были нашивать на одежду кусок старой ткани в знак отличия их от мусульман. Евреи видели в русских освободителей и при всяком случае усердно помогали им.

Небольшая часть осела в Аргентине и Бразилии, а большинство — в США, где к началу 1970-х их количество достигло тысячи. США находятся сегодня на втором месте в мире после Израиля по числу бухарских евреев — 25 тыс. Несмотря на то что в Соединенных Штатах их меньше, чем в Израиле, они до последнего времени были более активны, так как туда прибыло большее количество образованных и состоятельных, сумели быстро организоваться, создав свои общинные, религиозные и культурные центры.

Среди них отметим Бухарско-еврейский раввинский совет, Американскую организацию бухарских евреев — ветеранов войны, Бухарско-еврейский спортивный клуб, танцевальные и музыкальные ансамбли, а также четыре театра "Возрождение" и "Бухара на Гудзоне", Театр Ильяса Малаева, Театр-студия , где ставят спектакли в основном на бухарско-еврейском языке. Несмотря на то что большинство диаспоры живет, как и прежде, общинами, под влиянием внешних условий их внутренний семейный уклад быстро меняется. Особенно интенсивно этот процесс протекает у молодежи, которая здесь, так же как и в последние 50 лет в Средней Азии, предпочитает карьеру в бизнесе или в сфере образования. Вообще в Соединенных Штатах бухарские евреи считают светское образование большей ценностью, чем в Израиле. Поэтому много молодежи учится в вузах. Опасаясь, что эти молодые люди утратят связь с традициями народа, в 2000 году развернула свою деятельность вышеупомянутая организация "Ор Авнер".

Ее главная задача — создание для них религиозной системы образования. С общинами бухарских евреев США тесно связаны общины Канады, куда отдельные семьи приехали в 1960—1980-х годах, а основная масса эмигрировала из Израиля и США позднее. К концу минувшего века там их оказалось около тысячи. В некоторых городах, особенно в Торонто, они уже наладили общинную жизнь, открыли свою синагогу, в которую был передан один из шести древних свитков Торы, вывезенных в сентябре 1999 года руководством Конгресса бухарских евреев США и Канады из Узбекистана с согласия президента этой страны И. Канадские организации бухарских евреев объединились с аналогичными структурами США в 1999 году на общем съезде. Европа Первым европейским городом, в котором поселились бухарские евреи, стала Москва, где община начала формироваться еще в последней четверти XIX века, когда в город прибыли представители их крупных торговых фирм, закупавшие мануфактуру у местных текстильных фабрикантов и продававших им хлопок.

В советское время они обосновывались и в других городах европейской части СССР. В 1989 году там проживало 1 546 человек в том числе 1 407 в России и 110 на Украине. Сегодня основная их часть около 1 000 чел. Из стран Западной Европы они сначала появились во Франции. После Октябрьской революции, в 1920-х годах, туда прибыло еще несколько десятков человек, а к 1940 году их насчитывалось, в основном в Париже, около двухсот. Часть из них успела до прихода нацистов эмигрировать в Лондон.

Четверть оставшихся погибла в Аушвице, однако большинство спаслось: их представителю Асафу Ачильдиеву удалось убедить немцев в том, что они иранцы, верующие в Моисея. После Второй мировой войны во Франции осталась небольшая часть бухарских евреев. Многие уехали в США, Израиль и в другие страны. В Центральной Европе они сегодня живут в основном в Вене. Первые три семьи из Средней Азии остались в этом транзитном тогда городе на пути из СССР в Израиль в конце 1973 года, узнав о трудностях абсорбции и войны Судного дня. Сегодня же более 350 семей бухарских евреев, примерно 2 тыс.

В 1981 году с помощью движения "Хабад" они основали религиозную школу Талмуд-Тору. В 1970-х и 1980-х годах они посещали синагоги ашкеназов в Вене, однако в 1988-м, подобно своим собратьям в США и Израиле, начали строительство собственной. В 1992 году ее открыли.

В одной из них выставлены свадебная простыня чойшаб, желтое полотнище с цветастым орнаментом, обрывающимся со стороны ног: считалось, что, будь композиция замкнута, это могло бы помешать счастью молодоженов и, в частности, продолжению рода. Бухарских евреев как этнолингвистическую группу на выставке представляют через дом, костюм, свадьбу, профессии, синагоги помимо утвари здесь показывают изданную в Польше таблицу шивити, или, как пишут в зале, лубок с популярным и в синагогах, и в домах сюжетом о жертвоприношении Исаака и магию с амулетами, — параллелью всему этому тянется линия таймлайна, обозначающая вехи общинной жизни в Средней Азии.

Тексты и архивные источники не менее важны, чем декоративно-прикладное искусство, хотя именно оно через эффектную инсталляцию с бухарским домом с резными дверями, колоннами и резным потолком, с развешанными возле всего этого яркими бухарскими халатами в экспозицию втягивает. Сколь бы ни казались похожими эти одежды на традиционные среднеазиатские, в них есть существенные отличия. Например, именно бухарские евреи в отличие от местных мусульман многое шили из шелка: шелк и ввозили, и изготавливали в самой общине, а у каждой женщины должно было быть шелковое платье. Знаменитые синие ткани, ценившиеся и мусульманами, красили только в еврейской общине живописные «Красильщики» Елены Коровай из Нукусского музея, которых нет на нынешней выставке, но привозили в 2017-м в Пушкинский музей, отражают как раз этот обычай. А расцветки тканей с доминантой желтого и зеленого цветов или с рисунком в клетку использовались именно бухарскими евреями: среди развешанных в музейном лобби халатов есть один в желто-зеленую клетку.

В Центре толерантности открылась выставка, посвященная бухарским евреям

Бухарцев интересовали слухи о правовых ограничениях, действовавших в стране в отношении евреев, и возможность въезжать в пределы империи. Ответ был вполне успокаивающий, и некоторые из бухарских евреев, поверив, отправились с товаром в российские города. Поэтому, когда началась война России в Туркестане, симпатии евреев в Средней Азии были на стороне России. Но не одним хлопком жили удачливые предприниматели. Тогда же открываются еврейские школы и гимназия. Все говорило об укреплении позиций бухарских евреев в Туркестане. И он был не менее суров к бухарским евреям, чем к другим народам СССР. После образования Хорезмской, Туркестанской, Бухарской советских народных республик, вошедших в состав советской России, сюжет строительства национальной культуры обрел отчетливый атеистический привкус. Началось в 1922 году с запрета использовать иврит в еврейских школах. Тогда же, после окончания нэпа, начинается конфискация у населения золотых и серебряных вещей.

А дальше была война… Впрочем, этот раздел выставки акцент делает на другом — на людях, которые вопреки всему хранили традиции. Среди самых поразительных фотографий — снимок пожилой пары на фоне футляра с Торой. Среди представленных вещей можно увидеть похожий футляр для свитка Торы, украшенный некогда щедро бархатом, шелком, золотым шитьем. В нем семья с XIX века хранила свиток Торы. Рядом — кульмос, указка для чтения Торы, дошедшая до нас из 1913 года. Серебряная рука и палец, указывающий на букву. Такие лубки были почти в каждом доме бухарских евреев. Красивое блюдо для мацы и сито для ее выпекания… Хочется спросить, что же дальше, но у выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» открытый финал. То, с какой любовью и бережным вниманием она сделана, — свидетельство продолжения жизни, свидетельство общности бухарских евреев, давно разбросанных по миру.

Это история о том, что любовь, традиция и книга способны преодолевать века и расстояния. Сами вещи — материальные свидетельства жизни бухарских евреев, собранные вместе, дают надежду, что эта натура жива.

Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму. Презентация именно этого феномена — сохранение собственной идентичности и культурного своеобразия в контексте культур окружающих народов на протяжении всего исторического пути бухарских евреев — станет главной темой выставки.

Фото агентства «Москва» В проекте «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», который в Еврейском музее сделали кураторы Григорий Казовский и Борис Хаймович, объединено около 200 предметов — от религиозной утвари до одежды и архивных документов. В основном это вещи конца XIX — начала XX века, собранные в экспедициях и хранящиеся в Музее истории евреев в России, с которым готовили выставку. Но, кроме того, экспонаты из Этнографического музея, Фонда Марджани и частных собраний. Когда во второй половине XVIII века возникли Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства, на территории этих государств бухарская еврейская община была самой многочисленной. Предположительно еврейский квартал в Бухаре появился еще двумя столетиями раньше. В конце XIX века Бухарский эмират попал под протекторат завоевывавшей Среднюю Азию России, когда потом на эти территории пришла советская власть, в 1920-м арестовали и расстреляли последнего еврейского калонтара старосту, занимавшегося вопросами управления, суда и ведавшего сбором податей , общины ликвидировали, а имущество тех, у кого было что забрать, национализировали. На сделанном Прокудиным-Горским в Самарканде снимке за столом сидит учитель в окружении мальчишек.

Надо просто любить то, чем занимаешься. Тогда можно легко «объять необъятное». Белые пятна Хана Даниэлова продолжает поиск, изучены тысячи документов и артефактов, работает в библиотеках и хранилищах США, Европы и Ближнего Востока, но в истории бухарских евреев все еще остается много белых пятен и потерянных страниц. Не освещены отдельные периоды их проживания на территории Средней Азии и Израиля Эрец Исраэль , не исследован до конца язык как литературный, так и разговорный. Недостаточно описан этнографический материал этого уникального этноса. Не изучена литература, написанная на "форси" так назывался язык местного населения квадратным шрифтом. Много таких рукописей в архивах в АН Таджикистана, они ждут своего исследователя. Церемония вручения диплома PhD. Иерусалимский университет Институт Бен-Цви в Иерусалиме занимается исследованием восточных общин, в том числе, и бухарских евреев. Но исследователей в этой области, по словам ученого, не так много.

В Израиле это Гиора Фузайлов специалист по истории нескольких волн репатриации и "Шхунат а-бухарим", кварталу в Иерусалиме, который, кстати, построили богатые купцы из Средней Азии. Историк Маркиэл Фазылов специалист по истории бухарских евреев Самарканда , Давид Калонтаров, который собирает и публикует материал об участии бухарских евреев во 2-ой мировой войне, Зоя Аршавская — занимается описанием архитектуры синагог и особняков бухарских евреев. Литература Опыт и знания скрупулезно собранные профессором научных трудах, из частичек утерянных во времени обычаев, языка и фольклора, начинают самостоятельную жизнь в художественных и публицистических произведениях, литератора, члена Союза писателей Израиля. Хана Толмас опубликовала более 12 книг, они востребованы и читаемы, а антология - «Бухарские евреи. Прозвища» стала домашней энциклопедий для многих семей страны. Самым маленьким исследователь, в соавторстве с Маркиэлом Фазыловым, своим нынешним мужем подарила сборник «Легенды и сказки бухарских евреев». Согдиана Хана Даниэлова - председатель созданной вместе с единомышленниками в 2016 году, Международной ассоциации творческой интеллигенции «Согдиана», которая объединяет деятелей из сфер науки, культуры и искусства — выходцев из Таджикистана, Узбекистана и стран СНГ. Ассоциация занимается вопросами развития межкультурного диалога, поддержки талантливой молодежи. Публикуем книги, создаём фильмы о писателях, художниках, музыкантах, кухне бухарских евреев и др. Проводим международные конференции, издаём сборники докладов конференции, связанные с историческим и культурным наследием нашего народа и проводим многие другие мероприятия.

Таким образом, стараемся по возможности сохранить богатое прошлое для потомков», - говорит она. Ассоциация рассматривает возможность, проведения совместных «круглых столов» в режиме онлайн и реального времени, с участием студентов, писателей, поэтов и художников, расширения туристических обменов, содействия связям образовательных и исследовательских учреждениями стран Средней Азии и Израиля. Две Родины… Вернутся ли евреи, в Таджикистан? Миграция евреев за многие века жизни на чужбине не стала эмиграцией, осваиваясь на новых землях, принимая язык и культуру коренного народа, они сохраняли верность исторической родине — Израилю, который многие поколения даже не видели, и идея возвращения стала для всего народа национальной доктриной, религиозной заповедью. В своих исследованиях и общественной жизни Хана Толмас не раз обращалась к теме возможного возвращение бухарских евреев на свою малую Родину — Таджикистан и страны региона, страны которые стали их Родиной более чем на 1000 лет, где похоронены их предки, остались синагоги. С семьей Фото их семейного архива «Вернутся ли евреи в Таджикистан или Узбекистан? Мы, международная ассоциация творческой интеллигенции «Согдиана», задавали это вопрос, когда проводили опрос общественного мнения, однозначных ответов — нет. Это и понятно мы буквально недавно в историческом плане обрели свою Родину. Но, думаю, если со временем условия позволят, возвращение возможно. В истории известно, когда на протяжении веков восточные евреи переселялись, шли по Великому Шёлковому пути, оставались жить там, где люди к ним хорошо относились.

Многие приезжали в Среднею Азию за лучшей жизнью, другие были вынуждены бежать от насилия и войн. Мир сегодня изменился, границы государств стираются, люди живут в одном месте, а работают в другом. Однозначно могу сказать - многие наши бизнесмены готовы работать в Таджикистане, создавать там предприятия и инвестировать в его экономику», - рассказывает исследовательница.

Выставка об истории и культуре бухарских евреев открылась в Москве

Россия 24» на канале «Россия 24» в хорошем качестве и бесплатно. О причинах этого явления и о судьбе бухарских евреев мы поговорили с хазаном Ново-махаллинской синагоги Бухары Лазарем Боруховым. Впервые история и культура бухарских евреев показана как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Вот почему евреев Центральной Азии в основном называют бухарскими евреями. Здесь покажут предметы быта, изделия ремесленников, уникальные исторические документы и фотографии, которые должны дать представление об истории и культуре бухарских евреев.

Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев

Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож. Фотографии из репортажа РИА Новости 02.03.2023: Выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия. Эта тесно спаянная община бухарских евреев ведет свою историю с момента своего изгнания из Иерусалима 2,5 тысячи лет тому назад. Бухарские евреи принадлежат к еврейской диаспоре.

Выставка "На перекрестке цивилизаций" рассказывает о евреях Средней Азии

Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле.

Главная Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» Масштабный совместный проект Еврейского музея и Музея истории евреев в России представляет историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», состоялось 2 марта 2023 года. На выставке даты проведения с 3 марта по 18 июня 2023 года посетители смогут совершить историческое и культурно-этнографическое путешествие по разделам «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». На выставке представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии.

Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций.

Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел.

Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле.

В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий