Новости война в ираке 1991

Спору нет: американцы и их союзники в 1991 году одержали верх над, как тогда считалось, самой мощной «военной машиной регионального масштаба», имевшей опыт восьмилетней войны с не менее сильным традиционным противником Ирака — Ираном. Америка не жалела Ирак ни в 1991-м, ни в 2003-м годах, поэтому наносила массированные удары там, где этого требовала военная, а не политическая необходимость.

20 лет назад. Война в Ираке

Союзники пользовались полным господством в воздухе, а также имели преимущество в качестве вооружения и организации действий своих сил. Мир облетели кадры, запечатлевшие, как под крики толпы на главной площади Багдада солдаты сбрасывают с постамента статую Саддама Хусейна. Фото Unsplash А 1 мая, спустя 40 дней после вторжения, Джордж Буш в обращении к нации заявил, что крупные боевые операции в Ираке завершены, США и их союзники одержали верх и теперь переходят к фазе постконфликтной стабилизации и реконструкции. Бушу также пришлось признать, что оружие массового поражения еще не найдено.

И разрушено ли оно теперь, передано или спрятано - мы найдем истину", - пытался оправдаться американский президент. Эту "истину" ни США, ни их западные соратники, бомбившие Ирак, так и не нашли. Позднее инспекторы ООН и американские военные пришли к выводу, что Багдад не располагал программами создания оружия массового поражения, а Саддам Хусейн не имел связей с террористической группировкой "Аль-Каидой", в чем его обвиняли США.

В декабре 2005 года Буш заявил, что разведка США допустила ошибку. Как президент, я несу полную ответственность за решение войти в Ирак", - заявил Буш. Однако американский лидер так и не покаялся.

Не сложил свои полномочия. А международный суд в Гааге не выдал ордер на арест президента США. Зато на скамье подсудимых оказался Саддам Хусейн.

Иракский лидер был приговорен к казни. Смертный приговор был вынесен 30 декабря 2006 года, в первый день Курбан-Байрама - исламского праздника жертвоприношения. Нищета, беспорядки и теракты.

Что принесла "Иракская свобода"? Багдад пал, однако Иракская война только начиналась. Вторжение США привело к окончательному коллапсу экономики Ирака.

В стране воцарились нищета и разруха, иракские города захлестнула волна мародерства. Повсюду происходили беспорядки. Фото Unsplash Соединенные Штаты и их союзники предпочли безучастно наблюдать за тем, как волна массовых грабежей и мародерства захлестывала Багдад и другие города, отмечала правозащитная организация Human Rights Watch в своем докладе, опубликованном в 2005 году.

Обычные уголовники терроризируют население постоянными похищениями и вымогательством. Силы вооруженного сопротивления едва ли не ежедневно наносят удары не только по военным целям, но и по беззащитным мирным жителям, используя для этого теракты с участием смертников и закладку фугасов на дорогах. Расправы с баасистами, а затем и с теми, кто поддерживает оккупацию, из отдельных инцидентов практически превратились в повседневную практику.

Ареной кровавых боестолкновений становятся даже такие города, как Мосул, который поначалу считался примером успеха коалиционной оккупации. Американские войсковые операции против отрядов сопротивления сопровождаются неизвестным числом гражданских потерь и уничтожением имущества", - сообщала правозащитная организация. Вашингтон изначально сделал ставку на шиитское население, которое с самого начала военной кампании США придерживалось нейтралитета.

Однако это вызвало недовольство проживающих в Ираке суннитов. В итоге в стране вспыхнул межконфессиональный конфликт между суннитами, шиитами и курдами. Через некоторое время шиитская община начала также выступать против присутствия оккупационных войск на территории Ирака.

В итоге в стране вспыхнула настоящая партизанская война. США пришлось наращивать военный контингент в Ираке. Росло число убитых.

Помню, как в конце нашей первой командировки в Ирак, я думал: "Это работает! Конечно, я отвечал только за небольшой участок на севере Ирака - район Мосула к югу от него. Но мне казалось, что мы все делаем правильно, и наша стратегия работает.

Поэтому я был настроен очень оптимистично, когда приехал в Ирак во второй раз, в 2005 году, а потом еще в 2006-м. И вот тогда я увидел, что все уже стало по-другому. Столкновения были гораздо более кровавыми, ситуация становилась все сложнее и сложнее, а враг становился сильнее".

Возникшим в стране хаосом воспользовались террористы филиала "Аль-Каиды" в Ираке, который в 2013 году обособился и начал называться "Исламское государство". Теракты в Ираке превратились в пугающую обыденность. Всего за период с 2003 по 2013 год в стране произошло более 31 тыс.

США пытались подавить повстанческие и исламистские группировки. В ноябре 2004 года американские войска совместно с силами иракского правительства и британскими военными начали штурмовать город Фаллуджа, который стал оплотом для повстанцев. По данным Красного Креста, в ходе ожесточенных боев были убиты около 800 иракских мирных жителей.

Также сообщалось, что США во время штурма применили белый фосфор. Фото Pixabay В 2005 году в стране прошли парламентские выборы и было создано временное правительство. Однако мира это не принесло.

В стране сохранялись межконфессиональные противоречия, которые переросли в гражданскую войну. В течение этого года погибли 899 американских военнослужащих. В целом с марта 2003 года по ноябрь 2007 года потери Вооруженных сил США составили 3 855 военнослужащих.

К августу 2009 года Ирак покинули контингенты всех стран коалиции, кроме США.

Активная фаза операции длилась всего 26 дней. Clements Значение американского вторжения в Ирак для геополитики Спустя 20 лет после вторжения США в Ирак эксперты полагают, что есть все основания считать эту интервенцию переломным событием в современной истории международных отношений. В интервью "Известиям" генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов отметил: "Вторжение в Ирак и последующая оккупация этой одной из ведущих арабских стран имели долгосрочные и масштабные последствия для всего ближневосточного региона, причем некоторые из этих последствий не преодолены и по сей день. Разрушение Ирака пошатнуло устоявшийся баланс между шиитами и суннитами, дало толчок для быстрого подъема исламского фундаментализма и международного терроризма, запустило цепную реакцию кризисов государственности в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, что через семь лет обернулось драмой "арабской весны". Последствия интервенции США для Ирака Крах государственности Операция "Иракская свобода" началась под предлогом поиска в Ираке оружия массового поражения и привела к свержению режима Саддама Хусейна и Партии арабского социалистического возрождения "Баас". Однако на Западе по-прежнему с неохотой говорят о том, что именно американская интервенция привела к краху государственности Ирака.

Оккупационная администрация во главе с Полом Бремером сделала ставку на шиитские элиты, способствуя их продвижению на руководящие должности в Багдаде. Суннитское меньшинство, традиционно составлявшее основную часть политической верхушки страны Саддам Хусейн также был суннитом , ушло в оппозицию и инициировало партизанскую войну.

Офицеры ВВС США признавали, что удары по иракской инфраструктуре в том числе, по системе электроснабжения имели отношение к попыткам "ускорить воздействие санкций", то есть, "ослабить волю" гражданского населения и подтолкнуть его к свержению Саддама Хусейна. Ему нужно, чтобы кто-то дал возможность восстановить нормальную жизнь. Так вот, если у поддержанной ООН коалиции есть политические цели, она может сказать: "Саддам, когда ты согласишься сделать то-то и то-то, мы позволим твоим людям починить электросеть". Это дает нам долговременные рычаги давления. Геллман связался с военными аналитиками, и те посчитали, что на ремонт разрушенных трансформаторов и подстанций с помощью Запада уйдет около года, а вот для ремонта разрушенных американскими бомбовыми ударами главных машинных залов электростанций понадобится намного больше времени — пять лет. Руководство Пентагона, с которым связался Геллман, отказалось дать письменные разъяснения о конкретном военном значении 28 объектов электроэнергетики в 1991 году. Один офицер, которому позвонил Геллман, сказал: Люди говорят: "Вы что, не знали, что бомбовые удары окажут воздействие на водоснабжение и канализацию".

Да знали мы это. А зачем, как вы думаете, мы тогда вводили санкции — чтобы выручить иракский народ? Мы наносили удары по инфраструктуре, чтобы усилить воздействие санкций и поскорее получить от них эффект. Генерал-лейтенант Чарльз Хорнер Charles A. Horner , осуществлявший общее командование авиационной кампанией, пытался скрыть вредоносные цели разрушения электроэнергетической инфраструктуры. Он объяснил Геллману, что "психологическое воздействие на простых иракцев, которые лишились света в своих домах" стало лишь побочным эффектом [уничтожения инфраструктуры]. Геллман сообщает и о других оправданиях действий по разрушению инфраструктуры. Одно из них — что гражданское население Ирака несет свою долю вины за вторжение Саддама в Ирак. Другой офицер, сыгравший центральную роль в кампании авиаударов, отказался назвать свое имя и объяснил Геллману, что стратегические бомбовые удары наносились "по всем тем объектам, которые дают возможность нации выстоять".

По сути дела, были парализованы системы водоснабжения и канализации, а также другие зависящие от электричества жизненно важные службы. Также была серьезно повреждена работающая от электричества ирригационная система, необходимая для производства продовольствия в стране. Сразу же была разрушена система заморозки продуктов и лекарств. Это подтвердила группа из десяти американских медиков, которые в период с 27 апреля по 6 мая 1991 года посетили 11 крупных иракских городов и поселков, знакомясь с гуманитарной обстановкой. Отчет группы, опубликованный в "Медицинском журнале Новой Англии", подтверждает выводы, содержащиеся в докладе миссии Ахтисаари: "Мы выявили страдания трагических масштабов. Как часто бывает, за действия других расплачиваются самые юные и самые незащищенные. Дети умирают от болезней, которые можно предотвратить, и от голода, который стал прямым результатом кризиса в Персидском заливе… Главным фактором, способствующим эпидемии передающихся через воду заболеваний, явно стало разрушение инфраструктуры подачи электроэнергии. Бомбардировки коалиции нанесли относительно небольшой прямой ущерб гражданскому населению, однако разрушение инфраструктуры вызвало страшные и долговременные последствия для здоровья людей. Геллман пишет: "По словам аналитиков из Пентагона, через четыре месяца после окончания войны в заливе генерирующие мощности электроэнергетики Ирака были низведены до доиндустриального уровня, страна вернулась к 1920 году, когда еще не нашли широкого распространения холодильники, водоочистка и канализация".

Разрушение систем водоочистки и канализации Журналист Эд Вуллиами Ed Vulliamy рассказал, как во время войны в Персидском заливе союзники разбомбили водоочистные сооружения в городе Басра. Имеются письменные свидетельства очевидцев уничтожения других объектов гидросистемы. Команда из Гарварда в сентябре 1991 года сообщала, что посетила два очистных канализационных сооружения, которые обслуживают Багдад.

По данным различных источников, ракетный удар также пришелся на штаб-квартиру курдских сил безопасности в Эрбиле. Считается, что там базировались представители спецслужб США и Израиля. Также сообщается, что в результате обстрела погиб курдский бизнесмен Пешрав Дизайи. Интересно, что в его распоряжении была частная армия. По некоторым данным, в ней состояли бывшие военные Израиля и США.

Данная ЧВК, скорее всего, обслуживала интересы израильской разведки «Моссад». Интересную деталь о погибшем в разговоре с журналистом «Татар-информа» привел известный политолог и дипломат Сергей Марков. Он существовал за счет того, что ему позволили продавать нефть иракского Курдистана как раз в Израиль. Поэтому ответ будет не только со стороны США, но и Израиля», — пояснил эксперт. Тегеран уже взял ответственность за нанесение ударов, назвав это ответом США на теракт 3 января в Кермане Фото: стоп-кадр видео Месть за смерть генерала Сулеймани Тегеран уже взял ответственность за нанесение ударов, назвав это ответом США на теракт 3 января в Кермане, когда в результате взрывов погибли почти 100 человек, пришедших на кладбище в годовщину убийства генерала Касема Сулеймани. А также массированную ракетную атаку хуситов со стороны Америки и Великобритании. Иранская сторона также доложила об уничтожении одной из главных штаб-квартир израильской разведки — «Моссад» в иракском Курдистане.

​Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока

Во время первой войны в Ираке в 1991 г. американцы разбомбили половину школ (где-то 2000 из общего числа 4000).(57). 3 марта 1991 года иракские военные и руководство многонациональных сил подписали на авиабазе Сафван (Ирак) документы, регулирующие режим прекращения огня. Домой Войны, горячие точки и военные конфликты Война в Ираке 1990—1991 гг. («Буря в пустыне»).

Саддам Хусейн поверил Америке – и проиграл

Еще несколько сотен навеки остались на другой дороге, Шоссе 8, которая ведет в Басру. Фото разрушений на этих двух дорогах стали одними из самых узнаваемых образов операции «Щит пустыни». Накануне Багдад по радио объявил, что министр иностранных дел Ирака принял советское предложение о прекращении огня и приказал всем иракским войскам вывести войска из Кувейта в соответствии с 660 резолюцией ООН. На следующий день иракский президент сам объявил по радио, что вывод войск действительно начался по двум автомагистралям и будет завершен в тот же день, на что Буш отреагировал крайне резко, назвав заявления Хуссейна «оскорблением» и «жестоким обманом». Вместо того, чтобы принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле битвы, закончив тем самым войну а это могло быть невыгодным вариантом для США , Буш и военные стратеги Америки решили просто убить как можно больше иракцев. Первые взрывы раздались около полуночи. Сначала американские и канадские самолеты бомбили передний и задний концы конвоя, чтобы остальные не смогли спастись а затем атаковали основную часть. Главнокомандующий Центрального командования Соединенных Штатов получил от администрации Буша указание «никого и ничего не выпускать из Кувейта».

По словам пресс-секретаря, медлить было нельзя. И он был прав. Во время второй попытки организовать переговоры Ирак вновь публично ответил всё тем же отказом. Вот почему этот швейцарский чиновник сказал мне, что иракское правительство должно подчиниться требованиям международного сообщества, в противном случае иракские войска будут уничтожены», — вспоминает генерал-майор Абду ад-Дайри.

Премьер-министр Великобритании Джон Мейджор во время осмотра войск, дислоцированных в регионе Персидского залива. Январь 1991 года. Фото: Reuters «На следующий день было принято решение закрыть посольство Ирака в Швейцарии, а меня перевести в Багдад. Разумеется, я отправил телеграммой заявление на выход в отставку и вернулся в Багдад следить за развитием событий.

Первым, кого я встретил, был посол Абу Харис ас-Саддад. Когда он узнал, что я подал в отставку, он удивился и сказал, что Саддам не примет меня, и предупредил, чтобы я ни с кем не встречался. К счастью, в тот же день один видный иракский чиновник курдского происхождения пришёл в офис посла и сообщил, что ему было вверено передать мне приказ о моей отставке», — добавил он. По мнению собеседника RT, вторжение Ирака в Кувейт стало первым гвоздём в гроб Ирака и первым шагом к «уничтожению иракского народа, иракской земли и цивилизации».

Кроме того, события тех лет серьёзно ослабили сам арабский мир: в ЛАГ произошёл раскол, присутствие арабских государств в мире постепенно ослаблялось. Кроме того, именно после тех событий наблюдается активизация и усиление радикальных исламистских движений, годами позже возник феномен «арабской весны», беспорядки начались и в Йемене. А теперь представьте, что арабы проводят встречи с сионистами, с врагами ислама, с европейцами, где обсуждают, как убивать арабов и мусульман в Ираке. И, что не менее странно, духовенство в Саудовской Аравии или в Египетском университете аль-Азхар выпустило официальные фетвы, позволяющие убивать иракских, сирийских или египетских солдат.

Вот что, к сожалению, происходит. Сейчас уже никого не удивляет, что сирийская армия воюет с иракской. Эта катастрофа началась с Войны в заливе», — подчёркивает ад-Дайри. Морпех международной коалиции, 11 января 1991 года.

Лишь 24 февраля началась наземная фаза операции, которую назвали «Сабля пустыни». Продолжалась она лишь 100 часов. Саддам Хуссейн остался у власти в Ираке еще на 12 лет, пока не был свергнут новым вторжением американцев. Вторая война в Заливе резко изменила баланс сил в регионе. Затем американцы инициировали «арабскую весну» и стали строить «демократический Большой Ближний Восток».

В итоге там был создан «управляемый хаос», который в целом сохраняется до сих пор. Во-вторых, эту войну впервые в истории показывали практически в прямом эфире - ведущие телеканалы мира вели трансляцию непосредственно с мест боевых действий. Вклад стран был разный, не все предоставили свои военные контингенты, но политическая поддержка действиям коалиции была практически единодушной.

Геллман пишет: "По словам аналитиков из Пентагона, через четыре месяца после окончания войны в заливе генерирующие мощности электроэнергетики Ирака были низведены до доиндустриального уровня, страна вернулась к 1920 году, когда еще не нашли широкого распространения холодильники, водоочистка и канализация". Разрушение систем водоочистки и канализации Журналист Эд Вуллиами Ed Vulliamy рассказал, как во время войны в Персидском заливе союзники разбомбили водоочистные сооружения в городе Басра. Имеются письменные свидетельства очевидцев уничтожения других объектов гидросистемы. Команда из Гарварда в сентябре 1991 года сообщала, что посетила два очистных канализационных сооружения, которые обслуживают Багдад. Оба прекратили работу в первые недели войны, лишившись электроэнергии. Один объект был позже разрушен бомбами союзников, и по состоянию на начало мая 1991 года продолжал сбрасывать неочищенные сточные воды в реку Тигр. Кларк сообщал, что "четыре из семи крупных водонасосных станций в Ираке разрушены.

Бомбы и ракеты попали в 31 муниципальный объект водоочистки и канализации. В одном только Багдаде было 20 таких попаданий. Сточные воды стекали в Тигр и растекались по улицам Багдада, увеличивая число смертей от заболеваний, передаваемых через воду". Далее Кларк сообщает: "Водоочистные сооружения выведены из строя по всей стране. Те, что не были повреждены, не могут работать без электричества. На протяжении многих недель население Багдада набирало воду для питья ведрами в Тигре. При этом не было ни телевидения, ни радио, ни газет, которые могли бы предупредить его об опасности". ИноСМИ основывает свои заключения на документе, подготовленном разведывательным управлением министерства обороны США и рассекреченном в 1995 году. Он утверждает, что Соединенные Штаты специально лишили Ирак возможности обеспечивать население питьевой водой. В докладе РУМО от 18 января 1991 года, который был озаглавлен "Уязвимости иракских систем водоочистки" и направлен в передовые командования союзных войск, представлен подробный технический отчет об иракских водоочистных сооружениях и даются детальные объяснения о том, какое воздействие можно оказать на Ирак и его население, если разрушить такие объекты и не дать их восстановить.

О значении доклада РУМО мы подробно поговорим позднее. Разрушение предприятий по производству хлора В рассекреченном американском докладе сообщается об уничтожении предприятий по производству хлора, предположительно в результате бомбардировок союзников: Восстановление мощностей по подготовке пригодной для питья воды в масштабах всей страны замедлено благодаря 1 разрушению мощностей по производству хлора и 2 большим финансовым затратам на восстановление разрушенных нефтехимических производств и необходимости импортировать продукты хлора из-за рубежа. Водоочистные системы и переносные генераторы, предоставленные в рамках гуманитарной помощи, в лучшем случае могут стать временной мерой. Министерство здравоохранения Ирака продолжает публиковать инструкции для населения о необходимости кипятить воду, доводить еду до полной готовности, а также хранить пищу и воду в чистых емкостях. В июне 1991 года газета New York Times сообщила со ссылкой на иракские правительственные источники, что во время войны было повреждено шесть заводов по производству хлора. На одном был начат ремонт, и его удалось ввести в строй в короткие сроки, однако он мог обеспечить потребности Ирака в хлоре для водоочистки всего на 20 процентов. Разрушение сети связи Иракская системе телекоммуникаций была выведена из строя в первые дни войны в Персидском заливе. Миссия по выявлению фактов из Международного союза электросвязи МСЭ , работавшая в Ираке в июне-июле 1991 года, сообщила: "400 000 из 900 000 иракских телефонных линий уничтожены. Чтобы не допустить распространения информации, новостей и предупреждений для населения, было уничтожено шесть беспроводных широковещательных станций, 12 телевизионных станций и пять радиостанций. Без электричества даже неповрежденные радиопередатчики и приемники оказались бесполезны.

Разрушение транспортной системы В стране, которая строилась в основном по берегам двух больших рек, было повреждено и уничтожено 139 автомобильных и железнодорожных мостов, в том числе, 26 в одной только провинции Басра.

Войны в Персидском заливе: причины и последствия

Последствия интервенции США для Ирака Крах государственности Операция "Иракская свобода" началась под предлогом поиска в Ираке оружия массового поражения и привела к свержению режима Саддама Хусейна и Партии арабского социалистического возрождения "Баас". Однако на Западе по-прежнему с неохотой говорят о том, что именно американская интервенция привела к краху государственности Ирака. Оккупационная администрация во главе с Полом Бремером сделала ставку на шиитские элиты, способствуя их продвижению на руководящие должности в Багдаде. Суннитское меньшинство, традиционно составлявшее основную часть политической верхушки страны Саддам Хусейн также был суннитом , ушло в оппозицию и инициировало партизанскую войну. Рост экстремизма в Ираке Балканизация иракского народа стала благодатной почвой для экстремистов — в первую очередь для филиала "Аль-Каиды" в Ираке, объявившего в 2013 году об обособлении и именующегося теперь "Исламское государство" запрещено в РФ. Поскольку ИГ принадлежало к суннитской ветви, организацию пополнили многие иракские сунниты, проживающие преимущественно на северо-востоке страны. В 2015 году, когда иракские правительственные силы начали широкомасштабную кампанию по освобождению захваченных районов, группировка контролировала более 90 тысяч квадратных километров в Ираке и соседней Сирии.

Зачистить завоеванные города от игиловцев у Багдада получилось только к зиме 2017 года.

У превосходящих по вооружению повстанцев было мало тяжёлого вооружения и мало ракет класса «земля-воздух», что делало их почти беззащитными против боевых вертолётов и беспорядочных артиллерийских обстрелов, когда баасисты ответили на восстания мощным ударом. По данным Human Rights Watch , «в своих попытках вернуть города и после укрепления контроля лоялисты убили тысячи тех, кто противостоит им, будь то повстанцы или гражданские лица, открыв беспорядочный огонь по мятежным районам; казнили их на улицах, в домах и больницах; задерживали подозреваемых, особенно молодых людей, во время обысков по домам, арестовывали их с предъявлением обвинений или без предъявления обвинений или массово расстреливали; и использовали вертолёты для нападения на тех, кто пытается бежать из городов» [28].

Поступило несколько сообщений о нападениях с применением химического оружия, в том числе о применении нервно-паралитического вещества во время подавления мятежа в Басре. После расследования ООН установила, что нет никаких доказательств того, что Ирак использовал химическое оружие для подавления восстаний, но не исключила возможности того, что Ирак мог использовать газообразный фосген, который не был бы обнаружен после нападения [24]. По данным правительственной исследовательской группы США по Ираку, иракские военные действительно использовали нервно-паралитический газ зарин , а также нелетальный газ CS в массовых масштабах, когда в марте 1991 года против повстанцев в Кербеле и прилегающих районах были совершены «десятки» вылетов с использованием импровизированных вертолётов; также сообщалось о очевидных атаках горчичным газом в районах Наджафа и Кербелы силами США, которые были размещены там в то время [29].

На юге силы Саддама к концу марта подавили всё сопротивление, кроме небольших анклавов. Курдское восстание на севере страны было подавлено ещё быстрее, чем началось. После вытеснения Пешмерги из Киркука 29 марта правительственные танки 30 марта вошли в Дахук и Эрбиль , 1 апреля в Заху, а 3 апреля в Сулейманию, последний важный город, удерживаемый повстанцами.

Наступление правительственных войск было остановлено в Коре, узкой долине недалеко от руин Калъат-Диза , где курды во главе с Масудом Барзани успешно оборонялись. По данным Государственного департамента США и группы по иностранным делам парламента Австралии , иранская повстанческая организация Моджахеды Ирана , укрытая в Ираке Саддамом Хусейном, помогала Республиканской гвардии в жестоком подавлении восстаний [30] [31]. Бывшие моджахеды сообщили, что Мариам Раджави сказал: «закатайте курдов своими танками и сохраните свои пули для иранской революционной гвардии» [32].

В тот же день Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию 688, осуждающую угнетение иракским правительством курдов и требующую от Ирака уважать права человека своих граждан [24]. Жертвы[ править править код ] Число погибших было велико по всей стране. Повстанцы убили многих чиновников и офицеров баасистов.

В ответ тысячи безоружных граждан были убиты неизбирательным огнём танков, артиллерии и вертолётов лоялистов, а многие исторические и религиозные сооружения на юге были преднамеренно атакованы по приказу Саддама Хусейна [17]. Силы безопасности Саддама вошли в города, часто используя женщин и детей в качестве живого щита, где они задерживали людей и казнили их без суда и следствия или когда наугад исчезали тысячи людей в рамках политики коллективной ответственности. Многих подозреваемых пытали, насиловали или сжигали заживо [34].

Многие из убитых были похоронены в братских могилах [17]. Места массовых захоронений, содержащие тысячи тел, были обнаружены после падения Саддама Хусейна в апреле 2003 года [35]. Из 200 массовых захоронений, зарегистрированных Министерством по правам человека Ирака в период 2003—2006 годов, большинство находилось на Юге, в том числе одно, как полагают, содержало до 10 000 тел [36].

Кризис, связанный с наплывом беженцев[ править править код ] Грузовики с гуманитарной помощью для курдских беженцев, 29 апреля 1991 года. В марте и начале апреля почти два миллиона иракцев, 1,5 миллиона из них курды [37] , бежали из охваченных войной городов в горы вдоль северных границ, в южные болота, а также в Турцию и Иран. К 6 апреля Верховный комиссар ООН по делам беженцев подсчитал, что около 750 000 иракских курдов бежали в Иран и 280 000 в Турцию, а еще 300 000 собрались на турецкой границе [24].

Подход к иммиграции беженцев был встречен Ираном и Турцией с другим подходом. Иран открыл свои границы для беженцев, в то время как Турция сначала закрыла свои границы и открыла их только после международного давления и заверений в финансовой помощи, чтобы справиться с беженцами [38]. Иран также получил гораздо меньше международной помощи для преодоления кризиса, чем Турция, в основном из-за их напряженных отношений с США.

Согласно отчётам международных организаций по оказанию помощи, на которые ссылается Надер Энтассар, Турция получила более чем в семь раз больше помощи на одного беженца, чем Иран [38].

Шеварднадзе опубликовали советско-американское заявление, осудившее иракское вмешательство и призвавшее к выводу иракских войск с Кувейта. Этим шагом, две наисильнейшие мировые державы соединились и прекратили поставки орудия Ираку. Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю. Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М. Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение.

Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией. Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США. Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним.

СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица. Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион.

Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника.

Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе.

В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения.

В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии. Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами. В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений. Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак.

Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель. Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива. Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель. Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств. Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО. Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей. Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении.

Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника.

Потери По разным оценкам, жертвами операции стали от 30 до 150 тыс. В ходе операции серьезно пострадала инфраструктура страны, было разрушено большое число промышленных и нефтедобывающих предприятий. По заявлениям руководства многонациональных сил, их потери составили около 340 человек, из них 293 — американские военнослужащие в том числе 145 человек — небоевые потери. Потери авиации стран коалиции составили 52 самолета и 23 вертолета. Невыученные уроки Казалось бы, это была идеальная операция с идеальными целями — освобождение оккупированной агрессором страны при минимальных потерях. Однако ее последствия оказались не столь удачными. У многих военных специалистов вопросы начались еще в ходе финальной фазы операции. Согласно воспоминаниям саудовского командующего генерала Халеда бен Султана бен Абдель Азиза Аль Сауда, он был изрядно озадачен, когда на вторые сутки наземного наступления его американский коллега генерал Норман Шварцкопф командующий американскими и европейскими подразделениями вдруг заявил, что "может скоро получить приказ от президента Джорджа Буша-старшего о прекращении военных действий".

По воспоминаниям Посувалюка, в январе 1992 года по случаю годовщины начала войны в Багдаде была организована масштабная пропагандистская кампания по поводу "победы" в войне, легендарного героизма армии и народа, беспримерного полководческого таланта Хусейна. Сам иракский лидер заявлял, что "Ирак не просил прекращения огня", это, дескать, силы коалиции сами попросили об этом. Разочарована была и та часть иракского общества, которая была настроена против Хусейна. Они надеялись, что разгром иракской армии приведет к падению режима. Помимо этого, сохранение нестабильности в Ираке позволяло оставить в районе Персидского залива крупный военный контингент.

Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года

Война в Персидском заливе — вооруженная кампания 1990–1991 годов, которую вела военная коалиция из 35 стран в ответ на вторжение Ирака в вляемые Соединенными Штатами усилия коалиции против Ирака проводились в два ключевых этапа. Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году.

КУВЕ́ЙТСКИЙ КРИ́ЗИС 1990–91

Цитата 1991 год — операция «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракских войск, выпущены 282 крылатые ракеты. 1996 год — операция «Удар в пустыне» против Ирака для защиты курдов, выпущены 44 крылатые ракеты. В январе 1991 года многонациональные силы (МНС) под началом Соединённых Штатов начали большую военную операцию против Ирака под названием «Буря в пустыне». Война в Персидском заливе (1991) — Война в Персидском заливе Дата 2 августа 1990 – 28 февраля 1991 Место Север Аравийского полуострова Причина Аннексия Ираком Кувейта. Итог Победа международной коалиции; освобождение Кувейта. Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991). Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам.

“Шоссе смерти”: как американцы уничтожали отступающих иракцев (1991 г.)

Холодная война подходила к концу, Советский Союз вступил в полосу упадка, а Европа была слишком занята революциями 1989 года, свергшими коммунистов на востоке Старого Света. Что касается США, то Саддаму казалось, что спустя всего 15 лет после неудачной войны во Вьетнаме у американцев нет никакого желания ввязываться в еще один военный конфликт в отдаленной от себя части света", — рассказал ТАСС профессор Южного университета в штате Джорджия Уильям Эллиссон. В действиях Хусейна исследователь видит "тяжелейший геостратегический просчет": "Саддам всерьез рассчитывал, что дело ограничится ничего не значащими протестами со стороны ООН. И никому не придет в голову изгонять иракские оккупационные силы из Кувейта.

И даже более того: надеялся, что вторжение заставит саудовцев гораздо больше уважать Ирак. Ничего из этого не оправдалось". В июле 1990-го состоялись последние переговоры между Ираком и Кувейтом об урегулировании финансовых претензий.

Багдад настаивал, что соседи вышли за рамки квоты на добычу нефти, установленной ОПЕК, и провоцируют снижение цен. Разгневанный такой незначительной суммой, Хусейн решил прибегнуть к силе: вышел из переговоров и приказал готовиться к войне. Идем на Восток?

Если в Багдаде полагали, что воевать за Кувейт не в интересах американцев, то не приняли в расчет дебаты о военном бюджете, разворачивавшиеся в Конгрессе. Холодная война шла к своему завершению, и оппозиция потребовала от президента Джорджа Буша-старшего снизить военные расходы. Глава государства призывал не торопиться, но убедить оппонентов в своей правоте не смог.

В марте 1990 года подкомитет Сената по вооруженным силам проголосовал за то, чтобы сократить численность военных кардинально: в три раза больше, чем предлагали в Белом доме. Намечалось столкновение: Буш с одной стороны, верхняя палата — с другой. Угрозы Ирака вторгнуться в Кувейт пришлись для администрации республиканцев как нельзя кстати.

Настолько, что впоследствии возникли подозрения, будто Белый дом способствовал тому, чтобы Хусейн почувствовал себя безнаказанным и попробовал захватить соседнюю страну. Сигналы, приходившие из Белого дома, и правда могли дезориентировать иракцев. Наряду с предостережениями против вторжения американцы давали понять, что не обязаны и, возможно, не будут защищать Кувейт военной силой.

Но уже 24 июля пресс-секретарь Госдепартамента Маргарет Тутвайлер предложила взглянуть на проблему под другим углом: "У нас с Кувейтом нет никаких оборонительных соглашений и никаких специальных обязательств в области обороны или безопасности Кувейта тоже нет". А 25 июля посол США в Ираке Эйприл Глэспи произнесла ставшую знаменитой фразу, обращаясь лично к Саддаму Хусейну: "У нас нет мнения по поводу арабо-арабских конфликтов вроде ваших с Кувейтом разногласий относительно границ". Двойственные сигналы — и пугающие, и примирительные — продолжали поступать вплоть до самого начала боевых действий 2 августа 1990 года.

Однако против выступила... В Белом доме санкции против Ирака сочли несвоевременными. Но 31 июля, выступая перед Конгрессом, помощник госсекретаря по Ближнему Востоку Джон Келли заявил: "Мы не связаны договорными обязательствами в области обороны ни с одним государством Персидского залива.

На Ирак был наложен ряд санкций, введена морская блокада. В ответ на это в Ираке были задержаны граждане тех стран, которые приняли участие в санкциях. Эти люди оказались фактически на положении заложников и использовались Ираком для политического манипулирования. Российский фильм о войне в персидском заливе, разоблачает некоторые мифы о ней, которые появились на западе в ходе войны. Категория: Война в Персидском заливе 1991 Добавлено:Понедельник 12.

Эта война стала доказательством того что теперь Америка будет использовать оружие для защиты Саудовской Аравии, сдерживания угроз в Персидском заливе, а также для отражения агрессии одного государства против другого. В целом проблема режима Хусейна, можно сказать, была создана Соединенными Штатами. В то время как появление новых проблем, таких как крушение социалистических режимов, в Восточной Европе и ослабления влияния СССР в Ближнем и Среднем Востоке заслуживало большего внимания. Поэтому, скорее всего США со стороны Ирака реальной угрозы для своих интересов не ощущали, поэтому они не верили до конца в то, что Ирак решиться на оккупацию Кувейта. В тоже время Хусейн так же недооценил США.

Он надеялся на то, что они не будут вмешиваться в его конфликт с Кувейтом. По сути, Вашингтон надеялся на то что, оказывая поддержку Ираку, он окупиться умеренным поведением со стороны Саддама, точнее, они считали, что он прекратит связи с террористическими группировками и начнет конструктивную игру в решении арабо-израильского вопроса, после чего станет гарантом региональной стабильности. Но по разведочным данным ЦРУ, Хусейн продолжал оказывать финансовую помощь международным террористам. Но не каких важных решений Америка не предпринимала для того что бы поставить иракского лидера на место. Это и дало основание Саддаму не бояться ответных реакций со стоны США.

Так же, хотелось бы отметить, что Вашингтон был в курсе того что Ирак разрабатывал программу по созданию оружия массового поражения, расходовал значительную часть кредитов на развитие военной области и делал резкие заявления в сторону Кувейта; но при этом администрация белого дома закрывала на это глаза и накануне оккупации Кувейта Ираком не указала Саддаму на неизбежность жестких мер в случае его вторжения в Кувейт. Он писал: "Тот самый Запад, который столь усердно добивался выполнения резолюций ООН и направил свои войска и корабли, чтобы освободить Кувейт, на протяжении десятилетий оставался глух к более значимым проблемам региона и до сих пор ничего не делает для проведения в жизнь резолюций, принятых по иным поводам. Полной поддержкой Запада пользуются причиняющие страдания народам диктаторские режимы. Их правители купаются в роскоши в то время как народы этих государств живут в условиях жуткой нищеты и голодают. Запад закрывает глаза, когда людей лишают свободы, но широко открывает их, как только появляются признаки антизападных настроений или опасной религиозной войны.

Вот почему многие арабы полагают, что их страдания - результат заговора диктаторских режимов и Запада". Данное общественно- политическое мышление выполнялось в политике улучшения взаимоотношений с западными государствами. На политику Советского Союза в большей мере влиял принятый советским руководством курс на сближение с Соединенными Штатами. В правительстве к этому времени возобладала точка зрения, согласно которой, основной интерес СССР должен обратиться на Запад в расчете на приобретение поддержки, инвестиций и новой технологии. Другой внутренний фактор, влиявший на политику Москвы - религиозно-национальный вопрос, а именно, представители мусульманских движений являлись в ряде регионов СССР более серьёзной альтернативой коммунистическому руководству.

Они анализировали мусульманские регионы Советского Союза как часть наиболее широкого мира мусульманской цивилизации. Советский Союз поставлял крупные партии орудия и технологии в Ирак, тем самым укрепляя собственную экономику. Внутреннее положение государства оставляло желать лучшего, Советский Союз был на грани развала. Шеварднадзе опубликовали советско-американское заявление, осудившее иракское вмешательство и призвавшее к выводу иракских войск с Кувейта. Этим шагом, две наисильнейшие мировые державы соединились и прекратили поставки орудия Ираку.

Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю. Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М. Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение.

Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией. Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США.

Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица.

Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации.

Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел.

Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире.

Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств.

Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном.

На данное предложение США ответило отказом, сославшись на то, что авторитарный режим в Ираке угрожает стабильности на Ближневосточном регионе. Битва за Багдад К началу битвы за Багдад Иракское командование спешно сосредотачивало в столице значительные силы. По мимо основных сил, в столице дислоцировались подразделения Республиканской гвардии, считавшейся наиболее боеспособными войсками Ирака. В свою очередь США предприняло штурм участия британских войск, силами одной дивизии морской пехоты и одной пехотной дивизии при поддержке военно-воздушных сил. Командный центр одной из бригад пехотной дивизии США, пораженный иракским ракетным комплексом. Утром 10 июня американские войска двинулись на юго-западную окраину Багдада с целью получения контроля над на международным аэропортом «Саддам». Силами Республиканской гвардии удалось отбить первые атаки американских войск, после чего те сменили тактику, возобновив воздушные налёты. Попытки союзнических войск окружить Багдад также не увенчались успехом, поскольку рубежи западнее и восточнее Багдада защищались иракским корпусом, укрепившимся в бункерах. В результате инцидента было ранено пятеро человек. СССР в тот же день выступило с нотой протеста, потребовав немедленно прекратить все боевые действия в Багдаде и сесть за стол переговоров. Несмотря на то, что американская сторона обязалась провести расследование инцидента, до сих пор остаются неизвестны ни ответственные за обстрел, ни причины, по которым он был совершён. Пули от американских винтовок М16, извлечённые из раненых дипломатов и из повреждённых автомобилей, свидетельствуют в пользу двух основных версий: случайного поражения колонны, попавшей под перекрёстный огонь; и умышленной атаки колонны советских дипломатов американскими военными. Так, некоторые СМИ утверждали, что советские дипломаты могли вывозить архивы Саддама Хусейна или даже самого президента. Также высказывалась версия о том, что обстрел советских дипломатов был необходим для того, чтобы рассорить советское правительство и Саддама Хусейна, обвинив последнего в убийстве членов посольства. Бросок на Багдад В ответ на произошедшие события Советское командование, без предварительного уведомления иракской стороны, отдало секретный приказ миротворческим силам, располагавшимся северо-восточнее Багдада, совершить марш-бросок к Багдаду. Лишь после того как подразделения преодолели половину пути Хусейну сообщили о плана советского правительства. Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены. Следует отметить, что американская разведка, не обладавшая информацией о предстоявшей операции, узнала о передвижении советских миротворцев от военно-воздушных сил. Для пресечения возможных инцидентов, американским самолётам было приказано прекратить бомбардировку в предполагаемом районе сосредоточения войск до выяснения обстоятельств. Кроме того, был изменено направление наступления передовых войск США: бригада американских войск вновь возобновила наступление на аэропорт и прилегающие районы в западной части города. Вход советских миротворческих подразделений в Багдад, 18 июня 2003 года Колонна советских миротворцев прибыла в Багдад примерно в 2 часа ночи по местному времени 16 июня 2003 года, заняв правительственный квартал, а также укрепившись на нескольких стратегически важных районах столицы, заняв круговую оборону и организовав блокпосты. В скором времени туда прибыли миротворцы из других районов, а к северо-востоку от города совершили посадку военно-транспортные самолёты ВВС СССР, которые перебросили три полка ВДВ, а также военную технику с миротворческими обозначениями. На утро министерство иностранных дел СССР заявило о том, что город Багдад должен быть немедленно объявлен нейтральным городом, во избежании гуманитарной катастрофы. Фактически американское правительство увидело в этом угрозу возникновения прямого столкновения с Советским Союзом. Днём 17 июня американский посол передал ноту протеста советскому правительству — американское руководство требовало немедленного вывода советских войск из города. Мирное урегулирование конфликта 22 июня 2003 года было подписано соглашение о прекращении огня и отводе войск союзников и Ирака от линии фронта. Изначально иракская сторона сопротивлялась данному предложению ссылаясь на то, что в случае возобновления боевых действий, столица Ирака останется без защиты. В свою очередь союзники настаивали на том, чтобы Багдад и вовсе был объявлен нейтральным городом и из него были выведены все вооружённые силы. Начался процесс мирных переговоров между всеми сторонами конфликта. Советский Союз настаивал на немедленный вывод союзнических войск с территории Ирака, поскольку их вторжение произошло в нарушение резолюций ООН. Вместе с тем Соединённые Штаты настаивали на том, чтобы добиться ухода в отставку Саддама Хусейна, Дебаасизации запрет правящей партии «Баас» и реформирование партийно-государственных институтов и проведения свободных выборов. Конец войны Этноконфессиональный состав Ирака В результате месячных переговоров о судьбе Республике Ирак 27 июля 2003 года было принято относительно компромиссное решение: В Ираке вводилась многопартийная система отделялись партийные структуры от государственных, при сохранении Саддама Хусейна на посту президента и сохранении легальной деятельности партии «Баас». На территорию Ирака допускались международные миротворческие силы. Республика делилась на три территории в соответствии с этническим составом — в курдские провинции вводились миротворцы из стран Варшавского договора, в шиитские провинции вводились миротворцы стран НАТО, а суннитские провинции оставались под полным контролем правительства. Размер вооружённых сил Ирака сокращался с 375 тысяч человек до 90 тысяч человек. Служба в армии переводилась на добровольную основу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий