Необходима доработка законопроекта о маркетплейсах — власти подготовили отзыв на инициативу депутатов. Главная Новости Лента новостей Бизнес В России ужесточают контроль за маркетплейсами: что это значит для покупателей. Правительство России предложило доработать законопроект о маркетплейсах, который внесли в Госдуму в сентябре 2023 года. Кроме того, закон позволит вписать онлайн-ритейлеры в сегменты торговли и доставки. В законе о торговой деятельности предлагается закрепить понятия «маркетплейс», «владелец маркетплейса», «продавец товаров на маркетплейсе», «пункт выдачи заказов».
Империи под ударом: перед маркетплейсами замаячили новый закон и старые проверки
Решением этих проблем и должен стать будущий закон, который позволит найти баланс между всеми участниками рынка: самими маркетплейсами, покупателями и продавцами — как в части качества товара, так и в части наиболее выгодных и равноправных условий сотрудничества. Особенно важно это в условиях экспансивного роста интернет-торговли: так, в феврале 2024 года ТАСС со ссылкой на Ассоциацию компаний интернет-торговли сообщал, что ее объем по итогам 2023 года увеличился на 28 процентов и составил почти шесть с половиной триллионов рублей. При этом покупают и продают через сеть практически все, что угодно: от цифровых товаров и бытовой техники 18 процентов в общем объеме покупок за 2023 год до мебели и товаров для дома 15,4 процента , одежды и обуви 14,6 процента , продуктов питания 11 процентов и так далее. Так, одно из предложений авторов — отменить обязательную плату покупателя за возврат товара. Кроме того, законопроект устанавливает, что в тех случаях, когда маркетплейс является продавцом собственного товара, распространяется требование законодательства о защите прав потребителей. Это значит, что потребитель может предъявить все предусмотренные законодательством требования маркетплейсу.
А в отношении товаров других продавцов, где маркетплейс выступает как витрина, ответственность несет продавец товаров. Так, 23 апреля Ассоциация компаний интернет-торговли вместе с Ассоциацией представителей электронной торговли Сибири предложили внести в существующий текст ряд принципиальных поправок. Список предложений есть в распоряжении «Парламентской газеты» состоит из девятнадцати пунктов, каждый из которых затрагивает ту или иную сторону обсуждаемого законопроекта.
Документ устанавливает требования к договорам, которые владелец маркетплейса заключает с продавцом договор об оказании услуг маркетплейса и с владельцем пункта выдачи заказов. Как отмечают авторы, одним из обязательных требований является явное и понятное изложение условий сотрудничества. Инициатива также обязывает владельца маркетплейса размещать форму договора на своем сайте в интернете.
Авторы инициативы указывают, что недостатки в нормативном регулировании порождают "неограниченную возможность одностороннего изменения условий работы" маркетплейсов, в том числе "в худшую для продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов сторону, наложения строгих санкций за любые нарушения, допущенные продавцом или владельцем пункта выдачи заказов, вплоть до блокирования профиля продавца на платформе". Это приводит к неопределенности правил и процедур разрешения споров между владельцами маркетплейсов и продавцами. Одновременно документом предлагается дать полномочия ФАС по рассмотрению дел о нарушении соответствующих правил в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
Для всех маркетплейсов не только крупнейших предложено ввести единые требования к договору об оказании услуг. В том числе при заключении договора маркетплейс будет проверять документы и профиль контрагентов. Проект внесли глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Ранее Минпромторг поддержал идею предоставлять преференции российским товарам на маркетплейсах. Отечественным товарам на порталах нужно выделять первые 50 карточек, сказал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
Законопроект предлагает внести изменения в закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", закрепив в нем понятия "агрегатор информации о товарах услугах маркетплейс ", "владелец маркетплейса", "продавец товаров на маркетплейсах", "пункт выдачи заказов ПВЗ " и другие. Это необходимо для того, чтобы закрепить в законодательстве специфику ecommerce, ее отличия от традиционного ритейла. Маркетплейсы должны будут размещать договоры оферты прямо на сайте маркетплейса.
Менять их условия можно будет не чаще раза в год. При этом нужно будет получить согласие всех заинтересованных сторон и уведомить об изменениях как минимум за месяц. Если закон примут, это будет разительным контрастом с нынешним положением дел, когда маркетплейсы меняют оферту когда им заблагорассудится, сообщая об этом иногда и постфактум.
Маркетплейсы должны будут в договоре оферты подробно расписать все штрафы, которые могут применяться к контрагентам. Соответственно, новые могут появляться не чаще раза в год. При этом при начислении штрафа компания должна будет направить продавцу или владельцу ПВЗ полное мотивированное обоснование, по какой причине наложен штраф.
Маркетплейсам запретят в одностороннем порядке блокировать личный кабинет продавца или владельца ПВЗ. Единственное исключение — "неправомерный доступ третьих лиц", то есть взлом или другие действия мошенников.
Обзоры законодательства
Документ устанавливает условия и требования к договорам, которые владелец маркетплейса заключает с продавцом и с владельцем пункта выдачи заказов. Инициатива также обязывает владельца маркетплейса размещать текст договора на своем сайте в Интернете. Авторы инициативы указывают, что без выверенной конструкции нормативного регулирования маркетплейсы могут в одностороннем порядке менять условия работы на агрегаторах, в том числе, в худшую для продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов сторону. Могут также накладывать строгие санкции за любые нарушения, допущенные продавцом или владельцем пункта выдачи заказов, вплоть до блокирования профиля продавца на платформе. Законопроектом предлагается выделить маркетплейсы в две группы в зависимости от их экономического положения. К каждой группе предусмотрены свои требования.
Как рассказал председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов в своей беседе с «Парламентской газетой», новый проект закона сможет урегулировать взаимоотношения всех участников процесса торговли на онлайн-платформах. При этом будет достигнуть баланс интересов и клиентов, и продавцов, и поставщиков товаров. Кроме того, закон позволит вписать онлайн-ритейлеры в сегменты торговли и доставки.
Законопроект призван закрепить права и обязанности самих интернет-платформ, а также покупателей и продавцов, которые реализуют свои товары, пользуясь услугами маркетплейсов. Называется документ «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Еще в начале марта он был вынесен на обсуждение главой Комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и главой Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. По словам Владимира Гутенева, сейчас на рассмотрении в Госдуме есть даже несколько законопроектов, регламентирующих работу маркетплейсов, и парламентарии собирают отзывы экспертов и заинтересованных организаций. Об этом депутат рассказал «Парламентской газете». Главное, что волнует законодателей, — возможность маркетплейсов в одностороннем порядке менять условия для покупателей и продавцов и их нежелание нести ответственность за качество товаров.
Одно из предложений касается наложения запрета на маркетплейсы взимать плату с покупателей за возврат товара.
В обычной торговле система немного другая. Продавец по договору поставки закупает товары у производителя, который отвечает за качество продукции перед партнером. Поэтому если покупатели предъявляют рознице претензии, связанные с товаром, ритейлер компенсирует им вред, а затем эти затраты перекладывает на производителя. Это обусловлено договором между партнерами.
Купить товар на маркетплейсе скоро станет проще, но дороже
Доработка законопроекта о маркетплейсах - АКИТ | Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Законопроект о маркетплейсах, который предлагает закрепить права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. |
Деятельность маркетплейсов урегулируют | Законопроект о маркетплейсах собираются рассмотреть в первом чтении в мае. |
В Думе предложили запретить маркетплейсам платный возврат товара // Новости НТВ | Помимо регулирования работы маркетплейсов законопроект очерчивает права и обязанности продавцов, сотрудничающих с агрегаторами, а также пунктов выдачи товаров. |
В Госдуму внесен законопроект о госрегулировании торговой деятельности маркетплейсов | В законе о торговой деятельности предлагается закрепить понятия «маркетплейс», «владелец маркетплейса», «продавец товаров на маркетплейсе», «пункт выдачи заказов». |
В Госдуме предложили запретить платный возврат на маркетплейсах
Кроме того, в документе предусматривается, что изменение условий договора может проводиться не чаще одного раза в год. Сейчас, по словам Гусева, маркетплейсы могут менять договоры в одностороннем порядке до 20-30 раз в год, ухудшая положение продавцов и поднимая цены. Также маркетплейсам запретят блокировать личные кабинеты продавцов, добавил депутат. В Совфеде ранее сообщили о подготовке законопроекта о регулировании деятельности маркетплейсов.
Объемы продаж контрафакта растут на фоне подскочившей популярности онлайн-торговли, отметил Павлов.
По его словам, ситуация осложняется уходом из России ряда иностранных правообладателей, которые ранее самостоятельно пресекали продажи контрафакта. Также сказалось ограничение на проверки государственных надзорных органов. Найти выгодный вклад вместе с Банки. При этом в Wildberries считают, что предложенная мера избыточна: она повысит нагрузку на интернет-площадки, а недобросовестные предприниматели все равно будут искать каналы для продажи товара сомнительного качества, полагают в компании.
В Ozon сообщили, что формируют динамический список важных для покупателей брендов и уже просят продавцов предоставлять документы по таким товарам, а также запрашивают документы на продукцию чувствительных категорий — питания для детей, витаминов, БАДов и прочее.
В АУРЭК сообщили, что к ним поступило большое количество обращений от потерявших свой товар продавцов, недовольных компенсационными выплатами. В ассоциации ожидают значительное количества исков к Wildberries и выстраивают стратегию судебной защиты для продавцов. Пожар на складе Wildberries в Шушарах вспыхнул 13 января 2023 года. На пике площадь возгорания достигала 70 тыс. Ликвидировать открытое горение пожарным удалось спустя сутки.
Следствие рассматривает три версии возникновения пожара: занесение источника огня извне неустановленными лицами, аварийную работу электросети и неосторожное обращение с огнем, рассказал РБК источник, близкий к МЧС. По оценке Михаила Бурмистрова, стоимость склада с учетом оборудования могла составлять 3-5 млрд рублей, а сгоревших товаров — около 12 млрд. О том, что возместят партнерам ущерб, в Wildberries заявили сразу после того, как пожар был потушен, а 15 января пресс-служба компании сообщила, что первый компенсационный платеж партнерам уже выплачен. Сумма первой и последующих двух выплат, прошедших 29 января и 6 февраля, составила 3 млрд рублей.
В ГПУ раскритиковали предложения парламентариев: «оснований для поддержки законопроекта не усматривается». Чиновники указали, что он «характеризуется низким качеством юридической техники», авторы выбрали неточные либо некорректные определения ряда терминов, которые фигурируют в документах. Ранее правительство не поддержало другой проект закона, определяющий ответственность площадок за качество продаваемых товаров.
Процесс запущен. В мае Госдума может рассмотреть новый закон о маркетплейсах
Критика касается положений: по возврату или обмену товара в соответствии с законом о защите прав потребителей, запрете на смену условий оферты и цен чаще раза в год и запрета на блокировку продавцов. В сентябре этого года группа депутатов Госдумы во главе с Сергеем Мироновым, лидером партии «Справедливая Россия — За правду», внесла на рассмотрение законопроект о регулировании дистанционной торговли товарами через маркетплейсы. Пункт об обмене или возврате товара Ozon посчитал некорректным, поскольку маркетплейс не владеет товаром, а лишь предоставляет площадку для размещения объявлений о продаже товара, не являясь при этом собственником. Пункт о фиксации условий и цен оферты на год тоже вызвал возмущение, поскольку, как выразился представитель Ozon, «ни один бизнес не может зафиксировать цены на целый год.
Первая — это максимально увеличить сроки возможных изменений: один год — одно изменение, как в проекте закона. И другая крайность — полностью снять тему ограничений сроков, сделав возможными изменения условно в течение дня или несколько раз в течение дня. Сообщество маркетплейсов обсуждало эту тему и склоняется к тому, что истина лежит посередине, потому что отказывать в изменениях при такой волатильной обстановке было бы глупо. Все знают, что, если изменений будет мало или возможность изменений будет редка, тогда все будут стараться спрогнозировать самые тяжелые последствия и вложить это в условия договора, что ухудшает, безусловно, положение стороны, сотрудничающей с маркетплейсом».
Из селлеров к компромиссу готовы многие: может, и не раз в год, но главное, чтобы об изменениях предупреждали заблаговременно и чтобы измененные условия не имели обратной силы. Продолжает основатель клуба поставщиков маркетплейсов MPSellers Иван Городилов: Иван Городилов основатель клуба поставщиков маркетплейсов MPSellers «В частности, это изменение условий оферты условно задним числом. Допустим, мы загружаем товары на склад, на котором логистика стоит 50 рублей на единицу товара. Мы загружаем туда товар, потом маркетплейс говорит: «У нас с завтрашнего дня логистика — 100 рублей», а у тебя товар уже там находится. У нас математика не клеится. Получается, мы не можем ограничить поставку товара с этого конкретного маркетплейса, и мы вынуждены работать по этим правилам, продавать в ноль, останавливать продажи или поднимать цену.
Инициатива должна закрепить юридический статус маркетплейсов, ввести ответственность за недостоверную информацию на платформах и некачественный товар. В документе также предлагается ограничить количество изменений, которые владельцы площадок могут вносить в договоры — один раз в год, а также запретить им блокировать личные кабинеты партнёров и взыскивать с них штрафы без согласия последних. Представители отрасли интернет-торговли отмечали, что принятие законопроекта в таком виде может привести к росту стоимости товаров, увеличению на рынке контрафакта и фальсификата, а также сокращению запуска новых сервисов для удобства продавцов и покупателей. Что предложили доработать? Необходимость отказаться от ограничений на количество изменений в контрактах между площадками и продавцами в правительстве объясняют так: «Ограничение частоты изменений условий договоров не позволит учитывать изменения рыночной конъюнктуры, сезонность в продаже товаров, изменения логистических цепочек и иные факторы, которые могут требовать от агрегатора информации изменения тарифов и комиссий». В то же время, как следует из отзыва, правительство предложило установить особые условия для изменения существенных положений договоров и порядок их корректировки, например: не чаще одного раза в три месяца или при определённых обстоятельствах. Также нужно отказаться от идеи запретить маркетплейсам штрафовать контрагентов и блокировать их личные кабинеты — из-за этого у площадок исчезнет возможность взыскивать средства с недобросовестных продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, пресекать незаконную деятельность. В то же время в отзыве предлагается предусмотреть лишь блокировку отдельных функций в личном кабинете, чтобы пользователи не потеряли доступ ко всей информации и документам. Правительство также просит авторов законопроекта разъяснить, зачем нужно запрещать интернет-площадкам продажу собственных торговых марок СТМ , в том числе технологически сложных товаров, а также почему нужно расширять ответственность маркетплейсов за некачественный товар.
В сентябре 2023 года группа депутатов внесла в Госдуму поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей». Инициатива должна закрепить юридический статус маркетплейсов, ввести ответственность за недостоверную информацию на платформах и некачественный товар. В документе также предлагается ограничить количество изменений, которые владельцы площадок могут вносить в договоры — один раз в год, а также запретить им блокировать личные кабинеты партнёров и взыскивать с них штрафы без согласия последних. Представители отрасли интернет-торговли отмечали, что принятие законопроекта в таком виде может привести к росту стоимости товаров, увеличению на рынке контрафакта и фальсификата, а также сокращению запуска новых сервисов для удобства продавцов и покупателей. Что предложили доработать? Необходимость отказаться от ограничений на количество изменений в контрактах между площадками и продавцами в правительстве объясняют так: «Ограничение частоты изменений условий договоров не позволит учитывать изменения рыночной конъюнктуры, сезонность в продаже товаров, изменения логистических цепочек и иные факторы, которые могут требовать от агрегатора информации изменения тарифов и комиссий». В то же время, как следует из отзыва, правительство предложило установить особые условия для изменения существенных положений договоров и порядок их корректировки, например: не чаще одного раза в три месяца или при определённых обстоятельствах. Также нужно отказаться от идеи запретить маркетплейсам штрафовать контрагентов и блокировать их личные кабинеты — из-за этого у площадок исчезнет возможность взыскивать средства с недобросовестных продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, пресекать незаконную деятельность. В то же время в отзыве предлагается предусмотреть лишь блокировку отдельных функций в личном кабинете, чтобы пользователи не потеряли доступ ко всей информации и документам.
Антимонопольный закон для маркетплейсов: что изменится для селлеров
Второй законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов не получил одобрение властей страны, пишут «Известия». более 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение. / Главная > Новости рынка > Закон о регулировании маркетплейсов приведет к росту цен и увеличению контрафакта. Обращаем Ваше внимание, что 5 марта 2024 г. в Госдуму был внесен новый законопроект о маркетплейсах, регулирующий их деятел.
В ГД внесли законопроект о деятельности маркетплейсов для защиты потребителей
Суровый закон против маркетплейсов. Госдума решила защитить селлеров и ПВЗ от произвола | Законопроект предлагает установить для маркетплейсов лимит в 25% от объема всех онлайн-продаж товаров за предыдущий финансовый год, уточнил он. |
Правительство выступило за доработку законопроекта о маркетплейсах | МОСКВА, 4 дек – РИА Новости. Сенаторы готовят законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов, сообщил глава экономического комитета Совета федерации Андрей Кутепов и предложил вице-премьеру Дмитрию Григоренко дать поручение проанализировать этот рынок и. |
Депутат Гусев: поправки в законопроект о маркетплейсах защитят продавцов | Депутатский закон сильно ограничивал в правах площадки и предполагал существенные послабления для продавцов. |
Маркетплейсы под угрозой: юристы оценили поправки об онлайн-торговле - новости Право.ру | Законопроект о государственном регулировании маркетплейсов еще в марте 2024 года внесли в Госдуму сенатор Андрей Кутепов и депутат «Единой России» Владимир Гутенев. |
В России ужесточают контроль за маркетплейсами: что это значит для покупателей
Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится несколько законопроектов, регулирующих деятельность маркетплейсов. Законопроект о маркетплейсах вызвал дискуссии между депутатами и продавцами. В ходе обсуждения представители Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркета», AliExpress, производителей и поставщиков товаров предупредили о рисках для отрасли, которые несёт в себе новый законопроект. более 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение. Как маркетплейсы будут бороться с контрафактом. Почти сразу маркеты начали анонсировать решения для борьбы с контрафактом. Инфоповоды запущены на фоне новости про постановление, только они никак не связаны с маркировкой. Кроме того, закон позволит вписать онлайн-ритейлеры в сегменты торговли и доставки.
Новый проект о торговле через маркетплейсы внесен в Госдуму
В ведомстве подчеркнули, что это нормальная мировая практика, государства поддерживают собственных предпринимателей. Эту возможность считают необходимым использовать и закрепить её законодательно. В конце февраля Минфин не одобрил сохранение потолка беспошлинного ввоза товаров для личного пользования на нынешнем уровне в 1 тыс. Решение объясняется значительной исчерпанностью обстоятельств, которые были основанием для этой нормы.
Лента новостей.
В АУРЭК сообщили, что к ним поступило большое количество обращений от потерявших свой товар продавцов, недовольных компенсационными выплатами. В ассоциации ожидают значительное количества исков к Wildberries и выстраивают стратегию судебной защиты для продавцов. Пожар на складе Wildberries в Шушарах вспыхнул 13 января 2023 года. На пике площадь возгорания достигала 70 тыс. Ликвидировать открытое горение пожарным удалось спустя сутки. Следствие рассматривает три версии возникновения пожара: занесение источника огня извне неустановленными лицами, аварийную работу электросети и неосторожное обращение с огнем, рассказал РБК источник, близкий к МЧС.
По оценке Михаила Бурмистрова, стоимость склада с учетом оборудования могла составлять 3-5 млрд рублей, а сгоревших товаров — около 12 млрд. О том, что возместят партнерам ущерб, в Wildberries заявили сразу после того, как пожар был потушен, а 15 января пресс-служба компании сообщила, что первый компенсационный платеж партнерам уже выплачен. Сумма первой и последующих двух выплат, прошедших 29 января и 6 февраля, составила 3 млрд рублей.
Последний законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов не нашел поддержки у властей. Государственно-правовое управление ГПУ президента высказало критику в адрес документа, который предполагал запрет на взимание с людей денег за возврат товаров. Это уже второй случай, когда законопроект о маркетплейсах не получил поддержки от властей. Суть законопроекта Законопроект о государственном регулировании маркетплейсов был внесен в Госдуму в марте 2024 года с целью внесения поправок в закон о торговле.
Дополнительные расходы Продавцы могут понести дополнительные расходы в случае необоснованного сокращения или прекращения продажи товара, на который есть спрос. Если маркетплейс без весомых причин сокращает или прекращает продажу товара, на который есть спрос, продавец может быть вынужден искать другие площадки для продажи своего товара, что может повлечь за собой дополнительные затраты на рекламу и логистику. Дополнительные действия Продавцы могут быть вынуждены искать альтернативные площадки для продажи своих товаров или пересматривать свою ценовую политику. Например, если маркетплейс запрещает устанавливать предельно низкую цену на товар, продавец может быть вынужден увеличить цены, что может отразиться на его конкурентоспособности. Для полноты картины мы решили предложить вам Несколько безумных но технологичных идей, которые помогут расширить перспективы бизнеса Виртуальная реальность для шопинга: можно подумать над созданием виртуального магазина, где покупатели могут «ходить» и выбирать товары, как в реальном магазине. Это может быть особенно полезно для товаров, которые люди предпочитают «пощупать» перед покупкой, например, одежду или мебель. Бесплатные товары для покупателей, которые помогают решить реальные задачи покупателей. Это может привлечь внимание к вашему магазину. Создание виртуального помощника-робота: искусственный интеллект позволяет создать виртуального помощника, который может помочь покупателям с выбором товаров, ответить на их вопросы и даже предложить им товары на основе их предыдущих покупок или интересов. Что нас ждёт Кажется, что новый антимонопольный закон защитит продавцов. Например, будет нельзя удалить социально значимый товар или создавать для продавцов дискриминационные условия. Это поддержит рыночные и конкурентные условия торговли.
Антимонопольный закон для маркетплейсов: что изменится для селлеров
Законопроект запрещает площадкам взимать деньги за возврат товаров, ужесточает требования к маркетплейсам и даже пытается разделить их на две категории — агрегаторы сведений о товарах и маркетплейсы, реализующие собственную продукцию. Законопроект определяет, что такое маркетплейс, уточняет порядок применения договорных неустоек в отношении контрагентов и вводит запрет на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца или владельца пункта выдачи заказов (ПВЗ). Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится несколько законопроектов, регулирующих деятельность маркетплейсов. Правительство России предложило доработать законопроект о маркетплейсах, который внесли в Госдуму в сентябре 2023 года. Законопроектом предлагается разделить маркетплейсы на две группы в зависимости от экономического положения.
«Не посредник, а партнер»: в госдуму внесен законопроект о регулировании маркетплейсов
- Маркетплейсы под угрозой: юристы оценили поправки об онлайн-торговле
- В России ужесточают контроль за маркетплейсами: что это значит для покупателей
- Ozon и Wildberries раскритиковали законопроект об электронной торговле
- Думе предложили ограничить взимаемые крупными маркетплейсами комиссии и неустойки
- В России ужесточают контроль за маркетплейсами: что это значит для покупателей