УМПК то на ФАБ-3000 будет не тот, что на ФАБ-500 и даже ФАБ-1500, а гораздо крупнее. Не улетят, нельзя сделать размах крыльев в 6 раз больше. Бомба ФАБ-500 с модулем УМПК. Но с помощью ФАБ-3000 и УМПК такую задачу можно решить», – уверен Козюлин.
Россия возобновляет выпуск фугасных авиабомб ФАБ-3000
Fighterbomber: ВКС России расконсервировали бомбы ФАБ-3000 | Массовое производство трехтонных фугасных авиационных бомб ФАБ-3000 началось в России, сообщило министерство обороны РФ. |
Пугающая ФАБ-3000, удар по инфраструктуре. Главное на Украине на утро 22 марта | Российская авиабомба ФАБ-3000 с универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК) стала объектом обсуждения на Национальном радио Китая (CNR), где было отмечено, что она представляет серьезную угрозу для Вооруженных сил Украины (ВСУ). |
Самый весомый аргумент СВО — три тонны взрывчатки и ужаса | «На предприятии многократно увеличено производство авиационных бомб ФАБ-500, в два раза увеличено производство ФАБ-1500, а с февраля текущего года организовано массовое изготовление ФАБ-3000», — говорится в сообщении. |
Что известно о характеристиках ФАБ-3000 и как она повлияет на ход СВО | Если же говорить о применении УМПК на ФАБ-9000, ФАБ-5000 или ФАБ-3000, то здесь большое значение будет играть дальность, с которой эти боеприпасы можно будет применять. |
Эксперты назвали российскую авиабомбу ФАБ-3000 «рискованным излишеством» | Именно массированное применение ФАБов с УМПК позволило преодолеть линию сопротивления и продвинуться вперед. |
Украина содрогнется от новых русских ФАБ-3000
ФАБ-3000 способна полностью разрушить укрепрайоны, что делает ее одним из самых мощных оружий в арсенале российских Воздушно-космических сил. «ФАБ-3000 применялись в ходе боевых действий в зоне СВО при штурме "Азовстали". Среди поставляемых в Воздушно-космические силы боеприпасов будут и авиабомбы ФАБ-3000. Смеем предположить, что более одной ФАБ-3000 с УМПК Ту-22М3 брать не будет. Российская авиабомба ФАБ-3000 с универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК) стала объектом обсуждения на Национальном радио Китая (CNR), где было отмечено, что она представляет серьезную угрозу для Вооруженных сил Украины (ВСУ).
Россия готовится применять в зоне СВО уникальное оружие
Вместе с тем эксперт отметил такие преимущества "супербомбы", как низкая себестоимость и сила, сравнимая с ракетой. В то же время в материале утверждается, что ударные способности ФАБ-3000 могут ознаменовать "Судный день" для украинской пехоты. Так, отметил Юнлин, средства противовоздушной обороны, которыми обладает Украина, не способны перехватывать "супербомбы", что сделает российское оружие фатальным для Киева.
Тут важна не столько мощность, сколько точность попадания для обрушения входов в тоннели. Русская армия сейчас применяет ФАБы на четком расстоянии от линии фронта: максимум в 70-80 километров вглубь территории, контролируемой ВСУ. Использовать их для ударов по глубоким тылам противника пока невозможно, ведь они запускаются с самолетов. А средств ПВО у украинцев, несмотря на все разговоры об их «истощении», пока достаточно, чтобы наши ВВС не могли заходить в зону их действия», — говорит Владимир Евсеев. Поэтому пока речь не идет об уничтожении новыми ФАБами объектов в глубоком украинском тылу. До мостов и тоннелей, играющих стратегическую роль для ВСУ, нам нужно еще добраться, и это — вопрос не завтрашнего дня.
По мнению аналитиков, потенциально ВС РФ способны уничтожать при помощи сверхтяжелых бомб коммуникации в стратегическом тылу противника, но для этого нужно сначала уничтожить все его средства ПВО в этом районе, что вряд ли возможно. Поэтому целями для ФАБ-3000 могут стать пока только важные объекты врага, находящиеся на тактической глубине его территории. Аналитики уверены, что самая главная задача — четко отработать технологию применения таких бомб. С какой высоты, на какой скорости она должна сбрасываться, чтобы пролететь, как минимум, 50-60 километров, не входя в зону действия ПВО. Как считают военспецы, именно для ФАБ-3000 с УМПК может быть разработан специальный ускоритель, который доведет дальность планирования таких бомб до 100 километров. В этом случае они станут просто чудовищным оружием как по эффективности, так и по своей разрушительной силе. Уважаемые читатели!
Использование 3,3-тонной бомбы — рискованное излишество, учитывая, насколько разрушительными уже являются небольшие планирующие бомбы», — пишет Forbes. Ранее стало известно, что Россия начала массовое производство ФАБ-3000, которая будет также оснащена унифицированным модулем планирования и коррекции УМПК.
Министр обороны Сергей Шойгу во время посещения с инспекцией оборонного предприятия в Нижегородской области. На заднем плане авиабомба ФАБ-500 М-54. Фото: кадр из видео МО РФ По информации из некоторых источников, решение о возобновлении производства трехтонной авиабомбы М-54, было приято еще в конце 2022 года, однако ее производство началось только в 2024 году, после успешных боевых испытаний в зоне СВО, мощного авиационного боеприпаса ФАБ-1500 с унифицированным модулем планирования и коррекции УМПК. Ожидается, что российская трехтонная авиабомба, также получит УМПК. Характеристики Тип и масса авиабомбы. Российская трехтонная фугасная авиационная бомба ФАБ-3000, впервые была произведена в 1946 году, с соответствующим индексом М-46, массой в 3 тонны и весе боевого вещества в 1400 кг. В 1954 году, авиабомбу модернизировали до М-54, с массой в 3067 тонны и весом боевого вещества в 1200 кг.
Размер имеет значение.
Министру обороны РФ Сергею Шойгу в ходе его поездки на предприятия ОПК в Нижегородской области сообщили о кратном увеличении производства фугасных авиационных бомб ФАБ-500, двукратном росте выпуска ФАБ-1500 и массовом изготовлении ФАБ-3000 с февраля текущего. В России запустили массовое производство трехтонных фугасных авиационных бомб ФАБ-3000, говорится в сообщении Министерства обороны. Возобновление производства тяжелых авиабомб ФАБ-3000 и оснащение их универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК) станет для Вооруженных сил Украины (ВСУ) "смертельной угрозой". «Будут ли или есть у ФАБ-3000 свои модули УМПК, — продолжает рассказ военный эксперт, — пока неизвестно. «Плохие новости для НАТО. В серию пошли трехтонные авиабомбы ФАБ-3000. Украинский форпост уничтожен до основания мощнейшим взрывом авиабомбы ФАБ-3000.
CNR: российская бомба ФАБ-3000 с УМПК несет критическую угрозу ВС Украины
Это значительно повышает эффективность боевой работы фронтовой авиации и, как мы видим, способствует успехам ее совместных операций с наземными войсками. Но для взлома укрепрайонов типа авдеевского требовались более эффективные боеприпасы повышенной мощности - в полторы тонны и более. Такие авиабомбы выпускаются промышленностью в ином форм-факторе - М-54 - это менее обтекаемые бомбы с головным опорным кольцом и литым корпусом, которые создавались в свое время для применения из внутренних отсеков тяжелых бомбардировщиков. Самым легким самолетом, который мог быть носителем ФАБ-1500, был фронтовой реактивный бомбардировщик Як-26 - он мог взять один боеприпас. Современный Су-34 может нести три ФАБ-1500, но с учетом эффективности применения таких тяжелых боеприпасов ему пришлось бы делать большое количество вылетов. Ведь круговое вероятное отклонение таких бомб составляет более 200 м. Убойная точность И еще один момент: фугасное воздействие тяжелых бомб огромное, но с увеличением расстояния от точки падения смертоносность бомбы падает в геометрической прогрессии. По опыту боевого применения ФАБ-3000 радиус летального для личного состава противника сплошного поражения ударной волной составляет не менее 40 м, а радиус поражения с выводом личного состава из строя контузии, ранения и т. Понятно, что если такой бомбе обеспечить точность хотя бы в 10 м, то можно "менять ландшафты", уничтожая намеченные цели.
Её длинна составляет 2765 метра с диаметром в 630 мм. Некоторые источники утверждают, что авиабомба, оснащенная импульсно-реактивным двигателем, способна планировать на расстояние до 150 км. На данный момент известно, что авиабомба ФАБ-1500 с модулем УМПК, размещается только на подвесках истребителя-бомбардировщика Су-34, который способен сбросить боеприпас на высоте до 12 км. За счет слишком тяжелого веса, на модуль УМПК приходится устанавливать реактивный двигатель для увеличения дальности и стабилизации авиационного боеприпаса, что является в некотором смысле ноу-хау российских разработчиков.
Оснащение таких боеприпасов крыльями и системой управления было логичным и ожидаемым решением - точно так же поступили в свое время в США и некоторых других странах НАТО. Рассеивание обычных бомб, как правило, составляет десятки метров. И логично, что с применением УМПК цель, на которую раньше требовалось потратить 20—25 бомб, может быть гарантированно уничтожена одной-двумя. Это значительно повышает эффективность боевой работы фронтовой авиации и, как мы видим, способствует успехам ее совместных операций с наземными войсками. Но для взлома укрепрайонов типа авдеевского требовались более эффективные боеприпасы повышенной мощности - в полторы тонны и более. Такие авиабомбы выпускаются промышленностью в ином форм-факторе - М-54 - это менее обтекаемые бомбы с головным опорным кольцом и литым корпусом, которые создавались в свое время для применения из внутренних отсеков тяжелых бомбардировщиков. Самым легким самолетом, который мог быть носителем ФАБ-1500, был фронтовой реактивный бомбардировщик Як-26 - он мог взять один боеприпас. Современный Су-34 может нести три ФАБ-1500, но с учетом эффективности применения таких тяжелых боеприпасов ему пришлось бы делать большое количество вылетов. Ведь круговое вероятное отклонение таких бомб составляет более 200 м.
Таким образом, при прочих равных целесообразность применения УМПК на боеприпасах большего калибра явно выше, чем на боеприпасах меньшего калибра. Нет, так не получится, поскольку существуют и другие ограничения. К примеру, в некоторых случаях боеприпас повышенного могущества может быть опасно избыточен, например, когда мы хотим поразить какой-то объект в центре города. В этом случае мощности ФАБ-500 может быть вполне достаточно, тогда как ФАБ-9000 не просто уничтожит цель, но и сложит несколько высотных жилых зданий рядом, что приведёт к неоправданной гибели мирных жителей — мы же не США с союзниками, которые стирали в пыль города, и не украинцы, которые лупят даже по своим согражданам. Но куда более значимым является иной фактор — ограниченные возможности самолётов Российских Военно-воздушных сил ВВС по доставке боеприпасов того или иного типа. Повторюсь, цифры и их соотношения являются вымышленными. Одно дело — какие-нибудь 50 километров, на которых стратегический бомбардировщик-ракетоносец может быть легко поражён зенитно-ракетным комплексом ЗРК большой дальности, типа американского ЗРК Patriot, другое дело — 150 километров — на такой дальности сброса носитель будет в значительно большей безопасности.
Россия возобновляет выпуск фугасных авиабомб ФАБ-3000
Вот почему мы не проводим новую мобилизацию. В этом нет необходимости. Она может быть различного веса и состава, но обычно используется для уничтожения живой силы и легкой бронетехники. Авиационные бомбы, известные как ФАБ, обладают своей основной разрушительной силой за счет взрыва их боеголовки. Это самые мощные и универсальные бомбы среди бомб основного назначения.
К основным разрушительным эффектам ФАБ относятся газовые продукты, образующиеся при взрыве, превышение высокого давления, ударные волны в воздухе или на земле, сейсмические волны и шрапнель от осколков корпуса бомбы. ФАБ в основном используются по таким целям, как объекты тыла и связи, военно-промышленные и энергетические объекты, боевые машины и личный состав.
В целом, как указал министр обороны, нижегородские предприятия ОПК выполнили те задачи, которые перед ними поставили год назад. Кроме того, за счет ввода новых объектов они работают с опережением графика производства.
Скорее всего, речь пойдет о масштабировании уже отработанной конструкции, что также означает минимальные сроки на испытание, доработку и запуск в серийное производство», не сомневаются на Украине. Однако главным вопросом остается самолет-носитель. Шатным носителем таких авиабомб является бомбардировщик Ту-22М3. Однако украинские эксперты полагают, что рисковать этими ценными самолетами на передовой Россия не будет. Проблему здесь видят в том, что Су-34 не является штатным носителем столь крупногабаритного и тяжелого боеприпаса, а значит самолет потребует некоторых доработок. Впрочем, Су-34 поднимает почти трехтонный подвесной топливный бак, поэтому, наверняка справится и с бомбой, которая вместе с модулем будет весить максимум на 500 килограммов больше.
Но меняется и более «классическое» вооружение, перестраиваясь на новые условия. Сюда следует отнести российские ФАБ-1500 Фугасная Авиационная бомба — особенно мощные авиабомбы, которые сильно влияют на очертания линии соприкосновения. Свободнопадающие авиационные бомбы сегодня — это не совсем то же самое, что было, например, во времена Второй мировой войны. Тогда точность бомбометания практически полностью зависела от качеств средств наведения, компетентности экипажа бомбардировщика и тактик применения авиации. Именно поэтому существовало два основных способа бомбометания, доказавших эффективность. На тактическом уровне это пикирующие бомбардировщики — наведение при пикировании давало высокие результаты в точности, можно было попасть и по колонне техники, и по мосту. Так действовали знаменитые немецкие Ju-87. Другое решение — ковровые бомбардировки. Это уже уровень стратегический, обычно это связывают с действиями англо-американской авиации, которые создавали особенно тяжёлые бомбардировщики и применяли их большими группами. Однако, когда США попытались повторить эти практики во Вьетнаме, никаких военных результатов это не принесло, только колоссальные жертвы. Главная слабость обоих подходов заключалась в уязвимости самих самолётов, которым приходилось действовать в условиях массивного применения средств ПВО. Пока это были артиллерийские средства, потери были терпимы, но с появлением ракетных средств и радиолокационной разведки, игра всё менее стоила свеч. В то же самое время точность бомбометания прямо зависела от факторов высоты, скорости и погодных условий тот же боковой ветер, который на разных высотах разный по силе и направлению. Соответственно, чем выше забирался бомбардировщик и чем раньше он сбрасывал бомбы до вхождения в активную зону ПВО , тем ниже была результативность. Отчасти это решалось ракетным вооружением, ведь ракета имеет собственный двигатель и может управляться в полёте.
Размер имеет значение.
Автор указал, что ФАБ-3000 будет оснащена унифицированным модулем планирования и коррекции (УМПК), который превратит этот боеприпас в планирующую бомбу. ФАБ-3000 — это фугасный авиационный снаряд весом три тонны, с потенциальным радиусом поражения до 46 метров. ФАБ-3000 В России начали массово производить трёхтонные фугасные авиабомбы ФАБ-3000, сообщает Министерство обороны. «ФАБ-3000 применялись в ходе боевых действий в зоне СВО при штурме "Азовстали".
Самый весомый аргумент СВО — три тонны взрывчатки и ужаса
Российские ВКС получили новые массовые разрушительные авиационные боеприпасы — трехтонные бомбы ФАБ-3000, которые, скорее всего, уже получили универсальные модули планирования и коррекции (УМПК). Шойгу доложили о начале производства бомб ФАБ-3000. CNN связывал успехи российских военных с применением ФАБ-500 и ФАБ-1500. Карта боевых действий по сводке последних новостей под Авдеевкой: ВКС ровняют с землей позиции ВСУ в Бердычах и Семеновке. ФАБ-3000 получили «крылышки» УМПК: сможет ли применять тяжелые авиабомбы Су-34? ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила. Затем «встали в боевой строй» фугасные бомбы больших калибров. Многие специалисты сегодня задаются вопросом – может ли ФАБ-3000 М-54 с УМПК изменить ход боевых действий? ФАБ с УМПК за 9 месяцев прошли путь, на который «Боингу» понадобилось 5 лет и 5 млрд долларов.
Украина содрогнется от новых русских ФАБ-3000
Так, радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 метров. Противник в радиусе до 158 метров получал контузии с кровотечением из носа и ушей. При взрыве ФАБ-3000М остаются полностью разрушенные сооружения в круге диаметром около 35 метров. Отмечалось, что пятитонная авиабомба может быть сброшена с высоты 15 тысяч метров при скорости полета 1200 километров в час. Цели ФАБ-5000М — особо прочные объекты, как над землей, так и под ней.
Что касается их меньших собратьев — полуторатонной управляемой авиабомбы УПАБ-1500Б и ее планирующего аналога — их применяют на Украине. Военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин отмечал , что они очень эффективны и помогают ВС России спасать российские самолеты. Он привел мнение американских журналистов, что именно планирующие бомбы мешали успешному проведению контрнаступления Вооруженных сил Украины ВСУ. На Западе считают , что ВСУ плохо оснащены для борьбы с российскими планирующими бомбами.
Украинские командиры уверены, что единственном ответом на них могут стать военные самолеты.
В целом, как указал министр обороны, нижегородские предприятия ОПК выполнили те задачи, которые перед ними поставили год назад. Кроме того, за счет ввода новых объектов они работают с опережением графика производства.
Появление планирующих авиабомб в арсенале российской армии может серьезно повлиять на ход специальной военной операции на востоке Украины. Базовым носителем этой бомбы являются бомбардировщики Ту-22М3.
Первоначально бомбы выбрасывали вручную, потом их стали подвешивать на специальных держателях в фюзеляжах или под самолётом.
Сброс в этом случае производился через бомболюки. Внутренняя подвеска бомб впервые осуществлена на самолётах «Илья Муромец». А в 1916 году в России был сконструирован электросбрасыватель. Носителем нового мощного боеприпаса стал бомбардировщик Пе-8. Эффект от взрыва был близок к ожидаемому. Последние удары ФАБ-5000 приняли на себя уже форты крепости Кёнигсберг 7 апреля 1945 года. Внушительной номенклатурой фугасных бомб в годы Второй мировой войны располагала американская авиация.
Вес её составлял 1758 кг, длина - 2096 мм, диаметр - 457 мм. Бомба содержала 147 кг пикрата аммония. Сброшенная с высоты 6100 метров М63 могла пробить горизонтальную броню толщиной до 305 мм. Совершенствование авиационного оружия продолжилось и в послевоенное время. В конце 1940 годов на вооружение в СССР были приняты несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг, предназначавшиеся в основном для ударов по крупным морским и сухопутным целям. Затем «встали в боевой строй» фугасные бомбы больших калибров. Бомба предназначалась для поражения военно-промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий, судов на стоянках.
Коррекция сверху: управляемые бомбы добавили сил российской авиации
Существенным преимуществом российских ФАБов с УМПК является относительно невысокая стоимость по сравнению с крылатыми ракетами «Калибр» и оперативно-тактическими ракетами «Искандер-М». Автор статьи уточнил, что ФАБ-3000 не поместится под истребителем-бомбардировщиком Су-34, в связи с чем носителем авиабомбы с УМПК может стать бомбардировщик Ту-22М. ФАБ-3000 с УМПК не влезет на держатели Ту-22М3. В начале 2024 года, началось (возобновилось) производство и тяжелой авиабомбы ФАБ-3000 М54, которая также будет оснащена модулем УМПК. «Будут ли или есть у ФАБ-3000 свои модули УМПК, — продолжает рассказ военный эксперт, — пока неизвестно. NR: ФАБ-3000 с УМПК прекратит существование пехоты врага.
Российская авиабомба ФАБ-3000: новое оружие, шокирующее Украину
От «Кузькина отца» не спрятаться, не скрыться | Скорее всего, подвеска одной-двух ФАБ-3000 с УМПК также негативно скажется на способности Су-34 маневрировать. |
CNR: российская бомба ФАБ-3000 с УМПК несет критическую угрозу ВС Украины | Значит, смеем предположить, УМПК для ФАБ-3000 (и Ту-22М3) уже имеется или как минимум в процессе разработки», – говорится в посте. |
Китайский эксперт оценил влияние ФАБ-3000 с УМПК на ход СВО | Новость замечательная, но предусмотрены ли к таким изделиям унифицированные модули планирования и коррекции (УМПК)? |
Россия возобновляет выпуск фугасных авиабомб ФАБ-3000 | Первоначально дальность полёта ФАБ-1500 с УМПК составляла до 100 километров. |
CNR: в России начался выпуск ФАБ-3000, которые нанесут фатальный удар по ВСУ
Главное на Украине на утро 22 марта 22. На Украине заявили о поражении энергообъектов по всей стране О начале производства новых бомб сообщило Минобороны России, рассказывая о визите министра обороны РФ Сергея Шойгу на один из военных заводов. Кроме того, расширили на заводе и номенклатуру производимых артиллерийских боеприпасов. Таких результатов удалось достигнуть благодаря проведению на предприятии расконсервации производственных мощностей, технического перевооружения и модернизации производственных линий изготовления снарядов современным высокотехнологичным оборудованием", — сообщило российское оборонное ведомство. Но они были взяты из запасов, сделанных еще при Советском Союзе, и производство их не возобновлялось. Но специальная военная операция показала, что данный боеприпас необходим при штурмовке особо укрепленных районов", — рассказал Леонков. По его словам, возобновлённое производство будет вестись уже по современным технологиям, которые позволят использовать эти бомбы практически в качестве высокоточного оружия. По словам эксперта, использование этих бомб в сочетании с баллистическими вычислителями сброса превратит ФАБ-3000 в "высокоточный боеприпас, который будет точно укладываться в цель с минимальным круговым вероятностным отклонением".
Леонков указал, что если на трёхтонную бомбу поставить универсальный модуль планирования и коррекции, её можно будет сбрасывать с такого расстояния, которое позволит самолёту-носителю не входить в зону поражения противовоздушной обороны противника. ФАБ-3000 будут еще страшнее, если начнут в новой версии применяться после нового производства в зоне специальной военной операции", — подчеркнул он. Бывший замглавы администрации Бердянска, инженер и ракетостроитель Алексей Васильев раскрыл и ряд других деталей по поводу применения ФАБ-3000. И хотя я сам давно твердил, что необходимо наращивание энергетики БЧ, ведь современные технологии строительства требуют большей затраты энергии на разрушение и дробление железобетона, тем не менее не стоит увлекаться и ожидать чудо-оружия. Законы физики никто не отменял, и увеличение вдвое массы бомбы по сравнению с ФАБ-1500 не увеличит вдвое диаметр и глубину воронки. Поэтому если от калибра с 500 кг БЧ крупный цех засыпан мусором и только в месте попадания что-то разломано, то для большинства зданий, сооружений 3000 кг будет с избытком.
Это уже уровень стратегический, обычно это связывают с действиями англо-американской авиации, которые создавали особенно тяжёлые бомбардировщики и применяли их большими группами. Однако, когда США попытались повторить эти практики во Вьетнаме, никаких военных результатов это не принесло, только колоссальные жертвы. Главная слабость обоих подходов заключалась в уязвимости самих самолётов, которым приходилось действовать в условиях массивного применения средств ПВО. Пока это были артиллерийские средства, потери были терпимы, но с появлением ракетных средств и радиолокационной разведки, игра всё менее стоила свеч. В то же самое время точность бомбометания прямо зависела от факторов высоты, скорости и погодных условий тот же боковой ветер, который на разных высотах разный по силе и направлению. Соответственно, чем выше забирался бомбардировщик и чем раньше он сбрасывал бомбы до вхождения в активную зону ПВО , тем ниже была результативность. Отчасти это решалось ракетным вооружением, ведь ракета имеет собственный двигатель и может управляться в полёте. Соответственно, авиация сильно ограничена в возможностях использовать особенно мощные ракетные вооружения. Корректируемые и управляемые бомбы Корректируемые бомбы родились ещё в годы всё той же Второй мировой. От обычных бомб их отличало более развитое оперение, что позволяло значительно точнее предсказать её место падения и снизить зависимость от погодных условий. Тогда же появляются и управляемые бомбы, а в экипаже появляется оператор вооружения, который при помощи радиосигналов управляет оперением. Для повышения точности уже в 1944 году у британцев появляется телевизионный канал наведения, когда оператор в бомбардировщике видел на экране, куда летит бомба, и оперативно корректировал подлёт к цели. В наши дни различия между корректируемыми и управляемыми бомбами всё более размыты. Происходит это из-за внедрения комплексов навигации и наведения. Сегодня для авиабомб применяются как методы спутниковой навигации, так и наведения по лазерному лучу, а оперение управляется уже в автоматическом режиме.
Первое принятие на вооружение советскими ВВС фугасной авиационной бомбы ФАБ-3000 М-54 состоялось в 1954 году, в 90-е годы производство прекратилось вместо таких "слонобоев" стали применять ракеты , но сейчас стартовало заново. С самого начала СВО военные инженеры занимались доведением до ума как самой трёхтонной бомбы, так и созданием для неё и других бомб ФАБ унифицированного модуля планирования и коррекции. При этом дальность планирования должна будет составить порядка шестидесяти километров — то есть бить врага ВКС РФ смогут достаточно издалека.
Еще одно серьезное преимущество новых российских бомб - сложность борьбы с ними. Натовские ЗРК имеют слишком большое работное время промежуток времени между моментом обнаружения воздушной цели средствами обнаружения зенитного ракетного комплекса и пуском первой зенитной управляемой ракеты и не успевают обнаружить, взять на сопровождение, а затем уничтожить российскую планирующую авиабомбу. При этом эффективность их боевого применения не уступает высокоточному оружию. Все это делает новые российские авиационные боеприпасы пригодными для массового производства. В подтверждение тому несколько дней назад Минобороны России сообщило, что одно из предприятий оборонно-промышленного комплекса в Нижегородской области многократно увеличило производство авиабомб ФАБ-500 и в два раза ФАБ-1500. С февраля 2024 г. Все они могут оснащаться унифицированными модулями планирования и коррекции. Согласно украинским источникам только в феврале 2024 г. Внутри каждой из них находится примерно одна тонна тротила, которая способна разнести в щепки любое укрепление и деморализовать личный состав врага обширными разрушениями и мощной взрывной волной приводящей к контузии. Для уничтожения наземных и надводных малоразмерных прочных и особопрочных целей типа усиленных железобетонных укрытий, командных пунктов, железнодорожных мостов, боевых кораблей, транспортных судов применяются управляемые планирующие авиабомбы УПАБ-1500Б. Круговое вероятное отклонение от цели не превышает 10 м. Для поражения бункеров, хорошо защищенных складов, других подземных объектов применяются корректируемые авиационные бомбы КАБ-1500 с лазерным или телевизионным самонаведением. Согласно открытым источникам максимальная дальность применения КАБ-1500 составляет 50 км. Бомба способна пробить 3 метра железобетона или 20 метров земли. КАБ-1500 оснащена бетонобойной боевой частью проникающего типа. На ней установлен взрыватель с замедлением. Благодаря приобретенной в полете кинетической энергии бомба проникает на большую глубину, пробивает бетонные перекрытия, а затем взрывается в подземном помещении, уничтожая все внутри.