Новости 1654 год воссоединение украины с россией

После воссоединения Украины с Россией в 1654 на Украине сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, продолжал действовать местный порядок судопроизводства. Украина была присоединена к Русскому царству в 1654 году.

«Украина» Богдана Хмельницкого: что с ней было не так

С 1654 по 1667 год шла третья война, теперь уже за земли левобережной Украины. Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское. Воссоединение Украины с Россией (1654 год). Воссоединение Украины с Россией вызвало смятение польских феодалов и привело в ярость крымского хана.

Вхождение Украины в состав России

8 января 1654 г. состоялась Переяславская рада, понимаемая с советских времён как «воссоединение Украины с Россией». в 1654 году - в Переяславе, городе в Слободской, или Левобережной Украине - состоялась тайная рада гетмана Богдана Хмельницкого с полковниками и есаулами малороссийского казачества. 370 лет назад, в 1654 году, Украина вышла из состава Речи Посполитой и присоединилась к России. тэги: богдан хмельницкий, воссоединение, переяславская рада, россия, рф, украина.

Равноправие и автономия

  • Вхождение Украины в состав России 1654 г, этапы кратко (Таблица)
  • События истории России за 1654 год
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины

Взаимное непонимание

  • Предварительный просмотр:
  • «Украина» Богдана Хмельницкого: что с ней было не так
  • Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение / ИА REX
  • 18 января в 1654 году Переяславская Рада одобрила решение о воссоединении Украины с Россией

Воссоединение России с Россией

Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким. Ряд одержанных казаками над польским войском побед позволил им заключить с Варшавой Зборовский мирный договор , предоставивший Войску Запорожскому автономию. Вскоре, однако, война возобновилась, на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком.

В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, вновь уже в третий раз [2] обратился к русскому царю с просьбой помочь Запорожскому казачеству. Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Московскому Царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору. А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали.

Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил.

И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди. И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять… Переяславская рада Памятный знак на памятнике Льву Николаевичу Толстому, сделанному скульптором Г. Новокрещёновой в 1958 году.

От писателей Украины к писателям России в ознаменование 300-летней годовщины объединения двух стран После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство 8 18 января 1654 г. Основная статья: Переяславская рада Переяславский договор После отъезда из Переяслава царской делегации во главе с Бутурлиным казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов Мартовский статьи , который привезли в Москву в марте 1654 г.

Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами [2]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, состоявший из 23-х статей, заключавших права достаточно широкой автономии.

Эти условия упоминаются в истории как «Мартовские статьи», «Статьи Богдана Хмельницкого», «Переяславские статьи». Почти все просьбы были удовлетворены царем и Земским Собором 27 марта 1654 год , о чем были составлены соответствующие документы. Последствия Что получили малороссийские «черкасы»?

По «мартовским статьям», Украина включалась в состав Русского государства. Украинская местная администрация признавалась органом Русского государства и выполняла распоряжения царского правительства. Царь осуществлял свою власть на Украине при помощи гетмана, воевод, полковников и других представителей местной власти.

Белоруссия и Россия. Минск, 1978. Барсуков А. Род Шереметевых. Воссоединение Украины с Россией: 1654-1954. Сборник статей. Грушевський М. Х: Роки 1657-1658. Заборовский Л.

Костомаров Н. Исторические монографии и исследования. Мальцев А. Новосельский А. Очерк военных действий боярина Василия Петровича Шереметева в 1654 г. Исследования по истории эпохи феодализма. Соловьев С. Warszawa, 1931 - 37. Korzon T.

Dzieje wojen i wojskowosci w Polsce. Epoka przedrozbiorowa. Krakow, 1912. Литература современная. Диссертации: Бабулин И. Борьба за Украину в гетманство И. Выговского: военные события 1658-1659 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Курбатов О.

Реорганизация конницы на материалах Новгородского разряда 1650-х -1660-х гг. Монографии и статьи. Бабулин И. Князь Семен Пожарский и Конотопская битва. Санкт-Петербург: Общество памяти игумении Таисии , 2009. Хованского и битва при Полонке 18 июня 1660 г.

Восставшие состояли преимущественно из казаков, а также из мещан и крестьян. Ожидая поддержки от Московского государства, гетман Хмельницкий пишет письмо царю Алексею Михайловичу.

Письмо Хмельницкого царю Алексею Михайловичу Письмо Богдана Хмельницкого, посланное из Черкас царю Алексею Михайловичу, с сообщением о победах над польским войском и желании запорожского казачества перейти под власть русского царя. Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце милостивий пане и добродию. Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста.

Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким. Ряд одержанных казаками над польским войском побед позволил им заключить с Варшавой Зборовский мирный договор , предоставивший Войску Запорожскому автономию.

Вскоре, однако, война возобновилась, на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, вновь уже в третий раз [2] обратился к русскому царю с просьбой помочь Запорожскому казачеству. Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Московскому Царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору. А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати.

А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил.

А что, Россия была страной, свободной от угнетения? Незадолго перед тем, в 1649 году, Уложением царя Алексея Михайловича в России были полностью закрепощены помещичьи крестьяне. Уже скоро, через два десятилетия, это породило грандиозный крестьянско-казацкий мятеж под предводительством Степана Разина. Так что для Украины это была лишь смена одного гнёта на другой. За одним исключением: Россия была единоверной, православной страной. Поэтому от религиозного гнёта Украина всё-таки избавлялась, что, собственно, и обусловило выбор Хмельницкого. Ну а название знаменитой картинки Переяславской рады, приводимой во всех учебниках — «Навеки с Москвой, навеки с русским народом!

Во-первых, таких слов на Раде не говорилось. Да и слова «навеки с русским народом» были бы просто абсурдны в устах украинцев того времени, которые все считали себя русскими. Более того, в понятиях того времени именно украинцы и были русским народом, а русские были народом московским. Казачество ещё не было всей Украиной Прежде всего, надо разобраться с социальным устройством Украины тех лет. К середине XVII века там сложилось два политических класса. Один — магнаты и шляхта, то есть крупные и мелкие землевладельцы, паны, владевшие крепостными крестьянами и холопами. Они были католиками, даже те, кто происходил из украинского то есть русского народа, и входили в правящий класс Польши. Другой — вольное казачество Запорожское, в значительной степени составленное из бежавших от панского гнёта крестьян. В казацкой среде уже имелось сильное расслоение, там выделилась казацкая старшина, мечтавшая сравняться со шляхтой своими привилегиями.

Родичi Родины

ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654 в 1654 году - в Переяславе, городе в Слободской, или Левобережной Украине - состоялась тайная рада гетмана Богдана Хмельницкого с полковниками и есаулами малороссийского казачества.
Воссоединение Украины с Россией XVI-XVII вв. *) Историческая справка Переяславская рада, собрание представителей украинского народа, принявшее решение о воссоединении Украины с Россией, была созвана гетманом Богданом Хмельницким 8 (18) января 1654 года в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий).

Предварительный просмотр:

  • Воссоединение Украины с Россией
  • Другие материалы
  • Воссоединение Украины: переход Украины в Российское подданство
  • 55. Воссоединение Украины с Россией. 1654 г.
  • Переяславская Рада

«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа

Творчество украинских писателей, композиторов, художников развивалось под непосредственным влиянием русской культуры, которая, в свою очередь, обращалась к творчеству украинского народа как к источнику новых тем, сюжетов, образов. Памятник великим русским патриотам Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве создал украинец Мартос, а памятник великому украинскому полководцу Богдану Хмельницкому в Киеве создал русский скульптор академик Микешин. Эта дружба находила себе серьезную поддержку у вождей революционного движения — В. Ленина и И. Сталина, разоблачавших буржуазный национализм. Слова В. В июне 1917 г. После победы Октябрьской социалистической революции трудящиеся Советской Украины выступили одними из первых инициаторов создания единого союзного государства. В условиях советской власти дружба украинского и русского народов поднялась на новую, более высокую ступень, превратилась в мощную действенную силу, обеспечивающую непрерывный подъем и рост их экономики и культуры. В республике — 7 университетов, 144 вуза, 591 техникум, десятки тысяч школ.

Мудрая политика Коммунистической партии и Советского правительства дала возможность осуществить вековые чаяния украинского народа о воссоединении всех украинских земель в единой Советской Украине, которая является теперь одним из крупнейших государств Европы с населением более 40 млн. Дружба двух великих народов еще более окрепла и закалилась в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистских захватчиков, когда оба народа совместно защищали свою Родину от иноземных поработителей. Советская Украина понесла неисчислимые жертвы в этой войне. Вся страна помогала Украине. Развиваясь в братской семье социалистических наций, Советская Украина превратилась в могучую социалистическую державу. Под знаменем Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, под испытанным руководством Коммунистической партии украинский народ твердо и уверенно идет к коммунизму. Но исторические предпосылки объединения русского и украинского народов раскрываются в ряде предыдущих тем данного курса. Так, при изучении материала об образовании и развитии Киевского государства учащимся освещаются вопросы о происхождении и исторической близости трех славянских народов — русского, украинского и белорусского, обусловленной единством происхождения от одной древнерусской народности. Показывается, что в Киевской Руси, исторической колыбели русского, украинского и белорусского народов, зародилось сознание единства Русской земли, которое братские народы пронесли через все века своей истории.

Освещая историю происхождения и общий период в развитии трех братских народов в едином древнерусском государстве, учитель подводит учащихся к сознательному усвоению последующего развития, тесного единства и дружбы между этими народами. Общий период в истории трех братских народов обусловил их неразрывную близость, которая помогла им с большим упорством и самоотверженностью бороться против иноземных захватчиков за воссоединение. При этом учитель подчеркивает, что это привело к подчинению украинской народности литовскими, а затем польскими феодалами. Однако, несмотря на угнетенное положение, украинская и белорусская народности сохранили свои важнейшие признаки, одним из которых являлся язык. Общность происхождения двух братских народов и языковое родство определяли на протяжении всей истории теснейшую близость культуры и сознание единства русского и украинского народов. Учитель разъясняет учащимся, что среди трех братских народностей наиболее сильной была русская, процесс формирования которой шел более ускоренно, чем двух остальных. При этом надо отметить, что, находясь под иноземным гнетом, будучи разобщен экономически и политически, украинский народ не имел возможности в ту пору создать свое государство. Однако основой развития украинской народности являлись все более укреплявшиеся связи между отдельными частями украинских земель, хотя развитие их и тормозилось жестоким угнетением со стороны польских и литовских феодалов. Положительную роль в развитии украинского народа играли экономические и культурные связи украинских земель с Русским государством.

У русского народа украинский народ искал всегда и находил поддержку и помощь в борьбе против польско-литовских панов и турецких агрессоров. Публикуемые в настоящем сборнике документы относятся к первой половине XVII в. Документы могут быть использованы при подготовке учителя к урокам, с помощью которых он сможет более полно и убедительно осветить важнейшие вопросы изучаемой темы; при изложении материала на уроке как путем пересказа документов, так и путем чтения отдельных, особенно ярких отрывков, в виде иллюстраций к рассказу учителя. Документы могут быть использованы также и во внеклассной работе учителя по истории. Сборник, кроме того, призван помочь преподавателям истории расширить и углубить свои знания путем ознакомления с документальным материалом по вопросу о борьбе украинского народа за свою независимость и воссоединение с братским русским народом. В сборник включен ряд документов, характеризующих тяжелое экономическое положение Украины накануне освободительной войны, свидетельствующих о жестоком польско-шляхетском феодально-крепостническом гнете. Рассказывая о захвате польскими помещиками украинских и белорусских земель и угнетении ими населения, учитель использует указанные документы при подготовке к изложению нового материала, и на уроке, включая в свой рассказ отдельные, наиболее яркие, места из документов. Выжвы на коронного гетмана С. Выжвы, о том, как жестоко их избивали и наказывали слуги польского короля.

В документе приводятся фамилии горожан и описывается, какие тяжелые побои были им нанесены. Из документа явствует, что некоторым горожанам были перебиты руки и ноги, вырваны бороды, разбиты головы, других мучили до полусмерти. Однако документ написан трудным языком, в нем содержится много польских слов и по этой причине малоэффективен для иллюстрации на уроке. Учитель может использовать перевод, данный к этому документу, как при подготовке к уроку, так и для иллюстрации отдельных мест в классе. Это указ польского короля Владислава IV крестьянам каменецкого староства с требованием выполнять повинности и барщину черкасскому и каменецкому старосте К. В указе мандате говорится, что по полученным сведениям крестьяне не хотят выполнять панщину и повинности и тем приносят ущерб старосте и уменьшают доход польской казны. Король строго приказывал крестьянам прекратить бунты и заговоры, аккуратно отбывать панщину и всякие повинности, а тех, которые противоречат королевским указаниям, велел местным властям жестоко наказывать. В жалобе называются фамилии крестьян, которые были посажены в тюрьму, где их морили голодом, били, изучили и не выпускали до тех пор, пока не дадут согласия выполнять четырехдневную барщину, платить оброк и выполнять другие повинности, которых никогда не было в арендном контракте. Приводится ряд документов, которые учитель может использовать в рассказе о национальном и религиозном гнете и о поддержке русским правительством украинского православного духовенства, церквей и монастырей.

Епископ Исайя Копинский, обращаясь к митрополиту Московскому Филарету, пишет, что на Украине ослабела православная вера, духовенство преследуется, бедствует; что украинское духовенство не имеет ни от кого защиты и надеется только на бога и московского царя. В челобитной говорится о преследовании польскими панами православной веры, ограблении и разорении монастырей. Сообщается, в частности, что князь Еремей Вишневецкий отобрал у Густынского монастыря деревни и мельницы, землю, семена и т. В этом же документе отмечается, что на Украине введены нестерпимые налоги и притеснения, что только в текущем 1642 г. Обращаясь к русскому царю, просители указывают, что только от него они ждут помощи и поддержки. Таким образом, с помощью документов, учитель более полно и убедительно покажет учащимся, что польские паны, при поддержке Ватикана, насаждали на Украине католицизм, вводили церковную унию, проводили политику насильственного ополячивания украинцев. Говоря о притеснении польскими панами православного духовенства на Украине, учитель должен обратить внимание учащихся на то, что русское правительство оказывало помощь и поддержку украинскому духовенству. Для подтверждения этого приводится ряд документов. В царской грамоте указывается, чтобы монахи названного монастыря повсюду пропускались, без изъятия пошлин и без всякой задержки, а кто этого распоряжения не выполнит, тот будет наказан.

Кроме того, указывается, чтобы всем приезжающим давались подводы для переездов, сколько им нужно, и деньги на дорогу. В сборник включено много документов, характеризующих торгово-экономические и культурные связи украинского и русского народов, а также взаимную помощь украинского и русского казачества.

Воссоединение Украины с Россией Богдан Хмельницкий в 1648 году был избран гетманом Запорожского войска. Хмельницкий начал военные действия с войсками Речи Посполитой, которые продолжались с 1648 г. Война принесла значительный ущерб экономике, а также бедствия и страдания населению. Россия в данной войне оказывала Украине разные виды помощи: военную, дипломатическую и экономическую.

Во время войны Б. Хмельницкий неоднократно поднимал вопрос о воссоединении Украины и России. Замечание 2 1 октября 1653 года на заседании Земского собора было принято решение о воссоединении Украины и России. Законодательно присоединение Украины к России было оформлено в Переяславле в январе 1654 г. В марте этого же года были определены взаимоотношения сторон «Статьями Б.

Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Русскому царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г. Просьба Войска Запорожского о российском подданстве рассматривалась на Земском Соборе, состоявшемся в Москве 1 11 октября 1653 г.

Рассматривая просьбу, Земский Собор и царь понимали, что нарушение казаками клятвы верности польской короне является нарушением международных правил и традиций того времени и с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Однако русская дипломатия нашла выход из сложившейся ситуации. По мнению думных чинов, в связи с нарушением присяги польским королём Ян Казимир обвинялся в нарушении данной им присяги о веротерпимости , украинский народ освобождался от присяги королю и, следовательно, царское правительство принимало под свою защиту «вольных людей», а не бунтовщиков [6]. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору. А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали.

Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди. И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять… Переяславская рада Основная статья: Переяславская рада Памятный знак на памятнике Льву Николаевичу Толстому, сделанному скульптором Г. Новокрещёновой в 1958 году. От писателей Украины к писателям России в ознаменование 300-летней годовщины объединения двух стран После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство 8 18 января 1654 г.

Переяславский договор Основная статья: Мартовские статьи После отъезда из Переяслава царской делегации во главе с Бутурлиным казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий, на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов Мартовские статьи , который привезли в Москву в марте 1654 года Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами [1]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, состоявший из 23-х статей, заключавших права достаточно широкой автономии. Эти условия упоминаются в истории как «Мартовские статьи», «Статьи Богдана Хмельницкого», «Переяславские статьи». Почти все просьбы были удовлетворены царем и Земским Собором 27 марта 1654 года, о чём были составлены соответствующие документы. Последствия [ править править код ] По «мартовским статьям» Украина включалась в состав Русского государства.

Украинская местная администрация признавалась органом Русского государства и выполняла распоряжения царского правительства. Царь осуществлял свою власть на Украине при помощи гетмана, воевод, полковников и других представителей местной власти. Гетман сохранял свою административную власть и был зависим от царя. Из Москвы русское правительство прислало гетману булаву и другие знаки достоинства, а также печать с надписью: «Печать царского величества Малои Росии войска запорожского» [8]. Согласно «мартовским статьям», украинская казацкая старшина, шляхта и духовенство сохраняли право владения наследственными землями, а городское население — права самоуправления Магдебургское право [8]. Переяславская рада. Воссоединение Украины.

Картина Алексея Кившенко.

Посольство возглавил дипломат Василий Васильевич Бутурлин, который в 1655 г. В посольстве участвовало более 40 человек, а также Артамон Матвеев, приближенный царя, глава московских стрельцов, возглавивший в 1670 г. Посольский приказ. Послы очень спешили, поэтому отправились в путь, не дождавшись инструкции, царской грамоты к гетману и символов гетманской власти — булавы, парадной ферязи верхняя одежда и горлатной шапки, которые получили лишь 18 декабря, будучи уже на границе в Путивле. Казаки их встретили салютом из ружей. В 1654 г. Речь Посполитая после Переяславской Рады заключила союз с Крымом. В антиосманскую борьбу были втянуты Россия и Украина. У них искали поддержку Молдова и Валахия.

Тринадцатилетний военный конфликт между Россией и Речью Посполитой 1654 — 1667 гг. Военная кампания 1654 года Взятие Смоленска было ключевой целью военной кампании 1654 г. В связи с чем царские войска в июне осадили город. Главным воеводой в Смоленск царь назначил Григория Гавриловича Пушкина. Военные действия продолжились осенью 1654 г. Шереметева с войском Хмельницкого и дальше пошли на юг. Военная кампания 1655 года В июле 1655 г. Хмельницкого и Ф. Бутурлина перешли в наступление, захватив Брацлавщину, Подолию, Волынь и в сентябре 1655 г. В Белоруссии также военные действия были успешны.

Речи Посполитой осталось надеется только на татар. Во второй половине сентября 100-тысячная орда Мухаммед-Гирея ворвалась в Украину и отрезала полки, осаждавшие Львов, от тыла. Вследствие чего, Хмельницкому и Бутурлину пришлось снять осаду. Взяв с города контрибуцию, они 31 октября 1655 г. У местечка Озерное 9 — 12 ноября украино-русские войска победили, ханская орда потеряла 10 тыс. После чего хан ушел из Украины, заключив с гетманом Б. Хмельницким мирный договор. События 1656 — 1661 годов Успехи русско-украинских войск в Москве вызвали иллюзию полной победы и разгрома Речи Посполитой. Дипломат и политик Ордин-Нащокин и его окружение высказывались за усиление натиска на Балтике, заключение союза с Польшей для борьбы со Швецией за обладание Балтийским побережьем. Для войны с Швецией необходимы союзники.

Дипломат князь Д. Мышецкий отправился к Фридерику III — датскому королю. Однако военную кампанию против Швеции начали, не дождавшись ответа на предложение о союзе. Дания объявила войну 1 июля 1657 г. Осенью 1656 г. Таким образом, Россия, развалив реальный антипольский союз и не заключив антишведский, резко изменила курс своей внешней политики, начала войну против Швеции. Хмельницкий продолжал отстаивать прежнюю линию борьбы с Польшей. Мирные переговоры продемонстрировали полную противоположность взглядов. Ян Красиньский, представлявший польскую сторону, настаивал на возвращении всех утраченных земель, включая и Смоленск. По предложению Б.

Хмельницкого русская сторона стала предлагать установить границу по Южному Бугу. Однако царь распорядился обсуждать только антишведский союз, вследствие чего вопрос об Украине был снят с повестки. Речь Посполитая отложила решение украинского вопроса. Значительная часть шведской армии была выведена с территории Польши для войны с Россией. Россия же оказалась в международной изоляции. С осени 1655 г. Россия готовилась к войне со Швецией.

Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада

Другой попыткой воссоединения украины Залесской с Россией стало восстание Карпа Гуздана (Павлюка) 1637 года. В 1654 году в городе Переяславле собралась Рада, то есть всеобщий сход свободного населения Украины. Наконец, 1 октября 1653 году Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией и принятии православного украинского народа "под высокую руку" русского царя. Другой попыткой воссоединения украины Залесской с Россией стало восстание Карпа Гуздана (Павлюка) 1637 года.

История. 7 класс

Воссоединение России с Россией 8 (18) января 1654 г. в городе Переяславле (современный Переяслав-Хмельницкий) гетманом Богданом Хмельницким была созвана Рада – собрание представителей украинского народа, – которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией.
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад *) Историческая справка Переяславская рада, собрание представителей украинского народа, принявшее решение о воссоединении Украины с Россией, была созвана гетманом Богданом Хмельницким 8 (18) января 1654 года в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий).
Воссоединение Украины: переход Украины в Российское подданство Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское.

ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654

Специально прописанных гарантий сохранения, защиты веры не требовалось. Люди в те времена не были столь скрупулезны, как сейчас. Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России. Но соборы имели большой вес как совещательный орган. Это было мнение «земли». Царь учитывал его.

Кстати, в русской традиции при присоединении новых земель было такое: все, что можно было сохранить полезного — обычно, в общем, сохраняли. И веру, и систему наследия власти и систему местного управления. Потому успешно интегрировали и такую во многом стихийную общность как казаки. Ее яркие представители при Елизавете Петровны имели большое влияние. Вообще малороссийское дворянство с 18 века играло немалую роль в российской империи.

Того, что происходило в годы Великой Отечественной. И свидетели чему еще живы. Но все хорошее в общем прошлом забывается в угоду негодной политики. Многие люди на Украине и на государственном, и на общечеловеческом уровне легкомысленно относятся к своей и нашей общей истории и, главное, к ее урокам. Пропаганду режима нелогичную, часто абсурдную в своей безграмотности воспринимают как истину.

Им кажется, что это — отрицание многовековых даже не связей, а общей жизни с Москвой - полезно для их самостоятельности. Или, наоборот, полезно для того, чтобы объяснить, почему у них до сих пор нет подлинной самостоятельности. И что есть многолетние «враги», которые их благоденствию веками злокозненно мешали и мешают. Сначала экзотические «теории», возникавшие на Украине в 1990-е воспринимались как экзотика, над которой ученые посмеивались. Но постепенно, в 2000-е, эта «игра ума» заволокла все информационное пространство наших соседей.

Откровенные выдумки выдаются за истину. Исторические источники они называют пропагандой российской.

Новокрещёновой в 1958 году.

От писателей Украины к писателям России в ознаменование 300-летней годовщины объединения двух стран После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство 8 18 января 1654 г. Основная статья: Переяславская рада Переяславский договор После отъезда из Переяслава царской делегации во главе с Бутурлиным казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов Мартовский статьи , который привезли в Москву в марте 1654 г.

Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами [2]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, состоявший из 23-х статей, заключавших права достаточно широкой автономии.

Эти условия упоминаются в истории как «Мартовские статьи», «Статьи Богдана Хмельницкого», «Переяславские статьи». Почти все просьбы были удовлетворены царем и Земским Собором 27 марта 1654 год , о чем были составлены соответствующие документы. Последствия Что получили малороссийские «черкасы»?

По «мартовским статьям», Украина включалась в состав Русского государства. Украинская местная администрация признавалась органом Русского государства и выполняла распоряжения царского правительства. Царь осуществлял свою власть на Украине при помощи гетмана, воевод, полковников и других представителей местной власти.

Гетман сохранял свою административную власть и был зависим от царя. Из Москвы русское правительство прислало гетману булаву и другие знаки достоинства, а также печать с надписью: «Печать царского величества Малои Росии войска запорожского» [5]. Согласно «мартовским статьям», украинская казацкая старшина, шляхта и духовенство сохраняли право владения наследственными землями, а городское население — права самоуправления Магдебургское право [5].

Малороссы получили от Москвы все, что они просили. Казачеству предоставлено было все, о чем оно «било челом». Реестр казачий сохранен и увеличен до небывалой цифры — 60.

Разрешено было принимать и иностранные посольства. В «мартовских статьях» подчёркивались права и привилегии гетмана, войскового писаря, полковников, судей, сотников, шляхты, казаков, зажиточных слоев городского населения. Все доходы с городов и сел Малороссии оставались в гетманской казне.

Даже за короткое пребывание воевод в некоторых украинских городах, правительство не поживилось ни одним рублем из местных сборов — все шло на военные нужды Малороссии [5]. Приходилось нередко посылать туда кое-что из московских сумм, потому что казачье начальство совершенно не заботилось о состоянии крепостей [5]. На территории освобождённой Украины в результате освободительной войны было полностью уничтожено господство польских панов и магнатов.

Тяжёлый гнёт вызвал переселение на протяжении всей второй половины XVII в. Левобережная Украина и Слобожанщина за несколько десятилетий превратились в густозаселённый край, где украинские переселенцы совместно с русскими жителями распахивали степи, луга, развивали сельское хозяйство, занимались ремеслом, промыслами, успешно вели совместную борьбу против турок и татар [5]. На Левобережье быстро росла добыча железа, селитры, поташа, соли, развивалось ремесленное производство.

Открывая Раду, Богдан Хмельницкий напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет. Напомнил собравшимся о тех страданиях, какие народ перенес под властью польских поработителей. В заключение своей речи гетман сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал посольство и призвал к единению с братским русским народом. После чего казаки принесли присягу, а гетману от царя была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. Вся Рада дружно кричала «Навiки разом! По их данным, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян. Переяславская Рада позволила России приобрести часть земель Западной Руси, в том числе древнего Киева , который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. Это событие стало очередным этапом собирания земли русской и приобрело для всей православной цивилизации сакральный смысл.

Сегодня к власти в «Незалэжной» пришли силы, которые не имеют ничего общего с интересами, как Украины, так и всего русского мира. Кураторы нынешней киевской власти поставили своей целью разрушить восточнославянское братство и превратить Украину в АнтиРоссию. Ставка в реализации задуманного сделана на олигархические кланы, которые обогащаясь, деребанят Украину, превращают ее в экономически отсталую и зависимую окраину Запада. Параллельно усилиями СМИ ведется оболванивание народа, разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. Пример тому — подписанный и вступивший в силу томос автокефалии «новой церкви» Украины. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напомнив об отделении церкви и религии от государства, обвинил бывшего в то время президента Украины Петра Порошенко в «беспрецедентном вмешательстве» в религиозную жизнь страны. С тем же столкнулись и в годы гражданской войны, когда Центральная Рада, а затем глава Директории УНР Симон Петлюра призвали на Украину немецкие, австро-венгерские войска и польских интервентов… - А еще был Гитлер, начав Великую Отечественную войну с мечтой об отделении Украины... С такими же планами пересек границы Российской империи в 1812 году и Наполеон.

Весь наш исторический опыт свидетельствует о том, что восточнославянское единство противоречило и противоречит гегемонистским, сейчас предпочитают говорить геополитическим интересам Запада. И он делает всё возможное для того, чтобы не дать этому братскому союзу упрочиться. Переяславская Рада, например, переломила ход истории и поставила крест на идее создания Великой Польши. Осознание этого ущемляет самолюбие многих видных поляков и питает их нелюбовь к России.

Под властью большевиков оказалась вся Украина за исключением западной её части, которая досталась Польше Западной Украиной в 1939 году занялся уже И. Именно в этот день- 30 декабря 1922 года юридически состоялось новое воссоединение Украины с Россией! Советский Союз был добровольным объединением равноправных народов, и каждой республике было обеспечено право свободного выхода из Союза, и доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, на основе мирного сотрудничества и братского союза свободных народов. На чём основывал Ленин свой политический курс, направленный на воссоединение Украины с Россией? Во-первых, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин опирался не только на вооружённые части Советской России — Красную Армию, но и на пророссийски настроенную политическую силу внутри Малороссии Украины , на живущих на этих территории русских и малороссов, не считавших себя украинцами и агитировавших украинцев за братский союз с русскими и Россией. Во-вторых, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин, в отличие от украинских националистов, предложил народу Украины — крестьянам и рабочим чёткую экономическую, политическую и социальную программу, носившую наднациональный характер, привлекательный как для украинцев, так и для других народов, проживавших на территории Украины.

Программа Ленина и Коммунистической партии большевиков ВКПб строилась на идеалах социальной справедливости, была проста и понятна всем жителям Украины: власть — трудовому народу, хлеб — голодным, земля — крестьянам, заводы — рабочим, долой панов-эксплуататоров, нет эксплуатации человека человеком. Украинцы-малороссы умом и сердцем приняли её! Государственный герб УССР 1919 года В-третьих, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин учёл национальные чувства украинцев и их стремление к собственной национальной государственности, чем и победил украинских националистов. Почему в экономически отсталых буржуазных капиталистических государствах так часто националисты приобретают большой политический вес? Да, потому, что национализм очень дешёвый и эффективный политический инструмент. Буржуазия в экономически неблагополучных странах не может предложить своим народам ни перспектив, ни улучшения материального положения, а идеи национализма не требуют крупных финансовых затрат в поиске внешнего врага, виновного во всех бедах народа. Часто народные массы психологически податливы к националистической пропаганде, ими легко манипулировать, и даже превратить их в грозную и послушную внешнему управлению агрессивную силу. Герб Директории УНР 1918 г Националистическая идеология строится на противопоставлении своей нации всем другим нациям, как врагам, не дающие жить богато избранной нации. Отсюда и лозунг: Украина — для украинцев, отсюда исходит политика лишения гражданских прав, свобод, языка представителей других национальностей, а затем их физическое их уничтожение. Правда, даже в буржуазных государствах не все народы восприимчивы к националистическим идеям, по сути человеконенавистническим.

Например, русские ни при капитализме, ни в какие другие исторические эпохи, никогда не имели склонности к национализму, благодаря чему и смогли создать гигантское по территории многонациональное государство — Российскую Империю, Советский Союз. По какому пути Ленин мог направить советскую национальную политику в отношении украинцев? Ленин мог бы всеми средствами большевистской пропаганды убеждать украинцев, что они вовсе никакие не украинцы, а малороссы, то есть, по сути, русские, а значит, своя государственность им не нужна. Однако данный путь Ленин отверг. Он оценил ситуацию и понял, что насильственно невозможно будет погасить начавшийся бурный рост национального самосознания украинцев, поддерживаемый украинским националистами. Если бы Ленин выбрал этот путь, то, скорей всего, воссоединение Украины с Россией не произошло. Ленин хотел также воссоединить с Россией Польшу, входившую в состав Российской империи до февраля 1917 года. Однако поляки, поддавшись националистической пропаганде своих панов-самостийников, заняли крайне жёсткую антирусскую позицию и это привело к тому, что одолеть Польшу и воссоединить её с Россией Ленин при всём своём желании не смог. Для решения украинского вопроса Ленин избрал другой путь. Он объявил, что украинцы и русские хоть и разные, но братские народы, а потому украинским и русским рабочим, крестьянам и иным труженикам надо держаться вместе.

Ленин объявил, что русские уважают украинцев, а потому не возражают против украинской национальной государственности в составе СССР, подобно той, которая была подарена и большинству других народов, проживавших на территории бывшей Российской империи, национальные государства с формальным правом выхода из состава Советского Союза. В УССР была даже собственная украинская компартия. Для увеличения количества русского рабочего класса на Украине, в целом сельскохозяйственной страны, где было много националистически настроенных украинцев-селян, Ленин включил в состав Советской Украины территорию с этническим чисто русским населением, проживавшим в Новороссии, где в марте 1918 года была образована Донецко-Криворожская советская республика. Ленин подарил Украине Донбасс — сердце России. Территориальные подарки Украине. Ленинская национальная политика на Украине дала большевикам несколько явных плюсов. Во-первых, Второе воссоединение Украины и России состоялось! В 1922 году украинцы в своём большинстве с облегчением и радостью!!!

Присоединение Украины к России (1654).

В правление Алексея Михайловича в 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией. 8 июня 1648 года, за шесть лет до того, как произошло присоединение Украины к России (1654 год), Богдан Хмельницкий написал первое письмо о помощи российскому самодержцу Алексею Михайловичу. 18 января 1654 года состоялась Переяславская Рада, принявшая решение о присоединении Украины к России. Историческое воссоединение Украины с Россией произошло в 1654 году, когда в городе Переяславе гетман.

55. Воссоединение Украины с Россией. 1654 г.

Швеция возвращала России Новгород, но отрезала Россию от Балтийского моря. По её итогу Османы признали принадлежность Украины к России, но набеги крымских татар, турецких вассалов продолжились. Для усмирения крымчаков были предприняты два похода 1687 и 1689 годов, и хотя они закончились неудачей, они показали, что Россия окончательно восстановилась после смуты. Персидские послы привозили в Москву сведения о караванных путях в Индию, а в 1698 году купец Семён Маленькой стал первым русским, достигшим Индии морским путём. В ходе освоения Сибири, русские поселенцы столкнулись с Китаем. В 1689 году был заключён Нерчинский договор, обозначающий границу между странами.

Вхождение Украины в состав Российского Государства.

Об объединении русского народа и значении этого события в мировой истории рассказал научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков. Решение Переяславской Рады о воссоединении малороссийских земель с Москвой, принятое, по сути, по итогам народного референдума, означало спасение от гибели русского народа, живущего на днепровском юго-западе Руси, и способствовало в дальнейшем подъему и развитию России.

Михаил Мягков убежден, что сегодня это умышленно замалчивают на Западе и на Украине с целью разделить русский народ. Здесь нельзя говорить о том, что, как утверждали советские историки, имело место воссоединение России с Украиной. Ведь такого названия, как Украина, в отношении территории, которая вошла в состав российского государства, тогда не существовало, - сказал Михаил Мягков.

Он подчеркнул, что сами запорожцы, казаки Богдана Хмельницкого, люди, жившие тогда на территории, захваченной Речью Посполитой, называли себя русскими людьми и исповедовали православную веру так же, как и люди в Московском государстве.

На деле реальная помощь турецкого султана ограничивалась только тем, что в боях участвовали крымские татары, столетия враждовавшие с запорожцами. Они оставались очень ненадежными союзниками и своим предательским поведением, грабежами и уводом населения в неволю приносили больше бед, чем пользы украинцам. Обращение за помощью к России Союз с Османской империей фактически так и не состоялся. Дело было даже не в слабой военно-финансовой помощи султана, а в ментальной несовместимости. Различия между православными и мусульманами, которых народ называл «басурмане», оказались непреодолимыми.

В данной ситуации взор Богдана Хмельницкого и населения Украины обратился к единоверцам - россиянам. Изначально Россия не спешила ввязываться в полномасштабную войну с сильным Польско-Литовским королевством. Но лидер украинцев все шесть лет убеждал царя оказать помощь, добиваясь включения Российского государства в войну со шляхетской Польшей. Хмельницкий перед московскими послами подчеркивал важность совместной защиты единой для братских народов православной веры, своими победами развенчивал преувеличенные представления о силе Речи Посполитой, отмечал большие преимущества, которые будет иметь воссоединение Украины с Россией. Выжидательная позиция России В Москве понимали важность союза с Украиной: Стратегический союз, прежде всего, открывал путь на юг вплоть до Черного моря и на запад. Он ослаблял Польшу.

Разрушал возможный союз Запорожской Сечи с Турцией. Усиливал государство вступлением под российские знамена трехсоттысячного казацкого войска. Впрочем, длительное время из-за сложных внутренних и внешних обстоятельств, а также в расчете на ослабление обеих воюющих сторон - Польши и Украины - царское правительство занимало выжидательную позицию. Помощь ограничивалась отправкой в Украину хлеба и соли, разрешением украинцам переселяться на окраинные земли, обменом посольствами. Курс на сближение Связи между Богданом Хмельницким и российским правительством оживились в 1652-1653 годах, в последние годы освободительной войны.

Особенно это касалось украинского казачества, к которому в Московском государстве еще со времен Смуты относились крайне негативно. Жители Великого княжества Литовского, и особенно украинские казаки примерно 50-60 тысяч человек , самым активном образом участвовали в русской Смуте начала XVII века. Они составляли костяк вооруженных формирований всех самозванцев и польско-литовской армии во время интервенции в Московское государство. Более того, в 1618 году реестровое казачество под руководством гетмана Петра Сагайдачного осадило Москву и разорило ее окрестности.

Но это не помешало Сагайдачному через два года вступить с Москвой в переговоры и за 30 лет до Хмельницкого предложить казакам перейти под покровительство царя. Было не совсем так. В 1620 году Сагайдачный отправил посольство в Москву только для того, чтобы заставить польского короля Сигизмунда III пойти на серьезные уступки украинскому казачеству. Со стороны гетмана это был хитрый дипломатический ход. Но он не обещал московскому царю, что примет подданство, — речь шла только о службе и совместных походах против турок и крымских татар. Взаимное непонимание Если вернуться к Переяславской раде, какой термин вы считаете наиболее подходящим для этого события? Это было воссоединение, присоединение или объединение? На мой взгляд, речь шла о присоединении, а последующий длительный процесс вхождения Украины в Московское государство я называю инкорпорацией. У меня недавно вышла книга, которая так и называется — «Инкорпорация: Россия и Украина после Переяславской рады 1654-1658 ».

Почтовая марка СССР, 1954 год Фото: Wikipedia В этой книге вы пишете, что «стороны очень мало знали друг о друге, во многих случаях просто не понимали, о чем идет речь подчас в прямом смысле этого слова , и к тому же не слишком серьезно относились к данному объединению». Поясните, пожалуйста, о чем это. К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия. Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях. Материалы по теме: 28 июля 2016 Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание. Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам.

Серьезные конфликты возникли в результате несерьезного отношения к объединению, как вы пишете? Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались. То есть «Мартовские статьи» 1654 года, подтвердившие просьбу Переяславской рады о переходе украинцев «под высокую руку» царя Алексея Михайловича, были составлены настолько расплывчато, что обе стороны трактовали их так, как им было удобно? Да, и это свидетельствует о том, что и Москва, и Украина очень спешили с заключением соглашения. Для Хмельницкого была жизненно необходима срочная военная помощь от Московского государства, а царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона желал ускорить религиозную войну для защиты православных единоверцев. К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года.

Миссия Паисия Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботилась защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием? Действительно, в это время политика Москвы резко изменилась. Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение. Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины. Разве царь этого не хотел? Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали. Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне.

И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Паисий в 1649 году приехал в Москву через Киев, в самый разгар восстания Хмельницкого. Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности. Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства. Кадр из фильма «Огнем и мечом» Получается, иерусалимский патриарх оказался фигурой, способствующей сближению Украины и Москвы?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий