В Гатчине презентовали современный зимовочный комплекс для станции "Восток". Осенью его отправят в Антарктиду.
В Антарктиде запустят новую станцию «Восток» в январе
Примерно при 86-ти. Поэтому повару, особенно, если он впервые на станции, очень трудно приготовить многие блюда. Соответственно, что мы ели? Недоваренный рис, хрустящий на зубах, макароны, слипшиеся в одни кусок, мясо, оставшееся от предыдущей экспедиции, поскольку по правилам те продукты, которые мы привезли с собой, предназначены для зимовочного отряда. Одним словом, не самый богатый рацион. К сожалению, руководство Горного университета, которое сделало всё возможное для того чтобы наша командировка в Антарктиду прошла как можно более гладко, на это повлиять никак не могло. Это было отдельное, дополнительное испытание. Сами понимаете, если человек хорошо и вкусно поел, он выходит из-за стола довольный, чувствует себя счастливым и работает с удвоенной энергией.
На Востоке такой мотивирующий фактор, к сожалению, не работал, приходилось искать другую мотивацию. Хотя и на «Прогрессе», и на обоих кораблях - «Академике Фёдорове» и «Академике Трёшникове» - кормили очень достойно. Данил Сербин: Примерно в 3-4 утра, после рабочей смены и проведения экспериментов с прототипами нового бурового оборудования, нам, естественно, снова хотелось есть. Мы шли на камбуз, открывали холодильник, но взять оттуда было практически нечего. Разве что сыр, лежавший там уже больше года, который весь потрескался и на самом деле был уже несъедобен, да макароны, представлявшие собой один слипшийся комок. Ситуацию спасала китайская еда, она хранится в замороженном виде на станции уже лет 8-10. Мы её размораживали, обжаривали, добавляли какой-то соус… Это было самое вкусное, что мы ели на Востоке.
Откуда она взялась? Данил Сербин: Не знаю, какие-то пельмешки с креветками, капуста, всё очень острое. Дело в том, что сравнительно недалеко от нашей прибрежной станции Прогресс находится китайская станция. У них лет 8-10 назад подходил к концу срок годности замороженных продуктов, и они решили поделиться с нами. На Востоке же никакого срока годности, по сути, нет, на улице температура всегда ниже, чем в морозилке. Так что любая еда может храниться «вечно». Вячеслав Кадочников: На обратном пути было не вполне понятно, как мы будем добираться до дома.
Сначала предполагалось, что мы, как и наши старшие товарищи, полетим самолётом до Кейптауна, потом решили, что поплывём туда на корабле, а уже оттуда вылетим в Россию. В конце концов, так уж получилось, пошли «Академиком Трёшниковым» до Петербурга. Конечно, эта неопределённость немного действовала на нервы, но нет худа без добра. Зато мы познали для себя новую профессию — «буровик дальнего плавания» улыбается. Кормили опять же хорошо. После Востока четырёхразовое питание, рассчитанное на палубного матроса, занятого тяжелым физическим трудом, пришлось очень кстати. Я в Антарктиде сбросил 8 килограммов, но по пути в Санкт-Петербург успел набрать их обратно.
Вячеслав Кадочников: Конечно, все готовы.
Лишь один из них бывал на Востоке раньше, остальные - ведущий инженер и двое аспирантов — оказались там впервые. И насколько они совпали с реальностью? Я прекрасно понимал, что участвую в большом и очень важном для всего человечества деле. Например, одна из задач, которая перед нами стояла, - отбор кернов льда из скважины над озером Восток. Они были сформированы в разные периоды геологической истории нашей планеты, поэтому, изучив их, можно узнать, какие климатические изменения происходили в различные эпохи, каковы были их причины и сделать прогнозы на будущее. Его строительство запланировано на ближайшие годы.
Но для того, чтобы сделать шаг наверх нужно быть устойчивым к стрессовым ситуациям, уметь держать себя в руках, создавать вокруг себя позитивную среду. В принципе, мои ожидания оправдались. Мы выполнили все задачи, поставленные ректором Владимиром Литвиненко, закалились в непростых условиях Антарктиды и поддержали имидж Санкт-Петербургского горного университета как мирового лидера в области бурения во льдах. Что было самым сложным? Мороз, низкое давления, замкнутое пространство? Некоторым понадобилась медицинская помощь, а кто-то справился самостоятельно. Но в любом случае это было непросто.
Мы находились на высоте почти 4 тысячи метров над уровнем моря. Давление там вдвое ниже обычного, воздух разряженный. Из-за этого на первых порах тебе очень трудно дышать, ты быстро устаёшь, голова у многих болит, даже кровь идёт из носа. По правилам безопасности в связи со всем вышесказанным приступать к работе рекомендуется спустя 3 дня после заезда на станцию. Но мы из-за сложных метеоусловий прибыли на Восток позже, чем планировалось, поэтому пришлось этими предписаниями пренебречь. Кто-то приступил к работе сразу же, в первый день, а мы — на второй. Мы прилетели на станцию 28 декабря, а уже 4 января отобрали первый керн с глубины около 3300 метров.
То есть с момента заезда на Восток до поднятия керна прошло меньше недели, это исторический рекорд. В первые полмесяца, несмотря на трудности с акклиматизацией, производительность была очень высокая, а потом начались сбои в работе оборудования, небольшие поломки, которые приходилось тут же на месте устранять. Тем не менее, мы всё успели и в последний перед консервацией буровой день даже провели там генеральную уборку. Ты знаешь, что тебя ожидает, что сильно радоваться и бегать не нужно, поскольку это неизбежно приведёт к сильному переутомлению. Ходить следует очень медленно, особенно на первых порах. Когда сморишь на гляциологов с большим стажем пребывания в Антарктиде, то понимаешь, что их размеренная походка выработана годами, именно такая модель поведения позволяет работать на Востоке с максимальным КПД. Конечно, чем чаще ты бываешь на высокогорье, тем проще адаптироваться к местным условиям.
Если же ты попал туда впервые, даже богатырское здоровье или отменная физическая форма не дадут никаких гарантий. На Востоке в должности радиста с нами был десантник, мастер парашютного спорта международного класса, у которого за плечами более пяти тысяч прыжков. Так вот, ему было очень плохо.
Все электричество и тепло, вырабатываемое станцией, утилизируется вот здесь — это котлы-утилизаторы. Они обеспечивают теплом всю станцию, для обогрева которой используется 300 кВт тепловой энергии. Расчетная нагрузка — предполагаемая — составит 146 кВт. Остальные два дизеля нужны, чтобы обеспечить резервирование, техническое обслуживание машин. Если что-то пойдет не так, чтобы была возможность в течение всей зимовки безаварийно снабжать полярников электроэнергией и теплом. Но это — основной энергоцентр.
А есть еще резервный — еще одна машина, полностью идентичный комплекс. И, помимо этого, два аварийных дизеля будут располагаться на улице. Если что, всегда можно будет выйти, завести их и обеспечить станцию энергией. Вообще, этот энергоцентр рассчитан на 25-30 лет безаварийной работы. Зачем в Антарктиде морозилка? В Антарктиде, как известно, пониженное содержание кислорода, и нетренированного человека может настигнуть горная болезнь. Центр управления «Востоком» Комплекс — полностью автоматизированный. В центре управления контролируются все параметры — начиная от температуры наружного воздуха, подающегося в вентиляцию, и заканчивая расходом воды. На мониторах видны все помещения: здесь — снеготайка, здесь — жилая зона, рабочая, здесь — медцентр.
Дежурный механик не только отслеживает визуально, где что происходит, но и контролирует, как, например, работают системы вентиляции, дизельные установки. В любой момент можно проверить состояние пожарной безопасности, или сколько станция потребляет электроэнергии. Доступ в помещения контролируется, все программируется. В случае чего поступит сигнал. Уникальная станция строилась в Гатчине не случайно Для осмотра новой антарктической станции прибыли заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко, министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, руководитель Росгидромета Игорь Шумаков, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и председатель правления компании «Новатэк» Леонид Михельсон. Отвечая на вопросы журналистов, Виктория Абрамченко призналась, что станция ее впечатлила. Мы сейчас сосредоточены на подготовке плана-реализации стратегии, и как раз с этой станцией связываем большие надежды, — поделилась Виктория Валерьевна. И — да, действительно, хотелось бы там побывать.
Но в любом случае это было непросто.
Мы находились на высоте почти 4 тысячи метров над уровнем моря. Давление там вдвое ниже обычного, воздух разряженный. Из-за этого на первых порах тебе очень трудно дышать, ты быстро устаёшь, голова у многих болит, даже кровь идёт из носа. По правилам безопасности в связи со всем вышесказанным приступать к работе рекомендуется спустя 3 дня после заезда на станцию. Но мы из-за сложных метеоусловий прибыли на Восток позже, чем планировалось, поэтому пришлось этими предписаниями пренебречь. Кто-то приступил к работе сразу же, в первый день, а мы — на второй. Мы прилетели на станцию 28 декабря, а уже 4 января отобрали первый керн с глубины около 3300 метров. То есть с момента заезда на Восток до поднятия керна прошло меньше недели, это исторический рекорд. В первые полмесяца, несмотря на трудности с акклиматизацией, производительность была очень высокая, а потом начались сбои в работе оборудования, небольшие поломки, которые приходилось тут же на месте устранять.
Тем не менее, мы всё успели и в последний перед консервацией буровой день даже провели там генеральную уборку. Ты знаешь, что тебя ожидает, что сильно радоваться и бегать не нужно, поскольку это неизбежно приведёт к сильному переутомлению. Ходить следует очень медленно, особенно на первых порах. Когда сморишь на гляциологов с большим стажем пребывания в Антарктиде, то понимаешь, что их размеренная походка выработана годами, именно такая модель поведения позволяет работать на Востоке с максимальным КПД. Конечно, чем чаще ты бываешь на высокогорье, тем проще адаптироваться к местным условиям. Если же ты попал туда впервые, даже богатырское здоровье или отменная физическая форма не дадут никаких гарантий. На Востоке в должности радиста с нами был десантник, мастер парашютного спорта международного класса, у которого за плечами более пяти тысяч прыжков. Так вот, ему было очень плохо. Ну, а мы, наверное, благодаря молодости, перенесли акклиматизацию более-менее нормально.
Кернохранилище - Сразу удалось вникнуть в то, как функционирует оборудование? Раньше ведь не приходилось на нём работать? Вячеслав Шадрин: Если честно, буровое оборудование и весь комплекс в целом уже сильно устарел, как морально, так и физически. Его модернизация бессмысленна, очевидно, что на Востоке надо строить новую буровую, чем мы, собственно, и планируем заняться в следующих экспедициях, если позволят обстоятельства. Но как бы то ни было, все мы были готовы работать с теми технологиями, которые есть в наличии. Возможность вести научные исследования в Антарктиде — это уникальный шанс для любого учёного и инженера, и все мы, конечно, горели желанием им сполна воспользоваться. Они на практике показали нам всё то, что раньше мы знали лишь в теории. Так что навык работы с буровым и вспомогательным оборудованием мы получили хороший. Вячеслав Кадочников: Ну, как сказать… Лучше бы, конечно, делать это под присмотром.
Но, думаю, если деваться будет некуда, то — да, выполним задачу. Тем более, Данил уже три раза был в Антарктиде, его опыта должно хватить для того, чтобы обеспечить безаварийную работу и параллельно подтянуть наш уровень.
Церемония открытия нового зимовочного комплекса станции "Восток" в Антарктиде
РФ готова в январе начать опытную эксплуатацию строящейся станции "Восток" в Антарктиде Фото: Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт Москва. RU - Строящийся в Антарктиде новый зимовочный комплекс "Восток" находится в высокой степени готовности, заявил глава министерства природных ресурсов и экологии Александр Козлов в ходе совещания президента РФ Владимира Путина с правительством. Они возведут два оставшихся модуля.
Его срок службы превышает 50 лет, и в течение этого времени каменная вата сохраняет свою форму и исходные теплотехнические характеристики. Это чрезвычайно важно в условиях столь отдаленной эксплуатации станции — в случае проявления строительных дефектов, у компаний не будет возможности оперативно эвакуировать людей и пересмотреть принятые решения», — поясняет Андрей Петров, ведущий инженер компании ROCKWOOL. Рисунок 3. Сборка модулей зимовочного комплекса станции «Восток» Снаружи слои утеплителя защищены фасадными панелями, а изнутри — негорючими стекломагниевыми листами. Суммарная толщина наружных стен достигает 650 мм. Такое решение не просто помогает создать и поддержать комфортную для полярников температуру, но и обеспечивает их максимальную безопасность.
К сожалению, ранее действовавшая станция «Восток» известна печальным событием — в апреле 1982 года из-за короткого замыкания случился пожар, унесший за собой жизнь одного из полярников. Строение станции — домик из деревянных щитов, обшитый снаружи алюминием, а изнутри пенопластом для звукоизоляции сгорел всего за 15 минут. Полностью вышли из строя основные и резервные дизель-генераторы, пропал свет, обесточились научные приборы, остыли батареи. Экспедицию спасли усилия геофизиков, которым удалось запустить найденный на свалке дизель-генератор. Зимовщики не просто выжили, но и продолжили свои эксперименты. Рисунок 4. Контрольная сборка в г. Фасад нового зимовочного комплекса станции «Восток».
Они заслуживают отдельного внимания, ведь большинство существующих программ подбора оборудования просто не рассчитаны на крайне низкие температуры внешнего воздуха, а барометрическое давление в них задано постоянно равным 101,325 кПа.
Изначально планировалось, что модули станции доставят в Антарктиду в 2020 году, но доставка была отложена на год из-за поломки ходового винта у атомного лихтеровоза "Севморпуть". В Минприроды отмечают, что доставка модулей на станцию "Восток" будет проходить санно-гусеничными походами со станции "Прогресс". Первый транспортный поход планируется выполнить в середине декабря текущего года. Остальная часть комплекса останется на площадке временного хранения в районе станции "Прогресс" до следующего года.
Поэтому особые слова благодарности хотел бы адресовать всем, кто внёс свой вклад в создание этого нового зимовочного комплекса, в том числе, конечно, и компании «Новатэк», — отметил глава государства. Стоит напомнить, что компания «Новатэк» инвестировала в данный проект несколько миллиардов рублей, после чего полностью передала комплекс в собственность государства. Реализовать задуманное было очень трудно — специалистам пришлось разработать новые технологии и инженерные решения, наладить производство необходимых компонентов станции и создать комфортный для проживания людей комплекс. Важно уточнить, что всё оборудование, которое отвечает за отопление, вентиляцию, энерго и водоснабжение является продукцией российского производства.
В Гатчине собрали зимовочный комплекс антарктической станции «Восток»
Президент Беларуси Александр Лукашенко вместе с российским лидером Владимиром Путиным 28 января принял участие в мероприятии по вводу в опытную эксплуатацию нового зимовочного комплекса на станции 'Восток' в Антарктиде. В ходе церемонии ввода в эксплуатацию нового зимовочного комплекса станции "Восток" в Антарктиде президент Белоруссии Александр Лукашенко сделал необычное предложение своему российскому коллеге, президенту Владимиру Путину. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт сообщил долгожданную новость: В Антарктиде начали собирать новый зимовочный комплекс станции «Восток». Новый зимовочный комплекс представляет собой модульную конструкцию из пяти блоков площадью более трёх тысяч квадратных метров. В Гатчине состоялась контрольная сборка, а затем научно-экспедиционные суда перевезли оборудование для нового зимовочного комплекса станции «Восток» в Антарктику.
В Антарктиде началась разгрузка новой станции Восток
Длина возводимой станции составит 140 метров, максимальная высота — 17,5 метров. Модули будут установлены на 36 трехметровых опорах, что позволит станции оставаться незанесенной снегом на протяжении многих лет. Монтаж опор произведен в прошлом сезоне. Новый аэродром на станции Прогресс обеспечил нам возможность быстро доставить на континент строительно-монтажную группу. Оперативно было организовано сразу 5 санно-гусеничных походов по трассе Прогресс — Восток для доставки специалистов и более 830 тонн грузов.
Создание и регистрация системы добровольной сертификации продукции для применения в антарктических условиях с определением применимого в рамках данной системы перечня российских и международных норм. Подтверждение соответствия сертификация станции техническому заданию на проектирование, подготовленному федеральным государственным бюджетным учреждением "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт", и требованиям зарегистрированной системы добровольной сертификации 2019 - 2020 годы общество с ограниченной ответственностью "Восток" жертвователь , Росгидромет, федеральное государственное бюджетное учреждение "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" 4. Определение организации - исполнителя работ по транспортировке, монтажу и пусконаладочным работам зимовочного комплекса станции Восток ноябрь 2019 г. Подготовка первоначальной всесторонней оценки воздействия на окружающую среду Антарктики проекта строительства нового зимовочного комплекса антарктической станции Восток в соответствии с требованиями Протокола об охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанного в г.
В извлечённых образцах льда обнаружены неизвестные науке бактерии.
С тех пор дальнейшее бурение ведётся крайне осторожно, чтобы не навредить уникальной подлёдной экосистеме. Также учёные ищут ещё более древний лёд возрастом свыше полутора миллионов лет, который скрыт где-то под снежным покровом. Изучив его, можно, в частности, однозначно определить, были ли на нашей планете прежде периоды глобального потепления, и либо подтвердить, либо разрушить современные мифы о нём. За этим льдом ведётся настоящая охота между научными державами. И, кстати, территорию, на которой расположена наша станция «Восток» считает своей… Австралия. Но в 1959 году великие державы договорились использовать континент только в мирных целях и для научных исследований, и признать, что юридически он не принадлежит никому. По крайней мере, пока это соглашение имеет силу. Однако мир меняется. Недавно новые власти Аргентины во главе с президентом Хавьером Милеем призвали Лондон вернуть им суверенитет над Фолклендскими или как их ещё называют Мальвинскими островами.
Эти острова англичане считают своими воротами в Антарктиду. Совсем недавно, в 1982 году за них даже вспыхнул настоящий англо-аргентинский конфликт, победу в котором одержали британцы. По некоторым оценкам это была первая горячая война за Антарктиду. Поэтому едва ли аргентинцам удастся убедить Лондон вернуть острова, ведь на них расположены британские военные базы, а, по мнению аргентинцев, даже и ядерное оружие. То есть, хоть в самой Антарктиде размещать оружие запрещено, вокруг неё уже создана цепочка недружественных нам военных баз от Фолклендских островов до Австралии, формируется военный альянс AUKUS. Какую же ещё ценность, помимо научной, имеет Южный полюс? Антарктида — это последняя нераспечатанная кладовая ресурсов планеты. Её недра содержат и нефть, и газ, и ценные металлы. Текущий уровень развития технологий не позволяет рентабельно добывать их, но когда-то и добыча в Арктике казалась невозможной.
Изготовление элементов станции Восток, а также необходимого оборудования, техники, транспортных платформ, их доставка в порт отправки и консолидация 2019 - 2020 годы общество с ограниченной ответственностью "Восток" жертвователь 8. Передача обществом с ограниченной ответственностью "Восток" жертвователем в порту отправки элементов станции Восток, а также необходимого оборудования, техники, транспортных платформ и проектной документации при участии федерального государственного бюджетного учреждения "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" 2019 - 2025 годы общество с ограниченной ответственностью "Восток" жертвователь , Росимущество, федеральное государственное бюджетное учреждение "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" 9. Принятие в собственность Российской Федерации в качестве пожертвования элементов станции Восток, а также необходимого оборудования, техники, транспортных платформ и проектной документации 2019 - 2025 годы общество с ограниченной ответственностью "Восток" жертвователь 10. Закрепление за федеральным государственным бюджетным учреждением "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" на праве оперативного управления объектов зимовочного комплекса антарктической станции Восток и необходимого оборудования, техники, транспортных платформ, проектной документации на строительство зимовочного комплекса станции Восток, принятие федеральным государственным бюджетным учреждением "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" указанного имущества на баланс 2019 - 2025 годы.
В новом зимовочном комплексе «Восток» в Антарктиде появится операционная и стоматология
На станции «Восток» открыт новый зимовочный комплекс Фото: Александр Мамаев © В Антарктиде состоялся запуск российского зимовочного комплекса на станции «Восток». Полярники завершили подготовку нового зимовочного комплекса «Восток» на одноименной станции в Антарктиде. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт сообщил долгожданную новость: В Антарктиде начали собирать новый зимовочный комплекс станции «Восток». Российские исследователи собрали рекордный урожай овощей на станции «Восток» в Антарктиде. январь). Первая часть модулей будет доставлена со станции Прогресс на станцию Восток в 2021 году.
В Антарктиде началось строительство нового зимовочного комплекса
В ней примут участие более 650 ученых, технического персонала и строителей нового зимовочного комплекса станции «Восток». На российской станции «Восток» открыли новый зимовочный комплекс для ученых. В Антарктиде идет строительство нового зимовочного комплекса российской станции «Восток». Строительство нового зимовочного комплекса российской научной антарктической станции «Восток» планируется завершить досрочно. Новый зимовочный комплекс представляет собой модульную конструкцию из пяти блоков площадью более трёх тысяч квадратных метров, рассчитан на комфортное размещение до 15 человек в зимовочный период и до 35 человек в сезонный. На российской антарктической станции Восток — полюсе холода планеты — российские полярники возводят новый зимовочный комплекс. Его располагают на сваях, предохраняющих городок от многометровых снежных заносов.