Испугавшись высадки англичан в Мурманске, что Антанта начнёт наступление на Москву, ленинцы предлагали немцам сдать Петроград и начать наступление на Мурманск (о чем имеется письмо Ленина товарищу кому (ЦПА ИМЛ, ф.2, оп.2, д.122). Сотрудники посольства, как отмечается, отдали в Мурманске дань памяти военным, похороненным на нескольких военных мемориалах и военных кладбищах союзников, России и Великобритании. Сотрудники посольства, как отмечается, отдали в Мурманске дань памяти военным, похороненным на нескольких военных мемориалах и военных кладбищах союзников, России и Великобритании. В Мурманском легионе возникли разногласия по поводу восстания против интервентов. При этом находившиеся в Мурманске англичане, французы и американцы взяли курс на взаимодействие с местными властями, оказывая им помощь топливом и продовольствием.
Красная армия освободила Мурманск от интервентов 100 лет назад
Ранее, в марте 2018 года, Краевой Совет по рекомендации той же Москвы согласился на высадку в городе английского десанта. Германия же после заключения Брестского мира требовала вывода войск союзников с территории России.
В итоге Москве пришлось объявить высадку союзников на Севере и на Дальнем Востоке «интервенцией». Лента новостей.
Белогвардейское командование очень ждало поддержки от стран, которые оно считало своими союзниками по Антанте. Однако реальной помощи не произошло. Англия и Франция решали на оккупированных территориях собственные задачи, в которых не было места идеологии «единой и неделимой России». В советское время был принят чересчур упрощенный взгляд на эти события. Господствовала точка зрения, согласно которой единственной целью англичан и французов была поддержка Белого движения в борьбе против Красной армии, которую союзники якобы рассматривали однозначно как врага. В действительности проблема интервенции настолько сложна и многогранна, что не имеет четкой оценки до сих пор. Довольно далеки от истины формулировки советской поры о том, как большевики «решительно разоблачали захватнические, грабительские цели империалистов — интервентов, которые несли трудящимся капиталистическую кабалу и порабощение». Достаточно вспомнить, что в марте 1918 года английский десант высадился в Мурманске «для защиты портов и ресурсов Русского Севера от финнов и немцев» с прямого одобрения наркома по иностранным делам Льва Троцкого. В Крыму и южной Украине военный контингент Антанты сменял немцев, обязанных покинуть оккупированные земли по условиям Компьенского перемирия. Интервенты прибывали в Севастополь и другие города «для поддержания стабильности и порядка». Круг интересов союзников был весьма широк. В хаосе Гражданской войны англичане и французы видели угрозу для Западной Европы. Не могли не пугать их и обещания большевиков «экспортировать революцию» за рубеж.
А после Великой октябрьской социалистической революции большевики заговорили о выходе из Первой мировой войны и начали вести переговоры с Германией. Западные же державы хотели восстановления восточного фронта. А тут еще Германия высадила десант в Финляндии. Появилась угроза захвата немцами стратегически важных портов Кольского полуострова и создания там баз для подводных лодок. Союзники нашли повод - предложили Мурманскому совету помощь в охране складов с военным имуществом. В Мурманске и Архангельске скопились миллионы тонн военных грузов, и Антанта беспокоилась, что их может захватить Германия. В совете, при поддержке Троцкого, согласились. Интервенты стали наращивать свою группировку на Кольском полуострове. Это стало началом интервенции.
Вытеснить британский самолет-разведчик: российский генерал раскрыл события в Мурманской области
Вихури, К. Ийвонена и А. Туорила разбили белофиннские отряды Валлениуса и Старка в районе Соколозера и Талвандозера и отбросили их к границе86. Вицупа, И. Сивкова, М. Фостия, С. Сейм разорвал 15 мая 1918 г. В свою очередь бежавшие от белофиннов карелы в апреле 1918 г. К июлю в отряде насчитывалось около 300 бойцов88. Ахава, В.
Лехтимяки, О. Легион нес охрану северного участка Мурманской железной дороги от нападения белофиннов89. Вопрос о судьбе северной Карелии обстоятельно обсуждался 16-21 мая 1918 г. Неурожай 1917 г. Уездный съезд решил, что хлеб должен отпускаться прежде всего населению карельских волостей Тунгудской, Летнеконецкой и Маслозерской , испытывавших острую нехватку продовольствия. Острую полемику на съезде вызвал вопрос о самоопределении Карелии. Председатель Кемского совета А. Мосорин заметил: "Ведь отделись Карелия, ее займут финны, а мы знаем, что они делают в Ухте. Мы, поморы, от этого ничего не потеряем, но нам жаль карелов.
Но теперь самоопределение - это гнет немцев".
Адрес электронной почты редакции сайта: web murman. Телефон: 8 8152 64-10-67. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности.
А все потому, что они вошли в нашу зону. Мы их сопровождаем, показываем, что видим их, идентифицируем… Генерал-майор обращает внимание на то, что было немало случаев, когда у самолета отказывала навигация и ему нужна была помощь. И когда приходил самолет сопровождения, он выходит с ним на связь. Или показывал жестами, что он «глухой» и «слепой» — с навигацией что-то случилось. Его заводили на аэродром посадки, и после разбирательств он возвращался на аэродром базирования. Владимир Александрович вспоминает, как в сентябре 2005 года, во время планового перелета из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области, у нашего истребителя Су-27 над Балтийским морем отказала навигационная система. Пилот сообщил на землю, что не может сориентироваться над морем. Уже почти без горючего истребитель оказался в воздушном пространстве Литвы. Когда у самолета кончилось топливо, он рухнул на землю, пилоту, майору Валерию Троянову, к счастью, удалось катапультироваться.
Он приземлился в 55 километрах от Каунаса. Когда самолет находится на удалении 15—20 километров от государственной границы, рядом с нарушителем воздушного пространства уже должен находиться истребитель — с целью безопасности. В данном случае самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 ВВС Великобритании, как говорит молодежь, решил взять нас «на слабо», чтобы проверить, работает ли наша система ПВО. Потому что в следующий раз туда может прийти уже боевой самолет… По мнению генерал-майора, британцы таким образом изучали нашу систему ПВО. А вот когда появляется условный противник — включаются радиостанции, ведутся переговоры. Они все это фиксируют. Стараются как можно больше набрать информации. Для того чтобы потом, в период обострения, знать, что такие средства есть, и оказывать на них воздействие. Что греха таить, то же самое выполняем и мы.
Главное — чтобы не нарушать суверенное воздушное пространство сопредельного государства, не создавать конфликтную ситуацию. Идет с ним параллельным курсом, показывает пилоту, что он подошел близко к государственной границе.
До берега было 40 метров, которые англичане успешно преодолели — но там по ним снова открыли огонь, на сей раз какие-то вооруженные люди, не носившие форму.
Волшебное слово «англиски» и тут возымело силу: стрельба прекратилась. Летчиков отвели в хижину и там они смогли обсушить вещи. Через час прибыла весельная лодка с офицером и всех перевезли на другой берег реки.
Там сушились в еще одной избушке, пока не приехал морской офицер, понимавший английский язык. После череды других поездок через пару дней экипаж добрался-таки до Ваенги. Полетное время у них в результате составило 6 ч 17 мин.
Точное место аварийной посадки неясно. Есть сведения, что самолет после войны обнаружили под водой в Ура-губе. Оба этих залива как раз западнее Полярного.
Четыре других самолета из 144-го эскадрона тоже не добрались до советских аэродромов. Взлетевший в 20. Выжить удалось только пилоту пайлот-офицеру Эвансу и пассажиру механику Соверби.
Они сдались шведской полиции, ненадолго интернированы и вскоре вернулись в Англию. Разобраться с ними достаточно трудно из-за отсутствия подробных немецких данных — главный массив информации, связанный с боевыми действиями в воздухе, формировался в Люфтваффе, а документы ведомства Геринга, как известно, сохранились очень плохо. Остается довольствоваться куцыми сводками и данными из других источников.
На теперешний момент вырисовывается следующая картина: - самолет АТ138 около 5 ч утра приблизился к немецкому аэродрому Алакуртти на высоте 700 м. Может быть он принял его за Африканду, может быть просто пытался сориентироваться. По тревоге с аэродрома взлетела дежурная пара немецких истребителей из 4.
Самолет упал, по немецким данным, южнее горы Килис-тундра, западнее озера Толванд. Один член экипажа пилот сержант Брей смог выпрыгнуть с парашютом и спасся, попав потом в плен. Остальные 4 человека погибли — дозор с ближайшего немецкого укрепленного пункта Bl.
Выживший пилот после войны предоставил свой отчет о событиях: согласно нему, первой же очередью враг вывел из строя всех трех человек в задней части самолета — они либо были убиты, либо тяжело ранены. Штурман попытался проползти к кормовому пулемету, но не смог преодолеть разгоревшийся пожар. Когда он двинулся обратно, очередная немецкая очередь убила и его.
Самолет вошел в штопор, так что Брею пришлось прыгать. Он сам тоже был ранен и обгорел, это потом сказалось на его зрении; - самолет Р1344 был подбит немецкими истребителями из 6. Высланные на поиски дозоры немцев нашли этот самолет на следующий день, и в нем — 3 трупа.
Неясно, прыгали выжившие с парашютами, или же они уцелели при посадке; - самолет Р1273 также был сбит немецкими истребителями из 6. Весь экипаж этого самолета во главе с пилотом, сержантом Бертрандом, смог выпрыгнуть с парашютами и попал в плен. Место посадки «хэмпдена» Р1344 По поводу двух самолетов, сбитых около Петсамо, есть некоторые неясности.
Оба они найдены после войны вовсе не там, где их якобы находили немецкие дозоры. Например, Р1344, если верить немцам, должен был лежать южнее озера Кошкаявр, то есть не юго-западнее, а юго-восточнее Петсамо. Сведения о попавших в плен тоже ясности не добавляют.
Данных о том, когда и где попали в плен еще 3 человека, нет. Также можно сказать, что «хэмпдены» были обнаружены во время пролета на высоте около 1500 м над аэродромом Наутси, после чего с Петсамо взлетели по тревоге истребители и сбили обоих. В немецких сводках пишется, что один самолет пролетал в 02.
Существует, конечно, шанс, что один из англичан очень сильно заблудился и три часа кружил где-то вдалеке от обжитых мест, никем не замечаемый, но он небольшой. Остальные 10 машин 144-го эскадрона смогли благополучно добраться до аэродрома Африканда. На Ваенгу они большими группами перелетали 5 и 6 сентября.
Из этой группы только две машины АЕ130 и АЕ158 были обстреляны зенитками, причем первый получил пару незначительных пробоин. Этот «хэмпден» встретился с двумя советскими «харрикейнами» и был ими посажен принудительно. Через 6,5 часов под эскортом тех же истребителей английская машина убыла на Ваенгу.
У него перелет прошел с приключениями: в 00. Оттуда пилот забрался на 3600 м, там началось обледенение и пришлось снижаться. По расчетам повернув в 03.
После того, как выпустили опознавательные ракеты — огонь прекратился, а вскоре прибыли истребители, которые атак не проводили, а покачивали крыльями. Как потом оказалось, это был сигнал «следуйте за нами». Как бы там ни было, бензин у англичан кончался, а внизу открылся аэродром, на который они и сели благополучно.
Прибывшие советские солдаты всех увезли на грузовике на Ваенгу-1, но позже пилот и радист вернулись и перегнали самолет. Так закончился перелет 144-го эскадрона, который понес тяжелые потери как от несчастных случаев, так и от воздействия противника. Из 16 самолетов до пунктов назначения добрались только 10 и один был поврежден на вынужденной посадке, пускай и с шансами вернуться в строй.
Такие потери нельзя не признать тяжелыми. Их первая машина, AD743, вылетела с Самбурга еще в 19. Правда по какой-то причине остальные отбыли гораздо позже, в 20.
Один из самолетов ждала очень печальная судьба: вылетевший в 20. Весь его экипаж пилот — сержант Смарт в полном составе погиб — единственный случай среди всех 9 не долетевших самолетов. Еще двум машинам 455-го эскадрона тоже не удалось добраться до места назначения, но их экипажам повезло больше.
Неясно, почему они прибыли так поздно — в отчете об этом ни слова. Пилот пошел на вынужденную посадку, моторы остановились на высоте 30 м и «хэмпден» сел на опушке леса, посреди многочисленных пней. Место они определили как 5 миль западнее Кандалакши.
Экипаж, к счастью, не пострадал, а вот самолет восстановлению не подлежал. Пилот со штурманом отправились на поиски помощи, оставив остальных сторожить самолет. Достаточно быстро они встретили русских солдат и через полтора часа всех увезли на грузовике в какой-то военный лагерь.
Все вокруг были очень дружелюбны, тут же дали поесть. В конце концов, забрав с самолета все оборудование, какое смогли, австралийцы уехали на Африканду. Это их потом встретил в поезде едущий в Мурманск экипаж самолета АЕ310.
Захваченный немцами "Хэмпден" АТ109 У последнего пропавшего самолета 455-го эскадрона была, видимо, самая уникальная история. АТ109 тоже по какой-то причине задержался в полете и в 04. Как он туда попал и почему — покрыто мраком тайны.
Выживший штурман туманно вспоминает о жутких погодных условиях и плохих картах, которые завели их гораздо севернее, чем полагалось. Не сумев быстро опознать самолет, UJ-1105 открыл огонь — машина шла прямо на него. С «хэмпдена» выстрелили красную ракету, после чего он круто повернул налево.
И это был правильный сигнал!
Сообщить новость
- 24 АПРЕЛЯ 1918 ГОДА В МУРМАНСКЕ ВЫСАДИЛИСЬ АМЕРИКАНСКИЕ ИНТЕРВЕНТЫ
- Как английские подводники в 1941 году помогли защитить Мурманск
- Об "интервенции" союзников на Севере и об организации AРA: dandorfman — LiveJournal
- Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая
- Иностранная оккупация Русского Севера: что это было
Забытая оккупация, Американская интервенция в Россию (часть 1)
Английское командование также решило, что их единственной возможностью реально противодействовать немцам будет наличие в Заполярье мощного торпедоносного кулака. С советской стороны надеяться было нечего, потому что в составе ВВС Северного флота на август 1942 г. Взять резервов на тот момент нашим было неоткуда. Все складывалось так, что англичанам самим надо было заиметь сколько-нибудь значительное число ударных самолетов в Мурманске. Летом 1942 г. Способов доставить самолеты на место было несколько, однако обстоятельства не оставляли альтернативы: они должны были перелетать своим ходом. Так и появилась на свет операция «Оратор» - перелет английских торпедоносцев из Шотландии в Мурманскую область. Дальность перелета составляла примерно 1000 морских миль 1850 км.
Атака торпедоносца "Хэмден" 1943 г. Подготовка к перелету началась в августе, причем в качестве места промежуточной посадки решили использовать аэродром Африканда в районе Кандалакши. Причин было несколько: частые утренние туманы в районе Мурманска во время прилета раннее утро , опасение того, что немцы могут бомбить Ваенгу, ну и просто тот факт, что Африканда ближе к Шетландским островам. Летчики получили карты, но разрешение на проведение аэрофотосъемки аэродромов, куда следовало лететь «хэмпденам», советские власти не дали. Так как наземный персонал не успевал прибыть вовремя, каждый торпедоносец в полет принимал на борт одного лишнего «пассажира» - таким образом можно было организовать какое-то минимальное обслуживание самолетов. В качестве отправной точки был выбран аэродром Самбург Sumburgh на Шетландских островах. Маршрут вел через Северное море, затем следовало быстро пересечь узкую полосу захваченной немцами Норвегии — в этом проблем не виделось.
Также без проблем собирались использовать для пролета территорию нейтральной Швеции. Главная проблема заключалась в том, что достаточно большой участок приходился на Финляндию, мимо немецких аэродромов в Лапландии. В этом заключался главный риск если не принимать в расчет дальность перелета. Оба они были переведены в состав Берегового командования для переучивания на торпедоносцы в апреле 1942 г. Конечно, сначала это были бомбардировщики, однако с 17 июля 1942 г. Первый вылет в таком качестве состоялся 27 июля. После этого с начала августа эскадрон занялся подготовкой к операции «Оратор».
Он стал первым бомбардировочным австралийским подразделением на британской земле. С самого начала на вооружении тоже имелись бомбардировочные версии «хэмпденов». После переучивания австралийцы вошли в строй даже быстрее англичан — уже 5 июля 1942 г. До торпедных атак не дошло, но бой им пришлось выдержать. В атаках немецких истребителей легкие повреждения получили 4 самолета, два летчика имели легкие ранения. В ответ «антиподы» заявили повреждение одного Ме. С немецкой стороны ни о потерях, ни о заявках на сбитые ничего неизвестно.
Наконец, последний вылет состоялся 4 августа, когда 5 самолетов безуспешно искали цели около норвежских берегов. После этого 455-й эскадрон тоже занялся подготовкой к перелету в СССР. Выполнение задачи по операции «Оратор» началось поздним вечером 4 сентября 1942 г. Каждый эскадрон выделял для нее по 16 машин из 20, имевшихся в наличии в каждом подразделении. Все самолеты летели самостоятельно, радиосвязь на перелете исключалась по соображениям секретности. Для удобства, перелет будет рассматриваться отдельно для каждого эскадрона. Все время будет указано по Гринвичу.
Последняя АЕ356 поднялась в небо в 20. Любопытно, что и первая, и последняя машина до места назначения так и не добрались! АЕ310 по расчетам на 02. Сквозь пелену низких облаков пилот смог увидеть железную дорогу и последовал вдоль нее до берега моря. Далее они летели до острова, который опознали как Кильдин, подверглись обстрелу зениток. Ни выпускание шасси, ни отстрел ракет стрельбу не прекратили. Экипаж считал, что огонь по ним вели корабли из Кольского залива.
Получив попадание в правое крыло, они упорно летели дальше, в конце концов, достигли полуострова Рыбачьего, и оттуда по ним тоже палили зенитки крупного калибра. Однако — что неудивительно — топлива у них уже не хватило. На последних каплях они облетели какую-то большую гору, в сплошной облачности чудом заметили город, опознанный как «Хибины» видимо Кировск и пошли на посадку в поле за ним. Судя по координатам 67. Посадка была совершена в 06. Уничтожив секретные бумаги, экипаж выбрался наружу и был там встречен тремя детьми школьного возраста. Началось общение — после того, как «пришельцы» сообщили, что они «англиски».
Дети взяли шоколад и сигареты, потом отвели трех летчиков в поле, где находились взрослые — без формы, но вооруженные. Радист и капрал пассажир из наземного персонала в это время продолжали дожигать секретные бумаги. После того, как англичане добрались до деревни, оттуда сделали большое количество телефонных звонков. Пока же летчики всех вокруг щедро угощали леденцами «Лайф Сэйверс» и сигаретами, прибыл какой-то важный чин в отчете он конечно же назван «комиссар» , но понять иностранцев не смог и уехал опять. Англичан тем временем покормили очень скудно, как они не преминули заметить и уложили спать, но стоило им только лечь в кровать — приехало сразу 5 офицеров советских ВВС! Летчиков погрузили на грузовик и увезли на аэродром «Киросш» Кировск , где покормили еще раз и наконец уложили спать по-настоящему. Около самолета выставили караул из советских солдат.
Как вспоминают англичане, все встреченные ими русские были очень дружелюбны, каждому не терпелось чем-то помочь. К сожалению, разговор хоть немного заладился только с одним местным учителем, знавшим иностранный язык. Утром 6 сентября англичане вернулись к самолету, чтобы снять патроны для ракетниц и фотокамеру, а также откопать зарытые рядом с самолетом аккумуляторы и кое-какую аппаратуру. К тому моменту на месте уже был наземный персонал 18-й группы RAF базировалась в Мурманске. Еще через сутки англичане сели на поезд в Апатитах, причем встретили там экипаж одного самолета 455-го эскадрона и флаинг-офицера Брукса, своего сослуживца. Правда, последний сразу покинул вагон, чтобы осмотреть АЕ310 на месте его падения. Позже, он вместе с советскими специалистами дал заключение, что самолет ремонтопригоден: повреждения ограничились оторванными бомболюками, разбитым носом и загнутыми пропеллерами и плюс та самая дыра от зениток в правом крыле.
Полное полетное время от Самбурга для этого самолета составило 10 ч 7 мин. К его судьбе мы еще вернемся позже. Взлетевший последним АЕ356 имел на борту, вероятно, самый странный экипаж из всех тридцати двух. По непонятной причине англичане не стали подавать опознавательных сигналов или как-то обозначать себя «друзьями». Один быстро приблизился. Тут наконец пилот «хэмпдена» выстрелил цветную ракету, однако истребители уже открыли огонь. По какой-то причине радист не смог добраться вниз до люка, чтобы выстрелить еще одну ракету.
Не придумав ничего умнее, он открыл ответный огонь и выпустил 2 магазина! Тогда пилот просто сел на воду у берега. Время было 03.
Одновременно Ленин всячески старается замести следы сотрудничества своего правительства с Антантой. Вахрамеева, передать Мурманскому совету требования опубликовать опровержения факта согласия местных властей на высадку англо-французского десанта, о чём уже появились сообщения в печати. Однако, на практике эти отношения ещё некоторое время продолжались. Не при делах. Об этом скоро разнюхали немцы и в категорической форме потребовали от большевиков прекратить любые сношения с врагами Германии. Ленин лихорадочно забрасывает Архангельск и Мурманск телеграммами с требованиями прекратить поддерживать отношения с британцами, в ответ получая мотивированные и обоснованные отказы, мол, дело зашло уже слишком далеко.
В одной из них тот же Юрьев откровенно заявил: «Противосоюзническая политика крайсовдепа невозможна». В результате он объявляется Лениным вне закона, а англичане, используя эту возможность, немедленно сформировали под себя умеренное, «розовое» правительство, состоявшее в основном из эсеров. Вскоре после этого, получив разрешение от нового правительства, они высадились и в Архангельске. В результате такой мягкой смены власти, большевики фактически потеряли контроль над северными областями России. Их место попытались занять офицерские белогвардейские организации, устроившие в сентябре 1918 года попытку переворота. Однако, вмешательство англичан не позволило этого сделать. Интервенты всё больше увязали в русских делах, пытаясь расширить сферу своего влияния, продвигаясь вглубь России под предлогом прикрытия границы, застряв в итоге где-то между Мурманском и Петрозаводском. Всё более активное вмешательство иностранцев в русские дела, играло против них, вызывая недовольство и красных, и белых, и местного населения. В апреле 1919 года вновь избранное правительство Северной области признало над собой власть верховного правителя России адмирала А.
Германия к тому времени капитулировала, угроза финской экспансии также миновала, формального повода оставаться здесь у англичан, французов и американцев больше не было и в сентябре 1919 года последний корабль бывших союзников покинул север. Власть окончательно перешла к русскому правительству во главе с генералом Е. Правда ненадолго.
Экипаж подводной лодки «Тигрис», в центре командир корабля Г. Боун, после возвращения из Полярного в Великобританию, декабрь 1941-го www. Расстреляв все торпеды, лодка вернулась в Полярный, после чего отправилась в Великобританию. Прочие атаки конвоев были неудачными, и 9 ноября «Трайдент» вернулась в Полярный, после чего отправилась на родину. Обе подлодки вынуждены были уйти домой, поскольку у них кончились торпеды, а английские конвои не привезли обещанное пополнение боезапаса. В ноябре 1941-го Адмиралтейство прислало в Полярный еще две субмарины: «Сиволф» и «Силайон». Обе совершили в ноябре—декабре по два похода, но успеха добилась лишь «Силайон».
А 5 декабря она потопила торпедами норвежский транспорт «Исланд». В конце декабря 1941-го — начале января 1942-го обе субмарины были отозваны Адмиралтейством на родину, и больше английские подводники с советских полярных баз не действовали. Этот результат превосходит успехи 1941 года подводников каждого из советских флотов в отдельности и лишь немного уступает общему результату советских подводных лодок в 1941-м, произведших 105 торпедных и артиллерийских атак, жертвами которых стали девять транспортов на 25 974 брт и три боевых корабля. Как отмечает исследователь М. Морозов, знакомство с их техникой и наблюдение за их действиями способствовали совершенствованию тактики советских подводников, наметили направления работы конструкторов в области развития систем подводного вооружения, обнаружения и связи. Если за июнь—август 1941-го подлодки Северного флота совершили 20 походов на вражеские коммуникации, произведя 13 торпедных и две артиллерийские атаки, но не добившись успеха, то уже вскоре ситуация изменилась. Североморцы открыли боевой счет 12 сентября, когда «Щ-422» потопила первый транспорт. После этого они до конца года пустили на дно торпедами и снарядами еще два судна и военный корабль. Можно сказать, что вкус к победам им был привит подводниками Королевского флота. Преувеличением будет утверждать, что англичане «спасли» Мурманск.
Но их успехи всерьез обеспокоили немецкое военно-морское командование. Сначала немцы полагали, что их потери — результат действий советских подлодок, и некоторое время опасались ходить у мыса Нордкап. Конечно, Красная Армия защищала Мурманск, но английские подводные лодки существенно ей помогли.
Братоубийственная война, когда русские люди были вынуждены с оружием в руках идти против своих братьев, стала для них настоящей личной драмой. Ситуация усугублялась иностранной интервенцией, начавшейся в марте-апреле 1918 года, первым объектом которой стал Мурманск.
В Мурманске Советская власть была признана уже в октябре 1917 года. Все управляющие органы, назначенные Временным правительством, добровольно подчинились Советской власти. При этом находившиеся в Мурманске англичане, французы и американцы взяли курс на взаимодействие с местными властями, оказывая им помощь топливом и продовольствием. Объединяющим фактором стала угроза Мурманску со стороны финнов и немцев. В январе и начале февраля немцы высадились на территории Финляндии и создали реальную угрозу продвижения к Мурманску и Архангельску, где находились огромные склады военных припасов, поставленных союзниками.
Это движение немцев бывшие союзники России по Антанте использовали как предлог для высадки своего десанта.
Интервенция: зачем большевики пустили англичан в Мурманск
Немного, но важен сам факт: поставили на нашу землю ногу в изящном английском ботинке. Следовало ждать гусениц танков. Но танков не ждали ни в Мурманске, ни в Архангельске, куда через 5 месяцев высадились новые отряды, так что общее число интервентов на русском Севере достигло 23 тысяч человек. Владислав Голдин, профессор Северного Арктического федерального университета: «Здесь было много встречающих, которые пришли встретить союзников Первой мировой. Но на самом деле пришли люди, которые реализовывали свои интересы». Первый главнокомандующий объединенных войск, генерал Пуль, вел себя в Мурманске как хозяин. Первые расстрелы начались весной 1918 года. Стреляли белогвардейцы, руководили интервенты. Владислав Голдин: «По приговорам военно-полевых судов были расстреляны более 4 тысяч человек.
Многие расстрелы проводились без таковых». К лету тюрьмы переполнились.
И вполне вероятно, что большевики не исключали использовать прибытие англичан в Мурманск как средство давления на немцев. Впрочем, если такие расчеты и были, на практике их воплотить никак не удалось. Зато в Мурманске в течение нескольких месяцев высадились не только дополнительные силы англичан — на рейде в порту появились и французские, и американские корабли. И отношение большевистского Совнаркома к происходящему радикально изменилось. Настолько, что исполняющий обязанности председателя Мурманского совета Алексей Юрьев 1 июля 1918 года был объявлен "врагом народа". За то, что не препятствовал высадке союзников в городе.
Перед этим Альтхэм приказал свезти на берег часть орудий с прислугой и разместить их в районе Березника. Ободренные уходом вражеской флотилии красные части атаковали позиции союзников и после упорных четырехдневных боев заняли район Борки — Городок. К началу навигации 1919 г. Первоначально в состав союзной флотилии входили четыре речные канонерские лодки: «Кокчафер» «Cockchafer» , «Сайкала» «Cicala» , «Крикет» «Cricket» и «Глоуорм» «Glowworm» , а также два монитора: М-23 и М-25. Все перечисленные суда перешли в Архангельск еще осенью 1918 г. В начале июня 1919 г. Кроме судов специальной постройки в состав союзной флотилии входили моторные катера, тральщики «Fandango», «Sword Dance», «Step Dance», посыльное судно «Бородино», на котором держал свой брейд-вымпел командующий флотилией, шесть быстроходных моторных катеров, вспомогательное судно «Hayderabad», госпитальное судно, баржи и другие плавсредства. Британский монитор М-27 Помимо этого, в распоряжении английского морского командования находились следующие суда со смешанными командами: речная флотилия на реке Северной Двине: две канонерские лодки с английской командой бывшие пароходы «Разлив» и «Адвокат» ; санитарные пароходы «Курьер» и «Вологжанин»; пароход «Вятка», вооруженный 152-мм орудием; пароход «Петр Великий» два 37-мм автомата, 12 автоматических ружей, команда 50 человек ; пароход «Олечка» бывший тральщик, невооруженный ; пароход «Опыт», вооруженный шестью легкими орудиями; пароход «Ретвизан» штабной, с радиостанцией , четыре плота, на каждом по одному 152-мм орудию. Кроме того, союзники создали небольшую речную флотилию на реке Печоре. На Северной Двине, как, впрочем, на всем Северном крае, интервенты англичане и др. Как писал историк британского флота Генри Ньюболт: «... Большинство относилось к собственной участи фаталистически, с готовностью примириться с тем, что случится, не желая сделать ничего, чтобы повлиять на ход текущих событий. Мурманский край, населенный не очень густо, дал всего 360 добровольцев, но даже в Архангельском районе с гораздо более плотным населением изъявило желание поступить в армию лишь 1900 человек. Карелы не отказывались защищать свою территорию против вторжения финнов и немцев, но не хотели воевать нигде за ее пределами. Укрепления союзников состояли из ряда пулеметных блокгаузов, приспособленных к обороне домов, обнесенных сплошным рядом проволочных заграждений. В деревне Кургомень была установлена тяжелая батарея из двух морских 152-мм орудий. Тыловые позиции союзников находились у села Конецгорского и Пантелеевской Шужега , у устья реки Ваги и у Березников. С 1 мая 1919 г. В середине мая на фронт прибыла и союзная флотилия, в составе которой были мониторы М-23 и М-25, канонерки «Кокчафер», «Сайкала», «Крикет», «Глоуорм». Союзникам удалось несколько потеснить красных. Заняв 21 июня линию реки Топса, союзники заставили красных отойти на позицию линии реки Сельменга — на правом берегу, и деревни Сельцо — на левом берегу. Эти позиции были достаточно оборудованы и давали возможность удерживаться на них при условии содействия Северодвинской флотилии. Англичане на захваченном участке реки немедленно приступили к тралению мин и дноуглубительным работам. При этом 24 июня два тральщика — «Fandango» и «Sword Dance» — взорвались на советских минных заграждениях. Выставив минные заграждения в устье реки Топса мины типа «Рыбка» , союзная флотилия продвинулась к деревням Троицкая — Плес, где тоже провела траление фарватера. Там было смешанное заграждение красных из мин «Рыбка» и мин образца 1912 г. Красные заняли позиции у деревни Рубеж в 100 верстах ниже Котласа. У Рубежа было оборудовано заграждение реки Двины. Для заграждения красные затопили 70 больших лодок и барж, при этом левый рукав преградив совершенно, а в правом оставили «ворота», вблизи которых установили три баржи, которые в случае необходимости можно было затопить и тем самым совершенно преградить устье Двины. Поводом к наступлению стал переход к красным 126 перебежчиков, сообщивших о волнениях в британском полку. Красная пехота атаковала русские белые части у деревни Троица и заставила их отступить в лес, находившийся между Троицей и рекой Сельменгой. На следующее утро белые и англичане начали совместную атаку, и красным пришлось оставить позиции и ретироваться на дальний берег Сельменги. Британская речная канонерская лодка «Глоуором» постройки 1915 г. По советским источникам «во время боя с нашей флотилией монитор М-33 получил попадание тяжелого снаряда, а канлодка "Крикет" получила попадание у ватерлинии и принуждена была спуститься вниз по реке и ошвартоваться у баржи-мастерской, чтобы спастись от затопления. На канлодке "Сайкала" вследствие длительной стрельбы при больших углах возвышения вышла из строя артиллерия. Самолет сел на воду, а его экипаж — летчик Маршалл и наблюдатель Лаксдоун — бежали в лес. Позже их выдали красноармейцам местные крестьяне. Англичане, подтянув силы, попытались перейти в контрнаступление. Однако, нарвавшись на минные заграждения красных, «просвещенные мореплаватели» вновь отступили. В первой половине августа начался отход британских войск к Архангельску. С отводом вниз британских судов возникли серьезные проблемы в связи с временным обмелением Северной Двины. Так, у деревни Чамово уровень воды на фарватере упал до 2 футов 0,61 м. Чтобы облегчить свои суда, англичане сняли с них все, что могли, включая артиллерию. С большим трудом британские суда преодолели Чамовский перекат, но два монитора М-25 и М-27 стащить с мели так и не смогли и 16 сентября по другим сведениям 17 сентября взорвали их. Остальные суда английской флотилии встали на якорь у деревни Лявля в 30 верстах от Архангельска. Затем все суда благополучно достигли Англии. Мониторы типа «М» в 1920 г. В качестве блокшива М-33 сохранился до начала XXI века. На фронте у деревни Троицкой остались три канонерки, переделанные из колесных пароходов, и десять быстроходных моторных катеров, переданных англичанами белым.
Чайковским и образовали Северный фронт под общим командованием Г. Предыстория Ключевыми пунктами на севере России были незамерзающий порт Мурманск и крупный портовый город Архангельск. Мурманский порт и Мурманская железная дорога были построены в 1916 для поставок России военного снаряжения и материалов из стран Антанты. Через Архангельск и Мурманск союзники в годы войны поставляли России военные грузы. Начиная с лета 1917 года, однако, военное снаряжение, которое союзники продолжали доставлять через Архангельск и Мурманск, начало накапливаться на складах этих портов. К моменту выхода России из войны с Германией в портах Мурманска и Архангельска скопились миллионы тонн военных грузов. В начале марта 1918 года большевики подписали сепаратный мирный договор с Германией. В это время в Финляндии, ставшей независимой, шла гражданская война между белыми и красными финнами, и на помощь белым финнам были направлены германские войска.
Высадка войск Антанты на русском Севере в 1918-19 году в фотографиях. Мороз, комары и красные
Иностранная военная интервенция на севере России (известная также как Северная «российская» кампания) была частью иностранной интервенции в Россию после Октябрьской. В этот день, началась высадка американцев в России, что было частью интервенции территории бывшей Российской Империи. Высадку десанта с крейсера «Глори» в Мурманске англичане начали 9 марта года, 14 марта в Мурманск прибыл английский крейсер «Кохрэйн» с новым отрядом интервентов, а 18 марта – французский крейсер «Адмирал Об».
Сообщить новость
- К кораблям в Мурманске выстроилась гигантская очередь | Телекомпания ТВ21
- Сообщить новость
- 24 апреля 1918 года — Американские интервенты высадились в Мурманске - Русский Исполин
- Апрель 1918 года
Интервенты: маленькие помощники большевиков-разорителей России
Шестого марта 1918 года 176 британских морских пехотинцев Её Величества высадились в Мурманске с борта линейного корабля Glory. 2 марта 1918 года в Мурманске на совместном заседании представителей Совдепа, Центромура, Мурманского Совжелдора и союзных миссий было выработано так называемое «Словесное, но дословно запротоколированное соглашение о совместных действиях англичан. Пожалуй, ни одно событие из истории Кольского Заполярья не вызывает столько споров, сколько произошедшая в Мурманске 105 лет назад высадка английских моряков с крейсера «Глори». Первыми, опередив американцев, в России высадились англичане: 9 марта, они начали в Мурманске высадку десанта с крейсера. Смотрите видео онлайн «Стела в честь павших англичан в Мурманске на грани сноса» на канале «Секреты Фотографии» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 июля 2023 года в 14:21, длительностью 00:27:15, на видеохостинге RUTUBE. Наличие своих войск в Мурманском районе и оказанную Мурману фактическую поддержку англичане могут использовать при дальнейшем осложнении международной конъюнктуры как основание для оккупации.
Иностранной оккупации Русского Севера - 100 лет. Что это было?
Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Поляки несколько раз оказывались в центре скандала в Мурманске. Сначала они нарушили ПДД прямо в центре города правда, официально это не стали комментировать ни правоохранители в Мурманске, ни в самой дипмиссии , а затем пришли на кладбище союзных воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, где есть захоронение польских моряков с эсминца «Гарланд», погибших в мае 1942 года.
С могилы дипломаты выкинули венок, который ранее возложили северяне — его просто вынесли в кусты. Поступок возмутительный сам по себе. Не сдержал эмоций и губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Это еще мягко выражаюсь о том, что думаю про их поступок, - прямо написал Андрей Чибис в своем Telegram-канале. Позже выяснилось, что венки на самом деле были польские.
Кроме судов специальной постройки в состав союзной флотилии входили моторные катера, тральщики «Fandango», «Sword Dance», «Step Dance», посыльное судно «Бородино», на котором держал свой брейд-вымпел командующий флотилией, шесть быстроходных моторных катеров, вспомогательное судно «Hayderabad», госпитальное судно, баржи и другие плавсредства. Британский монитор М-27 Помимо этого, в распоряжении английского морского командования находились следующие суда со смешанными командами: речная флотилия на реке Северной Двине: две канонерские лодки с английской командой бывшие пароходы «Разлив» и «Адвокат» ; санитарные пароходы «Курьер» и «Вологжанин»; пароход «Вятка», вооруженный 152-мм орудием; пароход «Петр Великий» два 37-мм автомата, 12 автоматических ружей, команда 50 человек ; пароход «Олечка» бывший тральщик, невооруженный ; пароход «Опыт», вооруженный шестью легкими орудиями; пароход «Ретвизан» штабной, с радиостанцией , четыре плота, на каждом по одному 152-мм орудию. Кроме того, союзники создали небольшую речную флотилию на реке Печоре.
На Северной Двине, как, впрочем, на всем Северном крае, интервенты англичане и др. Как писал историк британского флота Генри Ньюболт: «... Большинство относилось к собственной участи фаталистически, с готовностью примириться с тем, что случится, не желая сделать ничего, чтобы повлиять на ход текущих событий. Мурманский край, населенный не очень густо, дал всего 360 добровольцев, но даже в Архангельском районе с гораздо более плотным населением изъявило желание поступить в армию лишь 1900 человек. Карелы не отказывались защищать свою территорию против вторжения финнов и немцев, но не хотели воевать нигде за ее пределами.
Укрепления союзников состояли из ряда пулеметных блокгаузов, приспособленных к обороне домов, обнесенных сплошным рядом проволочных заграждений. В деревне Кургомень была установлена тяжелая батарея из двух морских 152-мм орудий. Тыловые позиции союзников находились у села Конецгорского и Пантелеевской Шужега , у устья реки Ваги и у Березников. С 1 мая 1919 г. В середине мая на фронт прибыла и союзная флотилия, в составе которой были мониторы М-23 и М-25, канонерки «Кокчафер», «Сайкала», «Крикет», «Глоуорм».
Союзникам удалось несколько потеснить красных. Заняв 21 июня линию реки Топса, союзники заставили красных отойти на позицию линии реки Сельменга — на правом берегу, и деревни Сельцо — на левом берегу. Эти позиции были достаточно оборудованы и давали возможность удерживаться на них при условии содействия Северодвинской флотилии. Англичане на захваченном участке реки немедленно приступили к тралению мин и дноуглубительным работам. При этом 24 июня два тральщика — «Fandango» и «Sword Dance» — взорвались на советских минных заграждениях.
Выставив минные заграждения в устье реки Топса мины типа «Рыбка» , союзная флотилия продвинулась к деревням Троицкая — Плес, где тоже провела траление фарватера. Там было смешанное заграждение красных из мин «Рыбка» и мин образца 1912 г. Красные заняли позиции у деревни Рубеж в 100 верстах ниже Котласа. У Рубежа было оборудовано заграждение реки Двины. Для заграждения красные затопили 70 больших лодок и барж, при этом левый рукав преградив совершенно, а в правом оставили «ворота», вблизи которых установили три баржи, которые в случае необходимости можно было затопить и тем самым совершенно преградить устье Двины.
Поводом к наступлению стал переход к красным 126 перебежчиков, сообщивших о волнениях в британском полку. Красная пехота атаковала русские белые части у деревни Троица и заставила их отступить в лес, находившийся между Троицей и рекой Сельменгой. На следующее утро белые и англичане начали совместную атаку, и красным пришлось оставить позиции и ретироваться на дальний берег Сельменги. Британская речная канонерская лодка «Глоуором» постройки 1915 г. По советским источникам «во время боя с нашей флотилией монитор М-33 получил попадание тяжелого снаряда, а канлодка "Крикет" получила попадание у ватерлинии и принуждена была спуститься вниз по реке и ошвартоваться у баржи-мастерской, чтобы спастись от затопления.
На канлодке "Сайкала" вследствие длительной стрельбы при больших углах возвышения вышла из строя артиллерия. Самолет сел на воду, а его экипаж — летчик Маршалл и наблюдатель Лаксдоун — бежали в лес. Позже их выдали красноармейцам местные крестьяне. Англичане, подтянув силы, попытались перейти в контрнаступление. Однако, нарвавшись на минные заграждения красных, «просвещенные мореплаватели» вновь отступили.
В первой половине августа начался отход британских войск к Архангельску. С отводом вниз британских судов возникли серьезные проблемы в связи с временным обмелением Северной Двины. Так, у деревни Чамово уровень воды на фарватере упал до 2 футов 0,61 м. Чтобы облегчить свои суда, англичане сняли с них все, что могли, включая артиллерию. С большим трудом британские суда преодолели Чамовский перекат, но два монитора М-25 и М-27 стащить с мели так и не смогли и 16 сентября по другим сведениям 17 сентября взорвали их.
Остальные суда английской флотилии встали на якорь у деревни Лявля в 30 верстах от Архангельска. Затем все суда благополучно достигли Англии. Мониторы типа «М» в 1920 г. В качестве блокшива М-33 сохранился до начала XXI века. На фронте у деревни Троицкой остались три канонерки, переделанные из колесных пароходов, и десять быстроходных моторных катеров, переданных англичанами белым.
Уходя, англичане забросали Северную Двину минами. Наряду с обычными минами ударного действия англичане впервые в мировой истории применили донные магнитные мины. Тральщики красных оперативно тралили шаровые мины и малые мины типа «Рыбка». Но вот 23 сентября в районе предполагаемого минного заграждения от необычайно сильного взрыва погиб советский тральщик «Белогор», что стало полной неожиданностью для красного командования. Начальство решило, что раз накануне фарватер был тщательно исследован тральщиками, то взрыв произошел от мелко поставленной шаровой мины, и приказало продолжить тральные работы.
На следующий день недалеко от места гибели «Белогора» от взрыва погиб тральщик «Посыльный» и получил повреждения «Удачный».
При этом первоначально западников пригласили сами местные большевики для защиты от белофиннов и немцев. Лев Троцкий, являвшийся народным комиссаром по иностранным делам и агентом Запада в составе советского правительства , ответил, что такое предложение следует принять. Юрьев заключил 2 марта 1918 г.
Высшая власть в пределах Мурманского района принадлежит Мурманскому Совдепу. Высшее командование всеми вооруженными силами района принадлежит под верховенством совдепа Мурманскому военному совету из 3 лиц — одного по назначению Советской власти и по одному от англичан и французов. Англичане и французы не вмешиваются во внутреннее управление районом: о всех решениях совдепа, имеющих общее значение, они осведомляются совдепом в тех формах, какие по обстоятельствам дела будут признаны нужными. Союзники принимают на себя заботу о снабжении края необходимыми запасами».
Начало вторжения 6 марта 1918 в Мурманске с корабля «Глори» высадилось два отряда английских морских пехотинцев в количестве 176 человек с двумя орудиям.
6 марта 1918 года Английские интервенты начали высадку войск в Мурманске
Немцы, заняв Ревель, высадили значительные силы генерала фон дер Гольца в Финляндии и угрожали оттуда захватить только что построенную Мурманскую железную дорогу. Британские и американские дипломаты посетили Мурманск, чтобы отдать дань памяти павшим в годы Первой и Второй мировых войнах и других военных конфликтах. 28 января 1918 г. в Мурманске неизвестными лицами был убит начальник Мурманского укрепрайона и отряда судов (Главнамур) контр-адмирал К.Ф. Кетлинский. Главная» Новости» Высадка англичан в мурманске.
Черчилль Сталину
- Столетие интервенции: в 1918 году британские войска высадились в Мурманске // Новости НТВ
- 22. Мурманск между интервентами (Валерий Горелик) / Проза.ру
- Почему высадка союзников в Мурманске названа интервенцией. Один день в истории
- TacticMedia / Архивная революция / SpeZinform
- Иностранная оккупация Русского Севера: что это было